Литературные термины. Краткий словарь литературных понятий и терминов - Литературная кухня - Полезные материалы - Книги - Читальный зал "В вихре времен" Современный литературный словарь

Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим словарем. Он очень удобно представлен, и найти нужный термин вы сможете либо набрав его в поле поиска, либо отыскав соответствующую букву алфавита.

Кто ищет литературные термины?

  • Наш раздел с терминами окажется полезным для учащихся в школах или ВУЗах, поскольку зачастую на поиск в Интернете таких определений уходит уйма времени, к тому же нередко термины имеют длинные и сложные объяснения, в которых нужно разбираться. А у нас на сайте вся информация представлена доступным языком и указана самая суть.
  • Литературные термины часто встречаются просто в книгах или статьях, размещенных в Интернете. Если вам попалось такое незнакомое слово, вы легко можете найти его в нашем разделе Термины.

Немного о нашем поиске. Вы заметили, что на некоторых сайтах поиск крайне неудобен? И даже если информация сама по себе полезна и интересна, приходится несколько помучиться, прежде чем отыскать ее. Именно поэтому в нашем разделе Терминов поиск сделан для вашего удобства.

Часть I. Вопросы поэтики

АКТ , или ДЕЙСТВИЕ - относительно законченная часть литературного драматического произведения или его театрального представле­ния. Деление спектакля на А. впервые было осуществлено в римском теат­ре. Трагедии античных авторов, классицистов, романтиков строились обычно в 5 А. В реалистической драматургии XIX в., наряду с пятиактной, появляется четырех- и трехактная пьеса (А.Н.Островский, А.П.Чехов) . Од­ноактная пьеса характерна для водевилей. В современной драматургии существуют пьесы с различным количеством А.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказательное выражение отвлеченного поня­тия, суждения или идеи посредством конкретного образа.

Напр., трудолю­бие - в образе муравья, беззаботность – в образе стрекозы в басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

А. однозначна, т.е. выражает строго определенное понятие (ср. с многозначностью символа). Аллегоричны многие пословицы, поговорки, басни, сказки.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение согласных звуков в том же самом или близком сочетании с целью усиления выразительности художественной речи.

Как сл адко дре мл ет сад темно- з е л еный,

Объятый негой ночи го л у б ой,

Сквозь я бл они, цветами у б е л енной.

Как сл адко светит месяц з о л отой!...

(Ф.И.Тютчев)

В приведенном примере А. (сл - мл - зл - лб - бл – бл - сл - зл) способствует передаче наслаждения красотой цветущего сада.

АМФИБРАХИЙ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на втором слоге:

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

(Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос»)

АНАПЕСТ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударе­нием на третьем слоге:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

(Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»)

АНАФОРА , или ЕДИНОНАЧАТИЕ - стилистическая фигура; повторение одного и того же слова или группы слов в начале рядом стоящих строк или строф (в стихе), в начале смежных фраз или абзацев (в прозе).

Клянусь я первым днем творенья.

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

(М.Ю.Лермонтов. «Демон»)

По аналогии с лексической А. иногда говорят о фонической А. (повторе­ние одинаковых звуков в начале слов), о композиционной А. (повторение одинаковых сюжетных мотивов в начале эпизодов).

АНТИТЕЗА - в художественном произведении резкое противопос­тавление понятий, образов, ситуаций и т.д.:

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

(А.С.Пушкин. «Ты и я»)

А. может быть в основе композиции всего произведения. Напр., в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» противопоставлены сцены бала и экзекуции.

АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению. Употребляются А. для того, чтобы подчеркнуть разность явлений. А.С.Пушкин так характеризует Ленского и Онегина:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(«Евгений Онегин»)

А. используются также для того, чтобы передать внутреннюю сложность, противоречивость явления или чувства:

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

(М.Ю.Лермонтов. «А.О.Смирновой»)

АРХАИЗМ - слово, устаревшее по своему лексическому значению или грамматической форме. А. используются для передачи исторического колорита эпохи, а также для художественной выразительности речи автора и героя: они, как правило, придают ей торжественность. Напр., А.С.Пушкин, говоря о задачах поэта и поэзии, достигает возвышенного пафоса при помощи А.:

Восстань , пророк, и виждь , и внемли ,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

(«Пророк»)

Иногда А. вводятся в произведение с юмористической или сатирической целью. Напр., А.С.Пушкин в поэме «Гаврилиада» создает сатирический образ святого Гавриила, сочетая А. («преклонил», «восстал», «рек») со сниженными словами и выражениями («хватил в висок», «ударил прямо в зубы»).

АССОНАНС - повторение одних и тех же или близких по звучанию гласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. Основу А. составляют ударные гласные, безударные могут выполнять лишь роль своеобразных звуковых подголосков.

«В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд!»

