Библиотерапия и ее роль в современной психотерапевтической практике. Библиотерапия и ее роль в современной психотерапевтической практике Библиотерапия в психологической работе с трудностями общения

Библиотерапия (от лат. biblio - книга и греч. therapia - лечение) является разделом психотерапии читателей, использующим художественную литературу в качестве одной из форм лечения словом. Библиотерапия предполагает чтение книг и журналов для регенерации нервной системы и психики человека. Также она исследует возможности профилактической работы с книгой. В основе библиотерапии лежит практическая деятельность в сфере воздействия книги за счет правильно подобранного материала для чтения, а также методы и формы работы с читателями, требующими особого ухода. Библиотерапия очень эффективна при работе с детьми, чье воображение активно содействует ее терапевтическому эффекту.

Итак, что же используется в качестве библиотерапевтического материала?

  • Басня является одним из основных видов дидактической литературы, коротким повествованием, написанным в стихах или прозе, героями которой могут быть животные, люди, реже растения или предметы, басня несет в себе нравственное послание, предупреждение, наставление, прямо высказанное или явно подразумевающееся.
  • Сказка является одним из основных эпических жанров народной литературы, небольшим по размеру произведением с вымышленным (фантастическим) содержанием, насыщенным чудесами и волшебством, связанным с магическими верованиями, которые зачастую переносятся на богатырей, героев, исполинов - людей, наделенных особым даром, пересекающих границы между миром, в котором царят реалистичные мотивы, и сферой воздействия сверхъестественных сил.
  • Рассказ - это небольшое прозаическое произведение с простой, как правило, одной сюжетной линией, которое стремится к четко акцентированному логическому завершению.

Особенности хорошей детской литературы

Чтобы привлечь внимание ребенка, повествование должно развлекать его и пробуждать живой интерес и неподдельное любопытство. В целях обогащения жизни оно должно стимулировать воображение ребенка , помогать ему в развитии интеллекта и упорядочивании чувств, иметь отношение к его страхам и стремлениям/целям, а также обеспечивать ему полное понимание своих собственных проблем и показывать пути их решения. Повествование должно воздействовать одновременно на все аспекты личности ребенка и ничего при этом не умалять. Следует отметить, что сказка и рассказ способны оказывать непосредственное влияние на развитие всех граней личности ребенка.

Чтение ребенку сказок и рассказов обеспечивает следующую пользу:

  • В интеллектуальной сфере: они упорядочивают знания о мире, объясняют причинно-следственные связи между событиями, обогащают словарный запас, раскрывают способы решения проблем, в простой и понятной форме знакомят с трудной ситуацией, развивают интуитивное мышление, учат стратегии действий в стрессовой ситуации.
  • В социальной сфере: предоставляют знания о роли групп и социальных отношений, учат понимать правила общественного поведения, развивают и укрепляют семейные отношения, а также вызывают чувство принадлежности к группе и дают понимание его ценности и значения.
  • В эмоциональной сфере: знакомят с масштабом и богатством чувств, компенсируют отсутствие и нехватку жизненного опыта в реальном мире, дают чувство безопасности, позволяют понять, что другие люди думают и чувствуют так же, снимают стресс и внутреннее напряжение.
  • В поведенческой сфере: учат оценивать нравственные отношения, разъясняют вредные последствия определенных действий и поступков, отучают от нежелательного поведения и реакций, учат распознавать угрозы и грамотно защищаться от них.

Основой воздействия детской литературы на психику ребенка являет процесс его отождествления с положительным героем. Такая идентификация стимулирует нравственное развитие и позволяет перенимать желательные социальные модели поведения. Ребенок пытается понять мотивы действий героев. Это помогает ему оценить собственное поведения и управлять им.

Сказки через их особый мир и ценности учат оптимизму, побуждают к борьбе с трудностями, дают позитивные модели поведения, склоняют к размышлениям, рефлексии и желанию найти ответы на множество вопросов, связанных с реальным миром. Благодаря им у молодого слушателя развивается любовь к природе. Изучение сказок других стран мира позволяет формировать понимание и уважение к людям разных культур.

Сказки существенно влияют на нравственное развитие ребенка. Они показывают детям важнейшую правду о жизни, а именно иллюстрируют им существование добра и зла. Такие ценности наглядно представлены в них посредством поведения героев и демонстрируют тем самым их практическое применение. В результате действий героя ребенок узнает, каковы последствия определенного поведения и кто такой хороший (или плохой) человек.

Сказки показывают ребенку, что свое начало добро и зло имеют в человеческой природе. Агрессию, эгоизм, зависть проявляет сам человек и он же несет всю ответственность за их последствия. Сказки позволяют детям переживать различные эмоции, высвободить и проявить свою эмпатию и прежде всего понижают возбудимость и страх. Сказки имеют дело с трудными ситуациями, указывают способ справиться с ними, дают поддержку и ощущение внутренней силы.

Атмосфера сказок стимулирует воображение и вызывает образы новых, неизвестных миров. В свою очередь,

ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат»

«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ» -

БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Шарнина Ольга Евгеньевна,

библиотекарь,

с. Казанское

2015-2016уч.г.

«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ»

БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Шарнина Ольга Евгеньевна,

библиотекарь, ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат», с. Казанское.

Актуальность

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающимся объемом информации.

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения. Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта.

Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции - библиотерапевтической. Именно библиотеки должны предоставить каждому читателю «лекарство для души».

Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч.biblion - книга и theraрeia - лечение). Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Следует отметить, что процесс усвоения новой информации у наших читателей крайне затруднен, что обусловлено рядом факторов: крайне слабая техника чтения, практически полное отсутствие познавательных интересов, а также бедность образов воображения.

Реабилитационный эффект библиотерапии - развитие воображения, памяти, худо­жественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовле­творение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального созна­ния, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи), формиро­вание логического мышления при пересказе.

Анализ научных исследований показал, что чтение с элементами библиотерапии способствует эффективному решению задач социальной реабилитации читателей с интеллектуальными нарушениями. От обычного чтения библиотерапия отличается направленностью на коррекцию личностных нарушений у детей. В частности, опираясь на библиотерапию, можно стабилизировать психологическое состояние ребенка (снять проявления излишней агрессивности, создать позитивный душевный настрой), помочь детям избавиться от вредных привычек и приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое поведении, воспитывать навыки борьбы со стрессами, депрессиями, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.

В психологии одно из самых молодых направлений-сказкотерапия, в основе которого положен один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова. Ее теорию разработали отечественные психологи В.Я.Пропп, Л.Выготский, М.Бахтин. Технологию практического применения раскрыли Д.Соколов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, А.Михайлова, Дрешер и др. В библиотечной работе сказкотерапию используют библиотечные психологи О.Кабачек, Е.Самохина и др.

Цель: Коррекция личности ребёнка с проблемами в развитии через чтение художественной литературы.

Задачи и пути их решения:

Социальная адаптация.

Эмоциональные связи с окружающими.

Воспитание трудолюбия.

Умение ладить со сверстниками.

Интеграция в общество.

Как показывает опыт работы, лучше всего дети с ОВЗ воспринимают сказочный жанр. Это мы видим в графике по результатам анкетирования «Что я люблю читать» во 2-4 и 5-9 классах - предпочтение дети отдают сказкам и приключениям. Поэтому, одним из ведущих направлений библиотерапии особенно с учащимися младших классов стала программа по «Сказкотерапии».

Причины, по которым сказкотерапия в работе с детьми может быть ведущей, состоят в следующем:

Сказка – любимый детьми жанр.

Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.

Сказка дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы.

Сказка побуждает читателя сравнивать себя с положительным героем, разделять его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли.

Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.

Проведение библиотерапии и сказкотерапии требует от библиотекаря тщательно разработанных занятий, каждое из которых тесно связано с предыдущим и последующим занятиями.

Требования к библиотечному занятию:

Непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;

Эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;

Осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;

Словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра.

Например, занятия на основе сказки «Царевна-лягушка» посвящены коррекционной работе над такими личностными качествами, как эгоизм, лень, нетерпение. В этой сказке говорится о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.

После прочтения сказки проводится обсуждение, рисование героев сказки, просмотр мультфильмов, сочинение своих сказок, рассказов, оформление книжек-малышек.

Сказка творит чудеса в жизни детей. Как сказал великий писатель-сказочник Корней Иванович Чуковский: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какую угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Важную роль в процессе библиотерапии - реабилитации играет семья, т.к. это наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка. А кто как не родитель, может проводить свободное время с детьми за чтением и обсуждением книг. Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.

Дети большую часть времени находятся в школе-интернате, школа- их дом, на время обучения семью им заменяют педагоги школы. Для домашнего и внеклассного чтения составлены списки художественной литературы: «Ребенок в семье», «Ребенок в школе»

«Отношение ребенка с друзьями» «Ребенок наедине с собой»

В библиотеке выделены тематические полки книг: «Приключения и фантастика» постоянно оформляются книжные выставки, выставки – развалы: «Что? Где? Когда?», «Книги-юбиляры», «День рожденье книжки», тематические подборки по юбилейным датам писателей и поэтов, «Выставка одной книги» «Права литературных героев», «Литература для души».

В соответствии с планом работы школы библиотека участвует в подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с педагогами школы, проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, литературные конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины, презентации, в проведении мероприятий используются средства ИКТ. Ежегодно в школе проходит Неделя детской книги, включающая художественное творчество детей (рисунки, поделки), и презентации, инсценирование сказок, и, самое главное, непосредственно чтение художественной литературы. Ежегодно проводятся конкурсы на самого внимательного, вдумчивого читателя, по итогам года вручаются дипломы: «Самый читающий класс», «Самый активный читатель». Старшие школьники для малышей готовят электронные книжки – малышки, чем так же привлекают детей к чтению. Эта форма работы дает возможность высказать свое мнение. В процессе чтения с остановками видна реакция ребенка на книгу, что нравится, что не нравится. Приведу примеры некоторых внеклассных мероприятий: сказочная театральная викторина «В гостях у сказок», игра – путешествие «Путешествуем с лягушкой путешественницей», видео – викторина «Конек –Горбунок», Викторина –игра «Права литературных героев» «Пророк Нам наставит на ум»- конкурс пословиц и поговорок о грамоте Юные мастера» - конкурс поделок из бросового материала по произведениям П.П. Бажова Театральная викторина «Басни И. Крылова» Видео – викторина «Сказочная карусель» Поле чудес «Книжный калейдоскоп» (по книгам - юбилярам Литературная игра «Золотая полка книг» Литературная игра «По сказкам Г.Х. Андерсена»«Редкие сказки г.Х.Андерсена» литературная гостиная«Мой литературный герой и его права» игра – викторина по художественным произведениям Литературный ринг «За семью печатями Игра-викторина «Волшебная страна братьев Гримм» Виртуальная игра – путешествие «Ах! Эти сказки, сказки, сказки» к 185 летию сказок А.С. Пушкина

