Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ов

Побызакова Элла Леонидовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ РХ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Аскизская специальная (коррекционная) школа – интернат» 8 вида. Республика Хакасия, село Аскиз.

Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом и словосочетанием ребенок увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи Здесь и начинается удивительное: глаз видит одно, а сознание творит другое (ведь читать нам начинают еще в детстве, когда мы видим на странице только черные крючки, знаки, которые впоследствии называем буквами, а видим, например, Колобка и из этих черных знаков, крючков узнаем того же Колобка).
Одним из требований, предъявляемых программой коррекционных школ8 вида к чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение. Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остается актуальной на протяжении всех лет обучения УО школьников. Чем старше они становятся, тем сложнее и объемнее становятся тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т.п.
Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач.
Для этого рекомендуется использовать разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсии, демонстрацию картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественных произведений, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.
Осознанное чтение необходимо не только на уроках чтения, но и при изучении технологии обработки ткани, дерева. Так как только точно по прочитанной инструкции можно сделать изделие. Можем сказать, что чтение, а именно осознанное чтение помогает нашим детям узнать что-то новое, представить то, что они видели.
Существуют разные методы, приемы для достижения осознанного чтения. В статье Шишковой М,И,(к.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики МГОПУ им.М.А. Шолохова) предлагаются различные варианты заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Также в статье представлены задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.
Задание 1. Разбор значений слов синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами - синонимами.
Ключ – родник, воин – солдат, забор – изгородь, плетень.
Задание 2.Разбор значения слов - синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.
Задание 3.Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.
Задание 4. Подбор к данному слову, слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Задание 5. Работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов, антонимов).
Задание 6. Работа с фразеологизмами.
Учитель просит объяснить смысл выражений. Словосочетания написаны на карточках. Карточки можно прикрепить на магнитную доску, можно раздать учащимся. Так же школьникам необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу).
а) Человек с головой, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, потерять голову, голова идет кругом, морочить голову.
б) Задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу, встретиться нос к носу.
в) Говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколи, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз.
г) Держать ухо в остро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши.
д) Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб.
е) Язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.
ж) Валится из рук, из рук вон плохо, легкая рука, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, прибрать к рукам, сидеть сложа руки.
з) Со всех ног, встать с левой ноги, идти в ногу, ног под собой не чуя, встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь другая там.
Задание 7. Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.
1.Перед началом чтения произведения попросить учащихся определить жанр приведения, тему, сюжет, эмоциональный характер произведения. (В.Астафьев «Осенние грусти», Г.Скребицкий «Добро пожаловать!»).
Задание 8.Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
1.Найди ошибку: У котенка белая лапки. Дедушке Ване семь лет. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
Литература:
1. Коррекционная педагогика, 2007г. №1(19), стр. 53-58
2.А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для вузов. М.Владос.1999.стр. 175-180.

Трудно переоценить значение обучения детей чтению, так как чтение, кроме его большого общевоспитательного значения, на живых примерах учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, являясь, таким образом, одним из незаменимых инструментов совершенствования и речи и мышления.

Система обучения и воспитания детей с дефектами в развитии является неотъемлемой составной частью единой системы образования.

При обучении чтению детей по коррекцонной программе VIII вида большое внимание уделяется рациональному выбору методов и приемов организации урока, подбору наглядных и раздаточных дидактических материалов, использовании все органов чувств, дифференцированном и индивидуальном подходе к тем учащимся, которые испытывают те или иные затруднения в овладении чтением, т.е. в правильном определении мер коррекционного воздействия.

1. Правильное чтение — это чтение, которое идет без искажения звукового состава слова.

2. Сознательное чтение – это чтение, при котором правильно воспринимается информационное и эмоциональное содержание прочитанного.

3. Выразительное чтение — чтение с соблюдением должной интонации и передачей голосом эмоционального содержания и настроения текста.

4. Беглое чтение – такой темп чтения, при котором понимание опережает произношение. Темп беглого чтения приближается к темпу разговорной речи (программа коррекционной школы VIII вида исключает подсчет количеств слов в 1 минуту. Дается только объем текста. Не важно, за сколько времени его прочитают).

