В помощь школьнику. Сочинение на тему: Кутузов и Наполеон в романе Война и мир, Толстой Сравнение внешности двух героев

Антитеза в романе

Образы Кутузова, Наполеона в романе «Война и мир» Толстого занимают одно из центральных мест. Изображая войну с Францией, автор населяет свой роман реальными историческими личностями: император Александр, Сперанский, генерал Багратион, Аракчеев, маршал Даву. Главными среди них, безусловно, становятся два великих полководца. Их масштабные фигуры возникают перед нами, как живые. Мы уважаем и сочувствуем Кутузову и презираем Наполеона. Создавая этих героев, писатель не даёт подробной характеристики. Наше впечатление складывается на основании поступков, отдельных фраз, внешнего вида персонажей.

Основным приёмом композиции произведения является приём антитезы. Противопоставление звучит уже в самом названии, как бы предвосхищая события. Фигуры Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» тоже противопоставлены друг другу. Оба, по мнению Толстого, сыграли большую роль в истории. Разница в том, что один из них герой положительный, а другой – отрицательный. Читая роман, надо иметь в виду, что это художественное произведение, а не документальный труд. Некоторые черты героев намеренно преувеличены, гротескны. Таким образом писатель добивается наибольшего эффекта и даёт оценку персонажам.

Портрет героев

Прежде всего, Кутузов и Наполеон сравниваются внешне. Русский фельдмаршал – человек старый, грузный, больной. Ему тяжело передвигаться и вести активный образ жизни, которого требует обстановка военного времени. Утомленный жизнью полуслепой старик не может, по мнению представителей светского общества, стоять во главе армии. Таково первое впечатление о Кутузове.

То ли дело бодрый молодой французский император. Здоров, активен, полон сил и энергии. Только читатель странным образом чувствует симпатию к пожилому человеку, а не к блистательному герою. Такого эффекта писатель добивается с помощью незначительных деталей в портрете своих персонажей. Описание Кутузова бесхитростно и правдиво. Описание Наполеона проникнуто иронией.

Главная цель

Противопоставлены и жизненные цели героев. Император Наполеон стремится завоевать весь мир. Уверенный в своей гениальности, он считает себя безупречным полководцем, способным управлять ходом исторических событий. «Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу». Этот человек ради достижения своих целей не остановится ни перед чем. Он готов жертвовать жизнями людей, чтобы потешить своё самолюбие и тщеславие. Сомнения, угрызения совести, раскаяние в содеянном – понятия и чувства незнакомые герою. Наполеону важно «только то, что происходило в его душе», а «всё, то было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире зависело только от его воли».

Фельдмаршал Кутузов ставит перед собой совершенно другие цели. Он не стремится к власти и почестям, равнодушен к людской молве. Старый человек оказался во главе армии по желанию русского народа и по велению долга. Его цель – защитить свою Родину от ненавистных захватчиков. Путь его честен, поступки справедливы и осмотрительны. Любовь к Отчизне, мудрость и честность руководят действиями этого человека.

Отношение к солдатам

Два великих полководца руководят двумя великими армиями. От них зависят миллионы жизней простых солдат. Всю меру ответственности хорошо понимает лишь старый и немощный Кутузов. Он внимателен к каждому своему бойцу. Ярким примером является смотр войска под Брауну, когда полководец, несмотря на своё плохое зрение, замечает изношенные сапоги, потрёпанное обмундирование войска, узнаёт знакомые лица в общей массе многотысячного войска. Он не будет рисковать жизнью простого солдата ради одобрения государя императора или очередной награды. Разговаривая с подчинёнными на простом и понятном языке, Михаил Илларионович Кутузов вселяет надежду в душу каждого, хорошо понимая, что победа в сражении зависит от настроения каждого солдата. Любовь к Родине, ненависть к врагу и желание отстоять свою независимость и свободу объединяют командующего с подчинёнными и делают сильнее русское войско, поднимают его дух. «Они у меня будут конину жрать», – обещает Кутузов и выполняет своё обещание.

