Культура руси 10 13 века повседневная жизнь. Повседневная жизнь в древней руси

История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс Киселев Александр Федотович

§ 29 – 30. БЫТ И КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА В XIII – XV ВЕКАХ

Возрождение хозяйства. Монголы нанесли сильнейший удар русским землям: уничтожили многие материальные и духовные ценности, разорили и сожгли десятки городов, увели в плен тысячи людей. Многие виды ремесла были забыты, центры культуры находились в запустении, прекратилось каменное строительство. В середине XIV века русские люди начали восстанавливать разрушенное хозяйство и города, возрождались ремёсла, торговля, сельское хозяйство.

При обработке земли преобладала трёхпольная система – поле делили на три участка: озимь, ярь и пар. Озимые культуры засевались осенью, урожай получали в следующем году. Яровые сеяли весной и в том же году получали урожай. Земля, отведённая под пар, отдыхала от посевов. В последующие годы участки чередовались.

Росло производство металла, из которого изготовляли оружие, кольчуги и шлемы. Этим занимались бронники. Село Бронницы на Мсте в Новгородской земле славилось своими кузнецами. В конце XIV века появилось огнестрельное оружие. Среди кузнецов были мастера пушечного дела. В 1470-е годы пушки стали лить из бронзы, но ручные пищали по-прежнему ковали из железа.

Широким спросом пользовались предметы из железа бытового назначения: ножницы, швейные иглы, гвозди, заклёпки, скобы, замки, ножи разных типов: кухонные, столовые, косторезные, боевые и многие другие.

Совершенствовали мастерство литейщики. Они освоили и художественное литьё, особенно церковной утвари. Колокол Троице-Сергиева монастыря, отлитый в 1420 году, весил 20 пудов. Основной продукцией гончарного производства были посуда и детские игрушки.

Плотники и мастера по дереву строили крестьянские избы, боярские хоромы, корабли, мостили улицы, изготавливали мебель. Искусные деревянные изделия украшали дома и их внутренние помещения.

В сельской местности крестьяне занимались домашним ткачеством. В этот период началось изготовление тканей на станках. Сырьём служили шерсть, лён и конопля. Население охотно покупало изделия кожевников, сапожников, шорников, сумочников, скорняков.

Русские люди осваивали токарный станок (из дерева) и подъёмные механизмы (применялись итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти при сооружении Успенского собора в Кремле). Со второй половины XV века в строительстве широко использовался кирпич. В 1404 году в Московском Кремле были установлены башенные часы, в 1436 году часы появились и в Новгороде.

Русские плотники

Ткацкий станок. Реконструкция Б. Колчина

Просвещение и литература. Распространение знаний и грамотности по-разному шло в деревне и шумном торговом городе, в монастыре и княжеском дворце. В сельской местности знания, необходимые крестьянину, передавали молодым старики. В виде примет и пословиц они сохранились до наших дней, например, «на Сретенье (2 февраля) – снежок, весной – дождёк», «май холодный – год хлебородный». В деревнях грамотными людьми были сельские старосты и священники. В воспитании детей большую роль играли сказки с положительными и отрицательными персонажами. Популярный герой сказок Иванушка-дурачок неизменно преодолевал все препятствия и всегда прощал своих заносчивых соперников.

Князья, бояре, горожане учились грамоте по книгам. Они умели читать и писать. Грамота была необходима для ведения различных торговых и имущественных дел. На пергаменте и бересте составлялись и записывались различные документы (купчие грамоты, челобитья, завещания, договоры и пр.). Однако среди богатых людей было немало таких, кто «еле брёл по грамоте».

С середины XIV столетия дорогую телячью кожу, использовавшуюся для изготовления книг, постепенно заменяла бумага. Книги стали дешевле и поэтому доступнее. Их читали вслух специальные чтецы. Тех, кто знал грамоту, т. е. умел читать и писать, называли вежами, незнающих грамоты – невежами.

В литературе, созданной в XIII – XV веках, развивались две темы – монгольское нашествие и объединение русских земель. В «Слове о погибели Русской земли» в поэтической форме прославляются русские князья и повествуется о прекрасной и изобильной стране, которая была растоптана полчищами Батыя. Куликовской битве посвящены «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина», автором которой был брянский боярин Софоний Рязанец.

