Сен санс портрет композитора. Камиль Сен-Санс

Камиль Сен-Санс – одна из самых значимых и выдающихся фигур в сфере искусства Франции второй половины XIX века. Это был человек с великолепным образованием, который не только стал выдающимся пианистом, органистом и композитором, но и создал свою музыкальную академию. Сен-Санс стал учителем для Габриэля Форе и многих других талантливых музыкантов и оставил после себя множество гениальных произведений, среди которых особую популярность приобрели сюита «Карнавал животных», симфоническая поэма «Пляска смерти» и «Интродукция и Рондо каприччиозо» для скрипки с оркестром.

Краткую биографию Камиля Сен-Санса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Сен-Санса

Отец Сен-Санса родился в Нормандии, мать – в Шампани. Дедушка музыканта, Жан-Батист-Никола Сен-Санс занимался земледелием и руководил деревней Румениль-Бутей. Все его дети, кроме двух сыновей Камиля и Вектора, пошли по стопам отца и стали земледельцами. Камиль стал служить в церкви, а Виктор устроился в канцелярию.


Несмотря на болезненность, Виктор быстро достиг успеха в карьере и занял высокий пост. В 1834 году мужчина женился на мадмуазель Клеманс Коллен. Девушка имела еврейское происхождение, ее воспитывали тетя с дядей, вместе с которыми Клеманс переехала в Париж.

Сыграв свадьбу, молодожены стали жить вместе с родителями Клеманс, вскоре женщина родила сына, который в будущем станет гениальнейшим музыкантом и композитором. Мальчика назвали двойным именем – Шарль-Камиль (в честь умершего дяди Камиля и двоюродной бабушки Шарлотты, которая стала для него второй мамой). После крещения малыша семью настигла беда - из-за сильной чахотки умирает Виктор, не дожив даже до 40 лет. Ребенок остался на воспитании молодой матери и двоюродной бабушки.


Детство будущего композитора заслуживает особого внимания. С одной стороны, ребенок в столь юном возрасте потерял почти всех родных, с другой стороны, две женщины окружили мальчика невероятной заботой и вниманием. Без сомнения, именно этот фактор сделал детство музыканта по-настоящему счастливым и сформировал его спокойный и добрый характер.

Мать Сен-Санса рисовала картины акварелью и с ранних лет приучала сына к творчеству и красоте. Бабушка Шарлотта тоже была творческим человеком. Шарлотта Массон замечательно владела фортепиано, и музыкально развивала своего одаренного внука.


Камиль имел слабое здоровье, и это очень пугало родительниц, ведь его отец Виктор умер достаточно молодым. Доктора рекомендовали отправить мальчика жить в сельскую местность, чтобы улучшить состояние малыша. До двух лет Камиль жил в небольшой местности Корбей на Сене. Вернувшись в Париж, мальчик до 12 лет каждый год уезжал на каникулы в Васси (родина его матери). Именно там Сен-Санс научился слушать звуки природы и любовался красочными пейзажами окрестностей.

Из биографии Сен-Санса мы узнаём, что Камиль с ранних лет интересовался различными музыкальными звуками и красивыми мелодиями. Став взрослым, мужчина часто вспоминал, как вслушивался в каждый «шумок» и даже заставлял скрипеть старые двери, чтобы слушать их звук. Сен-Санс очень любил шум огромного чайника, который ставили каждый день на огонь. Юный музыкант садился около него и с нетерпением ждал, когда чайник начнет «петь» с каждой минутой все громче и громче, пока вода полностью не закипит. Именно так формировался музыкальный слух будущего композитора – он обладал необычайной внимательностью к интонациям жизни.

Раннее творчество Камиля Сен-Санса


В 1853 году талантливый молодой человек окончил консерваторию и получил работу органиста в старом храме Сен Мерри в Париже. Прихожан в церкви было достаточно много, около 26000 человек. За год в священном месте проходило около 200 свадеб, на которых оплачивалось музыкальное сопровождение. Также взималась плата за работу органиста на похоронных церемониях, поэтому вместе с небольшой стипендией Сен-Сансу удавалось зарабатывать достойное денежное вознаграждение. Орган , на котором играл Камиль, был сильно поврежден, его можно было использовать для простых служб, но для полноценных церковных концертов его явно было недостаточно.

Тогда у молодого музыканта было много свободного времени, которое он тратил с пользой для себя. Камиль продолжал играть на пианино, пробовал себя в качестве композитора и в 1853 г. написал свою первую Симфонию Es-dur. В композиции присутствовали военные фанфары и обширная духовая ударная группа, что полностью отожествляло настроение публики тех времен. Именно тогда к власти пришел Наполеон III, и Франция стала «подниматься с колен». За свою симфонию композитор получил первую награду от Общества Святой Цецилии. Великие композиторы той эпохи Россини , Берлиоз и Лист , а также популярная исполнительница Полина Виардо высоко оценили талант молодого музыканта и поддержали его творческие идеи. В 1858 году мужчина занял пост органиста в церкви Святой Магдалины.


Сен-Санс долгое время считался настоящим консерватором в музыке, однако, ему всегда нравились актуальные направления. Многие композиторы той эпохи писали свои сочинения под влиянием опер Вагнера , но Камиль всегда имел собственную точку зрения на этот счет. По словам композитора, он с восхищением и уважением относится к причудливым работам Рихарда Вагнера. По мнению Сен-Санса, сочинения Вагнера во многом превосходили его творчество, но он никогда не станет копировать его неповторимый стиль.


