Картины франса халса. Школьная энциклопедия

К сожалению, точная дата рождения выдающегося портретиста, представителя «Золотого Века» голландской живописи Франса Хальса не известно. Историки склоняются к тому, что Франс Хальс появился на свет то ли в 1582-ом году, то ли в 1583-ем. Однако доподлинно известно, что родился он в семье обыкновенного ткача по имени Франсуа Франс Хальс ванн Мехелен от его второго брака с женщиной по имени Адриантье в городе Антверпене.

После того, как в 1585 году Антверпен пал, семья вынуждена была бежать в город Харлем, где, собственно, будущий художник и прожил всю жизнь. Три года, с 1600 по 1603, Франс Хальс обучался искусству живописи у Карела ванн Мандера. В 1610-ом он стал трудиться в городском муниципалитете реставратором, вступив при этом в гильдию Святого Луки. Был женат. Забавно, но пятеро его сыновей пошли по стопам отца, став художниками-портретистами.

Портретная живопись

Хальс был великим портретистов, без преувеличения. Он в своем творчестве использовал три вида портретов: групповой, индивидуальный и портрет, близкий к жанровой живописи. Групповой портрет. Групповой портрет выражал революционные идеалы молодой республики: свободу, равноправие, товарищество, гражданскую солидарность. Гордые своей независимостью, жизнерадостные, деятельные лица горожан и офицеров выглядят естественно, будто случайно увиденными то во время пирушки, то во время какого-то собрания. Участники сцены в этой привычной для себя атмосфере лишены скованности, нарочитого позирования, они свободны в выявлении своих чувств и характеров. Такие коллективные портреты демонстрировали товарищеское единение, взаимосвязь и силу людей.

Сочетание размашистого, смелого, сочного письма с интенсивными оттенками голубого, синего, золотисто-желтого, красного оставляют впечатление оптимизма, жизнеутверждающего начала. Но в то же время каждый из персонажей очень индивидуален, показан крупным планом, что совершенно не нарушает художественного единства.

Жанровый портрет

Раннему Хальсу в его жанровых портретах свойственно изображать модели в близком общении со зрителем в естественных позах, с непосредственными жестами и мимикой, словно бы пойманными на лету, и через эти детали передавать индивидуальность характера и настроения. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», « Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные, индивидуально-выразительные черты моделей, и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»).

Индивидуальный портрет

Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Динамичность таких портретов выражается еще и в типичном развороте фигур, в линии силуэтов, в естественно сливающихся с фоном объемах и в свободных мазках. Таким образом, специфичность портретов Хальса состоит в точно подмеченной индивидуальности, в жизненной силе и непосредственности образа и импровизационной манере письма. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ.

Вся портретная живопись Хальса обладает внутренним единством. Ее можно назвать собирательным образом современного ему голландца. На портретах может быть показано самодовольство, самоуверенность, ограниченность, но и одновременно – энергия, жизнелюбие, жизненная хватка, некая удаль. И именно на этих качествах личности художник концентрирует внимание, а какие-то малопривлекательные черты моделей как бы отодвигаются на второстепенную роль.

В более поздних портретах Хальса (30 – 40 годы) появились грусть и задумчивость, иногда художник слегка иронизировал над своими персонажами. Из его живописи постепенно уходило радостное восприятие человека, свойственное ему в предыдущие годы. В 50 – 60 годах портреты Хальса стали более углубленными, наполненными внутренним смыслом. Портрет неизвестного на картине, хранящейся в Эрмитаже, демонстрирует силу, жизненный потенциал, но радости и веры в нем уже нет. И хотя изображен он в импозантном развороте, с насмешливым, чуть презрительным взглядом, в нем видится скепсис и усталость.

