Интересные факты о фаине раневской. Новые удивительные факты о жизни фаины раневской из неопубликованных материалов глеба скороходова Только начинаешь жить


Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».


Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ - в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» - воскликнула бедная Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты - Бог знает.


Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).


Во Львове Раневская была несколько раз.

Львов был очень дорог Раневской. В тот приезд во Львов у Раневской, впрочем, как обычно, была бессоница. Она рассказывала об одном из эпизодов её ночных бдений: выйдя однажды на балкон гостиницы, Фаина Георгиевна с ужасом обнаружила светящееся неоновыми буквами огромных размеров неприличное существительное на букву "е". Потрясённая ночными порядками любимого города, добропорядочно соблюдавшего моральный советский кодекс днём, Раневская уже не смогла заснуть и лишь на рассвете разглядела потухшую первую букву "м" на вывеске мебельного магазина, написанной по- украински: "Мебля". (Щеглов А. Фаина Раневская. Вся жизнь.- М.: Захаров, 2003.)

Фаину Георгиевну Раневскую называют одной из величайших актрис XX века и королевой эпизода. Но для многих она - автор цитат и афоризмов, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали по-настоящему народными.
27 августа исполняется 121 год со дня рождения этой удивительной актрисы и женщины.
«ВЕСНА», 1947 ГОД
Фуфа Великолепная
Будущая звезда родилась в еврейской семье. Ее настоящее имя - Фанни Гиршевна Фельдман. Друзья ее называли одновременно ласково и почтительно – Фуфа Великолепная. Что интересно - сама она иногда путалась в своих отчествах. В документах ее записывали, как Григорьевна, а представлялась она - Георгиевной. Однажды она пошутила по этому поводу, что Григорий – это Отрепьев, а Георгий – Победоносец.
После революции родители Фанни, сестра и братья покинули Россию. Фая осталась одна и пыталась заработать на проживание актерским трудом. Но получалось у нее плохо. И мама, втайне от отца, посылала ей деньги.
Как-то артистка вместе со знакомым отправилась в банк, чтобы получить родительский перевод. И когда они вышли из учреждения, порыв ветра вырвал из рук девушки все деньги. Она со вздохом заметила: «Как красиво летят». А спутник тут же воскликнул, что своим поведением Фуфа ему напоминает Раневскую – помещицу из «Вишневого сада», которая ничего не могла удержать в руках, Когда актриса подбирала себе псевдоним, то она вспомнила это сравнение и взяла фамилию чеховской героини.

РАНЕВСКАЯ СТЕСНЯЛАСЬ СВОЕЙ ВНЕШНОСТИ. ХОТЯ В МОЛОДОСТИ БЫЛА КРАСИВА.
Небогатый нефтезаводчик
Отец Фаины был в Таганроге уважаемым и известным человеком. Когда родилась Фая, в семье уже было четверо детей – три сына и дочь. Отец владел фабрикой сухих и масляных красок, имел во владении несколько домов, магазин строительных материалов, а так же пароход «Святой Николай». Кроме этого, он был старостой синагоги и основателем приюта для пожилых евреев.
Уже при советской власти, когда с работников при найме требовали написать свою автобиографию, Раневская с трудом выводила: «Мой отец – небогатый нефтезаводчик…».
Святое искусство Фаина с детства заикалась и была очень стеснительной. Как она решилась стать актрисой – непонятно. Когда она попыталась сдать экзамены в нескольких театральных школах, заикаясь от волнения, то ей говорили, что актрисой ей не быть никогда, это профессиональная непригодность. И тогда 19-летняя девушка пошла учиться в частную школу, а деньги зарабатывала в массовке цирка.
Интересно, что заикалась Раневская всю жизнь, но на сцене – никогда. Говорят, что у нее был крайне сложный характер, и она тяжело сходилась с людьми. Но еще больше ее не любили за яркий талант, всячески отравляя ей жизнь. Поэтому она сменила за свою карьеру с десяток театров. Как-то у актрисы поинтересовались, зачем она переходит из театра в театр. На что Фаина Георгиевна ответила: «Я искала святое искусство». На вопрос нашла ли она его и где, сказала: «Да. В Третьяковской галерее».