Борьба за Римскую премию


В 1861 году Сен-Санс стал преподавать в музыкальной школе в столице Франции, где готовил профессиональных музыкантов для работы во французских церквях. Когда основатель школы Луи Нидермайер умер весной 1861 года, Камиль занял его должность профессора по фортепиано. Коллеги-консерваторы были сильно удивлены, когда узнали, что преподаватель включает в учебный процесс уроки по современной музыке. Самый талантливый ученик Сен-Санса – Габриэль Форе рассказывал, что его учитель открыл для него современные произведения, которых он никогда не слышал из-за традиционной учебной программы. Форе признавался, что привязался к Камилю, как к родному отцу, испытывал по отношению к нему настоящее восхищение и всю жизнь благодарил своего учителя за его бесценные уроки.

В 1864 году Сен-Санс в очередной раз удивил общественность, когда повторно стал участником Римской премии. Большинство популярных тогда музыкантов и композиторов посчитали странным такое решение, ведь Камиль уже был уважаемым человеком в музыкальных кругах. Мужчину в очередной раз постигла неудача. Берлиоз, который судил премию, написал, что премия досталась молодому таланту, совсем не ожидавшему своей победы. Судьи были уверены, что победа достанется Сен-Сансу, которого все считали гениальным композитором и великим артистом. Но победивший конкурсант, несмотря на свой юный возраст, словно горел огнем изнутри и обладал невероятным рвением к творчеству. Берлиоз проголосовал за юношу, но внутри был очень расстроен, ведь маэстро понимал – Сен-Санс будет сильно огорчен своим проигрышем. В итоге победитель Римской премии – Виктор Зиг так и не смог построить музыкальную карьеру, и эта награда стала самым большим его достижением.

После ухода из школы Нидермандера, Камиль продолжил свою деятельность. В 1867 году мужчина получил награду на Межнациональном соревновании в Париже за кантату «Свадьба Прометея». В 1868 году Камиль представил на суд публики свою первую оркестровую работу.

Сен-Санс великий органист


По словам самого композитора, он безумно любил играть на органе и очень уверенно чувствовал себя за этим инструментом. Когда Сен-Санс учился в консерватории, он попал в класс музыканта Франсуа Бенау, которого называл слабым органистом, но прекрасным учителем. Сен-Санс долго не проявлял особых успехов в учебе, а его однокурсники смеялись над игрой Камиля, поэтому его сначала приняли в класс как «слушателя», и только спустя какое-то время юноша стал полноценным учеником. Упорство и трудолюбие молодого человека сделали свое дело, и уже в конце 1849 года он получил уже вторую премию по органу. В 1853 году Сен-Санс несколько месяцев играл на органе в церкви Сен-Северен, а затем 5 лет служил при храме Сен-Мерри. Через 4 года в храме был построен новый орган, на торжественном открытии которого музыкант сыграл Фантазию ми-бемоль мажор, ставшую его первой опубликованной органной композицией. Критики назвали это произведение серьезным, изящным и даже религиозным.

Затем почти 20 лет (с 1858 по 1877 гг.) Сен-Санс служил в роскошном храме Св. Магдалины, который находился в самом центре Парижа. В церкви было огромное количество прихожан и регулярно устраивались пышные праздники. Сен-Санс тогда в совершенстве овладел игрой на органе, и уже стал активно импровизировать на инструменте – по нотам он играл только тогда, когда плохо себя чувствовал. Его способность к фантазии и импровизации высоко оценивали известные композиторы, а вот прихожане и руководство не всегда были довольны игрой музыканта. Среди прихожан были влиятельные и богатые люди, которые хотели слышать на богослужениях и свадьбах привычную и знакомую музыку. На критику со стороны Сен-Санс отвечал, что согласен соблюдать музыкальные традиции, но только если проповеди священника будут схожи с диалогами комических опер.

В начале службы в церкви Святой Магдалины композитор написал органную пьесу «Свадебное благословение» Произведение, в которой чувствовался затаенный восторг и возвышенная радость, начинается с необычной игры квартовых созвучий, и продолжается величественным, медленным и последовательным мотивом. Пьесу исполняли во время жизни автора, и после его смерти – например, именно это сочинение Сен-Санса звучало на свадебной церемонии принцессы Марии (дочь английского короля Георга V) и Генри Чарльза Джорджа (виконта Ласселса).


В 1688 году Камиль пишет 3 рапсодии в стиле бретонских фольклорных песен. Рапсодии очаровали слушателя простотой и лаконичностью и полностью передали интерес композитора к народной музыке Франции. Мелодии, которые автор использовал при работе, он услышал во время речной поездки Бретани, когда приезжал навестить своего друга композитора Габриэля Форе. Именно ему Сен-Санс посвятил свое произведение.

Известный французский органист Шарль Видор говорил, что от органной игры Сен-Санса пришли бы в восторг и Бах , и Моцарт , и Мендельсон . Музыкант достиг такой вершины мастерства, что исполнение на органе написанной пьесы ничем не отличалось от импровизированной. Сен-Санс гениально играл прелюдии, фуги, импровизации, фантазии, отдельные пьесы.

Личная жизнь Сен-Санса

Личная жизнь композитора, в отличие от творческой, сложилась крайне неудачно. В 40 лет он взял в жены сестру своей ученицы - Марию Трюффо, которой было всего 19. В браке родилось двое детей, но у Сен-Санса не было времени, чтобы полноценно заниматься их воспитанием. В начале совместной жизни с Марией мужчина написал оперу «Самсон и Далида », фортепьянный концерт №4, ораторию «Потоп», сюиту для оркестра. Он успел съездить с концертом в Россию, пожить в Швейцарии, и вернулся только в 1878 г. Когда Камиль приехал домой, его ждала ужасная новость – его двухгодовалый сын Андре погиб, упав с 4 этажа. Через полтора месяца от неизвестной хвори скончался и его второй ребенок.

