Икона вертоград заключенный. Икона божией матери «вертоград заключенный» местночтимая

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Вертоград заключенный» молятся за близких умерших, о душевном умиротворении после невзгод.


Эта икона Божией Матери XVII века символизирует собой сад Небесного Иерусалима.


Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Вертоград заключенный»

Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая Богородице, Пренепорочная Владычице, Небесная Царице, Мати Царя вышних сил, Творца небесе и земли, едина радости Ходатаице всему миру, рождшая Господа нашего Иисуса Христа, земным всем Спасителя!

Вопию Ти припадая: приими молебное сие пение благодарственное от недостойнаго раба Твоего и от скверных устен моих, не презри мене, Всегосподованная Царице. Ибо никтоже прететекаяй к Тебе посрамлен бысть, или кто призываяй Тя не услышан от Тебе изыде; яко вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Тебе, и вси противни дуси страхом обдержими трепещут, боящеся имене святаго Твоего, ведуще Тя Матерь Божию. Кто паки надежду возложивый на Тя погибе? Точию отметающиися покланятися образу Твоему написанному, егоже вся силы небесныя чтут, вся же колена земная, христианский род и всяк возраст верных, славословяще покланяемся, Пречистая, благоговейно почитающе. Не имамы бо инаго Бога, разве Сына Твоего, со Отцем присно и Духом Святым, во Единем Божестве, от всея твари славимаго и покланяемаго, и Тебе по Господе Бозе Госпожу Богородицу исповедуем, истиннаго Бога нашего Матерь, и любезно вси почитаем, Госпоже. Милостива убо нам Сына Твоего сотвори, паче же покажи на мне обычное Твое милосердие, можеши бо, елика хощеши: умоли о мне, яко удалихся от Него за безчисленная и скверная беззакония моя, и толико прогневах благосердие Его, и огорчих человеколюбную Его благость и многое милосердие и милость, яко несмь достоин от Него помилован быти, аще не Ты умилостивиши Его о мне, Госпоже Царице и Богомати, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаю, теплей Помощнице и скорей Заступнице, не имам бо иныя разве Тебе к Нему Ходатаицы. Ей, Царице, моя Владычице, Пречистая Госпоже Богородице, несть ми инаго высочайшаго на земли и на небеси, якоже Ты по Господе Бозе моем Иисусе Христе, и на Тя всю мою надежду имам, Пречистая Дево. Темже на Твой пресвятый образ взирая, яко истинную Самую Тя зрю Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадая, покланяюся Тебе с Превечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисус Христом, боголепно почитая, и молебная пения и молитвы принося Ти, ужасаюся, и трепещу за недостоинство мое, и вопию Ти: помилуй мя, Мати Божия, и покажи на мне убозем древния милости Твоя. Якоже иногда древле всесильным Твоим воеводством спасла еси царствующий град Твой от скифскаго воеводы зверообразнаго, лукаваго вепря, предстателя бесов, онаго прегордаго кагана* , и разсвирепеющим морем тьмочисленная воинства потопила еси, вопиющая и нападающая на град Твой; и паки, с небесе одождением горящих камык, тьмы кораблей в мори бреющем развари еси; и ныне, едина Богомати, едина Ты таяжде сущи, яви на мне человеколюбное Твое заступление. Победи невидимыя полки сатанины, душевный мой град распленившия, и царствующую душу мою в нем стрелою беззакония уязвившия, и всего мя мечми любодействия изсекшия, и греховным копием прободшия; ибо еле жива оставиша, и в рове греховнем затвориша мя нечувствия, и окаменение сердечное наложиша ми, яко едва ощущаюся, не могий от порабощения тех свободитися. Но к Тебе Матери Господа моего рыданием слез зову: предстани ми в помощь скоро, да не до конца погибну, исхити мя из руки тех, и извлецы мя из греховнаго рова, возстави паки душевный мой град, и ума владыку в нем воцари, и над всеми чувствы укрепи, неприступна и страшна врагом покажи; да вси уведят, яко Тобою содержимь есмь. Спасающи спаси, Владычице Дево, душу мою, якоже Твой град иногда, на Тя уповающий, спасла еси, на славу и заступление верным, на посрамление же нечестивым, и во веки на безконечное их мучение, на величие же и похвалу от рода в роды правоверному христианскому роду. Темже Твою помощь проповедую велегласно, и онаго Твоего великаго заступления страшное воеводство воспоминая, Тебе Взбранной Воеводе победительная восписую раб Твой, Богородице, и молебное сие акафистово приношу благодарение: приими е, и принеси Твоему Сыну и Богу, и о мне, Царице, с небесными вои и с лики святых всех, Ему предложи. В день же судный не забуди мене, и недостойнаго моего моления, и веры моея, яже к Тебе, и все упование мое возложенное на Тя воспомяни. Утеши оскорбленнаго мене, и телесное облегчи озлобление, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством. Да путь маловременнаго сего жития добре и непреткновенно возмогу прейти, и вечная оная благая получу, и славословлю Твое твердое заступление, яко багословена еси, с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

