Тест г троепольского белый бим черное ухо. Урок – размышление « Добрый урок о грустной повести: жестокость и милосердие» (по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Разделы: Внеклассная работа
Цель: формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное и аргументировано отстаивать свое мнение.
Ход мероприятия
Ведущий: 29 ноября 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского. Он прожил долгую жизнь, 90 лет, и оставил добрый след на земле. Г.Н. Троепольский более 20 лет проработал сельским учителем и агрономом в Воронежской области. С 1937 года стал печатать свои рассказы и очерки в газетах и журналах. Наибольшей популярностью у читателей пользуется его повесть “Белый Бим Черное ухо”. В 1975 году повесть была удостоена Государственной премии СССР, был снят художественный фильм. Сегодня мы с вами проводим читательскую конференцию по этой повести.
Наша цель: в коллективном обсуждении нравственных вопросов, которые поставлены писателем в этой повести, прийти к определенным выводам. Наш разговор о добре и зле, о верности и предательстве, о равнодушии и бессердечности людей.
В конференции принимают участие:
Литературовед – Берг Яна,
Кинокритик
– Грибанова Катя,
Журналист
– Гаврилов Алексей,
Кинолог
– Брежнева Вика.
Во всех своих произведениях Г.Н. Троепольский страстно защищает все живое на земле, говорит об огромной ответственности человека перед природой, учит добру.
К читателям своей книги Г. Троепольский обратился с такими словами: “…Читатель-друг! …Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать”.
Слово предоставляется литературоведу, который познакомит нас с биографической справкой о творчестве Г.Н. Троепольского.
Ведущий обращает внимание на выставку книг, отмечает, что эта повесть много раз переиздавалась, показывает разные издания.
Вопрос: Г.Н. Троепольский посвятил повесть своему наставнику. Назовите имя этого человека. (Повесть посвящена памяти А.Т.Твардовского, который многое сделал для творческой судьбы Г.Н. Троепольского, читал повесть в рукописи и одобрил ее.)
Слово литературоведу – справка о Твардовском.
Ведущий: “Белый Бим Черное ухо” – трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.
Вопрос: Бим – главный герой повести. Какой породы Бим? (Сеттер – гордон.)
Вопрос: Какова родословная Бима? Почему его окрас является нетипичным для этой породы? (Он альбинос, у него белое ухо; это признак вырождения породы).
Ведущий: Кинология – это наука о собаках. Слово предоставляется кинологу. (Короткая справка о сеттерах.)
Вопрос: У каждой собаки, как и у человека, свой характер. Какой характер у Бима? (Он доверчивый и честный, верный, смелый, интеллигентная порода; никого не укусит, хоть на хвост наступи, царапает дверь, чтоб открыли; искренний.)
Вопрос: Бим – охотничья собака, ее хозяин Иван Иванович, дрессировал его. Сколько слов и команд знал Бим? (Около 100: подай тапки, неси миску, на стул, лежать, ждать, ищи и др.)
Вопрос: Повесть можно разделить на 3 части, это – трилогия. Дайте свое название трем частям повествования о Биме. (Автор назвал так: 1 – “Белый Бим Черное ухо”, 2 – “ Черноух в деревне”, 3 – “Бим и охотник”.)
Вопрос: Кто виноват в печальной судьбе Бима? Приведите примеры, как Бим постепенно начал терять веру в человека. (Тетка, Курносый, Серый, шофер, Клим, Семен Петрович (отец Толика).
Вопрос: Кто сочувствовал и помогал Биму? (Степановна, милиционер, девушка Даша, мальчик Толик, женщина-путеец Матрена, ветврач, охотник и его сын Алеша.)
Вопрос: Бим, общаясь с людьми, изучал их по интонации голоса, по запахам. Он для себя сделал много открытий, например, он удивился, когда впервые увидел, что человек плачет. А когда он сам заплакал? (Степановна показала ему письмо от Ивана Ивановича.)
Вопрос: Какова была жизнь Бима в деревне? (Новые хозяева, он пас овец, его сильно избил Клим.)
