Тест г троепольского белый бим черное ухо. Урок – размышление « Добрый урок о грустной повести: жестокость и милосердие» (по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Разделы: Внеклассная работа

Цель: формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное и аргументировано отстаивать свое мнение.

Ход мероприятия

Ведущий: 29 ноября 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского. Он прожил долгую жизнь, 90 лет, и оставил добрый след на земле. Г.Н. Троепольский более 20 лет проработал сельским учителем и агрономом в Воронежской области. С 1937 года стал печатать свои рассказы и очерки в газетах и журналах. Наибольшей популярностью у читателей пользуется его повесть “Белый Бим Черное ухо”. В 1975 году повесть была удостоена Государственной премии СССР, был снят художественный фильм. Сегодня мы с вами проводим читательскую конференцию по этой повести.

Наша цель: в коллективном обсуждении нравственных вопросов, которые поставлены писателем в этой повести, прийти к определенным выводам. Наш разговор о добре и зле, о верности и предательстве, о равнодушии и бессердечности людей.

В конференции принимают участие:

Литературовед – Берг Яна,
Кинокритик – Грибанова Катя,
Журналист – Гаврилов Алексей,
Кинолог – Брежнева Вика.

Во всех своих произведениях Г.Н. Троепольский страстно защищает все живое на земле, говорит об огромной ответственности человека перед природой, учит добру.

К читателям своей книги Г. Троепольский обратился с такими словами: “…Читатель-друг! …Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать”.

Слово предоставляется литературоведу, который познакомит нас с биографической справкой о творчестве Г.Н. Троепольского.

Ведущий обращает внимание на выставку книг, отмечает, что эта повесть много раз переиздавалась, показывает разные издания.

Вопрос: Г.Н. Троепольский посвятил повесть своему наставнику. Назовите имя этого человека. (Повесть посвящена памяти А.Т.Твардовского, который многое сделал для творческой судьбы Г.Н. Троепольского, читал повесть в рукописи и одобрил ее.)

Слово литературоведу – справка о Твардовском.

Ведущий: “Белый Бим Черное ухо” – трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.

Вопрос: Бим – главный герой повести. Какой породы Бим? (Сеттер – гордон.)

Вопрос: Какова родословная Бима? Почему его окрас является нетипичным для этой породы? (Он альбинос, у него белое ухо; это признак вырождения породы).

Ведущий: Кинология – это наука о собаках. Слово предоставляется кинологу. (Короткая справка о сеттерах.)

Вопрос: У каждой собаки, как и у человека, свой характер. Какой характер у Бима? (Он доверчивый и честный, верный, смелый, интеллигентная порода; никого не укусит, хоть на хвост наступи, царапает дверь, чтоб открыли; искренний.)

Вопрос: Бим – охотничья собака, ее хозяин Иван Иванович, дрессировал его. Сколько слов и команд знал Бим? (Около 100: подай тапки, неси миску, на стул, лежать, ждать, ищи и др.)

Вопрос: Повесть можно разделить на 3 части, это – трилогия. Дайте свое название трем частям повествования о Биме. (Автор назвал так: 1 – “Белый Бим Черное ухо”, 2 – “ Черноух в деревне”, 3 – “Бим и охотник”.)

Вопрос: Кто виноват в печальной судьбе Бима? Приведите примеры, как Бим постепенно начал терять веру в человека. (Тетка, Курносый, Серый, шофер, Клим, Семен Петрович (отец Толика).

Вопрос: Кто сочувствовал и помогал Биму? (Степановна, милиционер, девушка Даша, мальчик Толик, женщина-путеец Матрена, ветврач, охотник и его сын Алеша.)

Вопрос: Бим, общаясь с людьми, изучал их по интонации голоса, по запахам. Он для себя сделал много открытий, например, он удивился, когда впервые увидел, что человек плачет. А когда он сам заплакал? (Степановна показала ему письмо от Ивана Ивановича.)

Вопрос: Какова была жизнь Бима в деревне? (Новые хозяева, он пас овец, его сильно избил Клим.)

Вопрос: Как Бим лечился в лесу? Сколько дней он там провел? (5 дней, откопал корень валерианы, поймал птицу и съел ее, мышь, чеснок.)

