Танцевальные термины классического танца. Учебно-методическое пособие по музыке на тему: краткий словарь французских терминов классического танца

Терминология в балете

Эта страница - глоссарий.

Французская школа

Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes :

Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).

Американская школа

Fouetté en tournant на 45° En dehors . Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получаестя с продвижением вперёд или в сторону.

  1. Grand Fouetté . В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой) .
  2. les fouettés en dehors . Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face) . Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
  3. les fouettés en dedans et en dedans - Движение делается по тому же принципу.
  4. . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) - Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
  5. Grand Fouetté en tournant en dedans (итальянское фуэте) . Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
  6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans , только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

Ш - Ch

  • Pas de chat (движение кошки) - прыжковое движение, имитирующее грациозный прыжок кошки. Исполняется с подгибанием ног в прыжке. Grand Pas de chat (итальянское) - выбрасывание ног вперед выше 90°, руки открываются из III позиции, корпус прогибается назад

Э - E

  • Échappé - это прыжок, который с demi plié в пятой позиции, две ноги отталкиваются от пола и втягиваются (приклеиваются) друг к другу в воздухе (как и в движении soubresaut), затем открываются в воздухе во II (à la seconde)или IV (en quatrième) позицию при приземлении. Это движение исполняется на пальцах (sur pointes, движение relevé sur pointes). Движение Échappé battu начинается также, но после приземлении во второй или четвёртой позиции, вновь толчок, и ноги собираются в прыжке в пятой позиции. В начальных классах это движение помогает в подготовке к entrechat.

Направления в балетных школах

Классическая школа:

  1. Американская: Balanchine method
  2. Английская: Royal Ballet School и Royal Academy of Dance
  3. Датская Bournonville method
  4. Итальянская: Cecchetti method
  5. Кубинская: Alicia Alonso Method
  6. Русская: Vaganova method

Литература

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. «Русский балет: Энциклопедия» - «Entrechat». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 548. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  3. «Русский балет: Энциклопедия» - «Brisé». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 545. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  4. Н.П.Базарова , В.П.Мей Азбука классического танца = учебно-методическое пособие . - 2-е изд. - Л. : "Искусство", 1983. - С. 159. - 207 с. - 25 000 экз.
  5. Термин используется во французской кулинарии и обозначает «взбитые сливки» (фр. crème fouettée )
  6. «Русский балет: Энциклопедия» - Fouetté. - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  7. Описание Вагановой. См.также: «Русский балет: Энциклопедия» - «Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  8. Агриппина Ваганова Основы классического танца. - 5-е изд. - Л. : "Искусство", 16.05.1980. - С. 157. - 192 с. - 30 000 экз.
  9. Учебник А. Я. Вагановой впервые был издан в 1943 году и был переиздан 4 разаа. Изложенная в нём методика преподавания классического танца предназначается для учащихся и педагогов хореографических училищ

Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения – основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета.
Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик – балетмейстер и исполнитель – артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения.
Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.

АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, "киты", на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).

АДАЖИО. Танец двух или нескольких героев балета, в котором они раскрывают свое внутреннее состояние.

АССАМБЛЕ. Прыжок, во время которого одна нога открывается в сторону, вперед или назад, а к концу прыжка подтягивается к другой ноге.

БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.

ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог.


ГЛИССАД. Скользящее боковое движение. Обычно оно связывает одно движение с другим, служит подготовкой, разбегом для прыжка.

ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне.

КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.

ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.

ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.

ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.

ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.

ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.

ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.

ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.

РОНД ДЕ ЖАМБ. По-французски значит – круг ногой. На самом деле – половину круга описывает нога на полу и в воздухе, во время прыжка и приседания.

СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.

ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.

УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.

ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.

ФУЭТЕ. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.

Батман в Художественной гимнастике

Художественная гимнастика – удивительный по своим граням вид спорта: здесь проявляется и суровая техника, и изящный батман тандю. Удачно переплетая силу и выносливость, гимнастика еще воспитывает в девушке эстетический вкус, учит хореографии и музыкальности. В основе художественной гимнастики – танец и спорт, поэтому хореографии отведена огромная роль. А непосвященным будет сложно сразу разобраться в терминах, особенностях и правилах.

