Здание Нахимовского военно-морского училища — Городской училищный дом. Нахимовское училище Геральдические эмблемы училища

Нахимовский городок в Петербурге оккупировали строители

Завершается расширение Санкт-Петербургского нахимовского военно-морского училища (НВМУ). Существующее старинное здание проходит реконструкцию, а позади него уже возведен новый корпус. К сожалению, не обошлось без сноса дореволюционных построек.


ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это училище было основано в июне 1944 года. Оно создавалось для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службы офицерами флота. Примерно в одно время с Ленинградским были сформированы Рижское и Тбилисское нахимовские училища, но просуществовали они недолго. И с середины 1950-х подобного рода учебное заведение в стране осталось одно - в нашем городе. Такое положение сохранялось до 2016 года, когда к НВМУ в качестве филиалов присоединили Владивостокское и Севастопольское президентские кадетские училища.

Учебной базой нахимовцев много лет считался легендарный крейсер «Аврора», пока в середине 1960-х корабль не стал музеем.

Нахимовское располагает несколькими зданиями на Петроградской стороне, главное из которых - училищный дом Петра Великого дореволюционной постройки (памятник архитектуры). Чертежи этого ассиметричного здания со шпилем подготовил архитектор Александр Дмитриев. Нарядный фасад зодчий украсил с использованием мотивов барокко. Стройку хотели приурочить к 200-летию Петербурга - к этой дате в городе собирались возвести сразу несколько новых училищных домов. Но проект, как у нас давно водится, отложили. И в 1909 году здание закладывали уже в честь другого исторического события - 200-летия Полтавской битвы. Строительство продолжалось до 1913 года. После чего внутри расположились классы начальной школы, а также ремесленное училище. Там готовили кадры для коммерческого флота. Революция назначение постройки не изменила: здание продолжало использоваться как школа, пока в 1944 году его не передали нахимовцам.

За время своего существования - а в следующем году НВМУ отметит 75-летний юбилей - училище выпустило тысячи юных моряков. Среди его выпускников знаменитые флотоводцы-адмиралы, Герои Советского Союза и России, известные ученые, конструкторы, инженеры... И все они помнят свою альма-матер.

В последние годы в училище сетовали на нехватку площадей. В 2015 году руководство учебного заведения обратилось в Смольный с просьбой предоставить землю для расширения. В городском правительстве пошли навстречу и выделили участки поблизости - со стороны Пеньковой улицы, на которых стояли два детских сада, построенных в середине XX века, и гаражи.

Символический старт проекту был дан в начале прошлого года, когда на училищном доме впервые после долгого перерыва запустили башенные часы, изготовленные фирмой «Фридрих Винтер» (стояли они потому, что требовали ремонта, а денег ранее все не находилось). На площадку подрядчик - Главное управление обустройства войск - вышел к осени. Пеньковую улицу перекрыли, причем не только для автомобилистов, но и для пешеходов. Отданную под застройку территорию расчистили от построек.

На участке приступили к возведению помпезного шестиэтажного здания в исторической стилистике (близкой к архитектуре классицизма), украшенного колоннами и куполом. Площадь постройки - около 34 тыс. кв. метров, и по размеру она с виду не уступает главному историческому корпусу. К училищному дому новое здание примыкает одной из стен. Градозащитник Дмитрий Литвинов в комментарии «Санкт-Петербургским ведомостям» отмечал, что новостройка претенциозно-величава, она претендует на главенствующую роль и может подавить собой настоящие памятники архитектуры. «На мой взгляд, это некая карикатура на памятники архитектуры Петербурга, и прежде всего на Академию художеств», - считает Литвинов.

По наблюдениям корреспондентов нашей газеты, на сегодня новый корпус уже возведен в конструкциях. Кроме того, в значительной степени выполнены работы по его внешней отделке. Сейчас, когда воспитанники училища (они себя со дня его основания называют «питонами») находятся на каникулах, темпы работ на объекте очень высокие. Одновременно продолжается реконструкция старинного училищного корпуса. Это здание стоит в лесах, его купол частично разобран.

