Основная тональность симфонии номер 7 шостаковича. Седьмая симфония Д

Состав оркестра: 2 флейты, альтовая флейта, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 5 литавр, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, 2 арфы, рояль, струнные.

История создания

Неизвестно когда именно, в конце 30-х или в 1940 году, но во всяком случае еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович напи­сал вариации на неизменную тему - пассакалью, сходную по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим младшим коллегам и ученикам (с осени 1937 года Шостакович преподавал в Ленинградской консерва­тории композицию и оркестровку). Тема простая, как бы приплясываю­щая, развивалась на фоне сухого стука малого барабана и разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже несколько фри­вольно, но вырастала в страшный символ подавления. Композитор от­ложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его.

22 июня 1941 года его жизнь, как и жизнь всех людей в нашей стра­не, резко изменилась. Началась война, прежние планы оказались пере­черкнутыми. Все стали работать на нужды фронта. Шостакович вмес­те со всеми рыл окопы, дежурил во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправлявшихся в действующие части. Естественно, роялей на передовых не было, и он перекладывал аккомпанементы для небольших ансамблей, делал другую необходи­мую, как ему казалось, работу. Но как всегда у этого уникального му­зыканта-публициста - как было с детства, когда в музыке передава­лись сиюминутные впечатления бурных революционных лет, - стал созревать крупный симфонический замысел, посвященный непосред­ственно происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Ее он успел показать самому близкому другу И. Соллертинскому, который 22 августа уезжал в Новосибирск вместе с филармонией, художественным руководителем которой был многие годы. В сентябре, уже в блокированном Ленинграде, композитор создал вторую часть, показал ее коллегам. Начал работу над третьей частью.

1 октября по специальному распоряжению властей его вместе с же­ной и двумя детьми самолетом переправили в Москву. Оттуда, через полмесяца поездом он отправился дальше на восток. Первоначально планировалось ехать на Урал, но Шостакович решил остановиться в Куйбышеве (так в те годы называлась Самара). Здесь базировался Боль­шой театр, было много знакомых, которые на первое время приняли композитора с семьей к себе, но очень быстро руководство города выделило ему комнату, а в начале декабря - двухкомнатную квартиру. В нее по­ставили рояль, переданный на время местной музыкальной школой. Можно было продолжать работу.

В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одномды­ хании, работа над финалом продвигалась медленно. Было тоскливо, тре­вожно на душе. Мать с сестрой остались в осажденном Ленинграде, пе­реживавшем самые страшные, голодные и холодные дни. Боль за них не оставляла ни на минуту. Плохо было и без Соллертинского. Компози­тор привык к тому, что друг всегда рядом, что с ним можно делиться самыми сокровенными мыслями - а это в те времена всеобщего доно­сительства становилось самой большой ценностью. Шостакович часто писал ему. Сообщал буквально обо всем, что можно было доверить цен­зурируемой почте. В частности, о том, что финал «не пишется». Не уди­вительно, что последняя часть долго не получалась. Шостакович пони­мал, что в симфонии, посвященной событиям войны, все ожидали торжественного победного апофеоза с хором, праздника грядущей побе­ды. Но для этого не было пока никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце. Не случайно позднее распространилось мнение, что финал по значимости уступает первой части, что силы зла оказались воплощенными значительно сильнее, чем противостоящее им гумани­стическое начало.

27 декабря 1941 года Седьмая симфония была закончена. Конечно, Шостаковичу хотелось, чтобы ее исполнил любимый оркестр - оркестр Ленинградской филармонии под управлением Мравинского. Но он был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере: исполнению симфонии, которую композитор назвал Ленинградской и посвятил подвигу родного города, придавалось политическое значе­ние. Премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года. Играл ор­кестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

Очень любопытно, что написал о симфонии «официальный писатель» того времени Алексей Толстой: «Седьмая симфония посвящена тор­жеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича - в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения. <...> Седь­мая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами. Написанная в Ленингра­де, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятно­го на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем.

