Качаться корень с чередованием. Правописание чередующихся гласных в корне слова
Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем - с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.
Чередование в корне
Правило
Чередование А и О
Буква зависит от суффикса А
Чередуются: ка са /ко с, ла га/ло ж. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прика са ться - прико снуться, поло жить - пола гать. Запоминайте, как заклинание: каса-лага.
Буква зависит от соседней согласной
Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил. А всегда пишется перед Г, О - перед Ж. Исключение: поло г. Это слово можно не считать исключением, т.к. значение корня уже сильно далеко от лаг/лож. В слове полог, скорее, действует уже полногласие .
В корне скак/скоч - перед К пишется А, перед Ч – О: скак áть – выскоч úть . Исключения: скачóк, скачý.
В корне рас(т)/ращ/рос - пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: раст ение, наращ ение – выро сший, заро сли, поро сль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.
Буква зависит от ударения и его отсутствия
Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких - А.
Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим .
Без ударения А пишется в корнях зар, плав, пай (чередование зар/зор, плав/плов/плыв, пай/пой ): за рево - зо ри - за ря, припо й - па яльник.
Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар ): га рь - выго реть, скло н - кла няться.
Исключения: выга рки, изга рь, прига рь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утва рь, зо ревать, пло вец, пло вчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: "зорянка" и "зарянка". По последним данным это слово всё-таки не является исключением.Буква зависит от смысла.
Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя .
" Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» : уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» : заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным)." Исключения: ра вняйсь! ра внение, ра вняться, ра внина.
" Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» : макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость» : вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ."
Чередование Е и И
Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А - пишется И, иначе - пишется Е. Главное - запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-
Исключения: соче та ть, соче та ние, проти рка, зади ра. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.
Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:
"Чередование и и е находим в следующих глаголах :
- сжигать - сжечь , выжигать - выжечь и т. п.;
- постилать - постелю , расстилать - расстелю и т. п.;
- раздирать - раздеру , удирать - удеру и т. п.;
- отпирать - отпереть , запирать - запереть и т. п.;
- стирать - стереть , растирать - растереть и т. п.;
- умирать - умереть , помирать - помереть , замирать - замереть и т. п.;
- избирать - изберу , прибирать - приберу и т. п.;
- вычитать - вычесть , прочитать - прочесть и т. п.;
- сидеть - сесть ;
- блистать - блестеть ."
Чередование Я и И
В чередованиях ня/ним тот же принцип: И пишется после суффикса А: уня ть - уни мать, обня ть - обни мать.
Примеры
Прика саться - прико сновение
Поло жить - пола гать
Тва рь - вытво рять
За ря - зо ри
Ска кать - выско чить
Ра стение - ро сток
Приго рать - га рь
Выми рать - уме реть
Отди рать - отде рёшь
Бли стать - бле стеть
Выти рать - выте реть
Упомя нуть - упоми нать
История правила
Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ
Чередование гласных в корнях слов.
Корней с чередующимися и трудными для написания гласными в русском языке сравнительно немного. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила.
Чередование, и - е
В корнях бир-бер-, пир-пер-, мир-мер-, стил-стел-,
дар- дер- и подобных, где и чередуется с е, пишется и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: собираю - соберу, запирать - запереть, умирать - умереть, постилать - постелить, раздирать - раздеру.
На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а-(-я-) чередуется с -им - или -ин -, например: сжать - сжимать, примять - приминать, начать - начинать, снять - снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-.
Надо запомнить правописание слов сочетать, сочетание.
Проверь себя
Упражнение 1 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс -а - двумя.
Уб..раю комнату - уб..ру комнату, отп...рать замок - отпереть замок, зам...реть от восторга - зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке - раст...рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки - уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр - разж...чь костёр, выч...тать одно число из другого - выч...сть одно число из другого, пожать руки - пож...мать руки, прокл...нать кого-нибудь-проклясть кого-нибудь, занять позицию - зан...мать позицию.
Чередование а - о.
1 .В корнях лаг- - лож- и кас- - кос- буква а пишется, если за
корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исключение: полог), касаться - коснуться.
2 .В корне плав- - плов- буква а пишется во всех случаях, кроме
слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы .
3 .Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильцу); корень мок- пишется в словах со значением „пропускать жидкость", „становиться влажным": сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
Проверь себя
Упражнение 2 . Перепишите слова и словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. С выделенными словами составьте предложения (устно).
Изл...гать, изл...жить, предпол...гать, предпол...жить, прик...саться, прик...снуться, предпол...жение, предпол...гаемый, соприк...саться, нал...гать, ул...жение, прил...гательное, разложение, разл...гать; пл...вцы, попл...вок, распл...влять, вы-пл...вка, пл...вучесть, выпл...влять; обувь пром...кает, обм...-кнуть кисть в краску, хорошая пром...кашка, непром...каемое пальто, вым...кнуть под дождём.
