Диалог культур – пример мирного сосуществования цивилизаций. Нужны три примера диалога культур в современном обществе Ди алог культур в современном мире

В ряду всех трудно понимаемых понятий, всё что связано с “культурой”, наверное, самые непонятные для ребят, которые будут сдавать . А диалог культур, особенно, когда требуется привести примеры такого диалога — так вообще вызывают ступор и шок у многих. В этой статье мы разберем это понятие понятно и доступно, чтобы вы не испытывали ступора на экзамене.

Определение

Диалог культур — означает такое взаимодействие между носителями разных ценностей, при котором одни ценности становятся достоянием представителей другой .

При этом носителем обычно является человек, личность, выросшая в рамках данной системы ценностей. Межкультурное взаимодействие может происходить на разных уровнях, с помощью разного инструментария.

Самый простой такой диалог — это когда вы, россиянин, общаетесь с человеком, выросшим в Германии, Англии, США или Японии. Если у вас есть общий язык общения, то вы, осознавая или нет, будете транслировать ценности той культуры, в которой выросли сами. К примеру, задав вопрос иностранцу, есть ли у них в стране уличный жаргон, вы можете узнать много нового об уличной культуре другой страны, и сравнить ее с вашей.

Другим интересным каналом межкультурной коммуникации может служить искусство. Например, когда вы смотрите любое голливудское семейное или вообще любое другое кино, то вам может показаться странным (даже в дубляже), когда, к примеру, мать семейства говорит отцу: “Майк! Ты почему не свозил сына в выходные на бейсбол?! Ты же обещал!”. При этом отец семейства, краснеет, бледнеет и вообще ведет себя с нашей точки зрения весьма странно. Ведь российский отец просто скажет: “Не срослось!” или “Не мы такие, жизнь — такая” — и уйдет восвояси по своим делам.

Эта, вроде бы мелкая ситуация, показывает, насколько серьезно относятся к обещаниям (читай к своим словам) в заграничной стране и в нашей. Кстати, если не согласны, напишите в комментариях, с чем именно.

Также любые формы массового взаимодействия будут являться примерами такого диалога.

Уровни культурного диалога

Существует всего три уровня такого взаимодействия.

  • Первый уровень этнический , который происходит на уровне этносов, читай народов. Как раз пример, когда вы общаетесь с иностранцем будет пример такого взаимодействия.
  • Второй уровень национальный . По правде, выделять его особо не очень верно, потому как нация тоже является этносом. Лучше говорить — государственный уровень. Такой диалог происходит, когда на государственном уровне выстраивается какой-то культурный диалог. К примеру, в Россию приезжают студенты по обмену из стран ближнего и дальнего зарубежья. В то время как российские студенты отправляются на учебу за границу.
  • Третий уровень — цивилизационный . Что такое цивилизация, смотрите в этой статье. А в этой вы можете ознакомиться с цивилизационным подходом в истории.

Такое взаимодействие возможно вследствие каких цивилизационных процессов. Например вследствие распада СССР многие государства сделали свой цивилизационный выбор. Многие интегрировались в западноевропейскую цивилизацию. Другие стали развиваться самобытно. Примеры, думаю, сами сможете привести, если подумаете.

Кроме этого, можно выделить следующие формы культурного диалога, которые могут проявляться на его уровнях.

Культурная ассимиляция — это такая форма взаимодействия, при которой одни одни ценности уничтожаются, а на смену им приходят другие. К примеру, в СССР были человеческие ценности: дружбы, уважения и пр., что транслировалось в фильмах, мультфильмах (“Ребята! Давайте жить дружно!”). С распадом Союза на смену советским ценностям пришли другие — капиталистические: деньги, карьера, человек человеку волк и все в таком духе. Плюс компьютерные игры, в которых жестокость порой выше, чем на улице, в самом криминальном районе города.

Интеграция — это такая форма, при которой одна система ценностей становится частью другой системы ценностей, возникает как бы взаимопроникновение культур.

