Мистика гоголя во время прощания с есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на арбате. Сергей Никоненко: «Прочитав воспоминания первой жены Есенина, я понял, что она идет ко мне домой А что это за руины рядом с вашим центром

Из интервью Сергея Петровича Никоненко_2002 год "Литературная газета":

...мне пришла в голову идея создания музея, поскольку много знал, много было накоплено… В воспоминаниях Анны Романовны Изрядновой прочитал, что она где-то недалеко от меня жила, на Сивцевом Вражке. Но точного адреса не было, разыскал его, просмотрев в ДЭЗе домовые книги. Когда нашел эту квартиру, то здесь был крысиный рассадник. Даже бомжи не ночевали, только костры жгли… Начал восстановительную работу в 95-96-м годах, и вот уже к настоящему моменту здесь около тысячи экспонатов. С ремонтом мне очень помогло правительство Москвы и лично Ю. М. Лужков.

Музей рассчитан на людей разного возраста - от школьников до пенсионеров. Для этого он и создавался, чтобы как можно больше людей узнали о гениальном поэте земли русской. Ну, а что особенного? Для меня он, конечно, особенный во всем, поскольку это мое детище.

******
ОДнако все эти годы в Музей попасть не удавалось. Для входа надо было надиктовать информацию на автоответчик и ждать рассмотрения "заявки". Но ответа не было. И вот счастливые обстоятельства позволили побывать в комнате Анны Романовны Изрядновой и на той самой кухне, где в 1925 году Есенин сжигал бумаги перед отъездом в Ленинград...

СМотрите фоторепортаж с места событий, дорогие друзья...

Поворачивая с Сивцева Вражка во двор дома видишь вот такой проемчик между жилым подъездом и входом в крыло, где и жила много лет Анна Романовна Изряднова до последних дней своей жизни.


Эту решетчатую дверь, закрывающую вход, мы привыкли видеть в закрытом состоянии. Но - о чудо! - многие двери рано или поздно открываются. :)

Зайдя в квартиру и пройдя небольшую прихожую,почти со входа можно увидеть коридорчик, уходящий вперед. Белая дверь - это санузел, кажется. Не уверена на 100%.... А вот направо за углом и прячется крохотная комнатка первой жены Сергея Александровича и его сына. ЗДесь они жили вдвоем... И в эту комнатку мы скоро зайдем...

Квартира была коммунальная. И Анна Изряднова никогда не жила здесь одна,и никогда не было полновластной хозяйкой квартиры. Хотя и комнатушка - это уже что-то. Учитывая тот факт, что у Есенина и ее не было. Этот кадр сделан из комнаты напротив, где жили соседи Анны Романовны. В полуоткрытую дверь мы видим фрагмент ее комнатки.

Если я не ошибаюсь, на этой фотографии Изрядновой 30 лет. То есть от этой Анны Есенин уже давно ушел... 1921 год - Есенин на пике славы, на пике своей привлекательности. Ужасно молодой. Ужасно красивый. Ужасно талантливый. А Анна Романовна, как это часто бывает, все же стала выносливым и надежным кирпичиком на пути к его славе. Как знать - если бы не такие первые серьезные отношения случились в жизни юного Сергея, на что бы и когда решился он далее...

Некоторое время Изряднова и Есенин жили вместе на съёмной квартире около Серпуховской заставы.

Анна вспоминала: "Только что приехал из деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук.С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно не велел даже с женщинами разговаривать - "они нехорошие. Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...". 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием...

Аня - гимназистка...

Про отношения Сергея с первой гражданской женой писать тут не буду, потому что на куче сайтов можно прочитать, что "не заладилось" и все такое. Есть даже более жесткие формулировки "брак сразу показался Есенину ошибкой". не могу ничего сказать про то, кому и как показалось и насколько сразу. Думаю, что жизнь дала такой вираж, что удержаться в лодке семейной жизни просто не удалось. Слишком серьезное и большое надвигалось и становилось реальностью...


Это все фотографии экспозиции МУзея....Картины, предметы, книги. Все это накопленные вещицы того времени. Но перейдем к более серьезным экспонатам...

Якобы личная перчатка Сергея Есенина... Забытая где-то и подобранная кем-то... Даже,кажется, говорилось кто подобрал, но у меня не зафиксировалось....

Приборы и посуда из Астории-Англетера. На них стоит гравировка "Astoria". Во время проживания Есенина в Англетере гостиницы все же имела свое название, несмотря на единый "холдинг" с Асторией. Поэтому не исключено, что в Англетере существовали приборы со своей персонализацией...

Юра Есенин и Татьяна Федоровна. В семье любили Юрия, всегда считали своим, родным, любимым. Очень тепло к нему относились.

Ну вот тоже - как будто бы личная вещь!.. Трость Есенина. Если подлинная, то эту рукоятку грела Есенинская рука. Та же рука, что выводила драгоценные строки.

Теперь несколько фотографий личных вещей Анны РОмановны Изрядновой. Подлинных ее вещей.

Адрес: г.Москва, Петровский пер., д. 5 , м. Чеховская, Пушкинская, Тверская

Дом принадлежал купцу Алексею Бахрушину - известному меценату и собирателю театральной старины. Здесь, на третьем этаже в квартире № 46 снимал комнаты поэт Анатолий Мариенгоф. С 1918 по 1923 вместе с ним проживал и Сергей Есенин. На входной двери висело объявление: "Поэты Есенин и Мариенгоф работают. Посетителей просят не беспокоить". Есенин тогда действительно много работал - он заканчивал "Пугачева".