Через 3 года после трагедии их семья окончательно распалась. Когда Сен-Санс находился с молодой супругой на отдыхе, он внезапно куда-то пропал. Оказалось, композитор просто сбежал. Трюффо после этого ни разу не видела мужа, хотя всю жизнь не расторгала с ним брак (Мария умерла в возрасте 85 лет). По другой, неофициальной версии, его маленький сын крутился у новогодней елки и случайно задел ее, после чего одежда на малыше загорелась. Когда истошные крики ребенка услышала мать, было уже слишком поздно. Убитая горем женщина схватила ребенка и сгорела вместе с ним. Вернувшись домой, Сен-Санс увидел на полу два обуглившихся тела, после чего стал понемногу сходить с ума. Только любовь к музыке дала ему силы жить дальше.

Последние годы жизни музыкант постоянно гастролировал, выступая в качестве пианиста и дирижёра на Родине и в других странах мира. Последний выход Сен-Санса на сцену состоялся летом 1921 года. Композитор прожил почти до 90 лет – в Алжире его настиг инфаркт. Тело Сен-Санса перевезли на кладбище де Монпарнас.



Интересные факты о Камиле Сен-Сансе

  • Биография Сен-Санса гласит, что будущий композитор с 3-летнего возраста уже обучался игре на фортепиано, в 5 начал писать первые музыкальные произведения, а в 10 выступал на концертах в качестве пианиста.

Музыка Сен-Санса звучит в фильмах


Произведение Фильм
«Лебедь» «Жена смотрителя зоопарка» (2017)
«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)
«Если я останусь» (2014)
«Квартет» (2012)
«Улыбка Моны Лизы» (2003)
«Пляска смерти» «Город монстров» (2015)
«Обитель проклятых» (2014)
«Хранитель времени» (2011)
«Шрэк Третий» (2007)
«Карнавал животных» «Королевство полной луны» (2012)
«Фантазия 2000» (1999)
«Аквариум» «Новейший завет» (2015)

Сен-Санс обладал сильной волей, полностью контролировал свои эмоции, поэтому было невозможно угадать, что творится в его душе. Многие считают, что несмотря на свой талант и гениальность, композитор написал весьма мало выдающихся сочинений, потому что рассуждал излишне разумно. Сен-Сансу удалось сохранить истинные французские музыкальные традиции, которые в то время утрачивали свое влияние из-за новаторских идей Вагнера. Композитор мастерски поддерживал равновесие между консервативными концепциями и свежими идеями, и воспитал множество талантливых преемников. Сен-Санс не боялся экспериментировать, исполнял абсолютно разные произведения, именно поэтому стал значимой фигурой той эпохи в музыкальной жизни Франции и других стран мира.

Видео: смотреть фильм о Камиле Сен-Сансе

Сен-Санс родился в семье Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса (1798―1835), происходившего из норманской крестьянской семьи и служившего в Министерстве внутренних дел. Отец умер, когда Камилю было три месяца, и его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка. Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трёх лет, а в десять впервые выступил в зале Плейель с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом Моцарта (к последнему Сен-Санс сам написал каденцию). Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи). Известный педагог Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем».

Помимо музыки, юный Сен-Санс живо интересуется французской историей и литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками ― математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.

В 1848 Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа, и заканчивает её с первой премией в 1851. В том же году он начинает заниматься композицией и оркестровкой у Фроманталя Галеви, а также обучаться пению и аккомпанементу. Среди его сочинений этого времени ― скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и романсы, ряд неоконченных работ. В конкурсе на Римскую премию 1852 года Сен-Санс терпит неудачу, однако его «Ода к святой Цецилии» получает первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо в том же году. Сен-Санс принимает активное участие в издании полного собрания сочинений Глюка, пишет романсы, фортепианный квинтет и симфонию «Urbs Roma», вновь получившую премию общества Святой Цецилии в 1857.

Успех Сен-Санса позволяет ему сблизиться с крупнейшими европейскими музыкантами того времени ― Полиной Виардо, Шарлем Гуно, Джоаккино Россини, Гектором Берлиозом. Его пианистическое и композиторское мастерство высоко оценил Ференц Лист. В 1857 Сен-Санс получает место органиста в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост в течение двадцати лет, пользуясь большим успехом во многом благодаря своим импровизациям. Он сочиняет Вторую симфонию, оперы, активно пропагандирует музыку современных композиторов. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддерживавших творчество Вагнера и Шумана. По собственной инициативе он дирижирует концертами из музыки Листа, первым во Франции исполняя его симфонические поэмы. Этот жанр, до того неизвестный во Франции, позднее появится и в творчестве самого Сен-Санса ― «Прялка Омфалы» (1871), «Фаэтон» (1873), «Пляска смерти» (1874), «Юность Геракла» (1875). Сен-Санс также возрождает интерес к произведениям Баха и Моцарта, открывает для публики практически неизвестного до того во Франции Генделя.

К началу 1860-х годов Сен-Санс уже широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его сочинения получают премии на престижных композиторских конкурсах (тем не менее, Римскую премию, на которую Сен-Санс повторно номинировался в 1863, ему так и не присудили). Сен-Санс с успехом исполняет во Франции и за границей свой Первый фортепианный концерт. С 1861 по 1865 он преподаёт в Школе Нидермейера (единственный период, когда Сен-Санс официально занимался преподаванием), где среди его учеников были Габриэль Форе, Андре Мессаже, Эжен Жигу. В 1871 он совместно с Роменом Бюссином основывает Национальное музыкальное общество, ставящее своей задачей развитие современной французской музыки и исполнение сочинений ныне живущих композиторов. В общество в разное время входили Форе, Франк, Лало, в рамках его концертов были впервые исполнены многие сочинения самого Сен-Санса, а также Шабрие, Дебюсси, Дюка и Равеля.

