Директива цк вкп(б) и снк ссср о предотвращении массового выезда голодающих крестьян. Директива снк русско-финляндской согласительной комиссии Директива совнаркома от 29 июня 1941 года

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз продолжается. Целью этого нападения является уничтожение советского строя, захват советских земель, порабощение народов Советского Союза, ограбление нашей страны, захват нашего хлеба, нефти, восстановление власти помещиков и капиталистов. Враг уже вторгся на советскую землю, захватил большую часть Литвы с городами Каунас и Вильнюс, захватил часть Латвии, Брестскую, Белостокскую, Вилейскую области Советской Белоруссии и несколько районов Западной Украины. Опасность нависла над некоторыми другими областями. Германская авиация расширяет территорию бомбежки, подвергая бомбардировкам города - Ригу, Минск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь, Мурманск.

В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим опасным и коварным врагом - немецким фашизмом. Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками, авиацией. Красная Армия, преодолевая многочисленные трудности, самоотверженно бьется за каждую пядь советской земли.

Несмотря на создавшуюся серьезную угрозу для нашей страны, некоторые партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации и их руководители все еще не понимают смысла этой угрозы, еще не осознали значение этой угрозы, живут благодушно - мирными настроениями и не понимают, что война резко изменила положение, что наша родина оказалась в величайшей опасности и что мы должны быстро и решительно перестроить всю свою работу на военный лад.

Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) обязывают все партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации покончить с благодушием и беспечностью и мобилизовать все наши организации и все силы народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего германского фашизма.

Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП(б) требуют от вас:

1) В беспощадной борьбе с врагом отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу.

2) Организовать всестороннюю помощь действующей армии, обеспечить организованное проведение мобилизации запасных, обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений.

3) Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие истребительным батальонам. Все коммунисты должны знать, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов, учитывать все это в своей работе и не поддаваться на провокации.

4) При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно, безусловно, уничтожаться.

5) В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

Для руководства всей этой деятельностью заблаговременно, под ответственность первых секретарей обкомов и райкомов создавать из лучших людей надежные подпольные ячейки и явочные квартиры в каждом городе, районном центре, рабочем поселке, железнодорожной станции, в совхозах и колхозах.

6) Немедленно предавать суду Военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, - невзирая на лица.

Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) заявляют, что в навязанной войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение.

Теперь все зависит от нашего умения быстро организоваться и действовать, не теряя ни минуты времени, не упуская ни одной возможности в борьбе с врагом.

Задача большевиков - сплотить весь народ вокруг партии Ленина - Сталина, вокруг Советского правительства для самоотверженной поддержки Красной Армии, для победы.

Председатель Совнаркома СССР Секретарь ЦК ВКП(б)
И.Сталин

Заместитель председателя Совнаркома СССР
В.Молотов

Великая Отечественная война. 50 лет. Приложение к календарю дат и событий. Вып. 1. ТАСС, 1991. C. 48-49.

1941 год: в 2 кн. / ред. В.П. Наумов; сост. Л.Е. Решин, Л.А. Безыменский, Л.А. Виноградов [и др.]. - Москва: Демократия, 1998. - (Россия. XX век. Документы).
Кн. 2: Документы. - 1998. - С. 446-448.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств советского народа на разгром немецко-фашистских захватчиков. В директиве были определены общие цели, задачи и основные формы всенародной борьбы в тылу врага. Директива обязывала партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации мобилизовать все силы народа для разгрома немецко-фашистских захватчиков. Перед народами Советского Союза была поставлена задача — отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села. Особое внимание в директиве обращалось на необходимость всемерного укрепления тыла Советской Армии и своевременного снабжения фронта всеми видами довольствия. СНК СССР и ЦК ВКП(б) потребовали при вынужденном отходе частей Советской Армии эвакуировать, а если это невозможно, уничтожать все ценное имущество, ничего не оставляя врагу. В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями его армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, создавать для врага и его пособников невыносимые условия, срывать мероприятия противника.

Советские войска, прикрывавшие мурманское направление, поддерживаемые кораблями и авиацией Северного флота, вступили в бой с наступавшим немецким егерским корпусом.

Начались боевые действия войск 23-й армии Северного фронта на подступах к Ленинграду против Юго-Восточной армии финнов.

Советские войска в районе Даугавпилс проводили контратаки. Противник, подтянув свежие силы, отбил контратаки советских войск.

После ожесточенных боев немецко-фашистской группе армий «Центр» удалось юго-западнее Минска окружить советские войска.

Героические защитники крепости Брест отклонили ультиматум гитлеровцев с требованием сложить оружие.

Закончилось крупное танковое сражение начального периода войны в районе Луцк, Броды, Ровно.

В районе Радехов, Броды, Дубно продолжалось ожесточенное сражение войск Юго-Западного фронта с наступавшим противником на житомирском направлении. К этому времени из отдаленных районов дислокации соединений Киевского особого военного округа подошли свежие войска, развернувшиеся на рубеже Луцк, Дубно, Кременец, Злочев. Противник, возобновивший наступление от Луцка и Дубно в направлении на Новоград-Волынский, подвергся контрударам советских танковых и механизированных частей с севера и востока. Наступавшие войска противника были вынуждены вести оборонительные бои в течение нескольких дней в районе Ровно.

Немецкие войска оккупировали в Латвии г. Гостыни, Елгава, Кемери, Крустпилс, Ливаны; в Литве - г. Паневежис, Плявиняс, Юрмала, Салдус; во Львовской области - г. Жолква, Самбор.

Директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил на борьбу с германским фашизмом

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз продолжается. Целью этого нападения является уничтожение советского строя, захват советских земель, порабощение народов Советского Союза, ограбление нашей страны, захват нашего хлеба, нефти, восстановление власти помещиков и капиталистов. Враг уже вторгся на советскую землю, захватил большую часть Литвы с гор. Каунас и Вильнюс, захватил часть Латвии, Брестскую, Белостокскую, Вилейскую обл. Советской Белоруссии и несколько районов Западной Украины. Опасность нависла над некоторыми другими областями. Германская авиация расширяет территорию бомбежки, подвергая бомбардировкам гор. Ригу, Минск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь, Мурманск.

В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим опасным и коварным врагом — немецким фашизмом. Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками, авиацией. Красная Армия, преодолевая многочисленные трудности, самоотверженно бьется за каждую пядь советской земли.

Несмотря на создавшуюся серьезную угрозу для нашей страны, некоторые партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации и их руководители еще не осознали значения этой угрозы и не понимают, что война резко изменила положение, что наша родина оказалась в величайшей опасности и что мы должны быстро и решительно перестроить всю свою работу на военный лад.

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) обязывают все партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации покончить с благодушием и беспечностью и мобилизовать все наши организации и все силы народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего германского фашизма.

Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП (б) требуют от вас:

1) В беспощадной борьбе с врагом отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу.

2) Организовать всестороннюю помощь действующей армии, обеспечить организованное проведение мобилизации запасных, обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений.

3) Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие истребительным батальонам. Все коммунисты должны знать, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов, учитывать все это в своей работе и не поддаваться на провокации.

4) При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно, безусловно, уничтожаться.

5) В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

6) Немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, невзирая на лица.

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) заявляют, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение.

Теперь все зависит от нашего умения быстро организоваться и действовать, не теряя ни минуты времени, не упуская ни одной возможности в борьбе с врагом.

Задача большевиков — сплотить весь народ вокруг Коммунистической партии, вокруг Советского правительства для самоотверженной поддержки Красной Армии, для победы.

Председатель Совнаркома СССР и Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин

Заместитель Председателя Совнаркома СССР В. Молотов

Хроника событий в Ленинграде

Финские войска развернули наступление на фронте шириной в 150 километров. Наибольшую активность противник проявил на выборгском и кексгольмском [Кексгольм — ныне Приозерск. - Прим. автора.] направлениях. 23-я армия, прикрывающая Ленинград со стороны Карельского перешейка, начала оборонительные бои.

Наиболее тяжелый из них произошел сегодня на участке 3-го батальона 461-го полка 142-й стрелковой дивизии. Вражеская пехота при поддержке артиллерии и минометов вынудила наше боевое охранение отойти. Прикрывал товарищей пулеметчик Александр Заходский. Его второй номер был убит в самом начале боя, и теперь Заходскому приходилось управляться с «максимом» в одиночку. Человек богатырского сложения, он то и дело переставлял пулемет с места на место и продолжал вести огонь. Враги начали окружать его. И тут у Заходского кончились патроны. В ход пошли гранаты. Когда и они кончились, Заходский, взвалив пулемет на плечи, стал пробираться к своим, и как раз в это время подоспела подмога. Бойцы во главе с командиром полка В.А. Трубачевым бросились в контратаку и восстановили положение.

Самоотверженная борьба идет не только на фронте. Для кировцев, например, основной вклад в дело разгрома врага — это изготовление боевой техники. Правительство поручило Кировскому заводу организовать массовое производство тяжелых танков КВ. В связи с этим начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенант Я.Н. Федоренко 29 июня обратился к кировцам с письмом, в котором от имени советских танкистов просил принять все меры, напрячь все усилия для ускорения выпуска боевых машин.

Дневное сообщение 29 июня

Наступление танковых частей передового эшелона противника на Минском и Слуцком направлениях остановлено действиями наших войск. Танковые части противника несут большие потери.

На Минском и Барановичском направлениях идут ожесточённые бон с пехотными соединениями противника, которые стремятся соединиться с передовым эшелоном танков.

Упорным сопротивлением и контратаками на этих направлениях наши войска задерживают продвижение основных сил противника, нанося им большое поражение.

На Луцком направлении продолжаются крупные танковые бои, в ходе которых наша авиация нанесла ряд сокрушительных ударов по танкам противника. Результаты боя уточняются.

На всём протяжении советско-финляндской госграницы противник проводил усиленную наземную разведку, сопровождаемую артиллерийским огнем. Все попытки разведчиков противника проникнуть на нашу территорию отбиты.

На остальных участках фронта наши войска прочно удерживают госграницу.

Наши боевые лётчики отважно дерутся с противником, постоянно помня о взаимной помощи и выручке в бою. Лётчик-орденоносец капитан Гейбо, выручая товарища, вступил в бой с двумя фашистскими самолётами, прикрыл выход товарища из боя и заставил противника отступить. Во главе небольшой группы истребителей он атаковал 18 немецких бомбардировщиков и обратил их в бегство. Возвращавшийся после удачного бомбометания по немецким танкам капитан-орденоносец Тихий был атакован истребителями противника и обстрелян зенитками. Самолёт сильно пострадал, стрелок-радист был тяжело ранен. На помощь пришёл сосед, смело ринувшийся на врага. Стрелок-радист метким огнём уничтожил два фашистских «Мессершмитта».

Героически сражается N-ская кавалерийская дивизия. Слава о ней гремит по всему участку фронта. Внезапным ударом крупные силы немцев захватили пограничное село N. Это было рано утром. В четыре часа вечера к селу подошёл кавалерийский полк. Бой начался на подступах к селу. Сломив сопротивление, красные кавалеристы ворвались на улицы селения. Завязалась ожесточённая схватка. Немцы отступили, неся большие потери.

