Деятельность и педагогические взгляды яна амоса коменского. Педагогические взгляды Я.А

Жизнь, педагогическая деятельность и мировоззрение Яна Амоса Коменского

педагог коменский обучение

Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики. Он является отцом современной педагогики, а его «Великая дидактика» является одной из первых научно-педагогических книг.

Ян Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница в моравской семье мельника, члена общины Чешских братьев - организации, противопостав-лявшей себя католицизму.

Отец его, Мартин, был из соседней деревни Камне, куда семья перебралась из Словакии. От названия этой деревни и произошла фамилия Коменский.

Детство Яна Коменского пришлось на период разгула в Европе чумы. Когда мальчику было 10 лет, друг за другом умерли его отец, мать и две сестры.

В 1608 году Ян Коменский становится учеником «лучшей среди братских учебных заведений» школы Чешских братьев, затем два года учится в Херборнской академии.

В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет к своему имени второе - Амос.

В 1613 году он уезжает в Германию, где поступает на богословский факультет Гейдельбергского университета. В университете он посещает лекции по математике и астрономии.

Во время учебы Ян посетил многие города Европы, побывал в столице Голландии - Амстердаме, крупном портовом городе, центре культуры и образования.

В 1614 году он вернулся на родину 22-летним молодым человеком и стал руководителем школы и священником общины Чешских братьев.

В годы Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) Коменский вынужден был покинуть родные места. Жил в Польше, где преподавал в местной гимназии, в 1641 году совершил путешествие по Англии, а затем переехал в Голландию.

В 1642-1648 годах работал в Швейцарии по реформированию школы, в 1651-1654 годах осуществлял реформу школ в Верхней Венгрии.

Мировоззрение Коменского. Коменский был публицистом, проповедником, политиком, педагогом. Основными принципами его деятельности были:

Жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий.

Необходимость вывести из необъятных масштабов науки определенную систему.

Стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти к общей гармонии, которая, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, явленной в Священном писании».

По мнению Каменского, цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны. Он выдвинул идею - «всех учить всему».

Ян Амос Коменский по праву считается основоположником классической педагогики, пронизанной духом гуманизма. Он приходит к мысли о том, что педагогика - одна из главных наук человечества, и рассматривает воспитание как важнейшую предпосылку установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами.«Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенное государство и хозяйственные системы», - писал он.

В его трудах впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Яном Амосом Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.

Педагогическая система Коменского представляла собой, прежде всего, протестантское христианское учение, и было направлено на образование детей в христианском духе.

В 1627 - 1632 годах Коменский создал главный труд своей жизни, который назвал «Великая дидактика». Для своего времени этот труд представлял собой поистине революционный учебник педагогической теории.

В 1632 году Коменским было написано первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа», которую он рассматривал как первую и важнейшую часть системы воспитания и образования подрастающего поколения, и где должны были закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей в семье.

В течение своей жизни им написаны учебники и трактаты: «Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», «Открытая дверь предметов», «Мир в картинках», «Предвестник пансофии (всеобщей мудрости)», «Пансофическая школа» (обучение всех всему) и другие.

Коменский предложил принцип природосообразности обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. «Человек - часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются её универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения», - писал он.

Я.А. Коменский считал, что «школы должны учить: теории, практике и употреблению всех хороших и полезных вещей». Такую триаду он называл тремя ступенями мудрости.

I. Теория. Ее этапы:

  • 1. Представление предмета со всех сторон.
  • 2. Разложение проблемы на несколько составных частей.
  • 3. Автопсия (естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира).

II. Практика. Ее этапы:

  • 1. Получение образца вещи, уяснение смысла деятельности.
  • 2. Выяснение индуктивным методом как из частей изучаемого может получиться целая вещь.
  • 3. Автопраксия (самоупражнение).

III. Применение (хресис). Ее этапы:

  • 1. Уяснение функциональной сущности вещи.
  • 2. Нахождение правильного способа применения вещи.
  • 3. Применение уже добытого знания только на доброе.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. Эта систему обучения, включала четыре ступени.

Материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет).

Школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами).

Латинская школа или гимназия для наиболее способных детей от 12 до 18 лет - (в учебный план добавлялись естествознание, история, география).

Академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.

Я.А. Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая до сегодняшнего дня остается основой школьного обучения. Ключевыми понятиями этой системы являются:

  • - класс с постоянным числом учеников одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей образовательной цели.
  • - урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день - от 4 до 6 уроков, урок, перемена).

Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего необходимо использовать регулярные домашние задания и экзамены

Я.А. Коменский обосновал принцип наглядности, сформулировав «Золотое правило дидактики»: процесс обучения должен начинаться наглядным знакомством с реальными вещами путем непосредственного восприятия их органами чувств: «Сначала вещь потом слово». Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками.

Он выступал против косности, зубрежки и равнодушия учеников, отдавая предпочтение объяснению вещей и процессов, признавал бескрайний полет творческой мысли, стремился развивать познавательные способности учащихся.

Коменский настаивал на сознательном учении, систематичности, последовательности и посильности обучения.

Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:

  • 1. Воспитание и обучение детей в соответствии с законами природы
  • 2. Разработка возрастной периодизации
  • 3. Создание классно-урочной системы обучения
  • 4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения
  • 5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для родителей
  • 6. Систематизация знаний о воспитании детей дошколь-ного возраста и создание учения о материнской школе

Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ.

Россия и ее школы на протяжении многих столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского.

Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов.

К выдвинул идею всеобщего начального обучения. Через все педагогические сочинения К, в особенности же через его главное сочинение - «Великую дидактику», проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у К при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.
К , исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода, по 6 лет каждый. В основу этого деления он кладет возрастные особенности:
детство(от рожд. до 6 л включительно) характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество (от 6 до 12 л) - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность (от 12 до 18 л), помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость (от 18 до 24 л) - развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из возрастных периодов К намечает особую ступень образования: для детей до 6 лет - материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества - шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей - в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения.
Дидактические принципы:- принцип наглядности . Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. - сознательности учения . При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. – систематичность обучения . В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.
- последовательность обучения . Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. –

посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.- прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им. Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала.


К установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее.
Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть - объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
К высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.

Мы хотим, чтобы умам воплощено было всю

совокупность лучшего из всей области знания.

Я. А. Коменский

Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к выдающимся людей прошлого, имена которых с благодарностью и глубоким уважением хранит в памяти все прогрессивное человечество. Мыслитель и основатель новой прогрессивной педагогической системы Я. А. Коменский является славой и гордостью не только чешского народа, но и большой семьи славянских народов и всего человечества. Он жил в эпоху бурных исторических событий, когда созревал новый класс - буржуазия, занимал отчетливо демократическую позицию в сложных условиях классовой борьбы того времени, отстаивал прогрессивные идеи и всю свою жизнь боролся против социального и духовного рабства. Коменский высоко поднял традиции гуманистического движения, неисчерпаемого оптимизма и большой любви к человеку: "Человек есть не что иное, - писал он, - как гармония как относительно тела, так и по душе". В своих произведениях Я. А. Коменский чрезвычайно отчетливо обозначил прогрессивные для своего времени требования в области образования и воспитания, изобразил идею народовластия и равенства.

Я.А.Коменский учился в братской, потом в латинской школах, в двух университетах, стал учителем в 22 года, кроме того, был проповедником, руководителем школы. В 1627 г.. Начал писать "Чешскую дидактике", позже жил в Польше, преподавал в гимназии, там издал в 1633-1638 гг. "Великую дидактику». Кроме того, писал учебники, издал первую в истории книгу для родителей о семейном воспитании "Материнская школа".

Новые идеи и практику обучения Я. А. Коменский гениально синтезировал, создав педагогическую систему, которая была новым, высшим этапом в развитии педагогической науки, итогом и теоретическим обоснованием всего положительного опыта своего времени.

Произведения великого чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Правильной является мнение о том, что Я. А. Коменский - не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества.

