Джим Моррисон: икона психоделической революции. Один из создателей 'Doors' Официальная причина смерти

Джим Моррисон - харизматичный, неповторимый и одаренный рок-музыкант. За 27-летнюю жизнь он сумел стать легендой, остающейся на слуху уже более 50 лет.

Его группа «The Doors» навеки вошла в историю мировой музыкальной культуры. Джим Моррисон – это неповторимое обаяние, запоминающийся голос и разрушительный стиль жизни, приведший к его скоропостижной кончине.

Биография будущего кумира нескольких поколений началась в среднем по размерам городе Мельбурн, расположенном в американском штате Флорида, 8 декабря 1943 года. Его отцом стал Джордж Моррисон, в будущем получивший звание адмирала, а матерью – Клара Моррисон, в девичестве Кларк. Родители подарили прославленному сыну ирландские, английские и шотландские корни, хотя детство мальчика и прошло в Штатах. Джим был не единственным ребенком в семье: у Джорджа и Клары также родились дочка Энн и сын Эндрю.


С юных лет Моррисон-младший не переставал восхищать школьных преподавателей умом (уровень IQ музыканта составлял 149). При этом он умел очаровывать окружающих, располагать к себе. Но в тихом омуте водились черти: к примеру, Джим любил врать, и достиг в этом деле виртуозного уровня мастерства. Также он любил жестокие розыгрыши, объектом которых чаще всего становился его младший братишка Энди.

Поскольку отец будущего музыканта был военным, всему семейству приходилось переезжать. Так, когда мальчику было всего четыре года, он увидел зрелище, которое произвело на него огромное впечатление. Речь о чудовищном ДТП: на автодороге в Нью-Мексико грузовик с индейцами попал в аварию. Окровавленные трупы, валявшиеся на дороге, заставили Джима впервые в жизни познать страх (в интервью он утверждал именно так). Моррисон был уверен, что души погибших индейцев вселились в его тело.


Страстью маленького Джима было и чтение. Причем читал он, преимущественно, произведения мировых философов, поэтов-символистов и других авторов, чьи труды достаточно сложны для понимания. Как впоследствии рассказывал учитель Моррисона, он обращался в Библиотеку Конгресса. Он хотел убедиться, что книги, о которых рассказывал ему Джим, существуют. Больше всего мальчику понравились творения Ницше. В свободное от чтения время он любил писать стихи и рисовать непристойные карикатуры.

Также в детстве семейство Моррисонов побывало в калифорнийском городе Сан-Диего. Повзрослев, будущий лидер The Doors вовсе не устал от многочисленных переездов и от привыкания к жизни в новых городах. В 1962 году, в девятнадцатилетнем возрасте, он отправился в Таллахасси. Там молодой человек был принят в Государственный университет Флориды.


Однако Таллахасси не слишком понравился Джиму, и уже в начале 1964 года он решил что-то изменить в своей жизни, отправившись в Лос-Анджелес. Там парень начал учиться на факультете кинематографии престижного университета UCLA. В то время преподавателями этого университета были Джозеф фон Штернберг и Стенли Крамер, и в то же время юный тоже учился в UCLA.

Музыкальная карьера

Во время учебы в обоих университетах Джим Моррисон не слишком усердствовал. В случае с Государственным университетом Флориды он постигал творчество Босха, изучал историю Возрождения и учился актерской игре. В Калифорнийском университете он изучал кинематографию, однако все это было для него скорее фоном, чем первым планом. Джим успевал по всем предметам благодаря высокому уровню интеллекта, однако предпочитал учебе алкоголь и вечеринки.


Джим Моррисон злоупотреблял алкоголем и наркотиками

По всей видимости, тогда он и решил создать свою собственную рок-группу. Он даже написал об этом решении отцу, но тот принял очередную идею-фикс своего импульсивного сына за неудачную шутку. Как ни печально, после этого отношения Джима с родителями сильно разладились: на все вопросы о них он отвечал, что они умерли, а сами Моррисоны отказывались давать интервью о творчестве своего сына даже спустя годы после преждевременной кончины музыканта.


Не только родители не видели в Джиме успешного творческого человека. В качестве выпускной работы по окончании UCLA он должен был снять собственный фильм. Моррисон действительно поработал над собственной кинокартиной, однако и другие студенты, и преподаватели не увидели в этом фильме хоть чего-нибудь, что могло представлять художественную ценность. Джим даже хотел бросить учебу всего за пару недель до получения диплома, но учителя отговорили его от такого необдуманного поступка.

Однако в учебе в Калифорнийском университете были и свои плюсы для творческой карьеры исполнителя. Именно здесь он встретил своего друга Рэя Манзарека, вместе с которым впоследствии и организовал культовую группу The Doors.

The Doors

Коллектив был основан Джимом Моррисоном и Рэем Манзареком, к которым присоединился ударник Джон Денсмор и его друг гитарист Робби Кригер. Название группы, в стиле Моррисона, было позаимствовано из заглавия книги: «The Doors of Perception» - это произведение , известного благодаря своему антиутопическому роману «О дивный новый мир». Название книги переводится как «Двери Восприятия». Именно этим для своих поклонников – «дверью восприятия» - и хотел стать Джим. Его друзья согласились на такое название группы.


Джим Моррисон и "The Doors"

Первые месяцы жизни коллектива «The Doors» были неудачными. Большинство музыкантов, вошедших в состав группы, оказались откровенными дилетантами. А сам Моррисон в первое время демонстрировал на сцене крайнюю робость и смущение. Во время первых концертов группы он поворачивался спиной к слушателям и именно так и стоял на протяжении всего выступления. Помимо этого, Джим по-прежнему употреблял алкоголь и наркотики, и на выступления он не брезговал приходить в нетрезвом состоянии.


Тогда его называли «тот волосатый парень». Рост Джима составлял 1,8 м. На удивление харизма Моррисона работала даже со спины: хотя коллектив выступал неудачно, из-за его обаяния у The Doors быстро появилась своя армия поклонниц из числа девушек, которым приглянулся скрытный парень и его чарующий голос. А затем коллектив заметил Пол Ротшильд, решившийся предложить The Doors контракт от имени звукозаписывающего лейбла «Elektra Records».


Первая пластинка коллектива – «The Doors» - была выпущена в 1967 году. Песни «Alabama Song» («Алабама»), «Light My Fire» («Зажги Мой Огонь») и другие моментально взорвали чарты и прославили группу. При этом Джим Моррисон продолжал употреблять запрещенные вещества и алкоголь – возможно, отчасти этим обусловлен мистический флер песен и выступлений группы.