В распоряжении поэтов было три комнаты. Причем, одна из них - бывшая ванная комната. По воспоминаниям А. Мариенгофа - это было лучшее место в квартире. "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… Вся квартира, с завистью глядя на наше теплое беспечное существование, устраивала собрания и выносила резолюции, требующие установления очереди на житье под благосклонной эгидой колонки… ".

В гости в Есенину и Мариенгофу ходила, практически, вся творческая элита серебряного века. Здесь бывала поэтесса Надежда Вольпин, поэт Сергей Городецкий, актриса Зинаида Райх, танцовщица Айседора Дункан и многие другие.

В память о том времени на фасаде дома установлена мемориальная доска с барельефом.

Где еще можно найти описание дома? На сайте агенств по аренде и продаже элитного жилья. Кто знает, может когда-нибудь здесь появиться и ваша памятная доска. Жизнь удивительна и непредсказуема. Ну, а мы идем дальше.

В концепциях:

> Свидание с прошлым. Сергей Есенин

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Сегодня романтический вечер с Сергеем Есениным. Захватите томик его стихов!

Сергей Есенин: встреча с прошлым

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Устройте себе романтический вечер с Сергеем Есениным! И захватите томик его стихов.

Окончил церковно-учительскую школу, летом переехал в Москву и начал работать в конторе мясной лавки купца Крылова, у которого служил его отец.

Крылову принадлежало домовладение по Б.Строченовскому пер., д. 24. В Центральном государственном историческом архиве г.Москвы хранится «Дело московской городской управы. Об оценке владения, принадлежащего Крылову Николаю Васильевичу». Раскрыв его, мы узнаём, что, согласно приложенному плану 1910-1914 гг., во владении значилось под № 24 (с различными номерами квартир) четыре жилых строения.

«I. По переулку деревянный двухэтажный дом с таковою же во дворе пристройкой для сеней и принадлежностей».

На первом этаже этого дома были расположены: харчевня А.Ф.Крыловой, овощная и мясная лавки домовладельца, помещение служащих при харчевне. На втором этаже - три квартиры жильцов.

«II. Во дворе при въезде прямо деревянный двухэтажный дом с таковою же пристройкой для сеней и принадлежностей».

На каждом этаже этого дома было по две квартиры: N№ 5, 6 - на первом, N№ 7, 8 - на втором.

«III. Во дворе на правой при въезде стороне за домом I каменный трехэтажный дом с жилым подвалом для принадлежностей и с пристройкою для сеней».

В этом доме размещалось шесть квартир.

«IV. В глубине двора на правой стороне деревянный двухэтажный флигель на каменном подвале».

В подвале этого дома были квартиры N№ 9, 10; на первом этаже - N№ 11, 12; и на втором - N№ 13, 14.

В настоящее время единственно существующим зданием является восстановленное строение II. В этом доме, в одной из комнат квартиры № 6, заселенной служащими купца Крылова, жил отец Сергея Есенина - Александр Никитич, работавший в то время старшим приказчиком в мясной лавке. Именно в эту квартиру, в гости к нему, приезжал на неделю Сергей в июне 1911 г. Сюда прибыл он, переехав в Москву в 1912 г., до своей прописки 18 августа в кв. № 11. Здесь он часто бывал у отца в 1912-1915 гг., проживая в Москве; сюда приезжал и позже, когда Александр Никитич покинул село Константиново.

Мемориальное значение этого дома бесспорно, и сейчас здесь создается экспозиция, будет открыта мемориальная комната Есениных - отца и сына.

Квартира № 11, в которой жил Сергей Есенин с августа 1912 г., находилась в строении IV на первом этаже. Она состояла из кухни, передней и трех комнат, с общей площадью квартиры 6,3 кв. сажени (около 28 кв.м). Можно представить, какой, при двух семьях соседей, была комнатка Есенина , имевшая одно окно.

О соседях Есенина в квартире № 11 нам помогает узнать само охранное отделение, которое в ноябре 1913 г. завело на поэта журнал наружного наблюдения.

Московская охранка интересовалась, у кого жил Есенин , с кем встречался. 6 ноября полицейскому надзирателю 2-го участка Пятницкой части было предложено: «Выяснить негласно и донести подробно, с кем проживает С.А.Есенин в кв. 11». Из его сообщения от 11. ноября узнаем, что «вместе е поэтом проживала семья каменщика и семья рабочих фабрики Ганзина».

Из письма М.П.Бальзамовой, датированного по содержанию весной 1913 г., мы знаем: «На квартире я теперь в № 13».

В квартире № 13, находившейся в этом же строении IV, на втором этаже, Есенин жил, видимо, лишь некоторое время весной 1913 г., а затем вновь поселился в квартире № 11.

В литературе о Есенине до сих пор бытует мнение, что мясной магазин Крылова, в котором работали отец Есенина и сам поэт, помещался рядом, на соседней улице Щипок.

Это, наверное, потому, что в одном из писем Г.А.Панфилову адрес С.Есенина читается так: «Москва, Щипок. Магазин Крылова. Александру Никитовичу Есенину, и для меня».