Как рассказали в Министерстве обороны, речь идет о «глубокой реконструкции». Производится замена стен, в том числе несущих конструкций, а также перекрытий. Помещения проходят перепланировку. Специалисты также устанавливают новые инженерные системы.

В военном ведомстве обратили внимание, что училище никогда не имело единой территории, а теперь этот недостаток будет исправлен. После завершения работ НВМУ получит архитектурный ансамбль в форме классического каре с плацем для построений во внутреннем дворе. «Это позволит создать условия для качественного обучения воспитанников, согласно нормам учреждений полного пансиона», - сообщили нашей газете в министерстве.

Необходимо отметить, что для реализации проекта пришлось демонтировать несколько построек. Во-первых, это старая водогрейная котельная. На смену ей будет построена новая, причем расположится эта утилитарная постройка почти на красной линии Пеньковой улицы. Во-вторых, был разобран старинный водозабор (подземный резервуар) с садом на крыше, располагавшийся между старым и строящимся корпусами училища. По всей видимости, он мешал строительству перехода между корпусами.

Были сохранены только гранитные павильоны, относившиеся к этому водозабору. Они выходят на Пеньковую. Военные обещают, что павильоны будут отреставрированы с восстановлением исторического декора. Для этого привлекли реставраторов с опытом работы на других ценных постройках Петербурга, говорят военные. По их словам, будет воссоздан и сад.

Судя по информационному щиту, работы по реконструкции нахимовского городка должны быть завершены к осени.

Добавим, что одновременно достраивают новый спальный корпус для филиала НВМУ в Мурманске, созданного в 2017 году. Там управиться также рассчитывают к началу учебного года.


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

2017-2020 гг - Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны
Российской Федерации:
реставрация фасадов и кровли здания 1910 года постройки (выполнены все виды работ
по реставрации фасадов, кровли, штукатурки, лепнины, ковки); восстановление декоративных наверших водосточных и дымовых труб из меди.

Это здание вот уже второе столетие подряд считают петербургским символом просвещения и образования. В начале прошлого века здесь базировалось ремесленное училище, после революции — общеобразовательная школа, а уже с 1944 г. и до сегодняшнего дня — знаменитое Нахимовское военно-морское училище.

Бывший Городской училищный дом имени Петра Великого, а ныне Нахимовское военно-морское училище, возведенный петербургским архитектором Александром Ивановичем Дмитриевым, является одним из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства начала ХХ столетия.

Мысль о возведении «народного школьного дома» возникла в 1902 г., когда велись подготовительные работы к празднованию юбилея столицы Российской империи. Программа предусматривала строительство крупнейшего в столице учебно-просветительского комплекса для детей и юношества. В основной части здания следовало разместить 12 классов начального училища, городскую бесплатную читальню, зал и другие помещения. В отдельном корпусе — ремесленные училища с классами и мастерскими. Комиссия по образованию Городской думы задумала эту постройку как своеобразный памятник основателю Санкт-Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа». И далеко не случайным было в этой связи место, где мыслилось построить Училищный дом, — вблизи Домика Петра I.

Здание находится в одном из живописнейших уголков Санкт-Петербурга, на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, где от реки Невы берет свое начало Большая Невка. Его крупные живописные объемы, отсылающие к эпохе петербургского барокко, чрезвычайно органично вписались в панораму невских берегов, став интересным и мощным акцентом, доминирующим на всем протяжении Петроградской набережной. Силуэт фигурных крыш с легким шпилем-мачтой, пластическое решение бело-голубых фасадов, скульптурное убранство создают яркий и запоминающийся образ.

Обращение к барокко, ориентация на конкретный исторический контекст, безусловно, не были случайными, большую роль играли как сложившиеся традиции необарочного строительства в Петербурге, так и художественная атмосфера начала века, проникнутая тягой к изучению истории и культуры родного края. В эти же годы было возрождено объединение <<Мир искусства », в котором видную роль играли художники Б.М. Кустодиев, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский. Училищный дом предоставлял «мирискусникам» возможность хотя бы частично провести в жизнь свои творческие установки: историзм, просветительство, декоративность.

