Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующего вида «Лес. Грибы. Ягоды. «Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание

Учитель-логопед Левина Т.М.

Цель: расширение и уточнений представлений о грибах, обогащение словарного запаса, развитие связной речи детей (учить давать полные ответы на вопросы, подготавливать к пересказу текста), развивать внимание, память, логическое мышление; развитие грамматического строя речи: закрепление правильного употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов и форм мн. ч. существительных.

Оборудование: набор предметных картинок, цветные карандаши, альбомы, мяч, условные изображения съедобных и несъедобных грибов, пальчиковая кукла «Незнайка»

Ход занятия

1. Орг. момент

Сядет тот, кто назовет предмет коричневого (желтого, красного и т.д.) цвета.

2. Сообщение темы занятия

Ребята, отгадайте загадки! Не забывайте, что спрашивать буду того, кто не кричит с места, а поднимает руку.

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Шапка красненькая. (Подосиновик)

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке горошки. (Мухомор)

Что за ребятки в пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой? (Опята)

Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)

Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)

Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок. (Масленок)

Очень бледная на вид,

Яд опаснейший хранит. (Бледная поганка)

Молодцы, ребята! Вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы с вами будем изучать… что? (грибы).

3. Закрепление и уточнение ранее усвоенного материала

Правильно. Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все грибы? (Съедобные и несъедобные).

Молодцы! Поиграем в игру «Съедобные и несъедобные грибы». У каждого на столе лежат карточки. Если я назову съедобный гриб, то вы поднимаете карточку с вилкой и ложкой, если несъедобный – то карточку, где нарисованные ложка и вилка зачеркнуты. Я называю грибы: сыроежка, опенок, бледная поганка, лисички, подосиновик, мухомор, белый гриб, подберезовик, масленок. (Дети поднимают нужные символы).

Теперь давайте вспомним, какие мы знаем части гриба. Кто подойдет и покажет на рисунке? (Вызвать одного ребенка.) У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)

Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)

Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)

Развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления форм мн. ч. существительных.

Давайте поиграем в игру «Один-много». Я ходила в лес за грибами, но собрала мало грибов, всего по одному грибу. А вы у меня хорошие грибники, вы собрали много грибов (Игра проводится с мячом).

У меня одна сыроежка, а у … много … (сыроежек).

Аналогично: один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят.

Давайте вспомним, как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)?

Какой еще гриб получился свое имя от дерева, около которого он растет? (Подосиновик)

Грибы рыжего цвета… (лисички)

На пеньках растут… (опята).

Грибы с масляными шляпками… (маслята).

Грибы, которые морят мух… (мухоморы).

Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).

Развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов

Сегодня, ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Незнайка очень любит собирать грибы. Как мы называем людей, которые собирают грибы? (Грибники). Правильно, и Незнайка у нас тоже грибник. Он очень любит грибочки и хочет назвать их ласково, но у него ничего не выходит, потому что он не ходит на занятия в детский сад и не знает, как нужно назвать грибы ласково. Ребята, поможем Незнайке назвать грибы ласково?

Подберезовик – подберезовичек,

Подосиновик – подосиновичек,

Масленок – масленочек,

Опенок – опеночек,

Мухомор – мухоморчик,

Поганка – поганочка,

Сыроежка – сыроежечка,

Белый гриб – белый грибочек.

3. Физминутка

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки

Белочки скакали,

Рыжики срывали

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил. Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Бегут, собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя, «срывают» грибы.

Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.

4. Давайте вспомним, какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)

Описание гриба по плану.

А теперь поиграем в игру «Забывчивый покупатель». Покупатель пришел в магазин, но забыл название гриба, который он хочет купить. Он должен рассказать, какой это гриб. Мы выберем сейчас одного покупателя, а все остальные ребята будут продавцы и постараются догадаться, что же хочет купить покупатель.

Грибы: опята, лисички, мухомор, белый гриб.

4. Итог урока

Пойдет отдыхать тот, кто назовет мне грибы, которые он запомнил.

