Соборование: кому можно собороваться, как подготовиться, что делать с маслом, свечами и зернами. Православный мир: что такое Соборование в церкви


Со второй седмицы Великого Поста в храмах начинает совершаться таинство елеосвящения, или соборования. В чем смысл его смысл и как оно совершается? Об этом рассказывает корреспондент «НС» Ирина СЕЧИНА, побывавшая на соборовании в храме св. царевича Димитрия при Первой градской больнице. ФОТОГАЛЕРЕЯ


Мне кажется, что письменная исповедь иногда очень удобна, но у меня самой никогда не получалось написать свои грехи на бумаге. Либо выходит сухое перечисление: не подала милостыню, позавидовала, поругалась с мамой. Но это как-то совсем формально. Либо приходится вдаваться в подробности и получается не исповедь, а целый роман. Существуют ли какие-то правила составления исповеди на бумаге? Моя подруга однажды пошла на исповедь с листком, на котором было написано лишь одно слово: блуд. Но не всегда же можно так просто сформулировать все, в чем хочешь покаяться. Евгения


Почему так много людей, называя себя православными, ничего не знают о духовной жизни? Почему количество православных в нашей стране растет, а любви не становится больше? Причина в том, что люди не знают или забыли о тех словах, которые Господь сказал однажды, но сказал для всех живущих на земле, для тех, кто еще будет жить: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4: 17). Что такое покаяние? С чего начать борьбу с грехом в себе? О первой исповеди рассказывает епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН.


Сегодня главное содержание Таинства Крещения как единения с Церковью многими забыто. Крестины превратились в «частную требу»: для кого-то это - акт сродни медицинскому, для кого-то - дань традиции. И даже те, кто пришел креститься вполне сознательно, далеко не всегда понимают смысл совершаемых действий. Но ведь так не годится! Долго ли еще нам твердить несмысленное: «Мы не знаем, как тут у вас все делается…»? Может быть, давайте узнаем, наконец?


Древних христиан крестили прямо во время Литургии. Проректор ПСТГУ по научной работе священник Константин Польсков рассказал «Нескучному саду» о том как и зачем возродилась эта традиция


Начинается великий пост - особое время для покаяния. О том как правильно подготовиться к первой исповеди рассказывает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон


Я исповедовалась на всенощной в субботу, а в воскресенье на литургии вспомнила об одном нераскаянном грехе. И растерялась - что делать? Просить священника утром снова меня исповедовать? Но у батюшки во время литургии обычно нет на это времени. Как следует поступать в таких случаях? Стараться снова исповедоваться за этой же службой? Или можно подходить к причастию, а исповедоваться позже? Наталья


Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.


Как причащаться в дни Пасхи? Каждый раз придется этот вопрос решать индивидуально. Единого мнения в Церкви нет. Некоторые священники не причащают на Пасху, а некоторые наоборот считают, что по слову святого Иоанна Златоуста и достойные и недостойные должны приступить к Чаше. Так что же правильно?


О подготовке к исповеди, о том в каких "грехах" не нужно каяться и о том как узнать не причастился ли ты в осуждение рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН


Доказать ли то, во что можно верить или не верить, рассуждает настоятель Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне игумен АРСЕНИЙ (Соколов).


О том, как научиться видеть свои грехи, с чего начинать борьбу с ними и как при этом не впадать в духовную ипохондрию, мы поговорили с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, ректором ПСТГУ.


Может ли прийти к Богу человек, которого крестили насильно? Оказывается, многое зависит от людей, которых он встретит на этом пути. «Я видела людей, готовых умереть за страдающего больного, как за Христа», - рассказывает ныне церковный человек, которого когда-то подростком насильно заставили надеть на себя крест.


Крестины - первый шаг человека в Церковь, даже если он еще не умеет ходить. А встречает его на этом пути даже не священник, а приходской работник, ведущий запись приступающих к таинству. Нередко ожидания оглашенных и церковная реальность не совпадают.