Вопрос: Как Бим лечился в лесу? Сколько дней он там провел? (5 дней, откопал корень валерианы, поймал птицу и съел ее, мышь, чеснок.)
Вопрос: Какой эпизод в повести произвел на вас сильное впечатление?
Эта повесть была экранизирована, одноименный фильм имел большой успех у зрителей. Кто смотрел фильм?
Слово кинокритику.
Просмотр фрагмента.
Ведущий: К сожалению, многие участники этой истории остались равнодушны к судьбе Бима, или обошлись с ним жестоко. А ведь каждый мог спасти Бима. В жизни от каждого из нас зависит многое.
Давайте смотреть друг другу в глаза,
Друг друга запоминать.
Нас всех ожидает разлука,
Нам всем предстоит умирать.
Давайте же будем добрее,
Друг друга жалеть и любить.
Спасатель нас всех обогреет.
И тьма не сумеет сгубить.
Не знать нам, как смерть обернется,
Как долго мы будем стареть.
И в Вечности может придется
В глаза нам друг другу смотреть.
И, встретившись в новом теле,
Не будет ли стыдно тогда,
Что часто мы здесь не смотрели
Друг другу с любовью в глаза.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что в наши дни остро стоит проблема бездомных собак, особенно в крупных городах, где много брошенных животных.
Слово предоставляется журналисту (обратить внимание на статью из газеты “Кузбасс” о бездомных собаках, которые живут на шахтах).
Наша жизнь, с ее бюрократическими проблемами различных справок, порой предоставляет сюжеты для новых фильмов. Послушайте стихотворение “Собачья верность” И. Яворовской.
Уж так случилось: ехать надо срочно,
И взят билет, и упакован груз.
Но иногда бывает и сверхпрочной
Невидимая нить сердечных уз –
И что же делать, если это даже
Не сват, не брат и вовсе не сосед,
А старый друг, верней, собака ваша,
С которой пережито столько бед.
Билет – и ей!
Уж улетать, так вместе!
И надо ж: нет какой-то справки вдруг…
Взлетает “ИЛ”…И кружится на месте
Четвероногий остроухий друг.
Нет слов, чтоб рассказать об этом людям:
Два года пес встречает каждый “ИЛ”,
И ждет, и верит, что однажды будет
Тот день, ради которого он жил,
Что, возвратясь к нему, его хозяин
Обнимет шею ласковой рукой,
Посмотрит очень добрыми глазами,
Поймет, как трудно справиться с тоской.
И видя эту преданность собачью,
Иное сердце выдержать невмочь,
Глаза иные втихомолку плачут,
Не в силах псу несчастному помочь.
Он не сдается, не подходит даже,
Он просто ждет, упорно ждет и ждет.
И никому на свете не расскажет,
Какая боль собачью душу жжет.
У писателя Троепольского была любимая собака, он очень часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.
Вопрос: У кого есть дома собаки? Другие животные?
Заслушать рассказы учащихся о животных.
Подводя итоги, хочется отметить, что никто из участников конференции не остался равнодушным. Повесть “Белый Бим Черное ухо” произвела неизгладимое впечатление на Вас, юные читатели. В своих отзывах о прочитанном произведении каждый ученик отметил, что эта повесть не только о собаке по кличке Бим, но и о людях добрых и злых, равнодушных и сердобольных.
Эта повесть как рентгеном просвечивает души людей, выявляя в одних низость и подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить. Все учащиеся, прочитав эту книгу, сострадают Биму, и это четко прослеживается в ваших отзывах.
Барабанов Алексей считает, что … только по-настоящему любящий хозяин может так понимать собаку, и только по-настоящему преданная собака может так ждать.
Красильников Ефим уверен, что … эта повесть о бесконечной собачьей преданности. Бим любил Ивана Ивановича, искал его везде, попадал в сложные ситуации, но все же шел к своей цели. Но собачьи силы не безграничны, и Бим погиб, так и не найдя своего хозяина.
Никулин Денис отметил, что … Бим – очень умный пес, который может отличить плохое слово от хорошего. Иван Иванович очень часто повторял слово “осколок”, и Бим точно знал, что это плохое слово, мрачное.