Школьники ориентированы в основном на прозаический жанр. Однако не отказываются и от поэтического слова, потому что именно поэзия в наибольшей степени дает толчок развитию воображения, знакомит детей с поэтическим ритмом, позволяет юным читателям почувствовать музыкальность родной речи. Особой любовью пользуется поэзия К.И. Чуковского. Стихотворение «Доктор Айболит» можно использовать для воспитания в детях силы воли и упорства в достижении целей. Примером такой личности для детей послужил сам доктор Айболит, который, не задумываясь, спешит на помощь больным зверям, живущим в Африке, и преодолевает на своем пути множество препятствий. Разговор о докторе Айболите переходит постепенно к разговору о таких важных качествах характера человека, как целеустремленность, способность сосредотачиваться, стремление выполнить задуманное до конца. Дети приводят примеры из своего опыта, как они справлялись с ситуацией неуспеха, какие трудности им удавалось преодолевать, какие черты доктора Айболита они хотели бы иметь у себя. Как видим на этом примере, художественные образы переводятся на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей.

Разговор о библиотерапии как средстве коррекции личности ребенка и поднятии его жизненного тонуса будет далеко не полным, если мы не коснемся роли смехового воспитания. Достоевский считал смех самой верной пробой души: “Иной характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как-нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони”. Сатирик Михаил Задорнов считает, что смех движет человека к решению проблем. Вот почему “радостное чтение” стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Без смеха, как говорят сами дети, “человек станет злой, скучный и неинтересный”. Поэтому, одно из направлений массовой работы – «радостное чтение». Литературный материал подбирается таким образом, что позволяет максимально приблизить содержание изучаемого к жизни учащихся, поскольку в произведениях говорится о школе, об учителях, о хорошо знакомых ученикам особенностях жизни школы. Детям предлагаются такие произведения, в которых о школьных проблемах говорилось бы легко и весело. Акцентировать внимание на чувстве юмора у человека, на том, что есть люди, поступающие неожиданно и говорящие не то, что от них ожидают. Это называется остроумием, и такой «острый ум» очень помогает человеку в жизни, и в серьёзных вопросах, и в серьёзном деле, и в общении. С такими людьми легко, потому что добродушный юмор - свойство доброй души. Это дети увидят, познакомившись с героями рассказов В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского. Рассказы и стихи «веселых писателей и поэтов», - весёлые и смешные, но все они продолжают главную проблему - взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения, прежде всего, самых близких, родных людей. Причём ситуации, изображённые в произведениях, знакомы всем, это обычные семейные проблемы. Но задача библиотекаря - при лёгком и весёлом чтении извлечь из текстов серьёзные и важные нравственные уроки.

В ходе внеклассных мероприятий, посвященных творчеству таких замечательных писателей, как: Н. Носов; В. Драгунский; В. Голявкин, Г. Остер присутствуют три ценных качества: юмор, поучительность и доброта. Конкурс- игра «Фантазеры» к юбилею Н.Н. Носова Литературная игра «В гостях у Незнайки» Театральная викторина «Веселые рассказы Н.Носова» Викторина – презентация «Проделки Старика Хоттабыча»

Дети на этих мероприятиях проявляют безудержную активность, фантазию и свои творческие способности, каждый ребёнок становится «художником», «артистом» и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

Таким образом, с помощью библиотерапии можно найти ключ к душе ребенка, развить его эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, сформировать ценностные ориентации, помочь овладеть коммуникативными навыками.

В классах, где регулярно проводятся библиотерапевтические занятия, у учащихся снижается уровень конфликтности, умение работать в группе, забота о товарищах, увеличение словарного запаса, умение формулировать свои мысли. Кроме того, в ходе проведения занятий у ребят происходит формирование новых представлений о мире, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, и конечно, приобщение к художественной литературе.

Задачи библиотеки

Таким образом, вовлекая юных читателей в процесс творческого чтения, мы содействуем не только формированию и развитию интереса к чтению, самостоятельному творчеству, но и воспитанию духовно-нравственной личности. При чтении, обсуждении книг ребята испытывают творческие переживания, обогащаются восприятием прекрасного, у них проявляется чувство собственного достоинства, сострадания, совести и чести. В результате постепенно формируется готовность сопереживать и помогать другим людям не только при чтении книги, но и в жизни, а это – одно из необходимых условий становления человека современной культуры, современного мира.

    Разработка программы по чтению «Человек читающий»

    Создание мультимедийных сборников для проведения мероприятий

    Разработка совместного с педагогом – психологом и музыкальным руководителем проекта «Библиотерапия»

Список литературы

1. Балашова Е. Искусство, которое защищает: Компенсаторные механизмы подросткового чтения //Библиотека в школе, 2001.- №7.- с.3-5.

2. Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек.-

М.: Школьная библиотека, 2005.- 480 с.
3. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Сб. статей / Сост. О.Л.Кабачек. – М., БМЦ, 2001.- 128 с.
4. Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.– М.: Школьная библиотека, 2002. – 230 с.
5. Бурно М. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина, 1989.-304 с.
6. Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке// Школьная библиотека.– 2001 – ,№ 6. – с.32
7. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга //Библиотека, 1999.- №3.- с.68-70
8. Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики //Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт.: Сб. метод. материалов.- М.: РГДБ,1994. – с.22- 42.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии.- СПб.: Речь,

2003.- 2008с.
10. Карпова Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе, 1997.- №1.-

11. Карпова Н. Л. Семейное чтение – семейная библиотерапия //Школьная библиотека.-2004.-N 5. - с.53-57.
12. Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение – основа всестороннего развития личности подростка. Тюмень: Вектор Бук, 2002.- с. 97-106.

13. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.- СПб: Речь,2007.-168с.

Щепина Ю. С. группа № 08/02 «Практическая психология в образовании»

Библиотерапия. Сущность, методики, особенности воздействия.

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное чтение направлено на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности: измененные – для их нормализации, нормальные – для их уравновешивания.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Методика библиотерапии состоит из нескольких этапов:

1.Самоподготовка психотерапевта/психолога.

Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры (списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения). Для начала нужно взять несколько жанров по 2-3 названия. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты.

2.Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.

Во время очередной беседы с клиентом ему задается ряд вопросов. Например, «Назовите пять ваших любимых книг»; «Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?»; «Какие оказали на вас наибольшее влияние?»; «Какие авторы, по вашему мнению, наиболее на вас похожи?»; «Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?».

3.Составление списка.

Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия.

4.Выработка системы чтения.

Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. При этом учитываются следующие принципы: степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги); герой книги должен быть клиенту «по плечу»; максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.

Учет последнего принципа особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера.

В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции.

В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.

При групповой форме библиотерапии группы подбираются по степени начитанности и читательским интересам.

Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические процессы характеризуются широтой. универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность.

1.Успокоение. Клиента может успокаивать специально подобранная публицистическая, художественная литература. Чтение такой литературы приводит клиента в состояние покоя, умиротворения.

2.Удовольствие. Люди с проблемами чувствуют себя отделенными от мира своей проблемой и ограничены в получении удовольствия из этого мира. Чтение хорошей книги, особенно если книга достаточно сложная или динамичная, дает клиенту необходимое дополнительное удовольствие.

3.Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у клиента возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой тем не менее с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.

4.Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

Этот вид библиотерапии используется в качестве дополнения к другим методам, применяемым в работе с данным клиентом. Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определенный, хорошо известный список малых книг, достаточно простых, гарантирующих ясное и легкое понимание проблемы.

Из произведений художественной литературы и публицистики подбираются книги, пронизанные чувствами гуманизма, мягкости, доброты, интеллигентности.

Для большей эффективности воздействия клиентам рекомендуется резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме «к улучшенным» вариантам книг или глав. В зависимости от проблемы клиента психолог либо рекомендует клиенту строго определенный набор книг, либо только ограничивает и обращает внимание клиента на определенную область литературы.

Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта.

Контроль над психическими процессами осуществляется путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, может изменять воздействие на личность как при обычных, так и при сильных переживаниях.

Контроль можно разделить на несколько степеней:

    понимание своего положения, воздействие на него гетеро и аутопсихогенных факторов;

    понимание роли собственной личности в развитии своего состояния;

    осознание своих истинных отношений к жизненным важнейшим проблемам.

Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, клиент может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература дает клиенту возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.

Эмоциональная проработка. Основное значение - помогает человеку проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны психолога. Это позволяет клиенту научиться более оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или измененных эмоциональных реакций.

Тренировка. Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности (недостаточно опыт, застенчивость и т.д.), клиент получает знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.

Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной проработки и умений, полученных в результате тренировки в применении к конкретной жизненной ситуации. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет ему видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет иногда к разрешению эмоционального конфликта.

Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности в библиотерапии:

Специальная литература по медицине, психологии, психотерапии, педагогике и т.д. имеет первостепенное значение, так как способна дать клиенту знания, которые ему особенно важны для стимуляции процессов успокоения, контроля и т.д. Авторитет этой литературы чаще всего ставит ее во главе других жанров. Поэтому желательно, чтобы в библио-терапевтическом рецептариуме эта литература была представлена достаточно многочисленными произведениями.

Основные задачи этой литературы - давать достаточные для правильной оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о себе, ориентировать в процессе преодоления имеющихся нарушений, стимулировать общую активность клиента и т.д.

Научно-популярная литература. Выполняет те же функции, что и специальная, но предназначена для менее подготовленных читателей, для людей с не очень высоким культурно-образовательным уровнем. Ее задача - дать наиболее общее представление о сложных областях знания по тем проблемам, которые испытывает клиент.

Философская литература. Ее предназначение - помочь клиенту получить более цельное, разностороннее представление о себе, о других, о мире в целом. Понять неизбежность разницы определенного конфликта между внешним реальным миром и внутренним субъективным; между тем. что может быть, должно быть, и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение многим клиентам. К части философской литературы может быть отнесена литературная критика, публицистика, история литературы, история философии и т.д.

Биографическая и автобиографическая литература. Описанные в ней яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности помогают клиенту быстрее и лучше понять себя, используя метод идентификации. Нередко они действуют сильнее, чем беллетристика, потому что описываются реальные факты и реальные события. Наиболее эффективны краткие яркие биографии, объемом 50-70 страниц.

Документальная литература благодаря своему фактографическому характеру и уменьшенному смягчающему фактору художественного творчества очень сильно воздействует на многих людей.

Классическая литература. Обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения. Рекомендуется пользоваться небольшими произведениями, избегая наиболее популярных, поскольку с ними связаны определенные ассоциации, трудности (типа: изучались в школе), которые приходится преодолевать.

Юмористическая и сатирическая литература. Учит клиента более широкому и объективному взгляду на жизнь. Суть юмора - обнаружение смешных сторон в любых явлениях и преображение их. Юмор позволяет клиентам более свободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера, учит техникам общения, дает возможность укреплять уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции, дефицит которых является очень актуальным, и т.д.

