Швидак попадет впросак? Николай хаустов, звезда-энергетика: мы всегда исповедовали принцип тотального контроля над качеством Анализ имущественного состояния предприятия.

Петербургское АО "Звезда–энергетика" станет первым в России производителем дизельных и газовых электростанций из отечественных комплектующих.

Основных потребителей ее продукции, госкомпании нефтегазовой индустрии (" ", " ", " " и т. п.), из–за санкций правительство обязало покупать только отечественное оборудование. Вот петербургскому производителю и приходится все чаще заменять иностранных поставщиков на российских. Раньше комплектующие для агрегатов (сочетание двигателя и генератора) электростанций "Звезды–энергетики" поставляли известные во всем мире компании: финская Wartsila, германские MWM, MTU Friedrichshafen, американская Cummins. А теперь, в соответствии с новой политикой, производитель закупает двигатели от "Волжского дизеля им. Маминых", а генераторы - от курского "Электроагрегата". Компания уже провела первые испытания полностью отечественного дизельного агрегата мощностью в 630 кВт и начнет выпускать его летом этого года.

Из отечественных компонентов разрабатываются более мощный дизельный агрегат на 1 тыс. кВт и газопоршневой на 1,1 тыс. кВт.

Работаем на перспективу

Научно–исследовательские и опытно–конструкторские разработки частично финансирует РФ. В конце 2015 года министерство выделило "Звезде" на эти цели 70 млн рублей.

Еще 81 млн рублей из собственных средств компания направила на сооружение испытательных стендов и модернизацию мощностей, расположенных на территории Кировского завода. В итоге предприятие сможет выпускать 150 электростанций в год.

Серийное производство полностью отечественных электростанций компания планирует начать в I квартале 2017 года. Новой продукцией, по словам гендиректора "Звезды–энергетики" Алексея Андреева, интересуются в основном нефтегазовые компании.

Портфель заказов предприятия за 2015 год возрос с 11 млрд до 14,6 млрд рублей, а выручка увеличилась на 7%, превысив отметку 6 млрд рублей.

"У нас большую часть занимают длинные проекты, продолжительностью 2–3 года, что придает уверенность, так как портфель заказов сформирован до 2019 года", - оптимистичен Алексей Андреев. В работе находятся 15 проектов общей электрической мощностью 250 МВт.

В частности, компания создает энергетическую инфраструктуру порта Сабетта (ОАО "Ямал СПГ"), Юрубчено–Тахомского нефтяного месторождения (ПАО "Востсибнефтегаз", входит в ).

Рано радоваться

Емкость российского рынка модульных, дизельных и газовых электростанций эксперты оценивают в 15–20 млрд рублей в год. Российские производители занимают 20% этого рынка, остальное приходится на импорт.

АО "Звезда–энергетика" считается крупнейшим игроком. С такой оценкой соглашаются петербургские конкуренты компании - ООО "НГ–Энерго", ГК "Альянс", а также "РЭП–Холдинг", управляющий Невским заводом.

По оценке начальника аналитического отдела инвесткомпании "ЛМС" Дмитрия Кумановского, доля рынка "Звезды–энергетики" не превышает 8%.

"В год в Российской Федерации открывается 5,2 тыс. новых скважин ежегодно - нефтяных и газовых. Для их энергообеспечения требуется 10,5 тыс. генераторов, а цикл замещения у них составляет 5 лет. Потребность рынка - 2 тыс. генераторов в год", - объясняет Дмитрий Кумановский.

"Благодаря девальвации у отечественных компаний появился шанс вернуть себе рынок - из–за обесценения рубля импортная продукция стала дороже отечественной. Конкурировать с иностранными производителями, у которых объемы выпуска продукции в сотни раз выше российских, раньше было невозможно. За 20 лет российские предприятия растеряли позиции", - говорит Алексей Андреев.

Не все разделяют его оптимизм. Представитель ГК "Альянс" неавторизованно сообщил, что тоже пробует импортозамещение.

"Поставщики электростанций просто сборщики. Мы скованы тем, что в России никто не делает качественных генераторов. А двигатели с советских пор не изменились. Качество их сборки оставляет желать лучшего. Если Минпромторг готово выделять деньги, то тут нужны не миллионы и даже не миллиарды, а десятки миллиардов на новый завод по производству двигателей. А с нынешними темпами у нас еще не скоро будут свои двигатели", - полагает эксперт.

Полное импортозамещение в строительстве контейнерных электростанций невозможно. Заменить импортные комплектующие на отечественные можно максимум на 30% от стоимости агрегата. Пока у нас не будет налажено производство двигателя, ничего не сдвинется. А у нас ничего нет для производства дизеля: в 1990–е годы загублено. На заводе имени Маминых в советское время сделали тепловозный двигатель и теперь на его базе пытаются что–то изобразить. Но этот дизель как был разработкой 1970–х годов, так ею и остался.

Роман Бузанов

Технический Директор Официального Дилера Морских, Индустриальных Дизельных Двигателей И Дизель–Генераторных Установок Mitsubishi Ооо "М–Моторс"

В вопросе импортозамещения главное - не спешить. Главная задача не столько экономия, сколько создание такого оборудования, которое другим сложно получить. Что касается снижения цены на такую продукцию, то поначалу стоимость отечественного продукта будет даже выше, потому что сейчас соотношение цена–качество наиболее приемлемо у иностранных производителей агрегатов. И потом - отечественным производителям нужно будет хорошо вложиться в новые мощности, найти новых поставщиков и так далее. Снижения цены придется ждать.

Станислав Митрахович

Ведущий Эксперт Фонда Национальной Энергетической Безопасности

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

В последние годы многомиллиардные траты компании «Газпром» стали намного прозрачнее. Но только для своих

Игорь Попов

Простой вопрос: кто победит в объявленном «Газпромом» тендере на поставку грузовиков «Урал», если известно, что эту технику производит лишь один завод в мире - ОАО «Урал» из города Миасса? И если этот самый завод участвует в тендере? Ответ на вопрос не такой очевидный, как вам может показаться. Первое место в конкурсе, проходившем в 2004 году, одержало некое ООО, название которого никому ни о чем не скажет.

Гигантские траты российских естественных монополий уже стали притчей во языцех. Откаты, гирлянды посредников, подозрительное завышение цен на приобретаемую продукцию, непрозрачная отчетность-все это наносит компаниям ущерб, исчисляемый в сотнях миллионов долларов. Панацея, придуманная от этой болезни рынком, - размещение заказов на поставку товаров и услуг только через конкурсы. Однако опыт, который «Газпром» приобрел в 2005 году, показывает: внутренние враги монополии и это лекарство проглотили без особых последствий.