В качестве вывода мне хотелось бы использовать цитату из сочинения Мухсинова Михаила. Миша считает, что эта повесть о дружбе между собакой и человеком. Собака – лучший друг человека.
Повесть «Белый Бим Черное Ухо» Троепольский написал в 1971 году. Автор посвятил произведение А. Т. Твардовскому. Центральной темой повести является тема милосердия. На примере истории о собаке Биме автор показывает, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, проявлять доброту, заботиться о братьях наших меньших.
Главные герои
Бим – пес «из породы шотландских сеттеров с длинной родословной. Был нетипичного окраса: белого цвета с «рыженькими подпалинами» , одним черным ухом и одной черной ногой.
Иван Иваныч Иванов – хозяин Бима, охотник, участник Великой Отечественной войны; журналист на пенсии.
Толик – мальчик, который заботился о Биме.
Другие герои
Степановна – соседка, которая присматривала за Бимом.
Даша – девушка, которая помогла Биму.
Хрисан Андреич – временный хозяин Бима в деревне.
Серый мужчина – человек, который снял у Бима табличку с ошейника и избил собаку.
Тетка – соседка, невзлюбившая Бима.
Главы 1–2
Бим родился от породистых родителей сеттеров, но имел нетипичный окрас. Хозяева хотели утопить Бима, но щенка взял к себе Иван Иваныч. Мужчина очень привязался к животному и вскоре начал брать с собой на охоту. «К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой».
Глава 3
Прошло третье лето. На Бима написала жалобу «визгливенькая и жирная» тетка: якобы пес был опасен. Бумагу принес председатель дома, но, увидев пса, понял, что Бим добрый и послушный.
Главы 4–5
Во время охоты Иван Иваныч старался ограничиваться одним-двумя вальдшнепами за охоту и то только для того, чтобы Бим не «загибнул как охотничья собака» .
Иван Иваныч один раз брал Бима на облаву на волков. После этого случая пес на охоте всегда показывал хозяину, что учуял след волка.
Глава 6
Иван Иваныч все чаще страдал от болей, его беспокоило старое ранение – осколок у сердца. В один из дней ему стало совсем плохо. Ивана Иваныча забрали в больницу. Мужчина попросил соседку Степановну присматривать за псом.
Бим побежал за хозяином. Пес по следу добрался до здания «скорой помощи» и начал царапаться в дверь: тут пахло его хозяином. Однако Бима прогнали.
На следующее утро пес снова выбрался на поиски. Бим принюхивался к людям, рассматривал их. Пса заметили прохожие и вызвали милицию. Однако за Бима заступилась девушка Даша. Она отвела пса домой. Степановна рассказала девушке, что Иван Иваныча отправили самолетом в Москву делать операцию.
Глава 7
Утром Даша принесла Биму ошейник с пластинкой, на которой было написано: «Зовут его Бим. Живет в квартире. Не обижайте его, люди».
Соседка выпускала Бима гулять одного. Пес забрел в парк, его заметили мальчишки, принесли собаке поесть. Один из мальчиков, Толик, кормил Бима с рук. К ребятам подошел «какой-то дядька» с тростью – «серый» – и спросил, чей это пес. Узнав, что собака ничья, мужчина забрал ее с собой и привел домой. Он снял с Бима ошейник, так как собирал всевозможные «собачьи знаки» (медали, поводки, ошейники). Ночью от одиночества пес начал выть. Рассердившись, «серый» избил пса палкой. Бим набросился на мужчину и выскочил из квартиры через открытую женой обидчика дверь.
Глава 8
«Дни шли за днями». Бим уже хорошо знал город. Как-то пес учуял запах Даши, который привел его к вокзалу. Девушка уезжала. Пес долго бежал за поездом, а после, тоскуя, упал между рельсами.
К почти умирающему Биму подошла женщина и напоила его водой. Бим поплелся по железной дороге, ему защемило лапу. В этот момент приближался поезд. К счастью, машинист успел остановиться и освободил собаку. Бим вернулся домой.