Лепной барельеф бронзовым бюстом Петра 1

Пластический декор Училищного дома создан по эскизам А.Н. Бенуа скульптором В.В. Кузнецовым. Крупномасштабный рельеф в тимпане лучкового фронтона включает в себя огромный картуш с монограммой Петра I и фигуры обнаженных юношей-атлетов, держащих свисающую львиную шкуру, на которой помещен циферблат часов (часы изготовлены фирмой «Фридрих Винтер»). Смысловой центр — бронзовый бюст Петра I в фигурной нише третьего этажа, заключенной в пышное рокайльное обрамление с фигурками путти. Бюст отлит в мастерской В.З. Гаврилова.

К 240-летию Петра I, 30 мая 1912 г. Училищный дом был освящен. Столичная пресса весьма справедливо называла новое здание «дворцом Петра I», <<домом-дворцом», «чудом строительства ». Высокую оценку давали ему и специалисты. Училищный дом А.И. Дмитриева действительно стал самым значительным и примечательным сооружением среди школьных зданий Петербурга начала века.

После революции 1917 г. в здании Городского училищного дома имени Петра Великого размещались Городской лазарет № 237 для психически больных солдат (по ситуации на 1918 г.), а затем 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера).

С 1944 г. в этом здании разместилось Нахимовское военно-морское училище (НВМУ). По устным свидетельствам, архитектор А.И. Дмитриев сам предложил выбрать для нового учебного заведения здание бывшего Городского училищного дома. «И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», — признавал создатель великолепного памятника архитектуры начала ХХ века.

Сегодня здесь проходят масштабные ремонтно-реставрационные работы, целью которых является сохранение объекта культурного наследия, а также приспособление исторического здания для современного использования как учебного и административного корпуса Нахимовского училища. В здании предусмотрено размещение кабинетов администрации, преподавателей дополнительного образования, актового зала для проведения торжественных мероприятий и музея.

Начальный этап реставрационно-ремонтных работ подразумевает комплексное восстановление фасадного ансамбля здания с воссозданием всех утраченных элементов. Целью ставится как можно точнее повторить авторский замысел архитектора А.И. Дмитриева. Предварительно специалистами компании ООО «Деметра» была проведена большая изыскательская работа в архивных и музейных фондах города. Благодаря сохранившимся историческим чертежам, планам, графическим, живописным и фотографическим изображениям облик бывшего Училищного дома на момент его открытия в 1912 г. весьма ясен.

Дубовое дверное заполнение полусветлое, арочное. Многослойность и загрязнение лепной композиции десюдепорта

При проведении натурного обследования основное внимание было уделено определению степени сохранности материалов отделки, оценке их технического состояния, наличию дефектов и, по возможности, выявлению причин их появления. Кирпичное здание имеет п-образную планировку, состоящую из пяти корпусов разной этажности, соединенных между собой. Окраска штукатурного слоя стен сильно загрязнена, определяются трещины и шелушение поверхности, связанные, в первую очередь, с неоднородностью штукатурных слоев и необоснованностью применения шпатлевочных слоев значительной толщины. Отсутствие необходимых расчисток в ходе предыдущих реставрационных работ привело к увеличению толщины штукатурной отделки и нарушению пластики фасада. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы удалить все позднейшие штукатурные и шпатлевочные слои до твердой основы. В некоторых местах потребовалось восстановление целостности кирпичной кладки специально изготовленным кирпичом исторического размера и фактуры.

Общий вид горельефа главного фасада

В декоративном оформлении фасадов использован лепной декор: картуш, обрамляющий бронзовый бюст Петра I, обрамление циферблата часов, модульоны, капители колонн, горельеф и скульптурные композиции на южном фасаде. При проведении обследования был выявлен ряд проблем: декор сильно загрязнен, многослойно окрашен, наблюдаются разрушения, местами с обнажением металлоарматуры. Из-за дефектов основания (трещин в кирпичной кладке) бронзовый бюст Петра I имеет некоторое отклонение в сторону. Циферблат часов, покрытый керамическими изразцами, имеет трещины и загрязнения. Сейчас проходят работы по реставрации пластического убранства фасадов: расчистка от загрязнений и покрасок, удаление деструктированных и укрепление ослабленных фрагментов. Если восполнение мелких утрат ведется методом домастиковки на месте, то крупные детали будут отливаться в мастерской по моделям, изготовленным по сохранившимся образцам. В этой работе реставраторам приходится не только соответствовать уровню профессионализма предшественников, но и иметь дело с редким разнообразием материалов отделки и техник ее изготовления.

