Картины на тему гражданской войны. Испанский художник написал картину, посвященную гражданской войне в россии

Все мероприятия советской власти после революции в области искусства были направлены на развитие творческой активности советских художников. В этот период наиболее быстро развиваются различные формы агитационно-массового искусства; оно выходит на улицу, обращается к многомиллионным массам трудящихся. В дни праздников впервые улицы и площади стали украшаться большими красочными панно на революционные темы, транспарантами, яркими плакатами.
Действенным средством художественной агитации стали также агитационные поезда и пароходы. В них развозилась агитационная литература, размещались кинопередвижки, выставки, ехали лекторы, докладчики.
Новые задачи встали и перед советской живописью. Надо было отразить величайшие сдвиги, происшедшие в нашей стране, грандиозность революционных событий и героизм их участников, запечатлеть образ вождя революционных масс Ленина.
В 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР), объединившая передовых художников-реалистов. Художники АХРРа поставили вопрос о широкой пропаганде искусства.
«Искусство в массы» - таков был их лозунг. За десятилетний период своего существования АХРР организовал 11 художественных выставок на самые разнообразные темы: «Жизнь и быт рабочих», «Уголок Ленина», «Революция, быт и труд» и мн.другие.
Как видно из названий этих выставок, художников интерес совало все: революционная деятельность Ленина и героическая борьба Красной Армии в гражданской войне, новая жизнь советских людей и быт народов Советского Союза.
На заводы и фабрики, в красноармейские казармы и лагеря, в деревни и в отдаленные районы нашей родины отправились молодые художники. Они хотели почувствовать биение пульса новой жизни, ее могучую поступь и размах...
Эта глубокая и неразрывная связь художников АХРРа с жизнью народа вызывала живой интерес к их картинам. Очень скоро в Ассоциацию вошли мастера старшего поколения, такие, как Н. Касаткин, А. Моравов, П. Радимов, молодые художники Н. Терпсихоров, Б. Иогансон и многие другие. С огромным вдохновением и творческим подъемом они приступили к созданию новых картин.
Ведущие темы в живописи этих лет - темы Октябрьской революции и гражданской войны. В становлении советской жанровой картины эти темы сыграли почти такую же огромную роль, как и в развитии советской художественной литературы. Художники АХРРа правильно понимали большое воспитательное значение картин на темы героической борьбы советского народа.
Прославлению героизма и мужества воинов Красной Армии посвятил свое творчество М. Греков, крупнейший советский баталист, летописец гражданской войны. Его картины: «В отряд к Буденному», «Тачанка» и другие - это яркие страницы славной истории советского народа.

В 1913 Греков написал картины на темы из истории гренадерского, кирасирского и павловского полков. Участвуя в первой мировой войне (в качестве рядового), на фронте делал много зарисовок. Великая Октябрьская социалистическая революция дала художнику возможность раскрыть всю силу своего дарования. Вступив добровольцем в Красную Армию, Греков стал свидетелем героической борьбы рабочих и крестьян с контрреволюцией и в своих ярких эскизах и картинах запечатлел легендарные боевые походы прославленной 1-й Конной армии. Картины Грекова подкупают простотой и искренностью повествования, отличаются меткостью социальных характеристик и глубоким реализмом изображения. В батальных картинах Грекова всегда звучит пафос героической, справедливой народной войны. Обобщает материал своих непосредственных наблюдений, но остается документально правдивым. Греков насыщает свои произведения чувством патриотизма. Его творчество являет собой пример большевистского идейного искусства. Глубокая идейность и высокое мастерство обусловили широкую популярность его произведений. Динамическая композиция, точный рисунок и гармоническая тональность его картин придают им замечательную завершенность и выразительность. Творчество Грекова знаменует собой одно из крупнейших достижений искусства социалистического реализма. Греков развивает лучшие традиции русского батального жанра.

