Что повлияло на формирование характера татьяны. Воспитание и образование Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин

Татьяна появляется во II главе романа. Выбор имени героини и раз мышления автора по этому поводу как бы указывают отличительную сравнительно с другими действующими лицами черту:

Ее сестра звалась Татьяна...
Страницы нежные романа
Впервые именем таким
Мы своевольно освятим.

В этих строках, автор первый раз представляет Татьяну читателю. Нам представляется образ простой провинциальной девушки с весьма своеобразными чертами. Татьяна «дика, печальна, молчалива», «в семье своей родной казалась девочкой чужой», «часто целый день одна сидела молча у окна». Она не играла с подругами своей сестры Ольги, «ей скучен был их звонкий смех и шум их ветреных утех». Ларина растет задумчивой и одинокой. Среда, к которой принадлежат родители, родственники, гости, т.е. общество поместных дворян -для нее что-то чужое, что не оказывает почти никакого влияния на Татьяну. На формирование ее личности сильнее действуют другие стороны ее бытия. Ее пленяют «страшные рассказы зимою в темноте ночей», т.е. сказки крепостной няни. Она любит природу, зачитывается романами Ричардсона и Руссо, которые воспитывают в ней чувствительность, развивают ее воображение.


Появление Онегина, сразу поразившего Татьяну своей особенностью, несходством с другими, кого она видела вокруг, приводит к тому, что в Татьяне вспыхивает любовь.
Влюбленная девушка вновь обращается к книгам: ведь ей некому поверить свою тайну, не с кем поговорить.
Любовь искренняя и сильная не вольно принимает характер тех страстных и сильных чувств, какими наделены любящие и страдающие героини прочитанных книг.
Итак, на Татьяну оказал сильное влияние сентиментальный запад, но европейский роман. Но не это, конечно, было главным фактором в развитии Татьяны.


Очень много для понимания образа Татьяны дает эпизод беседы Татьяны с няней и письма к Онегину. Вся эта сцена - одна из лучших в романе - представляет собой нечто удивительное, прекрасное, цельное.

Характер откровенной беседы Татьяны со старушкой няней таков, что мы видим большую близость между ними. Образ Филипьевны несете себе начала народной мудрости, в ее словах отражается опыт долгой и тяжелой жизни простой русской женщины. Рассказ короток и прост, но в нем - образность, выразительность, чистота и сила мысли и подлинно народного языка. И мы живо представляем Татьяну в ее комнате ночью, и

На скамейке
С платком на голове седой,
Пред героиней молодой,
Старушку в длинной телогрейке.

Мы начинаем понимать, как много значила для Татьяны няня, близость к ней; отмечаем те чисто русские влияния, которые в формировании Татьяны займут основное место.
Татьяна отлично понимает простонародную речь нянюшки, для нее этот язык родной. Речь ее образна и вместе с тем ясна, в ней встречаются и элементы народного просторечия: «Мне тошно», «что нужды мне», «да велеть ему»... и т.д.
Письмо Татьяны к Онегину - это отчаянный поступок, но он совершенно чужд окружению молодой девушки. Ларина руководствовалась только чувством, но не разумом. Любовное послание не содержит кокетства, ужимок - Татьяна пишет откровенно, как подсказывает ей сердце.

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?

И вслед за этими простыми и трогательными словами, в которых слышится трепет и сдерживаемое волнение, Татьяна со всо возрастающим восторгом, с волнением, уже открыто выливающимся в строках письма, раскрывает эту свою «доверчивую душу» перед Онегиным. Центральная часть письма - образ Онегина, каким он являлся Татьяне в ее окрыленном любовью воображении. Конец письма также искренен, как и начало его. Девушка полностью отдает себе отчет в своих действиях:

Кончаю! Страшно перечесть...
Но мне порукой ваша честь,
Стыдом и страхом замираю...
И смело ей себя вверяю...

Сцена письма закончена. Татьяна ждет ответа. Скупыми деталями отмечено ее состояние, погруженность в овладевшее ею чувство:
Второе свидание с Онегиным и его холодная «отповедь». Но Татьяна не перестает любить.


Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души...


Глава V открывается пейзажем запоздалой, но внезапно пришедшей зимы. Примечательно, что чисто русский пейзаж зимней усадьбы и деревни дается через восприятие его Татьяной.

Проснувшись рано,
Деревья в зимнем серебре,
В окно увидела Татьяна
Сорок веселых на дворе
Поутру побеленный двор,
И мягко устланные горы

И в прямой связи с картинами родной природы высказывается авторское утверждение национального, русского облика героини:

Татьяна (русская душою,
С ее холодною красою
Сама не зная почему)
Любила русскую зиму...

Поэтические картины святочных гаданий также связывают Татьяну с русским, национальным, народным началом.
«...Татьяна, по совету няни» ворожит ночью в бане.
Русские национальные черты все отчетливее выдвигаются в развитии образа Татьяны.