Мы знаем, что «Колониальная и мясная лавка» купца Крылова была расположена в «собственном доме», а домовладений Н.В.Крылова на улице Щипок не имелось. Следовательно, адрес мясной лавки - Б.Строченовский пер., 24. Именно этот переулок, а не тихий<Щипок, был и людным, и торговым. Только в одном коротком квартале, возле лавки Крылова, находились: трактир Степанова, «Замоскворецкие бани» Рыкова, ресторан «Древность». Имеет свое объяснение и адрес - «Москва. Щипок. Магазин Крылова». В Москве того времени адреса часто звучали так:

«Пречистенка. Мансуровский пер., дом...»

«Петровка. Салтыковский пер., дом...»

То есть Пречистенка, Петровка, Щипок употреблялись как бы для обозначения района проживания адресата.

Оставив работу в мясной лавке и не поладив с отцом, Сергей Есенин какое-то время жил в 1912 г. у председателя «Суриковского литературно-музыкального кружка» - поэта С.Й.Кошкарова.

Об этом свидетельствуют воспоминания современников:

«Некоторое время он жил у Кошкарова и посещал собрания кружка писателей».

«По совету С.Н.Кошкарова, у которого он жил, Есенин и сам переслал мне тетрадь своих стихов».

К моменту встречи с Сергеем Есениным Кошкаров (псевдоним - «Сергей Заревой») был тридцатичетырехлетним присяжным поверенным, автором десяти стихотворных сборничков. На всех изданиях Суриковского кружка значилось: «Склад изданий у председателя кружка С.Й.Кошкарова. Новая Божедомка, д. 11, кв. 2».

Дом на нынешней улице Достоевского не сохранился, но следы его удалось отыскать в Историческом архиве г.Москвы. Домовладение по Новой Божедомской, д. 11, относящееся к Сущевской полицейской части, принадлежало Облезову Фоме Антоновичу. Напротив, через улицу, продолжают стоять величественные здания бывшей Мариинской больницы, в одном из которых, в казенной квартире штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского, родился сын Федор, будущий великий писатель.

Под № 11 значилось пять жилых домов, но три из них стояли во дворе, а два - выходили на Новую Божедомскую: строение I - двухэтажный деревянный дом на каменном подвале, в первом этаже которого помещался небольшой «Писчебумажный магазин Соколова», и строение VI, двухэтажный деревянный дом. Здесь, в первом этаже строения VI, и нашлась запись - «Кв. Кошкарова».

О своей первой встрече в Суриковском кружке с юным Есениным поэт В.Горшков писал: «Помню вечер кружка в гостинице Грачева на Каланчевской улице под Южным мос-том. В числе других вошел в маленькую, душно прокуренную комнату-номер, вернее вбежал весело и торопливо, кудряво-волосый, синеглазый тоненький мальчик.

Как фамилия? - Всем хотелось узнать нового молодого гостя.

- Есенин ,- торопливо, по-детски ответил мальчик, приступая к чтению...»

Адресная книга - «Вся Москва» позволяет йам уточнить эти сведения. А.А.Грачев был содержателем меблированных комнат «Железных дорог». Размещались они в доме Богомолова на Каланчевской ул., 612, между Каланчевским тупиком и Южным переулком.

В ранней есенинской литературе многократно писалось, что С.Есенин поступил продавцом в книжный магазин, в районе Страстной площади. Сейчас в томе 6 мы можем прочесть:

«1912. Осень. Работает в конторе книгоиздательства «Культура».

Где же была контора и как быть с районом Страстной площади?

В адресной книге «Вся Москва» за 1912 г. мы видим, что книгоиздательство «Культура» находилось на улице Кузнецкий мост. Но уже в книге 1913 года адрес книгоиздательства, а также и книжного магазина при нем,- М.Дмитровка, I13.

Нам понятно, что адресная книга на 1912 год составлялась и печаталась еще в 1911 году, и поэтому найденный адрес не противоречит выводу, что книгоиздательство «Культура» обосновалось и находилось в конце 1912 года именно здесь.

Уцелевший дом № 1 на Малой Дмитровке (ныне ул. Чехова) стоит на углу с Б.Путинковским переулком, над которым ранее возвышалась стена Страстного монастыря. А почти напротив этого дома красуется до наших дней знаменитая многошатровая церковь Рождества Богородицы «что в Путинках» - интереснейший памятник первой половины XVII века.

Известно, что весной 1913 г. Сергей Есенин распространял среди рабочих социал-демократический журнал «Огни», намеревался печататься в нем, но журнал вскоре был закрыт. Его редакция находилась по адресу: Сретенка, Пушкарев пер., д. 15, кв. 314.

В марте 1913 г. С.Есенин поступил на работу в типографию товарищества И.Д.Сытина. Корпуса типографии занимали большую площадь и выходили на две улицы: ул. Пятницкая, д. 81 и ул. Валовая, дома 22 и 2815.

«Рабочие типографии,- пишет в книге «Юность Есенина» Ю.Л.Прокушев,- часто заходили в мясной магазин. Один из них - корректор Воскресенский - заинтересовался приехавшим из деревни сыном приказчика, пишущим стихи, и отправился с Сергеем Есениным к поэту Ивану Белоусову...». Об этом вспоминал и сам И.Белоусов в сборнике «Памяти Есенина».

