Числовые неравенства и их свойства. Понятие «цифровое неравенство» Теоретические предпосылки Какое из определений точнее описывает цифровое неравенство


Неравенства в математике играют заметную роль. В школе в основном мы имеем дело с числовыми неравенствами , с определения которых мы начнем эту статью. А дальше перечислим и обоснуем свойства числовых неравенств , на которых базируются все принципы работы с неравенствами.

Сразу отметим, что многие свойства числовых неравенств аналогичны . Поэтому, излагать материал будем по такой же схеме: формулируем свойство, приводим его обоснование и примеры, после чего переходим к следующему свойству.

Навигация по странице.

Числовые неравенства: определение, примеры

Когда мы вводили понятие неравенства, то заметили, что неравенства часто определяют по виду их записи. Так неравенствами мы назвали имеющие смысл алгебраические выражения, содержащие знаки не равно ≠, меньше <, больше >, меньше или равно ≤ или больше или равно ≥. На основе приведенного определения удобно дать определение числового неравенства:

Встреча с числовыми неравенствами происходит на уроках математики в первом классе сразу после знакомства с первыми натуральными числами от 1 до 9 , и знакомства с операцией сравнения. Правда, там их называют просто неравенствами, опуская определение «числовые». Для наглядности не помешает привести пару примеров простейших числовых неравенств из того этапа их изучения: 1<2 , 5+2>3 .

А дальше от натуральных чисел знания распространяются на другие виды чисел (целые, рациональные, действительные числа), изучаются правила их сравнения, и это значительно расширяет видовое разнообразие числовых неравенств: −5>−72 , 3>−0,275·(7−5,6) , .

Свойства числовых неравенств

На практике работать с неравенствами позволяет ряд свойств числовых неравенств . Они вытекают из введенного нами понятия неравенства. По отношению к числам это понятие задается следующим утверждением, которое можно считать определением отношений «меньше» и «больше» на множестве чисел (его часто называют разностным определением неравенства):

Определение.

  • число a больше числа b тогда и только тогда, когда разность a−b является положительным числом;
  • число a меньше числа b тогда и только тогда, когда разность a−b – отрицательное число;
  • число a равно числу b тогда и только тогда, когда разность a−b равна нулю.

Это определение можно переделать в определение отношений «меньше или равно» и «больше или равно». Вот его формулировка:

Определение.

  • число a больше или равно числу b тогда и только тогда, когда a−b – неотрицательное число;
  • число a меньше или равно числу b тогда и только тогда, когда a−b – неположительное число.

Данные определения мы будем использовать при доказательстве свойств числовых неравенств, к обзору которых мы и переходим.

Основные свойства

Обзор начнем с трех основных свойств неравенств. Почему они основные? Потому, что они являются отражением свойств неравенств в самом общем смысле, а не только по отношению к числовым неравенствам.

Числовым неравенствам, записанным с использованием знаков < и >, характерно:

Что касается числовых неравенств, записанных при помощи знаков нестрогих неравенства ≤ и ≥, то они обладают свойством рефлексивности (а не антирефлексивности), так как неравенства a≤a и a≥a включают в себя случай равенства a=a . Также им свойственны антисимметричность и транзитивность.

Итак, числовые неравенства, записанные при помощи знаков ≤ и ≥, обладают свойствами:

  • рефлексивности a≥a и a≤a – верные неравенства;
  • антисимметричности, если a≤b , то b≥a , и если a≥b , то b≤a .
  • транзитивности, если a≤b и b≤c , то a≤c , а также, если a≥b и b≥c , то a≥c .

Их доказательство очень похоже на уже приведенные, поэтому не будем на них останавливаться, а перейдем к другим важным свойствам числовых неравенств.

Другие важные свойства числовых неравенств

Дополним основные свойства числовых неравенств еще серией результатов, имеющих большое практическое значение. На них основаны методы оценки значений выражений, на них базируются принципы решения неравенств и т.п. Поэтому целесообразно хорошо разобраться с ними.

В этом пункте свойства неравенств будем формулировать только для одного знака строгого неравенства, но стоит иметь в виду, что аналогичные свойства будут справедливы и для противоположного ему знака, а также для знаков нестрогих неравенств. Поясним это на примере. Ниже мы сформулируем и докажем такое свойство неравенств: если a

  • если a>b , то a+c>b+c ;
  • если a≤b , то a+c≤b+c ;
  • если a≥b , то a+c≥b+c .

Для удобства представим свойства числовых неравенств в виде списка, при это будем давать соответствующее утверждение, записывать его формально с помощью букв, приводить доказательство, после чего показывать примеры использования. А в конце статьи сведем все свойства числовых неравенств в таблицу. Поехали!

    Прибавление (или вычитание) любого числа к обеим частям верного числового неравенства дает верное числовое неравенство. Другими словами, если числа a и b таковы, что a

    Для доказательства составим разность левой и правой частей последнего числового неравенства, и покажем, что она отрицательна при условии a(a+c)−(b+c)=a+c−b−c=a−b . Так как по условию a

    На доказательстве этого свойства числовых неравенств для вычитания числа c не останавливаемся, так как на множестве действительных чисел вычитание можно заменить прибавлением −c .

    Например, если к обеим частям верного числового неравенства 7>3 прибавить число 15 , то получится верное числовое неравенство 7+15>3+15 , что то же самое, 22>18 .

    Если обе части верного числового неравенства умножить (или разделить) на одно и то же положительное число c, то получится верное числовое неравенство. Если обе части неравенства умножить (или разделить) на отрицательное число c , и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство. В буквенном виде: если для чисел a и b выполняется неравенство ab·c.

    Доказательство. Начнем со случая, когда c>0 . Составим разность левой и правой частей доказываемого числового неравенства: a·c−b·c=(a−b)·c . Так как по условию a0 , то произведение (a−b)·c будет отрицательным числом как произведение отрицательного числа a−b на положительное число c (что следует из ). Следовательно, a·c−b·c<0 , откуда a·c

    На доказательстве рассмотренного свойства для деления обеих частей верного числового неравенства на одно и то же число c не останавливаемся, так как деление всегда можно заменить умножением на 1/c .

    Покажем пример применения разобранного свойства на конкретных числах. Например, можно обе части верного числового неравенства 4<6 умножить на положительное число 0,5 , что дает верное числовое неравенство −4·0,5<6·0,5 , откуда −2<3 . А если обе части верного числового неравенства −8≤12 разделить на отрицательное число −4 , и изменить знак неравенства ≤ на противоположный ≥, то получится верное числовое неравенство −8:(−4)≥12:(−4) , откуда 2≥−3 .

    Из только что разобранного свойства умножения обеих частей числового равенства на число следуют два практически ценных результата. Так их и сформулируем в виде следствий.

    Все разобранные выше в этом пункте свойства объединяет то, что сначала дано верное числовое неравенство, и из него посредствам некоторых манипуляций с частями неравенства и знаком получается другое верное числовое неравенство. Сейчас мы приведем блок свойств, в которых изначально дано не одно, а несколько верных числовых неравенств, а новый результат получается из их совместного использования после сложения или умножения их частей.

    Если для чисел a , b , c и d справедливы неравенства a

    Докажем, что (a+c)−(b+d) – отрицательное число, этим будет доказано, что a+c

    По индукции это свойство распространяется на почленное сложение трех, четырех, и, вообще, любого конечного числа числовых неравенств. Так, если для чисел a 1 , a 2 , …, a n и b 1 , b 2 , …, b n справедливы неравенства a 1 a 1 +a 2 +…+a n .

    Например, нам даны три верных числовых неравенства одного знака −5<−2 , −1<12 и 3<4 . Рассмотренное свойство числовых неравенств позволяет нам констатировать, что неравенство −5+(−1)+3<−2+12+4 – тоже верное.

    Можно почленно умножать числовые неравенства одного знака, обе части которых представлены положительными числами. В частности, для двух неравенств a

    Для доказательства можно умножить обе части неравенста a

    Указанное свойство справедливо и для умножения любого конечного числа верных числовых неравенств с положительными частями. То есть, если a 1 , a 2 , …, a n и b 1 , b 2 , …, b n – положительные числа, причем a 1 a 1 ·a 2 ·…·a n .

    Отдельно стоит заметить, что если в записи числовых неравенств содержатся неположительные числа, то их почленное умножение может приводить к неверным числовым неравенствам. Например, числовые неравенства 1<3 и −5<−4 – верные и одного знака, почленное умножение этих неравенств дает 1·(−5)<3·(−4) , что то же самое, −5<−12 , а это неверное неравенство.