Младший сержант Вельский и красноармеец Иванов пошли в разведку в расположение фашистского полка. Их окружили два вражеских взвода под командой офицера. Смелые разведчики не растерялись. Сразив меткими выстрелами офицера и нескольких солдат, разведчики прорвали окружение и скрылись в лесу. Через час они доставили штабу данные о местопребывании и численности врага.

На нашу сторону перелетел немецкий самолёт «Ю-88» 1-го звена 1-й группы 54 эскадры. Бортмеханик этого самолёта ефрейтор Пауль Гофбауер в своём обращении к обманутым Гитлером лётчикам и солдатам немецкой армии говорит: «Братья! Поверните штыки против Гитлера и фашизма. Переходите в Советскую Россию. Я нахожусь сейчас в Советской России и вижу, что с пленными немцами здесь обращаются хорошо, гуманно, по-человечески. Лётчики! Не бросайте бомб на мирные русские города. Перелетайте на своих самолётах в Советскую Россию и вместе со всеми культурными людьми помогайте уничтожать кровавый фашизм».

Многие пленные немецкие солдаты на допросах рассказывают, что их сняли с гарнизонов, расположенных в оккупированных областях Франции, посадили в поезда, не сказав, куда их направляют. Только столкнувшись с красноармейцами, они поняли, что началась война с Советским Союзом. Военнопленные сообщают, что их гнали в бой под угрозой расстрела из пулемётов в спину.

В Голландии изо дня в день растут симпатии к советскому народу и сочувствие его отечественной войне против германского фашизма. Многие голландцы говорят: «Русские устояли перед лицом великого нашествия монголов; русские разбили великого завоевателя, шведского короля Карла XII; они изгнали Наполеона. Русский парод с присущей ему силой и отвагой уничтожит любых захватчиков».

Вечернее сообщение 29 июня

29 июня финско-немецкие войска перешли в наступление по всему фронту от Баренцова моря до Финского залива, стремясь прорвать наши укрепления по линии госграницы. Неоднократные атаки финско-немецких войск были отбиты нашими войсками. В результате боёв за день противник, оставив в целом ряде пунктов сотни убитых и преследуемый огнём нашей артиллерии, отошёл к своим укреплениям.

На Вильненско-Двинсном направлении попытки подвижных частей противника воздействовать на фланги и тыл наших войск, отходящих в результате боёв в районе Шауляй, Кейданы, Поневеж, Каунас на новые позиции, успеха не имели. Энергичными контратаками наших войск подвижным частям противника нанесён значительный ущерб как в личном составе, так и особенно в материальной части.

На Минском направлении усилиями наших наземных войск и авиации дальнейшее продвижение прорвавшихся мотомехчастей противника остановлено. Отрезанные нашими войсками от своих баз и пехоты мотомехчасти противника, находясь под непрерывным огнём нашей авиации, поставлены в исключительно тяжёлое положение. Отходящие от госграницы наши пехотные части прикрытия ведут ожесточённые бои и сдерживают продвижение моторизованных и пехотных войск противника на линии Лида — Волковыск.

На Луцком направлении сражение крупных механизированных масс продолжается. Несмотря на ввод противником на этом направлении свежих танковых частей, все его попытки прорваться на Новоград-Волынском и Шепетовском направлениях отбиты; рядом последовательных и непрерывных ударов наших танковых войск и авиации большая часть танковых и моторизованных войск противника разгромлена.

По словам пленных, одна танковая дивизия противника в бою под г. Лида полностью уничтожена.

Наша авиация вела успешные воздушные бои с авиацией противника, непрерывно бомбардировала его прорвавшиеся танковые части и моторизованную пехоту и мощным ударом с воздуха способствовала нашим войскам, особенно на Луцком направлении.

Гитлер и его генералы, привыкшие к лёгким победам на протяжении всей второй империалистической войны, сообщают по радио, что за семь дней войны они захватили или уничтожили более 2.000 советских танков, 600 орудий, уничтожили более 4.000 советских самолётов и взяли в плен более 40.000 красноармейцев; при этом за тот же период немцы потеряли будто бы всего лишь 150 самолётов, а сколько потеряли танков, орудий и пленными — об этом германское радио умалчивает.

Нам даже неловко опровергать эту явную ложь и хвастливую брехню.

На самом деле положение рисуется в совершенно другом свете. Немцы сосредоточили на советской границе более 170 дивизии; из них по крайней мере третья часть представляет танковые и моторизованные дивизии. Воспользовавшись тем, что советские войска не были подведены к границам, немцы, не объявляя войны, воровским образом напали на наши пограничные части, и в первый день войны хвалёные немецкие войска воевали против наших пограничников, не имевших ни танков, ни артиллерии. К концу первого дня войны и весь второй день войны только передовые части наших регулярных войск имели возможность принимать участие в боях, и только на третий, а кое-где на четвёртый день войны наши регулярные войска успели войти в соприкосновение с противником. Именно ввиду этого удалось немцам занять Белосток, Гродно, Брест, Вильно, Каунас.

Немцы преследовали цель в несколько дней сорвать развёртывание наших войск и молниеносным ударом в недельный срок занять Киев и Смоленск. Однако, как видно из хода событий, немцам не удалось добиться своей цели: наши войска всё же сумели развернуться, и так называемый молниеносный удар на Киев, Смоленск оказался сорванным.

В результате упорных и ожесточённых боёв — за период в 7—8 дней немцы потеряли не менее 2.500 танков, около 1.500 самолётов, более 30.000 пленными. За тот же период мы потеряли: 850 самолётов, до 900 танков, до 15.000 пропавшими без вести и пленными.

Такова картина действительного положения на фронте, которую мы с полным основанием противопоставляем хвастливым сообщениям германского радио.