«ПОДКИДЫШ», 1939 ГОД
«Муля, не нервируй меня!»
В кино Раневская начала сниматься в 38 лет. Ее первой работой стал фильм «Пышка» Михаила Ромма, вышедший на экраны в 1934 году. Но славу ей принесла комедия «Подкидыш». До сих пор ведутся споры, кто именно придумал вошедшую в историю фразу: «Муля, не нервируй меня» - Агния Барто, автор сценария; Рина Зеленая, соавтор сценария; или сама Раневская. Фаина Георгиевна ненавидела эту фразу, сопровождавшую ее всю жизнь. При встрече люди постоянно кричали ей про Мулю. Существует такая легенда: Леонид Ильич Брежнев лично награждал актрису в 1976 году орденом Ленина. И когда она подошла к нему на сцене, генсек не удержался и пошутил про нервировавшего всех Мулю. Фаина Георгиевна сделала ему замечание, что так к ней обращаются или мальчишки, или хулиганы. Говорят, Брежнев сильно смутился, извинился и признался, что обожает ее как актрису.


«ЗОЛУШКА», 1947 ГОД
Спасительница
В начале 60-х годов в театр имени Пушкина, в котором на тот момент служила Раневская, пришел молодой артист Владимир Высоцкий. Фаина Георгиевна обожала его и, как могла, опекала. Говорят, когда Высоцкий однажды ушел в запой на несколько недель и все это время не появлялся в театре, только Раневская смогла переубедить начальство не увольнять молодого актера.
Про любовь и еду
Мало кто знает, но Раневская была вегетарианкой. При этом она никогда не осуждала любителей мяса и уж тем более не фыркала, когда при ней ели что-то мясное. «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело… Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей» - любила говорить Раневская.
Избалованный Мальчик
Фаина Георгиевна была очень одиноким человеком. Долгое время она жила у своей подруги, актрисы Павлы Вульф. Ее внука она считала своим и возлагала на него большие надежды. Но к старости жить в чужом доме стало сложно, «приемный внук» занимался своей жизнью, и в 60 лет она осталась одна, причем практически без работы.
На надгробии актрисы установлена фигурка собаки по кличке Мальчик – этот пес стал для Раневской настоящей семьей. Фаина Георгиевна признавалась, что никто так не радовался ее приходу, как Мальчик. Это был беспородный пес, которого Раневская подобрала на улице, накормила, обогрела и подарила ему всю свою нерастраченную любовь. В ее доме он мог вытворять все что угодно. Имел странную фигуру: большой живот и лысеющий хвост. Пес обожал свою хозяйку. Когда артистка уходила в театр, он плакал и скулил. Иногда она даже приводила собаку с собой на репетиции. Из-за Мальчика Фаина Георгиевна отказывалась ложиться в больницу на обследование или съездить в санаторий. Когда гулять с любимцем сил у актрисы уже не было, то она наняла женщину. Мальчик пережил свою хозяйку на 6 лет. Его приютила приятельница Раневской и попыталась дать ему ту же любовь, что и Фаина Георгиевна.

1. Театр Фаина полюбила еще в детстве. Первым впечатлившим ее представлением был спектакль Чехова «Вишневый сад», откуда она и взяла впоследствии псевдоним Раневская. Хотя, как рассказывает сама актриса, это была довольно странная история – она возвращалась домой с очередного спектакля, а из ее сумочки вылетели деньги. «Красиво летят», – заметила женщина, на что случайный прохожий ответил ей: «Вы совсем как Раневская!».

2. В семье к увлечению будущей великой актрисы относились весьма снисходительно, не предавая большого значения этому «хобби». Однако когда Фаина заявила о своем желании серьезно заниматься театром, это вызвало у семьи настоящий шок. Девушке пришлось полностью порвать связи с семьей.

3. Несмотря на рвение Раневской, поначалу ее ждали крупные неудачи. Она никуда не смогла поступить как неспособная к актерскому мастерству. Она с трудом попала в частную школу, из которой потом и вылетела, не имея средств ее оплачивать. Актерская карьера актрисы тоже начиналась далеко не блестяще: в одном рекомендательном письме, подписанном антрепренером Соколовским, говорилось, что Фаина Раневская абсолютный бездарь и все роли свои она играет одинаково.

4. Несмотря на свою сногсшибательную актерскую карьеру и мировое признание, Фаина Раневская так и не стала ни женой, ни матерью. О своей первой любви Раневская рассказывает шутя: «Попала я в провинциальную группу и влюбилась, как кошка, в главного красавца. Как-то он заявил, что придет ко мне. Я купила вина и фруктов, напудрилась и ждала его. А он завалился пьяный в обнимку с какой-то красоткой и попросил меня погулять часок-другой… Это была моя первая и последняя любовь». Гениальная актриса считала, что ее личную жизнь испортили несуразная внешность и полная преданность карьере. Когда Раневскую как-то спросили о том, что такое любовь, она ответила: «Я забыла».