Завод «Волжский дизель им. Маминых» (город Балаково Саратовской области) в недоумении. В 2004 году предприятие по заказу и на средства «Газпрома» разработало мобильную дизельную электростанцию, менеджеры потирали руки в ожидании крупных контрактов. Но «Газпром» будто забыл про балаковский двигатель.

Гендиректор предприятия Виктор Хвостиков никак не возьмет в толк, почему «Газпром» продолжает покупать дизельные электростанции у питерской компании «Звезда-Энергетика» по полмиллиона за штуку, тогда как за аналогичный продукт «Волжский дизель» просит $120 000. Разницу в цене дает двигатель: у электростанций «Звезды» он американский, у «Волжского дизеля» - свой. «Я не исключаю, что среди учредителей «Звезды»-главный энергетик «Газпрома» Гаррий Шварц и его заместитель Игорь Белоусенко»,-заявил Хвостиков в интервью Forbes.

«Жигули» дешевле «Мерседеса», но это не значит, что они лучше,-объясняет в свою очередь энергетик Гаррий Шварц в интервью Forbes.-Мы покупаем около 30 станций в год, бывает и по $500 000, бывает и дороже. Только я никакого отношения к компании «Звезда-Энергетика» не имею».

Согласно информационной системе «СПАРК» агентства «Интерфакс», главный энергетик «Газпрома» в 2004 году был председателем совета директоров АО «Звезда-Энергетика», а Игорь Белоусенко - членом совета директоров компании. Гендиректору «Звезда-Энергетика» Леониду Пономареву при этом «ничего не известно» о работе Шварца в его компании. Пономарев, правда, вспомнил Белоусенко; этот менеджер, по его словам, направлен в совет директоров АО «Звезда-Энергетика» газовой монополией «для координации». «Денег за это он не получает», -уточнил Пономарев. Деньги получает «Звезда-Энергетика», выручка компании в прошлом году составила около $45 млн.

«Все закупки «Газпрома» в основном держатся на личных связях и ведутся через близкие сотрудникам монополии компании», -комментирует один из нефтегазовых аналитиков, попросивший не называть его имени в печати. Может, в этом и есть секрет успеха «Звезды»? Президент компании Николай Бех в интервью журналу «Признание» так говорит о своих методах организации сбыта продукции: «Очень большое значение имеет деловая репутация руководителя. Ведь еще с социалистических времен моими партнерами, друзьями, коллегами были специалисты, которые сейчас занимают ключевые посты в российском производстве. Они поддерживают нас, доверяют нашим обязательствам...» Напомним, что Николай Бех в 1987-1997 годах был гендиректором КамАЗа, а в 2001-2002 годах-старшим вице-президентом газовой корпорации «Сибур».

Этот пример иллюстрирует непрозрачность закупочной политики «национального достояния». В 2004 году операционные расходы «Газпрома» превысили $30 млрд. Как были потрачены эти деньги? В бюджете компании $19 млрд проходят по маловразумительной статье «платежи дочерним компаниям», на «прочие расходы» записано $2 млрд. Насколько эффективно были потрачены эти средства, специалисты сказать затрудняются. «Это же не МКАД, где дырочку просверлил и узнал, из скольких слоев она состоит,-говорит представитель сервисной компании, пожелавший сохранить анонимность. - На газовых месторождениях попробуй проверь, сколько песка на засыпку болота ушло».

«Структура государственная, людей надо как-то кормить», - кивает один из поставщиков монополии. По его словам, желание очистить систему закупок со стороны руководства «Газпрома» заметно, но решение проблемы упирается в «среднее звено». «Крупные контракты отслеживает высший менеджмент компании, а средние и мелкие растаскиваются управленцами в отделах и департаментах,- говорит поставщик.- Воровство при закупках через откаты и фирмы-прокладки происходит и в частных компаниях, только в меньших масштабах, да и борются частники с этим эффективнее». Стоимость сложной машиностроительной продукции для «Газпрома» можно завысить в несколько раз; на простых продуктах, например трубах, «комиссия» невелика, зато объемы поставок огромны.

Заказы на строительство в этой «газовой Чечне» распределяются слишком предсказуемым образом. Возьмем хотя бы компанию «Стройтрансгаз» - 80% ее выручки (более $1 млрд в год) дают инвестиции «Газпрома» в капитальное строительство. «За многие годы сотрудничества с «Газпромом» подрядчик и заказчик хорошо «притерлись» друг к другу, что облегчает их взаимодействие»,-двусмысленно отмечают в своем отчете аналитики «Тройки Диалог».

В 1990-е годы акционерами «Стройтрансгаза» были ближайшие родственники и друзья Виктора Черномырдина, тогдашнего главы «Газпрома» Рема Вяхирева и его заместителя Вячеслава Шеремета - фундамент, на котором строились отношения заказчика и исполнителя, понятен. После прихода в «Газпром» команды Алексея Миллера звезда «Стройтрансгаза» должна была закатиться. Компанию упрекали, в частности, в неоправданно высоких расценках на услуги. На место «Стройтрансгаза» метила созданная летом 2002 года газпромовская «дочка» «Газпром -стройинжиниринг».

Однако ничего не изменилось. Доля «Стройтрансгаза» с 2003 года в программе капитального строительства «Газпрома» и аффилированных с ним структур снизилась всего на 1 процентный пункт - до 44% в 2005 году. Близких родственников «старой гвардии» в компании уже нет, зато здесь работают яркие представители вяхиревской команды - к примеру, бывший зампред правления и главный бухгалтер «Газпрома» Ирина Богатырева. И «Газпром» по-прежнему платит «Стройтрансгазу» слишком много денег. По расчетам Вадима Клейнера, директора по корпоративным исследованиям фонда Hermitage Capital Management (миноритарного акционера «Газпрома»), строительство газопроводов (в том числе силами «Стройтрансгаза») обходится монополии в 3,4 раза дороже, чем заказчикам в других странах. «Отсутствие реальной конкуренции в капитальном строительстве не позволяет снизить стоимость строительно-подрядных работ с одновременным повышением их качества»,-сообщает Счетная палата в отчете по проверке деятельности «Газпрома».

В «Газпроме» эти данные не комментируют. Гигант (выручка за 2005 год, по предварительным оценкам, $44,6 млрд, чистая прибыль - $15,4 млрд) вообще не привык мелочиться. За бурение скважин монополия платит на 44-57% дороже, чем американские и канадские коллеги. Затраты «Газпрома» на разработку Заполярного месторождения в 2004 году составили $8,5 на один баррель прироста нефтяного эквивалента. Расходы «НОВАТЭК», ведущего разработку на соседнем месторождении, оказались на 75% меньше. Данные по проектам 2005 года появятся к середине 2006 года, но аналитики уже говорят, что революции в «Газпроме» не свершилось.