Популярным чтением на Руси были жития святых. В них содержались сведения как бытового характера, так и из области культуры, истории, географии. Из житий известно, например, что будущие святые чаще всего начинали обучаться грамоте с семи лет. «Житие Александра Невского» с описанием подвигов князя составили вскоре после его кончины. Один из авторов, Епифаний Премудрый, живший в конце XIV – начале XV века, написал жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Своеобразный памятник литературы – описание путешествий. В XV веке свет увидело «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Он отправился в Персию и волей судьбы оказался в Индии. Афанасий Никитин ярко и точно описал неизвестную и таинственную страну. Тверской купец был первым европейцем, посетившим Индию. Португалец Васко да Гама оказался там на несколько лет позже Афанасия Никитина.

Школа в Московской Руси. Художник Б. Кустодиев

Сохранились и летописные традиции Древней Руси. В XIV – XV веках в летописании различных областных центров красной нитью проходила идея объединения Русской земли.

Нестяжатели и иосифляне. Церковные земли, выросшие до огромных размеров, стали предметом обсуждения в русском обществе.

Споры о церковном землевладении развернулись среди духовенства. Сформировалось два идейных течения – нестяжатели и иосифляне. Первое возглавил монах Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Он проповедовал нестяжательство – скромную жизнь монахов, которые живут за счёт собственного труда, и отрицал право монастырей на владение землёй и крестьянами.

Представители другого течения – иосифляне – во главе с Иосифом Волоцким, основателем подмосковного Иосифо-Волоколамского монастыря, отстаивали право церкви на земельную собственность. Они выступали за сильную и богатую церковь, но признавали зависимость духовной власти от светской.

Афанасий Никитин покидает Тверь. Художник Д. Н. Буторин

На церковном соборе в Москве в 1503 году Иван III поставил вопрос о ликвидации монастырского землевладения. Таким образом он хотел обеспечить землёй служилое дворянство. Нил Сорский призывал отказаться от права монастырей на землю, отойти от мирских дел и сосредоточиться на духовном самоусовершенствовании. Иосиф Волоцкий обвинил нестяжателей в том, что они ослабляют позиции церкви в государстве и наносят вред духовному воспитанию народа.

Иосиф Волоцкий добился успеха – земельная собственность церкви осталась в её распоряжении.

Архитектура. В XIII веке строительство церквей резко сократилось. В 1292 году около Новгорода была возведена первая со времён нашествия Батыя каменная церковь Николы на Липне. В 1360 году в Новгороде построили изумительную по красоте церковь Фёдора Стратилата, затем – церковь Спаса на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Храмы в Пскове сооружали таким образом, чтобы строения органично вписывались в окружающий ландшафт.

Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде

Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде

Образец каменного зодчества в Твери – белокаменный собор Спаса Преображения. Его построили в конце XIII века на месте деревянной церкви.

При Иване Калите началось возрождение каменного зодчества в Москве. Были построены белокаменные Успенский собор (1326 – 1327), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), ставший княжеской усыпальницей, церковь Иоанна Лест-вичника (1329). Спасский собор Андроникова монастыря (1425 – 1427) возвели на средства Ермолы – родоначальника купеческой династии Ермолиных.

С размахом строил сын Дмитрия Донского, Юрий, князь звенигородский. При нём появились придворный Успенский собор в Звенигородском кремле (около 1400) и Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом (1405).

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря

Московский Кремль. Князь Даниил Александрович около 1300 года огородил Москву сосновым тыном. Вначале это укреплённое место называлось детинец, затем – кремник или кремль. Сосновые ограждения продержались недолго, их превратил в пепел очередной пожар. В 1339 году при Иване Калите возвели крепость из дубовых брёвен. Однако в 1365 году её постигла та же участь – она сгорела. Пожары были частым явлением, и укрепления Москвы отстраивали неоднократно.

Иван III решил обновить оборонительные сооружения Москвы. Он приказал снести старые, уже обветшалые стены и обнести Кремль толстыми и высокими стенами на прочном фундаменте с боевыми башнями. По приглашению великого князя в Россию приехали знаменитые архитекторы из Италии.

Новый Кремль строили из кирпича и белого камня десять лет (1485 – 1495). На южной стороне Кремля – вдоль Москвы-реки – возвели крепостную стену и семь башен: Тайницкую, Водовзводную, Беклемишевскую, Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные. В 1485 году Антоний Фрязин построил первую из кремлёвских башен – Тайницкую. Она получила своё название не случайно: от подвала башни вёл тайный ход к Москве-реке.

