Программы христианских лагерей для детей. Проведение летних христианских лагерей

Христианский летний лагерь - это летний лагерь, организованный христианскими организациями для детей своих прихожан, либо для пропаганды своих идей среди детей небогатых родителей. По форме организации напоминают пионерские лагеря : участики лагеря делятся на команды во главе с лидерами (вожатыми). Могут представлять собой палаточные лагеря в курортной местности (на берегу моря), а могут размещаться на арендованной базе отдыха. По конфессиональной принадлежности лагеря могут быть как протестантским или евангелическими, так и православными . Иногда местные власти могут препятствовать организации и проведению христианских летних лагерей (например, в исламском Иране )

Участие в лагере может иметь символическую плату (на покупку еды) . Иногда может существовать запрет на прием несовершеннолетних детей без сопровождения родителей .

Времяпровождение

Они подразумевают проживание в палатках , 3-х - 5-ти разовое питание (в т.ч. барбекю), развлечения в виде купания, прогулок, вечернего просмотра фильмов (если есть условия) и спортивных состязаний (футбол , волейбол) . Их особенностью являются ежедневные молитвенные собрания с коллективным исполнением песен религиозного содержания, а также лекции и семинары на религиозные темы (основанные на изучении Библии) .

Снаряжение

Также участники лагеря по согласованию привозят с собой необходимое снаряжение: палатку, спальный мешок, надувной матрас, теплую одежду, посуду (миску, ложку, вилку, кружку), купальник и средство от комаров .

Правила

В христианских лагерях обыкновенно действуют правила, с которыми должны согласиться участники. Категорически запрещается курение, алкоголь, "флирт" (уединение парня с девушкой в палатке) и непослушание. В ночное время и время отдыха требуется соблюдать тишину. Покидать лагерь разрешается только с ведома лидера. Молодежь привлекается к дежурству на кухне и к уборке территории.

миссия "Общество Евангелизации Детей" (евангельские христиане баптисты)

Зимняя смена – 2003г.

Продолжительность данной смены – 28.12.2002 – 2.01.2003.

Место организации: одна из подмосковных баз отдыха

Планирование программы лагеря:


    1. Программа преподавания Библии.
    2. Программы активного отдыха (игры)
    3. Программа ручного труда (рукоделия)
    4. Программа музыкальной деятельности
    5. Программа особых событий (Открытие – закрытие лагеря, организация праздников)

Возраст детей: 7 – 12 лет.

Состав воспитанников был разнообразным: часть детей из верующих семей, часть детей «новообращенных» (протестантское выражение - обозначающее только что уверовавшего) и неверующие воспитанники детских домов.

Дети из верующих семей, пребывая в подобных лагерях уже не впервые, имеют возможность привести с собою в последующую смену хотя бы одного воспитанника из неверующей семьи, незнакомого с христианскими истинами.

Каждая смена лагеря имеет свою тематику. Тема данной зимней смены была: «Ожидание Единственного Спасителя, который дарует тебе новую жизнь».

Тема открывалась детям постепенно, частями в определенной последовательности, что помогало детям лучше познать предлагаемое. Заранее (в начале смены) название общей темы не было представлено детям. Это стало обобщением всех пройденных тем (в конце лагеря) и темой дальнейших обсуждений и впечатлений.

Так тема лагеря была разбита на подтемы:

День приезда
1 день: «Ожидание»
2 день: «Единственный»
3 день: «Подарок»
4 день: «Новое для тебя»
День отъезда

Каждая «подтема» была не только представлена на занятиях, но проходила красной нитью в течение дня, т.е. все игры, поделки, организационные события и мероприятия были посвящены данной теме. Это помогало детям лучше усвоить тематический материал, самим над чем-то задумываться, размышлять и закрепить его на практике. Также эти темы совпадают и с особыми событиями, и календарными праздниками, попадающие на время пребывания в лагере.

Немаловажным являлся и подбор библейских стихов на конкретную тему дня. Стихи были представлены с яркой наглядностью и разучивались ступенчато, что вызывало интерес у детей к заучиванию. В конце каждого занятия педагог раздавал карточки с печатным текстом пройденного библейского стиха, которые дети затем приклеивали в свои дневники. Таким образом, при постоянной его наглядности, дети имели возможность прочитывать стих в любое, удобное для них время, что также помогало им в дальнейшем сохранить его в памяти.