Итоги первых 8 дней войны позволяют сделать следующие выводы: молниеносная победа, на которую рассчитывало немецкое командование, провалилась; взаимодействие германских фронтов сорвано; наступательный дух немецкой армии подорван; а советские войска, несмотря на их позднее развёртывание, продолжают защищать советскую землю, нанося врагу жестокие и изнуряющие его удары.


В директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. и в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. «Об организации борьбы в тылу германских войск» определены принципиальные направления деятельности патриотов на оккупированной советской территории, причем особое внимание обращается на дезорганизацию тыла противника, на нарушение коммуникаций врага.
Позднее на этот вопрос было обращено внимание в приказе Народного Комиссара Обороны СССР от 5 сентября 1942 г. «О задачах партизанского движения». Главные задачи патриотов, говорилось в приказе, состоят в том, чтобы «не пропускать ни одного немецкого поезда к фронту, подрывать эшелоны, железнодорожное полотно, уничтожать мосты, сооружения, водокачки, взрывать склады, нарушать связь, всеми способами уничтожать гитлеровцев, ни на минуту не прекращать борьбу с немцами, держать фашистов в состоянии страха» .
Основываясь на этих директивах, патриоты в тылу врага старались всеми средствами выводить транспорт противника из строя. Гитлеровские генералы констатируют, что главными объектами диверсий партизан были прежде всего железнодорожные магистрали, мосты, обозы, эшелоны.
Диверсии на транспорте, совершаемые советскими патриотами, были не только эффективной формой нарушения ритма хозяйственной жизни в тылу противника, но и способом уничтожения его живой силы и техники, а также материальных ценностей, которые фашисты вывозили в Германию. Уже в июле-августе 1941 г. движение транспорта оккупантов проходило с перебоями в связи с тем, что патриоты Минской области уничтожили многие мосты через реки Случь, Морочь, Орессу, Свислочь, Березину, Припять, Птичь и др. Подпольщики и партизаны разрушали не только мосты. В депо станции Осиповичи (Могилевская область) подпольщики во главе с М. С. Шведовым за август - ноябрь 1941 г. вывели из строя 12 паровозов.
В декабре 1941 г. у г. Вязьмы на железной дороге Брянск - Вязьма партизаны произвели крушение поезда и на три дня задержали движение на этой дороге. Патриоты-железнодорожники во главе с К. Заслоновым, работавшие в депо станции Орша, за период с ноября 1941 г. по февраль 1942 г. повредили более 150 паровозов.
На Минском железнодорожном узле первую диверсию совершил машинист Федор Живалев. Большим напором воды во многих местах он вывел из строя водонапорную сеть железнодорожного узла. В течение десяти дней обеспечение паровозов водой было нарушено. Здесь же, на Минском узле, за зиму 1941/42 г. были «заморожены» 50 паровозов \ В середине февраля 1942 г. железнодорожники Брянского узла «заморозили» 60% паровозного парка, а сами ушли в партизанские отряды.
В тяжелых условиях первой военной зимы большую активность проявили ленинградские партизаны. Они постоянно совершали диверсии на Бологовской и Витебской железнодорожных магистралях и держали под контролем шоссейные дороги, соединяющие Холм со Старой Руссой и станцией Локня. За восемь месяцев 1942 г. ленинградские партизаны организовали 103 крушения поездов. 3 ноября 1941 г. оккупанты восстановили железнодорожный мост через Днепр в районе Черкасс, а 7 ноября, т. е. через четыре дня, он уже был поврежден партизанами. В январе 1942 г. на участке между станциями Игрень и Илларионово подпольщики из комсомольско-молодежной организации Амур-Нижнеднепровского района г. Днепропетровска развернули звено рельсов, в результате произошло крушение поезда. Подпольщики этой же организации в октябре 1942 г. при маневрах пустили состав в тупик завода имени Карла Либкнехта, что привело к крушению поезда.
В первый период Великой Отечественной войны - зимой 1941/42 г., по неполным данным, партизаны пустили под откос 224 поезда, подорвали и сожгли около 650 мостов, уничтожили и повредили 1850 автомашин. С 1 декабря 1941 г. по 1 апреля 1942 г. в результате диверсий движение на различных железных дорогах во вражеском тылу было прервано в общей сложности более чем на 180 суток. Две железные дороги в Смоленской области (Смоленск-Мичуринск и Брянск-Вязьма) были выведены из строя полностью и не действовали около года.
В донесении в Берлин из оккупированных советских областей № 14 от 31 июля 1942 г. сообщалось: «Постоянно растущее число актов саботажа, проведенных партизанами на железной дороге, доказывает, что противник всеми средствами пытается помешать снабжению немецких войск» 7 Но это было лишь начало по сравнению с тем, какая война на рельсах развернулась в 1943 и 1944 гг.
Партизаны и подпольщики применяли различные способы для диверсий на железных дорогах. По подсчетам оккупантов, почти /з диверсий были совершены с помощью мин и других взрывных средств. Но у партизан и подпольщиков не всегда имелись в нужном количестве тол и мины.
Командир партизанского соединения Герой Советского Союза А. Н. Сабуров в своих воспоминаниях пишет о том, что его заместитель по снабжению партизан Рева вел дневник, в котором отражалась жизнь партизан. «Вот ироническая запись по поводу нашего,- пишет Сабуров,- наставления диверсантам: отвинчивать гайки и вынимать болты на стыках рельсов. «Приказано в кузнице ковать гаечные ключи»,- пишет Рева. И горько добавляет: «Крути, Гаврила, спасай Россию!» Да, наши хлопцы уходили на задание не с минами, а с гаечными ключами. Не было взрывчатки. . . И как крик души трижды подчеркнутые слова: тол надо не у штаба просить, его надо у Стро- кача (начальник Украинского штаба партизанского движения.- Авт.) требовать!» И дальше: «Хотя бы тысячу килограммов тола! Тысяча килограммов тола дала бы куда больший эффект, чем десять тысяч снарядов на фронте... Это мнение не одного Ревы. Все мы думали так. Но что поделаешь? Г де достать взрывчатку?»2
Из-за отсутствия взрывчатки партизаны использовали «подручные средства»: пэрекрытие путей деревьями (завалы); ослабление гаек и соединительных накладок рельсов; обстрел поездов пулеметным и минометным огнем и огнем из противотанковых ружей; закупорку маслопроводов на осях ветошью; засыпку песка в буксовые коробки; повреждение воздушных насосов у стоящих под парами локомотивов; отвинчивание гаек водяных и паровых кранов; закупорку питательных насосов и паровых цилиндров локомотивов; похищение мелких, но совершенно необходимых деталей.
Диверсии на железных дорогах вынуждали фашистов продвигать эшелоны в объезд тех районов, в которых особенно активно действовали партизаны. Так, в связи с тем что дорога Насва - Новосокольники была выведена из строя, враг вынужден был продвигать эшелоны из-под Ленинграда на наш