События гражданской войны нашли отражение в творчестве художников М. Авилова, А. Дейнеки и многих других. Известный деятель Коммунистической партии писал:
«На выставке АХРРа к X годовщине Красной Армии десятки тысяч рабочих и красноармейцев приходили в неподдельный восторг, доходящий до энтузиазма при виде сцен из гражданской войны, переданных подчас с реализмом необыкновенной силы».
Выдающаяся роль в развитии советской историко-революционной картины принадлежит художнику И. И. Бродскому, сумевшему запечатлеть величие и грандиозность исторических событий этих лет. Его картины «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде», «Расстрел 26 бакинских комиссаров» и «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» были значительной вехой на пути создания новой советской исторической картины.

Октябрьская революция открыла в Бродском мастера масштабных многофигурных полотен. Задумывает цикл "Революция в России" - столь велик энтузиазм художника, ставшего очевидцем великих событий. В этом цикле он хотел "посильно отразить величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах". Первой картиной этого цикла стало громадное (150 персонажей) полотно "Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна", второй - "Расстрел 26-ти бакинских комиссаров". В арсенале художника находятся и трагические краски, его метод обогащается историзмом, художественная образность - документальностью. В процессе работы Бродский изучает весь необходимый историко-иконографический материал, свидетельства очевидцев, выезжает на места событий. Так, работая над картиной "Торжественное открытие …", он выполнил сотни портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и коммунистического движения. Теперь эти мастерские графические портреты представляют собой бесценный историко-художественный материал.



Петров-Водкин

Петров-Водкин неизменно предпочитал оставаться вне каст, заклинал близких не впутываться в политику, в которой "сам черт ногу сломит". Однако октябрьский переворот 1917 года он принимает восторженно. Он сразу согласился сотрудничать с новой властью и стал профессором Высшего художественного училища, он начинает преподавать в Петроградской Академии художеств, неоднократно оформляет театральные постановки, создает много живописных полотен, графических листов. Революция представлялась ему грандиозным и страшно интересным делом. Художник искренне верит, что после Октября "русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь. И всем эта жизнь будет открыта".

Петров-Водкин с первых лет революции был активным участником художественной жизни Советской страны, с 1924 года входил в одно из самых значительных художественных обществ - "Четыре искусства". Немало сил он отдал преподавательской деятельности, разработке теории живописи. Он был одним из реорганизаторов системы художественного образования, много работал как график и театральный художник. Стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР, называл себя "искренним попутчиком революции", но все же он не был художником, который бы вполне устраивал советскую власть. Символист с парижской школой, иконописец в прошлом, который свой интерес к иконе и к религиозному искусству не скрывал и в эпоху воинствующего материализма, никак не подходил под формат советских святцев. И может быть, разделил бы участь многих талантливых людей, сгнивших в ГУЛАГе.

Неоднократно обращаясь к теме Гражданской войны, Петров-Водкин стремился к тому, чтобы запечатлеть события в их историческом значении. В 1934 году он создал одну из своих последних сильных картин "1919 год. Тревога". Художник счел нужным в своих интервью и беседах подробно объяснить свой замысел: на картине показана квартира рабочего, расположенная в городе, которому угрожают белогвардейцы. Семья рабочего охвачена тревогой, причем это не просто человеческая тревога, а тревога классовая, зовущая к борьбе. Надо полагать, он не зря старался с пояснениями, потому что без них все происходящее могло быть истолковано совершенно иначе. По крайней мере, главное здесь вовсе не 1919 год, главное - это Тревога, тревога с большой буквы, которая и является главным героем и предметом изображения. Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919-м. Картина с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, воспринимается как предчувствие сталинского террора с его ночными арестами. В поздних работах Петров-Водкин отходит от лаконизма своих прежних картин. Он пишет многофигурные композиции, дополняет сюжет множеством деталей. Порой это начинает мешать восприятию главной идеи (такова его последняя картина "Новоселье" на тему "уплотнения бывших буржуев", написанная в 1938 году).

Кустодиев

Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. Первая работа Кустодиева, посвященная революции, изображает день свержения царизма и называется «27 февраля 1917 года». События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.