1. Программа преподавания Библии включала в себя следующие задачи:

  • понимание ребенком обращенной к нему речи
  • формирование представлений о том, что Господь – Единственный Спаситель
  • представление (углубление представлений) о способах поддержания «связи» с Богом, проявлений заботы, любви
  • формирование у детей осознанного отношения к прочитанному, интереса к внутреннему миру людей
  • представление детей о жизни новозаветного народа (природа, труд, одежда, обычаи)

Средства реализации программы:

Наглядный метод:
- Рассматривание картин (и других наглядных пособий)

Словесный метод:
- Рассказы по теме

Игровой метод:
- Тематические игры

Практический метод:
- Ручной труд (на уроках библейского мастерства)

2. Программа активного отдыха включала следующее:

    обучение детей правильно излагать свои мысли, используя объяснительную форму речи и речь-доказательство;

    научение правильно находить выход из возникающих ситуаций через обсуждение детьми некоторых ситуаций, предложенных в различных формах организаторами (директором, педагогом, вожатым);

  • разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх библейские сюжеты
  • развитие умения действовать строго по правилам представленных игр, и манипулировать своими действиями.

3. Программа ручного труда включала в себя следующее:

  • понимание детьми того, что ручной труд (искусство) также отражает и внутренний мир людей;
  • совершенствование технических навыков и умений;
  • умение применить полученные знания на библейских уроках;
  • использование разнообразных материалов: картон, цветная бумага, ткани, нитки, скотч, природные материалы и т.д.;
  • развития у детей воображения.

4. Программа музыкальной деятельности включала в себя:

  • знакомство с христианскими песнями различных жанров и стилей;
  • понимание детьми того, что в песнях также могут выражаться библейские истины;
  • умение размышлять, задумываться над смыслом песни;
  • умение объяснить содержание, а также исполнять ее в соответствующем состоянии духа и настроении.

5. Программа особых событий лагеря преследовала следующие задачи:

  • сплочение детского коллектива;
  • умение без стеснения выражать свои эмоции;
  • умение общаться в коллективе, правильно выражать свои мысли и идеи;
  • практическое использование полученных знаний;
  • развитие воображения, фантазии;
  • чувствовать различия в драматизации библейских сюжетов и сюжетов «из жизни», умение правильно преподнести представленное;
  • умение с юмором относиться к некоторым житейским событиям

Распорядок дня

08.15 – подъем вожатых
08.45 –планерка вожатых
09.15 – подъем детей
09.30 – молитва в отряде
09.40 – утренняя линейка
10.00 – завтрак
11.00 – библейский урок / рукоделие
12.00 – рукоделие / библейский урок
13.00 – прогулка
14.00 – обед
15.00 – 17.00 – тихий час
17.10 – полдник
17.30 – личное время отряда (подготовка к собранию, лагерному событию, проведение игр, чтение книг)
19.30 – ужин
20.30 – вечерняя линейка
21.30 – вечернее общение и молитва в отрядах
22.00 – отбой для детей

После того, как дети заснут, вожатые собирались на вечернюю планерку для подведения итогов дня (время не установлено)

31 декабря в связи со встречей Нового года, были внесены следующие поправки в изменении режима дня:

16.00 – 18.00 – тихий час
18.40 – полдник
19.00 – личное время отряда
21.00 – ужин
22.30 – новогодние представления, представленные отрядами и вожатыми
23.50 – молитва на грядущий год
00.30 – прогулка с запуском фейерверка
01.30 – отбой детей
02.00 – встреча Нового года вожатых с администрацией лагеря

Проведенные мероприятия лагеря:

1. Сюрприз!

Расселившись по комнатам, дети обнаружили каждый на своей кровати и конфеты, что помогло детям легче освоиться и порадовало их.

2. "Открытие лагеря"

Каждому отряду нужно было представить:

    - название своего отряда
    - девиз
    - песню отряда
    - сценку

3. Конкурс на лучшеукрашенную комнату

Представив театрально свои отряды, также была поставлена задача представить комнату своего отряда, обставить ее и украсить соответствующе своему названию с сочетанием новогодних украшений.

4. Конкурс на лучший почтовый ящик

Объявленный конкурс был побуждением для детей писать письма друг к другу. Задача вожатого - раздать каждому ребенку заготовку ящика, объяснить схему выполнения и направить деятельность. Задача воспитанника – правильно, аккуратно склеить и украсить свой ящик, используя всю свою фантазию.