В 1870-х годах Сен-Санс начинает выступать как критик. Его публикации (не только на музыкальные темы), написанные живым, красочным языком, отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами (среди которых был, в частности, Венсан д’Энди), пользовались у читателей большой популярностью. После посещения Байрёйтского фестиваля в 1876 году Сен-Санс написал семь обширных статей, посвящённых творчеству Вагнера.

В ноябре 1875 Сен-Санс по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где дирижирует «Пляской смерти» и выступает как пианист. К этому времени относится знакомство Сен-Санса с Н. Рубинштейном и Чайковским.

Личная жизнь Сен-Санса складывалась не так удачно, как его музыкальная карьера. В 1875 году он женился на девятнадцатилетней Мари-Лор Трюффо, несмотря на несогласие своей матери. У них родилось два сына, но оба они погибли в раннем возрасте: один выпал из окна, другой умер от болезни. В 1881 Сен-Санс покинул свою жену (официальный развод был оформлен несколько позже), и они больше никогда не виделись.

Лучшие дня

В 1877 была поставлена опера Сен-Санса «Серебряный колокольчик», посвящённая меценату Альберу Либону, выделившему Сен-Сансу сто тысяч франков, чтобы тот мог полностью посвятить себя композиции. Вскоре Либон умер, и Сен-Санс написал Реквием в его память, впервые исполненный в 1878. На рубеже 1870―80-х годов Сен-Санс продолжает работать над новыми сочинениями, среди которых наибольшую известность получила опера «Генрих VIII». В 1881 его избирают в Академию изящных искусств, три года спустя он становится офицером Ордена Почётного легиона.

В 1886 Сен-Санс порывает с Национальным музыкальным обществом, после того как в их концертах было решено исполнять не только французскую, но и зарубежную музыку. После смерти матери в 1888 году Сен-Санс отправляется в долгий концертный тур, посещая Алжир, Египет, Азию, Южную Америку, а вернувшись в 1890 во Францию, поселяется в Дьеппе, где вскоре будет открыт его музей. В это время он продолжает сочинять музыку и писать статьи.

К концу XIX века популярность Сен-Санса во Франции идёт на убыль, однако в Англии и США его продолжают считать одним из величайших французских композиторов-современников. Ещё в 1871 году состоялись первые концерты Сен-Санса в Лондоне, он играл в присутствии королевы Виктории, изучал рукописи Генделя, хранившиеся в библиотеке Букингемского дворца. По заказу Лондонского филармонического общества в 1886 он создал одно из самых известных своих оркестровых сочинений ― Третью симфонию c-moll (также известную как «Симфония с органом») и впервые продирижировал ею в Лондоне. В 1893 Сен-Санс руководил исполнением в Лондоне своей оперы «Самсон и Далила» в форме оратории (воплощать библейский сюжет на сцене было запрещено цензурой), и в этом же году получил степень почётного доктора Кембриджского университета (одновременно с Чайковским). В 1900―1910-х годах с большим успехом проходят выступления Сен-Санса в американских городах ― Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Сен-Санс стал одним из первых композиторов для кино ― в 1908 он написал музыку к фильму «Убийство герцога Гиза».

В последние годы жизни Сен-Санс, несмотря на почтенный возраст, много гастролировал как пианист и дирижёр во Франции и за границей. Последние его концерты состоялись в августе 1921 года. Сен-Санс умер в Алжире в возрасте 86 лет. Его тело было перенесено в Париж, где после церемонии прощания в церкви Мадлен он и был похоронен на кладбище Монпарнас.

Шарль-Камиль Сен-Санс (фр. Charles-Camille Saint-Sans ; 9 октября 1835, Париж - 16 декабря 1921, Алжир) - французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог.

К наиболее известным произведениям композитора относятся: Интродукция и Рондо каприччиозо (1863), Второй фортепианный концерт (1868), Концерт для виолончели и фортепиано №1 (1872) и №3 (1880), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), опера «Самсон и Далила» (1877), Третья симфония (1886) и сюита «Карнавал животных» (1887).

Биография

Камиль Сен-Санс родился в Париже. Отец композитора - Виктор Сен-Санс был нормандец и служил в Министерстве внутренних дел, его жена была родом из Верхней Марны. Камиль родился в Рю дю Патио в шестом округе Париже и был крещён в близлежащей церкви Сен-Сюльпис. Менее чем через два месяца после крещения Виктор Сен-Санс умер от чахотки в первую годовщину своего брака. Маленького Камиля увезли из страны, чтобы укрепить его здоровье, и в течение двух лет он жил с медсестрой в 29 километрах к югу от Парижа в местечке Корбей. Когда Сен-Санс вернулся обратно в Париж, его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка, Шарлотта Мэссон. Прежде чем Камилю исполнилось три года, у него обнаружился абсолютный слух. Основам пианизма его обучала двоюродная бабушка, и в возрасте семи лет Сен-Санс стал учеником Камиля Стамати, бывшего ученика Фридриха Калькбреннера.

Будучи ещё ребенком, Камиль давал периодические концерты для маленьких зрителей в возрасте от пяти лет, пока ему не исполнилось десять лет, и тогда состоялся его официальный публичный дебют, в зале Плейель, с программой, которая включала Фортепианный концерт Моцарта (K450) и Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи). Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем», и органисту Александру Пьеру Франсуа Боэли. Именно Боэль привил Сен-Сансу любовь к музыке Баха, который был тогда малоизвестен во Франции. Помимо музыки юный Сен-Санс живо интересуется французской историей, литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками - математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.