Помните, один из поставщиков отмечал желание руководства «Газпрома» очистить систему расходов от прилипал? Дело это непростое, начинать надо с малого. Для обеспечения своей жизни и деятельности монополия закупает продукцию тридцати тысяч наименований -транспорт, топливо, трубы, газоперекачивающие агрегаты, электростанции, спецодежду. В прошлом году на эти цели было потрачено около $4 млрд.

В июле 2004 года совет директоров «Газпрома» утвердил положение о размещении заказов на поставку материально-технических ресурсов компании преимущественно на конкурсной основе. Предполагалось, что уже в 2005 году доля закупок МТР на конкурсной основе составит 50%, в 2006 году - 80%. По расчетам ООО «Газком-плектимпэкс», «дочки» «Газпрома», обеспечивающей монополию материально-техническими ресурсами, закупки на открытых тендерах сэкономят (при условном годовом бюджете закупок в 90 млрд рублей) 3,7 млрд рублей в 2005 году и почти 6 млрд рублей в 2006 году.

В декабре стали известны первые результаты этого эксперимента. Как сообщили Forbes в «Газпроме», в 2005 году на закупку материально-технических ресурсов было выделено 113 млрд рублей, 40% из них получили поставщики, победившие на открытых конкурсах. Экономический эффект от внедрения конкурсных процедур в 2005 году в «Газпроме» оценивают в 1,5 млрд рублей.

До запланированного не дотянули, но лиха беда начало. И кто победители конкурсов? В «Газпроме» Forbes заверили, что газовая монополия не работает с «фирмами-однодневками и компаниями с сомнительной репутацией». Смотрим результаты соревнований. Известно, что газовая монополия в основном закупает трубы (700 000-800 000 т) производства трех российских и одного украинского заводов - Волжского, Выксунского, Челябинского и Харцызского. Но победителем конкурса на поставку в будущем году более 240 000 т труб признано московское ООО «Торговый дом «Трубная продукция», учрежденное некой неназванной гражданкой России в сентябре 2004 года с уставным капиталом 10 000 рублей.

По свидетельству Вадима Клейнера, годом ранее закупки труб для «Газпрома» производились через ООО с похожим названием - «Трубный торговый дом». Фирма, зарегистрированная в марте 2003 года с уставным капиталом 10 000 рублей, продала газовой монополии продукции на $700 млн. Владельцем удачливого предприятия тоже являлась гражданка России, некая Елена Русская.

Разумеется, «Газпрому» виднее, как и с кем ему работать. Но миноритарным акционерам газового концерна вряд ли понравятся данные, которые демонстрирует Вадим Клейнер: до 2002 года включительно монополия приобретала продукцию Харцызского трубного завода напрямую; в 2003-2004 годах продукция украинского предприятия выросла в цене на 1%,но «Газпрому», который подключил к поставкам посредников, харцызские трубы обходятся теперь на 35% дороже.

Почем продает товар газовому концерну учредительница «Торгового дома «Трубная продукция», корреспонденту Forbes установить не удалось. Указанный в учредительных документах ООО телефон, как выяснилось, находится в квартире жилого дома; обитатели квартиры на все вопросы о «Газпроме» испуганно отвечают: «Вы ошиблись номером». Впрочем, директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко тоже никогда не слышал о таких крупных операторах рынка, как ТД «Трубная продукция» и «Трубный торговый дом».

Вот еще пример. «Газпром» традиционно использует на своих производствах газоперекачивающие агрегаты, произведенные «Пермскими моторами» и рыбинским «НПО «Сатурн». Однако в конкурсе на поставку этого дорогого (от 80 млн до 200 млн рублей) оборудования победили некие ООО, учрежденные другими ООО из Новосибирска и Горно-Алтайска.

«НПО «Сатурн» стабильно поставляет газоперекачивающие агрегаты «Газпрому» начиная с 1999 года»,-говорит начальник отдела рыбинского предприятия Александр Троицкий. Как в схеме поставок задействованы посредники, Троицкий обсуждать отказался. По его словам, это коммерческий секрет. Секрет «Газпрома» или поставщиков? «Когда предприятия совместно работают, появляются общие коммерческие секреты»,-объясняет Троицкий.

Почему среди победителей тендеров «Газпрома» так много малоизвестных фирм? Руководитель «Газкомплектимпэкса» Валерий Голубев отказался отвечать на этот вопрос. «Валерий Александрович-добрый человек и не хочет ни с кем ссориться»,-пояснили его отказ в компании.

Можно предположить, что с введением конкурсного распределения заказов в жизни «Газпрома» и его давних партнеров мало что изменилось. Если раньше посредник поставлял компании товар «по дружбе», то теперь он это делает как победитель конкурса. Немало способствуют этому непрозрачность конкурсной системы, отсутствие внятных объяснений, как в каждом конкретном случае определяется финалист. А также то обстоятельство, что к участию в тендерах допускаются не все желающие, а только те, кого пригласит «Газпром».

«Hermitage Capital ежегодно ставит перед «Газпромом» вопросы о системе закупок МТР, но ответов мы не получаем. На любую другую критику они реагируют, но эту меньше всего комментируют,- говорит Вадим Клейнер.-В зону закупок МТР акционерам и аналитикам доступ закрыт».[...]

«Нужен приказ о закупках напрямую у производителей,-уверен руководитель машиностроительного холдинга, ежегодно поставляющего «Газпрому» продукции на 1 млрд рублей.- Понятно, что посредники никогда не дадут лучших условий, чем заводы». Но такого приказа пока нет. А если появится, не будет ли найден способ обойти и это ограничение? Пока на все «неудобные» вопросы в «Газкомплектимпэксе» отвечают хладнокровно: «Управлению безопасности ООО «Газкомплектимпэкс» неизвестны случаи разоблачения коррумпированных сотрудников ОАО «Газпром».

Николай Анатольевич, ваше предприятие начинало, как известно, с оказания инжиниринговых услуг. Но понадобился всего год работы, чтобы создать целый производственный комплекс. Откуда это нескромное название - «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» - и что вас подтолкнуло к организации производства?

Откуда нескромное название «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»? В Питере есть старое, прославленное дизелестроительное предприятие, которое называется «Звезда». На этом предприятии было подразделение, занимающееся энергетическим машиностроением, где выпускались аварийные электростанции, в том числе и для стран СЭВ. И вот в 2001 году от этого предприятия отпочковалась группа людей, которые специализировались на энергетике. Отсюда название «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА».

