Создание танка ис 2 читать. История создания

Осенью 1943 года советские инженеры создали новый тяжелый танк ИС-2 . Всего за несколько месяцев специалисты успели разработать проект, провести необходимые испытания и запустить серийное производство новой техники. Благодаря этому уже в начале 1944 года новейшие тяжелые танки смогли принять участие в своих первых сражениях и внести свой вклад в победу над противником.

Одной из самых интересных черт проекта ИС-2 были сроки его разработки. Несмотря на малую продолжительность конструкторских работ, процесс создания нового танка представлял большой интерес. Вспомним, как советские инженеры создавали новый тяжелый танк.

Стоит отметить, что 1943 год выдался весьма «урожайным» на создание тяжелых танков. Так, летом и осенью на вооружение были приняты бронемашины типов ИС-1 и КВ-85 а ИС-2 стал последним образцом техники этого класса, разработанным в том году. Параллельно с созданием новой техники инженеры занимались проработкой вопросов вооружения для перспективных тяжелых танков. Именно эти работы в итоге привели к появлению проекта ИС-2.

В апреле 43-го был произведен тестовый обстрел трофейного танка «Тигр» с использованием нескольких отечественных орудий. Наибольшую эффективность в этих испытаниях показала зенитная пушка 52-К калибра 85 мм. По результатам этих проверок Центральное артиллерийское конструкторское бюро и КБ завода №9 получили задание разработать новые танковые орудия на базе баллистики зенитного 52-К.

Результатом двух новых проектов стало создание пушек С-31 и Д-5Т. В дальнейшим эти пушки были установлены на танках-прототипах, использовавшихся в испытаниях. По результатам испытаний военные выбрали два варианта предложенной техники, которая в дальнейшем поступила на вооружение под названиями КВ-85 и ИС-85 (ИС-1). Осенью 43-го эти машины отправились на фронт, но вскоре выяснилось, что использованное оружие не позволяет эффективно бороться с современной бронетехникой противника, а исход боя в первую очередь зависит от навыков экипажа.

«Объект 240» на испытаниях. Хорошо заметен первый Т-образный дульный тормоз.

Еще в конце лета 1943 года советские специалисты активно занялись анализом результатов Курской битвы. Директор и главный конструктор опытного завода №100 Ж.Я. Котин, а также специалисты КБ Завода №9 почти одновременно пришли к одинаковым выводам. Они заметили, что в ходе боев на Курской дуге самым эффективным средством борьбы с вражескими «Тиграми», не говоря уже о технике предыдущих моделей с менее мощной защитой, были 122-мм пушки образца 1931/37 г., также известные под названием А-19. Вскоре Завод №9 разработал танковое орудие Д-2, которое должно было иметь баллистику пушки А-19 на лафете гаубицы М-30. После некоторых доработок такая пушка могла стать оружием перспективных тяжелых танков и успешно бороться с аналогичной техникой противника.

После некоторых переговоров специалисты двух конструкторских бюро пришли к выводу о принципиальной возможности использования пушки Д-2 или подобного орудия в составе вооружения перспективного тяжелого танка. Было решено создать новый вариант орудия на базе А-19, в котором следовало использовать люльку и противооткатные устройства из проекта пушки У-11. Кроме того, требовалось оснастить ствол дульным тормозом, который должен был снижать нагрузку на конструкцию танка. В дальнейшем эти идеи претерпели некоторые изменения, но все же привели к появлению перспективного танкового орудия.

После передачи необходимой документации конструкторы Завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова подготовили эскизный проект обновленной башни танка ИС-85 с новым 122-мм орудием. Вскоре Котин представил новый проект руководству страны и танковой промышленности. Проект получил одобрение, после чего специалисты приступили к подготовке полного комплекта конструкторской документации.

По имеющимся данным, завершение разработки проекта заключалось в совершенствовании конструкции башни с вооружением, а также в некоторых доработках имеющегося корпуса. В качестве основы для перспективного тяжелого танка было решено использовать существующий «Объект 237». Ранее, летом 43-го, эта машина применялась в качестве прототипа одного из вариантов нового танка, вооруженного 85-мм пушкой. В ходе создания прототипа «Объект 237» активно использовались имеющиеся узлы и агрегаты, а кроме того, были применены некоторые новые идеи.

Схемы бронирования танков ИС-2 ранних и поздних серий.

На стадии проектирования варианта танка «ИС» с орудием калибра 85 мм стало ясно, что имеющаяся конструкция корпуса не позволяет использовать подобное вооружение. При сохранении погона диаметром 1535 мм установка 85-мм орудия приводила к резкому ухудшению условий работы экипажа. По этой причине было решено увеличить погон до 1800 мм, для чего пришлось удлинить корпус. Длина боевого отделения увеличилась на 420 мм, что потребовало добавить в состав ходовой части дополнительную (шестую) пару опорных катков. Также «Объект 237» получил обновленную башню под увеличенный диаметр погона. В результате таких доработок боевая масса прототипа выросла до 44 т с негативными последствиями для подвижности и некоторых других характеристик.

Для ускорения работ по новому проекту тяжелого танка с 122-мм орудием было решено строить прототип этой машины на базе «Объекта 237». В ходе строительства с опытной машины демонтировали имеющуюся пушку, на месте которой установили новую, разработанную Заводом №9. В такой конфигурации тяжелый танк получил заводское обозначение «Объект 240» и вышел на испытания.

Примечательно, что испытания перспективного тяжелого танка стартовали лишь спустя несколько недель после принятия на вооружение. Уже 31 октября Государственный комитет обороны, ознакомившись с предложенным проектом, постановил принять на вооружение новый тяжелый танк «ИС» с 122-мм пушкой. Тем же постановлением задавалась разработка танкового варианта орудия А-19, которое следовало собрать к 11 ноября и передать на испытания к концу месяца. Первый вариант пушки должен был иметь поршневой затвор. В 1944 году в серию планировалось запустить новый вариант пушки с клиновым затвором.

Строительство нового прототипа велось на опытном заводе №100. Для строительства танка были изготовлены некоторые новые комплектующие. Кроме того, специалисты Завода №9 изготовили опытный образец перспективной танковой пушки. Разработчики орудия немного выбились из сроков и завершили сборку «А-19 танковой» на день позже установленного срока. Переданную пушку вскоре установили на обновленных креплениях имеющейся башни.

Три варианта дульных тормозов, использовавшихся на танках «Объект 240″/ИС-2.

Танковый вариант пушки А-19 был создан на базе ранее разработанных орудий Д-2 и Д-5Т. У первой был заимствован ствол, направляющую часть которой обточили до нужного диаметра. Пушка Д-5Т, в свою очередь, «поделилась» люлькой и противооткатными устройствами. По требованию разработчиков танка, новое орудие должно было оснащаться дульным тормозом, снижающим нагрузку на конструкцию погона и бронекорпуса. Это изделие Т-образной архитектуры заимствовали из существующего варианта проекта Д-2. Готовая пушка получила обозначение Д-25Т.

После небольших доработок существующей башни бывший «Объект 237» получил новое орудие типа Д-25Т. В таком виде новый «Объект 240» в октябре вышел на испытания. Опытную машину доставили на Чебаркульский полигон, где были проведены ходовые и огневые испытания. Тестовые пробеги по полигону позволили установить точные характеристики новой машины, а также выявить последние остававшиеся недостатки. При этом первые испытания прошли без особых проблем, чему способствовало использование уже отработанного и проверенного шасси.

После испытаний на полигоне под Челябинском опытный «Объект 240» доставили на один из подмосковных полигонов, где были проведены дополнительные испытания. На этом этапе проверок некоторые тесты выполнялись в присутствии военачальников. В частности, при маршале К.Е. Ворошилове произошел неприятный инцидент.

В ходе испытаний в Подмосковье выяснилось, что первый вариант дульного тормоза Т-образной конструкции получился недостаточно прочным. Во время одного из тестовых выстрелов это устройство не выдержало давления пороховых газов и разорвалось, разбросав обломки в разные стороны. Согласно некоторым источникам, во время этого инцидента один из обломков дульного тормоза едва не убил Ворошилова, присутствовавшего на стрельбах. Тем не менее, в других источниках и документах подобная история не упоминается, что позволяет считать ее слухом или легендой.

Серийные танки ИС-2 едут на фронт. Зима 1945 г.

Следует отметить, что выстрел, приведший к разрушению дульного тормоза, все же завершился успешным поражением учебной цели. В качестве мишени на этих испытаниях использовался трофейный танк «Пантера», который уже успел «поймать» множество снарядов разных калибров. Башня танка-мишени была развернута вправо, из-за чего попадание 122-мм снаряда пришлось в бортовой лист. Бронебойный снаряд прошил борт башни и ударился в противоположный лист, вырвав его по сварному шву.