У самовлюблённого императора Наполеона иное отношение к своему бравому войску. Для него имеет ценность только собственная персона. Судьба окружающих его людей ему безразлична. Наполеону доставляет наслаждение разглядывать поле битвы, усеянное мёртвыми и ранеными телами. Он не обращает внимания на переплывающих бурную реку улан, готовых погибнуть на глазах у своего обожаемого императора. Не чувствуя ответственности за жизни слепо верящих в него людей, Наполеон заботится о своём комфорте, благополучии и славе победителя.

Сила и слабость полководцев

История всё расставила по своим местам. Отечественная война 1812 года была с позором проиграна французской армией, несмотря на великие планы Наполеона. В решающей битве под Бородино император растерян и подавлен. Его гениальный ум неспособен понять, какая сила заставляет противника вновь и вновь подниматься в атаку.

Мотивы героизма и мужества своих солдат хорошо понятны фельдмаршалу Кутузову. Он испытывает ту же боль за Россию, ту же решимость пойти, что и миллионы окружающих его людей во время великой битвы под Москвой. «До чего… до чего довели!» – взволнованно восклицает Кутузов, переживая за страну. Пожилой обессиленный человек своей мудростью, опытом и силой духа приводит Россию к победе над сильнейшим противником. Кутузов, вопреки воле императора и большинству голосов генералов, на совете в Филях мужественно берёт на себя ответственность. Он принимает единственно правильное, но очень трудное решение об отступлении и оставлении Москвы. Это проявление великой силы духа, отречение от себя спасло русскую армию и помогло впоследствии нанести несокрушимый удар по врагу.

Сочинение «Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» даёт возможность проанализировать поступки великих полководцев, их роль в исторических событиях 1812 года, понять, на чьей стороне правда и в чём состоит величие и сила человеческого характера.

Тест по произведению

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир». Сравнительная таблица находится в конце статьи.

Какими же эти главнокомандующие: Кутузов и Наполеон предстают в изображении Толстого?

Роман Л. Н. Толстого «Война и Мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». В своем произведении писатель прославил главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой неоднократно подчеркивает, что Кутузов является настоящим народным героем. Кутузов предстает перед нами в романе как простой русский человек и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Для Толстого главное в Кутузове — его кровная связь с народом — «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Автор представляет Кутузова как мудрого полководца, который глубоко и правильно понимает и предполагает ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается позже. Например, он правильно оценил значение Бородинского сражения, отметив, что это победа. В изображении Толстого Кутузов — это живое лицо. Автор показывает его походку, жесты, мимику, его знаменитое око, которое является или ласковым или насмешливым.

Противоположной Кутузову фигурой является Наполеон. Толстой решительно выступает против «культа» Наполеона. Для писателя Наполеон — это агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, убивал русских людей, грабил, уничтожал великие культурные ценности, даже отдал приказ уничтожить Кремль. Наполеон — самовлюбленный, властный полководец, который стремится к мировому господству. В первых частях романа Толстой иронически говорит о раболепии перед Наполеоном, которое возникло и распространилось в высших светских кругах России. С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к этому государственному деятелю. Так, он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти нет ничего. Однако Наполеон «верил в себя и весь мир верил в него».

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему. Писатель рисует этого знаменитого полководца как «маленького человека» с неприятно-притворной улыбкой на лице, с «круглым животом». Наполеон предстает перед нами как влюбленный в себя человек, который далек от мыслей о народе. Не случайно слово «я» является любимым словом Наполеона. В этом можно увидеть противопоставление Кутузова Наполеону. По мнению автора, настоящим героем является народный полководец, тот кто действительно болеет за свободу своей Отчизны.

Таким образом, читатель делает вывод о том, что два полководца диаметрально противоположны. Наполеон — воплощение самоуверенности и честолюбия. Единственное положительное в этом образе — это его актерские способности. Толстой помогает читателю сделать вывод о том, что Наполеон прославился в Европе только благодаря этим способностям. Резкое противопоставление Кутузова и Наполеона подается автором романа с точки зрения отношения каждого из них к народу, а также к собственной личности. Толстой считает, что в Кутузове воплощены лучшие черты общественного деятеля того времени — патриотизм, простота, скромность, чувствительность, решимость и искренность в достижении цели, подчинение собственных интересов и целей воли народа. Вместе с тем, Наполеон, по мнению Льва Толстого, является человеком эгоистичным, который пренебрегает интересами народа.

