Роль автора в лирических отступлениях мертвые души. Сочинение: Роль лирических отступлений в поэме "Мертвые души"

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их, как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Все, рукоплеща, несется за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слезы ему блещут во всех очах… Нет равного ему в силе - он бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображенных героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стекла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрек и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество.

И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы! И далеко еще то время, когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья подымется из облеченной в святый ужас и в блистанье главы и почуют в смущенном трепете величавый гром других речей…

Прекрасное произведение « » было названо поэмой в прозе. Н.В. Гоголь пытается раскрыть в нем эпические образы России, простого народа, русской земли. А лирические отступления созданы для того, чтобы автор мог высказать свое личное мнение и отношение к персонажам поэмы, к событиям, о которых идет речь в главах.

В седьмой главе мы знакомимся с образами русских мужиков, которые были подробно описаны, со всеми чертами внешности и характера. Это богатырь Степан Пробка. Он был плотником, обошел всю Россию вдоль и поперек. Максим Телятников представлен нам сапожником, который учился своим умениям у немцев. После провального плана продавать некачественные сапоги, он впал в пьянку и во всем обвинил именно немцев. Любовь к разгульной и свободной жизни мы видим в персонаже Абакума Фырова. Много выходцев из простого народа любили погулять после плодотворного рабочего дня.

Во многих лирических отступлениях читатель узнает о глубокой трагедии простого народа, который был закрепощен и порабощен помещиками и чиновниками.

Особую любовь к родине, свои патриотические настрои автор выразил в , которая стремительно летит вперед и олицетворяет сильную и могучую Россию.

Таким образом, можно заметить, что лирические отступления играют необычайно важную роль в поэме «Мертвые души». В них выплескиваются все эмоции и соображения автора на жизненно важные для него темы.

Не жизнеописание одного или даже нескольких героев, а широкая панорама жизни России того времени. Здесь не являются главными похождения , его удачи и поражения. Сам Гоголь писал В. А. Жуковскому о сюжете поэмы: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Изображая «всю Русь» в своем произведении, Гоголь ясно дает читателю почувствовать в нем голос автора.

Именно постоянное присутствие автора дает возможность считать поэму лироэпическим произведением. Значительное место в структуре произведения занимают лирические отступления, что характерно для поэмы как литературного жанра. Лирические отступления в «Мертвых душах» носят разнообразный характер: иногда это комментарий какого-то поступка героя, иногда - мелкое замечание автора по какому-либо поводу, иногда - самостоятельное рассуждение. Взволнованные монологи автора посвящены характеру русского человека, образам крепостных.

Если помещики или чиновники в поэме, да и сам Чичиков - герои, мертвые духовно, то образы людей из народа, крестьян, несут в себе живое начало. В этом и заключается парадокс художника: о купленных героем мертвых душах говорит как о живых. Внутренний монолог Чичикова, размышляющего над списками умерших, переходит в лирическое рассуждение автора о народной душе. Богатырь-плотник Степан Пробка, что исходил все губернии в поисках хорошего заработка, пьющий сапожник Максим Телятников, обвиняющий немцев в том, что «нет житья русскому человеку», ямщик Григорий Доезжай-не-доедешь - все эти образы, о которых размышляет автор, воплощают в себе истинно живую душу русского народа.

А беглый дворовый Попов, скитающийся по тюрьмам за неимением паспорта! А гуляющие бурлаки, которые тянут лямку «под одну, бесконечную, как Русь, песню»! Так выражается у Гоголя противостояние живых и мертвых душ: физически живые герои мертвы духовно, а купленные Чичиковым мертвые души - нравственно живое воплощение народной души. За страшным миром помещиков и чиновников Гоголь видит трудовую, народную Россию. Лирический пафос достигает наивысшего подъема, когда речь идет о судьбах родины и искусства.

