Политические риски предприятия: как принять превентивные меры. Управление рисками:мировой опыт применяется в России (А Стрекалев)

В настоящее время такое словосочетание как "политический риск" встречается во всех СМИ, если публикация посвящена проблемам коммерческой деятельности. Сейчас каждый инвестор, размещающий капитал, имеет опыт работы на рынках, навыки взаимодействия с другими компаниями, а также знаком с прецедентами, которые случались с другими инвесторами. Например, после известного разбирательства с компанией "Юкос" предприниматели считают политический риск возросшим неоднократно.

Исследований на эту тему не слишком много, поскольку аналитики довольно редко затрагивают эту область. А недостаток информации влияет, к сожалению, на принимаемые инвестиционные решения. Поэтому и необходимо изучать проблему политического риска, создавать методики оценки и отбора, вырабатывать способы учета и инструменты для снижения рисков, когда организуется коммерческая деятельность.

Понятие интересов

Ключевое понятие, необходимое для того, чтобы рассмотреть феномен политического риска со всех сторон, - это понятие интересов. Субъект начинает действовать только после того, как осознает наличие тех или иных собственных интересов. Начинается этот процесс после принятия решений, которым предшествует анализ ситуации и выбор способов действия.

Политические и экономические риски просчитываются как раз на этом этапе. В чем же они заключаются? Нацеливаясь на удовлетворение интересов, при реализации собственных решений можно столкнуться с некоторыми препятствиями, которые вполне часто эту реализацию делают невозможной, а с вероятностью положительного исхода - практически нулевой. Именно в этих препятствиях и находятся источники политических и экономических рисков.

Характер их связан с продвижением интересов предпринимателя, факторов, которые влияют на деятельность в целом. Факторы политического риска субъекта определяются характером его интересов. То есть если у предпринимателя существуют политические интересы, то и риск, соответственно, тоже будет присутствовать. Круг интересов может быть в разной степени широким или узким, это никак не определяет присутствие или отсутствие факторов политического риска.

Понятие интересов традиционно отождествляется с политической составляющей инвестиционных рисков. Любая деятельность коммерческих структур может быть напрямую связана с последствиями политических рисков. Хотя компания, осуществляющая деятельность, - не единственный субъект, который рискует. Есть примеры, когда коммерческая деятельность приводит к угрозе отставки целых правительств. К политическим рискам относятся многие связанные с компанией субъекты - отдельные политики, партии, политические институты.

Анализ и прогноз

Политические риски примеры дают самые богатые, когда рассматриваются действия политических субъектов в контексте прогнозирования действий того или иного фактора, поскольку государственно-правовые факторы в своем поведении руководствуются не только формальными задачами, но и обеспечением политического будущего для своей компании. А в этих случаях всегда есть угроза качеству политической жизни конкретного субъекта.

Другие классификации факторов риска

В зависимости от интересов инвестора, его целей и характеристики деятельности определяется значимость тех или иных политических рисков. Многие интересуются только фоновыми факторами или регионального. Сюда можно отнести банки. Средний региональный бизнес выше ставит профильные показатели, потому что его деятельность сильно зависит от региональных властей и их конкретных решений. Помимо разделения факторов риска на профильные и фоновые, есть и другие классификации.

На Западе политические риски делятся на микро- и макрориски, экстра-легальные и легально-правительственные. В России для анализа рисков инвестиционного проекта лучше пользоваться базовой классификацией, которая основывается на критериях политической среды, объекта воздействия и происхождения компании. Выбор классификации, впрочем, более всего зависит от самого исследования и задач, им поставленных.

В России применяется следующая классификация рисков инвестиционных проектов. По объекту воздействия различают макро- и отраслевой микрориск, а также индивидуальный. По происхождению - риски для российских компаний и иностранных. По структуре среды - риск региональный и федеральный.

По инвестору - прежде всего, политические риски стран. Ведь от выбора государства зависит и риск, которому любой инвестор подвергается в первую очередь. Характерной особенностью политического риска в РФ является обозначение двух уровней, где он может возникнуть. Это уровни региональный и федеральный. Регионы страны сильно отличаются по уровню политических рисков.

В регионах

Сегодня уже не пользуются устаревшей трактовкой понятия "регион", потому что он является не только административной территориальной единицей с едиными природными, социально-экономическими, национальными и культурными условиями. Нужно рассматривать регион как район инвестиционной деятельности и приложением для капитала.

Российские и западные компании все чаще обращают внимание на изобилие новых вариантов расширения производства с использованием местных ресурсов той или иной области, края, республики. Последствием такого внимания инвесторов явилось образование нового понятия - инвестиционная привлекательность. В России очень своеобразная организация политического пространства, где отсутствует единое политическое, правовое и экономическое поле, а также не действуют общепринятые правила игры.

Даже сегодня значительно различаются зконодательная и правовая базы в регионах, и эти отличия многочисленны и разнообразны. Любая территория - это отдельная социальная, правовая, экономическая и политическая среда. Именно поэтому и инвестиционную привлекательность каждый регион имеет собственную, в прямой зависимости от инвестиционного климата и эффективности вложений.

