Проект федерального закона о молодежной политике. О государственной молодежной политике в российской федерации

Рабочая группа СФ по подготовке предложений законодательного регулирования вопросов о молодежи и государственной молодежной политике одобрила концепцию Федерального закона «О молодежи».

В Совете Федерации состоялось заседание рабочей группы по подготовке предложений законодательного регулирования вопросов о молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации.

В заседании приняли участие члены Комитета СФ по социальной политике Татьяна ЛебедеваЛебедева
Татьяна Романовна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Волгоградской области
, Татьяна КусайкоКусайко
Татьяна Алексеевна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Мурманской области
, член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин Шатохин
Дмитрий Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Коми , Заместитель председателя Экспертного совета по государственной молодежной политике при Комитете СФ по социальной политике Татьяна Новикова , представители Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Николай Бурматов и Александр Ефремов , Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Института международных социально-гуманитарных связей, Российского государственного социального университета.

Главным предметом обсуждения стали дальнейшие шаги по разработке проекта Федерального Закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».

В ходе заседания была представлена концепция и структура законопроекта, которые были поддержаны участниками. Ранее концепция закона была одобрена на общественных слушаниях в Общественной палате РФ и расширенном заседании Палаты молодых законодателей при СФ.

Заместитель председателя Экспертного совета по государственной молодежной политике при Комитете СФ по социальной политике Андрей Кочетков в своем выступлении отметил обоснованность принятия Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации». Он напомнил, что в этом направлении руководством страны были поставлены две ключевые задачи: отработать предмет правового регулирования базового федерального закона в сфере государственной молодежной политики и обеспечить системный подход к реализации прав и законных интересов молодежи и ее объединений в федеральных законах.

Дмитрий Шатохин подчеркнул необходимость дальнейшей практики широкого обсуждения содержания законопроекта на заинтересованных площадках, в том числе, в субъектах РФ.

Концепцию проекта Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политики в Российской Федерации» планируется представить 12 декабря с. г. на расширенном заседании Палаты молодых законодателей при СФ с участием Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко .Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга

29 января 2018 года в зале заседаний Законодательного Собрания состоялся круглый стол по обсуждению концепции проекта федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».

В мероприятии приняли участие представители Научно-консультативного и Общественного советов при Законодательном Собрании, областного министерства образования, науки и молодежной политики, члены Молодежного парламента, Совета молодых депутатов и молодых юристов при Нижегородском региональном отделении «Ассоциация юристов России», общественники, активисты и студенты.

В 78 российских регионах есть свои законы о молодёжи, однако общего подхода к этой теме до сих пор нет. Представители Молодёжного парламента при Государственной Думе на парламентских слушаниях 22 мая 2017 года предложили законодателям разработать и принять общефедеральный закон, гарантирующий подрастающему поколению социальный лифт и поддержку государства. А уже в начале октября прошлого года в Совете Федерации был представлен законопроект «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации». Данная концепция была темой для обсуждения на XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проходил в Сочи с 14 по 21 октября 2017 года, а в настоящее время ее обсуждают в регионах страны.

В рамках законопроекта определен правовой статус молодежи и условия регулирования молодежной политики в стране. Планируется, что к участию в молодежной политике будут привлечены органы власти, бизнес-сообщества, религиозные организации, молодежные, детские и иные общественные объединения.

В концепции закона прописано создание единой молодежной политики, предполагающей совместные действия органов власти всех уровней и структур гражданского общества. Документ затронет сферы образования, культуры, занятости, предпринимательской деятельности, социальных услуг, а также жилищные вопросы молодежи и молодых семей, участие в политике. Например, для молодых специалистов - право по трудоустройству на первое рабочее место и стажировки в госорганах со снижением квалификационных требований. Законопроект может регулировать и вопросы получения молодежными движениями бюджетного финансирования.

В ходе круглого стола представители научного сообщества и молодежных организаций заявили о необходимости принятия Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации» и высоко оценили его значимость. Более того, большинство из участников выразило надежду, что закон станет базовым, так как за 25 лет с начала формирования молодежной политики в России так и не был принят документ, определяющий единую государственную систему поддержки молодежи.

«Законопроект нуждается в доработке. Текст документа перегружен лишними формулировками и терминами, которые не имеют отношения к молодежи. В законе не прописано участие муниципальной власти в молодежной политике. Также в законе отсутствуют условия финансовой поддержки молодежных организаций и объединений. Однако, документ имеет право на существование и в целом необходим для развития молодежной политики», — отметил председатель Научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Александр Лаврентьев.

Все замечания по концепции проекта закона будут обобщены и направлены в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ

Концепция проекта закона города Москвы

«О молодежи»

по Государственному контракту № 000/01-11 от 01.01.01 года

на разработку проекта закона города Москвы

«О молодежи»

Руководитель научного творческого коллектива :

доктор юридических наук,

доцент кафедры конституционного и

муниципального права

Юридического факультета

МГУ имени

Москва, 2008

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА МОСКВЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО МОЛОДЕЖНУЮ ПОЛИТИКУ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.. 3

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ О МОЛОДЕЖИ. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 122

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.. 122

2.2. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА 144

III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ». 1818

3.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.. 1818

3.2. СУБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 200

3.3. СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА.. 222

IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ». 2828

V. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ». 31

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА МОСКВЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО МОЛОДЕЖНУЮ ПОЛИТИКУ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Концепция проекта новой редакции Закона города Москвы «О молодежи» разработана на основе общепризнанных принципов международного права , норм Всеобщей декларации прав человека, Резолюции 50/81 Генеральной Ассамблеи ООН "Всемирная программа действий по развитию молодежи", Конвенции о правах ребенка, нормах иных международных договоров Российской Федерации; Конституции Российской Федерации , иных норм национального законодательства, Устава и законодательства города Москвы. Концепция учитывает опыт государственного регулирования и проведения молодежной политики в других субъектах Российской Федерации.