В начале седьмой главы автор рисует нам два типа писателей. Один - счастливец, говорящий о возвышенных предметах, показавший людям «прекрасного человека», таким образом им «чудно польстив». Он находится на вершине славы, его называют «великим всемирным поэтом».

Как не вспомнить посвященное Гоголю Н. А. Некрасова «Блажен незлобливый …»: И современники ему При жизни готовят. Не таков удел другого писателя, «дерзнувшего вызвать наружу…

всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу », выставить на всеобщее обозрение горькую и скучную правду жизни. Сурово поприще этого писателя, «и горько почувствует он свое одиночество». Конечно, Гоголь имеет в виду свою собственную писательскую судьбу и те обвинения в отсутствии патриотизма и очернении действительности, которые многократно слышал в свой адрес. Проблема истинного и ложного патриотизма вызвала страстные споры: сложно было согласиться критикам, что любовь к родине состоит не в приукрашивании жизни, а в стремлении изменить ее к лучшему. Безусловно, посвящая Гоголю свое стихотворение, Н. А. Некрасов имел в виду, что автор «Мертвых душ» выбрал тернистый путь писателя-сатирика, беспощадного обличителя и косности.

И для Гоголя является неоспоримым как право на изображение пороков общества, так и выбор грозного оружия - смеха. Гоголь - истинный патриот. В лирических отступлениях он восторгается бескрайними степями и полями, деревнями и селами. В поэме очень важен мотив дороги: весь сюжет представляет собою скитания по просторам родины.

Дороги эти то ровные, то ухабистые, то грязь непролазная, а то они «расползались во все стороны, как пойманные раки». Символическое значение получает этот мотив в последней главе поэмы, когда дорога с бричкой Чичикова превращается в путь, по которому несется птица-тройка. Здесь и ставшая крылатой фраза: «И какой же русский не любит быстрой езды?». Здесь и рассуждения о свойствах национального русского характера и о дальнейшей судьбе России. Как и «бойкая необгонимая тройка», несется Русь, и, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

«Русь, куда ж несешься ты? дай Алл С о ч. Р У ответ. Не дает ответа». Неведомы дальнейшие пути птицы-тройки, как неведомы пути России, неизвестна ее судьба. Но одно точно: судьба такой страны, как Россия, будет необыкновенна. Самое главное, о чем говорит взволнованный голос автора в строчках лирических отступлений - любовь к своей великой и многострадальной Родине.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» . Литературные сочинения!

Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской литературы. Вершиной его творчества является поэма “Мертвые души”. В ней нашли свое отражение все основные особенности таланта автора.
Важнейшую роль в композиционной структуре “Мертвых душ” играют лирические отступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам

Русской жизни.
В начале поэмы лирические отступления носят характер высказываний автора о его героях, но по мере развертывания действия их внутренняя тема становится все более широкой и многогранной.
Рассказав о Манилове и Коробочке, автор прерывает повествование, для того чтобы читателю стала яснее нарисованная картина жизни. Авторское отступление, которым прерывается рассказ о Коробочке, содержит в себе сравнение с ее “сестрой” из аристократического общества, которая, несмотря на иной внешний облик, ничем не отличается от поместной хозяйки.
После посещения Ноздрева Чичиков в дороге встречается с прекрасной блондинкой. Описание этой встречи завершается замечательным авторским отступлением: “Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь.” Но то, что свойственно множеству людей, что появляется “поперек” каким бы то ни было печалям,- все это совершенно чуждо Чичикову, холодная осмотрительность которого сопоставляется здесь с непосредственным проявлением чувств.
Совсем иной характер носит лирическое отступление в конце пятой главы. Здесь автор говорит уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о талантливости русского народа. Внешне это лирическое отступление как будто мало связано со всем предыдущим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной идеи поэмы: настоящая Россия – это не собакевичи, ноздревы и коробочки, а народ, народная стихия.
В тесном соприкосновении с лирическими высказываниями о русском слове и народном характере находится и то авторское отступление, которое открывает шестую главу.
Повествование о Плюшкине прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий обобщающий смысл: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!”
Немалое значение имеют лирические высказывания о творческой и жизненной судьбе писателя в современном Гоголю обществе, о двух разных уделах, ожидающих писателя, создающего “возвеличенные образы”, и писателя-реалиста, сатирика. В этом лирическом отступлении, полном глубоких мыслей и ярких обобщений, отразились не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение к господствующим верхам общества, к народу. Оно определяет и идейный путь писателя и оценку им основных общественных сил.
В главах, посвященных изображению города, мы встречаем авторские высказывания о крайней раздраженности чинов и сословий – ” теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположены в воздухе.” Описание всеобщей сумятицы Гоголь заканчивает размышлениями о человеческих заблуждениях, о ложных путях, которыми нередко шло человечество в своей истории,- “но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки.”
Особенной силы гражданский пафос писателя достигает в лирическом отступлении – “Русь, Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.” Как и лирический монолог начала седьмой главы, это лирическое отступление составляет отчетливую грань между двумя крупными звеньями повествования – городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь уже в широком плане предстает тема России, в которой было “бедно, разбросанно и неприютно”, но где не могут не родиться богатыри. Лирические высказывания автора как бы прерываются вторжением грубой житейской прозы. “И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!
– Держи, держи, дурак! – кричал Чичиков Селифану.
– Вот я тебя палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин.- Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! – И, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.”
Пошлость, пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применен Гоголем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев “Мертвых душ”.
Непосредственно вслед за этим автор делится с читателем мыслями, которые вызывают в нем мчащаяся тройка, далекая дорога. “Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! и как чудна она сама, эта дорога.” Одну за другой Гоголь набрасывает здесь картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося на быстрых конях по осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова.
Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, изображающая “дурное”, “презренное”.
Высоким чувством патриотизма овеян образ России, завершающий первый том поэмы, образ, воплотивший в себе тот идеал, который освещал художнику путь при изображении мелкой, пошлой жизни.
Такова роль лирических отступлений в композиции поэмы. Но самое главное то, что в них выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. На страницах поэмы Гоголь хотел не только обличать, но и утверждать свой нравственный идеал, и высказал его в своих замечательных лирических отступлениях, где отразились все его мысли и чувства, и прежде всего огромное чувство любви к своему народу и отечеству, вера в то, что родина вырвется из власти “болотных огней” и вернется на истинный путь: путь живой души.

Ви зараз читаєте: Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (1)

Поэма «Мертвые души» отличается по жанру от других произведений русской литературы. Лирические отступления делают ее еще более яркой. Они доказывают, что Н.В.Гоголь создал именно поэму, но не в стихах, а в прозе.

Роль отступлений

Н.В.Гоголь в тексте поэмы постоянно присутствует. Читатель чувствует его постоянно, иногда он как будто забывает о сюжете текста, уводит в сторону. Для чего так поступает великий классик:

  • Помогает проще пережить возмущение, которое вызывают поступки персонажей.
  • Добавляет в текст юмора.
  • Создает отдельные самостоятельные произведения.
  • Меняет впечатление от общего описания рутинной жизни помещиков, потерявших свою душу.

Писатель хочет, чтобы читатель знал его отношения к событиям и людям. Именно поэтому он делится мыслями, выказывает гнев или сожаление.

Философские рассуждения

Некоторые отступления предлагают порассуждать над особенностями человеческой личности и бытия.