Глава 9
Толик узнал, где живет Бим, и теперь каждый день гулял с хромающей собакой. В газете появилось объявление о том, что по городу ходит сеттер с черным ухом и кусает прохожих. Узнав об этом, Толик показал пса ветврачу. Врач заключил, что «собака не бешеная, а больная» .
Глава 10
Постепенно Бим начал поправляться, но только поздней осенью смог стать на четыре лапы. Соседка снова начала выпускать пса гулять одного.
Как-то Бима подобрал шофер, который возил их с Иваном Иванычем на охоту. Шофер продал собаку знакомому за 15 рублей. Новый хозяин Хрисан Андреич назвал пса «Черноухом» и забрал с собой в деревню.
Глава 11
В деревне для Бима все было необычно: маленькие домики, домашние животные и птица. Пес быстро «привык ко двору, к его населению, не удивлялся сытой жизни» .
Глава 12
Хрисан Андреич брал Бима с собой пасти овец. У пса появилась обязанность «поворачивать самовольных овец к стаду, следить за ними» .
Как-то к Хрисану Андреичу пришел знакомый – Клим, и начал просить продать Бима. Однако хозяин отказался: ранее он давал объявление в газету о том, что «Пристала собака» , и получил ответ: «Не объявляйте, пожалуйста. Пусть живет до срока» .
Хрисан Андреич разрешил просто брать пса на охоту. На следующий день Клим и Бим отправились в лес. Не приученный к крупной добыче, пес упустил зайца. Клим сильно рассердился и ударил Бима сапогом. Пес упал. Клим бросил собаку в лесу.
Бим, потерявший от удара сознание, вскоре проснулся и, едва переступая, нашел лечебные травы.
Глава 13
Пес провел пять дней в лесу, пока ему не стало лучше, и вернулся в город. По следу Бим нашел дом Толика. Мальчик был рад собаке, но родители категорически не хотели оставлять пса дома. Ночью отец Толика отвез Бима в лес и бросил там.
Глава 14
Бим вернулся в город и снова пришел к дому Толика. Отец мальчика вновь пытался поймать пса, но тому удалось убежать.
Глава 15
Бим поплелся к дому Ивана Иваныча. Однако, увидев собаку, та самая крикливая тетка позвонила в «карантинный участок» . Бима поймали, посадили в железный фургон и увезли в собачий приемник. Очнувшись в «железной тюрьме» , пес начал царапать дверь. «Он грыз зубами клоки жести и вновь царапался, уже лежа. Звал. Просил». К утру пес притих.
Глава 16
В то утро вернулся и Иван Иваныч. Мужчина уже на вокзале начал расспрашивать, не видел ли кто Бима. Иван Иваныч поехал в карантинный участок. Мужчине едва удалось уговорить сторожа открыть двери фургона.
«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего».
Глава 17
Весной Иван Иваныч взял нового щенка, себе и Толику. Это был «породистый, типичного окраска английский сеттер» , которого тоже назвали Бим. «Но старого друга он уже никогда не забудет».
Заключение
В повести «Белый Бим Черное Ухо» автор рассказывает о судьбе собаки, которая до последнего остается верной своему хозяину. Изображая страдания животного, его тоску по дому, автор словно сравнивает доброго, преданного пса и всех тех людей, которые ему встречались: многие из них по положительным качествам уступают Биму.
Повесть «Белый Бим Черное Ухо» переведена более чем на 20 языков. Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Белого Бима Черное Ухо», а прочесть произведение полностью, чтобы пережить все описанные в рассказе события вместе с героями.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1388.
БЕСЕДА
ПО ПОВЕСТИ
Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО
«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО"
Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.
Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы
Скачать:
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА
ПО ПОВЕСТИ
Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО
«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО»
Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.
Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы.
«Мне кажется, - сказал Ч. Айтматов, - что литература должна поднять свой голос не только в защиту природы вообще, но проявлять заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы».
Беседа по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» требует эмоционального и вдумчивого отношения.