В этой фразе настойчивое повторение звуков о, у создает впечатление стона, пла­ча замученных тяжелым трудом людей.

АРХЕТИП - в современном литературоведении: первообраз, мо­дель мира и человеческих отношений, как бы бессознательно «дремлю­щая» в коллективной памяти человечества, восходящая к его единым пер­вобытным представлениям (напр., старость - мудрость; материнство - за­щита) . А. проявляет себя в отдельных мотивах или в сюжете произведения в целом. Архетипичны образы и мотивы фольклора народов мира. Созна­тельная или бессознательная трансформированная (измененная) архетипичность присуща творчеству отдельных писателей. Ее вскрытие при ана­лизе усиливает восприятие художественного образа во всем его новатор­ском своеобразии, остро ощутимом как бы «на фоне» его вечной (архетипической) сути. Напр., мотив превращения человека злой силой в какое-либо иное существо (присущий разным фольклорным системам) в литера­туре подчеркивает трагизм и хрупкость человеческой судьбы (Ф.Кафка. «Превращение»).

АФОРИЗМ - глубокая обобщающая мысль, выраженная с предель­ной лаконичностью в отточенной форме:

Привычка свыше нам дана.

Замена счастию она.

А. отличается от пословицы тем, что принадлежит какому-либо автору.

БЕЛЫЙ СТИХ - силлабо-тонический нерифмованный стих. Б.С. особенно распространен в стихотворной драматургии (чаще пятистопный ямб), т.к. удобен для передачи разговорных интонаций:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

(А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

В лирике Б.С. встречается, но реже. См.: «Вновь я посетил...» А.С.Пушкина, «Слышу ли голос твой...» М.Ю.Лермонтова.

БЕССОЮЗИЕ , или АСИНДЕТОН - стилистическая фигура; пропуск союзов, соединяющих во фразах однородные слова или предложения. Б. может сообщать изображаемому динамизм, драматизм и др. оттенки:

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон...

(А.С.Пушкин. «Полтава»)

БЛАГОЗВУЧИЕ , или ЭВФОНИЯ - приятное для слуха звучание слов, придающее дополнительную эмоциональную окраску поэтической речи.

Русалка плыла по реке голубой

Озаряема полной луной:

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю.Лермонтов. «Русалка»)

Здесь слова звучат мягко, плавно, сообщая стиху особую лирическую гар­монию. Б. создается всеми видами звуковых повторов (рифмой, аллитера­цией, ассонансом), а также интонацией фраз. Требования к Б. меняются в зависимости от жанра, индивидуальных поэтических вкусов или литера­турного течения (напр., футуристы считали благозвучными резкие звуко­вые сочетания).

ВАРВАРИЗМ - слово иностранного происхождения, не ставшее органичным достоянием того национального языка, в котором употреблено. Напр., обрусевшие слова «диплом» и «декрет» (с франц.) не варваризмы, а слова «мадам», «пардон» (с франц.) - варваризмы.

Monsieur l "Abbe , француз убогой.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

В русской литературе В. используются тогда, когда нужно точно назвать описываемое явление (при отсутствии соответствующего русского слова), передать особенности жизни людей других национальностей, создать са­тирический образ человека, преклоняющегося перед всем иностранным и Др.

ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ - при трактовке сюжета как действия - те отрывки литературного произведения, которые не продвигают развития действия. К В.Э.К. относятся различные описания внешности героя (портрет), природы (пейзаж), описание жилища (интерьер), а также монологи, диалоги героев и лирические отступления автора. Так, вторая глава романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» начина­ется подробным описанием деревни, а затем дома, где поселился герой. В.Э.К. позволяют многограннее и детальнее раскрыть характер дейст­вующих лиц (т.к. их сущность проявляется не только в поступках, но и в портрете, в восприятии природы и т.д.). В.Э.К. создают также фон для происходящего.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ - силлабо-тонический рифмованный стих, в кото­ром строки имеют разную длину (неодинаковое количество стоп). Осо­бенно распространен вольный ямб (с колебанием стоп от 1 до 6), который называется также басенным стихом, т.к. чаще всего встречается в произве­дениях этого жанра.

Медведь (1 стопа)

Попался в сеть, (2 стопы)

Над смертью издали шути, как хочешь смело: (6 стоп)

Но смерть вблизи - совсем другое дело! (5 стоп)

(И.А.Крылов. «Медведь в сетях»)

ВУЛЬГАРИЗМ - грубое, не отвечающее литературной норме слово. В. иногда вводятся в речь героя с целью его характеристики. Напр., Собакевич такими словами передает свое отношение к чиновникам города: «Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: про­курор; да и тот, если сказать правду, свинья» (Н.В.Гоголь. «Мертвые ду­ши»).

