Венский конгресс. Создание Германского союза

В начале XIX в. Священная Римская империя германской нации, существовавшая более 800 лет, распалась в результате победоносных наполеоновских войн.

В 1805 г. под давлением Франции из ряда западногерманских государств была создана Германская конфедерация, а затем Рейнский союз в составе 36 государств. Правовой основой этого объединения явился Рейнский союзный акт, в котором одну сторону представлял протектор Союза "император французов" Наполеон, а другую – немецкие князья. Протектор обеспечивая безопасность Рейнского союза, ему было поручено ведение внешних дел, право объявления войны и мира от имени союза, высшее руководство военными силами. Таким образом, обладая чертами конфедерации, Рейнский союз, по существу, стал французским протекторатом.

В 1806 г. было объявлено о прекращении существования Священной Римской империи германской нации. Император Франц II Габсбург отказался от германской короны. Австрия была отторгнута от других государств Германии. Едва не прекратило свое существование и Прусское королевство; королевский престол для Гогенцоллернов спасло лишь заступничество русского императора Александра I. Пруссия стала второразрядной немецкой державой: на ее территории было размещено 150 тыс. французских солдат, она должна была выплатить Франции 120-миллионную контрибуцию.

Положительным моментом было распространение на германские территории буржуазных преобразований. В прирейнских германских областях были отменены крепостное право, сословные привилегии дворянства и духовенства, введен в действие французский гражданский кодекс 1804 г., реорганизована судебная система.

Германский союз 1815 г.

В 1815 г., после разгрома наполеоновских войск, Пруссия, Австрия, Россия и Англия стали устроителями Венского конгресса держав-победительниц. Решение главных задач конгресса (восстановление прежних режимов, противодействие революциям и новым войнам) требовало создания военно-политического равновесия в Европе, а для его обеспечения – новых форм государственного устройства Германии.

Союзный акт 1815 г. стал основой для создания нового немецкого государственного объединения – Германского союза, представлявшего собой крайне расплывчатую конфедерацию, в которой отсутствовали центральные органы власти и управления. Союзный сейм состоял из чиновников, назначаемых представителями отдельных германских государств, не имеющих самостоятельных полномочий, призванных действовать только с согласия своих правительств. В 1815 г. Германский союз включал 41 государство, а в 1866 г. (ко времени роспуска) – 35 стран, отличающихся исключительной пестротой государственных форм. В союз входили одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики. Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своем составе территории, находившиеся до 1837 г. под иностранным суверенитетом короля Англии, великого герцога Люксембургского. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Долмация, Истрия и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии, бесспорный военно-экономический перевес которых давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нем провозглашалось равенство всех участников.

Все объединившиеся государства сохраняли свой суверенитет и самостоятельность, оставались даже таможенные пошлины между ними.

Важным моментом было то, что союзный акт 1815 г. предусматривал принятие в германских государствах конституций.

В период с 1814 по 1820 г. были приняты октроированные (дарованные правителями) конституции Вюртемберга, Ганновера, Баварии и еще девяти государств. Последующие конституции других государств, например Саксонии, принимались под влиянием июльской революции 1830 г. во Франции и в ходе народных волнений 1830-х гг. в самой Германии.

Большинство конституций мало затронуло абсолютистские порядки, наследственную монархическую власть. Система высших органов власти и управления строилась в них по следующему образцу: монарх – глава государства, обладающий законодательной (совместно с ландтагом) и исполнительной властью, законодательный орган – одно- или двухпалатный ландтаг, созданный па основе недемократических избирательных законов. Исполнительная власть осуществлялась назначаемым монархом министром-президентом или канцлером. Конституции формально закрепляли и некоторые права подданных: равенство перед законом, независимость судей, свободу совести и др. Во многих государствах были проведены реформы в области поземельных отношений, отменена личная зависимость крестьянина. Ряд реформ (отмена крепостного права в 1807–1810 гг., военная реформа 1813–1815 гг., реформа государственного управления 1806– 1808 гг.) был проведен и в Пруссии, но конституции в Пруссии и Австрии были приняты только под воздействием революции 1848-1849 гг.

Революционное движение середины XIX в. во Франции оказало непосредственное влияние на углубление политического кризиса в Германии. Главной внутренней пружиной данного кризиса стал вопрос об объединении Германии, устранении вмешательства князей, правящих феодальных сил в хозяйственную жизнь немецких государств, открытии пути к дальнейшему развитию капиталистических отношений. Усугубляла кризис и незатухающая австро-прусская конкуренция за первенство в Германии.

Достижение государственного единства Германии и явилось одной из важнейших задач буржуазно-демократической революции 1848 г., апогеем которой стало мартовское восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV, стремясь погасить революцию, подписал в марте 1848 г. серию указов, идущих навстречу демократическим требованиям. Королем была признана необходимость конституционной монархии, создано новое либеральное правительство, провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др.

В апреле 1848 г. собрание представителей местных ландтагов, или предпарламент, выступило с инициативой созыва общегерманского парламента во Франкфурте-на-Майне. Избранное на основе двухстепенной избирательной системы общегерманское Национальное собрание открыло свои заседания в мае 1848 г., а в марте 1849 г. приняло по тем временам самую демократическую конституцию в немецкой истории. Провозглашая новую Германскую империю, конституция исключительно четко регулировала отношения между имперской властью и землями, передав в ведение империи военное дело, внешнюю политику, транспорт и связь и в то же время предоставив значительную самостоятельность каждому государству империи. Главным же достоинством конституции явилось учреждение двухпалатного рейхстага, в котором "палата народа" должна была избираться на основе всеобщего равного и тайного избирательного права. Конституция специально оговорила уничтожение сословий, "основное право немецкого народа": неприкосновенность личности, равенство всех перед законом, свободу слова, совести, собраний, союзов.

Однако Национальное собрание было разогнано прусскими войсками и конституция не вступила в силу.

Германский союз (1815 -1866 гг.) Союз был основан 8 июня 1815 г. на Венском конгрессе. Сначала в Германский союз входили 39 государств, но к 1866 году в нём осталось 32 страны, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм. В союз входили: одна империя (Австрийская), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики (Франкфрт, Гамбург, Бремен, Любек).

Германский союз был конфедеративным образованием. Главным стремлением малых государств, входивших в союз, было сохранение статус-кво в Германии. Правящим органом Германского союза был Союзный сейм. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов и заседал во Франкфурте-на-Майне. Председательство в союзе принадлежало Австрии, как крупнейшему по территории и населению государству Германского союза. Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха. 1 января 1834 г. был создан Германский таможенный союз, в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. В рамках Таможенного союза немецкие государства согласились отменить все таможенные преграды между собой, а из пошлин, взимаемых на границах территории союза, образовать общую кассу, с распределением ее доходов между участниками, соответственно числу

В начале 1860 -х годов XIX в. в Пруссии в разразился политический кризис. В 1860 г. военный министр фон Роон внес в прусский ландтаг проект реорганизации армии, который предусматривал увеличение вдвое состава армии и срока обязательной военной службы с двух до трех лет. Предлагаемая реформа требовала увеличения военного бюджета. Либеральное большинство ландтага отвергло проект. Это привело к конституционному кризису. В крупных городах и промышленных центрах страны состоялись антиправительственные митинги и собрания с выражением одобрения позиции депутатов палаты.

23 сентября 1862 г. король Вильгельм I назначил на пост министра-президента Пруссии Отто фон Бисмарка, пользовавшегося репутацией «сильного человека» . Выход из внутриполитического кризиса Бисмарк видел в активизации внешней политики Пруссии. Бисмарку были свойственны пренебрежение общепринятыми нормами морали и права в международных отношениях, сугубо утилитарный подход к выбору средств достижения поставленных целей. Именно эти качества дали современникам основание определить его действия на международной арене как реальную политику (Realpolitik).

