Пресвитер иоанн письмо. Легенда о вымышленном царстве пресвитера иоанна

Сведения о проповеди апостола Фомы веками вселяли веру в то, что в далекой и таинственной Индии существует большое христианское государство, которым управляет пресвитер Иоанн. Эта легенда дошла и до Руси, где легендарный царь-священник превратился в «царя и попа Ивана».

Первым упоминанием пресвитера Иоанна принято считать запись в «Хронике о двух градах» Оттона Фрейзингенского. Под 1145 годом Оттон рассказывает, что услышал в Риме от епископа Габалы историю о христианском правителе из дальних земель Востока. Во второй половине XII в. легенда о пресвитере Иоанне получает распространение благодаря псевдоэпиграфическому посланию византийскому императору Мануилу Комнину (1143-1180) от Пресвитера Иоанна. Под «Индией», правителем которой считался пресвитер Иоанн, понималась полулегендарная страна, помещавшаяся в разных частях ойкумены, поскольку в средневековой Европе бытовало представление о «трех Индиях»; как правило, царство пресвитера Иоанна отождествлялось с «Великой Индией». В исходном тексте послания пресвитер Иоанн назывался правителем всех трех Индий (в том числе и той, где находится гробница апостола Фомы) и повелителем семидесяти двух царей. Земли пресвитера Иоанна наполнены всевозможными диковинами и населены множеством народов. Когда пресвитер Иоанн идет на войну, то перед ним несут огромные кресты. Каждый год он совершает паломничество на могилу пророка Даниила в Вавилонской пустыне. В течение всего XIII века путешественники, миссионеры и послы из Европы (Иоанн Плано Карпини и Гильом де Рубрук, Марко Поло) пытались найти в Азии потомков пресвитера Иоанна.

Старославянский вариант послания пресвитера Иоанна византийскому императору Мануилу - «Сказание об Индейском царстве» появился на Руси в XIII-XIV веке. «Царь и поп Иван» назван в нем «поборником по православной вере Христовой». В «Сказании» присутствует описание фантастических существ, очевидно, взятых из византийского «Физиолога».

Во время монгольских завоеваний легенда получила новую жизнь. До Европы и Ближнего Востока в первой четверти XIII века доходили слухи о походах Чингисхана. Под их влиянием Яков де Витри прилюдно проповедовал после взятия крестоносцами египетского города Дамиетты в ноябре 1219 года, что Давид, правитель обеих Индий, грядет со своими свирепыми воинами, чтобы помочь христианам уничтожить сарацин. В «Повести о Давиде, христианском царе Татар» рассказывалось о деяниях Давида, сына пресвитера Иоанна (или имя Иоанна просто заменялось на «Давида»). Новости из Святой Земли вызвали в Европе прилив надежд на монголов как силу, способную оказать поддержку крестоносцам. Но разорение Батыем русских княжеств изрядно повредило идеалистическим представлениям о монголах как воинах «царя Давида». За этим последовало опустошение Венгрии Батыем в 1241-1242 годах. Поскольку монголы «дискредитировали» себя в глазах европейцев, легенде о пресвитере Иоанненеобходимо было вновь измениться, чтобы выжить. И очень быстро возник новый ее вариант, согласно которому монголы восстали против пресвитера Иоанна и убили его, после чего и начали творить недостойные деяния.

Не обнаружив царства пресвитера Иоанна в Азии, европейцы с конца XIII века начинают искать его в Африке, где должна была находиться «Третья Индия» (или «Дальняя Индия»).

В 1321-1324 годах миссионер-доминиканец Журдэн де Северак, посещавший Африку и Азию, в сочинении «Описания чудес» уже отождествлял правителя Эфиопии с пресвитером Иоанном. На соотнесение пресвитера Иоанна с царем эфиопов, вероятно, повлияла и апокрифическая традиция. Согласно ей, один из ветхозаветных волхвов (Бальтазар) считался чернокожим правителем Сабы и, таким образом, наследником царицы Савской.

В XV веке Колумб предпринял свое путешествие во многом из-за стремления обнаружить «Великую Индию», где, по легенде, правил пресвитер Иоанн. Тогда же стремление найти царство таинственного пресвитера побуждало португальского инфанта Генриха Мореплавателя поощрять своих подданных на новые географические открытия.

Португальцы проникают в Эфиопию и действительно обнаруживают там христианское государство. Однако оно мало соответствовало той картине сказочных богатств, которую рисовала легенда о пресвитере Иоанне.

Позже, в связи с ухудшением положения Эфиопии из-за успешных завоеваний имама Ахмада аль-Гази эфиопы сами начинают нуждаться в военной помощи со стороны португальцев. Эфиопия постепенно перестает отождествляться с землей пресвитера Иоанна.
К 1530 году относится последняя волна распространения по Европе «посланий пресвитера Иоанна», которые, однако, не нашли особого отклика. Но в европейской картографии царство пресвитера Иоанна приживается на неожиданно долгое время. Вплоть до 17 века нидерландские и португальские картографы приводили детализированные карты «Абиссинии, или империи пресвитера Иоанна», расположенной в Восточной Африке. Отсылки к легенде о пресвитере Иоанне можно найти в самых разных произведениях: от романа Умберто Эко «Баудолино» до песен Бориса Гребенщикова и современных комиксов.

Пресвитер Иоанн собирается вторгнуться будто с соседней планеты и покарать грешников и басурман, избавить от страданий братьев и сестриц, изнывающих под ударами магометан, и злых князей, и бояр. Подобного весёлого и радостного Царя и Короля Смеха ждут простые (и не простые люди) во все времена.

Король оспы
Мы не можем начать расследование истории и геософии далёкого Царства Пресвитера Иоанна без понимания, что такое Царство для людей вообще. Его места в головах людей и в мифологии наших народов.

Для примера возьмём родную Русь.

Русский мир, его общество живут самодостаточной жизнью, как и любое другое человеческое общество. В идеале социум старается не соприкасаться ни с какой иной-прочей частью мира, словно корабль, плывущий в океане.

