Компенсаторная функция джаза. Джаз: что такое, какие направления, кто исполняет

Джаз – уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Эта многогранная форма искусства зародилась на сломе веков (XIX и ХХ) в США. Музыка в стиле джаз стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным сплавом тенденций и форм из двух регионов мира. Впоследствии джаз вышел за пределы США и стал популярен практически повсеместно. Свою основу эта музыка берет в африканских народных песнях, ритмах и стилях. В истории развития данного направления джаза известно множество форм и видов, которые появлялись по мере освоения новых моделей ритмов и гармоник.

Характерные особенности джаза


Синтез двух музыкальных культур сделал джаз кардинально новым явлением в мировом искусстве. Конкретными чертами этой новой музыки стали:

  • Синкопированные ритмы, порождающие полиритмию.
  • Ритмичная пульсация музыки – бит.
  • Комплекс отклонения от бита – свинг.
  • Постоянная импровизация в композициях.
  • Богатство гармоник, ритмов и тембров.

Основой джаза, особенно на первых этапах развития, стала импровизация в сочетании с продуманной формой (при этом форма композиции не обязательно была где-то зафиксирована). А от африканской музыки этот новый стиль взял следующие характерные черты:

  • Понимание каждого инструмента в качестве ударного.
  • Популярные разговорные интонации при исполнении композиций.
  • Аналогичное подражание разговору при игре на инструментах.

В целом же все направления джаза отличаются собственными локальными особенностями, поэтому и рассматривать их логично в разрезе исторического развития.

Возникновения джаза, регтайм (1880—1910-е)

Считается, что джаз возник в среде чернокожих рабов, привезенных из Африки в Соединенные Штаты Америки еще в XVIII веке. Так как плененные африканцы не были представлены единым племенем, им приходилось искать общий язык с сородичами в Новом Свете. Подобная консолидация привела к появлению унифицированной африканской культуры в Америке, включившей в себя и музыкальную культуру. Лишь в 1880—1890-х годах в результате появилась первая джазовая музыка. Этот стиль был вызван мировым спросом на популярную танцевальную музыку. Так как африканское музыкальное искусство изобиловало подобными ритмичными танцами, именно на его основе зародилось новое направление. Тысячи американцев среднего класса, не имевшие возможности освоить аристократические классические танцы, начали танцевать под пианино в стиле регтайм. Регтайм привнес в музыку несколько будущих базисов джаза. Так, главный представитель этого стиля Скотт Джоплин, является автором элемента «3 против 4» (перекрестное звучание ритмических схем с 3 и 4 единицами соответственно).

Новый Орлеан (1910—1920-е)

Классический джаз появился в начале ХХ века в южных штатах Америки, а конкретно – в Новом Орлеане (что логично, ведь именно на юге была распространена работорговля).

Здесь играли оркестры африканцев и креольцев, творящие свою музыку под влиянием регтайма, блюза и песен чернокожих рабочих. После появления в городе множества музыкальных инструментов от военных оркестров стали возникать и любительские коллективы. Самоучкой был и легендарный новоорлеанский музыкант, создатель собственного оркестра, Кинг Оливер. Важной датой в истории джаза стало 26 февраля 1917 года, когда оркестр «Original Dixieland Jazz Band» выпустил первую собственную граммофонную пластинку. В Новом Орлеане были заложены и основные черты стиля: бит ударных инструментов, мастерское соло, вокальная импровизация слогами – скэт.

Чикаго (1910—1920-е)

В 1920-е годы, названные классиками «ревущие двадцатые», джазовая музыка постепенно входит в массовую культуру, лишаясь титулов «позорная» и «неприличная». Оркестры начинают выступать в ресторанах, перемещаются из южных штатов в другие районы США. Центром джаза на севере страны становится Чикаго, где получают популярность бесплатные ночные выступления музыкантов (в ходе таких шоу происходили частые импровизации и сторонних солистов). В стилистике музыки появляются более сложные аранжировки. Иконой джаза этого времени стал Луи Армстронг, переехавший в Чикаго из Нового Орлеана. Впоследствии стили двух городов начали объединили в один жанр музыки джаз – диксиленд. Главной чертой этого стиля стала коллективная массовая импровизация, которая возвела главную идею джаза в абсолют.