  • О толстых и тоненьких. Писатель делит мужчин на два рода в зависимости от полноты. Он находит отличительные свойства их характера. Тоненькие изворотливы, ненадежны. Легко подстраиваются под ситуации и меняют свое поведение. Толстые – дельцы, которые чаще обретают вес в обществе.
  • Два типа характеров. Большие портреты и трудные для портретистов. Одни открыты и понятны, другие скрывают не только свою внешность, но и все, что внутри.
  • Страсть и человек. Чувства человека различны по силе. Его могут посетить прекраснейшие страсти, а могут низменные и мелочные. Кто-то мечтает о ничтожных побрякушках, а где-то рождается чувство великой любви. Страсть меняет человека, она способна превратить его в червяка, привести к потере души.
  • О подлецах и добродетелях. Как появляются подлецы? Классик считает – вина в приобретении. Чем сильнее стремление у человека приобрести, тем быстрее он теряет добродетели.
  • О человеке. Возраст меняет личность. Представить себя в старости сложно. Юноша ожесточается и теряет человечность на жизненном пути. Даже могила более милосердна: на ней написано о погребении человека. Старость теряет чувственность, она холодна и безжизненна.

Любовь к России

Такие отступления наглядно показывают особенность русского человека и природы. Безграничная любовь автора к родине выше других чувств. Никакие преграды не остановят Россию. Она выдержит и выйдет на широкую ясную дорогу, выберется из всех противоречий жизни.

  • Русь – Тройка. Дорога, по которой несет страна, вызывает в душе Гоголя восторг. Россия свободна, она любит скорость, движение. Автор верит, что страна найдет путь к счастливому для народа будущему.
  • Дороги. Дороги в отступлении – это сила, которая покоряет человека. Он не может сидеть на месте, стремится вперед. Дороги помогают ему увидеть новое, посмотреть на себя со стороны. Дорога ночью, ярким днем и чистым утром различна. Но она всегда хороша.
  • Русь. Гоголь переносится в прекрасное далеко и пытается рассмотреть русские просторы. Он восхищается красотой, умением скрыть тоску, печаль и слезы жителей. Простор страны покоряет и пугает. Зачем он дан России?
  • Русское общение. Гоголь сравнивает обращение русских с другими народами. Помещики провинции меняют стиль разговора в зависимости от состояния собеседника: количества душ. «Прометей» канцелярии становится «куропаткой» у дверей начальства. Человек меняется даже внешне, он становится в раболепии ниже, при низшем сословии громче и смелее.
  • Русская речь. Слово, произносимое русским народом, меткое и весомое. Его можно сравнить с вещами, вырубленными топором. Слово, созданное русским умом, идет из самого сердца. Оно «замашисто, бойко», отражает характер и самобытность народа.

Отдельные рассказы

У части лирических отступлений свой сюжет. Их можно читать, как самостоятельное произведение, вырвать из контекста поэмы. Они не потеряют свой смысл.

  • Повесть о капитане Копейкине. Самая яркая часть книги. Цензура стремилась изъять повесть из «Мертвых душ». История участника войны, ищущего у властей помощи, тяжела итогом. Ничего не добившись, он подается в разбойники.
  • Киф Мокиевич и Мокий Кифович. Два персонажа, живущие по своим законам, соединяют все характеры, прошедшие перед читателем. Сильный Мокий растрачивает данное ему от Бога. Богатыри выводятся, превращаются в слабых духом людей. Они, наделенные особыми качествами, не понимают, кем могли бы стать, какую пользу принести народу.
  • Крестьяне села Вшивая спесь. Талантливый народ порабощен, но остается трудолюбивым и светлым. Рассказ о том, как во время народного бунта в селе с говорящим (как любит Гоголь) названием

    «…снесли с лица земли полицию в лице заседателя …»,

    Подтверждает.

Великий классик рассуждает о двух типах писателей. Одни описывают скучные характеры. Авторы родные в их обществе. Слава поднимается так высоко, что они сами признают себя гениями, приравнивают к Божеству. Другие писатели не стремятся к славе, они трудятся над словом, но попадают под суд, который отнимает их талант. Писательское поприще очень сурово. Размышления автора поэмы делают книгу шире и значимее, они поднимают вопросы и призывают читателя искать ответы на вопросы, которые задает текст и лирические отступления от основного сюжета.