Евангельское чтение:
Мф. 8:34-9:1

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! Евангельское чтение от Марка, положенное в Крестопоклонную неделю, ставит нас перед необходимостью осознать для себя важное обстоятельство, имеющее отношение к тому духовному деланию, без которого невозможно движение к Небесному Царству. Речь идёт о данной Богом человеку заповеди, требующей осознанного желания идти за Богом. Без этого желания движение к свету невозможно. Вторым важным пунктом будет отвержение себя, отвержение того мнения и восприятия земной жизни, небесного мира, духовного делания, которое складывается у нас в силу земного, человеческого понимания того, что мы называем житейской мудростью. Постепенно возрастая, человек учится искусству жизни в миру. Соделывая здесь храм своего тела, он настолько прилепляется к земному, что для небесного у него не хватает ни сил, ни времени. И когда мы доживаем до дня Крестопоклонной седмицы, то, хоть в малой степени воздерживаясь, учимся искусству жизни со Христом.

В этом стремлении человек должен быть последовательным, потому что без системности движение дальше невозможно. Перед нами открывается небесное окно, в которое Господь предлагает войти вместе с Ним. Горизонты духовной жизни только по мере внутреннего ощущения сердца становятся для нас реальными.

Как же быть? Каким образом отречься от себя самого? Как говорит Симеон Новый Богослов, каждый из нас самолюбив. А по слову святителя Игнатия Брянчанинова, каждый из нас находится в прелести, то есть в высшей степени льсти к себе. Мы добиваемся некоторых внешних побед, и нам кажется, что мы хороши. Мы получаем от Бога дары и приписываем их себе. Не преуспев в искусстве внутренней жизни, в малой степени что-то обретая, ощущаем, что уже чего-то достигли. Но ведь как только мы соприкасаемся с людьми, то явственно видим, чего мы стоим. Преподобный Авва Дорофей утверждает: «Войди в келью своего сердца, помолись там, а потом выйди и посмотри, что поднимается в тебе. Негодование, раздражение, гнев. Ты находишься в поиске объекта, на который можно излить своё раздражение и гнев, в поиске того, кого считаешь виноватым в своих недостатках. Ты ищешь кого-то виноватого, но не себя».

Перед нами очень важное обстоятельство, требующее духовного трезвения, ибо без него внутреннее делание невозможно. Как же быть? Как отказаться от того, что так дорого, так близко и срослось с нашим естеством? Стало нашей привычкой, особенностью характера, способностью, которой мы дорожим. Как писал преподобный Паисий Святогорец, едва тебя задели – ты уже готов растерзать того, кто перед тобою. Но ты сдерживаешься, потому что испытываешь страх от наказания, если совершишь преступление. Мы с вами оказываемся перед необходимостью важного выбора, потому что без понимания того, что есть духовные ориентиры, достичь спасения невозможно. Ведь есть различные задачи в этой жизни, но есть и главная цель, к которой можно вообще не подойти, потому что суета и внешние заботы настолько поражают сердце человека и его ум, что он не стремится к другому. Он порабощён состоянием, в котором находится очень давно, не замечая духовного одичания.

По святоотеческому слову, движение в нужную сторону предполагает необходимость объекта внимания, которому мы должны передать то, что Он же нам и дал. Речь идёт о Боге. Если мы не направляем свой внутренний взор в сторону Божественного глагола, если мы не погружаемся умом и сердцем в состояние доброделания, которое связано с важностью смирения, мы тратим свои силы понапрасну. Потому что перед нами есть конкретная поставленная Богом задача. Более того, Он её высказал апостолам, говоря о том, как молиться, дав молитву «Отче наш», завершающуюся призывом отвергнуться своей воли. Потому что главное духовное делание, связанное с возрастанием в вере, предполагает отвержение себя. Мы не можем подняться выше, если не отвергнем своего личного восприятия того, что происходит в этом мире.

