Техника византийской мозаики. История древней мозаики: Византия, Флоренция, Рим, Венеция Мозаика византии


Йошкар-Ола

Введение...................................................................................................................3

1. Понятие «мозаика»........................................................................................4

2. История мозаики...........................................................................................7

3. Римские мозаики.........................................................................................10

4. Византийские мозаики из смальты............................................................13

Заключение.............................................................................................................20

Список использованных источников...................................................................21

Введение

"Наши дни" открыли искусство мозаики, как искусство, заново. Прокатитесь по Московскому метро, техника исполнения, профессионализм мастеров, разнообразие цветов и сюжетов поражают воображение.

Для многих мозаичная техника стала не профессией, но увлечением на всю жизнь. Этим увлекательным, а главное доступным занятием можно заинтересовать и детей. Термомозаика создана для совместного творчества детей и их родителей.

В этом реферате я хочу познакомить вас с понятием «мозаика», с ее историей, даже о том, где можно встретить мозаичное искусство.

1. Понятие «мозаика»

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Ее знали еще древние греки. Слово «мозаика» произошло от лат. opus misivum, дословно – «произведение, посвящённое музам». Мозаика - своего рода живопись, но изображение здесь набирают кусочками мелких разноцветных плиток выполненных из керамики, смальты, стекла, разноцветных шлифованных камешков и т.д. История мозаики уходит глубоко в прошлое и насчитывает не одно тысячелетие. Первые мозаики возникли в Древнем Риме, римской мозаикой украшали купальни, полы вилл и спален, роскошные залы в домах знати. Эпоха Византийской империи привнесла в мозаику глоток свежего воздуха, именно в это время распространение мозаики достигло своего пика.

Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное божественное сияние. Характерной особенностью византийской мозаики, отличной от римской, является более мелкий модуль камней, более деликатная кладка. В римской мозаике кладка, как правило, достаточно крупная, черты лиц не отличаются тонкостью, хотя очень выразительны. Опять же византийская мозаика отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Величественный, прекрасный дух византийских мозаик передается даже на маленьком фрагменте - атмосфера благоговения и тишины храма...

Флорентийская мозаика также славится утонченностью и изысканностью, мозаичное панно из флорентийской мозаики выполнялось из шлифованных камней различной формы.

Сегодня мозаика широко применяется для отделки интерьера (стен, пола, потолка, подиумов, лестниц), фасадов зданий, ландшафтных объектов (клумб, фонтанов, скамеек, садовых дорожек), бассейнов, скульптур, мебели; для оформления элементов декора и создания художественных панно.

В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл - для придания интерьеру некоего футуристического намёка; керамогранит - для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная же и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами. Данная особенность продиктована, в первую очередь, их высокими техническими характеристиками, а, кроме того, - доступностью, многообразием, сильным художественным потенциалом, возможностью импровизации.

Явные лидеры современных мозаичных материалов - стеклянные смеси и керамика - помогают реализовать в жизни любую творческую задумку заказчика. Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства. Её художественные возможности безграничны: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи.

Стеклянная мозаика, кроме того, незаменима для облицовки высокотехнологичных объектов: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, каминов, фасадов зданий. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность, нулевой коэффициент водопоглощения, жаропрочность и морозостойкость, прочность, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, независимость от погодных условий, неподверженность влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) является уникальным для работы с сооружениями водной стихии.

2. История мозаики

Большой славой в эпоху эллинизма пользовались произведения пергамского художника Соза, о котором Плиний говорит, как о самом искусном греческом мастере мозаичной живописи. В Пергаме, во дворце Атталидов, Соз набрал мозаичный пол, на котором были изображены беспорядочно разбросанные после пиршества остатки кушаний - рыбьи кости, клешни крабов, овощи, фрукты, раковины и т. п. Здесь же была изображена мышь, грызущая орех, и птицы, которые клевали ягоды. Эта шуточная картина была выполнена в натуральную величину с невиданным до

того в мозаичном искусстве мастерством.
Столь же прославленной была и другая мозаика Соза,

также украшавшая пол,- «Голуби на чаше».

На ней была изображена, по описанию Плиния,

«пьющая голубка, затемняющая поверхность воды тенью своей головки; остальные сидят, прихорашиваясь». Очевидно, это произведение было в свое время очень популярно, так как при раскопках в Италии было найдено несколько вольных подражаний ей.