Батман тандю — battement tendu

Уроки хореографии в художественной гимнастике присутствуют повсеместно – и в разминках, и на тренировках, и в каждой комбинации номера. Безусловно, номера могут выполняться в различных стилях – от современного до исторического, но в основе каждого движения лежит классический танец. Именно классика в хореографии – с ее батман фоню, батман фраппе, батман сотеню и другими терминами – результат многолетней практики, опыта великих хореографов и база для танцев в художественной гимнастике.

Любое обучение хореографии начинается с постановки движений у станка. Такие движения тренируют навыки, оттачивают легкость и четкость исполнения. Одним из этих базовых движений является батман тандю. Само слово батман (фр. «Battement») означает движение поднятой, отведенной и согнутой ноги. В этом движении спортсменка опирается на одну ноги – всей стопой или только пальцами – а вторая, рабочая нога выполняет элемент.

Батман тандю (battement tendu) дословно переводится как «напряженный, натянутый». В этом батмане нога попеременно отводится назад, в сторону или вперед, при том что направлены пальцы рабочей ноги носком в пол. Когда стопа отводится вперед или назад, угол между телом и ногой должен составлять 90 градусов. Когда нога движется в сторону – она должна быть на одном уровне с линией плеч. При выполнении движения обе ноги находятся в напряжении, вытянуты.

Другая разновидность батман тандю – батман тандю жетэ (battement tendu jeté). Здесь все выполняется похоже на первое движение, однако ногу нужно поднять на 45 градусов (в начале занятий допустимо поднятие только на 25 градусов). Оторванную от пола ногу необходимо на несколько секунд задержать в этом положении, и затем сначала вернуть стопу на вытянутое расстояние, и только потом привести рабочую ногу к опорной.

Батман тандю жете сильно разрабатывает мышцы ног, выносливость их в воздухе. Очень важно при исполнении движения, чтобы корпус был собран и спокоен, а плечи не поднимались. В каком бы направлении не двигалась рабочая нога, бросок должен происходить исключительно по прямой линии. И независимо, проводится ли бросок ноги в правую сторону, вперед или назад – высота должна быть всегда одинаковой.

Оба эти движения выполняются при стойке гимнастки в I или V позиции.

Батман фондю — battement fondu

Батман фондю берет свое название от французского слова fonder – «таять, плавиться». Это движение считается более сложным. Опорную ногу в тазобедренном суставе сгибают до положение деми плие, а рабочая нога переводится в положение подъема — le cou-de-pied. Из этого положения ноги выпрямляются, а рабочая нога отводится – назад, в сторону, вперед.

Начинают осваивать этот батман, находясь лицом к палке станка, затем держатся за палку только одной рукой. При первых занятиях стопа должна оставаться на полу, а по мере освоения движения рабочая нога поднимается до 45 градусов. Такое упражнение начинается с V позиции. В начале освоения движения, на каждое направление делают не более 4 повторений подряд, а затем чередуют – 2 повтора вперед, 2 назад, 2 – в сторону. Батман фондю отлично развивает эластичность ног и суставов.

Батман девлоппе — battement developpé

Батман девлоппе берет свое название от французского слова developpé – «развитой, расширенный». Движение невероятно тренирует выворотность и повышает изящность. Вытянутая стопа рабочей ноги занимает положение cou-de-pied, а затем начинает скользить по опорной ноге, постепенно достигая середины колена. Затем рабочая нога отводится в сторону, удерживаясь на высоте не ниже 90 градусов. На высоте нога фиксируется, а затем возвращается к колену опорной ноги, следуя правилам еще одно батмана — релеве лян.

Движение невероятно тренирует выворотность и повышает изящность

Батман релеве лян — Battement relevé lent, в свою очередь, диктует следующие правила: рабочая нога медленно отводится в сторону, вперед или назад, а затем поднимается до уровня 90 градусов и задерживается в этой точке. Опускаясь на пол, нога занимает исходную 5 позицию, переходя с носочка на всю стопу.