    • Следствие. Почленное умножение одинаковых верных неравенств вида a

В заключение статьи, как и было обещано, соберем все изученные свойства в таблицу свойств числовых неравенств :

Список литературы.

  • Моро М. И. . Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие) / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.- 6-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.: ил.+Прил. (2 отд. л. ил.). - ISBN 5-09-014951-8.
  • Математика : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 21-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. - 280 с.: ил. ISBN 5-346-00699-0.
  • Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.
  • Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - 11-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 215 с.: ил. ISBN 978-5-346-01155-2.

До недавних пор на проблему «цифрового неравенства» в России особого внимания не обращали, проблем хватает и без этого. Однако на сегодняшний день, наконец-то, пришло понимание того, что информационные технологии непосредственно влияют на уровень социо-экономического развития региона.

Факт остается фактом: огромный пласт общественный жизни частично, а в некоторых областях и полностью, переместился в цифровой формат. Отсутствие доступа к цифровым услугам оставляет огромное число людей без возможности общения, получения образования, медицинской помощи и необходимых информационных услуг. При этом, как и в случае с экономическими благами, «цифровое неравенство» лишь усугубляется с течением времени: богатые становятся богаче, а бедные – беднее.

В 21 веке человечество официально вступило в эру постиндустриального информационного общества. Это означает, что одной из главных ценностей, определяющих благосостояние как отдельных людей, так и государств в целом, становится доступ к информации. Благодаря этому о «цифровом неравенстве» можно говорить в том же ключе, что и материальном неблагополучии (проще говоря, бедности). Разница между человеком, активно использующим интернет и современные средства связи, и человеком, которому все это не доступно, практически так же ощутима, как разница между богачом и нищим.

В виртуальное пространство переходит все более значительная часть жизни наиболее продвинутой части населения: таким людям проще общаться с другими пользователями сети, как бы далеко они ни находились, легче быть в курсе всего происходящего, легче обеспечивать себя и приспосабливаться к изменчивой окружающей среде. Интернет становится неотъемлемой частью жизни современного информационного общества. Тем сложнее становится людям, которые по различным причинам не имеют возможности получить доступ к сети. Достаточно отметить тот факт, что при поступлении на работу предпочтение отдается именно тем претендентам, кто умеет пользоваться компьютером и интернетом.

Проблема информатизации населения планеты становится по-настоящему глобальной. Государства вынуждены в числе первоочередных задач на первое место ставить повышение уровня образования и профессиональной квалификации своих граждан, ибо уже сегодня конкурентоспособность нации определяется в решающей степени наличием высококвалифицированных человеческих ресурсов. Те страны, которые не смогут повысить уровень развития информационных технологий и максимально эффективно использовать научные достижения в этой сфере, будут неизбежно отставать от своих соседей. Вследствие этого в мире еще больше возрастет экономическое и социальное неравенство наций. Если государство не сумеет вовремя преодолеть «цифровой разрыв», новые технологии, таящие в себе огромные возможности, приведут к еще большей дифференциации общества.

«Неравенство» по-русски

В России проблема неравенства традиционно проявляется резким контрастом между центром и периферией. Беспрецедентный разрыв между самыми богатыми и самыми бедными в экономическом плане не менее заметен и в случае с «цифровым неравенством». «Информационная роскошь» мегаполисов, где доступны все современные средства телекоммуникаций, и российская глубинка, иногда полностью отрезанная от каких бы то ни было средств связи.

Причем неравенство усугубляется не только отсутствием доступа к техническим средствам, но и невозможностью их использовать в силу возрастных и образовательных причин. Ведь информационное неравенство - это не только неравенство в доступе к самой технике, ибо факт ее наличия еще не всегда означает, что вы умеете или готовы пользоваться ею по назначению.

По мнению ведущих сотрудников Российской Академии наук, классификации поддаются и другие признаки «цифрового неравенства» - имущественный, возрастной, образовательный, территориальный, культурный и даже гендерный признаки. Основным из них в России является территориальный фактор: для обитателей сельской глубинки их место проживания волей-неволей во многом предопределяет довольно низкие возможности в сфере информатизации.

Какие же меры необходимо предпринять, чтобы все-таки преодолеть образовавшуюся пропасть, когда лишь часть населения имеет доступ к современным технологиям, умеет ими воспользоваться и получать от этого определенные преимущества?

В качестве возможного варианта, способного повлиять на решение проблемы, предлагается повышать информированность населения о новых возможностях, а также совершенствовать систему обучения и переобучения навыкам владения информационно-коммуникационными технологий (ИКТ). Нужно создавать условия для развития общества знаний, чтобы в России постоянно росло число людей, которые имеют доступ к современным ИКТ, умеют их использовать и получают от этого преимущества.

В перечень приоритетов, направленных на снижение неравенства, специалисты настоятельно рекомендуют включить, во-первых, формирование общественного мнения (в частности, это может быть проведение соцопросов и открытых обсуждений либо анализ публичных докладов). Во-вторых, расширения требует культурно-информационная сфера (подразумевается, что с увеличением количества культурно-информационных центров автоматически повысится и доступ общественности к ИКТ). В-третьих, нужен мониторинг готовности жителей к жизни и работе в информационном сообществе. В-четвертых, приветствуется разработка и внедрение в электронном виде системы социальной помощи для представителей различных категорий граждан (будь то инвалиды, пенсионеры, безработные, мигранты или беременные).

Словом, в качестве выхода из ситуации предлагается создавать в современном обществе такие условия, которые бы максимально способствовали распространению среди людей соответствующих знаний, что, в свою очередь, в достаточной степени повысило бы уровень их информационной культуры. Кстати, именно от этой культурной планки напрямую и зависит, как скоро будет стерта грань цифрового неравенства, когда балластом для развития информационного общества становится неготовность самих граждан к использованию ИКТ или их нежелание учиться использовать эти технологии в принципе.

Конкретные шаги

Важным шагом на пути преодоления неравенства, которое испытывают россияне в плане доступа к коммуникационной инфраструктуре, стали определенные гарантии со стороны государства, благодаря которым в сельских школах появился выход во всемирную «паутину», а в любой затерявшейся деревушке – свой таксофон.

Был одобрен рабочей группой при президентской комиссии по модернизации и проект отечественной системы спутникового доступа в интернет, разработанный московским НИИ «Радио» (НИИР). Целью этого проекта, призванного обеспечить высокоскоростной доступ к информационным сетям с помощью систем спутниковой связи, также стало устранение цифрового неравенства между россиянами, которые должны иметь равные возможности для того, чтобы воспользоваться информацией и государственными услугами в электронном виде.

Напомним, что старт разработке данного проекта был дан в 2009 году, начало предоставления услуг в рамках его реализации на практике намечено на 2013 год, для чего даже предусмотрен запуск на геостационарную орбиту четырех космических аппаратов. Но как бы там ни было, главным аспектом создания подобной системы является социальная направленность проекта. Прежде всего, это предоставление социальных тарифов и обеспечение льготных условий продажи терминалов, которые будут реализовываться в рассрочку на срок не менее двух лет.

По данным (НИИР), благодаря проекту в России появится свыше 5000 новых рабочих мест. Также на территории всей страны планируется открыть центры технической поддержки и сервисного обслуживания пользователей. Согласно оценкам разработчиков проекта, в результате его реализации в субъектах будут созданы условия для ведения деятельности примерно 150 тысячам предприятий малого бизнеса. Иными словами, помимо устранения цифрового неравенства, проект реально поможет развитию бизнеса в удаленных районах страны.

Позвони мне, позвони

Пока же космические спутники еще не выведены на орбиту, обратимся еще к одному примеру, позволяющему сократить цифровое неравенство. Речь идет о мобильной связи, распространение которой вкупе со снижением стоимости оборудования и аксессуаров, а также постоянным удешевлением услуг, сделало ее вполне доступной едва ли не для абсолютного большинства жителей земного шара. Достаточно сказать, что в целом ряде стран, так называемого, «третьего мира» данный вид связи является единственным доступным населению.

Уникальность сотовой связи заключается еще и в том, что ее успешно осваивают даже представители старших поколений. Пусть они не выходят через мобильный телефон в интернет, не используют мобильники в качестве фотоаппарата и избегают пересылки SMS, но все же осваивают элементарные функции.

Если же брать во внимание менее консервативно настроенные слои населения, которые широко и активно используют весь спектр возможностей, предлагаемых им сотовыми операторами, то следует признать, что доступ к интернету посредством сотовых сетей по праву считается одним из основных способов минимизировать цифровое неравенство.