Примеры

Региональная среда в России характеризуется особым социальным климатом, склонным к резким колебаниям, в результате которых вероятность форс-мажора возрастает, и тогда деятельности инвестора грозят негативные последствия. Здесь и риск трудовых конфликтов на фоне социальной напряженности, и демографический ресурс, и не слишком высокий уровень рыночности и открытости политической культуры, да и сама ментальность - все виды политических рисков в регионах присутствуют.

Регионы отличает и то, что на этом поле прекрасно сформировались местные политические интересы, и борьба будет вестись в абсолютно всех областях экономики, поскольку за обладание ресурсами (административными тоже) идет постоянная борьба разнообразных финансовых структур - с разной степенью конфликта.

Например, канадская компания Kinross Gold потерпела фиаско и свернула деятельность в Магадане и области, поскольку аукцион ею был проигран, и месторождение на сопке Кварцевой досталось А. Басанскому, местному предпринимателю, которого поддерживали местные власти. На распутье оказалась и японская Toyota в поисках региона, чтобы разместить капитал: ни Нижегородская, ни Московская область, ни Санкт-Петербург свободную от политических рисков территорию предоставить не смогли.

Репутации

Некоторые регионы могут послужить примерами в создании благоприятной инвестиционной обстановки, там проводится политика привлечения инвесторов. Это прежде всего Новгородская область. В Московской области тоже эти условия лучше, чем даже в Москве, но, тем не менее, далеко не всем инвесторам хватило их объема.

Здесь множество иностранных предприятий только пищевой промышленности. На территории Московской области расположились многие гипермаркеты иностранного происхождения, а также заводы Ehrmann, Campina, Danone, Mars. Хорошая репутация и у Липецка, его считают даже образцовым для российско-итальянских инвесторов. В Санкт-Петербурге благоприятный географический фактор, на топливный рынок пришли итальянская Enel, финская Fortum.

Взаимоотношения капитала и политической региональной среды зависят от потенциала и самой коммерческой структуры, ее ресурсной базы. Особо крупные промышленники из-за рубежа очень часто имеют возможность лоббировать собственные интересы даже на федеральном уровне, причем не подстраиваясь под среду, а меняя ее.

Имидж региона

Корякский автономный округ целиком и полностью поддался деятельности российской компании "Ренова", поскольку у нее есть возможность управлять собственными активами в металлургии, химической, горнодобывающей, строительной отраслях, в энергетике, на транспорте, в телекоммуникациях, ЖКХ и в высокотехнологичном машиностроении, в медицине и финансах не только округа, но и в России, и за рубежом. Успешность компании в регионе во многом определяет социальная обстановка.

Инвестиционная привлекательность все более зависит от имиджа, который приобрел регион. Имидж - это своего рода тоже ресурс, если создана конгруэнтность имиджа региона и компании (сочетаемость их). Если есть высокая конгруэнтность, то ниже меньше трудовых конфликтов. Например, компанию Knauf буквально выгнали из региона, потому что деятельностью ее было возмущено население. Даже местные казаки выступали очень громко. Очень влияет на имидж региона уровень коррупции, конфликтности на общем поле экономических интересов и многое другое.

Страхование политических рисков

В зонах рискованных инвестиций, где оценка экономических и политических условий неблагоприятна (Россия часто тоже фигурирует в этих списках), применимость страхования проблематична, поскольку вероятность наступления страхового случая велика. А это связано с опустошительным, катастрофическим ущербом.

Например, изменение политического режима, конвертируемости внутренней валюты, условий вывоза прибылей - риски непредсказуемые. Обычно это события непреодолимой силы, которые не зависят от сторон сделки. Но именно они и наносят самый большой имущественный ущерб. Обычный договор страхования обозначает такую ситуацию форс-мажором, оговаривая заранее, что данный перечень рисков не повлечет за собой компенсацию причиненного ущерба.

Но бывает форма договора, заключающегося на специальных условиях, где в страхование входят и случаи некоммерческих, то есть политических рисков. Это социальные беспорядки, гражданские волнения, военные действия, экспроприация, национализация или конфискация собственности инвестора из-за рубежа. Имущественные интересы иностранных инвесторов осуществляются специальными государственными агентствами, частными компаниями или международными организациями.

Обработка информации

Оценивать при анализе политических рисков нужно следующие факторы:

1. Характер политического режима в регионе: бюрократизацию, влияние на административные решения личностных факторов, коррумпированность, изолированность от общества властей в регионе, демократичность, преемственность власти, взаимосвязь политической и экономической жизни, гибкость институтов.

2. Политическую культуру: степень сформированности гражданского общества, вовлеченность в политические процессы, открытость и рыночность, религиозную, этнолингвистическую, классовую или племенную гетерогенность.

3. Социальные условия: степень социальной защищенности, фрустрацию населения, интенсивность и вектор социальных реформ, эмиграцию и иммиграцию.

4. Политическую и правовую обстановку: активность общества, легитимность власти, инвестиционную законодательную базу, уровень конфликтности и политических интересов, интенсивность и характер административных реформ, криминогенность обстановки, оппозицию, подверженность террористическим действиям.

