Презентация особенности научного познания. Презентация на тему "методы и формы научного познания"

Методы и формы научного познания Подготовила: студентка 2 курса 904 гр. Воробей К.В. Проверил: Муравьёв И.Б. Тюмень 2011

Слайд 2

Глава 1. Научное познание 1.1 Задачи научного познания 1.2 Особенности научного познания Глава 2. Уровни научного познания Глава 3. Методы эмпирического уровня НП 3.1 Наблюдение 3.2 Эксперимент 3.3 Факты, анализ, синтез Глава 4.Методы теоретического уровня НП 4.1 Метод исследования Глава 5. Формы научного познания Тесты для самопроверки Библиографический список

Слайд 4

Задачи научного познания

Описание Объяснение Предсказание Глава 1. 1.1 Задачи научного познания

Слайд 5

Глава 1.1.2 Особенности научного познания

Достоверное обобщение фактов; Объективная истина; Ориентация на воплощение в практике; Целостная развивающаяся система понятий, теорий, гипотез, законов; Применение специфических материальных средств (приборов, инструментов); Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Слайд 6

Ф. Бэкон Р. Декарт

Слайд 7

Глава2.Уровни научного познания

  • Слайд 8

    Глава 3. Методы эмпирического уровня научного познания. 3.1 Наблюдение.

    Наблюдение Однозначность цели, замысла Системность в методах наблюдения Объективность Возможность контроля

    Слайд 9

    Глава 3.3.2 Эксперимент.

    Эксперимент Качественный Измерительный (количественный) Социальный Мысленный

    Слайд 10

    Глава 3.3.3 Факты, анализ, синтез.

    Факты Анализ Синтез

    Слайд 11

    Глава 4.Методы теоретический уровень научного познания.

    Абстрагирование Аналогия Моделирование Предметное Аналоговое Знаковое Мысленное Модельный эксперимент Дедукция Индукция

    Слайд 12

    Глава 4. 4.1 Метод исследования.

    Метод исследования (системный подход) Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов; Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода; В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно - функциональный анализ системы; Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

    Слайд 13

    Глава 5. Формы научного познания

    Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

    Слайд 14

    Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

    Слайд 15

    Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.

    Слайд 16

    Тесты для самопроверки

    В научном познании выделяют два уровня: 1) эмпирический и теоретический; 2) новаторский и репродуктивный; 3) диалектический и метафизический; 4) эклектический и монистический. К эмпирическому уровню познания относится: 1) анализ фактов; 2) выдвижение гипотез; 3) построение картины мира; 4) построение теории. К методам теоретического уровня познания НЕ относится: 1) системных подход; 2) эксперимент; 3) структурно-функциональный анализ; 4) моделирование. Назовите формы научного познания.

    Слайд 17

    Библиографический список

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII

    Посмотреть все слайды

    краткое содержание других презентаций

    «Духовно-нравственная сфера» - Какое слово пропущено в схеме. Формы религий. Элитарная культура. Образовательные ступени системы образования РФ. Культура (в узких смыслах). Основной круг вопросов, проверяемых в рамках ЕГЭ. Верны ли следующие суждения о СМИ. Найдите в приведённом списке примеры СМИ. Проблема социальной ответственности учёных стала особенно актуальной. Духовно-нравственная сфера. Искусство, его формы и основные направления.

    «Развитие научно-технического прогресса» - Многие поколения ученых. Электромагнитное поле. Астрономия. Электромагнитная природа мира. Единство строения материи. Единство мира. Первичные частицы. Биология. Частицы вещества. Джеймс Клерк Максвелл. Фундаментальные законы. Механическая картина мира. НТР и НТП. Техника. Физика и научно-техническая революция. Технический прогресс. Значение физики. Физика.

    «Материальная и духовная культура» - В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", «обработка". Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям. Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Человек в мире культуры. Западная культура. Духовная. Материальная. Восточная культура. Культура. Что же такое культура? Роль культуры в нашей жизни. Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества.

    «Уровни научного познания» - Научная теория. Теоретический уровень. Эксперимент. Эмпирический уровень. Описание. Функции научного познания. Отличия от обыденного познания. Наука. Гипотеза. Научное познание. Уровни научного познания. Моделирование. Наблюдение.