Афористическая литература. Находящиеся в ней наиболее ясные образы, отточенные идеи, парадоксальные, противоречивые, но всегда совершенные в своей законченности категорические образы раздвигают границы кругозора клиента. Такая литература легко усваивается, помогает вносить порядок в психическую деятельность, динамику. Клиент, читая такую литературу, привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, знакомится с жемчужинами человеческой мысли.

Фольклор, сказочная литература. В фольклоре аккумулирован опыт и мировоззрение целых наций, народов, поколений. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Передавались лишь те сказки и мифы, которые принимало большинство людей и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей. Наличие идеалов добра, правды, справедливости, простоты несет огромный психотерапевтический заряд. Используется в специфической работе с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями, в женской терапии и т.д.

Научно-фантастическая литература. Эта литература отличается от любой другой выходом за пределы обычного, характерного, обыденного. Доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, фантастическая литература позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, стимулирует активность и воображение клиента.

Детективы и приключенческая литература. Детективы и приключенческая литература занимает особое место в библиотерапии благодаря целому ряду своих особенностей, таких как популярность, легкость, доходчивость; обобщение многих обыденных жизненных явлений. Клиент - та же жертва, для него также конденсируются многие обыденные явления.

В детективе большое внимание уделяется негативным чувствам, тренировке интуиции. Большое значение имеет таинственность как способ поддержания интереса. Детектив побуждает читателя к риску, аналитическому мышлению, находчивости, позволяет выключить его из реальной ситуации и включить в фантастическую, где клиент испытывает особое чувство защищенности.

Драматургия. При чтении пьесы клиенту нередко приходится в большей степени отождествлять себя с действующим лицом, чем при чтении книги. Пьеса может научить клиента диалогу, правилам общения, особенно тех, кто испытывает проблему в личностном общении. Пьеса оставляет клиенту больше свободы для творчества, самостоятельности, развития воображения.

Педагогическая литература. Широко применяется наряду со специальной научной литературой для коррекции формирования различных качеств у родителей, педагогов, людей, испытывающих проблемы в отношении с людьми младше их в поколении.

Юридическая литература. Дает возможность клиенту разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как собственного, так и окружающих, оценить степень девиантности поведения.

Узкопрофессиональная литература. Такая литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации.

Случайная литература. В процессе диагностики выявляются книги, которые произвели на клиента особое впечатление по тем или иным причинам. Такие книги являются особо диагностичными. Клиент, анализируя с психологом причины их высокого воздействия, может прийти к осознанию собственных проблем.

В жизни каждого человека случаются ситуации, когда одно сказанное слово может вознести до небес либо больно ударить о землю. Словами можно выразить всю гамму чувств и эмоций, испытываемых нами в самых разных ситуациях, а написанные на бумаге они превращаются в великое чудо – книги.

Согласно исследованиям, проведенным в Европе, примерно 60% людей, испытывающих психологические проблемы, начинают увлеченно читать книги, что приводит к снижению уровня стресса и улучшает состояние без приема антидепрессантов. Психологи давно отметили эту особенность, поэтому библиотерапия, или лечение чтением, становится распространенной практикой лечения неврозов и депрессий.

Библиотерапия – метод психологической коррекции эмоционального состояния больного с помощью чтения специально подобранной библиотерапевтом художественной литературы. Идея лечить книгой не нова, еще в Греции врачеватели рекомендовали больным хандрой почитать свитки о приключениях мореплавателей или эпические саги о подвигах полубогов.

На Востоке издавна особая роль отводилась чтению священной книги Коран, которая не только лечила, но и вдохновляла на праведную жизнь. В просвещенной Франции чтение было одним из главных увлечений дворянства и владеющих грамотой простолюдинов, даже известный философ Жан-Жак Руссо советовал скучающим аристократам обратить свой взор на книгу, дабы избежать застоя в умах и душах.

Термин «библиопсихология» впервые был применен известным русским просветителем и писателем Н. А. Рубакиным, который в 1916 году основал свою школу библиотерапии при Женевском педагогическом институте.

Идея объединить литературоведение с психологией, разработать методическую основу, позволяющую повысить лечебно-терапевтический эффект библиотерапии, появилась у него не случайно. Изучая результаты исследований зарубежных коллег, наблюдая за применением оздоровительного чтения в лечебницах, автор пришел к выводу, что метод работает тем эффективнее, чем точнее соответствует содержание книги потребностям больного.

Чем может помочь лечебное чтение

В современном обществе тенденция к индивидуализации усиливается, разрушаются традиционные семейные связи, человек все больше чувствует себя одиноким, иногда даже сознательно отстраняется от окружающих, замыкается в себе. Депрессии, отсутствие интереса к жизни и суицидальные настроения, особенно среди молодежи, становятся нормой.

Прием антидепрессантов и седативных препаратов часто не дает длительного эффекта, поэтому все большее внимание специалисты уделяют чтению. С точки зрения психотерапевтов, современная библиотерапия как практическая дисциплина может помочь пациентам в решении таких проблем, как:

  • Осознание особенностей психофизиологических реакций на внешние раздражители.
  • Расширение кругозора, изменение взгляда на сложившуюся ситуацию, которая беспокоит пациента.
  • Снятие психологического напряжения, выход из стрессовой ситуации, избавление от чувства вины, стыдливости, закомплексованности.
  • Налаживание отношений с окружающими, выстраивание продуктивного взаимодействия с лечащим специалистом.
  • Формирование рационального отношения к заболеванию, снятие излишней замкнутости, побуждение к обсуждению заболевания без излишней эмоциональности.
  • Развитие образного мышления и воображения.

