План по картине после дождя. Картина Герасимова "После дождя": история создания и описание

Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»

Александр Михайлович Герасимов - известный русский живописей. Он родился 31 июля 1881 го­да в городе Козлове, в купеческой семье. Детство и юность художника прошли в этом провинциальном городе, в окружении русской природы. Молодой чело­век умел видеть красоту в самых простых обыденных вещах. И это стало основой многих его будущих произведений.

Только по-настоящему талантливый художник мо­жет подмечать самые незаметные, на первый взгляд, детали окружающей обстановки. Мы видим это в его картинах. И нас не может это не восхищать.

В молодости художника привлекал импрессионизм. Но потом он стал приверженцем соцреализма, нового художественного направления. Герасимов писал порт­реты политических лидеров того времени - Ленина, Ворошилова, Сталина и других советских руково­дителей. Художник считался признанным мастером соцреализма, он был личным художником Сталина. Работы Герасимова в то время считались канониче­скими.

Однако сам Александр Михайлович уже в сере­дине тридцатых годов устал от постоянного стремле­ния к официальному признанию. И он решает уехать на отдых в свой родной город Козлов. Именно то­гда художник создал удивительную картину «После дождя».

Это произведение разительно отличается от всех картин, которые были созданы художником. Сам он считал, что это самое лучшее произведение из всех, которые он создал за свою жизнь.

Сестра Александра Михайловича вспоминала, что художника в буквальном смысле потряс сад после дождя. Это было удивительное зрелище, которое Гера­симов обязательно захотел запечатлеть на холсте. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым сло­ем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо». Художник немедленно потребовал палитру у своего помощника.

Картина была написана очень быстро, за несколько часов. Это свидетельствует о том, насколько велико было восхищение художника удивительной красотой природы.

На самом деле создание этой картины не было случайным. Ещё в юности Герасимова привлекал мотив природы после дождя.

Дождь как бы символизировал обновление. И окру­жающий мир приобретал иные очертания, становился более ярким и свежим. Когда художник учился в Учи­лище живописи, он рисовал мокрые крыши, дороги, предметы.

В картине «После дождя» нет тщательно проду­манного сюжета. Она была создана на одном дыхании. Произведение не может оставить зрителей равнодуш­ными, в нем есть искренность и лёгкость.

Сочные отблески садовой зелени отражаются на террасе. На мокрой поверхности стола отражаются разноцветные отблески, здесь они голубые, розовые. Тени многоцветные и красочные. На покрытых влагой досках видны серебристые отблески. Состояние при­роды передано на редкость выразительно. Эта простая картина запоминается всем, кто её видел.

Терраса, залитая дождём, предстаёт перед нами вме­сте с углом сада. Вода покрывает листву, пол, скамейки и перила. Вода вместе с солнцем, которое освещает террасу, является поистине завораживающим зрели­щем. Вода сверкает в солнечном свете, приобретает особый характер, изысканность и чёткость.

В левой части террасы мы видим круглый стол на резных ножках. Они тоже отражаются в лужах. На столе стоит стеклянный кувшин, в котором стоит букет садовых цветов.

Садовые цветы удивительны, в них нет нарочитой пышности и роскоши. Они нежные, но в то же время незаметные. Цветы так реальны, что к ним хочет­ся прикоснуться. Кажется, что вот-вот ощутишь их тонкий аромат. Рядом с вазой на боку лежит стакан. Наверное, резкий порыв ветра свалил его. Словно в зеркале, в поверхности стола, залитой дождём, от­ражаются стакан и ваза.

После дождя в саду особая атмосфера. Всё во­круг выглядит на редкость прекрасным и гармонич­ным. Картина дарит хорошее настроение. Невозможно печалиться и грустить, любуясь таким прекрасным живописным полотном.

В сад выходит угол дома, мы можем увидеть, насколько прекрасен сад после дождя. Листва сияет на солнце. Над скамьёй склоняется ветка сирени. Небо уже светлеет. Хмурые облака вот-вот исчезнут. И лучи ласкового солнца устремятся вниз.