Марина Еникеева

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе компенсирующего вида

(для детей с ОВЗ по зрению)

Лексическая тема «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательные задачи:

Расширять представления о лесе и растениях, произрастающих в лесу.

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, грибок, грибочек, грибница, грибной, грибник, ножка, шляпка, подберезовик, подосиновик, белый гриб – боровик, сыроежка, опенок волнушка, груздь, лисичка, съедобные, несъедобные, ядовитые, мухомор, бледная поганка, ягода, кустик, земляника, черника, клюква, брусника, малина, лесные, садовые, крыжовник, красная, черная смородина, вишня, слива, вороний глаз, спелый, вкусный, сладкий, кислый).

Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов).

Продолжать учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.

Развивающие задачи:

Развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, память, речевой слух, связную речь; координацию речи с движением, мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Магнитофон, диск с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года», наборное полотно, корзинка, контурные цветные изображения грибов, предметные картинки с изображением ягод, палочка с осенним листом из цветной бумаги на ниточке, схема составления описательного рассказа в картинках, картинки с заданием «Соедини пары» (ягоды, грибы, фломастеры.

Предварительная работа:

рассматривание предметных картинок с изображением грибов, ягод, беседы по теме, отгадывание загадок, чтение Я. Тайц «По грибы», заучивание стихотворения М. Ивенсен «Осень».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Осенняя песенка»).

Воспитатель (встречает детей, стоя на ковре, в руках пустая корзинка). Ребята, сегодня мы продолжим разговор о лее, грибах и ягодах. Но сначала отгадайте загадку:

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети. Осенью.

Воспитатель. Правильно. Давайте с вами вспомним стихотворение М. Ивенсен «Осень»

Дети читают стихотворение, выполняют движения в соответствии с текстом:

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Ахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком.

2. «Наполним корзинку»

Воспитатель. Ребята, а у меня в руках пустая корзинка, давайте отправимся в лес за грибами и наполним мою корзинку. А как называются люди, которые собирают грибы?

Дети. Грибники.

Воспитатель. А как правильно вести себя в лесу и собирать грибы?

Ответы детей. (Идти не спеша, не шуметь, аккуратно срезать ножку гриба)

Дети находят грибы, «в лесу» (расставленные на ковре) и приносят воспитателю в корзинку.

Воспитатель (задает вопрос каждому ребенку) . Какой гриб ты нашел?

Дети. Я нашел гриб боровик и т. д. (подберезовик, лисичку, волнушку, опенок, подосиновик, сыроежку)

При необходимости, при затруднениях ребенка ответа на вопрос, воспитатель просит помочь ответить других детей.

Воспитатель. Осенний лес нам подарил много грибов. А для чего люди собирают грибы? Что можно приготовить из грибов?

Дети (перечисляют блюда: суп грибной, грибница; можно пожарить с картошкой, засолить, замариновать, засушить)

Воспитатель. Пройдемте на свои рабочие места и назовем грибы, которые вы собрали.

Дети вместе с воспитателем идут на свои рабочие места, садятся.

Воспитатель достает грибы из корзинки, выкладывает на наборное полотно, дети хором и индивидуально называют грибы.



Воспитатель. А я еще нашла грибы (показывает мухомор и бледную поганку) . Какие это грибы? Сварим из них суп? Почему?

Дети отвечают, что это ядовитые грибы, их нельзя даже трогать руками, они несъедобные.

Воспитатель, вместе с детьми, закрепляет понятия: съедобные и несъедобные. Несъедобные грибы ставятся отдельно от съедобных.

3. Упражнение «Соберем семейку».

Воспитатель . Ребята, отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка

Шляпка есть – нет головы?

Дети. Гриб.

Воспитатель. Давайте подберем слова одной семейки к слову гриб. К кому прилетит листочек (зрительная гимнастика) , тот и отвечает.

Как ты назовешь маленький гриб? (Грибок)

А как можно назвать очень большой гриб? (Грибище)

Как называют суп из грибов? (Грибной)

Как называют человека, собирающего грибы? (Грибник)

Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы? (Грибница)

Как можно ласково назвать гриб? (Грибочек)

Отлично, молодцы!