В другом мужском портрете (Кассельская галерея), вместо привычных самоутверждения и бравады, читается апатия, печать и отсутствие внутренней энергии. Мужской портрет, хранящийся в Нью-Йоркском Метрополитен – музее (1650 – 52 гг.), - это вершина портретной живописи Хальса. В нем сразу бросается в глаза, что изображаемая личность «масштабна», значительна. Осанка, упирающаяся в бок рука, плотно сомкнутые губы – все говорит о холодной властности, о высокомерном презрении, о безмерном честолюбии. Но сквозь его волю и упорство, сквозь бесчеловечность и подчеркнутую элегантность ощущается пресыщение, духовная опустошенность, разочарование в жизни. Это подчеркивается и новой для Хальса цветовой гаммой портрета: на темно-оливковом фоне – сочетание черного, серебристо-серого, белого и телесного тонов, вместо прежних ярких, мажорных.

За последние два года жизни Хальс написал несколько портретов попечителей приюта для стариков в Харлеме, где он вынужден был жить на старости лет. В их образах он видел разочарование и покорную обреченность, душевную опустошенность и отсутствие смысла жизни. До конца жизни Хальс проявлял в своем творчестве драматическую силу и психологическую тонкость. В этом и есть уникальность талантливого художника-портретиста Франса Хальса.

Умер художник в августе 1666г.

Гальс (Hals) (между 1581 и 1585 1666), голландский живописец. Портреты, в том числе групповые, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», около 1630; «Групповой портрет стрелковой роты Св. Адриана», 1633;… … Энциклопедический словарь

Гальс (Hals) (родился между 1581 1585 умер 1666), голландский живописец. Портретист. В творчестве Халса воплотились жизнерадостность и демократизм, свойственные голландскому искусству в годы его подъёма, наступившие после победы в стране… … Художественная энциклопедия

Халс, Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен, ≈ 26.8.1666, Харлем), голландский живописец. Искусство Х. характерно своим демократизмом, острым интересом к народным типам; оно отразило духовный подъём голландского народа, наступивший в… … Большая советская энциклопедия

- (Hals, Frans) (ок. 1580 1666), также Хальс, голландский живописец; родился в Антверпене. Его отец покинул Фландрию по религиозным и коммерческим соображениям и поселился в Харлеме, когда Халс был еще мальчиком. Там одним из его учителей стал… … Энциклопедия Кольера

- «Цыганка», Лувр Франс Хальс (нидерл. Frans Hals) (1580/1585, Антверпен 1666, Харлем) один из наиболее известных голландских живописцев так называемого Золотого века голландского искусства. Содержание 1 Биография … Википедия

Фамилия. Известные носители: Халс, Франс (1580 1666) нидерландский художник. Халс, Франс (младший) (нем. Frans Hals der Jüngere ок. 1618–1669) нидерландский художник. Халс, Дирк (1591 1656) нидерландский художник, брат Франса Халса. Халс … Википедия

Халс - Франс (Hals, Frans) Между 1581 и 1585, Антверпен 1666, Харлем. Голландский живописец. Родился в семье ткача, происходившей из Голландии и вернувшейся из Фландрии на родину в 1591. Учился у К. ван Мандера (1600 1603) в Харлеме; мастер гильдии Св.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен – 1666, Харлем), голландский живописец. Сын ткача. Учился в Харлемской академии у художника и теоретика искусства К. ван Мандера (1600 03). В 1610 г. вступил в гильдию Св. Луки. Прославился прежде всего… … Художественная энциклопедия

ХАЛС (Гальс) (Hals) Франс (между 1581 и 1585 1666) нидерландский живописец. Портреты, в т. ч. групповые, отличаются демократизмом, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере (Цыганка, ок. 1630; Мужчина в черной одежде, ок …

- (между 1581 и 1585—1666), голландский живописец. Портреты, в том числе групповые, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», около 1630; «Групповой портрет стрелковой роты Святого Адриана», 1633; «Мужчина в… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Франс Халс , Астахов Юрий , Выдающийся голландский художник-портретист Франс Хале жил и работал во времена яркого расцвета нидерландской и фламандской школ живописи в первой половине XVII столетия и был одним из… Категория: Зарубежные художники Издатель: Белый город ,
  • Франс Халс , Астахов Ю. , Выдающийся голландский художник-портретист Франс Хале жил и работал во времена яркого расцвета нидерландской и фламандской школ живописи в первой половине XVII столетия и был одним из… Категория:

Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА: [ˈfrɑns ˈɦɑls]) (1582/1583, Антверпен - 1666, Харлем) - художник, портретист Золотого века голландской живописи. Он известен своей свободной манерой письма, и он помог ввести этот живой стиль в голландское художественное искусство. Халс сыграл важную роль в эволюции группового портрета 17-го столетия.