Политическая среда международного бизнеса

Структура правового анализа

Круг вопросов международного частного права является предметом изучения са­мостоятельной учебной дисциплины по специализации «Международный менед­жмент».

Знания в этой области необходимы при решении различных практических вопро­сов внешнеэкономической деятельности, а также в деятельности иностранных орга­низаций, фирм и отдельных физических лиц на территории России. Исходя из изло­женного выше, можно предложить следующую структуру правового анализа.

1. Общая оценка согласованности системы права в стране с основными поло­жениями международного права.

2. Регулирование экспортно-импортных операций, интересующих фирму (включая вопросы международных перевозок).

3. Регулирование выезда/въезда частных лиц.

4. Защищенность собственности и прав личности.

5. Регулирование перемещения капитала, экспорта прибыли, иных финансо­вых операций через границу.

6. Оценка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.

7. Регулирование создания и трансформации бизнеса.

8. Регулирование трудовых отношений.

9. Регулирование цен.

10. Элементы антимонопольного законодательства, которые могут задевать интересы фирмы.

11. Подробно: вопросы налогообложения фирм и частных лиц (желательно с комментариями юриста-международника и специалиста по международно­му аудиту).

12. Общая оценка стабильности правовой системы страны (желателен и веро­ятный прогноз опасностей с этой стороны).

Политические силы – связаны с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями. Международный рынок находится под влиянием внутренней и внешней политики государств-участников. Политическая и социальная напряженность в отношениях могут осложнять процессы закупки, производства, доставки, дистрибуции, продвижения и сбыта, или вообще делать их невозможными. Нередко экономические санкции применяются в качестве политических рычагов давления на те или иные государства. Стабильность политической ситуации отчасти гарантирует экономическую и финансовую стабильность.

Анализ политической среды заключается в следующем:

Понимании различий в политических системах;

Определение политических рисков;

Идентификация стратегии компании с политическими рисками;

Определение природы взаимодействия правительства с бизнесом.

В энциклопедическом словаре "Экономика и страхование" под редакцией С. Ефимова политический риск рассматривается как "опасности, возникающие для объекта страхования в результате действия государственных органов или организованных групп лиц, действующих по политическим мотивам". Политический риск может включать в себя войну (объявленную или необъявленную), революцию, гражданские волнения, национализацию, экспроприацию, конфискацию, мораторий.



Глоссарий проекта "Эксперт РА" - "Управление рисками в России" - связывает политический риск с нестабильностью внутриполитической обстановки, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства.

Под политическим риском понимается вероятность нежелательных последствий политических решений правительства принимающей стороны для иностранного бизнеса. Возможные нежелательные последствия политических мер государства, принимающей стороны. Типы государственного вмешательства можно ранжировать по возрастанию порядка силы воздействия на бизнес от не дискриминационного вмешательства через дискриминационное и дискриминационные санкции до лишения владения (см. табл. 2.1.)

Таблица 2.1

Типы государственного вмешательства

Не дискриминационное вмешательство Дискриминационное вмешательство Дискриминационные санкции Лишение владения
Возможные последствия для предприятия
Потери в гибкости перевода прибыли Потеря операционной прибыли Потеря имущества Потеря всех возможностей
1. Требование назначения на руководящие посты. национальных подданных. 2. Переговоры о трансфертных ценах в целях содействия налоговым поступлениям в своей стране. 3. Требование к экспортным отраслям, чтобы они осуществляли продажи на внутреннем рынке по ценам на пороге рентабельности чтобы: - субсидировать местное потребление; - содействовать местному инвестированию. 4. Требование осуществлять инвестирование в создание социальных и экономических инфраструктур. 5. Требование использовать несколько процентов элементов местного производства в составе импортируемых комплектующих изделий. 6. Временное оставление неконвертируемой валюты принимающей страны. 1. Разрешаются такие совместные предприятия, в которых иностранная фирма владеет меньшей долей. 2. Взимание специальных налогов или значительных платежей за коммунальные услуги. 3. Применение различных юридических затруднений (придирок). 4. Содействие бойкоту товаров или персонала иностранного предприятия. 1. Скрытая экспроприация (например, обязательное и точно установленное реинвестирование прибыли). 2. Взимание налогов или платежей предназначенных воспрепятствовать реализации прибыли. 3. Требование солидного возмещения за прошлые нарушения закона. 1. Экспроприация (лишение собственности безвозмездно или оплачивается одним классом у другого). 2. Национализация (переход собственности государству, может быть также компенсировано). 3. Социализация (всеобщая национализация). 4. Конфискация (изъятие безвозмездно в казну).

Рассмотрев основные подходы к определению политического риска, дающие представление о предмете исследования, можно перейти к описанию методик оценки данного феномена.

МЕТОДЫ И ПРИКЛАДНЫЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

Подходы к оценке политического риска прошли путь от неструктурированных качественных методов, преобладавших до 70-х годов XX в., до формализованных структурированных качественно-количественных моделей, применяющихся в настоящее время. На сегодняшний момент существует более десятка моделей расчета и рейтингования политических рисков, используемых многочисленными экспертными агентствами и консалтинговыми фирмами США и Европы, такими, как: Frost & Sullivan (the World Political Risk Forecast), Business International and Data Resources Inc. (Policon), BERI (Business Environment Risk Index) и т. д.