«Белоусов Иван Алексеевич,- читаем мы в адресной книге,- Соколиная, собственный дом. Литературно-художественный кружок; Московское отделение кассы Взаимопомощи литераторов и ученых; О-во любителей Российской словесности. Редактор-издатель журнала «Путь».

Изогнутая, довольно короткая Соколиная улица (ныне Семеновский кереулок) все так же лежит между Малой Семеновской улицей, сохранившей свое название, и бывшим Измайловским камер-коллежским валом, буквально в двух шагах от станции метро «Семеновская». Но ничто уже не напоминает здесь строений и уклада того далекого времени.

И вновь помогают нам материалы Исторического архива. Владение в Лефортовской части за полицейским номером 24, по улице Соколиной, с 15 сентября 1909 г. «...по окладным книгам Городской Управы числится за Московским мещани-ном Иваном Алексеевичем Белоусовым».

Из семи небольших одно- и двухэтажных домов, расположенных во владении и, в основном, сдаваемых жильцам, нас интересует более других здание II, полностью занятое домовладельцем.

«По улице (Соколиной.- В.Б.) на особом дворе, отделен-ном садом, деревянный одноэтажный дом с мезонином и с двумя пристройками для сеней и принадлежностей».

В этом доме, с семью комнатами «в этаже» и пятью комнатами «в мезонине», и принимал Белоусов юного поэта.

В сентябре 1913 г. С.Есенин начал заниматься в городском народном университете им. А.Л.Шанявского. Адрес университета: Миусская площадь, 3-я Миусская улица.

По воспоминаниям Ефима Шарова, «собственного помещения суриковцы не имели, и собрания членов происходили то на квартире Кошкарова, то в литературно-художественном кружке, а то просто в каком-нибудь трактире. Вот тогда-то и появился Сергей Есенин...»

Адрес литературно-художественного кружка был: Б.Дмитровка (ныне Пушкинская), 15 (дом Вострякова на углу с Глинищевским (ныне ул. Немировича-Данченко) переулком).

Известно письмо Сергея Есенина Ширяевцу (от 21 января 1915 г.), написанное на бланке: «Суриковский литературно-музыкальный кружок. Москва, Александровская ул., д. 8, кв. 18».

Адрес этот встречается в объявлениях и извещениях кружка с декабря 1914 г. Но, зная, что в этой же квартире находилась редакция журнала «Доброе утро», возглавляемая суриковцем Деевым-Хомяковским, можем предположить, что и Суриковский кружок находился здесь уже с сентября 1914 г. (с даты выхода первого номера этого журнала), и Сергей Есенин приходил именно сюда до самого отъезда в Петроград, в марте 1915 г.

Александровская ул. (ныне Октябрьская) начиналась от бывшей Екатерининской площади (пл. Коммуны). Дом № 8 тоже Не сохранился, и узнать о нем мы можем лишь из материалов Исторического архива.

Суриковский кружок снимал для своих собраний помещение во владении Гавриила Константиновича Рязанцева. Среди принадлежавших ему пяти домов - дом (здание IV) с трехкомнатной квартирой № 18 на первом этаже, находившийся во дворе\справа. Был он деревянным, двухэтажным.

Николай Саркановский, друг юности С.Есенина , вспоминал: «Однажды взволнованный Есенин сообщил мне, что он добился того, что профессор Сакулин обещает беседовать с ним по поводу его стихов. Вскоре Сергей с восторгом расска-зывал мне свои впечатления о разговоре с профессором. Особенно одобрил ok стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...»

Допустима версия, что беседа могла состояться и на квартире профессора Павла Никитича Сакулина - Трубниковский, 3 (дом купчихи Петровской М.Я.).

Из донесений филеров, наблюдавших за Есениным 5 ноября 1913 г.: «В 9 час. 45 мин. вечер, вышел из дому с неизвестной барынькой. Дойдя до Валовой ул. постоял мин. 5, расстались. «Набор» (кличка С.Есенина , данная охранкой.- В.Б.) вернулся домой, а неизвестная барынька села в трамвай, на Смоленском бульваре слезла, пошла в дом Гиппиюс с Дворцового Проезда, пошла в среднюю парадную красного флигера № 20 с Теплого пер. во дворе флигер правая сторона квар. в среднем парад, в низу на лево, где и оставлена; кличка будет ей «Доска».

Что это за «барынька», охранка постаралась узнать очень скоро: «Для ее опознания филер сообщил приметы полицейскому надзирателю 1-го участка Хамовнической части: «Лет 20, среднего роста, телосложения обыкновенного, темная шатенка, лицо круглое, брови темные, нос короткий, слегка вздернутый». На что полицейский надзиратель сообщил в московскую охранку: «По приметам подходит Изряднова Надежда Романовна, 21 г., крестьянка Ряжского уезда, Подвислинской вол<ости>, деревни Прянки - корректор типографии Сытина».

Полицейский надзиратель ошибся, указав вместо Анны Романовны Изрядновой, с которой дружил тогда Сергей Есенин и которая также работала корректором в типографии Сытина, на ее родную сестру Надежду Романовну, прожива-ющую в этой же квартире.