Психологи утверждают, что библиотерапия для детей является уникальным и незаменимым методом мягкого воздействия на мышление, особенно когда малыш длительное время находился в стрессовой ситуации. Сейчас это направление обособилось и получило название .

В процессе игры с педагогом ребенок получает информацию о том, что другие уже сталкивались с подобной проблемой и смогли ее преодолеть. С помощью данной методики стимулируется воображение малышей, дается стимул для развития их личности и творческого потенциала.

Области практического применения дисциплины

Библиотерапия тесно связана с такими науками, как валеология, литературоведение, психотерапия, педагогика и медицина, а применяемые ею методы лечения могут исцелять не только душу, но и тело. Механизм лечебного воздействия слова в библиотерапии исследовал основоположник психоанализа З. Фрейд, он сделал важный вывод о взаимосвязи между подсознанием, речью и состоянием тела.

Знаменитый физиолог Павлов говорил о том, что мысль, продуцируемая мозгом, порождает вполне конкретные физико-химические процессы, непосредственно влияющие на состояние организма. Слово, с точки зрения библиотерапии, – метод щадящей немедикаментозной коррекции, позволяющий заменить благоприятное воздействие окружающей среды чтением книги.

Область применения библиотерапии достаточно широка, она имеет три основных направления: лечебное, психогигиеническое или реабилитационное. Как реабилитационное средство библиотерапия незаменима при работе с людьми, получившими инвалидность разной степени тяжести и испытывающими сложности с адаптацией к нормальной жизни.

В качестве лечебного направления она ориентирована на помощь людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями или находящимся в стрессовой ситуации, затяжной депрессии. Психогигиеническое направление нацелено на работу с неблагополучными категориями граждан, выполняя прежде всего профилактическую функцию, а также с людьми, испытывающими проблемы с общением и самоутверждением.

На этапе становления эта дисциплина практиковалась как метод коррекции только в психиатрических лечебницах под контролем психотерапевтов. Далее, с развитием методологической базы, ее стали применять в реабилитационных центрах, домах престарелых, детских домах, дошкольных и школьных учреждениях, пенитенциарной системе.

Одна из важнейших функций данной науки состоит в том, чтобы помочь пациенту найти способ самоутвердиться, сформировать адекватную оценку себя как личности, научить планировать свою жизнь, помочь в развитии и самосовершенствовании. Особое внимание метод уделяет подрастающему поколению: разработана целостная система, согласно которой упражнения, выполняемые родителями совместно с детьми, помогут восстановить отношения, улучшить микроклимат в семье, объяснить на примере литературных героев, как правильно себя вести.

Так как же лечат книгой

Процесс лечебного чтения в библиотерапии довольно сложен и состоит из нескольких этапов. На первом этапе психолог тщательно изучает проблемы пациента, определяет, будет ли это групповая терапия или пациенту необходим собственный план чтения. Далее специалист по библиотерапии подбирает книги согласно рекомендациям психолога.

Особое внимание уделяется художественному содержанию произведения, образу и характеру главных героев, их духовной близости пациенту, переживаниям и терзаниям, переживаемым действующими лицами. Не рекомендуется предлагать для чтения «ужастики», философские трактаты, любовные и детективные романы, некоторые книги о приключениях.

Специалистами по библиотерапии разработан список авторов, произведения которых рекомендованы для чтения, среди них такие известные классики русской литературы, как Толстой, Тургенев, Пушкин, а также известные западные писатели. Чтение литературы, посвященной морально-бытовым вопросам, а также жизнеописанию отдельных известных личностей, оказывает особое, вдохновляющее влияние, поэтому ей отводится особая роль при подборе книг для чтения.

Специалист по библиотерапии обязательно должен учесть такой немаловажный фактор, как психологическое состояние пациента. По методике библиотерапии, не рекомендуется назначать перевозбужденным пациентам чтение книг о приключениях или войнах, депрессивным – о путешествиях.

Согласно методу библиотерапии, для каждого пациента разрабатывается отдельный план чтения из четырех частей, включающий не менее семи книг на четыре недели. Чтобы заинтересовать человека и настроить на работу, ему предлагают почитать литературу, не имеющую отношения к конфликтной ситуации.

Затем подбираются три книги, тематика которых полностью соответствует проблеме пациента, основная цель – дать читателю прочувствовать ситуацию со стороны, осознать, что любую трудность можно преодолеть. Третья часть призвана закрепить полученный терапевтический эффект, а четвертая – поддержать и вдохновить клиента.

В процессе чтения больной делает заметки о действиях героев, отмечает непонятные или спорные, с его точки зрения, моменты, выделяет страницы, которые вызвали неприятие или внутренний протест. После прочтения каждой книги с пациентом проводится специальное собеседование, цель которого – выяснить, насколько человек проникся духом произведения, правильно ли осознал суть сюжетной линии, смог ли выделить самое главное для себя.

Занятия и само чтение могут проводиться в кабинете специалиста, но библиотерапия в библиотеке, среди стеллажей и читальных столов, может оказать на человека дополнительное дисциплинирующее воздействие.

У лечения методом библиотерапии есть свои сторонники и противники, большое число как довольных, так и разочарованных пациентов. Одним из главных аргументов против библиотерапии является ее субъективность: сложно подобрать именно ту книгу, которая даст наилучший терапевтический эффект.

