Механизмы и показатели адаптации органов и систем к физическим нагрузкам. Морфофункциональные изменения в организме занимающихся ФК и С

Преддошкольный возраст (до 3 лет). Этот возрастной период характеризуется бурным ростом и развитием. Так, рост на первом году жизни увеличивается на 23-25 см. На втором-третьем ежегодное увеличение роста составляет 8-10 см. Масса тела на первом году возрастает на 6 кг, на втором-третьем - на 4-6 кг. Изменяются пропорции тела: относительное уменьшение размеров головы с 1 / 4 длины (у новорожденного) до 1 / 5 (у ребенка 2-3 лет).

В этом возрасте идет активный процесс перестройки костной ткани, изменяется структура костного вещества - грубоволокнистая уступает место пластинчатой. Происходит окостенение скелета: на первом году жизни появляются ядра окостенения в некоторых костях запястья, в 4-8 мес. окостенения головки бедра. На первом-втором году жизни возникают центры окостенения в эпифизах плечевой кости.

Окостенение позвоночника происходит постепенно: к моменту рождения точки окостенения имеются в телах позвонков и остистых отростках. Позвоночник новорожденного не имеет изгибов. В 6-7 недель ребенок начинает поднимать и держать голову, что приводит к возникновению шейного изгиба. К началу стояния и ходьбы образуется поясничный изгиб. К 3-4 годам позвоночник ребенка имеет выраженные изгибы, однако они еще не фиксированы.

Объем мозгового черепа увеличивается на первом году жизни в 2 1 / 2 раза. В последующие годы интенсивность роста черепа снижается, однако к З годам объем его мозговой части составляет 80% объема мозгового черепа взрослого человека. Так как скелет туловища еще в этом возрастном периоде не сформирован, а по химическому составу костная ткань содержит больше органических веществ (оссеин) и меньше минеральных, то в связи с этим неблагоприятные условия (длительное неправильное положение в кроватке, ношение ребенка на одной и той же руке, вождение за одну и ту же руку) могут вызвать искривление позвоночника и деформацию грудной клетки.

Развитие мышечной ткани у детей раннего возраста происходит неравномерно. На первом году жизни ребенка развиваются мышцы туловища и нижних конечностей, выполняющие функции сидения, прямостояния и ходьбы. В дальнейшем происходит развитие мышц руки и др. К 3 годам отмечается заметное нарастание мышечной массы и развивается нервный аппарат мышечной ткани. Переход ребенка в вертикальное положение требует согласованной деятельности большого числа мышц, и координация их работы к 3 годам становится достаточно точной, и это позволяет ребенку свободно ходить и бегать. Однако следует отметить высокую возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, незначительную силу мышц, что нужно учитывать при организации физического воспитания детей преддошкольного возраста.

В этот период изменяются размеры и гистологическое строение сердца: быстрое увеличение объема сердца и медленная гистологическая дифференцировка его тканей. Артерии у детей относительно широкие, капилляры также имеют широкий просвет. Это в свою очередь облегчает работу сердца, обеспечивает усиленное поступление питательных веществ и кислорода к растущим тканям и органам.

Частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: в первые месяцы жизни она составляет 120-140 в минуту, к концу первого года - 110-120, к 3-4 годам - 100-110.

Дыхательная система в первые годы жизни ребенка также имеет особенности.

Верхние дыхательные пути (носовые ходы, гортань, трахея и бронхи) сравнительно узки. Грудная клетка в верхней части узка, ребра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, купол диафрагмы находится высоко.

Поэтому дыхание у детей раннего возраста поверхностное. Необходимая легочная вентиляция обеспечивается за счет частоты дыхательных движений. Так, число дыхательных движений в минуту у новорожденного равно 40-60; у ребенка 1 года - 30-35,2; 3 лет - 25-30. В связи с этим относительный минутный объем дыхания (на 1 кг массы тела) у детей до 3 лет в 2 раза больше, чем у взрослых.

В первые годы жизни происходит интенсивное морфологическое и функциональное созревание органов пищеварения: емкость желудка к концу второго года увеличивается почти в 15 раз (с 50 до 740 мл). С 6 мес. начинается прорезывание молочных зубов, к году число их доходит до 8, а к 2-2 1 / 2 годам прорезываются все 20 молочных зубов. В связи с переходом на смешанную пищу увеличивается толщина мышечного слоя желудка. Нарастает кислотность и ферментативная активность желудочного сока, происходит интенсивный рост кишечника.

Самым ранним условным рефлексом является рефлекс на положение для кормления: он формируется к концу 2-й недели. Образование условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители отмечено на 2-3-м месяце жизни.

Для правильного развития ребенка на первом году жизни необходимо соблюдать режим, чередование сна и бодрствования, кормления и прогулок. При этом происходит выработка стереотипа, что облегчает приспособление ребенка к окружающей среде. После года у ребенка вырабатываются условные рефлексы на речевые раздражители.

Становление и развитие речи происходит уже со 2-го месяца. Сначала ребенок издает звуки, визжит, позднее - гулит, затем к 5-6 мес. произносит слоги. К концу первого года ребенок произносит по 5-10 простых слов. На втором году происходит интенсивное развитие речи: появляются фразы, запас слов доходит до 500 и больше. К 3 годам запас слов увеличивается до 800-1000.

Развитию речи способствует произношение слов в сочетании с воздействием на двигательные, зрительные и слуховые анализаторы. Игровая деятельность, общение с другими детьми и родителями, чтение, демонстрация картинок и рисунков, четкая речь взрослых способствуют появлению новых слов, условных рефлексов на них.

Таким образом, в преддошкольном возрасте в организме детей происходят значительные изменения: отмечается усиленный рост органов и тканей, их дифференцировка. Морфологические изменения ведут к функциональному совершенствованию органов и систем. Ребенок овладевает свободным передвижением и речевой функцией.

Дошкольный возраст (3-7 лет). Отмечается относительно равномерное увеличение всех размеров тела у детей этого возрастного периода. Годичная прибавка роста составляет в среднем 5-8 см, массы тела - около 2 кг, окружности грудной клетки -1-2 см. Меняются пропорции тела: к 6-7 годам высота головы составляет лишь 1 / 6 тела.

Происходит дальнейшее окостенение хрящевой ткани - в эпифизах трубчатых костей, позвоночника. В возрасте 7 лет процессы окостенения в позвоночнике не завершены: верхние и нижние поверхности тел позвонков состоят из хрящевой ткани. Окружность грудной клетки с 3 до 7 лет увеличивается в среднем на 6-7 см. К 7 годам появляются ядра окостенения во всех костях запястья. Наиболее интенсивно развиваются мышцы, которые обеспечивают прямостояние и ходьбу, однако мышцы брюшного пресса еще развиты слабо. Поэтому дошкольнику трудно принять стойку смирно, а подъем тяжестей может вызвать расхождение мышц живота.

Формирование нервного аппарата мышц приводит к значительному развитию движений. В связи с этим дети в возрасте 7 лет способны выполнять разнообразные движения, требующие определенной координации. Они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням. Им становятся доступны движения, необходимые при рисовании, лепке, плетении.

Развитие двигательных функций в дошкольном возрасте отражает дальнейшее становление межсистемных связей, центральных рефлекторных механизмов регуляции. Как считает И. А. Аршавский, особенности осуществления форм двигательной активности - объективный показатель возрастного развития организма.