В 1848, в возрасте 13 лет, Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию. Директор, Даниэль Обер, занявший пост в 1842 году, после Луиджи Керубини, привнёс положительные изменения в режим обучения, хотя учебный план оставался весьма консервативным. Студентам, даже таким выдающимся пианистам, как Сен-Сансу, было предложено получить вторую специализацию органиста, поскольку карьера церковного органиста давала больше возможностей, чем карьера пианиста. Его учителем по органу был профессор Франсуа Бенуа, которого Сен-Санс считал посредственным органистом, но первоклассным педагогом. Среди учеников Бенуа были Адольф Адан, Сезар Франк, Чарльз Алкан и Жорж Бизе. В 1851 году Сен-Санс выиграл главный приз консерватории для органистов, и в том же году он начал обучение композиции. Его профессором был протеже Керубини - Фроманталь Галеви, среди учеников которого числились Шарль Гуно и Жорж Бизе.

Из студенческих сочинений Сен-Санса примечательна Симфония A-dur, написанная в 1850 году. В 1852 году Сен-Санс участвовал в конкурсе на Римскую музыкальную премию, но безуспешно. Обер считал, что приз должен был получить Сен-Санс как музыкант, имеющий больший потенциал, чем победитель, которым стал Леонс Коэн. В том же году Сен-Санс имел большой успех в конкурсе, организованном Обществом Святой Цецилии в Париже, где исполнялась его «Ода Святой Цецилии», за которую судьи единогласно присвоили Сен-Сансу первый приз.

Раннее творчество

По окончании консерватории в 1853 году, Сен-Санс принял должность органиста в древнем парижском храме Сен-Мерри, находящимся возле ратуши. Приход был значительным и включал около 26000 прихожан; обычно в год проходило более чем двести свадеб, на которых взималась плата для органиста. Также существовала плата за услуги органиста на похоронах, и всё это вместе со скромной базовой стипендией давало Сен-Сансу хороший доход. Орган, созданный Франсуа-Анри Клико, был сильно повреждён в период после Великой французской революции и недостаточно хорошо восстановлен. Инструмент был приемлемым для церковных служб, но не для пышных концертов, которые устраивались во многих парижских церквях.

Камиль Сен-Санс (9.10.1835-1921) - выдающийся французский композитор,

пианист, дирижер и музыкальный критик.

ФРАГМЕНТЫ ИЗ ЖИЗНИ

В детстве Сен-Санс был одним из самых феноменально одаренных вундеркиндов, каких только знала история музыки; некоторые считали, что его музыкальные способности даже ярче моцартовских. С двух с половиной лет начавший обучение на фортепьяно у сестры своей бабушки, Сен-Санс уже в пять лет публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку, а в десять состоялся его дебют как пианиста в зале “Плейель”. Не укладывается в голове то, что на этом концерте на бис он предложил на выбор публики сыграть наизусть одну из тридцати двух сонат Бетховена.
В возрасте 13 лет он поступил в Парижскую консерваторию, которую блестяще закончил через три года по классу органа, чуть позже - по композиции. К 20-ти годам, если не раньше, он был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в том числе Первой симфонии, получившей высокую оценку Берлиоза и Гуно.


Сен-Санс, обладавший выдающимися качествами исполнителя – органиста и пианиста, пользовался особенно широким спросом именно в этом качестве и в 22 года был назначен на наиболее престижный для органиста пост во Франции – в парижской церкви Ла Мадлен. Именно здесь он развил свой ставший легендарным талант импровизатора.
К концу 1860-х годов Сен-Санс приобрел репутацию одного из лучших современных композиторов. Уже в тридцать три года был удостоен ордена Почетного легиона.


Сен-Санса называли французским Мендельсоном. И действительно, у этих композиторов много общего: оба творили без видимых усилий, оба обладали виртуозной техникой, были наделены чудесным мелодическим даром, у обоих очень ясные музыкальные формы и гармонические структуры, музыка и того и другого доставляет незамутненное удовольствие. Мендельсон, как всеми признается, более глубок; Сен-Санс порой позволяет и не очень высокосортной музыке вылиться из-под его пера. “Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки”, – писал Сен-Санс. В другой раз он признался: “Я живу в музыке, как рыба в воде”.
А сочинял Сен-Санс невероятно быстро. Среди “рекордсменов” на скорость, таких, как, например, Вивальди, Доницетти или Россини, француз занимал не последнее место. Так, “«Рождественская оратория” была написана за 12 дней, а знаменитый 2-й фортепианный концерт - за три недели!


Ирония судьбы в том, что это, быть может, самое популярное произведение Сен-Санса было тем сочинением, которое композитор совершенно не предполагал публиковать. Единственный номер из этой “Большой зоологической фантазии” (таков авторский подзаголовок к “Карнавалу”), которому Сен-Санс позволил появиться в печати при своей жизни, – “Лебедь”, самое знаменитое из всех виолончельных соло.
В 1905 году великий русский балетмейстер Михаил Фокин создал балетный номер на музыку “Лебедя” для гениальной русской балерины Анны Павловой. В варианте Фокина-Павловой номер получил название “Умирающий лебедь”.
Закончив артистическую карьеру, Анна Павлова поселилась в Лондоне. Ее дом стал знаменит декоративно оформленным прудом, в котором всегда водились лебеди. Балерина очень любила фотографироваться с ними. Сохранившиеся фотографии напоминают об этом ее самом знаменитом балетном соло.