Почти повсеместное распространение сотовых сетей третьего поколения (3G), а также грядущее в ближайшей перспективе появление сетей следующего, четвертого, поколения вполне способно решить проблему доступа в интернет практически на всей территории России. А мобильный интернет для многих уже успел стать такой же привычной и доступной вещью, как и мобильная связь.

А что в регионах?

Как же преодолевается барьер цифрового неравенства в субъектах РФ? Решению проблемы в градах и весях в немалой степени способствует высокая конкуренция на телекоммуникационных рынках регионов. Во-первых, она на руку конечным потребителям. Во-вторых, позитивно действует на операторов, которые стараются привлечь новые технологии, установить современное оборудование, максимально расширить спектр предоставляемых услуг, а заодно учесть наработки конкурентов и переложить в свою корзину положительный опыт «коллег по цеху».

Однако вместе с положительными факторами существует и множество препятствий. Пожалуй, самое существенное из них заключается в слабо развитой инфраструктуре связи, без методичного развития которой в провинции попросту невозможно выстроить единое инфокоммуникационное пространство. Между тем, именно от него зависит реализация многих масштабных проектов (в том числе, и национального уровня).

Несмотря на это, операторы зачастую предпочитают инвестировать финансовые средства исключительно в сверхприбыльные проекты. Логика здесь проста: максимальная финансовая отдача плюс минимальные сроки окупаемости. Дело доходит до того, что в крупных городах работают провайдеры, обслуживающие даже не всю городскую черту, а лишь наиболее густонаселенные районы. Что уж здесь говорить про периферийные города, райцентры и сельскую местность с деревнями, селами и поселками, где днем с огнем не сыскать операторов, которые бы с готовностью инвестировали средства на долгосрочную перспективу. Впрочем, понять их тоже можно: развитая инфраструктура связи отсутствует, прокладка новых сетей требует высоких затрат, а и уровень спроса оставляет желать лучшего.

На все 100

Специалисты давно пришли к выводу: для преодоления цифрового неравенства необходимо 100-процентное обеспечение образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и местного самоуправления современными услугами цифровой связи. И многие российские регионы с подачи собственного правительства уже начали такие работы.

«На инфраструктурном уровне создана межведомственная сеть передачи данных, которая сейчас расширяется на муниципальные образования. Решается вопрос с обеспечением доступа к сети передачи данных и сети интернет удаленных поселений, а это большая проблема для республики, в которой расстояние между населенными пунктами может превышать 200 километров», - рассказывает Александр Селютин , референт главы и главный конструктор электронного правительства Республики Коми.

«Сегодня в республике Татарстан до каждого районного центра проведен оптический канал связи с пропускной способностью не менее 1 Гбит/с, а для крупных городов это 10 Гбит/с. Кроме того, нам удалось подключить по оптоволоконным каналам связи уже более 1000 государственных учреждений», - продолжает Николай Никифоров , заместитель премьер-министра - министр информатизации и связи республики Татарстан.

Приоритетным направлением социальной политики государства должен стать ориентир на создание для каждого человека таких условий, находясь в которых он вполне мог бы овладеть навыками и знаниями, необходимыми для жизни и работы в информационном обществе.

Несомненно, что повышение той же компьютерной грамотности чрезвычайно важно для всего населения. Но в первую очередь ею должны быть обеспечены учащиеся средних общеобразовательных школ, учебных заведений среднего звена (профессиональных лицеев, колледжей, училищ) и студенты вузов: институтов, университетов, академий. Поэтому решать эти глобальные проблемы можно и нужно, лишь заручившись поддержкой со стороны государства. И уже при условии, что такая поддержка получена, в качестве основной цели государственной информационной политики должно быть определено развитие правового информационного общества, всецело ориентированного на интересы людей, которые имели бы не только открытый доступ к информации и знаниям, но и возможность создавать и то, и другое.

Как результат, уже на следующем этапе информационный потенциал можно использовать для соцэкономического и культурного развития страны, повышения качества жизни россиян, укрепления самого информационного пространства, дальнейшей минимизации цифрового неравенства в масштабах регионов, преодоления «цифровой разницы» между различными группами и слоями населения.

Сохранение и приумножение разнообразия информационного сектора, будь то официальная или деловая, справочная или образовательная, научная, спортивная или культурная информация либо информация развлекательного характера, является краеугольным камнем преодоления цифрового неравенства. Преимущества такого подхода очевидны: информация доступна кругу пользователей на всей планете, на разных языках и в различных форматах, а ее разнообразие только содействует конструктивному диалогу между отдельными людьми, слоями общества и даже целыми народностями.

Максим Никитин



Дипломатия – сфера вековых традиций

На вопросы CNews ответил Михаил Афанасьев, директор департамента информационного обеспечения МИД России.

CNews: Какие основные задачи были решены в ходе информатизации Министерства иностранных дел?

Информатизация МИД России – это целенаправленный многовекторный процесс, призванный обеспечить максимально эффективное исполнение министерством своих государственных функций по осуществлению внешней политики страны на основе современных методов и механизмов принятия решений, а также реализацию значительного числа прикладных задач, в том числе административных, кадровых, хозяйственных и т.д.

В плане практических результатов можно говорить о поэтапном формировании единого информационного пространства, охватывающего центральный аппарат МИД России, его территориальные органы и российские загранучреждения (посольства, представительства, консульства). Введены в эксплуатацию несколько специализированных информационных систем; созданы многочисленные базы данных, необходимые для работы дипломатов и других специалистов. Подразделения министерства оснащены автоматизированными рабочими местами для всех без исключения сотрудников.

В самостоятельное направление информатизации следует выделить создание современных консульских систем, которые позволили автоматизировать практически все возложенные на МИД функции в этой сфере, предоставляемые российским и иностранным гражданам и организациям.

Большое внимание на всех этапах процесса информатизации руководство МИД России уделяло и продолжает уделять вопросам информационной безопасности. Нет нужды объяснять, насколько чувствительными бывают сведения политического, экономического, военно-стратегического и т.п. характера, обрабатываемые внешнеполитическим ведомством. Скандал вокруг WikiLeaks подтверждает тот факт, что их утечка может привести к самым негативным последствиям для международной обстановки и двусторонних отношений государств. Защита информации - один из приоритетов министерства, в том числе применительно и к собственным информационным системам.

Число пользователей интернета растет во всем мире. Однако, как показали результаты исследования Олеси Волченко "Динамика цифрового неравенства в России" , в то же время растет и неравенство, связанное с использованием интернета как источника информации.

Кто выбирает жизнь в виртуальном пространстве

Повсеместность интернета в России пока является иллюзией, если не говорить о самых молодых группах населения. Однако дело не только в проценте пользователей, но и в целях выхода в виртуальное пространство. Это один из показателей цифрового неравенства.

Цифровое неравенство - это неравенство в доступе к интернету, а также в целях его использования. Неравенство в доступе постепенно уменьшается, все больше людей имеют возможность выхода в Сеть. Однако неравенство в целях только набирает обороты. В то время как опытные и образованные пользователи повышают с помощью интернета уровень своих знаний, начинающие видят в нем, главным образом, источник развлечений.

Полученные результаты подтвердили, что активнее пользуются интернетом люди с более высоким уровнем образования и дохода и, само собой разумеется, молодежь. Помимо этого, жители Москвы чаще провинциалов ведут "сетевой" образ жизни. Гендерных различий в охвате интернет-сетью результаты исследования не показали.

По данным Всемирного банка, в 2011 году в России интернетом пользовались 49 человек из 100, а в конце 2012 года - 64 человека. Прирост составил 15%, и это наи­более резкий скачок числа пользователей за всю историю распространения ин­тернета.

Исследователь выяснила, что жизнь в виртуальном пространстве стала одинаково доступна людям с разным уровнем достатка. Причем рост числа пользователей в последние годы произошел за счет граждан со средним образованием, жителей провинциальных городов и старших возрастов.

Зачем россияне выходят в Сеть

Молодежь чаще, чем люди старшего возраста, использует интернет в качестве источника информации, выяснила* исследователь. Также и высокообразованные и более состоятельные россияне чаще, чем менее образованные и хуже обспеченные, ищут в Сети информацию, а не развлечения. Географическое разделение тоже присутствует: по сравнению с москвичами, жители других городов и сел реже выходят во всемирную паутину за полезными сведениями. Заметны и гендерные отличия: за новостями и важной информацией в Сеть чаще заходят мужчины. Интересно, что с 2011 по 2013 годы разрыв между разными группами (по целям использования интернета) увеличился.