Вопрос: Какой эпизод в повести произвел на вас сильное впечатление?

Эта повесть была экранизирована, одноименный фильм имел большой успех у зрителей. Кто смотрел фильм?

Слово кинокритику.

Просмотр фрагмента.

Ведущий: К сожалению, многие участники этой истории остались равнодушны к судьбе Бима, или обошлись с ним жестоко. А ведь каждый мог спасти Бима. В жизни от каждого из нас зависит многое.

Давайте смотреть друг другу в глаза,
Друг друга запоминать.
Нас всех ожидает разлука,
Нам всем предстоит умирать.
Давайте же будем добрее,
Друг друга жалеть и любить.
Спасатель нас всех обогреет.
И тьма не сумеет сгубить.
Не знать нам, как смерть обернется,
Как долго мы будем стареть.
И в Вечности может придется
В глаза нам друг другу смотреть.
И, встретившись в новом теле,
Не будет ли стыдно тогда,
Что часто мы здесь не смотрели
Друг другу с любовью в глаза.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что в наши дни остро стоит проблема бездомных собак, особенно в крупных городах, где много брошенных животных.

Слово предоставляется журналисту (обратить внимание на статью из газеты “Кузбасс” о бездомных собаках, которые живут на шахтах).

Наша жизнь, с ее бюрократическими проблемами различных справок, порой предоставляет сюжеты для новых фильмов. Послушайте стихотворение “Собачья верность” И. Яворовской.

Уж так случилось: ехать надо срочно,
И взят билет, и упакован груз.
Но иногда бывает и сверхпрочной
Невидимая нить сердечных уз –
И что же делать, если это даже
Не сват, не брат и вовсе не сосед,
А старый друг, верней, собака ваша,
С которой пережито столько бед.
Билет – и ей!
Уж улетать, так вместе!
И надо ж: нет какой-то справки вдруг…
Взлетает “ИЛ”…И кружится на месте
Четвероногий остроухий друг.
Нет слов, чтоб рассказать об этом людям:
Два года пес встречает каждый “ИЛ”,
И ждет, и верит, что однажды будет
Тот день, ради которого он жил,
Что, возвратясь к нему, его хозяин
Обнимет шею ласковой рукой,
Посмотрит очень добрыми глазами,
Поймет, как трудно справиться с тоской.
И видя эту преданность собачью,
Иное сердце выдержать невмочь,
Глаза иные втихомолку плачут,
Не в силах псу несчастному помочь.
Он не сдается, не подходит даже,
Он просто ждет, упорно ждет и ждет.
И никому на свете не расскажет,
Какая боль собачью душу жжет.

У писателя Троепольского была любимая собака, он очень часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

Вопрос: У кого есть дома собаки? Другие животные?

Заслушать рассказы учащихся о животных.

Подводя итоги, хочется отметить, что никто из участников конференции не остался равнодушным. Повесть “Белый Бим Черное ухо” произвела неизгладимое впечатление на Вас, юные читатели. В своих отзывах о прочитанном произведении каждый ученик отметил, что эта повесть не только о собаке по кличке Бим, но и о людях добрых и злых, равнодушных и сердобольных.

Эта повесть как рентгеном просвечивает души людей, выявляя в одних низость и подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить. Все учащиеся, прочитав эту книгу, сострадают Биму, и это четко прослеживается в ваших отзывах.

Барабанов Алексей считает, что … только по-настоящему любящий хозяин может так понимать собаку, и только по-настоящему преданная собака может так ждать.

Красильников Ефим уверен, что … эта повесть о бесконечной собачьей преданности. Бим любил Ивана Ивановича, искал его везде, попадал в сложные ситуации, но все же шел к своей цели. Но собачьи силы не безграничны, и Бим погиб, так и не найдя своего хозяина.

Никулин Денис отметил, что … Бим – очень умный пес, который может отличить плохое слово от хорошего. Иван Иванович очень часто повторял слово “осколок”, и Бим точно знал, что это плохое слово, мрачное.

В качестве вывода мне хотелось бы использовать цитату из сочинения Мухсинова Михаила. Миша считает, что эта повесть о дружбе между собакой и человеком. Собака – лучший друг человека.