Процессы роста и дифференцировки тканей сердца замедлены. Уменьшается число кровеносных сосудов, но их просвет становится шире, появляются крупные сосудистые ветви. Увеличивается толщина левого желудочка; заканчивается развитие нервного аппарата сердца. Но до 5-6 лет сердце ребенка характеризуется недостаточностью мышечной и соединительной ткани, обилием лимфатических и кровеносных сосудов. Это предрасполагает к развитию различных инфекций.

Рост сосудов продолжается, но несколько отстает от роста сердца. Относительное сужение просвета сосудов способствует повышению артериального давления с возрастом. Так, к 7 годам систолическое давление составляет около 100-110 мм рт. ст. Частота сердечных сокращений равна 85-90 уд/мин.

К 7 годам в основном заканчивается формирование легочной ткани, увеличивается количество эластических элементов. Возрастает глубина дыхания, снижается его частота, и к 6-7 годам она составляет 22-24 в минуту. Жизненная емкость с возрастом увеличивается, и в 4 года она равна примерно 1100 см 3 , к 7 годам достигает 300-1400 см 3 . В этом возрасте еще наблюдается высокая возбудимость дыхательного центра. Непродолжительные физические напряжения, эмоции приводят к нарушению ритма дыхательных движений, резкому увеличению их частоты.

К 7 годам секреторная и моторная функции желудочно-кишечного тракта приближаются к функции взрослых. В 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные.

В этом возрастном периоде продолжается совершенствование высшей нервной деятельности. Условные рефлексы образуются значительно быстрее, чем в раннем возрасте, но доминантные очаги, возникающие в коре больших полушарий, еще не стойки и при внешних воздействиях с возникновением ориентировочной реакции детей легко нарушаются. Исследования Д. А. Фарбер электрической активности мозга свидетельствуют о значительных сдвигах в созревании структур мозга и становлении функций восприятия и внимания между 4 и 6 годами.

В этот период большое значение в развитии детей имеют игры и речь. Коллективные игры со сложными сюжетами, осмысленными взаимоотношениями, активной деятельностью, четким выполнением заданий и распоряжений стимулируют общее развитие детей. К 5-6 годам ребенок правильно произносит звуки, речь становится более сложной с богатым запасом слов.

Отмечается дальнейшее совершенствование зрительных функций, однако в дошкольном возрасте сохраняется еще дальнозоркость. Нарастает острота слуха. Наблюдаются изменения в соотношении активности желез внутренней секреции: уменьшается активность зобной железы (тимуса) и коркового вещества надпочечников; в значительной степени нарастает функция щитовидной железы. Наблюдается усиление функции гипофиза (его передней доли), регулирующего вместе со щитовидной железой процессы роста и развития детского организма.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается развитие многих функций, и он является важным периодом в становлении произвольной двигательной функции, системного взаимодействия организма с внешней средой.

Изменения, происходящие со стороны высшей нервной деятельности ребенка дошкольного возраста, делают его способным к восприятию информации, необходимой для обучения в школе.

Младший школьный возраст (7-10 лет). Развитие детей в младшем школьном возрасте протекает интенсивно и относительно равномерно. Ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса тела - на 2-3 кг и окружность грудной клетки - на 1,5-2 см.

Продолжается окостенение и рост скелета, позвоночник гибок и податлив, и поэтому неправильное положение тела детей во время занятий, ношение тяжестей в одной руке могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки.

Усиленный рост ребер способствует увеличению поперечного диаметра грудной клетки по сравнению с переднезадним. Происходит интенсивное окостенение костей запястья.

В младшем школьном возрасте продолжается рост диаметра мышечного волокна скелетных мышц, увеличивается число миофибрилл. Увеличивается мышечная сила.

Как и в дошкольном возрасте, у младших школьников наиболее интенсивно развиваются крупные мышцы. Этим объясняется способность детей к движениям с большим размахом и затруднения при выполнении мелких точных движений. В 7 лет мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму. После 7 лет происходит быстрое развитие мелких мышц кисти, что позволяет детям выполнять тонкие движения и овладевать навыками быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц нижних конечностей, однако глубокие мышцы спины в младшем школьном возрасте развиты еще слабо. Длительная статическая нагрузка, неправильная поза оказывают неблагоприятное влияние на развитие этих мышц. Слабость мышц является одним из факторов, способствующих развитию сколиоза.

В этом возрастном периоде отмечается незначительное увеличение массы сердца. Систолическое давление составляет 100-105 мм рт. ст., частота сердечных сокращений 80-85 ударов в минуту. С точки зрения морфологического и функционального состояния сердечно-сосудистой системы этот возрастной период является весьма благоприятным для выполнения физических нагрузок.

Продолжается дальнейший рост легочной ткани. Число дыханий сокращается с 20-22 в возрасте 7 лет до 18-20 в 10 лет. При этом увеличиваются их глубина и минутный объем дыхания. Значительно возрастает жизненная емкость легких: с 1300-1400 см 3 в 7 лет до 1900-2000 см 3 в 10 лет.

Происходит смена молочных зубов на постоянные. Именно в этом возрасте имеет место кариес зубов. Поэтому необходим тщательный уход за полостью рта и постоянная ее санация.

Продолжается функциональное развитие нервной системы. К 9-10 годам почти заканчивается увеличение массы мозга, достигающей в среднем 1300 г. Имеются особенности высшей нервной деятельности: быстрое наступление первой стадии утомления с последующим развитием запредельного торможения.

С 8-9 лет увеличивается скорость образования условных рефлексов; они становятся более прочными. Усиливается внутренние торможение, а также процессы отрицательной индукции, обеспечивающие более устойчивое внимание. Продолжается созревание коры и подкорковых структур мозга. Еще недостаточное, развита вторая сигнальная система, что обусловливает конкретность, образность мышления, трудность восприятия отвлеченных абстрактных понятий. В процессе обучения письму и чтению слово приобретает особое значение и становится предметом сознания.

К 7-10 годам рефракция глаза становится соразмерной, его функции совершенствуются. Слух также достигает значительной степени развития.

Доминирующими железами внутренней секреции в этом возрасте являются щитовидная и гипофиз. Тимус наивысшего развития достигает к 8-10 годам. Затем начинается ее инволюция и усиление деятельности половых желез. В этом возрасте повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и отмечается снижение заболеваемости к концу младшего школьного возраста.

Средний школьный возраст (11-14 лет). Этот возрастной период в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется гормональными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанным с половым созреванием. Происходит интенсивный рост и увеличение размеров тела, рост и дифференцировка органов и тканей. Прирост длины тела за год составляет 4-7,5 см, массы - 3-5 кг; размеры тела у девочек больше, чем у мальчиков. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей меняются пропорции тела. Значительно увеличиваются переднезадний и особенно поперечный размеры грудной клетки. Продолжается формирование позвоночника, наблюдается интенсивный рост всех его отделов, изгибы в основном сформировываются, однако есть опасность появления сколиозов и нарушений осанки и в этом возрасте. Окостенение костей запястья в основном заканчивается к 12-13 годам. С 12 лет наблюдается усиленный рост мышц в толщину, в связи с этим увеличивается общая масса мышц по отношению к массе тела. Завершается развитие нервного аппарата мышц, продолжает нарастать мышечная сила.