На данный момент также нет официальной статистики, которая подтвердила бы действенность библиотерапии или дала почву для сомнений в пользе его применения. Во всяком случае специалисты едины во мнении, что чтение, бесспорно, положительно влияет на общее развитие, и необходимо приложить усилия, чтобы популяризировать его. Автор: Наталья Иванова

Стало модным обсуждать отсутствие интереса у людей к процессу чтения, о нежелании «открыть книгу» у детей, и тем более у подростков. «Мы совсем перестали читать, и это катастрофа!», — слышим мы повсюду. Позвольте не согласиться.

О том, что сегодняшнему подростку действительно намного интереснее просидеть все 24 часа с приставкой или выложить новые фотографии с вечеринки в соцсети — бесспорный факт. Но не стоит говорить, что читать разучились все поголовно.

На самом деле мы читаем в некоторых случаях намного больше, нежели читали наши родители. Просто чтение наше переформатировалось из художественной литературы в Ее Величество Информацию.

Мы «перелопачиваем» горы нужной и ненужной информации, мы вынуждены читать сопутствующие тексты к найденному документу. Информационное поле столь стремительно разрастается, что успеть «обработать» его в состоянии далеко не каждый мозговой аппарат. И стоит сказать, что в условиях стремительного технологического развития, непрерывного повсеместного стресса и постоянно натянутых нервов всего человечества профессиональная помощь каждому из нас действительно необходима.

Речь идет о Библиотерапии. Относительно новый термин, нашедший свое почетное место самостоятельного лекаря на стыке психиатрии, психологии и библиотековедении. Что касается действенности его приведем элементарный пример из повседневной жизни.

Помните классические стрессовые ситуации, когда было совсем невмоготу, когда не хотел никого видеть, и тем более, выходить из собственного дома-укрытия? А теперь восстановите в памяти, как совершенно интуитивно Вы протягивали руку к любимой книге на полке. Разве не так?

Еще примеры? Пожалуйста:

  • Спуститесь в метро и окиньте взглядом людей, занятых столь «забытым» процессом чтения! Другой вопрос, что за книги, но человечество читает! И делает оно это подсознательно, понимая, что в чтении его спасение и немедикаментозное лечение.
  • А наши дети - это самый справедливый показатель действенности библиотерапии. С самого малого возраста малышам интересно слушать сказку, прочитанную мамой или рассказанную бабулей. Эти маленькие человечки просто обожают сказки, ведь они их успокаивают, переносят в мир фантазий и грез… Одним словом, библиотерапия для детей - это неиссякаемый родник беззаботной жизни.

Так что же таит в себе библиотерапия?

Цели библиотерапии:

  • обрисовывание проблемы как таковой;
  • проникновение в саму суть вопроса;
  • диспут на тему новизны ценностей и отношения к ним;
  • отождествление личной проблемы с понятием того, что пациент не одинок и подобного рода вопросы возникают ежедневно у множества людей;
  • подбор возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Немного об истории

В лечебных целях книгу стали применять мудрецы и правители, имеющие ключ к «Аптеке для души» очень давно! Именно таким «лозунгом» украшено книгохранилище Рамзеса II. Впервые термин «Библиотерапия» был употреблен в 1300 г. до н.э. И с тех самых далеких времен книга для человека является лучшим другом, советником и лекарем.

Множество исследований доказывает не только необходимость чтения определенной литературы для корректировки собственного настроения и психоэмоционального состояния. Самые «свежие» исследования японских ученых подтверждают также процесс структурирования жидкости внутри организма человека, читающего духовную литературу, а вода в стакане, «слышащая» чтение молитвы или псалмов (не важно какой конфессии или веры) наделяется силой «живой, целительной воды».

Библиотерапия в библиотеке

В этом разделе речь пойдет о библиотерапевтической практике, имеющей две наиболее распространённые формы (см. схему 1)

Схема 1 Библиотерапевтическая практика
Индивидуальная библиотерапия Групповая библиотерапия
Задача индивидуальной библиотерапии: в процессе чтения провести корректировку и развитие личности читающего. Индивидуально подобрать материал для чтения, дающий пациенту возможность переформатировать собственную личность или беспокоящие ее проблемы, вопросы, переживания и т.д.

Формы индивидуальной библиотерапии:

  • план чтения (разработка),
  • литературное меню (подбор),
  • беседы (исключительно личные, позволяющие вникнуть в глубину вопроса и учесть все нюансы проблемы пациента, определить его культурный уровень и область интересов, хобби и т.д.)
Задача групповой библиотерапии: не только прочитать предложенную литературу и сделать выводы, скорректировать свое отношение к вопросам, беспокоящим пациента, но и подготовиться к обсуждению, диспуту, высказыванию собственного мнения в том или ином вопросе в кругу друзей или единомышленников. Это общение в группе, а значит и групповая терапия.

Формы групповой библиотерапии:

  • встречи литературного характера (литературный салон, заседания клуба по литературным интересам, возможно использование элементов игровой технологии, организация брифингов и круглых столов с привлечением экспертов-профессионалов и т.д.),
  • классический библиотечные уроки,
  • викторины, соревнования,
  • конкурсы выразительного чтения,
  • тематические мероприятия,
  • литературные посиделки за чашкой чая,
  • литературный театр и т.д.

Обе формы библиотерапии предусматривают серьезнейший подход специалистов к этапу планирования. Ведущим критерием качественного результата лечения является четкий план работы (сотрудничества пациента, лечащих специалистов и, собственно, самого лекарства — книги), состоящий из четырех частей, важнейшим из которых является составление «Меню чтения». Речь идет об объеме по меньшей мере в семь книг и о временном промежутке, состоящем из минимум четырех недель.