По результатам этих испытаний пушка Д-25Т получила новый дульный тормоз т.н. немецкого образца. Он имел расширяющуюся в передней части заднюю камеру и цилиндрическую переднюю. На боковых стенках обеих камер имелись отверстия для сброса пороховых газов. Дульные тормозы подобной конструкции активно использовались немецкими конструкторами, что и стало причиной появления соответствующего названия. В обновленной конфигурации с немецким дульным тормозом орудие пошло в серию и выпускалось в течение нескольких следующих месяцев.

Осенью 1943 года Челябинский Кировский завод развернул серийное производство нескольких новых тяжелых танков. Так, в ноябре из цехов предприятия вышли первые серийные КВ-85. В следующем месяце начался выпуск танков «Объект 240», к этому времени получивших обозначение ИС-2. Кроме того, в течение первых месяцев эту машину нередко именовали как ИС-122, по калибру орудия.

Использование нового танкового орудия калибра 122 мм обеспечило высокую огневую мощь и возможность эффективного поражения средних и тяжелых танков противника. По этой причине командование распорядилось увеличить выпуск новых ИС-2, в том числе и за счет строительства КВ-85. Из-за этого в январе 1944 года в Челябинске собрали последние четыре десятка машин «КВ», после чего их производство было остановлено. В дальнейшем армия получала только ИС-2/122. В декабре 43-го завод построил 35 новых танков. Такое же количество бронемашин выпустили в первом месяце 1944 года. В дальнейшем объемы производства постоянно росли.

Танки ИС-2 в Германии, весна 1945 г.

Несмотря на завершение проектных работ и начало серийного производства, конструкторы продолжили развивать танк и его вооружение. Так, уже в начале 1944 года с конвейера сошли первые пушки Д-25Т с новым полуавтоматическим клиновым затвором, разработка которого была задана постановлением от 31 октября. Внедренные нововведения позволили немного повысить темп стрельбы. Пушка с поршневым затвором могла делать не более 1-1,5 выстрела в минуту, тогда как клиновой позволил довести этот параметр до 1,5-2 выстрелов в минуту. Кроме того, новые пушки получили двухкамерный дульный тормоз, разработанный Центральным артиллерийским конструкторским бюро.

Появление тяжелых танков с орудием калибра 122 мм позволило значительно повысить потенциал бронетанковых войск. Новая пушка позволила машинам ИС-2 эффективно бороться с немецкими тяжелыми танками на достаточно больших расстояниях. Тем не менее, вскоре после начала эксплуатации новой техники в войсках начали поступать первые рекламации. Танкисты одобрили использование более мощной пушки, однако высказывали претензии относительно низкой скорострельности. Кроме того, оставлял желать лучшего боекомплект: в боевом отделении ИС-122 удалось разместить лишь 28 выстрелов раздельного заряжания.

Также возникли некоторые проблемы с мощностью орудия. На практике остроголовый бронебойный снаряд БР-471 мог пробить лобовую броню танка «Пантера» с расстояния не более 700 м. Менее прочная лобовая защита «Тигра» пробивалась с 1000-1200 м, однако попасть в танк с такого расстояния было достаточно трудно. Также выяснилось, что обстрел танков осколочными гранатами вызывает растрескивание сварных швов или даже отрыв отдельных деталей. Тем не менее, несмотря на это, военные требовали повысить огневую мощь танка.

Уже 27 декабря 1943 года Госкомитет обороны выпустил постановление, которым требовал создать новые версии танка «ИС» с усиленным вооружением. В феврале следующего года стартовала разработка проектов ИС-3, ИС-4 и ИС-5 (в дальнейшем эти названия перешли другим танкам послевоенной разработки).

Танкисты и их бронемашина.

Зимой и весной 1944 года велись работы по усовершенствованию бронезащиты танка ИС-2. В ходе боев выяснилось, что лобовая часть корпуса, состоящая из трех основных деталей, не обеспечивает требуемый уровень защиты. Для решения этой проблемы был предложен т.н. спрямленный вариант лба. Предлагалось отказаться от узких верхних лобовых листов толщиной 120 мм, а также изменить углы наклона других деталей. За счет этих доработок, а также благодаря внедрению новых технологий обработки металла удалось добиться серьезного роста уровня защиты. К примеру, немецкое танковое орудие KwK 36 калибра 88 мм не могло пробить верхний лист «спрямленной» брони даже в упор. Уровень защиты менее толстого и прочного нижнего листа позже предложили повышать при помощи подвески запасных траков гусеницы.

Производство танков ИС-2/122 со «спрямленной» лобовой частью корпуса началось весной 1944 года. Летом был освоен выпуск литого агрегата с соответствующими параметрами защиты. В середине лета появилось предложение о размещении запасных траков на нижней лобовой детали. Примечательно, что танки со старыми и новыми корпусами в течение некоторого времени выпускались параллельно. Дело в том, что предприятия-изготовители имели определенный запас некоторых деталей, который расходовался даже после освоения сборки новой конструкции.

Производство тяжелого танка ИС-2 продолжалось до самого конца войны. Последние полторы сотни таких машин были выпущены в мае 1945 года. За 16 месяцев, в течение которых шло серийное строительство, было выпущено 3390 танков ИС-2 с различным бронированием и некоторыми другими отличиями. Эта техника активно использовалась на всех фронтах Великой Отечественной войны и приближала победу над врагом. Кроме того, танкам ИС-2 пришлось принять участие в нескольких послевоенных вооруженных конфликтах.

Летом 1944 года страна оценила заслуги инженеров-танкостроителей. 5 августа 44-го за особые заслуги в деле создания самоходных артиллерийских установок и тяжелых танков серии «ИС» завод №100 наградили орденом Ленина. За производство танков и САУ, а также за освоение производства танковых дизельных двигателей Челябинский Кировский завод был награжден орденом Красной Звезды.

Проект «Объект 240» или ИС-2 стал прекрасной демонстрацией того, как быстро могла работать советская промышленность в годы Великой Отечественной войны. Решение о создании нового тяжелого танка с орудием калибра 122 мм приняли в начале осени 1943 года, а в декабре были построены первые серийные бронемашины нового типа. Благодаря этому уже в начале 1944 года бронетанковые части Красной Армии получили новую технику, которая помогла им быстрее и лучше громить врага, приближая победу над ним.

Тяжёлый танк ИС-2 («Иосиф Сталин второй») имел наиболее мощное вооружение и бронирование среди всех советских танков, принявших участие в боях Великой Отечественной войны. По вооружению он превосходил любой вид танков Второй мировой войны, за исключением советского же КВ-2. ИС-2 стал одним из символов Победы.

История создания

Перед началом Великой Отечественной войны Красная армия имела качественное преимущество в материальной части бронетанковых войск над вермахтом. На вооружении у неё были мощные средние танки Т-34 и тяжёлые танки «Клим Ворошилов» КВ-1 и КВ-2, аналогов которых у немцев в то время не было.
Германские военные специалисты начали усиливать броню и вооружение танков T-III и T-IV. В августе 1942 года на Восточном фронте появился немецкий тяжёлый танк T-VI «Тигр». Своим 88-мм орудием он пробивал броню любого советского танка. Летом 1943 года немцы начали использовать новый средний танк T-V «Пантера», который по вооружению и бронированию превосходил советский Т-34.
Советским войскам, в свою очередь, потребовались новые, более мощные и совершенные танки. Одним из путей такого усиления стало дальнейшее совершенствование основного боевого танка Т-34. С декабря 1943 года на него стали устанавливать 85-мм орудие, аналогичное по своим характеристикам немецкой 88-мм пушке.
Промежуточными ступенями на пути создания ИС-2 стали тяжёлые танки КВ-85 и ИС-1, ограниченными сериями выпускавшиеся в 1943 году. Испытания показали недостаточность устанавливавшейся на них 85-мм пушки для успешной борьбы с новыми немецкими танками, и тогда же было принято решение вооружать ИС 122-мм орудием. Так в декабре 1943 года появился на свет ИС-2.