Бисмарк видел свою главную задачу в том, чтобы объединить Германию под руководством прусской монархии. Но будучи консерватором, он стремился достичь этого иными способами, чем немецкие либералы и демократы, возлагавшие в 1848– 1849 гг. надежды на Франкфуртское Национальное собрание. Выступая в сентябре 1862 г. перед депутатами ландтага с проектом военной реформы Бисмарк заявил: «Не речами и постановлениями большинства решаются великие современные вопросы - это была ошибка 1848 и 1849 годов, - а железом и кровью» . Депутаты вновь отказались утвердить требования правительства. Тогда, невзирая на отказ ландтага, Бисмарк явочным порядком провел военную реформу, израсходовав большие средства на реорганизацию армии и ее вооружение. В результате проведенной реформы военный потенциал Пруссии существенно возрос. Пруссия была готова начать борьбу за объединение Германии.

Австро-прусско-датская война 1864 г. - вооружённый конфликт за отделение приэльбских герцогств Шлезвига и Гольштейна от владений Датского королевства. Считается первой из войн в процессе объединения Германии вокруг Пруссии. Причина войны: В середине XIX века между Данией и Пруссией возникло соперничество из-за герцогств Шлезвиг и Гольштейн, которые находились в личной унии с Данией. В ноябре 1863 г. в Дании была принята новая конституция, по которой Шлезвиг присоединялся к Датскому королевству. Австрия и Пруссия при поддержке ряда государств Германского союза посчитали этот шаг нарушением прежних договоренностей. Они потребовали у Дании отменить конституцию и оккупировали Гольштейн. 16 января 1864 г. Австрия и Пруссия предъявили Дании ультиматум с требованием восстановить статус Шлезвига. В конце января Дания отклонила ультиматум.

1 февраля 1864 г. объединенные прусско-австрийские войска вступили на территорию Шлезвига. Война была скоротечной. Сухопутная армия Дании была разгромлена. К середине июня 1864 г. австро-прусский войска оккупировали всю Ютландию. 30 октября 1864 г. в Вене был подписан мирный договор, по которому Дания отказалась от Шлезвига и Гольштейна в пользу прусского короля и австрийского императора. 14 августа 1865 г. в Гаштейне было заключено соглашение между Пруссией и Австрией, которое уточняло статус герцогств. Они были признаны совместным владением обеих держав, но управлялись раздельно: Гольштейн – Австрией, а Шлезвиг – Пруссией. Гаштейнская конвенция обострила борьбу Австрии и Пруссии за влияние в Германском союзе.

Австро-прусская война 1866 г. Повод к войне: Пруссия предложила Австрии обсудить вопросы о реформе Союзного сейма и о передече Гольштейна под управление Пруссии. Австрия отвергла эти предложения. В июне 1866 г. прусские войска заняли Гольштейн. Тогда Союзный сейм по предложению Австрии принял решение о мобилизации войск против Пруссии. В ответ на это 16 июня прусские войска вступили в Саксонию, Ганновер, Гессен-Кассель и напали на Австрию. В австро-прусской войне приняли участие 29 из 32 немецких государств (членов Германского союза) В войне участвовали две коалиции. На стороне Австрии выступили 13 немецких государств, в том числе Бавария, Саксония, Великое герцогство Баден, Вюртемберг, Ганновер. На стороне Пруссии – Италия и 16 немецких государств.

Война длилась на протяжении семи недель (17 июня - 26 июля 1866 года). Австрия вынуждена была воевать на два фронта. Её технологическая отсталость, а также политическая изоляция в которой Австрия оказалась благодаря дипломатическим интригам Бисмарка (обеспечил не вмешательство в войну России и Франции), привели её к поражению. 23 августа 1866 г. в Праге Австрия и Пруссия подписали мирный договор, согласно которому: 1. Германский союз упразднялся. 2. Предусматривалось создание Северогерманского союза во главе с Пруссией. Австрии устранялась от участия в общегерманских делах. 3. Пруссия аннексировала Шлезвиг, Гольштейн, Ганновер, Гессен. Кассель, Гессен-Хомбург, Франкфурт-на-Майне, Нассау. Территория Пруссии увеличилась на 1500 кв. миль, а ее население возросло на 4, 5 млн. человек (24 млн. человек). 4. Австрия передавала Италии Венецию и должна была заплатить Пруссии военную контрибуцию.

4 августа 1866 г. Бисмарк обратился к государствам Германии с предложением об образовании нового Северогерманского союза. Данное предложение приняли 8 государств и 3 вольных города - Гамбург, Бремен и Любек. В состав Союза были включены земли, лежавшие севернее реки Майн. Вне этого Союза оставались лишь Бавария, Баден, Вюртемберг и часть Гессен. Дармштадта, которые, однако, состояли в военном блоке с Пруссией и были тесно связаны с нею экономически. Красный - Северогерманский Союз Оранжевый - южногерманские земли

Собравшийся в начале 1867 г. Северогерманский рейхстаг утвердил конституцию Союза, по которой вся полнота власти в государстве сосредоточивалась в руках наследного «президента» - прусского короля, он же был и главнокомандующим «союзной армии» . Заместителем «президента» являлся назначаемый им союзный канцлер, постоянно председательствовавший в верхней палате рейхстага - Союзном совете. Совет не избирался, а формировался из представителей союзных государств. Союзная конституция изъяла важные в экономическом отношении отрасли законодательства из компетенции отдельных государств и передала их в ведение Союза, а именно: единое гражданство на всей территории Союза и свобода передвижения по ней, законодательство в области промышленности, торговли, таможенных пошлин, судоходства, монетного дела, мер и весов, железных дорог, водных путей сообщения, почты и телеграфа, патентов, банков, иностранной политики, охраны торговли за границей, уголовного права, судопроизводства и т. д.

Объединение Германии «сверху» под главенством Пруссии завершилось в результате франко-прусской войны 1870 - 1871 гг. Причиной обострения отношений Франции и Пруссии стали претензии на испанский престол, которые выдвинул родственник Вильгельма I Леопольд Гогенцоллерн. В 1868 г. в Испании была свергнута королева Изабелла II, началась революция. Германия и Франция выдвинули свои кандидатуры на испанский престол. Претензии Леопольда тайно поддерживал Отто фон Бисмарк. В Париже были возмущены притязаниями Леопольда. Французский король Наполеон III заставил Гогенцоллерна отказаться от испанского престола, а после этого посол Наполеона потребовал, чтобы этот отказ одобрил и прусский король. Вильгельм I стремился избежать войны, поэтому шел на уступки требованиям Франции. Бисмарк стремился к войне, поэтому провоцировал Францию. Поводом к войне стала «эмская депеша» – телеграмма Вильгельма I французскому послу Винсенте Бенедетти, подправленная Бисмарком, которая спровоцировала Францию объявить войну Пруссии.

"ЭМСКАЯ ДЕПЕША" - фальсифицированная и опубликованная Бисмарком телеграмма короля Вильгельма I, послужившая предлогом для начала Франко-прусской войны 1870 -1871. В 1870 испанское правительство пригласило на вакантный престол Испании принца Леопольда Гогенцоллерна, офицера прусской армии и родственника короля Вильгельма I. Правительство Наполеона III заявило резкий протест в Мадриде против воцарения там немецкого принца. 12 июля Леопольд отклонил приглашение испанского правительства. Бисмарк был разочарован мирным исходом дела. Наполеон III со своей стороны считал войну с Пруссией необходимой для укрепления своей династии. Обе стороны продолжали провоцировать друга. Французское правительство после получения удовлетворительного ответа от Леопольда предъявило новые требования Пруссии. В высказываниях министров и парижской печати содержались открытые угрозы по адресу Пруссии.

Французский посол Бенедетти по поручению своего правительства передал Вильгельму I, находившемуся в Эмсе, требование, чтобы прусский король обязался "на все будущие времена" не давать своего согласия на кандидатуру Леопольда Гогенцоллерна. Вильгельм I отказался дать такие гарантии, но заявил послу, что прусское правительство "продолжает оставаться в стороне". Изложение беседы Бенедетти с королём было 13 июля сообщено из Эмса по телеграфу Бисмарку в Берлин. Получив от начальника прусского генерального штаба Мольтке заверения в готовности армии к войне, Бисмарк решил использовать переданную из Эмса депешу для провоцирования Франции. Он изменил текст сообщения, сократив его и придав ему более резкий, оскорбительный для Франции тон. В новом тексте конец был составлен так: "Его величество король отказался затем ещё раз принять французского посла и приказал дежурному адъютанту передать ему, что его величество не имеет ничего более сообщить". Этот оскорбительный для Франции текст был передан Бисмарком в печать и всем прусским миссиям заграницей и на следующий день стал известен в Париже. Как и ожидал Бисмарк, Наполеон III немедленно объявил Пруссии войну.