При обучении чтению учащихся с нарушением интеллекта необходимо учитывать следующее :

1. В 1-м классе на каждом уроке необходимо обязательно проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которое включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма – языка, губ, на подготовку речевых органов к произнесению определенного звука.

2. В 1-4-х классах хороший эффект в обучении чтению и произношению дает использование сопряженной речи (речь учащихся с учителем), отраженной речи,(самостоятельное повторение) и хоровой речи с движением.

3. В 1-6-х классах на каждом уроке необходимо проводить речевую зарядку – тренировку на правильное артикулирование звуков (разучивание скороговорок, четверостиший).

Также необходимо отметить, что виды работы при проверке домашнего задания должны отличаться от видов работы над новым текстом.

Учитель сам знакомит учащихся с новым текстом, для лучшего эмоционального восприятия содержания учебники учащихся должны быть закрыты; чтение текста учителем должно быть эмоционально окрашено (стихотворение учитель должен читать наизусть); перед прослушиванием нового текста учащимся ставится вопрос по содержанию текста для привлечения их внимания; все вопросы в ходе разбора текста учитель задает всему классу; учитель должен требовать полный, правильно построенный ответ; речь учителя не должна быть слишком громкой или слишком тихой; все виды чтения про себя обязательно должны быть с заданием.

1. Прочитай отрывок про себя, отметь слова, смысл которых ты не понимаешь.
2. Прочитай про себя и найди ответ на вопрос.
3. Прочитай и найди слова и предложения для характеристики героя.

Виды работы над новым текстом на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида

1. Хоровое чтение по такт для выработки нужного темпа речи.
2. Хоровое чтение трудной части рассказа с повторным прочтением слабыми учащимися.
3. Чтение по частям с предварительным распределением частей между учащимися с учетом возможностей каждого: с изменением силы голоса (громко, умеренно, тихо); с изменением темпа чтения (быстро, медленно); с изменением интонации (радостно, сердито, печально, сдавленно).
4. Выборочное чтение по вопросам (учитель задает вопрос, а ученик отвечает).
5. Выборочное чтение по картинкам (опиши картинку словами текста).
6. Чтение той части рассказа, которая особенно понравилась.
7. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
8. Нахождение отрывка или предложения, отражающего главную мысль рассказа.
9. Чтение предложения, которое стало поговоркой (для басни).
10. Чтение по ролям
11. Конкурсное чтение стихотворений.
12. Нахождение самого длинного слова в тексте.
13. нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком (вопросительным знаком).
14. Нахождение в тексте слов, которые обозначают имена собственные.
15. Нахождение в тексте слов на правило (жи-ши, ча-ща, разделительный ъ и др.).
16. Нахождение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
17. Чтение по частям с озаглавливанием каждой части.

Виды речевых зарядок

1. Чтение слогов: Аа, уа, ау, иа, Ея, Ия, Ао, ЯЯ, Ом, он, ос, от, ох.

Чтение слогов и слов с подготовкой:

ад – сад – суд –сед – дед – бед
во – кво – скво – сквор –цы

2. Чтение слов, отличающихся 1- 2 буквами или порядком и расположением:

На – нас — сан — сап – нас — сел
Ой – бой — бои — мои – мол
Следы — слезы
Зверь — дверь
Слон - стон

3. Чтение родственных слов:

Дом — домик
Стол – столик
Трава — травка
Шел – пошел – вышел – пришел

4. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но отличающих разные корни:

Продал Украл
Проделал Увел
Продырявил Увез

5. Чтение скороговорок:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Наращивание второго согласного к одному и тому же звуку:

С – не – сне – снеж – Ки – снежки
С – Лу – слу – слу – чи – лось
С – пе – спе – спе – ци – аль – ный

7. Кто самый внимательный (чем отличаются слова):

Домик Работа
Домики Рабочие
Домовой Работники

Любой логопед, используя данный материал сможет добиться высоких результатов при обучении детей чтению.