Что касается личной жизни Сен-Санса, то она складывалась драматично. В сорок лет он женился на девятнадцатилетней Марии Трюффо, сестре одной из своих учениц. У них родилось двое детей, но Сен-Санс не мог уделять достаточно времени семье. За первые три года их совместной жизни он закончил оперу “Самсон и Далила”, фортепьянный концерт № 4, ораторию “Потоп”, сюиту для оркестра и симфоническую поэму. За это время он посетил Россию (где очень подружился с Чайковским), сочинил множество мелких пьес, дал ряд концертов, некоторое время жил в Швейцарии, откуда вернулся весной 1878 года, завершив там работу над “Реквиемом”. Возвращение композитора совпало с ужасной трагедией: его сын Андре, которому было два с половиной года, погиб – выпал из окна четвертого этажа. Спустя всего шесть недель от какой-то детской болезни неожиданно умер его второй сын. А через три года после этого произошла весьма странная история: будучи с женой на отдыхе в одном маленьком городке, Сен-Санс, никому ничего не сказав, неожиданно исчез. Он просто сбежал. Мария Сен-Санс никогда больше не видела мужа, хотя они и не расторгли брак (она умерла в январе 1950 года, дожив почти до восьмидесяти пяти лет).

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ


Во французской музыке он - нечто исключительное, явление вплоть до последнего времени почти единичное. В нем представлены великий дух и высокая энциклопедичность музыкальной культуры...

Ромен Роллан

Ганс фон Бюлов отдавал пальму первенства в феноменальной способности читать партитуру Сен-Сансу, которому, по его мнению, в этом уступал даже Лист.

Лист назвал его крупнейшим органистом мира.


ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Интересно, что Артура Рубинштейна парижской публике в начале XX века представил именно Сен-Санс: “Позвольте представить вам одного из величайших артистов, которых я знаю. Я предсказываю ему блестящую карьеру. Коротко говоря, он достоин фамилии, которую носит”.

В Вене слушалось судебное дело двух композиторов: один обвинял другого в плагиате, в краже мелодии. В качестве эксперта пригласили Сен-Санса. Великому музыканту предложили ознакомиться с обеими партитурами и вынести свой вердикт:
- Итак, господин эксперт, кто же из двоих все-таки оказался потерпевшим?
- Третий, не присутствующий здесь, господин судья. Потерпевший - Жак Оффенбах, - объяснил Сен-Санс.

Сен-Санс был приглашен на обед к близким друзьям. Он опаздывал, но все его терпеливо ждали. Наконец отчаянно проголодавшиеся гости попросили хозяйку приступить к обеду. Все сели за стол.
Приезжает Сен-Санс. Желая заслужить прощение, он решает прибегнуть к шутке: надевает чепец горничной, садится верхом на щетку, открывает дверь в столовую и принимается скакать галопом вокруг стола, распевая во все горло: "Хей-хо! Хей-хо-хо"! (из "Валькирий" Вагнера) Перепуганные гости разбегаются. Тогда Сен-Санс останавливается перед хозяйкой дома и к своему ужасу замечает, что он ошибся этажом!


ЧТО ОН СЕБЕ ПОЗВОЛЯЕТ!

Как-то раз в беседе с Сен-Сансом некий отличавшийся большой самоуверенностью дирижер безапелляционно заявил, что в симфониях неуместно использование тромбонов. Удивленный этим Сен-Сане напомнил ему, что великий Бетховен позволял себе это и в его симфониях тромбоны звучат довольно часто. Дирижер закричал в запале:
- Что он себе позволяет! Он, видимо, решил, что если он Бетховен, то ему все можно!
- О, не следует так переживать, сударь! - отвечал Сен-Санс. - Он - Бетховен, и ему все можно, а вы - это вы, и вам нельзя... Просто каждый должен заниматься своим делом.

ОДНУ МИНУТОЧКУ!

Однажды в каком-то светском собрании Камиль Сен-Санc аккомпанировал дуэту двух изысканных дам. Вдруг, сбившись с такта, дамы разошлись и запели кто в лес, кто по дрова. Сен-Санс остановился, положил на клавиши свои прекрасные руки и сказал:
- Простите, мадам, но я был бы вам крайне обязан, если бы вы сказали, кому из вас я должен аккомпанировать...
...Когда композитора спросили, насколько верна эта история, он ответил с некоторым раздражением:
- Да, это правда, но мне тогда было шесть лет!

ЕЩЕ ЖИВОЙ, НО УЖЕ ПАМЯТНИК

В Дьеппе (Франция) состоялось торжественное открытие памятника Сен-Сансу, которое проходило... в присутствии самого композитора. Открытие прошло успешно и сопровождалось большим концертом, Сен-Санс с большой иронией отнесся к подобному торжеству:
- Ничего не поделаешь, приходится смириться с тем, что я уже не человек, а памятник. Видимо, дьеппцы настолько возненавидели мою музыку, что просто устали дожидаться моей смерти и таким образом решили заставить меня перестать сочинять.

Сен-Санс родился в семье Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса (1798―1835), происходившего из нормандской крестьянской семьи и служившего в Министерстве внутренних дел. Отец умер, когда Камилю было три месяца, и его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка. Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трёх лет, а в десять впервые выступил в зале Плейель с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Пятнадцатым концертом Моцарта (Си-бемоль мажор, К.450, к которому Сен-Санс сам написал каденцию). Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи). Известный педагог Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем».

Помимо музыки, юный Сен-Санс живо интересуется французской историей, литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками ― математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.

В 1848 Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа, и заканчивает её с первой премией в 1851. В том же году он начинает заниматься композицией и оркестровкой у Фроманталя Галеви, а также обучаться пению и аккомпанементу. Среди его сочинений этого времени ― скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и романсы, ряд неоконченных работ. В конкурсе на Римскую премию 1852 года Сен-Санс терпит неудачу, однако его «Ода к святой Цецилии» получает первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо в том же году. Сен-Санс принимает активное участие в издании полного собрания сочинений Глюка, пишет романсы, фортепианный квинтет и симфонию «Urbs Roma», вновь получившую премию общества Святой Цецилии в 1857.

