Славянские былины о святогоре. Славянские былины о святогоре добавить свою цену в базу комментарий Былина: Святогор и тяга земная

Урок литературного чтения

4 класс

Тема: «Произведения о русских и коми богатырях.

Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь».

Коми народная сказка «Пера – богатырь».

Цели урока:

    Познакомить обучающихся с произведениями о русских и коми богатырях: былиной Л. Н. Толстого «Святогор – богатырь» и коми народной сказкой «Пера – богатырь».

    Расширить представление детей о былинных героях. Развивать речь обучающихся.

    Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа и народов России.

Задачи урока:

    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

    Формировать умение выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения.

    Развивать умение выразительно читать текст.

    Развивать умение работать в паре и в группах.

Ход урока:

    Организационный момент .

    Актуализация знаний.

Звучит отрывок из стихотворения Никитина:

- Широко ты, Русь, по лицу Земли,

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Во все времена русские люди любили свою Родину, готовы были встать на ее защиту.

- Отгадайте загадку:

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит. (Богатырь)

- Ребята, вспомните значение слова «богатырь».

Богатырь: 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя

Родины.

2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный

Человек.

- Подберите синонимы к слову «богатырь».

(Силач, воин, защитник, витязь).

- Вспомним русских богатырей и их подвиги.

    Из того ли то из города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел во Киев – град.

Кто я? (Илья Муромец)

Есть я старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

Ребята, какие подвиги совершил Илья Муромец?

2. – Ай же вы полоны. Да все русские!

Выходите-ка из нор вы змеиных,

И ступайте-ка да по своим домам.

Кто я? ( Добрыня Никитич )

Ребята, какие подвиги совершил Добрыня Никитич?

3. – У моего у света батюшки,

У попа у Леонтия Ростоцкого,

Была старая собачища дворовая.

По подстолью собака волочилася,

Лебяжьей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать того:

Лежать ему далече в чистом поле.

Кто я?

Меня зовут Алешей да Поповичем,

Сын попа Леонтия Ростоцкого.

Ребята, какие подвиги совершил Алеша Попович?

Ребята, назовите имена других русских богатырей.

Какими качествами обладали русские богатыри?

(были сильные, выносливые, мужественные, умные, находчивые,

храбрые, отважные, смелые, справедливые).

Во имя чего совершали подвиги богатыри?

(Во имя Родины, во имя народа).

    Изучение нового материала.

    Ребята, кто был первым русским богатырем?

(Святогор)

Что вы знаете о Святогоре?

Святогор -- первый богатырь русской земли. Святогор – богатырь силы

Великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Святогор – великан, его с трудом носит мать сыра земля.

Он не ездит на Святую Русь, а живет на высоких Святых горах.

При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на границе Света и тьмы.

    Знакомство с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Л. Н. Толстой пересказал народную былину о Святогоре.

Что такое былина, ребята?

( Былина – это древнейшее сказание о народных героях, защитниках Родины).

Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы, былинщики. Былину исполняли плавно, нараспев, играя на гуслях.

Чтение былины подготовленными обучающимися.

Ребята, интересно ли было слушать былину?

Все ли слова вам были понятны?

В тексте произведения есть устаревшие слова.

Прочитаем значение устаревших слов на с. 20 учебника.

Беседа по содержанию.

О чем рассказывает Л. Н. Толстой в былине?

Прочитайте зачин былины.

Найдите и прочитайте орывок былины, где говорится о великой силе Святогора.

Отрывок, где говорится о всрече Святогора с прохожим.

Найдите и прочитайте развязку былины.

Язык былины яркий, выразительный. Толстой использует постоянные эпитеты и преувеличения. Найдите в тексте былины постоянные эпитеты, которые вам встречались в других былинах, в народных сказках.

Какие преувеличения использует автор?

Итак, мы познакомились с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Понравилось вам произведение?

Что понравилось?

    Физминутка

Дружно встали раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Подлядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Наклонились влево, вправо.

Зашагали вместе браво.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри!

    Знакомство с коми народной сказкой «Пера-богатырь».

