Популярные жанры. Теория музыки: история развития музыкальных жанров, музыкальный стиль

Музыкальных жанров и направлений великое множество. Если начать перечислять жанры музыки - список будет просто бесконечным, поскольку на границах разных стилей из года в год появляются десятки новых музыкальных течений. Это связано с развитием музыкальных технологий, новыми наработками в сфере звукоизвлечения, саунд-продюсирования, но в первую очередь - с потребностью людей в неповторимом звучании, с жаждой новых эмоций и ощущений. Как бы то ни было, существует четыре широких музыкальных направления, которые так или иначе породили все остальные стили. Между ними также нет четких границ, и всё же производство музыкального продукта, содержание песен и структура аранжировок заметно отличаются. Так какие бывают жанры вокальной музыки, по крайней мере, основные?

Pop

Поп-музыка - это не только направление, но и целая массовая культура. Песня - это единственная форма, которая приемлема для поп-жанра.

Ключевые моменты в создании pop-композиции - это наличие максимально простой и запоминающейся мелодии, построение по принципу куплет-припев, а в звучании на первый план выносится ритм и человеческий голос. Цель, с которой создается поп-музыка, - сугубо развлекательная. Исполнителю в стиле поп не обойтись без шоу-балета, постановочных номеров и, конечно, дорогостоящих видеоклипов.

Поп-музыка - коммерческий продукт, поэтому она постоянно меняется по звучанию в зависимости от стиля, находящегося на пике популярности. Например, когда в США в фаворе был джаз, то популярными становились исполнители вроде Фрэнка Синатры. А во Франции в чести всегда был шансон, поэтому Мирей Матье, Патрисия Каас - это своеобразные французские поп-иконы. Когда наблюдалась волна популярности рок-музыки, поп-исполнители широко использовали в своих композициях гитарные рифы (Michael Jackson), потом была эпоха смешения поп и диско (Madonna, Abba), поп и хип-хопа (Beastie Boys) и т. д.

Современные мировые звезды (Madonna, Britney Spears, Beyonce, Lady Gaga) подхватили волну ритм-энд-блюза и развивают её в своем творчестве.

Rock

Пальма первенства в рок-музыке отдается электрогитаре, а изюминкой песни как правило становится экспрессивное соло гитариста. Ритм-секция - утяжеленная, а музыкальный рисунок зачастую усложнен. Приветствуется не только мощный вокал, но и владение техникой расщепления, скриминга, гроула и всевозможных рыков.

Рок - это сфера экспериментов, выражения собственных мыслей, порою - революционных суждений. Проблематика текстов достаточно широкая: социальное, политическое и религиозное устройство общества, личные проблемы и переживания. Сложно представить рок-исполнителя без собственной группы, поскольку выступления осуществляются только вживую.

Самые распространенные рок-жанры музыки - список и примеры:

  • рок-н-ролл (Элвис Пресли, The Beatles);
  • инструментальный рок (Джо Сатриани, Фрэнк Заппа);
  • хард-рок (Led Zeppelin, Deep Purple);
  • глэм-рок (Aerosmith, Queen);
  • панк-рóк (Sex Pistols, Green Day);
  • ме́тал (Iron Maiden, Korn, Deftones);
  • (Nirvana, Red Hot Chili Peppers, 3 Doors Down) и т. д.

Jazz

Описывая современные жанры музыки, список стоило бы начать именно с джаза, поскольку он оказал огромное влияние на развитие и других направлений, в том числе pop и rock. Джаз - музыка, в основу которой легли африканские мотивы, привезенные в Соединенные Штаты из Западной Африки темнокожими рабами. За столетие своего существования направление существенно трансформировалось, но что неизменно, так это страсть к импровизации, свободный ритм и широкое использование Легендами джаза считаются: Ella Fitzgerald, Louis Armstrong, Дюк Эллингтон и др.

Electronic

XXI век - эра электроники, а электронное направление в музыке сегодня занимает одну из лидирующих позиций. Здесь ставки делаются не на живые инструменты, а на электронные синтезаторы и компьютерные эмуляторы звука.

Вот самые популярные и востребованные электронные жанры музыки, список которых даст вам общее представление:

  • ха́ус (David Guetta, Benny Benassi);
  • техно (Adam Beyer, Juan Atkins);
  • дабстеп (Skrillex, Skream);
  • транс (Paul van Dyk, Armin van Buuren) и т. д.

Музыкантам неинтересно придерживаться рамок стиля, так что соотношение исполнителей и стилей всегда достаточно условное. Жанры музыки, список которых не исчерпывается вышеперечисленными направлениями, в последнее время имеют тенденцию терять свои характерные особенности: исполнители смешивают музыкальные жанры, в музыке всегда есть место удивительным открытиям и уникальным находкам, а слушателю интересно каждый раз знакомиться с очередными музыкальными новинками.

Песня - наиболее распространённый род вокальной музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются. Песни различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. ( и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песни для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В некоторых странах термин «песня» (нем. Lied , франц. chanson , англ. song ) применяется и к .

Тексты песен обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). В русской песенной поэзии наиболее распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Построенные таким образом стихотворения чаще всего становились популярными песнями, народными или авторскими (А. С. Пушкин - «Зимняя дорога», А. А. Дельвиг - «Соловей, мой соловей», Я. П. Полонский - «Песня цыганки», Н. А. Некрасов - «Ой, полна, полна коробушка...» и другие).

М. Яковлев. «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина)

Песни свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке - и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном - припевом). Внутренне расчленение музыкальной строфы (куплета) также соответствует расчленению строфы поэтической.


Рембо де Вакейра. Эстампида

Истоки жанра песни уходят в глубокую древность. В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства песни. Одноголосные песни трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтической и музыкальной строфы, единство рифмы и мелодической каденции.

К одноголосным песенным жанрам относятся также итальянские лауды, испанские кантигас и др. В эпоху ars nova в Италии и Франции на смену одноголосным формам песни приходят песни с сопровождением одного или нескольких инструментов. Во Франции XVI в. термин «песня» (chanson) стал применяться и к полифоническим вокальным произведениям, иногда программно-изобразительного характера («Битва» Жанекена)

В этот же период развиваются и более простые, тяготеющие к гомофонному складу формы многоголосной песни: итальянские фроттолы, вилланеллы и тому подобные песни, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Эта традиция была продолжена в итальянских канцонеттах конца XVI-XVII вв., оказавших большое влияние на творчество немецких, французских и английских композиторов. К песенным жанрам XV-XVI вв. относятся различные религиозные и военные песни: гуситские песни, гимны гугенотов, протестантские хоралы, и т. д.

Во 2-й половине XVIII в. внутри песенных жанров кристаллизуется камерная песня-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. Песенные формы занимают видное место в опере XVIII в. и в других музыкально-театральных жанрах. В период Великой французской революции складывается жанр массовой революционной песни. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Ca ирá» („Ça ira”) сохранили значение в качестве художественных символов освободительной борьбы народа.

В XIX в. в связи с общим расцветом лирических форм искусства, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно песню (часто в народном духе). Границу между ними иногда установить трудно. Куплетность строения является важным, но не решающим признаком, т. к. и романс может быть куплетным (например, «Не искушай» Глинки), а песня - некуплетной. Более точным критерием может служить обобщённость мелодии песни, которая порой может даже исполняться с другим текстом (при условии сохранения строфического строения и размера). Немаловажное значение имеют и другие жанровые признаки. Романс связан главным образом с лирической сферой чувств, понятие «песня» включает в XIX-XX вв. широкий круг жанровых разновидностей (сатирическая, драматическая песня и другие). Промежуточные формы песни-романса, с преобладанием песенных черт, занимают видное место в творчестве русских композиторов 1-й половины XIX в. - А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и других. Классики XIX в. - от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова - оставили сравнительно немного песен в точном значении слова, однако песенность как тип мелодического мышления, тесно связанного с фольклором, очень характерна для их творчества. Это относится и к музыкальному наследию многих зарубежных композиторов XIX в.: Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди.

Параллельно с творчеством профессиональных композиторов развивалась песенная традиция, представленная поэтами, которые сами создавали (или подбирали из популярных песен) мелодии для своих песен и сами их исполняли. Их произведения часто отличались яркой публицистичностью. Песни французских поэтов-шансонье, от П. Ж. Беранже до Э. Потье, пользовались популярностью далеко за пределами Франции.

В начале XX в. в ряде стран переживает подъём рабочая , лучшие образцы которой приобрели международное значение («Интернационал»). Она послужила одним из истоков советской массовой песни, впитавшей также и черты народной песни, крестьянской и городской, русской и украинской. стала одним из ведущих жанров в советском музыкальном творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918-20, в 30-е гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941-45. Она оказала большое влияние на другие жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку. Многие советские песни получили распространение за рубежом.

С 1930-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в других странах; он связан со стремлением композиторов к демократизации творчества (Г. Эйслер, французские композиторы, входившие в Народную музыкальную федерацию). Большого развития в XX в. достигла эстрадная песня, исполняемая солистами или вокально-инструментальными ансамблями. В 60-70-х гг. в ряде стран, в том числе в СССР, возрождается традиция шансонье. Общественная, организующая роль современной песни (прежде всего - советской) ярко выявляется в международном движении за мир и социальный прогресс.