Также идут работы по реставрации и воссозданию металлодекора фасадов и кровли. Кровля здания имела не только сложную конфигурацию, но и была богато декорирована башенками, аттиками, фронтонами и слуховыми окнами различной формы. Печные трубы здания были украшены живописными дымниками, которые, к сожалению, не сохранились. Помимо металлодекора наверший дымовых труб, кровля здания была богато украшена декоративными колпаками на воронках водосточных труб. Они также утрачены. Все эти исторические фрагменты будут воссозданы по иконографическим материалам и аналогам, сохранившимся на объекте. Также будут отреставрированы и восстановлены решетки окон цокольного этажа, металлические ограждения балконов, кованые флагодержатели, а кровлю заменят на медную.

За долгий период эксплуатации многое из наружной отделки здания было либо повреждено, либо безвозвратно утрачено. Так, в советское время двери дворовых фасадов разделили печальную судьбу многих дверей Петербурга, их самовольно заменили на новые. Сохранившиеся двери лицевых фасадов нуждаются в серьезной реставрации с восстановлением резного декора. Будет произведен демонтаж всех оконных проемов с восстановлением исторической расстекловки по иконографическим материалам.

На восточном и южном фасадах сохранились известняковые плиты входов в здание, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Утраченные известняковые ступени будут восполнены в оригинальном материале того же месторождения, в тех же размерах, с воссозданием их подлинного исторического рисунка.

Проектом реставрации предусматривается устройство козырьков над входами дворовых фасадов по историческим аналогам, реставрация металлических и кирпичных оград, восстановление утраченной люстры-фонаря в арочном проезде.

Здание Нахимовского военно- морского училища неотъемлемая часть исторического облика Санкт-Петербурга. Проводимые специалистами компании ООО «Деметра» реставрационные работы нацелены на то, чтобы восстановить историческую справедливость и воссоздать подлинность архитектурного решения одного из самых красивых учебных заведений.

Здание Нахимовского училища в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ретроспективизма, построенное в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно-морское училище.

Идея строительства Училищного дома имени Петра Великого была приурочена к 200-летию Санкт-Петербурга, поэтому изначально здание планировалось не только как учебный комплекс (начальные классы, мужское и женское училища, ремесленное училище, читальня), но и как памятник архитектуры. Для строительства был выбран участок на территории Гагаринского буяна (пенькового склада-пристани) вблизи домика Петра I. Тожественная закладка Училищного дома состоялась в день юбилейных торжеств и в присутствии многих зарубежных гостей.

Однако закладка первого камня еще не означала начала строительных работ. Сперва, в 1905 году, был проведен конкурс проектов, в котором победил архитектор А. И. Дмитриев. В 1908 году этот проект был утвержден и в день уже 200-летнего юбилея Полтавской битвы, в 1909 году, здание было заложено вновь, уже по-настоящему и на новом месте — на берегу Большой Невки. В 1910 году в доме начались первые занятия, но полностью строительные работы были окончены в 1912 году.

Облик Училищного дома был выполнен в архитектурном стиле ретроспективизма, течения, основанного на архитектуре прошлых веков. Поэтому здание многими элементами копирует стилистику петровского барокко — высокий шпиль с корабликом, кровля с переломом, оконные переплеты, двухцветный окрас. По эскизам художника A. H. Бенуа были выполнены скульптурные группы атлантов на фронтоне главного фасада и большие часы-витраж фирмы «Фридрих Винтер». В нише третьего этажа находится бронзовый бюст Петра I, изображенный в богатой императорской горностаевой мантии, с табличкой внизу: «Отцу Отечества. 1703-1903». Фасад, обращенный к Неве, украшает горельеф с богиней Минервой (греческой Афиной) — покровительницей искусств и ремесел, так как в этой части здания размещалось Ремесленное училище.