Достоинства и недостатки

122-мм пушка оказалась достаточным средством для того, чтобы успешно вести борьбу на разных дистанциях не только с «Тиграми» и «Пантерами», но и с появившейся у немцев с августа 1944 года модификацией «Тигра» «Королевский тигр» с усиленным бронированием. Хотя в ИС-2 не удалось совместить мощь вооружения и бронирования с высокой скоростью передвижения, и танк получился тяжёлым, всё-таки его проходимость была качественно выше, чем у немецких тяжёлых танков. Для сравнения: при массе в 46 тонн ИС-2 был существенно легче не только «Королевского тигра» (70 тонн), но и обычного «Тигра» (57 тонн), и примерно равен «Пантере» (45 тонн).
Высокими достоинствами и надёжностью отличалась и ходовая часть ИС-2. Генерал вермахта Ф. Меллентин, подробно проанализировавший действия бронетанковых войск во время Второй мировой, отмечал, что вообще «русские конструкторы танков хорошо знали своё дело. Они сосредоточили всё внимание на главном: мощи танковой пушки, броневой защите и проходимости. Во время войны их система подвески была намного лучше, чем в немецких танках и в танках западных держав».
Главным недостатком ИС-2 была низкая скорострельность 122-мм пушки (максимум 3 выстрела в минуту) из-за её раздельного заряжания. Боекомплект танка также был незначителен: 28 снарядов. Уступал ИС-2 средним танкам в маневренности: максимальная скорость 40 км/ч при 50 км/ч у «Пантер» и 55 км/ч у Т-34-85. По этим причинам ИС-2 не были ударной силой при прорыве вражеской обороны, а использовались главным образом для отражения фланговых контратак противника.

Боевое использование

Тот же Меллентин признавался, что ИС-2 «причинили много неприятностей нашим “тиграм”». Боевое крещение ИС-2 состоялось в апреле 1944 года при отражении немецкого контрнаступления под Тернополем. Летопись боёв с использованием ИС-2 полна эпизодов, когда эти танки наносили крупный урон превосходящим бронетанковым силам противника, неся при этом значительно меньшие потери. Появление у немцев «Королевских тигров» в боях на Сандомирском плацдарме в августе 1944 года не внесло существенных изменений в расстановку сил. Известен случай, когда гвардейский тяжёлый танковый полк, отражая немецкий контрудар, уничтожил шесть «Королевских тигров», потеряв лишь три своих ИС.
Важную огневую поддержку ИС-2 оказывали советским войскам во время уличных боёв за Будапешт и Берлин. Правда, в городе тяжёлые танки оказывались весьма уязвимыми для «фаустпатронов» противника.
В 1943-1945 гг. советская военная промышленность выпустила, по разным данным, от 3385 до 3750 танков ИС-2. Для сравнения: военная промышленность Германии подконтрольной рейху Европы произвела всего 1355 «Тигров» и 487 «Королевских тигров».

Послевоенная судьба

Танки семейства ИС продолжали совершенствоваться. Ещё до конца войны был запущен в серийное производство новый танк ИС-3. Он не успел принять участие в боях в Европе, но, по некоторым данным, несколько единиц этого танка участвовали в японской кампании в августе 1945 года. ИС-3 отличался более рациональной формой башни и лобовой части. Впоследствии много таких машин было поставлено в Египет, где они в 1967 году были все уничтожены американскими М48, так как к тому времени изрядно устарели морально.
Дальнейшим развитием серии стал ИС-4, ограниченно выпускавшийся в СССР в 1947-1949 гг. Его производство было прекращено из-за выявленных дефектов ходовой части. Последним танком семейства стал ИС-7, но работы над ним не пошли дальше нескольких опытных экземпляров. Советская армия пошла по пути других армий мира – создание одного основного боевого танка вместо нескольких типов. Таким образом, ИС-2 оказался не только самым удачным тяжёлым танком Второй мировой, но и последним удачным танком такого типа, принявшим участие в боях.
Что касается самого ИС-2, то он ещё долго стоял на вооружении Советской армии. В 1957 году он прошёл существенную модернизацию, заключавшуюся в замене двигателя и многих элементов ходовой части и конструкции. ИС-2 поставлялся в Северную Корею и Китай, где принял участие в Корейской войне 1950-1953 гг. Есть неподтверждённые данные о том, что несколько этих танков были перепоставлены Китаем в Северный Вьетнам, где они принимали участие в отражении американской агрессии в конце 1960-х гг. Ещё несколько танков были поставлены на Кубу для отражения ожидавшегося американского вторжения.
В Советском Союзе танки ИС-2, несмотря на то, что уступали по характеристикам новым основным боевым танкам любого вероятного противника, также нашли применение. На границе с Китаем многие из них были переоборудованы в неподвижные броневые огневые точки. Бывали ИС-2 задействованы и в военных маневрах вплоть до 1980-х годов. Часть танков, как и массовых танков периода войны Т-34-85, долго находилась в стратегическом резерве. Только в 1995 году ИС-2 были окончательно сняты с вооружения Российской армии и порезаны на металл, за исключением нескольких музейных и мемориальных экземпляров.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны предприятия советского военно-промышленного комплекса приступили к отливке в металл всего накопленного за годы боевых действий опыта. Десятки отработанных схем и решений, сотни боев с участием танков Т-34 и другой отечественной бронетехники привели к созданию сверхзащищенных танков, огневой мощи и бронирования которых с лихвой должно было хватить для того, чтобы разобрать на запчасти любой танк вермахта.Гроза брони Значительные успехи советских танков Т-34 и Т-34-85 на фронтах не раз описывались историками и специалистами в области бронетехники. Появление на поле боя немецких танков Tiger и Panther заставило командование РККА и промышленность пересмотреть подход к созданию бронетехники. Однако результат исследовательской работы и обстрел опытных образцов на полигоне привели к тому, что первое же появление перспективных танков ИС-2 на поле боя коренным образом изменило характер боевых действий.Боевое крещение ИС-2 в боях за Украину нельзя назвать удачным в прямом смысле этого слова. Масштабного танкового боя, ожидаемого и запланированного командованием, не состоялось. Вместо активного вмешательства в судьбу, продолжительность жизни немецких танков и их экипажей ИС-2 в состоянии «только-только с завода» попали в засаду немецких САУ Ferdinand.Наиболее показательным в плане надежности и защищенности советских ИС-2 является случай, когда советский танк с отказавшим спусковым механизмом орудия выводился экипажем из-под огня, организованного гитлеровцами. Историки отмечают, что прежде чем окончательно покинуть заготовленную немцами ловушку, ИС-2 выдержал до пяти попаданий снарядов САУ Ferdinand в нижний бронелист. И хотя позднее подобравшийся на расстояние 500 м Ferdinand повредил ИС-2 выстрелом в борт, экипаж советского танка сумел спастись из разбитой машины.120 мм брони советской машины значительно сказались на тактике применения немецких танков Tiger. Историки бронетехники отмечают, что хотя прямые столкновения Tiger и советских ИС-2 случались не ежедневно, до немецких танкистов была доведена специальная директива, предписывающая избегать танковых дуэлей с советским ИС-2. Одной из самых ярких страниц в книге боевого пути ИС-2 является боевое применение этих танков в операции по захвату Сандомирского плацдарма.В августе 1944 года ИС-2 только за один бой уничтожили до восьми Tiger II и до 20 танков противника за месяц. Потери ИС-2 на фоне ущерба противника выглядели скромно: три уничтоженных танка и еще пять поврежденных, но отремонтированных впоследствии машин.
Кувалда для «Тигра»Вместе с другой советской бронетехникой ИС-2 хорошо показал себя в ходе городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление противника, по словам историков, выглядели как чистой воды армагеддон. На полном ходу ИС-2 врезался в баррикады, давил наспех собранные укрепления, а там, где мощности 520 л. с. не хватало, в дело вступала пушка Д-25Т калибра 122 мм.Особенно с расчетами противотанковых орудий и ствольной артиллерией противника советские танкисты не церемонились. Историки отмечают, что верхние этажи зданий для засевших внутри гранатометчиков становились братской могилой. Одного выстрела ИС-2 было достаточно, чтобы закрывать вопрос с продвижением небольшой группы из одного-двух танков и пехоты дальше, вглубь города. Экипажи ИС-2 одними из первых начали осуществлять огневую поддержку пехоты при штурме Рейхстага. В целом, по мнению специалистов, ИС-2 оказался одним из наиболее неприхотливых и сбалансированных советских танков в период Великой Отечественной.Длительные марши 46-тонным машинам давались без особого труда, а ремонтопригодность и надежность конструкции до сих пор удивляют танкостроителей. Специалисты объясняют, что эвакуированные с поля боя машины восстанавливались ремонтными бригадами в самые сжатые сроки – до двух, реже трех суток требовалось рембригаде, чтобы подлатать советского стального монстра и дать возможность командирам бросить машину в самую гущу боя. Прозвище «кувалда Сталина» часто приписывают буксируемой советской гаубице Б-4, однако так же гитлеровцы прозвали и ИС-2.
Случилось это не в последнюю очередь благодаря уничтожению танками ИС-2 тяжелого немецкого 501-го батальона, танкисты которого воевали на новейших немецких Tiger II. Независимые эксперты и историки Второй мировой поясняют, что разговоры про «сорванные башни» немецких танков не были фантастикой или фронтовыми сказками. Могущества 122-мм боеприпаса было достаточно, чтобы при грамотной работе экипажа не просто обездвижить немецкие танки, но и вырвать кусок корпуса парой метких выстрелов.Качество и защищенность немецких танков Tiger и более современных, выпускаемых к концу войны Tiger II большинство как зарубежных, так и отечественных экспертов сильно преувеличивает, поскольку грамотное планирование операций и опытные экипажи неоднократно доказывали, что технологическое превосходство не может служить гарантом абсолютной неуязвимости. ИС-2 стал одним из символов победы советских войск, хотя вклад этой машины в общее дело описывается не так хорошо и не так ярко, как боевая работа танков Т-34.
Однако именно ИС-2 показывал наиболее впечатляющие результаты не только по части поражения основных целей. Главным достоинством танка наряду с вооружением было отсутствие возможности у немецких танкистов проделывать свой любимый трюк – расстрел бронетехники с дистанции 800– 1000 м. Снаряды Tiger броню ИС-2 не брали ни с тысячи метров, ни в том случае, когда экипаж немецкой машины решался подойти на дистанцию 800 м.Эксперты поясняют, что для вероятного повреждения советской машины немецкие танкисты старались подходить на расстояние 550– 600 м, что для немецкой машины при расторопности советских танкистов почти всегда заканчивалось смертельным попаданием. Советские танкисты же до момента капитуляции гитлеровских войск имели уникальную возможность пробивать лобовую броню танков Tiger штатным бронебойным боеприпасом с дистанции тысячи метров. «Танком победы» ИС-2 назвал сам Иосиф Сталин. Увидев новую машину с мощным вооружением и броней, генералиссимус сказал: «С этой машиной мы будем завершать войну».