Краткая история песни. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Розанов И. Н. (Вступительная статья), в издании: Песни русских поэтов, М., 1936;

Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, выпуск 1 - Очерк четвертый. Музыка придворная, театральная и бытовая, М., 1938;

её же , Русские поэты и вокальная лирика, в книге: Иванов Г. К., Русская поэзия в отечественной музыке, М., 1966;

Асафьев Б., О русской песенности, в книге: Избранные труды, т. 4, М., 1955;

его же , Советская музыка и музыкальная культура, там же, т. 5, М., 1957;

Васина-Гроссман В. A., Вокальные формы, М., 1960;

Кулаковский Л., Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962;

Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, глава 4 - От канта к «российской песне»;

Нестьев И. В., О музыке устной традиции, в книге: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века, книга 1, М., 1968;

Сохор А. Н., Путь советской песни, М., 1968;

Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969;

Левашева О. Е., Песня и романс, в книге: История русской музыки, т. 1, М., 1972;

Эрисман Г., Французская песня, М., 1974;

Артеменко Е., Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические явления, Воронеж, 1976;

Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889;

Aubry P., Trouvèreset troubadours, P., 1909;

Vetter W., Wort und Weise im deutschen Kunstlied des 17. Jahrhunderts, „ZfMw”, 1928, Jahrg. 10, No 11 – 12;

Müller-Blattau J., Das Verhältnis von Wort und Ton in der Geschichte der Musik, , 1952;

Beaufils M.,Musique du son, musique du verbe, P., 1954;

Müller G., Geschichte des deutschen Liedes vom Zeitalter des Barock bis zur Gegenwart, , 1959;

Sydоw A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Gott., ;

Ruwet N., Language, musique, poésie, P., 1972.

ACID HOUSE - второе поколение "хауса", порожденное атмосферой Чикаго. От других направлений данное отличается обилием триповых синтезаторных звуков а также более глубоким психоделическим саундом. Весьма важным фактором является практически полное отсутствие вокала

ACID JAZZ - стиль танцевальной музыки, получивший особое распространение с начала 90-ых. Его истоками можно назвать "фанк", "соул" и танцевальные традиции 70-ых, а прямым предком по части психоделичности - ACID ROCK. С точки зрения сугубо музыкальных характеристик "эйсид джаз" - понятие размытое. Определяющими являются чёткое риффовое мышление, сочетание рационально-танцевальных частей с импровизациями, насыщенное и в то же время мягкое звучание. Чёткие квадратные структуры в темпе где-то от 88 до 116 bpm, большое количество живых инструментов в соединении с электронными саундэффектами - вот что отличает эйсид джаз от собственно джаза, фанка и дэнс-музыки.

AMBIENT - музыкальный стиль, который появился в 70-ые годы. Термин, как и концепцию, ввёл Брайан Ино. Для стиля характерна неконкретность любых составляющих: неконкретные мелодии, неконкретное движение, часто полное отсутствие ритма. Фактически, это вообще не музыка в классическом её понимании, а набор шумов, размноженных дилеями и подчёркнутых реверберацией.

AVANTGARDE - Авангардный рок, это понятие, возникшее в середине 60-х годов, вобрало в себя все, что развивалось под влиянием джаза, рока, фолка. Ярчайшие представители этого течения - "Velvet Underground" и "Mothers Of Invention". Позже термином "Авангард" стали обозначать различные нетрадиционные формы музыки.

ART ROCK - под этим термином подразумевается такая форма рока, в которой совмещаются электронное звучание, ритм-энд-блюз, восточный и средневековый европейский фольклор, классика и джаз. Арт-роковые группы исполняют многоплановые композиции и целые сюиты. Своеобразными клише в этом стиле стали церковные оратории, средневековые мадригалы, готические хоралы и симфонические вставки. Характерные особенности - глубокий концептуализм, большая доля инструментальной импровизационной музыки, продолжительные пьесы, далеко выходящие за рамки поп-сингла. Не последнюю роль играет сценография, во время концертов могут разыгрываться мини-спектакли. Среди представителей этого стиля можно выделить такие коллективы, как "King Crimson", "Yes", "Emerson, Lake & Palmer" и "Genesis". В современной поп-музыке так же существуют термины "классик-рок", "симфо-рок", "интеллектуальный рок", все они обозначают почти одно и тоже, и четко разграничить их просто невозможно.

BALLAD (баллада) - вокальная композиция, в основном, повествовательного характера, из народно-бытовой культуры Англии XVI-XVII веков. Для баллад характерно одноголосие, куплетно-песенная форма, лаконичные ритмы. Время от времени интерес к этому жанру заметно увеличивался, вследствие чего музыкальному миру известны шотландские баллады, инструментальные баллады Шопена, джазовые баллады, рок-баллады и так далее.

BARD - (бард - слово кельтского происхождения) поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.

BEAT - этот стиль появился в начале 60-х, когда в Америке волна увлечения рок-н-роллом пошла на убыль. В Англии, а точнее в Ливерпуле, начали зарождаться сотни групп, которые играли в школах, клубах и на танцах. Играли они тот же рок-н-ролл, но со свойственной англичанам сдержанностью. Ярчайшим представителем этого стиля являются ранние "The Beatles".

BIG BEAT - основной отличительной чертой "биг-бита" является специфическое звучание, создаваемое с помощью специальной студийной техники, а также сильное утяжеление (по сравнению с трип- или хип-хопом) основного грува и общей фактуры. "Биг-бит" комбинирует фанковые грувы из хип-хопа, мощь рока и свинговые методики хауса. Под "биг-бит" лучше танцевать, чем слушать его. Часто в музыкальных изданиях "биг-бит" еще называют "chemical beats". Среди отцов-основателей "биг-бита" называют "CHEMICAL BROTHERS". Если вы слышите "жирную" басовую линию, отличную и от "techno" и "jangle" с бас-бочкой на первую долю, если вы чувствуете сломанный пульсирующий ритм, не сомневайтесь - это "биг-бит". Наиболее заметными и известными представителями этого стиля можно назвать "EBOMAN", "PROPELLERHEADS", "RHYTHM ACE".

BLUES - этот стиль изначально представлял собой сольное исполнение афроамериканцами лирических композиций, преимущественно грустного характера. Умышленная монотонность и повторение тактов, характерное для блюза, стали основой для рок-н-ролла.

BREAK DANCE - танец, появившейся в самом начале 80-х годов в нью-йоркском квартале Бронкс. Его корни уходят в Африку, а музыкальным сопровождением служит "рэп" и прогрессивная электронная музыка. Основные движения: скользящие шаги, прыжки, вращение на полу, а также всевозможные акробатические номера. К середине 80-х мода на брейк почти полностью прошла, но в 90-х его опять вспомнили.

BREAKBEAT - ("сломанный" бит) стиль, а если быть точнее, целое направление, образовалось в начале 90-ых, стилистически окончательно сформировалось в 1994 году. Местом его рождения принято считать Великобританию, а основными городами, где этот стиль первоначально получил наибольшее распространение, являются Лондон и Бристоль. Название стиля вполне отражает его суть: никакой прямоты и нежности. Часто термином "брейкбит" называют совершенно конкретную агрессивную музыку в темпе около 130-140 bpm, с плотным гитарным звучанием, с чёткими барабанными акцентами на 2 и 4 долю и вознёй в районе 3-ей. Основным критерием для определения "брэйкбита" являются чистые, практически ничем не обработанные барабаны и перкуссия (за исключением разве что компрессии) и стандартный ритм 4/4. Целеустремлённость звучания подчёркивается ощутимыми басовыми партиями, с использованием аналоговых устройств типа "Roland TB-303". Иногда, для окончательного пафоса, используются духовые инструменты или симфонический оркестр.

BRISTOL SOUND - "трип-хоп" из Бристоля заслуживает в данном случае специального внимания. Наиболее известными и яркими представителями данного направления являются: "MASSIVE ATTACK", "PORTISHEAD" и Tricky. Этому стилю характерны медленный ритм, базирующийся на "хип-хопе" в сочетании с элементами "реггей-даба" и интересными электронными звуками.

CLUB MUSIC - (клубная музыка) понимается ряд новых направлений, которые стали модными в последнее время. Среди них - "acid jazz", "drum-and-bass", "jungle" и другие. Общая особенность - танцевальность, монотонность, использование технологии секвенсоров и "лупов", возросшая роль диджея в создании музыки.

COUNTRY - чисто американская музыка, которая олицетворяет собой традиции белого населения США. Корни ее - в фольклоре. Со времен "Дикого Запада" эти незатейливые песни о любви, верности, дружбе и родном доме исполняются на банджо, гитарах и маленьких скрипках "фидл". Такие знаменитые группы как "EAGLES" и "CREEDENCE" многие свои идеи черпали именно из музыки в стиле "кантри".

DANCE MUSIC (танцевальная музыка) - это прежде всего электронная и сопутствующая ей музыка. Хотя, конечно, редкое произведение сейчас создается без помощи компьютера или синтезатора. Если Вы хотите сориентироваться в стилях, то лучший способ узнать стиль той или иной танцевальной композиции - спросить у ее авторов или посмотреть надпись на пластинке или компакт-диске. Дело в том, что многие понятия настолько расплывчаты, что не подлежат четкой структуризации.

DISCO - музыкальный стиль, предназначенный в первую очередь для танцев. Он появился в начале 70-х годов. Мелодия и ритмический рисунок выстроен вокруг одинакового и частого такта ударных (120 - 140 ударов в минуту). Самые яркие представители того времени - "Boney"M", Donna Summer, "Bee Gees" и. т. д. В последствии стиль "диско" стал отправной точкой для современной танцевальной культуры и породил много модных стилей и направлений, основанных на применении современных новейших музыкальных технологий.