В глубине сада можно увидеть крышу старого сарая. Каждая деталь проста и незатейлива. Но в со­вокупности они приобретают совершенно иное значе­ние. Это реальная жизнь, красоту которой мы подчас не замечаем. Мы заняты другими делами. И наше внимание вряд ли привлечёт сад после дождя, ничем не примечательный, привычный и простой. Только ис­тинный художник способен заметить всё великолепие красок и оттенков обычного бытового пейзажа.

Художник Александр Михайлович Герасимов стоял у истоков нового, советского живописного искусства. Его кисти принадлежит множество официальных, «парадных» и неформальных, «бытовых» портретов руководителей первых лиц государства, в том числе Ленина и Сталина, представителей большевистской, коммунистической интеллигенции. Запечатлел он и важнейшие события в жизни страны – запуск станции метрополитена, круглую дату празднования Октябрьской революции. Многократный лауреат Сталинской премии, награжденный медалями и орденами, в том числе орденом Ленина, заслуженный деятель искусств, Первый президент Академии художеств, Александр Михайлович в то же время главными в своем творчестве считал не эти работы. Самым дорогим его детищем был небольшой холст, очень простой по сюжету, в котором, однако, отразилась истинная душа большого Художника, Мастера.

«Мокрая терраса»

Это картина Герасимова «После дождя», второе название которой – «Мокрая терраса». Она известна каждому школьнику вот уже которого поколения, включена в школьную программу в качестве пособия по обучению написанию сочинений. Репродукции с полотна помещены в учебники по русскому языку для 6-7 классов (разной редакции). Сама же картина Герасимова «После дождя» находится в одном из выставочных залов Третьяковской галереи. Написана она маслом на холсте, размер произведения небольшой – 78 на 85 см. Перед полотном неизменно толпятся зрители, внимательно вглядываются в детали, изучают, любуются, впитывают в себя.

Лучшее творение

В советской живописи, особенно первой половины 20 века, насчитывается совсем немного работ такого типа, как картина Герасимова «После дождя». Тонкий лиризм, удивительно точная передача поэтически чистой, свежей атмосферы летней природы, омытой дождем, сочный колорит, особая энергетика – все это делает работу художника совершенно особенной. Недаром мастер ее и только ее считал лучшим своим творением. Время подтвердило расстановку приоритетов. Конечно, яркий талант автора наглядно демонстрируется и в других его работах. Но именно картина Герасимова «После дождя» пережила идеологические бури и споры и оказалась вне времени, вне политизации искусства, доказав свою настоящую эстетическую ценность.

Создание шедевра

Давайте перенесемся в далекий 1935 год. Что происходит в это время в СССР? Во-первых, 7 Съезд Советов, знаменательный важными государственными решениями. Съезд ударников-колхозников, на котором трудовое крестьянство рапортует правительству о верности выбранному курсу. Начинается движение ткачей-многостаночников. Осуществляется запуск первой линии московского метро. Находясь в самой гуще событий, Герасимов откликается на них ярким, самобытным творчеством. К 1935 году он выдвигается в первые ряды лучших мастеров социалистической живописи. Однако все явственнее чувствует художник некий душевный надлом, усталость и желание забросить все и уехать на родину, в далекий провинциальный городок Козлов, что на Тамбовщине – отдохнуть.

Там и была написана картина Герасимова «После дождя». История создания шедевра дошла до нас в воспоминаниях его сестры. Художник был восхищен совершенно преображенным после сильнейшего ливня садом, мокрой террасой, сверкающей, словно зеркало, необыкновенной свежестью и благоуханием воздуха, самой необычной атмосферой, царящей в природе. В лихорадочном нетерпении взявшись за палитру, Александр Михайлович на одном дыхании, всего лишь за 3 часа написал полотно, которое вошло в золотой фонд русской и советской пейзажной живописи.

