5 кл составить бытовую сказку. Волшебные сказки для учащихся пятого класса

Конспект урока литературы в 5 классе

с применением проектной технологии

Тема урока: "Русские народные сказки"

Цели урока:

1) Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.

2) Развивать речь, творческие способности обучающихся.

3) Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Предварительное задание

Подготовить презентации по темам:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Герои волшебных сказок. Баба Яга.

4. Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.

5. Социально-бытовые сказки.

*(Примечание: разрешается помощь родителей).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

1) Презентация «Сказки о животных»

Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

2) Презентация «Волшебные сказки»

Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

3) Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

4) Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

5) Презентация «Социально-бытовые сказки»

Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

IV. Итог урока

Заполнение таблицы

Название сказки

Аргументы (почему?)

1. «Репка»

коллективный труд людей и животных

2. «Снегурочка»

волшебная

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

3. «Лиса и Журавль»

о животных

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

Домашнее задание:

Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Выставление оценок за урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

с применением проектной технологии

Тема урока: «Русские народные сказки

Цели урока:

  1. Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.
  2. Развивать речь, творческие способности обучающихся.
  3. Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Предварительное задание

Подготовить презентации по темам:

  1. Сказки о животных.
  2. Волшебные сказки.
  3. Герои волшебных сказок. Баба Яга.
  4. Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.
  5. Социально-бытовые сказки.

*(Примечание: разрешается помощь родителей).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.

По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

  1. Презентация «Сказки о животных»

Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

  1. Презентация «Волшебные сказки»

Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

  1. Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

  1. Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

  1. Презентация «Социально-бытовые сказки»

Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

IV. Итог урока

Заполнение таблицы

Название сказки

Вид

Аргументы (почему?)

1. «Репка»

бытовая

коллективный труд людей и животных

2. «Снегурочка»

волшебная

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

3. «Лиса и Журавль»

о животных

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

4. …

5. …

6. …

7. …

8. …

Домашнее задание:

  1. Закончить таблицу
  2. Прочитать сказку «Царевна-лягушка»

Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Выставление оценок за урок.


СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

Литература

5 класс


Задачи:

закрепление знаний о сказке как особом жанре;

знакомство с приемами сюжетосложения;

знакомство с литературоведческими понятиями;

обучение приемам сочинительства сказок;

развитие связной речи,

развитие творческого потенциала школьников;

воспитание культуры общения, совместного творчества


  • Высказывания о сказках
  • Классификация сказок
  • Волшебные сказки
  • Бытовые сказки
  • Сказки о животных
  • Композиция сказки
  • Сюжет волшебных сказок
  • Герои волшебных сказок
  • Особенности сказочного языка
  • Использованная литература

Высказывания о сказках

  • В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
  • «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин.

А вот слова из его произведения:


Сказка –ложь, да в ней намек –

добрым молодцам урок

А.С. Пушкин


Речевая разминка.

« Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую».

  • Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Чему учит этот отрывок? Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация?


Сказка как жанр устного народного творчества

  • «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать».
  • Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер.

(Аксаков)


Классификация сказок

сказки

волшебные

бытовые

О животных


Волшебные сказки

Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.


Бытовые сказки

Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один.

В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.

Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.

В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.


Сказки о животных

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.


  • Особая композиция
  • Сказочные сюжеты
  • Троекратное повторение
  • Положительные и отрицательные герои
  • Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы
  • Чудесные превращения
  • «Сказочный» язык
  • Добро побеждает зло

Композиция сказки

зачин

события

завязка

события

кульминация

развязка

концовка


Сюжет волшебных сказок

Исходное существование

запрета

Герои нарушают

запрет

Последствия нарушения

Поиск спасительной магии

Герои уходят из дома, чтобы всё исправить

Добрые герои

борются со злыми

Спасение

Герою приходят на помощь

Герой возвращается домой с наградой


Сказочные композиционные элементы

зачины

присказки

концовки

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить

аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, п одчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.


  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  • В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

  • На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай.
  • А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на Луну; Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти сказки собирала.
  • Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать - не мешай.

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  • Жили-были…
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…

  • Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  • Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  • Стали жить-поживать – добра наживать.
  • И сейчас живут – хлеб жуют
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Герои волшебных сказок

Положительные герои:

Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,

королевичи, царевна-лягушка и т.д.

Враги положительных героев:

Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое,

Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.