Россия существует в своей посконной «земляной» сфере Русской Равнины. Есть у неё своя «красная» элита, потомки древних благородных родов. Но, время от времени, Равнине приходится сталкиваться с Иным. Чем-то отдельным - с другими этносами, культурами, технологиями. Как сталкиваться, что ей делать – наша Равнина не знает. Поэтому Равнина берёт сыворотку из Иного, чужого мира, из возможного источника болезни, из субстанции угрозы, так как делают прививку от оспы.

Оспа это Чужое и Иное, стремящееся уничтожить организм. А прививка от оспы – царская власть, которая приходит на Равнину всегда Извне.

Согласно «дедушке этнографов» Фрэзеру и русским сказкам – появляется молодой царевич из иной земли, из Тридевятого королевства. Он приходит в наше царство и получает по итогам различных подвигов царевну и пол-царства в придачу. «Иной царевич» несёт в себе не только «печать чужого», впереди него играет удивительная мелодия, шелестит свежий бриз С-Той-Стороны.
Согласно структуралисту Рене Жирару «священное», попадая в наш мир, всегда раздваивается, троится. Иное, священное многолико, поэтому «Оттуда» царствовать прибывают братья.

Повелитель Оспы
- Священный царь может ничего не делать. У африканских племён он просто ест-пьёт и совершает аморальные безобразные поступки. То, что никогда не позволит себе ни один обыватель королевства, живущий по чётко отмеренным правилам и законам. Поэтому царь священен, сакральность его связана с Иным, он – «сыворотка Иного» в живом организме страны.

Он может однажды проснуться и приказать всех развесить по деревьям. И все ему угодливо помогают, потому что понимают, что царь это - вулкан, его кратер наполнен лавой! Льву ревущему, царю могучему приносятся жертвы.

Жрец решил. Народ, согласный

С ним, зарезал мать мою:

Лев пустынный, бог прекрасный,

Ждет меня в степном раю.

Мне не страшно, я ли скроюсь

От грозящего врага?

Я надела алый пояс,

Янтари и жемчуга.

Вот в пустыне я и кличу:

«Солнце-зверь, я заждалась,

Приходи терзать добычу

Человеческую, князь!

Дай мне вздрогнуть в тяжких лапах,

Пасть и не подняться вновь,

Дай услышать страшный запах,

Темный, пьяный, как любовь».

Как куренья, пахнут травы,

Как невеста, я тиха,

Надо мною взор кровавый

Золотого жениха.

(Николай Гумилёв «Невеста льва»)

И русская власть всегда приходила извне.

Это Рюрик с «братьями», Чингизиды, потомки прусских князей Балтики – Романовы, а также Владимир Ильич Ленин, приехавший на Русскую Равнину из Швейцарии и буквально вобравший в сумасшедшие революционные годы архетип «красного царя» в себя. Но сложный организм общества и народов, страну населяющих, рассматривает царскую функцию именно, как прививку от Иного. Поначалу варяжские князья, и монголы, и большевики Равнину грабят и реструктурируют, потом мобилизуют её жителей и защищают от Иного.

Субъект инопланетного вторжения

Несторианская былина о Пресвитере Иоанне, о «царе-попе индийском» вполне вписывается, как в русский, так и в любой иной этнический стереотип Сказочного Царства. В золоте и жемчугах Оттуда шумно катят миллионы колесниц.

Мы немного знаем о делах Пресвитера по его «личным письмам» к византийскому императору Мануилу Комнину.

Царство - это вселенская выставка грёз Человечества, таинственный остров, нерождённых ещё детей, Рай на Земле, Зазеркалье.

Есть у меня палата золотая, а в ней - правдивое зеркало; оно – стоит на четырех золотых столбах. Кто смотрит в зеркало, тот видит свои грехи, какие сотворил с юности своей. Вблизи того зеркала есть другое зеркало, стеклянное. Если мыслит кто-нибудь зло на своего господина, то лицо его в том зеркале выглядит бледным, как бы неживым. А кто хорошо думает о господине своем, то лицо его в зеркале сияет как солнце. А во дворце моем сто пятьдесят церквей; одни сотворены богом, а другие человеческими руками.

(Из письма Пресвитера Иоанна)

Точка Энантиодромии (*). Страна-Навыворот. Песенка ребёнка перерастает в львиный рык. Многие желали бы Туда попасть. И некоторые попадают (иначе было бы неинтересно). А кое-кто и дожидается прихода незнакомой Силы Оттуда. Ведь это бесконечный взаимный процесс: мы стремимся Туда, ну а Царь-Оттуда – едет к нам!

(Продолжение следует)

(*) Энантиодромия - предрасположенность любых поляризованных феноменов или явлений переходить в собственную противоположность.

Проповедь о Царстве Пресвитера Иоанна Романа Багдасарова и Павла Зарифуллина в галерее «Триумф» к 100-летию Льва Николаевича Гумилёва

ПРЕСВИТЕР ИОАНН - царь и поп Иван, персонаж средневековых легенд и многочисленных сочинений, созданных на её основ е.

Ми-фический свя-щен-ник-пра-ви-тель мо-гу-щественной хри-сти-ан-ской дер-жа-вы в Ин-дии, про-дол-жа-тель де-ла святого апостола Фо-мы и главный за-щит-ник хри-сти-ан-ст-ва за пре-де-ла-ми Ев-ро-пы. Со-глас-но ле-ген-де, дер-жа-ва пресвитера Иоанна ис-то-ри-че-ски вос-хо-ди-ла к вла-де-ни-ям биб-лей-ских вол-хвов, кре-щён-ных апостолом Фо-мой в Ин-дии.

Пресвитер Иоанн яв-лял-ся, по од-ной из вер-сий, на-след-ни-ком вол-хвов, по дру-гой - свет-ская власть в их дер-жа-ве бы-ла пе-ре-да-на пра-ви-те-лю в са-не свя-щен-ни-ка, ко-то-рый тра-ди-ци-он-но при всту-п-ле-нии на пре-стол при-ни-мал имя Ио-анн в честь Ио-ан-на Бо-го-сло-ва и Ио-ан-на Кре-сти-те-ля.