Джим вдохновлял и очаровывал, однако сам кумир в это время все глубже уходил на дно. В последние годы своей жизни Моррисон набрал лишний вес, дрался с полицейскими, даже пережил арест на сцене. Он выходил на сцену пьяным, срывался на публике. Он писал все меньше материала для группы, и синглы и альбомы приходилось прорабатывать Робби Кригеру, а не фронтмену коллектива.

Личная жизнь

Фото Джима Моррисона и в наше время вызывают восторженные вздохи представительниц прекрасного пола, поэтому неудивительно, что женщины его любили. О романах Моррисона построено немало домыслов, и многие из них, возможно, не лишены основания. Серьезные отношения связывали его с редактором музыкального журнала Патрицией Кеннели. Девушка познакомилась с фронтменом The Doors в 1969 году, а в 1970 году Патриция и Джим даже обвенчались по кельтским обычаям (Кеннели интересовалась кельтской культурой).


Джим Моррисон с Патрицией Кеннели

Это событие еще больше подогрело интерес публики к персоне Моррисона, которого начали обвинять в пристрастии к оккультизму. До официальной свадьбы дело так и не дошло. Впрочем, в интервью того времени Джим утверждал, что влюблен в нареченную, и что их души теперь неразлучны.

Официальная причина смерти

Весной 1971 года Джим с подругой Памелой Курсон поехал в Париж. Моррисон намеревался отдохнуть и поработать над книгой стихов. Днем Памела и Джим выпили спиртного, а вечером приняли героин.


Ночью Моррисон начал чувствовать недомогание, однако от вызова «скорой помощи» он отказался. Памела легла спать, и примерно пять часов утра 3 июля 1971 года она обнаружила бездыханное тело Джима в ванной, в горячей воде.

Альтернативная причина смерти

Альтернативных вариантов смерти лидера The Doors предложено много. Самоубийство, инсценировка суицида сотрудниками ФБР, боровшимися с представителями движения хиппи, наркоторговец, угостивший Джима слишком сильным героином. По сути, единственным свидетелем гибели Моррисона была Памела Курсон, но она спустя три года также умерла от передозировки наркотиками.


Могила культового музыканта расположена на парижском кладбище Пер-Лашез. По сей день это кладбище считается местом поклонения фанатов The Doors, они даже исписали соседние надгробья надписями о том, как они любят группу и Моррисона. После смерти Джим был включен в «Клуб 27».

Через семь лет после кончины Моррисона был выпущен студийный альбом «Американская молитва» из записей того, как Джим читает стихи на ритмическую музыкальную основу.

Дискография:

  • The Doors (январь 1967)
  • Strange Days (октябрь 1967)
  • Waiting for the Sun (июль 1968)
  • The Soft Parade (июль 1969)
  • Morrison Hotel (февраль 1970)
  • L.A. Woman (апрель 1971)
  • An American Prayer (ноябрь 1978)

, губная гармоника

Жанры психоделический рок , ритм-н-блюз , блюз-рок , эйсид-рок , хард-рок , spoken word Коллективы Rick & The Ravens
The Doors Лейблы Elektra Records, Columbia Records thedoors.com Аудио, фото, видео на Викискладе

Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки . Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Джим Моррисон («The Doors»). «Меня кто-нибудь понимает?» I «ПРОРОК»

    ✪ ТОП 10 Самых безбашенных РОК музыкантов в истории!

    ✪ «ТРАГЕДИЯ НА СЦЕНЕ: Даймбэг Даррелл («Pantera»)» I «ПРОРОК»

    ✪ "Обзор" – Величайшие песни и музыканты всех времен? «Rolling Stone(s)»

    ✪ РОК-МУЗЫКАНТЫ, КОТОРЫЕ НЕНАВИДЕЛИ ДРУГ ДРУГА (part 1).

    Субтитры

Биография

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

«Я впервые познал страх (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer , а также «Riders on the Storm ». Джим провёл часть детства в Сан-Диего , Калифорния . В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси . В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли , Фрэнк Синатра , The Beach Boys , Love и Kinks .

Университет

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records , выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры наряду с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» попал на 126 место хит-парада Billboard, но эту относительную неудачу с лихвой окупил следующий - «Light My Fire» - возглавивший чарты. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors » также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома :

«The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством.

Употребление галлюциногенов, в частности LSD , оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все»). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас [ ] , упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше , культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В -м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу . В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо . Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной плоскости: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху . Всё больше материала писал Робби Кригер , всё меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors » представляли по большей части переругивание пьяного Моррисона с публикой; это выводило участников группы из себя . Весной 1971 года рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов.

Смерть

Официальная версия

По официальной версии Джим Моррисон умер около 5 часов утра 3 июля 1971 года в IV округе Парижа в ванной комнате съемной квартиры дома № 17 на улице Ботрейи (фр. rue Beautreillis ) от сердечного приступа. По словам его старого друга Алена Роне (фр. Alain Ronay ), специально приехавшего в Париж для встречи с Моррисоном, за день до смерти Джим выглядел неважно и жаловался на плохое самочувствие.

Они прогулялись по городу, купили в магазине кулон для Памелы и зашли в кафе, где пообедали. После этого посетили киномагазин и взяли несколько плёнок. Во время прогулки у Моррисона несколько раз сильно кружилась голова, и случилось несколько приступов икоты. Около 17 часов они вернулись назад в квартиру музыканта. Посидев в гостях ещё час, Роне покинул друга, оставив его в одном из парижских кафе, и направился на важную встречу.

В кафе Джим заказал себе три бутылки пива; выпив их, около 19 часов он отправился в кино с Памелой Курсон . Они посмотрели фильм «Погоня » [ ] с Марлоном Брандо в главной роли и около 22 часов вернулись в свою квартиру. Около часа ночи 3 июля Курсон и Моррисон приняли героин . Однако годы частого употребления алкоголя и наркотиков сильно подорвали его здоровье, и около 3:30 утра у спящего Моррисона от слишком большой дозы героина начались сильные конвульсии и рвотные реакции. Памеле удалось привести его в чувство и она предлагала ему позвонить в скорую помощь, но Джим отказался. Вслед за этим Курсон ушла спать. Что происходило дальше - неизвестно, но около 5 утра Памела обнаружила Моррисона в ванной комнате в горячей воде, он уже не дышал. После приезда скорой помощи и полиции на полу ими были обнаружены следы того, что Моррисона перед смертью сильно рвало кровью и на его лице присутствовали следы носового кровотечения .