Свинг и биг-бэнды (1930—1940-е)

Дальнейший рост популярности джаза вызвал спрос на крупные оркестры, игравшие танцевальные мелодии. Так появился свинг, представляющий характерные отклонения в обе стороны от ритма. Свинг стал главным стилевым направлением того времени, проявившись в творчестве оркестров. Исполнение стройных танцевальных композиций требовало более слаженной игры оркестра. Джазовые музыканты должны были участвовать равномерно, без особых импровизаций (кроме солиста), поэтому коллективная импровизация диксиленда ушла в прошлое. В 1930-е годы произошел расцвет подобных коллективов, которые были названы биг-бэндами. Характерной чертой оркестров того времени является соревнования групп инструментов, секций. Традиционно, их было три: саксофоны, трубы, ударные. Наиболее известны джазовые музыканты и их оркестры: Гленн Миллер, Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон. Последний музыкант знаменит своей приверженностью негритянскому фольклору.

Бибоп (1940-е)

Отход свинга от традиций раннего джаза и, в частности, классических африканских мелодий и стилей, вызвал недовольство в среде знатоков истории. Биг-бэндам и свинговым исполнителям, все больше работавшим на публику, начала противопоставляться джазовая музыка маленьких ансамблей чернокожих музыкантов. Экспериментаторы ввели сверхбыстрые мелодии, вернули долгую импровизацию, сложные ритмы, виртуозное владение сольным инструментом. Новый стиль, позиционировавший себя как эксклюзивный, стали называть бибоп. Иконами данного периода стали эпатажные джазовые музыканты: Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Бунт чернокожих американцев против коммерциализации джаза, стремление вернуть этой музыке камерность и уникальность стали ключевой точкой. С этого момента и от этого стиля начинается отсчет истории современного джаза. В это же время в малые оркестры приходят и руководители биг-бэндов, желающие отдохнуть от больших залов. В ансамблях под названием комбо такие музыканты придерживались свинговой манеры, но получали свободу для импровизации.

Кул-джаз, хард-боп, соул-джаз и джаз-фанк (1940—1960-е)

В 1950-х годах такой жанр музыки как джаз стал развиваться в двух противоположных направлениях. Сторонники классической музыки «охладили» бибоп, вернув в моду академическую музыку, полифонию, аранжировку. Кул-джаз стал известен своей сдержанностью, сухостью и меланхоличностью. Главными представителями этого направления джаза стали: Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Дэйв Брубек. А вот второе направление, напротив, стало развивать идеи бибопа. Стиль хард-боп проповедовал идею возвращения к истокам музыки чернокожих. Вернулись в моду традиционные фольклорные мелодии, яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и импровизация. В стиле хард-бопа известны: Арт Блэйки, Сонни Роллинз, Джон Колтрейн. Данный стиль развивался органично вместе с соул-джазом и джаз-фанком. Эти стили приблизились к блюзу, сделав ключевым аспектом исполнения ритмику. Джаз-фанк, в частности, был представлен Ричардом Холмсом и Ширли Скоттом.

После того как Христофор Колумб открыл новый континент и там поселились европейцы, к берегам Америки всё чаще следовали корабли торговцев живым товаром.

Изнурённые тяжёлой работой, тоскующие по родине и страдающие от жестокого отношения надзирателей, невольники находили утешение в музыке. Постепенно необычными мелодиями и ритмами заинтересовались американцы и европейцы. Так появился джаз. Что такое джаз, и в чём его особенности, рассмотрим в данной статье.

Особенности музыкального направления

К джазу относится музыка афроамериканского происхождения, в основе которой - импровизация (свинг) и особая ритмическая конструкция (синкопа). В отличие от других направлений, где один человек пишет музыку, а другой исполняет, джазовые музыканты выступают одновременно и композиторами.

Мелодия создаётся спонтанно, периоды сочинительства, исполнения разделены минимальным промежутком времени. Так получается джаз. оркестра? Это умение музыкантов подстроиться друг под друга. При этом каждый импровизирует своё.

Результаты спонтанных сочинений сохраняются в нотной записи (Т. Коулер, Г. Арлен «Счастлив целый день», Д. Эллингтон «Разве ты не знаешь, что я люблю?» и т.д.).

С течением времени африканская музыка синтезировалась с европейской. Появлялись мелодии, сочетающие пластику, ритмичность, мелодичность и гармонию звуков (CHEATHAM Doc, Blues In My Heart, CARTER James, Centerpiece и т.д.).

Направления

Выделяют более тридцати направлений джаза. Рассмотрим некоторые из них.

1. Блюз. В переводе с английского слово означает «грусть», «меланхолия». Изначально блюзом называлась сольная лирическая песня афроамериканцев. Джаз-блюз - это двенадцатитактовый период, соответствующий трёхстрочной стихотворной форме. Блюзовые композиции исполняются в медленном темпе, в текстах прослеживается некоторая недосказанность. блюза - Гертруда Ма Рейни, Бесси Смит и др.