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они об­ладать не могут. Гиперболизируются самые разные свойства: размер, ско­рость, количество и др. Напр.: «Шаровары шириной в Черное море» (Н.В.Гоголь, «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Особенно широко Г. употребляется в русских былинах.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура; постепенное нарастание (или, напротив, ослабление) эмоционально-смыслового значения слов и выражений: «Я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено...» (Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»). Г. способна передать развитие какого-либо чувства героя, его душевную взволнованность или отразить динамизм событий, драматизм ситуаций и др.

ГРОТЕСК - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Г. предполагает внутреннее взаимодействие контра­стных начал: реального и фантастического; трагического и комического; саркастического и юмористического. Г. всегда резко нарушает границы правдоподобия, придает изображению условные, причудливые, странные формы. Напр., чинопочитание одного из гоголевских героев так велико, что он преклоняется перед своим собственным носом, оторвавшимся от его лица и ставшим чиновником выше его по рангу («Нос»). Широко поль­зовались Г. М.Е.Салтыков-Щедрин, В.В.Маяковский и др.

ДАКТИЛЬ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на первом слоге:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит.

(Н.А.Некрасов. «Железная дорога»)

ДВУСТИШИЕ - простейшая строфа, состоящая из двух рифмованных стихов:

В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет.

Брызжет и плещет и дале плывет.

(М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна»)

ДИАЛЕКТИЗМ - нелитературное слово или выражение, характер­ное для речи людей, живущих в определенной местности (на Севере, на Юге, в к-л. области). Д., как правило, имеют соответствия в литературном языке. Так, в селах, где живут казаки, говорят: «баз» (двор), «курень» (из­ба); на Севере говорят: «баско» (красиво), «паря» (парень) . Писатели об­ращаются к Д. с целью создать убедительный, реалистический образ героя. В русской литературе широко использовали Д. Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, М.А.Шолохов, А.Т.Твардовский и др. Д. отчасти способны выполнять функцию исторического колорита (В.М.Шукшин. «Я пришел дать вам во­лю...»).

ДИАЛОГ - обмен репликами двух или нескольких лиц в литератур­ном произведении. Д. особенно широко применяется в драматургии, ис­пользуется и в эпических произведениях (напр., Д. Чичикова и Собакевича).

ЖАРГОН , или АРГО - нелитературный искусственный язык, понят­ный лишь к.-л. кругу посвященных людей: определенной социальной про­слойке (светский Ж., воровской Ж.), людям, объединенным общим время­препровождением (картежный Ж.) и др. Напр.: «А «крючков»-то - чертова стая!..» (И.Л.Сельвинский. «Вор»). «Крючки» здесь означает «милиция». Писатели обращаются к Ж., чтобы передать социальную принадлежность героя, подчеркнуть его духовную ограниченность и др.

ЗАВЯЗКА - эпизод сюжета, изображающий возникновение противоречия (конфликта) и в какой-то мере определяющий дальнейшее раз­вертывание событий в произведении. Напр., а «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева 3. является вспыхнувшая любовь Лаврецкого и Лизы, стал­кивающаяся с косной моралью окружающей среды. 3. может быть мотиви­рована предшествующей ей экспозицией (такова 3. в названном романе) и может быть внезапной, неожиданной, «открывающей» произведение, что придает особую остроту развитию действия. Такой 3. часто пользуется, напр., А.П.Чехов («Супруга»).

ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК , или ЗАУМЬ - чисто эмоциональный язык, основанный на не на значении слов, а на наборе звуков, будто бы выражаю­щих определенное состояние поэта. Выдвинут писателями-футуристами (1910-20 гг. в русской литературе). 3. Я. является, безусловно, разруше­нием искусства как формы познания и отражения действительности. Напр.:

Алебос,

Тайнобос.

Безве!

Бу-бу,

Баоба,

Убав!!!

(А.Е.Крученых. «Весель зау»)

В некоторой степени заумь служила поиском новых художественных средств, напр., авторских неологизмов («крылышкуя золотописьмом тончайших крыл...» - так говорит В.Хлебников о кузнечике).

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - стремление при помощи звуков намекнуть на звуковые особенности к.-л. конкретного явления действительности. 3. делает художественный образ выразительнее. В юмористическом рассказе А.П.Чехова так описывается старый поезд: «Почтовый поезд... мчится на всех парах... Локомотив свистит, пыхтит, шипит, сопит... «Что-то бу­дет, что-то будет!» - стучат дрожащие от старости лет вагоны... Огогого-го - о -о! - подхватывает локомотив». («В вагоне»). Особенно часто 3. ис­пользуется в поэзии (С.Черный. «Пасхальный перезвон»).

