Мстислав леопольдович ростропович биография. Мстислав Леопольдович Ростропович

Paraphrasing tool is an article rewriter tool used to create what appears to be new content from what already exists. Paraphrasing tool works by replacing specific words, phrases, sentences, or even entire paragraphs with any number of alternate versions to provide a slightly different variation with each paraphrasing. Paraphrasing tool can spin as many times as needed. However, paraphrasing tools are more sophisticated now a days, and can now result in perfectly readable articles which appear original.

Paraphrasing tool or article rewriter can change the meaning of a sentence through the use of words with similar but subtly different meaning to the original. For example, the word “picture ” could be replaced by the word “image ” or “photo “. 1000+ of word-for-word combinations are saved in either a text file or database thesaurus to draw from. This ensures that a large percentage of words are different from the original article.

This free or best article rewriter tool is used to paraphrase or rewrite full length articles or find new ways to write simple phrases, sentences or single words. Whether your aim is to remix articles for a blog posts, research papers assignments, final year research projects , email, will do the job.

How to use this paraphrasing tool

  1. How to Input Text

    Type or copy and paste in the text(content to rewrite) box you wish to rewrite. If you have already looked over your article and you are satisfied with the spelling and grammar, then enter the correct (Recaptcha) answer and then click the ‘Submit’ button. Your re-written work will appear below.

  2. How to Spin

    To make the work even easier for you, simply hit ‘Enter’ after you have entered the correct (Recaptcha) answer, assuming that the text you want to paraphrase is already entered in the first box.

  3. Text Limit

    If you already have a chunk of text (for example an essay, article or a single sentence) and you need to paraphrase this text, then this spinbot Paraphrasing-Tool will be of help.

  4. Registration

    No need to register/log-in or give any personal information to use this spinbot paraphrasing tool.

How this Article Rewriter Works


This image shows how this paraphrasing tool work

Plagiarism

Writing is an essential element of every student and content writer. A Good and plagiarism free content that is unique provides useful information that readers want. Writing your own unique content can take time. To hire a writer for original content can be expensive and for many students or writers, it is not possible on their budgets. As an alternative to completely unique content, older articles can be rewritten so that they become completely a unique article. The fastest and efficient way to rewrite older articles is by using online or a paraphrasing software to do the job.

Avoid overuse of work from previous authors

In your original work, you can quite a limited amount from a previously written work because if you quote too much, you can get in trouble for copyright infringement. Although, there is no stated amount for the number of words to use before you stop being safe, try to use your initiative and know when you’re doing too much. Paraphrases are supposed to be just a small portion of the original work, if it becomes too much, it can be pointed out that the new work was gotten from the original one and that can make your work be seen as weak. For your paper to be relevant, it has to be able to have its own identity; i.e. stand on its own. Any paraphrased part of it should only be there to support and elucidate the research paper.

Сегодня имя Мстислава Ростроповича - это имя одного из величайших академических музыкантов XX века. Он не только обладал уникальным исполнительским талантом, но и был принципиальным человеком, выступившим против политики тоталитарной системы СССР. За это Ростропович был выслан из страны. На западе он сделал карьеру мирового масштаба, после чего вернулся на родину, когда коммунизм уже пал.

Детство

Будущий дирижер и виолончелист Мстислав Ростропович родился 1927 года в Баку. Его родители и деды были музыкантами, поэтому будущее ребенка определилось еще до того, как он появился на свет. В 1932-1937 гг. Ростропович учился в школе имени Гнесиных в Москве. Это было одно из самых лучших музыкальных образовательных учреждений страны.

С наступлением войны в столице началась массовая эвакуация мирного населения. Попал в нее и 14-летний Ростропович. Биография дирижера оказалась связана с городом Чкаловым (Оренбургом). В эвакуации умер отец Мстислава, и подросток стал фактическим главой семьи. В возрасте пятнадцати лет он начал преподавать в местном музыкальном училище и таким образом кормил родственников.

Тогда же появились первые самостоятельные произведения, которые написал Ростропович. Биография начинающего композитора ознаменовалась созданием поэмы для виолончели, фортепианного концерта и прелюдии для фортепиано. В годы войны музыкант стал гастролирующим артистом. Он выступал вместе с оркестром Малого театра, исполняя произведения Чайковского. Также Ростропович давал концерты в воинских частях, госпиталях, райцентрах и колхозах.