5. Отличительной чертой этой необыкновенной женщины было ее чувство юмора. Сборники афоризмов Раневской всегда имели огромную популярность у публики. Ее исключительный ум и веселый нрав до сих пор делают ее одной из самых интересных актрис в истории.
Вот несколько примеров искрометного юмора Фаины Раневской:
Поклонница настойчиво выпрашивает номер телефона актрисы. На что та ей отвечает «Вы с ума сошли? Ну откуда мне знать свой телефон? Я же не звоню сама себе».
Юрий Завадский как-то говорит Раневской: «Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!». На что эта замечательная актриса парировала: «То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!».
У актрисы спросили, знает ли она причину развода одной пары. Раневская ответила: «У них просто были разные вкусы: она любила мужчин, а он любил женщин».


6. Раневскую часто просили написать автобиографию, мемуары. Она всегда отказывалась, объясняя это тем, что не знает как писать о себе: хорошо или плохо, много или мало. Но однажды она сказала очень занимательную вещь: «Если бы я писала о себе книгу, это была бы жалобная книга. И в ней была бы одна строка: Судьба – шлюха».


7. Любимыми словами неподражаемой Фаины Раневской были «г*вно» и «ж*па». Она активно использовала их в любых случаях жизни: в театре, когда давала интервью, в прямом эфире радио.

«Профессию я не выбирала, она во мне таилась»

Малоизвестные факты о жизни и творчестве Фаины Раневской

Философ с цигаркой, скандалистка, страшно одинокая, ранимая и сочувствующая душа… Все это о великой актрисе, необычайно талантливом человеке, остроумной и неповторимой Фаине Раневской.

Не сыграв за свою карьеру ни одной грандиозной роли из мирового классического репертуара, она, тем не менее, вошла в десятку лучших актрис ХХ века. Ее боготворили простые люди и обожали вожди, она одна, по словам современников, могла заменить целую труппу.

Сегодня, 27 августа, в день рождения любимой актрисы, мы подобрали для вас малоизвестные факты о ее жизни и творчестве.

Сложно поверить, но в первом контракте амплуа Раневской было обозначено как «героиня-кокетт» . Если взглянуть на старые фото, то можно обнаружить, что Фаина, действительно, была хороша собой.

В одном из ранних отзывов восторженный критик сравнивал ее со сверкающей колибри. Впрочем, это не мешало Раневской всю жизнь жутко комплексовать по поводу своей внешности. «Можно ли вообразить Офелию с таким носом?!», - восклицала великая актриса.

Мало кто знает, что знаменитая Фаина Раневская , которая всю жизнь едва сводила концы с концами и страшно стыдилась долгов, была дочерью миллионера . Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был одним из самых богатых предпринимателей Таганрога, владел фабрикой, несколькими домами, магазином и пароходом. Именно на нем вся семья, кроме непокорной Фанни, решившей остаться в России и делать карьеру актрисы, уплыла в Турцию, подальше от революционных беспорядков.

Свою первую роль в кино Раневская сыграла только в 38 лет. Ее работу в картине Михаила Ромма «Пышка» высоко оценили отечественные и зарубежные критики.


Всего в фильмографии великой актрисы около тридцати ролей, но главные - можно пересчитать по пальцам одной руки. Актриса от бога запомнилась зрителям по эпизодическим ролям, которые по своей яркости не уступали заглавным, а порою и затмевали их. Чего стоит ее образ в картине «Подкидыш»! Знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!», которую, кстати, придумала сама актриса, стала ее визиткой.


Фаина Раневская была трижды лауреатом Сталинской премии , вождь народов был в восторге от ее игры. Брежнев, вручая орден Ленина, совершенно искренне признался ей в любви. А американский президент Франклин Рузвельт, после просмотра «Мечты», назвал ее блестящей трагической актрисой.

В 60-х старшая сестра Раневской Изабелла, решила вернуться на родину, и прожить последние годы со своей знаменитой сестрой. Ей и в голову не могло прийти, что придется ютиться в двух комнатушках, она-то рассчитывала, что любимица Сталина и Чаплина владеет, как минимум, половиной высотного дома в котором живет!

Однажды Раневская призналась, что когда в 30-х годах выдавали паспорта и не требовали никаких подтверждающих документов, она скостила себе два года . Так, вместо 1895 года рождения, в ее паспорте появился 1897. Всю жизнь она сожалела, что не последовала примеру Любови Орловой, которая «помолодела» таким манером на целый десяток лет.