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» Троепольский написал в 1971 году. Автор посвятил произведение А. Т. Твардовскому. Центральной темой повести является тема милосердия. На примере истории о собаке Биме автор показывает, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, проявлять доброту, заботиться о братьях наших меньших.

Главные герои

Бим – пес «из породы шотландских сеттеров с длинной родословной. Был нетипичного окраса: белого цвета с «рыженькими подпалинами» , одним черным ухом и одной черной ногой.

Иван Иваныч Иванов – хозяин Бима, охотник, участник Великой Отечественной войны; журналист на пенсии.

Толик – мальчик, который заботился о Биме.

Другие герои

Степановна – соседка, которая присматривала за Бимом.

Даша – девушка, которая помогла Биму.

Хрисан Андреич – временный хозяин Бима в деревне.

Серый мужчина – человек, который снял у Бима табличку с ошейника и избил собаку.

Тетка – соседка, невзлюбившая Бима.

Главы 1–2

Бим родился от породистых родителей сеттеров, но имел нетипичный окрас. Хозяева хотели утопить Бима, но щенка взял к себе Иван Иваныч. Мужчина очень привязался к животному и вскоре начал брать с собой на охоту. «К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой».

Глава 3

Прошло третье лето. На Бима написала жалобу «визгливенькая и жирная» тетка: якобы пес был опасен. Бумагу принес председатель дома, но, увидев пса, понял, что Бим добрый и послушный.

Главы 4–5

Во время охоты Иван Иваныч старался ограничиваться одним-двумя вальдшнепами за охоту и то только для того, чтобы Бим не «загибнул как охотничья собака» .

Иван Иваныч один раз брал Бима на облаву на волков. После этого случая пес на охоте всегда показывал хозяину, что учуял след волка.

Глава 6

Иван Иваныч все чаще страдал от болей, его беспокоило старое ранение – осколок у сердца. В один из дней ему стало совсем плохо. Ивана Иваныча забрали в больницу. Мужчина попросил соседку Степановну присматривать за псом.

Бим побежал за хозяином. Пес по следу добрался до здания «скорой помощи» и начал царапаться в дверь: тут пахло его хозяином. Однако Бима прогнали.

На следующее утро пес снова выбрался на поиски. Бим принюхивался к людям, рассматривал их. Пса заметили прохожие и вызвали милицию. Однако за Бима заступилась девушка Даша. Она отвела пса домой. Степановна рассказала девушке, что Иван Иваныча отправили самолетом в Москву делать операцию.

Глава 7

Утром Даша принесла Биму ошейник с пластинкой, на которой было написано: «Зовут его Бим. Живет в квартире. Не обижайте его, люди».

Соседка выпускала Бима гулять одного. Пес забрел в парк, его заметили мальчишки, принесли собаке поесть. Один из мальчиков, Толик, кормил Бима с рук. К ребятам подошел «какой-то дядька» с тростью – «серый» – и спросил, чей это пес. Узнав, что собака ничья, мужчина забрал ее с собой и привел домой. Он снял с Бима ошейник, так как собирал всевозможные «собачьи знаки» (медали, поводки, ошейники). Ночью от одиночества пес начал выть. Рассердившись, «серый» избил пса палкой. Бим набросился на мужчину и выскочил из квартиры через открытую женой обидчика дверь.

Глава 8

«Дни шли за днями». Бим уже хорошо знал город. Как-то пес учуял запах Даши, который привел его к вокзалу. Девушка уезжала. Пес долго бежал за поездом, а после, тоскуя, упал между рельсами.

К почти умирающему Биму подошла женщина и напоила его водой. Бим поплелся по железной дороге, ему защемило лапу. В этот момент приближался поезд. К счастью, машинист успел остановиться и освободил собаку. Бим вернулся домой.

Глава 9

Толик узнал, где живет Бим, и теперь каждый день гулял с хромающей собакой. В газете появилось объявление о том, что по городу ходит сеттер с черным ухом и кусает прохожих. Узнав об этом, Толик показал пса ветврачу. Врач заключил, что «собака не бешеная, а больная» .