К примеру, современная Россия страна — многонациональная, поликультурная, и поликонфессиональная. В такой стране, как наша, не может быть доминирующей культуры, поскольку все они объединены одним государством.

Дивергенция — очень упрощенно, когда одна система ценностей растворяется в другой, и влияет на нее. Например, сквозь территорию нашей страны прокладывали себе путь многие кочевые орды: хазары, печенеги, половцы, и все они осели здесь, и в конце концов растворились в местной системе ценностей, оставив в ней свой вклад. К примеру, словом “диван” изначально назывался малый совет ханов в империи чингизидов, а теперь это просто предмет мебели. Но слово-то сохранилось!

Понятно, что в этом небольшом посте, мы не сможем раскрыть все грани, необходимые для сдачи егэ по обществознанию на высокие баллы. Поэтому приглашаю вас на наши курсы подготовки , на которых мы детально раскрываем все темы и раздела обществознания, а также работаем над разбором тестов. Наши курсы — это полноценная возможность сдать егэ на 100 баллов и поступить в вуз на бюджет!

С уважением, Андрей Пучков

В рамках прошедшего в Санкт-Петербурге Евразийского женского форума губернатор Югры Наталья Комарова провела первое заседание международного дискуссионного клуба «Женщины-губернаторы – стратегия эффективности и развития территорий». Отметим, что в нём приняли участие не только главы регионов. «Наш клуб открыт для всех женщин, которые работают для людей, занимаются развитием территорий и граждан. Форум проходит в год семидесятилетия принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, в преамбуле которой было впервые закреплено равноправие женщин и мужчин во всех государствах Земли», - сказала Наталья Комарова.

Дискуссионный клуб, который собрала губернатор Югры, состоял из самых влиятельных женщин планеты. За круглым столом собрались председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, Чрезвычайный и Полномочный Посол ЮАР в России, женщины-руководители из России, Казахстана, Молдовы, Сербии, Ботсваны, Норвегии, ОАЭ.

«В работе форума принимают участие представители свыше 120 государств, он приобретает глобальный охват, содержательную глобальную повестку. Современный мир остро нуждается в гуманизации международных отношений, выстраивании равного, лишённого какой-либо дискриминации диалога между странами. Этот тезис особо выделен в проекте резолюции нашего форума и, безусловно, его носителями выступают женщины в политике», - отметила Наталья Комарова.

«Я хотела бы поблагодарить губернатора Югры Наталью Комарову за приглашение, за возможность высказаться на столь важную тему. Вопрос о женщинах в политической жизни занимает центральное место в демократических культурах, которые мы строили за последние десятилетия. Около 20 лет назад, когда моя политическая карьера только началась, редко можно было встретить женщину на высоких политических должностях. Но времена меняются. Сегодня, когда значимость женщин в политике растёт, появляется необходимость создания диалога и наращивания сотрудничества между женщинами для повышения внимания к женской повестке и использования потенциала женщин», - сказала председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (Австрийская Республика) Гудрун Мослер-Тёрнстрём.

Участницы клуба, всего их было 88, обсудили такие направления, как «Обеспечение мира и безопасности, построение миролюбивого, справедливого и свободного от социальных барьеров общества», «Международное, межрегиональное сотрудничество», «Женский вклад в становление нового технологического уклада».

«О структуре шестого технологического уклада, его доминирующих технологиях ученые продолжают спорить и сегодня. Очевидно одно: уклад – это очаг человеческой цивилизации. Хранителем очага испокон веков являлась женщина. Она знает, как наладить все процессы, чтобы очаг служил семье. В данном случае семья - это всё человечество», - с такой позиции губернатор Ханты-Мансийского округа предложила построить разговор о вкладе женщин в становление нового технологического уклада.