Его первый учебник "Открытые двери к языкам» - энциклопедия "элементарных реальных знаний был переведен на 20 европейских и 4 азиатские языки. В России в 1768 г.. Московский университет выпустил на латинском, немецком и французском языках произведение Я. А. Коменского" Видимый мир в рисунках "- первый учебник, построенный по принципу наглядности. Среди многочисленных произведений Я. А. Коменского, которые выдавались позднее, центральное место занимает" Великая дидактика ", что относится к первоклассных произведений мировой педагогической литературы. В этой работе великий педагог изложил новую систему обучения и воспитания, подвергнув сокрушительной критике схоластическую школу, оторванную от потребностей жизни.

"Великая дидактика" Коменского - прекрасное произведение педагогической мысли как по содержанию, так и по структуре, взаимосвязью ее различных частей:

§ в I разделе доказывается, что человек - это удивительное, прекрасное и совершенное творение;

§ во II-IV - что цель человека за пределами настоящей жизни, что современная жизнь является лишь призвание к будущему, что приготовления к нему имеет три степени: 1) научное образование, 2) добродетель, или нравственность и 3) религиозность, или благочестия;

§ в V-X - что человек от природы имеет хорошие зерна и корни этих трех стремлений, но, чтобы стать хорошим человеком, нужно получить воспитание воспитывать лучше всего в юношеские годы, для этого должны создаваться школы; в процессе воспитания нужно изучать все о человеке, обеспечить юношество мудростью, различными искусствами, доброчиннисгю и благочестием;

§ в XI-ХIХ разделах - сказано, что еще нет школ, которые бы соответствовали этим целям, форму и образец порядка в школе нужно позаимствовать у природы; дается указание, как поступать, чтобы хватало времени на обучение, излагаются правила содержательного, успешного обучения и воспитания и советы, как один учитель может учить сразу и с наименьшими затратами сил нескольких учеников;

§ в XX-XXV разделах - освещаются специальные методы обучения наукам, искусствам, языкам, нравственности, благочестию; излагается отношение Коменского к языческим книг;

§ в XXVI-XXXII разделах - говорится о том, какой должна быть школьная дисциплина, предлагается разделение школ на. четыре степени, в соответствии с возрастом детей; дается очерк "Материнской школы", очерк школы родного языка, латинской школы, написано о академии и путешествия, о совершенной организации школы.

В последнем, XXXIII разделе говорится об условиях, необходимых для осуществления нового подхода к организации обучения и воспитания молодежи. "Великая дидактика" имеет три вступительные самостоятельные разделы: первый - обращение ко всем, кто стоит во главе школ, церквей, учреждений, к правителям, родителей, опекунов; второй - привет читателям; третий - о пользе дидактики. Свою педагогику Я.А.Коменский ставит на службу общественным заданием: "Если мы хотим, чтобы были хорошо оборудованы и процветали церкви, государства и хозяева, прежде всего давайте приведем в порядок школы, дадим им расцвести, чтобы они стали настоящими и живыми мастерскими людей и рассадниками для церквей, государств, хозяйств ". Руководящей основой своей дидактики он считал открытие такого метода, при котором учителя меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, чтобы в школах было больше порядка и меньше одурманивание, напрасного труда, а больше досуга, радости, хороших успехов. Тогда и в государстве было бы меньше темноты, растерянности, расстройства, а больше света, порядка, мира и спокойствия.

Педагогические взгляды Я. А. Коменского

Наиболее интересным для современной педагогики является разработанный Я. А. Коменского принцип природосообразности. Этот принцип в его системе является методологическим. Необходимость учитывать в процессе воспитания на законы природы указывали еще философы древнего мира (Демокрит, Аристотель, Квинтилиан). Однако эта идея не получила развития вплоть до времен Возрождения. Я. А. Коменский предлагает новую школу, где обучение и воспитание будет согласовано с природой в целом и с возрастными особенностями детей в частности, где будут воспитываться новые люди, которые потом построят новую жизнь. Он не выделял человека из природы, а расценивал ее как часть природы, подчинял общим законам природы. В разделе "Семена образования, добродетели и благочестия заложено в нас от природы)" автор "Великой дидактики" заявляет, что человек создан добродетельной, и ей от природы свойственны стремление к знаниям, и поэтому задача воспитания - всячески способствовать развитию этих качеств. Я. А. Коменский утверждал, что образование человек с наибольшей пользой приобретает в раннем возрасте, особенно вредным он считал перегруженность детей школьными занятиями. "Детям следует заниматься только тем, что соответствует их возрасту и способностям". "Обучение нельзя довести до основательности без чаще и особенно умело поставленных повторений и упражнений" - эта идея очень важна и занимает большое место в современной дидактике.