Концепция законопроекта определяет основные цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в городе Москве, структуру новой редакции закона, на основе которого должна формироваться стратегия города федерального значения в создании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения с учётом перемен, произошедших в социально-экономических отношениях и задач, поставленных в Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года. Одной из важнейших целей закона должна стать практическое воплощение унифицированного подхода к осуществлению молодежной политики, учитывающее как федеральное законодательство, принимаемое на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

В случае принятия новой редакции закона города Москвы в соответствии с его нормами должна быть разработана и принята система подзаконных нормативных актов , направленных на его реализацию.

Стабилизирующая тенденция должна исходить от государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, и трансформироваться в позитивные формы проявления активности молодежи. Для этого необходимо заложить в основание молодежной политики систему условий и форм поддержки социально значимых инициатив молодежи.

Необходимость законодательного регулирования вопросов, касающихся молодежи, определяется также теми трудностями «старта», с которыми сталкивается молодой человек, вступая в жизнь и приобретая права в обществе и обязанности перед ним.

Формируя молодежную политику, законодатель должен учитывать, что молодежь - общественно активная часть населения, поэтому молодежная политика на уровне субъекта Российской Федерации не может сводиться лишь к разработке «компенсационных», финансовых и т. п. механизмов. Молодежная политика должна быть направлена на социализацию молодежи, включать в себя систему мер, позволяющих реализовать молодежи свой трудовой и творческий потенциал, активное вовлечение молодежи в формирование и реализацию самой молодежной политики. Молодежная политика должна включать также комплекс мер в экономической, образовательной, культурной сферах.

Важнейшая обязанность города при осуществлении молодежной политики – обеспечение условий для выбора каждым конкретным молодым человеком своего жизненного пути, для достижения им личного успеха, вне зависимости от его материального уровня, состояния здоровья и социального положения. Только в этом случае окажется достижимой цель молодежной политики – создание условий для самореализации молодежи, обеспечения равных стартовых возможностей для вступления во взрослую жизнь.

В законодательстве города Москвы, несмотря на наработанный потенциал в правовом регулировании вопросов молодежи и молодежной политики, возникают новые вопросы стратегического характера.

«Молодежная политика» - это не отрасль права, и даже не отдельный правовой институт. Та сфера общественных отношений, которая складывается с участием молодежи как основного ее субъекта, носит комплексный характер и относится по предмету регулирования к различным отраслям права: конституционному, гражданскому, административному, трудовому и т. д. Законодательство же о молодежи должно представлять собой скорее инструмент государственной деятельности, основывающейся на основных отраслях права, а молодежная политика на уровне субъекта федерации должна, в сущности, представлять собой деятельность органов власти территории в интересах самой молодежи: это та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи.

Конституция Российской Федерации определила в качестве одной из конституционных характеристик российского государства его социальный характер. При имеющемся в городе многообразии форм, методов и учреждений, работающих в социальной сфере, актуальными являются согласование и координация различных направлений молодежной политики. Такие функции призван выполнять орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области реализации молодёжной политики.

При разработке концепции данного законопроекта нельзя не отметить активную нормотворческую деятельность субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики. Субъекты Федерации, как правило, исходят из положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих обладание всей полнотой государственной власти в вопросах исключительного ведения субъектов Российской Федерации, и потому осуществляют собственное правовое регулирование этой сферы, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов на основе статей 73 и части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации. Ключевыми мотивами к принятию региональных законов о молодёжи являются: стремление определить региональные приоритеты молодёжной политики, механизмы её реализации и финансирования как ведущего инструмента формирования и развития человеческого потенциала региона, определение эффективности реализации молодёжной политики.

На самом деле Конституция Российской Федерации не относит прямо вопросы государственной молодежной политики ни к исключительной компетенции Российской Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ни к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Однако в статье 72 Конституции России поименован целый ряд вопросов, так или иначе связанный с государственной молодежной политикой: это воспитание, образование, здравоохранение и т. д. Наличие данных положений свидетельствует о том, что по вопросам регулирования отношений с участием молодежи может приниматься закон города Москвы о молодежи, который определяет основы проведения молодежной политики на уровне города федерального значения. Это до момента появления соответствующего законодательного регулирования на федеральном уровне позволит данному субъекту Российской Федерации выстраивать собственную молодежную политику в соответствии с требованиями своего закона.

Нельзя не отметить и то, что в ряде ведущих западных стран молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития , причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы и развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью социальное развитие молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства. Таким образом, молодежь можно рассматривать в качестве своеобразного объекта для вложения инвестиций, причем объекта такого вложения, из которого город впоследствии мог бы извлекать прибыль. Идея инвестиций в молодежь выдвигается в России уже не первый год, она, например, учитывалась при разработке отклоненного Президентом Российской Федерации проекта федерального закона “Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации”. Однако она по-прежнему остается только идеей и в правовом отношении пока не имеет необходимой базы для реализации.

Наиболее проблемной областью правового регулирования в сфере молодежной политики до сих пор остается разработка форм представительства молодежи в государственных и общественных структурах, расширения участия молодежи в государственном управлении и местном самоуправлении. Эти вопросы также должны быть отражены в новой редакции Закона города Москвы.