Плиний говорит, что Соз в своих мозаиках употреблял «мелкие кубики, окрашенные в разные цвета». Здесь, вероятно, речь идет о стеклянных кубиках, так как для них разноцветность более характерна, чем для камешков. Но зато с полной достоверностью установлено, что целиком стеклянными были мозаичные полы на острове Делос, относящиеся ко II в. до н. э. На этих мозаиках кладка цветных кубиков, иногда очень мелких, была столь совершенной, что позволяла выполнить чрезвычайно тонкий рисунок.

За счет эксплуатации порабощенных народов роскошь декоративной отделки общественных зданий, дворцов, храмов и частных домов зажиточных слоев населения достигает своего апогея. Мода на мозаику как на один из наиболее пышных и дорогих способов художественной отделки строений распространяется до небывалых пределов. Все чаще и чаще наблюдаются случаи украшения мозаикой не только полов, но и стен зданий. Каждый сколько-нибудь имущий хозяин стремится завести у себя в доме хотя бы небольшую мозаичную картину или выложить на полу у входа из мелких кусочков фигуру оскалившегося пса с надписью: «cave ca-nem» -«берегись собаки».

Сам Цезарь приказывает возить за собой в походах мозаичные плиты, чтобы выстилать ими пол в своей палатке.

Римляне не удовлетворяются сдержанностью красок греческих мозаик и начинают применять в мозаике агат, оникс, бирюзу, изумруд и прочие драгоценные камни. Однако из-за дороговизны подобных материалов развитие мозаики в этом направлении ограничивалось, что натолкнуло на преимущественное использование стекла, как материала, дающего не меньший декоративный эффект, но неизмеримо более дешевого и широко доступного.

Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан.

Огромной известностью пользуется мозаика, найденная в Помпеях, в так называемом доме Фавна, изображающая последний момент битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе. Она считается копией с живописного оригинала, который приписывается греческому художнику Филоксену из Эритреи, современнику Александра.

В картине поражает огромное внутреннее напряжение и глубина характеров действующих лиц. Лицо Александра, сего горящим взглядом и резкими угловатыми чертами, совсем некрасивое, по-видимому, имеет большое сходство с оригиналом и совершенно не напоминает многочисленные идеализированные портреты этого героя. На лице царя Дария, который видит гибель одного из близких ему людей, художник передал сложное выражение ужаса, жалости и беспомощности.

Мозаика украшала пол одной из комнат дома Фавна и занимала площадь в 15 кв. м. Для ее изготовления потребовалось около полутора миллионов кубиков из естественных горных пород. В мозаике использовано ограниченное число цветов: черный, белый, желтый и красный.

Гете, неоднократно любовавшийся этим замечательным произведением искусства, писал, что каждый раз, подходя к нему, «мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению».

3. Римские мозаики

Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Среди них - превосходная мозаика "Танцующая девушка", небольшая картина, аллегорически изображающая месяц июнь в виде мальчика, держащего корзину с фруктами, и большая мозаика, показывающая Гиласа, спутника Геракла, в его странствиях.

Все эти мозаики набраны из смальт с использованием некоторого количества мраморных кубиков.

Упомянем еще мозаику античного периода, недавно найденную в Гарни, близ Еревана. На ней изображены морские божества в обрамлении богатого орнамента. Мозаика набрана, по всем признакам, местными армянскими мастерами из разноцветных кубиков натурального камня.

Огромный интерес представляют недавно открытые мозаики древней Антиохии, на которых с выдающимся мастерством изображены мифологические сцены.

Примером удачного использования мозаики в римской архитектуре могут служить найденные в Помпеях четыре колонны, богато украшенные орнаментом с изображением охотничьих сцен, набранным из разноцветных кусочков смальты.

В Помпеях сохранились также фонтанные ниши, сплошь покрытые орнаментальной мозаикой.

Наибольшего развития римская мозаическая живопись достигает в первую половину II в. при императоре Адриане. Во время своих длительных путешествий он возил с собой целый отряд архитекторов и художников, в том числе мозаичистов, которые должны были украшать здания, возводимые по его приказу в разных городах Римской империи. Под руководством этих художников в ряде городов были созданы мозаичные мастерские.

Вполне возможно, что известная мозаика пола из Палестины, изображающая долину Нила во время разлива, оживленную многочисленными бытовыми сценами, была создана римскими художниками-мозаичистами ко времени возвращения Адриана с верховьев Нила.

