Методы и показатели эффективности логистической деятельности. Оценка функционирования и развития логистических систем

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КРУПНОЙ КОМПАНИИ

2.3 Пути повышения эффективности транспортно-логистической системы на DHL

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Логистическое управление в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения в рыночных условиях многообразных хозяйственных связей. Это, прежде всего, относится к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, к развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях.

Эффективность логистической системы характеризуется набором показателей работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего, стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность. Под ключевыми показателями результативности логистической деятельности, понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях. Качество работы логистической системы зависит от множества факторов. Но при определенном уровне издержек, которые не меняются для одной и той же логистической схемы, есть возможность оценить эффективность заданной логистической системы. Показатель эффективности логистической системы определяет, насколько вероятен успех осуществления логистических операций при установленном критерии оптимальности. Для потребителя же, как конечного звена логистической цепи, наиболее важны два показателя: цена обслуживания и качество обслуживания

Грамотная организация логистической операции от закупки сырья, материалов, комплектующих и до поставки покупателю готовой продукции позволяет получать весьма заметную экономию оборотных средств и в этом смысле представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия.

Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа и совершенствования.

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Отличительной характеристикой логистической системы является наличие потокового процесса.

Актуальность исследования заключается в том, что логистическая система представляет собой очень сложный и четко работающий организм, собранный из отдельных органов (элементов). Бесперебойная работа такой системы в значительной степени определяется выверенной работой каждого ее элемента, залогом которой, в свою очередь, является совершенство применяемых технологий и техники.

Главной целью исследования является изучение логистических систем, их практическое использование, эффективность, перспективы развития и их значение в крупной компании.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

· Рассмотреть эффективность фунционирования и перспективы развития логистичесих систем;

· Оценить текущее положения функционирования логистических систем крупной транспортной компании - DHL;

· Предложить пути повышения эффективности логистических систем на DHL.

Объектом исследования была выбрана транспортная компания DHL , предметом исследования в данном случае выступает логистические системы, которые применяются в данной организации.

Целью курсовой работы является проведение анализа и оценки эффективности логистических систем, применяемых в крупной компании на примере транспортной компании DHL и внесение рекомендаций по ее совершенствованию.

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1 Эффективность логистических систем

Логистическая система ложится в основу экономической стратегии фирм, когда процесс логистики используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами. Такой подход позволяет обеспечить тесную координацию логистического обеспечения рынка и производственной стратегии. Если этой координации удается достигнуть, то результатом ее является необходимый ассортимент запасов в необходимом месте, в необходимое время; координация складского хозяйства и требований к упаковке с требованиями транспорта, что позволяет минимизировать расход сырья, снизить запасы в производстве и готовой продукции; и наконец, синхронизация заказов и транспорта. В 80-е гг. концепция логистики стала быстро развиваться. Одной из основных причин этого, по мнению американских экономистов, явился процесс дерегулирования экономики. Особенно этот процесс затронул транспортную сферу.

Управление логистическими системами базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных потерь материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Большинство же фирм организовано по традиционному функциональному признаку, не приспособленных к извлечению дополнительного эффекта от логистики.

Рассматривая проблемы оценки эффективности логистических систем, будем исходить из условия, что она может быть представлена как организационно-управленческая система, направленная на достижение оптимального баланса между затратами (ресурсами) и уровнем качества обслуживания клиентов.

Таким образом, схему любой ЛС можно представить в виде блок-схемы с обратной связью.

Размещено на http://allbest.ru

Рисунок 1 Блок - Схема логистической системы

Стремление обеспечить эффективное управление логистическими системами обычно вступает в противоречие со стремлением обеспечения надежности системы с целью минимизации общих затрат. Предлагаемый подход позволяет обеспечить системное взаимодействие связей фирмы с внешней средой - ресурсами - бизнес-процессами - результатами. Логистическая система способна адекватно реагировать на изменения рынка с одновременной оптимизацией структуры ресурсного потенциала в конкурентоспособный потенциал. Через этот механизм обеспечивается устойчивое и долговременное конкурентное развитие фирмы на основе принятия компромиссных решений.

В области логистики теоретические и методологические достижения очень важны, а поиск главных принципов оценки эффективности продвижения материалопотока является важной задачей.

Американские экономисты считают, что универсальной модели оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные, все ситуации и все возможные сценарии, пока не существует.

Тем не менее, один критерий, который может увязать всю логистическую систему с учетом всех переменных, ситуаций и сценариев, существует; этот критерий -- прибыль. Если построить цепочку продвижения материалопотока, то в ней будут участвовать те фирмы, которые будут получать прибыль. Эти фирмы создаются не по волевому решению, их создание вызвано сложившейся экономической ситуацией.

Например, если потребителям выгодно получать продукцию по прямым поставкам, то никто и никогда не сможет создать складского хозяйства (нет экономических условий). Однако если потребители будут заинтересованы в получении продукции через склад, то возникнут новые экономические условия и появятся условия создания складского хозяйства. Главным будет то, что подразделения смогут получить прибыль.

Учитывая все вышесказанное, остается вопрос, как определить прибыль. Она остается у фирмы от реализации материалопотока после вычета совокупных затрат, связанных с ним, т.е.

Общая прибыль = Совокупный доход (выручка) -- Совокупные затраты.

Начинается анализ с затратной части. К ней относятся:

Постоянные;

Переменные;

Общие (валовые);

Предельные издержки.

Постоянные издержки (Спост) -- затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения уровня материалопотока в краткосрочном периоде. Примером постоянных затрат может быть зарплата служащего, размер которой обговаривается при подписании контракта на определенный период.

Переменные издержки (Спер) -- затраты, которые изменяются в зависимости от изменения уровня материалопотока в краткосрочном периоде. Примером могут служить затраты на сырье, электроэнергию.

Общие (валовые) издержки (Соб) -- это сумма постоянных и переменных затрат.

Расчет средних издержек относительно прост. Они получаются посредством деления постоянных (Спост), переменных (Спер) и общих издержек (Соб) на уровень материалопотока (О):

Предельные затраты (МС) -- это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы материалопотока:

где Соб -- изменение общих (валовых) издержек;

О -- изменение объема материалопотока.

Мы рассмотрели затратную часть управления при получении прибыли. Другая его часть - доходная, т.е. выражающая доходы, которые получает фирма для покрытия расходной части.

Проанализируем доходы и показатели, которые к ней относятся:

Валовой доход (выручку);

Средний доход;

Предельный доход.

Валовой доход (выручка) фирмы - общее количество средств, полученных от реализации любого объема материалопотока:

Совокупный доход = Объем материалопотока х Тариф (Цена) за единицу транспортной продукции

При расчете среднего валового дохода цель состоит в определении среднего размера дохода от каждой единицы материалопотока:

Средний валовой доход = Совокупный доход / Общий материалопоток

Предельный доход - это дополнение к совокупному доходу от продажи еще одной единицы материалопотока.

Зная доходную и затратную части, можно производить оценку эффективности работы логистической системы. В экономической теории существуют два варианта оценки:

1. Принципы сопоставления валового дохода TR с валовыми издержками ТС.

2. Принцип сопоставления предельного дохода MR и предельных издержек MC.

1) Сопоставлением валового дохода TR и валовых издержек ТС можно подсчитать максимальную прибыль:

Кроме того, используя этот принцип, можно узнать, при каких минимальных убытках логистическая фирма может работать, а при каких необходимо закрываться.

2) (сопоставляется предельный доход и предельные издержки).

Этот принцип применяется потому, что динамика средних валовых издержек, которая характеризует положение на рынке, не всегда определяет точку оптимального объема материалопотока.

Также для реализации эффективности логистических систем применяется Функционально-Стоимостной Анализ (ФСА).

Функционально-Стоимостной Анализ (ФСА) - это метод комплексного системного исследования функции объектов (процессов, потоков, структур и т.п.), направленный на обеспечение общественно необходимых потребительских свойств объектов и минимальных затрат на их проявление на всех этапах их жизненного цикла.

