Жилин и Костылин— два разных характера, две. Сочинение на тему «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы» «Уже мне, видно, отсюда не выйти»

Жилин и Костылин – главные герои рассказа-были «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого.

Тема рассказа

Во время войны на Кавказе (воюют русские с горцами за территории) два русских офицера, Жилин и Костылин, отправляются в отпуск домой. По пути герои попадают в плен к татарам; за них просят выкуп. Жилин, не желая просить у своей старой матери деньги, затевает побег, но из-за неповоротливости Костылина затея срывается. Тогда офицер снова пытается бежать, и на этот раз ему улыбается удача - он спасается. А Костылина из плена спасают выкупом только через месяц.

Как ведут себя в плену офицеры Жилин и Костылин

Костылин – полноватый и тучный мужчина. На протяжении всего времени нахождения в плену он только и делает, что спит и считает время до выкупа. При этом Костылин не стесняется просить у семьи выкуп в огромном размере (5000 рублей). Для него главное, чтобы его поскорее спасли, и чтобы он оказался снова в удобных и комфортных условиях.

Жилин же ведет себя с точностью до наоборот. Он отказывается писать письмо своей матери с просьбой о выкупе, ведь он не хочет, чтобы она переживала за него и чтобы отдавала последнее, что у нее есть. Когда же татары силой заставляют Жилина написать это письмо, он пишет, но адрес указывает заведомо неверный. Офицер решает для себя: либо он выбирается из плена своими силами, либо ему придется погибнуть или остаться там до конца жизни. С целью спастись, Жилин начинает делать подкоп.

Кроме того, во время нахождения в плену Жилин занимается разными полезными делами, тем самым заслуживая внимание и уважение местных татар.

Например, он отличается тем, что:

  • делает куколки из глины для местных детей;
  • чинит хозяину-татарину остановившиеся часы;
  • ремонтирует ружья и прочие принадлежности местных жителей.

И даже во время побега Жилин стоит до последнего, держится изо всех сил, при этом не бросает Костылина, хотя тот несколько раз подводит товарища и не желает брать себя в руки ради их общего спасения.

Благодаря стойкости и волевым качествам, Жилину все-таки удается вырваться из плена.

Л.Н. Толстой в своем произведении «Кавказский пленник» писал о тех людях, которые участвовали в русско-кавказской войне. В основу этого повествования положены действительные события, происходившие с самим автором и его коллегами по службе.

Главные герои здесь - русские офицеры, служившие в одном из гарнизонов, это Жилин и Костылин. Прочитав их фамилии, невольно замечаешь созвучность окончаний их фамилий. Значения же их фамилий ближе к противоположностям. Первый ближе по своему смыслу к слову «жила», а второй означает «костыль». И внешность персонажей тоже противоположна. "Жилин хоть и не велик ростом, а удал". А Костылин же грузен, неуклюж и толст.

(Костылин )

Поведение их тоже соответствует их фамилиям. Вспомним, как вели себя эти офицеры, когда на обоз напали татары. Жилин "выхватил шашку" и бросился навстречу татарам, вступил с ними в бой. Татары ранили лошадь Жилина и смогли взять офицера в плен.

Костылин имел ружьё, но лишь увидел татарских воинов, сразу обратился в бегство, помчался к крепости, бросив Жилина. Но предательское бегство не спасло Костылина.

(Жилин)

В плену эти люди тоже повели себя каждый по-своему. Когда их хозяин Абдул-Мурат сказал молодым людям, что их отпустят только тогда, когда за каждого родственники заплатят 5 тысяч рублей, Костылин тут же послушно написал родным письмо и ждал от своих родных требуемой суммы. Жилин же согласился только написать просьбу выслать только 500 рублей ему. Письмо он написал не на свой адрес, заботясь о здоровье матери. Сам же решил выбрать момент и бежать, постоянно продумывал варианты побега.