Ле-ген-да о пресвитере Иоанн поя-ви-лась в XII веке на вол-не ин-те-ре-са к восточным стра-нам, вы-зван-но-го ус-пе-ха-ми 1-го кре-сто-во-го по-хо-да (смотрите Кре-сто-вые по-хо-ды). Различные про-из-ве-де-ния о пресвитере Иоанне, глав-ным из ко-то-рых яв-ля-ет-ся фаль-ши-вое «По-сла-ние пресвитер Иоанн» к ви-зантийскому императору Ма-нуи-лу I Ве-ли-ко-му Ком-ни-ну , поль-зо-ва-лись ог-ром-ной по-пу-ляр-но-стью, пе-ре-во-ди-лись на многие язы-ки, в том числе на ста-ро-сла-вян-ский. Пред-став-ле-ния о су-ще-ст-во-ва-нии мо-гу-щественной хри-сти-ан-ской дер-жа-вы пресвитера Иоана асо-хра-ня-лись до XVII века. В пер-вые де-ся-ти-ле-тия XIII века на вол-не слу-хов о татарских за-вое-ва-ни-ях по-лу-чи-ла хо-ж-де-ние ле-ген-да о сы-не пресвитера Иоанна, Да-ви-де, пра-ви-те-ле хри-сти-ан-ско-го на-ро-да та-тар (в не-ко-то-рых ва-ри-ан-тах Да-вид на-зы-вал-ся от-цом пресвитера Иоанна). По-сле втор-же-ния та-тар в Восточную Ев-ро-пу и кру-ше-ния на-дежд на великую хри-сти-ан-скую дер-жа-ву к вос-то-ку от Пер-сии в рас-ска-зах о пресвитере Иоанне поя-ви-лась но-вая кан-ва: та-та-ры, яко-бы, раз-гро-ми-ли его им-пе-рию и уби-ли са-мо-го пра-ви-те-ля.

Тра-диционные мо-тив ле-ген-ды о пресвитере Иоанне и его на-след-ни-ке - обе-ща-ние ско-рой во-енной по-мо-щи в де-ле ос-во-бо-ж-де-ния Восточного Сре-ди-зем-но-мо-рья от вла-сти са-ра-цин. Рас-про-стра-не-ние слу-хов о пре-сви-те-ре Да-ви-де, ко-то-рый в ско-рей-шем вре-ме-ни при-дёт на по-мощь уча-ст-ни-кам 5-го кре-сто-во-го по-хо-да, воз-мож-но, от-сро-чи-ло за-клю-че-ние ми-ра и пре-до-пре-де-ли-ло по-ра-же-ние кре-сто-нос-цев. По ме-ре на-ко-п-ле-ния зна-ний о стра-нах Вос-то-ка во второй половине XIII века на-де-ж-ды на во-енную по-мощь ус-ту-пи-ли ме-сто рас-су-ж-де-ни-ям о на-ли-чии про-цве-таю-щей восточной дер-жа-вы хри-сти-ан, ко-то-рой не-зна-ко-мы по-тря-се-ния ев-ро-пей-цев.

Су-ще-ст-во-ва-ло несколько вер-сий от-но-си-тель-но рас-по-ло-же-ния дер-жа-вы пресвитера Иоанна. Со-глас-но наи-бо-лее ран-ней (XII-XIII века), пресвитер Иоанн был пра-ви-те-лем Великой Ин-дии, то есть стра-ны, рас-по-ло-жен-ной на полуострове Ин-до-стан. В XIII веке воз-ник-ли пред-став-ле-ния о том, что ми-фическая стра-на рас-по-ла-га-лась в Центральной Азии (хри-сти-ан-ский на-род та-та-ры), с конца XIII века под «Ин-ди-ей» пресвитера Иоанна ев-ро-пей-цы по-ни-ма-ли пре-имущественно «тре-тью Ин-дию», то есть Аф-ри-ку. Эта ле-ген-да, под-кре-п-лён-ная су-ще-ст-во-ва-ни-ем хри-сти-ан-ской им-пе-рии в Эфио-пии, про-дер-жа-лась до XVII века.Так, «Абис-си-ния, или им-пе-рия Пре-сви-те-ра Иоан-на» в Восточной Аф-ри-ке бы-ла от-ме-че-на на ат-ла-сах

, арабами , индийцами , армянами и всеми европейскими народами, участвовавшими в крестовых походах ; период развития легенды занимает около 400 лет. В русскую древнюю письменность легенда проникла под именем «Сказания об Индейском царстве» . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что в основании слуха лежал действительный факт успеха несторианского христианства среди племён Средней Азии, записанный у Абу-ль-Фараджа ; легендарный же элемент сказания о царстве, полном всех благ мира, и о царе-священнике, идущем на защиту христиан от неверных, создался благодаря угнетению восточных христиан турками и сарацинами . Первое известие о пресвитере Иоанне находится в летописи Оттона Фрейзингского от 1145 года , откуда оно переходит в другие хроники. Изначально считалось, что государство пресвитера Иоанна находится в Индии , чему способствовали легенда о путешествии туда апостола Фомы , и слухи о существовании в Индии христианских общин (см. Малабарская православная церковь и Сиро-яковитская православная церковь). Таким образом, пресвитер Иоанн считался наследником апостола Фомы на Востоке .

Письмо пресвитера Иоанна

Сам Елюй Даши несторианином не был. Воспитание он получил конфуцианское. Мусульманский автор Ибн аль-Асир называет его манихеем . Свои послания к мусульманским правителям гурхан предварял исламской формулой: «Во Имя Бога, милостивого, милосердного ». Достоверно известно, что незадолго до смерти Елюй Даши перед своими полками приносил серого быка и белую лошадь в жертву небу, земле и предкам, а это явно акт древнемонгольской «чёрной веры». Впрочем, возможно, Елюй Даши (подобно Чингисхану и первым Чингизидам) отличался религиозным равнодушием и совершал языческие обряды в угоду части своей армии. Остается невыясненным, почему Елюй Даши в легенде назван Иоанном. Несториан среди кара-киданей было не меньше, чем язычников, а имя Иоанн в несторианских общинах Центральной Азии было очень популярным.