Одной из выступающих по данной теме стала глава Шумадийского округа Республики Сербия Биляна Илич-Стосич. Она рассказала, что в Сербии уже много лет успешно реализуется проект Союза деловых женщин страны. Он нацелен на повышение высокотехнологичных, цифровых компетенций женщин, их включение в четвертую технологическую революцию в качестве полноценных участников.

«Мы хотим, чтобы современная женщина активно участвовала в современных технологиях. Одна из целей проекта – увеличение числа женщин, которые начинают заниматься собственным делом. Особенно важно – поддержать женщин, оставшихся без работы после 45 лет. После прохождения специализированных секций, они реализуют свои способности, используя интернет-возможности», - рассказала Биляна Илич-Стосич.

Она также сделал акцент на проектах, направленных на раскрытие потенциала девочек. Этой теме на заседании дискуссионного клуба было уделено большое внимание. Как отметила губернатор Югры, успешное освоение передовых технологий, их укоренение в нашей жизни требует как можно более раннего старта. «Готовясь ко второму Евразийскому женскому форуму, мы не могли обойти стороной проблему, связанную с полноценным вовлечением в жизнь общества девочек-тинэйджеров. Более 32 миллионов девочек из беднейших слоев населения планеты не ходят в школу. Эта и ряд других проблем охвачены утвержденной ООН повесткой дня в области устойчивого развития. В частности, поставлена цель к 2030 году принять меры для недопущения детских браков и гарантировать школьное обучение для всех девочек», - сказала Наталья Комарова.

По её мнению, решение этих задач зависит не только от строительства новых образовательных учреждений, но и от того, как мыслит эта группа тинэйджеров, как она смотрит на мир. Важно обеспечить условия для формирования у девушек проактивной позиции в отношении себя и окружающего мира. В этой связи глава региона рассказала, что в мае этого года в нашем округе прошла исследовательская сессия «Мир подростков и молодежи: интересы, риски и возможности для Югры», в ходе которой проводились социологические и психологические исследования подростков. По итогам была сформирована общая картина того, каким они видят будущее для себя и нашего округа, каких жизненных ориентиров придерживаются.

«Впервые за столом такого высокого форума присутствуют такие юные девушки. В ходе своих командировок я стараюсь встречаться с молодёжью. Общаясь с ними, я услышала, что им не хватает таких площадок, где можно узнать успешный опыт старших, где можно самореализоваться. Нам важно их этим обеспечить», - поделилась заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева.

О практике выстраивания такой работы в нашем округе рассказала ученица средней школы №3 из Ханты-Мансийска Екатерина Манвелян: «Переходя в старшую школу, невольно задумываешься, что главный выбор, который предстоит сделать каждому подростку – это выбор будущей профессии. В любом случае, какую бы профессию мы не выбрали, нас, молодых, объединяет желание работать на благо своего города, региона, страны, менять жизнь на этой планете к лучшему. Мы не просто мечтаем о дивном новом мире, но и создаем его здесь и сейчас. Во многом с этим мне и моим знакомым помогла исследовательская сессия «Мир подростков и молодёжи», участниками которой мы стали в мае этого года в Ханты-Мансийске».

Школьница рассказала о деятельности волонтёров в Югре, привела конкретные примеры. Так, доброволец из Нижневартовска Дмитрий Лисовой шестой год подряд реализует проект «Нижневартовск – город без барьеров». Он выявляет тротуары, переходы, лестницы, не приспособленные для удобного перемещения маломобильных людей, и вместе с городской администрацией делает их доступными для всех.

В Сургутском районе волонтёр Кристина Кырова сначала обустроила двор своего дома, а затем предложила проект по благоустройству соседних дворов. Её поддержали благотворители и спонсоры. За счёт проекта уже преобразились 38 дворов.

«Мне кажется, этот проект хорошо отражает суть нашего добровольческого движения. Планета – наш общий дом, за который мы все в ответе. Поэтому наши земляки участвуют в различных гуманитарных миссиях. Недавно губернатор Югры поддержала инициативу создания «Российского добровольческого гуманитарного корпуса», который займётся обучением и подготовкой волонтеров, позволит нам работать и заводить новых друзей по всему миру. Создаст дополнительные возможности для девочек-подростков благодаря практике работы с международными проектами», - поделилась Екатерина Манвелян.