В одну из ночей Молодые офицеры сбежали в горы. Костылин в дороге постоянно ныл, всего пугался, отставал. А Жилин лишь смеялся. Не упал он духом даже когда по вине первого их татары снова поймали и возвратили в аул. По возвращении Костылин постоянно лежал и стонал или спал. Жилина же снова стали одолевать мысли о побеге. В то время Иван подружился с дочкой своего временного хозяина Диной. Тринадцатилетняя девочка подружилась с Жилиным и впоследствии сыграла решающую роль в его судьбе. Она спасла ему жизнь, оказав помощь в повторном побеге, дав ему еды в дорогу.

Жилин предлагал Костылину бежать с ним из этого плена. Но тот ответил отказом, приняв решение остаться. После этого Жилин вернулся в свой гарнизон, а Костылин только спустя месяц получил свободу после того, когда за него прислали выкуп родные.

Как видим, Костылин и Жилин являются совершенно разными по характеру и типу людьми. Один сильный, трудолюбивый, любящий детей. Он добрый, помогает даже тем, кто являлся его врагом. Костылин же эгоистичен, который очень труслив и при этом ленив. Он способен предать кого угодно, лишь бы ему было лучше. Именно потому и судьбы у них различаются, и решения они принимают разные.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Цели урока:

Специальные:

1. Познавательные: 1) Рассказать о том, как нужно готовиться к сочинению на основе пройденного на прошлых уроках материала. 2) Показать различия в характерах героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

2. Развивающие: 1) Формирование навыков сопоставительного анализа и умение их применять на практике.

Общепредметные:

1) Развивать критическое мышление, умение сравнивать персонажей;

2) Воспитывать внимание к слову и характеристикам героев на фоне развития сюжета в процессе чтения.

Оборудование:

1) Учебник-хрестоматия («Литература. 5 класс. В 2 ч. Часть 2»/ В.Я Коровина, М., 2010);

2) Поурочное планирование по литературе: 5 класс. К учебнику В.Я Коровиной «Литература: 5 класс». Еремина О.А., М., 2009.

Ход урока:

1. Организационный момент:

У: Сегодня мы с вами на уроке будем готовиться к домашнему сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник», который мы вместе читали на прошлом уроке. Вашим домашним заданием было–подготовить пересказ и ответить на вопросы по тексту.

2. Беседа по вопросам:

У: Каким образом фамилии двух главных героев рассказа Л. Толстого говорят об их характерах?

Д: Жилин в толковом словаре от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный – сильный, упругий. Костылин от «костыль» - палка для хромых, бессильных.Фамилии указывают на разницу в характерах героев.

У: Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему?

Д: Глазами Жилина, он всем интересовался, так как с первой минуты пребывания в плену, думал о побеге. Костылин же все лежал.

У: Справедливо ли говорят о Жилине, что он «джигит», а о Костылине «смирный»?

Д: Жилин храбрый, он спорит с татарами, торгуется с ними, ставит им свои условия. Костылин соглашается на все: дать выкуп 5 тысяч, жить в сарае…

У: Почему к Жилину стали приезжать люди из других аулов?

Д: Его приняли за лекаря, он считался мастером на все руки.

У: Выберите из текста глаголы, характеризующие поведение Жилина и Костылина.

Д: Жилин: ходит, высматривает, рукодельничает, роет. Костылин: пишет, ждет, скучает, спит.

У: Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?

Д: Жилин общается с местными жителями, наблюдает их обычаи, все высматривает свою крепость. Костылина ничего не интересует, он только ждет, когда за него пришлю выкуп.

У: Какой вывод мы можем сделать из сопоставления двух героев?

Д: Жилин не сидит, сложа руки, старается убежать, Костылин и не думает о побеге, надеясь на помощь родных.

3. Выразительное чтение 5 главы.

4. Практикум - работа в парах:

У: Из главы выбрать глагольные описания действий обоих героев.

Д: Жилин (1) - Раскопал яму, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе.

Костылин (2) - Зацепил камень ногой, Жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.

У: Почему Костылин оказался не помощником Жилина, а его обузой? Ожидали ли вы это заранее, как поведут себя два героя при побеге?

Д: Костылин слабый, у него нет силы воли, терпения. То, как поведут себя герои во время побега, было ясно из их поведения в плену.

У: Назовите качества каждого из героев.

Д: Жилин: мужественный, находчивый, стойкий, активный. Костылин: нерешительный, трусливый, эгоистичный.