В целом только 25% респондентов подтвердили, что используют интернет, чтобы следить за последними новостями, и только 14% - чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом. При этом 40% россиян на момент опроса не имели привычки заглядывать в ноутбуки и смартфоны для поиска нужной информации.

Среди соцсетей наибольшей популярностью у россиян пользуется «ВКонтакте» - аккаунты там имеют 52% пользователей. Ее выбирают 86% людей в возрасте от 18 до 24 лет, но лишь 20% - те, кому больше 60 лет. Вторую строчку в топе занимает теряющий популярность ресурс «Одноклассники». В 2012 году этой соцсетью пользовался 61% респондентов, то сегодня - 42%. Чаще в «Одноклассниках» можно встретить пользователей с начальным и среднем образованием (50% и 51% соответственно) и женщин (53%), реже - людей с неполным высшим и высшим образованием (34%) и мужчин (30%). Мессенджер Whatsapp (18%) обходит по популярности сети Facebook (13%) и Instagram (12%).


Таким образом, есть разнонаправленные тенденции - цифровое неравенство в сфере доступа снижается, а в целях использования интернета увеличивается. Такая картина с одной стороны может быть связана с изменением практик Интернет-пользования: Интернет становится быстрее, появляется больше возможностей для развлечения. С другой стороны, изменилась структура Интернет-пользователей: люди, начавшие использовать Интернет на ранних стадиях более образованы и, соответственно, имеют более высокие навыки пользования интернетом, поясняет Олеся Волченко. «Присоединившиеся к Сети позже - не обладают высоким уровнем культурного капитала, что может быть связано с тем, что они не интересуются поиском информации в Интернете, а используют его для других целей (играть, смотреть фильмы, слушать музыку)». В будущем по мере публикации новых данных планируется продолжить исследование.

По данным ВЦИОМ, россияне стали внимательно относиться к защите персональной информации. Число тех, кто не уделяет внимания безопасности своих данных в виртуальном пространстве с 2013 по 2016 годы сократилось с 32% до 20%. Количество использующих антиврусные программы выросло с 31% до 53%. Каждый четвертый пользователь избегает публикации личной информации в соцсетях, использует сложные пароли и часто меняет их.

Цифровое неравенство себя воспроизводит

Когда интернет только появился, была популярна идея, что максимально дешевая информация уравняет между собой различные группы населения. Однако позже оказалось, что вместо того, чтобы устранить неравенство, всемирная паутина только усугубила его. «Различия в доступе к технологиям должны вызывать опасения, так как в информационном обществе распространение знания среди различных групп напрямую связано с новыми устанавливающимися формами неравенства, - отмечает автор исследования. - В настоящее время все большее количество сервисов становится доступно онлайн. Соответственно, люди, не использующие интернет, лишены не просто доступа к абстрактной информации, но и к реальным ресурсам».

Кроме того, цифровое неравенство работает по принципу петли обратной связи: например, люди с низким уровнем образования реже пользуются интернетом, что ограни­чивает их возможности в получении хорошего образования. Таким образом, в отличие от других форм, цифровое неравенство вос­производит само себя и является ярким примером эффекта Матфея - образованные и обеспеченные слои населения, имея доступ к интернету, становятся еще успешнее. Тем временем, изначально находящиеся в менее привилегированном положении, исключаются из практик пользования интернетом, что лишает их возможности выйти из данного положения. Ученые замечают, что цифровое неравенство, в отличие от экономического, усугубляет прочие формы неравенства.

С. БОНДАРЕНКО, научный сотрудник Центра прикладных исследований проблем интеллектуальной собственности (г. Ростов-на-Дону).

В 1968 году на киноэкраны вышел фильм Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея". Изображенное в нем будущее казалось тогда очень далеким, и большинству зрителей даже не приходило в голову, что многие фантастические идеи этого фильма - от карманных электронных устройств до суперкомпьютеров - превратятся в повседневную реальность уже при их жизни. Сегодня это будущее наступило. Бурное развитие компьютерных технологий и средств связи стало главным двигателем прогресса во всем мире. Человечество входит в новую эпоху - эпоху глобального информационного общества, открывающую невиданные доселе возможности. Однако готовы ли мы воспринять их? Будет ли этот переход безболезненным, или он приведет к новым социальным и политическим катастрофам? "Цифровое неравенство" - вот проблема наступившего века.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Распределение пользователей Интернета по регионам (в процентах от общего числа пользователей) на конец осени 2000 года. (По данным ирландской интернет-компании Nua.)

Степень "интернетизации" различных стран - доля пользователей Интернета (в процентах) от общего числа жителей станы. (По данным интернет-компании Nua.)

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Такие данные были получены в ходе исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Прогноз роста числа пользователей Интернета в России (из доклада министра РФ по связи и информатике Л. Реймана 21 декабря 2000 года).

ЧТО ТАКОЕ "ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО" , ИЛИ "ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ"?

Информационное общество, или общество знаний, - не просто красивый образ светлого будущего, не имеющий отношения к реальности. Это, по сути, следующая ступень развития человечества, когда главной ценностью, определяющей благосостояние как отдельных людей, так и целых государств, становятся не материальные блага, а своевременная и легкодоступная информация. Точнее - знания, полученные с ее помощью. Элементы нового общества уже реально существуют сегодня, и базируются они на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Еще четыреста лет назад английский философ Фрэнсис Бекон заметил: "Кто владеет информацией - владеет миром". История свидетельствует, что во все века независимо от устройства общества власть основывалась не только на грубой физической силе, но и на знаниях, доступных лишь посвященным. Так было и в Древнем Египте, где власть опиралась на религиозно-астрономические и аграрные познания, и в тоталитарных обществах ХХ века, где объективная информация дозированно распределялась между чиновникам различного уровня. Сегодня, когда объем знаний на планете удваивается каждые пять лет, слова Фрэнсиса Бекона актуальны как никогда. Информации уже накоплено столько, что ни один человек не способен удержать ее в голове. В нынешних условиях "обладать знанием" - значит уметь быстро ориентироваться в потоке новой информации, легко отыскивая в хранилище знаний необходимые сведения. При этом важно, чтобы затраты на поиск нужной информации не превышали экономическую выгоду от ее использования. Справиться с этой задачей под силу лишь компьютерам - своеобразным "усилителям" человеческого разума и памяти. Компьютерные сети, и в частности Интернет, становятся главным средством хранения и передачи данных. Доступ к компьютерным технологиям и телекоммуникациям, а также правильное их использование - вот ключ к успеху в информационном обществе. Те, кто вовремя осознают это и овладеют новыми технология ми, окажутся в преимущественном положении перед другими представителями рода человеческого, так как получат большие возможности для своего профессионального роста и повышения благосостояния. Прочие же рискуют остаться на обочине - им придется либо пополнить армию безработных, либо всю жизнь заниматься тяжелым физическим трудом.

Феномен зависимости успеха человека от его отношения к компьютерной и телекоммуни кационной революции получил название "цифровой барьер" или "цифровой разрыв" (в англоязычной литературе - Digital Divide). С ним связана и проблема "цифрового неравенства", о которой сегодня много говорится как на семинарах по компьютерным технологиям, так и с трибуны Организации Объединенных Наций. Суть проблемы состоит в следующем: возможности, предоставляемые современными цифровыми технологиями, поистине огромны, но пользоваться ими для достижения своих социальных и экономических целей может лишь небольшой процент населения Земли. Например, в России, по данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в конце 2000 года, 59% жителей ни разу не работали за компьютером, а 14% не имеют представления об Интернете. Связано это как с недостаточным уровнем развития человеческого потенциала, так и с отсутствием у людей необходимых аппаратных и программных средств, а также доступа к коммуникациям. Далеко не все жители планеты владеют хотя бы минимальной компьютерной грамотностью. Огромное число людей не имеют дома не то что компьютера, но и телефона, без которого доступ во Всемирную сеть, как правило, невозможен. Кроме того, во многих странах телефонные линии настолько устарели, что по ним невозможно передавать без искажений большие объемы информации. Купить компьютер, модем и оплатить услуги провайдера связи пока что под силу лишь небольшой части населения земного шара. Для широкого использования компьютеров необходимо и принятие соответствущих законов, регулирующих взаимоотношения в этой сфере жизни, а они пока находятся на стадии разработки.