В жизни каждого человека есть состояния, которые ему дороги и близки, и именно от них и требует отказаться Господь. Совершается это постепенно, но если мы не видим перед собою цели, если наша свободная воля направляется только в сторону того, что нам удобно, близко, дорого, то мы совершаем преступление в отношении Того, Кто дал нам эту жизнь для определённой цели. Об этой цели можно даже не задуматься, потому что в нашей жизни есть другие задачи – мы их ставим перед собой основательно и относимся к ним всерьёз. И входим в состояние родства с земным и ничтожным, и небесное начинает казаться нам далёким и пустым, своеобразным и безумным, не имеющим к нам никакого отношения. Но ведь жизнь идёт. Так или иначе, каждый из нас встанет перед смертью, перед определённым состоянием, после которого нам придётся испить чашу Божественной Правды. Страшный суд потому Страшный, что справедливый. Судить нас будет не Господь, а совесть – судить по состояниям, в которых мы находились регулярно, каждый день, пренебрегая Божьим призывом отвергнуть себя, порабощаясь постепенно и входя в рабство бесовской силе, ставшей нашим богом. Мы воспитываем в себе своеволие, сребролюбие, тщеславие и славолюбие, пустословие и скверномыслие и настолько напитались этим, что любое маленькое движение к Божественному Слову, обращённое через другого человека к нам, чтобы нас хоть немного встряхнуть, вызывает негодование. Неудобство, которое мы испытываем, вызывает ненависть, ярость и готовность причинить боль тому, кто вызывает у нас подобные чувства. Заметьте, это всё происходит по Божьей милости, чтоб мы увидели, чего стоим, ужаснулись состоянию своего внутреннего страшного, яростного, нечеловеческого, бесовского делания. Мы навыкаем и тренируемся в этом, мы каждый день понуждаем себя вставать в это положение и, находясь в нём, идём по жизни, привыкая к нему и воспитывая в этом негодовании и немирном духе своих детей.

Если посмотреть на каждый день нашей жизни, если подсчитать, сколько минут мы посвящаем духовному деланию и добромыслию и сколько отдаём состояниям ненависти, гнева, раздражения, пустословия, праздного времяпрепровождения, цифры будут страшные. Перед нами открывается перспектива, за которую человек будет судим. Ему даны годы жизни, но как он их проводит? Диавол создал другую культуру, целый мир, который человек принимает, которому он присягает. И вот уже человек принимает диавольские помыслы: «Это они виноваты! Я не могу. Я очень занят, мне тяжело, трудно, страшно относиться к духовной жизни по правде, я живу в обмане, привыкая к нему, в состоянии мягкотелости и постепенного остывания той малой веры, которую Господь дал мне, ожидая хоть малого движения в сторону благих плодов духовной жизни».

Мы читаем у апостола Павла о благости, мире, кротости, нестяжании, милосердии, но насколько мы в своей жизни являем готовность потрудиться в эту сторону? Предложение жить добродетельно порой вызывает у нас раздражение. Мы ищем причину, чтобы этого не делать, находим массу оправданий, препятствий, которые ставит лукавый диавол и которые мы привыкли принимать как само собой разумеющееся, как наши мысли. И эта калитка открывается так быстро и стремительно, что мы принимаем диавольский помысел, как свой, и действуем.

Крест предлагает человеку остановиться. Задуматься над тем, как он живёт. Осознать для себя, что завтрашнего дня может и не быть. Для каждого человека есть свой срок, который Начальник этого мира отмерил по Своим часам. Он знает, когда кого позвать, когда исполнится срок и когда закончится наша жизнь. Что мы успеем? Что принесём к Его алтарю? Мы с вами получили от Господа величайший дар: в каждого из нас Господь вдохнул бессмертную душу. Она страдает и скорбит, распинаемая нами же. И на кресте нашей жизни мы часто распинаем ближнего, но не себя, потакая своим страстям и забывая о важности движения к покаянию, предполагающего не только признание своей вины, но и готовность менять себя самого. Прямая задача в общении с людьми – понимая свою греховность, взаимодействовать с ними, служа им. Потому что без единства с людьми невозможно единство с Богом, без воспитания любви к людям невозможна любовь к Богу. Иначе это иллюзия, ложь и обман: «Если кто брата своего не любит, тот человекоубийца», – говорит нам апостол Иоанн Богослов. Есть задача, и можно попытаться её выполнить. Будет тяжело, но попытаться надо. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Соборование – особый христианский обряд, совершаемый в Храмах. Это молебен за духовное и физическое исцеление страждущего, во время которого к Господу обращаются сразу семеро священнослужителей (отсюда и название). Также выполняется помазание елеем, что дало второе название таинству – Елеосвящение.

Протоиерей Игорь Фомин дает такое разъяснение:

Соборование – это молитвословие, в котором просят Всевышнего простить людям забытые грехи. В грехах, которые человек помнит, он может покаяться во время исповеди. Но забытые грехи, накапливающиеся со временем, могут стать причиной душевных или физических страданий.