Глава 10

Постепенно Бим начал поправляться, но только поздней осенью смог стать на четыре лапы. Соседка снова начала выпускать пса гулять одного.

Как-то Бима подобрал шофер, который возил их с Иваном Иванычем на охоту. Шофер продал собаку знакомому за 15 рублей. Новый хозяин Хрисан Андреич назвал пса «Черноухом» и забрал с собой в деревню.

Глава 11

В деревне для Бима все было необычно: маленькие домики, домашние животные и птица. Пес быстро «привык ко двору, к его населению, не удивлялся сытой жизни» .

Глава 12

Хрисан Андреич брал Бима с собой пасти овец. У пса появилась обязанность «поворачивать самовольных овец к стаду, следить за ними» .

Как-то к Хрисану Андреичу пришел знакомый – Клим, и начал просить продать Бима. Однако хозяин отказался: ранее он давал объявление в газету о том, что «Пристала собака» , и получил ответ: «Не объявляйте, пожалуйста. Пусть живет до срока» .

Хрисан Андреич разрешил просто брать пса на охоту. На следующий день Клим и Бим отправились в лес. Не приученный к крупной добыче, пес упустил зайца. Клим сильно рассердился и ударил Бима сапогом. Пес упал. Клим бросил собаку в лесу.

Бим, потерявший от удара сознание, вскоре проснулся и, едва переступая, нашел лечебные травы.

Глава 13

Пес провел пять дней в лесу, пока ему не стало лучше, и вернулся в город. По следу Бим нашел дом Толика. Мальчик был рад собаке, но родители категорически не хотели оставлять пса дома. Ночью отец Толика отвез Бима в лес и бросил там.

Глава 14

Бим вернулся в город и снова пришел к дому Толика. Отец мальчика вновь пытался поймать пса, но тому удалось убежать.

Глава 15

Бим поплелся к дому Ивана Иваныча. Однако, увидев собаку, та самая крикливая тетка позвонила в «карантинный участок» . Бима поймали, посадили в железный фургон и увезли в собачий приемник. Очнувшись в «железной тюрьме» , пес начал царапать дверь. «Он грыз зубами клоки жести и вновь царапался, уже лежа. Звал. Просил». К утру пес притих.

Глава 16

В то утро вернулся и Иван Иваныч. Мужчина уже на вокзале начал расспрашивать, не видел ли кто Бима. Иван Иваныч поехал в карантинный участок. Мужчине едва удалось уговорить сторожа открыть двери фургона.

«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего».

Глава 17

Весной Иван Иваныч взял нового щенка, себе и Толику. Это был «породистый, типичного окраска английский сеттер» , которого тоже назвали Бим. «Но старого друга он уже никогда не забудет».

Заключение

В повести «Белый Бим Черное Ухо» автор рассказывает о судьбе собаки, которая до последнего остается верной своему хозяину. Изображая страдания животного, его тоску по дому, автор словно сравнивает доброго, преданного пса и всех тех людей, которые ему встречались: многие из них по положительным качествам уступают Биму.

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» переведена более чем на 20 языков. Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Белого Бима Черное Ухо», а прочесть произведение полностью, чтобы пережить все описанные в рассказе события вместе с героями.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1388.

БЕСЕДА

ПО ПОВЕСТИ

Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО

«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО"

Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.

Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

ПО ПОВЕСТИ

Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО

«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО»

Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.

Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы.

«Мне кажется, - сказал Ч. Айтматов, - что литература должна поднять свой голос не только в защиту природы вообще, но проявлять заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы».

Беседа по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» требует эмоционального и вдумчивого отношения.

Чтобы настроить ребят на эмоциональный лад, можно использовать: фотоэтюды, пейзажные зарисовки о природе, а также высказывания поэтов и писателей, например такие:

  1. «Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

(Тютчев). –

  1. «образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа».

(Белинский)

  1. «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир».