Вскрытие тела Моррисона согласно французским законам не проводилось. В свидетельстве о смерти написано, что смерть наступила между 4:45 и 5 часами утра 3 июля 1971 года в бессознательном состоянии от острой сердечной недостаточности, вызванной, предположительно, передозировкой героина. Это породило множество альтернативных версий смерти Моррисона, распространившихся среди фанатов.

Альтернативные версии

Однако настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar (версия Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана), самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР , которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Британская рок-певица Марианна Фейтфулл заявила, что наркоторговец и её бывший бойфренд Жан де Бретей несёт ответственность за смерть Джима Моррисона . По словам Фейтфулл, де Бретей дал певцу героин, действие которого было слишком сильным, и это стало причиной смерти Моррисона. Она заявила, что тогда де Бретей «пришел к Моррисону, чтобы повидаться с ним, и убил его». Фейтфулл при этом выразила уверенность в том, что это был несчастный случай. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела . Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя . Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез . Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

«Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении „Посмотрите на это!“. А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда»

Моррисон входит в так называемый «Клуб 27 »; по свидетельству Кригера и Денсмора, когда участники The Doors обсуждали смерти Джими Хендрикса и Дженис Джоплин , Моррисон обронил: «Возможно, вы пьёте с „номером три“» .

Творчество

В «эпоху цветов» (время подъема движения хиппи), когда все пели о невинности, леденцах и мармеладном небе, Doors стали самой радикальной и сумрачной группой 60-х годов. Критики окрестили их «черными исповедниками Великого Общества», раскольника Моррисона - Дионисом современной культуры, а все, что они творили - арто-роком (по аналогии с «театром жестокости» Арто , призывавшим яростно воздействовать на зрителя). Их альбомы были своего рода шоковой терапией, каталогами психических ударов, насыщенных скорбью. Моррисон не только «писал так, как если бы Э.А. По был занесен в эпоху хиппи , но и жил как он - прямиком шел к печальному концу в сточной канаве». Далекие от наивности, Doors открыто обращались к символической области бессознательного: мрачные, «ночные» тексты в пульсирующем ритме, трепещущий тон, выбивающиеся из колеи образы. О Моррисоне писали, что он пел так, как если бы его казнили на электрическом стуле.

Литература

  • Linda Ashcroft, Wild Child: Life with Jim Morrison, (1997) ISBN 1-56025-249-9
  • Lester Bangs, «Jim Morrison: Bozo Dionysus a Decade Later» in Main Lines, Blood Feasts, and Bad Taste: A Lester Bangs Reader, John Morthland, ed. Anchor Press (2003) ISBN 0-375-71367-0
  • Patricia Butler, Angels Dance and Angels Die: The Tragic Romance of Pamela and Jim Morrison, (1998) ISBN 0-8256-7341-0
  • Stephen Davis, Jim Morrison: Life, Death, Legend, (2004) ISBN 1-59240-064-7
  • John Densmore, Riders on the Storm: My Life With Jim Morrison and the Doors (1991) ISBN 0-385-30447-1
  • Dave DiMartino, Moonlight Drive (1995) ISBN 1-886894-21-3
  • Wallace Fowlie, Rimbaud and Jim Morrison (1994) ISBN 0-8223-1442-8
  • Jerry Hopkins, The Lizard King: The Essential Jim Morrison (1995) ISBN 0-684-81866-3
  • Jerry Hopkins and Danny Sugerman, No One Here Gets Out Alive (1980) ISBN 0-85965-138-X
  • Patricia Kennealy, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison (1992) ISBN 0-525-93419-7
  • Frank Lisciandro, Morrison - A Feast of Friends (1991) ISBN 0-446-39276-6
  • Frank Lisciandro, Jim Morrison - An Hour For Magic (A Photojournal) ISBN 0-85965-246-7
  • Ray Manzarek, Light My Fire (1998) ISBN 0-446-60228-0
  • Thanasis Michos, The Poetry of James Douglas Morrison (2001) ISBN 960-7748-23-9 (Greek)
  • Mark Opsasnick, The Lizard King Was Here: The Life and Times of Jim Morrison in Alexandria, Virginia (2006) ISBN 1-4257-1330-0
  • James Riordan & Jerry Prochnicky, Break on through: The Life and Death of Jim Morrison (1991) ISBN 0-688-11915-8
  • Adriana Rubio, Jim Morrison: Ceremony…Exploring the Shaman Possession (2005) ISBN 0-9766590-0-X
  • The Doors (remaining members Ray Manzarek, Robby Krieger, John Densmore) with Ben Fong-Torres, The Doors (2006) ISBN 1-4013-0303-X
  • Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. - Тверь, Екатеринбург - 2011 год. 300 с. ISBN 978-5-7186-0387-3
  • Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона // Материалы XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». - Москва - Издательство Московского университета, 2010 год. 832 страницы. ISBN 978-5-211-05685-5
  • Алексей Поликовский. Моррисон. Путешествие шамана. - Москва - Колибри, 2008 год. 303 страницы. ISBN 978-5-389-00077-3
  • Джерри Хопкинс, Дэнни Шугерман. Никто из нас не выйдет отсюда живым. - Москва - Амфора, 2007 год. 480 страниц. ISBN 978-5-367-00607-0