5. Письма друг к другу

Цель: учить детей любить, сопереживать, проявлять внимание; развивать чувство ответственности.

Задача детей состояла еще и в том, чтобы написать письма как можно в необычной форме.

6. Вопросы к Богу

Цель: Научить детей размышлять, задумываться о Боге; приучать к общению с Ним.

Дети в течение всей смены писали письма Богу, в которых интересовались о волнующих их проблемах, задавали Ему трепещущие вопросы. Эти своеобразные, но дорогие детям письма, опускались в специально подготовленный, радующий глаз, почтовый ящик под названием «вопросы к Богу». Ящик был вскрыт, тайно от детей, администрацией и вожатыми на последней планерке. Здесь произошло обсуждение содрежания этих писем. Письма позволяли лучше понять внутренний мир ребенка, увидеть для себя допущенные ошибки, недостатки в организации лагеря и помогали в определении целей дальнейшей помощи этим детям (например, социальные запросы). Обобщая письма, вернулись к тому, что дети ищут любви и внимания. «Если ребенка не любят, он учиться ненавидеть» и «Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не умеют любить» . Важно не упустить этот момент, быть поддержкой, любить их даже тогда, когда они больше всего этого не заслуживают, и помогать чувствовать Божью любовь.

7. Игра «Собиралочка»

Цель: развитие творческой сообразительности, организованности, быстроты действий; знакомство и сплачивание отрядов.

Методика проведения: Организатор игры раздает вожатым листы с заданиями. Задача отряда как можно быстрее ответить на вопросы.

Примерный комплекс вопросов:

    - Найти, прочитать, выучить, рассказать и показать Пс. 78:13
    - Всем отрядом изобразить слона
    - Собрать из подручных материалов слово «Библия»
    - Пройтись всем отрядом «гуськом» по коридору
    - Узнать когда день рождения у повара
    - Сосчитайте сколько мальчиков в лагере
    - Составьте список отряда «Дельфины»
    - Придумайте стихотворение, посвященное вашему вожатому
    - Узнайте у кого день рождения в дни вашего пребывания в лагере
    - Скажите 10 добрых слов поварам
    - Сосчитайте дверные ручки на этаже
    - Узнайте, какую последнюю книгу читала вожатая Катя
    - Кто из вожатых служил в армии и где
    - Нарисуйте портрет вашего отряда
    - Какого цвета глаза у директора лагеря
    - Кто самого маленького роста в вашем отряде. Сделайте ему подарок
    - Составьте список имен отряда «Звездочки»
    - и т.д.

После того как все отряды сдадут свои ответы («в действии», письменные и творческие) организатору игры, всем лагерем подводятся итоги и присуждаются номинации каждому отряду, никого не обидев. К примеру: «Самая быстрая команда», «Самая творческая», «Выдумщики-фантазеры» и т.д. В конце - награждение.

8. Спортивные игры на улице

В личное время отряда, когда не позволяет погода выхода с детьми на улицу, организуются занятия в тренажерном зале, чтобы дети могли «выбросить» свою энергию и поддержать свою форму.

10. Конкурс на лучшее елочное украшение

Цель: учить детей фантазировать, собирать из различных материалов одно целое, развивать технику и быстроту действий.

11. Поздравления именинников

Цель: учить детей любить, уделять внимание друг к другу.

Задачи: каждый отряд должен подготовить подарок имениннику, благодаря своей фантазии и воображению. По желанию подарок может быть и индивидуальным.

12. Встреча Нового года - праздничные выступления отрядов
- музыкальная игра «Лавада»

Дети встают вокруг елки (можно без нее, игра предназначена не только для празднования Нового года) и имитируют слова песни:

  • Держась за руки, идут по кругу )

    1. Моя головка хороша, а у соседа лучше - 2 раза ()

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на головы своих соседей, идут по кругу )

    2. Мои плечи хороши, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями )

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на плечи своих соседей, идут по кругу )

    3. Мой животик так хорош, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями )

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на живот своих соседей, идут по кругу )

    4. Моя спинка хороша, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями )

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки за спины своих соседей, идут по кругу )

    5. Мои коленки хороши, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями )

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на коленки своих соседей, идут по кругу )

    6. Мои пятки хороши, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями )

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Держась за пятки своих соседей, идут по кругу )

    Таким же образом можно добавить и другие части тела...