DOWNBEATS - музыкальный стиль, близкий к "хип-хоп", расслабляющий, довольно медленный ритмический рисунок с мягким, теплым басом. Данный термин появился в связи с публикациями в прессе рецензий на инструментальный "хип-хоп". В январе 1998 года французская команда "AIR" выпустила свой дебютный альбом "Moon Safari", который является отличным примером данной категории.

DREAM-POP - зародился в начале 80-х на основе британской электронной психоделики "PINK FLOYD", эмбиента Брайана Ино, "звуковых пейзажей" Роберта Фриппа, изысканий немецкого "краут-рока". "Дрим-поп" создавал атмосферу некой загадочности, манящей и приятной тайны, как бы идущей "из глубины времен". Представители этого направления большое внимание удаляли аранжировкам, широко применяя акустические, симфонические, "хоровые", а также абсолютно фантазийные синтезаторные тембры, использовали элементы художественного языка "классики" и фолка. Кроме того, не чуждались они "заходов" и в поп-музыку. Воздушная, льющаяся, "атмосферная" гитарно-электронная материя, объемный саунд с обилием разбросанных по стереопанораме перкуссий, почти оперный, с характерным вибрато женский вокал явились визитной карточкой лидеров "дрим-попа". Во второй половине 80-х на основе "дрим-попа" выросло такое направление, как "Shoegazing", характеризовавшееся более насыщенным гитарно-синтезаторным звучанием и мрачноватым духом. С другой стороны, изыскания "дрим-попа" оказались близки релаксационной музыке "нью-эйдж", а также некоторым направлениям "хауса" ("дрим-хаус", "трип-хоп" и др.).

DRUM"N"BASS - одно из воплощений концепции "брейкбита". Сформировался к началу 90-ых как стиль, где сочетается басовая линия в темпе 80 bpm и обилие различных барабанов в темпе 160 bpm. Больше ничего. Из-за темперамента барабанов этот стиль воспринимается как танцевальный, из-за более медленной (часто с реггийным характером) линии баса его можно принимать как расслабляющую музыку. Постепенно к этому стилю стали добавляться красивые, иногда меланхоличные мелодии. Короче говоря, к середине 90-ых "Drum"n"bass" медленно, но уверенно трансформировался в интеллиджент джангл.

DUB - этот музыкальный стиль чаще всего используют для оформления чил-аута. Его главной отличительной чертой является сочный, яркий, громкий бас, ведущий чёткую, хотя и аккомпанирующую линию. Ешё одна особенность - медленный ломаный ритм и большое количество ревербирации.

ELECTRONIC MUSIC - музыкальная школа ориентированная в первую очередь на изучение и применение возможностей звукосинтеза, создание абсолютно новых, ранее не слышанных, искусственных тембров. Исторически почва для возникновения электронной музыки была подготовлена развитием сонорной трактовки звука в произведениях композиторов первой половины ХХ века. Электронная музыка возникла в Германии и впервые заявила о себе в 1951 году, когда на Летних курсах современной музыки в Дармштадте В. Майер-Эпплером был продемонстрирован образец монтажа "электрозвуков". Крупнейшие представители электронной школы - немцы Херберт Аймерт, Карлхайнц Штокхаузен, Ханс Вернер Хенце, французы Анри Пуссёр, Пьер Булез, итальянцы Бруно Мадерна, Лучано Берио, японец Тосиро Маюдзуми и др. Представители электронной школы оперируют со звуком на уровне его праосновы - то есть обертонового ряда. Достижения электронной школы сильно повлияли на поп-, рок- и современную танцевальную музыку.

FUNK - направление, зародившееся в среде черных исполнителей как продолжение музыки "соул", но на иной, более жесткой ритмической основе. В конце 60-х стало заметным фактором в борьбе американских негров за свои права. Легло в основу музыки "фьюжн", "мотаун", "хип-хоп" а также некоторых форм современной "клубной музыки".

GABBER - наиболее быстрая и жесткая разновидность "хардкора" была изобретена в Голландии в 1989 году. Количество ударов в минуту для данной разновидности порой доходит до 400, однако в основном эта цифра находится в пределах 200 BPM. Часто используются ускоренные смешные сэмплы из детских радио-передач и другие забавные звуковые зарисовки, которые, как считают, придают музыке некоторую придурковатость.

GLAM-ROCK - то же, что и "глиттер-рок". Это музыкальное течение зародилось в начале 70-х годов в Великобритании. Для него характерны помпезность, блеск и упор на внешний вид артиста или музыканта. В текстах много эстетства и фантазии. Основными представителями этого стиля считаются "KISS", DAVID BOWIE, ALICE COOPER, "ROXY MUSIC" и др.

HAPPY HARDCORE - попсовая и наиболее танцевальная вариация на тему "хардкора". Детские голоски, слащавые мелодии, все тот же быстрый бит, который, однако, смягчен различными коммерчески рентабельными звуками и модными синтезаторами. Типичным представителем этого направления является группа "SCOOTER".

HARD ROCK - тяжелый рок. В середине 60-х, взяв за основу "блюз", многие группы, утяжелив это музыкальный стиль, вплотную подошли к идеям "хард-рока". Как самостоятельный музыкальный стиль "хард-рок" полностью сложился к концу 1966 года. В это время в Англии и США одновременно появилось огромное количество ансамблей высочайшего класса, среди которых - "LED ZEPPELIN", "DEEP PURPLE", "BLACK SABBATH", "URIAH HEEP" и другие. Каждый из них внес в эту музыку своё специфическое звучание. Несколько лет "хард-рок" развивался и расширял свои возможности, но к середине 70-х интерес к этой музыке начал пропадать. Тем не менее, многие современные исполнители достаточно часто обращаются к культурному наследию этого стиля.

Логическое продолжение "хард-рока". На смену старым авторитетам приходила амбициозная молодёжь, у которой энергии было хоть отбавляй - её то и выплеснули на слушателей в конце 70-х годов. Музыканты этого стиля играли еще тяжелее и быстрее. Со временем в "металле" появились свои течения, наиболее значимые - "THRASH" и "SPEED METAL". В этом стиле трудно найти оригинальные пути для развития и поэтому многие группы были похожи друг на друга. Но были и настоящие звёзды, например, "METALLICA", "BON JOVI", "DEF LEPPARD", "SCORPIONS", "AC/DC", "AEROSMITH", "IRON MAIDEN" и др.

HIP-HOP - вид городской негритянской субкультуры, вышедший на поверхность, за рамки гетто в начале 80-х годов. Став модным, вышел за пределы США и охватил на короткий период часть белой молодежи, способной воспринимать музыку "фанк". Главные составляющие - рэп, брейк-данс (электрик буги, брейкинг, фриз), граффити и уличные виды спортивных игр. В 90-е годы наблюдалась вторая волна интереса к хип-хопу, особенно к рэпу в его новых формах.

HOUSE MUSIC - это так называемая "домашняя музыка", потому что ее можно было сделать в домашних условиях и на дискотеках. Она появилась в середине 80-х в Чикаго и Нью-Йорке. Ди-джеи используя несколько проигрывателей, секвенсор и синтезатор при помощи микширования и наложения треков играли свою музыку, иногда объединявшую совершенно разных исполнителей. Структура классического "хауса" весьма проста: стандартный размер 4/4 и не очень быстрый темп (порядка 120 BPM). На вторую и четвертую четверть обычно попадает "сольник" или клэп, на каждую шестнадцатую долю звучит хэт (в промежутке между бас-бочкой). "Хаусовые" треки, как правило, наполнены яркими и красивыми пассажами, мажорными аккордами и простыми, но запоминающимися мелодиями. Корни стиля идут от такой музыки, как "диско" и "соул".

IDM (INTELLIGENT DANCE MUSIC) - основателем этого альтернативного направления электронной музыки считается английский техно-музыкант Richard James, известный как "Aphex Twin". Принято считать, что стиль зародился в 1989-ом году, а термин был придуман в глубинах компьютерных сетей в 1993-ем для того, чтобы обозначать им музыку, которая не укладывалась в рамки никакого из уже существовавших стилей, либо вообще ни на что не была похожа. С лёгкой руки английских компьютерщиков, которые этот термин ввели, всю непонятную экспериментальную techno-музыку (т.е. музыку с использованием технологий) стали называть тремя буквами IDM. В своё время под определение данного стиля попадали группы от "Cosmic Baby" до "Cabaret Voltaire", от "Banco De Gaia" до "Goldie", от "Portishead" до "Underworld". С тех пор данный стиль преобрёл весьма определённые рамки.

INTELLIGENT - музыка с такой характеристикой предназначается скорее для прослушивания и спокойного времяпрепровождения, чем для использования на вечеринках, особенно в качестве оформления танцпола. Существуют интеллиджент-варианты "джангла", "техно". По сравнению с чистыми стилями их разумные версии более мелодичные, атмосферные, там можно отследить тему, зачастую очень даже симпатичную.

JAZZ-ROCK - концептуальное направление, возникшее в конце 60-х годов на основе синтеза нескольких музыкальных культур - джаза, фанки-соул, рок-музыки, классики и этнической музыки. Сплав активности белых и черных музыкантов, древних восточных традиций и современных западных технологий.

JUNGLE - стиль родился в Англии в 1988-году. Это музыкальное направление, которое соединило в себе энергию ломанных африканских ритмов и возможности современных технологий. "Джангл" отличает агрессивное звучание, принятый темп: 180-190 bpm, ритмическое многоголосие, рваная басовая линия, свободное смещение ритмических рисунков, небольшое тембральное разнообразие. С 1992 года наблюдается прорыв стиля на большую сцену с синглом группы SL2 "On A Ragga Tip". Отныне "джангл" пользуется огромной популярностью, особенно у англичан и продвинутых джазменов. Свидетельство тому подстиль "джангл джаз".

