Презентация на тему "«Цветок на земле» Платонов А.". Конспект урока литературного чтения с презентацией "Цветок на земле" А.П


Цели урока: 1. Обучать анализу текста, делению на смысловые части. Формировать умение составлять характеристику герою по плану с опорой на текст. 2. Развивать навыки правильного, выразительного чтения, грамотной устной речи учащихся, её обогащения за счёт словарной работы, умение работать с текстом. 3. Воспитывать чувство доброты и сострадания, уважения к пожилым людям, человеку - труженику, ответственности перед другим человеком. Определение понятия нравственной красоты человеческой жизни, наполненной трудом, через анализ рассказа.








Андрей Платонович Климентов Псевдоним: Андрей Платонович Платонов
















Литература: 1. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. Ч е изд., перераб. – М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). – ISBN Рабочие программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 120с (Стандарты нового поколения). – ISBN Литературное чтение: учебник для 3 кл. четырёхлетней нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ [Сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, – 223с.: (Школа России) – ISBN – 9.


Цели урока: 1. Обучать анализу текста, делению на смысловые части. Формировать умение составлять характеристику герою по плану с опорой на текст. 2. Развивать навыки правильного, выразительного чтения, грамотной устной речи учащихся, её обогащения за счёт словарной работы, умение работать с текстом. 3. Воспитывать чувство доброты и сострадания, уважения к пожилым людям, человеку - труженику, ответственности перед другим человеком. Определение понятия нравственной красоты человеческой жизни, наполненной трудом, через анализ рассказа.








Андрей Платонович Климентов Псевдоним: Андрей Платонович Платонов
















Литература: 1. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. Ч е изд., перераб. – М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). – ISBN Рабочие программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 120с (Стандарты нового поколения). – ISBN Литературное чтение: учебник для 3 кл. четырёхлетней нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ [Сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, – 223с.: (Школа России) – ISBN – 9.

«Произведение «Юшка» Платонова» - «Юшка». Ефим. Побеждай зло добром. Юшка и прохожий. Юшка и взрослые. Платонов. Юшка и дети. Добро. Заглянем в словарь. Тайна имени. Мотив странствия.

«Платонов Возвращение» - Демобилизация капитана Иванова из армии. Развитие действия. Жанр произведения -. А. и С. Ткачевы «Снова жизнь». Экспозиция. Встреча с Машей. Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951). Кульминация. Идея рассказа. Завязка действия. Нравственное прозрение Иванова (катарсис). «Обнажившееся сердце». Решение оставить семью и вернуться к Маше.

«Платонова Юшка» - Юшка и дети. Жизнь. А Платонов. Б.Пастернак. Любовь к Родине. 7. «Девушка-врач осталась в нашем городе». Отношение взрослых к Юшке. 3. «Мне нельзя умирать, и я отцу твоему в кузне помогаю». Рассмотрите кульминационный эпизод- встреча Юшки с прохожим. 4. «Каждое лето…он уходил пешком в глухую дальнюю деревню».

«Платонов «Корова»» - Какая черта характера Васи подчеркивается в описании встречи его. Почему машинист добавляет денег на покупку коровы. Почему погибла корова. Найдите описание коровы. Окоротить – здесь: остановить или вернуть, позвать назад. Сила любви в рассказе А. П. Платонова «Корова». В чем заключается причина горя коровы.

«Писатель Платонов» - Война и послевоенное творчество. Платонов (Климентов) Андрей Платонович. В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. С 1980-х годов яркая самобытность мастера вызвала огромную волну интереса во всем мире. Картина Сокурова не была засчитана руководством института (ВГИКа) в качестве диплома.

«Юшка Платонов» - Воспитывающие: Воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать. Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем железнодорожных мастерских. Памятник А.Платонову Надгробие А.Платонову в Воронеже. Мать – домохозяйка. В «Словаре русского языка» С.Ожегова – два значения слова терзать: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

Всего в теме 38 презентаций


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
2 апреля 1805г. Ганс -Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. г. Оденсен улица в г.Оденсе, где жил Г.Х.Андерсен Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Дом, где прошло детство Г.Х.Андерсена Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял, разыгрывал для себя спектакли. Чего он только ни переделал в юные годы: и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году (в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок. Перед вами викторина по сказкам Андерсена Ответьте на поставленные вопросы!И мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Ханс Кристиан решает написать пьесу. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. г. Копенгаген Героиня сказки Андерсена которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Кто она? Из какой сказки русалочка? Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах. Памятник Андерсену в Копенгагене Памятник Русалочке Памятник Стойкому Оловянному солдатику Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. 4 августа 1875г. могила Андерсенакладбище Ассистэнсг. Копенгаген Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? . Из какой сказки эти строчки? « - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то…» Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? Горшочек с бубенчиком. Когда в нём что-то варилось, можно было узнать, у кого в какой кухне, что варится. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? Из какой сказки эти лебеди? Как звали мальчика и девочку из сказки «Снежная королева»? А какая сказка начинается такими словами? «Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма». Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? Кто помог Герде из сказки«Снежная королева»? попасть в королевский дворец? Из какого яйца вылупился этот красавец? «Что такое?- удивился император.- Соловей? А ведь я не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица…»Из какой сказки эти строки? Из какой сказки эти строки?« Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году- канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно влезла она. Кто она? Знаком ли вам герой этой сказки?