Скрипки рассказывают о безбурном счастьице, - в нем таится беда, оно еще слепое и ограниченное, как у той птички, что «ходит весело по тропинке бедствий»... В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны - короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок. Оговариваемся, человек Седьмой симфонии - это некто типичный, обобщенный и некто - любимый автором. Национален в симфонии сам Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушив­шая седьмое небо симфонии на головы разрушителей.

Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то про­стенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колы­хать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов, со сво­ими железными крысами, поднимается из-за холма... Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчая­ния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые пери­ла, кажется: неужели, неужели уже все смято и растерзано? В оркестре - смятение, хаос.

Нет. Человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бо­роться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов, могуществен­нее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее пещерный рев.

Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть вре­мени. Слышен только раздумчивый и суровый - после стольких потерь и бедствий - человеческий голос фагота. Возврата нет к безбурному счастьицу. Перед умудренным в страданиях взором человека - прой­денный путь, где он ищет оправдания жизни.

За красоту мира льется кровь. Красота - это не забава, не услада и не праздничные одежды, красота - это пересоздание и устроение ди­кой природы руками и гением человека. Симфония как будто прикасает­ся легким дуновением к великому наследию человеческого пути, и оно оживает.

Средняя (третья - Л. М. ) часть симфонии - это ренессанс, возрож­дение красоты из праха и пепла. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искус­ства, великого добра.

Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателя­ми... раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого сто­ит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но о счастье теперь рассказы­вает могущественная тема человека. Вот - вы подхвачены светом, вы словно в вихре его... И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. С возрастающим напряжением вы ожидаете... завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в бу­дущее, к голубым городам высшего устроения...» («Правда», 1942, 16 февраля).

После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Ново­сибирске (под управлением Мравинского), но самая замечательная, по­истине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфо­нию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в боль­ницу - подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии - 9 августа 1942 года - все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать зна­менательной премьере.

И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как со­бытие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полу­шария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфо­нии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее по­бедное шествие по земному шару.

Музыка

Первая часть начинается в ясном светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским нацио­нальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворен­но. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки - олицетворение обыденно­сти и пошлости. Это начинается «эпизод нашествия» (таким образом, форма первой части - сонатная с эпизодом вместо разработки). Понача­лу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплот­няется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема из­лагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтоже­ния, которая кажется, сотрет все живое. Но начинается противодействие. После мощной кульминации реприза наступает омраченной, в сгущенно минорных красках. Особенно выразительна мелодия побочной партии, сделавшаяся тоскливой, одинокой. Слышно выразительнейшее соло фагота. Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Лишь в коде впервые главная партия звучит в мажоре, утверж­дая наконец столь трудно доставшееся преодоление сил зла.

Вторая часть - скерцо - выдержано в мягких, камерных тонах. Пер­вая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль и улыб­ку, чуть приметный юмор и самоуглубленность. Гобой выразительно исполняет вторую тему - романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый, в котором многие кри­тики усматривают музыкальную картину Ленинграда прозрачными бе­лыми ночами. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается карикатурный, искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печаль­но.

Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Оно открывает­ся хоральным вступлением, звучащим словно реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема близка скрипичной, но тембр флейты и более песенный характер передают, по словам самого композитора, «упоение жизнью, преклонение перед при­родой». Средний эпизод части отличается бурным драматизмом, романтической напряженностью. Его можно воспринимать как воспоминание о прошедшем, реакцию на трагические события первой части, обострен­ные впечатлением непреходящей красоты во второй. Реприза начинает­ся речитативом скрипок, еще раз звучит хорал, и все истаивает в таин­ственно рокочущих ударах тамтама, шелестящем тремоло литавр. Начинается переход к последней части.

В начале финала - то же еле слышное тремоло литавр, тихое звуча­ние скрипок с сурдинами, приглушенные сигналы. Происходит посте­пенное, медленное собирание сил. В сумеречной мгле зарождается глав­ная тема, полная неукротимой энергии. Ее развертывание колоссально по масштабам. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды - печальный и величественный, как память о пав­ших. А затем начинается неуклонное восхождение к торжеству заклю­чения симфонии, где главная тема первой части, как символ мира и гря­дущей победы, звучит ослепительно у труб и тромбонов.