Гранд батман жете — grand battement jeté

Этот большой батман отлично способствует, развивает выносливость и мышечный корсет. Гранд батман жетэ предусматривает бросок ноги на высоту 90 градусов и даже выше, но на начальном этапе лучше ограничиться прямым углом. Движение допускает отклонение корпуса на опорной ноге вперед, когда рабочая нога совершает взмах назад, и наоборот – корпус наклоняется назад при подъеме ноги вперед. Когда совершается подъем ноги в сторону, корпус должен оставаться в том же положении.

Упражнение выполняется из 5 позиции. Рабочая нога сильным движением поднимается вверх, находясь напряженной и вытянутой. Затем опускается на носок, и лишь потом стопа подводится к стопе опорной ноги. Допустимо совершить несколько поднятий ноги, не возвращая ее в исходную позицию.

Изучать данное движение начинают, находясь лицом к палке станка. В этом положении можно отрабатывать гранд батман жете в сторону и в направлении назад. Grand battement jeté вперед новичкам проще тренировать, уже находясь боком к палке и держась за нее одной рукой. Вначале этот батман повторяют по 8 раз подряд на каждое направление, затем чередуют их по 4 раза.

Батман фрапэ — Battement frappé

Разновидность данного батмана характеризуется словом frapper, что в переводе с французского означает «бить, ударять». В основе батмана фрапэ – движение-удар, которое отлично развивает коленные суставы. Осваивать это движение рекомендуют, стоя лицом к станку.

Батман фрапэ начинается с исходной 5 позиции, правую ногу выводят вперед. Рабочая нога выводится на 2 позицию по всем правилам описанного выше батман тандю. Пятка рабочей ноги поднята, носок смотрит вниз. Затем вытянутая нога резко тянется к щиколотке опорной, стопой обхватывая ее. Несколько счетов нога остается в этом положении, после чего вытягивается на уровень 45 градусов, замирает, и снова возвращается к удару по щиколотке. Этот батман может проводиться во всех трех направлениях.

Акцент в данном движении всегда приходится на удар ноги об щиколотку. Бедра и плечи гимнастки должны быть ровными, корпус вытянут, а опорная нога стоять в положении максимальной выворотности. Изучать батман проще при 8 кратном повторении подряд каждого направления, а затем их можно чередовать между собой, выполняя по 4 раза.

В основе батмана фрапэ – движение-удар, которое отлично развивает коленные суставы.

Можно смело сказать, что от уровня хореографической подготовки гимнастки зависит вся эффектность выступления. Движения, которые составляют основу классических танцев, способны окружить номер изяществом, нежностью и эстетичностью. Кроме того, выполняя эти сложные, а порой и нудные повторения, спортсменка обязана «держать лицо», а это – дополнительное развитие мимики, осанки и необходимость следить за выражением лица. Не секрет ведь, что судьи при оценке выступлений в художественной гимнастике обращает серьезное внимание на улыбку гимнастки, ее «переживание» номера и эмоции.

Набор движений из классического танца составляют фундамент не только для всей хореографии, но и для художественной гимнастике. Пусть этот набор не имеет всего того массива, что изучают в балетных школах, но этих нескольких батманов и плие достаточно, чтобы развить танцевальные способности у девочек. Ведь здесь участвуют не только ноги, но и руки, лицо, корпус – и вытянутая в струнку гимнастка превращается в статную изящную фигурку.

Эта презентация создавалась с целью ведения учащимися словаря хореграфических теминов, которые чаще всего встречаются им на уроках хореографии. Чтобы материал был более наглядным, каждый термин снабжен фотографиями. Плюс к этомй при записи в тетрадь словарь очередного термина, я использую видео, показывающее как правильно исполнять движение, описание которого на данный момент изучается.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЛОВАРЬ хореографических терминов, чаще всего используемых на уроках хореографии в детских школах искусств

Plie (плие) - от франц. «сгибать» . Приседание на двух или одной ноге. Существует два вида плие: ● demi plie - полуприседание не отрывая пяток от пола, ● grand plie - полное сгибание коленей до тех пор, пока бёдра не будут параллельны полу, grand plie всегда проходит через demi plie .