Успех Сен-Санса позволяет ему сблизиться с крупнейшими европейскими музыкантами того времени ― Полиной Виардо, Шарлем Гуно, Джоаккино Россини, Гектором Берлиозом. Его пианистическое и композиторское мастерство высоко оценил Ференц Лист. В 1857 Сен-Санс получает место органиста в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост в течение двадцати лет, пользуясь большим успехом во многом благодаря своим импровизациям. Он сочиняет Вторую симфонию, оперы, активно пропагандирует музыку современных композиторов. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддерживавших творчество Вагнера и Шумана. По собственной инициативе он дирижирует концертами из музыки Листа, первым во Франции исполняя его симфонические поэмы. Этот жанр, до того неизвестный во Франции, позднее появится и в творчестве самого Сен-Санса ― «Прялка Омфалы» (1871), «Фаэтон» (1873), «Пляска смерти» (1874), «Юность Геракла» (1875). Сен-Санс также возрождает интерес к произведениям Баха и Моцарта, открывает для публики практически неизвестного до того во Франции Генделя.

К началу 1860-х годов Сен-Санс уже широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его сочинения получают премии на престижных композиторских конкурсах (тем не менее, Римскую премию, на которую Сен-Санс повторно номинировался в 1863, ему так и не присудили). Сен-Санс с успехом исполняет во Франции и за границей свой Первый фортепианный концерт. С 1861 по 1865 он преподаёт в Школе Нидермейера (единственный период, когда Сен-Санс официально занимался преподаванием), где среди его учеников были Габриэль Форе, Андре Мессаже, Эжен Жигу. В 1871 он совместно с Роменом Бюссином основывает Национальное музыкальное общество, ставящее своей задачей развитие современной французской музыки и исполнение сочинений ныне живущих композиторов. В общество в разное время входили Форе, Франк, Лало, в рамках его концертов были впервые исполнены многие сочинения самого Сен-Санса, а также Шабрие, Дебюсси, Дюка и Равеля.

В 1870-х годах Сен-Санс начинает выступать как критик. Его публикации (не только на музыкальные темы), написанные живым, красочным языком, отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами (среди которых был, в частности, Венсан д’Энди), пользовались у читателей большой популярностью. После посещения Байрёйтского фестиваля в 1876 году Сен-Санс написал семь обширных статей, посвящённых творчеству Вагнера.

В ноябре 1875 Сен-Санс по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где дирижирует «Пляской смерти» и выступает как пианист. К этому времени относится знакомство Сен-Санса с Н. Рубинштейном и Чайковским.

Личная жизнь Сен-Санса складывалась не так удачно, как его музыкальная карьера. В 1875 году он женился на девятнадцатилетней Мари-Лор Трюффо, несмотря на несогласие своей матери. У них родилось два сына, но оба они погибли в раннем возрасте: один выпал из окна, другой умер от болезни. В 1881 Сен-Санс покинул свою жену (официальный развод был оформлен несколько позже), и они больше никогда не виделись.

В 1877 была поставлена опера Сен-Санса «Серебряный колокольчик», посвящённая меценату Альберу Либону, выделившему Сен-Сансу сто тысяч франков, чтобы тот мог полностью посвятить себя композиции. Вскоре Либон умер, и Сен-Санс написал Реквием в его память, впервые исполненный в 1878. На рубеже 1870―80-х годов Сен-Санс продолжает работать над новыми сочинениями, среди которых наибольшую известность получила опера «Генрих VIII». В 1881 его избирают в Академию изящных искусств, три года спустя он становится офицером Ордена Почётного легиона.

В 1886 Сен-Санс порывает с Национальным музыкальным обществом, после того как в их концертах было решено исполнять не только французскую, но и зарубежную музыку. После смерти матери в 1888 году Сен-Санс отправляется в долгий концертный тур, посещая Алжир, Египет, Азию, Южную Америку, а вернувшись в 1890 во Францию, поселяется в Дьеппе, где вскоре будет открыт его музей. В это время он продолжает сочинять музыку и писать статьи.

К концу XIX века популярность Сен-Санса во Франции идёт на убыль, однако в Англии и США его продолжают считать одним из величайших французских композиторов-современников. Ещё в 1871 году состоялись первые концерты Сен-Санса в Лондоне, он играл в присутствии королевы Виктории, изучал рукописи Генделя, хранившиеся в библиотеке Букингемского дворца. По заказу Лондонского филармонического общества в 1886 он создал одно из самых известных своих оркестровых сочинений ― Третью симфонию c-moll (также известную как «Симфония с органом») и впервые продирижировал ею в Лондоне. В 1893 Сен-Санс руководил исполнением в Лондоне своей оперы «Самсон и Далила» в форме оратории (воплощать библейский сюжет на сцене было запрещено цензурой), и в этом же году получил степень почётного доктора Кембриджского университета (одновременно с Чайковским). В 1900―1910-х годах с большим успехом проходят выступления Сен-Санса в американских городах ― Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Сен-Санс стал одним из первых композиторов для кино ― в 1908 он написал музыку к фильму «Убийство герцога Гиза».

В последние годы жизни Сен-Санс, несмотря на почтенный возраст, много гастролировал как пианист и дирижёр во Франции и за границей. Последние его концерты состоялись в августе 1921 года. Сен-Санс умер в Алжире в возрасте 86 лет. Его тело было перенесено в Париж, где после церемонии прощания в церкви Мадлен он и был похоронен на кладбище Монпарнас.