К концу II в. Римская империя вступает в полосу глубокого кризиса, который впоследствии приводит к гибели весь античный рабовладельческий мир. Государственная казна постепенно истощается, в стране растет нищета. Однако правители Рима не хотят замечать надвигающейся катастрофы. Тратятся неисчислимые средства на пиршества, представления и народные празднества. Народ ни о чем не должен знать - все обстоит совершенно благополучно. Все рассчитано на внешний эффект: и огромные размеры построек, и непомерная стоимость отделочных материалов, и необычайно пышное убранство интерьеров. Мозаическое искусство как один из самых дорогих приемов украшения зданий получает особенно широкое применение.

Знаменитые термы (бани) Каракалла, построенные в начале III в., богато отделываются мозаикой. Полы выложены кубиками из цветных мраморов, в стенных мозаиках применены смальты самых ярких цветов и позолота. Остатки этой пышной декорировки дошли до нас и позволяют различать неуклюжие изображения знаменитых римских атлетов. Грубая упрощенная трактовка фигур и жесткие краски свидетельствуют о резком упадке художественного вкуса. Все говорило о том, что в истории Римского государства приоткрывалась одна из самых мрачных страниц, насыщенная политическими репрессиями, угрожавшая отодвинуть искусства на задний план и затормозить их развитие на долгие годы.

Казалось, такой печальной участи не могло миновать и мозаическое искусство, но этого не случилось, поскольку судьба этого искусства оказалась связанной с новой христианской религией, закреплявшейся вокруг византийского трона восточных римских императоров.

Битва кентавров с хищниками. Мозаика виллы Адриана в Тиволи. Берлин. Государственный музей

Битва Александра Македонского с Дарием III при Иссе. Мозаика из дома Фавна в Помпеях. Неаполь. Национальный музей

4. Византийские мозаики из смальты.

Ранневизантийский период

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век.
Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов. Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства.

Баптистерий Православных в Равенне, V век.
Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета - белый, олицетворяющий свет, и золото - свет небесный.

Большой императорский дворец в Константинополе. V век.
В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных. Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка - сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.

Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век.
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век.
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия - все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век.
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.

Эпоха династии Комнинов

6. Церковь Успения Богоматери, Дафни, XII век.
Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы.

Каждая мозаика в Дафни представляет собой самостоятельную композицию и вместе с тем неотъемлемую часть стройного единого ансамбля росписи, органически связанную с архитектурой. Нужно заметить, что при этом мозаики не покрывают сплошь все стены, а оставляют незаполненными большие поверхности, которые подчеркивают красочное богатство росписи.

Стройные и правильные по своим пропорциям человеческие фигуры изображены в сложных, иногда стремительных движениях и поворотах, формы переданы объемно, хотя большую роль играет четкая линия контуров, придающая изображению некоторую сухость.

Основное назначение мозаик, по представлению византийских правящих кругов, заключалось в поучении верующих.

Ясность в развитии сюжета и доходчивость до зрителя мозаик монастыря Дафни могут служить образцом для монументальной живописи.

7. Собор в Чефалу, XII век.
Мозаичные композиции собора сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью.

Византийские мозаики. Константинополь. Дворец Дафна

Дионис. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Охота на оленя. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Заключение

В своем реферате я познакомила вас с историей мозаики, раскрыла сущность понятия мозаики, продемонстрировала известные памятники мозаичного искусства.

В заключении выделим основные моменты. Слово «мозаика» произошло от лат. opus misivum, дословно – «произведение, посвящённое музам». История мозаики уходит глубоко в прошлое и насчитывает не одно тысячелетие. Первые мозаики возникли в Древнем Риме, римской мозаикой украшали купальни, полы вилл и спален, роскошные залы в домах знати. Эпоха Византийской империи привнесла в мозаику глоток свежего воздуха, именно в это время распространение мозаики достигло своего пика.

Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Наибольшего развития римская мозаическая живопись достигает в первую половину II в. при императоре Адриане.

Примером византийских мозаик могут служить:Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(V век), Баптистерий Православных в Равенне(V век), Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне(VI век), «Голуби на чаше» художника Соза и другие.

Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан. Сейчас отделку мозаикой можно встретить во многих местах.