ИНВЕРСИЯ - стилистическая фигура; необычный (с точки зрения правил грамматики) порядок слов в предложении или фразе. Удачная И. придает создаваемому образу большую выразительность. Молодость, лег­кость спешащего на давно начавшийся бал Онегина поэт подчеркивает та­кой инверсией:

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

ИНОСКАЗАНИЕ - выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Напр., о маленьком ребенке: «Какой большой человек идет!» И. усиливает выразительность художественной речи, лежит в основе тропов. Особенно яркими видами И. являются аллегория и эзопов язык.

ИНТОНАЦИЯ - мелодия звучащей речи, позволяющая передать тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки той или иной фразы. Благо­даря И. одно и то же высказывание (напр., приветствие «Здравствуйте, Мария Ивановна!») может звучать по-деловому, или кокетливо, или иро­нично и др. И. создается в речи повышением и понижением тона, паузами, темпом речи и др. На письме основные особенности И. передаются с по­мощью пунктуации, пояснительных слов автора по поводу речи дейст­вующих лиц. И. особую роль играет в стихе, где она может быть напевной, декламационной, говорной и др. В создании интонации стиха участвуют стихотворные размеры, длина строки, рифма, клаузула, паузы, строфы.

ИНТРИГА - сложный, напряженный, запутанный узел событий, лежащий в основе развития драматического (реже - эпического) произведе­ния. И. - результат продуманной, упорной, нередко тайной борьбы персо­нажей (напр., пьесы А.Н.Островского, романы Ф.М.Достоевского).

КАЛАМБУР - игра слов, основанная на тождественном или очень сходном звучании разных, по значению слов. К. строятся на омонимах или шуточной этимологии. К. обычно характеризует героя как остроумного, живого человека: «Я приехал в Москву, плачу и плачу» (П.А.Вяземский. «Письмо к жене», 1824).

КАТРЕН , или ЧЕТВЕРОСТИШИЕ - самая популярная в русском стихосложении строфа. Рифмовка строк в К. может быть разная:

1. абаб (перекрестная):

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ.

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

(Н.А.Некрасов. «Железная дорога»)

2. аабб (смежная):

Не дождаться мне видно свободы,

А тюремные дни будто годы;

И окно высоко над землей.

И у двери стоит часовой!

(М.Ю.Лермонтов. «Соседка»)

3. абба (опоясная):

Бог помочь зам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли.

КОМПОЗИЦИЯ - то или иное построение художественного произведения, мотивированное его идейным замыслом. К. - это определен­ное расположение и взаимодействие всех компонентов произведений: сюжетных (т.е. развития действия), описательных (пейзажа, портре­та), а также монологов, диалогов., авторских лирических отступлений и др. В зависимости от художественных целей, приемы и принципы, ле­жащие в основе К., могут быть самыми разнообразными. Так, напр., ос­новой расположения картин в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» яв­ляется контраст, хорошо передающий основную мысль об антигуман­ной сущности внешне добропорядочного и блестящего полковника. А В «Мертвых душах» одним из композиционных приемов является повто­рение однотипных ситуаций (приезд Чичикова к очередному помещику, встреча героя, обед) и описаний (усадебный пейзаж, интерьер и т.д.). Этот прием позволяет передать мысль о разнообразии характеров по­мещиков и в то же время их однотипности, заключающейся в бессмыс­ленности праздного существования за счет крестьян. Кроме того, про­водится мысль о многоликом приспособленчестве Чичикова. К. эпичес­ких произведений особенно разнообразна по составляющим ее компонентам; в К. драматических произведений особо значительную роль выполняют сюжет, монологи и диалоги; в К. лирических произведений, как правило, отсутствует сюжетное начало.

КУЛЬМИНАЦИЯ - та точка в развитии сюжета, когда кон­фликт достигает наивысшего напряжения: столкновение противоборст­вующих начал (социально-политических, морально-нравственных или др.) ощущается особенно остро, а характеры в их существенных чертах раскрываются в наибольшей степени. Напр., в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева противоречие между любовью героев и законами общественной среды достигает особого накала в эпизоде, изображающем приезд жены Лаврецкого Варвары Павловны. Это К. романа, т.к. от то­го, как поведут себя главные герои, зависит исход конфликта: смогут или нет Лаврецкий и Лиза отстоять свое чувство?