Основные сочинения

Оперы
  • «Жёлтая принцесса» (1872), op. 30;
  • «Серебряный колокольчик» (1877; вторая редакция - 1913);
  • «Самсон и Далила» (1877), op. 47;
  • «Этьен Марсель» (1879);
  • «Генрих VIII» (1883);
  • «Прозерпина» (1887);
  • «Асканио» (1890);
  • «Фринея» (1893);
  • «Фредегонда» (1895; окончил и оркестровал оперу Эрнеста Гиро);
  • «Варвары» (1901);
  • «Елена» (1904; одноактная);
  • «Предок» (1906);
  • «Деянира» (1911).
Вокально-симфонические и хоровые произведения
  • Месса для четырёх солистов, хора, органа и оркестра, op. 4;
  • «Сцены Горация», op. 10;
  • Рождественская оратория, op. 12;
  • «Персидская ночь» для солистов, хора и оркестра, op. 26-бис;
  • 18-й псалм, op. 42;
  • Оратория «Потоп» op. 45;
  • Реквием, op. 54;
  • «Лира и арфа» (по поэме Виктора Гюго) для солистов, хора и оркестра, op. 57 (1879);
  • «Ночной покой» для хора, op. 68 № 1;
  • «Ночь» для сопрано, женского хора и оркестра, op. 114;
  • Кантата «Небесный огонь» (текст Армана Сильвестра) для сопрано, хора, оркестра, органа и чтеца, op. 115;
  • «Лола». Драматические сцены для солистов и оркестра по поэме Стефана Бордеза, op. 116: Прелюдия, Мечта, Соловей, Танго, Заключение;
  • «Шаги в аллее» для хора, op. 141 № 1;
  • Ave Maria для хора и органа, op. 145;
  • Оратория «Земля обетованная» (1913).
Сочинения для оркестра
  • Симфония № 1 Es-dur, op. 2;
  • Симфония № 2 a-moll, op. 55;
  • Симфония № 3 c-moll (с органом), ор. 78 (1886);
  • Симфонические поэмы
  • «Прялка Омфалы», ор. 31 (1869);
  • «Фаэтон», ор. 39;
  • «Пляска смерти» («Danse macabre»), для облигатной скрипки с оркестром, ор. 40 - в обработке группы Ekseption ставшая финальной мелодией шоу «Что? Где? Когда?»;
  • «Юность Геракла», ор. 50;
  • «Вера», три симфонические картины, ор. 130;
  • Первая и Третья рапсодии на темы бретонских народных песен, ор. 7-бис
  • Музыка к спектаклю «Андромаха» (1903)
  • Музыка к кинофильму «Убийство герцога Гиза», ор. 128 (1908)

Концерты

Концерты для фортепиано с оркестром
  • № 1 ре мажор, Op. 17
  • № 2 соль минор, Op. 22
  • № 3 ми бемоль мажор, Op. 29
  • № 4 до минор, Op. 44
  • № 5 фа мажор, Op. 103 «Египетский»
Три концерта для скрипки с оркестром
  • № 1 ля мажор, Op. 20
  • № 2 до мажор, Op. 58
  • № 3 си минор, Op. 61
Два концерта для виолончели с оркестром
  • № 1 ля минор, Op. 33
  • № 2 ре минор, Op. 119
  • концертная пьеса для валторны с оркестром
Другие сочинения для солирующих инструментов и оркестра
  • Овернская рапсодия для фортепиано с оркестром, ор. 73 (1884)
  • Вальс-каприс для фортепиано с оркестром «Свадебный пирог», ор. 76
  • Фантазия «Африка» для фортепиано с оркестром, ор. 89
  • Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, ор. 28
  • Концертная пьеса для скрипки с оркестром, ор. 67
  • Гаванез для скрипки с оркестром, ор. 83
  • Андалузский каприс для скрипки с оркестром, ор. 122
  • Сюита для виолончели и оркестра, ор. 16-бис
  • Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
  • «Муза и Поэт» для скрипки и виолончели с оркестром, ор. 132
  • Романс для флейты с оркестром, ор. 37
  • «Оделетта» для флейты с оркестром, ор. 162
  • Тарантелла для флейты и кларнета с оркестром, ор. 6
  • Концертштюк для валторны с оркестром f-moll, ор. 94
  • Концертная пьеса для арфы с оркестром, ор. 154

Камерные сочинения

  • «Карнавал животных» для камерного ансамбля
  • Два фортепианных трио
  • Два струнных квартета
  • Фортепианный квартет
  • Фортепианный квинет
  • Каприс на темы датских и русских песен для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано, ор. 79;
  • Септет для трубы, струнного квинтета и фортепиано, ор. 65;
  • Две сонаты для скрипки и фортепиано
  • Колыбельная для скрипки и фортепиано, ор. 38;
  • Триптих для скрипки и фортепиано, ор. 136;
  • Две элегии для скрипки и фортепиано, ор. 143 и ор. 160;
  • «Ария часов с маятником» для скрипки и фортепиано;
  • Фантазия для скрипки и арфы, ор. 124;
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано
  • Сюита для виолончели и фортепиано, ор. 16 (существует и в оркестровой версии);
  • Аллегро аппассионато для виолончели и фортепиано, ор. 43 (существует и в оркестровой версии);
  • Романс для виолончели и фортепиано, ор. 51;
  • Сафическая песнь для виолончели и фортепиано, ор. 91;
  • Соната для гобоя и ф-п. (ор.166);
  • Соната для кларнета и ф-п. (ор. 167);
  • Соната для фагота и ф-п. (ор. 168).
  • Многочисленные сочинения для фортепиано соло
  • Сочинения для органа

Вокальные сочинения

Литературные произведения

  • «Гармония и мелодия» (1885),
  • «Портреты и воспоминания» (1900),
  • «Проделки» (1913),
  • «Германофилия» (1916).

Библиография

  • Кремлёв Ю. Камиль Сен-Санс. - М.: Музыка, 1977.
  • Друскин М. С. Французская музыка второй половины XIX века. - М.: Искусство, 1938. - С. 76-89.