История создания

Заживо сгоревшим в танках посвящается...

Танк ИС-2 из 7-й гвардейской тяжелой танковой бригады у Бранденбургских ворот. Берлин, май 1945 года.

Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой противоречивые, лишь из двух-трех изданий, посвященных истории СКБ-2 Кировского завода. Поэтому необходимо рассказать об этой боевой машине поподробнее.

КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2, Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц, только что освобожденный из заключения. В конструкторскую группу входили также К.И,Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня), С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите - тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса - носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельство.было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.

Спроектировали и изготовили первый образец машины в чрезвычайно короткие сроки, и в мае 1942 года он поступил на заводские испытания. Масса танка составляла 31,7 т. Вооружение - 76-мм пушка ЗИС-5 и спаренный пулемет ДТ. Толщина лобовой брони корпуса достигала 120, а башни - 85 мм. Двигатель В-2К максимальной мощностью 600 л.с. позволял развивать скорость до 55 км/ч. Элементы ходовой части, включая гусеницу, взяли у Т-34, а опорные катки позаимствовали от КВ. На КВ- 13 был применен подковообразный усовершенствованный радиатор по типу установленного ранее на легком танке Т-50 (вариант Кировского завода), что дало возможность более плотно скомпоновать моторное отделение и значительно повысить коэффициент использования воздуха, нагнетаемого вентилятором. Оригинальной конструкции девятискоростная коробка передач с тройным демультипликатором устанавливалась соосно с планетарными бортовыми редукторами.

Испытания первого образца КВ-13 выявили ряд недостатков - трудность обеспечения разгонных характеристик коробки передач, разрушение опорных катков и траков ходовой части, спадание гусениц на поворотах и т.д. 8 разгар испытаний в июле 1942 года скоропостижно скончался Н.В.Цейц, и ведущим конструктором по машине был назначен Н.Ф. Шашмурин. По его инициативе на КВ-13 установили коробку передач, разработанную Ф.А.Маришкиным для КВ-1с, и узлы ходовой части от этого танка. Однако и в таком виде танк испытаний не выдержал, после чего интерес заказчика к нему заметно уменьшился. Несмотря на это, на Опытном танковом заводе с декабря 1942 года началась сборка, впрочем довольно вялая, двух новых вариантов танка КВ-13.

От первого образца для этих машин позаимствовали разве что корпус, торсионную подвеску и пятикатковую ходовую часть. Башни и многие другие агрегаты спроектировали заново. Особенностью трансмиссии стали двухступенчатые планетарные механизмы поворота, разработанные А.И.Благонравовым. Была усовершенствована система охлаждения, в гусеничном движителе использовались только агрегаты танка КВ-1с, при этом гусеничную цепь облегчили за счет применения нечетных безгребневых траков.

Боевые машины Опытного танкового завода. Сверху вниз: КВ-13 (объект 233), ИС-1 и ИС-2 (объект 234).

Самое непосредственное влияние на темпы изготовления этих машин оказало появление осенью - зимой 1942- 1943 годов на советско-германском фронте новых немецких тяжелых танков "Тигр". Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков "Иосиф Сталин" - ИС. В качестве исходных для них и были взяты последние варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса "объект 233", а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, - ИС-2 (объект 234).

Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей, массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 и более мощном у ИС- 2. Однако отмечались и серьезные дефекты, главным образом в моторнотрансмиссионной установке и ходовой части. На мягком грунте танки испытывали большое сопротивление движению за счет прогиба звеньев гусеницы в межкатковое пространство-большее, чем у КВ-1с. Комиссия рекомендовала предусмотреть на следующих образцах ИС увеличение числа опорных катков.

Параллельно с испытаниями на ЧКЗ, на заводе № 100 и основных предприятиях-смежниках - УЗТМ и заводе № 200 - полным ходом развернулась подготовка к серийному производству новых боевых машин. Но дальнейшие события заставили внести в нее весьма существенные коррективы. В начале апреля были получены достоверные данные о броневой защите "Тигра", и уже 15 апреля еышло.постановление ГКО № 3187сс, которое обязывало Наркомат вооружения создать мощные танковые пушки, способные бороться с новой техникой врага.

Сверху вниз: объект 237 (ИС № 1) во дворе завода № 100; объект 238 - сохранился до наших дней в Музее БТВТ в Кубинке: объект 239 после испытаний обстрелом.

В конце апреля на НИИБТПолигоне в подмосковной Кубинке расстрелу из различных артсистем подвергли единственный трофейный "Тигр". В результате выяснилось, что наиболее эффективное средство борьбы с ним -85-мм зенитная пушка 52-К обр.1939 г., которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм броню. Постановление ГКО № 3289сс от 5 мая 1943 года "Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок" ориентировало конструкторские бюро на баллистику этой пушки. В соответствии с этим постановлением Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро - ЦАКБ (начальник - В.Г.Грабин) и КБ завода № 9 (главный конструктор Ф.Ф.Петров) предписывалось разработать и установить на двух танках КВ-1Си двух опытных танках ИС 85-мм пушки с баллистикой зенитного орудия 52-К.

В первой половине июня все четыре пушки - две С-31 ЦАКБ и две Д- 5Т завода № 9 -были готовы. С-31 разработали путем наложения 85-мм ствола на люльку 76-мм серийной танковой пушки ЗИС-5, что могло существенно облегчить ее производство. Что касается Д-5Т, то она представляла собой вариант пушки Д-5С, разработанной для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, и отличалась малой массой и небольшой длиной отката.

Уже в ходе эскизных проработок компоновки танка ИС с 85-мм пушкой выяснилось, что при диаметре башенного погона в свету 1535 мм установить такое орудие без резкого ухудшения условий работы экипажа не представляется возможным. Поэтому погон решили расширить до 1800 мм за счет увеличения объема боевого отделения и, соответственно, длины танка на 420 мм. Поскольку длина корпуса между вторым и третьим опорными катками существенно возросла, в ходовую часть танка пришлось добавить шестой опорный каток {на каждый борт). Под увеличенный диаметр погона на заводе № 200 отлили новую башню. Все эти изменения привели к росту массы танка до 44 т, снижению удельной мощности и ухудшению динамических характеристик. Такова была плата за более мощное вооружение. Танк с 85-мм пушкой получил обозначение объект 237. Два опытных ИСа, №1 - с пушкой С-31 и № 2 - с Д-5Т, были готовы в начале июля 1943 года.

Одновременно с работой над объектом 237 на ЧКЗ изготовили и два эскизных проекта установки 85-мм пушки на танк КВ-1с. Первый вариант - объект 238 - представлял собой серийный КВ-1Сс пушкой С-31 в штатной башне, второй - объект 239 - получил башню от объекта 237 с пушкой Д-5Т.

В июле 1943 года проходили сравнительные испытания всех четырех танков. На основании полученных результатов предпочтение отдали пушке Д-5Т и объектам 237 и 239, которые с этого момента начали именоваться ИС-85 и КВ-85 соответственно. Из-за крайней стесненности боевого отделения и невозможности нормальной работы в нем экипажа объект 238 забраковали.