Следующий этап на пути к выздоровлению — определение психологического состояния пациента. Здесь важно соблюдать определенные правила. Запрещено предлагать возбужденным людям книги о ведении боевых действий или фантастическо-приключенческую литературу, а пациент, страдающий депрессией не должен читать о путешествующих героях. В вопросе мотивирования к работе помогут книги, не описывающие конфликт, а наоборот имеющие расслабляющий сюжет и т.д.

Правильным также считается подбор трех книг. Цель этого этапа — показать пациенту возможность преодоления любой ситуации. И итоговый этап — вдохновение и поддержка человека, нуждающегося в помощи, тренировка и упражнения, закрепляющие терапевтический эффект.

Очень действенными считаются занятия с приведением конкретных примеров, выполнением заданий, помогающих разрешить определенную проблему пациента.

В отдельных случаях терапия предполагает и ведение «Литературного дневника», описание так называемого библиотекста, внесение своих ощущений в момент прочтения книги, отношения к автору или герою, его поведению…

Использование в библиотерапии именно художественной литературы

В условиях стремительного техногенного развития нам гораздо легче найти материал или книгу делового стиля или профессиональную литературу. С художественными текстами вопрос стоит гораздо острее. Здесь немаловажную роль играет также неумение современного общества полноценно расслабляться и отдыхать (мнение Е.Исаевой).

Ю.Н.Дрешер является одной из самых ярких представительниц сторонников чтения художественной литературы как в терапевтических, так и в профилактических целях. Она же, как практикующий специалист по библиотерапии, использует свое определение:
«Библиотерапия — наука, спроецированная на формирование личностных навыков и возможностей к противостоянию сложным ситуациям (стрессовым или болезненным, депрессивным и т.д. состояниям), усиливать защитные функции и силу воли, повышать уровень образованности и интеллекта на основе синтезирования ситуации чтения. Библиотерапия – специфический метод руководства чтением для библиотекаря и психотерапевтическая методика для врача. Каков терапевтический эффект различных жанров и видов литературы (в особенности художественной) вмещает главное содержание действительно специфической дисциплины — библиотерапии. В книговедческом словаре эта наука названа методом книголечения. Ее воздействие через специально подобранную, в основном художественную, литературу и психологическое, а также профилактическое воздействие на личность с повышенной мерой конфликтогенности. Библиотерапия при работе с любым возрастом, со здоровыми или больными людьми,..»

Закономерными считаются три важнейшие основные задачи библиотерапии

  • психотерапевтическая — задача, стоящая перед библиотерапевтом и/или врачами-психоневрологами, психиатрами (в зависимости от тяжести заболевания) в вопросе разрешения проблем у пациентов, имеющих неврозы. Возможна помощь и определенной категории психических больных (без участия библиотекаря);
  • библиоведческая — задача, отвлекающая больного от мыслей о неизлечимости заболевания или безнадежности положения больного;
  • вспомогательная — задача спутника терапии, усиливающего эффект лечения (специально обученный библиотекарь в тандеме с врачом-специалистом).

Психотерапевтические процессы для библиотерапии играют главнейшую роль в процессе выздоровления пациента. Специалисты, работающие в этой области демонстрируют впечатляющие результаты.

Книга как лекарство предлагает свое воздействие на пациента через такие психотерапевтические процессы как:

— успокоительное или наоборот побуждающее к действию, мотивирующее;

— дарящее позитивные эмоции (веру, радость, счастье, удовольствие, удовлетворение собой как личностью и т.д.);

— стимулирующее к постоянному росту и желанию реализации своего потенциала, духовного развития, стремления к идеалу;

— усиливающие защитные функции и вырабатывающие навыки противостояния неприятностям;

— повышающие качество и уровень образования пациента, силу воли и многое другое.

Библиотерапия представлена двумя видами.

  • Целенаправленная библиотерапия (работает над мотивированием, поднятием самооценки, воспитывает оптимизм и силу воли и т.д.);
  • Нецеленаправленная (помогает в вопросах создания настроения, желания жить и развиваться как личности, отвлекает от насущных ежедневных сложностей и т.д.)

К наиболее захватывающим и эффективным разделам библиотерапии можно отнести работу с детьми. Речь идет о так называемой «Сказкотерапии».

Очень сложно встретить ребенка, не любящего сказки, или не засыпающего в волшебном лесу в компании с Жар-птицей или доброй феей.

Этот раздел науки в последнее время активно изучается учеными-практиками такими как: Л.И. Беленькая, И.И. Тихомирова, А.В. Тумурук, А.И.Трофимова, А.Е.Алексейчик.

Результаты их исследований дают потрясающие результаты.

Они же разделяет также литературу с точки зрения библиотерапии на такие категории как:

— специальная медицинская;

— философская;

— духовная;

— биографическая (автобиографическая);

— классическая русская;

— критическая и публицистика;

— юмористическая и стилистическая;

— фольклор, сказочная;

— научно-фантастическая;

— детектив, приключенческая;

— драматургия;

— педагогическая литература;

— юридическая;

— узкопрофессиональная литература.

Каждый из вышеперечисленных жанров воздействует на читателя по-своему. Можно по-разному относиться к понятию библиотерапии и исследованиям в рамках ее. Но крайне важным является то, что человечество еще со времен доисторических и до сегодняшнего дня знает, что книги - это лучшее «Лекарство для души», не имеющее побочных эффектов и рекомендуемое мудростью поколений! И принимать его разрешено без режима или строгого рецепта врачей!