* Каган - наименование хазарского князя (от хазар).

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.



Слово вертоград в переводе с церковнославянского означает сад. Основой для названия послужили слова из Библии: «Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный


17 в. Около 1670 г.Страна: Россия
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слово вертоград в переводе с церковнославянского означает сад. Основой для названия послужили слова из Библии:
«Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои - сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами».
(Книга Песнь Песней, глава 4, стихи 12-15).
На иконе Богоматерь в царственных одеждах из тяжелой парчи с золотыми цветами с Младенцем на руках изображена стоящей в саду. Два летящих ангела поддерживают корону над Ее головой. Это "коронование" свидетельствует о заимствовании с западных образцов. Сад представлен четырехугольным, огороженным невысокой золотой балюстрадой и насаженным регулярными рядами трав и цветов, в основном - тюльпанами и гвоздиками. Эти же цветы стоят в вазах по углам ограды и у водоема.

В показе рая передается не столько впечатление художника от реально существовавших на Руси царских и боярских регулярных садов того времени, сколько представление о благоустроенности, ухоженности и упорядоченности райского сада, отгороженного на иконе от "дикого" холмистого пейзажа. Строго регулярная планировка райского сада являлась одним из многочисленных свойств, приписываемых раю, и особо подчеркивалась, например, в видении блаженного Андрея Юродивого (Четьи Минеи, 2 октября), где говорится:
"Прекрасные эти сады стояли там рядами, как стоит полк против полка".
Интересно, что изображенный сад не замкнут оградой - балюстрада имеет всего три стеночки, на первом же плане функцию преграды выполняет изображенный водоем, пруд, который отделяет сад от зрителя. Возможно, здесь нашло отражение одно из многочисленных средневековых представлений, по которым рай отделяется от всего остального мира рекою, неким водным пространством, которое сложно преодолеть.

В то же время Богоматерь стоит на полукруглом выступе как бы над прудом, она приближена к нижнему краю иконы, к предстоящим. Этот выступ ассоциируется с таким же по форме выступом солеи в храме, точно так же как небольшие прямоугольные площадки по сторонам от центра соотносятся со ступеньками, ведущими в боковые двери алтаря.

Богоматерь, стоящая словно на солее перед алтарем, представлена здесь как дверь царских врат, ведущая в святая святых храма, дверь в рай. В то же время Она являет собою и образ всей Церкви - Невесты Христовой, Царицы с Царственным Младенцем на руках, Который изображен с державой.
В связи с этим звучит и тема страстей Христовых, ибо Царь славы во время литургии невидимо проходит через главные врата иконостаса (которые поэтому и получили название царских) при перенесении святых даров из жертвенника на престол.
Богоматерь словно предчувствует жертвенную смерть Спасителя - в правой руке у Нее красная гвоздика, символ крестных мук Господа. Иконописец создал утонченный и настолько лиричный образ Пресвятой Девы, насколько это было возможно в рамках православной иконы.
Как уже было сказано, водоем изображен на иконе не случайно. В самом тексте Песни песней говорится о наличии в заключенном саду колодца (Песн. 4: 15). Источник, родник, фонтан почти обязательно присутствует во многих западноевропейских образах "hortus conclusus", в частности на рассмотренной миниатюре 1517 г. Помимо этого, изображение водоема, реки связано на иконе с Богородичной символикой, ибо Богородица является источником вечной жизни для всего человечества.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Вертоград заключенный» молятся за близких умерших, о душевном умиротворении после невзгод.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый,
имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Вертоград заключенный» молятся за близких умерших, о душевном умиротворении после невзгод.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Вертоград заключенный»

Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая Богородице, Пренепорочная Владычице, Небесная Царице, Мати Царя вышних сил, Творца небесе и земли, едина радости Ходатаице всему миру, рождшая Господа нашего Иисуса Христа, земным всем Спасителя! Вопию Ти припадая: приими молебное сие пение благодарственное от недостойнаго раба Твоего и от скверных устен моих, не презри мене, Всегосподованная Царице. Ибо никтоже прететекаяй к Тебе посрамлен бысть, или кто призываяй Тя не услышан от Тебе изыде; яко вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Тебе, и вси противни дуси страхом обдержими трепещут, боящеся имене святаго Твоего, ведуще Тя Матерь Божию. Кто паки надежду возложивый на Тя погибе? Точию отметающиися покланятися образу Твоему написанному, егоже вся силы небесныя чтут, вся же колена земная, христианский род и всяк возраст верных, славословяще покланяемся, Пречистая, благоговейно почитающе. Не имамы бо инаго Бога, разве Сына Твоего, со Отцем присно и Духом Святым, во Единем Божестве, от всея твари славимаго и покланяемаго, и Тебе по Господе Бозе Госпожу Богородицу исповедуем, истиннаго Бога нашего Матерь, и любезно вси почитаем, Госпоже. Милостива убо нам Сына Твоего сотвори, паче же покажи на мне обычное Твое милосердие, можеши бо, елика хощеши: умоли о мне, яко удалихся от Него за безчисленная и скверная беззакония моя, и толико прогневах благосердие Его, и огорчих человеколюбную Его благость и многое милосердие и милость, яко несмь достоин от Него помилован быти, аще не Ты умилостивиши Его о мне, Госпоже Царице и Богомати, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаю, теплей Помощнице и скорей Заступнице, не имам бо иныя разве Тебе к Нему Ходатаицы. Ей, Царице, моя Владычице, Пречистая Госпоже Богородице, несть ми инаго высочайшаго на земли и на небеси, якоже Ты по Господе Бозе моем Иисусе Христе, и на Тя всю мою надежду имам, Пречистая Дево. Темже на Твой пресвятый образ взирая, яко истинную Самую Тя зрю Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадая, покланяюся Тебе с Превечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисус Христом, боголепно почитая, и молебная пения и молитвы принося Ти, ужасаюся, и трепещу за недостоинство мое, и вопию Ти: помилуй мя, Мати Божия, и покажи на мне убозем древния милости Твоя. Якоже иногда древле всесильным Твоим воеводством спасла еси царствующий град Твой от скифскаго воеводы зверообразнаго, лукаваго вепря, предстателя бесов, онаго прегордаго кагана*, и разсвирепеющим морем тьмочисленная воинства потопила еси, вопиющая и нападающая на град Твой; и паки, с небесе одождением горящих камык, тьмы кораблей в мори бреющем развари еси; и ныне, едина Богомати, едина Ты таяжде сущи, яви на мне человеколюбное Твое заступление. Победи невидимыя полки сатанины, душевный мой град распленившия, и царствующую душу мою в нем стрелою беззакония уязвившия, и всего мя мечми любодействия изсекшия, и греховным копием прободшия; ибо еле жива оставиша, и в рове греховнем затвориша мя нечувствия, и окаменение сердечное наложиша ми, яко едва ощущаюся, не могий от порабощения тех свободитися. Но к Тебе Матери Господа моего рыданием слез зову: предстани ми в помощь скоро, да не до конца погибну, исхити мя из руки тех, и извлецы мя из греховнаго рова, возстави паки душевный мой град, и ума владыку в нем воцари, и над всеми чувствы укрепи, неприступна и страшна врагом покажи; да вси уведят, яко Тобою содержимь есмь. Спасающи спаси, Владычице Дево, душу мою, якоже Твой град иногда, на Тя уповающий, спасла еси, на славу и заступление верным, на посрамление же нечестивым, и во веки на безконечное их мучение, на величие же и похвалу от рода в роды правоверному христианскому роду. Темже Твою помощь проповедую велегласно, и онаго Твоего великаго заступления страшное воеводство воспоминая, Тебе Взбранной Воеводе победительная восписую раб Твой, Богородице, и молебное сие акафистово приношу благодарение: приими е, и принеси Твоему Сыну и Богу, и о мне, Царице, с небесными вои и с лики святых всех, Ему предложи. В день же судный не забуди мене, и недостойнаго моего моления, и веры моея, яже к Тебе, и все упование мое возложенное на Тя воспомяни. Утеши оскорбленнаго мене, и телесное облегчи озлобление, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством. Да путь маловременнаго сего жития добре и непреткновенно возмогу прейти, и вечная оная благая получу, и славословлю Твое твердое заступление, яко багословена еси, с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