Может быть, изначально и была идея оказывать только инжиниринговые услуги, а производство размещать на стороне. Но мы всегда исповедовали принцип тотального контроля над качеством на всех стадиях жизненного цикла - как на стадии проектирования, конструирования, так и производства. И эволюционно пришли к тому, что нужно иметь собственную производственную базу, которая позволит осуществить этот принцип. Таким образом, через некоторое время после создания основного предприятия в состав ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» вошла производственная компания «Петромодуль», ставшая прообразом нашего сегодняшнего производственного комплекса.

Мы теоретически понимаем, что есть специализация как способ эффективной организации общественного труда. Есть определенные преимущества, но, к сожалению, жизнь и реальные условия нашей действительности подталкивают нарушать теоретические постулаты и приходить к натуральному хозяйству. Сначала мы покупаем АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) ЭСН (электростанции собственных нужд), потом, сталкиваясь с теми же проблемами, создаем собственное производство. И таким образом, с одной стороны, мы вроде как «распыляемся», а с другой стороны, гарантируем управляемость этими вещами.

- Судя по тому, какие «капризные» у нас заказчики, ваш посыл был правильным….

От заказчиков зависит все. Но с ними бывает непросто вести разговор. Иногда они упорно не хотят понимать, что даже один агрегат, который является сердцевиной нашей электростанции, в среднем изготавливается 7-9 месяцев. А заказчики считают, что электростанцию можно получить по принципу «горячего пирожка» - через месяц, максимум два. Поэтому мы должны управлять всем жизненным циклом, запараллеливать работу, иметь много агрегатов на складе для того, чтобы удовлетворять их требования. Перевоспитывать наших заказчиков было бы дороже и сложнее.

Организация производственного комплекса обеспечила вам лидирующие позиции на тот момент в области малой энергетики и энергетического машиностроения. К какому лидерству вы стремились - по издержкам, скорости вывода продукта на рынок, надежности и безопасности оборудования?

Мы нацеливались на то, чтобы добиться постоянства в работе с заказчиком. Если он пришел к нам один раз, то должен приходить еще и еще. Мы обязаны были слышать, чего он хочет, и делать это на высоком уровне. Если мы занимаемся аварийными электроснабжающими устройствами, то там необходимо быстро подхватывать нагрузки оборудования. Если это электростанции постоянно работающие, то необходимо иметь максимальный межремонтный цикл, длительный срок эксплуатации, ремонтопригодность и прочее. То есть мы всегда старались закрепить за собой заказчика. И наш 12-летний опыт показывает, что почти все заказчики, которые есть у нас в списке, приходят к нам многократно.

- … то есть для вас важно доверие ваших постоянных заказчиков?

- … и постоянное расширение нашей клиентской базы. Если еще 5 лет назад ключевыми в портфеле заказов компании были проекты для «Газпрома», то за последние несколько лет у нас появился свой «конек». Это попутный нефтяной газ, шахтный метан («Воркутауголь»), атомная тематика, это уже в большом количестве газотурбинные электростанции, сырая нефть (и все это мы планируем тиражировать!). Сейчас к нашей деятельности проявляют живой интерес и лесозаготовительные производства, в стадии реализации проект на биотопливе (древесная щепа). То есть мы при сохранении того, что имеем, стараемся захватить бОльший плацдарм и прирасти новыми заказчиками, которые, опять же, будут приходить к нам снова и снова.

А что на тот момент, когда компания только создалась, требовалось потребителям продукции энергомаша? В чем поступательность вашего движения?

Тогда в основном это были аварийные источники питания. Традиционный наш стратегический заказчик - газпромовские компрессорные станции, которые нуждались в аварийных источниках на случай пропадания сетевой энергии.

Потом стратегический заказчик решил уйти от зависимости от РАО ЕЭС и создать собственную генерацию. Газпромом было принято решение о независимом энергоснабжении своих компрессорных станций по всей линии. Тогда они стали использовать газ, газопоршневые моторы, и мы начали в большом количестве производить такие машины.

Следующий виток связан с вопросом об утилизации попутного нефтяного газа. Мы уже больше других построили (15 было введено и еще 10 будет введено в строй) электростанций на попутном нефтяном газе. Уверен, что и шахтеры откликнутся на успешный выход ОАО «Воркутауголь», потому что сырая нефть в разы дешевле топлива, так же, как и попутный газ.

Что выходило на первый план при заключении договоров с заказчиками - цена, качество, скорость выполнения заказа?

Коварный вопрос. Как говорится, если хочешь быстро, недорого и хорошо, то выбирай два пункта. На самом деле важно и первое, и второе, и третье. Но вначале ведь было все совсем по-другому. Мы имели 100% авансирование от Газпрома. У нас с тех пор остались хорошие сроки изготовления - 185, 260 дней. Но заказчику всегда нужно срочно, даже если решение уже принято, и проект одобрен. Скорость отклика, скорость реакции на требования заказчика - это очень важные показатели для любой компании, такой как наша.

Конечно, мы не из дешевых, и не уходим в этот сегмент рынка - там есть кому работать. Но мы качественные, надежные. В подтверждение - тот факт, что около 60 тысяч часов наработали наши электростанции на попутном нефтяном газе (например, электростанции для ОАО «Ритэк»), памятуя, что 8 тысяч часов равно году. Это и есть надежность как ключевой показатель качества.

- В чем вы видели риски, когда занимали нишу? Чего опасались?

Невыполнения требований технического задания. Еще не было достаточно компетенций на тот момент. Например, положено, чтобы за определенное время энергоустановки подхватывали строго определенный процент нагрузки, а у нас не получалось бы это. И заказчик был бы тогда вправе сказать: «Вы не справляетесь с возложенными на вас задачами, мы вас будем менять».

Был и финансовый риск. Чтобы создать бизнес в области работы электростанций, нужно иметь финансовый потенциал, потому что приходится иметь достаточное количество ходовых агрегатов на складе, чтобы быстро реагировать на потребности рынка. А каждый агрегат стоит сотни тысяч долларов. Но компания с этим справилась.

Провал мог бы быть на первом этапе, если бы у заказчика не было желания и ресурса оплачивать аварийные источники питания, если бы у заказчика не было желания и ресурса оплачивать создание собственной генерации. Но специфика нашей компании состоит в том, что мы работаем «там, где кончается асфальт», куда линии электропередач если и доходят, то с большим дефицитом. А иногда (Салехард, Яр-Сале) там просто нет ничего, нет ни одной линии, там все - автономная генерация. Поэтому, и как первый вариант - аварийники, - так и электростанции, мы были уверены, станут востребованы.