Факты

  • Упоминается в рассказе Стивена Кинга «Рок-н-ролльные» небеса как Лизард Кинг (англ. Lizard king ).
  • В 1970-х годах палеонтолог Рассел Сайокон (США) совершил переворот в науке, обнаружив в Мьянме останки гигантской ящерицы , достигавшей 180 см в длину и весившей около 30 кг. Эта самая крупная в мире травоядная ящерица была названа Barbaturex morrisoni в честь Джима Моррисона, певшего когда-то: «Я король ящериц. Я могу все» .
  • На своей языческой свадьбе Джим Моррисон и Патриция Кеннили-Моррисон обменялись кольцами Кладда . Изображение колец включено в обложку мемуаров Кеннили-Моррисон, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison , они видны на многих её фотографиях.
  • В книге писателя Саймона Грина «Город, где умирают тени» Джим Моррисон - один из ключевых героев, вернувшийся из мертвых и способный своей музыкой завораживать окружающих.
  • В романе Стивена Кинга «Противостояние » один из главных героев рассказывает, что видел Джима Моррисона (после его смерти), когда подрабатывал на заправочной станции.
  • В книге Мика Фаррена «Джим Моррисон после смерти» Джим - главный герой, разбирающийся в хитросплетениях послесмертия.
  • В книге Паоло Ди Реда и Флавии Эрметес «Лабиринт тайных книг» (ISBN 978-5-389-02551-6 01) Джим Моррисон является одним из ключевых героев.
  • В сборнике Дикие Карты под редакцией Дж. Р. Р. Мартина , в новелле Виктора Милана «Преображения» («Transfigurations») легко угадываются группа The Doors и Джеймс Дуглас Моррисон (переименованные писателем в Destiny и Тома Мэриона Дугласа соответственно). Под воздействием инопланетного вируса Моррисон-Дуглас получает ауру, дающую ему возможность с повышенной силой воздействовать на эмоции слушателей, а также периодически изменяющую его облик на образ человека со змеиной головой («Короля Ящериц»).
  • В фильме Смерть ей к лицу Джим Моррисон среди клиентов Лизл, которые обладают даром бессмертия.
  • В фильме Американский оборотень в Париже присутствует сцена секса на могиле Моррисона, на кладбище Пер-Лашез.
  • В фильме Изгой герой Тома Хэнкса торжественно поет «Come on, baby, light my fire», когда ему удалось раздобыть огонь.
  • В сериале «Интерны » один из главных персонажей Глеб Романенко часто упоминает, что является большим поклонником Моррисона.
  • В компьютерной игре World of Warcraft существует босс Lord Serpentis, который произносит фразу «I am the Serpent King, I can do anything».
  • В компьютерной игре Postal 2 главный герой при использовании кошачьей мяты произносит фразу «Yes, baby, I’m the Lizard King!».
  • У шотландской пост-рок-группы Mogwai есть композиция под названием «I’m Jim Morrison, I’m Dead».
  • У группы Radiohead есть упоминание о Моррисоне в песне «Anyone Can Play Guitar» - «Grow my hair I am Jim Morrison».
  • У группы The 69 Eyes есть упоминание о Моррисоне в песне «Wasting The Dawn» - «Where the lizard lingers long under the sun Forgetting the night darkest july paris "71».
  • У группы 5"nizza есть упоминание о Моррисоне в песне «Ушедшим слишком рано».
  • В песне группы Tracktor Bowling «Outside» Моррисон упоминается в перечислении имён великих людей («Жертвы своих идей, что пронзили мир насквозь: Моррисон и Кобейн, Леннон, Сид Вишез или Христос»).
  • Песня группы Крематорий «Гончие псы» - упоминание о Моррисоне:
  • Песня рэпера Ассаи «Моно»:
  • Песня группы Гражданская оборона «Харакири»:
  • Песня группы Бригадный подряд «Всерьез»:
  • Песня группы Конец фильма «Умирать молодым»:
  • Песня группы

Джим Моррисон (Jim Morrison), полное имя Джеймс Дуглас Моррисон (James Douglas Morrison). Родился 8 декабря 1943 года в Мелборне, Флорида - умер 3 июля 1971 года в Париже. Американский певец, поэт, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors.

Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён.


Джим Моррисон родился в Мелборне, штат Флорида, в семье будущего адмирала Джорджа Моррисона (1919-2008) и Клары Моррисон (девичья фамилия Кларк, 1919-2005). Также у Джима были брат Эндрю и сестра Энн. В Джиме были смешаны шотландская, английская и ирландская кровь. Ещё со школьной скамьи Моррисон начал интересоваться трудами Артюра Рембо, Уильяма Блейка, . Известно, что IQ Моррисона составлял 149 .

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer, а также «Riders on the Storm». Джим провёл часть детства в Сан-Диего, Калифорния.

В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси. В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, The Beach Boys, Love и Kinks.

В Государственном университете Флориды в Таллахасси Джим изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актёрскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого Джим учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учёбе не очень серьёзно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем.

В конце 1964 Джим на рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Джим написал письмо родителям, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашёл понимания у отца, который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Джим всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к Джиму, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына.

Фильм, который был его выпускной работой, не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень переживал и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения.

Учась в UCLA, Джим познакомился и подружился с Рэем Манзареком. Вместе они организовали группу The Doors.

Через некоторое время к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и друг Джона, Робби Кригер. Кригер был представлен по рекомендации Денсмора и был затем включен в группу.

The Doors взяли название группы из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли (ссылка на «открытие» «дверей» восприятия через употребление психоделиков). Хаксли, в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is, infinite» («Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы таким, как есть - бесконечным»). Джим сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия». Название группы было принято единогласно.

Группа начала выступать по местным барам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня». Через полгода у группы появилась возможность выступать в лучшем клубе на Сансет Стрип - «Whisky-A-Go-Go».

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры наряду с такими гигантами, как Love).

Первый сингл группы «Break On Through» попал на 126 место хит-парада Billboard, но эту относительную неудачу с лихвой окупил следующий - «Light My Fire» - возглавивший чарты. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Употребление галлюциногенов, в частности LSD, оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все»). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас, упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона.

The Doors - Riders on the Storm

Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше, культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В 1970-м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу. В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо. Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной плоскости: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер, всё меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors» представляли по большей части переругивание пьяного Моррисона с публикой; это выводило участников группы из себя.

Весной 1971 года рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов.

По официальной версии Джим Моррисон умер около 5 часов утра 3 июля 1971 года в IV округе Парижа в ванной комнате съемной квартиры дома № 17 на улице Ботрейи (фр. rue Beautreillis) от сердечного приступа. По словам его старого друга Алена Роне (фр. Alain Ronay), специально приехавшего в Париж для встречи с Моррисоном, за день до смерти Джим выглядел неважно и жаловался на плохое самочувствие.

Они прогулялись по городу, купили в магазине кулон для Памелы, и зашли в кафе, где пообедали. После этого посетили киномагазин и взяли несколько плёнок. Во время прогулки у Моррисона несколько раз сильно кружилась голова, и случилось несколько приступов икоты. Около 17 часов они вернулись назад на квартиру музыканта. Посидев в гостях ещё час, Роне покинул друга, оставив его в одном из парижских кафе, и направился на важную встречу.

В кафе Джим заказал себе три бутылки пива; выпив их, около 19 часов он отправился в кино с Памелой Курсон. Они посмотрели фильм «Погоня» с Робертом Митчемом в главной роли и около 22 часов вернулись в свою квартиру. Около часа ночи 3 июля Курсон и Моррисон приняли героин. Однако годы частого употребления алкоголя и наркотиков сильно подорвали его здоровье, и около 3:30 утра у спящего Моррисона от слишком большой дозы героина начались сильные конвульсии и рвотные реакции.