Для метода ФСА, применяемого в логистике, характерны следующие принципы:

1.Функциональный принцип. Он является основным методологическим элементом ФСА, что существенно отличает его от других методов исследовательского и рационализаторского характера. Указанный принцип содействует творческому решению проблем. Функциональный принцип заключается в том, что объект, который должен быть усовершенствован либо вновь создан, понимается не как конкретная реальная совокупность элементов, расположенных в определенной структуре, а как комплекс функций, которые этот объект выполняет либо должен был бы выполнять.

И с этих же позиций на стадии творческого синтеза в ходе ФСА осуществляется поиск способа реализации этого комплекса функции самым эффективными путем. Конкретным проявлением действия функционального принципа как инструмента совершенствования объекта (ЛС) является, например, решение задачи о том, не как производить изделие дешевле, а как эффективнее всего обеспечить комплекс функций, которые произведенную продукцию выполняют или должны выполнять.

Принцип планомерности проведения ФСА означает его использование в качестве повседневного инструмента управления эффективностью, т. е. одного из средств планируемого обеспечения высоких конечных результатов производственно-коммерческой деятельности.

Принцип комплексности подхода, который предполагает исследование факторов, определяющих качество и затраты в комплексе:

· всех видов объектов -- конструкции, технологии, организации производства;

· всех видов ресурсов - одновременно на всех стадиях жизненного цикла объекта -- предпроектной, проектной, освоения производства, доведения до потребителя, самого производства, эксплуатации (потребления, применения), утилизации.

4. Принцип системного подхода требует исследования объекта, с одной стороны, как единого целого, т. е. в рамках логистизируемой системы, а с другой -- как части другой системы (метасистемы) более высокого уровня, в которой анализируемый объект (звено, аспект) взаимодействует с остальными подсистемами. Всякому целому присущи некоторые черты, характерные для его составляющих. В то же время оно обладает дополнительными свойствами, присущими ему как системе, -- эмерджентными свойствами. Из этого следует, что в отдельных компонентах логистизируемой системы оптимизация соотношения «качество -- затраты» не может производиться обособленно. Такого рода оптимизация обязательно должна учитывать то влияние, которое она окажет на состояние других компонентов данной системы, а в итоге на состояние системы вышестоящего уровня. Таким образом, результатом ФСА в логистике обязательно должно быть более эффективное технико-экономическое, производственно-коммерческое равновесие рассматриваемой ЛС, обеспечивающее ее конкурентоспособность и высокую рентабельность.

5. Принцип эффективности представляет собой целеустремленное действие, направленное на получение конкретной пользы с минимальными затратами. Признается, что максимальная ценность ФСА проявляется в том, что как на аналитической стадии, так и на стадии синтеза он нацелен преимущественно на поиск оптимального решения функций объекта при наименьших затратах на их обеспечение. Этот принцип является развитием функционального подхода и заключается конкретно в том, что каждая функция исследуется в иерархической структуре с точки зрения ее значимости по отношению к другим функциям анализируемого объекта.

Принцип соответствия реального параметра (ресурса) требуемому заключается в необходимости постоянного сопоставления фактического количественного ресурса функции или предусмотренного нормативно-технической документацией требуемому ресурсу. Такое сопоставление позволяет выявить функции с излишним (избыточным) или недостаточным ресурсом и определить пути оптимизации на этой основе проектируемых ресурсов (параметров) функций.

Принцип творческого подхода. Он выражается прежде всего в использовании принципиально новых способов исследований и принятия решений относительно структур объектов (ЛС), воплощающих требующиеся функции. Принцип творческого подхода касается, прежде всего, способа и форм проведения самого стоимостного анализа. Принцип используется для поиска новых, более прогрессивных вариантов решений.

Принцип коллективного труда и междисциплинарного подхода обусловлен тем, что при ФСА требуется знание многих научных дисциплин, в том числе техники, экономики, управления, психологии. Анализ проводит группа логистов -- специалистов разных профессий, что позволяет выполнить исследование разностороннее, более эффективно благодаря синтезированию способностей, знаний и опыта сотрудников, хорошо знакомых с технологией, экономикой, организацией производства, управлением, материаловедением, снабжением, сбытом (маркетингом) и другими процессами, связанными с

В зависимости от сферы, области или звена (аспекта) в логистической системе ФСА определяют такими показателями относительной эффективной стоимости:

· эффективность проектируемых функций;

· эффективность производственно-коммерческих функций;

· эффективность структурных функций;

· эффективность первичных функций -- макропоказатель, в котором учтена эффективность как производителя, так и потребителя, а также общественные критерии оценки продукции (соотношение степени выполнения всех первичных функций и общественных затрат на оцениваемый продукт -- ЛС).

В частности, при оценке эффективности управленческой деятельности в ЛС в широком смысле принимается во внимание влияние управленческой деятельности на конечные результаты, достигаемые управляемым объектом (ЛС).

Под методом поиска понимается способ решения какой-либо поставленной задачи в логистике (в ЛС), включающий совокупность приемов мыслительной деятельности, а также операций по сбору, анализу, обработке и хранению информации. Методы поиска новых решений в ЛС применяются при необходимости найти как можно больше решений:

1) для реализации полезных функций ЛС или ее элементов;

2) устранения или ослабления отрицательного эффекта ненужных и излишних функций;

3) при появлении потребности в решениях, помогающих эффективному синтезу новых или усовершенствуемых (логистизируемых) систем.

Чем больше функционально взаимозаменяемых вариантов удается получить, тем больше возможность реализовать действительно эффективные решения, отвечающие современному уровню развития науки и техники, и, следовательно, приблизиться к минимальным, функционально оправданным затратам.

1.2 Перспективы развития логистических систем

В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. В то же время, стремясь сохранить преимущества массового производства, но, подчиняясь тенденции индивидуализации, предприниматели все более убеждаются в необходимости организации производства по типу гибких логистических систем. В сфере обращения, услуг, управления - гибких переналаживаемых логистических систем.

Гибкая логистическая система представляет собой совокупность в разных сочетаниях оборудования с числовым программным управлением, роботизированных технологических комплексов, отдельных единиц технологического оборудования, систем обеспечения функционирования гибких переналаживаемых систем в автоматическом режиме в течение заданного интервала времени.

Гибкие логистические системы обладают свойством автоматизированной переналадки в процессе производства продукции произвольной номенклатуры или оказания услуг производственного характера. Они позволяют почти полностью исключить ручной труд при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах, осуществить переход к малолюдной технологии.

Организация производства по типу гибких логистических систем практически невозможна без применения логистических подходов в управлении материальными и информационными потоками. Тенденция создания гибких логистических систем прогрессирует очень быстро, поэтому широкое распространение концепции логистики в сфере основного производства является перспективным и однозначным. Модульный принцип функционирования логистических систем интегрирует две ведущие формы организации производственно-хозяйственной деятельности.

Гибкость представляет собой способность логистической системы оперативно адаптироваться к изменению условий функционирования с минимальными затратами и без потерь. Гибкость является одним из эффективных средств обеспечения устойчивости производственного процесса.

Гибкость станочной системы (гибкость оборудования). Она отражает длительность и стоимость перехода на изготовление очередного наименования деталей (полуфабрикатов) в пределах закрепленного за гибкой логистической системы ассортимента. Показателем данной гибкости принято считать количество наименований деталей, изготавливаемых в промежутках между наладками.

Ассортиментная гибкость. Она отражает способность логистической системы к обновлению продукции. Ее основными характеристиками являются сроки и стоимость подготовки производства нового наименования деталей (полуфабрикатов) или нового комплекса логистических операций.

Показателем ассортиментной гибкости является максимальный коэффициент обновления продукции или комплекса логистических операций, при котором функционирование логистической системы остается экономически эффективным.

Технологическая гибкость. Это структурная и организационная гибкость, которая отражает способность логистической системы использовать различные варианты технологического процесса для сглаживания возможных отклонений от предварительно разработанного графика производства.

Гибкость объемов производства. Она проявляется в способности логистической системы рационально изготавливать детали (полуфабрикаты) в условиях динамичности размеров партий запуска.

Основным показателем гибкости объемов производства является минимальный размер партии (материальных потоков), при котором функционирование данной системы остается экономически эффективным.