Список использованных источников

1. Вахрушева Ю. История мозаики: [мозаичное искусство]// ДЕКО. – 2008. - №1. – 62с.

2. Искусство Византии/ Д.Т.Райс. –М.: Слово, 2002. – 254с.: цв. ил. –(Большая библиотека «Слова»)

3. Искусство Византии: ранний и средние периоды/ Г.С.Колпакова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 527с. : цв. ил.- (Новая история искусств)

4. Мельников Ю.С. История мозаики. http://stroy-server.ru/mozaika

5. http://www.smalta.ru/istoriya-smalty/vizantiya/

6. http://www.art-glazkov.ru/article/other/mozaika06.htm

Византийская мозаика

Начало формирования византийской мозаики приходится на 3-4 века нашей эры. Именно в эту эпоху создаются первые мозаичные композиции. Расцветом мозаичного искусства Византии принято считать 6-7 века нашей эры. В дальнейшем данный вид монументальной живописи переживал кризис. В период с 9 по 14 века мозаичное искусство стало возрождаться и развиваться. Большая часть композиций - это библейские сюжеты и образы святых, которые украшают стены, потолки храмов и церквей.

Применяя античные методики в составлении мозаик, мастера Византии сформировали собственную технику в создании произведений. Частицы прозрачной и матовой смальты, а порой и камешки разнообразной формы и размеров склеивались в связующей основе под различным углом наклона. Такая техника позволяла солнечному свету переливаться различными оттенками на мозаичных полотнах.

Тематику мозаичных композиций составляли сюжеты из Библии. Они как будто переносили верующих в другой мир. Лики Христа, изображения ангелов и пророков, а также возвеличивание власти помазанника Божьего стали главными сюжетами мозаичных произведений Византии. При этом сюжет с библейскими персонажами обязательно создавался на золотом фоне, который символизировал роскошь и богатство. Таким образом византийские мозаичисты хотели создать эффект сопричастности зрителя с изображением.

Неровные сияющие поверхности мозаик затрагивались в игре светотени, тем самым формируя в интерьере еще больший ореол таинственности.

Яркие красочные тона создавали у зрителя ощущение того, что вот-вот произойдет чудо.


До настоящего времени сохранились известные всему миру мозаики Равенны – города, расположенного в северной части Италии. В этом городе в 6 веке нашей эры лучшие мастера мозаичного искусства декорировали стены церкви Сан Витале. Солнечный свет, попадающий из арочных проемов галерей и купола, дает возможность мозаике сверкать всеми оттенками цветовой палитры. По обеим сторонам от окон находятся мозаики, изображающие императора Юстиниана и его супруги Феодоры со свитой.

На первом мозаичном полотне изображен император Юстиниан, который преподносит подношение церкви в виде золотой чаши. Его голову украшает диадема, мастер также увенчал ее нимбом, чтобы показать, насколько сильно император привержен религии. Юстиниан облачен в цветные одежды, декорированные золотом. По правую сторону от императора изображены двое придворных и несколько стражников, фигуры которых закрывает парадный щит с монограммой Христа. С левой стороны от Юстиниана - старец в одежде сенатора и епископ Максимиан, держащий в руке крест, а также два дьякона. Абсолютно точная симметрия левой и правой сторон мозаичного полотна формируют у зрителя ощущение равновесия и гармонии.

На противоположной стене находится мозаика с образом жены императора Феодоры. Она входит в собор, держа в руках потир с золотыми монетами. На ее плечах и шее – удивительно красивые и изысканные ожерелья. Голову императрицы украшает корона с колоритными подвесками из жемчуга. Ее голова также увенчана нимбом. С левой стороны от жены Юстиниана находятся придворные особы, туники которых декорированы драгоценными камнями. С правой стороны от императрицы изображены евнух, который открывает завесу собора и дьякон. Мозаичист составил данную композицию на золотом фоне.

Обе работы создают у зрителя ощущение того, что власть императора Византии крепка и незыблема. Как не подчиниться такой власти, когда она окружена такой роскошью и богатством.

Следует отметить также уникальные мозаичные произведения в церкви Успения в Никее, Которые были созданы в 7 веке нашей эры. К сожалению, церковь была разрушена в 1922 году. Композиции, изображающие ангелов, просто потрясают зрителя своей красотой и великолепием. Образы ангелов настолько благородны, что создается ощущение, будто это настоящий идеал красоты античной эпохи. Они изображены в выразительных нарядах придворных стражников на золотистом фоне алтарного свода. Охраняя трон, они попарно стоят у него, держа в руках знамена. Ангелы предстают перед зрителем в естественной позе. Вместе с тем, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивается божественный свет, делают образы максимально реалистичными и выразительными.