В эпоху формирования информационного общества "цифровое неравенство" становится одним из важнейших факторов деления людей на богатых и бедных. Еще в 1997 году Программа развития ООН ввела новое измерение бедности - информационное, определяющее возможность доступа к информационной магистрали широких слоев населения. Основным конфликтом в системе производственных отношений становится конфликт между знанием и некомпетентностью. В развитых странах уже появилось экономико-социальное понятие "интернетовский образ жизни" (Internet Lifestyle), характеризующее жизнь людей, для которых пользоваться Интернетом так же естественно, как, к примеру, звонить по телефону. Новый стиль жизни отличается особой динамичностью, легким и быстрым доступом человека к самой разнообразной информации, необходимой ему как в быту, так и на производстве, непрерывным повышением профессиональных знаний. Люди, пользующиеся достижениями информационной революции, воспринимают мир иначе, чем те, кто не имеет доступа к ним. "Интернетовско му" человеку проще общаться с другими людьми, как бы далеко они ни находились, легче быть в курсе всего происходящего. Сеть перестает восприниматься как новомодная игрушка - она необходимая основа информационного общества. Не случайно, что при поступлении на работу предпочтение отдается именно тем претендентам, кто умеет пользоваться компьютером и Интернетом. Чем больше сервиса и услуг переходит в виртуальное пространство, тем труднее становится людям, не имеющим доступа к Сети, найти работу, повысить свое образование, добиться успеха в бизнесе.

"Цифровое неравенство" - проблема не только и не столько отдельных людей, но целых стран и регионов. Уже в обозримом будущем вместо того, чтобы говорить о "бедной стране", политики станут рассуждать о "странах с дефицитом знаний". Государства будут вынуждены в числе первоочередных задач на первое место ставить повышение уровня образования и профессиональной квалификации своих граждан, ибо уже сегодня конкурентоспособность определяется в решающей степени наличием высококвалифицированных человеческих ресурсов. Те страны, которые не смогут повысить уровень развития науки и сполна использовать сокровищницу знаний, будут неизбежно отставать от своих соседей. Вследствие этого в мире еще больше возрастет экономическое и социальное неравенство наций.

Можно привести массу примеров того, как информация, распространяемая в виртуальном мире, приносит реальную экономическую выгоду ее владельцам. Однако существует целый ряд научных и практических задач, актуальных для развития всего человечества, для решения которых необходимы компьютеры. Так, учеными Оксфордского университета (Великобритания) при сотрудничестве с одной из технологических компаний США создана компьютерная программа для просмотра и изучения миллиардов химических соединений в поиске тех, которые могут быть использованы для лечения рака. Реализовать новый антираковый проект возможно только с помощью виртуального суперкомпьютера, состоящего из десятков тысяч ЭВМ, соединенных через Всемирную сеть. Одному же (реальному, а не виртуальному) компьютеру, каким бы мощным и современным он ни был, на это пришлось бы затратить десятки лет. "Использование большого количества компьютеров через Интернет позволяет ученым и организациям задумываться над проектами, осуществление которых ранее было просто невозможным", - утверждает Эд Хаббард из американской компании United Devices.

Не только создание эффективных лекарственных препаратов, но научно-технический прогресс в целом немыслим без использования компьютерных систем. И это не просто дежурный лозунг сторонников компьютеризации. В конце девяностых годов ХХ века в развитых странах выросло число заявок на различные изобретения. К примеру, в США в 1997 году было зарегистрировано 124 068 патентов, в 1998-м - 163 147, а в 1999-м - уже порядка 170 000. Таким образом, лишь за два года прирост их числа составил 36%. Поскольку большинство патентов реализуется в конкретные товары и услуги, становится понятно, что активность изобретателей - один из основных показателей экономического развития современного общества. Ориентироваться в море патентной информации без компьютерной техники просто невозможно ни изобретателям-одиночкам, ни транснациональным корпорациям. Кроме того, Интернет позволяет талантливым изобретателям находить людей, которые способны превращать творческие идеи в новые товары и услуги. Научно-технический прогресс напрямую связывается со скоростью накопления знаний и возможностью пользоваться ими для решения конкретных задач.

Таким образом, ведение бизнеса можно рассматривать как процесс превращения ресурсов в экономические ценности, а знание - как один из важнейших ресурсов. Сегодня 15% человечества создает почти все мировые технологические инновации, около половины способно принять и усвоить их, а оставшаяся треть вообще выключена из этих процессов. Если так пойдет и дальше, то богатые и хорошо образованные нации будут становиться еще богаче и образованнее, а бедные еще беднее и неразвитее. Если человечество не сумеет вовремя преодолеть "цифровой разрыв", новые технологии, таящие в себе огромные возможности, приведут к еще большей дифференциации общества. Не может быть спокойствия на планете, жители которой обладают столь разным уровнем благосостояния.

А СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОБЛЕМА?

Нередко приходится слышать мнение, что проблема "цифрового неравенства" надуманна. Иногда сложность задачи смущает и самих лидеров информационных технологий. Так, глава компании Microsoft Билл Гейтс, выступая в октябре 2000 года на конференции Creating Digital Dividends, посвященной разработке программы действий по преодолению технологического разрыва между развитыми странами и развивающимися регионами, выразил сомнение в том, что компьютеризация относится к первоочередным задачам человечества. В развитых государствах просто не представляют себе жизнь на один доллар в день, как это происходит во многих развивающихся странах. "Нет электричества. Нет системы отопления. Эти люди не живут, а пытаются выжить. Им не нужны персональные компьютеры", - объяснил свое понимание ситуации Гейтс. Вступая в полемику с ним, другой участник конференции Икбал Квадир, основатель первой бангладеш ской компании по предоставлению услуг мобильной связи, заявил: "Обычные люди должны быть свободными и информированными. Если мы создадим такую среду, в которой люди смогут позаботиться о себе, они непременно найдут решение своих проблем". Приведенные цитаты достаточно показательны - проблема действительно сложна, но иного пути ее решения, как используя достижения научно-технического прогресса, просто не существует. Поднять уровень благосостояния людей можно только за счет новых технологий производства товаров и услуг, а технологии, как мы уже выяснили, основаны на использовании компьютеров.

Находятся скептики, утверждающие, что призывы преодолевать "цифровое неравенство" - всего лишь уловка фирм (преимущественно западных), желающих увеличить продажи компьютеров. Трудно возражать людям с такой "железной" аргументацией. Действительно, компьютеров будет продаваться больше, но это не прихоть отдельных фирм, а тенденция развития человеческого общества. В течение последних 30 лет вычислительные мощности компьютеров удваиваются каждые 18 месяцев. Скорость передачи информации в телекоммуникационных сетях непрерывно возрастает, а ее стоимость постоянно снижается. Если в восьмидесятые годы медные телефонные кабели обладали передающей способностью на уровне одной страницы информации в секунду, то сегодня оптоволоконный кабель может "прокачать" более 90 тысяч томов в секунду.

Еще одно возражение неверующих в реальность информационного общества состоит в том, что компьютеры слишком дороги для большинства населения нашей Земли. Что ж, в этом имеется толика здравого смысла. Но есть и другие цифры. Начиная с 1954 года стоимость нового компьютера падает ежегодно на 19%. По всей видимости, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Разрыв между теми, кто имеет доступ к компьютерным технологиям, и теми, кто лишен такой возможности, проявляется в самых разных сферах жизни общества.

Степень свободы граждан, регулярно пользующихся Интернетом, возрастает. Уникальность сообществ пользователей компьютерной Сети состоит, в частности, в том, что благодаря им создаются новые социальные структуры, существование которых в невиртуальном мире невозможно либо затруднено. Вместо "атомизированной" структуры общества, позволяющей правительствам через средства массовой информации легко манипулировать общественным мнением, возникает новая система социальных связей. У каждого "сетянина" имеется возможность обсуждать общественно значимые проблемы в реальном времени с потенциально неограниченным числом как своих сторонников, так и оппонентов, а также перепроверять информацию о происходящих событиях на сайтах различных отечественных и зарубежных изданий. Таким образом идеи формирования эффективного гражданского общества приобретают необходимую материальную базу. В демократическом государстве всеобщий доступ к глобальной сети должен быть признан общественным благом . При этом роль Интернета можно сравнить с ролью бесплатных и общедоступных библиотек , а возможность свободно им пользоваться становится фактором, позволяющим добиться как повышения уровня "социальной интеграции", так и обеспечения гражданских свобод. Руководители некоторых общественных структур уже осознают это. Например, белорусское государственное объединение "Белтелеком" начиная с марта 2001 года по выходным дням бесплатно предоставляет доступ во Всемирную сеть всем желающим.