Приступая к анализу произведения (элемент урока)

Как уже говорилось, в школьном курсе разбирается картина Герасимова «После дождя». Сочинение по ней помогает развить навыки связной письменной речи, творческие способности учащихся, способствует формированию эстетического вкуса, тонкого восприятия природы. Давайте и мы приобщимся к замечательному полотну. В каком году была написана картина Герасимова «После дождя», мы уже знаем, – в 1935-м, летом. На переднем плане мы видим уголок деревянной террасы. Она ослепительно блестит, словно тщательно отполирована и покрыта лаком. Только-только закончился сильнейший летний ливень. Природа еще не успела прийти в себя, вся встревожена и взъерошена, и последние капли еще нет-нет да и срываются с гулким стуком на деревянные половицы. Темно-коричневые, со стоящими лужами, они отражают как зеркало каждый предмет. Пробивающееся солнышко оставляет на полу свои теплые золотистые отблески.

Передний план

Чем необычна картина Герасимова «После дождя»? Описание полотна сложно делать по частям, фрагментам. Потрясающее впечатление оказывает оно на зрителя целиком. Каждая деталь работы Герасимова значима и гармонична. Вот перила и скамейка. Ближе к внутренней части веранды они темнее, так как эта часть террасы освещена меньше. А вот там, куда попадает еще редкое солнышко, все больше золотистых бликов, и сам цвет дерева теплых, желто-коричневых оттенков.

Слева от зрителя на террасе стоит стол на изящных резных ножках. Фигурная столешница, темная сама по себе, кажется совсем черной оттого, что древесина мокрая. Как и все вокруг, она зеркально сверкает, отражая и перевернутый стакан, и кувшин с букетом, и все больше светлеющее после грозы небо. Зачем понадобился художнику этот предмет мебели? Он органично вписывается в окружающую обстановку, без него терраса была бы пустой, создавала впечатление необжитой, неуютной. Стол вносит в картину намек на дружную семью, гостеприимные чаепития, радостную, сердечную атмосферу. Стеклянный стакан, перевернутый вихрем и чудом не упавший, говорит о том, какими сильными были ветер и ливень. Об этом же намекают растрепанные цветы в букете, рассыпанные лепестки. Белые, красные и розовые розы выглядят особенно трогательно и беззащитно. Зато мы можем представить себе, как сладко и нежно пахнут они сейчас, омытые дождем. Необыкновенно поэтично выглядит этот кувшин и розы в нем.

Задний план картины

А за пределами террасы шумит и буйствует сад. С мокрой листвы еще крупными бусинами скатываются дождевые капли. Она чистая, темно-зеленая, яркая, свежая, какой бывает только после освежающего ливня. Глядя на картину, начинаешь очень отчетливо ощущать пьянящий запах мокрой зелени и нагретой солнцем земли, цветов из сада и еще чего-то очень родного, близкого, дорогого, за что мы и любим природу. За деревьями видна крыша сарая, в просветах ветвей – белеющее, светлеющее после грозовья небо. Легкость, просветление, радость бытия чувствуем мы, любуясь замечательным произведением Герасимова. И учимся быть внимательными к природе, любить ее, замечать удивительную прелесть.

Художник Александр Михайлович Герасимов стоял у истоков нового, советского живописного искусства. Его кисти принадлежит множество официальных, «парадных» и неформальных, «бытовых» портретов руководителей первых лиц государства, в том числе Ленина и Сталина, представителей большевистской, коммунистической интеллигенции. Запечатлел он и важнейшие события в жизни страны - запуск станции метрополитена, круглую дату празднования Октябрьской революции. Многократный лауреат награжденный медалями и орденами, в том числе заслуженный деятель искусств, Первый президент Академии художеств, Александр Михайлович в то же время главными в своем творчестве считал не эти работы. Самым дорогим его детищем был небольшой холст, очень простой по сюжету, в котором, однако, отразилась истинная душа большого Художника, Мастера.

«Мокрая терраса»

Это картина Герасимова «После дождя», второе название которой - «Мокрая терраса». Она известна каждому школьнику вот уже которого поколения, включена в школьную программу в качестве пособия по обучению написанию сочинений. Репродукции с полотна помещены в учебники по русскому языку для 6-7 классов (разной редакции). Сама же картина Герасимова «После дождя» находится в одном из выставочных Написана она маслом на холсте, размер произведения небольшой - 78 на 85 см. Перед полотном неизменно толпятся зрители, внимательно вглядываются в детали, изучают, любуются, впитывают в себя.