4. Игра «Чего не стало» (с грибами на полотне)

Воспитатель . Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало». Посмотрите внимательно на полотно. Сейчас вы на слова: 1-2-3, глазки закрой! - закроете глаза, а я уберу одну картинку. А на слова: 1-2-3, глазки открывай – откроете глаза и скажите, чего не стало.

Игра проводится 2- 3 раза.

Воспитатель. Правильно, вы были очень внимательны.

5. Физминутка «По ягоды»

Воспитатель. В осеннем лесу мы можем найти не только грибы, но и ягоды. Какие ягоды можно собирать в лесу осенью?

Дети отвечают.

Воспитатель. Давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.

Дети выходят на ковер, вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения:

Мы шли – шли – шли (идут по кругу, маршируют)

Много клюквы нашли(наклоняются, достают руками до носочков ног)

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют)

Мы опять идем искать!

Воспитатель. Вот сколько клюквы мы набрали.

Дети садятся на свои места.

6. «Назови ягоды»

Воспитатель. А какие еще лесные ягоды вы знаете, но собирают их летом, а не осенью?

Дети перечисляют, воспитатель выставляет картинки с изображением (малина, земляника, черника, костяника и т. д.)



Воспитатель. А какие ягоды растут в саду?

Дети. Садовые: клубника, смородина, крыжовник и т. д.

Воспитатель. Показывает картинку с изображением ягоды вороний глаз. Объясняет, что это ядовитая ягода.

Воспитатель (задает вопросы детям) :

Какие ягоды красного цвета?

Какие ягоды другого цвета?

Назовите круглые ягоды.

А какие ягоды имеют овальную форму? Треугольную?

Обратите внимание, что у малины ягоды сложные, как бы состоят из отдельных маленьких ягодок.

Что можно приготовить из этих ягод? (варенье, компот, морс, десерт и т. д.)

Вы хорошо отвечали на вопросы.

7. Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель. А сейчас поиграем в игру «Четвертый лишний». Будьте внимательны! (на слух):

1. Подосиновик, лисичка,мухомор, опенок;

2. Черника,сыроежка , малина, земляника;

3. Боровик, волнушка, клюква, подберезовик;

4. Малина, клубника , земляника, брусника.

Дети отвечают, дают объяснения.

8. Физминутка (при необходимости возле столов)

Ветер ёлками шумит (дети встают и качают вверху руками)

Ёжик наш домой спешит. (дети соединяют ладошки рук, раскрывают пальцы)

Вдруг навстречу ему волк –

Он зубами щёлк, да щёлк (указательные пальцы сгибают, средние и безымянные вместе – «волк», раздвигают средние и безымянные пальцы, открывают – рот волка)

Ёж иголки показал - (ладошки вместе, все пальцы раздвигаются)

Волк со страху убежал! («волк», кисти рук двигают в сторону)

9. Игра «Писатель»

Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Писатель». Будем составлять рассказы – описания по картинкам. Показывает схему для составления рассказа.

А поможет нам схема:

1. Что это?

2. Это ягода или гриб?

3. Где растет?

4. Какого цвета?

5. Какой формы?

6. Съедобное или несъедобное?

7. Что можно из него приготовить?

Дети по желанию выходят и составляют рассказы – описания, остальные после рассказа - аплодируют. (2 -3 рассказа). Если много желающих, можно применить считалочку.

10. Игра «Найди и соедини пару»

Самостоятельная работа детей. Соединить пары – провести «ниточки» фломастером (у детей за одним столом разные задания: ягоды или грибы)



После выполнения задания отметить хорошие результаты.

11. Окончание занятия.

Предложить детям вспомнить, чем сегодня занимались, о чем вели разговор.

Затем оценка работы детей воспитателем.

Используемая литература:

1. Васильева С. А., Мирясова В. И. Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов: Грибы, ягоды. – М. : Школьная пресса, 2008. – 32 с.