Мы с вами живем на Земле Коми.

Каких богатырей Коми земли вы знаете?

На прошлом уроке мы прочитали народную сказку «Пера-богатырь». Творчеству какого народа принадлежит сказка?

Прочитайте зачин сказки.

Кто главный герой сказки?

Найдите в сказке подтверждение тому, что Перу можно назвать богатырем.

Прочитайте отрывок, который подходит к данной иллюстрации. (слайд)

Какими чертами характера коми народ наделил своего богатыря?

(Скромный, добрый, трудолюбивый, не позволяет смеяться над собой, отзывчивый, смелый, справедливый)

Как в сказке показана связь между русским и коми народом?

Найдите в тексте сказки этот эпизод.

Прочитайте выразительно.

Есть ли сходство между Перой – богатырем и русскими богатырями?

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

В каких эпизодах сказки добро побеждает зло?

Работа в парах.

В русских народных сказках есть волшебное число 3. Встречается ли в сказке о Пере-богатыре это число?

Есть ли в сказке преувеличения?

Прочитайте концовку сказки.

VI . Закрепление.

Мы познакомились с двумя произведениями о богатырях.

Какое произведении вам больше понравилось, что больше запомнилось?

Чему учат нас эти произведения?

(Произведения учат любить родину, знать и прославлять защитников народа, быть трудолюбивыми).

- Поработаем в группах.

1группа: дать характеристику былине Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

2 группа: дать характеристику сказке «Пера-богатырь».

3 группа: вспомните и запишите пословицы о Родине.

4 группа: подготовить выразительное чтение диалога Святогора и Микулы Селяниновича.

5 группа: составить рассказ о Пере-богатыре по плану:

    Где жил Пера-богатырь?

    Основное занятие Перы.

    Какой подвиг совершил?

    Кого победил Пера-богатырь?

    Какими качествами обладал Пера-богатырь?

Подведение итогов работы в группах.

Ребята, спасибо за работу на уроке.

Издалёка из чиста поля выезжал богатырь Илья Муромец. Едет он по полю, видит: перед ним вдалеке —великан-богатырь на могучем коне. Ступает конь по полю, а богатырь в седле крепким сном уснул. Догнал его Илья:

— Ты и вправду спишь или притворяешься?
Молчит богатырь. Едет, спит. Рассердился Илья. Схватил он свою палицу булатную, ударил богатыря. А тот и глаз не раскрыл. Во второй, в третий раз окликнул его Илья, стукнул —да так, что сам себе руку отшиб. А богатырь проснулся было, поглядел вокруг, почесался:
— Ох, и больно русские мухи кусаются!

Заметил он Илью, сунул его вместе с конём к себе в карман и дальше поехал. Конь его от тяжести спотыкаться стал.
Вспомнил тогда богатырь про Илью, вынул его из кармана испрашивает:
— Ты что, драться со мной хотел?

Отвечал ему Илья Муромец:
— Не хочу я с тобой драться. Давай лучше побратаемся.
Согласился богатырь. Побратались они — Святогор-богатырь и Илья Муромец. Сели, побеседовали, друг другу про себя порассказали. Дальше вместе поехали.
Приехали на гору Елеонскую. Глядят —чудо чудное: стоит на горе пустой гроб дубовый.
— А кому в этом гробу лежать суждено? —Святогор говорит. —Ты ложись-ка, Илья, в гроб, да померяй: не для тебя ли он?
Померил Илья Муромец —нет, не годится ему гроб: в длину длинён и в ширину широк. Улёгся в гроб Святогор. Гроб ему как по мерке пришёлся.

— А ну-ка, Илья, покрой меня крышечкой дубовой: полежу я в гробу, покрасуюсь.
Покрыл Илья крышкой гробовой своего старшего брата названного. Полежал Святогор и просит:

— Трудно мне дышать в гробу. Открой, Илья, крышку.
А Илье и не открыть никак.
— Разбей крышку мечом, — Святогор говорит.