Настоящим чудом советской культуры во-енного времени является знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975), названная «Ленинград-ской». Большая ее часть была написана в блокадном Ленинграде в самый тяжелый военный год — 1941.

Будучи прославленным композитором и уже немолодым человеком, Д. Д. Шостакович принимал участие в работах по укреплению блокадного города. Вместе со своими студентами он рыл окопы, де-журил на крыше консерватории в часы воздушных атак, а в свободное время — сочинял новую симфо-нию. Впоследствии руководитель Московского дома работников искусств Борис Филиппов выразил сомнение, стоило ли композитору, создававшему столь великое и нужное людям произведение, под-вергать свою жизнь риску. Шостакович ответил: «А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Всё это надо было прочувствовать и пережить». Ра-боту над Ленинградской симфонией композитор закончил в Куйбышеве. Там же впервые она была исполнена в начале марта 1942 г. В конце того же месяца произведение Шостаковича прозвучало в Москве, откуда транслировалось на всю страну. Тогда и возникла идея исполнить ее в блокадном Ленинграде.

Идею эту, однако, не так-то просто было вопло-тить. Жители Ленинграда в буквальном смысле умирали от голода. Из-за замерзших водопровод-ных и канализационных труб в дома не поступала вода — брать ее можно было только из Невы. В до-мах не было ни света, ни тепла.

Для исполнения симфонии требовалось сто музыкантов, а в оркестре ленинградского радио-комитета осталось только пятнадцать человек. Тогда по радио объявили о регистрации всех остав-шихся в живых музыкантов филармонии. На это объявление откликнулись двадцать восемь человек. Некоторых из них, совсем ослабевших от голода, привели под руки; были и такие, кого привезли на санях. Дирижер К. И. Элиасберг, шатаясь от слабос-ти, обходил госпитали в поисках находившихся там на лечении музыкантов. Еще какое-то количество необходимых исполнителей прислали из армии, сражавшейся под Ленинградом.

На первой репетиции собралось восемьдесят изможденных оркестрантов, гордившихся тем, что, пережив блокадную зиму, смогли выйти на сцену и играть. Репетиция длилась всего пятнадцать минут, потому что на большее просто не хватило сил. Но было ясно: концерт состоится. Материал с сайта

Он состоялся 9 августа 1942 г. Очередь в концерт-ный зал была длиннее, чем в булочные. Во время 80-минутного исполнения симфонии не было ни одного сигнала воздушной тревоги: об этом поза-ботилась артиллерия, которая в течение всего дня проводила ожесточенный обстрел вражеских бата-рей, не дававший немцам поднять голову. А в зале звучала могучая музыка, рассказывавшая о враже-ской лавине, захлестнувшей родную землю, и о само-отверженном сопротивлении захватчикам, о скорби по павшим, но не побежденным героям, и о любви к родной земле. Ленинградская симфония Шостаковича влила живительные силы в сердца измучен-ных блокадой ленинградцев и в этом смысле еще раз оправдала свое название.

Это произведение получило всемирное призна-ние. Только в течение 1942—1943 гг. и только на Американском континенте оно было сыграно шестьдесят два раза! Через много лет после войны к дирижировавшему премьерным исполнением симфонии К. И. Элиасбергу подошли два немецких туриста со словами: «Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш концерт и говорили между собой: если уцелеем, обязательно спросим: как это им удалось в голодном, осажденном городе создать такой великолепный оркестр».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Симфония №7 «Ленинградская»

15 симфоний Шостаковича составляют одно из величайших явлений музыкальной литературы ХХ столетия. Несколько из них несут определенную «программу», связанную с историй или войной. Замысел «Ленинградской» возник из личного опыта.