- Трудно не согласиться… Но стране и применение аварийных систем не помешало бы расширить. Как думаете?

- «Блокауты» говорят о том, что в стране еще практически нет системы резервирования обязательного аварийного обеспечения: что Москва, закольцованная сетью, наполовину осталась без света, что Питер, имеющий периодические отключения электроэнергии. И только состоятельные заказчики сегодня создают себе аварийные источники. А есть страны, где наличие аварийных источников прописано законодательно. Например, в Израиле жилой дом не сдается без аварийного источника питания. Я уже не говорю про военные объекты, больницы. И таких стран очень много.

- За счет каких средств финансировалось производство?

Во-первых, мы никогда не были одни - развивались в группе с другими компаниями. И, как я уже отмечал, вначале было 100% авансирование от Газпрома, потом 70%, сейчас осталось 30-40%, а где-то и 0. Но к тому моменту, когда авансовые платежи пошли на убыль, мы уже нарастили мускулы. У нас теперь есть и кредитная история, и залоговое обеспечение. Сейчас банки под контракты без проблем финансируют и нас как известную и надежную компанию, и наших известных заказчиков.

- Каким образом у вас поддерживается изначальное намерение «слышать рынок и понимать его потребности»?

У нас существует ассортиментный совет, где маркетологи, продавцы говорят, что будет востребовано рынком, а мы стараемся нашу компетенцию преломить для удовлетворения этих потребностей.

Насколько за последние 7 лет изменился ваш ассортимент, направления, подходы к производству, учитывая развитие рынка энергомашиностроения и высокие технические требования заказчиков?

Если 7 лет назад у нас была львиная доля дизельных электростанций, и мы мечтали выпускать две многоагрегатных газопоршневых в год, то сейчас мы делаем 10 таких в год и считаем, что этого мало.

Если раньше двумя основными направлениями считались нефть и газ, а все остальное было «исчезающе малой величиной», то сегодня, наоборот, мы ставим во главу угла при сохранении присутствия на углеводородном рынке идти в инфраструктуру в широком смысле этого слова, в атомную энергетику, в ЖКХ.

Что касается производственных подходов… Мы сначала интсталировали в свой состав «Петра-Модуль». Но по прошествии нескольких лет поняли, что необходимо обновлять станочный парк, технологию для сокращения срока производства электростанций, потому что мы все делаем от начала и до конца - от раскроя материала до стендовых испытаний.

Мы пригласили немецкую компанию, которая описала нашу технологию и насытила оборудованием. Задача была сделать так, чтобы качество повысилось, а сроки и цена изготовления снизились (за счет оптимального раскроя материала). То есть мы выпрямили технологию, сделали ее максимально логичной для того, чтобы добиться и улучшения качества, и сокращения срока изготовления и сокращения издержек производства. При этом будет значительно повышена доля автоматизации производства, уменьшена доля ручного труда в себестоимости продукции.

Насколько сильным для вашего предприятия было влияние (или давление) со стороны конкурентов? Кого вы считаете достойным конкуренции с ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»?

Вообще конкуренция в нашей нише высокая. Присутствие конкурентов всегда мотивирует, заставляет быстрее принимать решения. Но нам удается на протяжении нескольких лет быть на полкорпуса впереди, мы все равно остаемся на лидирующих позициях.

Дизельными электростанциями не занимаются только ленивые, но мы ушли туда, куда другим еще не допрыгнуть по разным причинам - и по компетенции, и по финансовым возможностям.

Достойные конкуренты и Энерготех, и НГ-Энерго, но у нас есть чем им ответить. Мы считаем, что у нас в каждом сегменте свои преимущества.

Такое впечатление, что вам удается работать без проблем. Но это, конечно же, невозможно. Какие из них для вас существенны? Как вы их решаете?

Я вижу очень серьезную проблему в системе среднего и высшего профобразования. У нас высокие требования ко всем сотрудникам, начиная от рабочих и заканчивая руководителями. И хороших технических специалистов найти архисложно. Мы имеем прямой контакт с лучшими лицеями и вузами Санкт-Петербурга. Мы берем на практику студентов, лучших оставляем у себя. И далее их тоже обучаем на различных курсах, в том числе и за рубежом, хотя это и не дешево. Например, в Германии обучение правилам эксплуатации электростанций, стоит десятки тысяч евро, но мы на это идем.

Большой плюс, что среди менеджмента нашего предприятия приличный состав ученых (16 кандидатов, 1 доктор наук), есть научно-технический совет. И это не какое-то формальное образование, а тот самый коллективный мозг, через который мы пропускаем проблемы, когда они появляются. За ученую степень мы делаем доплату.

В стадии реализации создание ИТЦ - большого инженерного технического центра. В нем мы соединили несколько разрозненных ранее подразделений и отделов с целью улучшитьвзаимодействие инженерных и технологических служб, и чтобы использовать здесь принцип единоначалия.

Это совершенно нормальная ситуация, когда в инжиниринговой компании создается единый многоотраслевой научно-инженерный центр. Наши ребята из скромности назвались ИТЦ, хотя по существу это научно-технический центр. Его задача, как и всей компании, улучшать то, что имеем, и делать то, чего не умели вчера. Здесь «две руки»: в одну поступает абсолютно новая информация, в другую - об обновлении того, что уже есть у нас в «копилке». В этот ИТЦ в последствии войдут еще и другие подразделения. И совершенно логично, что любой посыл из вне там обрабатывается, и выдается техническое решение. Да и мне облегчило управление создание такого центра.

- Предприятия всех отраслей озабочены сокращением издержек, увеличением доли рынка и ускорением вывода на рынок новых изделий. Без этих шагов крайне сложно достичь лидерства и удерживать позиции. И здесь не последнюю роль играют ИТ-решения. Что характерно для вашей ИТ-стратегии и как она вписывается в общий стратегический контур предприятия, ориентированный на лидерство?

Использование продвинутых ИТ-продуктов стало стилем работы в компании. Все построено на электронном документообороте и самых передовых инженерных системах. Но я могу сказать, что если я когда-то был потрясен московской ИТ-продвинутостью, когда работал там, то получил такое же удивления, придя в нашу компанию, увидел, что здесь тоже, не жалея средств, занимаются развитием ИТ-технологий. Хотя, конечно, еще есть возможности для совершенствования структуры, для оптимизации потока документооборота внутри. Но в этом не виноваты специалисты ИТ-службы. Компания довольно быстро выросла - в несколько раз за последние годы. Поэтому нам надо осмотреться и навести порядок.