Филер, следуя за «барынькой», описал и дом, и расположение квартиры достаточно полно. Нам останется лишь добавить по материалам Исторического архива, что владение по Теплому переулку (ныне ул. Тимура Фрунзе), д. 20, принадлежало классному художнику архитектуры Карлу Карловичу Гиппиусу. А в средней парадной «красного флигера» во дворе, на первом этаже, действительно занимала квартиру из трех комнат под № 28, семья Изрядновых, хозяин которой и три его дочери, работали в типографии И.Д.Сытина. В этой квартире Сергей Есенин бывал на протяжений нескольких лет.

В 1914 г. Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой. В письме поэту А.В.Ширяевцу от 21 января 1915 г. Есенин сообщает свой адрес: «Москва. 2-й Павловский пер., д. 3, кв. 12».

Все три коротких Павловских переулка, сохранившие свои названия, начинались от бывшей площади Александровских казарм и заканчивались, упираясь в железнодорожные пути Московской товарной станции (ныне между улицами Павловская и Дубининская).

Владение по 2-му Павловскому пер., д. 3 принадлежало Горшковой Анастасии Васильевне. «Дело московской городской управы. Об оценке владения...» отражает как раз тот момент, когда домовладелица к своему двухэтажному деревянному дому, стоящему по переулку, сделала в 1914 году двухэтажный пристрой со стороны двора, с новыми квартирами N№ 9, 10 - на первом этаже, и N№ 11, 12 - на втором.

Возможно, что С.Есенин и А.Изряднова в квартире № 12 этого пристроя, были самыми первыми жильцами. Дом этот также не сохранился.

Вот что вспоминала о жизни Есенина в этой квартире А.Р.Изряднова: «В сентябре поступает в типографию Чернышева-Кобелькова (из типографии И.Д.Сытина Есенин ушел в мае 1914 г.- В.Б.), уже корректором. Живем вместе около Серпуховской заставы, он стал спокойнее. Работа отнимает очень много времени: с восьми утра до семи вечера, некогда стихи писать. В декабре он бросает работу и отдается весь стихам, пишет целыми днями... В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем). Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире... В марте поехал в Петроград искать счастья».

Да, переступив порог именно этого дома, уехал Есенин из Москвы к Блоку , уехал навстречу своему будущему.

Адрес типографии торгового дома «Чернышев Д. и Кобельков Н.» был следующим: «Мясницкая, Банковский пер., д. 10».

В воспоминаниях поэта Д.Н.Семёновского читаем: «Был солнечный мартовский день, и мы от Кошкарова пошли к жившему в Замоскцоречье гусляру-суриковцу Ф.А.Кислову... На крыльце одноэтажного дома мы позвонили. Нас встретил седобородый старичок в длинном сюртуке. Он весь лучился добротой, радушием. Увидев Есенина , обрадовался:

Сережа, милости просим!.

Поиски в Историческом архиве г.Москвы домовладения Федора Александровича Кислова в Замоскворечье успехом не увенчались. Не помогла и адресная книга «Вся Москва». И только позже, в юбилейной статье С.Кошкарова «Поэт-гусляр Ф.А.Кислов», встретился правильный адрес: «Грохольский пер., 3-й проезд, дом 5».

Это позади бывшей Шереметевской больницы, напротив университетского ботанического сада. Сергей Кошкаров был другом Кислова и часто бывал у него. Федор Александрович занимал там небольшую каморку у своей дочери.

7 февраля 1915 г. Сергей Есенин присутствовал на заседании редакционной комиссии Суриковского литературно-музыкального кружка, состоявшемся на квартире Г.Д.Деева-Хомяковского. Квартира Г.Д.Деева находилась по адресу: 3-й Самотечный пер., 1535, вблизи от Екатерининского парка.

Литератор Н.Н.Ливкин вспоминал: «Молодежь, группировавшаяся вокруг журнала, весьма охотно посещала литературные «субботы» «Млечного пути». Они проходили обычно живо и интересно. За столом писатели, поэты, художники, скульпторы, артисты... На одной из «суббот» меня познакомили с очень симпатичным, простым и застенчивым, золотоволосым, в синей косоворотке пареньком.

- Есенин ,- сказали мне.

Редактором-издателем журнала «Млечный путь» был Алексей Михайлович Чернышев, приказчик торгового дома «А.Колесников». В его квартире была редакция журнала, там же проходили и литературные «субботы». Адрес ее был - ул. Садовническая (ныне Осипенко), д. 9, кв. 5637, по соседству с существовавшей и тогда центральной электростанцией г.Москвы.

В данной статье приведены только те адреса, которые уточнялись автором.

Москва Есенина ― бурная, тесная, душная. Выросший на рязанских просторах поэт так и не смог привыкнуть к городской сутолоке, но именно сюда, в Первопрестольную, он всегда возвращался. В Москве можно насчитать десятки адресов, связанных с именем Есенина, но мы остановимся на нескольких из них.

Серей Есенин впервые приезжает в Москву в 1911 году и останавливается у своего отца в «Общежитии одиноких приказчиков во владении купца Н.В. Крылова». В небольшом двухэтажном деревянном доме Александр Никитич занимал три комнаты. Квартира 6 в этом здании — единственный официальный адрес, по которому был прописан будущий поэт.