Особенности сказочного языка

  • Подберите постоянные эпитеты

Лес (……………………..)

Дуб (…………………….)

Море (…………………..)

Солнце (……………….)

Стрелы (……………….)

Ворон (…………………)

Сокол (………………..)


Особенности сказочного языка

  • Постоянные эпитеты

Лес (дремучий)

Дуб (могучий)

Море (синее)

Солнце (красное)

Стрелы (острые)

Ворон (черный)

Сокол (ясный)


- Сегодня на уроке мне………

- Сегодня я понял(а),

что без сказки…

Закончите фразы:


  • Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М.: УЦ «Перспектива», 1995.-373 с.
  • О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с.
  • Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.

Урок литературы в 5 классе

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Будоговищенская ООШ»

Белёвского района

Тульской области

2012 г.

Тема урока: Русские народные сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма : нетрадиционная.

Класс : 5.

Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.

Задачи :

Образовательные :

    развить представление о сказке;

    показать особенности жанра сказки;

    дать представление о систематизации сказок.

Развивающие :

    совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные :

    привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;

    воспитывать бережное отношение к родному языку.

    способствовать воспитанию добрых чувств.

Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Звучит песня из к/ф «Там на неведомых дорожках».

Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки - основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.

2. Беседа по сказкам.

Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы вспомнили?

За что вы любите сказки?

Назовите ваши любимые народные сказки.

Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.

3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.

Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.

Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.

4. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки» (с.8-10)

Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.

Комментарии учителя.

Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали распространению сказок.

Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок (Слайд 8)крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные (Слайд 8). Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.

Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, - победа.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга (Слайд 9) – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный (Слайд 10) - это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч (Слайд 11) – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван (Слайд 12): Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы (Слайд 13) – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка. (Слайд 14)

Сказки имеют особое построение - композицию. (Слад 15).

Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. (Слайд 16). Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой.

За присказкой следует зачин (Слайд 17), который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».

Часто в сказках имеется концовка (Слайд 18), которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии». Найдите в учебнике определение, что такое эпитет. Прочитайте и запишите первую строчку до слова «предмета». Запомните.

Демонстрируется слайд 19, записывается информация в тетрадь.

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов (Слайд 20), употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов (Слайд 21), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Слайд 22). По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

5.Закрепление нового материала.

Раздается стук в дверь.

Ребята, кажется, к нам пришли гости.

В класс входят гном Забывалка и гном Путалка.

Гномы:

Здравствуйте, ребята. Меня зовут гном Забывалка.

А меня – Путалка. Мы узнали, что сегодня на уроке вы говорите о сказках, и пришли к вам за помощью.

Гном Забывалка:

Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определить их вид.

Демонстрируются кадры слайда 23, дети дают ответы.

Гном Путалка:

Однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

«Царевна-Индюшка» (Слайд 24).

«По собачьему веленью» (Слайд 25).

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» (Слайд 26)

«Петушок - золотой пастушок» (Слайд 27).

«Мальчик-с-кулачок» (Слайд 28)..

«У страха уши велики» (Слайд 29).

Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Спасибо вам большое за помощь!

Гномы уходят.












Волшебные сказки Волшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге, о способности человека к превращению в другие существа, о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой. ______________________ Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг.


Кощей Бессмертный Как выглядит Кощей? Где находится его смерть? Какими чертами он обладает? Как он может вредить героям? Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.
















Главный положительный герой волшебных сказок Как называют главного положительного героя сказок? Иван, Иванушка-дурачок, Иван- царевич, Иван - крестьянский сын Какими чертами он обладает? Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость. Почему Ивану всё удаётся? Кто ему помогает?








В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» Почему же героя русских народных сказок зовут Иван? Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.

















Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам 1. Как начинаются сказки? 1.Как заканчиваются сказки? 2. Как зовут героев сказок? 2. Как зовут героинь сказок? 3. Какие волшебные герои фигурируют в волшебных сказках? 3. Какие волшебные предметы фигурируют в волшебных сказках? 4. Какими чертами обладают героини? 4. Какими чертами обладает Лиса? Волк? 5. Какие сказки о животных вы знаете? 5. Какие волшебные сказки вы читали?