В изображении Татьяны Пушкин полностью отказывается от вся кой иронии, и в этом смысле Татьяна - единственный персонаж романа, по отношению к которому с момента его появления и до конца мы чувствуем только любовь и уважение автора. Поэт не раз называет Татьяну «милой», заявляет: «Я так люблю Татьяну милую мою».
Сон Татьяны - это фантастическое сочетание мотивов из сказок няни, картин, возникавших в игре воображения самой Татьяны, но вместе с тем - и реальных жизненных впечатлений. Художественное значение сна в повествовании о Татьяне - выражение душевного состояния героини, мыслей ее об Онегине (он и во сне является ей сильным, но и грозным, опасным, страшным), и вместе с тем - предчувствие грядущих несчастий.


Все последующие трагедии: смерть Ленского, отъезд Евгения, скорое замужество сестры - глубоко затронули сердце Татьяны. Впечатления, полученные от чтения книг, пополняются суровыми уроками жизни. Постепенно Татьяна набирается жизненного опыта и всерьез задумывается о своей судьбе. Образ Татьяны входе событий все обогащается, но по натуре своей Татьяна все та же, и ее «пламенное и нежное сердце» по-прежнему отдано раз и навсегда овладевшему ею чувству.
Посещая дом Онегина, Татьяна «жадною душой» предается чтению. К прочитанным ранее сентиментальным романам добавляются поэмы Байрона и романы.


Чтение книг Онегина - новая ступень в развитии Татьяны. Она не вольно сопоставляет то, что знает об Онегине, с тем, что узнает из книг. Целый рой новых мыслей, предположений. В последних строфах VII главы Татьяна - в московском обществе. Ей «...нехорошо на новоселье», она кажется странной барышням московского дворянского круга, она по-прежнему сдержанна, молчалива
В конце произведения Татьяна является нам дамой светского общества, но Пушкин явно выделяет ее из круга, в который привела ее судьба. Рисуя ее появление на светском рауте, поэт подчеркивает одновременно и аристократизм Татьяны, в высоком пушкинском понимании этого слова, и ее простоту.

Она была нетороплива,
Без этих маленьких ужимок,
Не холодна, не говорлива,
Без подражательных затей...
Без взора наглого для всех,
Все тихо, просто было в ней...

Эпизоды встреч с Онегиным после долгих лет разлуки подчеркивают полное самообладание Татьяны. Ларина превратилась в светскую даму, в «равнодушную княгиню», «неприступную богиню роскошной, царствен ной Невы». Но ее мировоззрение не изменилось, ее принципы и устои остались прежними. Именно эти принципы и одержали верх над сокровенным чувством Татьяны: над ее любовью к Евгению. Вся сущность характера Лариной раскрыта в ее последнем монологе:


...Вы должны,
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь...
Я вас прошу, меня оставить;
И гордость и прямая честь...

В нашем воображении образ Татьяны навсегда останется чем-то высоким, непоколебимым, чистым и красивым.
Понимаем мы и всю любовь поэта к своему созданию, когда в последней строфе романа, прощаясь с героями, он вспоминает «Татьяны милый идеал».

Важное место в романе “Евгений Онегин” занимает образ Татьяны Лариной – “милый идеал” Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни. И наиболее важно для поэта то, что героиня – “русская душою”. Что же делает ее такой и какие черты ее характера близки Пушкину?

Близость героини к природе поэт подчеркивает еще в ее портрете: Дика, печальна, молчалива, …

Как лань лесная, боязлива…

Татьяне нравится встречать восход солнца, бродить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы,. Не случайно героиня не хочет уезжать из поместья Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, Ведь героиня – воплощениенационального характера . Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьянкой, так же, как и сам Пушкин – Ариной Радионовной, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, русских снов служит тому доказательством.

Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуальность Татьяны Чувства героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она любит Онегина серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признаниями самого Пушкина!

Пушкин восхищается природным умом своей героини. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять сохранить свой высокий нравственный облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть Татьяна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу.

В романе “Евгений Онегин” Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”.

В романе "Евгений Онегин" в образе Татьяны Лариной воплотились все представления Пушкина об идеале. Татьяна - любимая пушкинская героиня. Он сознается:"Я так люблю Татьяну милую мою". Он искренно сопереживает: "Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…", он гордится ее благородством, когда она отвергает любовь Онегина во имя долга: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Способность к самопожертвованию свойственна Татьяне Она пронесла любовь к Онегину через всю жизнь, первой призналась ему в любви, вынесла унизительность его отказа, не потеряла достоинства, поняв легкомысленность отношения Евгения к ней, и сумела построить свою жизнь, "властвуя собой". Отдав руку мужу, изувеченному в сражениях, она никогда его не предаст

Она была незаурядной личностью. В куклы не играла, дамам высшего общества не подражала. Вероятно поэтому, выйдя замуж и попав в свет - заметно выделялась и там. В свете Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней…

Татьяна с детства отличалась от кокеток тем, что у нее был богатый внутренний мир, пытливый созерцательный мир, Пушкинская Татьяна, несмотря на то, что была"дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива", все же "от небес одарена" Умом и волею живой, И своенравной головой…

Одухотворенная, поэтическая любовь Татьяны делает ее образ неподражаемым, достойным уважения. Читатель переживает вместе с ней горечь неразделенной любви. Усвоив горький урок, выслушав онегинские нравоучения, она продолжает хранить в себе это высокое чувство, любовь в своем понимании этого слова. Отказ Онегина не унизил ее, а возвысил.