Работа на фабрике, куда его устроил отец, Сергею не нравилась. После родительских хлопот в 1913 году его берут на работу в типографию Сытина. Там поэт знакомится со своей «гражданской» женой Анной Изрядновой. Как она писала в своих мемуарах: «С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение у него было угнетенное, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать».

Ситуация изменилась уже через пару лет. Есенина хорошо печатали, хотя это и не приносило большого дохода. Отношения с Изрядновой, в которых родился сын Юрий, распались, но с его матерью поэт на всю жизнь сохранил дружеские отношения.

В 1995 году в Большом Строченовском переулке открылся музей поэта. Сегодня его экспозиция включает в себя около шести тысяч экспонатов, среди которых личные вещи, фотографии, прижизненные издания Есенина.

Квартира Есенина и Мариенгофа


В 1918 году Сергей Есенин встречается с другим молодым поэтом ― Анатолием Мариенгофом. Их знакомство переросло в большую дружбу. В квартире № 46 друзья занимали три комнаты, одной из которых служила бывшая ванная. В своих воспоминаниях Мариенгоф пишет: «Мы жили вместе и писали за одним столом… У нас были одни деньги: его ― мои, мои ― его. Проще говоря, и те и другие ― наши. Стихи мы выпускали под одной обложкой и посвящали их друг другу».

Такую гармонию нарушали только свирепые московские морозы. Есенину и Мариенгофу приходилось спать на одной кровати, «наваливая на себя гору одеял и шуб». И бывали дни, когда уют ледяного кабинета друзья меняли на обитание в маленькой ванной комнате. «Ванну мы закрыли матрасом ― ложе; умывальник досками ― письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику», ― отмечал Мариенгоф.

В этой квартире нередко собиралась творческая элита Серебряного века, сюда жена Есенина Зинаида Райх привозила дочку Танечку, чтобы познакомить её с папой. Сам поэт прожил здесь до 1923 года, в память об этом периоде на здании установлена мемориальная доска.

В 1919 году Есенин и Мариенгоф с разрешения председателя Моссовета Льва Каменева открыли на Большой Никитской улице «Лавку имажинистов». Сначала они продавали в магазине букинистическую литературу, но затем стали выставлять и свои издания. Лавка была известна на всю Москву, наибольшей популярностью пользовались стихотворные сборники Есенина. Поэт нередко сам стоял за прилавком. По воспоминаниям революционерки, приятельницы поэтов, Мины Свирской, «делал это он очень неуклюже. Лазал по полкам, чтобы достать нужную книгу. Долго не находил. Растерянно суетился».

В свою очередь, мемуарист Виктор Мануйлов писал: «Есенин не любил торговать книгами, но охотно их надписывал и, как мне вспоминается, порою вызывал недовольство своих компаньонов, когда брал с прилавка книжку стихов и дарил её посетителю».

Есенин и Мариенгоф не всегда работали за прилавком. На втором этаже был расположен «кабинет дирекции», обставленный как салон: с мягкой мебелью и круглым столом. Здесь хозяева отдыхали и принимали гостей.

С танцовщицей Айседорой Дункан Есенин знакомится в свой 26-й день рождения у театрального художника Жоржа Якулова в его мастерской на Большой Садовой улице, 10 (здесь же расположена ). Великая «босоножка» с первого взгляда влюбилась в поэта, и они вместе поехали в её студию на Пречистенке. По дороге извозчик уснул и трижды объехал церковь Святого Власия в Гагаринском переулке. Как позже вспоминал Илья Шнейдер, поехавший вместе с парой, он разбудил старика. А Есенин радостно рассмеялся и сказал извозчику: «Повенчал».

Настоящая свадьба Есенина и Дункан состоялась весной 1922 года. После этого поэт переехал жить в особняк, но паре из-за гастролей Дункан необходимо было уезжать за границу. Вместе они побывали в европейских столицах и в США, однако уже в августе 1923 года Есенин один возвращается в Москву.

Квартира Софьи Толстой

Последним пристанищем поэта стала квартира в доме 3 в Померанцевом переулке. Сюда он поселился после свадьбы с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого, летом 1925 года. Как вспоминала младшая сестра Есенина Александра, здесь царила «мрачная музейная тишина», от чего квартира казалась неуютной и нерадостной. Однако сам поэт и его близкие возлагали большие надежды на брак, думая, что этот союз поможет Есенину справиться с депрессией, тягой к скитаниям и одиночеством.

Наступивший 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы. В этот период по всей России пройдет множество различных мероприятий. Одним из самых масштабных событий станет празднование 120-летнего юбилея известного и любимого русского поэта С.А. Есенина, которое будет отмечаться 3 октября (21 сентября) этого года. Подготовка к торжествам в культурных учреждениях столицы уже началась, а мы в свою очередь, предлагаем Вам вспомнить историю есенинской Москвы. Всего в столице около 300 адресов, где жил, выступал или бывал в гостях поэт. В нашей статье мы расскажем о некоторых из них, связанных с главными событиями жизни Есенина.