Главная проблема отечественной практики оценки политических рисков заключается в том, что в России до недавнего времени не велось никаких разработок методик анализа и оценки политических рисков, несмотря на актуальность данной темы, в то время как на Западе политические риски изучаются с 50-х годов XX в.

Прежде чем начать рассматривать существующие методики, представляется целесообразным разбить их на группы. На основе методического подхода к оценке их можно условно разделить на три группы: качественные, количественные и комбинированные. Некоторые исследователи именуют качественные методики субъективными, а количественные - объективными. Они исходят из различия используемой информации в анализе политических рисков. Это могут быть либо субъективные экспертные оценки, либо первичные объективные данные, соответственно. Такое дихотомическое деление проистекает из субъективно-объективной типологизации базового для теории политических рисков понятия - вероятности.

Таким образом, сводя все многообразие оценочных методов и методик исследования политического риска к трем группам, можно утверждать о наличии трех аналогичных подходов к анализу данного феномена. Приведем примеры наиболее известных моделей, соответствующих каждому из подходов.

Классический качественный подход реализуется в форме традиционного доклада, обычно об одной стране (регионе, отрасли). В основе методик этого типа, ориентированных на анализ качественных факторов, лежат заключения экспертов. Применение таких методов имеет смысл только при условии привлечения очень опытной группы экспертов, хорошо знающих ситуацию в оцениваемой стране или регионе, или отрасли. Следует отметить, что этот подход не предполагает полного отсутствия каких-либо количественных значений. Многие центры качественной оценки риска используют количественные индексы, аналогичные тем, что применяются центрами количественной оценки. Разница заключается в методологии, используемой для проведения оценки.

Методологической базой большинства качественных моделей является метод обобщенных экспертных оценок Дельфи (Delphi), представляющий собой итеративную процедуру анкетного опроса. Применение метода Дельфи благодаря особой процедуре опроса специалистов и статистического анализа полученных результатов позволяет избежать погрешностей индивидуальной экспертизы, а также многих недостатков традиционной групповой экспертизы. Достоинство метода Дельфи заключается в использовании обратной связи в ходе опроса, что повышает объективность и надежность экспертных оценок уровня риска.

Классическими примерами качественного подхода являются метод "старых знакомств" (old-hands) и метод "больших туров" (grand tours) , широко применявшиеся в 70-е годы XX в.

Оценки политического риска по методу "старых знакомств" представляют собой отчеты, составленные специалистами, которые обладают знаниями об определенной стране и поддерживают контакты с влиятельными и хорошо информированными лицами в этой стране - политиками, дипломатами, учеными, бизнесменами, журналистами. Основной недостаток этого метода – его крайний субъективизм, а также тот факт, что источником информации являются оценки и мнения сторонних экспертов (это заключает в себе вероятность наличия определенных интересов у экспертов, а следовательно, необъективность предоставляемой ими информации).

Метод "больших туров" ("инспекционных поездок") предполагает посещение исследуемой страны группой экспертов и налаживание там контактов с местными лидерами, правительственными чиновниками и бизнесменами. Как и в первом случае, практика позывает, что отрицательная сторона этого метода – это, с одной стороны, приукрашивание реальной ситуации и собираемой информации, а также излишне оптимистичный прогноз, с другой стороны – наличие либо идеологических, либо личностных пристрастий.

Исследователь политических рисков Дж. Саймон характеризует этот подход как "спорадический, основанный на селективном, неконтролируемом восприятии или идеологических и личностных пристрастиях".

Наиболее известной моделью качественного подхода оценки политического риска, использующей метод Дельфи, является BERI . BERI index Business Environment Risk Information Index информационный индекс делового риска ("БЕРИ" индекс): показатель "странового" или суверенного риска; "суверенный" ("страновой") риск: риск того, что иностранное правительство откажется обслуживать или погашать долг, выполнять другие обязательства в результате изменения национальной политики; риск, связанный с финансовым положением целого государства, с возможностью прекращения всеми или большинством экономических агентов (включая правительство) внешних платежей; для контроля за "суверенным" риском банки устанавливают лимиты кредитования.

В результате выводятся два индекса. Первый: индекс политических рисков (PRI - Political Risk Index), отражающий оценку восьми социально-политических факторов в той или иной стране (регионе) и двух индикаторов ("симптомов") риска, оцениваемых по 7-балльной шкале (где 7 баллов означает, что в области социально-политических условий страна не испытывает никаких трудностей, 0 баллов означает большие трудности). Второй: индекс операционных рисков (ORI - Operation Risk Index), отражает оценку деловой среды и выявляет основные препятствия на пути развития бизнеса. Оценка проводится на основе 15 критериев по 4-балльной шкале, где оценка "4" соответствует наиболее благоприятной деловой среде, оценка "0" означает неприемлемые для развития бизнеса условия. В рамках данной модели существует третий, дополнительный индекс "R", отражающий степень готовности страны позволить иностранным компаниям импортировать оборудование и сырье, а также переводить доходы к себе на родину. Этот индекс включает 4 субиндекса, подробное содержание которых не известно, однако, один из них оценивает эффективность действующего законодательства и правоприменительную практику. Компоненты Индекса политического риска (PRI) приведены ниже.