Плотникова Ирина Васильевна,
учитель-логопед

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ «МЕГИОНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Сообщение на тему:

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению в специальной коррекционной школе 8 вида

Подготовила:учитель I квалификационной категории Шахова Ирина Владимировна

Мегион 2016

Особенности работы с детьми на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида

Формирование навыков чтения у детей с проблемами в развитии осуществляется замедленными темпами. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и понимание прочитанного. У этих детей наблюдается более медленный темп чтения, чем у учащихся массовой школы.
Техническая сторона процесса чтения страдает из-за незнания букв или нетвёрдого их знания, нарушения слияния букв (побуквенное чтение), замедленного чтения , искажения звуко-слоговой структуры слов (особенно слов с большим количеством слогов).
Отмечается, что многие ученики часто пользуются своеобразным способом чтения, постепенным «нанизыванием» звуков, так называемым «причитыванием» (в-вх-вхо-д - вход). Распространёнными ошибками чтения являются замены звуков и слогов . Особую трудность для детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении таких слогов дети читают первую согласную слога как отдельный слог, отделяя её паузой от другой согласной того же слова.
Сходные ошибки дети допускают при чтении закрытого слога (в-бе-жа-л, лю-бу-й-ся).
Часто делается неправильное ударение , чтение в основном маловыразительное и монотонное, наблюдается повтор слов, нарушается интонационная структура.
На первоначальном этапе овладения чтением у учащихся наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, предложений, текста. Есть затруднения в понимании образных выражений, метафор; нарушено целостное восприятие текста, присутствует угадывающее чтение.

Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков : исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

Правильность

Беглость

Выразительность

Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Правильное чтение - это чтение без ошибок и искажений. Правильность чтения - выражается в отсутствии ошибок на: 1)замены, 2) пропуски, 3)перестановки, 4) добавления, 5) искажения, 6) повторы букв, слогов, слов в читаемом тексте, 7) ошибок ударения в словах.

На уроках применяются следующие приемы коррекции основных нарушений правильности чтения обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида. Рекомендуются специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения. К ним относятся:

1.Звуко-буквенный анализ слов:
-подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);
- речевое лото;
- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов; узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова, дети должны определить соответствующий звук:
О Л Ы У
куст, сок сын,лось дым, нес лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил
После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.

2.Задания на узнавание и вычленение согласного звука :
а) узнавание начального звука в слове;
б) узнавание последнего согласного в слове;
в) узнавание согласного в середине слова;
г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции.

3. Игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
4. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
ро -жа, - ма, –та,- га

5. Игра « Телеграф» : педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
6. Игра « Помоги Незнайке»
Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
7. Ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться?
8. Игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв.
9. Игра « Потерялась буква»
ДУ. СУ. Д. М Б. К

Беглость чтения- это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. В процессе обследования навыка чтения необходимо обратить внимание на темп (скорость чтения).Начиная с 3 класса коррекционной школы VIII вида, когда основная масса обучающихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.
Основными коррекционными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
- ежедневная тренировка учащихся в чтении (обучающиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);
- неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ:
- выборочное чтение,
- ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста,
-нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
- предварительная ориентация учащихся перед чтением текста.
- чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Предварительно выписываю слова сложные по слоговому или морфемному составу на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.
- предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
- использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения: раскрытие характерных особенностей персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 2-4 классах. Работу над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Для этого компонента важным также является логическое ударение. Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя.

Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
- изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
- чтение по ролям;
- инсценировки басен, сценок.

Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Коррекция нарушений понимания прочитанного заложена в таких видах работ, как:
- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков). Предлагаются обучающимся задания на развитие логического мышления, основу которых составляют предложения, выражающие коммуникацию отношений:
1. Волк гонится за зайцем. Кто бежит впереди?
2. Сад позади дома. Что впереди?
3.Я прочитал газету после того, как позавтракал. Что я сделал сначала?

Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, обучающимся надо оказывать помощь: словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом), привлечение внимания детей к пониманию прочитанного необходимо осуществлять с первых их шагов в чтении. Детям сразу же надо дать установку: «прочел - понял». Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приемы:
а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;
б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;
в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);
г) схематичное изображение предмета или действия на доске;
д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;
е) придумывание предложения с прочитанным словом;
ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;
з) объяснение значения слова учителем и т. п.

Если слово многозначно (ручка, ключ, сорвать, поднять и т. п.), то следует разобрать с детьми несколько значений, включить слово в разный контекст.
- работа над планом (словесное рисование -иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем -деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
- разбор жизненных ситуаций;
- заключительная, обобщающая беседа.