В 1490 году приступили к укреплению северо-восточной части Кремля, со стороны Красной площади и Васильевского спуска. Там, где стены смыкались под острым углом, ставили круглые башни, которые давали возможность вкруговую обстреливать врага. Таких башен было две – Водовзводная и Беклемишевская. На случай длительной осады в них были устроены тайники-колодцы. Сооружали также мощные и высокие башни с воротами для проезда в Кремль. Ворота закрывались дубовыми или железными створами. С наружной стороны к проездным башням пристраивались отводные башни-стрельницы, с которых можно было поражать неприятеля, прорвавшегося к воротам.

Московский Кремль при Иване III. Художник А. Васнецов

В 1495 году началась реконструкция западной части Кремля, защищённой рекой Неглинной. Работами руководил итальянский архитектор Алевиз Новый. По его проекту западную кремлёвскую стену соединили с ранее построенной Боровицкой башней и замкнули крепость.

Василий III повелел «вокруг града ров делати камнем и кирпичом и пруды чинити». Ров шириной 32 метра и глубиной около 12 метров выкопали на территории современной Красной площади, и он соединил реку Неглинную с Москвой-рекой. С обеих сторон ров обнесли невысокими зубчатыми стенами. Воду во рву удерживали шлюзы. Практически Кремль превратился в остров, неприступный для неприятеля. Площадь Кремля составила 27,5 гектара, общая протяжённость стен достигала 2235 метров.

В 1475 – 1479 годах Аристотель Фиораванти возводил новый (старый сильно обветшал) Успенский собор Московского Кремля. Иван III повелел итальянскому зодчему взять за образец Успенский собор во Владимире. Фиораванти придерживался традиций русской архитектуры. Величественный Успенский собор украсил Кремль и Москву – золочёные купола главного храма столицы были видны из каждой части города.

Успенский собор

Благовещенский собор, домовую (семейную) церковь русских князей (а позднее царей) строили мастера-зодчие из Пскова.

Итальянцы Марко Руффо и Пьетро Солари в 1491 году завершили строительство Грановитой палаты. Она получила своё название за облицовку фасада гранёным камнем. Здесь проходили приёмы иностранных послов, устраивали торжества.

Иван Великий решил возвести новый Архангельский собор (старый снесли). Итальянский архитектор Алевиз Новый в 1505 году начал строительство, которое продолжалось три года. В 1508 году собор был освящён. Впоследствии в нём хоронили князей и царей. В 1505 – 1508 годах итальянец Бон Фрязин работал над возведением высочайшей по тем временам колокольни, прозванной Иваном Великим.

Грановитая палата Московского Кремля

Живопись. Ни в какой другой стране не было написано так много икон, как в Русской земле. В каждом храме над так называемыми царскими вратами алтаря помещался деисус – композиция из икон: в центре – икона Иисуса Христа, справа от неё – Богородицы, слева – Иоанна Крестителя. Иконы апостолов, ангелов, святых составляли ярусы иконостаса .

Иконы для храмов и соборов писали мастера новгородской, ростовской, тверской, псковской, московской, вологодской школ иконописи. В 1294 году Алекса Петров написал для монастырской церкви Николы на Липне близ Новгорода икону Николы Липинского (Никола Чудотворец был особо любим в народе и почитался как покровитель мореплавателей).

Один из лучших образцов ростовской школы – икона Спаса Нерукотворного (начало XIII века). В 40-е годы XIV века для Успенского собора Московского Кремля была написана икона «Спас Ярое Око».

Талантливым живописцем, о котором сохранились достаточно полные и достоверные сведения, был Феофан Грек. Он работал в Константинополе, Галате и Кафе, на Руси – в Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве. Фрески замечательного художника хорошо сохранились в церкви Спаса Преображения в Новгороде. В Москве он расписал церкви Рождества Богородицы (1395), архангела Михаила (1399) и Благовещения (1405). Деисус Благовещенского собора – вершина творчества Феофана Грека.

Феофан Грек. Столпник. Фреска из церкви Спаса Преображения

Во второй половине XV века писал иконы Дионисий. Талантливый художник создал фрески и иконостас Ферапонтова монастыря, который находится около Вологды.

Знаменитый русский художник Андрей Рублёв (его биография мало известна) в летописях упоминается рядом с именем Феофана Грека. Это свидетельствует о признании мастерства Андрея Рублёва. Созданную им икону «Троица» современники воспринимали как символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. В основе сюжета «Троицы» лежал библейский рассказ о явлении праведному Аврааму трёх прекрасных юношей-ангелов, в которых воплотилось триединое христианское Божество (Отец, Сын и Святой Дух).