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Первые же серьезные бои на границе в начале августа закончились поражениями французской армии, вынужденной отступить в глубь страны. 2 сентября армия под командованием маршала Мак-Магона сдалась на милость победителя у г. Седан. Вместе с войсками Мак-Магона в плену оказался и Наполеон III. В Париже это вызвало массовые волнения, в результате которых Вторая империя пала. 4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена Республикой. Новое правительство «национальной обороны» заявило, что будет продолжать войну за освобождение страны. Однако оно не располагало для этого достаточными силами. 19 сентября Париж был окружен немецкими войсками. Началась осада французской столицы.

23 января 1871 г. министр иностранных дел правительства «национальной обороны» Жюль Фавр отправился в Версаль, где находилась ставка немецкого командования, и спустя пять дней подписал с немцами перемирие. По его условиям, Париж фактически капитулировал. Для ведения переговоров о мире Франция должна была провести выборы в национальное собрание. На выборах победили сторонники мира с объединенной Германией. Главой исполнительной власти был избран Адольф Тьер. 26 февраля Тьер подписал в Версале прелиминарный мирный договор, по которому Франция передавала Германской империи Эльзас и Лотарингию, а также обязывалась заплатить Германии контрибуцию в размере 5 млрд фр. Вплоть до уплаты контрибуции немецкие войска должны были оставаться во Франции. 10 мая во Франкфурте-на-Майне был подписан окончательный договор. Он уточнял новую границу между обоими государствами с учетом аннексии Германией Эльзаса и Лотарингии и устанавливал порядок выплаты контрибуции.

18 января 1871 г. в Зеркальном зале Большого королевского дворца в Версале прусский король Вильгельм I в присутствии других германских монархов, сановников и военачальников был провозглашен императором Германской империи. Наряду с государствами-членами Северогерманского союза в состав Германской империи вошли Бавария, Баден, Вюртемберг и Гессен. За основу конституции нового государства была взята конституция Северо-Германского союза. В центре Европы утвердилось крупное милитаристское государство.

Поражение Австрии в австро-итало-французской войне 1859 г. и австро-итало-прусской войне 1866 г. , исключение Австрии из Германского союза привело к росту в стране сепаратистских движений. Усилились национальные движения других наций Австрийской империи: чехов, хорватов, румын, поляков и словаков, которые выступали с идеями преобразования государства в федерацию равноправных народов. Резкое ослабление в результате войны Австрийской империи при одновременном усилении угрозы со стороны России и росте панславянских симпатий внутри национальных движений славянских народов империи (прежде всего, чехов), обеспокоили венгерских лидеров. Сложившаяся ситуация сблизила позиции австрийского правительства и лидеров венгерского национального движения.

В марте 1867 г. австрийской и венгерской делегациями было заключено Австро-венгерское соглашение, превратившее Австрийскую империю в дуалистическую конституционную монархию Австро-Венгрию. 8 июня 1867 г. Франц-Иосиф I короновался в Будапеште королём Венгрии. Империя была разделена на две части - австрийскую (Цислейтания) и венгерскую (Транслейтания), каждая из которых получила полный суверенитет в отношении внутренних дел. Австро-венгерское соглашение установило общие принципы управления в каждой из двух частей государства. Обе части должны были иметь собственный парламент, избираемое и независимое правительство, собственную систему государственной администрации, суда и юстиции.

В обоих частях государства были провозглашены демократические свободы (свобода совести, слова, собраний, союзов и петиций), равенство всех граждан перед законом, принцип разделения властей, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность частной собственности и тайна переписки. Правительства Австрии и Венгрии стали ответственными перед соответствующими парламентами. Монарх сохранял за собой право предварительного одобрения законопроектов, лично назначал глав правительств и общих министров, а также оставался верховным главнокомандующим единой австро-венгерской армии.

Негативную реакцию австро-венгерское соглашение встретило у других народов империи. С резкими протестами выступили хорваты. В 1868 г. было заключено Хорвато-Венгерское соглашение, гарантировавшее автономию Хорватии в составе Венгерского королевства, однако радикальная часть хорватского национального движения не прекратила антиправительственных выступлений и требований реальной федерализации империи. Ещё более серьёзным было положение в чешских землях: лидеры чешского национального движения отказались признать соглашение, по всей стране развернулись митинги и национальные собрания, требующие восстановления прав и привилегий земель чешской короны и предоставления Чехии таких же прав, какие получила Венгрия. На протяжении всей последней трети XIX в. чешско-австрийское противостояние оставалось главной внутренней проблемой Цислейтании. Крупным успехом австрийского правительства стало достижение компромисса с польской элитой Галиции, в результате чего эта провинция в 1868 г. получила достаточно широкую автономию, а польское национальное движение удалось удержать в конституционном поле.

Президент 1815-1835 Франц II 1835-1848 Фердинанд I 1848-1866 Франц Иосиф I История 8 июня Венский конгресс 23 августа Роспуск Предшественники и преемники
  • Австрийская империя
  • Королевство Бавария
  • Королевство Вюртемберг
  • Великое герцогство Баден
  • Великое герцогство Гессен
  • Великое Герцогство Люксембург
  • Княжество Лихтенштейн

История [ | ]

Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своём составе территории, находящиеся под иностранным суверенитетом - короля Англии (королевство Ганновер до 1837 года), короля Дании (герцогства Гольштейн и Саксен-Лауэнбург до 1864 года), короля Нидерландов (великое герцогство Люксембургское до 1866 года).

Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нём провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия , Далмация , Истрия и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия , Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после поражения Австрии в австро-прусской войне (к 1866 году в него входило 32 государства). Единственным его членом, сохранившим независимость и не потерпевшим ни одной смены режима, является княжество Лихтенштейн .

Силовые структуры [ | ]

  • Федеральное войско (Bundesheer )
  • Федеральный флот (Bundesflotte )

Внешняя политика [ | ]

При Германском федеральном собрании были аккредитованы как посланники отдельных государств союза (Баварии, Австрии, Гамбурга, Бремена и Любека), как и посланники иностранных государств (Франции, Сардинии (с 1862 года - Италии), Нидерландов, Дании, Швеции, Великобритании, России, Испании, Соединённых Штатов Америки, с 1840 года - Бельгии), собственных посланников при иностранных государствах Федеральное собрание не имело. Из государств союза собственные посольства как при иностранных государствах так и при других государствах союза имели Австрийская Империя, Королевство Пруссия, Королевство Бавария, Королевство Саксония, Королевство Вюртемберг, Великое Герцогство Баден и ганзейские города. В этих же государствах союза существовали посольства иностранных государств.

Последствия Венского конгресса [ | ]

Александр I - гарант безопасности в Европе

На Венском конгрессе (1814-1815 гг.) Англия проявила свою серьёзную озабоченность по поводу недопущения Франции в дальнейшем стать преобладающей силой в Европе и поэтому содействовала Пруссии в её усилении и распространении своей территории до Рейна. Одновременно в планы Англии не входило чрезмерное усиление Пруссии и превращение её в доминирующую европейскую державу.

В свою очередь Пруссия согласилась на присоединение к России Великого герцогства Варшавского в качестве ответного шага на согласие о присоединении Саксонии к Пруссии. Талейран, бывший тогда премьер-министром Франции, использовал «саксонский вопрос» с целью прекращения международной изоляции Франции и поддержал Австрию и Англию, заключивших секретное соглашение по срыву этих планов. В результате к Пруссии отошло 40 % территории Саксонии.

Современная тому времени Германия была представлена Федеративным образованием, состоящим из 34 государств и 4 городов: Франкфурт-на-Майне, Любек, Гамбург и Бремен. Государства не имели права вступать в альянсы, угрожающие Федерации или отдельным её членам, но имели право иметь свои конституции. Федеральный орган Бундестаг собирался под руководством Австрии во Франкфурте-на-Майне с участием представителей государств. Решения, принимаемые доминирующими членами Федерации, Австрией и Пруссией, могли быть забаллотированы даже в том случае, если в их поддержку выступили делегации от четырёх королевств: Саксонии, Баварии, Ганновера и Вюртемберга. Германия того времени была связана лишь общностью языка и культуры.