Западный фронт через Латвию и Белоруссию (Даугавпилс - Полоцк). В декабре 1942 г. во время наступления советских войск на Центральном фронте партизаны опять нарушили движение на этом же участке дороги, и противник должен был перебрасывать грузы с севера автотранспортом к За период с апреля по октябрь 1942 г. партизанами, по сообщению оккупантов, только на самой важной стратегической дороге Брест - Вязьма на территории генерального комиссариата Белоруссии было взорвано 62 моста общей длиной 3703 м. Не верить этим признаниям нет оснований.
Немецкие оккупанты очень боялись нападения партизан на пути сообщения и поэтому были вынуждены на ряде участков прекратить ночное движение не только железнодорожного, но и автомобильного и гужевого транспорта. Перевозки совершались лишь в дневное время. Таким образом, страх оккупантов перед партизанами в значительной мере сковывал транспорт. Трудности в работе транспорта сдерживали осуществление мероприятий и по ограблению захваченных территорий СССР. Например, из-за недостатка горючего оккупанты предполагали использовать на полях газогенераторные тракторы, изготовленные в Германии. Однако из-за транспортных трудностей газогенераторы не были доставлены на оккупированную советскую территорию к весенним полевым работам 1942 г.
Работа железнодорожного транспорта нарушалась также и диверсиями на предприятиях, где производился ремонт подвижного состава и паровозов.
В Дновском депо (Ленинградская область) фашисты ремонтировали паровозы руками русских рабочих под наблюдением немецких мастеров. Последние, принимая готовую продукцию, не находили дефектов, но в пути паровозы останавливались, в их буксах обнаруживали песок, металлическую стружку. Дышло паровоза крепилось так, что через несколько километров выходило из строя.
В марте 1942 г. в Даугавпилсе подпольная группа, созданная в мастерских депо коммунистом Е. Максимовым, организовала на железнодорожной станции диверсию, в результате которой сгорели армейские склады.
В Полтаве оккупантам не удалось восстановить паровозоремонтный завод. Этому помешали саботаж и диверсии, в том числе и взрыв заводской электростанции, осуществленные полтавскими рабочими, которыми руководило партийное подполье. На Крюковском вагоностроительном заводе, как и на других предприятиях, рабочие затягивали восстановительные работы, делая все по принципу: меньше, медленнее и хуже. В депо станции Днепропетровск патриоты вывели из строя 34 паровоза.
В 1942 г. оккупанты привезли на Дарницкий вагоноремонтный завод колесотокарные станки, но саботаж рабочих и организованные ими диверсии так и не дали возможности пустить их в эксплуатацию. Подпольщики завода, опираясь на поддержку рабочих, вывели из строя пресс для распрессовки колесных пар, пятитонный подъемный кран и другое оборудование, организовали пожар в заводской котельной .
В Одесской области подпольщики, повредив стрелки, пустили под откос воинский эшелон. Два эшелона сошли с путей в мае 1942 г. в результате диверсии, проведенной группой подпольщиков во главе с работником Горловского райкома партии Ореховым.
В сентябре 1941 г. группа партизан гомельского партизанского отряда «Большевик» (командир отряда Федосеенко, комиссар Антонов) взорвала два цеха Гомельского паровозоремонтного завода, где оккупанты производили ремонт танков и автомашин. Когда оккупанты начали возрождать железнодорожный узел в Красном Лимане, патриоты, работавшие на восстановлении путевого хозяйства и депо, внесли свой «вклад» в это дело. Мастеру механического цеха С. Г. Муращенко было поручено собрать для депо необходимые станки на разрушенных заводах г. Славянска. При перевозке этих станков его бригада разукомплектовала их. Больше месяца оккупанты не могли пустить в ход ни один станок. Тогда новые «шефы» приказали привезти для депо 12 станков с завода имени Сталина в Краматорске. С. Г. Муращенко и возглавляемая им группа из трех человек вновь применили оправдавший себя способ диверсии - отгрузили некомплектное оборудование. Из 12 станков было собрано только 4. Восстановление депо в целом было задержано на четыре месяца.
В июле - августе 1943 г. диверсантами-одиночками, работавшими в депо Минского железнодорожного узла, путем засыпки песка и железных опилок в цилиндры и подшипники паровозов, а также умышленного повторного ремонта выведено из строя и недодано по графику паровозов: с 9 по 31 июля на Оршу - 30, Гомель - 47, Молодечно - 17, Барановичи - 21; с 8 по 16 августа на Оршу- 16, Гомель - 2, Барановичи - 9, Молодечно -13. Кроме того, в депо за указанный период уничтожено взрывом два паровоза 7
В Ворошиловграде оккупанты поставили задачу организовать на заводе имени Октябрьской революции ремонт паровозов. Для этого они хотели использовать оставшееся там оборудование. Но в результате саботажа рабочих восстановить имевшиеся станки и оборудование им не удалось, хотя на заводе работало свыше 2000 человек. Оккупанты сумели вывезти лишь 85 т цветных металлов. Больше ничего с этого завода они не получили.
В одной из инструкций об обращении с рабочими на оккупированных советских территориях говорилось: «Украинцы работают хорошо лишь при непосредственном руководстве И строгом присмотре. Мероприятия ПО отношению К украИН" цам не должны быть мягкими» . И гитлеровцы не были «мягкими». Всюду, где ступала нога фашистского оккупанта, тянулся кровавый след, стояли виселицы, рвы наполнялись трупами. Но, несмотря на все усилия захватчиков, им не удавалось наладить более или менее нормальную работу ни на одном предприятии, ни на одном железнодорожном узле.
Фашисты стремились использовать квалифицированных железнодорожников-специалистов в своих целях, но это им редко удавалось.
В мае 1942 г. главная железнодорожная дирекция «Восток» затребовала для выполнения программы строительства 16 700 рабочих. А уже в августе 1943 г. из Минска в Варшаву, где располагалась главная железнодорожная дирекция «Восток», с тревогой сообщалось: «Недостаток в рабочей силе увеличивается ввиду побегов рабочих» 7 Советские патриоты всячески саботировали мероприятия по восстановлению транспорта. Не помогали ни угрозы, ни расстрелы. Оккупанты понимали, что совершить диверсию на железной дороге без участия населения, хотя бы и пассивного, невозможно. Гитлеровцы стали возлагать ответственность за порядок и безопасность на железной дороге на жителей окрестных деревень. Генеральный комиссар Литвы 9 сентября 1943 г. писал: «Увеличение числа покушений на железные дороги и мосты принуждает нас принять энергичные меры... Я поручаю уездным начальникам, разделив соответствующие объекты, каждый раз привлекать к ответственности известную группу лиц. Жителей следует предупредить, что впредь в случае совершения покушений близлежащие группы домов и населенные пункты будут беспощадно уничтожаться, а жители вывозиться» к Но и эта угроза не прекратила саботаж и диверсии на транспорте.