Дионисий. Фреска Ферапонтова монастыря. Вологда

Андрей Рублёв. Троица. Икона

Рублёв писал икону для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре «в похвалу святому Сергию» – основателю монастыря, великому русскому подвижнику. Последние годы жизни Андрей Рублёв провёл в Андрониковом монастыре в Москве.

Вопросы и задания

1. Используя материал параграфа и дополнительную литературу, расскажите об одном из ремёсел средневековой Руси.

2. Какие технические новинки появились на Руси в XIII – XV веках?

3. Какую роль играла грамота в жизни средневекового человека? Что значили слова «вежа» и «невежа»?

4. Какую роль играла церковь в жизни общества? Почему проблема монастырского землевладения вызвала острые споры?

5. Составьте рассказ об одной из башен Московского Кремля.

6. Какое из живописных произведений XIII – XV веков вам наиболее близко и почему? Используйте при ответе иллюстрации учебника.

Пищаль огнестрельное оружие в виде ружья, позднее артиллерийское орудие.

Нестяжательство отказ от собственности, бескорыстие.

Иконостас перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарь от остального помещения в церкви.

Около 1360/70 – около 1430 года – приблизительные годы жизни великого русского живописца Андрея Рублёва.

1466 – 1472 годы – путешествие Афанасия Никитина в Персию и Индию.

14715 – 1479 годы – строительство Успенского собора в Кремле.

Из летописного свидетельства о постройке Аристотелем Фиораванти Успенского собора:

«Взял с собой тот Аристотель сына своего, зовут Андреем, и слугу – зовут Петрушею, и поехал в Русь с послом Семёном Толбузиным.

Он расхвалил гладкость стен Успенского собора (который строили до приезда Аристотеля. – Авт. ), но нашёл, что известь недостаточно скрепляет и камень нетвёрд. Поэтому он все своды делал из кирпича, потому что, говорил, кирпич твёрже камня.

Старую церковь он разбил таким образом: поставил три бревна и соединил их верхние концы, дубовый брус повесил на верёвке посреди них поперёк, а его конец оковал железным обручем и, раскачивая, разбил стены, а другие стены разобрал снизу и подставил поленья, всё поставил на поленья, зажёг поленья, и стены упали. Удивительно было видеть: что три года делали, он развалил в одну неделю и меньше того, так что не успевали убирать камни, а говорят, в три дня хотел её развалить.

В том же году (1476) Аристотель достроил Успенский собор до кивотов, идущих вокруг собора; внутри стен положил скрепы железные на стержнях и между столбами, где в наших церквах дубовые брусья, всюду положил кованое железо.

В том же году Аристотель сделал колесо, и вверх камней не носили, но зацепляли верёвками и поднимали, а наверху зацепляли малые колёсики, которые плотники зовут векшей, ими поднимают землю на избу, – удивительно было на это смотреть».

Какие технические приёмы применил венецианский архитектор при строительстве нового Успенского собора?

Работаем с документом

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ГЛАВЫ 5

В XIV веке начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Этому способствовала умелая политика московских князей, прежде всего Ивана Даниловича Калиты. Значительную роль в пробуждении народного патриотизма играла Русская церковь. Москва сумела преодолеть сопротивление соперников – Тверского и Литовского княжеств и стала духовным и политическим центром складывавшегося Российского государства.

Событием огромного значения была Куликовская битва. С благословения Сергия Радонежского полки московского князя Дмитрия Донского разгромили ордынское войско Мамая и тем положили начало освобождению русских земель от власти Золотой Орды.

При Иване III было окончательно свергнуто ордынское владычество, укрепился международный авторитет государства, совершенствовались его управление и законодательство.

Много сил русские люди приложили, чтобы обеспечить хозяйственный подъём страны, возродить ремёсла и торговлю, зодчество, летописание. Преобразился Московский Кремль, при Иване III он стал неприступной крепостью. Русская живопись (преимущественно церковная иконопись) достигла своего расцвета благодаря творчеству Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Из книги Народная монархия автора Солоневич Иван

ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА Мы строим свою программу на основании реального опыта нашего прошлого. Вся трудность вопроса заключается в том: чем же было наше реальное прошлое? Кто дает наиболее точный ответ на этот вопрос?Проф. Виппер признавался, что для изучения истории

Из книги Неизвестная Россия. История, которая вас удивит автора Усков Николай

Молитва русского народа Итак, от двери спальни, в которую ночью 19 июля 1914 года вошел император Николай II, мы перенеслись на 81 год назад, в 6 декабря 1833 года (18-е по новому стилю), в совершенно другую еще страну. Чтобы понять, насколько она другая – достаточно оглядеться по