Отмечается функциональная неустойчивость нервной системы в период полового созревания, поэтому мышечная сила и выносливость не достигают совершенства, поэтому физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

Значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе: усиленный рост сердца, увеличение диаметра волока и ядра. Быстрое развитие сердца по сравнению с просветом сосудов обусловливает повышение систолического давления в среднем до 115-120 мм рт. ст., диастолического - до 75 мм рт. ст. В связи с повышением возбудимости сердечно-сосудистых нервных центров наблюдается нарушение ритма сердечной деятельности, головная боль.

Увеличивается жизненная емкость легких, причем больше у мальчиков. Так, к 14 годам у мальчиков она достигает 3 200 см з, у девочек - 2 700 см 3 .

В этот возрастной период начинается усиленный рост половых желез и нарушаются соотношения в деятельности эндокринных желез. Усиливается активность щитовидной железы, надпочечников, задней доли гипофиза. Начинается развитие вторичных половых признаков.

Повышается возбудимость центральной нервной системы, ее подкорковых отделов, ослабевает роль коры больших полушарий и всех видов внутреннего торможения. У девочек это выражено в большей степени и может сопровождаться нарушением вегетативных функций (сердцебиение, сосудистые расстройства). Наблюдается повышенная утомляемость как при умственных, так и при физических нагрузках.

Старший школьный (подростковый) возраст. Происходит завершение полового созревания и сопровождается уменьшением прироста размеров тела. У девочек снижение прироста длины и массы тела происходит в 15-16 лет, у мальчиков - в 17-18 лет.

К 17-18 годам в основном завершаются рост и окостенение длинных трубчатых костей. В 15-16 лет начинаются окостенение верхних и нижних поверхностей тел позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. К 17-18 годам заканчивается сращение тазовых костей, но полное их окостенение происходит к 20-25 годам. Завершается окостенение костей стопы и кисти. К 17-18 годам полностью формируется мышечное волокно с небольшим количеством узких вытянутых ядер. Происходит нарастание массы мышечной ткани; совершенствуется система энергообеспечения мышечной деятельности, увеличивается мышечная сила. Значительный прирост мышечной силы отмечается у мальчиков в 15-16 лет. С возрастом разница между мышечной силой мальчиков и девочек увеличивается. В 15 лет она составляет 8-10 кг, в 18 лет - 15-20 кг. Приобретается способность к выполнению длительной интенсивной нагрузки.

Продолжается интенсивный рост сердечной мышцы, увеличивается диаметр ее волокон, что приводит к утолщению миокарда и некоторой гипертрофии левого желудочка, характерной для юношеского сердца. Соотношение толщины стенки левого и правого желудочков равно 3: 1, у взрослых 2,5: 1. В этом возрасте наблюдаются функциональные расстройства сердечной деятельности, сопровождающиеся неорганическими шумами, повышением артериального давления, изменением ритма. Эти нарушения как правило носят временный характер, но они требуют рациональной организации режима труда и спорта. К 18 годам формирование сердечно-сосудистой системы в основном заканчивается.

К 15-16 годам значительно увеличивается жизненная емкость легких, особенно у мальчиков. Повышение легочной вентиляции при физической нагрузке происходит не только за счет учащения дыхания, но и за счет его углубления.

К 17-18 годам соотношение активности желез внутренней секреции становится таким, как у взрослого человека.

Со стороны высшей нервной деятельности сохраняется преобладание процессов возбуждения и ослабление всех видов внутреннего торможения. У некоторых подростков наблюдается психическая неуравновешенность, явления негативизма и аффективных состояний. Рациональный режим дня, занятия спортом, доброжелательные отношения со стороны взрослых создают условия, чтобы переходный период прошел без функциональных расстройств. К концу периода полового созревания устанавливаются сбалансированные отношения коры больших полушарий и подкорковых отделов, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие онтогенеза. Основные концепции онтогенетического развития.

2. Показатели физического, полового и умственного развития.

3. Сущность гетерохронного развития.

4. Роль наследственности и внешней среды в развитии организма. Значение социальной среды для развития человека.

5. Схемы возрастной периодизации. Критерии периодизации. Их краткая характеристика.

6. Понятие школьной зрелости. Способы ее оценки.

7. Понятие «акселерация» и «ретардация». Основные гипотезы, объясняющие причины акселерации.

8. Биологический возраст, критерии его определения у детей разного возраста.

9. Принципы биологической надежности. Изменение надежности в онтогенезе.

Список литературы

Анатомия, физиология, психология человека: иллюстрированный краткий словарь / под ред. А. С. Батуева. - СПб.: Лань, 1998. - 256 с.

Анатомия человека: в 2 т. / под ред. М. Р. Сапина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Медицина, 1993. - Т. 2. - 560 с.

Андронеску, А. Анатомия ребенка / А. Андронеску. - Бухарест: Меридиан, 1970. - 363 с.

Анохин, П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса / П. К. Анохин // Бюл. эксперим. биол. и медицины. - 1984. - Т. 26. - №2. - С. 81.

Антропова, М. В. Морфо-функциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста
/ М. В. Антропова, М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1983. - 160 с.

Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации: руководство по физиологии. Возрастная физиология / И. А. Аршавский. - М. : Наука, 1975. - С. 5-67.

Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негентропийной теории онтогенеза) / И. А. Аршавский. - М. : Наука, 1982. - 270 с.

Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) : учеб. пособие / М. М. Безруких. - М. : Академия, 2002. - 416 с.

Безруких, М. М. Хрестоматия по возрастной физиологии / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М. : Академия, 2002. - 288 с.

Гигиена детей и подростков / под ред. В. Н. Кардашенко. - М. : Медицина, 1988. - 512 с.

Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей / под ред. Г. Н. Сердюковской и А. Г. Сухаревой. - М.: Медицина, 1986. - 496 с.

Гребнева, Н. Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири: монография. - Тюмень, 2001. - 108 с.

Любимова, З. В. Возрастная физиология: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Ч. 1. - 304 с.

Солодков, А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М., 2001. - 519 с.

Ткаченко, Б. И. Основы физиологии человека: учебник для вузов: в 2 т. / Б. И. Ткаченко. - СПб., 1994. - Т. 2. - 412 с.

Харрисон, Дж. Биология человека / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер, Н. Барникот, В. Рейнолдс; пер. с англ. ; под ред. В. В. Бунака. - М. : Мир, 1979. - С. 366 - 438.

Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов небиол. спец. пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова. - М. : Просвещение, 1978. - 287 с.

Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова. - М. : Просвещение, 1990. - 319 с.

Биологические (физиологические) детерминанты развития младшего школьника

В период младшего школьного возраста происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Этот период иногда называют вторым физиологическим кризом. В его основе лежит эндокринный сдвиг – включаются в действие "новые" железы внутренней секреции и перестают действовать "старые". По данным физиологов, примерно к 7 годам прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Эта физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. При этом темп и характер перестройки определяют индивидуальную динамику психического развития .