Обьект 237 (ИС № 1) в ходе заводских испытаний преодолевает вброд водную преграду.

Объект 237 (ИС № 2) во время полигонных испытаний.

31 июля в Кубинку на НИИБТПолигон для прохождения госиспытаний прибыли танки КВ-85 и ИС-85. Технику сопровождали 28 специалистов во главе с главным инженером заво-. да № 100 Н.М.Синевым. Испытанйя начались 2 августа и проводились комиссией под председательством начальника Технического управления ГБТУ Красной Армии генерал-майора С.А.Афонина. Артиллерийские испытания проходили на Гороховецком артиллерийском полигоне. По их результатам комиссия рекомендовала оба образца к принятию на вооружение. Затем танки разместили на станции Черкизово в цехах эвакуированного завода № 37. 8 августа колонна опытных боевых машин прошла по улицам Москвы в Кремль, где они были осмотрены Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Берия, Федоренко, Малышевым и др. Интересно отметить, что перед показом из машин удалили всех членов экипажа (за исключением механиков-водите л ей), заменив их сотрудниками НКВД.

4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс тяжелый танк ИС-85 приняли на вооружение Красной Армии. Э1ИМ же постановлением Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ до 15 октября 1943 года танк ИС, вооруженный пушкой калибра 122 мм, а до 1 ноября - на его базе артсамоход ИС-152.

Из сказанного следует, что вопреки широко распространенной в литературе версии танк ИС-2 со 122-мм пушкой и артсамоход ИСУ-152 в ходе вышеупомянутого показа Сталину не демонстрировались. За ИС-2, по-видимому, авторы принимали ИС № 2 (то есть вооруженный пушкой Д-5Т) и САУ СУ-152 (КВ-14), но с усовершенствованной системой вентиляции боевого отделения.

Стоит отметить, что госкомиссия разработала ряд предложений по усовершенствованию конструкции танка ИС, часть из которых - под явным влиянием зарубежного опыта. К последним относятся предложения спроектировать и испытать гидравлический механизм поворота башни и турельную зенитно-пулеметную установку на люке командирской башенки, разработать установку в башне казноэарядного 50- мм миномета для самозащиты и запуска сигнальных ракет. Предлагалось также спроектировать люльку, пригодную для установки 85-, 100-, 122- и 152-мм пушек.

Первым идею вооружения ИСа орудием более крупного калибра, чем 85 мм, высказал директор и главный конструктор завода № 100 Ж.Я.Котин. В начале августа 1943 года, изучая итоги Курской битвы, он обратил внимание на то, что из всех артсистем наиболее успешно боролась с "тиграми" 122-мм корпусная пушка сбр. 1931/37 г. (А-19). К такому же выводу пришли и конструкторы завода № 9, где был разработан и изготовлен опытный образец тяжелого противотанкового орудия Д-2 путем наложения ствола с баллистикой пушки А-19 на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Использовать это мощное орудие предполагалось в первую очередь для борьбы с тяжелыми танками противника. Но коль скоро ствол такой пушки был вмонтирован в люльку и лафет М-30 и орудие Д 2 успешно прошло испытания, реальной стала идея установки ствола А-19 е тяжелый танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, как это было сделано при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С. Правда, зю было возможно только при условии введения в конструкцию орудия дульного тормоза.

Тяжелый танк ИС-85 на заводском дворе.

Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85, который Ж.Я.Котин повез в Москву. Он очень понравился, наркому танковой промышленности В.А.Малышеву и был одобрен И.В.Сталиным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС со 122-мм пушкой был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания стрельбой к 27 ноября. Одновременно приказывалось оснастить это орудие клиновым затвором и начать его выпуск с 1944 года. Было разрешено также и изготовление опытных образцов 100-мм пушек для вооружения танка ИС.

Первый образец пушки "А-19 танковая" изготовили 12 ноября - в люльку Д-5Т установили ствол пушки Д-2, снятый с лафета М-30, с дополнительной обточкой его направляющей части до диаметра люльки; с орудия Д-2 позаимствовали и Т-образный дульный тормоз.

Государственные испытания танка ИС-122 (объект 240) прошли очень быстро и, в общем, успешно. После чего его перебросили на один из подмосковных полигонов, на котором из 122-мм пушки с дистанции 1500 м в присутствии К.Е.Ворошилова был сделан выстрел по пустому уже расстрелянному трофейному немецкому танку "Пантера". Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни, ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров. В ходе испытания у пушки А- 19 разорвало Т-образный дульный тормоз, при этом Ворошилов едва не погиб. После этого дульный тормоз заменили на другой - двухкаморный, немецкого типа.

Первые серийные танки ИС-85 были изготовлены в октябре 1943 года, а ИС-122 -в декабре. Параллельно со сборкой ИСов в цехах ЧКЗ вплоть до конца года продолжался выпуск танков КВ-85. В январе 1944 года цехи ЧКЗ покинули последние 40 ИС-85, после чего из его ворот во все возрастающих количествах выходили только ИС-122, оснащенные уже новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1 - 1,5 до 1,5 - 2 выстр/мин). С марта 1944 года дульный тормоз немецкого типа заменили более эффективным - конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки ИС-85 были переименованы в ИС-1, а ИС-122 - в ИС-2.

ИС-2 раннего выпуска

Производство тяжелых танков ИС-1 и ИС-2

Дата ИС-1 ИС-2
1943 г.
октябрь 2 -
ноябрь 25 -
декабрь 40 35
Всего: 67 35
1944 г.
январь 40 35
февраль - 75
март - 100
апрель - 150
май - 175
ИЮНЬ - 200
июль - 225
август - 250
сентябрь - 250
октябрь - 250
ноябрь - 250
декабрь - 250
В с е го: 40 2210
1945 г.
до 9.05. - 997
после 9.05. - 1150
Всего: - 2147
Итого: 107 43S2

Однако вопрос вооружения танка ИС-2 не был закрыт полностью. Военных не устраивали ни низкая скорострельность, ни малый боекомплект - 28 выстрелов раздельного заряжания- нового тяжелого танка. Для сравнения: боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов, а КВ-1С- из 114. Кроме того, уже после первых столкновений ИС-2 с тяжелыми танками противника выяснилось, что штатный 122-мм остроголовый бронебойный снаряд БР-471 способен пробить лобовую броню "Пантеры" лишь с дистанции 600 - 700 м. Более слабая лобовая броня "Тигра" поражалась с расстояния 1200 м, но попасть с такой дистанции в немецкий танк могли только хорошо подготовленные опытные наводчики. При обстреле немецких танков мощными осколочно-фугасными гранатами ОФ-471 у ИС-2 имело место растрескивание сварных швов и даже отрыв лобового листа по сварке. Первые результаты боевого их использования, подтвердившиеся, кстати сказать, и стрельбовыми испытаниями танка на полигоне в Кубинке в январе 1944 года, заставили конструкторов искать новые решения.

27 декабря 1943 года вышло постановление ГКО Ns 4851 о вооружении танка ИС пушками большой мощности, и с февраля 1944 года началось проектирование трех машин -ИС-3, ИС-4 и ИС-5 (не путать с одноименными послевоенными танками).

Танк ИС-3 (объект 244) представлял собой-танк ИС-1 с установленной вместо штатного орудия пушкой большой мощности Д-5Т-85БМ с начальной скоростью снаряда 900 м/с. Монтаж пушки никаких переделок за собой не повлек, поскольку все установочные размеры остались прежними. На объекте 244 испытывался новый ломающийся телескопический прицел ПТ-8, а также ряд опытных узлов двигателя и трансмиссии, в частности - синхронизаторы 3 - 4-й и 7 - 8-й передач, которые позволяли сократить время на их переключение и облегчали управление машиной. Испытания 244-го продолжались до конца марта 1944 года и закончились неудачей по причине недостаточной прочности ствола орудия.

Тяжелый танк ИС-122 (объект 240). Вверху: во дворе завода № 100; внизу: на полигонных испытаниях, ноябрь 1943 года.

Танки ИС-4 и ИС-5 более известны под своим первоначальным индексом ИС-100. Решение ГКО предусматривало изготовление только одного танка, вооруженного 100-мм орудием С-34 ЦАКБ с баллистикой морской пушки Б-34. Однако установка такого орудия требовала перекомпоновки боевого отделения и отливки новой башни, что не слишком понравилось ни танкостроителям, ни военным. В этот момент свою 100-мм пушку для ИСа предложило ОКБ завода № 9. Как и 85-мм Д- 5Т, новое орудие, получившее индекс Д-10Т, было разработано на базе самоходной пушки того же калибра. В отличие от С-34 оно устанавливалось в штатную башню без особых переделок. С 12 марта по 6 апреля 1944 года танк ИС-4 (объект 245) проходил государственные полигонные испытания, которые он не выдержал и был возвращен на завод для доработки полуавтоматики пушки и некоторых других элементов. В результате на танк установили пушку Д-10Т с новой полуавтоматикой, более мощный вентилятор боевого отделения, изменили наклон боеукладки в нише башни и т.д. Пушка имела начальную скорость снаряда 900 м/с. В боекомплект входили 30 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами массой 15,6 кг.