Однажды Раневская нашла на улице дворнягу с вмерзшими в лед лапами, каким-то чудом врачам удалось спасти несчастную псину. Так в ее жизни появился Мальчик, необычайно преданное существо со скверным характером, разделившее одиночество великой актрисы. Именно собаку, как самое дорогое, она завещала Светлане Ефимовне Майоровой , с которой жила по соседству.

Жизнь этой великой актрисы состоит из множества интересных событий, незаурядных случаев и ярких моментов. Ее биография насыщена колоритными фактами, которые напоминают анекдоты, а афоризмы талантливой самобытной женщины цитируются до сих пор. Эта удивительная личность – Фаина Раневская .

1. Родилась будущая актриса в богатой еврейской семье в Таганроге. Девочка появилась на свет 27 августа 1896 года. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был хозяином фабрики красок, имел во владении пароход «Святой Николай», магазин стройматериалов, несколько домов. Кроме того, он основал приют для пожилых евреев и выполнял обязанности старосты синагоги. Мать, Милка Рафаиловна урожденная Заговайлова, занималась домашним хозяйством и воспитывала пятерых детей.

2. Настоящее имя будущей звезды – Фанни Гиршевна Фельдман. Впоследствии от друзей она получила прозвище Фуфа Великолепная. Интересно, что представлялась Фаиной Георгиевной, хотя по документам была Григорьевной. С присущим ей юмором говорила, что ей приятнее в качестве отчества имя Георгия Победоносца, а не Григория Отрепьева.

3. Поначалу обучалась в женской гимназии, однако учебу там не завершила. Впрочем, домашнее образование она получила приличное, овладев иностранными языками, музыкой, пением.

4. Удивительно, но Фанни была очень стеснительной девочкой. Волнуясь, она начинала заикаться, что помешало ей при сдаче экзаменов в несколько театральных школ. Хотя театр был ее главным увлечением с 14 лет.

5. В 1915 уехала в Москву, где впервые встретилась со знаменитым актером В. Качаловым, который буквально очаровал ее своей игрой, познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, А. Ахматовой.

6. Кстати, и впоследствии с Цветаевой Раневская была в дружеских отношениях, помогала ей. Рассказывали, как однажды, зайдя к поэтессе, которая только что вернулась из эмиграции, с пачкой денег после зарплаты в театре, отдала их Марине Ивановне, а сама продала свое кольцо, для того, чтобы прокормиться. Впоследствии Раневская говорила, что была счастлива, не успев поделить пачку.

7. Так и не получив полноценного театрального образования, работала сначала в провинциальных театрах Подмосковья, Керчи, Феодосии, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда, а затем Москвы. Дольше всего актриса служила в столичном Театре имени Моссовета.

8. Свой псевдоним Фаина, работавшая тогда в подмосковном Малаховском театре, выбрала потому, что чем-то была похожа на чеховскую героиню из «Вишневого сада». Сама же актриса говорила, что она Раневская, ибо всегда что-нибудь роняет, включая деньги.

9. Стеснительность со временем прошла, а вот заикание осталось, но только в быту, а не на сцене. Фаина Георгиевна, имея довольно сложный характер, тяжело сходилась с людьми. В течение жизни она сменила множество театров, но причиной этого был ее яркий талант, которому завидовали многие, и прямолинейность актрисы.

10. Во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ташкенте. Возвратившись в Москву, играла в столичных театрах драмы, имени Пушкина, имени Моссовета. В последнем служила дольше всего, частенько конфликтуя с главным режиссером Ю. Завадским на почве несходства их творческих методов, что отразилось в анекдотах и фольклорных рассказах.

11. В кинематограф актриса пришла в 1934, снявшись в роли госпожи Луазо в еще немом фильме М. Ромма «Пышка». Однако всесоюзная популярность пришла к Раневской после комедии 1939 года «Подкидыш», где она талантливо воплотила образ самоуверенной, имеющей мужа-подкаблучника женщины. Возможно, что и знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которая затем сопровождала артистку всю жизнь и была ею ненавидима, придумала она же. Существует легендарная история, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, награждая талантливую женщину орденом Ленина, не удержался и пошутил, упомянув Мулю. На это Фаина Георгиевна ответила, что к ней так обращаются уличные мальчишки. Генсек смутился, принес извинения и сказал, что высоко ценит ее как актрису.