Все мысли, чувства и поступки Кутузова направлены на достижение цели, которая отвечает интересам народа, — сохранить свою самостоятельность, избавиться от злого и коварного врага. Вся его деятельность носит народный характер, определяется его любовью к Родине, народу, верой в его силу. Назначен главнокомандующим против воли царя, но по желанию людей, Кутузов видит патриотизм армии и населения как решающую предпосылку победы.
Совсем другой, антинародный характер имеет деятельность Наполеона. Она направлена против интересов европейских народов, которые он ограбил и убил.

Он представил себя сверхчеловеком, которому не подходит заботиться о духовном состоянии людей, которые его окружают.

В поведении российского полководца Толстой отмечает скромность, доступность для народа. Более того, для Кутузова важно мнение о себе именно простых людей. Совсем другим предстает перед нами Наполеон. Он не может отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в нем нет настоящей величества.

И, наконец, главное отличие между этими двумя полководцами состоит в том, что Кутузов в битвах всегда старался действовать в полном единении со всем русским народом. Лев Толстой видит в этом главную причину победы России в тяжелой войне 1812 г. В противовес Кутузову Наполеон не только не понимал, но и не пытался понять настроения своего народа.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что выдающийся деятель становится настоящим победителем только при условии единства с народом. Единство лидера и народа является залогом победы. Отсутствие такого единства приводит к поражению.

В романе «Война и мир» Л. Толстой рисует образы двух великих полководцев: Кутузова и Наполеона. Но отношение к этим двум историческим деятелям эпохи различное.

Наполеон изображен в романе сатирически. Внешность этого «великого» человека ничтожна и смешна. Толстой не раз повторяет определения «маленький», «малый ростом», снова и снова рисует «круглый малый живот императора», «жирные ляжки коротких ног».

Писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие выражения лица Наполеона. Особенно резко вырисовывается одна его черта - позерство. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно-величественен». Наполеон уверен: все, что делает и говорит он, «есть история». И даже такое отнюдь не величественное явление, как дрожание икры его левой ноги, выражавшей его гнев или беспокойство, представляется ему значительным, историческим.

По мере того как развертываются исторические события, все отвратительнее становится внутренний и внешний облик Наполеона. В период Аустерлицкого сражения он еще сохраняет человеческие черты: «…на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика.» Но годы идут. Новые сражения. Новые трупы. Лицо остается холодным и все больше оплывает жиром. И вот в день Бородинского сражения мы видим страшно изменившийся, отталкивающий облик императора («желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом»).

Главный аргумент, который выставляет писатель против тех, кто считал наполеона великим, заключается в следующем: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке деяний исторической личности писатель применяет нравственный критерий.

В отличие от Наполеона Кутузов в изображении Толстого не только способен понять простого человека, но и сам по натуре простой человек. В его облике Толстой прежде всего и отмечает эту простоту, обыкновенные черты старого человека, «дедушки», как называет его крестьянская девочка Малаша. Ничего от повелителя народов нет в этом «полном, рыхлом» старике, в его сутулой фигуре, ныряющей тяжелой походке. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости! Вспомним его, когда он говорит с солдатами: «Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки». Такова же речь Кутузова, понятная и близкая каждому. «Перестал говорить главнокомандующий, - замечает Толстой, - а заговорил простой, старый человек, очевидно, что-то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам».

Отличаются друг от друга и военные стратегии Наполеона и Кутузова.

Для Наполеона любое сражение в любой войне - это игра в шахматы, и все зависит от опытности и умения игрока. Поэтому он пытается руководить сражением, отдавая распоряжения одно за другим.

Совсем не то Кутузов. В Бородинском сражении, например, он не стремится отдавать распоряжения, но внимательно следит за происходящими событиями, всматривается в выражение лиц офицеров, приезжающих к нему с донесениями, вслушивается в интонацию их речи. Толстой объясняет поведение главнокомандующего: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч людей, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Для Толстого Кутузов - идеал общественного деятеля и идеал человека. Противопоставляя его Наполеону, писатель замечает: «…он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи». Вся его деятельность была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска».