Чтобы настроить ребят на эмоциональный лад, можно использовать: фотоэтюды, пейзажные зарисовки о природе, а также высказывания поэтов и писателей, например такие:
- «Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
(Тютчев). –
- «образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа».
(Белинский)
- «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир».
(Никитин)
До чтения повести предложить ребятам несколько конкретных вопросов, например:
- Какую роль играет природа в жизни каждого человека, и в частности Ивана Ивановича? (Иван Иваныч)
- Чем можно объяснить поступки Серёжи, Клима, Тёпки?
- Что дало Алёше и Толику общение с Бимом?
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести?
- Какова на ваш взгляд основная мысль этой повести?
- Чем больше всего покорил вас Бим?
- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?
- Что вы думаете о хозяине Бима, Иване Иваныче?
- Что хотел сказать Г. Троепольский нашему современнику?
ХОД БЕСЕДЫ И АНАЛИЗ
Беседу начали с вопроса: «С каким чувством ты закрыл последнюю страницу повести Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»?»
Ответы ребят были самые разнообразные, все они свидетельствовали о том, что повесть вызывала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами, что ребят волнует вопрос не только о том, кем быть, но и каким быть. А в повести Троепольского проблема нравственности рассматривается как важная проблема жизни. Продолжая беседу, предлагаю подумать над таким вопросом: «Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?» Привожу один из понравившихся мне ответов: «Всё, что нас окружает, - люди, земля, животные, растения, птицы, - испытывает потребность в добром, умном отношении к себе. И единственный кто может помочь всему живому – человек. Доброта и сострадание не должны у человека знать границ. Это призыв автора быть ближе к природе, т.к. сам человек является частью природы». (Басангов Саша).
Ребята правильно поняли идею повести. Сам автор так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Затем, предлагаю ребятам обратиться к герою повести – Биму. «Чем больше всего вас покорил Бим?». Что интересно, ребята настолько полюбили его (Бима), что совершенно забывают о существовании Ивана Иваныча. Поэтому необходимо было подтолкнуть ребят к мысли, что Бим стал Бимом благодаря ему, Ивану Иванычу.
Поэтому следующий вопрос был: «Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?» и вот здесь меня ребята очень порадовали. Отвечая, они единогласно приходят к мысли о том, что «Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта – норма жизни, иначе быть не может. Бим твёрдо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям». Вот так, постепенно мы подошли к главному, стержневому вопросу нашей беседы: «Кто такой И.И.? Что это за человек?». По мнению ребят, Иван Иваныч – это человек большой души, и не удивительно, что Бим добрый, верный, преданный пёс. Он любит и понимает природу. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве.
Обобщая ответы ребят, обратила внимание на слова небольшого лирического отступления: «Стоит на земле цветок…». Эти слова полностью можно отнести к Ивану Иванычу.
Говоря об ИИ. подчёркиваю, что история взаимной дружбы Ивана Иваныча и Бима, человека и собаки, обогащает их обоих, делает счастливее. Затем прошу ребят обратить внимание на то: всё ли так трагично, как трагично заканчивается повесть? И мы приходим к выводу, что хотя Бим и погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. В ходе беседы от души порадовалась, что ребята с возмущением говорят о бездушии людей, зло, жестоко поступивших с Бимом. Люди, способные травить, мучить собаку, могут так же жестоко поступать и с человеком. Вот так постепенно мы вместе подходим к мысли, что жестокость людей идёт от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть: когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестаёт быть.
И всё-таки беседу по повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» не хотелось бы заканчивать на трагической гибели Бима. Вместе с ребятами зачитываем слова из повести: «Странным, очень странным показался ИИ. двум простецким собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себя: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы и вёсны». В чём суть этого философского раздумья Ивана Иваныча?
Ребята правильно понимают слова старого журналиста: «Как зимы и вёсны, чередуясь проходят печали и радости, улыбки и слёзы в нашей человеческой жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, этих равнодушных, злых людишек». Повесть Троепольского не только о доброте и чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.
В конце беседы говорю ученикам, что мы не должны ограничиваться только повестью «Белый Бим Чёрное ухо». При знакомстве с темой «человек и природа», предлагаю почитать им Ч.Айтматова «Белый пароход», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая душевная беседа по произведению.