Многонациональная Австрия, в которой к тому времени немцев было вдвое меньше, чем лиц других национальностей, имевшая финансы в катастрофическом состоянии, была в политическом отношении весьма слаба.

Пруссия, в которой Харденберг до самой своей смерти в 1822 году проводил свои реформы, пришла к тому, что возврат ко временам абсолютной монархии стал невозможен. Однако становление либерально-буржуазного общества тормозилось сильным влиянием аристократии во властных структурах и особенно в армии.

Развитие либерализма в Федерации было чрезвычайно неравномерным: Австрия и Пруссия игнорировали статью 13 Федерального акта, обязывавшего ввести конституционную форму правления. Но в Саксен-Веймаре она была введена в 1816 году, в Бадене и Баварии - в 1818, в Вюртемберге − в 1819, в Гессен-Дармштадте - в 1820.

Немецкое общество [ | ]

По сравнению с предыдущим веком, немецкое общество XIX века внешне было эгалитарным. Отсутствовала существенная разница в одежде, поведении и вкусах. Существенные имущественные различия были спрятаны за фасадом всеобщего равенства. Стали обычными браки между представителями прежней аристократии и преуспевающими выходцами из низов. При этом браки совершались по взаимному влечению. Уже в 1840 году около 60 % занятых в производстве составляли рабочие и мелкие собственники. Старые формы социального неравенства заменялись новыми. От 20 до 30 % населения прибегали к помощи различных благотворительных организаций. В Хемнице различие в недельной зарплате рабочих-печатников составляло 13 раз.

Бидермейер [ | ]

Шпицвег: Художник за работой на пленэре

Эпоха, последовавшая за Наполеоновскими войнами, когда общество начало отдыхать от неустроенности и неопределённости военного времени, носит в Германии название Бидермейера . В это время благодаря росту благосостояния значительной части общества, вызванного экономическим подъёмом и ростом производительности труда, начал постепенно складываться новый класс, который позже будет назван средним классом, ставшим базой для стабильности государства. Представители этого класса в силу своей относительной обеспеченности не должны были вести ежедневно ожесточённую борьбу за жизнь. У них появилось свободное время и средства для того, чтобы серьёзно заняться вопросами семьи и воспитания детей. Тем более что семья давала защиту от неприятностей со стороны внешнего мира. На смену рационализму предыдущего века пришло обращение к религии. Эта эпоха нашла своё убедительное отражение в нейтральном и бесконфликтном творчестве немецкого художника Шпицвега .

Наука и культура [ | ]

В первой половине века Германия была «страной поэтов и мыслителей», давшей миру множество новых идей. Шеллинг и группа «натуральных философов» выступили против ньютонианского материализма с утверждением, что Природа может быть познана лишь на основе размышлений и привлечения интуиции. Медики Фойхтерслебен из Вены и Ригзайс из Мюнхена выступили с идеей об отмене материалистического подхода к медицине и необходимости положить в основу лечения молитву и медитацию.

В противоположность этим проявлениям отрицания рационализма в немецкой науке появились имена, значительно повлиявшие на развитие современного научного знания. Выдающимся учёным оказался Юстус Либих , который был введён в большую науку Александром Гумбольдтом . Либих фактически стал создателем современной агрохимии .

В литературе показала себя группа политически ангажированных писателей «Молодая Германия», в которую вошёл Генрих Гейне , оценки которого колебались в широком диапазоне от «пламенного патриота» до «циничного предателя» и от «принципиального республиканца» до «платного лакея». Он имел смелость оставаться самим собой, и во многих случаях история показала, что он был прав.

Радикальный национализм [ | ]

Занд убивает Коцебу

Во времена Освободительной войны весьма широко была распространена идея о том, что Бундестаг должен стать действенным федеральным органом - форумом всей немецкой нации. Эта идея продолжала жить в студенческих обществах, особенно Гисена и Иены, где наиболее радикально настроенные студенты впадали в революционную активность.

Евреи в немецком обществе [ | ]

Позиция верноподданного еврея в немецком обществе была сформулирована известным либеральным писателем Бертольдом Ауэрбахом таким образом: «Я - немец, и не могу быть никем иным, я - шваб, и никем другим не хочу быть, я - еврей и это смешение соответствует сути того, кто я есть». С другой стороны, в немецком обществе в течение тысячи лет существовало не подлежащее не только ревизии, но и вообще обсуждению мнение, что слово «немец» является синонимом слова «христианин». И общество требовало от своего члена однозначного ответа на вопрос о его национальной принадлежности, неотделимой от принадлежности к той или иной религиозной конфессии. В связи с этим столь сложная формулировка была непонятна массам.

Бытовой и административный антисемитизм пустил в европейской истории глубокие корни. Он имеет различные формы выражения, в том числе в виде недоверия и подозрительности к нации в целом, основанных и на категорическом неприятии еврейскими общинами непрерывно идущего смешения населения в процессе ассимиляции. Ортодоксально настроенные представители еврейского населения справедливо опасались ассимиляции, угрожающей падением авторитета Закона Моисея . Те же опасения разделяли и представители духовенства - раввинат. В XIX в. ко всем проявлениям антипатии добавилась и зависть к успехам, демонстрируемым еврейством на ставшими ему доступными поприщах.

Тем не менее, влияние еврейской культуры на культуру Германии и обратное влияние были, безусловно, плодотворными для каждой из сторон.

Таможенный союз [ | ]

Аллегория на ликвидацию таможенных ограничений. Германия. 1834 год.

Либеральные преобразования на территории Германии наиболее интенсивно проходили в области экономики, где проявилась тенденция к образованию общегерманского рынка. В этом направлении действовала и система высоких таможенных сборов, которые в определённой степени защищали производимые в рамках Федерации товары от конкуренции со стороны Англии. Инициатором в этом вопросе выступила Пруссия, в которой в 1818 году были отменены все существовавшие ранее таможни между прусскими провинциями и Пруссия стала территорией свободной торговли. Австрия противилась самой идее свободы торговли, которая находила в членах Федерации всё увеличивающееся количество сторонников. 1 января г. был создан Германский таможенный союз (нем. Zollverein ), в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. В результате под контролем прусской бюрократии оказалась территория с населением в 25 миллионов человек, из 18 членов Федерации. Прусская монета, талер , стала единственно используемой монетой в Германии [ ] . Австрия в таможенный союз не входила .

Начало Промышленной революции [ | ]

Джордж Стефенсон

«Ракета» Стефенсона

До середины века промышленное производство росло весьма умеренными темпами. Ещё в -1847 годах менее 3 % работоспособного населения в государствах Таможенного союза могли быть отнесены к категории работников промышленности. Однако начавшееся строительство железных дорог радикально изменило экономическую ситуацию.

Затем начался по всей Европе железнодорожный бум. Даже консервативно настроенные делегаты общегерманского парламента от Австрии были вынуждены ехать по Рейну пароходом до Дюссельдорфа , а затем поездом до Берлина .

Железнодорожное сообщение в короткий срок снизило транспортные расходы на доставку товаров на 80 %. Социальный эффект железнодорожного сообщения проявился и в существенной демократизации общества. Прусский король Фридрих Вильгельм III сетовал, что отныне представители низших сословий могут ехать в Потсдам с той же скоростью, что и он.

Революция 1848 года [ | ]

В середине века в Европе наступил голод. Массовая безработица, голод и нищета охватили многие земли Германии. Серия неурожаев, последовавших за 1845 годом , вызвала голодные бунты в Берлине , Вене , и Ульме . В Верхней Силезии были зарегистрированы боле 80 000 случаев заболевания тифом. 18 000 заболевших умерло. Картофель, ставший к тому времени одним из основных блюд народного рациона, стал негоден в пищу из-за поразившей его болезни. Это вызвало «Картофельное восстание» в Берлине в 1847 году . Реальная зарплата промышленных рабочих между и 1847 годами упала на 45 %. Катастрофическая ситуация была подтверждена широко распространённым докладом либерального профессора-медика, создателя клеточной теории в медицине и биологии Рудольфа фон Вирхова .