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • Электронная почта
Подробности Категория: Сказки для школьников

сказки о космосе для школьников

Далеко-далеко, в дремучем лесу, в таком дремучем, что в нём могли потеряться даже самые шустрые и внимательные лесные жители, жил-был медвежонок Тимка. Медвежонок Тимка вовсе не боялся старого леса. Он знал каждую его тропинку, а ещё Тимка очень любил сидеть на обрыве скалы и смотреть на звёзды.

К обрыву было трудно подобраться. Только большой и сильный зверь мог пройти через густые заросли шиповника и осины. Но чем ближе пробирался зверь к заветному месту, тем мягче и гостеприимней становилась природа на его пути. Вот за осиной показала свои ветки белоствольная берёза. Вот могучая сосна, основание которой поросло мхом, скрипнула на ветру. А вот и белые грибы, собравшиеся дружной стайкой, прячутся от путника в траве.

Медвежонку Тимке всегда был приятен этот момент. Ему казалось, что на обрыве его кто-то ждёт. Он учащал шаг и вскоре оказывался на заветном месте.

Однажды мама медвежонка, бурая медведица, заметила, что вечерами её сынок куда-то пропадает. Медвежонок Тимка объяснял своё исчезновение походом к друзьям, но мама медвежонка не знала больше никаких медвежьих семей, да и соседей у них не было. Бурая медведица не на шутку испугалась и решила вечером проследить, куда её сынок уходит так поздно. Как только сыночек отправился на прогулку, мама, не торопясь, тронулась за ним вслед.

Каково же было её удивление, когда медвежонок привёл её на обрыв. Тимка уселся на самом краю и устремил глаза в небо. Бурая медведица тихо подошла к медвежонку и обняла его.

Почему ты приходишь сюда, сынок? Здесь становится как-то не по себе…

Мам, прости меня, что я долго скрывал от тебя правду, но меня словно магнитом тянет сюда!

Конечно, Тимка, я тебя прощу. Только ты пообещай впредь не обманывать меня.

Хорошо, мамочка.

Медвежонок сильнее прижался к бурой медведице.

Мам, а откуда всё взялось? Откуда появилась земля, звёзды и вон та здоровенная луна на небе?

Всё, что ты видишь, сынок, принадлежит Вселенной. Вселенная – это пространство, которое ограничено миллиардами галактик. В галактиках светят миллиарды звёзд, возле которых вращаются планеты, движутся метеориты и кометы. Причиной возникновения Вселенной стал большой взрыв, в результате которого и возник красивый мир, в котором ты живёшь.

Мам, а в какой галактике я живу?

Наша Галактика, сынок, называется Млечный путь. В ней находятся наша планета Земля, Солнце, звёзды, которые мы видим невооружённым взглядом…

И даже Луна?

И даже Луна, сынок, которая является спутником Земли.

Мам, а как получилось, что появилось Солнце и планеты?

Поговаривают, что первым делом образовалась солнечная туманность, которая была похожа на облако из пыли и газа. Потом это облачко становилось всё меньше и меньше. В его центре образовалось Солнце – удивительная звезда, а из плотных остатков газо-пылевого облака следом возникли планеты…

Мам, а сколько планет в Солнечной системе?

Всего восемь планет, Тимка.

И на каждой из них живут медведи?

Бурая медведица улыбнулась:

Нет, малыш.

Медвежонок Тимка загрустил:

Как так? Неужели я один-единственный медвежонок из Солнечной системы?

Тимочка, на нашей планете живут другие медведи, только они очень далеко от нас. Ты просто не встречал их.

Мне так одиноко, мам, - загрустил медвежонок Тимка.

Ничего, малыш, это пока так одиноко. Вот подрастёшь и обязательно встретишь других медведей.

Медвежонок Тимка ещё раз устремил свой взгляд в небо. В тёмно-синем пространстве блеснул небольшой метеор и полетел на землю.

Как было бы хорошо, - подумал медвежонок Тимка, - если бы в другой галактике, на совершенно незнакомой мне планете с красной поверхностью и необычными деревьями с треугольными листьями в небо смотрел такой же, как я, медведь… Пусть у него и шкура будет другого цвета, например, зелёного, и антенны на голове болтаются в виде светящихся шариков… не важно… Главное, что этот медведь ждёт меня в гости, и я буду ждать его…

Что ты там бормочешь, сынок? – спросила бурая медведица. – Нам пора идти домой, в родную берлогу, малыш.

Медведи тихонько отправились домой. Их путь освещали мерцающие звёзды.