Халс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Халса не прослеживается. В 1610 году Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.

«Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».

В 1620-1630-х гг. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все - около 1630).

Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).

«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).» Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена - на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе - «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

В 1644 Халс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе - 1664).»

«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.»

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Халса в Харлеме.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 01.02.2017 18:23 Просмотров: 1976

Франс Халс – один из представителей Золотого века голландской живописи.

Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи – XVII век.
Самыми известными представителями живописи Голландии этого времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие. Но Золотой век Голландии не ограничивался только искусством. Это период в истории Нидерландов, когда республика Соединённых провинций достигла своего расцвета также в торговле и науке.
В Голландии XVII в. жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято называть «малыми голландцами». Этот термин обозначает небольшой размер и камерный характер их произведений. «Малые голландцы» работали преимущественно в трёх жанрах: пейзаж , натюрморт и бытовой жанр , причём с узкой специализацией. Халс был портретистом и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII в.

О художнике

Ф. Халс. Автопортрет. Метропόлитен-музей. Нью-Йорк (США)

Франс Халс ((1581/1585–1666) родился в Антверпене в семье ткача. В 1585 г. семья Халса перебралась в Харлем (Гарлем), где художник прожил всю свою жизнь. В Харлеме работает Музей Франса Халса – художественный музей, известный ещё как музей Золотого века голландской живописи, основанный в 1862 г. Здесь выставлены и хранятся полотна многих голландских художников.

Музей Франса Халса

В 1600-1603 гг. молодой Халс учился у Карела ван Мандера. В 1610 г. Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.
Его первая жена умерла очень рано, а со второй он прожил около 50 лет – у них было 11 детей, но семейные неурядицы, болезнь детей, безалаберность самого художника в житейских делах постепенно привели к тому, что жизнь художника становилась всё тяжелей и беспросветней. «В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г.» (Седова Т.А. «Франс Халс» // Большая советская энциклопедия, 1965 г.)

Творчество Франса Халса

Первый портрет Халс создал в 1611 г., но известность пришла к нему после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия».

Ф. Халс «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616). Хост, масло. 175х324 см. Музей Франса Халса (Харлем)

Это первое монументальное произведение голландской живописи XVII в. Всего за несколько лет до того было заключено перемирие с испанцами, была признана фактическая независимость страны.
Эпоха героической борьбы еще не была забыта, поэтому харлемские стрелки изображены с долей самоуверенности, но с естественным чувством гордости. Они не противопоставляют себя зрителям, доброжелательно обращаясь к ним как бы с готовностью принять их в свою компанию. Хотя это групповой портрет, но отдельные персонажи написаны с яркой выразительностью: одни отличаются чувством собственного достоинства, другие – насмешливостью и т.д.
Композиция портрета тщательно продумана: на общем тёмном колорите выделяются диагонали пёстрых знамен, красно-белые шарфы, белая льняная скатерть, натюрморт на столе.
В 1620-х гг. Халс обращался и к жанровым сценам, и к композициям на религиозные темы.

Ф. Халс «Евангелист Лука» (ок. 1625). Холст, масло. 70х75 см. Музей западного и восточного искусства (Одесса)

Картина изображает евангелиста Луку за написанием Евангелия. За его спиной слева находится символ евангелиста – телец. Пространство комнаты и атрибуты едва обозначены – всё внимание фокусируется на лице и руках персонажа. Полотно выполнено в тёплых коричневых тонах.
Это редкий пример религиозной живописи Хальса.
Картина имеет настоящую детективную историю, рассказанную в художественном фильме «Возвращение «Святого Луки» (1970). Но, конечно, эта кинематографическая история несколько разбавлена вымыслом.

На своих портретах Халс изображал также и простых людей из народа. Эти портреты проникнуты яркой жизненной энергией, весельем, жизнелюбием: «Шут с лютней» (1620-1625), «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» (все – ок. 1630).