Цель программы по чтению и развитию речи: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, развивать связную устную речь, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи преподавания чтения и развития речи :
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);
- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Для формирования полноценного навыка чтения в работе используются коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности:
1. Развитие фонематического слуха у детей.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие дикции.

4.Развивитие смысловой догадки.

5.Развивитие навыка периферического зрения.

6.Развитие артикуляционного аппарата.

7.Развитие зрительной памяти.

Работа на уроке начинается с отработки чистого произношения звуков. Для этого проводятся фонетические и артикуляционные упражнения, которые способствуют выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивается умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.

Применение коррекционно-развивающих упражнений возможно на различных этапах урока. Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.

1. Развитие фонематического слуха у детей. Виды упражнений:

 Фонетическая зарядка. Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает как о каком либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? (А-а-а…) или как дрожат от холода? (В-в-в…).

 Игра “Кто больше?”Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (сестра, доска, голова), или придумай слова начинающиеся со звука [б], [б ] (береза, булка, баран, батон, бабочка).

 Игра “Кто внимательный?” Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли. Или отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра. (Ответ: Даша.)

 Звук заблудился. Цель задания: найти слово, в котором заблудился данный звук. Например:
Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (грачей).

 Узнай звук. Цель задания: дети должны хлопнуть в ладоши, услышав новый звук в слове. Например: учитель читает слова, в которых есть звук [т] (книга, ручка, дверь, тетрадь, суббота, пятница, среда, дом, стекло, часы, цапля).

2.Развитие зрительного восприятия.

Виды упражнений:

 Найди лишнее.

Какая буква лишняя? а, у, р, о, ы.

Какой слог лишний? ма, ра, на, лы, са.

Какое слово лишнее? речка, река, ручей, ручка, ручеек.

 Слоговое лото.
На доске карточки со слогами: га, гу, гру. Дети должны дополнить слог до слова. Например:
Га – газета, газель.
Гу – гуси, гудок.
Гру – груша.

 Лесенка.
На доске записаны слова в виде лестницы. Данное упражнение нацеливает детей на чтение целыми словами. Лесенку следует постепенно усложнять. Читать слова можно в различном темпе и с эмоциональной окраской.
бак зуб
бант зола
булка загар
блузка звонок
бабочка зеленый
больница землянка

 Превращение слов – волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например: зуб – куб – дуб – душ; Зина – Рина – рана – рама – дама – лама – мама – Маша – каша – Даша и замените один из согласных в словах на З: коса (коза), дверь (зверь).

 Из одного слова – несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).

 В эту же группу включены специальные карточки –горки и карточки –столбики.

3.Развитие дикции.

Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца арла – арча
Арта – арда арча – аржа

Чтение громко и уверенно:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь

Чтение четко и быстро .
гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь
вол – вой – волк
ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР
вес – весь – весть – вещь

Отчетливое произнесение слогов: громко – тихо, тихо – громко.
ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ
фи – фэ – фа – фо – фу – фы
ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА
ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА

4.Развивитие смысловой догадки.

Допиши в словах окончания . Цель: учиться согласовывать слова между собой. Подготовка к чтению на скорость.
Мягк… игрушка
Звонк … хлопушка
Стар… подушка
Бел… снежинки

Доскажи строчку .Учитель записывает предложения на доске и просит детей их дополнить.
Ло-ло-ло – как на улице … . (светло)
Ул-ул-ул – у меня сломался … . (стул)
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не … .(любила)

Какие буквы надо дописать к словам , чтобы получилось новое слово?
. лесень. вёкла
. лакат. калка
. ровод. колько

Занимательные модели.
- е – (мел, сел, лес).
Е – – (еда, ели, ела).
Е – – – (енот, езда, ерши).
– е – – (леса, села, пела).

Слова – неведимки.
– Я толстоногий и большой. С - - -
-Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
-На мене кузнечики звенят. С - - -
-А я конечный результат. - - - -
(Ответ: слон, стон, стог, итог.)
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

5.Развивитие навыка периферического зрения.

Игра “Фотографирование предметов ”.Цель игры: за одну секунду запомнить все, что изображено на карточке. Перед показом даётся команда: “Приготовились! Внимание! Фотографируем!”