Лучше всего, что я видел в этом мире — это все-таки Москва…

С.А. Есенин

Первым и единственным официальным адресом Сергея Есенина в Москве стал дом №24 в Большом Строченовском переулке. Сюда в 1912 году юноша приехал к отцу, который почти три десятка лет служил приказчиком в мясной лавке купца Крылова. В начале XX столетия Крылов являлся хозяином четырех зданий. В двухэтажном деревянном доме, построенном по проекту архитектора М.Медведева в 1891 году, располагалось "Общежитие одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова". Здесь на первом этаже, в квартире № 6, состоящей из 3-х комнат, долгие годы жил отец будущего поэта. Поначалу Александр Никитич пристроил сына в лавку конторщиком, но такая карьера оказалась малопривлекательной для начинающего поэта, и, спустя короткое время Сергей бросил работу. Через некоторое время он покинул и отцовский дом, хотя вплоть до 1918 года дом №24 в Большом Строченовском переулке официально считался местом проживания Есенина.

В 1995 году, накануне 100-летия со дня рождения поэта, в доме, откуда началось знакомство Есенина с Москвой, открылся музей. Сегодня в представлены экспонаты, освещающие все периоды жизни Есенина, от ранней юности, до трагической смерти, но большая часть экспозиции посвящена московскому отрезку его жизни и творчества. Из всех поэтов Серебряного века Сергей Есенин теснее всего был связан с Москвой - здесь прошла почти треть его жизни, было напечатано первое стихотворение и создана большая часть произведений.

Для молодого талантливого Есенина поэзия и мясная лавка оказались несовместимы, и юноша начал искать работу, более соответствующую положению начинающего поэта. Короткое время он проработал в книжном магазине на , затем устроился в типографию "Товарищества И.Д. Сытина" на . Здесь он рассчитывал печатать свои стихотворения, и даже мизерное жалованье подчитчика корректора не испугало юношу. Сотрудники корректорской не сразу разглядели в нем дарование. Невысокий самолюбивый златокудрый паренек, которого в типографии окрестили "вербочным херувимом", нашел понимание только у Анны Изрядновой. Ей Есенин читал свои стихи, по выходным они вместе посещали занятия в университете Шанявского (университет располагался на , дом 6, с 1991 здание занимает РГГУ), слушали лекции о поэзии. В начале 1914 года молодые люди вступили в гражданский брак и сняли квартиру около . В декабре у молодой пары родился сын Юрий. Первенцу Есенин посвятил небольшое стихотворение (для печати не предназначавшееся). Сын по рождению уже считался москвичом, о чем с гордостью пишет рязанский парень, недавно начавший покорять Москву:

Будь Юрием, москвич.

Живи, в лесу аукай.

И ты увидишь сон свой наяву.

Давным-давно твой тезка Юрий Долгорукий

Тебе в подарок основал Москву.

В сентябре 1914 года Есенин занял место корректора в типографии Чернышева-Кобелькова в (дом №10). К тому времени он уже начал публиковаться. Знаменитое стихотворение "Береза", напечатанное в январе 1914 года в детском журнале "Мирок", стало первым произведением Есенина увидевшим свет. Затем его стихи начали появляться в других московских газетах и журналах, но этого казалось недостаточно. Незадолго до рождения сына Есенин решил бросить работу и посвятить себя лишь поэзии. Творчеству мешала не только работа: отношения в семье не складывались. Неудовлетворенный литературными возможностями в Москве, оставив жену и сына, в марте 1915 года молодой поэт решил переехать в Петроград. В Москву он возвратился три года спустя, но к Анне Изрядновой уже не вернулся. После разрыва супруги поддерживали дружеские отношения, Есенин иногда помогал и навещал Анну Романовну в ее квартире на .

В 1994 году в бывшей коммунальной квартире по адресу Сивцев Вражек, дом № 44, кв. 14, где проживала Изряднова с сыном Юрием, народный артист России С. П. Никоненко создал (Музей-квартиру А.Р. Изрядновой). В этой квартире первая гражданская жена Есенина прожила более 20 лет, здесь вырос и был арестован его сын (расстрелян в 1937 году), сюда в 1930-х годах приезжала его мать, и, наконец, сам поэт бывал здесь неоднократно. Перед роковым отъездом в Ленинград в 1925 году, словно предчувствуя беду, в квартире бывшей жены Сергей Есенин сжег свои черновики. Сейчас в Есенинском центре наряду с выставкой, посвященной жизни и творчеству С.Есенина, в отдельной комнате представлена экспозиция, рассказывающая об А.Р. Изрядновой.

30 июля 1917 года С. Есенин обвенчался с Зинаидой Райх. Сначала молодые жили в Петрограде в квартире Зинаиды, но семейная жизнь снова не складывалась, да и сама духовная атмосфера города на Неве была чужда юному поэту. В 1918 году Есенин решил возвратиться в Москву, а беременная дочерью Татьяной Зинаида Райх уехала к родителям в Орел.

В Москву 23-летний Есенин вернулся уже известным поэтом. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Молодой модный поэт поселился сначала в гостинице «Люкс», ныне ( , дом № 10), затем перебрался на в дом №19. Время от времени он жил то в мастерской у скульптора Сергея Коненкова на , то у других друзей и знакомых - у кого приходилось.