Следует особо отметить тот факт, что государственная молодежная политика – это не частный вопрос образовательной политики и не частный вопрос финансирования школ, вузов и других учреждений в сфере образования. Отсутствие продуманной эффективной государственной молодежной политики сведет на нет любые (в том числе финансовые) вложения в сферу образования, примером чему является так называемая “утечка мозгов”. Данная проблема может быть решена исключительно в рамках последовательной государственной молодежной политики: вполне очевидно, что ту же “утечку мозгов” порождает нерешенность широкого круга социальных проблем молодежи и посредством, например, одного лишь совершенствования системы образования такая утечка не только не будет остановлена, но, напротив, еще более возрастет.

Таким образом, разработка новой редакции закона города Москвы «О молодёжи» обусловлена следующими факторами:

1. Необходимость корректировки регионального законодательства в соответствии со Стратегией развития Российской Федерации до 2020 года и Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации.

2. Необходимость законодательного закрепления и обобщения норм, действующих в области молодёжной политики, установленных решениями органов исполнительной и законодательной власти города за период с момента принятия первой редакции закона (2004 г.)

3. Необходимость создания стратегического документа, обобщающего и уточняющего нормы отраслевых законов и подзаконных актов в отношении молодёжи.

4. Необходимость законодательного закрепления условий деятельности общественных и государственных структур, сложившихся в городе Москве и определение стратегии их развития.

5. Необходимость усилить значение молодёжи как субъекта реализации молодёжной политики.

6. Необходимость определить механизм оценки эффективности реализации молодёжной политики в городе Москве.

Из всего сказанного следует вывод о том, что существуют объективные основания для качественно нового этапа формализации молодежной политики в городе Москве как самостоятельного, приоритетного направления деятельности. При этом актуальным становится вопрос о разработке новой редакции нормативного правового акта города, имеющего высшую степень приоритетности и регулирующего вопросы молодежи. В отсутствие федерального закона о молодежи должное регулирование на уровне субъекта Российской Федерации может принести ощутимые результаты в социально-экономическом развитии города.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ О МОЛОДЕЖИ. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Первоочередная цель разработки данного законопроекта состоит в том, чтобы изменить ракурс рассмотрения городом проблем молодежи с оказания помощи и опеки молодежи на активное воспитание и вовлечение молодых людей в общественное и государственное строительство, предоставление социального кредита на саморазвитие . Необходимо изменить степень приоритетности молодежной политики в ряду интересов города до одной из основ в системе обеспечения стабильного развития.

Общей целью молодежной политики в городе Москве является создание условий для самореализации молодежи, обеспечение равных стартовых возможностей для различных категорий и групп.

Следующими по важности целями городской молодежной политики должны стать:

- содействие в решении социально-экономических проблем молодежи;

- решение вопросов профессионального развития, занятости молодежи,

- содействие в интеллектуальном и физическом развитии молодежи, повышении творческого потенциала;

- правовая защита и социальная поддержка молодежи, снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;

- создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, формирование в молодежной среде уважительного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям, укрепление государственности России.

Для достижения названных целей необходимо решение целого ряда задач правового, экономического и организационного характера:

1. Формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие. Воспитание уважения к правам и свободам личности, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к культуре и традициям других народов.

2. Сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию.

3. Обеспечение прав молодежи в области образования, труда и охраны здоровья. Содействие становлению у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности , успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда.

4. Обеспечение реализации социально-экономических потребностей молодежи.

5. Содействие интеллектуальному и физическому развитию молодежи.

6. Содействие позитивной общественной молодежной инициативе.

7. Обеспечение участия молодежи в международных культурных, образовательных и научных процессах.

8. Создание правовых и экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, индивидуальной траектории развития.

9. Стимулирование общественно полезной деятельности молодежи.

10. Обеспечение поддержки молодежных общественных объединений .

11. Создание условий для максимально активного участия молодежи в политической, экономической и культурной жизни общества.

12. Выстраивание чёткого механизма реализации и оценки эффективности государственной молодёжной политики.

Цели и задачи молодежной политики должны стать приоритетом и для государственной власти города федерального значения и для системы местного самоуправления. Законодательные и иные нормативные правовые акты города Москвы и органов местного самоуправления , регулирующие вопросы реализации молодежной политики, должны соответствовать федеральному законодательству в этой сфере.

2.2. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА

Регулирование вопросов молодежи должно осуществляться на основе следующих принципов:

- Соблюдение прав и свобод молодых граждан.

Это общедемократический принцип, содержание которого, очевидно, не требует специального разъяснения. Любое демократическое государство обязано уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина.

- Всеобщность.

Это принцип означает, что государственная молодежная политика должна распространяться на всех молодых граждан, независимо от пола, национальности, социального положения и религиозной принадлежности; в отдельных случаях – и вне зависимости от ценза гражданства.

- Дифференцированный подход.

Это принцип означает, что государственная молодежная политика должна строиться с учетом проблем каждой социальной и (или) возрастной группы и предлагать различные модели решения проблем молодежи в зависимости от тех или иных условий.

- Адресный характер.

Помощь, оказываемая городской властью в рамках государственной молодежной политики, должна быть адресной, «точечно направленной», учитывающей специфику потребностей каждой группы внутри молодёжного сообщества.

- Принцип единства.

Данный принцип означает, что государственная молодёжная политика должна реализовываться согласованно, должна быть скоординирована на всех уровнях власти: федеральном, субъектов Российской Федерации и на уровне местного самоуправления.

- Принцип участия.