«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,
моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию»
(Д. Шостакович)

Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих строках глухие их шаги,
Их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
Кто проходил огонь, и смерть, и лед.
Я говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделенного страданья...
(Ольга Берггольц)

В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион. В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Шостакович начал работу над своей Симфонией №7. Он прежде никому не посвящал свои крупные произведения, но эта симфония стала подношением Ленинграду и его жителям. Композитор был движим любовью к родному городу и этими поистине героическими временами борьбы.
Работа над этой симфонией началась в самом начале войны. С первых дней войны Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог.

Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого уникального музыканта-публициста в голове уже созревал крупный симфонический замысел, посвященный всему происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторую он писал в сентябре уже в блокадном Ленинграде.

В октябре Шостакович вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев. В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом двигалась плохо. Неудивительно, что последняя часть долго не получалась. Композитор понимал, что от симфонии, посвященной войне, будут ожидать торжественного победного финала. Но для этого пока не было никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце.

27 декабря 1941 г. симфония была закончена. Начиная с Пятой симфонии, почти все творения композитора в этом жанре исполнялись любимым оркестром - оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского.

Но, к сожалению, оркестр Мравинского был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. Но самая замечательная премьера состоялась в осажденном Ленинграде. Музыкантов для ее исполнения собирали отовсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу - подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага. Ничто не должно было помешать этой премьере.

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ - во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

19 июля 1942 г. симфония прозвучала в Нью-Йорке, и после этого началось ее победное шествие по миру.

Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны.

Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.

Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные ак­кордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

Писатель А. Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Кажется, что ученые крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой.

Эпизод нашествия написан в форме вариаций на неизменную тему - пассакалии.

Еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему, сходные по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим ученикам. Тема простая, как бы приплясывающая, которую сопровождает бой малого барабана. Она разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже фривольно, но вырастала в страшный символ по­давления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что этот эпизод написан раньше. Так что же хотел изобразить им композитор? Страшное шествие фашизма по Европе или наступление тоталитаризма на личность? (Прим.: Тоталитарным называют режим, при котором государство господствует над всеми сторонами жизни общества, при котором существует насилие, уничтожение демократических свобод и прав человека).

В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. В музыке слышатся стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва.

После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной партии в ней звучит как страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная великой силы протеста против зла. Особенно выразительна мелодия побочной партии, ставшая тоскливой и одинокой. Здесь появляется выразительное соло фагота.

Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла. Но издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.

Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.

Вторая часть - скерцо, выдержанное в мягких тонах. Многие критики в этой музыке видели картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Эта музыка соединяет в себе улыбку и печаль, легкий юмор и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.

Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам композитора, передает «упоение жизнью, преклонение перед природой». Драматическая середина части воспринимается как воспоминание о прошедшем, реакция на трагические события первой части.

Финал начинается еле слышным тремоло литавр. Как будто постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народно­го гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды - вновь воспоминание о павших. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.

Как ни широко многообразие жанров в творчестве Шостаковича, по складу своего дарования он, прежде всего композитор-симфонист. Для его творчества характерны огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликтов, динамичность и строгая логика развития. Особенно ярко эти черты проявились в его симфониях. Перу Шостаковича принадлежат пятнадцать симфоний. Каждая из них - страница истории жизни народа. Композитора не зря называли музыкальным летописцем своей эпохи. Причем не бесстрастным наблюдателем, как бы сверху обозревающим все происходящее, а человеком, тонко реагирующим на потрясения своей эпохи, живущим жизнью своих современников, причастным ко всему, что происходит вокруг. Он мог бы сказать о себе словами великого Гете:

- Я не зритель посторонний,
А участник дел земных!

Как никто другой, он отличался отзывчивостью ко всему происходящему с родной страной и ее народом и даже шире - со всем человечеством. Благодаря этой восприимчивости он смог уловить характерные для той эпохи черты и воспроизвести их в высокохудожественных образах. И в этом отношении симфонии композитора - уникальный памятник истории человечества.

9 августа 1942 года. В этот день в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича.

Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг – главный дирижер оркестра Ленинградского радио. Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»

Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.