Из статьи вы узнаете:

Таинство Соборования (Елеосвящения) уходит корнями к библейским временам. Сам Спаситель и его ученики исцеляли тяжело больных, обращаясь к Господу с молитвой. И сегодня, спустя века, здоровье и жизнь человека остаются в Руках Божьих. Есть множество подтверждений тому, что обряд, проведенный правильно и в должный период над человеком, искренне верующим и кающимся в совершенных грехах, способен вернуть здоровье и душевный покой.

Важно! Соборование проводится для крещеных прихожан православной церкви (взрослых и детей, достигших семилетнего возраста). Считается, что малыши до этого возраста не нуждаются в отпущении грехов.

Таинство можно и нужно заказать, если:

  1. Человек серьезно болен и традиционные методы лечения не дают результата.
  2. Человек совершил серьезный грех, в чем глубоко раскаялся.

Заказывая в 2018 году Соборование, в Москве или любом другом регионе, стоит помнить, что таинство не проводится для душевнобольных, представителей других религий и людей, совершивших смертный грех.

Как проводится обряд

Жители столицы могут заказать Соборование в 2018 году в строго определенные даты, которые отведены для проведения обряда в разных храмах Москвы.

Традиционно таинство Елеосвящения проводится в период Великого поста. Узнать расписание, по которому будет проводиться соборование в 2018 году в столице можно, обратившись в любой из Храмов города. Хотя, в отдельных случаях возможно соборование и в другие периоды. Особой подготовки не требуется. Но, чаще всего, священники рекомендуют такую последовательность:

  1. Исповедь
  2. Соборование
  3. Причастие

В некоторых случаях возможно соборование человека без исповеди или смена поочередности первых двух таинств. Обряд Елеосвящения может быть проведен:

  • для одного человека (в Храме, на дому либо даже в медицинском учреждении, где он находится на лечении);
  • для группы людей (когда несколько священников одновременно соборуют сотни прихожан).

Соборование определенного человека может проходить по-разному, в зависимости от обстоятельств. Когда соборуется большое количество прихожан, сначала осуществляется молебен, а после помазание елеем каждого соборующегося.

Если нет возможности собрать в храме несколько священнослужителей (как правило, семь), то допускается проведение обряда и одним батюшкой.

Календарь соборования в Храмах Москвы на 2018 год

На данный момент расписание служб для Храмов столицы еще составляется, а потому узнать точные даты, в которые будет осуществляться в 2018 году Соборование в Москве, можно будет лишь в начале января.

Точно можно сказать одно – даты проведения таинств в разных Храмах Москвы будут ограничены периодом Великого поста, который в 2018 году продлится с 19 февраля по 7 апреля .

Как только расписание будет утверждено, мы обязательно оповестим всех, желающих пройти Соборование, когда будет проводится таинство в 2018 году в Соборах, Храмах и Церквях столицы.

Если же складывается ситуация, не позволяющая ждать начала поста, просто обратитесь в любой из московских Храмов и договоритесь о проведении таинства для страждущего в индивидуальном порядке.

Узнайте больше о таинстве Соборования из видео :

Задать вопрос священнику - 8-915-382-49-49 - Священник Андрей- К священнику обращаются - батюшка или отец Андрей. Вы можете договориться об индивидуальном собoрование.

Соборование в 2016 году, расписание, когда проводится. Если говорить про расписание - то пожалуй вы уже опоздали. Как правило данное таинство проводится великим постом или Рождественским постом. Что же теперь делать? Ответ самый простой - если вы чувствуете, что вам просто необходимо участие в данном таинстве - вы можете пройти его индивидуально. В начале страницы вы видите телефон по которому вы можете позвонить и задать все необходимые вопросы непосредственно священнику - настоятелю храма Преподобного Максима Исповедника.

Совершать таинство соборования или елеосвящения - помазывание освященным маслом (елеем) можно не только в период великого или рождественского поста, но и в течение всего года. Смысл самого таинства именно в том, что бы принять его или участвовать в нем нужно тогда, когда к человеку подходит болезнь, как физическая, так и духовная. Главное, что бы с верой подойти к этому таинству и веровать, что оно поможет. Сомневаться в этом совсем не приходится. Господ сам говорит нам - только веруйте. Верою преодолеваются все болезни и невзгоды.

Еще его называют соборованием от слов «собор», «собрание», потому что таин.