Интерьеры здания также повторяют стиль петровского барокко, например, Актовый зал украшен панелями из расписных изразцов в стиле XVIII века с рисунками кораблей и морских батальных сцен.

В Училищном доме учился будущий председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин.

После революции 1917 года в здании продолжались размещаться школы, а в 1944 году Городской училищный дом имени Петра Великого передали Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу.

Туристу на заметку:

Посещение здания Нахимовского военно-морского училища будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — и набережными, памятником 300-летию российского флота, домом «Дворянское гнездо», домом Балтфлота.

В годы Великой Отечественной войны, когда советские войска практически полностью освободили территорию СССР от фашистских оккупантов, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота.

Первоначально в училища, как правило, брали «детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны». В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении, им была установлена военно-морская форма одежды.

Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, создана соответствующая материальная база.

Нахимовские военно-морские училища, как средние учебные заведения закрытого типа, были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года и были предназначены для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование «Нахимовские» они получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, героя Крымской войны 1853-1856 гг. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени, от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С. Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков.

«Из трех способов, — говорил П.С. Нахимов, — действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером — последнее есть вернейший».

Училища создавались с 1943 г. в Тбилиси, в 1944 г. - в Ленинграде и в 1945 г. - в Риге.

Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики, сыновья полков и юнги флота, имевшие боевые награды. Это участник героической обороны Севастополя Борис Кулешин и партизан Василий Чертенко, на груди которых сияли орден «Красной Звезды» и многие медали, у Василия Осадчего - три боевых медали, Борис Кривцов был награжден медалью «Адмирал Нахимов», Константин Гавришин медалью «Адмирал Ушаков», Петр Паровов орденами «Красной Звезды», «Славы» 3-й степени и медалью «За отвагу», юнга с торпедного катера Валерий Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом «Красной Звезды». Им было в ту пору по двенадцать — пятнадцать лет.

Условия жизни, быта, процесса обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был военным, который предусматривал подъем, физзарядку, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовку, свободное время, вечернюю прогулку и отбой. Культурный досуг украшался концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами, культпоходами в театры, музеи и кино. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями.

Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике. Трудовые знания и опыт нахимовцы получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам.

В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у нахимовцев морские качества, прививать любовь к романтике флотской службы, давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание уделялось строевой подготовке, которая способствовала высокой слаженности и воинской выправке, воспитывала чувство флотского товарищества, коллективизма, другие качества и навыки, необходимые будущим офицерам. Особую роль, безусловно, отводилось учебной практике, включавшей в себя военно-морскую, общевойсковую и физическую подготовку.

Практический опыт, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого нахимовца.

Затем, на основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 года № 745, приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня1944 года № 280 было создано Ленинградское, а в 1945 г. Рижское Нахимовские военно-морское училища.

Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1 ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачный выбор здания по размещению училища.

18 сентября 1944 г. состоялось первое зачисление в Ленинградское Нахимовское училище. Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее — три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей — первой, куда входили семиклассники, до младшей — пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая — номер роты, вторая — номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: «воспитанник 13-го класса» означало, что он учился в 7-в классе, а «воспитанник 51-го класса» — соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, «по ротам» ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной…

Воспитанник — первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами. Из числа наиболее опытных и активных назначались младшие командиры, им присваивалось очередное звание «вице-старшина».

У этих ребят были особые отличия на погонах, но дисциплинарной властью они не обладали, а исполняли, скорее, роль звеньевых и старост класса, как в обычных школах. Так как нахимовцы по малости лет не принимали воинскую присягу, то и власть взрослых не была такой, как в действующем флоте.