* каган - наименование хазарского князя (от хазар).

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ

миниатюрная икона Божией Матери (33´ 29 см), 60-70-е гг. XVII в. (ГТГ). Надпись на нижнем поле сообщает, что икона была создана жалованным иконописцем Оружейной палаты Никитой Ивановым Павловцем; заказчик неизвестен; в ГТГ поступила из собрания московского мецената, худож. и коллекционера кн. С. А. Щербатова. На иконе изображен сад 4-угольной формы с травами и цветами. Золотая изгородь с серебряными точеными балясинами украшена золотыми вазами с тюльпанами и гвоздиками, такие же вазы с цветами - в саду, около водоема. В водоем выступает полукруглая площадка (напоминающая амвон), на к-рой стоит Пресв. Богородица в царском одеянии, 2 ангела венчают Ее короной. На руках Она держит Предвечного Младенца, тоже в царском одеянии и в короне.

Икона Божией Матери "Вертоград заключенный". Ок. 1670 г. Мастер Никита Павловец (ГТГ)


Икона Божией Матери "Вертоград заключенный". Ок. 1670 г. Мастер Никита Павловец (ГТГ)Название иконы восходит к тексту, описывающему рай, из Книги Песнь Песней Соломона: « (запертый сад), (рассадники) (сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами), (аир и корица) [потоки] » (Песн 4. 12-15). По толкованиям отцов Церкви, Книга Песнь Песней представляет брак и единение между Христом и Церковью (см.: Фаст. С. 54-63). На непорочное зачатие и девственное рождение указано через образ Девы-Матери «как Вертограда заключенного, Источника запечатленна», только Садовник-Христос входит в Него и исходит, не отворяя дверей девства Ее. Она - заключенный Колодезь и Источник запечатленный, ибо от Нее, не нарушая печати девства, источается миру Живая вода, рождается Христос, наполняющий всех жаждущих истины, любви и Духа (Там же. С. 538). Так воспевается это во св. Церкви: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос» (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии).

В средневек. символике «В. з.» имеет 2 связанных друг с другом значения: Пресв. Богородица (девство, непорочность) и рай (безгреховное состояние человечества). В образах райского сада, встречающихся в гимнографии, часто говорится о саде «огражденном», поскольку ограда ассоциировалась со спасением, изолированностью от греха. Изображение Богоматери, символизирующей рай, известно в композиции «Страшный Суд» в визант. искусстве с XI в. как в миниатюрах рукописей, так и в храмовых росписях. На иконе «Страшный Суд» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI-XII вв.) рай изображен в виде белого прямоугольника с растительным орнаментом, в верхней части композиции представлена Богоматерь на троне, по сторонам к-рого 2 архангела. Позже изображение Богоматери стали помещать в белом круге с растительным орнаментом. Со 2-й пол. XV в. известна композиция «О Тебе радуется», иллюстрирующая задостойник литургии свт. Василия Великого. Богородица, «раю словесный», изображена сидящей на престоле с Младенцем в окружении ангельских сил на фоне белого круга с Церковью и растительным орнаментом.