Лучшее творение

В советской живописи, особенно первой половины 20 века, насчитывается совсем немного работ такого типа, как картина Герасимова «После дождя». Тонкий лиризм, удивительно точная передача поэтически чистой, свежей атмосферы летней природы, омытой дождем, сочный колорит, особая энергетика - все это делает работу художника совершенно особенной. Недаром мастер ее и только ее считал лучшим своим творением. Время подтвердило расстановку приоритетов. Конечно, яркий талант автора наглядно демонстрируется и в других его работах. Но именно картина Герасимова «После дождя» пережила идеологические бури и споры и оказалась вне времени, вне политизации искусства, доказав свою настоящую эстетическую ценность.

Создание шедевра

Давайте перенесемся в далекий 1935 год. Что происходит в это время в СССР? Во-первых, 7 Съезд Советов, знаменательный важными государственными решениями. Съезд ударников-колхозников, на котором трудовое крестьянство рапортует правительству о верности выбранному курсу. Начинается движение ткачей-многостаночников. Осуществляется запуск первой линии московского метро. Находясь в самой гуще событий, Герасимов откликается на них ярким, самобытным творчеством. К 1935 году он выдвигается в первые ряды лучших мастеров социалистической живописи. Однако все явственнее чувствует художник некий душевный надлом, усталость и желание забросить все и уехать на родину, в далекий провинциальный городок Козлов, что на Тамбовщине - отдохнуть.

Там и была написана картина Герасимова «После дождя». История создания шедевра дошла до нас в воспоминаниях его сестры. Художник был восхищен совершенно преображенным после сильнейшего ливня садом, мокрой террасой, сверкающей, словно зеркало, необыкновенной свежестью и благоуханием воздуха, самой необычной атмосферой, царящей в природе. В лихорадочном нетерпении взявшись за палитру, Александр Михайлович на одном дыхании, всего лишь за 3 часа написал полотно, которое вошло в золотой фонд русской и советской пейзажной живописи.

Приступая к анализу произведения (элемент урока)

Как уже говорилось, в школьном курсе разбирается картина Герасимова «После дождя». Сочинение по ней помогает развить навыки связной письменной речи, творческие способности учащихся, способствует формированию эстетического вкуса, тонкого восприятия природы. Давайте и мы приобщимся к замечательному полотну. В каком году была написана картина Герасимова «После дождя», мы уже знаем, - в 1935-м, летом. На переднем плане мы видим террасы. Она ослепительно блестит, словно тщательно отполирована и покрыта лаком. Только-только закончился сильнейший летний ливень. Природа еще не успела прийти в себя, вся встревожена и взъерошена, и последние капли еще нет-нет да и срываются с гулким стуком на деревянные половицы. Темно-коричневые, со стоящими лужами, они отражают как зеркало каждый предмет. Пробивающееся солнышко оставляет на полу свои теплые золотистые отблески.

Передний план

Чем Герасимова «После дождя»? Описание полотна сложно делать по частям, фрагментам. Потрясающее впечатление оказывает оно на зрителя целиком. Каждая деталь работы Герасимова значима и гармонична. Вот перила и скамейка. Ближе к внутренней части веранды они темнее, так как эта часть террасы освещена меньше. А вот там, куда попадает еще редкое солнышко, все больше золотистых бликов, и сам цвет дерева теплых, желто-коричневых оттенков.