Ф. Халс «Цыганка». Лувр (Париж)

Ф. Халс «Поющий мальчик с флейтой»

Ф. Халс «Смеющийся мальчик»

Ф. Халс «Весёлый собутыльник» (1628-1530). Холст, масло. 78х54 см. Государственный музей (Амстердам)

Щегольски одетый мужчина, счастливый от некоторого градуса принятого спиртного, словно приглашает зрителя разделить с ним его радость, протягивая наполненный вином бокал, и машет рукой. Портрет весёлого собутыльника знаком всем и поныне – это «вечная тема» жизни.

Под стать этой – картина Ф. Халса «Весёлые гуляки»

Любовь к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно, – явное влияние Караваджо.
А вот «Портрет Виллема Хейтхейссена» – единственный портрет Халса, выполненный в полный рост.

Ф. Халс «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630). Холст, масло. 135х205 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Этот пафос возник в результате становления национального и социального самосознания всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы.
«Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка , но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа.
1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. И в это время им написаны многие двойные портреты супружеских пар: муж на левом портрете, а жена – на правом. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» - единственный портрет, где супруги изображены вместе.

Ф. Халс «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622)

В 1644 г. Халс стал президентом Гильдии св. Луки, а в 1649 г. выполнил портрет Декарта.

Ф. Халс «Портрет Декарта». Дерево, масло. 19x14 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)

Рене́ Дека́рт - французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике.
Следует отметить, что люди на портретах Халса привлекают своей жизненной силой, весёлым нравом, раскрепощённостью, добродушием. Но, изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. В его портретах нет психологизма, вдумчивого изучения модели.
Скорее всего, Халса не очень заботило во время работы над портретом Декарта, что за человек сидит перед ним.

Поздние произведения Халса исполнены в очень скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов: «Мужчина в чёрной одежде» (ок. 1650-1652), «В. Крус» (ок. 1660), «Регентши приюта для престарелых» (1664).

Ф. Халс «Регентши приюта для престарелых» (1664)

Ван Гог как-то сказал, что у Халса «27 оттенков черного». И это очень заметно на данном полотне. В поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых преобладает скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, статичность, сумрачность колорита – всё это складывается в трагические образы. На его картинах исчезает чистая радость бытия, которая была характерна для его супружеских портретов и портретов, написанных в ранний период творчества.

Характеристика творчества Франса Халса

У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре.
Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге.
Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.

Франс Халс (Frans Hals) — великий нидерландский (голландский) художник . Родился в 1582/83 году в Антверпене. Является признанным мастером золотого века голландского искусства. Считается одним из самых выдающихся портретистов своего времени и входит в число лучших художников за всю историю существования искусства.

В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Тогда ещё совершенно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Несколько лет он писал полотна на различные темы, большая часть которых относилась к портретам, но известность пришла к нему только в 1616 году, после написания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Особой популярностью в наше время пользуются его портреты обычных людей или, как говорили в его время, представителей низшего класса общества. Среди таких портретов: , Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Также писал много групповых портретов, и двойных портретов супружеских пар, то есть две картины, на одной из которых — супруга, на другой — супруг.

По той ли причине, что Франс Халс часто прибегал к изображению обычных людей, у которых не было ни гроша в кармане, и часто пренебрегал людьми высшего света, но в старости художник оказался за чертой бедности. У него не было заказов и денег на пропитание. В итоге величайший художник попал в харлемскую богадельню и умер 26 августа 1666 года.

Ваши дети будут чувствовать себя комфортно, если вы пользуетесь продукцией магазина Киндер Мода. Только здесь Ортопедическая детская обувь на любой вкус. Обувь для мальчиков и девочек со скидками и быстрой доставкой.

Malle Babbe (Малле Баббе)

Веселые гуляки

Веселый пьяница

Два смеющихся мальчика с кружкой пива

Катарина Хофт с кормилицей

Питер ван ден Брук

Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена

Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет

Портрет женщины с веером

Портрет шута с лютней

Портрет юноши с черепом

Поющий мальчик с флейтой