4 . В корнях клан- -клон-, твар- -твор - под ударением может быть
и а, и о, без ударения - только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь.
В корне гар - гор- в безударном положении также обычно бывает о
(под ударением - а ), например: загореть - загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки.
5 . В противоположность рассмотренным в п. 4 корням, в корне зар
зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но зори, зарево.
6 . Необходимо запомнить написание слов с корнем скак-(скач-) - скоч- , например: скакать, вскочить, заскакать, заскочить, скачок, выскочка, подскочить.
7 . Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с „равный" („одинаковый"), например равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах равнение, равняться, равняйся, поравняться, равнина; корень роен- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с „ровный" („гладкий", „прямой"), например: ровнять, (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.
8 . В корне раст- -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед
согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.
Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический, ростовский и т. д.
Проверь себя
Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание.
Держать р...внение в рядах, совершать равномерное движение, разр...внять грядки, ср...внить два числа, неср...внимые величины, подр...внять кусты сирени, увеличить ур...вень производства, р...вняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, зар...внять канаву, великолепная р...внина; буйная пор...ель, р...сти вширь и вглубь, неправильное ср...щение кости, зар...стать травой, болото пор...ело мхом, новая отр...сль промышленности, нар...стить силы, отвратительный р...стовщик.
Правописание корней с чередующимися гласными
Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.
I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.
II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.
1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.
2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.
3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.
Упражнение
1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)
5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)
8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)
9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)
10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)
11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)
12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)
13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)
16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)
18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)
20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)
21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)
22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)
23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)
24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)
25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)
26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)
31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)
34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)
37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)
39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)
43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)
45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)
50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Чередование гласных в корнях русских слов - системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много, всего 20. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. И с легкостью выполнить задание А13.
1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать
Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, - блест-//-блист-, -стел-//-стил-
есть суффикс а,
пиши в корне и
: убирать
, блистать
,
нет суффиксаа,пиши е:
берёт, блестеть.
2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться - касаться
Если в слове
· есть суффикс а, пиши в корне а : касаться, касание,
· нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение
3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок - макать
Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:
«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем
,
«погружать в жидкость», пиши а: макать
.
4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять -уравнять
Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение:
«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу
, заровнять ямки
,
«равенство», пиши а:
уравнять в правах, равносторонний.
5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´л
Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-
без ударения, пиши о
: гори´т
, клони´лся
, твори´ть
,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´р
, кла´няться
, тво´рчество
, тва´рь
.
Исключение:
при´гарь
6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´
Если корни -зар-//-зор-
без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.
Исключение: зорева´ть
7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´к– пловцы´ (искл.)
Если корни -плав-//-плов-
без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.
Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´
8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое - сложение , скакать - выскочка
Если в корне согласные:
· с, пиши о : росла, ст или щ , то а : расти, выращенный,
· перед ж , пиши о : предложение, перед г , то а : слагаемое,
· ч
, пиши о
: выскочка,
к
, то а
: скакалка.
Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав
Список корней нужно выучить:
1-9: -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-
10: -кас-//-кос-
11: -мок-//-мак-
12: -ровн-//-равн-
13-15: -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан-
16: -зор-//-зар-
17: -плов-//-плав-
18-20: -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-
9 задание
Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре-
и при-
.
Узнай, как писать русские приставки.
Раньше задания на правописание приставок включали и слова с другими орфограммами:
И и Ы в корне после приставок на согласный
- Ъ и Ь.
Но сейчас формулировка задания изменена. В задании 9
будут только слова, в которых пропущены буквы в приставках.
Какие приставки пишутся всегда одинаково?
1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать
Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!
Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] - это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.
Запомни:
Запомнить эти приставки поможет список примеров:
Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.
В русских словах также встречаются заимствованные иноязычные приставки:
дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.
Пиши их всегда одинаково.
2. Приставка с-: сдача
Существует только приставка с-.
Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.
Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.
Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.
Не путай:
В словах здесь, здание, здоровье , (не видно) ни зги и других подобных буква з относится к корню.
Какие приставки пишутся неодинаково?
1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный – бездомный
Внимание на границу приставки и корня!
Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова
· начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный,
· если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : беспомощный.
2. Приставки пра-//про : правнук – прогульщик
Думай о значении:
Если выражены значения:
· «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: прадед,праславянский язык,
· любые другие - пиши приставку про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение), пророссийская политика и т. д.
3. Приставки раз- (рас-)//ро´з- (ро´с) : расписать – ро´спись
Внимание на ударение:
В приставках раз-, рас-//роз-, рос-
· без ударения пиши а : расска´з,
· под ударением – о : ро´сказни.
4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда – прийти , привязать , прикрыть , придорожный
Думай о значении:
Пиши пре-, если передаются значения:
· «очень» - премилый, престарый,
· «пере» - преграда.