Пушкин еще раз свел героев в подобной ситуации через несколько лет. Теперь Татьяна, вышедшая замуж за генерала, выслушивает онегинские признания в любви. В ее отповеди нет, злорадства. Несмотря на то, что она принадлежит теперь высшему обществу, она по-прежнему проста и естественна, а Онегину задает вопрос, который выдает в ней разумную и трезвую натуру: "Зачем у вас я на примете?". И поскольку Онегину нечего отвечать, отвечает сама: Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь?

она не торжествует победу, не стремится отомстить за прошлые униженья. Она не желает играть в дешевые светские игры, не приемлет отношений за спиной у мужа, и хотя снова сознается в своей любви к Онегину, отвергает его ухаживания. Такого урока Онегину прежде никто не преподавал. Это поступок человека высокой нравственности с глубоко осознанным чувством собственного достоинства. Татьяна отказалась от любви человека, которого сама любила много лет, ради того, чтобы не запятнать в обществе честное имя своего мужа.

Мне кажется, что такие понятия как верность, чистота, благородство, воплощенные Пушкиным в образе Татьяны, не устарели до сих пор. Да, отношения между мужчиной и женщиной в чем-то стали проще и примитивнее, но каждый человек, мечтая о настоящей и единственной на всю жизнь любви, имеет в виду именно такое, красивое и подлинное чувство, как у Татьяны к Онегину.

План и краткие пояснения.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

Общение с народом, любовь к няне;

Русская природа;

Патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

Незаурядный ум;

Нравственная чистота;

Глубина чувств;

Верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин - «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин - «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

Уровень знаний;

Неумение трудиться;

Утонченные манеры;

Лицемерие;

Времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

Чтение книг;

Попытки писать;

Путешествия;

Преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

Резкий охлажденный ум;

Правдивость;

Знание и понимание людей;

Неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

К Татьяне;

К Ленскому;

К поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Примерные темы и планы

I . Татьяна — русская душою

План и краткие пояснения.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

— общение с народом, любовь к няне;

— русская природа;

— патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

— незаурядный ум;

— нравственная чистота;

— глубина чувств;

— верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна — идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин — «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин — «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

— уровень знаний;

— неумение трудиться;

— утонченные манеры;

— лицемерие;

— времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

— чтение книг;

— попытки писать;

— путешествия;

— преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

— резкий охлажденный ум;

— эгоизм;

— правдивость;

— знание и понимание людей;

— неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

— к Татьяне;

— к Ленскому;

— к поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Примерный план сочинения по теме «Образ Онегина»

Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его «необычная по размерам и скорости эволюция».

2. Наилучшим свидетельством эволюции Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Авторская эволюция — центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823—1831); за это время многократно менялся замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, его отношение к ним.

3. Евгений Онегин — меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя — «принцип противоречия».

Основная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

1а. В начале первой главы — сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества (перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

1б. В конце 1 главы — элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

2а. Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов — или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

2б. Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг — и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

2в. Однако, и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

2г. Так кто же он? Он — человек — сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка — в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин — лишний человек.

3а. Онегин это особый человеческий тип — «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» — вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей твоего времени, не сделал ничего, кроме зла, — убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

3б. В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

Заключение

Этот характер стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества — отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них — тема «лишнего человека».

«Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений:

— расширение пространственных и временных границ повествования;

— создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»?

Класс: 9

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  • Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  • Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  • Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  • На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.

Оборудование и программное обеспечение:

Презентация по теме «Круг чтения Татьяны Лариной».

Опережающие индивидуальные задания к уроку:

  • Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  • Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Ход урока

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку) (слайд 2 )

2. Слово учителя

Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

(слайд 3 )Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (слайд 4 ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).

3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?

Возможные ответы:

  • общение с природой;
  • уклад жизни в имении Лариных;
  • влияние няни;
  • чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач. (слайды 5, 6)

5. Беседа по теме урока

  • Кто же они, любимые героини Татьяны? (слайды7, 8 )

Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…

Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.

  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…

Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»

  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) (слайд 10) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (слайд 11 ) (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?

Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».

  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

Работа с текстом : в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?
Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.
(слайды 12-14 )

6. Подведение итогов (слайд 15)

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?

7. Домашнее задание

Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия

Закончи предложения.

Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

Список использованной литературы

  1. Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый». – М., Просвещение, 1989.
  2. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1972.
  3. Куликов И.В. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1989.
  4. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий: Пособие для учителя. - Л., Просвещение, 1983.
  5. Материалы с сайта http://feb-web.ru
  6. Мир Пушкина. В 4 т. – Спб: Пушкинский фонд, 1993.