Образование

В 16 лет одаренный исполнитель поступил в столичную Московскую консерваторию, где он стал учиться искусству игры на виолончели и композиторским навыкам. Его преподавателем оказался Семен Козолупов. Он сразу заметил тот потенциал, который скрывал в себе Ростропович. Биография музыканта могла пойти иначе, если бы он не оказался во внимательных и требовательных руках Козолупова.

В консерватории Ростропович познакомился с Шостаковичем и показал ему партитуру собственного фортепианного концерта, а также для наглядности исполнил его. Дмитрий Дмитриевич оценил старания молодого ученика и предложил ему заниматься индивидуально для усовершенствования композиторских умений.

Однако в дальнейшем Ростропович так и не стал сочинять собственную музыку. Причина была проста. Когда он впервые услышал восьмую симфонию Шостаковича, произведшую на него колоссальное впечатление, виолончелист решил махнуть рукой на свое композиторское будущее, поняв, что он все равно никогда не достигнет уровня мэтра. Возможно, это и было юношеским преувеличением, но свое решение Ростропович принял. Время показало, что он сделал правильный выбор, так как весь мир запомнил его как уникального и неподражаемого исполнителя.

Преподаватель

В 1945 году проходил очередной Всесоюзный конкурс молодых музыкантов. I премию на нем получил Мстислав Ростропович. Биография виолончелиста ознаменовалась первой наградой, хотя в течение жизни он получил их еще великое множество. Этот успех позволил студенту второго курса сразу перейти на пятый. В 1950 году молодой исполнитель победил на конкурсе имени Гануша Вигана, проходившем в Праге.

На тот момент он уже окончил консерваторию и аспирантуру. Ростропович быстро стал ярким и завидным преподавателем. 26 лет он работал в Московской консерватории и еще 7 лет - в Ленинграде. За три десятилетия Мстислав Ростропович выучил множество профессионалов мирового уровня. Среди них были Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Иосиф Фейгельсон, Сергей Ролдугин, Давид Герингас, Марис Виллеруш, Иван Монигетти и т. д. Многие из этих воспитанников позже сами стали профессорами самых престижных музыкальных академий по всему миру.

Творчество Ростроповича

Чем запомнился как исполнитель Мстислав Ростропович? Музыкант выступал с огромным репертуаром произведений. Его творчество можно разделить на две группы. Во-первых, Ростропович был виолончелистом (ансамблистом и солистом), а во-вторых - симфоническим и оперным дирижером. Его талант был признан повсеместно - около 60 лучших композиторов мира написали произведения специально для Мстислава Леопольдовича. Он первым исполнил больше сотни виолончельных произведений и дал еще порядка 70 премьер с оркестром. В качестве дирижера Ростропович дебютировал в 1957 году, когда под его чутким руководством в Большом театре с аншлагом прошел «Евгений Онегин» Чайковского. Это был оглушительный успех.

В советский период своей карьеры виолончелист Ростропович гастролировал по всему СССР. Также он выступал как камерный музыкант в ансамбле с Давидом Ойстрахом и Женой исполнителя стала оперная певица Галина Вишневская. Ростропович часто выступал вместе с ней на одной сцене, аккомпанируя своей супруге. В 1951 году дирижер получил в 1965-м - Ленинскую, а в 1966-м стал

Защита Солженицына

Мстислав Ростропович, личная жизнь которого была связана со множеством друзей, не боялся защищать их перед тоталитарным государством, даже если ему приходилось рисковать своим положением. В 1969 году композитор приютил на своей даче опального писателя Александра Солженицына. К тому времени осталась в прошлом и брежневская власть начала травить автора «Одного дня Ивана Денисовича» и других популярных лагерных произведений.

Музыкант не только укрыл у себя Солженицына, но и написал в защиту него открытое письмо, которое послал в главную советскую газету «Правда». После этого виолончелист Ростропович столкнулся с множеством проблем. Власти не давали ему выступать с крупными оркестрами и не позволяли гастролировать за рубежом. Пресса стала игнорировать виолончелиста. Фактически он стал для советского государства маргиналом и непримиримым врагом.

Жизнь в США

В 1974 году Мстислав Ростропович и его супруга Галина Вишневская были высланы из СССР. В 1978-м их лишили советского гражданства. Вся история опалы великого музыканта началась с открытого письма в «Правду». Уже после падения коммунизма и возвращения в демократическую Россию Ростропович в одном из интервью сказал, что считает тот жест в защиту Солженицына лучшим поступком в своей жизни, так как именно он примирил дирижера с собственной совестью.