ЛЕКСИКА - словарный состав языка. Обращаясь к той или иной Л., писатель руководствуется прежде всего задачами создания художе­ственного образа. В этих целях важен выбор автором точного и меткого слова (см.: синонимы, антонимы), умение использовать его переносное значение (см.: тропы), а также лексико-стилистические оттенки (см.: архаизмы, просторечия, жаргонизмы и Др.). Особенности Л. в речи ге­роя служат средством его характеристики. Напр., речь Манилова со­держит много слов ласкательных («душенька», «ротик») и эпитетов, выражающих высшую (даже «дважды высшую») степень к.-л. качества («препочтеннейший», «прелюбезнейший»), что говорит о сентимен­тальности и восторженности его характера (Н.В.Гоголь. «Мертвые ду­ши»). Литературоведческий анализ Л. произведения должен вести к по­ниманию характера героя и авторского отношения к изображаемому.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ АВТОРА - отклонение автора от прямого сюжетного повествования, которое заключается в выраже­нии его чувств и мыслей в форме лирических вставок на темы, мало (или совсем) не связанные с основной темой произведения. Л.О. позво­ляют выразить мнение автора по важным проблемам современности, высказать размышления по тем или иным вопросам. Л.О. встречаются как в поэзии, так и в прозе. Напр., во второй главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» повествование о влюбившейся Татьяне вдруг преры­вается, и автор высказывает свое мнение по вопросам искусства клас­сицистического, романтического и реалистического (принципы которо­го он утверждает в романе,. Затем вновь идет повествование о Татьяне. Примером лирического отступления в прозе могут служить раздумья автора о будущем России в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя (см. конец XI главы).

ЛИТОТА - художественное преуменьшение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут. Напр.: коляска Чичикова «легка, как перышко» (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»). Преуменьшаться могут самые разные свойства: размер, толщина, расстояние, время и др. Л. повышает выра­зительность художественной речи.

МЕТАФОРА - один из основных тропов художественной речи; скрытое сравнение предмета или явления по сходству их признаков. В М. (в отличие от сравнения) обозначаются словом не оба предмета (или явления), которые сопоставляются, а только второй, первый же лишь подразумевается.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

В этом примере две М.: улей по сходству сравнивается с кельей, нектар - с данью, хотя сами понятия «улей» и «нектар» не называются. Грамматически М. Может быть выражена разными частями речи: суще­ствительным (приведенные примеры), прилагательным («огненный поцелуй») , глаголом («поцелуй прозвучал на губах моих» -М.Ю.Лермонтов. «Тамань»), деепричастием («В каждый гвоздик души­стой сирени, Распевая, вползает пчела» - А.А.Фет). Если образ раскры­вается путем нескольких метафорических выражений, то такая М. на­зывается развернутой: см. стихотворение «В степи мирской, печальной и безбрежной» А.С.Пушкина, «Чаша жизни» М.Ю.Лермонтова.

МЕТОНИМИЯ - перенесение значения с одного явления на дру­гое не на основе сходства их признаков (что отмечается в метафоре), а только по к.-л. их смежной связи. В зависимости от конкретного харак­тера смежности выделяют множество видов М. Назовем самые распро­страненные.

1. Содержимое называется вместо содержащего: «Трещит затопленная печь» (А.С.Пушкин. «Зимний вечер»);

3. Материал, из которого сделана вещь, называется вместо самой веши: «Янтарь в устах его дымился» (А.С.Пушкин. «Бахчисарайский фонтан»);

4. Место, где находятся люди, называется вместо самих людей: «Пар­ тер и кресла - все кипит» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).

МНОГОСОЮЗИЕ , или ПОЛИСИНДЕТОН - стилистическая фигура; особое построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны одним и тем же союзом. М. может сообщать художественной речи постепенность, лиризм и др. оттенки. «Земля вся в серебряном свете, и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий...» (Н.В.Гоголь. «Майская ночь»).

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя.

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

(А.С.Пушкин. «Осень»)

МОНОЛОГ - достаточно продолжительная речь героя в литературном произведении. М. особенно значим в драматургии, используется в эпических произведениях, своеобразно проявляет себя в лирике (М. лирического героя). М. передает чувства, мысли персонажа, включает сообщения о его прошлом или будущем и т.д. М. может быть произне­сен вслух (прямой М.) или мысленно (внутренний М). Примером мо­жет служить известный М. Онегина, обращенный к Татьяне, который начинается словами: «Когда бы жизнь домашним кругом\ Я огра­ничить захотел...» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», гл. IV, строфы ХШ-XVI).

НЕОЛОГИЗМ - вновь образовавшееся в языке слово или словосочетание, созданное для обозначения нового предмета или явления, напр., «компьютерный вирус». Писатели же создают свои индивиду­альные Н. с целью усиления образности и эмоциональности художест­венной речи, особенно поэтической. Напр., поэт так передает свое впе­чатление от умолкнувшей городской улицы: «...приземистые зданья Оцерквенели, как вчерашний день» (Л.Мартынов. «Новый Арбат»). Н. можно найти у многих писателей XIX и XX вв. Некоторые из них, очень точно выражая к.-л. чувство или явление, навсегда вошли в со­став русского языка: «промышленность», «явление» (Н.М.Карамзин); «славянофил» (К.Н.Батюшков): «охотиться» (Н.М.Загоскин); «стушеваться» (Ф.М.Достоевский).

Авангардизм общее название ряда течений в искусстве XX века, которых объединяет социальная ангажированность (т.е. приверженность к какому-либо политическому течению, чаще социалистической направленности).