MINIMAL TECHNO - это всего лишь предельно простой ритм и несколько специфичных, зачастую синтезированных, звуков с небольшим количеством различных шумов. С музыкальной точки зрения этот стиль весьма интересен и оригинален именно из-за максимальной простоты исполнения.

NEW AGE - разновидность музыки, по большей части - инструментальной, получившая развитие в связи с активностью нового класса - "молодых городских профессионалов" - "яппи". Успокаивающая, благородная, в основном - тихая музыка, базирующаяся на новой классике и древней медитативности. Не агрессивна, и по своей сути - не импровизационна. Использует наиболее совершенные электронные технологии наряду с чисто акустическими звучаниями.

POP-MUSIC - понятие, охватывающее разнообразные стили, направления и жанры современной музыки. Впервые термин "поп-музыка" появился в конце 1950-х гг. и первоначально применялся для обозначения коммерческой рок-музыки. Ныне к поп-музыке относят все явления коммерческой музыкально-развлекательной индустрии. Важнейшим средством распространения поп-музыки являются радио, телевидение и звукозаписывающие фирмы. Современным рынком сбыта поп-музыки совместно владеют несколько Европейских и Американских звукозаписывающих концернов, имеющих тесные связи с радио, прессой, магазинами и телевидением. Их деятельность обеспечивает постоянную коммерциализацию и стандартизацию творческих находок, а также продвижение к популярности артистов-"звезд", узаконивающих или умело копирующих комплекс модных стилистических признаков.

POST-PUNK - одна из разновидностей "новой волны", сменившая "панк-рок" второй половины 70-х. В отличие от "новой волны", "пост-панк" является понятием в большей мере стилевым, а не социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем дело не с единым стилем, а с целым их конгломератом. "Пост-панк" появился в 1977-78 годах, когда британская панк-"истерия" стала потихоньку успокаиваться и коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако, они стремились выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, "грязи", которые выливал на нее "панк". Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Помимо "панка", на становление "пост-панка" также ощутимо повлиял танцевальный жанр "диско", электронный "эмбиент", а также множество других источников - от "арт-рока" до американского академического минимализма. Представители "пост-панка" в Британии ("THE CURE", "ECHO & THE BUNNYMEN", "BAUHAUS", "JOY DIVISION", "JAPAN" и др.) играли музыку мрачноватую, холодную, нервную. Настроение музыки американских пост-панкеров рубежа 70-80-х был более позитивным, энергичным, ироничным. Музыкальный стиль отличался эклектичностью: он сочетал отдельные черты "рок-н-ролла", "биг-бита", гаражного рока 60-х, "рокабилли", "кантри", "диско", и все это - на основе танцевального бита ("THE B-52"s", "BLONDIE", "THE CARS", "PRETENDERS" и др.).

PROGRESSIVE - слово, придуманное в среде музыкальных журналистов, исходно обозначало направление техно-музыки, в котором акцентировалось отнюдь не умелое сэмплирование и синтезаторные "петли". Предпочтение отдавалось точном копированию живых инструментов и поиску удачных коротких мелодий. Впрочем, отдельный стиль так и не сформировался, так что термин "прогрессив" имеет смысл только как характеристика (например, "прогрессив хаус" и т.д.)

PUNK - зародился в 1974 году в Нью-Йорке, а своего апогея он достиг в 1976 году в Англии. Считается, что это был протест против официальной рок-музыки, воплотившей отчаяние молодого поколения. Философия панков элементарна: всеобщий нигилизм и отрицание общественных ценностей. Основным музыкальным идеологом панк-движения была группа "SEX PISTOLS".

RAGTIME - это жанр фортепианной, позже, оркестровой музыки конца XIX - начала XX века. Получил широчайшее распространение как на эстраде, так и в быту. Несмотря на кажущуюся лёгкость, фортепианный стиль "рэгтайма" требует высокого уровня техники.

RAVE - "рэйв", в отличие от обычной танцевальной вечеринки, нечто вроде коллективной медитации, когда под воздействием жесткого ритма и электронных мелодий танцующие входят в полугипнотическое состояние. Сердцем рэйва является ди-джей (DJ). Так называемых стилей в этой музыке множество, отличаются они зачастую лишь барабанным рисунком, но делятся на две внушительных группы - "транс" и "хаус". "Транс" исполняется с применением аналоговых синтезаторов (а иногда и сэмплированных "живых" инструментов, например, этнических) и имеет сильное эмоциональное воздействие на слушателя, что отражено в названии. "Транс" появился в Европе, "хаус" же родился в Нью-Йорке. Музыка "техно" возникла в Германии в 1987 году, изобрел ее ди-джей по имени Вестбам (Westbam). Ди-джей, как правило, специализируются в каком-то одном или нескольких стилях, но есть и универсалы. R&B - (Rhythm and blues), блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 1930-х гг., возникший под влиянием свинга. Впоследствии коммерциализировался. Считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К коммерческим его модификациям, созданным белыми музыкантами, относятся "рок-н-ролл" и "твист".

ROCK (сокращенное от rock"n"roll) - направление в американской и европейской популярной музыке (с 1950-х гг.), родившееся на волне социальных "нонконформистских" движений молодежи. Зародившись в США в форме рок-н-ролла, рок-музыка завоевывает широкую популярность с 60-х гг., благодаря главным образом рок-группам Великобритании - "THE BEATLES ", "ROLLING STONES " и др. (до 80-х гг. обе страны занимали ведущие позиции в мировой рок-музыке). Усвоение рок-музыкантами композиционных и ладогармонических особенностей блюза сыграло решающую роль в формировании стиля рок-музыки. Ее существенными чертами являются особая ритмическая пульсация в басу, использование преимущественно электромузыкального инструментария, обусловливающего повышенный динамичный тонус музыки, превалирование ритмического и гармонического начал над мелодическим. В дальнейшем, развиваясь во взаимодействии с поп-музыкой и в связи с расширением средств шоу-бизнеса, рок-музыка прошла значительную стилевую эволюцию. Ныне представляет собой разветвленную культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений со своими особенностями в различных странах.

ROCKABILLY - один из самых спорных стилей популярной музыки с точки зрения его этимологии. Мало кто в Европе знает, что уже давно в США "рокабилли" рассматривают как один из подстилей "кантри". "Рокабилли" сочетает в себе элементы "хиллбилли" и "ритм-н-блюза". Этот стиль появился на юге США среди белых подростков, смешавших элементы кантри, энергию "рок-н-ролла" и ритмы негритянской музыки.

ROCK-N-ROLL - этот термин появился в начале 50-х годов. Так стали называть чуть видоизмененный черный "ритм-н-блюз". Белому населению США нужна была своя танцевальная музыка, в основе которой лежал бы четкий басовый ритм и экспрессивные мелодии. В апреле 1954 года появился сингл "ROCK AROUND THE CLOCK" в исполнении Билла Хейли - он-то и послужил толчком к резкому возрастанию интереса к этому стилю. В 50-х годах было много первоклассных исполнителей и композиторов: Чак Берри, Бадди Холли, Литл Ричард, Джерри Ли Льюис, Элвис Пресли - все они стояли у истоков "рок-н-ролла". Со временем этот стиль видоизменялся, вбирая в себя различные музыкальные направления, тексты песен из развлекательных стали философскими и остросоциальными. Сейчас это понятие включает в себя всю современную гитарную музыку, за исключением массовой танцевальной культуры.

SPEED-GARAGE - стиль клубной танцевальной музыки появился в 1996 году, а 1997 год стал временем активного разрастания его в музыкальном мире. Сначала Соединенные Штаты, затем Англия, и вскоре весь мир стал двигаться под ритмы "speed-garage". Это стало началом специфического экспериментального "хауса", который из экспериментального быстро перерос в мощное танцевальное движение, по праву названное модным словом "speed-garage". Характеризующая черта - басс-линия, буквально оккупирующая передний план музыкальной картинки и задающая энергичную подкачку ритма и атмосферы на танцполе, и именно благодаря этой черте "speed-garage" стремительно популязируется по всему миру. Кстати, наверное, поэтому некоторые называют "speed-garage" танцевальной смесью "хауса" и "джангла". Еще одна черта музыки "speed-garage" - это многочисленные и продолжительные участки на которых отсутствует бит и которые иногда служат прелюдией ко второй части композиции, заставляя танцующих взбодриться нарастающей волной перебивки и накалением атмосферы на танцполе. Hастало время перейти к непосредственным примерам - их очень много, но приведу самые ярко-выраженные: Goldie feat. KRS one "Da Digital" (Armand"s Speed Garage Mix), Double 69 "Ripgroove", Ultra Nate "Free" (R.I.P. Up North Mix), Mousse T , Armand van Helden , Todd Terry , Double 99 , Ultra Nate , 187 Lockdown , Serious Danger. "Speed Garage" является отличным клубным танцевальным гибридом старого и нового в современной танцевальной культуре.