В живописи 2-й пол. XVII в., так же как и в лит-ре, преобладал жанр панегирика, в к-ром особое значение придавалось красочным эпитетам. Образ сада (вертограда) постоянен в хвалебных жанрах и в гимнографии в применении к Богоматери и святым. С темой брака Христа, царя Вселенной, и Церкви, олицетворением к-рой является Богородица, связаны Ее царские одежды и мотив венчания короной. В иконе нашла отражение и тема искупительной Жертвы Христа. Крупный растительный орнамент, украшающий царские одежды Пресв. Богородицы, образует подобие лозы, к-рая, оплетая фигуру, делает ее частью этого сада. Сравнение Богоматери с лозой, взрастившей виноградную гроздь,- один из самых распространенных образов церковной поэзии, равно как и сравнение Ее с райским садом: «Богородице, Ты еси лоза истинная, возрастившая нам плод живота...» (Богородичен 3-го часа); «Таин еси Богородице рай, невозделанно возрастивший Христа, Им же крестное живоносное на земли насадися древо: тем ныне возносиму, поклоняшеся Ему, Тя величаем» (ирмос 9-й песни канона на Воздвижение Креста св. Космы Маюмского). По структуре сад соотносим с Древом Жизни - Животворящим Крестом, а Богородица выступает здесь в образе не только Церкви-Рая, но и новой Евы, к-рая принесла миру плод искупления за грехи прародителей. Несмотря на условность композиции, мастер привнес в нее множество реалистических деталей, иллюстрирующих сложный поэтический текст. Впечатления от существовавших в то время многочисленных дворцовых и боярских садов переданы на иконе в изображении регулярного сада.

Лит.: Забелин И. Московские сады в XVII в. // Опыты изучения рус. древностей и истории. М., 1873. Ч. 2. С. 266-321; Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1933. Т. 4. Ч. 2. С. 297; Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII - нач. XIX в. М., 1953. С. 16. Табл. 1; Древнерус. живопись в собр. ГТГ. М., 1958. Табл. 65; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 391; Лихачев Д. С. Поэзия садов. Л., 1982; Кудрявцев М. П. Москва - третий Рим. М., 1994. С. 266-321; «С нами Бог»: Тайна Боговоплощения в иконе XIII-XVII вв.: Кн.-календарь 2000 г. Bergamo, 1999. С. 18. Табл. 17; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999. С. 62-63; Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 106-120; Фаст Г., прот. Толкование на Книгу Песнь песней Соломона. Красноярск, 2000; Иконы Строгановских вотчин, XVI-XVII вв. М., 2003. С. 96-97, 322-331.

Е. Н. Тарасова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова вертоград

вертоград в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

вертоград (истор.; церковнославянское сад")

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

вертоград

м. церк. сад, особ. плодовый; виноградник; вертоградный, садовый; вертоградарь м. садовник.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

вертоград

вертограда, м. (церк.-книжн. устар.). Сад, виноградник. Посмотри в свой вертоград: в нем нарцисс уж распустился. А. Майков.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Википедия

Вертоград

  • Вертоград наук - учёное учреждение.
В живописи
  • « Вертоград заключенный » (1670-е) - икона Богородицы работы Никиты Павловца, ныне в Государственной Третьяковской галерее.
В литературе
  • « Вертоград многоцветный » (1676-1680) - поэтический сборник Симеона Полоцкого.
  • Вертоград Прохладный (конец XVII века) - знахарская книга в рукописи; лечебник, переведенный Симеоном Половцевым с польского для царевны Софии. Полное название: «Книга глаголемая Вертоград Прохладный, избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах ко здравию человекам пристоящих».
  • «Вертоград моей сестры» (1825) - стихотворение А. С. Пушкина, адаптация перевода библейской « Песни песней » царя Соломона (-16)
  • «Вертоград» (1909) - стихотворение Константина Бальмонта из сборника «Зелёный Вертоград».

