Объемные изображения в скульптуре. Объемные изображения в скульптуре Постановка художественной задачи

Когда-то очень давно – так гласит легенда – жил на острове Крит в Средиземном море скульптор Пигмалион. Не нашлось среди жительниц Кипра той, на которой скульптор захотел бы жениться – решил он на всю жизнь остаться одиноким. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Но в его воображении жил образ прекрасной женщины. Из слоновой кости создал он великолепную статую и назвал её Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в неё. В один из праздников в честь богини любви и красоты Афродиты Пигмалион отправился в храм этой богини, принёс ей жертву и стал умолять, чтобы она дала ему в супруги женщину такую же прекрасную, как прекрасна была его статуя. Богиня не смогла найти такую женщину среди живущих, а исполнить просьбу художника ей очень хотелось… Пигмалион вернулся домой, подошёл поцеловать свою статую, и – о чудо! – под поцелуями статуя ожила, превратилась в прекрасную женщину.

6 класс

Урок по теме: Объемные изображения в скульптуре.

Цели: познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами; учить создавать объемные изображения животных. Используя пластилин, воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству, воспитывать уважение к учительскому труду.

Оборудование: репродукции скульптур из разных видов материалов; образец педагогического изделия.

Словарь: Скульптура

Ход урока.

1) Организационный момент.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Мы сегодня проведем с вами необычный урок изобразительного искусства.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

А необычен он тем, что нам не нужны будут альбомы, краски, карандаши, а лишь маленький кусочек пластилина и ваши умелые руки. Мы с вами сегодня будем ваять, созидать, творить. Станем скульпторами.

2) Сообщение темы урока.

Слово «скульптура» вам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объемное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, вы познакомитесь сегодня на уроке. Кроме того, сами создадите скульптуру животного.

Слайд № 1

«Объемные изображения в скульптуре»

3) Изучение нового материала

1.Сообщение теоретических сведений о скульптуре

Слайд № 2

Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

Через всю историю скульптуры проходят темы материнства, любви, страдания.

Восприятие скульптуры – это не только осмотр ее объемов и граней. Скульптура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия.

Слайд №3

Стоит в г. Саратове в небольшом сквере скромная, не большой величины скульптура, посвященная первой учительнице. Проходят люди и каждый воспринимает эту скульптуру по-своему. Некоторые просто проходят мимо, другие останавливаются и задумываются, а что же такого героического совершила эта молодая учительница, чтобы ее увековечили – возвели ей памятник. Да ничего особенного! Просто люди этой профессии могут взять в руки неокрепшую маленькую душу ребенка, вложить в нее капельку своего сердца, горстку ума, доброты и слепить из нее большого душой человека. Человека с большой буквы, который не побоится противостоять врагу и совершит подвиг, который будет подниматься на первую ступень пьедестала почета. Человека, который своим творчеством покорит весь мир, человека, который, не покладая рук, будет трудиться на полях и заводах и человека книги, которого будут читать во всем мире. И это все будут ее подвиги, ее достижения. От этого скульптура учительницы становится гордой и величественной.

А вы встречались с какими–нибудь скульптурами и какое впечатление они на вас произвели?

А как вы думаете у этих увековеченных в бронзе и мраморе людей, были первые учителя?

/ Да, были/

В славе этих людей есть заслуга учителей.

Вам приходилось, например, строить скульптуры из песка на пляже, а лепить из снега фигуры? Значит, вы уже немножечко прикасались к труду скульптора. Ваши руки, преобразуя материал, придавали ему новую форму.

Слайд №4

От материала зависит, каким образом скульптор будет его обрабатывать.

Если это глина, то ее податливая масса, послушная рукам, мнется, лепится, наращивает объем

А если это суровый гранит

Или сияющий мрамор

Или пластичное дерево, то художник, наоборот, скалывает, убирает лишнее, словно освобождает задуманный образ.

Слайд №5

Есть два вида скульптур: круглая и рельефная.

Круглая скульптура трехмерна, то есть имеет объем и существует в реальном пространстве. Скульптуру можно посмотреть со всех сторон, обойти кругом и увидеть по-разному.

Изображения в рельефе строится на плоскости, выпукло выступая над плоскостью, или углублено в нее.

Несмотря на то, что скульптура вещественна, материальна, изобразить в этом виде искусства можно далеко не все. Как показать в скульптурном изображении, например, даль? Поэтому изображения в скульптуре в основном посвящены человеку, а также животным.

Слайд №6

Обратимся к изображению животных. Эта тема неисчерпаема! Человек начал изображать зверей еще в первобытные времена и достиг в этом совершенства. И сегодня анималистический жанр – изображение животных во всех видах изобразительного искусства – всеми любим, ему посвящают свое творчество замечательные художники, у которых были свои учителя. Они научили их любить зверей, удивляться обаянию и красоте животного мира!