Гибкость расширения системы. Иначе её называют конструктивной гибкостью логистической системы. Она отражает возможности модулирования данной системы, её последующего развития (расширения). С помощью конструктивной гибкости реализуются возможности объединения нескольких подсистем в единый комплекс.

Показателем конструктивной гибкости является максимальное число единиц оборудования, которое может быть задействовано в гибкой логистической системе при сохранении основных проектных решений по логистической (транспортно-складской) системе и системе управления.

Универсальность системы. Данный вид гибкости характеризуется множеством деталей (полуфабрикатов), которые потенциально могут быть обработаны в гибких логистических системах.

Оценкой универсальности системы является прогнозное количество модификаций деталей (полуфабрикатов), которые будут обработаны в гибкой логистической системе за весь период ее функционирования.

Каждая логистическая система разрабатывается для удовлетворения потребностей и стратегии конкретного предприятия. Поэтому она является специализированной не только по своему технологическому назначению, но и по всему спектру производственно-хозяйственных задач.

Важнейшей интегрирующей системой логистики в сфере основного производства является автоматизированная транспортно-складская система. В сущности, благодаря ей, обеспечивается функционирование гибких логистических систем.

1.3 Транспортно - логистическая система как одна из разновидностей логистических систем

Логистический подход к управлению экономикой и транспортом за последнее десятилетие коренным образом изменился.

Интегрированная логистика и управление цепями поставок (SCM) стали высокоразвитыми сферами индустрии, включая транспортный комплекс.

Всеобъемлющая кооперация, характерная для современной мировой транспортной индустрии, подразумевает широкое сотрудничество между различными организациями в области продаж, сервиса, а также интеграцию процессов на базе информационных технологий и единых стандартов.

Потребность в учете интересов потребителей транспортной продукции, с одной стороны, и стремление повысить конкурентоспособность транспортно-логистических систем - с другой, требуют применения принципов логистики.

Основным результатом развития и внедрения технологических нововведений, к которым относятся моделирование и логистический реинжиниринг, является высвобождающийся экономический потенциал не только отдельной организации, но и всего транспортного рынка, который самым революционным способом раздвигает границы нашего традиционного понимания управления эффективностью с использованием инженерных подходов.

Транспортная система, и ее частный случай - транспортно-логистическая система, охватывает и объединяет с помощью управления в единый процесс такие виды логистической деятельности, как информационный обмен, транспортировку, управление запасами, складским хозяйством, грузопереработку и упаковку.

Помимо информационно-ресурсных аспектов управления ТС, важное место занимает рассмотрение проблемы адаптации и саморегулирования бизнес-процессов на основе их совершенствования.

Представленные ниже ключевые компетенции цепи поставок (работ) в рассматриваемых системах, их интеграция и различные комбинации сказываются на движении грузов, информационных, финансовых потоков, делают возможным эффективное взаимодействие между элементами, рассматривая ТЛС как единый, живой и самоорганизующийся экономический организм.

В качестве главной организационно-технической задачи с этих позиций рассматривается достижение высокой устойчивости системы на основе включения механизмов менеджмента риска и надежности процессов.

Ключевые компетенции, объединенные в ТЛС, отражают ресурсно-процессные возможности системы по доставке грузов потребителю в стратегической и тактической перспективе.

К ключевым компетенциям, как уже отмечалось выше, относятся инфраструктура, управление запасами и складским хозяйством, грузопереработка и упаковка, информационный обмен. Они способны быть устойчивыми в течение длительного времени и создавать дополнительные конкурентные преимущества в цепи поставок (работ).

Главная цель ключевых компетенций - повышать ценность системы, придавая грузам полезность формы, владения, места и вида. Звенья образуют структуру ТЛС, которая рассматривается как совокупность составляющих эту систему элементов и их взаимодействий друг с другом, проявляющихся в отношениях «транспортная организация-потребитель».

Организационно-технологическая структура звена - это совокупность ключевых компетенций, процессов, системных факторов, результатов и связей между ними, образующихся в ТЛС.

Размещено на http://allbest.ru

Эта структура является иерархической и адаптивной. Основное свойство звена, как элемента структуры - способность к саморегулированию и взаимодействию на основе использования общих, прежде всего информационных, ресурсов. Таким образом, анализ свойств элементов ТЛС позволяет выделить возникновение новых свойств компонентов системы при создании синергетического эффекта.

Суть рассматриваемого подхода заключается в усилении роли саморегулируемого взаимодействия на принципах кооперации, коммуникации, компетенции и создание эффективной системы управления бизнес-процессами в ТЛС. Современные ТЛС для повышения своей конкурентоспособности заинтересованы в развитии более тесных отношений с грузоотправителями и грузополучателями, несмотря на то, что их интересы часто не совпадают. Например, интересы грузоотправителей заключаются в ритмичных поставках, своевременном проведении платежей, а также в обеспечении высокого уровня хозяйственных связей при заключении договоров, закупках, доставке грузов и оказании услуг.

Акцент, с точки зрения коммуникации, делается на процессах, которые происходят за пределами одной организации. Каждая организация рассматривается в контексте общей цели различных видов деятельности, создающих ценность, как составную часть этой цели в системе. Использование информационных связей с участниками ТЛС является ключевой идеей, лежащей в основе эффективности и безопасности управления процессами транспортировки. Речь идет о формировании единой информационной среды, в которой структурирована информация о процессе транспортировки, оказании услуг и т.д. Высший менеджмент начинает осознавать степень воздействия информационно - технологических решений на сам хозяйственный процесс и корпоративную культуру. Все чаще часть собственного ИТ-персонала передается в распоряжение дочерних предприятий или аутсорсинговых компаний, создаваемых с партнерами по ТЛС для специальной обработки информации. На материнской компании остается небольшая группа специалистов и логистов, на которых возлагается выполнение ИТ - функции.

Для принятия обоснованных решений и управления процессами в ТЛС необходим не только большой массив информации, адекватно описывающий их состояние и риски рыночной среды, но и наличие сбалансированных друг с другом ключевых компетенций. С учетом того, что информация адекватно описывает («отражает») их движение и взаимодействие, она рассматривается как важнейший ресурс в общей структуре экономических ресурсов организации.

Таким образом, решающим фактором успешного осуществления операций в процессе транспортировки грузов в интегрированной ТЛС является информация и формирующиеся на ее основе знания. В этих целях для полного и адекватного отражения информации на всех иерархических уровнях создается эффективно и опрежающе действующая информационная система. С ее помощью обеспечивается управление в реальном времени процессами, охватывающими движение грузов от заключения контракта с поставщиками до их доставки грузополучателю.

Вместе с тем, возможность наращивания («расширения») традиционной модели управления процессами предполагает включение механизмов безопасности, кооперации и саморегулирования, что способствует организационной адаптации и снижению межфункциональных конфликтов. Роль механизмов саморегулирования в интегрированных цепях поставок до конца не оценена. Общность коммерческих интересов участников логистической транспортной цепи доставки грузов обеспечивает возможность их функциональной интеграции. Формирование транспортно-логистических центров или транспортно-логистических комплексов позволяет в итоге максимизировать прибыль и минимизировать расходы всех видов ресурсов каждого участника процесса товародвижения.

Сущность логистической интеграции состоит в возможности эффективного сотрудничества отдельных субъектов транспортного рынка ради достижения конкретных общих и частных целей.

Новым управленческим структурам должны быть присущи цели функционирования транспортно-логистических систем, к числу которых относятся:

* финансовые цели, которые выражаются в форме прибыли при рентабельности и ликвидности;

* производственно-технические цели, которые выражаются общей производительностью и производительностью отдельных подразделений, минимизацией отдельных периодов времени в процессе производства;

* техническая эффективность, т.е. технические параметры и ресурсоемкость производства, и др.

В данном случае речь идет об иерархической организационной структуре. Очевидно, что каждый уровень управления транспортно-логистических систем решает свои задачи (стратегические, оперативные и тактические). Предполагается, что подразделения, входящие в ТЛК, обладают определенной независимостью. Соотношение между независимостью и зависимостью подразделений целесообразно рассматривать с позиции синергии, т.е. суммарного эффекта системы. В этом случае появляется возможность эффективно комбинировать сочетания отдельных подразделений или подсистем транспортно-логистических систем (терминальных комплексов, элементов логистической транспортной цепи) с целью получения более высокого эффекта для всей системы. Элементами логистической транспортной цепи могут быть грузовладельцы, железнодорожный и другие виды транспорта, обеспечивающие процесс доставки грузов. В этом случае особое значение приобретают терминальные системы.