В отношении скорости роста отмечается, что "после завершения полуростового скачка и до начала пубертатного скачка отмечаются самые низкие темпы роста длины и массы тела. Увеличение длины и массы тела происходит таким образом, что ребенок “вытягивается”, продолжает снижаться относительное содержание подкожного жира. Отчетливо начинают проявляться индивидуально-типологические конституциональные особенности телосложения. По пропорциям тела ребенок уже очень похож на взрослого, хотя по сравнению с полностью сформированными юношами и девушками его ноги еще относительно короче, у мальчиков более узкие плечи, а у девочек – бедра" . Продолжается смена молочных зубов на постоянные. Размеры черепа приобретают фактически размеры взрослого и черепные кости к этому возрасту уже сращены. Это позволяет говорить о том, что "дальнейшее развитие мозга может идти только путем качественных преобразований и усложнения его структуры" . По так как позвоночник продолжает расти, младший школьный возраст особо значим для формирования осанки ребенка. Не случайно одним из основных гигиенических правил в этом возрасте выступает требование к расположению тела во время статичных положений тела. Тем более что одной из особенностей младшего школьного возраста становится именно уменьшение подвижности и увеличение статичных поз – сидение за партой, при чтении, просмотре телепередач или спектаклей и т.п. Отмечается, что "биологически этот возраст как бы предназначен для повышенной игровой двигательной активности, поэтому негативное влияние социально обусловленной гипокинезии в младшем школьном возрасте особенно значимо" . Существенные изменения скелетных мышц позволяют младшему школьнику максимально проявлять подвижность. К 8–10 годам, при условии оптимальной смены режимов мышечной деятельности, дети достигают высокого уровня работоспособности. В целом динамика работоспособности в этот возрастной период "отражает возрастающую надежность функционирования организма ребенка. <...> За время обучения в школе при надлежащем физическом воспитании надежность физиологических функций, определяющих работоспособность, увеличивается в 40 раз" .

В 6 лег детям только при наличии специальных тренировок доступна способность длительной поддержки функциональной активности. В 7 лет эта способность должна быть сформирована, иначе у ребенка возникнут сложности в обучении, требующем во многом такого свойства, как усидчивость. Младший школьный возраст сензитивен к становлению такой способности, как длительная целенаправленная, произвольно регулируемая деятельность (умственная и физическая). При этом длительная физическая пассивность на уроках детьми максимально компенсируется на переменах (особенно в возрасте 8–9 лет). Это требует создания для младших школьников возможностей реализации такой потребности. Младшие школьники должны активно двигаться между уроками – играя, занимаясь физическими упражнениями, бегая.

Важным аспектом в развитии младшего школьника, влияющим на успешность также и в учебной деятельности, является питание. При относительной стабильности обменных процессов в этом возрасте наблюдаются существенные индивидуальные различия в обменных процессах у разных детей. Это требует особого внимания к выработке норм рационального питания, имеющих индивидуальные особенности для каждого ребенка. Нарушения режима питания, несоблюдение правил при выборе пищевых предпочтений у детей в возрасте 8–9 лет могут привести к хроническим заболеваниям и функциональным расстройствам желудочно-кишечного тракта и печени.

Физиологические особенности младшего школьника требуют также особого внимания к кислородной насыщенности помещений. Мозг ребенка в этом возрасте примерно в два раза интенсивнее потребляет кислород в сравнении с мозгом взрослого человека. В других органах также в этом возрасте более интенсивно идут окислительные процессы.

Считается, что возраст 7–10 лет оптимален для формирования произвольных движений. Нс случайно для серьезных занятий различными видами спорта или танцами, требующими сложной координации, скорости и точности реакции, этот возраст считается чрезвычайно значимым. "К 7 годам заметно расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений – мозжечком и подкорковыми образованиями, в частности с красным ядром. К этому возрасту морфологические признаки коркового отдела двигательного анализатора ребенка близки к таковым взрослого человека. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы. Морфологическое дозревание двигательной коры мозга завершается в период от 7 до 12–14 лет. К этому же возрасту полностью развиваются чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата" .

Функциональное созревание мозга и системная организация когнитивной деятельности позволяют младшему школьнику осуществлять произвольную регуляцию познавательными процессами. По мере структурно-функционального созревания мозга существенно возрастают функциональные возможности ребенка – восприятие, внимание, память, речь и мышление.

Важной составляющей психофизиологического развития младшего школьника является развитие произвольной регуляции движений и моторики. Как отмечает М. М. Безруких, к началу младшего школьного возраста в норме сформированы основные предпосылки для становления навыков письма – одного из самых сложных видов произвольного движения . Собственно к 6–7 годам начинает формироваться навык письма на основе предшествующего опыта графической деятельности. Выделяют следующие этапы формирования сложнокоординированных двигательных действий:

  • 1) аполитический – несформированность моторной программы, освоение отдельных элементов действий с поэлементной регуляцией и нестабильностью исполнения. Ребенок сосредоточенно выводит отдельные буквы или сочетания букв, зачастую проговаривая их вслух. Это характерно для детей 6–7 лет;
  • 2) синтетический – объединение отдельных элементов моторных движений в целостное действие, но при нестабильных временны́х и качественных характеристиках и высоком мышечном напряжении. Ребенок начинает писать словами, по очень сосредоточенно, полностью фиксируясь па регуляции действия письма. Этот этап дети проходят с разным темпом, но обычно в 7–8 лет;
  • 3) автоматизации – произвольная регуляция основных параметров движения при варьировании темпа, скорости, качества письма. Ребенок может спокойно писать, уделяя внимание уже не самому процессу моторного действия, а смысловому содержанию. Этот этап обычно достигается к 9–10 годам.

Безусловно, активное развитие опыта взаимодействия с новыми технологиями и сокращение непосредственного опыта рисования и микромоторного манипулирования с предметами в дошкольном возрасте несколько трансформируют моторный опыт младших школьников. Зачастую младшие школьники легче пользуются клавиатурным набором текста или интерактивными формами взаимодействия с техникой, чем осваивают письмо. Однако в ряде школ, особенно в таких странах, как Япония, в этом возрасте особое внимание уделяется каллиграфии и чистописанию как значимому навыку, влияющему на развитие ребенка в целом. В последнее время в некоторых школах России стали возвращаться к практике освоения чистописания и развития каллиграфических навыков у младших школьников уже не просто с целью формирования навыка письма, а с целью использования письма как средства психического развития.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда - недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе - гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т. п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.

Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17-18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.

Исследования показывают, что только 15 % выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4-5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11 %. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 ч в неделю, а мальчиков - 7-15 ч занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т. п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом - 140-160 уд/мин).

Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем - постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т. п.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:

контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в процессе тренировочных занятий, соревнований;

диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;

медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и на соревнованиях;

профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;

врачебные консультации по вопросам физической культуры

и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе - уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т. д. И главное - определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т. п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления.

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т. д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ангина - 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит - 7-21 день; отит - 14-28 дней; пневмония - 30-60 дней; плеврит - 30-60 дней; грипп - 14-28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый радикулит - 60 и более дней; переломы костей - 30-90 дней; сотрясение головного мозга - 60 и более дней; острые инфекционные заболевания - 30-60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры - профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными причинами травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.