    Инсценирование вожатыми сценки «Рождество Христово»

    Молитва своими словами о грядущем годе
    - исполнение песен
    - ночная прогулка с праздничным салютом и фейерверком
    - подарки

    13. Развлекательные игры по случаю праздника Нового года

    14. Закрытие лагеря - выступления отрядов
    - официальная часть и подарки
    - игры «Угадай что», «Веревочка с подарками»

    Игра «Угадай что»

    В руках у организатора игры мешочек среднего размера, в котором находятся призы.

    Задача детей на ощупь определить один из предметов. Если ответ совпадает с нащупанным, то ребенок получает данный приз.

    Игра «Веревочка с подарками»

    Во всю ширину зала протянута веревка с подвешенными подарками-сувенирами. Ребенку завязывают глаза, раскручивают, вручают ножницы и дают возможность срезать что-либо с веревки за определенное время.

    Особенностью в организации лагеря являлось еще и необычное приучение детей к порядку в комнате. Своеобразный «обряд» проходил под названием «Потапыч». Почему? Да потому что ежедневный обход по комнатам отрядов, во время которого определялась степень чистоты, проводил сам Михаил Потапыч (обычная мягкая игрушка – медведь под руководством директора лагеря). По итогам проведенного обхода, в самой чистой комнате оставался ночевать Потапыч.

    Все действия производились от лица медведя Потапыча.