Аллитерация выразительное средство языка: повторение одинаковых или однородных согласных звуков с целью создать звуковой образ: «Как будто грома грохотанье - /Тяжело-звонкое скаканье /По потрясенной мостовой… » А.Пушкин.

Аллюзия – употребление слова, фразы, цитаты в качестве намека, активизирующего внимание читателя и позволяющего увидеть связь изображаемого с каким-либо известным фактом литературной или общественно-политической жизни.

Антитеза – выразительное средство языка: противопоставление резко контрастных понятий и образов. Например, рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» построен по принципу противопоставления двух героев, по принципу антитезы.

Антиутопия – жанр эпического произведения, создающего картину жизни общества, обманутого утопическими иллюзиями, основной пафос – предупреждение об опасности воплощения в жизнь утопических идей (Е. Замятин «Мы», А.Платонов «Котлован», А.Кабаков «Невозвращенец»).

Ассоциация – психологический феномен, когда при чтении произведения один образ по сходству или противоположности вызывает в воображении другой.

Беллетристика – термин, иногда употребляемый для характеристики прозаических произведений невысокого художественного уровня. В.Г.Белинский понимал под беллетристикой «легкое чтение», противопоставляя ее серьезной литературе. В то же время русские писатели, в частности Ф.М.Достоевский, отмечали необходимость для народа «приятного да занимательного чтения». Многие произведения литературы советского периода на «злобу дня» (Д.Фурманов «Чапаев», Н.Островского «Как закалялась сталь», М.Шолохов «Поднятая целина»), возводившееся в ранг классики, правомерно назвать беллетристикой. Беллетристика как «серединная» сфера литературного творчества соприкасается и с «верхом», и с «низом» - массовой литературой.

Графомания – страсть к литературному творчеству, не подкрепленная талантом и признанием читателей.

Дискурс специфический способ или специфические правила организации речевой деятельности (письменной или устной).

Ин тонация - это совокупность выразительно-значимых изменений звучания человеческого голоса. Физические (акустические ) «носители» интонации - это тембр и темп звучания речи, сила и высота звука. Письменный текст (если он субъективно окрашен и выразителен) несет на себе след интонации, которая ощутима прежде всего в синтаксисе высказывания.

Интертекстуальность – «диалог» между текстами (художественными произведениями), «текст прочитывает историю и вписывается в нее», т.е. включает в себя предшествующие тексты и становится частью культуры.

Интрига – движение души, действия, персонажа, имеющее целью поиски смыла жизни, истины и т.д., - своеобразная «пружина», движущая действие в драматическом или эпическом произведении и сообщающая ему занимательность.

Катарсис – очищение души читателя, испытываемое им в процессе сопереживания литературным персонажам. По Аристотелю, катарсис – цель трагедии, облагораживающей зрителя и читателя.

Конфликт – столкновение мнений, позиций, характеров в произведении, движущее подобно интриге и коллизии его действие.

Лейтмотив главная мысль произведения, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.

Литературное направление – характеризуется общностью литературных явлений на протяжении определенного времени. Литературное направление предполагает единство мироощущения, эстетических взглядов писателей, способов изображения жизни в определенный исторический период. Литературное направление характеризуется также общностью художественного метода. К литературным направлениям относятся классицизм, сентиментализм, романтизм и т.п.

Литературный процесс – эволюция литературы – обнаруживает себя в смене литературных направлений, в обновлении содержания и формы произведений, в установлении новых связей с другими видами искусства, с философией, наукой. Протекает по своим законам и не связан напрямую с развитием общества.

Массовая литература – многозначный термин, имеющий несколько синонимов: популярная, тривиальная, пара-, бульварная литература; традиционно этим термином обозначают: ценностный «низ» литературной иерархии – произведения, относимые к маргинальной сфере общепризнанной литературы, отвергаемые как китч, псевдолитература. Нередко под «маслитом» понимают весь массив художественных произведений определенного культурно-исторического периода, которые рассматриваются как фон вершинных достижений писателей первого ряда.

Метод - общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, т.е. ее пересоздания; и потому он не существует вне конкретно-индивидуального своего претворения. В таком своем содержании эта весьма абстрактная и ныне немодная категория приобретает более реальные очертания, часто под именем «стиля» .

Ономатопея (греч. onomatopoieia - производство названий) – звукоподражание, например, «жук жужжал» - звучание слов воспроизводит называемое явление.

Плагиат – литературное воровство.

Подтекст – внутренний, словесно не выраженный смысл текста. Подтекст скрыт и может быть восстановлен читателем с учетом конкретной исторической ситуации. Чаще всего присутствует в психологических жанрах.

Псевдоним – (греч. pseudonymos от pseudos – вымысел, ложь и onoma – имя) – вымышленное имя или фамилия, заменяющее писателю в печати подлинное. Например, Борис Николаевич Бугаев известен под псевдонимом Андрей Белый.