В наиболее тяжёлой ситуации оказалась группа мелких предпринимателей в Силезии, владевших 116 832 устаревшими текстильными производствами. Только 2 628 из них были механизированы. Силезские ткачи не были в состоянии конкурировать с английскими товарами. Всё это привело к бунту. Рабочие громили фабрики и конторы, жгли долговые книги. Подошедшая армия в течение трёх дней восстановила порядок.

Либерально настроенные деятели искусства, такие как Гейне , Герхардт Гауптман и Кете Кольвиц выразили симпатию к бунтовщикам, считая их невинными жертвами промышленной революции. Реально произошедшие события послужили Карлу Марксу поводом для его известного обобщения, содержащего утверждение о том, что пауперизация рабочего класса является неизбежной особенностью промышленного капитализма.

К началу XIX в. многочисленные германские государства номинально составляли Священную Римскую империю. Реально империя распадалась на почти 300 монархий и автономных политических образований, среди которых уже с XVII в. главенствующее место заняли Австрия, Пруссия и Бавария. Государственно-политические и административные институты империи также существовали только номинально: райхстаг из средневековых курий князей (духовных и светских), городов и рыцарей, армия, численность которой не могла превышать 40 тыс., имперский суд, передача обжалований в который останавливалась перед высочайшим порогом стоимости иска в 1.500 золотых талеров. Поражение Прусско-Австрийского союза в войне с Францией (Люневильский мир 1801 г.) стало ускорителем распада империи и преобразования ее политического устройства.

Специальная имперская комиссия, работавшая под прямым давлением французских уполномоченных, подготовила целый комплекс преобразований, которые были направлены на централизацию Германии и одновременно на подчинение ее французскому диктату. В прямое управление Франции были переданы обширные области по левому берегу Рейна, которые полностью потеряли самостоятельность. Были ликвидированы институты владетельных имперских рыцарей, исчезли духовные княжества, количество вольных городов с 51 сократилось до 6 (остальные были «розданы» другим германским монархиям), некоторые княжества преобразовались в королевства. Число самостоятельных государств сократилось с 300 до 38. Большинство государств Южной Германии подпали под политическое влияние Франции. Предвидя конец империи, австрийский 1 король провозгласил свою державу империей, а себя – императором Австрийским (14 августа 1804 г.).

Попытка крупнейших германских государств в союзе с Россией противостоять Наполеону окончилась поражением (Пресбургский мир 1805 г.). Поражение привело к полному преобразованию империи. Бавария и Вюртемберг стали полностью самостоятельными королевствами, Австрия и Пруссия потерпели территориальные убытки. Большинство германских южных государств образовали Рейнский союз (12-25 июля 1806 г.) под эгидой Франции. Согласно акту об образовании союза, германские государства (Бавария, Вюртемберг, Баден и др. – всего 16) подразделялись на 2 рода. Первые, наиболее крупные, обладали всеми государственными правами (законодательством, юрисдикцией, полицией, армией). Вторые – только сеньориальными правами т.н. медиатизированных князей (усредненных), которые стояли под покровительством государств союза. Членами союза считались только первые. Это быстро привело к их укрупнению. 1 августа 1806 г. Наполеон провозгласил ликвидацию Священной Римской империи Германской нации, признав «полный и неограниченный суверенитет каждого из государей, составляющих Германию».

Новое государственно-политическое устройство Германии было установлено решениями Венского конгресса 1815 г., где была закреплена юридически и политически ситуация в Европе после разгрома Наполеона коалицией держав (Англией, Россией, Австрией и Пруссией), а также установлен новый европейский международный порядок. В соответствии с Союзным актом (10 июля 1815 г.), дополненным Заключительным актом Конгресса (15 июня 1820 г.), все германские государства, включая Австрию, Пруссию и возвращенные леворейнские области, объединялись в Германский союз. Это было во всех отношениях принципиально новое политическое образование.

Германский союз составили первоначально 38 государств (к 1866 г. в нем остались 35 членов). Все они (Австрийская империя, пять королевств, 7 великих и 8 простых герцогств и т. д.) вполне сохраняли свой государственный суверенитет. Это было международное объединение государств для поддержания своей внешней и внутренней безопасности. Однако было принято правило нераздельности объединения: отдельное государство не могло покинуть союз по своей воле (ст. 5). Вместе с тем территория союза обладала только международной цельностью, не создавая прав территориального верховенства для какого-либо государства.

В государственном смысле центральной власти в союзе не было. Каждое из государств (правительств) было представлено уполномоченными (в том числе четырех участников представляли Дания и Голландия). Органом общих решений был конгресс союза, местопребыванием которого был Франкфурт-на-Майне. Степень участия государств в конгрессе была различной. Одни государства (11 крупнейших) имели самостоятельные голоса, другие – составляли т. н. собирательные голоса (всего 6).

§1. Объединение германии. Создание германской империи

Со временем возражения со стороны мелких княжеств и городов против этой практики безусловного неравенства субъектов заставили изменить систему принятия решений. Решения стали приниматься в тесном совете по старому порядку и в пленарном, где каждый из субъектов имел не менее одного голоса (но зато 6 крупных государств имели по 4 голоса). Только в пленарном порядке могли изменяться законы союза, приниматься новые члены, учреждаться новые органы союза, причем эти вопросы должны были решаться единогласно. Объявление войны, заключение договоров от имени союза решались на пленуме по большинству голосов. Важным полномочием союзного конгресса было право союзной экзекуции – принуждения государства-сочлена к выполнению решений союза, а также гарантий частных прав. Другим правом союза было создание аустрегального (третейского) суда для решения споров между сочленами. Однако никаких исполнительных органов для выполнения общих решений не предполагалось. Конгресс назначал державу (из числа крупных), ответственную за экзекуцию. Это создавало объективные юридические предпосылки для доминирования более крупных государств. Реально же в союзе, особенно до 1840-х гг., первенство принадлежало Австрии. Другое крупнейшее из германских государств – Пруссия – стремилось стать во главе экономически-хозяйственного объединения. В 1833 г. под эгидой Пруссии был заключен Таможенный союз, куда вошли Пруссия, Бавария, Саксония и другие государства.

К началу XIX века Германская империя представляла из себя какой-то конгломерат государств. Ее политический строй был крайне раздроблен. В нем состояли королевства, курфюрства, ландграфства, маркграфства «окняженные графства», архиепископства, епископства, аббатства, владения духовных орденов, владения имперских рыцарств и вольных городов. Так выглядел на практике княжеский абсолютизм.

До 1806 г. в Германии насчитывался 51 имперский город, около 360 княжеств и около 1,5 тыс. рыцарских владений, владельцы которых также претендовали на независимость, суверенитет (Данные приводятся приводятся по учебнику К.Г.Федорова и Э.В.Лисневского «История государства и права зарубежных стран — -Ростов/Д., 1994. Часть 2. Книга 1. с. 77).

Великая французская революция повлияла на фактически распавшуюся феодальную империю, которой являлась тысячелетняя «Священная Римская империя германской нации». Наполеон I юридически довершил дело ее разрушения. Он уничтожил самостоятельность «вольных» городов и отдельных княжеств. Вместо нескольких сотен государств осталось несколько десятков. Значительная часть Германии (ее прирейнские области) была поставлена под непосредственное управление Франции. Здесь были уничтожены крепостное право и феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс 1804 года. Поражение Наполеона не восстановило старой империи.

Вместо нее Парижским трактатом 1814 года был образован так называемый Германский союз в числе 34 государств — — королевств, княжеств, герцогств и немногих свободных городов.

Германский союз фактически был международным объединением государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реаль-ное главенство в союзе принадлежало Австрии. Германский союз, конечно, не решал проблемы объединения Германии. Сохранялись даже таможенные пошлины, суверенитет субъектов и т.д. Орган Германского союза, «Союзный сейм», прозванный из-за своего состава «коллекцией мумий», заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Тон во всей этой политике задавал всесильный австрийский министр Меттерних, одна из самых мрачных фигур европейской политической реакции (сх. 9).

Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818 г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгла-сивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии вы-ступили с инициативой распространить действие прусского таможен-ного закона на весь союз.

Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Буржуазное развитие Германии между тем совершалось, хотя и медленно. Итогом стало создание в 1834г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась под-чинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорва-ны Пруссией. Созданный по инициативе Пруссии Таможенный союз был ее крупным успехом. Он привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств, и с течением времени она привыкнет смотреть на Пруссию как на свой экономический, а затем и политический форпост (табл. 7).

Таблица 7.

В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерман-ский вексельный устав, впервые применивший единообразное регули-рование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский про-ект Вексельного закона . В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса : прусский и австрийский. Законодатели выбрали в ка-честве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового простран-ства Германии.

Всеобщая воинская повинность (введенная в Пруссии еще в 1814 г.) и огромные траты на армию делали Пруссию единственным серьезным конкурентом Австрии в Германском союзе. Конфликт между ними решился в войне 1886 года, затеянный из-за герцогства Гольштейн. В битве при Садовой (1866 г.). Пруссия разбила австрийскую армию. С этого времени надежды германской буржуазии на восстановление страны в единое государство стали связываться с Пруссией и ее правительством. Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Оно было оправдано уже единством языка и культуры. Сделавшись самым смелым из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте политической системы. Важную роль в решении этой задачи сыграл упоминавшийся выше первый министр Пруссии Отто фон Бисмарк. Бисмарк стремился оправдать эти надежды. Он ни минуты не сомневался в том, каким должен быть путь к объединению: «Не речами, не постановлениями большинства… а железом и кровью!» (табл. 8).

Таблица 8.

1849 г. — -создание во Франкфурте первой конституции объединенной Германии (не вступила в силу); 1850 г. — — принятие октроированной Конституционной Хартии Пруссии 1861 г. — — королем Пруссии стал Вильгельм I: военная реформа (увеличение регулярной армии, введение трехгодичной воинской службы), сент. 1862 г. — — на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк. Главной помехой на пути объединения Германии под главенст-вом Пруссии была Австрия. Конфликт между ними решился в войне 1866 г. 1866 г. — — битва при Садовой; Пруссия разбила австрийскую армию. 1867 г. — 0 создание Северогерманского союза — — объединение северо-германских княжеств и вольных городов вокруг Пруссии и создание в Германии нового сильного государства, за пре-делами которого остались южногерманские государства (Бавария, Вюртемберг, Баден и др.). 1870-1871 гг. — — после победы над Францией в войне 1870-1871 гг.

История Германии

южногерманские государства присоединились к Северогер-манскому союзу. 1871 г. — — прусский король Вильгельм был провозглашен германским императором. 1871 г. — — принятие первой общегерманской Констиуции.

В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганно-вер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою терри-торию (табл. 9).

Таблица 9.

В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз , в который вошли все северогерманские госу-дарства, а также ряд западных и южногерманских (табл. 10).

Таблица 10.

В следующем, 1867 г. Союз получил уже конституционное устройство. Управление им осуществлялось «президентом» в лице прусского короля, канцлером — — в лице прусского первого министра и двумя палатами, из которых нижняя — — рейхстаг — — избиралась всеобщим избирательным правом. Некоторые другие германские государства вроде Ганновера и Нассау были попросту присоединены к Пруссии.

За пределами союза оставались лишь большие и влиятельные южногерманские государства (Вюртемберг, Бавария и др.) На пути к их насильственному объединению в рамках единой империи стояла Франция: появление большого и сильного государства у самых ее границ было для Франции неприемлемым.

В 1867 г. была принята Конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза — — прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага созда-валась на основе всеобщего избирательного права.

В 1870 году Пруссия получила наконец возможность спровоцировать войну с Францией (которую, впрочем, не менее желал и Наполеон III). Победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир — — договор, по которому к Герма-нии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд франков. Разгромив Францию, Пруссия лишила южногерманское государство свободы выбора. Они должны были заявить о своем согласии войти в состав единой Германской империи .

Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провоз-глашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство — — Германская империя (табл. 11).

Таблица 11.

Согласно этой конституции, в состав империи входили 22 монархии (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) и несколько вольных городов, в том числе Гамбург. Конституция наделяла всех их известной независимостью, но в действительности то был союз, в котором не было даже и формального равенства членов.

Главой империи объявлялся король Пруссии — — самого большого из всех германских государств (60% населения, свыше половины всей территории) (табл. 12-А). Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи, он назначал всех имперских чиновников, включая канцлера — — главу правительства. Император же назначал делегатов в верхнюю палату парламента и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами.

Таблица 12.

Венский конгресс, который должен был подвести итоги бурной эпохи революции, войн и реформ, открыл свою работу в сентябре 1814 г. В Вену съехалось 216 представителей всех европейских государств, в том числе многие монархи, министры иностранных дел, главы правительств. Присутствовало большое количество гостей. На фоне балов, парадов, званых вечеров шла напряженная и серьезная работа.

Основной задачей Венского конгресса была Реставрация - реставрация государств, режимов, границ, баланса сил. Однако подавляющее большинство участников Конгресса понимало невозможность полной реставрации Старого порядка. Речь могла идти только о компромиссе между Революцией, Реформой и Реставрацией.

Под реставрацией участники Конгресса понимали главным образом восстановление прежних государственных границ и возвращение смещенных Наполеоном династий. По вопросу политического устройства государств господствовало мнение, что избежать революции в Европе можно при одном условии - пойти навстречу пробудившимся в освободительной борьбе народам. Александр I поддерживал идею конституционной монархии с сильным монархическим принципом.

Министр иностранных дел Франции Шарль Морис Тапейран (1754-1838), сформулировавший основной принцип Венского конгресса - принцип легитимизма, называл легитимной ту власть, которая сохраняет наследственные права монарха, но одновременно уважает общественное мнение.

Поэтому с принципом легитимности совместима умеренная конституционная монархия. И даже австрийский министр иностранных дел Клеменс Меттерних (1773-1859), будучи реалистом, не намеревался возвращать государства в прошлое. Настоящий консерватизм, отмечал Меттерних, основан на активной политике и тщательно взвешенных реформах.

Таким образом, компромисс составлял суть принимаемых решений по вопросам о государственном устройстве и политических режимах. Но он же лежал в основе решений о территориальном устройстве Европы. Хотя механизм достижения компромисса в этой сфере был иным: он был результатом борьбы между основными участниками конгресса - Англией, Австрией, Пруссией и Россией, имевшими разные геополитические интересы.

1 марта 1815 г., в разгар работы Конгресса, в Вену пришло сообщение о том, что Наполеон покинул Эльбу и направился в Париж. Возвращение Наполеона вызвало сильную тревогу в Европе. Была сформирована седьмая антифранцузская коалиция, общее количество войск которой насчитывало 700 тыс., правда, эти силы были рассредоточены по территории Европы.

18 июня 1815 г. в сражении при Ватерлоо французские войска были разбиты двумя армиями союзников: прусской под командованием Блюхера и англо-голландской под командованием Веллингтона.

Внезапное появление Наполеона во Франции резко ускорило работу Венского конгресса. 9 июня 1815 г. состоялось последнее заседание, на котором был принят Заключительный акт. Этот документ состоял из 121 статьи и 17 приложений. Одной из его статей стал Союзный акт, принятый по германскому вопросу 8 июня.

Будущее территориальное устройство Германии было предметом жарких дискуссий на Венском конгрессе, в которых принимали участие не только германские государства. Внутреннее устройство Германии уже около полутора веков ставило перед Европой дилемму. Если та будет слабой и раздробленной, она будет побуждать своих соседей, в первую очередь Францию, к экспансии.

Если Германия объединится, то станет слишком сильной и будет сама угрожать соседям. Выход нашли в том, чтобы, сохраняя раздробленность Германии, консолидировать ее. Другими словами, сохранили фактически все изменения, которые осуществил Наполеон. Другие варианты решения германского вопроса были отвергнуты, в том числе прусский проект.

Он предусматривал разделение Германии на две зоны влияния: северную - под руководством Пруссии и южную - под руководством Австрии. Первоначально этот проект был поддержан Меттернихом, поскольку соответствовал его представлениям о равновесии сил. Зато он вызвал резкие возражения со стороны средних германских государств и был отклонен.