Заседание международного дискуссионного клуба состоялось 21 сентября. Этот день по решению ООН объявлен Международным днём мира. Поэтому участницы обсудили подходы к построению миролюбивого, справедливого, безопасного общества.

«Уязвимость и хрупкость всей системы обеспечения глобальной мировой безопасности стала особенно очевидной под ударами международного терроризма, обустроившего себе логово на территории когда-то преуспевающей Сирийской Арабской Республики. Я посетила Сирию в этом году, была очевидцем последствий войны», - поделилась Наталья Комарова.

Своим опытом поделилась участница из Турции, страны, принявшей на себя основную волну сирийских беженцев, реализующей различные программы их поддержки и адаптации, вице-президент Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Гайя Доганоглу.

«Сегодня я буду говорить от имени Антальи. Анталья выступает за международный мир. Первый саммит сообщества «Сильных городов» по укреплению сообщества против насильственного экстремизма состоялся в Анталье в 2016 году. К примеру, как муниципалитет мы представляем Турцию в этой сети, чтобы поддерживать международный мир и бороться с радикализмом. Как вы все знаете, местные органы власти играют важную роль в направлении усилий центрального правительства во все слои общества. Местная координационная группа по вопросам общественного порядка и безопасности в провинции Анталья реализует различные проекты совместно со всеми соответствующими государственными институтами, НПО и университетами. Их проекты направлены главным образом на содействие адаптации сельских и сирийских иммигрантов к городской культуре; содействие взаимопониманию и диалогу между различными этническими, политическими, культурными группами. Была создана платформа для расширения взаимодействия между ассоциациями гражданского общества», - рассказала Гайя Доганоглу.

Отличительная черта нынешнего форума – в его практической направленности. В частности, состоялась сессия Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), работа женского делового клуба БРИКС. «Эти идеи близки нам, так как наш регион – инициатор создания Совета регионов стран БРИКС, мы последовательные сторонники развития горизонтальных межгосударственных связей», - отметила губернатор Югры Наталья Комарова.

В ходе обсуждения данного направления - «Международное, межрегиональное сотрудничество» - участницы говорили об устойчивом развитии территорий. Опытом поделились Чрезвычайный и Полномочный Посол Южно-Африканской Республики в Российской Федерации Номасонто Мария Сибанда-Туси, мэр округа Нурланн Королевства Норвегия Сони Элис Стин, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, президент фонда развития общественной дипломатии «Женский взгляд», член экспертного совета Комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России» Вероника Пешкова, глава Самары Елена Лапушкина.

Обсудив все эти направления, участницы международного дискуссионного клуба «Женщины-губернаторы – стратегия эффективности и развития территорий» приняли декларацию о намерении создания Евразийского объединения женщин – региональных лидеров.

«Наше гармоничное соседство, диалог культур, гуманитарное и экономическое партнёрство – огромный ресурс для мирного, устойчивого развития, взаимного обогащения наций. Перспективным инструментов для раскрытия потенциала такого сотрудничества и может стать Евразийское объединение женщин – региональных лидеров. Оно позволит наладить контакты и обмен практиками между руководителями муниципального и регионального уровней, парламентариями, предпринимателями и общественными лидерами, развивать гражданское общество наших стран через призму «женской» народной дипломатии», - прокомментировала данное решение губернатор Югры Наталья Комарова.

Министр местного самоуправления и развития сельских районов Республики Ботсвана Пелономи Венсон-Моитои, в свою очередь, заметила, что проблемы, поднятые на форуме, актуальны и для других континентов. «Ваши намерения столь масштабны и столь благородны, что касаются всех женщин на свете. Вопросы, которые сегодня здесь обсуждались, могут сработать где угодно в мире. Я бы не ограничивала всё это евразийским пространством, хочется принять во всём этом участие», - сказала участница из Африки.