Слева от зрителя на террасе стоит стол на изящных резных ножках. Фигурная столешница, темная сама по себе, кажется совсем черной оттого, что древесина мокрая. Как и все вокруг, она зеркально сверкает, отражая и перевернутый стакан, и кувшин с букетом, и все больше светлеющее после грозы небо. Зачем понадобился художнику этот предмет мебели? Он органично вписывается в окружающую обстановку, без него терраса была бы пустой, создавала впечатление необжитой, неуютной. Стол вносит в картину намек на дружную семью, гостеприимные чаепития, радостную, сердечную атмосферу. Стеклянный стакан, перевернутый вихрем и чудом не упавший, говорит о том, какими сильными были ветер и ливень. Об этом же намекают растрепанные цветы в букете, рассыпанные лепестки. Белые, красные и розовые розы выглядят особенно трогательно и беззащитно. Зато мы можем представить себе, как сладко и нежно пахнут они сейчас, омытые дождем. Необыкновенно поэтично выглядит этот кувшин и розы в нем.

Задний план картины

А за пределами террасы шумит и буйствует сад. С мокрой листвы еще крупными бусинами скатываются дождевые капли. Она чистая, темно-зеленая, яркая, свежая, какой бывает только после освежающего ливня. Глядя на картину, начинаешь очень отчетливо ощущать пьянящий запах мокрой зелени и нагретой солнцем земли, цветов из сада и еще чего-то очень родного, близкого, дорогого, за что мы и любим природу. За деревьями видна крыша сарая, в просветах ветвей - белеющее, светлеющее после грозовья небо. Легкость, просветление, радость бытия чувствуем мы, любуясь замечательным произведением Герасимова. И учимся быть внимательными к природе, любить ее, замечать удивительную прелесть.

Что может быть прекраснее летним днем, как не свежесть, которую принес дождь. Она витает в особом запахе воздуха, в четко прорисованных картинках окружающей природы, в невероятно радостных трелях птиц. Герасимов А.М. явно любил эти моменты, которые дарят большую полноту чувствам человека, расширяя их диапазон. «После дождя» - это картина, позволяющая в любое время года окунуться в воспоминания о радостях летних дней. Какие мечты рождает полотно? Какие стремления?

Поразительно яркий талант художника сумел передать время, которое каждый из людей любит. Ведь в нем есть какая-то своя неуловимая прелесть, она пробуждает глубоко в душе человека и радость, и печаль. Вспыхнувшие эмоции помогают по-новому смотреть на жизнь и видеть еще больше хорошего в ней.

На картине изображена терраска с нехитрой мебелью и деревянным полом. На дальнем плане виднеется сад с некоторыми постройками. Все это хорошо омыто дождем, поэтому разукрашено еще более яркими красками с сочными оттенками, переливается и сверкает благодаря только что появившемуся солнечному свету. Картина настолько позитивная, что невозможно сразу отвести глаза или подумать о чем-то кроме того настроения, которое передано ею. А.М. Герасимов сумел, на мой взгляд, передать и настроение, и детали так точно, чтобы зритель смог вместе с ним ощущать праздник летнего дня. Приятно думать, что кто-то срезал цветы, которые так пахнут благодаря свежему воздуху, и поставил их в прозрачный стеклянный кувшин. Теперь капли дождя, и нежный ветер растрепал их. И нежные лепестки разбросаны по столу. Это добавляет картине некую романтическую ноту, вносит свежие краски в ее описание. Моя фантазия сразу же дописывает то, что происходило перед дождем, и что будет, сразу, как только последний штрих на готовой картине будет сделан.

Предполагаю, что люди, находящиеся в саду и на террасе веселились, пока крупные капли не предсказали им дождь и тогда они с громким смехом и шутками забежали в дом. Стали в окна поглядывать, не закончатся ли водные потоки. А дождь все лил и лил. Но в одно мгновение капли стали падать тише, реже, мельче. Дождь прекратился! В доме наступило оживление, все заговорили о дальнейших планах. И только неизменный романтик увидел идеальную картину, которую стоило бы запечатлеть. Он бросился за кистями и красками. Со временем и остальные поняли его намерения, затихли и стали с удовольствием, почти не дыша наблюдать за умелыми движениями кисти великого художника. Никто не ожидал, что этот день закончится шедевром!

Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя» Выполнила презентацию учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 17 а. Псебе Пащенко С.Н.