Двигательная активность школьников. Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение - залог здоровья - это аксиома. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти части тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж (определение ее продолжительности и вида, одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шагометрию (подсчитывают движения с помощью специальных приборов - шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, пройденных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в специальном устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный рост), максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточной двигательной активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

диспансерное обследование - 2-4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности - исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Спортивная специализация - это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

акробатика - с 8-10 лет;

баскетбол, волейбол - 10-13;

бокс - 12-15;

борьба - 10-13;

водное поло - 10-13;

гребля академическая - 10-12;

легкая атлетика - 11-13;

лыжный спорт - 9-12;

плавание - 7-10;

тяжелая атлетика - 13-14;

фигурное катание - 7-9;

футбол, хоккей - 10-12;

гимнастика спортивная - 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (девочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалид изации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Особенности питания школьников. Правильно организованное (в количественном и качественном отношении) питание детей является обязательным условием их нормального физического развития и играет важную роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-риозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по сравнению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и, соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года - 528 см 2 , 6 лет - 456 см 2 , 15 лет - 378 см 2 , у взрослых - 221 см 2 .

Усиленные теплопотери требуют большей калорийности питания. С учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет - 50 ккал, 10 лет - 69 ккал, 5 лет - 82 ккал.

Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным условием для роста и развития является соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время как потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение жира; снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д возникает рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.

Питание в школе разных возрастных групп должно строиться дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25 % общей калорийности суточного рациона, а в сельской местности при отдаленности жилья - 30-35 %.

Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный вред здоровью школьника.

Закаливание школьников проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т. п.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур.

При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных воздействий.

В процессе закаливания школьники осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность.

Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).

Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т. д.

Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед переохлаждением и перегреванием.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями, играми и т. п.

При острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний проводить закаливающие процедуры нельзя!

Согласно государственной программе, обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы - факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское обследование - 1 раз в год.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

исследование физического развития и состояния здоровья;

определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т. п.;

врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т. п.;

пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т. д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.

Возрастные изменения начинаются с периферических сосудов. Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте и крупных сосудах нижних конечностей. Кратко изменения в организме при старении можно сформулировать следующим образом:

нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т. д.;

уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона АКТГ), по этой причине снижается эффективность синтеза и секреции гормонов надпочечников, ответственных за обменные и приспособительные процессы организма, в частности, при мышечной работе;

снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей обменные процессы (биосинтез белков);

нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к накоплению в организме холестерина, который способствует развитию склероза сосудов;

возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход глюкозы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена: инсулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;

ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает ослабление мышечной силы.

С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила и сократимость.

Исследования показывают, что наиболее выраженным возрастным изменением протоплазмы клеток (мышц) является снижение гидрофильности и водоудерживающей способности белковых коллоидов.

С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость возрастного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м 2 в год.

Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокращений и ударного объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный индекс снижается на 26 %, а частота сокращения сердца - на 19 %. Уменьшение максимального минутного объема кровообращения и МПК по мере старения связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений. У пожилых людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое давление имеет тенденцию к повышению. Во время физической нагрузки оно также возрастает в большей степени, чем у молодых.

При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза нарушается метаболизм мышц, повышается артериальное давление, возникает тахикардия и другие изменения, которые существенно лимитируют физическую деятельность.

Кроме того, происходит частичная замена мышечных волокон соединительной тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани снижается вентиляция легких, а следовательно, и снабжение тканей кислородом.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий физкультурой.

Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды двигательной активности - ходьба по пересеченной местности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде, тренировки на велотренажере, тредбане (тредмилле) и др., а также ежедневная утренняя гимнастика (или длительная прогулка в лесу, парке, сквере), контрастный душ, раз в неделю - посещение сауны (бани), умеренное питание (без ограничения в животных белках, овощах, фруктах) и т. д.

Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражнения с тяжестями, которые приводят к травматизму и заболеваниям опорно-двигательного аппарата. В свое время популярным был «бег трусцой», который приводил к заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные изменения надкостницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или обострению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более физиологичным видом - ходьбой.

Адаптационные изменения костной системы при физ. нагрузках. Костная система обладает большой пластичностью и способностью к перестройке при изменяющихся условиях как внешних, так и внутренней среды организма человека. Ежедневно обновляется от 10% до 20 % минеральных веществ костной ткани. Под влиянием физ. нагрузок помимо программированных изменений, увеличивающих прочность и надежность скелета. Адаптационные изменения костной системы при действии спорт. нагрузок происходит на разных уровнях ее организации: молекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном и системном. На молекулярном – в костной ткани повышается синтез белков и др. органических веществ. На субклеточном и клеточном Ур. – претерпевают значительные изменения органоиды клетки (митохондрии, рибосомы и т.д.), занимающиеся поставкой этих веществ, и сами клетки. На органном ур. – происходят изменения хим. состава, формы и внутреннего строения костей, а также изменение сроков роста окостенения. Хим. состав костей под влиянием нагрузок сдвигается в сторону увеличения содержания неорганических веществ (кальций, фосфор). Изменение формы костей происходит под влиянием мышц, которые сокращаются то с большей, то с меньшей силой и оказывают формирующее влияние на места начала и прикрепления мышц к костям, здесь образуются гребни, бугры, шероховатости. Физ. нагрузки динамического характера стимулируют процессы роста костей в длину, а статические змедляют интенсивность продольного роста костей. Через год систематических занятий уже можно наблюдать значительные изменения костей. Они наиболее выражены в первые 2 года, а в дальнейшем наступает стабилизация. Адаптационные изменения в костной системе у спортсменов отражают морфологическую перестройку, обусловленную прогрессивными сдвигами в строении опорного аппарата при действии специфических спортивных нагрузок.

Адаптационные изменения связочно-суставного аппарата. Изучение подвижности в суставах имеет важное значение в спортивной практике, т.к. дает возможность тренеру научно обосновать учебно-тренировочный процесс и решать вопрос отбора в специализации. На подвижность суставов оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся не только форма и площадь суставных поверхностей, но и костные ограничители и функциональные тормозные аппараты. К костным ограничителям относят костные образования на костях, уменьшение амплитуды движения. К тормозному аппарату – мышцы-антаагонисты, связки. Повышение возбудимости НС приводит к увеличению подвижности в суставах: при эмоциональном подъеме амплитуда движений больше, чем при его спаде. Понижение температуры окружающей среды уменьшает подвижность, а ее повышение увеличивает подвижность, что объясняется рефлекторным воздействием холода и тепла на тонус мышц. Во время разминки усиливается работа сердца, повышается АД открываются резервные капилляры в мышцах и улучшается периферическое кровообращение. В результате этого снижается вязкость мышц в связи с чем увеличивается подвижность в суставах. На величину амплитуды движения в суставах оказывает влияние и взаиморасположение костных звеньев в данном суставе. При действии физ. нагрузок происходит морфофункциональная перестройка соединения костей, степень которой зависит от объема выполняемых движений. В тех суставах, в которых из-за специфических особенностей вида спорта костные звенья должны быть жестко закреплены, амплитуда движений уменьшается.