2. Нищева В. П. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» Детство-Пресс, 2012 г. –704с.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Лес. Грибы»

Первый вариант конспекта (Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря­таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с су­ществительными в роде и числе), учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, корзинка с плоскостными изображениями грибов, картинка- загадка «Что ты видишь?», тетради, цветные карандаши.

I . Организационный момент

1 . Логопед раздает детям по одной картинке с изображением грибов.

– Я загадаю вам загадки, тот, у кого окажется картинка-отгадка – сядет.

В лесу осеннем в сентябре Вот красивые грибы!

В скучный день дождливый, Сколько шляпок разных

Вырос гриб во всей красе, Среди высохшей листвы –

Важный, горделивый. Желтых, синих, красных!

Под осиной его дом, (сыроежки)

Шляпа красная на нем. (подосиновик)

Повезло так повезло – Ну, а это, на полянке

Грибов полное ведро! Ядовитые… (поганки)

Облепили целый пень,

Собирай, кому не лень! (опята)

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой березкой нашел я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут? (подберезовик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нем – его трогать не станет. (мухомор)

II . Основная часть.

2. Упражнение «Эхо»

– Мы с вами снова оказались в осеннем лесу. Немного заблудились и кричим «АУ». Девочки кричат громко, а мальчики тихо издалека отвечают: «АУ»

3. Игра «Корзинка с грибами»

– Давайте теперь сосчитаем сколько же грибов вы собрали.

Октябрь принес нам грибов урожай.

Соли, маринуй и в сметане их жарь,

Свари суп грибной, приготовь их с картошкой,

И в блюдо мясное добавь их немножко.

Богатством своим с тобой делится лес.

Спасибо за радость осенних чудес!

Дети считают грибы на зашумленной картинке.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Дидактическая игра «Где сидит гусеница?»

На магнитную доску логопед закрепляет изображение гриба с гусеницей и задает вопросы:

– Где сидит гусеница?

– Куда спряталась гусеница?

6. «Упражнение «Подуй на грибок»

– У каждого из вас грибок. Назовите, что есть у гриба?

– Как мы ласково его назовем?

– В лесу поднялся сильный ветер. Подуйте на грибок.

7. Составление описательных рассказов о грибах.

Где растет?

Под каким деревом?

Строение.

Цвет, форма.

Величина.

В каком виде употребляем?

8. Игра с мячом «Один – много»

– Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы будете

говорить много.

Гриб – грибы поганка – поганки

Масленок – маслята сыроежка – сыроежки

Мухомор – мухоморы лисичка – лисички

9. Упражнение «Сложи гриб» (из палочек)

– Посмотрите на картинку, возьмите столько палочек, сколько вам понадобится для того, чтобы сложить такой же грибок.

10. «Математическая загадка»

– Я прочитаю вам загадку, но не простую. Вы послушайте и посчитайте, сколько грибов я нашла.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

III. Окончание занятия

Елена Дунаева
Конспект НОД для детей подготовительной группы по окружающему миру «Съедобные и несъедобные грибы»

Конспект НОД для подготовительной группы по окружающему миру

Тема : «Съедобные и несъедобные грибы »

Цель : познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами . Научить различать их по внешнему виду. Объяснить как нужно правильно собирать грибы .

Ход занятия

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в замечательное место, но какое я вам пока не скажу, попробуйте догадаться сами.

Здесь растет деревьев много,

Ягод разных здесь не счесть!

Здесь так тихо и прекрасно,

Ну конечно это….? (Лес)

Включается презентация с изображением леса. Фоном звучат звуки пения птиц в лесу.

Закройте глаза и представьте что мы с вами находимся в лесу. Что мы там видим?

Ответы детей : ягоды, цветы, деревья, грибы , траву…

Теперь открывайте глаза и давайте поговорим с вами о грибах .

Чтение стихотворения :

«Егор и мухомор»

Шел Егор, через бор,

Видит : вырос мухомор

Хоть красив, а не беру

Вслух сказал Егор бору

Верно, ты сказал, Егор.