Тем не менее, вопрос о личности пресвитера Иоанна до сих пор остаётся открытым.

Другие теории

Разные исследователи помещали Пресвитера Иоанна в разные уголки мира.

  • Herbelot считает Ван-ханом, вождём кераитов ,
  • Жербильон - одним из тибетских царей,
  • Фишер - несторианским католикосом .
  • Густав Опперт и Царике отожествили его с Елюй Даши , правителем Западного Ляо ,
  • Брун - с грузином Иване, жившим при Димитрии I, из династии Багратионов.

Возможным прототипом христианского государства могло быть киданьское царство каракитаев. Другой версией предполагается, что этим государством была Эфиопия , одно из старейших христианских государств Африки.

Пресвитер Иоанн в художественной литературе

  • В греческом литературном произведении «Сказание о Индийском царстве» (XII век) царь Иоанн предстает властителем сказочно необъятной и богатой страны, полной всяческими чудесами, а при этом также «поборником по православной вере Христовой».
  • У Вольфрама фон Эшенбаха имя пресвитера Иоанна упоминается в самом конце поэмы «Парцифаль». Там сказано, что пресвитер Иоанн был сыном Фейрефица, сводного брата Парцифаля, и что от него пошли все христианские короли на Востоке.
  • Альбрехт фон Шарфенберг (XIII век) посвятил свою поэму «Новый Титурель» царю Иоанну и роли Грааля в Индии.
  • В поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» описывается держава христианского царя Сенапа, расположенная в Африке . Прообразом царства Сенапа послужили легенды о пресвитере Иоанне, помещавшие его владения в Эфиопии.
  • В «Гаргантюа и Пантагрюэле » Франсуа Рабле в книге «Пантагрюэль, король Дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» о пресвитере Иоанне говорится как о царе Индийском, на дочери которого будто бы женился Панург .
  • Мишель де Монтень в 48 главе I книги «Опытов» пишет о пресвитере Иоанне как о государе абиссинцев.
  • Сервантес в предисловии к Дон Кихоту упоминает пресвитера Иоанна Индийского (Preste Juan de las Indias) в связи с преданием, согласно которому тот был «отменным стихотворцем».
  • Мифическое государство пресвитера Иоанна упоминается в историко-философском романе Умберто Эко «Баудолино ».
  • Отсылкой к Иоанну Пресвитеру является король Престер Джон из эпопеи Тэда Уильямса «Память, Скорбь и Терн ».
  • Мифическое государство пресвитера Иоанна и он сам являются в романе Кристофера Сташефа «Маг-Крестоносец» (седьмая книга серии «Маг» о приключениях Мэтью Ментрелла).
  • Один из романов известного британского автора Джона Бакана (John Buchan) называется «Пресвитер Иоанн» (Prester John).
  • Царство Пресвитера Иоанна упоминается в начале романа Артура Конан Дойля «Белый отряд » аббатом Бергхершем, перечислявшим главному герою романа Аллейну Эдриксону страны, лежащие далеко на востоке за землями московитов, Иерусалимом и Святой землей.
  • Престера Джона упоминает Борис Гребенщиков в песне «Господу видней», альбом «Лошадь белая» 2008 г. («Можно выйти одному в поле И знать, что ты вооружен Можно идти по пути, В конце которого стоит Престер Джон» ).

Примечания

Библиография

  • «Послания из вымышленного царства» (СПб., );
  • Pauthier , «Les pays de Tenduk et descendants du prètre Joan»;
  • Gr. Oppert , «Der Presbyter Johannes» in Sage und Geschichte" (Б., );
  • Zarncke , «Der Priester Johannes» (Лпц., 1876);
  • Брун , «Странствования царя - пресвитера Иоанна» («Записки Новоросс. унив.», т. V); «Путешествие генуэзцев вокруг Африки в царство попа Ивана» («Вест. И. Р. Геогр. Общ.», , кн. 5);
  • Баталин Н.Н. «Сказание об Индейском царстве» // «Филологические записки », Воронеж, .
  • В. Бартольд , «О христианстве в Туркестане в домонгольский период» («Зап. Вост. Отд. И. Р. Археолог. Общ.», т. VIII вып. 1-й).
  • (англ.)
  • (англ.)
  • The Letter of Prester John in modern English (abridged) (англ.)

См. также

  • Неподтверждённые или вымышленные иудейские государства

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Легенды
  • Христианство
  • Вымышленные государства
  • Вымышленные правители
  • Христианство в Средней Азии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Герб Святейшего престола Чичестера.


В середине XII века по всей Европе ходили слухи о могущественном христианском императоре Пресвитере Иоанне, который правил где-то в Азии. В кровопролитной борьбе он сокрушил владычество мусульман и был готов прийти на помощь крестоносцам. Велико было ликование в Европе, в то время как с Востока приходили печальные и гнетущие вести: власть неверных возрастала, несметные полчища врагов были брошены против рыцарей христианского мира, чувствовалось, что крест должен склониться перед ненавистным полумесяцем.

Новости об успехе царя-священника открыли двери новой надежде упавшего духом христианского мира. Папа Александр III принял решение заключить союз с этим загадочным правителем и 27 сентября 1177 года написал ему письмо, которое поручил доставить своему врачу Филипу.

Филип отправился в путь, но так и не вернулся. Завоевания Чингисхана вновь привлекли внимание христианской Европы к Востоку. Свирепые орды монголов вторглись на Запад, разрушая все. Россия, Польша, Венгрия и восточные земли Германии были захвачены или опустошены, а другие страны захлестнула волна ужаса, что и они могут подвергнуться монгольскому нашествию. Это были Гог и Магог, которые пришли все уничтожить. Наступало время Антихриста. Но битва при Легнице остановила их, и Европа была спасена.

Папа Иннокентий IV принял решение обратить эти орды варваров в христианство и подчинить их власти Иисуса. Он послал к ним нескольких миссионеров, доминиканцев и францисканцев. Мирные посольства совершали путешествия между папой, французским королем и монгольским ханом.