Адаптация мышечной системы. Современный спорт характеризуется высокими физ. нагрузками, которые предъявляют ко всем системам организма спортсмена, в том числе и скелетным мышцам. В процессе тренировок происходят структурные перестройки мышц. Этот процесс получил название рабочая гипертрофия мышечной ткани – увеличение объема и веса мышц, а также увеличение объема (длины и толщины) клеточных элементов мышц. Увеличение интенсивности сокращения мышц влечет за собой активизацию процессов энергообразования и синтеза белка, так же наблюдаются общие реакции сосудов кровеносного русла скелетных мышц, следствием которых является рабочая гиперемия. Она создает необходимые условия для интенсивного притока крови к мышцам за счет раскрытия капилляров.. Физ. нагрузки статического и динамического характера вызывают различные изменения в мышцах. При действии статических – увеличивается объем мышц и площадь их прикрепления к костным образованиям, удлиняется сухожильная часть.При нагрузке динамического характера вес и объем мышц увеличивается, но в меньшей мере. В них происходит уменьшение мышечной части и укорочение сухожильной. После предельных физ. нагрузок должен быть период отдыха, достаточный для восстановления всех процессов в мышцах, иначе начинаются развиваться хроническое переутомление и перетренированность.

Адаптацион. изменения в пищеварит. системе. Органы пищеварения занимают определенное положение в брюшной полости. Физические упр., в основном, влияют на их форму, но иногда и на расположение. При высоких нагрузках ослабевает секреторная функция. Нарушение секреции желудочного сока при динамической и статической работе возникало (эксперимент на собаках), если нагрузка выполнялась менее чем за час или после приема пищи. При выполнении физ. упр может меняться положение печени и желчного пузыря. У спортсменов в возрасте 19-30 лет в положении стоядно желчного пузыря обычно располагается на уровне 3-4 поясничных позвонков. Высокие и чрезмерно высокие спортивные нагрузки не только меняют положение и форму органов желудочно – кишечного тракта, но и могут нарушать их функцию и даже приводить к морфологическим нарушениям.

Адаптационные изменения дыхательной системы. Увеличение двигательной активности неизбежно требует выработки большого количества энергии, что неизбежно приводит к повышенной доставке кислорода в организм, а это в свою очередь зависит от состояния аппарата внешнего дыхания и легких, в которых у спортсмена возникают морфофункциональные адаптивные изменения. Функциональные возможности аппарата внешнего дыхания определяет ЖЕЛ. Она состоит из дыхательного объема и резервных объемов вдоха и выдоха. ЖЕЛ существенно зависит от формы и функции аппарата внешнего дыхания у спортсменов различных специализаций. Например, плавание и спорт. игры способствуют развитию диафрагмального и реберного дыхания.Изменение аппарата внешнего дыхания, возникающие в процессе адаптации спортсмена к повышенной физической нагрузке, чрезвычайно многообразны. Правильная тренировка дыхания, с развитием в нем соответствующей морфофункциональной перестройки, является важным фактором повышения спортивной работоспособности.

Адаптационные изменения НС. В спортивной практике при выполнении различных видов мышечной деятельности НС обеспечивает процессы адаптации организма к нагрузкам, а также закрепление двигательного навыка и автоматизацию движений, что имеет большое значение. Особенно велико значение НС в предстартовом состоянии, когда организм переходит на рабочий уровень еще до начала деятельности, и во время старта, когда НС обеспечивает врабатывание

4.Врачебно(медико)-педагогический контроль в процессе тренировочных занятий и соревнований. Оперативное, текущее и этапные обследования. Самоконтроль в процессе тренировок и соревнований. Медицинское обеспечение соревнований. Под МПК понимается иссл-я проводимые совместно врачем и тренером с целью оценки воздействия на организм тренировочных нагрузок, установления уровня тренированности спортсменов и на основании этого управление УТП. Эфф-ть УТП зависит от того на сколько правильно выб-ны ср-ва тр-ки, их дозировка на одном занятии, микроцикле и т.д. МПК помогает опред-ть эфф-ть тренировки выявить благ. И неблаг. изменения состояния спорт-на индивидуализировать УТП и улучшить его планирование. Основные задачи МПК: 1) оценка условий и орган-ции УТП; 2) изучение воздействия УТП на организм спортсмена; 3) опред-е функц-го сост-я и здоровья спортсмена для оценки уровня трен-ти на разл-х этапах трен-ки. 4) оценка прим-х ср-в и системы тренировки, ее задача и возможностей спортмена в целях индивид-ии УТП. 5) оценка и выбор мед. пед. и псих. Ср-в и методов напр-х на улучшение восст. Процессов, после больших физич. Нагрузок. Формы орган-ии МПК: Этапное, текущее, оперативное. Основной целью этапного контроля является определение кумулятивных изменений, возникающих в организме спортсмена по окончании каждого этапа годичного тренировочного цикла. Этапный контроль проводится 4 раза в году: 1-е обследование - по окончании втягивающего этапа подготовительного периода; 2-е и 3-е обследования - в середине и конце подготовительного периода; 4-е обследование - в конце предсоревновательного периода. Регистрируют : функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма; общую физическую работоспособность; энергетические потенции организма; специальную работоспособность. К ведущим функциональным системам, определяющим уровень спортивных достижений, относятся следующие.

максимальной мощности; центральная нервная система; нервно-мышечный аппарат;

При выполнении циклической работы большой и субмаксимальной мощности:- системы, ответственные за сохранение гомеостаза;- кардиореспираторная система;- центральная нервная система;- нервно-мышечный аппарат. При выполнении циклической работы

умеренной мощности: - кардиореспираторная система;- эндокринная система;- центральная нервная система. При выполнении ациклических упражнений различных видов: - центральная нервная система;- нервно-мышечный аппарат;- сенсорные системы.

Основной целью текущего контроля является определение степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений функционального состояния ведущих органов и систем организма. Текущий контроль может осуществляться: ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок - утром и перед второй тренировкой); 3 раза в неделю (первый - на следующий день после дня отдыха, второй - наследующий день после наиболее тяжелой тренировки и третий - на следующий день

после умеренной тренировки); один раз в неделю - после дня отдыха. В предсоревновательном периоде целесообразно использование первого варианта организации текущего контроля. При проведении текущего контролянезависимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок перед каждой тренировкой обязательно оценивают функциональное состояние: центральной нервной системы;

вегетативной нервной системы; сердечно-сосудистой системы; опорно-двигательного аппарата. Привыполнении нагрузок, направленных на преимущественное развитие выносливости, дополнительно контролируют: при 1-м варианте - две тренировки в день, контроль перед первой утренней тренировкой:а) морфологический и биохимический

состав крови (общий анализ крови и содержание мочевины в сыворотке крови);б) состав мочи;при 2-м варианте - две тренировки в день, контроль перед второй тренировкой:

а) биохимический состав крови: содержание лактата в сыворотке (при этом следует помнить, что постнагрузочное восстановление содержания лактата в сыворотке крови в норме должно занимать не более 1,5 ч);б) кислотно-щелочное состояние крови (при этом следует помнить, что пост нагрузочное восстановление кислотно-щелочного состояния крови в норме должно занимать не более 2 ч). При выполнении скоростно-силовых нагрузок дополнительно анализируют функциональное состояние нервно-мы-