Числовые и буквенные пирамиды .Цель этого упражнения – фиксация зрения на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов. Например:
М! а
м _!_ о
м __!__ у
м ___!____ и
м _____!______ е
м _______!_______ ы

Эти упражнение даются на начальном этапе обучения чтению. В 5 , 6 классах при чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия.

Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного видения и предварительное проговаривание трудных слов.

Цифровые и буквенные таблицы

Памятка для работы с таблицей .

Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом. Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

Таблица, состоящая из ряда слов не связанных по смыслу.

километр

6.Развитие артикуляционного аппарата.

Цель заданий и упражнений шестой группы -развитие артикуляционного аппарата. Используя эти упражнения учитель ставит перед собой задачу- научить детей внятно и четко произносить слова, четко выговаривать звуки речи. Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами.

Работа с чистоговорками :Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро.
По семеро в сани уселись сами.
Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
Для каких букв эти чистоговорки? Поставьте в словах знак ударения.
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.

Работа со скороговорками.
1. Прочитай скороговорку быстро. Посоревнуйся с другом: кто быстрее и без ошибок прочитает скороговорку.
Лара у Вали играла на рояли.
2. Читай скороговорку. Сколько слов с буквой Й тебе встретилось?
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.

Скороговорки помимо правильного произношения формируют умение ребенка убыстрять темп, что необходимо при наращивании темпа чтения. Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно).

Теоретически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук, исходя из величины проекции кисти рук в двигательной области коры головного и ее близости к моторной речевой зоне.
Используя на уроках пальчиковую гимнастику , педагоги отмечают высокую эффективность и в плане подготовки руки ребенка к письму, формировании почерка, и в плане тонизирующего воздействия, и даже в плане психологической коррекции. Педагоги-практики считают, что у многих пальчиковых игр нет возрастных границ. Пальчиковую гимнастику в специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразно проводить до 5 класса. Особенности речевого развития у умственно отсталого ребенка проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Одним из приемов преодоления нарушения речи является пальчиковая гимнастика. Учащиеся охотно выполняют эти упражнения. Но для отработки одного упражнения уходит несколько уроков, т. к. не все дети могут сразу запомнить движения рук, а тем более выполнить их в сочетании с речью.

7.Развитие зрительной памяти.

Развитие зрительной памяти осуществляется с помощью заданий включающих в себя запоминание слов за определенный отрезок времени, зрительные диктанты.

Работа со зрительными диктантами проводится с 7-ого класса, так как у этой возрастной группы достаточно сформированы темп письма и каллиграфия.

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти применяются на таких этапах урока как, словарная работа, закрепление изученного, повторение пройденного. Конечно, зрительные диктанты эффективнее использовать на уроках письма, так как уроки чтения в специальной (коррекционной) школе не предполагают наличия тетрадей.

Систематическое использование подобного рода заданий и упражнений, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

У учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида формируется навык правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.

Правильное чтение – это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Для формирования навыка правильного чтения у детей данной категории используются специальные упражнения, цель которых установление связи между зрительными и речедвигательными образцами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, запоминание читаемых слогов и слов, единство процессов восприятия и осмысления слов:

    дифференциация сходных слогов и слов (ла-ра, ма-мя);

    чтение слогов и слов по подобию (Маша, Даша, Паша);

    чтение слогов и слов с подготовкой (ра-гра-грач);

    чтение слов, отличающихся 1-2 буквами (кто-кот);

    чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни (прошел-просмотрел);

Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Для этого указанные упражнения используются на этапе речевой зарядки, с этой же целью используются чтение «по цепочке», чтение по абзацам, по эстафете, выборочное чтение.

Формированию правильного чтения может способствовать наблюдение учащихся за чтением: медленное чтение текста учителем – учащиеся следят указкой по книге, комбинированное чтение (часть текста читается вместе с детьми хором), сопряженное чтение (вместе – учитель и учащиеся) и т. д.

Беглое чтение – это чтение в таком темпе, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение (средний темп – 100-180 слов в минуту). Основой для развития данного качества является достаточный запас представлений об окружающем мире.