Состав воспитанников был весьма пестрым. В их среде существовали неписаные законы детского сообщества. На первых порах они держались группами — боялись, не обидел бы кто; и объединялись по-своему — сначала фронтовики, однополчане, земляки, товарищи, потом уже — взводы и роты. Были и свои авторитеты, то есть те, кто фактически определял ход и течение училищной жизни. Быстро появились клички и прозвища. И, в конце концов, образовалось своего рода «тотемное» самоназвание нахимовцев. Они стали называть себя «питонами». Впервые сочетание слов «воспитанники — воспитоны — питоны» зафиксировано в стихотворении А. Генкина (2-я рота), написанном в 1947 г. Но, по мнению его друга В. Солуянова, это прозвище появилось гораздо раньше. Его, по созвучию со своей фамилией, получил Валентин Воспитанный, зачисленный в старшую (1-ю) роту в 1944 г. Звание «питон» — очень почетное. Позже Нахимовское училище, в параллель «системе» (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название — «Питония». Оно, несмотря на все запреты, пережило десятилетия.

В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них, такие как Николай Сенчугов, Петр Паровов и многие другие, пришли в училище прямо с фронта, имели боевые награды. Конечно, снова сесть за парту было для них нелегким делом, но большинство преодолели трудности учебы и успешно окончили училище.

В 1948 г. состоялся первый выпуск, который проходил торжественно на борту крейсера «Аврора». Этот исторический корабль, участник русско-японской, русско-германской и Великой Отечественной войн, был по предложению адмирала И.С. Исакова установлен рядом с училищем на вечную стоянку как живое напоминание нахимовцам о традициях и героических подвигах моряков Российского и Советского флотов, а также как учебная база для изучения военно-морского дела.

Начальники, педагоги, воспитатели тех давних лет — их вклад в становление Нахимовского училища огромен. И конечно, главным результатом их труда являются выпускники.

За прошедшие десятилетия более 14000 выпускников получили путевку в жизнь. Большинство выбрало нелегкую флотскую службу, многие командовали кораблями и соединениями, да и сейчас практически на каждом боевом корабле Военно-Морского Флота России служат выпускники училища.

Звезды Героя Российской Федерации удостоены пятеро выпускников Ленинградского Нахимовского военно-морского училища:

Адмиральские погоны носят нахимовцы первого набора Радий Зубков, Юрий Ефимов, Анатолий Шлемов, Владлен Наумов и Александр Богатырев, Владлен Лободенко их более молодые соученики Владимир Высоцкий, Николай Максимов, Олег Бурцев, Владимир Захаров, Андрей Воложинский, Михаил Ильиных, Александр Шуванов и многие другие. Всего же около 60 выпускников Нахимовских военно-морских училищ дослужили до адмиральских званий и 14 стали генералами.

Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Борис Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом «Красной Звезды»). Были нахимовцы и на полигонах, где испытывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.

На первой советской атомной подводной лодке «К-3», которая в июне 1962 г. достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов, выпускник 1952 г., награжденный орденом Ленина. Восьмым командиром этой лодки, уже носившей имя «Ленинский комсомол», в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, выпускник 1970 г. Со времени появления первых атомных подлодок, возможно, на той же «К-3», начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969 г. он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров.

Выходы в море происходили в обстановке острого противоборства с американским подводным флотом. 21 июля 1970 г. атомная подводная лодка К-108 под командованием капитана 2 ранга Бориса Багдасарьяна, которого начальник училища капитан 1 ранга Н.Г. Изачик чуть было не исключил из училища, на боевой службе столкнулась с осуществлявшей слежение подводной лодкой США. Корпус советской субмарины оказался прочнее американской, у командира в качестве «сувенира» остался на память кусок обшивки «американца». А командиром стратегического атомохода К-219 во время аварии 1986 г., случившейся в Саргассовом море, у берегов Америки, был также нахимовец выпуска 1968 г. капитан 2 ранга Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте и пожар. Лодка затонула, но благодаря мужеству и грамотным действиям экипажа была предотвращена экологическая катастрофа.

Из простых и честных поступков нахимовцев, их высоких боевых и морально-нравственных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, пожертвовать собой во имя гражданского, воинского долга и Отечества.

Так, 10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2 роты С. Денисов, загорелся дом. Станислав проявил мужество в борьбе с пожаром, а в адрес начальника училище пришло благодарственное письмо от председателя поселкового совета.