Соборование или елеосвящение может совершаться не только в пост. Над больным человеком оно может быть совершено в любое время.

Как и всякое таинство Церкви, елеосвящение берет свое начало в Евангельской истории, в деяниях Иисуса Христа и Его апостолов. В Евангелии мы читали о том, как Иисус Христос исцелял больных. Его ученики, апостолы, по Его завету тоже исцеляли больных. Например, в одном из путешествий апостол Павел гостил в доме у человека по имени Публий. «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его».

Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук. Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. В напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа.

Помимо исцеления от болезней в таинстве елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи. Поэтому и здоровые физически люди во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения.

В течение наступившего Великого поста в соборе Воздвижения Креста Господня несколько раз будет совершено Таинство Елеосвящения (Соборование):

24 марта в 11:00 (Чт), 29 марта в 11:00 (Вт), 5 апреля в 11:00 (Вт),
16 апреля в 11:00 (Сб) и 21 апреля в 11:00 (Чт).

+ + +

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).

Святитель Симеон Солунский (Фессалоникийский)

О ТАИНСТВЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ, ИЛИ О ЕЛЕОСВЯЩЕНИИ

Так как в жизни для всех вообще людей не­избежны болезни, то следует сказать и о Таинстве святого елея, дарованного во от­пущение грехов, и исцеление наше, и ради даяния Божественной милости (ελέους).

Это Таинство передано от Спасителя Апос­толам в знак человеколюбия и милосердия. Церковь свято блюдет его, как научены мы апостолом Иаковом (Иак. 5:14-15) , которого Павел называет братом Господним. Иаков был братом Божиим и по родству плотскому, и по подра­жанию делами. Он получил величайший дар и первый после Христа был наречен и сде­лался иерархом.

Поэтому, как скоро кто-нибудь из братий впадет в немощь телесную, или только ду­шевную, тотчас пусть призовет пресвитеров Церкви, потому что они … по­лучили силу совершать Таинства <…>

Что же следует из [сего] Таинства? Смотри: последствия его – величайшие. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – говорит апостол Иаков. – И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» – не люди, а Господь, потому что больной облекается благодатью освящения Господня. Но больной получит еще нечто большее: «и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15) .

Видите силу этого священнодействия? Оно от болезней разрешает, и больных поднимает, и грехи отпускает <…>

Всякий христианин должен стараться совершать елеопомазание над собой, и призывать иереев Божиих, и просить их, чтобы они молились за него и помазывали его елеем. Ибо известно, сколько величайших Божественных даров заключает в себе святой елей: в нем - избавление от болезней, отпущение грехов, он - орудие освящения, божественного укрепления и, наконец, он приводит в Царство Небесное.

И никто из неблагомыслящих пусть не говорит: это всего лишь масло, и какую силу может оно иметь, будучи взято от масличного растения? Да, это масло, но - облагодатствованное призыванием имени Божия, потому что там, где призывается Бог, всё Божественно и всё заключает силу Божию, а особенно там, где призывание Бога совершается людьми богоосвященными. А иереи и есть лица богоосвященные, получившие в рукоположении силу Божию. Посему елей, как благословленный иереями через призывание Бога, - божествен, и свят, и исполнен Божественной благодати Святого Духа точно так же, как и вода крещения есть, конечно, вода, но такая, которая исполнена Духа, и очищает души, и преобразует человека, и усыновляет его Богу, и делает безгрешным.

Простая вода по природе своей может только очищать тело от нечистоты и утолять жажду, но освящённая вода вместе с телом очищает и душу, освящает и преобразует её, и духовно орошает, и усыновляет Богу.

Так и обычное миро благоухает и услаждает только чувство, когда им помазуются или держат его у себя, но миро святое оживляет и обновляет в Духе, исполняет нас благоуханием даров Его и дарует нам печать и дыхание благодати во Христе, Который есть живое Миро. Дарует же не как простое миро, но как миро, через священнодействие сделавшееся миром святым, заключающим в себе благодать Духа.

Подобно тому и елей для освящения есть елей святой, как священнодействуемый, и исполнен Божественной силы. Он, умащая чувственно, просвещает и освящает души, укрепляет как телесно, так и духовно, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его.

А посему должно сберегать его и чтить, а отнюдь не пренебрегать им <…>

… Просмотрено: (517) раз(а)