Внутренние факторы .

1. Фрагментация политического спектра и властный ресурс каждого сегмента.

2. Различные способы мышления: ксенофобия, национализм, отношение к коррупции, готовность идти на компромисс и т.д.

3. Разделение на основе языка, этнической принадлежности и/или вероисповедания и властный ресурс соответствующих групп.

4. Социальные условия, включая плотность населения и распределения общественных благ.

5. Необходимость в запретительных и карательных мерах для поддержания власти.

6. Организованность и сила радикальных политических группировок.

Изучив материал главы, студент должен:

знать

  • содержание и основные виды рисков в политических кампаниях;
  • основные принципы управления рисками в политической кампании;
  • технологии противодействия политическим конкурентам;

уметь

  • оценивать уровень риска в политической кампании;
  • определять основных конкурентов в политической борьбе;
  • выбирать технологии борьбы с политическими соперниками;

владеть

  • методами оценки рисков в политических кампаниях;
  • технологиями борьбы с политическими конкурентами.

Риски в политических кампаниях

Риск в политической кампании это вероятность появления неблагоприятных для хода кампании обстоятельств, которые ставят под угрозу достижение поставленной цели. Например, в избирательной кампании даже сильный кандидат при определенном стечении обстоятельств рискует не набрать нужного количества голосов. В лоббистской кампании группа интересов также не может иметь стопроцентной гарантии, что поддерживаемый ею законопроект пройдет в неизменном виде по всем ступеням законодательного процесса. Руководство политической партии, вложившее серьезные финансовые средства в кампанию по формированию благоприятного образа своей партии в массовом сознании, тоже может получить не тот результат, на который оно рассчитывало.

Любой пил управленческой деятельности сопряжен с рисками, однако в политических кампаниях риски особенно велики, что связано в том числе и с тем, что борьбу за поставленные цели приходится вести в условиях острой конкурентной борьбы, а иногда и конфликта между различными политическими силами. Вместе с тем уровень риска может меняться от критического, ведущего политическую кампанию к полному провалу, до приемлемого, позволяющего контролировать факторы, способные дестабилизировать управленческую ситуацию. Задача политических технологов – своевременно выявлять возникающие угрозы и минимизировать их последствия.

Управление рисками в политической кампании это деятельность, направленная на минимизацию возможностей отклонения хода политической кампании от намеченного курса, на блокирование факторов, мешающих реализации поставленных целей. Эта деятельность основывается на ряде положений:

  • риск в политической кампании нельзя устранить полностью, так как в его основе лежат факторы, которые разворачиваются объективно и не могут полностью контролироваться субъектом управления. Следовательно, инициируя политическую кампанию, необходимо отдавать себе отчет в том, что в любой момент управленческий процесс может испытать воздействие непредвиденных обстоятельств. И это нормально, к этому надо быть готовым;
  • риски можно минимизировать, если знать их природу и факторы, их порождающие. Иными словами, можно уменьшить вероятность неблагоприятного исхода политической кампании, по для этого надо вовремя зафиксировать тс изменения в окружающей среде, которые могут привести к серьезным сбоям в управленческом процессе, и уметь оперативно внести изменения в стратегию и тактику политической кампании;
  • получение достоверной и всесторонней информации об объекте управления, окружающей среде, мониторинг происходящих изменений – главные условия эффективного управления рисками в политической кампании. Важно не только знать, откуда исходит угроза управленческому процессу, но своевременно выявить появившиеся угрожающие тенденции. Информационно-аналитические технологии, о которых мы говорили в гл. 6, являются основным инструментом решения этой задачи;
  • в условиях высокой неопределенности окружающей среды желательно готовиться к различным вариантам развития управленческой ситуации. Некоторые политические кампании проходят в сжатые сроки и в условиях ограниченных ресурсов, что крайне затрудняет возможность маневра в случае изменения обстоятельств. Однако наличие запасного сценария политической кампании, созданного с учетом новой комбинации параметров окружающей среды, позволит при возникновении факторов риска достаточно быстро внести необходимые изменения в сам управленческий процесс;
  • необходимо обладать навыками "разрулирования" кризисных ситуаций, возникающих в ходе политической кампании. Такие ситуации возникают, когда управляющему субъекту не удалось предусмотреть возможные варианты развития событий, и он столкнулся с обстоятельствами, фактически разрушающими все ранее намеченные планы. В электоральных кампаниях, например, такую ситуацию может спровоцировать вброс компромата и массированная кампания в СМИ, нацеленная на дискредитацию позиционируемого кандидата. Если быстро не отреагировать на эту ситуацию, то избиратели могут отвернуться от кандидата, подвергшегося информационной атаке. О некоторых приемах "разрулирования" таких ситуаций мы поговорим ниже.