Послушался Илья, стал крышку мечом рубить. Да что ни удар —поперёк гроба железный обруч вскакивает. Бьёт Илья вдоль и поперёк — вдоль и поперёк гроба железные обручи ложатся. Понял Святогор, что не выйти ему больше на свет. Говорит:

— Видно, тут мне и кончинушка пришла. Наклонись ко мне, Илья, дохну я на тебя, —у тебя силушки и прибавится.
— Силушки у меня своей довольно, —Илья отвечает, —коли мне ещё прибавить — земля меня носить не сможет.
И распростились тут братья названные. Остался Святогор в богатырском гробу лежать. А Илья Муромец поехал на святую Русь —рассказать в городе Киеве, какое чудо на горе Елеонской совершилось.

Странный это богатырь - величественный, суровый и одновременно жалкий, трагический. Он фантастически силен, во много раз сильнее Ильи Муромца, но силушка в нем какая-то бесполезная. Не совершает этот богатырь подвигов, как Илья Муромец, ради своей родной земли, не сокрушает врагов ее, не борется со злом. Нет у него ни отца, ни матери, ни друзей. Даже земля родная, как сказано в былине, его «не носит», не выдерживает. Не ездит он ни в чисто поле, как другие богатыри, ни в Киев-град. Живет, как великан-отшельник, один в горах и сам напоминает грозную неподвижную скалу. Этот горный великан обречен на гибель, потому что бессмысленна его жизнь, бесполезна его сила. И все былины о Святогоре рассказывают, как он расстается с жизнью. Гибнет он не в бою, а состязаясь с какой-то неведомой непреодолимой силой. Это сила не человеческая, кроется она в каких-либо предметах, и справиться с ней Святогор, несмотря на свою великую мощь, не может. В былине «Святогор и Илья Муромец» этим предметом становится пустой гроб, куда Святогор ложится, как бы шутя, а выбраться уже не может. Закрылась «крышечка дубовая», и открыть ее Илья не может. Святогор просит:
— Ты разбей -ка крышечку саблей вострою,
Илья Святогора послушался,
Берёт он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому,
А куда ударит Илья Муромец,
Тут становятся обручи железные
Илья делает все, что советует Святогор, чтобы вызволить того из гроба, но каждое действие только ухудшает положение и приближает конец богатыря. Видимо, встреча Святогора с гробом - это судьба, и смерть неотвратима. Святогор, понимая, что кончина близка, хочет передать Илье Муромцу свою силу. Но не нужна Илье эта сила, у него и своей достаточно.
В другой былине Святогор хочет поднять «суму переметную», но не может ее оторвать от земли.
Он берёт сумачку, да одной рукой-
Эта сумочка, да не сшевелится,
Как берёт он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской.
По колена Святогор в землю увяз,
А по белу лицу не слёзы, а кровь течёт..

Отчего же так тяжела эта сумочка, что богатырь в землю врос и нашел здесь смерть свою? Оказывается, в сумочке - «тяга земная», «тягость матушки сырой земли». Вот с чем пробовал состязаться богатырь - с земной мощью великой! Былина словно предупреждает: в такой борьбе - неправедной, разрушительной - богатырь проиграет, потому что землю нужно пахать, обустраивать и защищать, а не состязаться с ней в мощи и силе. Святогор, богатырь старых времен, далекий от забот и интересов Русской земли, уходит навсегда. Приходят новые богатыри, которые видят свое призвание в служении родной земле, в защите ее от врагов.

У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас - Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении - это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.

«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»

Святогор-богатырь - один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой - замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.

Множество вариантов

В других былинах указывается иная причина его неподвижности - он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то - Вий), или потому, что побывал на небесах?

Аналогии из былин других народов

По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них - что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый - поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй - открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.

Никакой конкретики

У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой - девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.

Вполне определенные параметры

Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину - 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.

Не совсем былина

«Святогор-богатырь» - былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.

Реальные подтверждения

Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.

Преемственность поколений

Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси - Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни - Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.

Популяризация русских былин

Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного - Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет .

Мифология

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.

Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.

В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.


Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.


Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь , выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.


Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.


Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

В культуре

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений , главенствующий богатырь получает в дар меч великана.


Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его .

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.


В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.