Данный принцип означает, что молодежь является не только объектом (предметом) молодежной политики (воспитания, образования и пр.), но и ее субъектом, т. е. участником реализации всех мер в данной сфере, начиная со стадии формирования политики или отдельных ее программ.

- Принцип государственной поддержки.

С одной стороны, данный принцип означает государственную поддержку деятельности любых субъектов (физических, юридических лиц, органов местного самоуправления и пр.), участвующих в реализации государственной молодежной политики в городе Москве. С другой стороны, содержанием данного принципа также является обязанность государства предоставить каждому молодому человеку определенный минимум социальных услуг (образование, здравоохранение, занятость и т. п.).

В законе города Москвы также следует закрепить принципы деятельности органов власти в области молодежной политики. К числу таких принципов следует отнести:

- Ответственность.

Данный принцип означает, что Москва несет ответственность перед молодым поколением жителей города за социально-экономическое, экологическое и культурное состояние города федерального значения. Все поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.

- Преемственность.

- Приоритетность.

Данный принцип должен быть введен в силу объективных экономических и финансовых условий, идеологии адресной поддержки.

- Принцип сочетания государственных и общественных интересов.

Этот принцип должен учитываться в ходе реализации государственной молодежной политики, ему должен корреспондировать принцип уважения и соблюдения прав и свобод.

- Принцип содействия .

Этот принцип означает поощрение органами государственной власти Москвы инициативной деятельности, направленной на самостоятельное решение молодежью экономических, социальных и иных вопросов, а также деятельности, способствующей духовному и физическому развитию молодежи.

III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ»

3.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Молодежь нельзя понимать только в традиционном смысле, в качестве одной из социально-демографических групп, ущемленной в каких-то возможностях и соответственно в чистом виде объекта социальной защиты .

Защита интересов основной части молодежи лежит не в сфере традиционных форм социальной защиты в виде различных пособий, компенсаций и льгот. В таких видах помощи (по оценкам самой молодежи) нуждается не более 10% семей. Основная часть молодежи нуждается в государственных услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта и стимулирующих его качественное и быстрое приобретение. Сами молодые люди, как правило, называют в первой пятерке следующие виды помощи, услуг и специализированных служб:

1) молодежные биржи труда;

2) центры правовой помощи;

3) информационные справочно-консультационные пункты;

4) телефоны доверия и консультации психологов;

5) службы молодой семьи.

Поэтому во главу закона города Москвы должна быть поставлена активная воспитательная и идеологическая работа. Необходимо, во-первых, заложить в основание инновационной активности новые ценности "созидания, творчества и общественного служения"; во-вторых, создать условия и систему специальных форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи.

Наличие вышеуказанных проблем развития молодежи усугубляется еще и кризисом традиционных институтов и форм социализации молодежи.

Семья , как первичный институт социализации, не в состоянии успеть за переменами и обеспечить полноту всех социализующих связей. Но, «передав» функции социализации обществу, государству, она не смогла передать им собственную функцию сопереживания ценностей. Однако на сегодня семья остается по-прежнему одним из важнейших факторов формирования мировоззрения молодых людей.

Школа , как важнейший институт вторичной социализации, не в полной мере реализует свои социализаторские позиции.

В процесс воспитания в недостаточной степени вовлечены высшие учебные заведения и учебные заведения начального и среднего профессионального образования (колледжи): сосредоточившись на профессиональной подготовке и узкопредметном обучении, они зачастую упускают из приоритетов деятельности формирование таких критериев культурного человека как гражданственность, ответственность, патриотизм.

Такие институты социализации как сфера производства , армия, общественные организации либо сами преодолевают кризис, либо находятся на этапе (нового) становления.

Тон в воспитании молодежи сегодня задают также и средства массовой информации , которые обладают тем, чем обделены формы вторичной социализации, - возможностью эмоционального воздействия, близостью, доступностью и обыденностью. Плюс заявляемая опора на объективные знания специалистов, широта и массовость распространения. Но, к сожалению, они способствуют в основном распространению массовой потребительской культуры, создают хаотичное представление о реальности, приводят к «раздвоению сознания», а через подражание героям к росту насилия и нравственной распущенности.

Кризис форм социализации наглядно говорит о том, что кроме государственных и муниципальных властных структур сегодня нет субъекта, способного мобилизовать все общественные ресурсы на формирование адекватных вызовам времени социальных институтов.

3.2. СУБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Наиболее важными субъектами закона города Москвы «О молодежи» являются:

Молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие, обучающиеся или работающие на территории города Москвы; иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории города Москвы влечет за собой соответствующие обязанности органов власти.

Молодая семья – семья с детьми, в которой сумма возрастов супругов не превышает 70 лет (в случае неполной семьи с детьми, если мать или отец не достигли 35-летнего возраста), а также семья без детей, в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста и состоят в зарегистрированном браке не менее одного года.

Органы государственной власти города Москвы, реализующие молодёжную политику ;

Орган государственной власти города Москвы, уполномоченный в области реализации молодёжной политики;

Организации, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку ;

Молодежное предприятие;

Молодежное общественное объединение;

Молодой специалист;

Молодой предприниматель;

Молодежный совещательно-консультативный орган, создаваемый при органах государственной власти города Москвы (исполнительной и законодательной) и органах местного самоуправления .

3.3. СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА

Исходя из сказанного, следует предложить следующую структуру проекта закона города Москвы «О молодежи»:

ПРЕАМБУЛА

Глава I. Общие положения. Содержит статьи:

Основные понятия, используемые в настоящем Законе;

Правовая основа молодежной политики в городе Москве;

Цели молодежной политики;

Принципы молодежной политики;

Основные направления молодежной политики в городе Москве;

Субъекты молодежной политики;

Программный подход к осуществлению молодежной политики.