    «Мировоззрение и познание» - Развитие навыков проективного мышления. Миф как обман. Миф как предание. Истина в представлении русского языка и культуры. Пути науки. Задачи элективного курса. Миф как игра. Ассоциации. Миф вчера и сегодня. Вера и чудеса. Учебно-тематическое планирование. Сравнительный анализ. Дух и духовность. Поэзия истины и истина поэзии. Истина и миф. Миф как метафора. Миф как жизнь. Типы лингвокультурологических заданий.

    «Шопенгауэр» - Свободно владел немецким. Философ написал девять произведений. Тяготел к немецкому романтизму. Анализ воли человека. Артур Шопенгауэр. Основной философский труд. Философ пессимизма. Пренебрегал элементарными благами. Упоминание о. Шопенгауэр был женоненавистником.


    Литература: Бахтин М. Понимание и текст// Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб и доп. / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М: Гардарика, С Вебер М. Наука как призвание и профессия.Наука как призвание и профессия. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, с. Карнап Р., Ханс Х., Нейрат О. Научное миропонимание.Научное миропонимание. Кун Т. Структура научных революций. Мошкова Г.Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование.Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование. Садовничий В.А. Мудрость и знание в глобализирующемся мире.Мудрость и знание в глобализирующемся мире. Шульга Е.Н. Научное открытие: герменевтический подход.Научное открытие: герменевтический подход.


    Наука - особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию, хранению наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке Основные этапы развития науки: I этап - зачатки науки появились в древности (Вавилонии, Шумерах), в античном мире VI-IV вв. д.н.э. II этап - появлению в XVI-XVIIвв. классической науки, способствовали ньютоновская механика, картезианские принципы и др. III этап - постклассическая наука XIX-нач.XX вв. основывалась на квантовой механике, теория относительности и др. IV этап - возникновение постнеклассической науки во II-ой пол. ХХ в. связано с процессами глобализации, учением о нелинейных системах и др.


    Томас Кун в работе «Структура научных революций» выявил общие черты, характеризующие научные открытия. На их основе сформулировал принцип научного творчества: не всякая новая идея – новая, не всякое новое творение – новое, а только то, которое реализует и утверждает новую парадигму.


    Казимир Малевич написал «Черный квадрат», начав тем самым новую парадигму в живописи. Огромная масса черных и красных квадратов, параллелепипедов и прочих фигур, появившихся после Малевича, представляют всего лишь умножение открытой им парадигмальной схемы.




    Каждый этап развития науки имеет свою парадигму: Классическая наука связана с парадигмой механики, Лапласовского детерминизма. Неклассическая наука связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности и дополнительности. Постнеклассическая наука связана с парадигмой самоорганизации и становления.


    Специфика научного познания: Систематичность, выводимость одних положений из других; объектом научно-теоретического анализа выступает не сама реальная действительность, а их мыслительные аналоги - идеализированные объекты; осознанным контролем над самой процедурой познания; наличие четких понятий, фиксация смысла и выработка специального научного языка; строгость и объективность открываемых истин.








    Эмпирические методы: Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Измерение – сравнение объектов по каким-то сходным свойствам или сторонам. Эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые, контролируемые условия. Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств и признаков.


    Теоретические методы: Формализация – построение абстрактно- математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется. Гипотетико-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.



    Задачи и этапы научной деятельностиЗадачи:
    получение нового
    знания
    сообщение нового
    знания
    Этапы:
    совершение
    открытия
    оформление
    открытия

    Виды научной деятельности

    научные исследования
    апробация результатов
    подготовка научных работников
    аттестация научных работников

    Цели науки:

    описание
    объяснение
    прогноз

    Система науки

    естественные
    общественные (социальные,
    гуманитарные)
    технические
    фундаментальные
    прикладные

    Принципы науки:

    гносеологические
    методологические
    аксиологические

    Структура научного знания

    Научная
    парадигма
    Научная картина мира
    Тип научной рациональности

    Парадигма -

    Парадигма (греч. – пример, образец) –
    теория или модель
    постановки проблем,
    принятая в качестве
    образца решения
    исследовательской задачи
    «дисциплинарная
    матрица» (Т. Кун)
    теоретические
    стандарты
    методологические
    стандарты
    ценностные критерии
    мировоззренческие
    установки

    Научная картина мира

    Целостный образ
    объекта научного
    исследования
    Теория
    Допущения
    Частные
    теоретические
    модели

    Теория - форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта

    Теория форма научного знания, дающая
    целостное представление о
    закономерностях и существенных
    связях объекта
    эмпирическая основа
    теоретическая основа
    логика
    совокупность утверждений с их
    доказательствами

    Концепция -

    Концепция способ понимания, трактовки
    предмета, явления, основная
    точка зрения на предмет,
    руководящая идея

    Модель – идеализированный объект (их совокупность и взаимосвязь), соотносящийся с суждениями теории или концепции

    Доктрина – устойчивая система взглядов, идей, принципов, для которой характерен единый подход к изучаемым явлениям

    методология
    содержание
    программные положения

    Типы научной рациональности

    Объект научного познания
    Познавательные способности
    субъекта
    Познавательное отношение субъекта к
    объекту
    Научный метод
    Результат научного знания

    Исторические типы научной рациональности

    классическая
    постклассическая
    1) неклассическая
    Аграрное общество
    (традиционное)
    Индустриальное
    общество (модерн)
    Постиндустриальное
    общество (постмодерн)
    2)
    постнеклассическая

    ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
    СУБЪЕКТ
    ОБЪЕКТ

    Классический тип научной рациональности

    ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
    СУБЪЕКТ
    ОБЪЕКТ

    Неклассический тип научной рациональности

    ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
    СУБЪЕКТ
    ОБЪЕКТ

    Постнеклассический тип научной рациональности

    ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
    СУБЪЕКТ
    ОБЪЕКТ

    Модели развития научного знания

    кумулятивная модель
    критический рационализм (Карл Поппер)
    теория научных революций (Томас Кун)
    методологический фальсификационизм
    (Имре Лакатос)
    эпистемологический анархизм
    (Пол Фейерабенд)
    социальный (социологический) реализм
    (Рэндалл Коллинз)

    Критический рационализм

    Карл Поппер (1902-1994)
    «Логика и рост научного
    знания» (1934 г.)

    Опровержение научного знания

    Научное знание всегда предположительно
    Рост знания происходит рационально, на
    основе опровержения (фальсификации)
    существующих теорий:

    Теория научных революций (парадигмальная модель)

    Томас Кун (1922-1996)
    «Структура научных
    революций» (1963 г.)

    Смена парадигм (по Т. Куну)

    Научная
    революция
    Нормальная
    наука
    Экстраординарная
    наука

    Методологический фальсификационизм

    Имре Лакатос (1922-1974)
    «Фальсификация и
    методология научноисследовательских
    программ» (1970 г.)

    Структура научно-исследовательской программы

    Жёсткое ядро
    Защитный пояс
    Положительная
    (позитивная)
    эвристика
    Негативная
    эвристика

    Эпистемологический анархизм

    Пол Фейерабенд
    (1924-1994)
    «Против метода:
    очерк анархистской
    теории познания»
    (1974 г.)

    Принципы эпистемологического анархизма

    Принцип пролиферации (размножения)
    теорий
    Принцип несоизмеримости теорий
    Методологический плюрализм

    Социальный (социологический) реализм

    Рэндалл Коллинз (р. 1941)
    «Социология философий:
    глобальная теория
    интеллектуального
    изменения» (1998 г.)