(Никитин)

До чтения повести предложить ребятам несколько конкретных вопросов, например:

  1. Какую роль играет природа в жизни каждого человека, и в частности Ивана Ивановича? (Иван Иваныч)
  2. Чем можно объяснить поступки Серёжи, Клима, Тёпки?
  3. Что дало Алёше и Толику общение с Бимом?
  4. С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести?
  5. Какова на ваш взгляд основная мысль этой повести?
  6. Чем больше всего покорил вас Бим?
  7. Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?
  8. Что вы думаете о хозяине Бима, Иване Иваныче?
  9. Что хотел сказать Г. Троепольский нашему современнику?

ХОД БЕСЕДЫ И АНАЛИЗ

Беседу начали с вопроса: «С каким чувством ты закрыл последнюю страницу повести Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»?»

Ответы ребят были самые разнообразные, все они свидетельствовали о том, что повесть вызывала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами, что ребят волнует вопрос не только о том, кем быть, но и каким быть. А в повести Троепольского проблема нравственности рассматривается как важная проблема жизни. Продолжая беседу, предлагаю подумать над таким вопросом: «Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?» Привожу один из понравившихся мне ответов: «Всё, что нас окружает, - люди, земля, животные, растения, птицы, - испытывает потребность в добром, умном отношении к себе. И единственный кто может помочь всему живому – человек. Доброта и сострадание не должны у человека знать границ. Это призыв автора быть ближе к природе, т.к. сам человек является частью природы». (Басангов Саша).

Ребята правильно поняли идею повести. Сам автор так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Затем, предлагаю ребятам обратиться к герою повести – Биму. «Чем больше всего вас покорил Бим?». Что интересно, ребята настолько полюбили его (Бима), что совершенно забывают о существовании Ивана Иваныча. Поэтому необходимо было подтолкнуть ребят к мысли, что Бим стал Бимом благодаря ему, Ивану Иванычу.

Поэтому следующий вопрос был: «Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?» и вот здесь меня ребята очень порадовали. Отвечая, они единогласно приходят к мысли о том, что «Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта – норма жизни, иначе быть не может. Бим твёрдо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям». Вот так, постепенно мы подошли к главному, стержневому вопросу нашей беседы: «Кто такой И.И.? Что это за человек?». По мнению ребят, Иван Иваныч – это человек большой души, и не удивительно, что Бим добрый, верный, преданный пёс. Он любит и понимает природу. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве.

Обобщая ответы ребят, обратила внимание на слова небольшого лирического отступления: «Стоит на земле цветок…». Эти слова полностью можно отнести к Ивану Иванычу.

Говоря об ИИ. подчёркиваю, что история взаимной дружбы Ивана Иваныча и Бима, человека и собаки, обогащает их обоих, делает счастливее. Затем прошу ребят обратить внимание на то: всё ли так трагично, как трагично заканчивается повесть? И мы приходим к выводу, что хотя Бим и погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. В ходе беседы от души порадовалась, что ребята с возмущением говорят о бездушии людей, зло, жестоко поступивших с Бимом. Люди, способные травить, мучить собаку, могут так же жестоко поступать и с человеком. Вот так постепенно мы вместе подходим к мысли, что жестокость людей идёт от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть: когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестаёт быть.

И всё-таки беседу по повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» не хотелось бы заканчивать на трагической гибели Бима. Вместе с ребятами зачитываем слова из повести: «Странным, очень странным показался ИИ. двум простецким собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себя: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы и вёсны». В чём суть этого философского раздумья Ивана Иваныча?

Ребята правильно понимают слова старого журналиста: «Как зимы и вёсны, чередуясь проходят печали и радости, улыбки и слёзы в нашей человеческой жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, этих равнодушных, злых людишек». Повесть Троепольского не только о доброте и чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.

В конце беседы говорю ученикам, что мы не должны ограничиваться только повестью «Белый Бим Чёрное ухо». При знакомстве с темой «человек и природа», предлагаю почитать им Ч.Айтматова «Белый пароход», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».


Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая душевная беседа по произведению.

Обратимся с вами к герою повести - Биму.

---Чем больше всего покорил вас Бим?

(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)

--- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?

(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта - это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)

--- Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек? – слайд 13.

(Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)

--- Как Иван Иваныч относится к Биму? Они друзья? – слайд 14.

«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.

----А как он относится к природе? - слайд 15.

(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:- слайд 16.

" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)

--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".

Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим "маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.

--- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы? – слайды 17 – 18.

Иван Иваныч и Бим были нужны друг другу, и это главное. Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, верной, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иваныч сказал Биму:

Ждать, мальчик, ждать.

Бим ждал и искал хозяина, превратясь в несчастного, одинокого и грустного пса.

---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима? Слайды 24- 25.

Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!

Учитель читает стихотворение:

С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…
Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…
Пусть год пройдет, и век пройдет,
А Бим все ждет…

---поиски хозяина. слады 26-27.

---Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему? -слайды 19-23

Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду.

Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

---Добрых людей много, почему же зло победило?

На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.

---- Слайд 28.

Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал.. просил.. к утру в фургоне стало тихо..». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча:

"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".

---В чем суть этого философского раздумья?

(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)

Учитель: Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».

Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра. – слайд 29.

Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски.
Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!

--- Какой след оставил Бим в вашем сердце?

«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»

«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»

«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»

«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был!

Прости нас, Бим!..»


Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.

---слово учащемуся 7 минипроект – рисунок Снориковой Влады.

На уроках внеурочной деятельности я занимаюсь проектом «Галерея года» и представляю свои рисунки. Однажды С.М предложила мне прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я была поражена содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба. Вот такой она у меня получилась: преданной и верной, которой хочется отдать частичку своей души, которую хочется любить и жалеть.

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим… Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!
--- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима.
Заключительное слово учителя.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником.

«Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"

Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

---слово учащемуся.

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.

Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.

---слово учащимся 6 минипроект - интерактивное упражнение «Навигатор».

В повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека. Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…

«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!.»

«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».

Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие».

Урок внеклассного чтения

в 8 классе по повести «Белый Бим Чёрное Ухо»

Тип урока: комбинированный. Тема: Проблема добра и зла (вопросы нравственности к повести). Цели урока:
    образовательные: проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов; развивающая: развитие речи учащихся; воспитательные: способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»; учить видеть и различать добро и зло; способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
Подготовка к уроку:
    организация домашнего задания; самостоятельное чтение повести; нарисовать иллюстрации; ответить на вопросы:
    какие чувства вы испытывали, прочитав повесть? какие герои добрые, а какие злые? Обоснуйте ответ. как вы понимаете, что такое зло и что такое добро? какие художественные средства использует автор при описании героев?
индивидуальные задания для учеников – консультантов:
    сообщение о жизни писателя; подобрать цитаты о доброте, зле, совести и счастье из текста; выучить стихотворения Д.Нартова «Человек и собака», С.Никулина «Белый Бим»; составление схемы: «Путь Бима в поисках хозяина».
Оформление доски:
    презентация урока; выставка книг на тему; «Братья наши меньшие»; эпиграфы к уроку.

ХОД УРОКА

    Звучит музыка Свиридова «Вальс», на фоне высвечивается слайд 1,2. Учитель обращается к эпиграфам и просит их прокомментировать слайд 3;
    Жизнь идёт потому, что есть трудности и есть надежда. Жизнь идёт потому, что есть книги, питающие надежду.
Г.Н.Троепольский
    В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.
Г.Н.Троепольский
    Ученик читает стихотворение Д.Нартова «Человек и собака»; Учитель:
- Здравствуйте!

Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душе преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра до зла?...
(Л. Новикова)