Мы используем видео-конференции. Мы сократили поездки в Москву, Воркуту и так далее. Любой заказчик может беспрепятственно провести с нами видео конференцию.

Положительный опыт мы получили и от использования АСУ ТП. Ранее подобную систему мы покупали за границей за большие деньги. Года 4 назад мы приняли решение создать сначала отдел, а теперь уже мощный департамент. И сегодня он обеспечивает нам полную программу - АСУ разрабатываем на любых элементных базах, которые только нужны заказчику. Также поставили перед департаментом сверх задачу - обслуживать по АСУ и технологические процессы в других отраслях - нефтепереработка, цементное производство. Мы говорим нашим потенциальными клиентами: «Опишите нам технологический процесс, а мы предоставим АСУ этого технологического процесса; скажите, какая элементная база вам подходит, и мы ее сделаем либо сами предложим на выбор любую».

- Вы отслеживаете планы государства в области энергетики? Каковы здесь ваши ожидания и пожелания?

Мы смотрим, что планирует государство. Например, утилизация попутного газа. По большому счету для экологии земного шара все равно, где сжигать газ, - в Новом Уренгое или на Сретенке. Загрязнение будет одинаковое. Но мы сжигаем и очень много полезных вещей, и для собственника этого «факела» целесообразно использовать для получения полезной энергии этот продукт. Поэтому строят наши электростанции.

Мы хотим понять, когда все-таки нефтедобывающие компании будут иметь обязательный объем разведывательного бурения. А разведка осуществляется там, где нет сетей. Поэтому наши электростанции должны быть приводами для разведывательного бурения. Пока же такое впечатление, что высасывают все, что разведано. А раньше был норматив 1,8 тонны добычи, 1,8 разведки, чтобы иметь запас.

Мы хотим верить, что будет принят нормативный акт по поводу того, чтобы ни одна больница, школа, да и жилые дома не сдавались в эксплуатацию без аварийных источников питания, особенно в северных районах.

Конечно, было бы хорошо провести в Госдуме закон, направленный на обеспечение всех значимых сдаваемых объектов аварийными источниками. Но такого ресурса у нас нет.

Но если брать в целом те направления, на которые ориентируется наша компания, то все-таки их нам диктует рынок. Мы живем по его законам. Если нам государственные программы будут близки по компетенциям, мы в них с удовольствием примем участие. Но сейчас мы работаем «от заказчика» - слушаем его чаяния и видим серьезную перспективу в работе с ним.

Подготовила Ольга Лазарева

АО "Звезда-Энергетика" запустило сборочное производство автономных источников электроэнергии из российских комплектующих. Производственная мощность первой очереди составит 150 изделий в год. Пока спрос на агрегаты невысок, но на предприятии надеются на отложенный спрос. Эксперты называют проект перспективным, аргументируя это возможным ростом рынка и необходимостью менять устаревшие мазутные автономные мощности на Дальнем Востоке.


В конце прошлой неделе петербургское АО "Звезда-Энергетика", специализирующееся на строительстве автономных электростанций, официально объявило о запуске нового сборочного производства на своей производственной площадке на территории Кировского завода. На предприятии продемонстрировали первый автономный источник электроэнергии, полностью собранный, по словам руководства компании, из российских комплектующих. Дизельный двигатель установки произведен на балаковском ОАО "Волжский дизель имени Маминых", электроагрегат поставило курское ОАО "Электроагрегат". На предприятии их смонтировали в единую установку, оснастив системой управления.

Прежде "Звезда-Энергетика" закупала готовые источники энергии у зарубежных поставщиков, выстраивала вокруг них обеспечивающую инфраструктуру и поставляла заказчикам. Однако за последние два года экономические условия изменились: курс рубля по отношению к доллару упал почти в два раза, из-за чего стоимость техники иностранного производства для российских покупателей увеличилась пропорционально. Кроме того, после ведения технологических санкций в отношении российских нефтегазовых компаний монополисты начали выставлять поставщикам технического оборудования требования о наличии в продукции определенной доли российских комплектующих.

"Некоторые госзаказчики прописывают в тендерной документации запрет на участие в конкурсе подрядчиков, которые не могут доказать, что поставят российский продукт", — объяснил председатель совета директоров компании "Звезда-Энергетика" Николай Хаустов.

Продемонстрированная в пятницу на предприятии установка была заказана в начале 2014 года "Газпромом" для обеспечения электроэнергией Чаяндинского месторождения в Якутии. Газ именно этого месторождения наполнит газопровод "Сила Сибири" после его достройки, чтобы после переработки на заводе по сжижению природного газа отправиться в порты Китая и других потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона.

Электроагрегат "Звезда-ДГ-630-400-03" обладает номинальной мощностью 630 кВт. Удельный расход дизельного топлива на номинальной мощности при нормальных атмосферных условиях составляет 239 г/кВт ч. Масса снаряженной установки не превышает 11 тонн. Агрегат может быть как основным, так и резервным источником питания.

Производственная мощность первой очереди — около 150 изделий в год при работе в одну смену. Если потребность возрастет, предприятие сможет увеличить объемы производства. Руководство завода предполагает выйти на 150 электроагрегатов с марта 2016 по март 2017 года. На сегодня модульное производство "Звезды-Энергетики" загружено на 65-70%.

"Условно говоря, готовый электроагрегат мощностью 630 кВт всегда стоил $110-120 тыс. Планируя сборку российской установки, мы ставили себе лимитную цену не выше зарубежного аналога. Мы в нее уложились", — утверждает Николай Хаустов.

По словам Николая Хаустова, "Звезда-Энергетика" подала заявки на участие в ФЦП по трем проектам: дизельный агрегат на 1000 кВт, газовый на 1100 кВт и дизельный на 1600 кВт. Расходы на НИОКР, которые должны быть завершены к концу 2016 года, составят 250 млн рублей. За календарный год предприятие планирует выйти на пилотные проекты. В августе "Волжский дизель имени Маминых" отгрузит двигатель для установки мощностью 1000 кВт.

Как рассказал "Ъ" генеральный директор "Звезды-Энергетики" Алексей Андреев, для сборки источников электроэнергии компания наймет не менее 40 сотрудников. "До конца года мы планируем продать около 30 единиц электроагрегатов мощностью по 630 кВт", — добавил господин Андреев. На данный момент в работе около десяти заказов. Среди заказчиков — "Газпром", нефтегазовые компании и судостроительные предприятия, входящие в ОСК.

Начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский отметил, что в данном случае речь идет о росте производства, но пока в рамках дозагрузки имеющихся мощностей. "Более резкое увеличение штата потребуется, если будут открываться новые производственные линии", — сказал эксперт.

По словам господина Хаустова, предприятие рассчитывает на отложенный спрос, который возник в отрасли во время первой волны кризиса. "В 2008 году случился кризис, и первые полгода 2009 года заказов не было вообще, а за вторую половину года мы сделали полтора года производственной программы", — рассказал он.

Дмитрий Кумановский полагает, что ставка на отложенный спрос оправданна. "Вопрос энергообеспечения Дальнего Востока, испытывающего недостаток стационарных мощностей, нужно решать: необходимо заменить выработавшие свой ресурс неэффективные мазутные станции. Соответственно, на рубеже 2018-2020 годов в России будет существенный спрос на мобильные генерирующие станции", — уверен аналитик.

Руководство АО "Звезда-Энергетика" не называет срок, в течение которого окупятся расходы на НИОКР, поскольку спрос на электроагрегаты неравномерен в течение года. Осенью большое количество заказов поступает "под зимник". Кроме того, в конце года госзаказчики осваивают заложенные в бюджете деньги. "Мы уверенно себя чувствуем, когда получаем годовую выручку 8-10 млрд рублей. Меньше 8 млрд рублей — мало. Больше 10 млрд рублей — трудно", — добавил Николай Хаустов. Он также отметил, что объем продаж в прошлом году достиг рекордной планки в 15 млрд рублей, часть оборота пришлась на экспортные заказы.

Стоит отметить, что в обозримом будущем "Звезде-Энергетике" может потребоваться новый поставщик дизельных двигателей для установки мощностью 630 кВт, так как "Волжский дизель" с весны прошлого года проходит процедуру банкротства, в декабре на предприятии введена процедура внешнего управления. На возврат долгов предприятия претендуют "Новикомбанк" и "Газпромбанк". В начале марта в арбитражный суд поступило требование "Альфа-банка" утяжелить реестр требований кредиторов на 225 млн рублей, включив в него кредитную организацию. Процедура наблюдения продлится до 31 мая 2017 года, после чего предприятие из Саратовской области либо разберется с долгами, либо пойдет с молотка.

Дмитрий Кумановский оценивает перспективы сборочного производства положительно. "Рынок автономной распределенной генерации, основанной на двигателях внутреннего сгорания, составляет в Восточной Европе, куда входит РФ, около $150 млн. Но к 2018-2020 году может вырасти на 18 процентов, до $180 млн. Поэтому новое конкурентное по цене и качеству производство вполне может поглотить объемы производства новых российских генераторов", — считает он.

Основной спрос обеспечивает коммунальное хозяйство и распределенная генерация в дальних населенных пунктах, куда нецелесообразно тянуть ЛЭП. Также спрос идет со стороны нефтегазовой отрасли, где необходимо обеспечивать энергией обустраиваемые месторождения. Соотношение этих двух отраслей — примерно 60% на 40%.

Герман Костринский


1. Описание ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»

2. Описание отрасли

3. Оценка финансового положения ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»

3.1 Анализ имущественного состояния

3.2 Анализ платежеспособности

3.3 Анализ финансовой устойчивости

3.4 Анализ деловой активности

3.5 Анализ рентабельности

4. Анализ организационной структуры и правовой формы ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»

5. Разработка учетной политики ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» на 2011 год.

1. Описание ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»

Компания «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» была создана в начале 2001 года коллективами Управления по маркетингу и продажам Санкт-Петербургского машиностроительного предприятия ОАО «Звезда» и финансово-снабженческой компании «Полимет». Оба коллектива с 1999 г. имели опыт производства и поставки стационарных и модульных электростанций на базе дизельных двигателей. Первый контракт на поставку профильной продукции ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» был подписан 7 февраля 2001 года – эта дата и стала официальным Днем Рождения компании.

Первым крупным проектом компании стало участие в разработке программы развития малой энергетики Республики Саха (Якутия) совместно с РАО «ЕЭС России». В августе 2001 года компания «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» начала сотрудничество с ОАО «Сибнефть», подписав договор на поставку 11 электростанций для электроснабжения Чукотского АО и 6 электростанций для буровых установок. В ноябре того же года компания получила статус официального уполномоченного дилера Cummins Engine Company Inc. - ведущего мирового производителя энергетического оборудования.

На первоначальном этапе ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» являлось инжиниринговой компанией. Компания развивалась стремительными темпами: расширялись производственные мощности, в коллектив приходили ведущие инженеры, конструкторы и руководители, появлялся опыт реализации сложных проектов. И на сегодняшний день «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» предлагает реализацию комплексных энергетических решений в сфере малой энергетики: от консультаций специалистов компании и разработки ТЭО до послегарантийного обcлуживания и обучения персонала заказчика.

За 8 лет компанией «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» произведено порядка 750 энергомодулей и свыше 130 многоагрегатных электростанций. Их суммарная электрическая мощность - около 600 МВт, тепловая мощность - порядка 75 МВт.

2. Описание отрасли

Роль энергетики в мировой и отечественной экономике продолжает возрастать, и в настоящее время энергетика становится в центр мировой политики. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.
Важными отраслями российской энергетики являются электроэнергетика, ядерная, топливная, геотермальная энергетика, гидроэнергетика, биоэнергетика и др. В настоящее время вопросы в области энергетики регулируются Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 года N 1234-р, Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федеральной целевой программой "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2006 года N 605, Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2008 года N 215-р. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р утверждены Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года.
В настоящее время мировой энергетический рынок в полной мере испытывает на себе давление международного финансового кризиса, конкуренция ужесточается, и зависимость российского экспорта от стран-транзитеров становится больше.
В период экономической нестабильности в стране законодательство в области энергетики нуждается в дальнейшем совершенствовании. Наиболее приоритетными для России остаются вопросы энергоэффективности и энергосбережения, создание новой законодательной базы международного сотрудничества в сфере энергетики, выработка российской энергетической доктрины, завершение поэтапного перехода к полностью конкурентному рынку электроэнергии, совершенствование правового механизма в сфере тарифного регулирования энергетики.

3.Оценка финансового положения ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»

На базе данных первой и второй форм бухгалтерской отчетности предприятия ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» за 2007,2008 и 2009 года, я оценила финансовое состояние за 2007-2009 года. Были произведены: анализ имущественного состояния, анализ платежеспособности, анализ финансовой устойчивости, анализ деловой активности и анализ рентабельности.

Оценка представлена в виде таблиц анализа и выводов.