Памеле удалось привести его в чувство и она предлагала ему позвонить в скорую помощь, но Джим отказался. После чего Курсон ушла спать. Что происходило дальше - неизвестно, но около 5 утра Памела обнаружила Моррисона в ванной комнате в горячей воде, он уже не дышал. После приезда скорой помощи и полиции на полу ими были обнаружены следы того, что Моррисона перед смертью сильно рвало кровью и на его лице присутствовали следы носового кровотечения.

Вскрытие тела Моррисона согласно французским законам не проводилось; его похоронили на следующий день. В свидетельстве о смерти написано, что смерть наступила между 4:45 и 5 часами утра 3 июля 1971 года в бессознательном состоянии от острой сердечной недостаточности, вызванной предположительно передозировкой героина. Это породило множество альтернативных версий смерти Моррисона, распространившихся среди фанатов.

Однако, настоящей причины его смерти никто не знает.

Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar (версия Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана), самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее.

Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Британская рок-певица Марианна Фейтфулл заявила, что драгдилер и ее бывший бойфренд Жан де Бретей несет ответственность за смерть Джима Моррисона. По словам Фейтфулл, де Бретей дал певцу героин, действие которого было слишком сильным, и это стало причиной смерти Моррисона. Она заявила, что тогда де Бретей «пришел к Моррисону, чтобы повидаться с ним, и убил его». Фейтфулл при этом выразила уверенность в том, что это был несчастный случай. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя.

Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

В 1978 году был выпущен альбом An American Prayer: незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение. Песня «The End» вошла в фильм Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979).

«Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении „Посмотрите на это!“. А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда»

Моррисон входит в так называемый «Клуб 27». По свидетельству Кригера и Денсмора, когда участники The Doors обсуждали смерти Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, Моррисон обронил: «Возможно, вы пьёте с „номером три“».

Моррисон снял авторский короткометражный фильм «Американская пастораль» (HWY: An American Pastoral, 1969), где исполнил главную роль. В сотрудничестве с Фрэнком Лисиандро - документальный фильм о группе, названный Feast of Friends (1970).

В 1991 году режиссёр снял художественный фильм «Дорз», в котором роль Джима сыграл Вэл Килмер.

В 2010 году режиссёр Том Дичилло снял документальный фильм When You"re Strange, который позиционируется как «Истинная история The Doors» и фильм «анти-Оливера Стоуна».

Интересные факты про Джима Моррисона:

В 1970-х годах палеонтолог Рассел Сайокон (США) совершил переворот в науке, обнаружив в Мьянме останки гигантской ящерицы, достигавшей 180 см в длину и весившей около 30 кг. Эта самая крупная в мире травоядная ящерица была названа Barbaturex morrisoni в честь Джима Моррисона, певшего когда-то: «Я король ящериц. Я могу все».

На своей языческой свадьбе Джим Моррисон и Патриция Кеннили-Моррисон обменялись кольцами Кладда. Изображение колец включено в обложку мемуаров Кеннили-Моррисон, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison, они видны на многих её фотографиях.

В книге писателя Саймона Грина «Город, где умирают тени» Джим Моррисон - один из ключевых героев, вернувшийся из мертвых и способный своей музыкой завораживать окружающих.

В романе Стивена Кинга «Противостояние» один из главных героев рассказывает, что видел Джима Моррисона (после его смерти), когда подрабатывал на заправочной станции.

В книге Мика Фаррена «Джим Моррисон после смерти» Джим - главный герой, разбирающийся в хитросплетениях послесмертия.

В сборнике Дикие Карты под редакцией Дж. Р. Р. Мартина, в новелле Виктора Милана «Преображения» («Transfigurations») легко угадываются группа The Doors и Джеймс Дуглас Моррисон (переименованные писателем в Destiny и Тома Мэриона Дугласа соответственно). Под воздействием инопланетного вируса Моррисон-Дуглас получает ауру, дающую ему возможность с повышенной силой воздействовать на эмоции слушателей, а также периодически изменяющую его облик на образ человека со змеиной головой («Короля Ящериц»).

В фильме Смерть ей к лицу Джим Моррисон среди клиентов Лизл, которые обладают даром бессмертия.

В фильме Американский оборотень в Париже присутствует сцена секса на могиле Моррисона, на кладбище Пер-Лашез.

В фильме Изгой герой Тома Хэнкса торжественно поет «Come on, baby, light my fire», когда ему удалось раздобыть огонь.

В компьютерной игре World of Warcraft существует босс Lord Serpentis, который произносит фразу «I am the Serpent King, I can do anything».

В компьютерной игре Postal 2 главный герой при использовании кошачьей мяты произносит фразу «Yes, baby, I’m the Lizard King!».

У шотландской пост-рок-группы Mogwai есть композиция под названием «I’m Jim Morrison, I’m Dead».

У группы Radiohead есть упоминание о Моррисоне в песне «Anyone Can Play Guitar» - «Grow my hair I am Jim Morrison».

У группы The 69 Eyes есть упоминание о Моррисоне в песне «Wasting The Dawn» - «Where the lizard lingers long under the sun Forgetting the night darkest july paris "71».

У группы 5"nizza есть упоминание о Моррисоне в песне «Ушедшим слишком рано».

В песне группы Tracktor Bowling «Outside» Моррисон упоминается в перечислении имён великих людей («Жертвы своих идей, что пронзили мир насквозь: Моррисон и Кобейн, Леннон, Сид Вишез или Христос»).

В первую десятку персон, попавших на обложку журнала Rolling Stone, входят следующие:

1. Джон Леннон
2. Тина Тернер
3. The Beatles
4. Джими Хендрикс, Донован и Отис Реддинг

6. Дженис Джоплин
7. Джимми Хендрикс
8. The Monterey International Pop Music Festival
9. и Пол Маккартни
10. Эрик Клэптон

В 1967 году Моррисон едва не снялся в порнографическом фильме Энди Уорхола «Я, мужчина», но его отговорили администраторы «The Doors».

В фильме «Мир Уэйна 2» главному герою в момент пребывания без сознания, является Джим Моррисон в пустыне, в качестве духовного наставника.


Южноамериканский поэт, эссеист, создатель песен, вокалист группы The Doors. Как музыкант известен под именованием Джим Моррисон (Jim Morrison).