В результате этих переговоров с Востоком путешественники узнали, насколько ложными были общепринятые представления о мощной христианской империи в Центральной Азии. Однако доказательства не поколебали всеобщую уверенность в ее существовании, и это царство было просто «перенесено» в Африку. Абиссиния стала тем местом, где правил знаменитый царь-священник. Тем не менее некоторые все же усомнились. Джованни де Плано Карпини и Марко Поло, хотя и признавали существование христианского монарха в Абиссинии, все же были твердо уверены, что Пресвитер Иоанн правил во всем блеске где-то на Востоке.

Но прежде, чем продолжить повествование об этой странной легенде, было бы неплохо упомянуть о различных описаниях царя-священника и его страны у ранних авторов. После этого мы сможем лучше судить о влиянии данного мифа на Европу.

Впервые о монархии Пресвитера Иоанна упоминает Оттон Фрейзингенский, который писал свою «Хронику» до 1156 года. Он рассказывает, как католический епископ из Кабалы посетил Европу, чтобы подать папе римскому некую жалобу. Он упомянул о падении Эдессы, а также «заявил, что несколько лет назад некий царь и священник по имени Иоанн, который живет далеко на Востоке, за Персией и Арменией, и является, как и весь его народ, христианином, хотя и принадлежащим к несторианской церкви, победил братьев-царей Мидянских и Персидских, по имени Самирды, и захватил их столицу Эктабану. Эти цари встретили его со своими мидянскими, персидскими и ассирийскими войсками и сражались на протяжении трех дней. Каждое из войск предпочитало скорее умереть, чем обратиться в бегство. Пресвитер Иоанн, как его называют, сумел обратить персов в бегство и вышел из кровопролитного сражения победителем. После этой победы упомянутый Иоанн поспешил в Иерусалим на помощь Церкви, но его войско задержалось на переправе через Тигр из-за нехватки лодок. Тогда он отправился на север, так как слышал, что река там покрыта льдом. В том месте он провел много лет, ожидая сильных морозов, но зимы были неблагоприятны, а суровый климат свел в могилу множество его воинов. Он был вынужден вернуться в свою страну. Этот царь принадлежит к роду волхвов, упоминаемых в Евангелии, и правит он людьми, которыми ранее правили волхвы. Его слава и богатство столь велики, что он не пользуется никаким другим скипетром, кроме смарагдового.

Воодушевленный примером своих предков, которые пришли поклониться Христу в колыбели, он собирался пойти в Иерусалим, но ему воспрепятствовали упомянутые выше причины».

В это же время о Пресвитере Иоанне начинают рассказывать и в других местах, так что мы не можем считать Оттона автором этого мифа. Знаменитый Маймонид упоминает о нем в отрывке, цитируемом евреем Иошуа Лорки, врачом папы Бенедикта XIII. Маймонид родился в 1135 году, а умер в 1204-м. Отрывок же следующий: «Очевидно, как из писем Рамбама (Маймонида), чья память благословенна, так и из рассказов купцов, которые доходили до края света, что в настоящее время основы нашей веры нужно искать в землях Вавилона и Фемана, куда в древности был изгнан народ Израиля; не считая тех, кто жил в землях Параса и Мадаи , изгнанников из Шомрома, которых столько же, сколько песчинок: из них некоторые все еще под властью Параса, которого арабы называют Великим Султаном, другие же живут под игом странных людей… которыми правит христианский владыка, называемый пресвитером Куаном. Они заключили договор с ним, а он с ними; и это факт, относительно которого не может быть никакого сомнения».

Еврей Вениамин Тудельский путешествовал по Востоку между 1159 и 1173 годами (последний является годом его смерти). Он писал отчеты о своих странствиях и дал в них некоторую информацию о мифическом царе, который правил в стране, населенной только евреями и расположенной где-то далеко-далеко в центре пустыни. Примерно в то же время появился документ, который вызвал большое волнение в Европе, – письмо, о да! письмо от этого загадочного человека, адресованное Мануилу Комнину, императору Константинополя (1143-1180). Точную дату написания этого необычного послания невозможно определить, но оно появилось ранее 1241 года, даты завершения хроники Альберика из монастыря Трех Источников. Этот Альберик рассказывает, что в 1165 году «Пресвитер Иоанн, правитель Индии, послал прекрасное письмо разным христианским владыкам, в первую очередь Мануилу Константинопольскому и римскому императору Фридриху». Похожие письма были отправлены Александру III, королю Франции Людовику VII, а также королю Португалии, о чем упоминается в хрониках и романах, а также в поэзии и песнях менестрелей и труверов по всей Европе. Письмо имело следующее содержание.

«Иоанн, Пресвитер властью всемогущего Господа нашего Иисуса Христа, царь царствующих и повелитель повелевающих, своему другу Эммануилу, правителю Константинополя, с приветствиями, пожеланиями ему здоровья, процветания и милости Божьей.

Нам сообщили, что ты почитаешь Наше величие и что сообщение о Нашем могуществе достигло тебя. Более того, услышали Мы от Нашего казначея, что ты был столь любезен, что послал Нам некие красивые и интересные вещицы, которые могут обрадовать Наше Величество.

Будучи человеком, Мы приняли их благосклонно и повелели Нашему казначею послать тебе в ответ некоторые из Наших сокровищ.

Ныне Мы желаем удостовериться, что ты придерживаешься истинной веры и во всем хранишь верность Господу нашему Иисусу Христу, ибо слышали Мы, что подданные твои считают тебя Богом, тогда как Мы знаем, что ты смертен и подвержен человеческим слабостям…

Ежели ты желаешь узнать о величии и превосходстве Нашего Величества и о земле, подвластной Нашему скипетру, тогда услышь и уверуй: Я, Пресвитер Иоанн, повелитель повелевающих, превосхожу всех под небесами в добродетели, богатствах и власти. Семьдесят два царя платят Нам дань… Наше Величество правит в трех Индиях. Земля Наша простирается и за пределами Индии, где покоится тело святого Апостола Фомы, на восход солнца через пустыни и до покинутого Вавилона вблизи Вавилонской башни. Семьдесят две области, лишь немногие из них христианские, служат Нам. Каждая имеет своего собственного царя, но все они являются Нашими подданными.