Образ Кутузова исторически правдив. Однако в размышлениях о деятельности великого полководца отразились противоречия, свойственные мировоззрению писателя.

Сопоставляя Наполеона и Кутузова, Толстой тем самым решает вопрос о роли личности в истории. Писатель приходит к выводу, что историей правят не отдельные личности, а народ. И именно поэтому главной мыслью романа является «мысль народная».

Произведение «Война и мир» является одним из величайших во всей русской литературе. В нем Л. Н. Толстой смог нарисовать широкую панораму жизни русского общества с 1805 по 1820 год. И в центральной части этой панорамы находится разгром наполеоновских войск, которые до этого времени казались совершенно непобедимыми. На страницах своего романа Толстой развивает идею о том, какова роль народа и личности в развитии исторических событий.

Единение с народом

Образ Кутузова в романе «Война и мир» - один из самых благородных во всем произведении. Полководец был человеком, который ни одним своим действием или словом не изменил собственным убеждениям. Он был примером настоящего самоотвержения, а также умения понимать будущее значение наступающих событий. Сложно представить себе такого человека, деятельность которого была направлена на достижение одной и той же цели на протяжении столь длительного времени. И так же сложно представить себе более достойную задачу, чем была у Кутузова.

Кутузов был не только мудр, но и близок к народу, он ценил жизнь каждого солдата. И поэтому из остальных исторических личностей только Кутузов назван истинно великим человеком. Писатель поднимает образ полководца на самую высокую ступень чистоты духовных устремлений.

Добродушный и внимательный полководец

Описывая образ Кутузова в романе «Война и мир», необходимо подчеркнуть: полководец наделен Толстым чертами харизматичного лидера - у него есть авторитет, который основывается на его личных качествах. Это мудрость и героизм, и даже в некоторой степени святость. Во время встреч с солдатами полководец умеет находить с ними общий язык, иногда даже пускает в ход интересную и забавную шутку. Можно услышать от Кутузова и «стариковское добродушное ругательство». Например, можно вспомнить, как солдаты делились впечатлением о Кутузове после смотра под Браунау. Один солдат говорит о том, что Кутузов «кривой, об одном глазу». Другой вторит ему - «Вовсе кривой». Но на это следует ответ, что Кутузов все сумел увидеть - и сапоги, и подвертки.

Понимание духа войска

В 1812 году и полководец, и каждый простой солдат был наполнен патриотизмом. Описывая Бородинское сражение, Толстой подчеркивает: Кутузов понимал, что исход битвы решается не распоряжениями командующего войсками. Давая описание образу Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может подчеркнуть: он понимал, что главную роль играет та неуловимая сила, которая носит название «дух войска». Полководец может лишь наблюдать за этой силой и руководить ею, но только в определенной степени. К примеру, когда Кутузов получает новость о пленении Мюрата, он говорит, что еще пока рано радоваться. Однако вместе с тем он посылает адъютанта проехаться по войскам и рассказать всем это известие.

С этой же целью поддержания высокого духа в войске Кутузов в конце дня Бородинского сражения отдает распоряжение зачитать среди солдат приказ о завтрашнем наступлении. Когда простые солдаты услышали этот приказ, смысл которого проистекал из чувств главнокомандующего, они, хотя и измученные, ободрялись и утешались.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» глубоко патриотичен. Это качество можно проследить не только в словах самого Кутузова, но и в тех словах, которыми характеризуют его другие герои. Например, князь Андрей обретает спокойствие после того, как встретился с Кутузовым. Болконский размышляет о полководце в таком ключе: Кутузов ничего не придумает, однако все сможет выслушать и расставить на свои места. Полезному он не станет мешать, а вредного не позволит.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Толстого: цели полководца

Приказ оставить Москву Кутузов отдает только с одной целью - добиться победы и изгнания вражеских войск во что бы то ни стало. Полководец не случайно постоянно повторяет одни и те же слова: «Я заставлю их есть лошадиное мясо». Все действия Кутузова направлены на три главных цели:

  • напряжение всех сил для триумфа над врагом;
  • одержание победы;
  • изгнание врага из пределов страны и облегчение, насколько это может быть возможным, последствий для народа и солдат.