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Теневой народ автора Прохожев Александр Александрович

2. Геноцид русского народа Триста лет русский народ находился под татаро-монгольским игом. С 1917 года Россия и русский народ подпали под еврейское иго.Татары не оскорбляли религиозных чувств православных, не оскверняли и не разрушали церквей. Они оставляли власть русским

автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в IX–XI веках В IX–XI веках с политической точки зрения в Грузии сложилась довольно сложная ситуация. Отдельные грузинские царства и княжества вели ожесточенную борьбу за первенство в деле объединения страны. Помимо этого страна страдала от постоянных

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Экономика, культура в XI–XIII веках Экономическое и социальное развитие Грузии в XI–XIII веках Объединение страны, усиление царской власти и освобождение от турок-сельджуков способствовали экономическому развитию Грузии и ее процветанию. Наряду с развитием сельского

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в XIII–XV веках Создавшееся в Грузии тяжелое политическое, экономическое и социальное положение оказало влияние на развитие грузинской культуры.1. Просвещение. Главным культурным центром страны являлся город Тбилиси. Несмотря на многократное разорение и

Из книги История народа Рос [От ариев до варягов] автора Акашев Юрий

§ 2. Происхождение названия русского народа В проблеме происхождения русского народа одним из главных является вопрос о происхождении его имени. От решения этого вопроса зависит и ответ на некоторые другие важнейшие вопросы: о древности этого народа, о его этнической

автора

Глава 13. СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА О характере русского народа есть два полярных мнения. Одно мнение, укрепившееся в XIX веке, об имперскости русского народа, идет с Запада. Этот заброшенный образ подхватили и некоторые политические группировки на окраинах империи. Имперский

Из книги Страна незаходящего солнца [Национальная политика Российской империи и самоназвание русского народа] автора Бажанов Евгений Александрович

Часть II. О САМОНАЗВАНИИ РУССКОГО НАРОДА Для начала мы должны четко разграничить понятия самоназвание народа и название русского народа в других языках. Название нашего народа или любого другого у иноземцев может по самым разным причинам не совпадать с самоназванием.

Из книги Историческая правда и украинофильская пропаганда автора Волконский Александр Михайлович

Три ветви русского народа Запустение Киевской Руси Мы видели, что до нашествия татар на всем пространстве тогдашней России действовала и господствовала единая народность - русская. Но мы видели также, что лет сто после этого нашествия, с XIV века, встречается (для Галиции)

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

4. Быт русского народа Новые бытовые формы культуры насаждались в жизнь дворянской элиты. В 1700 г. у ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды для дворян (венгерской, саксонской и французской).Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу

Из книги Прорваться в будущее. От агонии – к рассвету! автора Калашников Максим

Русского народа уже нет «Свободная пресса» продолжает дискуссию «Россия для русских?», в которой представители самых разных политических сил высказывают свою точку зрения на современное положение русского народа, ищут пути преодоления межнациональных проблем в

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА V Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием и немецко-шведской крестоносной агрессией

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают такие черты в древнерусской культуре, как синтетичность и открытость. Самобытный духовный мир создавался в результате взаимодействия наследия и традиций восточных славян с культурой византийской, а следовательно, и традиций античности. Время формирования, а также первого расцвета древнерусской культуры приходится на период с 10 до первой половины 13 веков (то есть в домонгольский период).

Устное народное творчество

Сохранились традиции древнего язычества прежде всего в фольклоре в песнях, сказках, пословицах, заклинаниях, заговорах, загадках. В исторической памяти русского народа особое место занимали былины. Они представляли собой героические сказания о бравых защитниках от врагов родной земли. Воспевают народные сказители подвиги Микулы Селяниновича, Вольги, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей (в былинах всего действуют более 50 различных главных героев).

Обращают они к ним свой призыв постоять за отечество, за веру. В былинах, что интересно, мотив защиты страны дополнен другим - защиты веры христианской. Важнейшим событием было ее крещение.

Письменность на Руси

С принятием христианства стремительно стала развиваться письменность. Хотя она была известна еще раньше. В качестве доказательств можно привести упоминание о "чертах и резах", относящееся к середине первого тысячелетия, сведения о договорах Руси с Византией, которые были составлены на русском языке, глиняный сосуд под Смоленском с кириллической надписью (азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, просветителями славянства на рубеже 10-11 веков).