Так ему ответил бор.

Посмотри : зашевелился

Серый мох у наших ног

Моховик на свет явился

Попросился в кузовок.

Я по лесам бродить привык,

Я жду опять дождя грибного

Когда на свет пробьется снова

Едва приметный боровик.

Скажите, кто из вас знает, как называется человек, который собирает грибы ? (грибник )

Настоящие грибники знают , какие грибы можно собирать , а какие нельзя. Мы с вами сейчас тоже будем учиться различать грибы .

Сначала давайте вспомним, из каких частей состоит гриб ?

Ответы детей : шляпка, ножка. Правильно, а еще у гриба есть часть , которую не видно, потому что она находится в земле, она называется грибница .

Съедобными называются грибы которые можно употреблять в пищу.

Несъедобные (ядовитые) это грибы , которые не только нельзя есть, но даже нельзя брать в руки, потому что на руках могут остаться ядовитые вещества, и если вы забудете вымыть руки , и возьмете какую-нибудь еду, то яд с рук может попасть к вам в организм, и вы можете отравиться. Запомните это!

Начнем мы со съедобных грибов .

Показ изображений грибов и краткий рассказ о них. (рыжик, груздь, подосиновик, белый гриб (боровик, подберезовик, масленок, волнушка, лисичка, опята.

А теперь познакомимся с несъедобными : мухомор, бледная поганка, ложные опята.

Ну а теперь проверим, готовы ли вы вступить в ряды грибников !

Игра «Собери грибы »

Дети делятся на две команды, у каждой команды корзинка. На полу разложены карточки с изображением съедобных и несъедобных грибов . Обе команды не спеша под звуки пеня птиц ходят и собирают грибы .

В конце проверяются обе корзинки и определяют все ли грибы съедобные . Молодцы! Обе команды справились с заданием!

Но это еще не все. Грибы надо не только знать, еще надо уметь их правильно собирать.

Для того чтобы на этом месте на следующий год опять выросли грибы их нужно не рвать , а аккуратно срезать, чтобы грибница оставалась в земле . А если ты вырвешь гриб , то грибница повредится , и грибы здесь больше никогда не вырастут.

А вы знаете, что у грибников есть свои правила , которые они всегда соблюдают? Давайте с ними познакомимся.

1. Если видишь незнакомые грибы , не трогай их.

2. Ядовитые грибы не губи . Людям они приносят вред, а некоторые животные ими лечатся.

3. Нельзя разрывать мох и листву около гриба , ты можешь повредить грибницу .

4. Не срывай гриб , а осторожно срежь ножку ножом.

5. Не бери старые грибы , пусть их едят насекомые.

6. Не собирай грибы около шоссе . Они впитывают в себя вредные вещества от выхлопных газов.

Запомнили правила? (Да)

Научились отличать съедобные грибы от несъедобных ? (Да)

Тогда отправляемся в лес за грибами !

Игра-имитация на стихи Г. Цыпленковой «Грибная песенка »

(Дети становятся в круг)

Барабанит дождь по листьям :

Бум-бум-бум

(Дети хлопают в ладоши)

На пенечке, под березой,

Что за шум?

(Изображают удивление, разводят руки в стороны)

Пляшут дружные опята :

Трам-там-там!

(Топают ногами)

Летний дождик очень нравится грибам .

(Поднимают руки вверх и кружатся)

После дождика ребята в лес пойдут

(Шагают на месте)

Под березой все опята соберут

(Наклоняются, делают вид, что собирают грибы )

Хоть опята и грибы невелики

(Продолжают выполнять те же действия)

Буду полными ребячьи кузовки

(Дети идут по кругу, изображая, что несут полные лукошки с грибами )

Молодцы ребята! Наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект НОД для старшей группы по окружающему миру Тема: «Ручка для письма» (история возникновения) Конспект НОД для старшей группы по окружающему миру Тема: «Ручка для письма» (история возникновения) Цель: -познакомить детей с историей.