  • Цель.
    Проведение детских летних лагерей является частью воспитательного процесса учеников воскресной школы. Детям необходимо научиться разумно использовать свободное время - время отдыха. Сами по себе, дети не научатся правильному использованию свободного времени. Они больше учатся на практике, чем пассивно слушая уроки и нравоучения. Если пройденный материал не применить в жизни, то он просто останется темой прошедшего урока. Лагерь - это место роста, время общений и сотрудничества.
    Подготовка к проведению лагеря
    Особую роль в подготовке играет организационная часть. К проведению лагеря нужно готовиться заранее, в течении нескольких месяцев. В начале назначается ответственный за проведение лагеря, чаще всего - это директор воскресной школы. Затем избирается совет лагеря из серьезных и активных учителей воскресной школы. Из членов совета лагеря избираются ответственные: за духовую часть, за спортивную часть, за свободное время, за поваров, за порядок, за родительский комитет и за наставников.
    Совет лагеря.
    Совет лагеря выбирает наставников, оговаривая все вопросы с пастором поместной церкви. Также, он (совет) определяет основную тему лагеря, решает все организационные вопросы и проводит подготовительную работу с наставниками. Весь обслуживающий персонал лагеря должен взять отпуска на время проведения лагеря. Детский и подростковый лагеря желательно проводить отдельно, учитывая психологическую разницу, нужды и запросы детей и подростков. Нужно обговаривать все детали и предусматривать все возможные варианты, вплоть до возможных изменений в погоде и, следовательно, возможное изменение в программе. Более всего, необходимо обеспечить полную безопасность детей.
    Аренда помещений.
    Первое, о чем должен позаботиться ответственный за лагерь, - это в нахождении места для его проведения. Обычно, места бронируются за год или за полгода вперед, учитывая примерное количество детей и всего обслуживающего персонала. Недельные лагеря самые наиболее результативные.
    Тема.
    Многие ответственные за проведение детских лагерей затрудняются в нахождении темы лагеря. Наиболее удачный метод - это обратить внимание на детей и определить, в чем они нуждаются в данный момент, узнать что их интересует и чему они радуются. Вот некоторые из возможных тем: "Иисус наш Капитан", "Герои Библии", "Путь в небо", "Пилигрим". Как известно, дети запоминают больше информации наглядно, поэтому в лагере все должно быть наглядно. Например, всех участников можно распределить по рангам, как на корабле: наставники будут матросами, дети - юнгами, ответственный за лагерь - капитаном и так далее. Желательно, для всех участников сделать или приобрести соответственную теме лагеря форму или костюмы. А всю программу сделать соответственно выбранной теме и связать с духовным смыслом, как в теме: "Иисус - наш Капитан" - плаванием в небесную страну.
    Подготовка наставников
    В зависимости от количества детей, следует назначать и наставников. На шесть-восемь детей следует иметь одного наставника, который должен взять на себя полную ответственность за детей. Для девочек - сестру, а для мальчиков брата. Наставниками могут быть желающие потрудиться из молодежи, но не моложе 16 лет, имеющие на это необходимые способности и соответствующее христианское поведение и нрав. На время проведения лагеря они исполняют роль родителей.
    Они должны знать свои права и обязанности и со всей серьезностью подойти к этому делу. В течение дня, они должны постоянно находиться с детьми, как часть группы, ходить с ними на все запланированные занятия, а вечерами проводить "общение в группе" перед сном. После активного отдыха днем, детям нужно успокоиться. Поведение детей в лагере в большей степени определяется поведением наставника группы. Главные условия успеха - любовь, понимание, терпение и разумная строгость - быть другом детям, но не слугой!
    Дети.
    Участие детей в подготовке также поможет в поддержании дисциплины в лагере. Дети должны заполнить анкету: "Правила поведения в лагере" и поставить свою подпись, что они согласны выполнять все условия лагеря: не нарушать дисциплину, быть послушными, уважать старших. А в случае непослушания, понести наказание, например: уборка помещений или работа на кухне.
    Родительский комитет.
    Пребывание родителей в лагере необходимо. На 100 детей нужно иметь 10 родителей. Родители смогут помочь организатору, совету лагеря и наставникам в поддержании порядка, помощи на кухне и в проведении других мероприятий.
    Объявление о лагере в церкви
    Когда церковь живет, как одна семья, тогда братья и сестры желают знать о том, как будет проходить лагерь, кто отвечает за него, какая программа и так далее. Чтобы отпустить детей, многие родители хотят знать, будут ли их дети находиться в безопасности. Поэтому, не менее как за месяц ответственный за проведение лагеря должен сделать сообщение о лагере для всех родителей, бабушек и дедушек на одном из общецерковных родительских собраниях. Молитвы, поддержка и благословение так необходимы для всех участников в лагере!
    Что брать с собой.
    Ответственному лагеря необходимо составить список того, что детям нужно взять с собой в лагерь, а что нельзя.
    Информация о детях
    Все желающие ехать в лагерь, должны заполнить анкеты (имя, фамилия, адрес, телефон и медицинская информация). Никто не застрахован от несчастного случая, поэтому необходимо иметь медицинскую справку о ребенке и имя и телефон семейного врача, чтобы связаться с ним, в случае необходимости.
    Распределение детей по группам
    Наставники заранее должны познакомиться со своей группой, выбрать тему, и подготовиться к участию на детских собраниях. Для этого необходимо заранее распределять детей по группам, с учетом их возраста и особенностей, чтобы не получилось так, что в одной группе будут все спокойные дети, а в другой все "шалуны".
    Проведение лагеря.
    Минимум за две недели, вся программа лагеря должна быть утверждена, и каждый знал, кто за что отвечает. Даже если лагерь запланирован на все 100%, всегда есть непредвиденное, поэтому совет лагеря должен встречаться каждый вечер для обсуждения текущих вопросов. В жизни всегда есть непредвиденное, кроме того, дети не роботы, поэтому нужно быть гибкими и, если необходимо, менять что-то в программе или улучшать, корректировать на месте. По утрам, до подъема детей, встречаются наставники и обговаривают распорядок дня.

    Примерный распорядок дня.
    6.45 - Подъём сотрудников
    7.00 - Время личной молитвы
    7.30 - Молитвенное собрание сотрудников
    8.00 - Подъём воспитанников
    8.30 - Утренняя стража (подготовка к Библейскому уроку)
    9.00 - Завтрак. Уборка помещений
    10.00 - Путешествие по Библии (Библейский урок)
    13.30 - Обед
    14.30 - Труд
    15.00 - Занятия по интересам
    18.00 - Подготовка к собранию
    19.00 - Ужин
    20.00 - Вечернее собрание
    21.30 - СНЭК (специальный ночной экономный корм)
    22.00 - Общение и молитва в группе
    23.00 - Тишина. Сон

    Отчет о лагере в церкви.
    После проведения лагеря, чрез одну или две недели, необходимо сделать выставку прошедшего детского лагеря на видном месте в церковном помещении. И если церковь участвует в проведении лагеря, то, соответственно, необходимо сделать и отчет, также на одном из собраний.
    Хорошая подготовка предотвращает от многих неожиданностей и дает хороший результат.