Пушка С-34 поступила с завода № 92 на завод № 100 не 20 февраля, как это предусматривалось планом, а лишь в начале апреля 1944 года. Затянулось и изготовление новой башни. В отличие от своего конкурента, ИС-5 имел перевернутую маск-установку, из-за необходимости размещения наводчика справа. На правую сторону башни была перенесена и командирская башенка с рабочим местом командира танка. Заряжающий в этой машине располагался слева от орудия. Помимо трех членов экипажа в башне планировалось разместить также механический досылатель, а впоследствии установить стабилизатор прицела. В результате всех этих доводок тяжелый танк ИС-5 (объект 248) был изготовлен заводом №100 только в июне 1944 года.

С 1 по 6 июля на Гороховецком полигоне проходили совместные испытания танков ИС-4 и ИС-5, в ходе которых военные отвергли первый и предложили доработать второй. К октябрю в башне ИС-5 появился досылатель и прицел, стабилизированный в вертикальной плоскости. Боекомплект довели до 39 выстрелов. Место командира перенесли еще дальше к правому борту, дабы откатывающаяся при выстрелах казенная часть пушки не могла его задеть. Испытания подтвердили значительно возросшие боевые качества танка. По скорострельности он значительно превосходил все известные тяжелые танки, не было ему равных и по бронепробиваемости снарядов и точности стрельбы с ходу. Однако развертывание серийного производства тяжелого танка со 100-мм пушкой сочли нецелесообразным. Конструкторам-артиллеристам было предложено разработать для 122-мм пушки Д-25Т новый снаряд с большей бронепробиваемостью. Такой снаряд, бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником БР-471Б, появился весной 1945 года, но в боекомплекты тяжелых танков.начал поступать практически уже после войны.

Варианты дульных тормозов пушки Д-25Т

Т-образный

Немецкого типа

Конструкции ЦАКБ

Вверху: опытный танк ИС-3 (объект 244); внизу: танк ИС-5 (объект 248).

Впрочем, с осени 1944 года вопрос об увеличении бронепробиваемости снарядов отпал сам собой. Пушка Д- 25Т внезапно начала прекрасно поражать немецкие танки. В донесениях из частей встречались описания случаев, когда 122-мм снаряд БР-471, пущенный с дистанции более 2500 м, рикошетируя от лобовой брони "Пантеры", оставлял в ней громадные проломы. Это объяснялось тем, что с лета 1944 года немцы, ввиду острого недостатка марганца, начали использовать высокоуглеродистую броню, легированную никелем и отличавшуюся повышенной хрупкостью, особенно в местах сварных швов.

Первые боевые столкновения с танками противника выявили и недостаточное бронирование лобовой части корпуса ИСов. В начале 1944 года бронестойкость корпуса пытались повысить, закаливая его на очень высокую твердость, но на практике это привело к резкому увеличению корпусных деталей. При обстреле на полигоне танка ИС выпуска марта 1944 года из 76-мм пушки ЗИС-З с дистанции 500 - 600 м его броня проламывалась со всех сторон, причем основная часть бронебойных снарядов за броню не проникала, но вызывала образование больших масс вторичных осколков. Этим фактом также во многом объясняются значительные потери танков ИС-85 и ИС-122 в боях зимы - весны 1944 года.

В феврале 1944 года ЦНИИ-48 получил задание на проведение НИР по теме "Исследование бронестойкости корпуса тяжелого танка ИС". Проведенная работа показала, что при существующей форме лобовой части корпуса он будет гарантирован от пробития немецкими 75- и 88-мм снарядами лишь в случае применения брони толщиной не менее 145- 150 мм (то есть на 20 - 30 мм больше штатной). По рекомендации ЦНИИ-48 были изменены режимы закалки, а также конструкция лобовой части корпуса.

Новый корпус, с так называемым "спрямленным" носом, сохранил прежнюю толщину брони. Из лобового листа изъяли люк-пробку механика- водителя, существенно снижавшую его прочность. Сам лист расположили под углом 60° к вертикали, что обеспечило при курсовых углах обстрела ±30° непробитие его из 88-мм немецкой танковой пушки KwK 36 даже при стрельбе в упор. Уязвимым местом оставался нижний лобовой лист, имевший угол наклона 30° к вертикали. Для придания ему большего угла наклона требовалось существенное изменение конструкции отделения управления. Однако, учитывая, что вероятность попадания в нижний лобовой лист меньше, чем в другие части корпуса, его решили не трогать. С целью усиления бронезащиты нижнего лобового листа с 15 июля 1944 года на нем между буксирными крюками начали размещать укладку запасных траков. "Уралмашзавод" перешел на выпуск бронекорпусов со "спрямленным" сварным носом в мае 1944 года, а завод № 200 начал выпускать такие же корпуса, но с литым носом с июня 1944 года. Впрочем, некоторое время танки со старыми и новыми корпусами выпускались параллельно, до полного израсходования задела.

ИС-2 ранних выпусков 1944 года.

Обращают на себя внимание характерные детали: литая лобовая часть с "ломаным" носом и люком-пробкой меха ника-води теля; узкая амбразура пушки и броневой колпак перископического прицела ПТ4-17 перед командирской башенкой.

Бронепробиваемость 122-мм снарядов*

* В числителе указана толщина пробиваемой брони при угле встречи 90°, в знаменателе - при угле встречи 60°.

Варианты носовой части корпуса танка ИС-2

Первоначальная "ломаная" литая

Со "спрямленным" носом литая производства ЧКЗ

Со "спрямленным" носом сварная производства УЗТМ

Что касается башни, то существенно усилить ее бронезащиту не удалось. Спроектированная под 85-мм пушку, она была статически полностью уравновешена. После установки 122-мм орудия момент неуравновешенности достигал 1000 кг/м. Кроме того, техзадание предполагало увеличение лобовой брони до 130 мм, что привело бы к еще большей неуравновешенности и потребовало бы внедрения нового механизма поворота. Поскольку осуществить эти мероприятия без радикального изменения конструкции башни было нельзя,-от них пришлось отказаться.

Вместе с тем в процессе производства облик башни существенно изменился. Башни танков первой серии выпуска 1943 года имели узкую амбразуру. После установки пушки Д-25Т, несмотря на то, что ее люлька была такой же, как и у Д-5Т, пользоваться телескопическим прицелом стало очень неудобно. С мая 1944 года начался выпуск башен с расширенной амбразурой, что позволило сместить прицел влево. Была также увеличена бронезащита маск-установки и толщина нижней части бортов. Командирскую башенку сместили влево на 63 мм, перископический прицел ПТ4-17 изъяли, а на его месте установили прибор наблюдения MK-IV. На командирской башенке появилась зенитная установка крупнокалиберного пулемета ДШК (конструктор - П.П.Исаков). Вплоть до конца войны башня ИСа никаким другим существенным изменениям не подвергалась.

Помимо модернизации танка в процессе серийного производства, на ЧКЗ и заводе № 100 велось проектирование новых перспективных образцов в соответствии с тактико-техническими требованиями, разработанными в ГБТУ в конце 1943 года. В этой связи следует отметить проект тяжелого танка под условным наименованием ИС-2М, разработанный под руководством Н.Ф.Шашмурина весной 1944 года. Компоновочная схема этой машины была необычной. Боевое отделение, башня и трансмиссия располагались в кормовой части танка, моторное отделение - в средней, а отделение управления - в передней. В ходовой части использовались опорные катки большого диаметра без поддерживающих роликов. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии осуществлялась с помощью карданного вала, проходившего под полом боевого отделения. Расположение башни в кормовой части корпуса не позволяло длинноствольной пушке утыкаться в грунт и облегчало маневрирование танка е узких проходах. Так как в начале лета 1944 года в КБ завода № 100 развернулось проектирование двух вариантов тяжелого танка ИС-6 (объекты 252 и 253), работу над ИС-2М прекратили.

ИС-2 поздних выпусков 1944 года с измененной носовой частью корпуса и расширенной амбразурой пушки.

ИС-2 позднего выпуска 1944 года.

Следует отметить, что опорные штампованные катки большого диаметра, предназначавшиеся для ходовой части объекта 252, испытывались на опытном объекте 244, догруженном до необходимой массы чугунными чушками.