Battement (батман) – от франц. «биения» . Группа движений работающей ноги от простейших (tendu) до сложных, многосоставных. Каждое танцевальное pas непременно содержит элемент battements . Поэтому в exersise им придается большое значение. ♦ battement tendu (батман тандю) – от франц. tendu - « тянуть, вытягивать». Движение работающей ноги, при котором она скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону;

♦ battement tendu jete (батман тандю жете) – от франц. jete - « бросок ». Отличается от battement tendu активным выбрасыванием работающей ноги в воздух на 25°. Или просто: маленькие броски.

Rond de jambe (ронд де жамб) – от франц. « круг ногой» . Круговое движение работающей ноги: ♦ rond de jambe par terre (ронд де жамб пар терр) . Par terre (пар терр) – от франц. « на земле ». Круг носком работающей ноги по полу; ♦ rond de jambe en l’air (ронд де жамб анлер) . En l’airm (ан лер) – от франц. « по воздуху ». Круг работающей ногой в воздухе на высоте 45 ° или 90°.

Battement fondu (батман фондю) – от франц. « тающий ». Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого работающая нога приходит в положение sur le- cou -de-pied спереди или сзади опорной ноги. Затем следует одновременное вытягивание коленей с выведением работающей ноги вперед, в сторону или назад на высоту до 90°.

Battement frappe (батман фраппе) – от франц. frapper « ударять». Движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания работающей ноги. Стопа работающей ноги с ударом приводится к опорной ноге в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.

Developpe (девлёпе) – от франц. развитой, развёрнутый. Одна из разновидности battement . Темп – медленный. Один из видов adagio . Работающая нога из V позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге (passé), поднимается до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты (90° и выше), опускается в V позицию.

Relevé (релеве) – от франц. « поднимать ». 1) подъём на полупальцы или пальцы; 2) поднимание вытянутой ноги (relevé lent) на 90° и выше в различных направлениях и положениях классического танца.

Grand battement jeté (гранд батман жете) . Grand – от франц. « большой ». Означает максимальную амплитуду движения. Здесь бросок «работающей ноги» на возможно большую высоту. Или « большие броски ». В начале и в конце движения «работающая нога» обязательно проходит через battement tendu .

Port de bras (пор де бра) – от франц. porter – « носить» и bras – « рука ». Правильное движение рук в основных позициях (закруглённых – arrondi (арронди) или удлинённых – allongé (алланже)) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса.

Temps levé (тан леве) – от франц. lever « поднимать». Вертикальный прыжок на одной или двух ногах (в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе). Обычно temps leve повторяется несколько раз.

Echappé (эшапе) – от франц. échapper « ускользать, вырываться ». Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке - petit Е (пти Э.) . и grand Е. , а также с заноской - Е. battu (Э. батю) .

Changement de pied (шанжман де пье) – от франц. сhangement « перемена » p ied « нога, стопа ». Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Ch . de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air).

Chainé (шен é) – от франц. глагола chainer « измерять мерной цепью, лентой » и франц. существительного chaine « цепь ». Во время исполнения « chainé » происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку.

Assemble (ассамбле) – от франц. « собирать ». Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в вперёд, в сторону и назад под углом в 45° (petit A .) и в 90° (grand A .) , и собиранием ног во время прыжка вместе. Может выполняться с продвижением в сторону выбрасываемой ноги.

Arabesque (арабеск) – от итал. « арабский ». Поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол», на 45°, 60°, 90° и выше до 180°. Положение торса, рук и головы зависит от формы arabesque . В русской школе классического танца приняты 4 вида arabesque. I и II arabesque – ноги в положении effase . В I А. – рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперёд, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз.

II А. – вперёд направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда видна из-за спины. Голова повёрнута к зрителям.

III и IV A . – ноги в положении croise . В III А. – соответствующая поднятой ноге рука устремлена вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону.