И только после того как эти задачи были решены, полководец оставляет деятельность главнокомандующего войск. Как мог он достичь этих целей, ни разу не отступив от своих благородных задач? Он был способен сделать это по той причине, что в его душе было истинно великое народное чувство, непобедимое начало.

Фатализм или реализм в образе Кутузова?

Давая описание образа Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может указать: в какой-то мере Л. Н. Толстой делает полководца фаталистом: ведь он подчиняется ходу событий истории. Писатель не говорит о том, каким образом Кутузов готовил солдат к столкновениям после оставления Москвы и каким образом он осуществлял свой план. Будучи писателем-реалистом, Толстой все же стремился преодолеть философию фатализма, и во многих своих чертах Кутузов показан верно с исторической точки зрения: ему свойственно высокое стратегическое мастерство, он целыми ночами напролет размышляет о предстоящей военной кампании, выступает в качестве активного деятеля. За кажущимся спокойствием Кутузова скрывается волевое напряжение.

Позиция полководца, которая привела к победе

Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» будут неполными без описания его морально-духовной позиции, источника мудрости этого военачальника. Полководец всеми силами бережет своих солдат, ведет противостояние с царем, придворными генералами. Солдаты и офицеры его любят. Кутузову известны законы войны, он вполне способен предусмотреть ход дальнейших событий, поскольку берет в расчет духовное состояние войска.

Основной источник его мудрости - это близость к народу. И наиболее ярко раскрывается образ полководца во время описания Бородинского сражения. Наполеон уже начинает нервничать, ведь к нему возвращаются толпы расстроенных и обессиленных солдат. Кутузов же спокойно обдумывает, как может быть завершена битва. Об этом необходимо упомянуть в описании образа Кутузова в романе Л. Толстого «Война и мир». Ведь своим спокойствием он рождает уверенность и в солдатах. Например, генералу Вольцогену, который полностью охвачен паникой, он говорит: «Победа!». Еще до окончания сражения Кутузов объявляет о том, что битва выиграна. Он понимает, что отдать Москву необходимо для того, чтобы сберечь страну. Ведь французы в Москве начнут поддаваться моральному разложению, они станут мародерами, дисциплина их полностью иссякнет.

Характеристика Кутузова в романе «Война и мир»: полководец и его возраст

Во время первой войны Кутузов еще представлен как бравый генерал. Однако во время Отечественной войны полководец уже стар. И над этим позволяют себе посмеиваться его враги. Однако со стороны его войска возраст Кутузова только вызывает уважительное отношение. Кутузов - старик с белой головой, располневший. Он обычно надевает белый сюртук и фуражку с красным околышем без козырька. Во время заседаний военного совета он засыпает. Полководцу тяжело сесть на лошадь и точно так же трудно ему спуститься. Также писатель подчеркивает, что Кутузов «слаб на слезы». Он может плакать, не только думая о судьбе своей страны, но даже и при виде раненых солдат. Однако это его качество не принижает образ полководца.

Образ Наполеона

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» в произведении противоположны друг другу. Они являются антиподами. Толстой говорит о неприятии французского полководца, его стратегии. Все симпатии читателя, по задумке автора, должны быть на стороне Кутузова. Слава о Наполеоне распространилась по всему миру. Однако Толстой пишет о его армии, что она представляла собой «толпу мародеров». Сам же Наполеон отличался жестокостью и вероломством.

Жизнь его армии была ему глубоко безразлична. Совершенно равнодушно наблюдает он за тем, как погибают его солдаты. Ведь они являются всего лишь орудием для достижения его сугубо личных целей. Народное признание льстит французскому военачальнику. Однако благодарности Наполеон не испытывает. Ведь все были обязаны без каких-либо возражений подчиняться только его воле. Толстой пишет о том, что миллионы людей были вынуждены убивать друг друга только по причине властолюбия Бонапарта.