    Слайды 4,5 (иллюстрации, вопросы к ним); Словарная работа:
Добро - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности. Зло - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее отрицательные нравственные ценности.
    Вопросы к тексту:
    Почему Иван Иванович не дал утопить белого щенка с чёрным ухом? Какие отношения сложились между Иван Ивановичем и Бимом?
- каким видел Бим хозяина? - почему Иван Иванович привязался к Биму?
    Как шло взросление Бима?
    К какому заключению о людях пришёл Бим во время поисках хозяина? Каких плохих (злых) людей встречает Бим? Как меняется его состояние после встречи? Кто для Бима является олицетворением добра?
    Работа со схемой «Добрые и Злые» (слайд 8); Индивидуальное задание: ученик комментирует путь – схему «Поиски хозяина»; Просмотр отрывка из художественного фильма (кадр: отец Толика уводит Бима и привязывает к дереву) и анализ его:
- Ребята, что происходит с Толиком после этого эпизода? - Умеют ли животные плакать как люди? - Найдите и зачитайте когда впервые Бим заплакал? 11. Как автор художественными средствами раскрывает чувства Бима? (слайды 10,11,12,13,14)
    Символ дверь
    Цель, спасение, надежда, гибель, вера, одиночество "Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим... Но это была дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать о помощи и сочувствии..." Двойные, тройные определения:
    одинокий, грустный, ни за что обиженный пёс", "добрыми, наивными, ласковыми и невинными глазёнками", "что-то незнакомое, таинственное".
Цветные эпитеты:
    "...дом, в котором он жил, был серый, и жена его в сером платье", "...с виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике...", "в сером пиджаке".
Сравнения:
    "седой, как снег" Иван Иванович; "Серый человек храпит, как заяц под берлогой...", "Серый врал, как заправский сочинитель".

Метафоры:

    «...ветки... будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь... Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми...» «лес вздохнул»
    Небо густо забрызгало поляну подснежниками (капельки неба на земле!)
12. Выводы по уроку: (слайд 15) Следы Бима на земле:
    Хрисан Андреевич и Алеша; Толик и родители Толика; Толик и Алеша; Собаколовы и собака Лохматка; «…большой город заговорил о Биме».
Новый Бим. Надежда (слайд 16):
      «Добрых людей много». «Дружба и доверие не покупаются и не продаются»… «Нет, неспокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых дубов…»
13. Памятник собаке (слайд 17); Ученик читает стихотворение на фоне музыки: С грустью брожу я по городу, Озадачен вопросом одним: «Где же разыскать эту гордую Собаку, по имени Бим!..» Мне в твоё ухо бы чёрное Прошептать, как ты мною любим, Мысли твои я прочёл бы я, Ты – друг мой, ты – ласковый Бим, Город встречается с вечером, И трамваи проходят звеня. Ищет тепла человеческого Мой Бим. Так ищи же меня!» С.Никулин «Белый Бим» 14. Слово учителя. Вы помните, ребята: Толик найдёт Бима, но быть с ним не сможет. Почему? Как вы расцениваете его поступок?

(Толик оказался слабым… У него не хватило стойкости… Он струсил перед злом…) Почему (Он верил людям… Он хотел получить весточку о хозяине…) как вы считаете, Бим поверил собаколовам и сам пришёл к ним? Просмотр кадра из кинофильма: Иван Иванович ищет Бима в изоляторе для собак. Учитель читает отрывок из 16главы («Иван Иванович попросил их отвести Бима в лес»…до слов: «Любой охотник снимет шапку и постоит молча»). Звучит музыка. «Вальс» Г.Свиридова .
Чтение стихотворения воронежского поэта С. Никулина: Слышу – выстрел стихает Над простором лесным… А мне кажется – лает Белый Бим, Белый Бим. И доверчиво смотрит В человечьи глаза, Будто вовсе не помнит Ни скитаний, ни зла. В ясный день и под вечер, Под ненастьем любым Выбегает навстречу Белый Бим, Белый Бим… Дай обидчику сдачу И не сгинь в темноте, И душою незрячих Научи доброте. Учитель: Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих душою»? Обобщение. Бим прошёл через многое за свою короткую четырёхлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и всё шёл с единственным желанием найти своего друга… Он верил нам, людям, и этим учил доброте. Какой след в душе у вас оставила книга, ребята? (Очень жаль Бима… Я просто представить не могу, что Бима нет… Больно внутри… Как много злых людей...) Заключительное слово учителя : Мы на печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. И пусть его прощание будет молчаливым и строгим: чувство печали не терпит громкоголосья… Напоследок обратим внимание на «Приглашение к размышлению». 15. Домашнее задание. Написать сочинение – размышление, используя одну из цитат повести (раздаточный материал предлагается каждому ученику).

Цитаты из повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное Ухо", 1971 Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои "законы". Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла. Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы. Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся. Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех "китов": "нельзя", "назад", "хорошо". Совесть... От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж. И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Дружба и доверие не покупаются и не продаются. Укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. 7