Глава II. Компетенция органов государственной власти в сфере молодежной политики. Содержит статьи:

Компетенция Московской городской Думы;

Компетенция Правительства Москвы;

Вопросы, относящиеся к ведению уполномоченного органа, реализующего государственную молодежную политику.

Глава III. Поддержка форм молодежной политики в муниципальных образованиях города Москвы. Содержит статьи:

Поддержка органов местного самоуправления в организации работы с молодёжью по месту жительства;

Государственная поддержка муниципальных образований, осуществляющих инновационные формы работы с молодежью;

Поддержка органов местного самоуправления в деятельности по созданию молодежных организаций при органах местного самоуправления.

Глава IV. Молодежные объединения. Содержит статьи:

Виды молодежных общественных объединений;

Реестр молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики;

Форум молодежи города Москвы;

Совет по молодежной политике при Правительстве города Москвы;

Органы молодёжной самоорганизации, имеющие право участия в принятии управленческих решений органами государственной власти;

Содействие развитию молодежной инициативы, молодежного общественного движения;

Организационная поддержка молодежных объединений и молодых граждан при создании молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики;

Содействие общественным инициативам (финансовая, имущественная, информационная поддержка);

Финансовая поддержка молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики;

Имущественная поддержка молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики;

Информационная поддержка молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики.

Глава V. Воспитание молодежи и профилактика негативных проявлений в молодежной среде. Содержит статьи:

Создание условий для гражданского становления, духовно нравственного и патриотического воспитания молодых граждан;

Меры по воспитанию молодых граждан;

Патриотическое воспитание молодежи;

Меры по профилактике негативных проявлений в молодежной среде;

Профилактика безнадзорности, правонарушений, алкоголизма, наркомании и СПИДа в среде молодежи;

Поддержка в сфере культуры, научно-технического и художественного творчества;

Формирование здорового образа жизни молодых граждан;

Поддержка средств массовой информации по развитию программ воспитания молодежи.

Глава VI. Основные направления поддержки молодежи. Содержит статьи:

Поддержка молодёжи в сфере профессиональной ориентации и образования;

Поддержка молодёжи в сфере труда и трудоустройства, занятости;

Поддержка молодёжи в жилищной сфере;

Поддержка молодёжи в сфере здоровья, физической культуры и спорта;

Поддержка молодёжи в области культуры;

Поддержка молодёжи в социальной сфере;

Поддержка талантливой молодежи;

Поддержка молодых семей;

Специализированные организации, ведущие работу с молодежью;

Глава VII. Вовлечение молодежи в экономически активную деятельность. Содержит статьи:

Создание условий для обеспечения экономической самостоятельности молодежи;

Государственная поддержка экономических проектов и программ молодежных общественных объединений;

Поддержка предпринимательской инициативы молодых граждан;

Поддержка молодых специалистов в период адаптации к профессиональной деятельности ;

Права и обязанности работодателей;

Выплаты и иные льготы работодателям, осуществляющим наем молодежи на вновь созданные рабочие места.

Глава VIII. Обеспечение молодежной политики в городе Москве. Содержит статьи:

Организационное обеспечение молодежной политики;

Материальное обеспечение молодежной политики;

Финансирование государственной молодежной политики;

Программы молодежной политики;

Научное и методическое обеспечение молодежной политики;

Информационное обеспечение молодежной политики;

Кадровое обеспечение молодежной политики;

Реализация государственной молодежной политики;

Содействие международному сотрудничеству молодежи;

Инфраструктура молодежной политики.

Глава I X . Методика оценки эффективности реализации молодёжной политики.

Заключительные положения. Содержит статьи:

Вступление в силу Закона;

Система подзаконных актов;

Признание утратившими силу законов города Москвы.

IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА МОСКВЫ О МОЛОДЕЖИ

Реализация принципов молодежной политики обеспечивается путем:

1) участия молодежи в реализации государственной молодежной политики;

2) соблюдения прав и законных интересов молодежи;

3) осуществления финансовой поддержки молодежной политики;

4) осуществления координации деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

5) осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Реализация новой редакции закона города Москвы возможна лишь при обязательном выполнении следующих условий:

Объединении усилий государственных структур, общественных объединений, организаций различных форм собственности с целью разработки единых подходов к формированию молодежной политики;

Координации действий органов законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, направленных на создание стабильной молодежной среды;

Обеспечении учета интересов молодежи в федеральных и региональных программах социально-экономического развития территорий.

Механизм реализации нового закона должен состоять из нескольких блоков. Наиболее важными из них являются:

Реализация городских и местных программ в области молодежной политики;

Проведение социологических и иных исследований в молодежной среде;

Организация информирования молодежи, ее воспитание и обучение через СМИ;

Разграничение компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области управления и реализации молодежной политики;

Финансирование молодежной политики, в том числе внебюджетное;

Привлечение бизнес-сообщества к реализации молодёжной политики;

Вслед за принятием новой редакции Закона «О молодежи» в городе Москве необходимо будет дальнейшее развитие молодежного законодательства, системы подзаконных актов. В ряде случаев целесообразно рекомендовать органам государственной власти города выступить с законодательной инициативой об изменении отдельных норм федерального законодательства. В частности, необходимо принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию основных направлений молодежной политики. Для этого нужны правовые акты о стандартах социальных услуг для молодежи в сферах трудоустройства, индивидуального образования и профессиональной подготовки, досуга и туризма, физкультуры и спорта, здоровья, жилищных и бытовых вопросов, консультирования по жизненно-важным вопросам. Консолидация и согласование действующих норм.