Необходимо также учитывать, что после присоединения к Интернету того или иного государства отключение от Сети по политическим или этическим соображениям становится столь же нереальным, как, к примеру, отмена государством использования денежных купюр. Объясняется это не только тем резонансом, который может вызвать подобная акция, но и техническими особенностями подключения к Всемирной сети - оно может производиться как через телефонную линию, так и через спутниковый канал и даже через обычную электросеть (последний способ пока что не нашел широкого применения, но проводимые эксперименты свидетельствуют о его перспективности). Таким образом, при наличии глобальных коммуникаций распространению информации невозможно воспрепятствовать, людей нельзя лишить новых идей и продуктов.

В информационном обществе меняются и формы взаимоотношений граждан с государственными институтами. Уже сегодня функции многих правительственных и муниципальных учреждений могут быть эффективно реализованы через Интернет. Возможно, в скором времени население не будут пугать такие понятия, как "электронный госслужащий", "электронная отчетность" или "электронная система соцобеспечения". Если вам, к примеру, понадобится проконсульти роваться в какой-либо государственной организации или получить справку, то вместо того, чтобы идти на прием и простаивать в длинной очереди, можно будет воспользоваться компьютерной информационной системой. Элементы электронной отчетности существуют уже сегодня. Так, налогоплательщики в России могут заполнять декларацию в электронном виде, что снижает вероятность ошибок и упрощает налоговый учет. Общение между гражданами и органами управления, необходимое в той или иной ситуации, вполне можно организовать через чаты и электронную переписку. Помимо очевидной экономии сил, времени и нервов "онлайновая бюрократия" должна дать гражданам более широкие возможности в вопросах контроля над состоянием и развитием их дел. Чтобы "электронное государство" стало реальностью, доступ к правительственным сетям должен быть предоставлен всем гражданам - это станет важнейшим фактором создания современного открытого и конкурентоспособного общества.

В развитых странах большинство государственных и региональных структур, а также некоторые органы местного самоуправления уже имеют свой сайт. Согласно результатам опросов, проведенных, например, в Германии - европейском лидере в использовании телекоммуникаци онных технологий, 69% ее жителей выступают за разрешение всех бюрократических формально стей через Интернет. Примечательно, что это число превышает количество сетевых пользователей. По мнению министра внутренних дел Германии Отто Шили: "...сегодняшние 13-летние через пять лет просто не смогут понять, почему они не вправе запросить для себя водительские права или удостоверение личности онлайновым путем". По мнению исследователей, в западных странах потребность перевода государственных служб в Интернет будет ощущаться все сильнее. Это связано, в частности, с тем, что представители самой быстро растущей группы пользователей Сети - люди в возрасте от 55 до 65 - чаще всего обращаются за услугами в различные государственные структуры. Правительство Германии планирует предоставить своим гражданам возможность улаживать бюрократические вопросы через Сеть самое позднее к 2005 году.

Первые шаги в создании "электронного правительства" делаются и в России. Уже существующие интернет-сайты президента и правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств в скором будущем сольются в один WEB-портал с мощной поисковой машиной.

Современные телекоммуникационные технологии могут помочь и в борьбе с коррупцией, сделав максимально прозрачными отношения государства с коммерческими структурами. Пример того, как надо привлекать граждан к решению общественно важных проблем, подают международные организации. 14 августа 2000 года представительство Всемирного банка в Киеве открыло в Интернете дискуссионный форум (http://www.worldbank.org/ukrainecas), на котором каждый гражданин Украины может высказать свои предложения и замечания по поводу деятельности банка в этой стране. Правительство России в ближайшем будущем намеревается последовать примеру своих региональных соседей, начав размещение предложений о продаже российских компаний иностранным инвесторам в Интернете.

Преимущества, которые несет информационно-техническая революция, можно перечислять еще очень долго. С каждым днем появляются новые направления использования Интернета в решении самых разных проблем. Важно понять следующее. На наших глазах возникает новое общество, состоящее из двух классов: класса хорошо образованных людей, имеющих доступ к самым разнообразным знаниям, создающих и потребляющих новые товары и услуги, и класса низкоквалифицированных, малообразованных и малообеспечен ных людей. Как свидетельствует исторический опыт человечества, подобное противосто яние очень часто заканчивается кровопролитными революциями. Вот почему развитые страны стараются найти решение проблемы "цифрового неравенства" как для своих граждан, так и для жителей стран, находящихся на более низких ступенях технологичес кого развития.

Существует мнение, что цифровая эра приближается слишком быстро и непредсказуемо, чтобы правительства могли существенно повлиять на ход дел. Поэтому тон развитию цифровой экономики должен задавать более мобильный частный сектор, и для решения проблемы "цифрового неравенства" необходимы, в первую очередь, частные инвестиции. Тем не менее роль правительств и международных организаций нельзя недооценивать.

В июле 2000 года на встрече на Окинаве (Япония) лидеры стран "восьмерки" приняли "Окинавскую хартию о глобальном информационном обществе", в которой они признали опасность "цифрового разрыва" и заявили о необходимости его преодоления. Организация Объединенных Наций создала рабочую группу по преодолению отсталости развивающихся стран в информационной сфере. Под эгидой ООН уже действует ряд программ, в рамках которых добровольцы обучают жителей стран третьего мира использовать компьютерные технологии в повседневной жизни. Кроме того, практически на любой встрече ведущих лидеров бизнеса в той или иной форме обсуждается проблема обеспечения доступа граждан к мировым информационным ресурсам.

Как же решается проблема преодоления "цифровой пропасти" в разных странах?

НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ НАД "ЦИФРОВОЙ ПРОПАСТЬЮ" - ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Европейское экономическое сообщество всерьез озабочено проблемой "цифрового разрыва" - еще бы: по распространенности Интернета среди населения европейские страны отстают от США в среднем в три раза. Если граждане по тем или иным причинам сами не торопятся осваивать Интернет - им поможет государство, считают руководители Евросоюза. Комиссия ЕС разработала программу, претворение которой в жизнь должно значительно сократить отставание в сфере информационных технологий. Так, уже в 2001 году все школы должны быть подключены к Интернету. Компьютер надлежит освоить всем преподавателям. Количество учебных часов по соответствующим предметам в школах и вузах будет увеличено. Предполагается развертывание сети точек общественного доступа в Интернет.

Французское министерство образования даже вводит в колледжах страны новую обязательную дисциплину - "Информационные технологии и Интернет". Испытания системы проведут сначала на учащихся третьих классов. По окончании курса обучения, который будет продолжаться вплоть до 12-го класса, дети сдадут экзамен и получат диплом бакалавра по этой специальности. В процессе учебы школьники научатся работать и дискетами и компакт-дис ками, пользоваться текстовыми и графическими редакторами, обрабатывать электронную почту, находить информацию в Интернете, размещать в Сети данные о себе и многому другому.

В 2001 году 12 миллионов французских учащихся и миллион преподавателей детских садов, школ, колледжей и лицеев, находящихся под юрисдикцией министерства образования, получат в бессрочное пользование бесплатный электронный адрес. Адреса будут иметь структуру "имя.фамилия@net". "Эти адреса помогут людям сохранять и возобновлять отношения на протяжении всей жизни, помогут им лучше понимать друг друга", - считает министр образования Франции Жак Ланг. Вполне возможно, что в скором времени каждому французу будут выдавать личный электронный адрес сразу после рождения.

Правительство Великобритании не отстает от своих соседей: в 2000 году оно выделило 10 миллионов фунтов стерлингов на предоставление бесплатных интернет-услуг жителям наиболее бедных районов страны. Предусматривается также передача малообеспеченным семьям бесплатных компьютеров.

Комиссия Евросоюза предложила правительствам стран - членов ЕС создать специальные странички в Интернете, где размещалась бы самая разнообразная справочная информация о Сети, например законодательная база по электронной коммерции, ссылки на странички различных государственных организаций и т. д. Скорее всего, страны ЕС последуют этим и другим подобным рекомендациям, лишь бы догнать и перегнать Америку. Комиссия Евросоюза прилагает усилия и к повышению компьютерной грамотности - по оценкам аналитиков, число вакансий для специалистов по информационным технологиям в Европе может достичь 1,6 миллиона к 2002 году.

Таким образом, Европа стремится не отстать от США в вопросах компьютеризации своих граждан. Возникает законный вопрос: а как же Россия?

А ЧТО В РОССИИ?