Родился 8 декабря 1943 года в Мельбурне (штат Флорида), в семье офицера ВМФ США Джорджа Стивена Моррисона и Клары Кларк Моррисон. Джеймс Дуглас был первым ребенком в семье (позднее у него появились брат и сестра), в нем смешалась ирландская, шотландская и британская кровь.

Семья военных должна была постоянно переезжать с места на место, во время 1-го из таких путешествий в штате Нью-Мексико вышло происшествие, которое, по словам самого поэта, очень сильно повлияла на него. Четырехлетним мальчуганом он увидел на дороге сбитые грузовиком индейцев, и их кровавые тела были разбросаны по дороге. Джим говорил, что вот тогда он в первый раз открыл для себя смерть, и что души тех мертвых краснокожих кружили вокруг, а одна либо две вселились в его душу. Доказательством значимости эпизода в биографии поэта служат многократные упоминания этой аварии в стихах, песнях, интервью. Еще в школьном возрасте, лет в 15, Джим начинает делать заметки в тетрадях, ведет ежедневник, пишет стихи. Позднее он уничтожит все свои подростковые и юношеские записи.

В 1963 году Джим кончает школу и поступает в Флоридский институт, в каком задерживается лишь на семестр, после этого подает официальное прошение о переводе его в Калифорнийский институт в Лос-Анджелесе (UCLA).

Сначала 1964 года Джим становится студентом киноотделения этого учреждения. Весь этот период он временами путешествует автостопом по Америке, бывает в Мексике. Рождество такого же года Джим проводить с родными, это был последний раз, когда он лицезрел собственных родителей. В 1965-м, за несколько недель до конца учебного года, Моррисон решает кинуть институт, но через время его призывают в армию (не в первый раз). В августе свершилась именитая встреча на пляже Джима со старым знакомым Рэем Манзареком. Джим показал Рэю несколько собственных текстов, запел одну из песен, которые на то время он писал, но без аккомпанемента. Рэй был поражен, и они решили создать рок-группу. Так через какое-то время родился группа The Doors: Рэй Манзарек (клавишные), Джон Дэнсмор (ударные), Робби Кригер (гитара) и Джим Моррисон (вокал).

1966 год был сложным для юных музыкантов, которые желали пробиться, но стал на удивление плодотворным в творческом плане. В репертуаре группы насчитывалось около 40 песен, большая часть текстов к которым написал Джим. Летом того года музыканты подписали договор с звукозаписывающей компанией на выпуск альбома.

С сих пор начинается шумная, полная скандалов общественная жизнь певца, харизматической личности, секс-символа Америки конца 60-х, выпивохи, любителя травки и кокаина — Джима Моррисона. Многие фанаты нередко и не догадывались, что их кумир к тому же литератор – Джеймс Дуглас Моррисон. Кстати, сам он строго разграничивал эти два амплуа, потому поэтические сборники издавал только под полным именем.

В марте 1969 года произошел “известный” концерт The Doors, после которого Моррисон, который и без того имел бунтарский стиль, был обвинен в неприличном поведении, поднялся скандал, и группе воспретили концертную деятельность. Самого Джима обвинили в уголовном злодеянии – неподобающее поведении на сцене, и к тому же: неблагопристойное раздевание, открытое святотатство и дебоширство. Начинается длинный суд, Джиму угрожает 7 лет кутузки. Джим пробует прятаться от прессы, его любовница Памела Курсан умоляет его кинуть карьеру певца и вести с ней тихую семейную жизнь, которая позволит ему заниматься поэзией. Невзирая на все это, в творческом плане этот год для Моррисона стал очень плодотворным: выходят две книжки стихов, обе маленькими тиражами. С течением времени возобновляются концерты.

По словам друзей, Моррисон всегда носил при себе блокнот и ручку, он записывал свои мысли, словесные опыты, делал эскизы стихов и песен. Джим увлекался творчеством Уильяма Блейка, Шарля Бодлера, Рембо, Уильяма Ейтса, Фридриха Ницше и поэтов-битников (Гинзберга, Корса). Все эти создатели очень воздействовали на его поэзию, на которой не считая этого сказалось увлечение Моррисона мировой мифологией и культурой американских краснокожих.

1970 год – суд продолжается, сам процесс начинает зарастать дополнительными обвинениями. Джим, нередко в подпитии, попадает во всякие противные истории, которые только усложняют положение вещей. У Джима возникает еще одна любовница – Патриция Кенэли, позднее она успеет забеременеть от него и сделать аборт. В общем дела Джима с дамами очень сложные и запутанные: не считая Памелы и Патриции, появляется шведка Ингрид. Но при всем этом, по-видимому, конкретно Памела Курсан была главной женщиной в его жизни.

Под конец года Джим в очередной раз заговорил об уходе из группы, его завлекает кино, театр, литература. Но его все-же уговаривают сыграть несколько концертов. 12 декабря 1970 года состоялся последний концерт The Doors в полном составе.

Начало 1971 года – Моррисон начинает несколько огромных проектом: подготовка киносъемок в Италии, переговоры по поводу записи и издания диска со стихами, обсуждение спектакля, в каком Джим был должен играть одну из основных ролей. Но более удачным все-же оказался новый альбом The Doors. После записи Джим думал поехать в Париж.

6 марта Джим вылетает в Париж следом за Памелой, которая живет там уже несколько недель. В мае они вкупе совершают путешествие на Корсику.

5 июля прошла молва, что Джим умер, но немногие этому поверили, ведь и ранее бывало, что Джим распускал слухи про свою погибель. 6 июля в Париж прилетает менеджер The Doors и друг Джима Билл Сиданс. На съемной квартире его встретила Памела, закрытый гроб и свидетельство о смерти. Официальная причина – сердечный приступ. Согласно официальной версией, в 5-м часу утра 3 июля Памела проснулась, увидела, что Джима нет рядом. Она отыскала его в ванне и, осознав, что ему вправду плохо и это не шуточка, вызвала реанимацию. Но было поздно.

7 июля гроб была опущен в землю на кладбище Пер-Лашез. На похоронах последнего заклятого поэта присутствовало только 5 человек.

Последнее лето в Париже

Да, о “сумасшедшем” солисте “Дверей” — так переводится название группы “The Doors” — всегда ходили самые невероятные слухи. Поэтому, когда утром 3-го июля 1971 года менеджера группы Билла Сиддонса в очередной раз известили о смерти Джима Моррисона, он буквально взвился: “Ну хватит об этом!”. Он уже привык к тому, что Моррисон регулярно “умирал” каждый уик-енд. Это стало чем-то вроде привычной шутки – каждый понедельник Билл приветствовал Джима примерно так: “Да ты, кажется, умер!”. А Джим ему отвечал: “Опять? А как на этот раз?”. Однажды прошел слух, что он ослеп; потом умер от передозировки наркотиков; на следующий день погиб в автокатастрофе, а затем попал в сумасшедший дом и ему ампутировали обе ноги.