По всей вероятности, в дальнейшем также потребуются правовые акты о поддержке выпуска и распространения позитивно развивающей продукции СМИ и игр, о защите молодежи в местах и организациях, представляющих потенциальную опасность нравственности и здоровью.

V. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ»

Принятие Закона города Москвы о молодежи, предположительно, вызовет следующие последствия.

1. Осуществление государственной молодежной политики в городе Москве как системы действий органов государственной власти, направленных на приоритетное создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами конституционных прав с учетом специфических потребностей, присущих возрасту, а также для интеграции молодежи в систему общественных отношений, для ее наиболее полной самореализации в интересах всего общества.

2. Создание молодым гражданам равных стартовых условий для их наиболее полного включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь города;

3. Расширение социально значимых возможностей молодежи в ее интеграции в систему общественных отношений и достижении личного успеха, как результат, общее содействие социализации молодежи.

4. Помощь молодым гражданам в решении их социальных проблем.

5. Содействие становлению активной гражданской позиции молодых граждан, их правовому воспитанию, воспитанию в духе патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества и города Москвы, предотвращение экстремистских проявлений в молодежной среде;

6. Противодействие распространению в молодежной среде наркомании, алкоголизма, токсикомании и иных зависимостей, преступности и иных антисоциальных явлений.

7. Создание системы социального сопровождения талантливой молодёжи, раскрытия её потенциала в интересах социально-экономического развития города Москвы.

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

3. Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи учитывать положения Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

5. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5622);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 301-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 11, ст. 1059);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. N 251-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1257);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 997-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3730).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

1. Настоящий документ определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики.

2. Используемые в настоящем документе термины означают следующее:

"государственная молодежная политика" - направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене;

"работа с молодежью" - профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями;

"молодежь" - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники);

"инфраструктура молодежной политики" - система государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а также иных организаций всех форм собственности, обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи;

"молодежное предпринимательство" - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов;

"молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность" - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

"молодая семья" - семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет);

"молодой специалист" - гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией;

"молодой ученый" - работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ решения жилищных проблем работников - до 45 лет) либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 30 лет;

"специалист по работе с молодежью" - имеющий соответствующую профессиональную квалификацию работник федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодежью.

3. Настоящий документ разработан на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом международных договоров.

4. Глобальные тенденции убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Молодежь России как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума поддерживала прогрессивные реформы и претворяла их в жизнь. Патриотические устремления молодежи развивали науку и промышленность, обеспечившие рост экономики и улучшение качества жизни.

Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики.

Приоритеты Российской Федерации ориентированы на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. Российская молодежь все ярче демонстрирует активную позицию по развитию гражданского общества, формируются механизмы создания молодежью общественных благ.

В 2014 году в Российской Федерации проживают 33,22 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет.

В государстве в целом сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности молодежи учитываются при реализации программ социально-экономического развития.

В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Российской Федерации. Уменьшилась смертность среди молодежи, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности (в том числе среди несовершеннолетних). Российская Федерация является одним из мировых лидеров по количеству молодых специалистов, получивших высшее образование. Многие представители молодежи входят в число победителей и призеров международных спортивных соревнований, творческих конкурсов и олимпиад.

Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе.

Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет может оказать системное влияние на социально-экономическое развитие страны, привести к убыли населения, сокращению трудовых ресурсов, росту пенсионной нагрузки и ослаблению обороноспособности Российской Федерации.

Молодежь в Российской Федерации достойна того, чтобы получить и реализовать новые возможности для построения своего будущего и будущего страны.

Важно выработать в молодежной среде приоритет национально-государственной идентичности, а также воспитать чувство гордости за Отечество.

Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.

Ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.

Государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности.

Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость формирования основ государственной молодежной политики, соответствующих современным реалиям и новым вызовам времени.

Эффективная реализация государственной молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации.

Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Российской Федерации и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны.

II. Основные принципы реализации государственной молодежной политики

5. Государственная молодежная политика основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:

а) ответственность государства за соблюдение законных интересов молодежи;

б) ответственность молодежи за реализацию своих конституционных прав и обязанностей в сферах государственной и общественной жизни;

в) признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации государственной молодежной политики;

г) приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан;

д) предоставление государством базового объема услуг для духовного, культурного, социального, физического и психического развития молодежи, а также возможностей для выбора жизненного пути, образования, начала трудовой деятельности, создания семьи;

е) поддержка деятельности молодежных общественных объединений и организаций;

ж) развитие государственно-частного партнерства и взаимодействия с социальными институтами общества;

з) повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации государственной молодежной политики;

и) укрепление механизмов правового регулирования и единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

к) взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся молодежной политики.

III. Цели и приоритетные задачи государственной молодежной политики

6. Целями государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.