Я. А. Коменский на основе собственной педагогической практики пришел к выводам о необходимости обучать "всех всего": "Всем, рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не неподвижными бревнами" (Т. И, с.80). Он остро критикует схоластический школу за то, что она удовлетворяет потребности лишь богатым. Я. А. Коменский предлагает единую систему школ. Эта демократическая идея единой школы имела большое историческое значение. Для достижения этой цели он берет 24 года и разделяет их на четыре периода: до 6 лет, от 6 до 12 от 12 до 18 и от 18 до 24 лет. Эта периодизация вызывает большое удивление и уважение к глубины мысли великого педагога.

Для каждого возрастного периода Коменский определил определенный тип единой школы: для детства - материнскую школу, для отрочества - элементарную школу родного языка, для юности - латинскую школу или гимназию, для зрелости - академию и путешествия. Материнскую школу и школу родного языка он определяет для всего юношества, а другие два типа школ - для юношей, в которых стремление выше.

Я. А. Коменский о содержании образования

Содержание образования в школах средневековья, по выражению Я. А. Коменского, был настоящим лабиринтом, в котором ученики блуждали в течение долгих лет, не имея надежды увидеть радостное сияние жизни. Семь свободных искусств (так назывались школьные предметы) не могли удовлетворить прогрессивных потребностей общества XVII в. Выработка новой системы и методов обучения наукам по сути было центральной идеей всей деятельности великого чешского педагога. Систему наук, которая дала общую картину мира, ученые и философы назвали Пансофия. Известно, что Коменский много работал над Пансофия, но почти все его работы по этой отрасли погибли. Содержание образования, связанный с науками, Я. А. Коменский изложил в таких произведениях: "Великая дидактика", "Пансофическая школа", "О пользе точного наименования вещей", "Речь о номенклатуре вещей", "Материнская школа", " Видимый мир в рисунках "," Открытые двери к языкам "," Открытые двери к вещам "и др. "Мы хотим, - говорил Коменский, - чтобы умам воплощено было всю совокупность лучшего из всех областей знаний". Я. А. Коменский советует: до знаний надо присоединить подготовку к деятельности, чтобы

из школ выходили юноши деятельные, на все способны, ловкие, старательные; в процессе обучения нужно сочетать три элемента: Кстати, ум, язык; учебный материал располагать концентрически.

Я. А. Коменский является первым педагогом, подробно и реалистично разработал содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста в специальном фундаментальном произведении "Материнская школа". Интересные советы в этой области: дать знания по естествознанию, оптики, географии, арифметики, геометрии, музыки, языка; местом материнской школы есть семья, а воспитателем - мать; с детства следует ребенка приучать к труду; первый день в школе должен быть радостным и светлым событием в жизни ребенка. Второе звено школы - школу родного языка он считает важной, потому что она должна дать основы для любой дальнейшей деятельности юноши. Школу родного языка должны пройти все дети обоих полов. Ввести в школе родной язык как язык преподавания и воспитания - этот совет очень актуальна. Предлагая третье звено в системе образования - латинскую школу или гимназию, Коменский дает перечень предметов, указывает, что задача этой школы - исчерпать всю энциклопедию наук, до семи "свободных искусств" он добавляет физику, географию, историю, мораль, причем наполняет их новым содержанием.

Борьба Я. А. Коменского за научность содержания образования, его призыв ввести в школе реальное образование и особенно его идея о связи школьного обучения с жизнью - все это очень созвучно с нашей задачей по совершенствованию содержания образования в современной украинской школе.