В IV A . – впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развёрнут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Arabesque исполняется на вытянутой ноге, в plie , на полупальцах, на пальцах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Поза бесконечно варьируется. Этим и оправдано название. Большой вариативностью.

Epaulement (эпольман) – от франц. epaulé « плечо ». Положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. E. croisé (э. круазе) – от франц. « скрещённый ». Одно из основных положений классического танца со скрещенным (закрытым) положением ног. Положение croisé достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans .

E. Effasé (э. эфасе) – от франц. effacer « сглаживать ». Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Положение effac é достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors .

Ecartee (экарте) – от франц. « раздвигать ». Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a’la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад).

Список использованной литературы и интернет ресурсов: Ваганова А.Я. «Основы классического танца», издательствл «Лань», 2000 г. Энциклопедия «БАЛЕТ». Гл. редактор Ю.Н.Григорович, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1981 г. «Мри звуков» http://ru.any-notes.com/information/videos/arabesques/ « Diaghilev art center » http://art-diaghilev.com/slovar-baletnyh-terminov/


Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время.

Обращаясь к специальной литературе, студенты испытывали трудности, сталкиваясь с незнакомыми терминами, такими, как: «Выворотное положение ног», а это является необходимым и обязательным условием техники выполнения элементов классического танца, «Корпус» в гимнастике неприемлемый термин, его заменяет «Осанка», «Баллон» – умение зафиксировать позу в прыжке, «Форс» – необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов, «Апломб» – устойчивое положение занимающегося, «Элевация» – способность спортсмена показать максимальную фазу полета в прыжке, «Припорасьон» – подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента, «Крестом» – выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении.

Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Хореографическая терминология характеризует движение детальнее гимнастической. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Терминология всегда строится в соответствии с правилами словообразования. Основное преимущество термина – в краткости. Это дает возможность сократить время для объяснения заданий, сохранить плотность урока.

Но не всегда студентам удается запомнить хореографическую терминологию, поэтому возникла идея написания элементов хореографии с помощью гимнастической терминологии, для более доступного восприятия студентами изучаемого материала.

Опыт показывает, что именно у студентов, не имеющих хореографической подготовки, возникают трудности в запоминании названий движений. Как правило, это батутисты и прыгуны на акробатической дорожке. Но и спортсмены, выполнившие нормативы КМС и МС, не всегда владеют знанием терминов и правильной техникой выполнения даже простейших элементов. Создание такого рода таблицы, большое количество иллюстраций к элементам дают возможность упорядочить знания студентов в области хореографической подготовки, свободно владеть терминами хореографии и при необходимости пользоваться специальной литературой по хореографии.

ПОЗИЦИИ РУК И НОГ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ПОЗИЦИИ РУК

подготовительная

Руки вниз, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вверх. Большой палец внутри ладони

I – первая

Руки вперед, округленные в локтевом и лучезапястном суставах

II – вторая

Руки вперед в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонями внутрь

III – третья

Руки вперед кверху, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, ладонями внутрь

ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

Правая рука в третьей позиции, левая рука во второй позиции

Правая рука вперед, ладонью вниз, левая рука назад, ладонью вниз

Правая рука во второй позиции, левая рука в подготовительной позиции

Правая рука в первой позиции, левая рука в подготовительной позиции

Правая рука в третьей, левая рука в подготовительной позиции

ПОЗИЦИИ НОГ

I – первая

Сомкнутая стойка носки наружу. Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе

II – вторая

Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами

III – третья

Правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу)

IV – четвертая

Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы) носки наружу (выполняется с обеих ног)

V – пятая

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу (правая пятка сомкнута с носком левой, выполняется с обеих ног)

VI – шестая

Сомкнутая стойка (пятки и носки сомкнуты)

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКЗЕРСИСА

Экзерсис – хореографические упражнения в установленной последовательности у опоры или на середине.










ПОВОРОТЫ НА 90°, 180°, 360°, 540°, 720°, 1080°.





МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ЭКЗЕРСИСА

ДЕМИ ПЛИЕ, ГРАНА ПЛИЕ (ПОЛУПРИСЕД, ПРИСЕД)

Цель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного аппарата и «выворотности» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.

Полуприсед (деми плие)

Полуприсед выполняется по всем позициям. В этом упражнении пятки от пола не отрываются, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Сгибание и разгибание ног выполняется плавно, без остановки, «выворотно», колени направлены в стороны, по линии плеч. Осанка прямая.

Присед (гранд плие)

Присед выполняется по всем позициям. Сначала плавно выполняется полуприсед, затем постепенно поднимаются пятки, а колени максимально сгибаются. При разгибании сначала опускаются на пол пятки, затем выпрямляются колени. При поднимании пяток не подниматься высоко на полупальцы. Исключением является гранд плие по второй позиции, где пятки от пола не отрываются в связи с широкой позицией ног.

Сгибание и разгибание должно выполняться плавно, в одном темпе. Темп средний. Перед началом упражнения рука (если движение выполняется у станка) или обе руки (если движение выполняется на середине) из подготовительной позиции переводятся из подготовительной позиции через первую позицию во вторую. Затем с началом сгибания ног рука (или обе руки) опускается из второй позиции в подготовительную, а с началом разгибания ног рука снова переводится через первую позицию во вторую.

БАНТМАН ТАНДЮ (ВЫТЯНУТЫЙ)

(положение ноги на носок вперед, в сторону, назад)

Сгибание и разгибание стопы скольжением по полу до положения ноги на носок. Выполняется из первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед, в сторону, назад.

Цель упражнения – научить правильно вытягивать ногу в нужном направлении, выработать силу и эластичность подъема (голеностопного сустава) и красивую линию ног.

Батман тандю (правая в сторону на носок)

Батман тандю вперед (правая вперед на носок)

Банман тандю назад (правая назад на носок)

Батман тандю вперед и назад выполняется по линии, строго перпендикулярной к туловищу, а в сторону – точно по линии плеча. При выполнении батман тандю сначала по полу скользит вся стопа, затем постепенно вытягиваются пальцы и подъем. Центр тяжести туловища на опорной ноге, носок от пола не отрывается.

Следить за тем, чтобы колени оставались предельно вытянутыми и обе ноги сохраняли «выворотность». В момент дотягивания ноги не должно быть упора на носок. При возвращении ноги в исходное положение стопа постепенно опускается на пол. Пятка опускается на пол только в исходной позиции.

При выполнении вперед скольжение начинается пяткой, а обратно стопа возвращается носком в ИП. При выполнении назад скольжение начинает носок, а обратно стопа возвращается пяткой в ИП.

4/4 , темп медленный. Позднее выполняется движение из затакта. Музыкальный размер -2/4, темп средний.

БАТМАН ТАНДЮ ЖЕТЕ (ВЗМАХ)

Вырабатывает силу мышц, красоту линии ног и четкость выполнения.

Небольшие четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение через батман тандю.

Выполняется по первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед – книзу, в сторону – книзу, назад – книзу.

Батман тандю жете в сторону

(взмах правой в сторону – книзу)

Батман тандю жете вперед

(взмах правой вперед книзу)

Батман тандю жете назад

(взмах правой назад книзу)

Батман тандю жете выполняется так же, как и батман тандю, но при достижении положения на носок нога не задерживается, а взмахом продолжает движение, где фиксируется на высоте середины голени опорной ноги (45°). Обе ноги должны быть «выворотны», мышцы ног подтянуты, а во время взмаха подъем и пальцы работающей ноги должны быть предельно натянуты.

В ИП возвращается скользящим движением через положение на носок.

Музыкальный размер в начале разучивания – 4/4 или 2/4, темп медленный. По мере усвоения упражнения взмах ноги выполняется из затакта, темп средний.

ГРАНД БАТМАН (ВЗМАХ ПРАВОЙ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД)

В этом положении нога находится как при выполнении больших батманов жете (взмахов), фиксированных на 90°, так и при медленном поднимании ноги – релеве лян.