Наша земля является домом слонов, одногорбых и двугорбых верблюдов, крокодилов, метагалинарий, жирафов, финзертов, диких ослов, белых и червонных львов, белых медведей, белых дроздов, цикад, грифонов, тигров, ламий, гиен, диких лошадей, диких быков и диких людей, рогатых людей, одноглазых людей, людей, у которых глаза есть и спереди, и сзади, кентавров, фавнов, сатиров, пигмеев, гигантов высотой сорок локтей, циклопов и подобных женщин; это также дом феникса и почти всех существующих зверей. Некоторые из подвластных нам людей едят человечину и выкидыши животных и не боятся смерти. Когда кто-либо из них умирает, его родственники и друзья с жадностью пожирают его тело, потому что считают своей главной обязанностью съесть человеческую плоть. Вот их имена: Гог и Магог, Ани, Агит, Азенах, Фоммепери, Бефари, Коней-Самант, Агримандры, Винтефолеи, Казбеи, Аланеи. Эти и подобные им народы Александр Великий заключил за высочайшими горами на севере. Мы используем их против Наших врагов, и еще ни один человек и ни один зверь не остались непожранными, ежели Наше Величество дает на то необходимое соизволение. Когда все Наши враги съедены, Мы возвращаемся с Нашим войском домой. Эти пятнадцать проклятых народов появятся из четырех сторон света в конце мира, во времена Антихриста, и захватят жилища святых, а также великий город Рим, который, кстати говоря, мы приготовились отдать Нашему сыну, который должен родиться, вместе с Италией, Германией, обеими Галлиями, Британией и Шотландией. Мы также отдадим ему Испанию и все земли до Ледовитого моря. Народы же, о которых мы упомянули, согласно словам пророка, не предстанут перед судом Божьим из-за своих отвратительных обычаев, а будут обращены в пепел огнем, который падет на них с небес.

В стране Нашей сочится мед и изобилует молоко. В одной из областей нет ядовитых растений, там не квакают крикливые лягушки, не водятся скорпионы, не скользят в траве змеи. Там нет ядовитых и опасных животных.

Через одну из провинций, где живут язычники, течет река Инд, окружающая Рай и охватывающая своими многочисленными изгибами всю эту область. Здесь находят изумруды, сапфиры, карбункулы, топазы, хризолиты, ониксы, бериллы, сардисы и другие драгоценные камни. Здесь произрастает растение ассидий. Если кто-либо носит его с собой, то оно защищает от злого духа, заставляя того открыть свою сущность и имя. Поэтому злые духи избегают этого места. В указанной стране, подвластной Нам, собирают все виды перца, которые обменивают на зерно и хлеб, кожу и ткани… У подножия горы Олимп бьет ключ, запах которого меняется час за часом, днем и ночью. Он находится не далее чем в трех днях пути от Рая, из которого был изгнан Адам. Каждый, кто трижды испробует воду из этого источника, никогда не почувствует усталости и всю жизнь будет выглядеть тридцатилетним. Здесь же находят небольшие камни, именуемые нудиозами. Если носить их на теле, то они не дают зрению ослабеть и восстанавливают его, если оно потеряно. Чем больше смотришь на такой камень, тем острее становится зрение. В Наших владениях находится море, в котором нет воды, а постоянно движущиеся волны из песка никогда не останавливаются. Никто не может пересечь это море, там совсем нет воды, но рыбы разных видов, очень вкусные, водятся рядом с берегом. Нигде не увидишь ничего подобного. В трех днях пути от этого моря находятся горы, откуда течет безводная каменная река, которая впадает в песчаное море. Как только поток достигает моря, его камни исчезают в нем и никогда больше не появляются. Когда река в движении, пересечь ее нельзя, переправиться можно только четыре дня в неделю. На равнине между песчаным морем и упомянутыми горами есть источник, обладающий необычной силой, которая очищает христиан и людей, которые желают таковыми стать, от всех грехов. В пустом камне, имеющем форму раковины мидии, вода достигает глубины четырех пальцев. Охраняют его двое старцев, известных своей святостью. Они спрашивают приходящих, являются ли те христианами или желают ли таковыми стать, и жаждут ли они излечения всем сердцем. Если странники отвечают правильно, то их просят снять одежду и встать в раковину. Ежели их ответы были правдивыми, то вода начинает подниматься и покрывает их с головой. Трижды вода поднимается подобным образом, и каждый, кто вступил в эту раковину, выходит из нее излечившимся от всех болезней.

Рядом с пустыней среди необитаемых гор течет подземный поток, достичь которого можно только в случае удачи. Время от времени земля разверзается, и тот, кто хотел бы спуститься, должен сделать это очень быстро, пока она вновь не сомкнулась. Под землей же можно найти самоцветы и драгоценные камни. Поток впадает в другую реку, и обитатели тех мест в избытке добывают драгоценные камни. Они никогда не осмеливаются продавать их, прежде чем предложат Нам для Нашего личного использования. Если же Мы откажемся, то они вольны продать их другим. Мальчиков там учат оставаться по три-четыре дня под водой для сбора камней.

За каменной рекой живут десять колен Израилевых, которые, хотя и имеют собственного царя, являются Нашими рабами и данниками Нашего Величества. В одной из Наших земель, именуемой Зон, живут черви, которые на нашем языке называются саламандрами. Эти черви могут жить только в огне, они строят коконы, подобно гусеницам, производящим шелк. Эти куколки тщательно разматывают женщины в Нашем дворце и изготавливают из них ткани и одежды для Нашего Величества. Чтобы выстирать эти наряды и сделать их чистыми, их нужно бросить в огонь… Когда Мы отправляемся на войну, то вместо знамен перед Нами несут четырнадцать золотых крестов, украшенных драгоценными каменьями. За каждым из них следуют десять тысяч всадников и сто тысяч пеших воинов в полном вооружении, не считая тех, кто отвечает за снаряжение и пропитание.