Цели: познакомить учеников с произведением русской живописи начала 20 века; собрать материалы, необходимые для написания сочинения; способствовать обогащению речи учащихся, расширению их кругозора путем ознакомления с произведениями живописи

Давайте повторим Жанры живописи Портрет Натюрморт пейзаж Типы текстов Повествование Описание Рассуждение

Александр Михайлович Герасимов

Семейный портрет А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов, устав от борьбы за официальное признание и успех, уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана « Мокрая терраса ».

История создания картины «После дождя» Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.

Беседа по картине Что изображено на картине? К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова? По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь? Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя? У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел? К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение? А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»

Опишите, что вы видите. Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.

Словарная работа. Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая, умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.

А. Яшин После дождя Дождик прошёл по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как серёжки. Тронешь берёзку - она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонёчку, по серебринке.

Синтаксис. Пунктуация. Запишите предложения, расставьте знаки препинания: Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина После дождя Капли на ветках висят как серёжки В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку по серебринке. Всё блестит на переднем плане перила скамья пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента который наступает сразу после дождя.

Проверь себя Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке ». Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Отрывок из повести Л. Н. Толстого « Отрочество» «Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом ».

Подберем синонимы, чтобы избежать повторов. Картина - полотно, пейзаж Художник - живописец, пейзажист Нарисовал - изобразил, показал

Цвет и настроение Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады. Художник очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.

Примерный план 1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя». 2. Мокрая терраса. 3. Сад после дождя. 4. Колорит картины. 5. Настроение, которое создаёт картина.

«После дождя» - один из лучших пейзажей художника Александра Михайловича Герасимова. К ак и другие, эта картина отличается простотой, ясностью и праздничностью. Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветках блестит свежая, умытая ливнем листва. «Капли на ветках висят, как сережки», так написал поэт А. Я. Яшин. И еще вспоминаются строки из его стихотворения «После дождя»: «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке ». Блестит всё: и крыша сарая, вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе, крышка стола. Всё напоминает о бушевавшей стихии. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, пробивающийся сквозь расступающиеся облака, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.

Домашнее задание Написать черновик сочинения

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Литература: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. - М.: Просвещение. 1983 Интернет-ресурсы: Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. - http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527 шаблон - http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg Картины А.М.Герасимова: http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487 http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457 http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg Дом-музей - http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg После дождя - http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p//view.pic

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель – Пащенко Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №17 а. Псебе

Тема : «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».

Цели

образовательные : познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

развивающие : развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;

воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип урока : урок развития речи

Технология : урок-мастерская

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование : презентация; репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.

(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)

Какую картину вы представили? Расскажите.

Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.

Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)

Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?

3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 4-7)

А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.

Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)

4. Формулировка темы и задачи урока.

Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)

Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине?

Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

А как подготовиться к сочинению?

Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.

Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.

Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».

5. Лексическая работа. Деконструкция.

Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.

Можно ли увидеть в нашей местности террасы?

Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.

Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.

6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд 8)

Что изображено на картине?

К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?

По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?

Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?

Опишите, что видите (слайд 9) Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.

7. Проведём словарную работу (слайд 10): Запись в тетрадях

Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая , умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.

8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв. (слайд 11)

О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели - мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» - сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» - метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?

Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (слайды 12-13)

  1. Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
  2. Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
  3. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
  4. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):

«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».

Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?

Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?

Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.

Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.

Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)

  • Картина - полотно, пейзаж
  • Художник - живописец, пейзажист
  • Нарисовал - изобразил, показал

9. Обсуждение путей анализа картины.

Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)

О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

10. Разговор о цветовом оформлении картины. (слайд 16)

Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.

Почему художник использовал именно эти краски?

Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.

А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)

Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:

1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».

2. Мокрая терраса.

3. Сад после дождя.

4. Колорит картины.

5. Настроение, которое создаёт картина.

13. Составление текста. Реконструкция.

Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (слайд 18)

Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?

Чем нужно дополнить?

15. Домашнее задание. (слайд 19)

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.

16. Рефлексия.

Чему вы сегодня научились?

Какое открытие вы сегодня сделали?

Какое у вас настроение?

Понравилось ли работать группой?

Кто из товарищей удивил? Чем?

Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?

Список использованной литературы.

1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013.

  • После дождя -