Лисиченко Галина Анатольевна

Учитель начальных классов

Г. Слюдянка

Духовно-нравственное воспитание.

Урок литературного чтения по теме

"А.П. Платонов « Самое удивительное чудо».

"Цветок на земле". 3-й класс

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.

Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимостиделегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.

Ход урока

    Чтение эпиграфа урока.

    Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.

К. Паустовский

2. Лексическая разминка, осмысление ключевых слов.

Назовите словосочетание, употребленное в переносном значении.

«сухая душа»

а)Подбери синонимы:

Черствая, безразличная, равнодушная.

б) Антонимы: (на наборное полотно выставляются карточки-опоры)

Добрая, богатая, чуткая, сострадающая, полная жизни.

О ком из героев рассказа Платонова можно сказать, что у него«душа добрая

III. Речевая разминка.

1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

2. Работа над правильным выразительным чтением.

Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».

Актуализация жизненного опыта учащихся .

Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?

Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?

Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.

(волонтёры

Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле»

Сегодня мы продолжим работу с произведением Андрея Платонова,»Цветок на Земле» . Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).

Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.

Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).

Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

* Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).

- Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.

Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?

Что можете сказать об отношениях деда и внука

Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.

Составление плана исследовательской работы.

Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).

Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).

(ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)

Инструктаж учителя по выполнению заданий.

Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

Вспомните правила работы в группах.

Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.

Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.

Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.

Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:

Карточка 1.

Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.

Почему дедушка Тит всё время спит?

Как к этому относится Афоня?

Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

Карточка 2

Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

Как реагировал дедушка на вопросы внука?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

Карточка 3

Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

От чего дедушка проснулся?

Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.

Карточка 4

Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

Почему дедушка «осерчал» на внука?

Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод.

Карточка 5

Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?

Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод.

Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).

Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.

С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.

С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.

С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.

С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.

С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?

Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?

О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?

Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.

Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

    Расставь порядок плана рассказа:

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

____ Опять скучно жить на свете.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

    Восстанови пословицу:

___

4.Восстанови пословицу:

__________________________________________________________

    Расшифруй слово:

400: 100= (е) 59 * 10 = (и)

520 + 80 = (к) 63: 9 = (н)

470 – 90= (ж) 810 -110= (у)

40: 4 = (р) 560 + 80 = (т)

5. Расшифруй слово:

500:100= (о) 47 * 10= (в)

430 + 70 = (е) 64: 8 = (т)

60: 6 = (к) 480 +60= (л)

77: 7 = (а)

)

Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.

Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.

2.Аутотренинг - релаксация

Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»

(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов »)

«Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».

Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросытест

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

    Расставь порядок плана рассказа:

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

____ Опять скучно жить на свете.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

    Расставь порядок плана рассказа:

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

____ Опять скучно жить на свете.

    Восстанови пословицу:

Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна.

4.Восстанови пословицу:

Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а.

__________________________________________________________

    Расшифруй слово:

400: 100= (е) 59 * 10 = (и)

520 + 80 = (к) 63: 9 = (н)

470 – 90= (ж) 810 -110= (у)

40: 4 = (р) 560 + 80 = (т)

5. Расшифруй слово:

500:100= (о) 47 * 10= (в)

430 + 70 = (е) 64: 8 = (т)

720 – 90 = (с) 920 -120 = (р)

60: 6 = (к) 480 +60= (л)

77: 7 = (а)

Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »

Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )

Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

Как вы думаете, что это? (План)

Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

· На печи рядом с дедом.

· Скучно Афоне жить на свете.

· Дед Тит.

· Опять скучно жить на свете.

· Пошли «белый свет пытать».

· Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

· Проснулся ненадолго.

· Гребешок для деда.

Прочитайте план. Проверяем все у себя.

Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь" )

Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)

- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни )

- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.

Цветок - этот самый труженик, он из смерти работает жизнь.

Люди- пахари, хлебу помогают расти.

Труд - делает жизнь, создаёт её.

Просмотр содержимого презентации
«cvetok_na_zemle»

А.П. Платонов «Цветок на земле»

Лисиченко Галина Анатольевна

Учитель начальных классов

Школы-интерната № 23 ОАО «РЖД»

Г. Слюдянка






А. П. Платонов

«Цветок на земле"


Эпиграф

«Нет хуже, когда у человека душа

«сухая» Вянет от таких жизнь, как от осенней росы»


СИНОНИМЫ:

чёрствая,

безразличная,

равнодушная.


АНТОНИМЫ:


РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА И старость не страшна, коли молодые помогут.

Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.



1.Андрей Платонович Платонов

«ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»

2.И старость не страшна, коли молодые помогут.


Деление текста на части:

  • Скучно Афоне жить на свете.

2. Дед Тит.

3.Опять скучно жить на свете.

4.Проснулся ненадолго.

5.На печи рядом с дедом.

6.Пошли гулять.

7.Цветок - труженик, он из смерти работает жизнь.

8.Гребешок для деда.



труженик, он из смерти работает жизнь. »

Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )

Цветок этот – самый

труженик, он из смерти

работает жизнь.

Люди – пахари, хлебу

помогают расти.

Труд делает жизнь,

создаёт её.



Самое удивительное чудо на земле-

это жизнь.

Цветок – символ жизни.

Цветы, как люди на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.



Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое незнакомо...