SPEED-METAL - одна из ранних разновидностей "металла", появившаяся в первой половине - середине 80-х. Она определялась более быстрым, чем в "классическом" хэви-метал, темпом, большей агрессивностью, воинственностью, энергетичностью звучания, тяготением к виртуозному гитарному солированию и скоростному "чесу" в аккомпанементе (отсюда и название: от англ. speed - скорость), более частой ритмической сетке (две бочки), более экспрессивной вокальной манере (очень высокий тенор или "рычащий" (growling) вокал). "Спид-метал" не вылился в мощное, массовое направление, став, скорее, переходным этапом к трэш- металу: последние взяли за основу такие его качества, как высокая скорость исполнения, техничность, напористость, по-своему интерпретировав их в сторону еще большей агрессии в "трэше". Тем не менее, влияние "спида" продолжает прослеживаться до сих пор, пусть даже на уровне отдельных произведений. В числе собственно "спидовых" работ можно назвать следующие: дебют американской группы "METALLICA", ранние альбомы канадской группы "EXCITER", немецких "HELLOWEEN", "RAGE", "BLIND GUARDIAN". Иногда к "спид-металу" относят и творчество таких мастеров гитарного искусства, как Ингви Малмстин и Джо Сатриани, что не верно, даже учитывая свойственную этим исполнителям чрезвычайную техничность, виртуозность и вдохновенность.

SURF - чисто американский музыкальный стиль, возникший в начале 60-х годов. Его ярчайшим представителем была группа "BEACH BOYS", исполнявшая сладкие песенки с простым мотивом.

SWING - стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х гг. в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.

SYNTY-POP - стиль, который стал одним из заметных явлений в русле ранней "новой волны" (наряду с пост-панком, с которым у синтез-попа много пересечений). На рубеже 70-80-х недолговременный, но очень яркий период "панка" завершился. Но некоторым британским музыкантам идеи "панка" были настолько милы, что расставаться с ними они не собирались. Такие новаторы, как Гэри Ньюмен (Gary Numan) и "HUMAN LEAGUE" перешли на синтезаторы и драм-машины, скрещивая неистовую энергетику "панк-рока" с диско-ритмами и возможностями электроники, уже проверенными "компьютерными гениями" вроде "KRAFTWERK", "CAN" и Брайана Ино (Brian Eno). Безупречный баланс между темной, мрачновато-меланхолической энергетикой и танцевальностью нашли "DEPECHE MODE". Повернули к синтез-попу "JOY DIVISION" и "NEW ORDER". Нередко к синтез-попу относят "BRONSKI BEAT", "PET SHOP BOYS", Ховарда Джонса (Howard Jones) и некоторых других артистов, появившихся на сцене ближе к середине 80-х. Поначалу весьма некоммерческое, ориентированное на жесткий, холодноватый синтезаторный звук и минималистские "хуки", движение "синтез-попа" быстро смодулировало в более развлекательную, романтичную плоскость, обрело более приглаженный саунд (с формульными мелодиями и типами аккомпанемента), мажорный настрой. На основе "пост-панка" и "синтез-попа" в 1981-82 годах стартовало движение "нового романтизма", позже - электро-попа и "готики".

TECHNO - этот термин появился в конце 70-ых - начале 80-ых, когда музыкальные композиции преобрели футуристическое звучание, минималистичность мелодий и механистичный вокал стали нормой, кто-то решился всё это назвать техно-попом. Ясно, что определяющими атрибутами "техно" являются всяческие технологии, от драм-машины до сэмплера. Кроме, так сказать, общего значения, "техно" имеет ещё одно: это танцевальный стиль с прямым битом и чёткими мелодиями на три-четыре аккорда. После шквальной волны "детройского техно" конца 80-ых - начала 90-ых этот термин прочно и надёжно закрепился за жёсткой минималистичной музыкой в темповом диапазоне 130-150 bpm.

TECHNO HARDCORE - тяжелая, менее абстрактная и более агрессивная версия "техно". Очень быстрый и прямой бит, обилие индустриальных звуков, криков, воплей, скрежещущих и воющих синтезаторных тем. В "хардкоровых" треках очень любят использовать "крэши", а также эффекты типа "дисторшн". Отличительной чертой этого стиля является быстрый темр (от 170 до 400BPM) и жесткая бас-бочка, пропущенная через дисторшн. Стоит сказать, что именно в "хардкоре" в былые времена стали впервые использовать сломанную ритмику, характерную для "джангловых" треков. Наряду с прямым битом там можно услышать и достаточно синкопированные сбивки.

THRASH-METAL - одна из разновидностей "металла", возникшая в первой половине 80-х. Первоочередная заслуга в формировании ("трэша" принадлежит американским музыкантам (большинство из них - уроженцы Калифорнии), которым пришелся по душе британский "хэви-метал". Восторженные отзывы о "новой волне британского хэви-метал" просачивались в Америку через прессу, а сама музыка достигала Нового света на пластинках. В числе групп первого "трэш-эшелона", помимо "METALLICA", следует назвать "MEGADETH", "EXODUS", "ANTHRAX", "SLAYER", "OVERKILL", "TESTAMENT", "ANNIHILATOR", "SEPULTURA", "KREATOR" и др. Для "трэша" характерны жесткие, лапидарные риффы баса и гитары, "инфернальные" тритоновые обороты (идущие от "BLACK SABBATH"). Темп в "трэше", как и в "спид-метале", колеблется от умеренно-быстрого до очень быстрого. Типичным признаком "трэша" является интенсивное басово-гитарное тремоло и ритмический унисон с очередями двух бочек (отсюда, собственно и название стиля: от англ. to thrash - молотить, барабанить). Линии вокала нередко диссонируют с инструментальной фактурой, хотя в целом вокальную манеру, пусть и достаточно форсированную никак нельзя назвать антимузыкальной. Роль "трэш-метала" для дальнейшего развития интернациональной "ортодоксальной" и "альтернативной" тяжелой музыки трудно переоценить. Разновидностями "трэша" являются "техно-трэш" и "трэшкор".

TRIP-HOP - родиной этого стиля считается Англия, откуда происходят и большинство музыкантов этого направления. Название "трип-хопу" было присвоено в 1994-ом году, хотя похожую музыку играли намного раньше. В основе стиля медленное (не более 110 bpm) ломаное рэп-движение. Чаще всего, это инструментальная музыка, нередко в нём содержатся элементы джаза. Живые инструменты здесь успешно сочетаются с электронными.

движение эмоций.

Музыкальная драматургия

Музыкальный стиль

Музыкальная форма

4) как эстетический порядок в музыкальной композиции, который проявляется как оформленность или бесформенность.

5) как один из разделов музыкально-теоретической науки.

Таким образом, рассматриваются две категории музыкальной формы:

а) в широком смысле слова – как способ воплощения содержания;

б) в тесном – как план развёртывания функционально различных разделов и частей музыкального произведения, которые объединяются в целостную композицию. Иначе это называется формой композиции или композиционным планом.

Форма композиции имеет две стороны:

*) внешняя, связанная с музыкальным содержанием, с жанром и с темой, а также с формами бытования музыки, что особенно важно для первичных жанров.

*) внутренняя, связанная с раскрытием внутренней организации, её сторон, элементов.

Функции композиции:

1) семантическая, обусловленная содержанием произведения;

2) коммуникативная, направленная на управление слушательским восприятием.

Метод анализа и его формы

Основная проблема анализа – взаимосвязь формы и содержания. Задачи анализа:

а) сформулировать, какие чувства, эмоции выражает музыка;

б) какие средства для этого применены;

в) связать содержание с эпохой, породившей данный стиль, жанр, творчество композитора. Вышеперечисленные пункты могут быть рассмотрены как отдельные аспекты анализа и выделены в самостоятельные формы.

Формы анализа (по Ю. Холопову):

1) Анализ как практическая эстетика. Заключается в прослеживаниизакономерностей музыки и вынесении оценок. Включаемые в анализ восприятие и эстетическое переживание явлений музыки придают определённой части анализа характер конкретно-эстетического исследования, практической эстетики.

2) Анализ-описание. Научную ценность этот вид представляет лишь в том случае, когда описывается новое явление. Описание – это пересказ нотного текста в общеизвестных терминах.

3) Целостный или комплексный анализ. Метод В. Цуккермана. Состоит в привлечении к анализу широкого круга сведений, относящихся к сочинению. Содержание и форма рассматриваются в неразрывном единстве. Цуккерман: «Анализ – это синтез науки и искусства, так как требует не только знаний, но и восприимчивости».

4) Количественно-измерительный анализ. Это анализ в буквальном смысле слова, то есть расчленение целого на элементы. Здесь возникает проблема, поскольку главный объект измерения – неточен.

С более широких позиций анализ как таковой вообще не отделим от синтеза. Это – две стороны единого процесса мышления, познания. Анализ должен быть не просто целостным, а ценностным, то есть должен выявлять наличие духовных связей. Музыкальный анализ не покидает музыки, если он:

*) представляет технические средства музыки как эстетические

*) сохраняет звуковую форму музыки, то есть оперирует музыкальными примерами.

Ценностный анализ раскрывает образно-эмоциональную сторону музыки через эстетическое переживание. При ценностном методе анализа «средства» трактуются прежде всего в рамках музыкальной формы. Отсюда – доминирующее значение понятия формы как объекта анализа.

Строение музыкальной речи

Музыкальной форме свойственна иерархия строения (взаимоподчинение). Музыкальная форма состоит из ряда разделов, каждый из которых делится на подразделы. Период содержит следующие подразделы:

1) предложение – наибольшая часть периода, завершённая каденцией;

2) фраза – часть предложения, отделённая цезурой;

3) мотив – минимальный конструктивный элемент формы, связанный с одной сильной долей.