Обратимся с вами к герою повести - Биму.
---Чем больше всего покорил вас Бим?
(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)
--- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?
(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта - это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)
--- Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек? – слайд 13.
(Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)
--- Как Иван Иваныч относится к Биму? Они друзья? – слайд 14.
«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.
----А как он относится к природе? - слайд 15.
(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:- слайд 16.
" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)
--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".
Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим "маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.
--- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы? – слайды 17 – 18.
Иван Иваныч и Бим были нужны друг другу, и это главное. Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, верной, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иваныч сказал Биму:
Ждать, мальчик, ждать.
Бим ждал и искал хозяина, превратясь в несчастного, одинокого и грустного пса.
---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима? Слайды 24- 25.
Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!
Учитель читает стихотворение:
С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…
Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…
Пусть год пройдет, и век пройдет,
А Бим все ждет…
---поиски хозяина. слады 26-27.
---Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему? -слайды 19-23
Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду.
Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.
---Добрых людей много, почему же зло победило?
На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.
---- Слайд 28.
Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал.. просил.. к утру в фургоне стало тихо..». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча:
"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".
---В чем суть этого философского раздумья?
(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)
Учитель: Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.
У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.
Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».
Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?
Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?
Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?
Чем вы особенно дорожите в себе и близких?
Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.
Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра. – слайд 29.
Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски.
Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!
--- Какой след оставил Бим в вашем сердце?
«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»
«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»
«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»
«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был!
Прости нас, Бим!..»
Вывод:
Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.
---слово учащемуся 7 минипроект – рисунок Снориковой Влады.
На уроках внеурочной деятельности я занимаюсь проектом «Галерея года» и представляю свои рисунки. Однажды С.М предложила мне прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я была поражена содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба. Вот такой она у меня получилась: преданной и верной, которой хочется отдать частичку своей души, которую хочется любить и жалеть.
Слышу – выстрел стихает
Над простором лесным…
А мне кажется – лает
Белый Бим…Белый Бим.
И доверчиво смотрит
В человечьи глаза,
Будто вовсе не помнит
Ни скитаний, ни зла.
В ясный и под вечер
Под ненастьем любым
Выбегает навстречу
Белый Бим… Белый Бим.
Дай обидчику сдачу
И не сгинь в темноте
И душою незрячих
Научи Доброте!
--- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима.
Заключительное слово учителя.
Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником.
«Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.
Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"
Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.
---слово учащемуся.
Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.
---слово учащимся 6 минипроект - интерактивное упражнение «Навигатор».
В повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека. Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…
«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!.»
«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».
Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие».
Урок внеклассного чтения
в 8 классе по повести «Белый Бим Чёрное Ухо»
Тип урока: комбинированный. Тема: Проблема добра и зла (вопросы нравственности к повести). Цели урока:- образовательные: проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов;
развивающая: развитие речи учащихся;
воспитательные: способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»; учить видеть и различать добро и зло; способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
- организация домашнего задания;
самостоятельное чтение повести;
нарисовать иллюстрации;
ответить на вопросы:
- какие чувства вы испытывали, прочитав повесть?
какие герои добрые, а какие злые? Обоснуйте ответ.
как вы понимаете, что такое зло и что такое добро?
какие художественные средства использует автор при описании героев?
- сообщение о жизни писателя;
подобрать цитаты о доброте, зле, совести и счастье из текста;
выучить стихотворения Д.Нартова «Человек и собака», С.Никулина «Белый Бим»;
составление схемы: «Путь Бима в поисках хозяина».
- презентация урока;
выставка книг на тему; «Братья наши меньшие»;
эпиграфы к уроку.
ХОД УРОКА
- Звучит музыка Свиридова «Вальс», на фоне высвечивается слайд 1,2.
Учитель обращается к эпиграфам и просит их прокомментировать слайд 3;
- Жизнь идёт потому, что есть трудности и есть надежда. Жизнь идёт потому, что есть книги, питающие надежду.
- В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.