К сожалению, россияне пока не слишком озабочены проблемой "цифрового неравенства". И это в стране, где на 150 миллионов населения приходится всего 7 миллионов компьютеров, половина из которых давно уже морально устарела. По данным исследовательской фирмы КОМКОН-2, только 5% жителей нашей страны имеют дома персональный компьютер. По индексу технологического прогресса - совокупность наличия телевизора, факс-аппарата, персонального компьютера, доступа к сети Интернет и мобильного телефона - Россия занимает сегодня лишь 53-е место в мире. (Согласно другим источникам, количество семей, имеющих домашние компьютеры, приблизилось к 8% - но это, впрочем, не меняет сути дела.) Важно отметить, что приведенные данные являются средними по стране. Если же сравнить отдельно жителей Москвы и других городов России (не говоря уже о сельской местности) - цифры будут разительно отличаться. Проблема состоит не только в отсутствии доступа к Сети. Далекие от информационных технологий слои общества не чувствуют необходимости привнести цифровой инструментарий в свою жизнь. Следствием этого становится еще большая социальная дифференциация общества.

Правительство России, а также крупные бизнес-структуры в принципе признают существование проблемы "цифрового разрыва". Еще в мае 1999 года решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации была утверждена "Концепция формирования информаци онного общества в России". К сожалению, реализация этой программы осуществляется в основном на бумаге, ибо такого рода масштабные проекты требуют значительных материальных средств, а ими страна в условиях экономического кризиса не располага ет. С начала 2001 года прошло уже несколько конференций, на которых поднималась проблема "цифрового неравенства". При этом профильные министры с цифрами в руках убеждали общественность, что денег на компьютеризацию в стране нет и в обозримом будущем не предвидится. Тем не менее руководство страны периодически проводит различного рода пропагандистские акции. Так, в сентябре 2000 года Президент России пообещал выделить деньги на то, чтобы в каждой сельской школе (а их более 46 тысяч!) появился хотя бы один компьютер.

Сегодня даже Москва не может похвастаться всеобщей компьютеризацией. Однако городские власти столицы не сидят сложа руки. Так, согласно постановлению правительства Москвы, к 2003 году город должен быть покрыт информационно-справочной сетью, которая, в частности, предложит и доступ к ресурсам Интернета. 7 июня 2000 года мэрия Москвы издала Постановление № 418-ПП "О первоочередных задачах по дальнейшему проектированию, строительству и финансированию городской информацион но-справочной системы". Согласно этому документу, в ближайшие два года Москва должна получить 100 информационно-справочных аппаратов, 30 справочных киосков и 10 справочно-информационных узлов. Аппараты будут оснащены сенсорным экраном, нажимая на который можно будет получать адреса и телефоны различных столичных организаций, вести поиск информации через Интернет и распечатывать полученную справку. Киоски и узлы будут предоставлять более сложную информацию. Получат развитие и интернет-кафе. Аналогичная программа реализуется и в Санкт-Петербурге.

Однако на уровне отдельных городов проблему не решить. Необходимо внесение соответствующих изменений в федеральные законы. Сегодня в России практически отсутствует законодательство, призванное регулировать многие важные вопросы развития Интернета (см. "Наука и жизнь" № ). И хотя определенные попытки внесения законопроектов принимаются, их качество не выдерживает никакой критики. В последнее время сетевое сообщество начало осознавать свою ответственность за создание правового пространства. В Государственной думе рождается реальное сетевое лобби.

Признания правительством наличия проблемы еще недостаточно для ее решения. Необходимо создать в обществе атмосферу, в которой получение знаний станет престижным. Атмосферу, когда каждый бы стремился создать нечто новое, ибо творческое отношение к делу определяет успех в бизнесе, уважение коллег и материальное благосостояние. Интерес граждан к информационным технологиям будет способствовать развитию коммуникаций, повышению компьютерной грамотности и уровня жизни. Если хотите, это могло бы стать своеобразным аналогом национальной идеи. А почему бы и нет? В Америке бум телекоммуникационных и компьютерных технологий в последнем десятилетии ХХ века именно на этом и базировался. Внедрение в народное хозяйство России технологий электронного бизнеса способно не только содействовать интеграции страны в мировую экономику, но и дать мощный толчок экономическому развитию общества, тем самым способствуя выходу страны из кризиса.

Нельзя недооценивать те меры, которые предпринимают правительство и городские власти для решения проблемы "цифрового неравенства". Но главная задача сегодня - изменение системы подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Не будет специалистов - некому будет эксплуатировать весьма сложную в техническом отношении компьютерную технику и нести знания в массы.

ДЕФИЦИТ СПЕЦИАЛИСТОВ И "УТЕЧКА МОЗГОВ"

Подготовка квалифицированных кадров - одна из важнейших задач информацион ного общества. Несмотря на то, что ежегодно на эти цели во всем мире выделяется все больше и больше средств, нехватка высокопрофес сиональных интернет-специалистов на планете в настоящее время превышает миллион человек. И в ближайшие годы ситуация лишь обострится.

В России эта проблема стоит не менее остро. Хоть мы и привыкли считать наше среднее и высшее образование одним из лучших в мире, подготовка компьютерных специалистов пока оставляет желать лучшего. Обучение новым информационным технологиям требует коренного изменения характера и методологии образовательного процесса. Опыт западных стран показывает, что ведущая роль в повышении компьютерной грамотности должна принадлежать специализированным учебным центрам. На наш взгляд, по этому же пути следует идти и России.

Один из недостатков вузовского образования состоит в том, что оно достаточно жестко связано учебным планом. Хотя в последние годы появилась возможность вносить в него небольшие поправки, Министерство образования не позволяет кардинально менять учебный курс. Что касается Интернета в целом и электронной коммерции в частности, они развиваются настолько быстрыми темпами, что ни один план не в состоянии поспеть за ними. Учебники устаревают, не успев выйти из печати, - возможно, поэтому-то в России так ни одного и не издано. На переучивание преподавателей не хватает ни времени, ни сил. Кроме того, обучение основам электронного бизнеса требует от педагога знаний в таких, казалось бы, не имеющих ничего общего сферах, как программное обеспечение и почтовые системы доставки товаров, криптография и маркетинг, реклама и банковские транзакции, юриспруденция и телекоммуникационные технологии. Этот список можно продолжать очень долго. К глубокому сожалению, настолько эрудированных преподавателей у нас немного. И, наконец, обучение электронной коммерции в каком-то одном вузе (а это означает большие объемы финансирования для приобретения компьютерной техники) поставило бы его в привилегированное положение по сравнению с другими учебными заведениями.

На наш взгляд, решение вышеназванных проблем может быть только одно - создание межвузовских центров обучения телекоммуникационным технологиям. Подготовку в них могли бы проходить не только студенты, но и предприниматели. Помимо лекций и лабораторных занятий (как это принято в вузах) существенная часть времени отводилась бы на самообразование - с помощью специализированных мультимедийных обучающих программ. Сам персональный компьютер должен стать для студента своеобразным учебным центром. Конечно, переход на "цифровое обучение" - достаточно дорогое удовольствие: подготовка мультимедийных материалов для одного часа учебы в западных странах обходится в сумму до 60 тысяч долларов. Зато эффективность передачи знаний и возможность тиражирования пособий возрастают многократно. Реально ли сегодня выделять такие суммы из российского бюджета?

На заседании круглого стола "Образование и Интернет в России" министр образования РФ Владимир Филиппов сообщил, что на компьютеризацию системы образования в нашей стране в 2001 году будет выделено более 2 миллиардов рублей из федерального и региональных бюджетов. Тем не менее этих средств недостаточно. Государство не в состоянии справиться с "интернетизацией" образования в одиночку - необходимо привлекать и частный бизнес. "Без Интернета в России не будет образования", - сказал Владимир Филиппов. Круг замкнулся...

Другая не менее важная проблема, которую необходимо решать в России, - это "утечка мозгов" за рубеж. Какой смысл готовить профессионалов в области информационных технологий, если большая часть из них уезжает работать за границу. Только в последнее десятилетие страну покинуло не менее двух миллионов высококвалифицирован ных специалистов, из которых половина - компьютерщики. К сожалению, нет никаких оснований ожидать, что в ближайшее время число эмигрантов будет сокращаться, поскольку люди уезжают по чисто экономическим соображениям. Западные гиганты компьютерной индустрии заинтересованы в найме компьютерных специалистов из-за рубежа. По сведениям Института исследований международной миграции, в Соединенных Штатах в сфере высоких технологий работают около 420 тысяч иммигрантов. Предполагается, что в ближайшие десять лет эта цифра возрастет почти до 470 тысяч человек.