Метрические структуры формы

Для музыки как временного искусства важна пропорциональность, соразмерность частей. В музыкальной форме выделяют следующие метрические структуры, зависящие от количества сильных долей:

1) квадратность – «4-х тактовость частей» (Способин). Квадратность типична для жанров, связанных с движением (танцы, марши);

2) неквадратность – нарушение принципа квадратности (3+3; 6+6 тт.). Характерна для русских народных песен.

Простая двухчастная форма

Простые формы – это формы, состоящие из 2х или 3х частей, каждая из которых не сложнее периода. Отличие от периода – наличие развивающего раздела. Простые формы возникли из песенной или танцевальной музыки. Сфера использования – песни, инструментальные миниатюры, жанрово-бытовая музыка.

Простая 2х-частная форма – это форма, состоящая из двух разделов или периодов, где первый раздел – изложение музыкальной мысли, а второй – её развитие и завершение. Простые 2х-частные формы разделяются на контрастные А+В и развивающие А+А1 .

1) контрастные (безрепризные). Строение запевно-припевное, с жанровыми признаками (р.н. п. «Дубинушка»).

2) развивающие (репризные): аа1+ва1 , где второй раздел состоит из двух построений: в – обновление и развитие темы, так называемая «середина»; а1 - повторение второго предложения первого раздела.

Простая трёхчастная форма.

Простая трёхчастная форма – это форма, в которой первая часть – изложение музыкальной мысли, вторая часть – либо её развитие, либо изложение новой музыкальной мысли, третья часть – завершение с помощью репризы. В зависимости от тематического материала средней части существуют 2 разновидности простой 3х-частной формы:

1) развивающая (однотемная) АА1А. Для среднего раздела характерна тонально-гармоническая неустойчивость, избегание тоники, отклонения, дробные структуры, секвенции, полифонизация темы (Чайковский, «Баркарола»).

2) контрастная (двухтемная) АВА. Средний раздел представляет собой период неэкспозиционного типа, в котором отсутствует завершённость, в конце накапливается неустойчивая гармония (Чайковский, романс «Средь шумного бала»).

Реприза бывает двух видов:

а) точная (буквальная, статичная, da capo);

б) изменённая – варьированная, расширенная или сокращённая (редко).

Разновидность простой трёхчастной формы – трёх-пятичастная форма АВАВА (Лист, «Грёзы любви»).

Сложные формы

Состоят из 2х или 3х частей, каждая из которых (хотя бы одна) – простая форма. Имеет ярко выраженный контраст противоположных образных сфер.

Сложная двухчастная форма

Сфера применения – камерно-вокальная, оперная музыка, реже – в инструментальной музыке (Моцарт, Фантазия ре минор). Существует в двух разновидностях:

1) безрепризная или репризная АА1 (Бах, ХТК II, прелюдии №2,8,9,10,15,20; Скрябин, прелюдии оp.11 №3,16,21);

2) контрастная АВ. (Бах, ХТК I, прелюдии №3,21).Цельности формы способствует неравноправие частей:

а)1 часть – вступительная, 2 – основная (Глинка, каватина и рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин»). Или в Хоре охотников (Вебер, опера «Волшебный стрелок»):2 часть – припев.

Сложная трёхчастная форма

Это репризная форма, состоящая из 3х частей, каждая из которых – простая форма. Эта форма включает два контрастных образа с последующим закреплением первого. История возникновения: инструментальная и вокальная музыка XVII века – циклы танцев, ария da capo . Сфера использования: средние части сонатно-симфонических циклов, отдельные инструментальные произведения, романсы, арии, хоры. Разновидности:

1) АСА 2) АА1А (арии da capo) 3) АВСА (у романтиков)

Особенность первой части: отсутствие контраста – однотемная 2х или 3х частная форма.

Исторически сложились два типа средней части:

1) средняя часть с трио , где изложение нового материала преобладает над развитием. Это построение устойчивое, завершённое по форме и тонально-гармоническому строению, чётко отделённое цезурой от крайних частей (Рахманинов, прелюдия соль минор)

2) средняя часть – эпизод , где развитие преобладает над изложением. Это построение тонально, гармонически и структурно неустойчивое, с плавным переходом к репризе (Чайковский, «Февраль»).

У романтиков различие между трио и эпизодом стирается.

Типы репризы:

1) точная (Моцарт, симфония соль минор, 3я часть)

2) варьированная (Шопен, ноктюрн ре-бемоль мажор)

3) динамическая, содержащая образное переосмысление тематического материала первой части и новый образный контраст (Шопен, ноктюрн до минор).

Кода – развитое послерепризное дополнение. Выполняет итоговую, синтезирующую функцию. Главные признаки: тонический органный пункт, плагальные обороты.

Вариационная форма

Вариационной называется форма, основанная на изложении темы и её повторении в изменённом виде: АА1А2… Количество частей не ограничено. Смысл – раскрытие заложенных в теме различных образных состояний.

Происхождение – связано с народной исполнительской традицией. Сфера использования – самостоятельные произведения, части сонатно-симфонических циклов.

Следует различать варьирование (это способ развития темы) и вариации, то есть вариационную форму.

Исторические типы вариаций:

1) Старинные вариации (XVI – XVII вв.). Вариации Basso ostinato. 2 типа:

а) пассакалия – крупная форма, Maestoso.Варьируется неизменная тема в басу.

б) чакона – камерная, лирическая. Обычно входит в состав крупной формы. Варьируется неизменная гармоническая формула.

К концу XVII века различия между пассакалией и чаконой стираются (Бах, Чакона ре минор; Гендель, Пассакалия из сюиты соль минор, №7).

2) Строгие вариации. Вариации ВКШ. Фигурационные, орнаментальные вариации.

Особенности темы :

1) средний регистр, 2) умеренный темп, 3) аккордовая фактура,

4) ясная функциональность темы, 5) песенно-танцевальный характер темы,

6) форма – простая двухчастная, реже – 3х-частная, ещё реже – период.

Принцип варьирования: воспроизведение темы как целого, обогащение её деталями.

В теме изменяются: мелодический рисунок, ритм, фактура, темп и т.д.

Неизменными остаются: гармонический план,форма, тональность(может быть один раз заменена на одноимённую или параллельную).

Приёмы развития мелодии: а) орнаментация, б) распев, в) вариантное преобразование. (Моцарт, соната Ля мажор, №11, 1я часть).

3) Свободные вариации. Утвердились в творчестве композиторов-романтиков в начале XIX века. Жанрово-характерные вариации. Каждая вариация подобна самостоятельной пьесе на материале темы. Тема – лишь повод для создания контрастных образов. Принцип варьирования: элемент темы является объектом самостоятельного развития (Рахманинов, «Рапсодия на тему Паганини»).

Двойные вариации.

Это вариации на две темы. Темы могут варьироваться как каждая отдельно, так и поочерёдно (Глинка, «Камаринская»).

Глинкинские вариации (soprano ostinato).

Тема остаётся неизменной, меняется сопровождение (Глинка, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»).

Сонатная форма

Сонатная форма – это форма, в которой 1-й раздел (экспозиция) основан на тональном контрасте двух основных тем. 2-й раздел (разработка) интенсивно их развивает. 3-й раздел (реприза) приводит темы в тональное единство.

Сонатная форма – высшая среди инструментальных гомофонных форм, впитавшая в себя признаки всех других форм. Благодаря усложнённой структуре сонатная форма способна отразить яркие образные контрасты, воплотить сложное содержание в развитии, показать качественное изменение образов.

Сонатная форма окончательно сформировалась в творчестве композиторов ВКШ. Используется в крайних частях сонатно-симфонических циклов, как форма одночастных программных оркестровых произведений (увертюра, фантазия, картина, поэма), в качестве формы оперной увертюры. В вокальной музыке встречается редко (ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Глинки).

Сонатная форма содержит три обязательных раздела: экспозиция, разработка и кода. Кроме них могут быть дополнительные – вступление и кода.

Экспозиция

Это – показ музыкальных образов, завязка драмы. Основана на тональном (тематическом) контрасте главной и побочной партий. Следует различать понятия партии и темы: партия – это раздел экспозиции или репризы. Тема – это музыкальный материал, характеризующий образ.

Главная партия – чаще активного, волевого характера (движение по аккордовым звукам, импульсивный ритм). Часто содержит в себе внутренний контраст различных элементов.

Побочная партия – чаще лирического характера. Обычно это певучая жанрово-танцевальная тема. Иногда побочная партия состоит из нескольких тем (Бетховен, «Героическая» симфония, 1 часть). Часто побочная партия содержит перелом (сдвиг) – внедрение элементов главной партии, связующей партии. Это вносит напряжение, предвосхищает драматизм разработки.

Типичные тональные соотношения:

Гл.п. (в мажоре) – поб.п. (в тональности D)

Гл.п. (в миноре) – поб.п. (в параллельном мажоре)

Кроме главной и побочной партий экспозиция содержит связующую партию , которая тонально и тематически связывает главную партию с побочной, разряжает накопившуюся в главной партии энергию. Главный признак связующей партии – тональная неустойчивость. Связующая партия бывает различна по масштабам: от развитых построений до короткой связки (Шуберт, «Неоконченная» симфония, 1 часть).

Заключительная партия – подводит итог экспозиции, закрепляет тональность побочной партии. Построена чаще на материале тем экспозиции, реже – на новой теме.

Разработка

Это – развитие и кульминация музыкального действия. Контраст тем экспозиции либо углубляется, либо сглаживается. Чаще разработка основана на теме главной партии, как более активной и внутренне конфликтной. Основные приёмы развития темы:

1) дробление темы на элементы и их тональное, гармоническое, фактурное, регистровое, тембровое развитие.