Конспект занятия по окружающему миру «Животные Севера» для детей старшей группы детского сада Ход занятия. Воспитатель спрашивает у детей: - Какое время года наступило? (Дети отвечают зима) - Зима какая? (Дети дают ответ холодная,.

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Кругосветное путешествие» Занятие в старшей группе по ознакомлению детей окружающим миром Тема: «Кругосветное путешествие» Задачи: 1. Дать детям представления о том,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Съедобные грибы Краснодарского края» Программное содержание: Закрепить представления детей о грибах. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные.

Открытое интегрированное занятие развитие речи, окружающему миру и математике в подготовительной группе. «К нам весна шагает быстрыми шагами».

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Грибной мир »

Тема «Грибной мир»
Цель:
Познакомить детей с грибами.
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы по внешнему виду,уметь собирать их.
Задачи:
Закрепить знания о ядовитых грибах.
Развивать внимание память, познавательные интересы.
Закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Оборудование и материалы: Картинки с изображением грибов, слайды.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся на прогулку. А куда попробуйте отгадать сами:
Здесь растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже год.
Место то полно чудес,

А зовем его мы.. (лес)
Воспитатель:
Правильно, ребята. А кто из вас был в лесу?
Многие дети отвечают.
Воспитатель:
Вам понравилось в лесу?
Дети:
Да
Воспитатель:
Дети, а кто живет в лесу?
Дети:
Заяц, волк, лиса, сова и т.д.
Воспитатель:
Что люди собирают в лесу?
Дети:
Грибы, ягоды.
Воспитатель:
Очень полезное занятие - собирание грибов.
Пока до грибного местечка доберешься, отлично прогуляешься на свежем воздухе. А сколько раз нагнешься, пока в лесу ходишь.
Вот тебе и гимнастика. Как же радостно, когда гриб найдешь!
Воспитатель:
Ребята отгадайте загадку.
Посмотри, - сказал мне папа,-
Ножка, а ножке - шляпа.
Ты узнал его, сынок?
Это маленький (грибок)

Дети: Грибок.
Воспитатель:
Правильно, дети. Сейчас я загадаю вам загадки про грибы.

Слушайте мои загадки и называйте скорее отгадки.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются... (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)

Воспитатель: Все эти грибы съедобные.
Воспитатель: Ребята, а вот сейчас ещё одна загадка

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)

Я прочитаю вам стих, который называется « Егор и мухомор»
Шел Егор через бор.
Видит: Вырос мухомор.
Хоть красив, а не беру,-
Вслух сказал Егор бору.
-Верно, ты сказал, Егор!
Так ему ответил бор.
Воспитатель: Дети, скажите, кто знает. Почему Егор не взял мухомор?
Дети:
Потому что он ядовитый.
Воспитатель:
Правильно ребята. Мухомор ядовитый гриб. Всего в нашей стране растет более 2500 разных грибов съедобных и несъедобных грибов. Есть среди них и очень ядовитые грибы, которые в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если по забывчивости возьмешь этими руками хлеб и будешь его кушать, то можно отравится. Почти все грибы похожи съедобные. Помните об этом ребята и будьте осторожны. Самые опасные и ядовитые грибы – мухомор, бледная поганка.
Воспитатель:
Дети, посмотрите внимательно и запомните, как выглядят ядовитые грибы.
(Дети рассматривают грибы)
Воспитатель:
Ребята, а кто видел или знает, как правильно нужно собирать грибы.
(Кто-то из детей говорит, что нужно вырывать с корнем, а кто-то говорит, что нужно срезать ножом ножку гриба)
Воспитатель:
Гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом,если аккуратно срезать гриб, то на следующий год на этом месте вырастет ещё один гриб и даже не один. А если вырвать гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше не вырастут.
Воспитатель:
А сейчас послушайте основные правила «грибник»:
Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу, на поляне.
Ядовитые грибы не губим, ими лечатся многие животные.
Не разрывай палкой мох и листву около гриба можно повредить грибницу.
Гриб аккуратно срежь ножом, или осторожно придерживая ножку гриба, отломи шляпку.
Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
И еще запомни, что нельзя грибы рвать около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержат выхлопных газах автомобилей.
Воспитатель:
Понравилась вам наша прогулка в лес?
Дети:
Да

Воспитатель: Теперь сможете сами собирать грибы?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Но помните простые правила сбора ягод и грибов. Какие?