Правительство России и руководители отечественных предпринимательских структур делают вид, что проблемы "утечки мозгов" не существует. Такая позиция резко контрастирует с реакцией других стран Восточной Европы. Так, болгарская ассоциация информационных технологий (Bait) активно возражает против намерения Германии предоставлять виды на жительство зарубежным, особенно восточноевропейским, программистам и другим специалистам по информационным технологиям.

Можно много говорить о том, что "утечка мозгов" - это плохо, но пока в стране не созданы реальные механизмы, позволяющие экономическими методами удерживать ученых и специалистов, процесс этот будет продолжаться. Уместно вспомнить пример Ирландии. В то время как численность ее собственного населения составляет 3,6 миллиона человек, ирландская диаспора только в Северной Америке насчитывает 46 миллионов. И лишь сейчас, после изменения экономического климата в стране ирландцы начали возвращать ся на историческую родину.

По мнению вице-президента российской интернет-компании Port.ru Юрия Аммосова, высказанному 27 октября 2000 года на Международной конференции "Инвестиции в развивающийся рынок интернет-технологий", России не стоит бояться "утечки мозгов" на Запад, так как при этом там формируется наша "пятая колонна". Аммосов считает, что от производства технологий для внутреннего рынка нужно переходить к индийско-тайваньскому варианту оффшорного программирования, когда программисты выполняют заказы из-за рубежа, оставаясь при этом на родине и координируя свою работу по

Интернету. Однако России трудно конкурировать с Индией и Тайванем, которые имеют большие и дружные диаспоры, позволяющие уехавшим на Запад давать заказы своим друзьям и близким на родине. Поэтому нужно стремиться к следующему этапу - израильско-скандинавской модели - экспорту на мировой рынок конечных технологических продуктов. Для этого опять-таки нужны опытные высококвалифицированные менеджеры. Если через два-три года они появятся, информационные технологии могут стать подлинным спасением России.

"МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН..."

В сегодняшнем мире и отдельные люди, и целые общественные структуры подвергаются огромному давлению перемен. Нравственный аспект внедрения новых технологий состоит в том, что инновации хотя бы косвенным образом должны помогать обществу становиться лучше. Но для внедрения технологий требуются немалые вложения.

Как ни парадоксально это звучит, гонка вооружений, побочным продуктом которой стала прародительница Интернета сеть ARPAnet, весьма неожиданным образом способствовала становлению гражданского общества. Помогли этому процессу и многочисленные разорившиеся акционеры Интернет-компаний и многие другие частные лица и коммерческие объединения, преследовавшие свои далекие от благотворительности цели. Благодаря их финансовым вложениям появилась инфраструктура, объединившая как сторонников, так и противников глобализации общества.

Сегодня каждый решает для себя, по какую сторону "цифрового барьера" ему находиться. Перечисленные в этой статье достоинства "цифрового общества" во многом уже стали реальностью. И если вы их еще не ощутили, это означает только одно - революционные изменения жизни людей не происходят мгновенно.

Как мы уже убедились, проблема "цифрового неравенства" достаточно сложна. Ее решение требует кардинальных действий не только на уровне отдельной страны, но и во всепланетном масштабе. А читателю, на наш взгляд, следует устранить "цифровой разрыв" на своем персональном уровне: выбрать специальность, которая соответствует требованиям информационного общества, объяснить детям важность компьютерных технологий, а может, и самому заняться бизнесом в этой перспектив ной сфере. Точек приложения сил очень много, главное - осознать, что мир меняется на наших глазах. Вспомните фильм Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея", с упоминания которого началась эта статья. На календаре 2001 год, а это значит, что XXI век уже наступил. И если проблема "цифрового неравенства" для вас все еще кажется абстрактной - самое время задуматься: что нужно сделать, чтобы в один, далеко не прекрасный день не оказаться в прошлом?

Подробности для любознательных

БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ В XXI ВЕКЕ

Если вы еще не поняли, что такое "информационное неравенство" и грозит ли оно лично вам, - взгляните на данные статистики, опубликованные в обзоре министерства торговли США осенью 2000 года.

Вероятность того, что человек с высшим образованием имеет домашний компьютер, в 8 раз превышает аналогичную вероятность для человека со средним образованием. Вероятность получить доступ к Интернету в первом случае в 16 раз выше, чем во втором.

Для городской семьи с высоким уровнем доходов вероятность иметь выход в Сеть в 20 раз выше, чем для бедной семьи, проживающей в сельской местности.

Ребенок из белой американской семьи с низким уровнем дохода имеет в 3 раза больше шансов получить доступ в Интернет, чем его сверстник из черной семьи с аналогичным доходом, и в 4 раза больше, чем если бы он рос в латиноамериканской семье.

Удельный вес богатых американцев азиатского происхождения, имеющих доступ к глобальной сети, в 34 раза выше по сравнению с бедными афроамериканцами.

Белый ребенок из семьи с двумя родителями имеет в 2 раза больше шансов получить выход в Интернет, чем ребенок из неполной семьи. Для негритянских семей такое соотношение равно четыре к одному.

Инвалиды в среднем имеют втрое меньше шансов получить доступ ко Всемирной сети, чем люди без физических дефектов.

И это в Америке - одной из самых процветающих стран мира. Что же говорить о более бедных странах...

Терминология

В русском языке не сложилось единого эквивалента устоявшегося в английском языке термина digital divide. Используются словосочетания «цифровой барьер», «цифровое неравенство», «цифровое разделение», «цифровой разрыв», «цифровая пропасть».

Термин появился как обозначение раскола в семье, когда муж слишком много времени проводил за компьютером в ущерб всему остальному, и жена не могла с этим смириться.

Суть явления

В настоящее время «digital divide» является термином социально-политического характера. На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, интернету, телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Согласно общепринятым воззрениям на информационное общество, его специфика такова, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако у тех, кто отключен от такого обмена, перспективы катастрофически ухудшаются (Кастеллс, Химанен: «Глобальный тренд заключается в том, что информационная экономика подключает к своей сети тех, кто представляет для нее ценность (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто не имеет для нее ценности (тем самым еще более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность)» ).

Термин применяется как в отношении разницы между странами (пример: в Исландии доступ к интернету имеет более 86 % населения, а в Либерии - 0,03 %), так и в отношении разницы в возможностях разных социальных слоев внутри одного общества.

Связь с шовинизмом

Некоторые наблюдатели видят в этом явлении целенаправленную «политику исключения», которую ведут те или иные страны и общества - взамен прежней политики репрессий. На саммите ООН по информационному обществу (WSIS) в декабре года по инициативе большинства стран-участников третьего мира была принята Декларация, призывающая западные страны сделать всё, чтобы преодолеть «цифровое разделение» в его сегодняшнем виде к году, однако ведущие европейские страны и Япония даже не делегировали на саммит своих официальных представителей.

Источники

  • Мануэль Кастельс, Пекка Химанен: Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель. - М., 2002

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Цифровое неравенство" в других словарях:

    цифровое неравенство - Неравенство между различными слоями населения, возникающее из за невозможности малообеспеченным гражданам пользоваться преимуществами информационных технологий, Интернета, дистанционного обучения и т.д. Тематики… … Справочник технического переводчика

    Цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство (англ. Digital divide) ограничение возможностей социальной группы из за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации. Содержание 1 Терминология 2 Суть… … Википедия

    Цифровой барьер, цифровое неравенство (англ. Digital divide) ограничение возможностей для социальной группы из за отсутствия у нее доступа к современным средствам коммуникации. Содержание 1 Терминология 2 Суть явления 3 Связь с шовинизмом … Википедия

    Запрос «ВТК» перенаправляется сюда. Другая расшифровка Воспитательно трудовая колония. ОАО «ВолгаТелеком» Тип Открытое акционерное общество Год основания … Википедия

    Тип Нетбук Процессор … Википедия

    Викиверситет Wikiversity http://wikiversity.org/ Коммерческий: Нет Тип сайта: Сетевая энциклопедия … Википедия

    Викиверситет Wikiversity http://wikiversity.org/ Коммерческий: Нет Тип сайта: Сетевая энциклопедия … Википедия

    Викиверситет Wikiversity http://wikiversity.org/ Коммерческий: Нет Тип сайта: Сетевая энциклопедия … Википедия

Книги

  • Региональная экономика: теория и практика № 22 (349) 2014 , Отсутствует. В журнале освещаются проблемы экономики и развития административно-территориальных образований, отраслей и производств; экономическая стратегия устойчивого развития РФ и её регионов,… электронная книга