Уже в первый период Великой Отечественной войны германский генералитет был обеспокоен положением дел с транспортом на временно оккупированной советской территории. В дневнике генерала Гальдера, бывшего в то время начальником германского генерального штаба сухопутных войск, имеется запись от 14 декабря 1941 г.: «Положение с железнодорожным транспортом. Значительно уменьшилось число прибывающих эшелонов. Причиной этого, по-видимому, являются диверсии партизан. В Великих Луках сожжены паровозо- и вагоноремонтные мастерские». 26 января 1942 г. Гальдер констатировал: «Положение с транспортными перебросками... принимает катастрофический характер!»
После войны гитлеровский генерал-полковник Гудериан свидетельствовал, что уже в 1941 г. действия партизан, «заключавшиеся в нападении на отдельных солдат и в совершении диверсий (взрывы мостов, полотна железных дорог и других важных объектов в нашем тылу), становились все более неприятными и требовали принятия решительных контрмер». Гудериан признает, что железные дороги из-за недостатка паровозов и значительных повреждений, которые противник умел весьма искусно наносить там, где ему позволяло время, создали трудности в снабжении войск группы армий «Центр». В середине ноября 1941 г. суточная потребность в подвозе для всей группы армий «Центр» составляла 70 эшелонов, а фактически прибывало только 23 эшелона.
С лета 1942 г., когда была создана система централизованного руководства партизанским движением, активизировалась вся борьба в тылу врага, в том числе усилились диверсии на транспорте, которые стали занимать все большее место в боевой деятельности партизан. О том, какой размах приняли диверсии по разрушению вражеского транспорта в первое полугодие 1942 г., можно судить на основании немецких документов. Вот что говорится в приложении к докладу главной железнодорожной дирекции группы армий «Центр» от 28 июля 1942 г., представленном имперскому министру путей сообщения: «Налеты партизан в течение июля месяца приняли столь угрожающие масштабы, что пропускная способность дорог не только снизилась и значительно отстает от установленных норм, но и вообще на ближайшее будущее положение вызывает самые серьезные опасения» 7
За первое полугодие 1942 г., по данным противника, только в зоне действия немецкой группы армий «Центр» на железнодорожном транспорте было зафиксировано 814 диверсий. При этом захватчики свидетельствуют не только об увеличении числа диверсий, но и о возрастании разрушающих последствий. В вышеуказанном документе подчеркивается: «Потери в людях, и особенно в драгоценнейшей материальной части, очень велики» .
Только на минах за первые 6 месяцев 1942 г. подорвалось 200 паровозов, кроме того, 38 паровозов были спущены под откос. Тревога нацистов из главной железнодорожной дирекции была не напрасной. Они знали, что это месячная продукция паровозостроительной промышленности всей Германии. С января по 25 июля 1942 г. партизаны вывели из строя или очень сильно повредили в указанном районе 773 вагона. «Что касается ремонта вагонов на государственных (т. е. германских.- Авт.) заводах или в депо, то здесь положение такое же, как и с паровозами»,- так характеризовала состояние дел главная железнодорожная дирекция группы армий «Центр».
Только в первой половине 1942 г. в районе действия указанной группы армий были разрушены или сильно повреждены мост на западной окраине Калинковичей, два моста на участке железной дороги Демехи - Горваль, мосты на участке Осиповичи - Могилев и другие; уничтожено железнодорожное полотно общей протяженностью 13 440 м; выведены из строя водонапорные башни, водокачки и другие технические сооружения. Результатом диверсий явилось снижение пропускной способности железнодорожной магистрали. В начале июля 1942 г. продолжительность простоев на 23 участках этого района в среднем составила около 6 ч в сутки. Графиком движения предусматривалось прохождение по направлению к фронту 128 эшелонов в сутки, но фактически с 12 по 18 июля в среднем проходило 116 эшелонов, а с 19 по 25 июля - только 111. В сложившихся условиях оккупанты вынуждены были задерживать составы с углем, отдельные поезда с военными грузами, тыловые перевозки и даже перевозку войск. Главная железнодорожная дирекция группы армий «Центр» доводила до сведения имперского министра путей сообщения, что дальнейшая задержка движения на железных дорогах «ставит под угрозу выполнение программы строительства на Востоке»
По данным начальника тыла немецкой группы армий «Центр», на железных дорогах, находившихся в его ведении, в августе 1942 г. партизанами было совершено 289 диверсионных актов.
Увеличение числа диверсий на коммуникациях и повышение их эффективности ставили противника в очень трудное положение. В совершенно секретной телеграмме оперативного управления генерального штаба главного командования сухопутных войск вермахта (ОКХ) немецкой группе армий «Центр» от 29 августа 1942 г. говорилось: «Деятельность партизан на железных дорогах в районе действий группы армий,Центр” повлекла за собой нетерпимое более снижение пропускной способности транспорта. Поэтому... очень важно провести как можно скорее следующие операции:
  1. Воспрепятствовать подходу подкреплений партизанам через промежутки между частями 59 армейского корпуса.
  2. Активно охранять железнодорожные линии:
а) Минск, Бобруйск, Гомель.
б) Минск, Борисов, Орша, Смоленск.
в) Дюнабург, Полоцк, Витебск, Смоленск.
г) Орша, Могилев, Жлобин.
Для осуществления этих задач сконцентрировать все имеющиеся силы, причем придется примириться с временным ослаблением охраны других районов... Проведение других операций, не стоящих в непосредственной связи с этими задачами, будет возможно лишь после высвобождения сил, т. е. после прибытия частей резервной армии» .
Несмотря на многочисленные карательные экспедиции против партизан, их диверсионная деятельность не сокращалась, а состояние на транспорте врага не улучшалось. Это вынуждены были констатировать в документах сами фашисты.
Так, в сводке в Берлин «О партизанских действиях в тыловых районах войск, входящих в состав группы армий „Центр”» от 5 сентября 1942 г. содержалось следующее признание: «Диверсии партизан участились. Взрывы на железных дорогах привели к почти полному прекращению железнодорожного движения (например, на линии Двинск - Смоленск в отдельных местах рельсы взорваны до 40 с лишним раз на небольших участках)». О состоянии железнодорожных перевозок на участке, подведомственном начальнику тыла группы армий «Центр», в этом документе сказано следующее: «Обстановка значительно ухудшилась. Ежедневно уничтожался подвижной состав. Взрывы носили настолько серьезный характер, что движение на отдельных перегонах прекращалось на время до 36 часов. Основными районами действий партизан были тыловой район 59 армейского корпуса и северный участок тылового района группы армий „Центр"» к