Управление рисками обычно не выделяется в качестве особого вида деятельности в политической кампании. Это связано не столько с недооценкой этого направления работы, сколько с тем, что управление различными видами рисков входит в обязанности политических менеджеров и технологов, отвечающих за свой участок работы – за разработку стратегии, информационное обеспечение политической кампании, психологическую поддержку кандидата и т.д. Однако есть один фактор, который в той или иной степени может провоцировать и обострять все виды рисков в политических кампаниях, – это действия политических конкурентов. Не случайно в команду, осуществляющую управление политической кампанией в условиях жесткой конкуренции, приглашаются специалисты, способные минимизировать деструктивное влияние конкурентов.


ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА: ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Проблема политического риска (равно как и теория данного феномена) возникла в результате активизации деятельности транснациональных корпораций и их выхода на мировую арену. ТНК начали осуществлять крупные инвестиции в страны третьего мира, где некоторые из них понесли существенные финансовые потери в связи с определенными политическими событиями, не зависевшими от воли этих корпораций. С тех пор решения международных компаний и инвесторов о целесообразности осуществления капиталовложений в экономику той или иной страны определяются уровнем политического риска.
Очевидно, что проблема политического риска является ключевой в обширном спектре вопросов, связанных с осуществлением международных инвестиций. Осуществляя инвестиционную деятельность в так называемых развивающихся рынках (emerging markets) и в государствах с переходной экономикой (со свойственной им политической нестабильностью), инвестор рискует тем, что в случае изменения политической ситуации его капиталы могут быть подвергнуты определенным ограничениям или даже мерам принудительного изъятия. Другими словами, существует реальная опасность, что иностранные инвестиции могут быть национализированы, реквизированы без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме. Это и составляет понятие политического риска.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА
Одной из главных проблем разработанности теории политического риска является отсутствие единой и общепринятой системы понятий, наличие существенных, порой принципиальных расхождений в понимании смысла ключевых терминов. Анализ существующих подходов к проблеме политического риска позволит выявить общие и основные характеристики данного феномена и сформулировать общее определение, адаптированное для изучения российского инвестиционного климата и политического процесса.
Политический риск, наряду с рядом других рисков (социально-экономическими, экологическими, отраслевыми и т. д.), образует "страновой риск". В данном исследовании не стоит задача подробного рассмотрения проблемы странового риска, однако в виду частого смешения содержания понятий необходимо четко разграничить страновой риск и политический риск.
Несмотря на то, что понятие странового риска возникло раньше понятия политического риска (последнее было составной частью первого), на начальном этапе их смысловые значения практически совпадали. Понятие "страновой риск" появилось в 70-е годы XX в. в связи с растущей интеграцией национальных финансовых рынков в структуре мировой экономики, интернационализацией деятельности всех субъектов финансового сектора, резким развитием транснациональных институтов, возросшими масштабами кредитования развивающихся стран, а следовательно, и с повышением значимости глобального риска. Оно впервые было введено в научный оборот первым вице-президентом Сити банка (США) Ирвином С. Фридманом, однако и сегодня не имеет четкой общепринятой трактовки. Некоторые исследователи сводят страновой риск к оплате долговых обязательств. Другие определяют его как специфический риск для каждой страны, отражающий вероятность дефолта по ее долговым обязательствам (в данном контексте дефолтом является любое одностороннее нарушение заемщиком первоначальных условий кредитного соглашения, ведущее к возникновению у кредитора определенных финансовых потерь). В широком смысле страновой риск можно определить как подверженность финансовым потерям в ходе международного кредитования в связи с возникающими в определенной стране событиями, находящимися отчасти под контролем государства, но абсолютно вне контроля частных компаний.
Страновой риск в целом - это многофакторное явление, характеризующееся тесным переплетением множества финансово-экономических и социально-политических переменных. Классическим определением странового риска является трактовка его как "вероятности того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и/или инвесторам" 1 . В рамках общего странового риска различают некоммерческий (политический) и коммерческий риски 2 . Последний делится в зависимости от уровня своего влияния: на уровне государства - риск неплатежеспособности (sovereign risk), ассоциирующийся с предоставлением кредитов иностранным государствам 3 ; на уровне компаний - трансфертный риск (transfer risk) - риск того, что отдельная страна может наложить ограничения на перевод прибыли иностранными компаниями за границу 4 .
Несмотря на трактовку политического риска как одного из разделов более общего странового анализа, исследование этого феномена может проводиться как в рамках странового риска, так и в качестве самостоятельной процедуры, направленной на выявление угроз в политической сфере.
Значение термина "политический риск", как отмечает И. Подколзина 5 , является достаточно широким, начиная от прогнозирования политической стабильности и заканчивая оценкой всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических областях. Профессор Флорентийского университета У. Гори отмечает, что понятие политического риска имеет столько же определений, сколько существует точек зрения на эту тему. Но несмотря на многообразие трактовок этого понятия, большинство исследователей ограничивают свои определения рамками "нежелательных последствий политических действий".
О политическом риске говорят, например, когда принимаются решения, касающиеся инвестирования в ту или иную страну или регион, и при этом требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической ситуации правящего режима или правительства, с политическими беспорядками 6 .
В узком смысле под политическим риском понимается вероятность наступления определенного политического события или принятие определенного политического решения в конкретной стране, способного оказать такое воздействие на тот или иной вид предпринимательской деятельности, которое выльется в потерю прибыли или ее сокращение до размеров, не входивших в предварительные инвестиционные расчеты. Такие риски наступают: при военных действиях, гражданских волнениях, социальных беспорядках, которые могут привести к причинению экономического ущерба; при конфискации, национализации или экспроприации собственности инвесторов; при введении законодательных мер, ограничивающих или изменяющих условия хозяйственной деятельности.
В экономической литературе политический риск традиционно определяется как вероятность ухудшения фактических результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территории данной страны (региона) вследствие влияния политических факторов внешней среды (то есть действий правительства, военных и гражданских конфликтов и т. д.).