На Русь православие принесло множество богослужебных книг, светскую и религиозную переводную литературу. Дошли до нас рукописные книги: два "Изборника" князя Святослава, датированные 1073 и 1076 годом, "Остромирово Евангелие", относящееся к 1057. Утверждают, что в обращении в 11-13 веках находилось около 130-140 тысяч книг, имевших несколько сот названий. По меркам средневековья в Древней Руси уровень грамотности был довольно высок. Существуют также и другие доказательства. Это обнаруженные археологами в Великом Новгороде в середине 20 века, а также надписи на ремесленных изделиях и стенах соборов, деятельность монастырских школ, книжные собрания и Киевско-Печерской лавры и другие, по которым сегодня изучаются культура и быт Древней Руси.

Существовало мнение, что древнерусская культура относилась к "немой", то есть не имела своей самобытной литературы. Однако такое предположение неверно. Различными жанрами представлена литература Древней Руси. Это и жития святых, и летописание, и поучения, и публицистика, и путевые заметки. Отметим здесь же знаменитое "Слово о полку Игореве", которое не принадлежало ни к одному из существовавших в то время жанров. Таким образом, литература Древней Руси отличается богатством направлений, стилей, образов.

Прядение и ткачество

Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение.

Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими.

Дома в городах

Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото).

Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями.

В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт сохранялись в них дольше, чем в городах.

Дома в деревнях

Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами.

Интерьер крестьянских изб

В Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года.

Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью.

Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян.

Одежда различных слоев населения

По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века.

Пиры и охота в Древней Руси

На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе.

Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню.

Другие особенности русского быта

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси.

Невозможно понять эпоху без обращения к условиям повседневной жизни. Историк И. Е. Забелин писал, что домашний быт человека "есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий истории".

Повседневная жизнь человека сосредоточена в семье. В Древней Руси семьи обычно были большими. В одной семье жили дед, его сыновья с женами, внуки и т.д. Детство проходило в очень жестких условиях, что нашло отражение даже в терминах, прилагаемых к детям: отрок – "неговорящий", не имеющий права слова; хлопец – "холоп"; челядь – младшие члены рода. Основным методом воспитания считалась порка. Избиение в поучительных целях было нормой. Младенцев порой с голоду продавали в рабство свои же родители.

Впрочем, не стоит преувеличивать негативного влияния жестокого воспитания. Как верно отмечено В. В. Долговым, превентивная жестокость была единственным способом сохранить жизнь ребенку в ситуациях, когда родитель не мог контролировать свое дитя все 24 часа в сутки (в силу занятости на службе, работе и т.д.). Никаких яслей, детских садов и регулярных общеобразовательных школ тогда, конечно, не существовало. Богатые еще могли приставить к ребенку няньку, а бедные? Как сделать так, чтобы ребенок не лез, куда не надо, если он большую часть времени предоставлен сам себе? Ответ один: запугать, оградить его жизнь запретами и наказаниями, которые могут оказаться спасительными. Он не уйдет в лес с волками, не уплывет по реке, не подожжет дом и т.д. К тому же жестокость воспитания не отменяла родительской любви, пусть и в своеобразных формах.

Однако детство, даже столь суровое, длилось недолго, особенно у низших сословий.

"Социальным рубежом окончательного взросления на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Другим, не менее важным показателем взрослости было обзаведение собственным хозяйством. По мнению В. В. Колесова, “детинами на Руси называли и пятидесятилетиях мужчин, живущих в доме отца, поскольку такой детина не начал жить самостоятельно”. Думается, что имущественный критерий был даже важнее, поскольку взрослость – это вообще самостоятельность, а оставаясь в родительском доме, дети не могли иметь права решающего голоса – вся полнота власти принадлежала главе семейства. Поэтому и в летописи случаи княжеских свадеб всегда отмечаются и описываются как весьма значимые события, но действующей политической фигурой князь становится только после того, как получает во владение волость...<...>

Все это привело к тому, что общество раннего русского Средневековья не знало четко определенного возраста, до которого человек мог, имел право и возможность оставаться ребенком. Не было возраста начала правоспособности, не было четко определенного периода, в течение которого следовало получать образование, все это появилось гораздо позже. Долгое время граница брачного возраста оставалась единственным институализированным рубежом, который существовал в официальной культуре".

Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника. Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы в 12–15 лет были нормой. Взрослый глава семьи – муж – являлся полным государем среди своих домочадцев. Супруга считалась лишь приложением к "сильной половине", поэтому до нас почти не дошло собственных имен древнерусских женщин: их называли либо по отцу, либо по мужу (например, Ярославна, Глебовна и пр.).