Пиши при-, если передаются значения:
· «приближение» - прийти, приехать,
· «присоединение» - пришить, привязать,
· «чуть-чуть» - прикрыть, приоткрыть,
· «около, близко» - прибрежный, придорожный
Внимание:
Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.
Не путай:
В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.
Внимание:
Не путай слова с приставками со сложносокращёнными словами: пединститут, политиздат, спортинвентарь. Никакого отношения к этому правилу они не имеют.
Внимание:
Для расширения языкового опыта обратись к рубрике СОС.
СОС - это многоцелевой словарь-трансформер. Можно создать список слов, задав параметры по интересующей тебя теме, например, по заданию 9
. Актуальный материал см. в Правильном словарике. Можно регулировать уровень сложности по классам или по параметрам: "Лёгкие", "Трудные", "Важные", "Новые".
СОС - это эффективная помощь при подготовке к ЕГЭ.
10 задание
Задание 10 не включает орфограммы с н - нн (этой теме посвящено отдельное задание. Но и без них объём материала велик, потому что русский - это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е , либо с буквой и . Это позволяет существенно сузить круг «нужных» суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено «Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку» и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.
Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их, похоже, не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.
Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.
Cуффиксы глаголов
1. Суффиксы ова, ева, ыва, ива: рисовать, горевать - опаздывать, оценивать
Проверяй себя, для этого определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.
Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания
· ую, юю , то пиши суффиксы ова, ева: советовать - советую, командовать - командую
· ываю, иваю , то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать - опаздываю, рассматривать - рассматриваю
Примечание:
ева и ива - это фонетические варианты суффиксов ова и ева, которые встречаются после мягких согласных.
2. Различение суффиксов
е + ва и ыва, ива: одолевать, заболевать - оправдывать, успокаивать
Внимание на ударение.
Суффикс ва всегда под ударением: одолева´ть, заболева´ть.
Перед суффиксом ва пиши суффикс е.
Суффиксы ыва, ива безударные: записывать, склеивать, прицеливаться
.
Не путай:
В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.
3. Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения и.
Внимание:
Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши е в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и других подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.
4. Суффиксы в причастиях и деепричастиях.
Взадании 10
никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из заданий:
скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая
Не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.
Скле...вающий
- от склеИвать
выдёрг...вая
- от выдёргИвать
прицел...вающийся
- от прицелИваться
понаде...вшийся
- от понадеЯться
зачервив...вший
- от зачервивЕть
повизг...вая
- от повизгИвать
Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий
образовано от глагола склеить
, прицеливающийся
- от прицелиться
и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий
образовано от склеивать
, прицеливающийся
- от прицеливаться
.
Суффиксы прилагательных
Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, так как именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные - это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в практике ЕГЭ использованы слова именно на эти правила.
1. Суффиксы ив, ев, лив, чив: красивый - боевой, счастливый, доверчивый
Внимание на ударение.
В прилагательных, образованных от существительных:
- под ударением пиши суффикс ив: краси´вый
- без ударения - суффикс ев: боево´й.
Пиши суффиксылив, чив и под ударением: счастли´вый,
и без ударения: дове´рчивый.
2. Суффиксы ов, оват, овит - ев, еват, евит: деловой, сероватый, ядовитый - речевой, синеватый, боевитый
Внимание на последний согласный корня.
После твёрдых согласных пиши суффиксы ов, оват, овит: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч
и ц
пиши суффиксы ев, еват, евит: речевой, синеватый, боевитый.
Суффиксы существительных
Похожая информация.
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.
Вконтакте
Основные правила
Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
- наличием суффикса -а-;
- согласным, стоящим после гласной;
- позицией — под или нет;
- смысловым значением.
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.
Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».
Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.
В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.
Когда выбор способа написания зависит от согласных
Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.
Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
- Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
- Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а»
употребляется перед «к»
, а согласный «ч»
требует написания «о»
. Применяя это правило, важно определить, какая буква (к
или ч
) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.
Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».
В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .
Наличие суффикса -а-
Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Корни | Условия выбора | Примеры | Исключения |
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» | а – есть суффикс –а-;
о – нет суффикса -а- |
касающийся
соприкосновение |
|
лаг/лож | предположение
возлагать |
полог | |
тер/тир в значении «трёт»
мер/мир в значении «умер, замрёт» блест/блист стел/стил |
и – присутствует -а-;
е – отсутствует -а- |
Протирание, вытерший перила, подпирать выберет, выбирать вымирание, умер выдернувший, придирающийся собирание, неразбериха выжегший, сжигание блистающий, заблестевший выстилать, постеливший вычесть, вычитание, почести, почитание перенимать, приминать, перенять, примять |
сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова |
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
- Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
- Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
- Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
- Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
- Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».
Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-
Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-
Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.
Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
- выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
- уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.
Приведем примеры:
- Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
- Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
- Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
- Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Корень -плав-
В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).
Чередующиеся безударные гласные в корне
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
Итог
Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.