Заслуживает особого внимания мозаичное полотно с изображением известного ангела «Динамиса», который олицетворяет собой эталон совершенства, благородства и одухотворенности. Лик ангела просто поражает богатством внутреннего мира, глубиной эмоций и чувств. К большому сожалению, имя создателя этого уникального шедевра неизвестно.


Отличительная особенность византийского стиля в мозаичном искусстве заключается в том, что мастера соблюдали максимальную точность пропорций человеческих тел. Нередко фигуры изображались мозаичистами в повороте или движении. В большинстве случаев мозаичная картина составлялась таким образом, чтобы визуально подчеркнуть объемность изображения.



Другие особенности византийской мозаики

В более поздние времена исследователи обращают внимание на то, что кубики укладываются плотно друг к другу, а четкость контуров при этом продолжает прослеживаться. Также среди особенностей более поздних образцов византийской мозаики можно назвать правильные пропорции человеческих тел. Часто они изображаются мастерами в движении или в повороте. Часто изображение передано, так, чтобы была видна объемность изображения. Это в какой-то степени оживляет изображения, но наличие четких контуров все же делает их довольно сухими.


Что представляет собой византийская мозаика? Это древнее искусство составления из мелких одинаковых частиц какого-то образа или картины. Как правило, так выполнены большие картины, которые предназначены на то, что на них будут смотреть на большом расстоянии. В таком случае картина будет отличаться неровностями, которые как-будто оживляют изображение, а также поверхность картины будет казаться издалека бархатистой.

Материалы для византийской мозаики

Еще с древних времен в Византии был изобретен превосходный материал для выполнения картин византийской мозаики – смальта. По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин. Еще в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.


Происхождение византийской мозаики

История византийской мозаики восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики. Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.


Особенности византийского стиля

Как уже упоминалось выше, главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор. Еще одной особенностью мозаичных панно выполненных в византийском стиле, является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Как правило, чтобы добиться этого, для контура использовались кубики мозаики, выкладываемые в ряд. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.

Мозаика – составление картин или панно из мелких однородных частиц. Это могут быть цветные камни, керамика, ракушки или кусочки дерева и стекла, которые кладут на заранее подготовленную поверхность. Почему более известно именно византийская мозаика? Потому, что это изящное искусство было очень развито в Византии в разные периоды ее истории.

Историческая ретроспектива

Искусство выкладывать узоры и целые сюжетные картины из разноцветных кусочков (камней, керамических плиток, цветного стекла и т.д.) зародилось в глубокой древности. Оно развивалось в разных странах и везде имело свои особенные черты.

Известны римские мозаичные картины, которые покрывали полы и стены дворцов, терм или общественных зданий. Выполнялись панно из камешков и смальты.

– особое стекло, которому придавали разные цвета при помощи добавок: золота, ртути, меди и т.д. Металлы добавляли в различных сочетаниях и пропорциях и получали разные оттенки смальты.

Но византийское искусство поднялось на ступеньку выше, чем римское. Мастера сумели детально проработать технологию получения необходимых исходных материалов для создания великолепных мозаичных картин.

Для начала отдельные элементы стали намного мельче и изящнее, что позволило создавать более утонченные работы. Затем и основу мозаики – смальту – подвергли усовершенствованиям.

Именно древние умельцы научились смешивать обычное стекло с различными добавками, в результате получили несколько сотен цветов и оттенков. Искусные художники стали создавать из этих цветных кусочков великолепные по богатству мозаичные полотна.

Качество старинной работы было настолько высоко, что мозаика не потускнела от времени. И любоваться древними шедеврами могут и современные ценители художественных работ.

Что такое византийская мозаика — видео

Темы составной мозаики также отличались от античных. В отличие от римлян, в Византии основой для панно служили, прежде всего, христианские сюжеты и библейские истории. И отделка предназначалась, прежде всего, для культовых сооружений.

Эти пано отличало не только искусное составление и подбор цветов, но и небывалый размах и монументальность. Это поистине огромные полотна, которые производили неизгладимое впечатление на зрителей.