Отношение к слабому полу иллюстрирует хорошо известная в Средневековье притча: "Не птица в птицах сыч, ни в зверях зверь ёж, ни рыба в рыбах рак, ни скот в скотах коза, ни холоп в холопах работает, [так] ни муж в мужах, кто жены слушает".

Без разрешения супруга жена не имела права выходить из дома и есть с ним за одним столом. Лишь в редких случаях женщины получали некоторые права. До выхода замуж дочь могла наследовать имущество отца. Рабыня, жившая с господином как жена, после его смерти обретала свободу. Всеми правами главы семейства и хозяйки обладали вдовы.

Однако и для мужей семейная жизнь не всегда была беззаботной. Из-за неравных браков и возрастных мезальянсов в средневековом обществе остро стояла проблема "злой жены". В законодательство даже была введена специальная статья: "Если жена мужа бьет, штраф 3 гривны" (как за кражу княжеского коня). Таким же штрафом наказывался случай, когда жена крадет у мужа имущество, пытается его отравить. Если женщина упорствовала в своем желании погубить супруга и неоднократно подсылала к нему наемного убийцу, с ней разрешалось развестись.

Людей Древней Руси звали в основном по именам, но часто они имели еще и различные прозвища. Отчества же употреблялись редко. Человек, которого величали по отчеству (с добавлением суффикса -вич, например Игоревич, Ольгович), являлся знатным; так называли князей, позже – крупных бояр. Лично свободные представители средних сословий пользовались "полуотчествами" (к их именованию добавляли суффиксы -ов, -ев, -ин, например "Иванов Петров сын", т.е. его отец носил имя Петр). У низших слоев общества отчества не было вообще, бытовали только имена. Также в Древней Руси не существовало фамилий. Они появляются только в XV–XVI вв., первоначально у феодалов.

Чтобы описать основные черты быта Древней Руси, начнем с жилища. В Средние века жилые помещения были небольшими, состояли из одной или нескольких комнат (у богатых). В домах основной мебелью были лавки и скамьи, на которых и сидели, и спали. У богатых имелись деревянные кровати, ковры, столы, стулья. Домашнее имущество хранили в сундуках или мешках, которые засовывали под лавки. В темное время помещения освещали горящей деревянной щепкой – лучиной или глиняными масляными светильниками, свечами.

Мы можем лишь частично восстановить облик древнерусских жилых построек по данным археологии. Основным типом была изба. Она представляла собой деревянный четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (камни, бревна). Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко отесанных досок. Обязательно имелась печь; собственно, слово изба и означает "жилье с печью" (от исьтба, истопка, истобка). Однако дымоходы и трубы встречались редко, печи топились "по-черному", т.е. весь дым шел в избу. Свет в дома проникал через небольшие окна, прорубленные в стенах. Как правило, они были "волоковые": узкая продолговатая щель в стене, которая закрывалась ("заволакивалась") доской.

Беднота жила в полуземлянках. В земле вырывали прямоугольную яму, стены укрепляли деревянным каркасом, который обмазывали глиной. Затем сверх}" строили дощатую или бревенчатую крышу, иногда поднимая ее над поверхностью на небольшом срубе. Поскольку в условиях русской зимы существовать без отопления невозможно, в полуземлянках также устанавливались топившиеся "по-черному" куполообразные глинобитные печи. В крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, могли держать домашнюю скотину.

Чем богаче был человек, тем более сложное строение представляло его жилище: к избе (теплому жилому помещению) пристраивались сени и холодная клеть, служившая кладовой. У зажиточных людей срубы-клети объединялись в целые галереи, которые порой на специальных опорных столбах надстраивали в несколько этажей. Подобный жилой комплекс назывался хоромами, а если он при этом украшался закругленными двускатными крышами, шести- или восьмигранными срубами, то его именовали теремом. В теремах жили князья, бояре, руководители городской администрации. Большинство построек были деревянными. Из камня строились некоторые церкви и гражданские сооружения (терема), но последние крайне немногочисленны. Кроме того, на дворе у зажиточных людей располагались различные хозяйственные постройки: погреба, бани, скотницы, амбары, кладовые и т.д.

Основной одеждой была рубаха-косоворотка из холста, у богатых – из тонкого льняного полотна. Она застегивалась на деревянные, костяные или металлические пуговицы и подпоясывалась узким кожаным ремнем или кушаком. Широкие штаны обычно заправляли в сапоги или заматывали в онучи. Основная масса населения в качестве обуви носила лапти или порши (нога заворачивалась в цельный кусок мягкой кожи и подвязывалась), зимой – валенки. Зимой носили шубы из овчины, теплую одежду из грубой шерсти.