Воспитатель: А теперь идите и найдите место для игры.

НОД «Познание» Тема: «В грибном царстве, ягодном государстве»

Цели: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.

Задачи : Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закрепить знания о ядовитых грибах. Развивать познавательный интерес.

Технические средства: проектор (показ слайдов)

Ход НОД: Орг.момент:

Ребята наша земля, на которой мы живем, какая? (Ответы детей) Земля вращается вокруг солнца и поэтому времена года имеют свою последовательность.

Проводится игра «Круглый год» Дети стоят в кругу, по очереди отхлопывают названия времен года, соблюдая последовательность.

Сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес дремучий, полный сказок и чудес…

Встречает Лесовичок с лукошком грибов и ягод.

Входит лесовичок: Здоровается. И предлагает отгадать, что у него в корзинке? Загадывает загадку.

Ребята отгадайте загадку.
Посмотри, - сказал мне папа,-
Ножка, а на ножке - шляпа.
Ты узнал его, сынок?
Это маленький (грибок)
Дети: Грибок. (Показ слайда)

Что есть у грибов? Ответы детей: Ножка, шляпка, корни-грибница.

Лесовичёк: А как размножаются грибы?

Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду, и полезные вещества. (Показ слайдов)

Лесовичок: А как зовут людей собирающих грибы?

В лесу так много грибов собирай не глядя.

Дети: нельзя собирать все.

Лесовичок: Почему?

Дети: Есть съедобные и несъедобные.

Лесовичок предлагает посмотреть, а все ли грибы в его корзинке съедобные.

Дети: перебирают с Лесовичком муляжи грибов, вытаскивая несъедобные, и лесовичок облизывает руки.

Дети говорят Лесовичку, что этого делать нельзя, можно отравиться.

Лесовичок:говорит спасибо за предупреждение. Тогда я их растопчу.

Дети: запрещают это делать и говорят, что они пригодятся животным и объясняют почему. (Показ слайда)

«Кто где растет» (Лесовичок показывает картинки – слайды и выясняет вместе с детьми, где растут грибы) Дети угадывают и проверяют свои догатки.

У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой под березкой? А вот в густой траве выросли лисички - рыжие сестрички. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.

Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Топ-топ. Пять шагов, в лукошке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

Воспитатель: Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Ребята, а грибы можно есть сырыми?

Дети: Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

Проводится игра «Собери корзину полную грибов»

Воспитатель: А теперь пойдём дальше на другую полянку. Пришли, что растёт на этой полянке?

Дети: Ягоды.

Воспитатель: Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды.

Лесовичок: Отгадайте загадки про ягодки. (показ слайдов)

Под листом на каждой ветке сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт, Руки вымажет и рот. (Черника)

Мы нагнёмся до земли, Чтоб наполнить кузовки.

Стебельки раздвигаем - Огоньки собираем. (Земляника)

Я красна и кисла, На болоте росла.

Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .

Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. Отгадайте загадки про ягодки.

Лесовичок: Ребята, а в лесу все ягоды можно срывать и есть?

Дети: Нет.

Лесовичок: Правильно, в лесу есть и ядовитые ягоды. (показывает слайды с фотографиями ядовитых грибов.)

Лесовичок: Какие съедобные грибы и ягоды каждый из вас запомнил? Чтобы проверить, я буду кидать вам мячик. Если съедобные ловить, а если нет то убирать руки.

Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок. Здесь много ягод и грибов собрали мы. Приходите еще в гости в лес. Но помните простые правила сбора ягод и грибов. Какие вы запомнили?

Дети:

Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

Срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

Не вырывать кустики ягод.

Собирать только знакомые ягоды и грибы.

До свидания, ребята.