Через два года, в 1919-1920 годах, в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет - все придает полотну мажорное звучание».
В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве».

К юбилею Октябрьской революции мы вспомнили десять самых важных произведений искусства того периода - от «Красным клином бей белых» Лисицкого до «Обороны Петрограда» Дейнеки.

Эль Лисицкий,

«Красным клином бей белых»

В знаменитом плакате «Красным клином бей белых» Эль Лисицкий использует супрематический язык Малевича в политических целях. Чистые геометрические формы служат описанием ожесточенного вооруженного конфликта. Таким образом, непосредственное событие, действие Лисицкий сводит к тексту и лозунгу. Все элементы плаката жестко переплетены друг с другом и взаимозависимы. Фигуры теряют свою абсолютную свободу и становятся геометрическим текстом: этот плакат и без букв читался бы слева направо. Лисицкий, как и Малевич, конструировал новый мир и создавал формы, в которые должна была уложиться новая жизнь. Это произведение благодаря новой форме и геометрии переводит злобу дня в некие общие вневременные категории.

Климент Редько

«Восстание»

Работа Климента Редько «Восстание» - это так называемая советская неоикона. Идея этого формата заключается в том, что изображение, нанесенное на плоскость, - это в первую очередь некая всеобщая модель, образ желаемого. Как и в традиционной иконе, изображение не реально, а отображает некий идеальный мир. Именно неоикона лежит в основе искусства соцреализма 30-х годов.

В этом произведении Редько отваживается на смелый шаг - в пространстве картины он соединяет геометрические фигуры с портретами большевистских вождей. По правую и левую руку от Ленина стоят его сподвижники - Троцкий, Крупская, Сталин и другие. Как и в иконе, здесь отсутствует привычная перспектива, масштаб той или иной фигуры зависит не от ее удаленности от зрителя, а от ее значимости. Иными словами, Ленин здесь самый главный, потому и самый большой. Огромное значение Редько придавал и свету.

От фигур как будто исходит свечение, что делает картину похожей на неоновую вывеску. Эту технику художник обозначал словом «кино». Он стремился преодолеть материальность краски и проводил аналогии между живописью и радио, электричеством, кинематографом и даже северным сиянием. Таким образом, он фактически ставит перед собой те же задачи, что ставили перед собой много столетий назад иконописцы. Он по-новому обыгрывает знакомые всем схемы, подменяя Рай социалистическим миром, а Христа и святых - Лениным с его приспешниками. Цель творчества Редько - обожествление и сакрализация революции.

Павел Филонов

«Формула петроградского пролетариата»

«Формула петроградского пролетариата» была написана во время гражданской войны. В центре картины - рабочий, чья величественная фигура возвышается над едва различимым городом. Композиция картины построена на напряженных ритмах, создающих ощущение бурлящего и растущего движения. Здесь запечатлены все знаковые символы пролетариата, например гигантские человеческие руки - орудие преобразования мира. В то же время это не просто картина, а обобщающая формула, которая отражает Вселенную. Филонов как будто расщепляет мир до мельчайших атомов и тут же собирает его воедино, одновременно смотрит как в телескоп, так и в микроскоп.

Опыт участия в великих и вместе с тем чудовищных исторических событиях (Первой мировой войне и революции) оказал огромное влияние на творчество художника. Люди в картинах Филонова измельчены в мясорубке истории. Его работы сложны для восприятия, подчас мучительны - живописец бесконечно дробит целое, доводя его порой до степени калейдоскопа. Зрителю постоянно приходится удерживать в голове все фрагменты картины, чтобы в итоге уловить целостный образ. Мир Филонова - мир коллективного тела, мир выдвинутого эпохой понятия «мы», где частное и личное упраздняется. Сам художник считал себя выразителем идей пролетариата, а коллективное тело, которое всегда присутствует в его картинах, называл «мировым расцветом». Однако возможно, что даже против воли автора его «мы» наполнено глубоким ужасом. В творчестве Филонова новый мир предстает безрадостным и страшным местом, где мертвое проникает в живое. В работах живописца отразились не столько современные ему события, сколько предчувствие будущих - ужасов тоталитарного режима, репрессий.