7. Для достижения целей государственной молодежной политики необходимо решить следующие приоритетные задачи:

а) формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны;

реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде;

популяризация в молодежной среде литературного русского языка, а также культурных и национальных традиций;

вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны и традиционных ремесел;

системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями;

вовлечение молодежи в активную работу поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений;

вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержка молодых деятелей искусства, а также талантливой молодежи, занимающейся современными видами творчества и не имеющей специального образования;

популяризация людей, достигших выдающихся успехов в своей профессиональной деятельности;

повышение доступности молодежного туризма и развитие его инфраструктуры;

поддержка участия молодежи в реализации проектов экологических организаций и деятельности по реставрации исторических памятников;

развитие механизмов обеспечения доступности для молодежи объектов культурного наследия (в том числе путем формирования и развития единой системы льготного посещения театрально-концертных организаций, музеев, выставок, организаций культуры и искусства);

расширение сети молодежных, физкультурно-спортивных, военно-патриотических и компьютерных клубов, библиотек, художественных кружков и других организаций, доступных для молодежи;

б) развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

развитие гуманитарного и правового просвещения молодежи, повышение уровня финансовой грамотности;

повышение качества подготовки молодых специалистов и их квалификации (прежде всего по педагогическому и инженерно-техническому направлениям);

совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодежи;

совершенствование условий для инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;

развитие системы сертификации знаний и компетенций, полученных в том числе путем самообразования;

развитие компетенций работников, занимающихся вопросами молодежи, в том числе имеющих квалификацию "специалист по организации работы с молодежью";

активное использование ресурсов семейных сообществ и позитивного потенциала молодежных неформальных объединений для дополнительного образования молодежи;

создание условий для привлечения к деятельности в сфере дополнительного образования молодых специалистов, индивидуальных предпринимателей, волонтеров, представителей студенчества, науки и образовательных организаций высшего образования;

развитие молодежного самоуправления в образовательных организациях, привлечение молодежных общественных объединений к мониторингу контроля качества образования;

в) формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта;

вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни;

совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта;

реализация проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а также с созданием положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни;

содействие развитию инфраструктуры для отдыха и оздоровления молодежи, привлечение молодежи в добровольные студенческие спасательные формирования и подразделения добровольной пожарной охраны;

совершенствование ежегодной диспансеризации студентов, а также организации оздоровления и санаторно-курортного отдыха;

г) создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта". Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

обеспечение механизмов высокопроизводительной занятости молодежи путем создания новых и модернизации существующих рабочих мест;

создание базовых условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, в том числе социального, а также создание и поддержка деятельности общественных объединений, направленной на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства;

развитие трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности (в том числе путем развития профильных студенческих отрядов);

создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития;

создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности, а также стимулирование работодателей, принимающих на работу молодежь из наиболее социально незащищенных категорий;

целенаправленная и системная поддержка молодежных программ и проектов, направленных на развитие созидательной деятельности сельской молодежи, а также молодежи малых городов и моногородов;

привлечение в районы Сибири и Дальнего Востока, а также в сельскую местность молодежи из других регионов России путем создания благоприятных условий для ее трудовой деятельности;

развитие системы поддержки молодых ученых, включающей меры содействия их участию в научных обменах, а также создание условий для развития деятельности советов молодых ученых, студенческих научных обществ и клубов молодых исследователей;

создание условий для самореализации молодежи во всех субъектах Российской Федерации, стимулирование трудовой, образовательной и социальной мобильности молодежи;

развитие института наставничества в образовательных и других организациях, а также на предприятиях и в органах государственной власти;

создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности;

развитие моделей адресной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности;

развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства;

активное вовлечение молодежи в процесс развития Евразийского экономического союза, укрепления общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств и привлечение перспективной зарубежной молодежи к реализации российских социально-экономических проектов;

поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей;

содействие в реализации программ двусторонних молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями соотечественников, проживающих за рубежом;

д) создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;

формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей;

создание условий для стимулирования рождения второго и последующих детей, а также для развития семейных форм воспитания;

развитие взаимодействия государства и организаций разных форм собственности в целях формирования социальной инфраструктуры для детей младшего возраста, а также обеспечение доступности вариативных форм присмотра и ухода, учитывающих различные потребности молодых семей;

развитие системы информирования молодежи о государственных и иных программах поддержки молодых семей, а также системы психологической, медицинской, образовательной и юридической помощи молодым семьям;

развитие разнообразных практик и совершенствование системы поддержки молодежи в решении жилищных проблем, обеспечивающей возможность изменения размеров занимаемого жилья при рождении детей;

развитие системы льгот и субсидий для молодых семей при получении ипотечных кредитов и системы социального найма жилья для молодых семей, а также предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья, выделение земельных участков для индивидуального строительства на льготных условиях;

совершенствование системы обеспечения студентов общежитиями, предусматривающее расширение возможностей проживания для студенческих семей;

е) формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

создание и поддержка проектов по популяризации образа гармонично развитого молодого человека, его профессиональных и творческих достижений;

создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам;

создание в регионах России систем информирования молодежи о возможностях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации, а также программах поддержки открытия собственного бизнеса.

IV. Механизмы реализации государственной молодежной политики

8. Правовыми механизмами реализации государственной молодежной политики являются:

а) совершенствование федерального законодательства, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

б) совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации;

в) разработка и анализ комплексных программ по реализации государственной молодежной политики, а также иных программ с учетом требований государственной молодежной политики, в том числе программ субъектов Российской Федерации;

г) развитие механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам реализации государственной молодежной политики;

д) развитие системы государственно-частного партнерства в целях вовлечения в реализацию государственной молодежной политики бизнес-сообщества, общественных объединений и граждан;

е) создание условий для самореализации у молодежи разных регионов России (в том числе в сельской местности), стимулирование трудовой и образовательной мобильности молодежи.