2. Рэгтайм. Буквальный перевод названия стиля - разорванное время. На языке музыкальных терминов «рэг» обозначает звуки, дополнительные между долями такта. Направление появилось в США, после того как за океаном увлеклись произведениями Ф. Шуберта, Ф. Шопена и Ф. Листа. Музыку европейских композиторов исполняли в стиле джаз. Позже появились оригинальные композиции. Рэгтайм характерен для творчества С. Джоплина, Д. Скотта, Д. Лэмба и др.

3. Буги-вуги. Стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз. Что такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, разумелось само собой, но приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные ритмические композиции. Буги отличает:

  • импровизация;
  • виртуозная техника;
  • особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией - две-три октавы;
  • непрерывный ритм;
  • исключение педали.

Буги-вуги играли Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери и др.

Легенды стиля

Джаз популярен во многих странах мира. Везде есть свои звёзды, которых окружает армия поклонников, но некоторые имена стали настоящей легендой. Их знают и любят по всему К таким музыкантам, в частности, относится Луи Армстронг.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика из бедного негритянского квартала, если бы Луи не попал в исправительный лагерь. Здесь будущую звезду записали в духовой оркестр, правда, коллектив играл не джаз. и как его исполняют, юноша открыл для себя значительно позже. Мировую известность Армстронг приобрёл благодаря старанию и настойчивости.

Основательницей джазового пения считают Билли Холидей (настоящее имя Элеонора Фейган). Пика популярности певица достигла в 50-е годы прошлого века, когда сменила сцены ночных клубов на театральные подмостки.

Непросто складывалась жизнь и у обладательницы диапазона в три октавы Эллы Фицджеральд. После смерти матери девушка сбежала из дома и вела не слишком благопристойный образ жизни. Стартом карьеры певицы стало выступление на музыкальном конкурсе Amateur Nights.

Всемирную известность имеет Джордж Гершвин. Композитор создавал джазовые произведения на основе классической музыки. Неожиданная манера исполнения покорила слушателей и коллег. Концерты неизменно сопровождались овациями. Наиболее известные работы Д. Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» (в соавторстве с Фредом Грофом), оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже».

Также популярными джазовыми исполнителями были и остаются Дженис Джоплин, Рэй Чарльз, Сара Вон, Майлс Девис и др.

Джаз в СССР

Появление этого музыкального направления в Советском Союзе связано с именем поэта, переводчика и театрала Валентина Парнаха. Первый концерт джаз-банда под руководством виртуоза состоялся в 1922 году. Позже А. Цфасман, Л. Утёсов, Я. Скоморовский сформировали направление театрального джаза, сочетающего инструментальное исполнение и оперетту. Для популяризации джазовой музыки много сделали Э. Рознер, О. Лундстрем.

В 40-е годы прошлого века джаз подвергался широкой критике как явление буржуазной культуры. В 50-60-х годах нападки на исполнителей прекратились. Джазовые ансамбли создавались как в РСФСР, так и в других союзных республиках.

Сегодня джаз беспрепятственно исполняется на концертных площадках и в клубах.

Соул, свинг?

О том, как звучит композиция в этом стиле, известно, наверное, каждому. Этот жанр возник в начале ХХ века в Соединенных Штатах Америки и представляет собой определенное соединение африканской и европейской культуры. Удивительная музыка практически сразу же привлекла к себе внимание, нашла своих поклонников и быстро распространилась по всему миру.

Джазовый музыкальный коктейль передать достаточно сложно, так как он сочетает в себе:

  • яркую и живую музыку;
  • неповторимый ритм африканских барабанов;
  • церковные песнопения баптистов или протестантов.

Что такое джаз в музыке? Определение этому понятию дать очень сложно, так как в нем звучат на первый взгляд несовместимые мотивы, которые, взаимодействуя между собой, дарят миру неповторимую музыку.

Особенности

Какими характерными чертами обладает джаз? Что такое джазовый ритм? И в чем особенности этой музыки? Отличительными чертами стиля считаются:

  • определенная полиритмия;
  • постоянная пульсация битов;
  • совокупность ритмов;
  • импровизация.

Музыкальный ряд у этого стиля красочный, яркий и гармоничный. В нем четко прослеживается несколько отдельных тембров, которые сливаются воедино. В основе стиля лежит неповторимое сочетание импровизации с заранее продуманной мелодией. Импровизацией может заниматься как один солист, так и несколько музыкантов в ансамбле. Главное, чтобы общее звучание было четким и ритмичным.