У: Сделаем выводы: Почему герои в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному?

Д: Это зависит от их характеров.

У: Расскажите о дружбе Дины и Жилина. Что этим хотел сказать Толстой?

Д: Дети-чеченцы относятся к русским с любопытством, а не враждебно. Чувство вражды не является врожденным. Жилин с уважением относится к храбрости и доброте Дины. Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, дружба людей - норма человеческого общения.

5. Составление сравнительной таблицы.

Качество

Жилин

Костылин

Внешность

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был».

«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет».

Отношение к лошади

«Матушка, вынеси, не зацепи ногой».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

Поведение в плену

«Думает: «Я уйду». А сам все выпытывает, высматривает, как ему бежать. Ходит по аулу насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает».

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит».

Отношение татар к пленникам

Козлова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Изегольская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Изегол, Иркутская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации "Жилин и Костылин: два характера - две судьбы"
Дата публикации: 22.05.2016
Раздел: среднее образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Изегольская основная общеобразовательная школа

Проект

Жилин и Костылин: два характера

судьбы

»
Работу выполнила: ученица 5 класса Николаенко София 2015г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы». 2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: литература и русский язык. 3. Тип проекта: индивидуальный, краткосрочный. 4. Цель проекта: дать сравнительную характеристику героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении. 5. Задачи проекта: Составить сравнительную таблицу «Жилин и Костылин». Сделать выводы о том, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах. 6. Руководитель проекта: Козлова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы. 7. Возраст участника проекта: 11 лет. 8. Предполагаемый продукт проекта – презентация «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы».

Сравнительная таблица

Качество

Жилин

Костылин
Смысл фамилии Жилы, жилистый – сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Костыль – палка, которая служит опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги Внешность «А Жилин хоть ростом не велик, да удал был» «Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» Причины, по которым они попали в плен Жилин ничего не мог сделать один без ружья. Да и татары убили его лошадь, она придавила ему ногу Костылин струсил и бросил Жилина одного без ружья
Поведение в плену Жилин вначале торгуется пишет так чтоб письмо не дошло, думает уйти. Жилин жил, лечил, делал кукол, высматривал, готовился к побегу. Костылин пишет письмо родным, чтобы его выкупили. Он ничего не делал, только ждал ответа, спал. Первый побег Полез, выбрался, поднялся, примечает дорогу, пошел, подпрыгивает, осмотрелся, тащит Костылина. Зацепил, загремел, ста отставать, изрезал ноги, отстает, охает.
Поведение после неудачного побега «И Жилин приуныл: видит – дело плохо. Ине знает, как выбраться». Но Жилин не теряет надежды. Обращается за помощью к Дине. «Костылин совсем разболелся, распух, ломота во всем теле стала, и все стонет или спит» Второй побег Жилин один, никто ему не мешает. Идет, спешит, выбился из сил. Не теряет надежды, собрался с последними силами. Помогли наши казаки. Остался служить на Кавказе. «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Синквейн

Жилин


Храбрый, добрый Трудится, высматривает, готовится Под лежачий камень вода не течет Молодец!
Синквейн
Костылин
Трусливый, ленивый Жалуется, просит, ждет Не верит в свои силы Слабак!
Выводы От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по-разному? Я думаю, что все зависит от человека. Два офицера оказались в одной ситуации, но мы видим двух разных людей. Жилин – деятельный человек. Он добрый, думает о матери, жалеет ее, надеется на себя, обдумывает побег, сумел прижиться в ауле, работящий, всем помогает, ему интересны другие люди.В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению. Костылин – слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери, способен на предательство, упал духом, не принимает других людей, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

Урок 57. Литература 5 класс.

Л.Н. Толстой. Рассказ - быль «Кавказский пленник»,

Жилин и Костылин: два характера, две судьбы

Сегодня на уроке вы будете делать сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», т.е.составлять сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом вы будете наблюдать,

    какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации;

    чем руководствуются, совершая поступки;

    каковы их мысли и чувства;

    как герои относятся к окружающим и природе;

    обратите внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Результатом вашей работы станет решение следующего проблемного вопроса:

Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор?