13 августа 1966 г. курсант 1-го курса ВВМУРЭ им. А. С. Попова Константин Несмиян погиб при задержании преступника, за что был удостоен государственной награды - медали «За отвагу» (посмертно).

В октябре 1981 г., выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, погиб выпускник училища (1966 г.) капитан 3 ранга Федор Гладков, награжденный орденами «Красной Звезды» и «Красного Знамени» (посмертно).

В сентябре 1992 г. за честь флота вступился Дмитрий Петровский, получил удар ножом в сердце и чудом выжил, спасенный военными врачами. Через полгода адмирал И. В. Касатонов вручил ему орден «За личное мужество».

Во время аварии на атомной подлодке «Комсомолец» 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов. Проявили мужество во время аварии офицеры Андрей Махота и Константин Федотко (выпуск 1982 г.), награждены орденом «Красного Знамени».

В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник училища 1951 г.

На подводной лодке «Курск», гибель которой 12 августа 2000 г. потрясла весь мир, нахимовцев было семеро. Это офицеры Вадим Бубнив, Сергей Логинов, Андрей Милютин, Дмитрий Репников, Максим Сафонов, Алексей Станкевич, Илья Щавинский.

17 июля 2001 г. во время демонстрационного полета, выполнив все фигуры высшего пилотажа и пытаясь спасти неуправляемый самолет, погиб Герой Российской Федерации генерал-майор Тимур Апакидзе (выпуск 1971 г.)

С 1955 г. действует одно Нахимовское военно-морское училище, в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербурге).

За последние десятилетия система комплектования воспитанниками претерпела ряд преобразований и в настоящее время в училище обучаются юноши с 5 по 11 класс.

Сегодня Нахимовское ВМУ представляет собой среднее специализированное учебное заведение закрытого типа, с военно-морской направленностью обучения, которое дает общее среднее образование и готовит воспитанников к поступлению в высшие военные, военно-морские, учебные заведения страны.

Училище располагает прекрасной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами персонала, педагогов, воспитателей и находится в историческом центре Санкт-Петербурга, у легендарного крейсера «Аврора», где воспитанники не только познают «азы» флотской жизни, но и приобщаются к славной истории и традициям отечественного флота.

За годы существования нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все они воспитаны в духе верности воинскому долгу, отечеству, славным боевым традициям Российского военно-морского флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь выпускников-нахимовцев, они останутся до конца своих дней верными флотскому, нахимовскому братству.

Начиная с 1991 г. нахимовцы участвовали в дальних морских и заграничных походах. За эти годы они побывали в Финляндии и Голландии, Англии и Франции, Бельгии и Дании, Греции и Болгарии и других странах. Нахимовцами под руководством опытных офицеров училища капитана 1 ранга А.А. Попкова, капитанов 2 ранга В.Г. Демкина, В.И. Строгова совершены походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполняли свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев засияли знаки «За дальний поход», и это окрыляло их в учебе и дальнейшей службе.

Училище многие годы представляло Военно-Морской Флот на военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка командованием их участия в парадах — «отлично». В 1996 г. за образцовое прохождение по Красной площади парадный полк училища получил личную благодарность Верховного главнокомандующего — Президента России. Высокие строевая выучка и военная выправка — отличительные качества воспитанников Нахимовского военно-морского училища. Эти же качества они показали и на Главном морском параде в честь 300-летия Флота России в Санкт-Петербурге в июле 1996 г.

Традиция участия нахимовцев в военных парадах на Красной площади, посвященных Великой Победе, возрождена в 2013 г. Каждый участник парада награждается медалью Министерства обороны России «За участие в параде», что является у нахимовцев основанием для гордости.

Выпускники училища служат на передовых рубежах защиты Отечества. Они свято чтят завет адмирала Павла Степановича Нахимова.

Военные строители начали активное строительство 1 февраля 2018 года. За 181 день возведен новый корпус — 31 441 м2, реконструирован старый — 9696 м2, отреставрированы фасады и кровля исторического здания — 11436, создан «Нахимовский парк» — 1500 м2.