Существующие в науке дефиниции политического риска можно разделить на две основные группы, различия между которыми хотя и существенны, однако едва различимы.
Первая группа авторов трактует политический риск в терминах государственного вмешательства в проведение деловых операций.
Так, исследователи В. Вестон и Б. Сорж определяют его как "действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений или приводят к частичной или полной конфискации собственности иностранных компаний" 7 . В данном случае политический риск рассматривается через влияние властных национальных факторов на проведение деловых операций.
Аналогичный подход используют Д. Эйтман и А. Стоунхил, определяя политический риск как конфликт между корпоративными целями и устремлениями органов государственной власти 8 . Свою типологию политических рисков исследователи строят на основе форм взаимоотношений властей с иностранными компаниями в стране размещения капиталов. Следует отметить, что изначально интересы фирмы и правительства различны. Правительство пытается добиться максимальных экономических выгод при минимальной "политической цене", компания же стремится получить режим наибольшего не только экономического, но и политического благоприятствования. Р. Алибер 9 определяет политический риск как "возможность того, что руководство страны ограничит возможность инвестора в одной стране вкладывать средства в другую страну". Другими словами, он ассоциирует политический риск с возможностью государства контролировать перемещение капитала.
Другая группа исследователей, определяя политический риск, связывает его с определенными политическими событиями или действиями, накладывающими ограничения на деятельность компаний. Так, вполне реально, что те или иные действия государства по регулированию экономики могут привести к утрате инвестором своего имущества. Существует реальная опасность, например, что при введении жестких валютных ограничений страной - реципиентом инвестиций инвестор не сможет перевести свою прибыль от участия в инвестиционном проекте в свободно конвертируемую валюту и переправить ее за рубеж. Не исключена и ситуация, когда капиталы инвестора могут быть утрачены в результате военных действий или гражданских волнений 10 .
Так, в работе одного из ведущих специалистов в области методологии оценки политических рисков С. Кобрина "Управление оценкой политического риска" предлагается достаточно широкое толкование данного феномена, которое определяется как "непредвиденные обстоятельства, возникающие в политической среде или вызванные политическими событиями или процессами и принимающие обычно форму ограничений в ходе проведения операций" 11 . В свое определение С. Кобрин вводит ряд существенных уточнений. Так, соответствующая политическая среда определяется как процесс, целью участников которого является получение власти для принятия решений. Во-вторых, по мнению исследователя, в анализ политического риска нецелесообразно включать все события, происходящие в политической среде. В-третьих, отношения между средой и компанией могут носить как прямой, так и косвенный характер, чьи последствия могут быть как позитивными, так и негативными.
Д. Джодис определяет политический риск как "изменения в условиях проведения операций иностранными компаниями, возникающие в ходе политического процесса" 12 .
Г. Райе и И. Махмауд акцентируют внимание на необходимости учета как внутренних политических событий, так и международной политической ситуации. Они определяют политический риск как "внутристрановые и международные, неконфликтные и интеграционные события и процессы, которые могут (или не могут) привести к изменениям в правительственной политике внутри страны или в зарубежных странах, что выразится в неблагоприятных условиях или дополнительных возможностях (касающихся, например, прибыли, рынков, персонала) для фирмы" 13 .
Американский исследователь Ч. Кеннеди включает в понятие политического риска все нерыночные факторы - экономические, социальные, культурные и чисто политические, трактуя его как "неопределенность среды, в которой действуют все нерыночные силы" 14 . При этом политический риск связан не только с кризисными явлениями (революция, военный переворот), но и с такими событиями, как изменение законодательства, смена политических элит и т. п.
К. Смит в свою очередь связывает политические риски с процессом смены политических элит, от позиции и решения которых может зависеть судьба иностранных инвестиций 15 .
Р. Родригес и Е. Картер рассматривают политический риск в терминах наложения ограничений (частичных или тотальных) на деятельность компаний. Как основные факторы риска в развивающихся странах исследователи рассматривают административное изменение обменного курса и экспроприацию 16 .
А. Ван Агтмаел большое внимание уделяет политической нестабильности, а также национализации (полной или частичной) и резким изменениям внешнеполитического курса 17 .
Р. Хершбаргер и Дж. Неорагер считают риском "порчу собственности компании, экспроприацию, нарушение деловых договоренностей со стороны государства, а также негативные изменения валютной и налоговой политики" 18 .
Другие исследователи при определении политического риска исходят из различия стабильности политической системы и действий национального правительства. Д. Цинк отмечает, что изменения политической стабильности одновременно влияют как на национальные компании, так и на иностранные. Правительственные же действия, по его мнению, направлены исключительно на иностранных инвесторов 19 .
Ч. Нэрт рассматривает политический риск в рамках изучения инвестиционного климата страны, который, по его мнению, складывается из двух элементов: бизнес-среды (включающей социально-экономические и административные факторы) и политического климата. В свою очередь политический риск определяется степенью экспроприации и прямой конкуренции со стороны государственных предприятий 20 . Похожий подход используют Дж. Дэниэлс, О. Оргам и Л. Радебаух, которые видят политический риск в изменениях политической среды, ведущих к ухудшению положения иностранных компаний 21 .
Д. Гендель, Г. Вест, Р. Мидоу определяют его как "риск или вероятность политических событий, способных изменить возможность получение прибыли для конкретных инвестиционных проектов" 22 . Из этой же позиции исходит и Ф. Рут, определяя его как "возможные политические события любого рода (война, революция, государственный переворот, экспроприация, изменение налоговой политики, девальвация, нарушения валютной политики и ограничения на импорт) внутри своей страны или в стране инвестирования, которые ведут к потере прибыли и/или активов транснациональной компании" 23 .
С. Робок считает, что угроза политического риска в международном бизнесе возникает тогда, когда:
а) в бизнес-среде возникают определенные барьеры и ограничения;
б) их появление в свою очередь, трудно поддается прогнозированию;
в) и являются результатом политических перемен 24 .
В таком случае, как отмечает исследователь, изменения в политической среде будут расцениваться в качестве политического риска, когда они станут весомым образом влиять на прибыль и иные цели конкретного предприятия.
Некоторые исследователи (М. Фицпатрик, В. Ашер, Т. Брювер) считают существующие дефиниции неудовлетворительными из-за того, что они делают акцент на статике риска, и таким образом фиксируется лишь конечная точка того или иного вектора развития. По их мнению, основное внимание необходимо уделять динамике политического действия 25
и т.д.................