5 августа 1944 года за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых танков ИС и самоходно-артиллерийских установок завод № 100 был награжден орденом Ленина. В свою очередь, за заслуги в организации производства новых типов танков, САУ и танковых дизелей и оснащения ими Красной Армии Челябинский Кировский завод наградили орденом Красной Звезды. В феврале 1946 года за выдающиеся достижения в деле создания новых образцов бронетанковой техники Ж.-Я.Котин, А.С.Ермолаев, Г.Н.Москвин, Н.Ф.Шашмурин, Г.И.Рыбин, А.С.Шнейдеман, Е.П.Дедов и К.Н.Ильин стали лауреатами Сталинской премии.

В 1945 году производство танкое ИС-2 было завершено. Кстати, 10 боевых машин изготовили в Ленинграде в восстановленных цехах Ленинградского Кировского завода.

ИС-2 оставался на вооружении Советской Армии и в послевоенные годы. Планировавшийся ему на смену ИС-3 (объект 703) имел существенные конструктивные недостатки, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Да и выпустили их сравнительно немного, сняв с производства в 1946 году. Тяжелый танк ИС-4 (объект 701) также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время ИС-2 вполне устраивал армию как технически надежная и простая в эксплуатации боевая машина. Поэтому ГБТУ приняло решение, начиная с 1957 года, провести при капитальном ремонте конструктивные улучшения этих танков с целью продления срока их службы, а также унификации ряда узлов и агрегатов с узлами и агрегатами других тяжелых танков [Отдельные модернизационные мероприятия проводились на танках ИС-2 начиная с 1954 года, в частности, усиление днища под коробкой передач путем приварки броневой накладки толщиной 16 - 20 мм.].

В дальнейшем на ИС-2 установили двигатель В-54К-ИС с электростартером, форсуночным подогревателем НИКС-1, электрическим маслозакачивающим насосом МЗН-2 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункеров. Установка нового двигателя влекла за собой изменения системы смазки и охлаждения. Наружные топливные баки включили в систему питания танка так же как и на танке ИС- 3. Была установлена коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла, введено жесткое крепление ее на задней опоре. Планетарные механизмы поворота стали соединяться с несущими дисками бортовых редукторов с помощью полужесткого соединения. В ходовой части установили новые опорные катки и направляющие колеса с нерегулируемыми подшипниками.

В сборочном цехе Челябинского Кировского завода, 1944 год.

ИС-2М, использованный в качестве мишени на одном из полигонов в 1970-х годах. Обращает на себя внимание нештатная пушка с эжектором в средней части ствола. Дульный тормоз свинчен.

По корпусу изменения затронули в основном моторно-трансмиссионное отделение, в котором установили усиленный подмоторный постамент и новые опоры коробки передач. Кроме того, щелевой прибор наблюдения механика-водителя заменили на призменный прибор наблюдения, заимствованный у Т-54, танк оборудовали прибором "Угол" и прибором ночного видения ТВН-2 или БВН.

В башне установили новый усиленный стопор, по типу применяемого на среднем танке Т-54, а также подъемный механизм пушки со сдающим звеном. Боекомплект довели до 35 артвыстрелов. Кормовой башенный пулемет был изъят, а вместо него размещен дополнительный вентилятор. Отверстие в башне под пулемет заваривалось специальной броневой заглушкой, в которой имелась лабиринтная щель для вентиляции.

Количество аккумуляторных батарей увеличили с двух до четырех. Установили радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120 послевоенной конструкции, новые крылья с бункерами по типу ИС-3, игравшие роль противокумулятиБных экранов, электрозапалы и электросбросы для дымовых шашек БДШ, вторую фару со светомаскировочным устройством, изменили состав и раскладку ЗИПа.

Одновременно при капитальном ремонте танков проводился и ряд технологических улучшений: двойное бакелитирование баков и трубопроводов, повышение стойкости антикоррозионных покрытий, восстановление посадочных мест деталей до номинальных размеров и т.д.

В результате модернизации изменились боевые и технические характеристики танка ИС-2, и он получил обозначение ИС-2М. Следует отметить, что модернизация началась в 1957 году, а закончилась в середине 60-х, поэтому в зависимости от времени прохождения капремонта танки ИС-2М порой существенно отличались друг от друга и по характеру внесенных изменений, и по примененным агрегатам. Весь парк тяжелых танков ИС-2 Советской Армии был доведен до уровня ИС-2М, в результате чего в первозданном виде 8 СССР их практически не осталось.

Из книги Р-51 «Мустанг» автора Иванов С. В.

История создания В марте 1938 г. Авиационный корпус армии США разослал различным самолетостроительным компаниям техническое задание 38-385 на двухмоторный штурмовик-бомбардировщик. Был объявлен конкурс на лучшую конструкцию, обещавшую большие заказы. Фирма «Норт

Из книги Авиация и космонавтика 2013 05 автора

История создания «Одним из «чудес» войны было появление в небе Германии дальнего истребителя сопровождения («Мустанг») в тот самый момент, когда в нем возникла наибольшая потребность» - генерал «Хэп» Арнольд, главнокомандующий ВВС США. «По моему мнению. P-51 сыграл

Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1 автора Иванов С. В.

Су-27 история создания Рассказывая о ходе работ по проектированию будущего истребителя Су-27 нельзя не упомянуть о некоторых «промежуточных» вариантах, оказавших огромное влияние на компоновочную схему и окончательный вид самолета.Напомним читателям, что в 1971 году в КБ

Из книги Средний танк Т-28 автора Мощанский Илья Борисович

История создания К началу 1939 года в Советском Союзе остро встал вопрос создания современного истребителя. Потенциальные противники обзавелись новыми машинами Bf 109 и А6М Zero, в то время как советские ВВС продолжали летать на «ишаках» и «чайках».Все больше и больше

Из книги Славянская броня Гитлера автора Барятинский Михаил

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Экранированные танки Т-28 проходят по Красной площади. Москва, 7 ноября 1940 года.В конце 20-х годов наиболее активно танкостроение развивалось в трёх странах - в Великобритании, Германии и Франции. При этом английские фирмы вели работы широким фронтом,

Из книги Авиация и космонавтика 2013 10 автора

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ До наших дней сохранились только четыре экземпляра легкого танка LT vz.35 - в Сербии, Болгарии, Румынии и США. В наихудшем состоянии находится машина из военного музея в Софии - у нее полностью отсутствует вооружение, в наилучшем - танк в Военном музее на

Из книги Авиация и космонавтика 2013 11 автора

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица.23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба, Военного института

Из книги Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7 автора Барятинский Михаил

Су-27 история создания ПрочностьПри проектировании самолета Су-27 ОКБ П.О. Сухого впервые столкнулось с интегральной компоновкой самолета, в которой несущими свойствами обладало не только крыло, но и фюзеляж. Это наложило определенные условия на конструктивносиловую

Из книги Бронеколлекция 1999 № 01 (22) Средний танк «Шерман» автора Барятинский Михаил

Су-27 история создания Фото и СтадникаБоевая живучестьЕще в период создания боевых самолетов Су-2 и Су-6 в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны ОКБ П.О. Сухого накопило значительный опыт работ по обеспечению боевой живучести (БЖ) самолетов от огня

Из книги Средний танк «Чи-ха» автора Федосеев Семён Леонидович

История создания В январе 1933 года харьковский завод № 183 получил задание на разработку новой машины, в которой предполагалось устранить все недостатки предшественников-БТ-2 и БТ-5. Тактико-техническими условиями на новый танк предусматривалась установка на нем

Из книги Тяжелый танк ИС-2 автора Барятинский Михаил

История создания Единственным средним танком, принятым на вооружение армией США между двумя мировыми войнами, был М2. Эта ничем не выдающаяся боевая машина, тем не менее, стала этапной для американского танкостроения. В отличие от всех предшествовавших образцов, главным

Из книги Средний танк Т-34-85 автора Барятинский Михаил

История создания Японское танкостроение начиналось со средних танков. В 1927 году арсенал в Осака («Осака Рикугун Зохейшо») построил опытный двухбашенный танк № 1 и однобашенный № 2, который позже получил название «Тип 87». В 1929 году на основе английского «Виккерс МкС» и

Из книги автора

История создания Заживо сгоревшим в танках посвящается... Танк ИС-2 из 7-й гвардейской тяжелой танковой бригады у Бранденбургских ворот. Берлин, май 1945 года.Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк

Из книги автора

История создания Т-34-85 с пушкой Д-5Т. 38-й отдельный танковый полк. Танковая колонна "Димитрий Донской" была построена на средства Русской Православной церкви.По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне -под Курском была одержана

Советский тяжелый танк ИС-2

Советский тяжелый танк ИС-2

Его происхождение - от танков K8-1 и KB-13. В конце 1943 г. пушка калибра 85 мм устанавливалась и на Т-34, но тяжелый танк требовалось вооружить более мощной артсистемой. Еще в августе 1942 г, немцы использовали под Ленинградом свои первые "Тигры", которые застряли в болотистой местности, и атака их сорвалась. В январе 1943 г. наши войска на Волховском фронте захватили подбитого "Тигра", тогда же были изучены и определены все слабые их места.