Не улучшилось положение и в сентябре. Вот что говорится в сообщении отдела разведки и контрразведки командования немецкой группы армий «Центр»: «За период с 20 по 24 сентября 1942 г.- 55 взрывов на железной дороге. Особенно велико число взрывов на основных железнодорожных линиях, обеспечивающих подвоз снабжения с тыла. Например, 22 сентября участок Идрица - Полоцк - Смоленск был закрыт для движения в обе стороны в течение 21 часа в результате трех взрывов. Тот же участок был закрыт для движения в одном направлении еще в течение 10 часов. 23 сентября участок Минск - Орша - Смоленск был закрыт для движения в обе стороны на 28 часов и для движения в одну сторону - на 35 часов».
4-я немецкая армия 27 сентября 1942 г. доносила в штаб группы армий «Центр»: «За отчетный период не произошло существенных изменений в деятельности партизан и в борьбе с ними немецких войск. Как и раньше, активность партизанских отрядов была высокой. Увеличилось число минирований и взрывов» .
Гитлер в приказе от 6 сентября 1942 г. вынужден был признать: «Действия партизанских отрядов на Востоке за последние несколько месяцев стали крайне опасными и ныне представляют серьезную угрозу нашим коммуникациям, идущим к фронту».
Диверсии на транспорте привели к тому, что захватчики вынуждены были в целях обеспечения поставок на фронт отказаться от ряда хозяйственных перевозок, крайне необходимых для обеспечения нужд войны. Поскольку транспорт не обеспечивал подвоз грузов, необходимых непосредственно для немецкой армии, гитлеровцы в начале января 1943 г. ввели полный запрет на ввоз чего бы то ни было для восстановления промышленности и сельского хозяйства на оккупированной советской территории. Этот запрет продержался до середины марта 1943 г., а в начале сентября вновь вступил в силу . Таким образом, создалась ситуация, когда оккупанты вынуждены были из-за транспортных трудностей замедлить процессы, ускорение которых крайне требовалось в интересах развития военной экономики.
Из-за транспортных затруднений у оккупантов возникли большие перебои с поставкой сырья в Германию и вывозом готовой продукции. «Из-за отсутствия транспорта,- читаем в сообщении № 32 от 4 декабря 1942 г. из оккупированных областей,- не будет доставлено для питания немцев 75 тыс. тонн сельскохозяйственных продуктов. Это годовая потребность такого города, как Дрезден» . Там же сообщается, что вследствие напряженного положения с транспортом «большое количество яиц, овощей, фруктов, масла и т. п. портилось на месте» . По этим же причинам были сорваны поставки соли на Украину. А это привело к порче большого количества продуктов. Как видно из названных цифр, у захватчиков были веские основания для беспокойства. Вместе с тем эти же цифры характеризуют эффективность борьбы патриотов по срыву экономических целей захватчиков.
Во втором периоде Великой Отечественной войны все действия патриотов, находившихся в тылу врага, в том числе и диверсии на транспорте, разворачивались на фоне побед Красной Армии. Началось массовое изгнание противника с советской территории. Наступление наших войск постоянно поддерживалось ударами партизан по коммуникациям противника. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. не дошли до цели 1500 эшелонов с грузами и войсками противника. Удары по коммуникациям врага силами партизан с каждым месяцем нарастали. Если в апреле 1943 г. было осуществлено 320 крушений, в мае - более 760, то в июне захватчики не досчитались уже около 900 эшелонов. Только на Украине, по данным Украинского штаба партизанского движения, за период с 1 апреля по 1 июля 1943 г. произведено 368 крушений поездов, уничтожено и повреждено 427 паровозов, разбито 4536 вагонов.
Немецко-фашистские захватчики, боясь нападения партизан, укрепили охрану железнодорожных станций и мостов. Тогда партизаны по рекомендации Украинского штаба партизанского движения перенесли свои основные удары на перегоны железных дорог. В результате потери врага не сократились, а резко возросли. Лишь за июль 1943 г. было пущено под откос 355 эшелонов и 4 бронепоезда.
Но локомотивы уничтожались не только на станциях и перегонах. Патриоты научились выводить их из строя и во время ремонта. Так, в паровозном депо станции Днепропетровск подпольная группа, возглавляемая коммунистом
В. Е. Анищенко, совершила следующие диверсии: на 51 паровозе были забиты шлаком дымогарные трубы, в результате чего 23 из них вышли из строя; на 19 паровозах буксы были засыпаны песком; на 86 паровозах неправильно залиты подшипники; на 23 паровозах буксовые подшипники были залиты баббитом с примесью железных стружек, в результате чего 11 локомотивов вышли из строя на длительное время. Подпольщики портили воздушные и водяные насосы и совершали другие диверсии 7
Патриоты железнодорожного депо Каунаса при постановке локомотива на промывочный ремонт спускали горячую воду и затем быстро, не ожидая, пока котлы остынут, вливали в них ледяную воду. В котлах появлялись незаметные трещины, приводившие к тому, что текли пробки. Фашистам трудно было найти виновных .
Рабочие депо станции Бессарабская (Молдавия) так производили «ремонт», что паровоз выходил из строя в первый же день эксплуатации.
Патриоты уничтожали не только подвижной состав, но и ремонтную базу. Так, в Минске в июле 1943 г. подпольщики взорвали цех вагоноремонтного завода, часть депо и два паровоза. Члены подпольной комсомольской организации, возглавляемой Вильгельмом Гудовичем, уничтожили эшелон с бензином, два станка, поворотный круг с двумя локомотивами и другое оборудование.
Советские люди выполняли свой патриотический долг перед Родиной, не щадя жизни. В январе 1943 г. в депо станции Лубны Полтавской области в ненаведенный поворотный круг был направлен локомотив. В результате диверсии депо не работало два месяца. Совершили это молодые патриоты Гайдай, Сацкий и Буценко, которым было тогда всего по пятнадцать лет. Фашисты расстреляли их за то, что «они злонамеренно вывели из строя транспортную связь и этим принесли вред немецким вооруженным силам» .
Немецким оккупантам для удовлетворения нужд фронта требовалось не менее 250 эшелонов в сутки. Для этого необходимо было иметь не менее 10 тыс. паровозов. Но в связи с диверсионной деятельностью партизан оккупанты на захваченной советской территории располагали менее чем 5 тыс. исправных паровозов.
Производственная мощность паровозостроительных заводов, находившихся в распоряжении германских властей, по свидетельству Теске, составляла в 1943 г. в месяц всего 400- 500 единиц к
Диверсии советских патриотов на транспорте наносили оккупантам большой ущерб и ставили паровозо-, вагоностроительную и ремонтную промышленность Германии в очень трудное положение. Руководящая фашистская газета «Франк- фуртер цайтунг» уже в 1942 г. вынуждена была признать: «Недостаток рабочей силы и транспорт - вот цепи, сковывающие наши военно-экономические мероприятия» .