Положение ноги вперед

Положение ноги в сторону

Положение ноги назад

Большие взмахи в воздух и возвращение в исходное положение выполняются по первой или пятой позициям по трем направлениям: вперед, в сторону, назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, с фиксацией ноги на 90° (в дальнейшем выше), и возвращается скольжением через батман тандю в ИП. Следить за сохранением «выворотности» и натянутости колен, подъема и пальцев работающей ноги. Центр тяжести туловища перенести на опорную ногу. При выполнении большого взмаха вперед и в сторону туловище должно оставаться строго вертикальным. При выполнении взмаха назад разрешается незначительный наклон туловища вперед.

Музыкальный размер – 4/4. В начале разучивания темп медленный. По мере усвоения взмах ноги выполняется из-за такта, темп средний, и увеличивается высота взмаха по трем направлениям: кверху, а затем вверх.

При выполнении релеве лян нога медленно поднимается вперед, в сторону или назад и так же медленно опускается в исходную позицию (через батман тандю). По мере усвоения высота также увеличивается, как в гранд батман кверху и вверх.


РОНД ДЕ ЖАМБ ПАРТЕР (КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ НОСКОМ ПО ПОЛУ)

Основная задача упражнения – развитие и укрепление тазобедренного сустава и необходимой «выворотности» ног.

Движение выполняется вперед – ан деор и назад – ан де дан.

Ан деор (наружу)

Из первой позиции скользящее движение вперёд на носок (батман тандю), сохраняя предельную «выворотность» и натянутость ног, переводится скольжением во вторую позицию до положения правая в сторону на носок, затем, сохраняя «выворотность» и натянутость, проводится назад на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

Ан дедан (внутрь)

При выполнении упражнения назад (ан дедан) нога из первой позиции скольжением отводится назад на носок, затем переводится скольжением в сторону на носок (до второй позиции), из второй позиции скольжением в положение правая вперед на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы.

Музыкальный размер 3/4, 4/4, темп средний.


ПОР ДЕ БРА (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА И РУК)

Группа упражнений, развивающая гибкость тела, плавность и мягкость рук и координацию движений.

Здесь дана одна из форм пор де бра, заключающаяся в сгибании туловища вперед и разгибании его, наклоне туловища назад и возвращении в исходное положение.

Упражнение выполняется у опоры и на середине зала из пятой позиции в положении лицом (ан фас) или в полповорота (круазе, эфасе). Перед началом упражнения руки переводятся из подготовительной позиции через первую во вторую.

Пятая позиция ног, вторая позиция рук

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вперед, большой палец внутрь.

Пятая позиция ног, третья позиция рук

Пор де бра вперед, руки в третьей позиции (наклон туловища вперед, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах).

Пятая позиция ног, первая позиция рук

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки вперед, округленные в локтевом и лучеза-пястном суставах ладонями внутрь.

Пор де бра назад, третья позиция рук

Наклон туловища назад, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, поворот головы направо (наклон туловища назад выполнять только плечами назад, не расслабляя мышцы поясничного отдела).

Выполнять упражнение плавно, соблюдая точные позиции рук, сопровождая их движение взглядом и поворотом головы. Музыкальный размер-3/4, 4/4, темп медленный.

СЮР ЛЕ КУ АЕ ПЬЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОГНУТОЙ НОГИ НА ЩИКОЛОТКЕ)

Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фраппе, батман фондю, пти батман, ботю. Правая, согнутая слегка разогнутой стопой, находится над щиколоткой другой ноги, прикасаясь к ней наружной частью стопы. Пальцы отведены назад.

Положение сюр ле ку де пье выполняется впереди и сзади. В том и другом случае колено согнутой ноги должно быть «выворотно» и направлено точно в сторону по линии плеча.

Сюр ле ку де пье

(основное положение ноги на щиколотке впереди)

Сюр ле ку де пье

(основное положение ноги на щиколотке сзади)

Батман фраппе состоит из сгибания работающей ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибания ее на носок на начальном этапе обучения, а по мере усвоения в положении книзу в группах УТГ-2,3, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ – на полупальцах с опусканием в различные позы в положение на носок или книзу.