21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

«Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться...»
(В. А. Гергиев)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Симфония № 7 «Ленинградская», соч. 60, 1 часть, mp3;
3. Статья, docx.


Гармония Шостаковича
Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Сложная 3-х частная форма
Шостакович. Симфония №8, третья часть Allegro non troppo (1943). Сложная 3-х частная форма.

«Эпизод нашествия» представляет собою тему и одиннадцать вариаций, с удержанной, остинатной мелодией. Форма темы и вариаций - период из трех предложений (4 + 8 + 6 тактов) и трехтактовое дополнение. Последнее с самого начала противопоставлено всему предшествующему, благодаря компактному, аккордовому изложению.(Форму темы и вариаций можно определить и как период из двух предло¬жений (4+8) с двумя дополнениями (6+3).
Мелодия темы и вариаций «эпизода нашествия», в противоположность мелодии «Болеро», нарочито, демонстративно (в особенности с точки зрения стиля Шостаковича) проста, элементарна. Более того, она словно стремится произвести впечатление примитивности, однотонности. Однако достигается это тонкими средствами. В этой мелодии все направлено на то, чтобы, вопреки самой природе мелодизма, она была как можно менее мелодичной, то есть менее певучей. Построение мелодии заканчивается цезурами - паузами. Звуки мелодии также отделены один от другого паузами.
Однако и в этом намеренно обедненном мире звуков есть свое развитие. Так установившееся членение по два такта сменяется в третьем предложении новой, более сложной формулой (4+1 + 1). Заметная ритмическая фигура - повторение двух звуков в конце построений - один раз метрически смещается и попадает с сильного на относительно сильное время (в трехтактовом дополнении). В интонационном развитии чередуются однородные скачки и прямолинейные движения. Гаммообразному движению вниз во втором предложении можно противопоставить гаммообразное движение вверх в дополнении. Скачки хотя и однородны, но не идентичны.
Преобладают квинтовые, но есть и квартовые скачки; а второе предложение начинается фразой с секстовым скачком(. Ассоциация с кульминацией на терции субдоминанты в классическом периоде).

В первом предложении скачку вверх отвечает скачок вниз. Этой повторностью интонаций подчеркивается начальное, экспозиционное значение первого предложения.
Скачки, о которых идет речь, благодаря своему обрывистому характеру, напоминают «военную команду». И вот любопытно, что в третьем предложении, где меняется установившееся ритмосинтаксическое развитие, эти «военные команды»-сигналы вычленяются, повторяются несколько раз подряд.
Мелодия «эпизода нашествия» развивается путем использования различных приемов. Во втором предложении наблюдается секвентное проведение гаммообразною мотива (два звена), говорящее об известной разработочности этого момента. Обобщающее третье предложение начинается четырехтактом (единственным слитным), сплавляющим основные интонационные и ритмические моменты темы. Здесь объединились интонации преобразованного скачка и гаммообразного движения. В третьем и четвертом тактах этого четырехтакта восстанавливается обычный облик
скачка - «военной команды». Интонация нисходящего, гаммообразного движения закончилась в третьем такте на звуке с; с того же звука начинается интонация скачка. Стало быть происходит слияние ранее отделявшихся друг от друга моментов.
Ладово-функциональное строение проанализированной мелодии при всей простоте допускает немало гармонических вариантов. Они облегчаются расчлененностью, выделяемостыо каждого звука. Но Шостакович использует
лишь некоторые варианты, что, вероятно, отвечает замыслу данного эпизода симфонии - создать картину постоянства, неизменности, скованного упорства.

Остинатность этой музыки наиболее непосредственно воспринимается в ритмике.(В книге Данилевича о Шостаковиче приведена ритмическая схема и сделан подсчет количества повторений основной ритмической комбинации (барабанная дробь); всего 175 повторений. См. Л. Д а н и л е в и ч. Д. Шостакович, стр. 86).