Из директивы СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей», 29 июня 1941 г.

Читайте также:
  1. Банковская система России. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
  2. Вывод: профилактика химической зависимости должна быть тотальной и поддерживаться как общественными организациями, так и государством. Волонтеры для этого – оптимальная среда.
  3. Государство и церковь. Взаимодействие государства с религиозными организациями
  4. Задачи финансовой политики, проводимой коммерческими и некоммерческими организациями.
  5. Как следствие государство не вправе заключать договоры и присоединяться к международным организациям, если это налагает на него обязательства, противоречащие настоящей Хартии

В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим опасным коварным врагом - немецким фашизмом. Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками, авиацией. Красная Армия, преодолевая многочисленные трудности, самоотверженно бьется за каждую пядь Советской земли. ...

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) обязывает все партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации покончить с благодушием и беспечностью и мобилизовать все наши организации и все силы народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего германского фашизма.

Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП (б) требуют от вас:

1) В беспощадной борьбе с врагом отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу.

2) Организовать всестороннюю помощь действующей армии. ... Обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений.

3) Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, …, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов … Все коммунисты должны знать, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов, учитывать все это в своей работе и не подаваться на провокации.

4) При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно … уничтожаться.

5) В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде … В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их …, срывать все их мероприятия.



6) Немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, невзирая на лица.

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) заявляют, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. …

КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Сб. –

M., 1958, - С. 354-356.