Но последнее известие не было очередным блефом и вынудило Билла Сиддонса вылететь в Париж (именно там музыкант проводил свое последнее лето). 6 июля на квартире, которую снимал Джим, менеджер нашел его заплаканную подружку Памелу, заколоченный гроб и готовое свидетельство о смерти. В нем сообщалось, что Джеймс Дуглас Моррисон умер 3-го июля 1971 года от сердечного приступа, осложненного удушьем. Похороны, в которых принимали участие только 5 человек — самые близкие друзья, состоялись 7 июля во второй половине дня на кладбище “Пэр Лашез”. Ни родственники, ни трое других музыкантов группы “Дорз” не были приглашены.

Широкую общественность вообще известили о произошедшем только 10 июля, когда Сиддонс сделал специальное заявление для прессы: 3 числа рано утром Джим вернулся домой с киносеанса, у него началось кровохарканье, и он собрался принять ванну. Через некоторое время его подруга Памела Курсон обнаружила музыканта уже мертвым и вызвала врача, который констатировал смерть. Но никто не воспринял заявление Сиддонса всерьез – ведь эта “официальная” версия появилась только спустя неделю после смерти, а этого времени вполне достаточно, чтобы сочинить какую-нибудь историю. К тому же, трудно было представить себе такую “заурядную” обывательскую кончину, зная характер и привычный образ жизни Моррисона.

Жизнь, несовместимая с жизнью

Джеймс Дуглас Моррисон появился на свет около 11 утра 8 декабря 1943 года в Мельбурне (США). Его отец, Джордж Стивен Моррисон, будущий контр-адмирал ВМФ, почти сразу же после рождения сына отбыл на войну — в разгаре была Вторая мировая. Первые 3 года своей жизни Джим видел только мать, но и после окончания войны папа был слишком занят работой, чтобы уделять время воспитанию ребенка. Семья непрестанно “кочевала” по всей стране, вслед за новыми и новыми назначениями, которые получал отец. Джим, выросший практически без мужской руки, получил не слишком приятные черты характера, не знал дисциплины, был капризен и своенравен.

Занятия в школе совершенно не интересовали мальчика, зато еще в 5-м классе он начал писать стихи. После школы, проучившись по настоянию родителей всего год в университете, Джим сбежал оттуда, поступив в “кинематографический”, где так и не смог защитить диплом. Но именно там, он начал свою музыкальную карьеру, “сколотив” вместе с еще тремя парнями рок-группу “Дорз”.

Не стоит и говорить о том, что путь молодых талантов, к славе не был простым, однако уже весной 1967 года – спустя полтора года после основания группы – они выпустили свой первый альбом, перевернувший устои рок-музыки и ставший суперпопулярным. И капризная Слава, единожды осенив их своим крылом, уже не покидала никогда.

Правда, при всей уникальности музыки “Дорз”, их образ жизни ничем не отличался от того, каким жили большинство рок-музыкантов шестидесятых. Поколение нонконформистов, презиравшее ханжество и социальные устои послевоенной Америки, воспевало либерализм и свободную любовь, символами которых были алкоголь и наркотики. Они раскрепощали, высвобождая бессознательные, почти животные силы. Они помогали музыкантам творить шедевры, обладающие поистине нечеловеческой силой воздействия на слушателя. Но были несовместимы с понятиями долгой жизни и спокойной старости.

Джим тоже крепко “подружился” и с алкоголем, и с наркотиками, едва оторвавшись от родителей, из-за этой дружбы группа частенько оставалась без работы. Моррисон мог запросто не явиться на выступление или запись. А являясь практически всегда был пьян или “под кислотой”. Трезвым его видели редко. Но даже, если бы Джим Моррисон и вел благопристойную праведную жизнь, трудно было бы представить, что он только в старости встретит Ту, которую воспевал всю жизнь.

Вкус смерти

От начала до конца своей короткой, но блестящей карьеры Джим Моррисон писал о смерти, говорил о смерти и изображал смерть на сцене. Его шедевр, зловещая, шаманская композиция «The End» («Конец») полностью посвящена смерти, которой веет от всех его стихов и от потусторонней музыки “Дорз”.

Каждый, кто знал Моррисона, признавал, что на нем лежала печать ранней гибели и постоянное ее предвкушение.

Пожалуй, самое главное событие в жизни Джима произошло еще в детстве, навсегда изменило мир и магически врезалось в память: семья Моррисонов ехала по дороге из Альбукерке в Санта Фе, когда они стали свидетелями большой автокатастрофы. По всей дороге валялись окровавленные люди, и хотя 4-летний мальчуган видел трагедию только издали, он почувствовал, как нервничают родители, и впервые ощутил страх, впервые увидел, что такое смерть…и она стала манией всей его жизни. “Я не хочу умереть во сне, или в старости, или от передозировки, я хочу ощутить, что такое смерть, попробовать её на вкус, почувствовать её запах. Смерть даётся только однажды; я не хочу пропустить её” — так говорил сам Моррисон.

А его выступления обладали совершенно потусторонней магической энергетикой, дававшей ему полную власть над слушателями. Он не был просто “вокалистом”, он всегда разыгрывал на сцене настоящую мистерию: танцевал, представлял, жил. Его называли “шаманом” и “магом”, Джим мог заставить гигантский стадион слушать его, даже если он шёпотом произносил всего лишь пару слов.

Звезды подтверждают “шаманское” призвание Джемса Дугласа Моррисона, ведь самая далекая от Земли и самая магическая планета Плутон является потрясающе сильной в его гороскопе. Плутон расположен во Льве, знаке своей экзальтации (т.е. максимального проявления) и соединяется с Северным узлом Луны, привносящим элемент фатальности во все события. Кроме того, Плутон взаимодействует со Светилами – с Солнцем (Стрелец, XI дом) и Луной (Телец, III дом), и является энергетическим фокусом всего гороскопа, “стягивая на себя” влияния большинства планет. Именно Плутон, управляющий царством мертвых, раскрасил жизнь Моррисона “в оттенки смерти”, научил прекрасно чувствовать энергию толпы (она тоже находится под влиянием Плутона) и управлять ею.