Есть ли у вас дома маленькие скульптурные произведения из стекла, фарфора, дерева, керамики, металла, камня, которые правильно называются произведениями мелкой пластики?

Обратите внимание на небольшую выставку. Вот такие небольшие скульптуры украшают наши дома.

Но можно и самому сделать скульптуру из пластилина.

Все у нас для начала работы готово, необходимо только размяться.

Физкультминутка.

1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вытянуты в стороны. Выполнить круговые движения руками.

2. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вытянуть левую руку вверх, прогнуться вправо, вернуться в исходное положение, затем выполнить упражнение в другую сторону

3. Потренируем мышцы глаз: сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна).

Достаточно, ребята, приступаем к работе.

4) Практическая работа.

Приемов работы с пластилином много. Можно вылепить фигурку животного вытягиванием или же из отдельных частей.

Хорошо разминаем пластилин, вылепим сначала корпус животного

Тема урока : ОБЪЁМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СКУЛЬПТУРЕ

Цель урока : формировать понимание выразительных возможностей объемного изображения, понимания связи с окружающим пространством; учить видеть конструктивную форму предмета, овладевать навыками объемного изображения предмета, активно воспринимать различные виды изобразительного искусства, использовать соответствующие художественные материалы.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные : изучение выразительных возможностей объемного изображения; классифицирование по заданным основаниям (виды скульптуры); использование художественных материалов и инструментов; организация рабочего места.
  • Метапредметные :
    • регулятивные УУД - определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний;
    • познавательные УУД - самостоятельно различать художественные материалы и искать способы работы с ними; понимать учебную задачу урока;
    • коммуникативные УУД - отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии учебной ситуацией
  • Личностные : выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать. Оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока изобразительного искусства по теме: "Объемные изображения в скульптуре"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа № 3»

Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме:

«Объемные изображения в скульптуре»

Учитель изобразительного искусства:

Эмиросманова З.К.


Круглая скульптура

Рельеф и его разновидности


Скульптура и ее разновидности

Скульптура – вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение предметов.

Само слово произошло от латинского « skulpere »,что значит « высекать ».

  • Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем.
  • Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Виды скульптуры:

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА

РЕЛЬЕФ

(статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;

всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона.


Главные жанры скульптуры

  • портретный;
  • исторический;
  • мифологический;
  • бытовой;
  • символический;
  • аллегорический;
  • анималистический.

Круглая скульптура

Скульптура Посейдона

в Копенгагене

Дискобол.

Мирон. V в. до н.э.

СОКРАТ

(469-399 ГГ. ДО Н.Э.)


Рельеф и его разновидности

Изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма

Изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма

Вид углублённого рельефа

БАРЕЛЬЕФ

КОНТРРЕЛЬЕФ

ГОРЕЛЬЕФ

ГОРЕЛЬЕФ

БАРЕЛЬЕФ

КОНТРРЕЛЬЕФ


Способы получения скульптуры. Материалы

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика - наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина)
  • ваяние - отсекание лишних частей твердого материала (камень)
  • отливка - произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла

Художественно-практическая деятельность

Из м/ф «Пластилиновая ворона»



Использованные источники:

  • Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лаб. практикум [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов] / В.Б Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
  • Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.
  • Скульптура [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.izmailovart.ru/glossari/97-skulptura.html . – Заголовок с экрана.

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа № 3»

Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме:

«Объемные изображения в скульптуре»

Учитель изобразительного искусства:

Эмиросманова З.К.


Круглая скульптура

Рельеф и его разновидности


Скульптура и ее разновидности

Скульптура – вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение предметов.

Само слово произошло от латинского « skulpere »,что значит « высекать ».

  • Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем.
  • Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Виды скульптуры:

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА

РЕЛЬЕФ

(статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;

всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона.


  • портретный;
  • исторический;
  • мифологический;
  • бытовой;
  • символический;
  • аллегорический;
  • анималистический.

Круглая скульптура

Скульптура Посейдона

в Копенгагене

Дискобол.

Мирон. V в. до н.э.

СОКРАТ

(469-399 ГГ. ДО Н.Э.)


Рельеф и его разновидности

Изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма

Изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма

Вид углублённого рельефа

БАРЕЛЬЕФ

КОНТРРЕЛЬЕФ

ГОРЕЛЬЕФ

ГОРЕЛЬЕФ

БАРЕЛЬЕФ

КОНТРРЕЛЬЕФ


Способы получения скульптуры. Материалы

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика - наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина)
  • ваяние - отсекание лишних частей твердого материала (камень)
  • отливка - произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла

Художественно-практическая деятельность

Из м/ф «Пластилиновая ворона»



  • Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лаб. практикум [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов] / В.Б Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
  • Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.
  • Скульптура [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.izmailovart.ru/glossari/97-skulptura.html . – Заголовок с экрана.