    В живописном месте у берегов Днепра недалеко поселка Лозивок с 4 по 11 июля 2010г. состоялся детский христианский лагерь "Город особенных".

    Лагерь объединил около 80 ребят с 6 до 14 лет из разных уголков Кировоградской, Полтавской и Черкасской областей Украины. Все они сформировались в 9 отрядов.

    Название детского христианского лагеря – ”Город особенных” – выбрано не случайно. Жизнь в лагере позволяет постичь удивительную любовь Бога к каждому человеку, помогает повысить самооценку, подчеркнуть индивидуальность, приобрести опыт насыщенной, интересной, обогащающей жизни с другими «особенными», проверить свой характер, вдохновляет удивительными событиями, приключениями, новыми знакомствами и открытиями. Все жители ”Города особенных” (воспитанники и сотрудники) – прекрасные, одаренные, талантливые и, самое главное, – открытые для Бога люди.

    Каждый день, кроме дня отъезда, имел свой особенный золотой стих и свое особенное название. И каждый из них стал особенным откровением Господа, Его особенным благословением на каждый день и вся программа была ориентирована на него:

    День заезда "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна 3:16).
    День принятия "(Ефесянам 1:4).
    День ценности (Псалом 5:13).
    День молитвы (Иеремии 17:7).
    День выбора (Римлянам 14:12).
    День (Псалом 33:5).
    День славы "...ибо Я прославлю прославляющих Меня" (1Царств, 2:30).

    Так по завершению Дня принятия ночью прошла гроза и палатки некоторых детей и сотрудников были подтоплены. Каждый стремился оказать помощь другому, принять к себе «пострадавших». Следующие же дни утвердили детей, их родителей и сотрудников лагеря в верности Обещавшего "Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как щитом венчаешь его" (Псалом 5:13). Вокруг день за днем бушевала стихия, а «Город особенных» был защищен, и
    вплоть до отъезда детей дождя уже не было.

    Каждое утро и каждый вечер все собирались в церкви под открытым небом, и совершалось служение в глубоком и искреннем поклонении Господу.

    Дети понастоящему интересно и творчески проявили себя во множестве всевозможных общелагерных и отрядных дел, конкурсов, состязаний, сценических постановок. Особенно запомнились игра "Цена ценностей", интеллектуальная игра "От славы в славу", ежедневная работа над Летописью отряда, «Молитвенный голубь», «Тропа мужества» и другие.

    Традиционно, каждый вечер заканчивался небольшим представлением, различными юмористическими сценками, связанными с темой дня и библейского урока.

    В «Городе особенных» работало 5 клубов:
    Клуб «Дивно устроен» – дискуссионный клуб, в котором дети пытались исследовать удивительное устройство человека, совместно находить ответы (без занудства и банальностей) на такие вопросы как:
    зачем пить много воды?
    почему Господь создал Адама и Еву такими разными?
    что делать, чтобы быть здоровым?
    как Господь «тк?т в утробе матери»?
    что делает нас Особенными?
    … и многие другие

    Клуб «Благословенные руки» – творческий клуб, в котором воспитанники учились делать поделки с глубоким духовным смыслом. Особенно памятным стало изготовление Молитвенного журнала.
    Клуб «Плавай для Господа» – развлекательнооздоровительный клуб, в котором дети учились плавать не только в водах Днепра, но и в «водах» удивительной Божьей любви!

    Клуб «Прославления Бога и в телах и в душах» – развлекательнооздоровительный клуб, в котором бегали, прыгали, ориентировались на местности, учились «прославлять Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1Кор.6.1920).

    Клуб «Музыка сердца» – творческий клуб прославления; если музыка может затронуть тебя и взволновать, то насколько больше слова, которые говорят о Боге и соединены вместе с музыкой!

    Работал еще один клуб, в котором пастор ежедневно занимался с воспитанниками, принявшими решение вступить в Завет с Господом. Именно крещение в лучах заходящего солнца стало апогеем всей лагерной смены.

    Особенным благословением «Города особенных» стала акция благовестия в соседнем селе Лозивок. 48 воспитанников (из них 7 никогда ранее не посещали церковь) порадовали жителей газетами «Вечное сокровище» и «Скарбничка».

    Трогательное и радостное, грустное и сердечное расставание, пение у костра… «Город особенных2010» – это незабываемое время и место для всех нас.