Последнюю, высшее звено в единой системе школ Я.А.Коменский назвал академией - это большой учебное заведение типа университета, который должен готовить ученых мужей и руководителей народа. В академию Я.А.Коменский советует посылать "только избранных людей, цвет человечества". Академия - это школа для аристократов и богачей, а высшее учебное заведение, где будут получать образование лучшие, самые талантливые юноши.

Дидактическая система Я. А. Коменского

Дидактическая система, изложенная в "Великой дидактике", вошла в золотой фонд классической педагогической литературы. Это не только научно-педагогический произведение, но и оружие в борьбе за нового человека, новое, демократическое общество. Психологической науки тогда еще не было, Коменский действовал на основании собственных наблюдений над детьми, но его рассуждения по педагогического мышления, воли и других психических процессов представляют большой интерес и для современной науки.

Я. А. Коменский требует: учитель должен знать особенности детей, не подходить ко всем одинаково; нужно воспитывать интерес и внимание к обучению, возбуждение внимания к обучению - первейшая забота учителя; сама школа должна быть приятным местом; наибольшее значение в обучении имеют совершенные и рациональные методы обучения, они должны согласовываться с природой ребенка. Я.А.Коменский основательно разработал такие принципы обучения: наглядность, последовательность и систематичность, посильнисть, прочность, сознательное усвоение знаний. Все они приняты и в современной педагогике, даже с сохранением названий.

Я. А. Коменский большое внимание уделил определению новых организационных форм обучения. Основной формой обучения он считал классно-урочные занятия. Схоластическая школа не знала такой формы обучения, как урок. Средневековые занятия проходили в одной комнате одновременно со всеми учениками, несмотря на возраст и год обучения. Каждый ученик имел свой урок, который отдельно он отвечал учителю. Обучение в таких условиях было долгим и тяжелым для учеников и для учителей. Трудно переоценить большую историческую заслугу Я. А. Коменского как первого теоретика и практика классно-урочной организации обучения. Современная педагогическая наука эту теорию значительно продвинула вперед, но основа учения Коменского о классно-урочную систему осталась до сих пор. Его советы актуальны: оборудование школы должно отвечать учебным задачам; четкая регламентация времени; НЕ переобтяжування ребенка учебным материалом; точное соответствие домашних заданий том, о чем шла речь на уроке сколько классов, столько и учебных комнат; каждая комната должна иметь кафедру и достаточное количество рядов; серьезным занятием посвящается ежедневно только 4:00 и др. Итак, в дидактической системе великого чешского педагога Я. А. Коменского является значительное количество положений, которые при критическом подходе к ним, с учетом особенностей исторической эпохи, можно использовать в современной украинской школе.

Я. А. Коменский о нравственном воспитании

Вопросам нравственного воспитания посвящено произведение "Законы хорошо организованной школы". Во взглядах Я. А. Коменского на нравственное воспитание ощущается вылил христианской этики, он часто обращается к "священного писания", цитирует и пересказывает "святых отцов" церкви. Нравственные качества отчетливо изложены в его сочинении "Материнская школа": умеренность в еде и питье, опрятность, уважение к старшим, почтительность, правдивость, справедливость, благотворительность, привычка к труду, сдержанность, терпение, деликатность, готовность служить старшим, изящество манер, достоинство, выдержанность, скромность - это кодекс гуманиста и поборника общечеловеческого братства и мирного труда. Дисциплину Коменский расценивает как метод, с помощью которого только и можно достичь результатов в воспитании детей. "Школа без дисциплины есть мельница без воды", - писал Я. А. Коменский, в то же время выступая против жесткой дисциплины схоластической школы. Он предполагал телесные наказания не за неуспеваемость в учебе, а за плохое поведение ученика, за аморальные поступки, высокомерие, за упорную неповиновение, умышленно злобность, по недоброжелательность и лень - и этим он уступил средневековой школе.