При создании транспортно-логистических систем целесообразно использовать функциональный подход. При его реализации цепочка развития рассматриваемого предприятия имеет вид: потребности грузовладельцев - функции транспортно-логистических систем - цели функционирования транспортно-логистических систем - синтез организационной структуры транспортно-логистических систем. Реализация функционального подхода позволяет применять новые решения в области организационной структуры предприятия, в частности основанной на идеях реинжиниринга, а также учесть один из принципов логистики - ориентацию на потребителя.

В условиях нестабильной внешней среды возможен переход от стратегического управления к более эффективному в этом случае стратегическому предпринимательству, которое является основным инструментом достижения синергии в многоуровневом транспортно-логистических систем. При этом достигается стратегическая ориентация и синхронизация планов элементов транспортно-логистических систем и логистической транспортной цепи, обеспечивающих реализацию целей логистики по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузовладельцев. Очевидно, что транспортно-логистических систем в своем составе должен иметь подразделения, проводящие маркетинговые обследования, которые дают информацию для принятия решений (сектор маркетинга и тарифной политики).

Наличие управленческой структуры подобного рода может стать эффективным инструментом нахождения компромиссов между интересами различных видов транспорта (потенциальных конкурентов) в целях достижения наилучшего соотношения между издержками и полученными результатами и обеспечить оптимальные пропорции элементов логистической транспортной цепи, входящих в транспортно-логистических систем.

Задача определения эффективной комбинации использования двух и более видов транспорта в логистической транспортной цепи может быть сведена к многокритериальной. В зависимости от уровня принятия решения основными задачами транспортно-логистических систем являются проектирование и выбор оптимальной с точки зрения логистической синергии логистической транспортной цепи доставки грузов. Задачи проектирования должны решаться на федеральном уровне, а выбора цепи - на уровне обеспечивающих подсистем. Очевидно, что с проблемой проектирования связана проблема нахождения финансовых ресурсов (инвестиций). Поэтому на уровне стратегического планирования решаются вопросы, связанные с финансированием проекта, порядком привлечения инвесторов и т.д.

Методика оценки эффективности функционирования транспортно-логистической системы строится следующим образом.

Учитывая принципы построения транспортно-логистических систем, их структуру, целесообразно использовать для их формализованного описания многоуровневые модели.

Создание транспортно-логистических систем предполагает развитие интеграционных связей с потенциальными партнерами, в числе которых могут выступать и конкуренты (различные виды Транспорта, экспедиторские структуры и др.).

Для повышения устойчивости функционирования железнодорожного транспорта в настоящее время необходимо решить задачи по сокращению расходов, совершенствованию управления перевозочным процессом, обоснованию нормативов трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Особое значение в условиях конкуренции имеет поиск новых форм интеграции железнодорожного и других видов транспорта, таможенных органов, экспедиторов, грузовладельцев и иных участников логистической цепи доставки грузов.

Под саморегулированием понимается наличие в ТЛС самостоятеьных (автономных) элементов, обладающих свойствами адаптации и иерархичности, способных без воздействия извне устанавливать результативный режим функционирования, на основе обратных связей, обеспечивая пространственно-временную концентрацию ресурсов на

экономически выгодных направлениях. Саморегулирование обеспечивает согласование экономических интересов процессов системы по оптимизации прибыли с выгодой для потребителей при доставке грузов. Саморегулирование достигается с помощь механизма обратной связи, в который входят процессы менеджмента риска и надежности.

Адаптация рассматривается как способность ТЛС и ее процессов обнаруживать целенаправленное приспособление в меняющейся среде. В ходе приспособления транспортная цепь способна изменить свою структуру и выбрать новые варианты эффективного функционирования. Адаптация ориентирована на сохранение гомеостаза транспортно-логистической системы в условиях возмущений и приемлемых рисков. Использование принципа адаптации обеспечивает достижение эффективного компромисса между расширением и устойчивостью.

Транспортно-логистическая система - это взаимодействующие на принципах безопасности и саморегулирования транспортные звенья (элементы) с едиными ресурсами, обеспечивающие высоко результативное взаимодействие грузоотправителей, экспедиторов, транспортных компаний и грузополучателей на базе распределенной вычислительной сети и единых стандартов управления процессами. ТЛС обладает способностью к адаптации в постоянно меняющейся внешней среде и созданию кооперированного экономического результата большей ценности, чем ценность отдельного результата функционирования звена.

В социально-экономических системах трехфазный процесс по смене состояний предмета труда есть их первичный, далее неделимый элемент или звено. Причем этот элемент носит универсальный характер для организации любого вида деятельности, в любой сфере его приложения, будь то производство, управление, снабжение, сбыт, обучение или что-то другое. В ТЛС он играет, кроме того, объединяя в одно целое грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя.

Ценностью преобразования предмета труда может быть изменение:

Вида(преобразование в автомобильном двигателе химической энергии бензина в тепловую энергии.);

Формы (преобразование заготовки в деталь);

Места (перевозка груза из пункта А в пункт Б);

Владения (грузоотправитель-грузополучатель).

Для реализации компетенций ТЛС важное значение имеет применение метода контроллинга процессов.

В функции контроллинга в рамках транспортно-логистических систем входят прежде всего поддержка процесса принятия и представление системной управленческой информации. В частности, стратегический контроллинг позволяет управляющему органу транспортно-логистических систем определять, какие изменения в деятельности следует произвести (например, это касается реализации принципов глобального управления качеством или реинжиниринга бизнес-процессов). Информационная поддержка процессов принятия решения по внедрению ресурсосберегающих технологий в рамках функционирования транспортно-логистических систем осуществляется на основе возможностей динамических экспертных систем. При построении информационных систем необходимо использовать объектно-ориентированную технологию, методы имитационного моделирования и др.

От эффективности формирования портфеля собственности транспортно-логистических систем зависит результат деятельности данной системы в будущем. При этом особое внимание, учитывая ограниченные финансовые ресурсы, должно быть, уделено лизинговым операциям.

2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КРУПНОЙ КОМПАНИИ

2.1 Общая характеристика транспортно - логистической компании DHL

Компания была основана в 1969 году для транспортировки документов между Сан-Франциско и Гонолулу, однако вскоре DHL распространила свою деятельность на весь мир. Прежде всего компания была заинтересована в международной доставке, однако, открывая представительства в различных странах мира, постепенно выходила и на внутренние рынки (к примеру, открытие сервиса по доставке в границах Америки в 1983 году). DHL агрессивно расширялась, предоставляя свои услуги в том числе и в тех странах, куда еще не выходили ее конкуренты, включая Советский Союз, Восточный блок, Ирак, Иран, КНР, Вьетнам и КНДР.

DHL Express доставляет срочные грузы и документы в более чем 120 000 городов в 220 странах и регионах. У компании более 5000 офисов и порядка 76 000 машин для доставки документов и грузов. Под брендом DHL действуют четыре дочерние компании:

1. DHL Supply Chain -- управление цепями поставок;

2. DHL Global Mail -- почтовые услуги, прямая почтовая рассылка;

3. DHL Global Forwarding -- авиаперевозки, морской фрахт, мультимодальные перевозки;

4. DHL Freight -- сухопутные перевозки.

Общая численность персонала -- 275 тыс. человек (2011).

1. Подразделение DHL по работе с цепями поставок как крупнейший в мире специалист по контрактной логистике уделяет первоочередное внимание следующим аспектам:

· Значительному повышению конкурентоспособности клиентов благодаря более быстрой и эффективной доставке их продукции на рынок

· Компании любого размера могут положиться на знание компанией местного рынка и глобальный масштаб при решении вопросов повышения эффективности всех частей цепи поставок

· Созданию разнообразных отраслевых решений для организации всех частей цепи поставок

· Компания предлагает надежные решения для различных отраслей, условий деятельности и требований - от планирования, поиска и подбора поставщиков, производства, хранения, подготовки и отправки продукции до послепродажной поддержки.