Когда же Мы просто выезжаем верхом, то перед Нами несут простой деревянный, не украшенный золотом и драгоценными камнями крест, дабы мы смогли размышлять о Страстях Господа нашего Иисуса Христа. А еще несут золотую чашу, наполненную землей, чтобы помнили Мы, откуда пришли и куда должны вернуться, и серебряную чашу, полную золота, в знак того, что Мы суть господин господствующих.

Всеми богатствами, какие только есть в мире, Наше Величество владеет в избытке. Среди нас никто не лжет, ибо, если он скажет неправду, то будет считаться с того момента умершим, мы не будем более думать о нем или оказывать ему последние почести. Мы не терпим никаких пороков. Каждый год в сопровождении большого войска Мы совершаем паломничество к телу святого пророка Даниила, которое покоится неподалеку от пустынного ныне Вавилона. В Нашей стране ловят рыб, кровью которых окрашивают пурпур. Амазонки и брахманы являются Нашими подданными. Дворец, в котором живет Наше Величество, построен по примеру замка, возведенного Апостолом Фомой для индийского царя Гундофора. Потолки, балки и перекрытия сделаны из дерева кетим. Крыша этого дворца из эбенового дерева, которое не может загореться никаким образом. На фронтоне дворца по краям находятся два золотых яблока, а в каждом из них по карбункулу, поэтому золото может сиять днем, а карбункулы ночью. Главные ворота дворца сделаны из сардиса, в котором заключен рог змеи, поэтому никто не может пронести через них яд.

Другие ворота сделаны из эбенового дерева. Окна из хрусталя; столы частью из золота, частью из аметиста, а колонны, которые их поддерживают, из слоновой кости и аметиста. Двор, где Мы наблюдаем за турнирами, вымощен ониксом, дабы усилить смелость соперников. Ночью во дворце для освещения зажигают фитили, пропитанные бальзамом… Перед Нашим дворцом стоит зеркало, к которому нужно подниматься по двадцати пяти ступеням из порфира и серпентина». После описания камней, украшающих зеркало, которое днем и ночью охраняют три тысячи вооруженных воинов, он объясняет его предназначение: «Мы смотрим в него и видим все, что происходит в любой области и стране, которая находится под Нашим скипетром.

Каждый месяц семь царей поочередно прислуживают Нам вместе с шестьюдесятью двумя герцогами, двумястами пятьюдесятью шестью графами и маркизами. Двенадцать архиепископов сидят за Нашим столом по правую руку и двадцать епископов по левую, не считая патриарха Святого Фомы, сарматского протопапы и архипротопапы Суз… Наш подающий на стол – примас и царь, наш виночерпий – архиепископ и царь, наш казначей – епископ и царь, наш маршал – царь и аббат».

Я могу обойтись без дальнейших выдержек из этого необычного письма, которое продолжается описанием построенной из бесчисленных драгоценных камней, обладающих особыми свойствами, церкви, в которой Пресвитер Иоанн проводит богослужения.

Нелегко решить, имело ли хождение это письмо до послания, написанного папой Александром. Александр о нем не упоминает, но при этом говорит, что до него дошли вести о благочестии и роскоши царя-священника. В то же время в его послании звучит горечь, как будто папа был уязвлен намерениями этого загадочного правителя и, возможно, напуган перспективой, что люди, едящие человечину, могут наводнить Италию, как намекал Пресвитер Иоанн. Послание папы имеет цель подтвердить всеобщую власть Святейшего престола Рима и убедить восточного правителя-понтифика, что его христианские занятия бесполезны, пока он не подчинится преемнику Петра. «Не каждый, кто говорит мне «Господи! Господи!» и так далее», – цитирует папа. Затем он объясняет, что желание Господа состоит в том, чтобы каждый монарх и каждый прелат покорился папе римскому.

Сэр Джон Мандевилль объясняет происхождение церковного сана восточного деспота в своей удивительной книге о путешествиях.

«Так случилось, что этот император пришел с рыцарем-христианином, сопровождавшим его, в некую церковь в Египте. Было это в субботу, и служил епископ. Он созерцал службу и слушал с большим вниманием, а затем спросил рыцаря, кем они должны быть, чтобы прелат имел их перед собой. И рыцарь ответил, что они должны быть священнослужителями. Тогда император сказал, что он не будет более именоваться царем и императором, а будет священником и что он будет носить имя первого священника, который вышел из церкви, и имя его было Иоанн. И с той поры он был наречен Пресвитером Иоанном».

Возможно, в основу легенды о Пресвитере Иоанне легло достигшее Европы сообщение о необыкновенном успехе несторианства на Востоке. Вероятно, существуют причины считать, что процитированное выше письмо было несторианской фальсификацией. Оно определенно не выглядит европейским: пышная образность в нем совершенно восточная, а пренебрежительный тон, которым разговаривают с Римом, вряд ли мог быть выражением западных чувств. В письме религия и искусства Востока возвеличиваются по сравнению с Западом. При этом послание показывает, что его автор не слишком хорошо знаком с европейской географией, когда речь идет о земле, простирающейся от Испании до Ледовитого моря. Более того, места патриархий и высокий сан, пожалованный святому Фоме, являются показателями несторианского уклона.