В результате был создан Германский союз. Он представлял собой конфедерацию, в которую вошли 39 государств, в том числе четыре вольных города: Любек, Бремен, Гамбург и Франкфурт. Австрия и Пруссия входили в союз теми землями, которые в прошлом были в составе империи.

Целью Германского союза было поддержание внешней и внутренней безопасности, независимости и целостности отдельных государств. Конфедерация в момент создания не имела общей законодательной системы, правительства или вооруженных сил. В последний момент обсуждения Союзного акта Баварии удалось добиться отмены решения о союзном суде.

Единственным общим органом стало Союзное собрание (позднее оно получило название Бундестаг). Местом его работы был избран Франкфурт-на-Майне. Каждое германское государство посылало своего представителя, но должность председателя собрания занимал представитель от Австрии.

Германский союз, если учесть его границы, цели, объем полномочий Бундестага, верховенство Австрии, напоминал модифицированную Священную Римскую империю. По решениям Венского конгресса произошло некоторое изменение границ германских государств. К Пруссии была присоединена северная, экономически наиболее развитая часть Саксонии.

Более того, Пруссии удалось не просто вернуть свои небольшие владения на западе Германии, но еще и приобрести Рейнскую область и Вестфалию.

Венский конгресс. Создание Германского союза

В результате этих приобретений Пруссия стала граничить с Францией и Нидерландами. Ее территория теперь состояла из двух частей - Восточной и Западной (рейнской) Пруссии, между которыми находились владения других германских государств.

В Пруссии вновь, как и во времена Фридриха II, возникла потребность в территориальной консолидации государства. В курфюршестве Гессен (Кургессен), Брауншвейге, Ганновере, Гамбурге и ряде других государств были возвращены прежние правительства.

Наконец, в Союзном акте можно найти следы обсуждения конституционных проектов (статья № 13). Несмотря на неопределенность формулировки, которая дает возможность двойного толкования, статья открывала перспективы конституционного развития германских государств.

Германо-итальянский договор о военно-политическом союзе

БЕРЛИН, 22 мая. (ТАСС). Сегодня утром в Берлине состоялось подписание германо-итальянского договора о военно-политическом союзе. При подписании договора присутствовали с германской стороны Гитлер, Геринг, Риббентроп, адмирал Редер, генералы Браухич и Кейтель, с итальянской стороны — Чиано, генерал Париани, итальянский посол в Берлине Аттолико.

Текст договора:

"Дружественный и союзный пакт между Германией и Италией. Германский рейхсканцлер и его величество король Италии, Албании и Эфиопии считают нынешнее время подходящим для того, чтобы укрепить дружбу и сплоченность, которые существуют между национал-социалистической Германией и фашистской Италией, путем торжественного заключения пакта.

После того, как был создан, благодаря общей, установленной навсегда границе, прочный мост для двусторонней помощи и поддержки, оба правительства становятся снова на путь той политики, которая выработана ими в их принципах и идеях и которая успешно оправдала себя как в развитии интересов обеих стран, так ив обеспечении мира в Европе. Германский и итальянский народы, тесно связанные путем внутреннего родства их мировоззрений и путем широкой солидарности их интересов, решились и на будущее выступить объединенными силами за обеспечение их жизненного пространства и за сохранение мира.

На этом, предписанном им историей пути Германия и Италия желают, среди всеобщего беспокойства и разложения, служить задаче, которая обеспечит основы европейской культуры. ("Правда" 24 мая 1939 года)

Итало-германский раздел мира

ПАРИЖ, 27 мая. (ТАСС). Табуи в газете "Эвр" пишет о содержании секретного протокола, который приложен к итало-германскому договору о военно-политическом союзе. По словам Табуи, этот секретный протокол будто бы предусматривает подлинный раздел мира между Германией и Италией. "Иностранные наблюдатели в Берлине утверждают, — пишет Табуи, — что по этому протоколу Италия будто бы получает в качестве зоны своей экспансии Юго-Западную Европу с Испанией в качестве подсобного государства. Германия признает также интересы Италии также в западной части Балканской Европы и Малой Азии, причем признает, что страны, расположенные там, могут стать по образцу Албании или Абиссинии странами итальянского протектората или итальянской подмандатной территорией. Аналогичная фраза, полная обещаний для Италии, будто бы содержится также в протоколе и в отношении Северной Африки.

Германия со своей стороны будет "удовлетворена" опорными стратегическими морскими и воздушными базами в рамках прежних германских колоний, часть которых будет уступлена Италии. Германия далее получает преимущественные права на Венгрию и Румынию, получает протекторат над Болгарией, которая должна присоединится к "оси Рим-Берлин" в качестве подсобной державы, чтобы господствовать над Черным морем и над Дарданеллами и, наконец, получает порт на восточном побережье Адриатического моря Кроме того, Германия оговаривает присоединение к себе территорий, которыми она располагала в августе 1914 г. и которые сейчас принадлежат Франции и Польше, а также право на обладание частью Голландской Индии и Английской Индии. Наконец, Муссолини в этом протоколе будто бы обещает возвратить Германии Южный Тироль тотчас же после того, как Италия тем или иным способом получит Савойю".

Секретные статьи германо-итальянского договора

ПАРИЖ, 24 мая. (ТАСС). По полученным в Париже сведениям, опубликованный на днях германо-итальянский договор о военно-политическом союзе имеет также секретные статьи. Как указывает газета "Эпок" Италия взяла на себя секретное обязательство поддержать Германию против Польши, а Германия обещала Италии выступить на ее стороне против Франции.

Несокрушимый блок

Новый договор выражает волю возрожденных и укрепленных гением их вождей двух великих народов — идти вместе по общему пути, сохраняя мир, но в то же время с неуклонной решимостью отстаивать свои ненарушимые права на жизнь и преуспеяние. Договор — это решительный ответ Германии и Италии на сложные и двусмысленные системы демократических пактов. 150 миллионов людей Германии и Италии образуют вместе с другими своими друзьями несокрушимый блок.

Нынешний договор — это последнее предупреждение всем демократическим кузнецам коварных договоров. Новые союзники уверены, что все проблемы могут быть решены мирным путем. Но также твердо они решили, не уступать ни на шаг насилию.

Глава 17. От Германского союза к Германской империи

Всякая пядь германской и итальянской территории будет защищаться всемерно обеими державами, насчитывающими с прочими своими друзьями 300 миллионов населения.

Итало-германский договор

По намекам осведомленной итальянской печати можно было заключить, что в договоре имеются тайные пункты. По слухам, одним из тайных пунктов является — установление в случае войны общего командования для германской и итальянской армий (разумеется германского). Вообще, европейская печать расценивает заключение договора, как утерю Италией остатков политической самостоятельности, и полный ее переход под германскую ферулу. Надо сказать, что большого впечатления этот договор не произвел ни в Париже, ни в Лондоне.

Говорят только, что заключение этого договор окончательно излечило Англию от надежд на возможность какого-то соглашения с Италией и склонило к большей уступчивости по отношению к советским требованиям. Таким образом, первым, кто выиграл от итало-германского договора, оказались… большевики, снова с триумфом пролезающие в Европу.

План
Введение
1 История
Список литературы
Германский союз

Введение

Герма́нский сою́з (нем. Deutscher Bund - дойче бунд) - союз германских государств в XIX веке.

1. История

Союз был основан 8 июня 1815 года на Венском конгрессе как наследник развалившейся в 1806 году Священной Римской империи. В 1815 году Германский союз включал 41 государство, а в 1866 году (ко времени роспуска) - 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм.

В союз входили: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек).

Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своём составе территории, находящиеся под иностранным суверенитетом - короля Англии (королевство Ганновер до 1837 года), короля Дании (герцогства Гольштейн и Саксен-Лауэнбург до 1866 года), короля Голландии (великое герцогство Люксембургское до 1866 года), . Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нём провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Далмация, Истрия и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии. Пруссия и Австрия только теми территориями входили в Германский союз, которые уже были частями Священной римской империи. Территория Германского союза в 1839 году составляла около 630 100 км² с населением 29,2 млн человек.

После Австро-прусской войны (17 июня - 26 июля 1866) Германский союз 23 августа в городе Аугсбург распустился.

Германский союз был конфедеративным образованием. Главным стремлением малых государств, входивших в союз, было сохранение статуса-кво в Германии. Правящим органом Германского союза был Союзный сейм. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов и заседал во Франкфурте-на-Майне (нез.)