История джаза

Это музыкальное направление развивалось и формировалось на протяжении столетия. Джаз возник из самых недр африканской культуры, так как чернокожие невольники, которых привезли из Африки в Америку, чтобы понимать друг друга, научились быть одним целым. И, как следствие, создали единое музыкальное искусство.

Для исполнения африканских мелодий характерны танцевальные движения и применение сложных ритмов. Все они совместно с привычными блюзовыми мелодиями легли в основу создания совершенно нового музыкального искусства.

Весь процесс сочетания африканской и европейской культуры в джазовом искусстве начался с конца XVIII столетия, продолжался весь XIX век и только в конце ХХ столетия привел к возникновению совершенно нового направления в музыке.

Когда появился джаз? Что такое джаз Западного побережья? Вопрос достаточно неоднозначный. Появилось это направление на юге Соединенных Штатов Америки, в Новом Орлеане, ориентировочно в конце девятнадцатого столетия.

Первоначальный этап возникновения джазовой музыки характеризуется своего рода импровизацией и работой над одной и той же музыкальной композицией. Она воспроизводилась главным солистом на трубе, исполнителями на тромбоне и кларнете в совокупности с ударными музыкальными инструментами на фоне маршевой музыки.

Основные стили

История джаза началась достаточно давно, и в результате развития этого музыкального направления появилось множество различных стилей. Например:

  • архаический джаз;
  • блюз;
  • соул;
  • соул-джаз;
  • скэт;
  • нью-орлеанский стиль джаза;
  • саунд;
  • свинг.

Родина джаза наложила большой отпечаток на стиль этого музыкального направления. Самым первым и традиционным видом, создаваемым небольшим ансамблем, стал архаический джаз. Музыка создается в виде импровизации на темы блюза, а также европейских песен и танцев.

Достаточно характерным направлением можно считать блюз, мелодия которого основана на четком такте. Для этой разновидности жанра характерно жалостливое отношение и воспевание утраченной любви. Одновременно в текстах прослеживается легкий юмор. Джазовая музыка подразумевает под собой своего рода инструментальную танцевальную пьесу.

Традиционной негритянской музыкой считается направление соул, связанное напрямую с блюзовыми традициями. Достаточно интересно звучит нью-орлеанский джаз, который отличается очень точным двудольным ритмом, а также наличием нескольких отдельных мелодий. Для этого направления характерно то, что основная тема повторяется несколько раз в различных вариациях.

В России

В тридцатые годы в нашей стране был весьма популярен джаз. Что такое блюз и соул, советские музыканты узали в тридцатые годы. Отношение власти к этому направлению было весьма негативным. Изначально джазовых исполнителей не запрещали. Однако имела место достаточно жесткая критика этого музыкального направления как составляющей всей западной культуры.

В конце 40-х годов джазовые коллективы подверглись гонениям. Со временем репрессии в отношении музыкантов прекратились, однако критика продолжалась.

Интересные и увлекательные факты о джазе

Родина джаза - Америка, где сочетались различные музыкальные стили. Впервые эта музыка появилась среди угнетенный и бесправных представителей африканского народа, которых насильно увезли со своей родины. В редкие часы отдыха рабы пели традиционные песни, аккомпанируя при этом себе хлопками в ладоши, так как у них не было музыкальных инструментов.

В самом начале это была самая настоящая африканская музыка. Однако со временем она видоизменялась, и в ней появились мотивы религиозных христианских гимнов. В конце XIX века появились и другие песни, в которых был протест и жалобы на свою жизнь. Такие песни начали называть блюзом.

Основной особенностью джаза считается свободный ритм, а также полная свобода в мелодическом стиле. Музыканты, играющие джаз, должны были уметь импровизировать индивидуально или коллективно.

Со времен своего возникновения в городе Нью-Орлеане джаз успел пройти достаточно сложный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем уже и по всему миру.

Лучшие джазовые исполнители

Джаз - особая музыка, наполненная необычной изобретательностью и страстью. Она не знает границ и пределов. Известные джазовые исполнители способны буквально вдохнуть в музыку жизнь и наполнить ее энергией.

Самым известным джазовым исполнителем считается Луи Армстронг, который почитается за свой живой стиль, виртуозность, изобретательность. Влияние Армстронга на джазовую музыку неоценимо, так как он является величайшим музыкантом всех времен.

Большой вклад в это направление внес Дюк Эллингтон, так как он использовал свой музыкальный коллектив в качестве музыкальной лаборатории для проведения экспериментов. За все годы своей творческой деятельности он написал множество оригинальных и неповторимых композиций.

В начале 80-х годов самым настоящим открытием стал Уинтон Марсалис, так как он предпочел играть акустический джаз, что произвело настоящий фурор и спровоцировало возникновение нового интереса к этой музыке.

