Почему мы любим сказки? Жизнь, как сказка, или какую роль играют сказки в развитии детей? Сказки развивают воображение ребенка.

Почему мы любим сказки? Ответ на этот вопрос очень прост. В нашей обычной реальности не хватает чудес и волшебства. В погоне за материальными ценностями мы утопаем в рутине, начинаем медленно сходить с ума от однообразия, постоянно испытываем стресс и мечтаем хоть на часок сбежать туда, где фантазия способна нарисовать отличный от привычного мир, где сны становятся явью, а добро непременно побеждает зло.

Впрочем, все это относится преимущественно ко взрослым читателям - фанатам фэнтези. Если же говорить о детях, то чудеса и волшебство для них столь же реальны, как для нас очередной дедлайн на работе или утренняя пробка. Они не просто верят в них, они убеждены, то мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Следовательно, чтение сказочных историй для малышей - вовсе не эскапизм (попытка сбежать от реальности в вымышленную вселенную). Это продолжение того, что они видят вокруг. И задача современного сказочника - сделать так, чтобы, с одной стороны, не убить мечту, а с другой - наполнить свое произведение реализмом: вечными ценностями, настоящими правилами, пониманием происходящих событий, описанием окружающей действительности. Одним словом, требуется совместить приятное с полезным, и ни в коем случае нельзя нарушать правильные пропорции между главными ингредиентами. Ведь если реальности станет слишком много, сказка потеряет свое волшебство. Если ее будет недостаточно, произведение окажется пустым и утратит свой главный смысл: учить и передавать накопленный опыт от одного поколения к другому.

Сказки появились задолго до современной цивилизации. Когда-то древние люди рассказывали их друг другу у костра, зачастую сочиняя прямо на ходу. В иносказательной манере они делились своими наблюдениями, выводами, ошибками. Таким образом малыши развлекались и получали первые уроки жизни, которые, возможно, важнее всех школьных занятий, вместе взятых. Сказки содержат в себе не только развлекательные и обучающие компоненты, но и воспитательную базу. Они яркие, красивые и откладываются в памяти вместе со всей моралью, которая в них содержится. И это прекрасно понимали наши предки.

Традиции продолжили авторские истории. С течением времени менялись мир и проблемы, которые затрагивали сказители. Нужно отметить, что произведения родом из прошлого частенько современникам кажутся мрачноватыми, а высказанные в них идеи способны травмировать психику благополучных детей двадцать первого века. Поэтому очень часто классические книги видоизменяются, сокращаются и даже переписываются. Правильно ли это? Вопрос, об ответе на который спорить можно очень долго. Но если хочется избежать споров и прочитать своим детям оригинальную книгу, безопаснее будет взять творение современного писателя, понимающего наши реалии и особенности психики девчонок и мальчишек нового поколения.

Автором, чье творчество заслуживает пристального внимания, является Наталия Мосина. Ее книга «Как Катенька и Машенька в сказку ходили», которая вышла в мае текущего года в издательстве «Союз писателей», очень милая, добрая, волшебная. В ней полно магии и приключений, есть мечта, к которой можно стремиться, и надежда, ведущая вперед, подобно спасительному огоньку маяка в ночи. Герои вышли обаятельными и похожими на юных читателей. Они умеют любить, дружить, испытывают уважение к старшим. Высшие человеческие ценности, проверенные временем, преподносит публике Наталия Мосина. И в то же время ее произведение динамичное и красочное в современных традициях.

О чем же эта книга? О двух сестренках, которые очень любили слушать сказки. И вот однажды они сами решили отыскать дорогу в мир чудес, дверца в который не всем отворяется. Они встретили добрую фею, познакомились с мудрым Сказочником и отправились в собственную Сказку, где их ждут открытия, приключения и, конечно, опасности.

Приобретайте книгу для детей «Как Катенька и Машенька в сказку ходили» в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».

Чтение сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

  • Область отношений между людьми;
  • Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
  • Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
  • Рекомендации по противостоянию стрессу;
  • Типологии людей и способы влияния на них;
  • Духовное развитие человека;
  • Мужская и женская психология.

Образный, символический язык сказки обращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой в подсознании создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни.

Какую книгу выбрать для ребенка, чтобы она ему была интересной, развивала его и учила хорошему вкусу? Самое главное - начать читать ребенку как можно раньше. Книга развивает ребенка любого возраста, будь то книжка-гармошка из пары страниц, или трехсотстраничный приключенческий роман без картинок.

Без преувеличения можно сказать, что никогда не слишком рано начать читать детям. Для самых маленьких подойдут скороговорки, стихотворения и детские стишки, которые должны быть мелодичными, ритмичными и делать акцент на повторении. Монотонный ритм помогает развивать языковую интуицию и, к тому же, хорошо усыпляет. Позже можно читать короткие повести и сказки.

Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе. Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации. Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, ребенок хочет слышать, прежде всего, мамин голос. Старайтесь, чтобы интонация и тембр голоса излучали тепло и вызывали приятные ощущения. Подключите все чувства ребенка. Показывайте пальцем на картинке в книге и называйте их. Кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво. Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Волшебные истории(сказки) - кладезь всевозможных случаев из реальной жизни. Их можно считать отличной учебной методичкой. С их помощью ребенок познает мир и его непростые законы. Возможно, услышанная история поможет решить малышу важную для него проблему.

Сделаем выводы, зачем ребенку нужны сказки:

  • Сказка – это золотой ключик к душе ребенка.
  • Сказочные персонажи помогают ребенку стать добрее, отзывчивее и смелее.
  • Пополняется словарный запас, развивается логика, фантазия и воображение.
  • Учат разбираться, что такое добро и зло.
  • Сопереживание герою формирует милосердие и сострадание.
  • Тренировка памяти и формулировка мыслей при обсуждении прочитанного.
  • Самостоятельное чтение помогает усвоить пунктуацию и орфографию в дальнейшем.
  • Чтение спокойных сказок со счастливым концом могут решить проблемы со сном.
  • Семейные чтения вслух и обсуждение произведений сближают детей и родителей.

Какому ребенку не нравятся сказки? Если такие дети есть, то их очень небольшое количество. Как правило, детям нравится, когда им либо читают, либо рассказывают волшебные истории. А часто бывает и так, что если мама-папа-бабушка-дедушка или какой другой воспитатель забудет или просто упустит какой-нибудь фрагмент, дитя тут же протестует: "а что не рассказала про то-то или это"!

Почему же сказки в определенный момент нашей жизни так нам необходимы? Почему они становятся неотъемлемой частью определенного периода нашего развития?

С психоаналитической точки зрения сказки помогают ребенку преодолевать трудности взросления и справляться с кризисами нормального развития. Ребенку нужно понять самого себя, свои потребности и возможности общения с тем миром, в котором он живет. Ему нужно понять, как справиться с теми эмоциями и чувствами, которые наполняют его, и привести их в определенный порядок. Также ему необходимо познакомиться с понятием морали - не в сухом дидактическом виде, а в житейском реальном образе, который будет наполнен значением, запоминающимся на всю жизнь. И это то, что ребенок получает через сказку.

Н езависимо от культурного и/или интеллектуального уровня "слушателя" , с казки дают информацию различным субстанциям психики, которые ее «используют» в тот или иной момент времени . Дети находятся во власти своих эмоций и импульсов, которые зачастую не видны и незаметны, и сказки предлагают им возможные варианты того, как можно с ними справится и какие решения принять как в настоящий момент, так и в будущем.

С какими нормальными проблемами приходится справляться ребенку в процессе взросления? По психоаналитической теории с самого момента рождения дитя полностью сконцентрировано только на себе и на своих желаниях, потом в круг его «интересов» попадают близкие ему люди , которые являются как бы проводниками в окружающий мир и после постепенно мир расширяется, и ребенок оказывается в многогранной сложной и огромной действительности. Конечно, это очень упрощенная схема психоаналитической теории развития. Но факт тот, что все мы проходим по этому пути и встречаемся с необходимостью отказываться от своих исключительных собственных желаний и побуждений, преодолевать конфликты в восприятии наших родителей и определении своего места в структуре семьи; принимать и понимать роль и место других детей в семейной структуре; отрекаться от детской зависимости; выстраивать свою собственную идентичность и самость ; принять морально-нравственные обязательства … С рождения ребенку надо понять, что же происходит в его сознании и встретиться со своим бессознательным миром. И в этом ему помогают сказки, которые не только по своему содержанию предлагают детскому воображению выйти на новый уровень и расширить его границы и размеры, но и по своей форме и стр оению дают возможность структурировать свои фантазии и направлять их в нужное русло.

Знаем ли мы какую-либо сказку, где герою не приходится сталкиваться с трудностями на своем пути? Как он их преодолевает? Сказки готовят ребенка к тому, что в жизни никогда не бывает все гладко и без проблем. И этого не надо пугаться! В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с проблемами и трудностями и это неизбежно. Сказки учат тому, что если преодолевать препятствия, и не бежать от них, если уметь справляться с лишениями, порой очень несправедливыми, то в конце концов добиваешься своей цели.

Морально-нравственная составляющая сказок указывает на то, что нельзя добиться результатов путем разбоя, грабежа или насилия. Именно поэтому во всех историях присутствует «отрицательный» герой - дракон, ведьма, Баба-Яга… На какой-то момент это «чудовище» добивается своего, но в конце концов добрые хорошие герои его побеждают. Как правило, ребенок идентифицируется с положительными персонажами, но в то же время на другом уровне психики наличие «драконов-ведьм» указывает на присутствие «плохих» импульсов, с которыми ребенку приходится бороться в своем подсознательном или бессознательном мире. И сказка показывает, что с одной стороны - это нормально хотеть все разрушить, испортить, убить в конце концов, а с другой - положительный герой всегда побеждает, т.е. добрые хорошие чувства и эмоции берут вверх над отрицательными.