Стиль – устойчивые особенности использования поэтических приемов и средств, служащие выражением оригинальности, неповторимости явления искусства. Изучается на уровне художественного произведения (стиль «Евгения Онегина»), на уровне индивидуальной манеры писателя (стиль Н.Гоголя), на уровне литературного направления (стиль классицизма), на уровне эпохи (стиль барокко).

Художественный вымысел – плод воображения (фантазии) автора, создание сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности. Посредством вымысла писатель воплощает свой взгляд на мир, а также демонстрирует воплощает творческую энергию.

Эссе – художественно-публицистическое произведение небольшого объема, содержащее размышления автора, но не ограниченное какими-либо композиционными рамками и условиями.


Литературоведческие термины.

(изобразительно-выразительные средства языка или тропы).

Задание 2 в ЕГЭ по литературе и части В8 в русском языке.

Подготовлено учителем русского языка и литературы Парфеновой Н.В.


Термин

Суть термина


примеры

Аллегория

(от греческого «иносказание») изображение отвлеченного понятия при помощи жизненного образа.


В баснях, сказках: хитрость в образе лисы, жадность - в обличии волка: коварство – в виде змеи.

(в сказках Салтыкова-Щедрина).


Аллитерация

Повторение одинаковых согласных звуков, звукосочетаний.


Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

(А.Пушкин)


Анафора

Повторение одних и тех же элементов слова, слов в начале каждой стихотворной строки.


Не напрасно дули ветры

Не напрасно шла гроза.


Антитеза

Противопоставление


Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Антонимы

Слова с противоположным значением


Хороший – плохой

Твердый – мягкий


Архаизмы

Вышедшие из употребления слова (старославянская лексика)


Сей (этот), живот (жизнь), зерцало

(зеркало), перст (палец), ланиты

(щёки).


Бессоюзие

Бессоюзные сложные предложения.


Люди знали: где-то далеко идет война.

Волков бояться – в лес не ходить.


Гипербола

Преувеличение


В сто сорок солнц закат пылыл.

Кровь хлынула до неба.


Градация

Стилистическое усиление или уменьшение смыслового значения расположенных частей в предложении.


Я победил его, разгромил, уничтожил.

Пришел. Увидел. Победил.


Инверсия.

Обратный порядок в предложении.

Подлежащее, сказуемое…обстоятельство, дополнение


Вышел месяц ночью темной.

Опасно охота на медведя, страшен раненый зверь.


Историзмы

Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением этих понятий.


Урядник, опричник, боярин, дьяк.

Каламбур

Игра слов


Шел дождь и два студента .

Литота

Преуменьшение


Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик

Метафора

Скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении.


Смотрел орлом, бежал куропаткой, дворянское гнездо, крыло самолета, золотая осень, нос корабля, льется речь, заря жизни.

Многозначность

Несколько значений одного слова


Ключ от двери; родниковый ключ; разводной ключ.

Многосоюзие

Намеренное увеличение союзов в предложении


Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал.

Неологизм

Новые слова, обозначающие вошедшие в жизнь понятия.


Астронавт, космодром.

Оксюморон

Соединение в одно словосочетание двух исключающих друг друга понятий.


Горькая радость, живой труп, сладкая скорбь.

Олицетворение

Приписывание качеств живых предметов неживому


Воет ветер ночной; играет море с берегами.

Омонимы

Слова одной части речи, одинаково звучащие, имеющие разные понятия.


Брак (супружество), брак

(испорченная продукция).


Синтаксический параллелизм -

Одинаковое синтаксическое построение предложений, отрезков речи.


Когда идешь по снежным гребным ты,

Когда по грудь ты входишь в облака,

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю свысока!


Парафраза

Замена понятия признаками


Пишущий эти строки (писатель о себе)

Царь зверей (лев); туманный Альбион (Англия).


Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию, разные по значению


Человечный, человеческий; демократический – демократичный; сытый – сытный.

Парцелляция

Деление предложения на несколько частей.


С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

Он улыбнулся. Сощурился. Начал пить кофе.


Плеоназм.

Многословие, лишние слова.


Каждая минута времени. В апреле месяце; своя автобиография.

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа.


На кого не действует новизна?

Риторическое обращение.

Обращение к неодушевленному предмету, отсутствующему лицу.


Мечты, мечты! где ваша сладость?

Синекдоха.

Перенос значения с одного предмета на другой.


Мундиры голубые – жандармы; Бушлаты – матросы в бушлатах, шинели – солдаты в шинелях; тулупы - мужики в тулупах – все бежали.

Синонимы

близкие по значению слова


Наказание – возмездие, робкий – несмелый, боязливый;

Сравнение

Выражения со словами: как, будто, словно, похожий, подобно; в творительном падеже, сравнительные степени прилагательных, наречий.