шечного аппарата. При выполнении сложно-координационных нагрузок дополнительно определяют: функциональное состояние нервно-мышечного аппарата;3 функциональное состояние максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов (вестибулярного, зрительного). Основной целью оперативного контроля является оценка срочных изменений функционального состояния ведущих систем организма в процессе тренировки ив ближайшие 2 ч после нее. При организации оперативного контроля одни показатели регистрируют только до и после тренировки, другие - непосредственно в процессе тренировки. Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируют: внешние признаки утомления; динамику частоты сердечных сокращений; значительно реже показатели биохимического состава крови. До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения показателей. При выполнении нагрузок, направленных на преимущественное развитие выносливости: массы тела; функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, ЭКГ); функционального состояния системы внешнего дыхания (ЖЕЛ); морфологического состава крови; биохимического состава крови (содержание лактата и мочевины в сыворотке крови); кислотно-щелочного состояния крови; состава мочи. При выполнении скоростно-силовых нагрузок: функционального состояния нервно-мышечного аппарата; биохимического состава крови (содержание креатинфосфата в сыворотке крови). При выполнении сложно-координационных нагрузок: функционального состояния нервно-мышечного аппарата; функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов. Самоконтроль – это регул. наблюдение спорт-на за состоянием своего здоровья, физическим развитием и их изм-ие под влиянием занятиями ФКиС. Сам-ль позволяет спорт-ну оценить эфф-ть трен-ки, сост-е здоровья, соблюдать спорт. режим.

Самоконтроль спортсмена должен включать: ежедневную оценку самочувствия, активности и настроения; ежедневную оценку переносимости тренировочных нагрузок;

Ежедневное проведение сразу после просыпания 1 мин ортостатической пробы и по возможности пробы Руффье с расчетом индекса Руффье; анализ функций систем мочевыделения и пищеварения.Самочувствие отражает гл. образом состояние ЦНС. Спортсмен отмечает в дневнике как хорошее, уд, или плохое. Сон к нормальным отосит. сон, наступивший быстро после того как чел-к ложится спать, достаточно крепкий, протекающий без сноведений и дающий утром чувство бодрости и отдыха. В дневнике самоконтроля фиксир-ся длит. Сна, его качество, нарушение засыпания и пробуждения, прерывистый или неспокойный сон. Медицинское обеспечение соревнований. Основной задачей медицинского обеспечения спортивных соревнований следует считать создание условий максимальной безопасности участников и оказание им своевременной медицинской помощи. Проводить сор-я без уч. мед. персонала запрещается. Мед. Обеспечение сор-ий осущ-ся врачами и сред. мед персоналом врачебно-физкультурных диспансеров и т.п. Организаторы не позднее чем за 3 дня до их начала предос-т во врач.-физкульт. диспансер заявку с указанием характера масштаба сор-ий, программы, сроков и места проведения, числа контингента участников, мед. организация решает вопрос об объеме и порядке мед. обслуживания. На всех круп. сор-ях начиная с районных обязательно присутствие врача. Врач должен быть так же на сор-ях любого масштаба в тех видах спорта, где возможны падения, столкновения, утопления и т.д. Крупные соревнования с большим кол-м спорт-в обычно обслуживаются группой врачей среди кот. назначется гл. врач сор-ий. Он входит в состав судейской коллегии на правах заместителя гл.судьи все его решения для суд. коллегии и организаторов явл-ся обязательными. Разделы составляющие медицинское обеспечение сор-ий: 1) Работу мандатной комиссии и допуск по медицинским показаниям. Жеребьевку. Осмотр спортсменов перед соревнованиями (бокс, борьба).

2) Оказание необходимой медицинской помощи. 3) Помощь при наличии допинг-контроля.4) Госпитализацию и информацию о госпитализированных.5) Учет летальных исходов и обеспечение допинг-контроля при них. Основанием для допуска участника к

соревнованиям по медицинским требованиям является заявка с отметкой против фамилии спортсмена ≪допущен≫ с подписью врача в конце заявки и наличием печати медицинского учреждения, несущего ответственность за спортсмена, или же индивидуальная справка, подписанная врачом и отмеченная печатью лечебного учреждения. Оказание медицинской помощи участникам соревнований следует проводить, исходя из жизненных показаний. В тяжелых случаях и случаях средней тяжести сразу же должен применяться весь арсенал медицинских сил и средств. Во всех

остальных случаях оказание медицинской помощи участникам соревнований проводится с учетом наличия допинг-контроля.


Похожая информация.


При планировании спортивной тренировки и построении задач необходимо учитывать возрастные особенности подростков.

Развитие организма включает в себя как постепенные количественные изменения (увеличение числа клеток в процессе роста), так и качественные скачки. Эти процессы находятся во взаимосвязи между собой, они не мыслимы в отрыве друг от друга. В процессе возрастного развития морфологическое усложнение живых структур приводит к появлению качественно новых функций. Наступление подросткового возраста проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девушек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и т длится короткого времени (3-4 года), чем у юношей (4-5 лет) Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем это проявляется как на межиндивидуальных (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатном, другой - пубертатным, а май Рети - предпубертатном), так и на внутреннем индивидуальном уровне (различные биологические системы одного и того же человека созревают неодновременно).

Основные аспекты физического созревания - скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте - тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин Подростковый возраст характеризуется быстрым, неравномерным ростом и развитием организма. Происходит отверждения скелета, совершенствуется мышечная система Однако неравномерность развития сердца и кровеносных сосудов,

Основные закономерности возрастных изменений организма связаны с неравномерным созреванием отдельных органов и систем, с этапными возрастными скачками и ускорением темпов биологического развития. Созревание отдельных органов и систем в течение индивидуальной жизни происходит в разное время. В первую очередь созревают системы, способствующие выживанию организма при переходе от внутриутробного развития к свободным, независимым от материнского тела условиям существования. В процессе индивидуального развития ранее всего созревают функциональные системы, которые обеспечивают выживание организма. Гетерохронность (неравномерность) в развитии отдельных органов и систем отчетливо проявляется и на различных этапах онтогенеза (19).

Индивидуальное развитие подвержено влиянию внешней среды и социальных факторов. Важную роль в возрастном совершенствовании физиологических функций играет систематическая мышечная деятельность. Повышение экономичности физиологических функций при систематических занятиях физическими упражнениями приводит к усилению процессов анаболизма и снижению энергетических трат в условиях основного обмена (1).

Отличительной анатомической чертой организма подростка является опережающий рост костей его скелета сравнительно с мышечной массой. И хотя в организме человека уже имеются к этому возрасту зоны известного окостенения в целом, опорно-двигательный аппарат подростка представляет собой легко деформируемую систему.

В младшем школьном возрасте начинается этап предварительной подготовки.

Основные задачи на этом этапе - укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей, обучение их основам техники выполнения обширного комплекса физических упражнений, привитие интереса к занятиям спортом.

Дети младшего школьного возраста чувствительны к направленному воздействию на развитие их двигательной функции, совершенствование морфологических структур двигательного аппарата.

В младшем школьном возрасте отличается значительное ускорение темпов структурных преобразований во всех звеньях сердечно-сосудистой системы: увеличивается масса сердца, наблюдается утолщение стенок миокарда, широкий просвет сосудов и относительно больший, чем у взрослых, минутный объем крови обеспечивают достаточное кровоснабжение органов. Однако в отличие от взрослых достижение необходимого минутного объема осуществляется у этих детей преимущественно за счет частоты сердечных сокращений, компенсирующей относительно небольшой ударный объем сердца. Высокая ЧСС на фоне пониженного артериального давления вызывает дополнительное напряжение в деятельности сердечно-сосудистой системы. Систематическое артериальное давление у школьников составляет в среднем 95-110 мм рт.ст., а диастолическое - 2/3 от него.