- Ученик читает стихотворение Д.Нартова «Человек и собака»;
Учитель:
Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душе преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра до зла?...
(Л. Новикова)
- Слайды 4,5 (иллюстрации, вопросы к ним);
Словарная работа:
- Вопросы к тексту:
- Почему Иван Иванович не дал утопить белого щенка с чёрным ухом?
Какие отношения сложились между Иван Ивановичем и Бимом?
- Как шло взросление Бима?
- К какому заключению о людях пришёл Бим во время поисках хозяина?
Каких плохих (злых) людей встречает Бим?
Как меняется его состояние после встречи?
Кто для Бима является олицетворением добра?
- Работа со схемой «Добрые и Злые» (слайд 8);
Индивидуальное задание: ученик комментирует путь – схему «Поиски хозяина»;
Просмотр отрывка из художественного фильма (кадр: отец Толика уводит Бима и привязывает к дереву) и анализ его:
- Символ дверь
- Цель, спасение, надежда, гибель, вера, одиночество
"Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим... Но это была дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать о помощи и сочувствии..."
Двойные, тройные определения:
- одинокий, грустный, ни за что обиженный пёс", "добрыми, наивными, ласковыми и невинными глазёнками", "что-то незнакомое, таинственное".
- "...дом, в котором он жил, был серый, и жена его в сером платье", "...с виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике...", "в сером пиджаке".
- "седой, как снег" Иван Иванович; "Серый человек храпит, как заяц под берлогой...", "Серый врал, как заправский сочинитель".
Метафоры:
- «...ветки... будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь... Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми...» «лес вздохнул»
- Небо густо забрызгало поляну подснежниками (капельки неба на земле!)
- Хрисан Андреевич и Алеша;
Толик и родители Толика;
Толик и Алеша;
Собаколовы и собака Лохматка;
«…большой город заговорил о Биме».
- «Добрых людей много».
«Дружба и доверие не покупаются и не продаются»…
«Нет, неспокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых дубов…»
(Толик оказался слабым… У него не хватило стойкости… Он струсил перед злом…)
Почему (Он верил людям… Он хотел получить весточку о хозяине…)
как вы считаете, Бим поверил собаколовам и сам пришёл к ним?
Просмотр кадра из кинофильма: Иван Иванович ищет Бима в изоляторе для собак.
Учитель читает отрывок из 16главы («Иван Иванович попросил их отвести Бима в лес»…до слов: «Любой охотник снимет шапку и постоит молча»). Звучит музыка. «Вальс» Г.Свиридова
.
Чтение стихотворения воронежского поэта С. Никулина:
Слышу – выстрел стихает
Над простором лесным…
А мне кажется – лает
Белый Бим, Белый Бим.
И доверчиво смотрит
В человечьи глаза,
Будто вовсе не помнит
Ни скитаний, ни зла.
В ясный день и под вечер,
Под ненастьем любым
Выбегает навстречу
Белый Бим, Белый Бим…
Дай обидчику сдачу
И не сгинь в темноте,
И душою незрячих
Научи доброте.
Учитель:
Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих душою»?
Обобщение.
Бим прошёл через многое за свою короткую четырёхлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим
качествам. И потому, пройдя через испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и всё шёл с единственным желанием найти своего друга… Он верил нам, людям, и этим учил доброте.
Какой след в душе у вас оставила книга, ребята?
(Очень жаль Бима… Я просто представить не могу, что Бима нет… Больно внутри… Как много злых людей...)
Заключительное слово учителя
: Мы на печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. И пусть его прощание будет молчаливым и строгим: чувство печали не терпит громкоголосья…
Напоследок обратим внимание на «Приглашение к размышлению».
15. Домашнее задание.
Написать сочинение – размышление, используя одну из цитат повести (раздаточный материал предлагается каждому ученику).
Цитаты из повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное Ухо", 1971 Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои "законы". Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла. Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы. Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся. Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех "китов": "нельзя", "назад", "хорошо". Совесть... От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж. И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Дружба и доверие не покупаются и не продаются. Укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. 7