На площадке, расположенной в районе исторического центра Санкт-Петербурга, по улице Пеньковой, дом 3-5, построен многофункциональный корпус Нахимовского Военно-морского училища на 560 человек, общей площадью более 40 тысяч квадратных метров. Новое шестиэтажное здание училища с небольшим куполом в центре флангами присоединено к старому учебно-казарменному корпусу. Параллельно с основным строительством проведена его глубокая реконструкция: заменены стены и потолочные перекрытия, усилены несущие конструкции, увеличено количество классов, кабинетов и аудиторий, проложены новые инженерные системы.

С момента формирования в 1944 году Нахимовское училище не имело собственной, обособленной территории. Часть занятий нахимовцев проходила в корпусах, находящихся друг от друга на значительном расстоянии.

После реализации проекта легендарная «Нахимовка» впервые в своей истории получила единый архитектурный ансамбль: здание в форме классического каре с плацем для построений и «Нахимовский парк» с открытыми спортивными площадками.

При этом, площадь училища увеличилась в 3 раза до 54 000 м2. Это позволяет создать все условия для качественного обучения воспитанников согласно нормам учреждений полного пансиона. Парк примыкает к внутреннему дворику знаменитого Городского училищного дома Петра Великого, построенного в 1912 году на Петроградской набережной (напротив крейсера «Аврора»). Его передали нахимовцам 74 года назад. Выполнена глубокая реставрация оконных заполнений, фасадов, медной кровли, декоративных элементов дымовых труб и башни флагштока исторического здания — ныне административно-учебного корпуса Нахимовского училища.

Внутри «красных линий» строительной площадки оказалось еще одно историческое инженерное сооружение (1910 года постройки). Резервуар чистой воды (РЧВ) с двумя павильонами на поверхности и подземной емкостью. Два небольших домика — портала наземной части сохранены. Они отреставрированы с восстановлением утраченных декоративных элементов фасадов. Специально для таких «тонких» работ военные строители привлекли опытных реставраторов Санкт-Петербурга. Реставрация павильонов резервуара чистой воды — часть проекта по благоустройству и реконструкции всей улицы Пеньковой (от ул. Мичуринской до Петроградской наб.). Ее обновленный вид будет сочетаться с обликом исторического центра Санкт-Петербурга. На Пеньковой установят 14 фонарей, подобных тем, что на Петроградской набережной, 10 стилизованных скамеек, урны. Как будут жить и учиться нахимовцы В новом многофункциональном корпусе воспитанники каждого курса будут жить на отдельном этаже, в блок-кубриках по 10 человек с уютными комнатами на 2 и 3 спальных места, двумя санузлами, двумя гардеробными и общей гостиной (комнатой отдыха).

Питание организовано в двух столовых: из расчета 560 нахимовцев и 80 преподавателей в одну смену. В каждом зале по две линии раздачи готовой пищи с салат-барами. На 5-ом этаже корпуса размещен спортивный комплекс с 3 залами: гимнастическим, игровым и спортивных единоборств. Закончен ремонт плавательного бассейна и универсального спортивного зала на 1-ом этаже. Площадь внутренней спортивной зоны училища увеличена в четыре раза с 400 до 1 600 м2, а с учетом баскетбольных и футбольных площадок, беговых дорожек и тренажеров на открытом воздухе в семь раз. В ходе ремонта и реконструкции училище оснащено классами информатики, иностранных языков, а также лабораториями физики, химии, биологии с современным оборудованием.

Количество учебных аудиторий возросло с 29 до 43 без учета помещений для преподавателей. Ранее учителя проводили занятия в двух отдельно стоящих зданиях и не имели своих рабочих мест. На первом и втором этажах размещен медицинский пункт со стационаром на 15 коек, физиотерапевтическим и стоматологическим кабинетами. Особой гордостью Нахимовки стал высокотехнологичный культурно-образовательный комплекс, специально спроектированный для моряков в подкупольном пространстве. В нем разместились: интерактивный класс, библиотека и современная цифровая купольная проекционная система сверхвысокого разрешения, для занятий по астрономии, астронавигации и другим естественным наукам. Значительно расширены возможности изучения географии, истории и физики с использованием образовательных фильмов.