· Используя опыт организации цепей поставок для различных отраслей, DHL создает гибкие решения, отвечающие требованиям заказчика

· Компания осознает проблемы, с которыми приходится сталкиваться ее заказчикам, и может предвидеть их потребности в логистических услугах в условиях постоянно меняющегося рынка, поэтому заказчики могут положиться на опыт и знания специалистов DHL при работе на глобальном, региональном и местном рынке.

· Неизменно высокому качеству и эффективности решений

В решениях, предлагаемых нашим заказчикам, мы используем передовые технологии и систематизированный подход к оценке результатов, контролю качества, управлению проектами, совершенствованию процессов и соблюдению мер по охране окружающей среды.

2. Глобальная экспресс-почта DHL является мировым экспертом DHL в предоставлении специальных решений для доставки почты, гибридной почты и посылок. При помощи решений, разработанных персонально с учетом потребностей клиентов компании, а также принимая во внимание особенности страны на основании регионального присутствия по всему миру. Клиенты получат конкурентоспособное преимущество, доверив доставку своей почты и посылок DHL, в то время, как сами клиенты занимаются своей основной деятельностью."

3. 4. Подразделение, занимающееся экспедиторскими услугами, морскими и воздушными перевозками тяжелых грузов, и подразделение наземных перевозок работают по схожим бизнес-моделям. Они управляют объектами инфраструктуры, организовывают доставку тяжелых грузов наземным, морским или воздушным путем в интересах заказчика, и очень гибко реагируют на изменения отдельных потребностей клиентов, подстраивая под них стандарты своей работы. В сферу деятельности этих подразделений входит управление, как цепочками поставок, так и специально разработанными логистическими схемами.

Подразделение GLOBAL FORWARDING

DHL Global Forwarding является лидером в своем секторе рынка. Компания перевозит грузы в пункт назначения по условленной цене и к указанному клиентом сроку, предлагает логистичекие схемы, разработанные для масштабных и сложных проектов, полностью обеспечивает таможенное оформление грузов.

DHL Global Forwarding имеет возможность организовывать регулярные и чартерные рейсы с привлечением самых различных авиакомпаний, а также предоставлять конкурентоспособные услуги посредством нашего собственного грузоперевозчика, что позволяет нам обеспечивать достаточную гибкость при предоставлении услуг широкому спектру клиентов - от грузоотправителей, только начинающих свои операции, до грузоотправителей, осуществляющих регулярный импорт и экспорт грузов.

Обширная сеть компании DHL Global Forwarding позволяет предоставлять широкий спектр услуг в области морских перевозок, включая сервис "от двери до двери".

DHL свою работу с детального анализа поставленной транспортной задачи для того, чтобы определить наиболее эффективный и оптимальный вид транспортировки груза и, исходя из этого, предлагает услуги по транспортировке груза полными контейнерами или в составе сборного контейнера. Прочные агентские взаимоотношения с ведущими морскими линями позволяют осуществлять доставку в требуемые клиентом сроки и предлагать наиболее выгодный вариант следования груза.

Подразделение FREIGHT

DHL Freight является крупнейшей в европейском сегменте рынка транспортной компанией, предлагающей гибкие и рассчитанные на удовлетворение индивидуальных потребностей клиента логистические схемы. Предоставляем возможность мультимодальных перевозок, услуги по внутренним и международным наземным перевозкам, перевозке сборных грузов. Компания берет на себя и таможенное оформление грузов, делая процесс международной перевозки товаров быстрым и удобным для клиента.

В марте 2007 года компания DHL открыла для посещений свой инновационный центр, расположенный в окрестностях аэропорта г. Бонна. Клиенты и партнеры компании получили возможность ознакомиться с проводимыми исследованиями. Одной из задач центра является разработка инновационных, экологически безопасных, гибких и востребованных на рынке продуктов, которые помогут решить проблему логистики будущего. В ходе исследований персонал компании DHL сотрудничает с учеными и инженерами из других компаний и научных организаций.

Эта «лаборатория будущего» - ключевой элемент корпоративной стратегии Deutsche Post DHL, которая заключается в превращении корпорации в самую инновационную транспортно-логистическую компанию мира. Изо дня в день представители научно-исследовательских кругов подчеркивают важность разработки инновационных решений для этого сектора экономики, упоминая инновационный центр DHL как сосредоточие исследовательской деятельности.

В инновационном центре DHL есть все необходимое: исследовательские лаборатории, помещения для встреч и презентаций, смотровой зал для показа новейших достижений в области логистики. Демонстрация достижений в специально оборудованном зале с использованием приборов радиочастотной идентификации превращается в яркий жизненный опыт для посетителей. Лаборатории представляют собой основу научно-исследовательской деятельности, а в конференц-зале в ходе встреч с клиентами, партнерами и коллегами идет поиск решений для задач логистики будущего.

2.2 Рассмотрение и оценка транспортно-логистической системы на DHL

DHL работает с большим числом компаний в разных странах, чем любая другая компания - специалист в области логистики.

Существует несколько основных стратегий, по которым функционирует компания DHL.

Выделяются:

Концепция «от двери до двери»;

Концепция JIT;

Оказание услуг по кросс-докингу;

Таможенное брокерство.

Также компания предлагает для своих клиентов обширный спектр услуг по доставке груза до пункта назначения. Характерные услуги для автомобильных и железнодорожных перевозок заключаются в следующем:

1. Железнодорожные перевозки

Железнодорожные перевозки - отличное решение при необходимости перевозки груза отдельным вагоном, группой вагонов или полным поездом. DHL Freight организует экспедирование по железной дороге от станции отправления до станции назначения, а также с возможностью забора груза со склада отправителя до склада получателя.

Особенности:

· Высокий уровень при определении потребностей бизнеса, позволяющий ускорить процесс и предложить лучший вариант, максимально подходящий для бизнеса клиента;

· Превосходное качество при доставке грузов своевременно и в отличном состоянии;

· Широкий перечень оборудования для организации наилучшего сервиса;

· Высокий уровень сохранности груза;

· Организация таможенного оформления.

2. Автомобильные перевозки Cold Chain

DHL COLDCHAIN - это специальная услуга по транспортировке грузов мелкими партиями (LTL) с обеспечением контроля и поддержанием необходимого температурного режима. Услуга действует на всей территории Европы и разработана для удовлетворения требований компаний, работающих в сфере здравоохранения, к температурному режиму, безопасности и обработке грузов. Услуги DHL COLDCHAIN включают в себя операции по транспортировке охлажденных (2-8 °C) и не требующих специальных условий хранения (15-25 °C) продуктов.

Услуги DHL COLDCHAIN включают в себя:

· Услуги по консолидации мелких отправок (LTL)

· Услуги по транспортировке охлажденных (2-8 °C) и не требующих специальных условий хранения (15-25 °C) продуктов

· Высококачественная обработка грузов и высокий уровень безопасности

· Контроль безопасности и температуры через GPS-системы

· Отгрузка и доставка в соответствии с графиком

· Сжатые сроки выполнения заказов

· Централизованный учет и управление

· Отслеживание движения грузов в онлайн-режиме

· Запись данных о температуре.

Что касается услуг по транспортировке специфических грузов, то компания осуществляет доставку:

Сборных грузов (LCL);

Контейнерных Грузов (FCL);

Генеральных и крупногабаритных - тяжеловесных грузов;

Сборные грузы - это совместная отправка партии грузов по общему маршруту, но адресованных разным получателям. В большинстве случаев сборные грузы перевозятся одним транспортным средством. Предположим, несколько компаний в одно и то же время планируют отправить какие-либо товары, например, в Екатеринбург. Каждая компания по отдельности обычные грузоперевозки может финансово не потянуть, а значит, сборные грузы будут экономически рациональным решением для заказчика. Доставка сборных грузов обычно состоит из следующих этапов. Вначале груз перевозят на склад компании-экспедитора. Затем его объединяют с аналогичными партиями грузов, принадлежащих разным отправителям. А позднее, после тщательного осмотра, упаковки и подготовки, необходимых для грузоперевозки документов, сборный груз может отправляться к грузополучателю. Сборные грузы будут доставлены разным получателям в строго оговоренные сроки, а отправитель в результате значительно сэкономит на транспортировке. Во время странствий торговых караванов по разным странам доставка розничных товаров разным людям была обычным делом. Таким образом, доставка сборных грузов широко использовалась еще задолго до появления железнодорожного и автотранспорта.