Всех милее; пыль столбом стоит; любовь подобно безумию.

Тавтология

Повторение в предложении однокоренных слов.


Объединились воедино; самые высочайшие вершины.

Фразеологизм.

Устойчивое выражение.


Ни рыба ни мясо; в пух и прах; бить баклуши, тоска берет; играть роль, иметь значение.

Эпитет

Образное определение


Веселый ветер, серебряный смех, черная тоска, пепельный взгляд.

Эпифора

Одинаковое окончание стихотворной строки в куплете.


Милый друг, и в этом тихом доме,

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.


страница 1

Словарь

литературоведческих терминов

Аллегория – иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие.

Аллитерация – повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность; один из видов звукописи.

Амфибрахий – трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Антитеза – художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, создающее впечатление резкого контраста.

Афоризм краткое изречение, выражающее значительную, глубокую мысль в оригинальной художественно заострённой форме. Афоризм напоминает пословицу, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и др.)

Баллада – один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим событием или преданием; обычно героического, легендарного или фантастического характера.

Литературный герой – действующее лицо, персонаж произведения.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического изображения явлений, предметов и людей.

Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Деталь - одно из средств создания художественного образа; выразительная подробность в произведении (часть внешнего мира, портрета и т.п.), которая помогает читателю представить и глубже понять не только характер, обстановку, но и в целом произведение, авторское отношение к изображаемому.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц; основная форма раскрытия человеческих характеров в драматическом произведении.

Драма – род литературы, драматическое произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и монологи героев, их поступки и действия.

Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе разрешим.

Жанр – вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и тд.

Завязка – эпизод литературного произведения, в котором возникает основной конфликт.

Идея – основная мысль произведения.

Инверсия – необычный порядок слов, нарушение последовательности речи с целью придания фразе особой выразительности.

Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.

Ирония – насмешка, осмеяние. Обычно истинный смысл высказывания как бы замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются отрицательные черты человека или общественного явления.

Комическое – смешное в жизни и искусстве.

Композиция – построение художественного произведения.

Конфликт художественный – столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

Кульминация – эпизод литературного произведения, в котором художественный конфликт достигает наивысшей точки в своём развитии и требует разрешения.

Монолог – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.

Новелла – небольшое по объёму эпическое произведение, близкое к рассказу, в основе которого лежит описание одного события и авторская оценка его.

Образ художественный художественное изображение человеческой жизни в предельно конкретной форме, но несущее в себе в то же время обобщение и выражающее эстетический и нравственный идеал писателя (художника).

Очерк – один из жанров эпической, повествовательной литературы, который отличается от других достоверностью, тем, что в очерке изображаются обычно события, происходившие в реальной жизни. В то же время он сохраняет особенности образного отражения жизни.

Параллелизм – сопоставление; часто используется в устном народном творчестве.

Пейзаж – в художественном произведении описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает понять его.

Персонаж – действующее лицо художественного произведения.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; фольклорная песня возникает обычно вместе с мелодией.

Повесть эпический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман.

Поэма – один из жанров лиро-эпического произведения, для которого характерна сюжетность, выражение автором или героем своих чувств.

Псевдоним – вымышленное имя или условный знак, под которым автор публикует своё произведение.

Развязка – эпизод литературного произведения, в котором происходит разрешение основного художественного конфликта.

Рассказ – эпический жанр, малая форма литературного произведения, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Реплика – фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра.

Ритм стихотворный – повторение однородных звуковых особенностей, чередование ударных и безударных слогов.

Рифма – звуковые совпадения в конце строк.

Роман – эпическое произведение, которое охватывает жизнь, поступки, столкновения многих героев, иногда – историю поколений, раскрывает многообразие общественных отношений. Для романа характерны разветвлённый сюжет или несколько сюжетных линий, объединённых общим замыслом.

Романтика – особенность литературного творчества, которая заключается в стремлении к изображению ярких или вымышленных сторон жизни.

Сарказм – едкая, язвительная насмешка.

Сатира – наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира, человеческих пороков.

Строфа – часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием.

Сюжет – событие или ряд событий, изображённых в произведении в определённой последовательности, составляющие содержание художественного произведения.

Тема – то, что положено в основу литературного произведения, главный предмет повествования.

Трагедия – драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героев. Эта борьба обнаруживает возвышенность стремлений и силу характеров действующих лиц.

Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создаёт нереальный, вымышленный мир, причудливые образы и явления.

Фольклор устные произведения искусства слова.

Экспозиция – эпизоды, предшествующие завязке, возникновению основного конфликта; обрисовка положения действующих лиц до начала действия.

Эпиграф – яркое изречение, помещаемое автором перед произведением или частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста.

Юмор – веселая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.