Этапы развития византийского искусства в мозаике

История византийской мозаики насчитывает много веков. Первые найденные образцы смальты датируются I и II веком до н.э. А наиболее древние из сохранившихся мозаик относят к III-IV векам. Самые известные древние образцы византийского мозаичного искусства считаются изображения в Равенне и в Айе-Софии, Константинополь.

В Киеве тоже найдены образцы древней смальты. Считается, что древнерусские мастера работали под руководством художников Византии. Своего пика это искусство достигло именно в период расцвета Империи. Далее приемы укладки картин распространились на многие страны Европы.

Вообще, искусство Империи оказало огромное влияние на культуры всей тогдашней и даже последующей Европы. Считается, что в период иконоборчества в Империи (в VIII - начале IX века) уничтожили все древние изображения.

Остались только те, на которых были изображены геометрические фигуры и кресты. Но потом, когда с иконоборчеством было покончено, искусство сложения картина с фигурами и ликами святых возродилось. И усовершенствовалось, достигнув почти небывалой красоты и изящества форм.

Однако с завоеванием Константинополя турками-османами, древние фрески Софии были на многие века замазаны штукатуркой или испорчены. В 1929 году Ататюрк приказал привести собор в порядок, отреставрировать и превратить в музей. Благодаря этому, многие древние украшения были спасены от полного исчезновения и восстановлены.

Художественные особенности

Композиции из смальты в Византии всегда отличались большей, чем у римлян, красочностью, многими оттенками и игрой цвета. Главным цветом для фона стал золотой.

Основные особенности византийской мозаики:


Особенности композиции

Технология работы

Хотя мастера умели придавать отдельным элементам любые геометрические формы, все же основой для укладки стали мелкие кубики прямоугольной или квадратной формы. Реже встречаются овальные и другие элементы.

Основная техника византийской мозаики – это прямой набор. Кубики смальты с неотшлифованной поверхностью укладываются в ряд. И обязательно очень плотно прилегают друг к другу.

По сравнению с древними образцами, эти элементы намного меньше по размеру и изящнее. Благодаря этому удается добиться тонкой выразительности лиц и цветового перехода. Также отличительной особенностью является более утонченная кладка ликов, одежды, мелких деталей.

Золотой, мерцающий фон – основное условие и отличие от других стилей. Само изображение имеет неровную поверхность и специфический, особенный блеск. Другие отличительные черты и особенности техники – правильные пропорции объектов. Особенно это касается более поздних изображений.

Древность и современность

Надо обязательно отметить, что многие приемы византийской мозаики используются в подобных работах и до сих пор. Эти особенности укладки и отделки стали не только визитной карточкой мастеров тех веков. Но и классикой художественных промыслов, к которой обращаются и многие современные художники.

Видео примеры византийской мозаики

К примеру, некоторые современные православные церкви также украшены мозаичными картинами, в соответствии с древне-византийскими канонами. А в художественной академии Равенны, одного из «мозаичных» центров древности, существует отделение, где изучают это старинное искусство.

Специалисты со всего мира приезжают в этот город на семинары и симпозиумы. А выпускники академии работают реставраторами и делают копии известных картин византийской древности.

Где все это можно увидеть?

Великолепные образцы византийской мозаики можно увидеть, если поехать в Стамбул и посетить древнюю Айю-Софию. Богатейшие исторически художественные сокровища находятся в старинном городе Италии Равенне.

Великолепными мозаичными панно украшены местные соборы, баптистерии и мавзолеи древних правителей. Это, пожалуй, самые известные произведения данного стиля в мире.

Византийская мозаика

Презентацию подготовила

Канева Татьяна Васильевна

учитель истории МБОУ «СОШ с. Петрунь»

Г. Инта, Республика Коми


  • Мозаика - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц, один из основных видов монументально-декоративного искусства.

История восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики.


  • Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.

  • Смальта.
  • По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин.

Византийцы с помощью простых инструментов элементам мозаики придавали элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики.


Ещё в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.


  • Византийская мозаика – это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи.

  • Главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор.

Еще одной особенностью является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.


  • Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона – это классика мозаики, классика Византии

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).


  • Византийская мозаика стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик.

Мозаика в современности

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях.


Мозаика в современности

Византийская мозаика остается

одним из основных видов художественно - декоративного искусства современности.