Весьма ощутима далее и мелодическая остинатность, определяющая форму этих вариаций. На большом протяжении вариационного цикла soprano ostinato сочетается с остинатностью в басовом слое фактуры, - по сути с разновидностью basso ostinato (начиная с третьей вариации - цифра 25). Главными элементами фактуры «эпизода нашествия» и являются эти два ostinato (верхнее и нижнее), которые иногда меняются местами. Гармоническое варьирование стимулируется относительной мелодической активностью второго, басового ostinato, полифоническими приемами, а также
новым сопровождением (громыхающие, «лязгающие», «завывающие» параллельные большие терции в десятой вариации; на первом плане - «тяжелая» медь и валторны - цифра 41).
Замечательно, что некоторые из названных стимулов, порождающих гармоническое варьирование, в свою очередь применяются с известными вариантами, претерпевают свое внутреннее развитие.
Возьмем второе, нижнее, басовое ostinato. Его типовая форма устанавливается в третьей вариации. Но уже во второй вариации встречается предвосхищение типовой формы, однако, в значительно более остром ладовом варианте - цифра 23. Здесь интонируются звуки II и VI
низких ступеней лада. При «прохождении» над этой басовой фигурой главной мелодии отметим «столкновение» VI высокой натуральной и VI низкой ступеней.
В девятой вариации (цифра 39) линия развития нижнего, басового ostinato достигает кульминации. В гармоническом варьировании ощущается новый оттенок, тем более что все возникающие созвучия подчеркиваются форсированной громкостью.
Другой стимул гармонического варьирования - собственно полифонические приемы - также прокладывают свою «дорожку» в цикле. В восьмой вариации (цифра 37) в соотношении нижнего и верхнего ostinato использован двойной контрапункт октавы. Этот прием, в более широком смысле, подхвачен в последней, одиннадцатой вариации - цифра 43. Главная мелодия «эпизода нашествия» проходит «внизу»; новая фигура сопровождения, напоминающая о теме главной партии первой части симфонии, изложена «наверху». Ясно, что подобное смещение слоев фактуры
не может не дать гармонической новизны звучаний.

Полифоническим приемом, обогащающим и варьирующим гар¬монию, оказывается двухголосный канон пятой вариации - цифра 31 (вступают с темой кларнеты; канонически на октаву ниже тему подхватывают гобои ианглийский рожок). Любопытно, что и здесь было свое предвосхищение: имитационное «эхо» (гобой и фагот) третьей вариации - цифра 25.
Кроме отмеченных своеобразных стимулов гармонического варьирования, в «эпизоде нашествия» несколько раз встречаются «аккордовые ленты», которые мы отмечали в «Болеро».
Некоторые различия между «Болеро» и «эпизодом нашествия» обнаруживаются и в применении данных «аккордовых лент». Во-первых, на пути к аккордам (трезвучиям), «вытянутым» в мелодию, у Шостаковича появляется двузвучная дублировка («ин¬тервальная лента»). Так
проходит остинатная тема во второй ва¬риации- цифра 23. Во-вторых, Шостакович в интервально-аккордовых мелодических потоках, влекомых главной мелодией, не везде соблюдает строгий параллелизм. Так, во второй вариации, начинающейся параллельными секстами, далее появляются последовательности других интервалов, в том числе не параллельных. В четвертой вариации - цифра 29 - тема (засурдиненные труба и тромбоны) начинается трезвучием, что в типичных случаях «аккордовых лент» - это мы видим далее и в вариационном цикле Шостаковича - ведет к образованию параллелизма трезвучий. Но в четвертой вариации вслед за трезвучием
идут параллельные септаккорды. В развитии вариации встречаются и другие более сложные созвучия. В-третьих, в двух аналогичных проведениях темы параллельными трезвучиями, с удвоением основного тона, в шестой и седьмой вариациях (цифры 33 и 35) Шостакович неизменно сохраняет мажорные трезвучия. При сравнении со сходными вариациями «Болеро», мы находим, что в данном моменте у Шостаковича дух упорной неизменности проявился еще сильнее, прямолинейнее. Ведь у Равеля в параллельном потоке встречаются и минорные трезвучия, по своему звуковому составу более близкие диатонике основной ладотональности.
Сравнивая между собой вариации «эпизода нашествия», в которых тема-мелодия движется аккордами, мы в наибольшей мере воспринимаем гармоническое варьирование в обычном смысле, то есть различное гармоническое раскрытие звуков мелодии, их различную гармонизацию.
Представило бы интерес потактовое сравнение четвертой и шестой (седьмой) вариаций.
В заключение анализа «эпизода нашествия» отметим, что у Шостаковича образуются группы однотипных вариаций. Решительно преобладает группировка вариаций в «разбивку». Только один раз две вариации, идущие подряд (шестая и седьмая), с их аккордовыми параллелизмами,
образуют группу. В шестой вариации тема проходит в аккордах струнных, в седьмой же вариации, более мощной, тему в параллельном движении ведут и струнные и деревянные духовые.
В последовательности же других вариаций в большей степени ощущаются их фактурные, полифонические, гармонические, тембровые различия. Первая вариация примыкает к теме.
Сопровождение главной мелодии ограничивается квинтовой интонацией у виолончелей - цифра 21.
Вторая, четвертая, шестая и седьмая объединяются в группу потому, что звуки мелодии в них дублированы («интервальные и аккордовые ленты»). О группировке соседних шестой и седьмой вариаций было сказано выше. Вторая вариация соотносится с девятой. Они группируются по признаку наличия ладово-острых звуков (в частности, звук ces). Третья и пятая вариации объединяются в группу по признаку имитационности. В пятой вариации - канон. Объединение в группу восьмой и одиннадцатой вариаций объясняется тем, что в них происходит «обмен местами» верхнего и нижнего слоев фактуры. Десятая вариация стоит особняком; в ней наблюдается
относительно наиболее контрастное сопровождение (параллельные большие терции). В обоих проанализированных вариационных циклах наиболее приметным для восприятия, в конечном счете, оказывается сочетание двух черт: неизменности, остинатности главной мелодии и изменчивости,
варьирования тембра. Варьирование же гармонии, по сравнению с тембровыми изменениями, здесь все же второстепенно; но оно сохраняет большой интерес, как многие второстепенные персонажи драматических пьес.