    Выводы сравнительного анализа будете фиксировать в таблице (см. ниже).

Напоминаю, что «сравнить героев» - это значит установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях это обязательное условие сравнения .

Сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого

«Кавказский пленник» (название в тетради обязательно!)

Критерии сравнения

Жилин

Костылин

1. Портрет.

2. Речь. Монолог.

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе

Подсказки для работы.

1. В чём заключается сходство героев?

2. Какое отношение к героям возникло у читателя после прочтения их портретов? Почему?

Делаем вывод : Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.

3. Есть ли в тексте монологи героев? Зачитайте.

О каких чертах характера героя говорит сравнение в монологе Жилина? Как характеризует Костылина отсутствие монолога?

Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское отношение к героям.

4. Понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях и сравним. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?

    Жилин и Костылин в пути

    Пленение Жилина и Костылина;

  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;

    Первый и второй побег из плена;

Анализ эпизода « Жилин и Костылин в пути ». Сравните поведение героев .

1) В чём заключалась опасность пути?
2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?

: Сравнивая героев, автор подчёркивает, с одной стороны,__________________в поведении Костылина, который руководствуется _________________, _______________, и, с другой стороны, __________, ________________, ________________ Жилина который ведёт себя как ______________ русский офицер.

Анализ эпизода « Пленение Жилина и Костылина ». Вспомните, как герои попали в плен к татарам. Нарисуйте в воображении словесную картину или перечитайте.

Делаем вывод (поставьте на месте пропусков нужные слова, выражения, характеризующие героев; внесите их в таблицу) :

Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает ____________и _________ Жилина. Он восхищается Жилиным, видит в нём ___________________ офицера, умеющего постоять за свою _____________. Костылин совершает _______________ поступок – оставляет Жилина без ружья, не оказывая взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.

Перечитайте эпизод требования выкупа . Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

Делаем общий вывод : Поступки, мотивы поступков - это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.

Самостоятельная работа

В каких эпизодах особенно ярко проявляется характер героев?

    В плену и в эпизодах побега.

Самостоятельно проанализируйте поведение героев в этих эпизодах рассказа:

    Жизнь Жилина и Костылина в плену (3 глава).

    Подготовка и первый побег из плена (4 -5 главы)

    Второй побег (6 глава).

Отметьте, какие черты характера героев проявились, сравните их. Просьба обратить внимание на взаимоотношения героев, их отношение к окружающим и отношение окружающих к ним.

Карточки-подсказки

Вопросы для сравнения

Жилин

Костылин

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

1.Чем герой занимался в плену?

Жилин на всякое рукоделье мастер был. …что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. Мастерит игрушечную карусель. Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

Подготовка и первый побег из плена

2.Как герой готовился к побегу?

Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.

Ни в чём участия не принимает

Первый побег, поведение героя

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать».

Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.

Полез и Костылин под стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху» Как закричит Костылин: - Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: - Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?

Жилин и говорит:

Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.

Костылин и слышать не хочет.

Нет, - говорит, - уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

Ну, так прощай, не поминай лихом. - Поцеловался с Костылиным.

Прошел с версту, выбился из сил - ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, - думает, - буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду». Всю ночь шел. Прошел тридцать шагов - видит: ружья блестят - казаки, солдаты. Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит: - Братцы! Братцы! Братцы! И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Прочитай выводы по сопоставлению материал в карточках-подсказках? Согласен (-а) ли ты с ними? Выпиши в тетрадь предложение, наиболее точно характеризующее героев, на твой взгляд. Занеси его в таблицу.

Итак, поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.

Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. В эпизоде побега Жилин предстаёт наблюдательным человеком, понимающим природу. Терпеливо сносит трудности, несёт на себе Костылина - «не годится товарища в беде бросать». Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать. Когда Костылин отказывается, по-братски прощается с ним. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ, добрый человек. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. Умалчивает Толстой об отношении Костылина к людям – это тоже средство характеристики героя. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

Домашнее задание.

Мини-сочинение по одной из тем на выбор ученика:

1. Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

2. Согласны ли Вы с мнением, что Л.Н. Толстой хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание?

3. О чем говорят «говорящие» фамилии героев?