Советский тяжелый танк ИС-2

Конечно "Тигр" оказался сильным противником с высокой эффективностью 88-мм полуавтоматической зенитной пушки, снабженной системой продува ствола после выстрела и электроспуском. Бронебойный снаряд пушки пробивал 115-мм броню с расстояния 1000 метров, а подкалиберный мог поразить почти 180-мм броню. Помимо орудия имелось еще и два пулемета. Толщина брони составляла 80 мм в лобовой части еще больше - 100 мм. В подражание нашим тридцатьчетверкам и KB "Тигры" для лучшей проходимости стали снабжать более широкими 72-мм гусеницами.


Советский тяжелый танк ИС-2

Но все же "Тигр» имел серьезные недостатки. Большая масса конструкции ограничивала его подвижность, особенно в условиях бездорожья, даже по шоссе скорость его была не выше 40 км/ч. А броня, хотя и была достаточно толстой, но по качеству металла уступала советской. Недостаточно надежной была и ходовая часть.


Советский тяжелый танк ИС-2

Когда же на полях сражений появились наши танки Т-34-85 и ИС-2, превосходству немецких танков, особенно в вооружении, был положен конец.

В конце ноября 1943 г. Кировский завод получил опытный образец мощной танковой пушки калибра 122 мм с дульным тормозом конструкции Ф.Ф. Петрова. Коллектив КБ несколько недель трудился над тем, чтобы приспособить корпусную 122-мм пушку с несколько укороченным стволом для танка ИС. При этом для повышения скорострельности поршневой замок пушки заменили клиновым. Новая танковая полуавтоматическая пушка, превосходившая пушку KB-1 по огневой мощи в 5 раз.

Была принята на вооруженно постановлением ГКО от 31 декабря 1943 г.. и ее сразу же стали устанавливать на танки. Для борьбы со штурмовой авиацией противника на башне установили крупнокалиберный зенитный пулемет. Хотя толщина брони и калибр пушки стали больше, в целом танк получился легким и быстроходным и получил наименование ИС-2.


Советский тяжелый танк ИС-2

Государственные испытания под Москвой, где провели стрельбы по трофейной "Пантере" показали эффективность танка: снаряд, пробив лобовую броню, ударил В противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров. В ходе испытаний у пушки рэзорВало Т-образный дульный тормоз. После этого его заменили двухкамерным, немецкого типа, а с марта 1944 г. - более эффективным конструкции ЦАКБ.


Советский тяжелый танк ИС-2

Так появился сильнейший танк Второй мировой войны, надежный в эксплуатации и удобный в ремонте. Благодаря хорошо продуманным конструктивным решениям размер и масса нового танка по сравнению с KB не увеличились, а скорость и маневренность возросли. Дульная энергия его пушки оказалась в полтора раза больше, чем у 88-мм пушки «Тигра". Снаряд массой 25 кг имел начальную скорость 790 м/с. Вместе с тем скорострельность из-за раздельного заряжания была небольшой -2-3 выстрела в минуту.


Советский тяжелый танк ИС-2

Первые серийные машины ИС-2 были изготовлены уже в конце 1943 г. и феврале 1944 г. получили боевое крещение под Корсунь-Шевченковским. Бои показали, что такого мощного вооружения, как у ИС-2, не было ни на одном зарубежном танке периода второй мировой войны.


Советский тяжелый танк ИС-2

Являясь первым представителем нового поколения отечественных тяжелых танков, ИС-2 по броневой защите и вооружению значительно отличался от танка КВ. Передняя часть корпуса и башня были литыми и имели другую форму. Борта, корма, днище и крыша изготавливались из катаных броневых листов. В передней части машины размещалось отделение управления с доступом в него через люк. Механик-водитель наблюдал за местностью через люк, который закрывался выдвижной броневой крышкой со стеклоблоком.


Советский тяжелый танк ИС-2

В башне устанавливалась пушка со спаренным пулеметом. Второй пулемет размещался в шаровой опоре в кормовой части, третий - курсовой - в корпусе справа от механика-водителя, который и вел из него огонь. На крыше башни была установлена неподвижная командирская башенка с люком заряжающего. В ней имелись смотровые щели и перископический прибор наблюдения. Пушки и спаренный пулемет также были снабжены телескопическим и перископическим прицелами.

Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы претерпели существенные изменения системы двигателя. Были установлены специальные устройства для подогрева воздуха, поступающего в двигатель, в зимнее время. Электроинерционный стартер позволял производить запуск двигателя от ручного привода. Танк был оборудован радиостанцией и внутренним переговорным устройством.


Советский тяжелый танк ИС-2

Силовая передача - механическая, главный фрикцион сухого трения. Коробка передач восьми скоростная с демультипликатором. Откидной лист корпуса обеспечивал доступ к агрегатам силовой передачи.Бортовые передачи двухступенчатые с планетарным рядом. Ведущие колеса со съемными венцами, подвеска торсионная. Опорные и поддерживающие катки цельнометаллические. Гусеница мелкозвенчатая металлическая.
Система электрооборудования - однолрововодная с напряжением 24 и 12 В. источники электроснабжения - две аккумуляторные батареи и генератор мощностью 1000 Вт.


Советский тяжелый танк ИС-2

В последующем в устройство ИС-2 вносились многие изменения, в том числе по вооружению. Военных не устраивали низкая скорострельность, малый боекомплект. Кроме того, после первых столкновений с тяжелыми немецкими танками обнаружилось, что штатный 122-мм остроголовый бронебойный снаряд способен пробить лобовую броню «Пантеры» лишь с дистанции 600-700 м.

Более слабая броня "Тигра" пробивалась с расстояния 1200 м, но попасть в немецкий танк с такой дистанции было трудно. При стрельбе мощными осколочно-фугасными гранатами имели место растрескивание сварных швов и даже отрыв лобового листа по сварке, недостаточным было бронирование лобовой части корпуса. Таким образом, это вынуждало конструкторов искать пути решения указанных проблем.


Советский тяжелый танк ИС-2

ТАНК ИС-2 1944 г. ВЫПУСКА

В 1944 г. была проведена модернизация ИС-2. Бронестойкость корпуса пытались повысить путем закаливания ого на очень высокую твердость, но это привело к резкому увеличению массы корпусных деталей.


Советский тяжелый танк ИС-2

В феврале 1944 г. было проведено исследование бронестойкости тяжелого танка ИС, показавшее, что при существующей форме лобовой части корпуса 75-и 88-мм немецкие снаряды не смогут пробить ее лишь при толщине 145-150 мм, т.е. на 20-30 мм больше штатной. По рекомендации ЦНИИ-48, проводившего исследования, были изменены режимы закалки, а также конструкция лобовой части корпуса. Новый корпус с так называемым спрямленным носом сохранил прежнюю толщину брони. Из лобового листа убрали люк-пробку механика-водителя, в значительной степени снижавшую его прочность. Лист расположили под углом 60 градусов к вертикали, в результате при курсовых углах обстрела ±30" немецкая 88-мм пущка не могла пробить его даже при стрельбе в упор.

Была повышена броневая защита пушки, установлен крупнокалиберный зенитный пулемет. Вооружение позволяло вести бой с противником на расстоянии двух и более километров.

В процессе производства существенно изменился облик башни. Если у танков первой серии выпуска башни имели узкую амбразуру, то с мая 1944 г. начали изготовлять башни с расширенной амбразурой, что позволило сместить телескопический прицел влево и повысить удобство пользования им
Была также повышена бронезащита маски установки. увеличена толщина нижней части бортов. Командирскую башенку сместили влево и разместили на ней зенитный крупнокалиберный пулемет. Убрали с нее перископический прицел ПТ4-17 и на его месте установили прибор наблюдения.
И до конца войны башня тяжелого танка ИС больше существенным изменениям не подвергалась.


Советский тяжелый танк ИС-2

Боевое крещение эти танки, как и ИС-1, получили на завершающем этапе по освобождению правобережной Украины. Необходимо подчеркнуть, что ИС-2 впервые были применены в ходе Проскуровско-Черновицкой и Уманско-Ботошанской операций.

Столкновения ИС-2 с "Тиграми" были довольно редкими. Во всяком случае в описаниях боевого пути немецких тяжелых танковых батальонов таких фактов встречается не более десяти, причем с участием и "Тигра" II. Заслуживает упоминания бой в Венгрии, в районе Будапешта в ноябре 1944 г. с танками 503-го батальона.