Джаз – направление в музыке, характеризующиеся соединением ритмичности с мелодичностью. Отдельной особенностью джаза является импровизация. Свою популярность музыкальное направление получило благодаря необычному звучанию и сочетанию нескольких совершенно разных культур.

История джаза началась в начале XX века в США. В Новом Орлеане сформировался традиционный джаз. Впоследствии во многих других городах стали зарождаться новые разновидности джаза. Несмотря на все многообразие звучания разных стилей, джазовую музыку можно сразу отличить от другого жанра благодаря ее характерным чертам.

Импровизация

Музыкальная импровизация – одна из главных особенностей в джазе, которая присутствует во всех его разновидностях. Исполнители создают музыку спонтанно, никогда не обдумывают заранее, не репетируют. Чтобы играть джаз и импровизировать, требуется опыт и умение в данной области музицирования. К тому же джазист должен помнить о ритме и тональности. Не малое значение имеют отношения между музыкантами в группе, потому что успех получаемой мелодии зависит от понимания настроения друг друга.

Импровизация в джазе позволяет каждый раз создавать что-то новое. Звучание музыки зависит только от воодушевления у музыканта в момент игры.

Нельзя говорить, что если в исполнении нет импровизации, то это уже не джаз. Этот вид музицирования достался джазу от африканских народов. Так как африканцы не имели понятия о нотах и репетиции, музыку передавали друг другу только путем заучивания ее мелодии и темы. И каждый новый музыкант уже мог играть одну и ту же музыку по-новому.

Ритм и мелодичность

Второй важной чертой джазового стиля является ритм. Музыканты имеют возможность спонтанно создавать звучание, так как постоянная пульсация создает эффект живости, игры, волнения. Ритм также и ограничивает импровизацию, требуя извлекать звуки согласно заданной ритмичности.

Как и импровизация, ритм пришел в джаз от африканских культур. Но именно эта черта является главной характеристикой музыкального течения. Первые исполнители свободного джаза полностью отказались от ритма, чтобы быть абсолютно свободными в создании музыки. Из-за этого новое направление в джазе на протяжении долгого времени не признавалось. Ритм обеспечивают ударные инструменты.

От европейской культуры джазу досталась мелодичность музыки. Именно сочетания ритмичности и импровизации с гармоничной и мягкой музыкой придает джазу необычное звучание.

Джаз является особой разновидностью музыки, в которой соединены американская музыка предыдущих столетий, африканские ритмы, светские, рабочие и обрядные песни. Любители такого рода музыкального направления могут скачать любимые мелодии с помощью сайта http://vkdj.org/ .

Особенности джаза

Джаз отличает определенные особенности:

  • ритм;
  • импровизация;
  • полиритмия.

Свою гармоничность он получил вследствие европейского влияния. Джаз основан на особом ритме африканского происхождения. Этот стиль охватывает инструментальные и вокальные направления. Джаз существует благодаря использованию музыкальных инструментов, которым в обычной музыке отведено второстепенное значение. Джазовые музыканты должны обладать способностями к импровизации в соло и оркестре.

Характерные черты джазовой музыки

Основным признаком джаза является свобода ритма, которая пробуждает у исполнителей чувство легкости, расслабленности, свободы и беспрерывного движения вперед. Как в классических произведениях, так и у такого рода музыки имеется свой размер, ритм, который носит название свинг. Для этого направления очень важна постоянная пульсация.

У джаза имеются свой характерный репертуар и необычные формы. К главным относятся блюз и баллада, служащие неким основанием для всевозможных музыкальных версий.

Такое направление музыки – это творчество тех, кто ее исполняет. Именно специфика и самобытность музыканта составляет ее основу. Лишь по нотам выучить его не представляется возможным. Этот жанр целиком зависит от творчества и воодушевления исполнителя на момент игры, который вкладывает в произведение свои эмоции и душу.

К основным характерным чертам этой музыки относится:

  • гармоничность;
  • мелодичность;
  • ритмичность.

Благодаря импровизации каждый раз создается новое произведение. Никогда в жизни два произведения, исполненные разными музыкантами, не будут звучать одинаково. В противном случае оркестры попытаются скопировать друг друга.

Этот современный стиль обладает многими чертами африканской музыки. Одной из них является то, что каждый инструмент может выступать как ударный. При исполнении джазовых композиций используются известные разговорные тона. Еще одной позаимствованной чертой является то, что игра на инструментах копирует разговор. Этот род профессионального музыкального искусства, со временем очень меняющийся, не имеет строгих границ. Он полностью открыт для влияния исполнителей.