9. Организационными механизмами реализации государственной молодежной политики являются:

а) создание консультативных, совещательных и координационных органов по вопросам государственной молодежной политики;

б) подготовка ежегодного доклада о положении молодежи в Российской Федерации и реализации государственной молодежной политики;

в) разработка комплексных планов реализации государственной молодежной политики и мониторинг их эффективности (в том числе в субъектах Российской Федерации);

г) проведение научно-аналитических исследований по вопросам положения молодежи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

д) финансирование реализации государственной молодежной политики за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, а также за счет привлечения средств внебюджетных источников.

10. Информационными механизмами реализации государственной молодежной политики являются:

а) размещение информации о реализации молодежной политики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средствах массовой информации;

б) развитие государственных и муниципальных информационно-аналитических систем, в том числе баз данных, социально-экспертных сетей и систем, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также реализацию обратной связи молодых граждан с органами государственной власти и управления.

11. Научно-аналитическими механизмами реализации государственной молодежной политики являются:

а) расширение практики системных научных исследований по проблемам молодежи;

б) регулярное проведение общероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических, учебно-методических конференций и семинаров по вопросам реализации государственной молодежной политики;

в) определение и регулярная оптимизация перечня статистических, социологических и иных показателей положения молодежи и реализации государственной молодежной политики, а также обеспечение систематического сбора соответствующих данных;

г) развитие системы мониторинга и оценки качества реализации программ и проектов в сфере государственной молодежной политики на всех уровнях управления;

д) формирование системы общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной молодежной политики.

12. Социальными механизмами реализации государственной молодежной политики являются:

а) развитие комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, охватывающей основные сферы жизнедеятельности;

б) развитие форм и методов социальной работы с молодежью, способствующих улучшению положения различных категорий молодежи;

в) совершенствование комплекса мер государственной поддержки детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей, в том числе для развития инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;

г) развитие форм государственной поддержки для молодежи, находящейся на профилактическом лечении и в исправительных учреждениях (в том числе по ее дальнейшей социализации);

д) совершенствование условий для осуществления образовательного и воспитательного процессов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, в том числе для развития системы стипендиального обеспечения и предоставления временного проживания в общежитиях;

е) формирование у молодежи путем широкой информационно-разъяснительной работы осознанного отношения к формированию своих пенсионных прав, которые будут адекватны заработной плате, а также повышение понимания у молодежи значения страхового стажа и легальной занятости.

13. В рамках осуществления государственной молодежной политики планируется внедрение наиболее эффективных механизмов координации и консолидации усилий всех заинтересованных сторон на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, позволяющих совершенствовать процесс социального развития молодежи Российской Федерации и улучшения ее духовно-нравственных характеристик, повышать общественную и социально-экономическую активность молодежи.

29 января 2018 года в зале заседаний Законодательного Собрания состоялся круглый стол по обсуждению концепции проекта федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».

В мероприятии приняли участие представители Научно-консультативного и Общественного советов при Законодательном Собрании, члены Молодежного парламента, Совета молодых депутатов и молодых юристов при Нижегородском региональном отделении "Ассоциация юристов России", общественники, активисты и студенты.

Предложения по совершенствованию концепции федерального закона от системы органов по делам молодежи представляли начальник отдела по вопросам реализации государственной молодежной политики министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области - М.В.Муратова, заместитель заведующего отдела спорта и молодежной политики администрации г.о.г. Бор - А.В.Штоян, начальник отдела молодежи департамента социальной политики и спорта администрации города Дзержинска - Е.В.Давыденко.

В 78 российских регионах есть свои законы о молодёжи, однако общего подхода к этой теме до сих пор нет. Представители Молодёжного парламента при Государственной Думе на парламентских слушаниях 22 мая 2017 года предложили законодателям разработать и принять общефедеральный закон, гарантирующий подрастающему поколению социальный лифт и поддержку государства. А уже в начале октября прошлого года в Совете Федерации был представлен законопроект "О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации". Данная концепция была темой для обсуждения на XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проходил в Сочи с 14 по 21 октября 2017 года, а в настоящее время ее обсуждают в регионах страны.

В рамках законопроекта определен правовой статус молодежи и условия регулирования молодежной политики в стране. Планируется, что к участию в молодежной политике будут привлечены органы власти, бизнес-сообщества, религиозные организации, молодежные, детские и иные общественные объединения.

В концепции закона прописано создание единой молодежной политики, предполагающей совместные действия органов власти всех уровней и структур гражданского общества. Документ затронет сферы образования, культуры, занятости, предпринимательской деятельности, социальных услуг, а также жилищные вопросы молодежи и молодых семей, участие в политике. Например, для молодых специалистов - право по трудоустройству на первое рабочее место и стажировки в госорганах со снижением квалификационных требований. Законопроект может регулировать и вопросы получения молодежными движениями бюджетного финансирования.

В ходе круглого стола представители научного сообщества и молодежных организаций заявили о необходимости принятия Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации» и высоко оценили его значимость. Более того, большинство из участников выразило надежду, что закон станет базовым, так как за 25 лет с начала формирования молодежной политики в России так и не был принят документ, определяющий единую государственную систему поддержки молодежи.

"Законопроект нуждается в доработке. Текст документа перегружен лишними формулировками и терминами, которые не имеют отношения к молодежи. В законе не прописано участие муниципальной власти в молодежной политике. Также в законе отсутствуют условия финансовой поддержки молодежных организаций и объединений. Однако, документ имеет право на существование и в целом необходим для развития молодежной политики", - отметил председатель Научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Александр Лаврентьев. Все замечания по концепции проекта закона будут обобщены и направлены в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.