...

Подобные документы

    Понятие и структура информационных логистических систем: функции, принципы, уровни, критерии соответствия требованиям. Интерактивные (диалоговые) процедуры поддержки принятия управленческих решений, координация материальных и информационных потоков.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2011

    Сущность, принципы, приемы и задачи распределительной логистики, каналы и особенности ее реализации. Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка существующих логистических каналов, ее эффективность и направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Понятие, сущность и особенности формирования макрологистических систем. Организация складского хозяйства. Методика определения оптимальной схемы распределения сырья по цехам с различных оптовых складов на условии минимизации тонно-километров пробега.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2010

    Понятие и задачи информационной логистики, основные функции информационного процесса. Примеры логистических операций в магазине. Виды первостепенных информационных потоков, которые управляют логистическими операциями. Роль логистики в современном мире.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2010

    Виды (внутренний, внешний, входной, выходной) материальных потоков. Изучение организационного механизма формирования, планирования и регулирования материальных потоков в рамках логистических систем. Толкающая и тянущая системы управления производством.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2010

    Понятие логистики, ее функции и задачи. Основы организации логистических систем. Анализ производственных и логистических процессов. Оценка внешнего окружения и SWOT-анализ предприятия ЗАО "Научные приборы". Анализ выявленных логистических проблем.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2013

    Классификация и принципы логистических систем. Виды, общие черты, особенности и условия функционирования "тянущих" логистических систем управления производством. Принцип работы логистических систем "точно в срок". Организация работы системы "канбан".

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Особенности управления логистическими транспортными потоками предприятия. Исследование логистических механизмов управления товародвижением в производстве и сбыте. Характеристика маркетинговой среды и и логистической системы ОАО "Кропоткинский элеватор".

    дипломная работа , добавлен 29.04.2010

    Роль, задачи и структура энергетического хозяйства. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства. Определение задач складского хозяйства. Особенности организации автоматизированных складов, расчет потребности в площадях под складские помещения.

    реферат , добавлен 15.10.2009

    Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики, перспективы развития. Показатели использования транспортных средств, методика их расчета. Анализ логистической системы ЗАО "Регата" и разработка мероприятий по ее совершенствованию.

Введение

В нынешнем мире тема оценки эффективности логистической деятельности актуальна тем, что в логистике деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. Для оценки финансового положения организации используют оценку эффективности логистической деятельности на основании доступной информации. При помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платёжеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных обстоятельствах рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, организации, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.

Целью данной работы является исследование оценки эффективности логистической деятельности ОАО «GTL». Объектом изучения выступает ОАО «GTL»

Предметом исследования выступили теоретические и методические вопросы организации логистической деятельности на предприятии и способы повышения эффективности логистической деятельности предприятия.

В процессе выполнения работы использовались методы наблюдения и соотнесения, методика организации логистической деятельности на предприятии.

Важная роль оценки показателей эффективности работы организации в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Оценка показателей является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается оценкой показателей эффективности работы предприятия. Оценка показателей позволяет увеличить уровень планирования, сделать его детально точным. Большая роль отводится оценке в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

1. Рассмотреть методы оценки эффективности логистической деятельности.

2. Рассмотреть методы анализа эффективности зонирования.

3. Проанализировать затраты на маршрутизацию складского хозяйства

Глава 1. Оценка эффективности логистической деятельности

Методы оценки эффективности логистической деятельности.

В любой компании существует логистическая система. Даже если компания не имеет собственного отдела логистики или отдела транспорта, она осуществляет логистическую деятельность. Главная задача логистической деятельности состоит в том, чтобы обеспечить своевременное и полное удовлетворение потребностей покупателей при минимальных затратах.

Для любой компании, уровень логистических затрат довольно высок. Эффективность логистической системы компании определят такие важные аспекты, как своевременное пополнение товарных запасов, а также своевременное и полное удовлетворение потребностей клиентов. К числу наиболее распространенных причин срыва заказов покупателей можно отнести следующие:

· несвоевременная поставка продукции (с опозданием на 1 день и более);

· поставка неполной партии товара;

· поставка товара в неполной комплекции;

· поставка товара ненадлежащего качества или нанесение вреда качеству товара при его транспортировке.

Таким образом, эффективность логистической деятельности следует определять не только по стоимостным критериям. Учитывая множество аспектов, которые влияют на эффективность логистической деятельности компании, можно выделить ряд критериев ее оценки:

1. Общие логистические издержки. К ним можно отнести затраты на транспортировку, складирование, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, управление заказами и пр. Довольно часто из-за неэффективной логистической деятельности компания может нести вынужденные финансовые потери. Например, при транспортировке произошла кража; несоблюдение правил крепления крупногабаритных грузов привело к существенной потере качества. Подобные издержки также стоит относить к затратам логистической деятельности, поскольку их величина негативно влияет на прибыльность и общие результаты работы компании.

Разрешить вопрос высоких затрат на логистику помогут следующие действия:

· Внедрение прогрессивных методов контроля за передвижением транспорта (GPS-навигация);

· Оптимальное размещение продукции на складе, дальнейшее развитие многоуровневых стеллажей для хранения;

· Переход к системам адресного хранения товаров на складе;

· Обучение и нормирование труда на транспорте и в складском хозяйстве;

2. Качество логистического сервиса является, пожалуй, наиболее сложным критерием для оценки. Не всегда можно точно определить, предоставили ли вы клиенту качественную услугу. Возможны также оценочные суждения работы менеджмента компании, которые не отражают действительное качество услуг. Поэтому мы к данному критерию можем отнести:

· Качество продукции.

· Совершенный заказ.

Совершенный заказ можно считать наиболее универсальным показателем логистического сервиса. Он определяет то, насколько равномерно, бесперебойно и своевременно выполнялся заказ покупателя на всех этапах логистической деятельности. Косвенными критериями качества совершенного заказа могут служить полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям, доставка в необходимый потребителям срок, соблюдение согласованных условий поставок, а также качественное ведение документации по поставленной партии товаров.

· Удовлетворение потребителя. На степень удовлетворения потребителя вместе с вышеперечисленными показателями (качество продукции и качественное выполнения заказа) влияет и качественное обслуживание на всех этапах работы.

3. Продолжительность логистического цикла. Под логистическим циклом подразумевается общая продолжительность времени на закупку товаров, доставку на склад поставщика, продажу и доставку товаров потребителю. В упрощенном представлении такую продолжительность можно назвать общим временем обслуживания заказа покупателя.

Данный критерий оценки логистической деятельности очень важен для любой компании. В условиях конкуренции ключевыми факторами любого поставщика остаются цена, качество и соблюдение графика поставок. Причем если поставщик систематически срывает договорные сроки поставок, то это грозит для него не только штрафными санкциями, но полным разрывом отношений. Скорость выполнения заказа покупателя служит усилением конкурентоспособности на рынке.

4. Производительность. Это показатель результативности логистической деятельности. Он определяет количество предоставленных логистических услуг с помощью имеющихся технических средств, транспорта и оборудования. Производительность можно оценить при помощи ряда показателей:

1. количество удовлетворенных заказов потребителей на единицу времени;

2. средний уровень загрузки транспортных средств, которые осуществляют доставку товара потребителям;

3. соотношение затрат на логистику к общему объему реализованной продукции;

4. отношение затрат на логистику и общих инвестиций в логистические средства (транспорт, оборудование, технические средства и пр.).

5. Возврат вложенных средств в логистику. К основным направлениям инвестирования в логистику предприятий относят:

6. складское хозяйство (сюда входят все имеющиеся склады длительного и временного хранения товаров);

7. транспорт;

8. транспортную инфраструктуру (включает железнодорожные и автомобильные подъездные пути, подразделения по ремонту и сервису транспорта);

9. телекоммуникационные средства (к ним относят системы GPS, операторов и транспортных аналитиков).