Венера, будучи самой высокой планетой в натальной карте, предопределила его музыкальную карьеру. Но она также “подчиняется” Плутону – расположена в 1-м градусе Скорпиона. Можно сказать, что Моррисон был магом, который воздействовал на слушателей через музыку (Плутон находится в VII доме, отвечающем за публику). Само название группы “Двери” Джим объяснял так: “Двери, отделяющие известное от неизвестного”, то есть буквально “двери в мир иной”. И, эти двери распахнулись так широко, что оставаться надолго в этом мире Моррисон уже не смог. Плутон слишком много дал ему и взамен потребовал расплатиться жизнью.

За год до своей смерти он женился на настоящей ведьме, служившей культу Большой Матери (кстати, это тоже ипостась Плутона). В день летнего солнцестояния 1970 года, Джим потерял сознание, когда выводил своё имя кровью, согласно венчальному обряду кельтов. Через пару месяцев молодожены расстались, но Моррисон прожил всего год с момента того “кровавого” венчания.

Смертельная таинственность

Таинственные обстоятельства ухода Джима Моррисона до сих пор не дают покоя миллионам его поклонников: Почему так камерно были “обставлены” похороны? Почему запоздало заявление для прессы? Почему медицинское заключение сделано без вскрытия, а французская полиция, известная своей дотошностью, не зафиксировала факт смерти музыканта? Да и умер ли он вообще – ведь на похоронах гроб был заколочен, и кроме подруги Памелы и друга Алана Ронея, никто не видел тела Джима? Кстати, исчезновение Джима в июле 1971 года было бы, действительно, очень выгодно ему самому. В то время должно было состояться судебное разбирательство, по которому ему предстояло провести полгода в тюрьме за крайне непристойное поведение на одном из концертов. Среди некоторых поклонников “Дорз” до сих пор бытует убеждение, что Джим вовсе не умер, а где-нибудь скрывается.

Гороскоп же его сразу отвергает это предположение: с учетом сильнейшего положения Плутона, о котором мы уже сказали выше, Моррисон просто не смог бы существовать без концертного “шаманства” и без коллективной энергетики, тихо доживая свой век в безвестности.

Причины гибели в натальной карте нашего героя обозначают две планеты – Меркурий (в Козероге в XII доме, он управляет VIII-м домом смерти) и Нептун (в Весах, в VIII доме), составляющие между собой аспект квадрата. Они указывают, что кончина может быть окутана тайной, связана с любопытством (Меркурий), ошибкой, одурманиванием, отравлением, алкоголем или наркотиками (Нептун). Сам Моррисон утверждал, что с помощью алкоголя и наркотиков он пытается “раздвинуть границы сознания и познать неизвестное”. Правда, к концу жизни уже хотел избавиться от этой тяги “к неизвестному”, но было поздно.

По одному из слухов, подруга и свидетельница последних часов его жизни Памела Курсон перед смертью дала попробовать Джиму “коричневый сахар” (мексиканский героин), от которого он и скончался. Другой слух утверждает, что Джим покупал для Памелы, давно сидевшей на игле, “смэк” или “китайский белый героин” в одном из парижских клубов и погиб, приняв из любопытства слишком большую дозу. Биографы “Дорз” не признают ни одну из этих версий, считая их бездоказательными. К тому же единственная свидетельница уже отправилась вслед за Джимом в царство Плутона: Памела погибла в 1974 году от передозировки “китайского белого”, “отметив” покупкой очередной дозы полученное от Джима наследство.

Но самое главное – звездное — свидетельство говорит в пользу этих версий. Гороскоп Джима Моррисона позволяет нам утверждать, что он, действительно, пал жертвой очень большой дозы алкоголя или наркотиков. Кроме того, звезды говорят, что именно июль 1971 года должен был стать роковым в жизни музыканта. Буквально во всех астрологических методах прогноза: дирекциях, медленных прогрессиях и транзитах, планеты, ответственные за катастрофические ситуации (Марс, Сатурн, Уран, Плутон) делают аспекты к вершине дома смерти в это время. Шансы избежать гибели слишком малы.

Итак, к разочарованию поклонников, Джеймс Дуглас Моррисон, действительно, умер 3 июля 1971 года.

Но почему же эта гибель была окутана таким флером таинственности? Отложим эфемериды и “включим” логику, теперь ответ не кажется слишком сложным: было сделано все, чтобы скрыть истинную причину смерти – наркотики. Коллеги и ровесники Моррисона — Джимми Хендрикс и Дженис Джоплин – также как и он не дожили до 28 лет, уйдя в мир иной в конце 1970 года. Две эти смерти окружала огромная шумиха, которая была крайне нежелательна в случае “Дорз” – трое остальных музыкантов группы оставались в живых и, наверняка, хотели сохранить свою популярность и “кусок хлеба” любой ценой. Поэтому они не приехали на похороны, отстранившись от этой ситуации. Отношения “рок-шамана” с родней были натянутыми, и они не были заинтересованы хранить тайну (Джим не оставил им ни цента по завещанию), и родственников приглашать тоже не стали. Но почему менеджер группы Бил Сиддонс вылетел в Париж только на 4-й день, после получения печального известия?

Скорее всего эти три дня он искал “рычаги влияния”, которые помогли не придавать огласке факт смерти (как уже говорилось, он не был зафиксирован в полицейских протоколах) и получить нейтральное заключение врача о “сердечном приступе”. В этом случае понятно, почему Джима хоронили в закрытом гробу – ради сохранения тайны тело не стали передавать в полицейский морг, как следовало бы. А за 4 дня июльская жара сделала свое дело…

Отчего умирают поэты

Прошедшую перед нашими глазами биографию одного из самых почитаемых кумиров XX столетия нельзя назвать удивительной. “Настоящие поэты умирают молодыми” – это стало слишком привычным. Слабости, несовершенства и даже пороки настоящего творца всегда кажутся такими же многозначительными и важными, как его творчество. Их легко оправдать, ссылаясь на чувствительность и ранимость натуры, черствость жестокого мира, неординарность таланта. Однако верно и другое – какими бы серьезными не были эти пороки, настоящий талант всегда бывает признан и почитаем тем самым “жестоким миром”, невзирая на них.

И, без сомнения, лучшим окончанием истории о Джеймсе Дугласе Моррисоне будут его собственные слова: “Я вижу себя…огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении “Посмотрите на это!”. А потом – фьюить, и меня уже нет… и больше они никогда не увидят ничего подобного… и никогда не смогут меня забыть – никогда.”