Конспект урока по музыке 7 класс «Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Д.Шостаковича»

Цель: Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича.

Задачи:

Образовательные:

    Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени

    Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;

    Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.

Развивающие:

    Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассознативных связей музыки с литературой, историей.

    Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;

    Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.

Воспитательные:

    Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;

    Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока : портрет композитора, схема анализа музыкального произведения, презентация.

Техническое обеспечение урока : аккордеон, ПК, экран и проектор.

Музыкальный материал:

Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича. Я.Френкель»Журавли»

Мультикейс «О той весне»

Методы:

    Словесные;

    Наглядные;

    метод эмоциональной драматургии;

    интонационный анализ художественных произведений.

Виды деятельности учащихся :

    слушание музыки;

    участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме;

    вокально-хоровая работа;

    взаимооценивание;

    рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный этап (1 мин)

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня наш урок особенный. Мы будем работать в группах, по секторам: литературный, научный, изобразительный и журналистский. Получив задание на дом, каждая группа должна была подготовиться, и сегодня вы продемонстрируете своё домашнее задание.

Тема нашего урока звучит: «Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Д.Шостаковича»

Эпиграф урока: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» Ф. Достоевский

Для того, чтобы спеть песню вы должны ответить на вопросы (развивающая игра «Наборное полотно».(Вопросы для игрового полотна 1.Что такое оркестр? Что такое симфония? И т.д.)

Какую песню напоминает вам эта картина? («Журавли»). Давайте её исполним. На фоне песне идёт показ видео о ВОВ.

Литературный сектор подготовил стихотворение В.Галицкого «Обычный Родины солдат».

Вторая мировая война. Ни одно государство не смогло противостоять натиску гитлеровской армии. Захватив почти всю Европу, без объявления войны, Гитлер вторгся в Советский Союз. Мужество наших людей, готовность до последней капли крови защищать свою Родину, нашли своё отражение во многих музыкальных произведениях той поры. Многие композиторы обращались в своём творчестве к теме войны.