2) полифонизация темы.

Разработка может состоять из нескольких разделов, каждый со своей кульминацией (так называемые волны). Последний раздел, основанный на накоплении энергии неустойчивой функции, называется предыктом. Появление в разработке новой темы, не звучавшей в экспозиции, называется эпизодом (Шостакович, «Ленинградская» симфония, 1 часть).

Реприза

Это – развязка музыкального действия, в которой происходит сближение тем на основе тонального единства. Реприза сонатной формы бывает:

1) точная (Бетховен, симфония №3, 1 часть)

2) динамическая – образное переосмысление тем экспозиции; начало репризы совпадает с кульминацией разработки (Шостакович, симфония №7, 1 часть)

3) зеркальная (Шопен, баллада №1, соль минор)

4) неполная, с пропущенной главной партией, которая появляется в коде (Шопен, соната №2, си-бемоль минор).

Кода

Её функция – подведение итогов развития, приведение контраста в единство, утверждение главной мысли. Чем сильнее контраст в экспозиции, чем динамичнее развитие в разработке, тем больше значение коды. Кода сонатной формы может быть подобна второй разработке. Обычно кода строится на тематическом материале экспозиции, реже – на новой теме.

Рондо-соната

Это – промежуточная форма между рондо и сонатной формой. Схема: АВА С АВ1А, где АВА – экспозиция, С – эпизод, АВ1А – реприза. Средний (центральный) эпизод может быть заменён разработкой предшествующих тем. По определению В Цуккермана, «Рондо-сонатой называется такой вид рондо с тремя (изредка четырьмя) эпизодами, в котором крайние эпизоды тематически и тонально находятся в том же соотношении, что и побочные партии экспозиции и репризы сонатной формы. Разновидности:

1) если центральный эпизод С – разработка тем экспозиции, то этот вид приближается к сонатной форме,

2) если центральный раздел С – эпизод, то – к рондо.

Признаки сонатной формы:

*) тональный контраст тем А и В в начале и их тональное единство в конце

*) эпизод В – не промежуточное построение, а противопоставление гл. п. как самостоятельной партии

Отличие от сонатной формы:

*) повторение гл. п. в конце экспозиции и репризы

Признаки рондо:

*) проведение рефрена не менее трёх раз

*) жанрово-танцевальный тематизм

Отличие от рондо:

*) повторение нового эпизода в новой тональности.

Область применения: финалы сонатно-симфонических циклов, иногда – в качестве самостоятельных пьес. Вступление для рондо-сонаты не характерно, кода – возможна. Бетховен, соната №8, финал, средний раздел – эпизод. Моцарт, соната №17, финал, средний раздел – разработка).

Циклические формы

Циклической называется форма, состоящая из нескольких законченных контрастных частей, объединённых общим замыслом.

Различают два типа циклических форм:

1) сюита, в которой преобладает контрастность частей,

2) сонатно-симфонический (вокально-симфонический,вокальный, инструментальный) цикл, в котором главное – единство цикла.

Сюита.

Это циклическое произведение, состоящее из ряда разнохарактерных пьес. Исторические типы сюит:

1) Старинная сюита (партита). XVI-XVIII века. Состоит из четырёх танцев:

а) аллеманда (немецкий танец) – медленный темп, 4/4, полифонический склад;

б) куранта (французский танец) – умеренный темп, 3/4, полифонический склад;

в) сарабанда (испанский танец) – медленный темп, 3/4, аккордовая фактура;

г) жига (английский танец) – быстрый темп, триольный ритм. Кроме основных танцев в сюиту иногда вводились дополнительные – гавот, менуэт, буре и т.д. Открывала сюиту прелюдия или токката. (Бах, Английские, Немецкие, Французские сюиты).

2) Сюита ВКШ . Основные жанры: кассации, дивертисменты, серенады (Моцарт, «Маленькая ночная серенада»). Происходит отказ от обязательной танцевальности и сближение с сонатно-симфоническим циклом.

3) Новая сюита (2я четверть XIX века). Её черты: большое значение программности, объединение частей определённым сюжетом, усиление контрастности частей (Шуман, «Карнавал»). Сюита может быть составлена из основных музыкальных номеров спектакля, балета, оперы (Григ, «Пер Гюнт»).

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся жанры симфонии, сонаты, концерта, квартета. Классический сонатно-симфонический цикл состоит из 4х частей, включающих Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже – скерцо) и финал. В жанрах концерта и сонаты менуэт отсутствует. Композиционное единство частей цикла проявляется в темповой организации целого, В тонально-гармонических, тематических и образных связях.

Части сонатно-симфонического цикла являются как бы фазами раскрытия концепции сочинения в целом. Каждая часть цикла имеет свои типичные жанры и формы:

1 часть (сонатное Allegro) – сонатная форма.

2 часть (Andante, Adagio) – сложная 3х-частная форма, сонатная форма без разработки, вариационная форма, иногда – рондо.

3 часть (Менуэт) – сложная 3х-частная форма.

4 часть (Финал) – сонатная форма или рондо (рондо-соната).

Тональные связи: крайние части пишутся в одной тональности или одноимённых, 2я часть – в тональности S, одноимённой или параллельной. 3я часть – в главной тональности.

Свободные и смешанные формы

Это – нециклические музыкальные формы, не укладывающиеся в типовые схемы форм классической и романтической музыки, либо объединяющие в себе черты различных форм. Свободные формы отличаются от смешанных тем, что в смешанных формах сонатная форма сочетается с другими формами. В свободных формах же с другими формами сочетаются сюитные формы. Свободные формы связаны с жанрами развлекательной инструментальной музыки (вальсы Штрауса, попурри). Часто ведущим принципом становится рондальность. Каждый новый музыкальный образ имеет законченную форму. Свободные формы характерны для сочинений, имеющих программу.

Свободные формы эпохи барокко – органные и клавирные фантазии и родственные им жанры. Характерным признаком свободных форм 2й половины XVIII века является смешение гомофонных и полифонических признаков.

Возросшее значение свободных и смешанных форм в XIX веке (баллады, поэмы, рапсодии) определяется эстетикой романтизма. Для них характерны обстоятельное экспонирование контрастных тем, возрастание интенсивности развития, трансформация и сближение образов, динамизация репризно-кодовой части.

В XIX-XX веках в основе свободных форм лежит замысел, влияющий на форму (программа). Индивидуальное «сочинение формы» становится принципом композиции во 2й половине XX века.

Полифонические формы

1) имитационная, основанная на развитии одной темы.

2) неимитационная (контрастная), основанная на одновременном сочетании (контрастировании) различных тем.

Полифония возникла в XIV веке как разновидность церковной музыки для хора а capella. Основные полифонические жанры: фуга, фугетта, ричеркар, инвенция и т.д.

Фуга

Фуга – это высшая форма имитационной полифонии. Основные композиционные элементы фуги: тема, ответ,противосложение, интермедия (построение между проведениями тем, основанное на развитии элементов тем) и стретта (имитационное вступление темы в одном голосе до окончания её в другом).

Фуга обычно состоит из трёх разделов:

1 раздел – экспозиция. Это последовательное вступление голосов с темой в Т-D соотношении. Между 2м и 3м проведениями темы, а также после всей экспозиции звучат интермедии.

2 раздел – разработка, основана на проведении темы в подчинённых тональностях. Используются преобразования темы и интермедии.

3 раздел – реприза. Начинается с возвращения темы (в основной тональности), которая проводится во всех голосах.

В репризе широко используется стретта.

Фуга на одну тему называется простой, на две темы – двойной, на три – тройной. Двойные и тройные фуги бывают с раздельной или с совместной экспозицией. Фуга может иметь двухчастное строение: 1 раздел – экспозиция, 2 раздел – свободный.

Фугетта – небольшая фуга, менее серьёзного характера. Основана на несложных видах имитации.

Особенности формообразования в вокальной и хоровой музыке

Синтез текста и музыки приводит к тому, что отдельные части вокальной формы оказываются менее завершёнными, чем в инструментальных формах. Так, начальные периоды вокальных форм часто оканчиваются половинной каденцией. Часто встречается свободное в отношении внутренней структуры неквадратное строение начальных периодов.

Другая особенность вокальных форм – малая пригодность их для тематической разработки – связана с двумя причинами:

2) с единообразным метрическим и структурным строением стихотворного текста.

В этом – одна из причин редкого применения в вокальной музыке сонатной формы.

Единообразное строение стихотворного текста может привести к тому, что в середине сохраняется структура экспозиционных построений, но с тонально-гармоническим, мелодическим, фактурным варьированием. Возникает так называемая «вариантная середина».

Чаще, чем в инструментальной, в вокальной музыке встречаются и вариантные репризы.

Для вокальных форм очень характерно взаимопроникновение различных принципов формообразования, приводящее к синтетическим формам.

Среди особых форм вокальной музыки выделяются 3 основных вида, оказавшихся исторически очень устойчивыми:

1) куплетная форма

2) варьированная форма

3) сквозная вокальная форма.

Музыка – сложный и трудный для понимания вид искусства, поскольку музыка, в отличие от других видов искусства, обращена исключительно к слуховому восприятию. Существуют различные точки зрения по вопросу, что составляет содержание музыки:

1) «Музыка – нечто целиком врождённое, внутреннее, не нуждающееся ни в каком опыте, извлечённом из жизни» (И. Гёте).

2) Г. Ларош: «Музыка отражает общий дух эпохи».

3) Э. Ганслик: «В музыке нет содержания» (т.е., нет информации). «Музыкальное содержание есть движение звуковых форм».