После выезда из Советского Союза музыкант со своей семьей в основном жил в США. Он был отцом двух дочерей. Ольга и Елена Ростропович родились в 50-е годы и покинули родину детьми. В 1977-1994 гг. дирижер руководил Вашингтонским национальным симфоническим оркестром. Раз в четыре года этот коллектив играл на церемонии инаугурации президента США. Также Ростропович регулярно выступал на праздничных концертах, посвященным Дню независимости 4 июля. Кроме того, он гастролировал по всему миру. По приглашению он выступал с главными оркестрами Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Японии и т. д.

Мировая звезда

Свое 60-летие Ростропович встретил в Вашингтоне. В 1987 году по случаю этой даты в американской столице прошел Первый всемирный конгресс виолончелистов. Тогда же Рональд Рейган вручил дирижеру высшую государственную награду - медаль Свободы. Ростроповича навестила даже королева Великобритании Елизавета II.

Музыкант был по характеру человеком экстравертным и жизнелюбивым. За годы головокружительной славы за рубежом он обзавелся колоссальным количеством высокопоставленных друзей и приятелей. На его юбилеи съезжался весь мировой музыкальный бомонд. Друзьями Ростроповича были Пикассо, Шагал, Дали, Галич и Бродский. В 1994 году, когда дирижер объявил об окончании сотрудничества с Вашингтонским национальным симфоническим оркестром, он провел грандиозный гала-концерт. Благодарственные письма Ростроповичу отправили все американские президенты, с которыми он познакомился на своем «посту»: Картер, Рейган, Буш-старший и Клинтон.

Музыкант и гражданин

На Западе Ростропович стал известен не только как непревзойденный музыкант, но и как борец за права человека. Он часто выступал с концертами в особенно проблемных регионах мира. Например, в 1989 году маэстро сыграл одну из виолончельных сюит Баха у Берлинской стены. В 1974-м он стал обладателем награды, присужденной ему Лигой прав человека.

Тем временем обстановка в мире менялась. В СССР к власти пришло новое руководство, вставшее на путь реформ. В 1990 году Михаил Горбачев отменил постановление, по которому Ростроповича и Вишневскую лишили гражданства, наград и почетных званий. Однако музыкант захотел остаться «гражданином мира». Он не принял обратно советское гражданство, а позже и российское. В 1991 году, когда на последнем вздохе советской системы реакционеры устроили путч ГКЧП, Ростропович специально из Парижа прилетел в Москву и присоединился к толпе, защищавшей Белый дом.

Продолжение карьеры

В девяностые и нулевые года исполнитель продолжал активно гастролировать. Виолончель Ростроповича звучала в крупнейших городах мира. Как дирижер он выступал с «Пиковой дамой» в Сан-Франциско, с «Царской невестой» - в Монте-Карло, с «Леди Макбет» - в Мюнхене. Музыкант вновь начал давать концерты в России. В 1996 году он выступил в Большом театре с «Хованщиной».

Ростропович часто записывал концерты для радио. В 2003 году он получил свою очередную премию «Грэмми». На этот раз она была почетной - за «жизнь в записях» и «экстраординарную карьеру». Всего Мстислав Леопольдович становился лауреатом премии «Грэмми» пять раз. На протяжении всей его карьеры критики отмечали артистизм, эмоциональность, вдохновенность и филигранную красоту игры маэстро.

Фонд и фестиваль Ростроповича

В качестве преподавателя дирижер в 2004 году открыл школу в Валенсии, где учили высшему музыкальному мастерству. Организаторские способности виолончелиста проявлялись в его кипучей деятельности и создании новых фестивалей. Такие мероприятия позволяли открывать для всего мира новые молодые имена талантливых исполнителей. Сегодня в память о великом музыканте каждый год проходит фестиваль Ростроповича.

Дирижер стал президентом собственного фонда. Его средства шли на помощь одаренным студентам. Благодаря ему в России появились новые стипендии и гранты для детей-музыкантов. Сегодня музыкальный фонд покойного отца возглавляет Ольга Мстиславовна Ростропович.

Помощь медицине

Как благотворитель Ростропович стал известен еще и своими проектами по помощи лечебным учреждениям России. Этой деятельностью занимался и занимается «Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича». Сегодня его возглавляет дочь исполнителя Елена Ростропович.