Кузьма Петров-Водкин

«Петроградская Мадонна»

Другое название этой картины - «1918 год в Петрограде». На первом плане изображена молодая мать с младенцем на руках, на заднем плане - город, где только-только отшумела революция - и его жители свыкаются с новой жизнью и властью. Картина напоминает то ли икону, то ли фреску итальянского мастера эпохи Возрождения.

Петров-Водкин трактовал новую эпоху в контексте новой судьбы России, но своим творчеством не стремился до основания уничтожить весь старый мир и на его руинах возвести новый. Сюжеты для картин он черпал в повседневности, однако форму для них берет из прошлых эпох. Если средневековые художники одевали библейских героев в современные им одежды для того, чтобы приблизить к своему времени, то Петров-Водкин поступает ровно наоборот. Жительницу Петрограда он изображает в образе Богоматери с целью придать обыденному, повседневному сюжету несвойственную ему значительность и вместе с тем вневременность и всеобщность.

Казимир Малевич

«Голова крестьянина»

К революционным событиям 1917 года Казимир Малевич пришел уже состоявшимся мастером, прошедшим путь от импрессионизма, неопримитивизма к собственному открытию - супрематизму. Малевич воспринял революцию мировоззренчески; новыми людьми и пропагандистами супрематической веры должны были стать члены арт-группировки УНОВИС («Утвердители нового искусства»), носившие на рукаве повязку в виде черного квадрата. По представлениям живописца, в изменившемся мире искусство должно было создать собственное государство и собственное же мироустройство. Революция давала возможность художникам-авангардистам переписать всю прошлую и будущую историю таким образом, чтобы занять в ней главное место. Надо сказать, что во многом им это удалось, ведь искусство авангарда - одна из главных визитных карточек России. Несмотря на программное отрицание изобразительной формы как изжившей себя, во второй половине 20-х годов художник обращается к фигуративности. Он создает работы крестьянского цикла, но датирует их 1908–1912 годами. (то есть периодом до «Черного квадрата»), поэтому отказ от беспредметности не выглядит здесь как предательство собственных идеалов. Поскольку этот цикл отчасти мистификация, художник предстает как пророк, который предчувствует будущие народные волнения и революцию. Одной из наиболее заметных черт этого периода его творчества стала обезличенность людей. Вместо лиц и голов их тела увенчаны красными, черными и белыми овалами. От этих фигур исходит, с одной стороны, невероятный трагизм, с другой - отвлеченное величие и героизм. «Голова крестьянина» напоминает сакральные изображения, например икону «Спас Ярое Око». Таким образом, Малевич создает новую «постсупрематическую икону».

Борис Кустодиев

«Большевик»

Имя Бориса Кустодиева ассоциируется в первую очередь с яркими, красочными картинами, изображающими жизнь купечества и идиллические праздничные гулянья с характерными русскими сценами. Однако после переворота художник обратился к революционной тематике. На картине «Большевик» изображен исполинский мужик в валенках, тулупе и шапке; за спиной его, заполняя собой все небо, развевается красное знамя революции. Гигантским шагом он проходит по городу, а далеко внизу копошится многочисленный народ. Картина обладает острой плакатной выразительностью и говорит со зрителем очень пафосным, прямым и даже несколько грубоватым символическим языком. Мужик - это, конечно, сама революция, вырвавшаяся на улицы. Ее ничем не остановить, от нее не спрятаться, и она в итоге раздавит и уничтожит все на своем пути.

Кустодиев, несмотря на грандиозные перемены в художественном мире, остался верен своей на тот момент уже архаичной изобразительности. Но, как ни странно, эстетика купеческой России органично подстроилась под запросы нового класса. Узнаваемую русскую бабу с самоваром, символизирующую русский уклад жизни, он заменил на не менее узнаваемого мужика в телогрейке - эдакого Пугачева. Дело в том, что и в первом и втором случае художник использует понятные любому образы-символы.