Примеры употребления слова вертоград в литературе.

Мне всегда говорили, что в Нидерландах ты наслушался анабаптистских проповедников - этих вепрей, разрывающих вертоград , но священника, который достаточно хорош для меня и моего дома, должны уважать все, кто мне служит.

Он возделывал малотоварный фруктовый участок в десятичную долю гектара, крошечный вертоград , запеченный в каменно-виноградном пироге Аштарака, и был исключен, как лишний едок, из колхоза.

Но если оно и так, я - то про себя думаю, что он с чертом не знается, потому как не мог бы он тогда выслобонить мистера Клинкера, а он его выслобонил и не посмотрел на каменные стены, жилезные засовы и двойные замки, а у старого беса нет пущего врага, чем мистер Клинкер, который есть приусердный работник в вертограде господнем.

Неизвестно, заглядывал ли Карпов в собор Светицховели, но он был не только петербургским журналистом, сомнительной столичной штучкой, прихлебателем на пиру небожителей, но и загадочным, многослойным, непрозрачным, со всякой всячиной русским человеком, он не удивился, не отпрянул, принял вопрос как должное, хотя, может, и не с того конца, и заерничал в ответ витиевато: - Смиренным и кротким духом открывает Иисус благость очей своих и сладостный вертоград божественного милосердия.

Ни в уме было, ни в разуме, гадать бы, не разгадать, чтобы моего питомца, того, который был некогда золотою маковкою царевнина терема, зеницу ока ее, от кого надрывались завистию боярские дети, стольники, сам Петр, кому готовил я передать ключи выговского вертограда .

Но ты, строчащий, чтобы зачеркнуть, Знай: Петр и Павел, вертоград спасая, Тобой губимый, умерли, но суть.

В краю прекрасном этом насадил Господь стократ прекрасный вертоград И почве плодородной повелел Деревья дивные произрастить, Что могут обонянье, зренье, вкус Особо усладить.

Нино, воистину великое украшение Церкве православныя и изрядное похвало народу Иверийскому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращая его в плод мног.

Владимир, разоритель вертограда божьего, сей волк, похищающий лучших овец нашего стада, сильно теснил в Херсонесе стратига Стефана.

Одна из наших легких хеландий побывала у самого берега, и корабельщики видели там множество русских воинов, разорителей вертограда божьего.

Или, формулируя тот же вопрос иначе: что еще нужно сделать исторически образованному человеку, фанатику процесса, плывущему в потоке становления и уже захлебнувшемуся в нем, чтобы собрать жатву отвращения, этот драгоценнейший плод вертограда Господня?

Аббат, как будто забываясь, - се подобствует граду без воев, кремлю без стратигов, яству без приправ, трапезной без яств, без трав вертограду , лугу без соцветий, дереву без листвия.

Но приходил разделить мое одиночество Димитрий Ангел, стихотворец и строитель церквей, поверял свои величественные планы, показывал чертежи прекрасных белых и розовых зданий, которые ему хотелось осуществить в камне, или читал мне свои стихи о розе, распустившейся утром в росистом вертограде , о мимолетном беге оленя, о деловитом скрипе повозок на деревенской дороге, о запахе свежеиспеченного хлеба, о терпком вкусе вина, о смехе загорелых женщин - и я готов был благодарить небо, что мне дана возможность вкусить от радостей и страданий жизни.

Ибо чего, в сущности, требует от работников в вертограде Господнем этот обращенный к ним лукавый призыв?

Увы, в этой антипритче о вертограде он выступает не столько как творец, сколько как его насильник.