В период с 6-7 до 9-10 лет значительно увеличивается масса легких, количество альвеол приближается к их числу у взрослых. Одновременно с увеличением возможностей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы отмечается рост показателей потребления кислорода как в условиях покоя, так и при напряженной физической работе. Данные изменения отражают повышение возможностей обеспечения мышц кислородом, совершенствование энергообменных процессов.

Важной особенностью детей младшего школьного возраста является динамика развития анализаторов. Так, зоны коры больших полушарий, имеющие отношение к двигательному анализатору, становятся уже достаточно зрелыми. Вместе с тем тесных функциональных взаимоотношений между двигательным, зрительным и другими анализаторами пока еще нет. В этом возрасте отмечается также недостаточная зрелость областей коры головного мозга, программирующие и контролирующие произвольные движения, что отражающих как на освоении, так и на воспроизведении многих движений со сложной двигательной структурой.

Таким образом, функциональные возможности младших школьников по многим показателям уступают возможностям взрослым, но прогрессирующее развитие отдельных органов и структур позволяет направленно воздействовать на более ускоренное их развитие и тем самым повышать функциональные возможности организма в целом.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития многих физических способностей.

У детей 7-11 лет имеются более благоприятные возможности для воспитания скорости движений, чем у детей 12-15 лет. Это обусловлено естественным ростом быстроты движений, а в 12-15 лет увеличением скорости бега главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы.

В том случае, если на этапе предварительной спортивной подготовки не используются средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств, быстрота и скоростно-силовые качества занимающихся развиваются неудовлетворительно. Применение эффективных средств воспитания скоростно-силовых качеств в повышенном объеме способствует не только повышению уровня скоростно-силовой подготовленности занимающихся, но и успешному решению других педагогических задач.

В возрастной период 6-13 лет происходит весьма интенсивное развитие организма человека. В период между 7 и 11 годами координация произвольных движений у детей значительно улучшается. Движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают плавность и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, вовремя затормаживать их и обходиться без ненужных сопутствующих движений.

Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает благоприятные предпосылки для целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому на этапе предварительной спортивной подготовки в занятиях с младшими школьниками целесообразно использование обширного комплекса средств, направленных на приобретение всесторонней физической подготовленности, овладение основами техники физических упражнений.

Это обусловливает необходимость постоянного контроля за величиной и направленностью физических нагрузок. Следует применять специальные комплексы упражнений для формирования «мышечного корсета», поддерживающего его нормальную осанку. Нужно избегать упражнений с резкими односторонними толчками, асимметричным подниманием тяжестей, натуживаний, чрезмерной и длительной нагрузки на опорную поверхность стоп (17).

Из физиологических особенностей можно отметить значительное увеличение объема сердца, улучшение показателей дыхательных процессов и энерготрат на выполнение физической работы у подростков по сравнению с детьми.

Данные факторы в существенной мере определяют функциональную и морфологическую основу организма человека. Следовательно, подростки легче, чем дети выполняют тренировочную нагрузку как малой, так и значительной мощности. Последнее допустимо с использованием больших потенциальных возможностей подростка к созданию функционального резерва - достаточного уровня подготовленности важнейших систем и функций организма к высокоинтенсивной работе (1).

С позиции психологии подросток отличается неуравновешенностью и неустойчивостью настроения, неуверенностью и нерешительностью, повышенной чувствительностью в общении с окружающими, стремлением к самостоятельности. Развиваются мышление, память, совершенствуется способность подростка управлять своим вниманием.

Оценивая способности двигательной функции подростка, выделим два научно установленных факта:

до 12-14 лет ребенок осваивает около 90 % всего объема двигательных навыков, которые он приобретает в жизни;

к 13-14 годам входит в завершающую фазу формирование системы управления движениями. Таким образом, подросток практически не уступает взрослому в выполнении сложнокоординационных движений, зато существенно превосходит его в способности обучаться новым движениям.

В основе индивидуальных особенностей кроме индивидуальных показателей лежит различие между биологическим и паспортным возрастом молодого человека. Зависит величина такого различия от экзогенных и гормональных факторов, а проявляется в имеющейся разнице между физическим развитием и подготовленностью.

Экзогенными факторами являются социальное окружение молодого человека, питание, профессиональный уклон, место и условия жительства и др. Гормональные факторы определяют степень половой зрелости (24).

Программа индивидуального возрастного развития регулируется генетическим аппаратом. На определенных возрастных этапах дерепрессируется (растормаживается) строго определенная часть генома. Внешне это выражается в ускоренном созревании (скачок, критический период) той или иной структуры и функции.

Половое созревание у мальчиков продолжается до 17-18 лет. Пубертатный период сопровождается наиболее интенсивными темпами развития организма, сложными морфофункциональными перестройками, связанными с подготовкой к репродукционной функции. В этом периоде отмечаются и наиболее высокие темпы роста, и увеличение массы тела.

В пубертатном периоде происходит скачкообразное изменение как структуры, так и функции отдельных органов и систем. У мальчиков пубертатный скачок наблюдается между 12,5-15,5 годами. Максимальный скачок роста в этом периоде составляет около 10 см. Скачок роста происходит главным образом за счет удлинения туловища. Через три месяца после ростового скачка наступает резкое увеличение мышечной массы, а через полгода - увеличение массы тела.

Скачкообразные изменения отмечаются и в размерах внутренних органов - сердца, печени, желудка.

С завершением периода полового созревания не заканчиваются процессы роста и развития. В юношеском возрасте (17-21 год) продолжается рост тела в длину (на 1-2 см в год), завершается структурное и функциональное созревание соматических и вегетативных систем.

Период зрелости, когда практически заканчивается формирование и прогрессивное развитие организма, наступает к 21 году.

Подростковый возраст неоднороден - в 13-15 лет происходит усиление ростовых особенностей и особенно конечностей. Отставание в темпах роста туловища сказывается на развитии внутренних органов. Именно эта закономерность откладывает отпечаток на развитие подростков, при неправильном построении тренировочного процесса появляется опасность перенапряжения.

У подростков на этой стадии появляется гипертония 120-140 мм. рт. столба. Существенных биохимических изменений в мышцах не происходит, но мышечная система начинает активно развиваться. Энергетический объем усиливается и становится менее устойчивым, поэтому любые дополнительные затраты энергии приводят к использованию менее экономичных анаэробных источников. К 15-17 годам частота сердечных сокращений в покое приближается к показателю взрослых. Улучшается снабжение кислородом, повышается показатель максимального потребления кислорода. При построении тренировочного процесса необходимо учитывать эти физиологические особенности, чтобы правильно подобрать упражнения.

Подростковый период - это важнейший период, когда с помощью средств физического воспитания можно значительно поднять уровень двигательных качеств. Биологические перестройки организма с периодом полового созревания, требуют от тренера исключительного внимания к планированию физических нагрузок. За счет интенсивного развития быстроты движений занимающиеся хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам и могут показывать большие результаты в упражнениях (1,17,19).