Чем более развита система логистики в компании, тем ниже удельные затраты на логистику. И в этом ее эффективность. Однако если вложенные средства в транспорт, транспортную и складскую инфраструктуру не позволяют снизить затраты на логистику, то нет смысла инвестировать. Поэтому важно оценить уровень расходов на логистику до инвестирования и после. Если вы почувствовали разницу (в виде снижения затрат на логистику), значит вложенные средства приносят прибыль.

Важным этапом развития любой логистической деятельности компании является оценка ее эффективности. Только оценив работу логистический системы по всем критериям (расходы, качество обслуживания, продолжительность логистического цикла, а также окупаемость инвестиций), можно выбрать правильное направление ее совершенствования. Это позволит получить бесспорное преимущество на рынке в виде эффективно работающей логистики.

Общий вид формул для оценки эффективности:

Таблица 1.

(3) Удельный вес расходов на закупку материальных ресурсов в общей стоимости материальных ресурсов (4) Удельный вес транспортных затрат в структуре общих затрат на закупку материальных ресурсов (5) Доля затрат на приобретение материальных ресурсов в структуре затрат на снабжение или в структуре общих логистических издержек или (6) Коэффициент соотношения темпов роста затрат на приобретение материальных ресурсов (7)

По данным формулам можно наиболее точно оценить эффективность логистической деятельности.

Результативность логистической системы в значительной степени влияет на финансово-экономическое состояние предприятия, где эта логистическая система организована.

Любое предприятие, создавая логистическую структуру, в обязательном порядке должно оценивать эффективность ее работы.

Показатели эффективности логистической системы должны отражать насколько выполняются основные цели и задачи предприятия. Показатели должны быть понятны и прозрачны и должны не только фиксировать результат функционирования логистической системы, но и определять потребность в корректирующих действиях.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Существует несколько методов оценки эффективности. В основе любого из них - сравнение фактических результатов с установленными ранее целями по затратам, продуктивности или сервису.

Сравнивая результаты работы с поставленными целевыми показателями, определяем степень отклонения. Наличие отклонения является сигналом необходимости внесения изменений в работу системы.

Рассмотрим эти методы подробнее.

Метод затрат

Основан на том, что предприятие определяет нормативную стоимость каждой логистической функции. Критерий может быть установлен на товарную единицу, поставку, отгрузку, заказ и т.п.

Метод продуктивности

Оценка при применении данного метода имеет количественный характер и измеряется в физических единицах: например, поставка продукции в тоннах; количество заказов-поставок, количество отгрузок и т. п.

Метод оценки сервиса

В основе данного метода - оценка качества оказываемых услуг для потребителя. В качестве оцениваемых параметров могут выступать: полнота удовлетворенности заявок потребителя; время выполнения заявки (скорость); качество поставляем ой продукции (рекламации), наличие дополнительного сервиса для потребителя (организация доставки, частота поставок и т.п.)

Каждое предприятие использует свой набор показателей эффективности системы и устанавливает свои нормативы, выполнение которых контролирует и добивается.

Приведем пример стандартов, в соответствии с которыми предприятия оценивают деятельности логистической системы:

  • Оценка текущих запасов продукции и возможность их оптимизации. Для оценки запасов могут быть использованы такие показатели как:
Средний запас – средний уровень запасов предприятия за период. Время обращения запаса – показывает, сколько времени потребуется, чтобы реализовать средний запас. Оборачиваемость запаса – это соотношение скорости продаж к среднему товарному запасу за период. Определяется делением товарооборота за период на средний запас за этот период.
  • Уровень сервиса для потребителей. Показатель определяет доступность продукции предприятия для клиентов и готовность выполнить заказ клиента в течение заданного времени с момента его получения.
  • Уровень точности исполнения заказов по времени и необходимой комплектации товаров.
  • Уровень затрат на деятельность логистической структуры. Чаще всего определяется нормативный уровень затрат логистики (% от годового оборота) и оценивается его соответствие факту.
  • Доля транспортных расходов от объема продаж.
  • Доля повреждений товаров при переработке его на складе и при хранении.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ

Предприятия стремятся различными средствами повысить эффективность управления логистикой.

Основные методы, которые можно использовать для повышения эффективности системы:

  • Направленность на достижение намеченных целей. Метод предполагает использование технических систем инжиниринга для проектного планирования и контроля результатов принятых решений.
  • Использование аналитических средств. Метод позволяет моделировать процессы - имитационные (ситуации, которые возможно возникнут в будущем, и варианты выхода из этих ситуаций), экономические (происходившие ранее на предприятии, а также опыт других компаний).
  • Повышение заинтересованности сотрудников. Метод основан на мотивации за результативность работы. Важно создать комфортный микроклимат в коллективах, чему в большой степени способствует и удовлетворение работой, поощрение за добросовестный труд и преданность фирме.

Статья подготовлена с использованием материалов сайта www.Grandars.ru

Логистика обладает высоким потенциалом экономической эффективности. Однако проектирование и создание современных логистических систем (ЛС) требует значительных инвестиционных вложений. Отсюда в условиях постоянного дефицита ресурсов, присущего любой социально-экономической системе, появляется проблема оценки эффективности применения ЛС.

Сегодня не существует единого методологического подхода к количественной оценке эффективности функционирования ЛС. Так, широко распространено понятие «функциональная эффективность», которое количественно определяется как полез-ный эффект, полученный в результате функционирования ЛС за определенный период времени. Полезный эффект измеряется количеством выпущенной продукции, объ-емом оказанных логистических услуг, величиной полученной прибыли.

Оценка эффективности функционирования ЛС показателем функциональной эффективности не является корректной. Наиболее полное суждение можно получить только с помощью категории эффективности как соизмерения результатов, достигну-тых в процессе функционирования ЛС, и затрат на их достижение.

Другим подходом является тот, при котором эффективность логистической операции, логистического решения, функционирования ЛС может быть охарактери-зована системой показателей, характеризующих их качество при заданном уровне ло-гистических издержек.

Основным методологическим принципом при определении экономической эф-фективности ЛС должен быть принцип системного подхода, реализация которого предполагает оценку экономического эффекта от логистической деятельности для всех участников логистического соглашения на пути движения материалопотока от произ-водства до конечного потребления с учетом их противоречивых экономических инте-ресов, а также учет общих издержек на протяжении всего логистического цикла. Эф-фективность отдельных логистических операций, связанных с преобразованием мате-риального или информационного потока, должна оцениваться с точки зрения достиже-ния глобальной цели функционирования всей ЛС и роста общей эффективности. Зада-чами оценки экономической эффективности ЛС являются:

Формирование концепции экономической эффективности ЛС на основе сис-темного подхода;

Выявление эффектообразующих факторов;

Формирование системы показателей эффективности ЛС;

Разработка методики количественной оценки показателей экономической эф-фективности ЛС;

Разработка механизма распределения экономического эффекта между участ-никами логистического соглашения;

Выявление и мобилизация резервов повышения экономического эффекта ло-гистики.

Понятие экономического роста дает возможность сделать первый шаг на пути перехода от оценки показателей статистики ЛС к динамике. Возможности определения предпосылок и последствий экономического роста развития ЛС в динамике представ-ляются с помощью показателей логистической активности.

Логистическая активность рассматривается как комплексная характеристика поведения ЛС (в том числе в динамике), отражающая уровень еѐ гибкости к изменению внутренней и внешней среды и степень использования потенциала системы в организа-ции и управлении потоковыми характеристиками процессов закупок обеспечения про-изводства и реализации продукции. Понятие «активность» логистической деятельности ближе к понятию «интенсивность» выполнения функций, поэтому может служить ба-зой для обеспечения роста эффективности ЛС. Структура показателя логистической ак-тивности системы (организации, предприятия и т.д.) предусматривает отражение трех аспектов и, соответственно, включает три группы показателей:

I – качественный аспект обслуживания потребителя (согласование уровня моби-лизации потенциала ЛС и спроса на продукцию и услуги);

II – степень соответствия функций ЛС изменениям во внутренней и внешней среде во времени (динамический аспект);

III – рациональный масштаб логистической деятельности (в том числе, соответ-ствия по объемам закупок, производства и продаж, мощностей и т.д.).