Важную роль Я.А.Коменский отводит учителю, очень высоко оценивает его труд: "... они поставлены на высоко почетном месте..., им поручено прекрасную должность, выше которой ничего не может быть под солнцем". Он ставит перед учителем следующие требования: учителя должны отмечаться своей нравственностью, захватывать учеников положительным примером, быть. приветливыми и ласковыми, не отталкивать детей от себя своим строгим поведением, относиться к ученикам с любовью.

Роль учителя Я.А.Коменский преподносит до уровня высоких патриотических задач освобождения своей родины и содействие расцвета чешского народа. "Может быть для вас, - обращается Я.А.Коменский к учителям, - что-нибудь приятнее, чем то, чтобы видеть обильные плоды вашего труда?

Пусть зажгутся ваши сердца, неотступно побуждая вас, а через вас и других, беспокоиться об этом до тех пор, пока огнем этого света не загорится и не будет счастливо озарена вся наша родина ".

Прошло более 370 лет со времени выхода в свет произведений Я. А. Коменского, но все они сохраняют свое огромное значение для педагогической науки. Я. Коменский - не только история, это и наша современность, потому что его идеи, критически переосмыслены, вошли в систему украинской педагогики, украинского национального воспитания. Украинские педагоги в наследии Я. А. Коменского находят бесценный клад для творческого труда в такое сложное и ответственное время.

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое- слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Ученики с помо­щью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указы­вал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное применить это на деле. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала.



По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Коменский оценивал роль воспитания очень высоко.

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений.

Он подчеркивал, что цель воспитания -- подготовить человека к вечной жизни, он призывал людей не к пассивному ее ожиданию, а к активному преобразованию всего существующего, к уничтожению всех пороков в общественной жизни, к созданию «царства мира» и «рая земного». В этом сказывается его огромное доверие к человеку и к его возможностям.

Пансофическая школа должна была внести свой вклад в дело преобразования мира с помощью пансофического образования. Поэтому она и не носила сословный характер, а предназначалась всем, т. е. имела в прямом смысле этого слова общеобразовательный характер.

В «Пансофии» Я.А. Коменский раскрыл свое понимание того, что должно быть предметом человеческого познания. Это, по его терминологии, мир идей (мир прообразов), мир духовный, мир материальный, мир моральный, мир человеческого труда, мир душевный, мир вечный.

Для педагогов наибольший интерес представляет четвертая часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» - «Пампедия», которая полностью посвящена всем аспектам воспитания и образования и синтезирует все педагогические идеи Я.А. Коменского. Основное назначение этого труда, по мнению самого автора, состояло в том, чтобы указать людям, как следует готовить подрастающие поколения для перестройки существующего, весьма несовершенного человеческого общества.

Развивая свои ранние идеи о воспитании, ЯА. Коменский в «Пампедии» высказал весьма продуктивную мысль о том, что вся жизнь человека должна быть школой. Если в «Великой дидактике» он говорил о четырех школах - материнской, родного языка, гимназии и академии, то в «Пампедии» у него речь идет о школах зрелости и старости, в которых главным наставником и учебником является сама жизнь. Можно сказать, что в этих высказываниях великого педагога-мыслителя в зародыше содержится ведущая идея современной концепции непрерывного образования.

Классно-урочная система обучения - организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), - классы, а ведущей формой обучения является Урок.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Вопрос 9. Педагогическая теория Дж. Локка. Сущность воспитания джентльмена

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» (1693). Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», - говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. «В здоровом теле- здоровый дух»,-"Подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом». Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен - это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...». Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба». Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, - говорит Локк, - что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.). Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка.

Вопрос 10. Педагогические взгляды Ж. Ж. Руссо. Идея «свободного воспитания»

Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», - писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от при­роды, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми- эти приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным вос­питание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, - свобода! Опираясь на это "положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.

Руссо делил жизнь воспитанников на четыре периода. Первый период - от рождения до 2 лет - это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период - от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период - от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период - «период бурь и страстей» - с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Вопрос 11. Педагогическая система И. Г. Песталоцци. Сущность «элементарного образования»

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,- это согласие с природой.

Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному(включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование). Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человек. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

Вопрос 12. Педагогическая теория И. Ф. Гербарда. Структура процесса воспитания

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.

Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее усвоена им теория воспитания, считал Гербарт.

Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные вечные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели - это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели - это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности.

Основные компоненты воспитательного процесса:

1. Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).

3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).

4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

Вопрос 13. Ф.А.В. Дистервег о цели и общих принципах воспитания, о единстве формального и

материального образования.

ДИСТЕРВЕГ Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866) - представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX в. Основной труд - "Руководство к образованию немецких учителей". Является автором множества учебных пособий для учителей, создателем учительских семинаров.
Дистервег сформулировал два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразности и культуросообразности. В воспитании и в обучении он предлагал следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Высшая цель воспитания: "самодеятельность на служении истине, красоте и добру". Умственное образование: главная задача обучения - развитие умственных сил и способностей детей. Ценность имеют знания, которые приобретены самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.
В начальной школе надо уделять внимание привитию навыков, развитию умственных способностей и умению самостоятельно работать. Цель средней школы - вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. Много внимания следует уделять закреплению материала.

Немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866), будучи последователем Песталоцци, придерживался его теории развивающего обучения. Учитель немецких учителей А. Дистервег, рассматривая обучение как часть, сторону воспитания, писал, что «время искусственных разделений пошло», особо при этом, подчеркивая, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания и наоборот. Подобно Песталоцци, главную задачу обучения он видел в развитии мышления, внимания, памяти ребенка. Учебные предметы и методы обучения имеют значение лишь постольку, поскольку они стимулируют умственную активность учащегося. Одним из основных принципов воспитания Дистервег полагал принцип самодеятельности, выражающийся в стремлении развивать детскую творческую активность. Условием осуществления этой задачи он считал мыслящий дух учителя и широкое использование развивающе-вопросного метода. К учителю Дистервег предъявлял высокие требования и горячо популяризировал профессию учителя. Он утверждал, что учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, методикой преподавания, любить детей и служить для них примером.

Дистервег писал, что для развития природных задатков необходимо не только педагогическое воздействие учителя, но и благоприятная культурная среда, в которой живет ребенок. Поэтому, придерживаясь дидактического принципа природосообразности, Дистервег в то же время подчеркивал, что воспитание должно учитывать как природу ребенка, его психологию и физиологию, так и условия, в которых он живет. Таким образом, правильно организованное воспитание должно строиться на трех принципах: природоособразности, культуросообразности и самодеятельности. Опираясь на эти принципы, Дистервег сформулировал целую систему дидактических правил, которые изложил в своем знаменитом труде “Руководство к образованию немецких учителей”.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспи­тания, исходя из которой он боролся против сословного и шовини­стического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусса­ков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспита­ния в его трактовке - это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особен­ностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать свое­образие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психо­логии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагоги­ческого труда. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег вы­двинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «само­деятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней со­держатся прогрессивные идеи. Обучение должно спо­собствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образователь­ной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отече­ственной истории и географии, родному языку и литературе. Осо­бенно высоко ценил он естественные и математические науки. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забы­вали того, что выучили» - и советует возвращаться к пройденно­му так часто, чтобы, оно не могло изгладиться в памяти. «Не то­ропись при изучении основ» - гласит одно из его правил.

Вопрос 14. Филантропическая теория и практика Р. Оуэна. Сущность социально-педагогических

экспериментов.

Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он со­кратил рабочий день до 10,5 ча­сов, значительно увеличил зара­ботную плату, построил для ра­бочих новые жилища, организо­вал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образователь­ных детских учреждений: школу маленьких детей - от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для де­тей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения. Очень заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь де­ти учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию де­тей в духе коллективизма. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифмети­ку, географию, естествознание и историю. Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию де­тей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобре­тали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простей­шими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей ра­бочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производ­стве, вечернюю школу,- соединив обучение с производительным трудом.Оуэн утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли усло­виями окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их про­ступки обусловлены той обстановкой, в которой они живут. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспи­тания, то можно сформировать любой характер.
При этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг, которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.
Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводились культурно-просветительные мероприятия.
Оуэн об образовании характера. В 1813 году Оуэн выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера», в котором утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены той обстановкой, в которой они живут. Человек, говорил он, никогда не создавал свой характер и не может его создать. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет, таким образом, достигнута путем воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путем установят социалистические отношения.
Оуэн о коммунистических общинах. Опыт воспитания в «Новой Гармонии». К 1817 году Оуэн разуверился в том, что сможет убедить капиталистов и английский парламент изменить социальный строй и установить социализм. И он перешел к решительной критике капитализма и стал пропагандировать коммунистические идеи. Ф. Энгельс писал, что переход к коммунизму был поворотным пунктом в жизни Оуэна. До того времени, пока его деятельность была филантропией богатого человека, он пользовался популярностью и всеобщим признанием, но как только он выступил со своими коммунистическими взглядами, его изгнали из официального общества.
В своих выступлениях Оуэн подверг резкой критике капиталистический строй, который основан на неравенстве, эксплуатации и заблуждениях. Он считал необходимым бороться против «троицы зол»: частной собственности, буржуазной формы брака и религии. Будучи утопистом, он полагал, что новый строй будет создан не путем революции, а путем создания коммунистических общин, кооперативов, справедливого обмена между товаропроизводителями, и в особенности правильно организованного воспитания. Воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним, образование - подлинно научным. Умственное образование будет соединено с физическим воспитанием и производительным трудом, осуществляемым «при содействии сил механики и химии». Дети и подростки будут принимать деятельное участие в посильных для них работах, знакомиться со всеми видами сельскохозяйственного и индустриального труда.
Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. Значение опыта и педагогических идей Оуэна. Классики марксизма высоко оценивали идеи Оуэна о всестороннем развитии человека. В осуществленном им опыте соединения обучения с производительным трудом на индустриальной основе они видели «зародыш воспитания будущего».
Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось умственное и физическое воспитание, дети воспитывались в духе коллективизма. Оуэн не только изгнал религию из своих воспитательных учреждений, но и боролся с религиозными воззрениями, препятствующими, по его мнению, подлинному просвещению народа.

Вопрос 15. Основные направления зарубежной педагогической мысли конца XIX-сер. XX вв (Г. Кершенштейн, А. Лай, Э. Мейман, О. Хрисман, Дж. Дьюи).

В XVII веке в культурной жизни Западной Европы зарождается такой уникальный феномен, как научная педагогика. В этот период она окончательно выделилась в отдельную отрасль самостоятельного научного знания и обрела характерные признаки развернутой научной теории.

Творчество создателя научной педагогики Яна Амоса Коменского (1592-1670) пронизано духом гуманизма. Педагогика Я. А. Коменского была нацелена на разрешение острых противоречий, сложившихся в то время в образовательно-воспитательной практике, безнадежно отставшей от реалий Нового времени и не соответствовавшей новым социокультурным условиям Западной Европы. В трудах Я. А. Коменского впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.

Теорию всеобщего универсального образования Комен- ский изложил в главной книге своей жизни - «Великая дидактика» (1633-38). Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. Воспитание рассматривалось Коменским как важнейшее средство подготовки человека к деятельной, практической жизни, к познанию реальной жизни. Этот вопрос у него связан с идеей пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, существующих в мире.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени:

Материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);

Школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);

Для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию);

Академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.

Основной формой обучения в школе, согласно Коменскому, должен стать урок. Учащиеся при классно-урочной системе группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок имеет свою цель и строго определенную тему.

Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:

1. Обоснование принципа природосообразности, в соответствии с которым воспитывать и обучать детей необходимо в соответствии с законами природы.

2. Разработка возрастной периодизации.

3. Создание классно-урочной системы обучения, сыгравшей значительную роль в истории просвещения всего мира.

4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения.

5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.

6. Систематизация знаний о воспитании детей дошкольного возраста и создание учения о материнской школе. Книга Я. А. Коменского «Материнская школа» - первое в истории педагогики исследование целей, задач, содержания и методов дошкольного воспитания.