Владимир Татлин

Памятник III Интернационалу

Идея башни возникла у Татлина еще в 1918 году. Она должна была стать символом новых отношений искусства с государством. Уже через год художнику удалось получить заказ на возведение этой утопической постройки. Впрочем, ей было суждено остаться неосуществленной. Татлин задумывал построить 400-метровую башню, которая состояла бы из трех стеклянных вращающихся с разной скоростью объемов. Снаружи их должны были опоясывать две гигантские спирали из металла. Главная идея монумента состояла в динамике, что соответствовало духу времени. В каждом из объемов художник предполагал разместить помещения для «трех властей» - законодательной, общественной и информационной. Форма ее напоминает знаменитую Вавилонскую башню с картины Питера Брейгеля - только башня Татлина, в отличие от Вавилонской, должна была служить символом воссоединения человечества после мировой революции, чье наступление все так страстно ждали в первые годы советской власти.

Густав Клуцис

«Электрификация всей страны»

Конструктивизм с большим энтузиазмом, чем остальные течения авангарда, взял на себя ответственность за риторику и эстетику власти. Ярким тому примером служит фотомонтаж конструктивиста Густава Клуциса, который соединил в себе два самых узнаваемых языка эпохи - геометрические конструкции и лицо вождя. Здесь, как и во многих произведениях 20-х годов, отражена не реальная картина мира, но организация действительности глазами художника. Цель - не показать то или иное событие, а показать, как это событие зритель должен воспринять.

Фотография играла огромную роль в государственной пропаганде того времени, а фотомонтаж был идеальным средством влияния на массы, продуктом, который в новом мире должен был заменить живопись. В отличие от той же картины его можно воспроизвести бесчисленное количество раз, поместить в журнал или на плакат и тем самым донести до огромной аудитории. Советский монтаж создается ради массового репродуцирования, рукотворность здесь упразднена огромным тиражом. Социалистическое искусство исключает понятие уникальности, оно не более чем фабрика по производству вещей и весьма определенных идей, которые должны быть усвоены массами.

Давид Штеренберг

«Простокваша»

Давид Штеренберг, хоть и был комиссаром, но не был радикалом в искусстве. Свой минималистичный декоративный стиль он реализовал в первую очередь в натюрмортах. Основной прием художника - немного вздернутая вертикально столешница с плоскими предметами на ней. Яркие, декоративные, очень аппликативные и принципиально «поверхностные» натюрморты воспринимались в советской России как истинно революционные, переворачивающие старый быт. Впрочем, предельная плоскостность здесь сочетается с невероятной осязательностью - почти всегда живопись имитирует ту или иную текстуру или материал. Картины с изображенной на них скромной, а порой и скудной снедью показывают скромный, а порой и скудный рацион пролетариев. Основной акцент Штеренберг делает на форме стола, который в известном смысле становится отражением культуры кафе с ее открытостью и выставленностью на показ. Громогласные и патетичные лозунги нового жизнеустроения захватывали художника куда меньше.

Александр Дейнека

«Оборона Петрограда»

Картина поделена на два яруса. В нижнем изображены бодро шагающие на фронт бойцы, вверху - возвращающиеся с поля боя раненые. Дейнека использует прием обратного движения - сначала действие развивается слева направо, а потом справа налево, что создает ощущение цикличности композиции. Полные решимости мужские и женские фигуры выписаны мощно и очень объемно. Они олицетворяют готовность пролетариата идти до конца, сколько бы времени на это ни потребовалось, - поскольку композиция картины замкнута, создается ощущение, что поток людей, идущих на фронт и возвращающихся
с него, не иссякает. В жестком, неумолимом ритме произведения выражен героический дух эпохи и романтизирован пафос гражданской войны.

Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне.
Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1920 годов.
В были представлены наиболее известные картины Ивана Владимирова этого периода времени. На этот же раз пришла очередь выставить на всеобщее обозрение те из них, которые в силу разных причин не были широко представлены зрительской публике и во многом являются для нее новыми.
Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой
В подвалах ЧК (1919)
Сжигание орлов и царских портретов (1917)



Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)



Русское духовенство на принудительных работах (1919)



Разделка павшей лошади (1919)



Поиски съедобного в помойной яме (1919)



Голод на улицах Петрограда (1918)



Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)



Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922)



Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)


Так, друзья, сегодня будет интересный пост о том, как на самом деле выглядел . Фотоснимков тех лет сохранилось не так и много, но зато осталось множество рисунков от художников документалистов.

Картины, которые я покажу вам в сегодняшнем посте, произвели на меня в своё время громадное впечатление. Еще удивительнее то, что художник, нарисовавший их, жил в — вполне успешно пережил сталинский террор 1930-х годов и его картины по какой-то причине не были уничтожены. Он много рисовал практически до последних дней жизни и даже в 1930-е продолжал время от времени троллить совок картинам вроде "Мордобой на пляже — культурное достижение по спорту!".

Для начала немного истории. Автор картин, которые размещены ниже — художник Иван Владимиров (1869-1947). Как видно по годам жизни художника — в годы Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны Иван был уже достаточно зрелым человеком и состоявшимся художником, до этого уже получившего некоторую известность.

В начале XX века Владимиров позиционировал себя как художника-документалиста — он работал т.н. "художественным корреспондентом" в русско-японской (1904-905), балканских (1912-13) и Первой мировой войнах. О сюжетах его картин тех лет можно судить по названиям — "Орудие в опасности", "Артеллерийский бой", "Вернулся с войны", "Разведка в ливень", "Допрос пленного", "Усиленная рекогносцировка".

В 1917-1918 году Владимиров работал в Петроградской милиции, где рисовал фотопортреты разыскиваемых преступников со слов потерпевших (аналог художественного "фоторобота"). Во время переворота 1917 года Владимиров сделал множество зарисовок, которые стали потом в сюжеты его картин — на которых хорошо показаны реалии тех дней и истинное лицо большевиков.

Это удивительно, но Ивана Владимирова по какой-то причине не репрессировали в 1930-х — он пережил репрессии и блокаду в Ленинграде, во время которой рисовал плакаты и вёл дневник блокады. Ещё удивительнее то, что многие его работы выставлялись даже во времена СССР в Третьяковской галерее.

А теперь давайте посмотрим на картины.

02. Взятие Зимнего дворца осенью 1917 года. Лица и типажи красноармецев далеки от тех "волевых и целеустремлённых товарищей", которые потом рисовали во всех советских учебниках. Далеки от идеала и их действия — банда красноармейцев ведет себя как обычные пьяные погромщики, стреляя в картины и уничтожая античные статуи. 22 годами позже дети этих красноармейцев будут вести себя также во время "присоединения Западной Беларуси" — с тупой злобой рубя саблями паркет в замке Радзивиллов в Несвиже.

03. А на этой картине изображены большевики на улицах "революционного Петрограда". Как видите, красноармейцы не только ходили строем под бравурные песни про Буденного, но и не гнушались банальными грабежами — на картине запечатлено, как доблестные "красногвардецы Ильича" разгромили винный магазин и напиваются прямо у входа.

04. Внесудебная расправа над "идеологическими противниками-беляками". Обратите внимание на лица красноармецев — это самые настоящие Шариковы. Не вызывает сомнений, что художник на стороне расстреливаемых, и для меня большая загадка — как ему удалось пережить террор 1930-х. Может быть, всё дело в том, что советские власти не видели в картинах никаких противоречий — "а что, всё похоже! Вот это с винтовкой вылитый я, а вот это — мой кореш Коля!".

05. А это — расстрелы в подвалах, которые начались, фактически, сразу после переворота. Лица тоже очень характерные; как позже скажет Иосиф Бродский — "после переворота 1917 года и репрессий в России произошел антропологический сдвиг, от которого она будет оправляться несколько столетий".