4) Б. Асафьев: «Фуга – королева логики».

5) Прежде всего музыка отражает эмоциональный мир человека. Сама по себе эмоция не имеет значения, эмоциональный мир всегда находится в движении. Таким образом, основу музыки составляет движение эмоций. По мнению Л. Мазеля, в музыке должно быть единство эмоции и мысли, то есть, эмоция должна быть осмыслена, а мысль прочувствована.

Музыкальное содержание мы распознаём при помощи интонационного слуха, который является своеобразным «органом общения». Интонационный слух выделяет 4 эмоциональных состояния своего собеседника-музыки:

а) Призыв – резко, поступательно, без колебаний (восходящее движение);

б) Прошение – жалобно, неуверенно (нисходящее движение);

в) Игра – оживлённо и легко, виртуозно (моторное движение);

г) Медитация – спокойно, размеренно (возвращение к одним и тем же оборотам).

Музыкальная драматургия

Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ярко выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия; определённая последовательность этапов развития драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства, соответственно природе их выразительных средств, причём роль музыки определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы.

В ходе исторического развития сложились определённые формы, служащие для воплощения сценического действия: в опере – речитатив, ария, ариозо, ансамбли, хоры. В балете – классические и характерные танцы, ансамбли. Эти формы не остаются неизменными. Так, оперная драматургия обогащается за счёт некоторых приёмов симфонического развития (лейтмотивы и т.д.). В произведениях музыкально-сценических жанров встречаются признаки вариационности, рондообразности, сонатности.

Понятие драматургии применяется и к произведениям инструментальной музыки. Так, драматургия представляет собой одну из конкретных форм симфонизма (так как метод симфонизма есть не что иное, как метод драматургического становления тематизма).

Музыкальные жанры и принципы их классификации

В раскрытии содержания музыкального произведения важна роль жанра. Как правило, род жанром имеют в виду социальную роль музыки, условия бытования, условия средств исполнения. Жанры – это исторически сложившиеся типы, виды, разновидности музыкальных произведений, которые объединяются и разграничиваются по ряду признаков.

В отечественном музыкознании проблемой жанра занимались В. Цуккерман и А. Сохор. Цуккерман разграничивает жанры по характеру содержания – лирические, повествовательно-эпические, моторные, картинно-живописные. Сохор разграничивает жанры на основе условий исполнения, бытования – обиходные (бытовые), массово-бытовые, концертные, театральные. Это – наиболее общая классификация жанров, внутри их могут быть подразделения (Бобровский определяет их как «вторичные жанры»).

Жанры могут также подразделятся на простые и сложные. Простые – песня, танец, марш. Они также подразделяются на более мелкие (песни – трудовые, лирические и т.д. Марши – похоронные, военные и т.д.). Простые жанры иначе называются бытовыми (обиходными), что подчёркиапет их утилитарное назначение. Сложные жанры могут быть систематизированы по исполнительским средствам:

1) инструментальные жанры – симфоническая, камерная, сольная музыка

2) вокальные жанры - хоровая, ансамблевая музыка, соло с аккомпанементом

3) смешанные инструментально-вокальные жанры – кантаты, оратории

4) театральные жанры – оперы, балеты, оперетта и т.д.

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль (от латинского «стилос» - палочка для письма, то есть, способ изложения) – понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств. В эстетике категория стиля появилась в конце XVI века в связи с дифференциацией профессиональной музыки, ранее преимущественно культовой. В XVII веке под стилем подразумевали характеристику жанра и национальных школ. С XVII века прибавилось более широкое значение – стиль исторического периода (полифонический стиль и новый стиль – гомофонно-гармонический). В XIX веке понятие стиля приобретает узкое значение – индивидуальная манера письма композитора. В XX веке вследствие подчас резких различий между разными этапами творчества одного композитора, стиль определяет какой-либо период творчества автора, либо отдельное произведение.

Понятие музыкального стиля имеет оценочное значение, указывая на единство, органичную взаимосвязь выразительных средств произведения, соотношение традиционного и новаторского в индивидуальном композиторском языке.

Музыкальная форма

Понятие «форма» в музыке применяется в нескольких значениях:

1) как эстетико-философская категория, то есть музыкальное воплощение содержания или же целостная организация средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, ритм, тембр и т.д.), направленных на воплощение содержания. Это форма в широком смысле слова.

2) как музыкальное понятие, то есть тип композиции, форма-схема по Асафьеву, форма сочинения (например, сонатная форма, фуга и т.д.).

3) как индивидуальный, неповторимый облик музыкального произведения. Асафьев: «Сонатная схема существует одна, а форм её проявления столько, сколько существует самих сонатных форм».

О возникновении музыки ещё в глубокой древности свидетельствуют найденные античные предметы с изображением различных инструментов и исполнителей. Это означает, что уже тогда музыка признавалась важнейшим средством созидания, а также выражения чувств и эмоций.

Понятие и функции

В общем понимании музыка представляет собой специфическую разновидность звуковой деятельности человека. Она даёт возможность выражать мысли и волевые проявления человека в слышимой форме. Музыка, как и культура в целом, играет определяющую социальную и психологическую роль. Направленная на общество и отдельного человека, она является инструментом формирования различных качеств. В зависимости от множества факторов, в том числе и от того, какие тенденции и виды музыки преобладают в обществе, она может служить как средством культурного становления, так и напротив, средством подавления эстетических составляющих. Таким образом среди функций можно выделить такие функции, как:

Воспитательная;

Эстетическая;

Организующая;

Компенсирующая;

Развлекательная.

С помощью музыки можно влиять на качества и настроения человека. Так некоторые мелодии формируют стойкость и мужество, так сказать, мобилизуют внутренние силы. Другие же виды музыки, напротив, изнеживают или настраивают на романтический лад.

Основные виды музыки

Музыкальная культура невероятно разнообразна и, соответственно, существует определённая классификация, базирующаяся на временных, а также пространственных факторах. Выделяют такие виды музыки, как этническая, классическая, джаз, блюз, поп-музыка, хип-хоп, рок, кантри, панк, регги, современная, электронная и инструментальная музыка. В свою очередь данные направления подразделяются на отдельные подвиды. Например, этническая выделяет стили музыки различных народов мира: русские мелодии, испанские, цыганские, кельтские и др.

Рок-музыка представлена такими стилями как рок-н-ролл, альтернативный рок, панк и техно-рок, русский рок. Также существуют так называемые смешанные жанры, среди которых диско, фанк, ритм-энд-блюз. Такое разнообразие является следствием способности человеческой личности индивидуально выражать свой внутренний мир и возможности освоения различных сторон единого звукового пространства.

Музыка как вид искусства

Небезосновательно музыка считается одним из видов искусства. Она имеет сильное воздействие на восприятие и подсознательный уровень области души и разума человека. Данный вид творческой деятельности отличается способностью преобразования духовной осознанности общества по законам красоты и нравственных ценностей.

Как и в любом другом искусстве, музыкальное содержание неразрывно связано и зависит от исторических, национальных, эстетических идеалов эпохи и самого создателя. В ней возможно воссоединение и взаимодействие психических, чувственных, интеллектуальных, эмпирических, культурных начал общества и отдельной личности. Музыка как вид искусства неразрывно связана с такими понятиями как ценность, вдохновение и красота. Также многие отождествляют её с природой абсолютного духа.

Классическая и духовная музыка

Чаще всего к классической музыке относят произведения, созданные в определённый исторический период в искусстве.Произведения данного направления отвечают высочайшим художественным требованиям и сочетают в себе глубину, содержательность и понятие совершенства формы. Они написаны по определённым правилам и канонам, при этом соблюдаются необходимые пропорции.

Главными инструментами, с помощью которых исполняется классическая музыка, являются духовные, струнные, клавишные инструменты. Также данная музыка разнообразна по жанрам - к ней относятся симфонии, сюиты, оперы, сонаты, а также духовная музыка. Данные виды музыки прошли испытание временем и имеют многочисленную аудиторию и в современном обществе.

Современные направления

Современная музыка настолько разнообразна и многогранна, что тяжело даже свести все жанры к единой логичной классификации. Некоторые из них интересны с культурной точки зрения, а другие - с коммерческой. Если говорить о последнем факторе, то в первую очередь имеется ввиду поп-музыка. С одной стороны, к ней может относится любая популярная музыка: хип-хоп, рок, джаз. Однако более узкое значение этого понятия предполагает ряд определённых характеристик. В основном они определяются простотой и мелодичностью аранжировок, где акцент делается на вокал и ритм, а не инструментальную составляющую. Также виды современной музыки включают R’n’B жанр, диско, регтайм, шансон.

Электронная музыка

Безусловно, одним из самых распространённых и популярных направлений современной музыки является электронная музыка. Она создаётся с помощью электронного оборудования, например, синтезатора, компьютера, семплера или драм-машины. Данный вид музыки включает около двухсот стилей. Самые известные из них являются клубной музыкой и играются на дискотеках, в клубах и т.д. Также к электронной музыке относится стиль техно, хаус, транс, дабстеп.

Ещё одним популярным стилем является Lounge. Переводится данный термин как "лёгкое фоновое звучание". В Lounge-музыке отслеживается джазовое влияние, босанова, электронное направление, а также импровизация. В основном такая музыка создаёт лёгкое ненавязчивое настроение в барах, кафе, гостиницах, магазинах.

Различные виды музыки отличаются характерными структурными и культурными признаками, направлены на разную аудиторию и выполняют индивидуальные задачи и функции.