В 2000 году организация начала реализовывать программу по вакцинации детей против гепатита B. На тот момент это было первое подобное начинание после распада СССР.

Смерть

В 2006 году в средствах массовой информации появилась информация об ухудшении здоровья Мстислава Леопольдовича. Музыкант перенес операцию, проведенную в швейцарской Женеве. В декабре дирижера госпитализировали после возвращения в Москву из Воронежа.

В больнице он провел три месяца. Вскоре после выписки в марте маэстро отметил 80-летний юбилей. Его заслуженно поздравили самые знаменитые коллеги по музыкальному цеху, политики, общественные деятели и старые друзья. Само празднование прошло в Московском Кремле. Вскоре состояние Ростроповича вновь ухудшилось. 27 апреля 2007 года он скончался. После смерти легенды в Москве каждый год проходит музыкальный фестиваль Ростроповича.

Признание

Ростропович был членом Академии искусств Франции, Академии наук и искусств США, музыки Англии и т. д. В более чем 50 университетах музыкант стал профессором, а еще в десятках городов по всему миру - почетным гражданином. Франция наградила его орденами Почетного легиона, а Японская ассоциация искусств отметила творчество дирижера Императорской премией. Британские власти сделали Ростроповича почетным рыцарем.

В США музыкант получил Президентскую медаль, в Швеции - орден «Полярная звезда». Всего в его копилке были государственные награды из 29 стран. Накануне 80-летия Ростропович получил российский орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

М стислав Ростропович начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года, а на виолончели - в восемь. В 19 лет он уже солировал в оркестре Московской филармонии, а в 21 преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Ростропович был знаменит не только как музыкант, но и как обществен­ный деятель: в своем доме он приютил писателя-диссидента Александра Солженицына , а во время августовского путча 1991 года виолончелист защищал Белый дом в Москве.

«Большое мелодическое дарование» Мстислава Ростроповича

Мстислав Ростропович родился в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать - пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец - ни у кого другого брать уроки он не хотел.

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы - мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского . Он хотел научиться профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

Пианист Святослав Рихтер и виолончелист Мстислав Ростропович. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Народные артисты СССР Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер. 1968 год. Фотография: Михаил Озерский

Виолончелист Мстислав Ростропович и дирижер Тояма Юдзо. Россия, Москва. Фотография: Владимир Акимов

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями» .

Виртуоз, наставник, аккомпаниатор

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета - композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях . Музыкант проработал здесь 26 лет - многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них - Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру - так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение. Вернувшись из Праги, Вишневская рассталась со своим супругом, директором Ленинградского Театра оперетты Марком Рубиным, и связала свою жизнь с «человеком из оркестра» Мстиславом Ростроповичем. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Фотография: Stanley Wolfson

Виолончелист Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Оперная певица Галина Вишневская и ее муж, всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович, дома с дочерьми. Россия, Москва. Фотография: Шоломович

К 1960-м годам виолончелист вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях - Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».

Мстислав Ростропович

Опальный виолончелист

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову , уничтожали Осю Бродского , с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали...» Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют широкодумным порывом, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление» .

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра , лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.Народный артист СССР Мстислав Ростропович (на дирижерском месте) репетирует с оркестром ГАБТ СССР оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Россия, Москва. Фотография: Леон Дубильт

Виолончелист Мстислав Ростропович и английский композитор Бенджамин Бриттен после концерта в Большом зале Московской консерватории. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева , Дмитрия Шостаковича , Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Ростропович умер в 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Виолончелист, педагог, дирижер, композитор, общественный деятель

Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945, 1-я пр.)
Лауреат Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Праге (1947,1-я пр.) и в Будапеште (1949, 1-я пр.)
Лауреат Международного конкурса виолончелистов им. Г. Вигана (Прага, 1950, 1-я пр.)

Лауреат Сталинской премии (1951)
Лауреат Ленинской премии (1964)
Лауреат Государственной премии РФ (1995)
Лауреат премии им. Альберта Швейцера (США, 1985)
Лауреат премии «Полярная звезда» (Швеция, 1995) и многих других

Сын виолончелиста Леопольда Витольдовича Ростроповича (1892-1942), окончившего Петербургскую консерваторию по классу А. В. Вержбиловича с золотой медалью. Первые годы жизни Ростроповича связаны с Баку, где отец, тогда профессор Азербайджанской консерватории много выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. В 4 года сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы им. Гнесиных. В 13-летнем возрасте исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели К. Сен-Санса в г. Славянске.