В полном составе (69 голосов) заседания Союзного сейма проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в союзе принадлежало Австрии, как крупнейшему по территории и населению государству Германского союза.

Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Нассау, Брауншвейг и Саксен-Веймар).

Дворянство имело власть над крестьянством, барщину, кровавую десятину, феодальный суд. Абсолютизм оставался практически нетронутым.нейтральность?

Но капитализм пробивал себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге, было отменено крепостное право, барщина была вытеснена более производительным трудом наёмных батраков. Развивалось промышленное производство, особенно в Рейнской области (прус.) . В 1834 г. создан Германский таможенный союз (нем. Zollverein ), в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей на роль объединительной силы в Германии наряду с Австрией. Прусская монета, талер, стала единственно используемой монетой в Германии. Австрия не входила в таможенный союз.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после поражения Австрии в австро-прусской войне (к 1866 г. в него входило 32 государства). Единственным его членом, сохранившим независимость и не потерпевшим ни одной смены режима, является, опять же, княжество Лихтенштейн.

Список литературы:

1. documentArchiv.de - Gesetz betreffend die Einführung einer deutschen Kriegs- und Handelsflagge (12.11.1848)

2. Каратини Р. 943.2 — De la Prusse au IIIe Reich. - A — La Prusse et l’Allemagne avant Bismarck. b) Prise de conscience du sentiment national. — c) L’Europe de 1815. - B — L’Allemagne jusqu’à la guerre de 1914. a) Bismarck. // Bordas Encyclopédie. 5a - Histoire universelle (2). De l’Antiquité à nos jours: l’Europe. - 1-е изд. - М.: Bordas-Éditeur, 1969. - С. 25-26.

Германский союз

500 с. RERO R003578261 (фр.)

3. Лихтенштейн состоял в оборонительном союзе с Австрийской империей, в дальнейшем сохраняя тесные связи с Австро-Венгрией. Другое неисчезнувшее нейтральное государство, Люксембург, было исключено из Германского союза, собственно, за нейтралитет в австро-прусской войне. В случае его вступления в войну, он был бы аннексирован Пруссией или вошёл бы в Северогерманский союз. В итоге, Люксембург аннексировался поочерёдно Германской империей и Третьим рейхом в 1914 и 1939 годах соответственно.

Германский Союз был одним из ведущих государств Европы XIX века.

Во многом он предопределил развитие двух будущих великих империй - Германской и Австро-Венгерской. За время существования союза обнажились типичные для германского мира того времени проблемы противостояния Пруссии и Австрии. Усилилось противостояния с соседними Францией и Италией. Распад привёл к созданию новых конфедеративных образований, прародителей современных европейских государств.

Образование

Германский союз был создан 8 июня 1815 года. В него вошли такие раздробленные государства, которые образовались вследствие распада Священной Римской империи. Эту могущественную страну долгое время контролировал дом Габсбургов. Однако после восхождения Наполеона и начала его агрессивной внешней политики, империя оказалась в опасности. Стремясь сохранить своё влияние, Габсбурги стали гораздо больше внимания уделять Австрии и выделять её среди других государств. Но это их не спасло. 2 декабря 1805 года произошло известное грандиозное сражение под Аустерлицем. Австрийские войска при поддержке русских вышли на решающий бой против Наполеона Бонапарта. И были полностью им разбиты. В результате империя распалась, а на её территории образовалось множество небольших государств, нередко ограничивающихся одним городом.

Государственность для всех

Для германского мира было свойственно пёстрое проявление государственности на всех уровнях.

После разгрома Священной Римской империи Наполеон умышленно раздробил германские земли. А местные князи были сами в этом заинтересованы. Однако через 8 лет Наполеон был разгромлен. И правители маленьких государств стали понимать, что они являются лёгкой мишенью для крупных европейских держав. Поэтому в 1814 году большинство немецких князей обращается за помощью к Францу Второму Габсбургу с просьбой принять их в состав Австрии и, фактически, возродить Священную Римскую империю. Однако Франц отказывается от такого предложения из-за давления Пруссии и Франции.

В итоге, было предложено создать Германский союз. Эта идея была с восторгом принята во всех германских землях, ввиду роста национализма и немецкой идентичности. Небольшие государства получали защиту от интервенции, а Австрия и Пруссия сохраняли свои доминирующие позиции в регионе. Так, на конгрессе в Вене был создан Германский союз. Страны, вошедшие в него, юридически обладали равными правами. Однако ключевые решения принимались в Берлине и Вене.

Политическое устройство

Германский союз включил в себя земли, которые раньше входили в состав Священной империи. Помимо суверенных государств, были и иностранные подданства. С их помощью Англия, Дания, Нидерланды и другие страны лоббировали свои интересы. Также некоторые австрийские и прусские земли были независимы от власти союза.

Этот факт лишний раз подчёркивал мощное влияние двух государств.

Германский союз был конфедерацией. За всеми членами были закреплены равные права. Законодательным и управляющим органом являлось Собрание союза, в которое входили делегаты от каждого государства, пропорционально его населению. Всего в собрании было 69 голосов. Но в полном составе этот орган практически никогда не собирался. Председательство было австрийским, а сами заседания проходили в Франкфурте-на-Майне.

Внутренняя политика

Несмотря на существование общего органа управления, все государства имели полную свободу во внутриполитическом плане. Системы правление были абсолютно разными. В большинстве держав сохранялась абсолютная монархия. И лишь в некоторых принималась конституция. Города-государства были республиками, и власть в них принадлежала местной элите.

Также сохранились привилегии дворянского сословия. Крестьяне были обязаны платить десятину. Границы Германского союза были нерушимыми и должны были защищаться всеми членами конфедерации.

Несмотря на практически полное сохранение абсолютистской системы, в некоторых государствах развивался капитализм. В республиках также было отменено крепостное право и начала развиваться промышленность. В 1834 году был создан Германский таможенный союз, призванный увеличить доходы от импорта продукции.

Эпоха национализма

В политическом плане союз не принёс никаких серьёзных перемен "внутри". Но достаточно сильно изменилась внешняя политика.

Небольшие государства начали выступать за создание конфедерации ради обеспечения мира в регионе. Они не были заинтересованы в территориальной экспансии и внешнеполитических интригах. Однако Пруссия и Австрия продолжали вмешиваться в не касающиеся их дела соседних держав. По закону, ни одно из государств не могло вступать в союз, который был недружелюбен к любому другому члену конфедерации.

Таким образом, абсолютизм сохранился во власти практически полностью. Но общество затронули громадные перемены. XIX век в Германии - это эпоха национализма. Немцы горячо ощущали свою идентичность и стремились к максимальному сближению. К этому моменту наблюдалось практически полное совпадение культуры и обычаев в разных уголках страны.

Предпосылки распада

Студенты и интеллигенция выступали за большую интеграцию маленьких государств и их населения. Радикалы, в свою очередь, начали задумываться о национальной революции, целью которой, помимо объединения германского народа, была конституционная реформа и уверенный отход от абсолютизма. Именно в это время зародилась идея государственности немецкого народа, которая и привела к созданию современной Германии.

И именно тогда из этого союза начала исключаться Австрия. Германский союз 1815 года оставлял главенствующую позицию за Австрией, поскольку та была самым большим по территории и населению государством. Однако непосредственно немцев в этой стране была только половина.

Остальные, преимущественно славянские, народы препятствовали развитию немецкой идентичности и уже сами стали задумываться о национальных государствах. В результате этих настроений была свергнута династия Габсбургов.

Распад союза

В 1848 году на фоне всеобщей безработицы и голода начинается революция. Города Германского союза охватывают всевозможные беспорядки и протесты. Многие радикалы дождались своего часа и начали вести кровопролитную войну за свои идеалы. Это пошатнуло монаршие престолы. Во многих государствах сменилось правительство и была принята конституция. Новые законы дали простор для политической деятельности. Пруссия стала могущественна как никогда. Этого не смогла стерпеть Вена. В свою очередь, Берлин решил, что пришло время взять на себя лидирующую роль в "германском мире". Началась война против Австрии, в результате которой 23 августа 1866 года союз распался.