21. Политический риск.

1. Понятие и сущность политического риска

Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер.

Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий” .

В. Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискациисобственности иностранных компаний. .

Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы .

Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций .

Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью следующим образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск – это состояние мира, неопределенность – состояние воображения». Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе).

Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.

Более полным и приемлимым, по моему мнению, является понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками .

К политическим рискам относятся:

а) невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;

б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);

в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;

г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

    Уровни политических рисков

Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.

На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.

Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами. Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”. Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.

При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны – это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).

На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).

Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале “Евромани” (Euromoney) – табл. 2 и 3. В табл.2 представлен рейтинг риска основных стран мира в 1995 году по 100 бальной шкале, а в табл. 3 только политический риск стран мира за 1997г. по 25 бальной шкале. Риск по 100 бальной шкале это общий (стрновой) риск страны, состоящий из: политического риска (25%), экономических данных (25%), долгового показателя страны (10%), не выплачиваемые долги (10%), оценки кредитоспособности (10%), доступа к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступа к рынку капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%).

Были опубликованы рейтинги политического риска 100 стран мира, 50 из которых мы рассмотрели выше. Чтобы можно было провести аналогию с 1995 г. нужно сказать, что Россия в 1997г. заняла 96 место, поднявшись на 37 позиций за 2 года.

В табл.4 отображен общий (страновой) рейтинг страны и также отдельно рейтинг политического риска страны. Проведя анализ видно, что за 10 лет ситуация изменилась. Например, Россия с 96 поднялась на 58 место с уровнем риска ниже среднего (59,37). Украина занимает 80 место со средним уровнем риска (46,84), когда в 1997г. она и вовсе не входила в список 100 стран.

3. Управление политическим риском.

Оценки политического риска используются, прежде всего, на стадии принятия решений, но в последнее время они применяются и при их реализации, что нашло отражение в соответствующей целенаправленной деятельности - управлении риском. Речь идет о необходимости влияния на развитие событий таким образом, чтобы не допускать создания критических ситуаций, связанных с чрезмерным риском.

Управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии PMBOK (принятие которого ожидается в 2000 году) описаны шесть процедур управления рисками.

Процесс управления рисками проекта включает выполнение следующих процедур:

1) Планирование управления рисками – выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.

2) Идентификация рисков – определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.

3) Качественная оценка рисков качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.

4) Количественная оценка – количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.

5) – определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.

6) Мониторинг и контроль рисков – мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

Планирование управления рисками – процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации .

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников:

менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков - итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков.

Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков .

Качественная оценка рисков – процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования.

Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами.

Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков .

Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет определять:

Вероятность достижения конечной цели проекта, - степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться,

Риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект,

Фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.

Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков .

Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными.

Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта, и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски .

Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь .

Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновений рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.

Целью мониторинга и контроля является выяснить, было ли:

Система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом

Реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения

Риски изменились по сравнению с предыдущим значением

Наступление влияния рисков

Необходимые меры приняты

Воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом.

Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.