С 1943 года был студентом Московской консерватории по классам виолончели (у С. М. Козолупова) и композиции (у В. Я. Шебалина). Под руководством Д. Д. Шостаковича изучал курс инструментовки. Необычайную одаренность молодого музыканта в те годы отмечали не только его наставники, но и Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян. В 1946 году блестяще закончил консерваторию (имя Ростроповича занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). В 1947 году, будучи аспирантом, исполнил малоизвестный тогда Первый концерт для виолочели с оркестром С. С. Прокофьева.

Концертная деятельность

С огромным успехом концертировал в СССР (города Сибири, Заполярья, Дальнего Востока), а также во всех союзных республиках и во многих странах мира. Выступления Ростроповича на фестивалях в Праге, Будапеште и особенно на Международном конкурсе виолончелистов им. Г. Вигана стали сенсационными. Диапазон выразительных возможностей артиста, его репертуар стремительно расширялись. В сложившиеся традиции исполнения виолончельных шедевров И. С. Баха и Л. ван Бетховена внес много нового (трактовка музыкальных образов, драматургии и т. д.). В 1949-1950 впервые исполнил (с С. Т. Рихтером) сонаты для виолончели и фортепиано Мясковского и Прокофьева (посвящены Ростроповичу). В 1951 году за 2 вечера исполнил все Сюиты Баха для виолончели соло, через 2 года — 5 сонат Бетховена (также с Рихтером). Внес исключительный вклад в процесс создания Прокофьевым Симфонии-концерта ор. 125 (впервые сыграл ее в Копенгагене, 1954). Среди выдающихся достижений Ростроповича — исполнение им концертов Шостаковича для виолончели с оркестром ор. 107 (1959) и ор. 126 (1966). Активно выступал в составе фортепианного трио с Э. Г. Гилельсом и Л. Б. Коганом. В 1960-е годы за короткий срок Ростроповичем были осуществлены не имевшие тогда аналогов масштабные концертные циклы, представлявшие собой широкую панораму музыки для виолончели (сочинения А. И. Хачатуряна и К. С. Хачатуряна, А. Жоливе, Д. Б. Кабалевского, А. Соге, М. С. Вайнберга, Л. Пипкова, В. Я. Шебалина, Ю. А. Левитина, У. Пистона, П. Фосса, Е. К. Голубева, В. Лютославского, Л. К. Книппера и мн. др., большинство сочинений посвящено Ростроповичу).

Искусство Ростроповича вызвало к жизни появление сочинений для виолончели в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где ранее интерес к этому инструменту практически отсутствовал. В те же годы возникла творческая дружба с Б. Бриттеном. Композитор, до того не обращавшийся к сольной виолончели, за короткий срок создал для нее ряд значительных сочинений (Симфония-концерт, Соната для виолончели и фортепиано, 3 сюиты для виолончели соло). Огромный художественный резонанс вызывали также совместные выступления Ростроповича с певицей Г. П. Вишневской (женой; исполнял партию фортепиано.). Новизна интерпретации известных вокальных шедевров стимулировала появление новых (вокальные циклы Шостаковича, Бриттена).

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. Через 6 лет под его руководством в Большом театре была осуществлена новая постановка оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, позднее — оперы «Война и мир» Прокофьева. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. продолжал активную исполнительскую деятельность.

С 1974 года Ростропович жил в США; в 1978 году за право-защитную деятельность Ростропович и Вишневская были лишены гражданства СССР, в 1990 году гражданство было восстановлено. В 1977-1994 годы возглавлял Национальный симфонический оркестр США (Вашингтон). В 1990 году предпринял с этим оркестром турне по России.

Педагогическая деятельность

Преподавать начал в 1947 году в ЦМШ, будучи аспирантом. С 1948 года — ассистент Козолупова в Московской консерватории, вскоре получил собственный класс, с 1960 года — профессор. С 1961 года возглавил кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории (в 1961-1966 заведующий кафедрой виолончели). Не порывая связей с традициями школы Козолупова, в своей системе преподавания многое унаследовал от отца, особенно в вопросах воспитания и развития артистической фантазии ученика. Педагогический облик Ростроповича отмечен меткостью афоризмов, смелостью ассоциаций, выразительностью жестов, неповторимостью личного показа. При кажущейся импровизационности урока всегда присутствовала скульптурно-точная форма его построения, опирающаяся на пропорциональность периодов «показа» и «слушания».