Основными приемами работы являются следующие:

    многократное чтение текста разными способами;

    речевая зарядка (в начале урока учащиеся читают текст на карточках «про себя», вслух, отвечают на вопросы по прочитанному);

    чтение в тексте отрывков синтетически (целыми словами) и аналитически (по слогам, с разбором трудных слов и предложений);

    смысловая догадка (умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета – по заголовку определить, о чем идет речь в тексте; какой рассказ можно составить по иллюстрации; придумать окончание рассказа по его первой части; вставить пропущенные слова в предложение);

    зрительные диктанты (речевой материал прочитывается, анализируется, запоминается, далее текст или предложения закрываются, дети воспроизводят его в устной или письменной форме, а затем сравнивают с образцом).

Выразительное чтение – это такое чтение, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

Интонация – это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона, ритма, темпа речи, силы звучания, тембра голоса.

Приемы выработки навыка выразительного чтения:

    отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок для выработки четкой артикуляции звуков речи, хорошей дикции и правильного дыхания;

    хоровое чтение – для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя;

    подражание образцу выразительного чтения;

    чтение по ролям, драматизация текста;

    специальные упражнения по формированию умений сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств (выделение голосом названного слова, произнесение фраз с разной интонацией);

    разметка текста и последующее прочтение с ее учетом.

Сознательное чтение – это такое чтение, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Основными видами работы для формирования данного качества являются: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, первоначальное выразительное чтение текста педагогом, повторное чтение текста учащимися, анализ прочитанного текста, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика литературных героев.

    подготовка учащихся к восприятию текста может включать экскурсии в природу, на производство, демонстрацию предметов, картин, беседу, просмотр видео- диа- фильмов;

    словарная работа предусматривает анализ слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте: совершенно незнакомые слова детям педагог объясняет на этапе подготовительной работы, другие слова разбираются после прочтения текста в ходе его анализа, особое внимание уделяется работе над образной лексикой;

    анализ текста проводится по вопросам учителя, направленным на выделение основных смысловых единиц текста, действующих лиц, их поступков и мотивов, определение последовательности событий и их причинно-следственной обусловленности;

    закрепление содержания прочитанного текста происходит в ходе работы с иллюстрациями к тексту «словесного рисования», составления характеристики литературного героя;

    различные виды пересказов (краткий, полный, выборочный, сжатый, с изменением лица рассказчика), планы (картинный, словесный, простой, сложный, цитатный).

Начиная с 7-го класса, оба вида чтения постоянно используются параллельно. Школьники читают часть текста вслух, некоторые абзацы по заданию учителя - про себя; одну главу разбирают в классе, читая ее вслух, другая дается для самостоятельного молчаливого чтения дома.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Совершенствованию техники чтения, расширению кругозора учащихся, развитию умения черпать информацию из книг в период обучения в школе и после ее окончания способствует правильная организация внеклассного чтения. Низкий уровень любознательности, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение правильно выбирать книгу исходя из своих возможностей затрудняют этот вид деятельности для учеников коррекционной школы.

Узость читательских интересов умственно отсталых учащихся, их несамостоятельность, примитивность, ограниченность мотивов чтения неоднократно подчеркивались психологами и педагогами.

Руководство учителя внеклассным чтением детей направлено на развитие у них интереса к книге, к самостоятельному чтению. Мероприятия, которые проводят учитель, воспитатель и школа в целом, могут быть следующими:

1. Подготовительная работа в 1-2-м классах, в содержание которой входят:

а) обязательное чтение школьниками детских книг, интересных и доступных для учеников данного возраста. При этом следует не столько увеличивать количество книг, сколько неоднократно возвращаться к одним и тем же полюбившимся детям произведениям. Нужно помнить, как формируется любовь к книге у дошкольников с нормальным интеллектом: дети требуют еще и еще раз читать уже дословно заученный ими текст. Книга, которую читают детям, хорошо иллюстрирована и невелика по объему. Время на данный вид деятельности выделяется как на уроках, в первую очередь на уроках чтения, так и вне их. Учитель может оставлять от занятия 5-10 мин, чтобы почитать детям интересную книгу и дать им тем самым возможность расслабиться и отдохнуть от напряженной учебной работы. Такой методический подход опирается на исследования И.Г. Еременко. Прослеженный им уровень работоспособности учащихся младших классов резко падает после 25 мин урока. Особенно данная тенденция характерна для учеников первого года обучения;