Также участницы решили создать на портале Евразийского женского сообщества интернет-площадку «Евразийское объединение женщин – региональных лидеров».

По мнению губернатора Ханты-Мансийского округа, это объединение станет новой точкой отсчёта в истории отношений представленных на форуме стран, придаст ускорение по другим векторам сотрудничества.

В ходе финального пленарного заседания Евразийского женского форума председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что клуб в рамках форума собрался впервые и есть надежда, что в следующий раз участников будет больше.

Культура - это важнейший фактор, который организует духовную жизнь людей. Значение понятия «культура» очень широко и не всегда определенно. Под ним понимают и состояние общества, и его характеристику, и совокупность верований, технологий жителей определенного ареала. Культура не возникает сама по себе, естественным, природным образом, она всегда появляется благодаря человеку, она - продукт его деятельности.

Симбиоз народов

И очень похоже на взаимоотношения между людьми. Они могут находиться во враждебных, антагонистических отношениях (вспомним, например, одна культура может вытеснить другую (много ли осталось от культуры североамериканских индейцев?). Они могут смешиваться в одно целое (взаимопроникновение традиций саксов и норманнов привело к появлению новой - английской - культуры). Однако современное состояние цивилизованного мира показывает, что оптимальная форма взаимодействия культур - это диалог.

Примеры прошлого

Диалог культур, так же как и диалог между людьми, возникает из взаимного интереса или насущной необходимости. Юноше понравилась девушка - и он спрашивает, где мог ее видеть раньше, т. е. молодой человек начинает диалог. Как бы нам начальник не нравился, мы вынуждены вести с ним деловой диалог. Пример взаимодействия антагонистичных по отношению друг к другу культур: даже во времена Золотой Орды происходило взаимопроникновение и взаимообогащение древнерусской и татарской культур. А куда было деваться? Духовная и материальная жизнь человека очень разнородна и разнопланова, поэтому несложно привести соответствующий пример. Диалогов, их векторов и сфер очень много: диалог западной культуры и Востока, христианства и мусульманства, массовой и прошлого и настоящего.

Взаимное обогащение

Так же, как и человек, культура не может долго находиться в изоляции, в одиночестве, Культуры стремятся к взаимопроникновению, результатом становится диалог культур. Примеры этого процесса очень наглядны в Японии. Культура этого изначально была замкнутой, но позже она обогатилась за счет усвоения традиций и исторической самобытности Китая и Индии, а с конца XIX века стала открытой и по отношению к Западу. Положительный пример диалогов на государственном уровне можно наблюдать в Швейцарии, где государственными являются одновременно 4 языка (немецкий, французский, итальянский и ретороманский), что способствует бесконфликтности сосуществования разных народов в одной стране. Международные кинофестивали, конкурсы песни («Евровидение») и конкурсы красоты («Мисс Вселенная»), выставки восточного искусства на Западе и западного - на Востоке, проведение дней одного государства в другом (Дни Франции в России), распространение японского блюда «суши» по всему миру, принятие Россией элементов Болонской модели образования, популярность восточных единоборств в Европе и США - это тоже бесконечный пример диалогов культур.

Диалог культур как насущная необходимость

Естественно, каждая культура стремится к сохранению своей самобытности, и есть такие реалии, которые разные культуры, наверное, никогда не воспримут. Вряд ли мусульманская девушка оденется, как ее европейская сверстница. А вряд ли сможет смириться с многоженством. Но намного больше тех вещей, с которыми можно соглашаться или хотя бы примиряться, терпеть. Ведь худой мир все же лучше доброй ссоры, а мир без диалога невозможен. Пример диалогов, вынужденных и добровольных, конструктивных и безрезультатных сохраняет мировая история, напоминая современникам, что любой разговор предполагает уважение к ценностям иной самобытной народности, преодоление собственных стереотипов, готовность строить мосты, а не разрушать их. Конструктивный деловой диалог культур - это необходимое условие самосохранения всего человечества.