3.1 Анализ имущественного состояния предприятия

2007 год

Показатели Абсолют.величина Удельны вес Отклонения Изм.итога
(тыс.руб) в % абсолют. уд.веса к велич. баланса
начало конец начало Конец вел.(тыс.руб) в % на нач.г. в %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
АКТИВ
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
1.НМА:
Объекты интеллект.собственн. 4 7 0,000454153 0,000401239 3 -0,000052914 75 0,000347288
в т.ч.у патентооблад.на изобрет, пром.обр. 4 7 0,000454153 0,000401239 3 -0,000052914 75 0,000347288
товарный знак 71 71 0,00806122 0,00406971 0 -0,00399151 0 0
2. ОС: 25483 35078 2,893296698 2,01066608 9595 -0,882630619 37,65255268 1,110743243
машины и оорудование 37832 51143 4,295381262 2,931509645 13311 -1,363871617 35,18449989 1,540917489
транспорт. Ср-ва 4091 7707 0,464485217 0,441764168 3616 -0,02272105 88,38914691 0,418597975
производственный и хоз инвентарь 1433 1761 0,162700395 0,100940275 328 -0,06176012 22,88904396 0,03797017
другие виды ОС 51 65 0,005790454 0,003725791 14 -0,002064663 27,45098039 0,001620678
3.Доходные вложения в мат ценности 47836 67407 5,431218493 3,863759862 19571 -1,567458631 40,91270173 2,26559208
имущество, передаваемое в аренду 52891 52891 6,005154639 3,031704761 0 -2,973449878 0 0
4.Долгосрочные финансовые вложния 139 139 0,015781825 0,007967461 0 -0,007814364 0 0,341963058
5.отложенные налоговые активы 7471 10425 0,848244698 0,59755955 2954 -0,250685148 39,53955294 0,341963058
Итого по разделу I 80967 113081 9,19285617 6,481787187 32114 -2,711068982 3,717603804
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
1.Запасы: 477109 992846 54,17014851 56,90979459 515737 2,73964608 108,0962631 59,70311494
сырье, материалы и др.аналог.ценности 232307 512703 26,37574368 29,38806463 280396 3,012320953 120,7006246 32,45940202
затраты в незаверш. Пр-ве 137973 325599 15,66522095 18,66328938 187626 2,998068435 135,9874758 21,72009502
готовая продукция и товары для перепрод. 89341 106269 10,14362596 6,091324295 16928 -4,052301664 18,94762763 1,959631226
товары отгруженные 15470 29873 1,756437622 1,712316204 14403 -0,044121418 93,10277957 1,667330373
расходы буд периодов 2018 18401 0,229120305 1,05474276 16383 0,825622455 811,8434093 1,896540547
2.НДС 7381 29061 0,83802625 1,665772477 21680 0,827746227 293,7271372 2,509735644
3.Краткосроч.ДЗ: 283150 513360 32,14837186 29,42572378 230210 -2,722648083 81,30319619 26,64973444
расчеты с покупателями и заказчиками 180772 362205 20,52454698 20,76154021 181433 0,236993225 100,365654 21,00317653
авансы выданные 31567 50213 3,584063763 2,878202174 18646 -0,705861589 59,06801407 2,158511569
Прочая 70809 100942 8,039534039 5,785981396 30133 -2,253552643 42,55532489 3,488277868
4.Краткосрочные финансовые вложения 32 81179 0,003633226 4,653168986 81147 4,64953576 253584,375 9,393796971
вклады в УК других организаций 33 0 0,001891555 33 0,001891555 0 0,00382017
ценные бумаги 70201 0 4,023911553 70201 4,023911553 0 8,126658301
предоставленные займы 32 903 0,003633226 0,051759834 871 0,048126609 2721,875 0,100829324
депозитыне вклады 10042 0 0,575606043 10042 0,575606043 0 1,162489176
5.Денежные средства 31441 14387 3,569757936 0,824660838 -17054 -2,745097098 -54,2412773 -1,97421733
6.Прочие оборотные активы 680 680 0,077206049 0,038977505 0 -0,038228544 0 96,28228043
Итог по разделу II 799793 1631514 90,80714383 93,51815549 831721 2,711011662 103,9920329 96,28228043
Баланс 880760 1744596 100 100 863836 0 98,07847768 100
Сравнительный аналитический баланс ОАО "ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА"
Показатели Абсолют.величина Удельны вес Отклонения Изм.итога
(тыс.руб) в % абсолют. уд.веса к велич. баланса
начало конец начало Конец вел.(тыс.руб) в % на нач.г. в %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ПАССИВ
III.Капитал и резервы
1.УК 72000 72000 8,174758163 4,127029983 0 -4,047728181 0 0
2.Резервный капитал 71 71 0,00806122 0,00406971 0 -0,00399151 0 0
3.Нераспределенная прибыль 14729 27939 1,672305736 1,601459593 13210 -0,070846143 89,68701202 1,529225455
Итог по разделу III 86800 100010 9,855125119 5,732559286 13210 -4,122565833 15,21889401 1,529225455
IV.Долгосрочные обязательства
1.Займы и кредиты 92000 0 5,2734272 92000 5,2734272 0 10,65016971
Займы 92000 0 5,2734272 92000 5,2734272 0 10,65016971
2.Отложенные налоговые обяз-ва 5104 0 0,29256057 5104 0,29256057 0 0,590852893
Итог по разделу IV 97104 0 5,56598777 97104 5,56598777 0 11,2410226
V.Краткосрочные обяз-ва
1.Займы и кредиты 80000 418730 9,083064626 24,00154534 338730 14,91848072 423,4125 39,21230419
кредиторская задолженность 713960 1128752 81,06181025 64,6999076 414792 -16,36190265 58,0973724 0,007489837
поставщики и подрядчики 294343 574457 33,41920614 32,92779532 280114 -0,491410822 95,16584393 32,42675693
задолженность перед персоналом орг 151 254 0,017144284 0,014559245 103 -0,00258504 68,21192053 0,01192356
задолженность перед гос внебюд фонд 546 2184 0,061991916 0,125186576 1638 0,06319466 300 0,189619326
задолженность по налогам и сборам 13179 23035 1,496321359 1,320362995 9856 -0,175958364 74,78564383 1,140957311
прочие кредиторы 405742 528822 46,06726009 30,31200347 123080 -15,75525663 30,33454757 14,24807487
Итог по разделу V 793960 1547482 90,14487488 88,70145294 753522 -1,443421937 94,90679631 87,22975194
Баланс 880760 1744596 100 100 863836 0 98,07847768 100

2008 год