Обобщающим показателем может служить степень соответствия логистической активности ЛС другим составляющим деловой активности предприятия (маркетинго-вой, производственной, инвестиционной и т.д.)

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответственную логистическую систему (ЛС), прежде всего, стремиться оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.

Так как уровень логистического сервиса повышает эффективность функциони-рования логистических систем, расчет различных вариантов обслуживания заказов по-требителей позволяет определить максимальную эффективность.

Таким образом, результативность логистической системы определяется доступ-ностью запасов, производительностью и качеством деятельности, а величина общих затрат на логистику находится в непосредственной связи с желаемым уровнем резуль-тативности. Как правило, чем выше этот уровень, тем больше затраты логистики.

С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической це-пи, эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслужива-ния его заказа. Логистические затраты выступают как инструмент управления предпри-ятием. Определение состава логистических затрат способствует принятию экономиче-

ски обоснованных управленческих решений. Анализ таких затрат может позволить ру-ководству предприятия выбрать наиболее гибкую тактику по обслуживанию заказов потребителей. Снижение логистических затрат, рост на этой основе уровня прибыли повышают финансовые возможности хозяйствующего субъекта.

Основным показателем эффективности функционирования логистических сис-тем является прибыль, в которой отражаются результаты всей логистической деятель-ности, объем логистических услуг, производительность логистической системы, уро-вень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь.

Логистические затраты являются качественным показателем эффективности функционирования логистической системы. Уровень качества логистического сервиса напрямую связан с минимизацией потерь при обслуживании заказов потребителей.

При оценке логистических затрат необходимо учитывать, что затраты, связан-ные с товародвижения, можно подразделить на две группы:

а) издержки, связанные с формированием и перемещением материалопотока в сфере производства;

б) издержки, связанные с процессом реализации продукции в сфере обращения.

Также важны интегральный критерий оптимальности или критерии минимума общих затрат системы. Таким образом, обобщающий показатель можно представить в следующем виде:

где: - объем логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа; З- логистические затраты.

Если перейти к удаленным показателям, то эффективность функционирования логистической системы будет равна:

(2)

где: -?? эффект от выполнения логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа; З- логистические затраты.

Данный расчет не учитывает уровень качества обслуживания заказов потребите-лей. Если в систему оценки эффективности функционирования логистической системы ввести оценку обслуживания заказов по качеству (сервисного обслуживания), то она примет вид:

(3)

где: Эk-эффективность функционирования логистической системы от обслужи-вания k-го заказа; Зk-затраты на качество обслуживания k-го заказа.

Приведенная методика расчета эффективности логистических систем является наиболее оптимальной, т.к. в расчетах учитывается влияние количественных и качест-венных показателей.

Использование рассмотренных подходов к определению экономической эффек-тивности управления потоковыми процессами повышает качество управленческих решений, способствует росту отдачи от инвестиций в материальные запасы и улучшению финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Логистика: конспект лекций Мишина Лариса Александровна

8. Эффективность логистической системы

Ученые в области логистики считают, что на данный момент не существует универсальной модели оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные, все нюансы и все возможные ситуации.

Тем не менее один параметр, который может связать всю логистическую систему с учетом всех переменных, нюансов и ситуаций, существует – это прибыль. Если выстроить цепочку продвижения материалопотока, то в ней возможно участие тех фирм, которые будут получать прибыль.

Создание этих фирм вызвано сложившейся экономической ситуацией.

Прохождению каждой логистической операции сопутствуют издержки, которые несут конкретные элементы логистической системы.

Принцип классификации логистических операций может быть положен в основу классификации издержек. От вида логистической системы, задач управления и оптимизации в определенных логистических цепях и каналах зависит выделение тех или иных издержек или группы издержек. Общая сумма издержек с учетом затрат на логистическое администрирование создает общие логистические издержки в рассматриваемой логистической системе.

Зачастую для достижения цели оптимизации структуры или управления логистической системой в составе общих логистических издержек принимаются во внимание прибыли от замораживания материальных ресурсов, незаконченного производства и готовой продукции в запасах, а также урон от недостаточной степени качества снабжения, производства, распределения готовой продукции потребителям логистического сервиса. Обычно этот ущерб оценивается как возможное уменьшение масштаба продаж, уменьшение сегмента рынка, потеря прибыли. С другой стороны, все издержки можно классифицировать по следующим категориям: постоянные, переменные, общие, средние, предельные издержки. При анализе доходов фирмы различают следующие их разновидности: валовой, средний валовой, предельный доход.

Оценка эффективности работы системы может быть осуществлена путем сопоставления доходов и издержек. При этом применяются два подхода. В первом случае эффективность определяется в среднем за определенный интервал времени путем сравнения валовых доходов и издержек.

Во втором случае эффективность определяется для определенного состояния рынка и производственно-сбытовой системы методом сопоставления предельных затрат и предельных издержек.

Если при определенной величине материального потока размер дополнительного валового дохода, получаемого в результате введения логистической системы, превосходит размер затрат на создание и введение этой системы, то можно продолжать работу. Изменяя масштабы материального потока и изучая размер достигаемой при этом эффективности, можно вывести его оптимальный с точки зрения эффективности объем.

Если определяется, что для данного масштаба материального потока неизменные издержки полностью покрываются, а временные издержки перекрываются лишь частично, то предприятие может оставаться на рынке, а в логистической деятельности нужно ответить на вопрос, как необходимо реорганизовать и оптимизировать работу предприятия, чтобы добиться увеличения доходов и уменьшения переменной части издержек с целью превышения доходов над расходами.

Из книги Модели управления персоналом автора Померанцева Евгения

2.3. От чего зависит эффективность системы управления организацией и ее персоналом? Для построения эффективной модели управления организацией и ее персоналом, а также в процессе ее совершенствования необходимо учесть некоторые требования к данному процессу:

Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна

10. Технология работы логистической системы Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем.1. Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции

Из книги Управление персоналом автора Доскова Людмила

11. Принципы и законы управления логистической системой Логистическое управление является реализацией системного подхода к производственно-сбытовой деятельности.Системный подход в экономике представляет собой комплексное исследование экономической системы как

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

12. Цели системы управления персоналом, этапы организационного проектирования системы управления персоналом Субъектами управления персоналом выступают лица и подразделения аппарата управления организации, осуществляющие функции управления работниками. Ими являются

Из книги Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0 автора Мамонтов Андрей Анатольевич

8. Построение системы отношений с клиентами (CRM-системы) Важным вопросом является выбор системы управления отношениями с клиентами - потенциальными участниками выставки, обеспечение прозрачности работы менеджеров по продажам, оперативное совмещение управленческого и

Из книги Менеджмент автора Цветков А. Н.

Личная эффективность Новое офисное пространство Развитие деловой активности в стране дает негативный побочный эффект. Растет загруженность дорог, что заметно усложняет передвижение по улицам городов. Но PR-менеджеру по роду своей деятельности приходится встречаться

Из книги Большая книга директора магазина автора Крок Гульфира

Вопрос 148 Что такое эффективность вообще и эффективность менеджмента в частности? Ответ Эффективность – универсальная характеристика результативности любой деятельности. Измеряется соотношением результата к затратам на его получение. Эффективность может быть

Из книги Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI автора Ветлужских Елена Н.

Как измерить эффективность системы мерчандайзинга Поскольку система мерчандайзинга – одна из главных составляющих успешной работы магазина, важно постоянно оценивать ее эффективность и следить за ней.Когда мы говорим об оценке эффективности системы мерчандайзинга,

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Глава 4 Принципы, влияющие на эффективность системы совокупных доходов Чтобы разработанная вами (вашими специалистами) система компенсационных доходов [далее я использую более простой для восприятия термин «система мотивации и оплаты труда», подразумевая под этим

Из книги Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления автора Завалкевич Леонард

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Эффективность менеджмента Подавляющее большинство нормальных людей, более или менее смутно представляют, что крах фирмы может оставить их без работы, а развал общества вообще выбьет из колеи. И, тем не менее, продолжают с вызывающей зависть настойчивостью делать все для