Одно из самых лучших произведений всей мировой литературы. В произведении великолепно изображаются исторические события, освещаются стороны жизни русских людей, их взгляды и идеалы (совершенно разных слоев общества).

Художественный прием, который Толстой выбрал для романа - это антитеза. Даже в названии произведения мы видим противопоставления понятий «Война» и «Мир», он сравнивает сражение под­ Бородином и Аустерлицем, Петербург и Москву. У автора есть герои любимые и нелюбимые.

Ярким примером антитезы в произведении являются образы Кутузова и Наполеона . Эти два великих полководца также противопоставлены друг другу. Их можно сравнить с психологическими и нравственными полюсами романа-эпопеи. Они как свет и тень. Образы этих двух великих людей - ключевые в ходе описания, как исторических событий, так и раскрытия идеи романа. Они были созданы автором по принципу контраста. Эти персонажи являются безусловными лидерами и достойными противниками. Разница лишь в том, что один из полководцев неизбежно потерпит поражение, а другой обретает славную победу.

В образе Кутузова - фельдмаршала русской армии, автором показаны его такие вроде бы и не сочетающиеся черты, как народная простота и историческое величие. У этого человека мы не увидим ничего неестественного и наносного. Автор разными деталями часто подчеркивает его старость, он пишет о рыхлом теле, шраме на его лице, пухлых руках, о том, что ему уже трудно стало взобраться на коня. Повидавший очень много в своей жизни, русский главнокомандующий, являясь представителем суворовской школы, описывается всегда сдержанным и очень спокойным человеком. Даже, несмотря на усталость и возраст, Кутузовым всегда принимаются гениальные решения, особенно во время проведения военных действий. Как очень сильной личности, ему присущи такие черты, как: простота, стойкость, правда и добро. По внешнему виду героя может создаться впечатление, что он неактивен, постоянно дремлет, но это всего лишь поверхностное определение. Кутузов всегда был уверенным в себе и сильным духом человеком. Он был, как никто другой, близким для каждого солдата. Причина этого - постоянная забота о солдатах, стремление к сохранению их жизни, эти качества характера Кутузова, пожалуй, самые главные в его характере. Мастерство командующего - это нравственное руководство сражением, это не нравится штабистам, они постоянно критикуют решения Кутузова. Он сам часто разговаривал со своими солдатами не как военный начальник, а как боевой друг. На поле сражения он посылал солдат, словно родной отец, ему отвечали взаимной любовью и уважением, называя его «сам». Михаил Илларионович был настоящим мудрым политиком, который мог с помощью лукавства, брать верх над интригами и поражать противника его же собственным оружием.

Образ Наполеона в романе многомерный и сложный, так как эта фигура была довольно знаковой в то время. Он сделал свою головокружительную карьеру, от простого офицера до императора, это вызывало восхищение у его современников. Для многих он был гением, и служил истинным примером, ему старались во многом подражать. Для автора романа он не являлся даже государственным деятелем, они его описывает как капризного, самовлюбленного игрока и­ позера. Внимание читателей обращается на то, что император никогда не смотрел на людей, а именно мимо них и считал, что все в мире зависит только лишь от его воли: и судьбы людей и исход Отечественной войны. Но объективные требования реальности и интересы народа расходились с его личными интересами. Автор романа, используя разные способы, изобличает величие Наполеона, развенчивая культ личности и сверхчеловека. Нравственная сторона этого героя показывается сатирическими приемами и средствами, это видно из характеристики его портрета. Автор сравнивает Наполеона с актером, словно он играет в шахматы и всегда просчитывает шаги всех фигур заранее. Он привык, что все должно происходить именно так, как он решил, но Бородинское сражение разрушило этот стереотип. Он недооценил мужество русских солдат, которые даже после потери половины своих сил, также мужественно продолжали стоять на своих позициях. Автор предопределил судьбу императора, время само расставило все на свои места. Наполеон рассматривается Толстым не как талантливый полководец, а с других сторон - нравственной и моральной. Он верит, что является благодетелем для своего народа, а на самом деле оказывается палачом. В произведении автор отказал императору в таланте, так как он считал, что «злодей» и «гений» - понятия несовместимые.