12. У нее была мечта – сыграть у великого режиссера С. Эйзенштейна. Артистку даже утвердили в 1944 на роль Ефросиньи Старицкой в киноленте «Иван Грозный». Однако, вероятнее всего, из-за «пятого пункта в паспорте» этот образ воплотила С. Бирман, «молдаванка» по документам.

13. Своей лучшей ролью считала Мачеху в фильме-сказке по сценарию Е. Шварца «Золушка». Всего же она снялась в 25 кинокартинах.

14. Актрису приглашали и для озвучивания мультипликационных фильмов. К примеру, ее неподражаемый голос, которым разговаривает «домомучительница» Фрекен Бок, звучит в мультфильме «Карлсон вернулся». Озвучивать этот персонаж артистка не хотела, считая его некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок понравится детям. Так и произошло.

15. Раневская часто гастролировала. Однажды в 1950 в Ленинграде она поселилась в роскошном номере гостиницы «Европейской» с прекрасными видами из окна. Сюда приходили ее ленинградские приятели, на встречах с которыми актриса рассказывала анекдоты, ругала власть. Спустя неделю ей предложили переехать на другой этаж. Естественно, Фаина Георгиевна возмутилась. Администратор вынужден был ответить, что это единственный номер, который оснащен прошивающей аппаратурой. Конечно же, Раневская сразу же переехала, но сильно переживала, размышляя о своей дальнейшей судьбе. К счастью, ничего не произошло.

16. В начале 1960-х служила в театре имени А. С. Пушкина, куда пришел молодой артист В. Высоцкий. Актрисе он стал импонировать буквально сразу. Она оберегала его, как могла. Однажды даже спасла Владимира от увольнения во время его очередного запоя. Раневская смогла убедить руководство оставить его в театре, несмотря на то, что он в течение нескольких недель не был на работе.

17. Актриса жила одиноко, не имея ни мужа, ни детей. Она целиком посвятила свою жизнь творчеству. Правда, в 1960-е в течение четырех лет вместе с ней проживала родная сестра Изабелла. Она приехала из эмиграции после смерти супруга к единственному близкому для нее человеку. В квартире Раневская выделила ей отдельную комнату.

18. Фаина Георгиевна часто садилась на вегетарианскую диету, объясняя это тем, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что оно смотрело, любило, ходило. Однако она, называя себя нормальной психопаткой, никогда не критиковала людей, любящих мясо.

19. В какой-то момент одиночество стало невыносимым, поэтому Раневская довольно долгий период жила у своей приятельницы Павлы Вульф, внука которой считала своим. Однако жить в чужом доме, старея, оказалось тяжело, поэтому она вновь осталась одна.

20. Раневская постоянно нанимала домработниц для ведения домашнего хозяйства, потому что по рассеянности и из-за неумения считать «дурацкие деньги» с бытом справиться не могла.

22. Жила Фаина Георгиевна в квартире высотного дома, расположенного на Котельнической набережной, окна которой выходили во внутренний дворик с выходом из кинотеатра и местом разгрузки хлебных фургонов. Можно представить, как надоедали ей крепкие выражения грузчиков и шум толп зрителей, выходивших из «Иллюзиона». Раневская жаловалась, что живет над хлебом и зрелищем.

23. Любовь к актрисе была поистине всенародной. Ее любили и малыши, и взрослые, узнавая на улице. По воспоминаниям О. Аросевой, однажды, будучи уже пожилой женщиной, Раневская упала. Но и здесь она своим неповторимым голосом, с неподражаемым чувством юмора, лежа на тротуаре, потребовала поднять ее, потому что народные артистки на улице не валяются.

24. Настоящим верным другом для стареющей Раневской стал безродный пес по кличке Мальчик. Эту беспородную собаку с большим животом и лысеющим хвостом актриса подобрала на улице. Животное стало для нее тем существом, которому женщина отдала всю нерастраченную любовь. Мальчик отвечал ей обожанием, всегда радуясь ее приходу домой. Порой актриса приводила пса на репетицию, потому что дома он скулил и плакал. Собака после смерти Фаины Георгиевны прожила шесть лет у приятельницы актрисы, попытавшейся заменить ему хозяйку.

25. Через год после ухода со сцены Раневская умерла. Случилось это в середине лета 1984 в столичной Кунцевской больнице. Диагноз – инфаркт и воспаление легких. Похоронили ее на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Почитатели таланта до сих пор несут на ее могилу букеты живых цветов.

А еще: В 1992 в английской энциклопедии «Кто есть кто» зафиксировано, что Фаина Раневская – одна из 10 наиболее выдающихся мировых актрис.