Научный сектор подготовил сообщение о Д.Д.Шостаковиче. Презентация.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович русский композитор ХХ столетия. С 9 лет он начал заниматься музыкой, а в 14 поступил в консерваторию на две специальности: пианиста и композитора. У него была отличная память, слух и способность импровизировать. Но самое главное-это его глубина и оригинальность музыкального мышления. Ему прошлось много пережить: смерть жены, друзей, обвинение его в формализме. Он боролся за справедливость, жестокость, насилие и всё это отразил в своих произведениях. Жанровый диапазон очень широк. Основой творчества Шостаковича является инструментальная музыка, в частности симфонии. Им написаны 15 симфоний, первую он написал в 19 лет.

Шостакович родился в Ленинграде, здесь его и застала война. Вместе с другими ленинградцами он защищал свой город. Ездил за город рыть укрепления, вечерами дежурил на крыше, тушил зажигательные бомбы, а в свободное время писал музыку. Осенью 1941 года сочинил 7 ленинградскую симфонию. Премьера симфонии состоялась 1942 году, её исполнил оркестр большого театра. Вскоре 7 симфония прозвучала и в Москве. Специальным самолётом, который прорвался в город сквозь кольцо блокады, была доставлена партитура в Ленинград. На ней автор сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Услышав эту симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобно этой…».

9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, 7 симфония Шостаковича была исполнена и в этом городе, измученном блокадой, но не сдавшегося врагу. Фашисты в этот день так и не смогли начать артиллерийский обстрел города Ленинграда, потому что маршал Говорков, главнокомандующий Ленинградским фронтом, приказал на время концерта подавить позиции врага. Считают, что такой факт единственный в музыке. В этом же 1942 г. Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение. Среди многочисленных музыкальных жанров в творчестве Шостаковича одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. С момента возникновения и до наших дней она чутко отражала своё время.

Сейчас мы прослушаем 7симфонию Д.Шостаковича «Эпизод нашествия». Подумайте почему автор так назвал эту симфонию? Симфония состоит из 4 частей 1война 2воспоминание 3 родные просторы 4 победа. Слушание. Анализ музыкального произведения

Каков характер музыкального произведения?

Музыка Шостаковича имеет большое влияние. Эпизод из первой части Ленинградской симфонии изображает фашистское войско, которое приближается и уничтожает всё живое. Не даром этот отрывок называют «Эпизодом нашествия». На фоне четкого ритма барабана появляется тема врага, который имеет сначала образ заведённой игрушки, постепенно переходит в бездушность, заносчивость, тупой механизм фашистской военщины. Начинается дикий хаос разрушения. Он использовал маршевую тему 11 раз, а четкий ритм барабана 175 раз, но изменяется гармония, динамика.

Почему Шостакович так назвал эту музыку? (она ярко рисует наступление)

Какой жанр лежит в основе этой музыке? (Марш. В начале он игрушечный, но в конце музыки лязг бездушных машин заглушает тему, мелодия становится грубой, страшной, угрожающей, бесчеловечной).

Что становится с динамикой? Мелодией? (динамика звучит от пиано до форте. Мелодия остаётся неизменной, но она видоизменяется, становится злой, страшной, резкой).

Какой образ создал Шостакович? (образ наступления фашистов, движение фашистских танков, самолётов, страшную силу врага, смертельную схватку).

Давайте посмотрим, что нам представит изобразительный сектор, как они увидели эту музыку?

Огромное горе коснулось почти каждую семью во время ВОВ. Послушайте песню «И все о той весне»

Какие чувства вызывает эта песня?

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Каков образ этого произведения?

Распевание при помощи ладовых жестов. Разучивание песни.

На нашем уроке присутствуют журналисты. Они внимательно следили за ходом событий. Они проведут опрос. Рефлексия.

Мы должны помнить о том, что советские солдаты освободили нашу страну и всю Европу от фашизма. Вечная слава и почёт тем, кто ещё жив. Низкий им поклон. Исполнение песни «И все о той весне»