В настоящее время появилось очень много разных новых историй и сказок, но как правило эти модные книжки не несут в себе всю ту смысловую нагрузку, о которой сказано выше. Не даром сказки складывались народом и продолжительность их жизни бесконечна. И для этих народных мудростей нет ни границ, ни времени!

Оказывается, не все родители осознают значение сказок для детей. В Великобритании 25 % недавно опрошенных родителей заявили, что они не читают сказки детям в возрасте до пяти лет, потому что они ничему их не учат, учат плохому или просто слишком страшные. Например, одна из причин, по которой некоторые родители не читают своим детям сказку «Три медведя», заключается в том, что эта сказка, по их мнению, исподволь учит детей тому, что воровать - это хорошо. Вряд ли. Скорее, трактовать заложенный в ней посыл можно несколько иначе: не врывайся в чужой дом, потому что там может жить семья медведей. Или же трактовать более позитивным образом.

Значение сказок

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им больше сказок» (Альберт Эйнштейн).

1. Сказки учат детей справляться с проблемами. Мы учимся у сказочных персонажей даже во взрослом возрасте. Сказочные герои помогают нам, потому что мы связываем их перипетии с нашей собственной жизнью, мечтами, тревогами и размышляем над тем, как бы мы поступили на их месте. Сказки помогают детям учиться понимать эту жизнь и ориентироваться в ней.

«Сказки не рассказывают детям о существовании драконов. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно победить» (Гилберт Кит Честертон).

2. Сказки развивают эмоциональную устойчивость. Сказки рассказывают о реальных проблемах, с которыми сталкивается практически каждый человек, и делают это деликатно, с помощью фантастических сюжетов, в которых главный герой чаще всего торжествует (за исключением сказок братьев Гримм.) Пребывая в безопасной среде родной семьи, дети должны уяснить для себя, что плохое может случиться с каждым. Почему? Никто не застрахован от проблем - именно поэтому нам так необходимо раскрывать потенциал наших детей. По сути, есть два варианта: либо мы помогаем им накачать их «эмоциональные мышцы», чтобы они могли использовать их в трудные времена, либо мы постоянно защищаем детей, делая их настолько слабыми, что они становятся неспособными справиться с любой проблемой, требующей душевных сил.

3. Сказки учат нас разговорному языку (культурной грамотности и правилам). Мы встречаем сказки в различных парафразах и пантомимах, они помогают нам понимать иносказательные выражения и деликатно высказывать свое мнение. Мы дышим ими. Мы знаем их.

4. Сказки стирают межкультурные границы. Во многих культурах есть общие для всех сказки, такие как, например, «Золушка», имеющие свой особый культурный колорит. Мы читаем разные версии и понимаем, что для всех нас характерна очень важная черта - необходимость обретения смысла жизни посредством определенной истории и надежды на победу добра над злом.

5. Сказки учат понимать структуру рассказа. Сказки учат понимать основы любого рассказа - времени и места действия, персонажей и сюжета (завязки, кульминации и развязки), а также понимать разницу между художественной и научной литературой. Когда ребенок понимает принципы рассказа, это развивает его способность предугадывать и понимать смысл других рассказов, которые он читает.

6. Сказки развивают воображение ребенка.

«Когда я анализирую себя и свои методы мышления, то прихожу к выводу, что дар фантазии значит для меня больше, чем любой талант к абстрактному, позитивному мышлению» (Альберт Эйнштейн).

7. Сказки дают возможности обучать детей навыкам критического мышления. Можно просто ненавидеть диснеевскую «Русалочку». Девушка, которая отказывается ради мальчика от самой жизни, вряд ли должна стать примером для подражания для дочерей. Даже оригинальная версия показывает, на первый взгляд, слабую женщину, которая погибает ради мужчины (по крайней мере, страдает от последствий!).

Но… Это не значит, что нужно запрещать детям читать истории о русалке. Родительская попытка защитить ребенка не научит его навыкам критического мышления . А раскрытие информации и направляемый в нужное русло разговор непременно научат!

8. Сказки преподают уроки. Используйте сказки, чтобы преподавать ребенку уроки нравственности . Что ребенок может почерпнуть из «Руслана и Людмилы»? А из «Золушки» и «Кота в сапогах»?

Итак, бывают ли слишком страшные сказки для детей? Иногда.

  • Вы должны учитывать возраст и уровень развития ребенка . Мы не читаем двухлетним детям сказку «Рапунцель» в оригинале, где принц слепой и окровавленный, потому что дети не поймут ее в любом случае. Используйте вашу логику родителя. Пусть дети также высказывают свои собственные суждения - они могут рассказать вам, считают ли они эту сказку слишком страшной или нет.
  • При чтении сказок необходимо учитывать время дня. Возможно, некоторые сказки не следует читать на ночь. Что ж, читайте их днем!

Не нужно исключать сказки из жизни ребенка только потому, что некоторые из них страшные или неполиткорректные. Всегда можно найти адаптированные версии сказок, которые больше подойдут именно вашему ребенку и вашей семье.