06. Реалии 1918 года. На картине вроде бы не происходит ничего особенного, если не знать её название — "Разграбление вагона с помощью от Красного Креста". Скорее всего, вагон грабят те же самые "красноармейцы", которые охранятю железную дорогу — присвоив себе продукты, которые были предназначены для голодающих.

07. Тоже грабеж — на сей раз банковских ячеек, под заумным названием "изъятие награбленного добра". То, что в этих ячейках хранили свои вклады и ценности обычные горожане — никого не интересовало. Имеешь что-то большее, чем драные лапти? Значит враг.

08. Картина под названием "Развлечение подростков в императорском саду".Тут, как говорится, без комментариев — искусство после революции стало "доступно всем". В том числе, и для того, чтобы бросать в него камнями.

09. А вот просто потрясающая картина под названием "Некому защитить" — так сказать, торжество победителей. Два бугая-"красноармейца" подсаживаются к интеллигентной даме в кафе, один из красных бандитов крепко держит её за руку, и можно понять, что ничем хорошим эта встреча не закончится.

10. И ещё одна потрясающая картина из этой же серии, с лицами "победителей" в ложе оперы либо театра. Типажи подмечены просто отлично.

11. Ещё немного "послереволюционных реалий". Голод в Петрограде — люди отрезают куски мяса от трупа павшей лошади, в то время как на заднем плане идут бравурные митинги под красными флагами.

12. И ещё немного о быте тех лет:

13. Картины деревенской жизни тех лет у Ивана Владимирова тоже встречаются. Давайте посмотрим, что изображено на них — может быть, хотя бы в деревне жизнь была получше? Нет, там был всё тот же грабеж. На этой картине показано, как подстрекаемые комиссарами крестьяне разворовывают богатое поместье:

14. А вот те же крестьяне волокут домой награбленные вещи. Так и хочется спросить — "ну что, обогатились? Сильно свою жизнь улучшили?"

15. Впрочем, награбленному "добру" крестьяне радовались недолго — вскоре к ним в дома приехали отряды продразверстки, которые выгребали из амбаров все запасы зерна, обрекая людей на голод.

16. А это — работа в селе так называемого "комбеда", в который набирали всяких сельских алкоголиков — чем более деклассирован был человек и чем более асоциальный образ жизни он вел, тем вероятнее он мог получить место в "комбеде" — считалось, что он "революционный борцун" и вообще молодец, "не работал на царя".

Вчерашние алкоголики и люмпены получили полную власть над судьбами людей, которые советская власть посчитала своими врагами. Хозяйственные крестьяне, работящие зажиточные люди, священники, чиновники — были судимы "комбедами" и часто приговаривались к смерти.

17. Грабеж ценностей из сельской церкви. Большая часть добра, что отняли в церквях и у бывших богатых людей — продавалась на Запад, а средства от этого шли на "советскую индустриализацию". Это и есть реальное лицо , которого так любят восхвалять сталинисты, в 1920-30-е годы он занимался ровно тем же, чем занимался до революции — грабил людей и тратил деньги на свои прожекты.

Вот такие картины. По-моему, очень сильная серия. Мне кажется, если бы с советских публиковали их, а не пафосные картинки с "революционными матросами", то отношение к событиям 1917 года у людей было бы совсем иное.

А что вы думаете по этому поводу?

В

Оригинал взят у tipolog в
Россия: реалии революции и гражданской войны
глазами художника Ивана Владимирова (часть 2)


Россия: реалии революции и гражданской войны
глазами художника Ивана Владимирова

(часть 2)

Подборка картин

Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне.
Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1920 годов.
В предыдущей части этой подборки были представлены наиболее известные картины Ивана Владимирова этого периода времени. На этот же раз пришла очередь выставить на всеобщее обозрение те из них, которые в силу разных причин не были широко представлены зрительской публике и во многом являются для нее новыми.

Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой
В подвалах ЧК (1919)



Сжигание орлов и царских портретов (1917)



Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)



Русское духовенство на принудительных работах (1919)



Разделка павшей лошади (1919)



Поиски съедобного в помойной яме (1919)



Голод на улицах Петрограда (1918)



Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)



Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922)