В это время Есенин тесно сошелся с Анатолием Мариенгофом. С 1919 года приятели стали вместе снимать квартиры и жить "одним домом, одними деньгами". Молодые люди поселились в в доме № 3 (ныне Петровский переулок, дом 5 стр. 9) - бывшем доме купца Алексея Бахрушина, известного мецената и собирателя театральной старины, рядом с (в настоящее время ). В квартире № 46 поэты занимали три комнаты, одной из которых была бывшая ванная. По воспоминаниям А. Мариенгофа - лучшее место в квартире: "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… "

В то время на квартире у приятелей собиралась почти вся творческая элита Серебряного века.

В память о тех годах на здании установлена мемориальная доска с барельефом поэта и надписью: "В этом доме с 1918 по 1923 год жил и работал выдающийся советский поэт Сергей Александрович Есенин".

Под влиянием Мариенгофа, одного из основателей и теоретиков имажинизма (литературное течение, где на первый план выходит образ, а к нему сводится форма и содержание), Есенин тоже увлекся модным направлением. В то время писатели сами открывали лавки и торговали собственными книгами и автографами. Книжный магазин появился и у поэтов-имажинистов. В "Лавке имажинистов" на (д. №15) щегольски одетый Есенин иногда сам стоял за прилавком. Его стихи расходились особенно быстро.

Еще одним проектов имажинистов стало литературное кафе "Стойло Пегаса" на 37. Раньше оно называлось "Бом" и принадлежало популярному клоуну-эксцентрику М. Станевскому, работающему в известном дуэте "Бим-Бом" (Радунский-Станевский). В 1919 году его заняли поэты-имажинисты. Театральный художник Георгий Якулов, который оформлял заведение, поместил над входом необычную вывеску - в середине в облаках находился пегас, а вокруг летящим затейливым шрифтом "парило" название кафе. Внутри на ультрамариновых стенах яркими желтыми красками были набросаны портреты имажинистов. Под портретом С.Есенина помещалась цитата:

Срежет мудрый садовник - осень

Головы моей желтый лист.

Портрет А. Мариенгофа украшало четверостишье:

В Солнце кулаком бац,

А вы там, - каждый собачьей шерсти блоха,

Ползаете, собираете осколки

Разбитой клизмы.

В клубе-кафе собиралась богемная публика того времени - поэты, писатели, художники, артисты. Бывали здесь и полукриминальный, и криминальный элемент, и "недорезанные буржуи". Известный на всю столицу своими скандальными выходками Есенин, однажды вывел одного посетителя из кафе буквально за нос. Поэту не понравилось, что мужчина говорил громче выступавшего Рюрика Ивнева. Недолго думая, Есенин взял его за нос, провел через весь зал и выставил за дверь. Как ни странно, но после этого случая количество посетителей в кафе только увеличилось.

Стоит сказать, что довольно близко от "Стойла Пегаса", в располагалось кафе футуристов - противников имажинистов.

В 1930-х годах Тверская улица была реконструирована. И сейчас лишь приблизительно можно обозначить место, где находилось кафе "Стойла Пегаса" - в районе дома №17.

Несколько лет Есенин и Мариенгоф были неразлучны. Они вместе путешествовали, выступали на различных вечерах, водили дружбу с одними и теми же людьми.

3 октября 1921 года в 26-й день рождения Сергея Есенина веселая компания собралась у известного театрального художника Жоржа Якулова. Его мастерская находилась в квартире №38 на 10. Этот дом сейчас более известен благодаря другой квартире, которая с легкой руки , стала называться "нехорошей". На вечеринке выступала всемирно известная американская танцовщица Айседора Дункан. По словам присутствующих, балерина влюбилась в Есенина с первого взгляда. К тому времени у Есенина с Зинаидой Райх было уже двое детей, но, как и первый брак, этот не сложился. В вечер знакомства с Айседорой Дункан, поэт и великая "босоножка" сбежали с Большой Садовой к Айседоре в особняк на . Говорят, что довольно непродолжительный путь от Большой Садовой до Пречистенки, занял времени намного больше чем обычно. Заснувший извозчик трижды объехал в , на что Есенин в шутку заметил, что возница их так повенчал. Но официально мужем и женой они стали весной 1922 года. Айседоре Дункан необходимо было уезжать за границу на гастроли, ехать без Есенина она не представляла возможным. Чтобы не создавать лишних проблем в поездке, необходимо было пожениться. Есенин легко согласился на брак.

В последнем в начале прошлого века существовал своеобразный клуб литераторов под руководством ассоциации пролетарских писателей, а в подвале был ресторанчик, любимый пишущей братией за предоставленные им скидки. (В знаменитом романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Дом Герцена" выведен как "Дом Грибоедова"). В этом доме, где Есенин читал "Персидские мотивы" и "Анну Снегину", при участии Софьи Андреевны Толстой-Есениной был организован первый музей прославленного поэта. Но просуществовал он недолго. После запрета на поэзию Есенина, музей был закрыт. В настоящее время "Дом Герцена" занимает литературный институт им. Горького. Печально, но здесь не сохранилось никаких вещественных доказательств, относящихся к Есенину.

В конце этого года будет отмечаться 90 лет со дня смерти Сергея Есенина. Всего 30 лет прожил поэт. Но эта короткая, романтическая, бесшабашная и яркая жизнь оставила глубокий след в русской поэзии. Вот уже почти целый век стихи Есенина любимы в России. Вместе с тем интерес вызывает не только его творчество, но и все то, чем жил поэт и к чему каким-то образом прикасался.