Сначала упражнение разучивается с разгибанием ноги в сторону, затем вперед и позднее назад лицом к опоре в медленном темпе. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

Когда сгибание и разгибание ноги по всем трем направлениям будет освоено, то сгибание ноги будет выполняться из затакта с акцентом на разгибание ноги.

Музыкальный размер – 2/4, темп средний.

Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди и сзади. Нога из пятой позиции фиксируется над щиколоткой другой ноги и снова опускается в пятую позицию. Это упражнение рекомендуется разучивать лицом к опоре. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, сохраняя правильную осанку и центр тяжести туловища на опорной ноге.

По мере усвоения положения ноги на щиколотке впереди и сзади разучивается смена положения впереди и сзади в медленном темпе, а по мере усвоения – в быстром темпе. Для разучивания дубль фраппе в группах УТГ-3, УТГ-4 на полупальцах и в сочетании с деми плие в позы.

Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фондю. Данное упражнение заключается в сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье с вытянутым «подъемом», одновременным полуприседом на опорной ноге и разгибанием работающей ноги на носок или книзу в одном из трех направлений.

Сюр ле ку де пье

впереди (условное положение ноги на щиколотке впереди)

Сюр ле ку де пье

сзади (условное положение ноги на щиколотке сзади)

Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди, затем сзади. После этого разучивается полуприсед на опорной ноге и разгибание работающей ноги сначала в сторону, затем вперед и назад лицом к опоре

Музыкальный размер – 2/4, темп медленный. Движение выполняется очень плавно.

Необходимо следить за «выворотностью» ног и за распределением центра тяжести туловища на опорной ноге. Когда движение хорошо усвоено, могут быть введены различные положения рук, особенно при выполнении упражнений на середине зала. В группе УТГ-3 разучивается дубль батман фондю, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ упражнение выполняется на полупальцах.


ПАССЕ (ПЕРЕВОДЫ – «ВЫВОРОТНОЕ» ПОЛОЖЕНИЕ СОГНУТОЙ НОГИ ВПЕРЕДИ, В СТОРОНУ И СЗАДИ, НОСОК У КОЛЕНА).


ДЕВЕЛОПЕ (СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ НОГИ НА 90° И ВЫШЕ)

Упражнение развивает «выворотность» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и является подводящим упражнением для выполнения девелопе.

Пассе для выполнения девелопе вперед

Стойка на левой, правая согнута у колена носок впереди.

Пассе для выполнения девелопе назад

Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена сзади.

Пассе для выполнения девелопе в сторону

Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена в сторону.

Если нога будет разгибаться вперед, то из исходной позиции она переводится из положения сюр ле ку де пье впереди. Если же нога разгибается назад, – из положения сюр ле ку де пье сзади.

Затем работающая нога скользит по опорной ноге вверх (но не касаясь ее) и раскрывается в требуемом направлении. Если нога разгибается в сторону, то, немного не доводя носок до колена опорной ноги, ее нужно перевести на внутреннюю часть опорной ноги и затем разогнуть.

При выполнении необходимо следить за «выворотностью» бедра, натянутостью подъема и пальцев.

Когда пассе будет хорошо усвоено, вводится вторая часть движения – разгибание ноги в одном из трех направлений вперед, в сторону, назад. Сначала девелопе разучивается в сторону, затем вперед и позднее назад. В сторону и назад разгибание ноги разучивается лицом к станку. Движение выполняется плавно. Необходимо следить за «выворотностью» ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение. Музыкальный размер -3/4, 4/4, темп медленный. При выполнении на середине могут быть даны различные повороты туловища и положения рук. Положение пассе может быть применено и при переводе ноги из одной позы в другую.

Девелопе выполняется из пятой позиции в группах УТГ-3, УТГ-4, СС, ВСМ в положении кверху, а по мере усвоения вверх в трех направлениях и на полупальцах, в позы, в сочетании с элементами избранного вида спорта.