    Теория интеллектуальных сетей

    Горизонтальные и вертикальные
    интеллектуальные сети
    Организационные основы и интерактивные
    ритуалы
    Обмен культурным капиталом и
    эмоциональной энергией
    Соперничество за пространство внимания и
    интеллектуальную репутацию
    Наука развивается посредством
    реорганизации интеллектуальных сетей

    Результаты научной деятельности

    новые знания
    экспериментальные
    образцы
    конечные
    промежуточные
    побочные

    Принципы определения научности гипотезы

    логический
    критический
    позитивизм
    рационализм
    (верифицируемость) (фальсифицируемость)
    Рудольф Карнап
    (1891-1970)
    Карл Поппер
    (1902-1994)

    Способы и методы оценки научной деятельности

    экспертная оценка
    (рецензируемость, peer-reviewed)
    индекс цитирования
    (citation index, CI, ИЦ;
    индекс Хирша, h-индекс)
    импакт-фактор журнала
    (impact- factor, IF, ИФ)

    Базы данных ИЦ и ИФ

    Science Citation Index (SCI)
    Social Sciences Citation Index (SSCI, социальные
    науки)
    Arts and Humanities Citation Index (AHCI, искусство и
    гуманитарные науки)
    Scopus (проект компании Elsevier)
    Euro-Factor (ЕС)
    Google Scholar
    Web of Science (проект компании Thomson Scientific)
    Российский индекс научного цитирования (РИНЦ,
    проект Российской научной электронной библиотеки
    http://elibrary.ru)

    1) Субъектом научного познания может стать не каждый человек, а тот кто прошел особую специализированную подготовку необходимую для исследовательской деятельности.

    2) Научное познание специально ориентировано на открытие законов и явления, неизвестных до сих пор. Полученные при этом знания – обоснованы, системно-организованы, выражены при помощи искусственного языка.

    3) В научном познании используется специализированный язык - по сравнению с языком повседневного общения для него характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.

    Специфика научного познания

    4) Научное познание предполагает использование специализированного инструментария: специальные материальные средства (реактивы, экспериментальные установки, контрольные приборы и т.д.), средства обработки информации и связи, транспортные средства, энергетические установки и т.д.

    5) Научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципов, идеалов, норм и т.д.).

    6) Непосредственной целью и высшей ценностью научного познания является – объективная истина.

    7) Научное познание направленно на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов. Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира.

    Структура научного познания

    Три основных уровня:

    Эмпирический

    Теоретический Метатеоретический

    Специфика эмпирического познания

    Эмпирическое исследование направлено в своей основе на изучение явлений и связей между ними.

    Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относятся средства наблюдения, измерения и эксперимента (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование и помещения и т.д.).

    Специфика теоретического познания

    На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей объекта в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект.

    непосредственное практическое взаимодействие с объектами; объект изучается опосредованно. Это достигается путем представления предмета исследования в виде системы абстрактных идеальных объектов , в которых интересующие исследователя явления и процессы представлены в чистом виде путем исключения реальных условий их существования (например, материальная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеальный газ в термодинамике, почти все математические объекты).

    Специфика метатеоретического познания

    Все многообразие знаний объединено в целостность. Это обеспечивается не только взаимосвязью между метатеоретических оснований науки (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки). Метатеоретические основания науки выступают системообразующим блоком научного познания.

    Функции метатеоретических оснований науки:

    Определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;

    Систематизация имеющихся научных знаний;

    Обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

    Формы эмпирического знания

    Данные наблюдения - отражают само наличие исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в

    предусматривающая констатацию достоверной, объективной информации. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие операции:

    Нахождение в данных наблюдения устойчивого содержания;

    Необходимость истолкования выявляемого в наблюдениях устойчивого содержания.

    Формы теоретического знания

    Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является противоречивая ситуация в сфере научного познания, требующая решения.

    Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая научное предположение о существенных характеристиках и глубинных необходимых связях изучаемых явлений и процессов.

    Теория – форма научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных объектов и их отношений.

    Формы метатеоретического знания

    Научная картина мира – форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях развития науки.

    Идеалы и нормы научного исследования. Выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате, каким способом получить это знание.

    Философские основания науки. Включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Это прежде всего представления

    о всеобщих предпосылках и общей направленности

    познавательных процессов.

    Понятие метода научного познания

    Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности.

    Научному методу свойственны следующие признаки:

    1) ясность или общедоступность;

    2) отсутствие стихийности в применении;

    4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;

    5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;

    6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.