В 2002 году вошел в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Народный артист СССР (1966)

Член Академии наук и искусств США, Академии «Санта-Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Великобритании, Королевской академии музыки Швеции, Баварской академии изящных искусств, Академии Франции («Сорок бессмертных»)
Был президентом Эвианского фестиваля (Франция)

Обладатель докторских степеней 36 университетов, институтов, консерваторий, музыкальных академий и высших музыкальных школ различных стран мира.

Почетный профессор Ленинградской, Ереванской, Московской (1993) консерваторий, Кубинской национальной консерватории
Почетный член Дома Бетховена (Германия, Бонн), Королевского музыкального колледжа (Великобритания)
Почетный председатель Нью-Йоркского общества виолончелистов и др.

Награжден высшими государственными наградами СССР и РФ

Удостоен титула «Сэр Королевства Великобритании»
Награжден золотыми медалями более 20 городов
Обладатель «Золотых ключей» 8 городов, почетный гражданин 15 городов мира
Кавалер ордена Почетного легиона, командор Ордена литературы и искусств Франции, командор ордена «Феникс» (Греция)
Награжден орденом Искусств и литературы Швеции, Командорским крестом Ордена за заслуги (ФРГ) и др. (свыше 24)
Обладатель золотых медалей Королевского филармонического общества Великобритании, Римской Академии «Санта-Чечилия», «Виотти д"Оро», а также медалей Международного конгресса памяти Андрея Сахарова «Мир, Прогресс и Права человека» (1991); Фонда американско-российского культурного сотрудничества (США), «Защитнику свободной России» (1991) и др.

Участие в жюри конкурсов

Председатель жюри Международного конкурса виолончелистов им. П. И. Чайковского (1962, 1966, 1970). Основал Международный конкурс виолончелистов М. Ростроповича (Франция), Благотворительный фонд поддержки молодых музыкантов России, Музыкально-педагогический институт им. Л. и М. Ростроповичей в Оренбурге.

Ученики:

Среди учеников: М. Абрамян, Т. Габарашвили, К. Георгиан, Д. Герингас, Н. Гутман, М. Майский, А. Никитин, Б. Пергаменщиков, Э. Тестелец, Ю. Фалик, М. Чайковская, Н. Шаховская, а также С. Апполин (ЧССР), Ж. Дю Пре (Великобритания), Л. Г. Ренар (Мексика), Р. Сухецкий (Польша), П. Циммерман (ГДР).

Сочинения

Литература о данном педагоге:

  • Музыкальная энциклопедия. Т. 4
  • Московская консерватория. 1866-1966 / Редколлегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М., 1966.
  • Козолупов С. Мстислав Ростропович // Советское искусство. 1946. 11 мая
  • Гинзбург Л. М. Л. Ростропович // Советская музыка. 1954. № 1;
  • Гайдамович Т., Книппер Л. Зрелость артиста // Советская музыка. 1957. № 3;
  • Блок В. Концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1958. № 21-22;
  • Сабинина М. Сольные концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1961. № 2;
  • Берлинский В. Два концерта М. Ростроповича // Советская музыка. 1961. № 2;
  • Гусман И. Дирижерские дебюты Д. Шостаковича и М. Ростроповича // СК. 1962 № 138;
  • Мильман М. Сонатный вечер М. Ростроповича и С. Рихтера // Советская музыка. 1962. № 4;
  • Медведев А. Три века виолончели (концертный цикл М. Ростроповича) // Музыкальная жизнь. 1963. № 22;
  • Гайдамович Т. Личная тема — современность // Музыкальная жизнь. 1964. № 12;
  • Шостакович Д. Красота души человеческой // Комсомольская правда. 1964. 10 марта;
  • Юдин Г. Звучит музыка Шостаковича, и оперой дирижирует Ростропович // СК. 1967. № 136;
  • Гайдамович Т. В классе Ростроповича // Советская музыка. 1968. № 1
  • Гайдамович Т. Мстислав Ростропович. М., 1969;
  • Золотов А. Два вечера с Ростроповичем // Известия. 1990. 15 февр.;
  • Хентова С. Ростропович. СПб., 1993;
  • Грум-Гржимайло Т. Ростропович и его современники. В легендах, былях и диалогах. М., 1997 и др.
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ростроповича Мстислава Леопольдовича