Знать одевалась богаче. Аристократа можно было отличить по тому, что на плечах у него был корзно – плащ из дорогой ткани. Верхняя одежда украшалось вышивками, пушниной, золотом и драгоценными камнями у оплечья (выреза ворота), припола (полы одежды) и опястья (рукава у кистей рук). Платье шилось из дорогих тканей: аксамита (бархата), паволоки (шёлка). На ногах у князей и бояр были высокие сапоги из цветного сафьяна (популярными являлись красный, синий, желтый цвета). Головные уборы были круглыми, мягкими, отороченными мехом. Зимние шубы делались из меха соболя, бобра, куницы.

Продукты питания делали в основном из злаковых культур (ржи, овса, проса, реже – пшеницы) и овощей. Это были хлеб, различные каши, кисели, похлебки, отвары и т.д. Мяса ели мачо и чаще свинину, чем говядину и баранину. Зато широкой популярностью пользовалась речная рыба, что объяснялось как ее дешевизной, так и большим количеством православных постов. Пили хлебные квасы, меды, фруктовые отвары. Посуда употреблялась в основном деревянная, в богатых домах – железная, медная, серебряная.

Быт и нравы Древней Руси показывают нам средневековое общество, недавно принявшее христианство, с постепенно растущей социальной дифференциацией.









1 из 8

Презентация на тему: Быт народа 10-13 веков

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

№ слайда 3

Описание слайда:

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий, храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. В старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.

№ слайда 4

Описание слайда:

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах.

№ слайда 5

Описание слайда:

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня. Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.

Описание слайда:

Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).

№ слайда 8

Описание слайда:

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

Заним.особое место, 2 вида– трупоположение и сожжения. Первобытное погребение трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего хоронили подготовленным к этому второму рождению.Праславяне в бронзовом веке-отказываются от этого. Появл.обряд,порожденный новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом существе (звере, птице, человеке…), а перемещается в воздушное пространство неба. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, «домовины»Есть сведения, что покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбе на распятиях, где скрещивались пути. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, – это межевые знаки, охранявшие границы родового поля и дедовской усадьбы.Есть и другие описания погребального обряда у славян: старейшина деревни объявлял жителям о смерти одного из них посредством черного жезла, носимого со двора во двор. Все жители провожали труп с громким плачем, а некоторые женщины в белой одежде лили слезы в маленькие сосуды, называемые плачевными. Разводили огонь на кладбище и сжигали мертвого с его женою, конем, оружием; собирали пепел в урны, глиняные, медные или стеклянные и зарывали вместе с плачевными сосудами. Иногда сооружали памятники: обкладывали могилы дикими камнями и ограждали столпами. Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое именовалось стравою.В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Другим способом хоронили так называемых заложных покойников – умерших подозрительной, нечистой смертью или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками(чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом)Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.обрядовая еда на поминках кутья, блины и кисель. Усопших поминали на Святках, в Чистый четверг и Радоницу, вСемик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой в том числе и пришедших с того света предков и собирали дары. Цель- задабривание умерших предков. вера в «заложных покойников- люди, умершие не своей смертью, их боялись и почитали во время общих поминок.

9.Быт и нравы на Руси-10-12 век. Жилище

Русь долгие годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Выражали чувство строительной красоты, пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. деревянная арх.восходит к Руси языческой, арх.каменная связана с Русью христианской.Для русской деревянной арх.характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву-традиционное.Лес, дерево-гл.строймат., легко подвергалось обработке, удобно для строительства простейших жилищ. но не было долговечным и не могло противостоять огню, пожарам.Осн.тип жилища - изба - русский срубный жилой дом. Сначала избы -полуземляночными, при этом сруб опускался на полметра в землю, полы были земляными. Окон, как правило, не было. Печь топилась по-черному, то есть дым распространялся по избе. С боков и сверху изба обкладывалась землей. Со второй половины X в. начинают преобладать наземные избы, появляются деревянные полы на лагах, приподнятые над уровнем земли. В стенах изб начинают прорубать волоковые окна. Вначале они были узкими и заволакивались изнутри дощечками. Позже стали прорубаться и красные окна, в которые вставлялись слюдяные оконницы. Появлялись печи, которые топились «по-белому». Понадобились потолки, которые засыпались землей, и глиняные трубы, которые выводили дым через потолок наружу. Перед татаро-монгольским нашествием все больше появлялось двухкамерных и трехкамерных изб, кое-где строились и двухэтажные деревянные дома.