Здесь полезно коротко изложить историю этой еретической церкви, чтобы показать, что действительно существовала основа для ходивших по Европе легенд о христианской империи на Востоке. Император назначил Нестория, священника из Антиохии и преемника святого Иоанна Златоуста, константинопольским патриархом. В 428 году он начал распространять свое еретическое учение, отвергавшее ипостасное единство. Церковный собор в Эфесе осудил его и, несмотря на мнение императора и двора, предал анафеме и отправил в изгнание. Его учение распространилось по Востоку, а секта превратилась в процветающую церковь. Несториане достигли Китая, где император едва не обратился в их веру, их миссионеры добрались до замерзшей тундры Сибири, проповедуя свое, измененное, Евангелие диким ордам, которые охотились в этих унылых местах. Несторианство столкнулось с буддизмом и вступило с ним в борьбу за религиозное превосходство на Тибете. Его приверженцы основали церкви в Персии и в Бухаре, проникли в Индию, устроили колонии на Цейлоне, в Сиаме и на Суматре. Католикос, или Патриарх, Багдада беспокоился о своем влиянии больше чем когда-либо ранее приходилось наместнику святого Петра. Число христиан, исповедующих это учение, возможно, превзошло количество последователей истинной католической церкви на Востоке и на Западе. Однако несторианская церковь была основана не на «камне», а держалась на Нестории. Когда же полил дождь, задули ветры, пришли воды потопа и обрушились на этот храм, то он рухнул, оставив после себя лишь обломки.

Рубрук, монах-францисканец, посланный в 1253 году к татарам, был первым, кто пролил некоторый свет на легенду. Он пишет: «Китаи обитали за теми горами, которые я пересек, а в долине среди этих гор жил некогда главный пастырь, который правил несторианами, именуемыми найманами. Когда Коир-хан умер, люди выбрали этого человека правителем и нарекли его царем Иоанном, преувеличивая в десять раз любую правду. У несториан, живущих там, так заведено; из ничего они делают значительную весть. Так они распространяли везде слухи, что Сартах, Менгу-хан и Кен-хан были христианами только потому, что те хорошо относились к христианам и оказывали им больше уважения, чем другим людям. На самом же деле они вовсе не были христианами. И так же возникла молва о великом царе Иоанне. Однако я пересек его земли, и никто, кроме нескольких несториан, не знал о нем ничего. На пастбищах его живет Кен-хан, при чьем дворе бывал брат Андрей, с которым я встретился на обратном пути. У этого Иоанна был брат, знаменитый пастырь, по имени Унк, который жил в трех неделях пути за горами каракитаев».

Этот Унк-хан был реальной личностью, он умер в 1203 году. Кучлук, правитель найманов и преемник Кор-хана, пал в 1218 году.

Венецианский путешественник Марко Поло (1254-1324) считал, что Унк-хан и Пресвитер Иоанн – одно лицо. Он пишет: «Я расскажу вам о делах татар и о том, как они добились господства и заполонили всю землю. Татары жили между Грузией и Баргу, где простираются обширные равнины, нет там городов и крепостей, а только огромные пастбища, и воды там вдоволь. У них не было своего правителя, и они платили дань Пресвитеру Иоанну. О могуществе этого Пресвитера Иоанна, которого на самом деле звали Унк-ханом, говорил весь мир. Татары отдавали ему каждое десятое животное из своих стад. Когда же Пресвитер Иоанн заметил, как они сильно размножились, он стал бояться их и думать, что можно с ними сделать. Он решил расселить их и послал своих воевод исполнить это. Но татары догадались о его цели… и ушли в далекие степи на севере, чтобы быть вне пределов его досягаемости». Затем он продолжает, рассказывая о том, как Чингисхан стал правителем татар, как он воевал с Пресвитером Иоанном и как после отчаянной борьбы победил и убил последнего.

Сирийская хроника яковитского мафриана Григория Бар-Эбрея (1226-1286) тоже отождествляет Унк-хана с Пресвитером Иоанном. «В 1514 году по греческому календарю и в 599 году по арабскому календарю (в 1202 году от Рождества Христова), когда Унк-хан, который является христианским Царем Иоанном, правил народом варваров-гуннов, называемых кергами, Чингисхан служил ему с большим усердием. Когда Иоанн заметил его превосходство и силу, то стал завидовать и задумал схватить и убить его. Но двое сыновей Унк-хана, услышав об этом, рассказали все Чингизу, и тот вместе со своими приспешниками ночью сбежал. На следующее утро Унк-хан захватил шатры татар, но обнаружил, что они опустели. После этого войско Чингиза напало на него. Армии встретились у реки, называемой Бальшуна, и победу одержал Чингиз. А сторонники Унк-хана были вынуждены сдаться. Они сталкивались еще несколько раз, пока Унк-хан не потерпел сокрушительное поражение и не был убит, а его жены, сыновья и дочери не были угнаны в плен. Таким образом, мы должны принять во внимание, что Иоанн, царь кергов, не был свергнут без причины, ибо он потерял страх перед Господом Иисусом Христом, который возвысил его, и взял себе жену-язычницу по имени Карахата. Поскольку он отказался от религии своих предков и стал почитать странных богов, Господь забрал у него власть и передал ее тому, кто был лучше и чье сердце было праведным перед Ним».

Некоторые из ранних путешественников, например Джованни де Плано Карпини и Марко Поло, выбросив из головы распространенное представление о Пресвитере Иоанне как о могущественном азиатском правителе-христианине, ненамеренно повернули веру в существование этого человека в новое русло. Они писали о чернокожих людях Абасии в Эфиопии, которую, кстати говоря, они называли Средней Индией, как о великом народе, находящемся под властью христианского монарха.

Марко Поло говорит, что истинным владыкой Абиссинии является Христос, но при этом ею управляют шесть царей, трое из которых являются христианами, а трое сарацинами, и что они состоят в союзе с султаном Адена.

Епископ Иордан в своем описании мира соответственно считает Абиссинию царством Пресвитера Иоанна, и это становится расхожим мнением, которое подтверждается периодическим появлением при дворах европейских монархов послов от правителя Абиссинии. Открытие мыса Доброй Надежды стало в числе прочего результатом желания Португалии установить связи с этим царем, и король Жуан II послал двух человек, знающих восточные языки, через Египет ко двору абиссинского монарха. Могущество и власть этого государя, который как Пресвитер Иоанн заменил правителя татар, в народных представлениях, конечно, были чрезмерно преувеличены и простирались от Аравии до Китайской стены. Распространение географических знаний уменьшало подвластную ему страну, а знакомство с историей опровергало миф, наделяющий Унк-хана, предводителя кочевников, чертами полубога, соединявшего величайшие амбиции папы и притязания гордого монарха.