Известный музыкант, дерижёр и гениальный виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович был рожден в Баку в марте, 27 числа 1927 года в семье музыкантов. Леопольд Витольдович Ростропович, его отец, известный виолончелист, заслуженный артист РСФСР, был профессором Саратовской и Бакинской консерватории. Семья переехала в Баку из города Оренбурга. Их пригласил знаменитый азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков. Дед Ростроповича, Витольд Ганнибаллович, происходил из дворянской польской семьи, он был пианист, композитор и составитель сборников педагогических музыкальных пьес для фортепьяно. В 1880 году прадед Ростроповича был признан вместе с детьми в Российской Империи в правах древнего дворянства. Прапрадед Мстислава Ростроповича, Иосиф Ростроповичюс, приехал в Варшаву из Вильно. Мать Ростроповича Мстислава была пианисткой и жила в Оренбурге, её родители были известными в Оренбурге музыкантами.

Мстислав Ростропович начал рано заниматься музыкой - уже с четырёх лет. В годах 1932-1937 Растропович учился в Москве, в Музтехникуме имени Маяковского. Уже в 14 лет Ростропович начал преподавать в музыкальном училище города Чкалова (ныне город Оренбург), куда семья была эвакуирована во время войны в 1941 году. Одновременно он брал уроки мастерства у композитора М.И.Чулаки и дирижёра Б.И.Хайкина в Чкалове. В 16 лет Растропович поступил в Московскую консерваторию, где он изучал виолончель в классе Семёна Козолупова и учился композиции у Сергея Прокофьева. В 1945 году Ростропович получил всесоюзную известность как виолончелист. Он завоевал золотую медаль III всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. После этого события Слава Ростропович был сразу переведён со второго курса консерватории на пятый. По его словам, на его личность оказали влияние три композитора: Шостакович, Прокофьев и Бриттен. Всесоюзное признание пришло к Мстиславу Леопольдовичу в 1950 году после того, как он победил в Праге на конкурсе имени Гануша Вигана. Ростропович стал преподавателем Московской консерватории, где работал в течение 26 лет. В Ленинградской консерватории Ростропович преподавал 7 лет. С 1959 по 1974 годы Ростропович работал профессором Московской консерватории. Звание почётного профессора Московской консерватории он получил в 1993 году.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Исполнительная деятельность Ростроповича в 60 годах не имела аналогов в музыкальном мире. В 1964 году ему присвоена Ленинская премия. В сезон он давал 130-200 концертов в Советском Союзе и за рубежом.

В 1969 году Ростропович и его семья разрешили Александру Исаевичу Солженицыну поселиться у них на даче в Подмосковье и написали открытое письмо Генсеку КПСС в его защиту. Последовали меры ограничения концертной деятельности для Ростроповича, были отменены туры за границу, многие концерты. Ростропович и его жена , знаменитая оперная певица, оказались в опале и им были выданы визы для выезда из СССР в 1974 году. Ростропович и выехали за границу, где стали заниматься концертной деятельностью с большим успехом. От Президиума Верховного Совета СССР последовала мера лишения гражданства в 1978 году за действия, якобы наносящие ущерб престижу Советского Союза.

В 1977-1994 годах Ростропович - в Вашингтоне, он главный дирижёр Национального симфонического оркестра, его приглашают лучшие оркестры мира. Он регулярно выступает в Берлинской филармонии. Он регулярный гость Бостонского симфонического оркестра, Лондонской филармонии, Лондонского симфонического оркестра. Ростропович - организатор собственных фестивалей. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов во Франкфурте. Ростропович ведёт мастер-классы и открывает музыкальные школы. Под его покровительством проводится в 1998 году международный конкурс по композиции. С 2004 года он возглавляет в Испании (в Валенсии) Высшую школу музыкального мастерства. С 1998 года под его покровительством начал проводиться Международный конкурс по композиции, который был задуман для более близкого взаимодействия любителей классической и современной музыки. Ростропович сыграл тысячи концертов, в том числе в королевских резиденциях. Последними записями были запись концерта Шнитке для виолончели с оркестром и уникальнейший документальный фильм о поездке музыканта в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром Соединённых Штатов. Семья Ростроповичей известна своей благотворительной деятельностью. Ростропович был президентом благотворительного конкурса имени Вишневской-Ростроповича и одним из попечителей школы им. Горчакова.

Летом 2006 года Мстислав Ростропович тяжело заболел. Он умер в апреле, 27 числа 2007 года в клинике в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.