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале...

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольноизъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

(Д.А. Лалетин)


Показать ответ

В ответе должны быть приведены примеры, допустим:

1) знакомство с культурой другого народа, его менталитетом (музееведы Скандинавских стран приехали в Москву в целях посещения музеев, выставок, театров для знакомства с духовными достижениями народов России);

2) межличностное общение на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта (подростки общаются со своими ровесниками из разных стран посредством социальных сетей в Интернете);

3) обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур (проведение студентами вузов «круглых столов» с представителями национально-культурных автономий, подготовка книжных выставок «Шедевры национальных литератур» и др.)

Могут быть приведены другие примеры любой степени конкретизации

Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!


Британский ученый Тойнби, исследовавший всемирную историю, пришел к выводу, что до XX в. у человечества не было общей истории. Тибетская, китайская, европейская цивилизации жили, не зная о существовании друг друга.

В XX в. ситуация коренным образом изменилась. Это произошло благодаря стремительному развитию средств коммуникации, и события, происшедшие в какой-нибудь стране, немедленно находят отклик во всем мире. У человечества появилась одна история. Но это не означает, что вместе с общей судьбой цивилизации все получили и общую культуру. Культуры тесным образом взаимодействуют друг с другом. Поэтому необходимо поговорить о диалоге разных культур и о том, как они взаимодействуют друг с другом.

Культурология рассматривает культуру с точки зрения ее защиты. Каждая культура уникальна, самоценна и самобытна, у нее есть черты, присуще только ей, и черты, сходные с другими культурами. Философский словарь определяет культуру как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Различия между культурами – один из источников многообразие исторического процесса. Их источники следует искать в исторических условиях формирования культур, в особенностях общественной жизни той или иной национальной общности, ее взаимосвязи с природой. Именно в этом кроется неповторимость и уникальность каждой культуры, и эта незаменимость определяет необходимость бережного отношения к ней. Однако избежать процесса взаимосвязи разных культур невозможно. Уже в античности можно встретить проникновение одной культуры в другую. Так, культура Древнего Рима впитала в себя культуры многих завоеванных империей народов, в особенности этрусков и греков.

Взаимообогащение культур может происходить как в рамках одного многонационального государства, так и в рамках всего человечества. Научно-технический прогресс, развитие образования и средств коммуникации способствуют интернационализации культуры и общественной жизни. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Интернационализация встречает сильное сопротивление там, где ее насаждали насильственно. Так, страны, недавно освободившиеся от колонизации, стремятся вернуться к родной культуре и высвободиться от засилья западной культуры. Также обостряются проблемы культуры малочисленных народов. У многих народов Севера нет своей письменности, поэтому родной язык постепенно забывается в процессе общения с другими народами. Таким образом, их культура находится на грани исчезновения. Но все проблемы, возникающие в процессе взаимодействия разных культур, можно решить благодаря диалогу культур.

Важное условие – это должен быть диалог «равных и разных». В противном случае одна культура начнет адаптироваться к другой и может совсем исчезнуть. Положительным примером диалога культур может служить Швейцария, в которой существует несколько государственных языков, и они легко уживаются друг с другом. Еще есть много стран, в которых созданы все возможности для развития культур, принадлежащих проживающим там народам.

Для того чтобы культуры не обособились друг от друга и их взаимосвязи приносили только положительные результаты, необходимо общение разных культур. Поэтому при диалоге культур важен культурный обмен, при котором создаются общечеловеческие ценности, нравственные и этические нормы, в первую очередь такие как гуманизм, милосердие, сострадание. Можно даже сказать, что без диалога культур невозможно было бы общение между людьми разных цивилизаций, и человечество никогда бы не достигло того уровня развития, которого достигло сейчас.