Личностью человек становится только в обществе в результате процессов социализации и воспитания. Как становятся личностью в обществе? Секреты

Величайшее благодеяние, акт человеколюбия и проявление деятельной любви заключается в том, чтобы помочь современному грешному человеку стать личностью...

Величайшее благодеяние, акт человеколюбия и проявление деятельной любви заключается в том, чтобы помочь современному грешному человеку стать личностью. «С онтологической точки зрения личностями являются все люди и даже сам диавол. Однако с сотериологической точки зрения не все мы лично¬сти, поскольку не все достигли подобия Божия».

Отцы Церкви, и в особенности трезвенные отцы, являются здесь ценными помощниками, поскольку они, обладая просвещенным умом, сделались причастниками Божественной благодати и познали глубины человеческой души. Все, что было сказано выше об уме и сердце, в полной мере применимо и к нынешнему предмету нашего рассмотрения.

Когда ум человека, прежде блуждавший по воле страстей, благодаря покаянию возвращается в сердце и видит там «отвратительную личину» своей души, он неутешно плачет и рыдает. Он спешит очистить безобразие своей души. Благодаря покаянию в душе начинает действовать очистительная благодать, и тогда ум видит состояние души и ощущает печаль, которую причинил Богу Отцу. Об этом святитель Григорий Нисский выразительно говорит в своем «Слове К скорбящим...»: «Облик души формируется сообразно с Божественной красотой. Поэтому, обращаясь к Первообразу, душа в точности видит самое себя».

Человек, находящийся далеко от Бога, не понимает, что такое страсти, что такое душевная смерть; он не ведает богатства своей души. Однако благодаря покаянию в нас происходит возрождение. Открывается доселе неизвестная область души. Одновременно открывается и лик души, который до того времени был неведом.

Благодаря подвижничеству во Христе и участию в божественных таинствах душа человека просвещается и в ней воцаряется Христос. Вся подвижническая брань совершается для того, чтобы душа очистилась, стала светлым чертогом, доколе не изобразится в вас Христос. Когда же в нас живет и царствует Христос, Который является подлинной личностью, то личностью становится и человек. Вот как в глубине возрожденного сердца происходит откровение личности.

Конечно, здесь мы вступаем в таинственные глубины души. Там находится сокровенный сердца человек. Однако эти глубины не столь уж неведомы, поскольку действие благодати Духа Святого, которую принимает душа, изливается и на соединенное с душою тело. Здесь, однако, необходимо подчеркнуть вот что: каждая личность есть единственная и неповторимая сущность. В этом заключается характерный признак личности.

Другие основные элементы личности - это свобода и любовь. Свобода существует до тех пор, пока образ души остается совершенно чистым, как его сотворил Бог. Проявлением свободы является совершенная любовь к Богу Отцу и другим людям. Когда свободу связывает какая-либо страсть или даже какой-нибудь помысел, тогда и любовь к Богу ограничивается. Следствием свободы и любви личности является святость. Мерой свободы и любви каждой личности определяется и степень святости, то есть то просвещение Божественной благодатью, которое в состоянии принять душа.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику - опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам - опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно - формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон - социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой - влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во - первых : умственное воспитание.

Во - вторых : физическое воспитание.

В - третьих : техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре. Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему - всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение - является аналогом учению.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

ВЫВОД

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому - то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала - с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

Как становятся личностью? Зачем вообще это нужно? Ответы на эти вопросы будут даны далее.

Зачем становиться личностью?

Как становятся личностью? Этим вопросом начинает задаваться все больше и больше людей. Причина этого - обыкновенный застой. Застой в личной жизни, на работе, в творчестве и т. д. Среднестатистический гражданин, вполне неплохо обустроившейся в жизни, имеющий семью, хорошую, высокооплачиваемую профессию, а также несколько хобби, начинает замечать, что не представляет собой ничего значимого. Он не приносит почти никакой пользы обществу, а если и приносит, то минимальную. Люди его не замечают, а повлиять на что-то серьезное и вовсе не представляется возможным.

Что здесь можно предпринять? Неужели стоит и дальше продолжать жить подобным образом? Человек начинает думать о том, как можно самосовершенствоваться, как стать более значимой и ценной фигурой. Именно таким образом индивид становится личностью.

С чего начать?

Вопрос о том, с чего именно стоит начинать, является чуть ли не решающим в становлении человека как личности. Первое, что стоит уяснить, это один простой факт: личностью не рождаются, личностью становятся.

А, стало быть, все окружающие простого человека "крутые парни" вряд ли такими родились. Естественно, они много трудились и работали над собой, чтобы добиться настоящего результата.

К сожалению, многие люди делают первые шаги на пути к самосовершенствованию совершенно неправильно. В качестве простого примера можно привести следующую ситуацию: простой, скромный работник офиса внезапно начинает хамить и дерзить всем подряд. Он вступает в конфронтацию с начальством, портит все отношения с коллегами, ругается с семьей. Причина тому - нежелание жить так, как прежде. Человек, коим до определенного момента все помыкали, выплескивает накопленные отрицательные эмоции наружу в надежде на свершение желания "стать личностью в обществе".

Правильно ли он поступает? Конечно же, нет. Далее будет рассказано о том, как же все-таки верно и грамотно изменить себя и свой характер.

Правило зеркала

Первое правило, которое стоит учесть, звучит следующим образом: относиться к людям стоит так, как хотелось бы, чтобы они относились к вам. Всем уже давным-давно известно правило отзеркаливания: если индивид ведет себя с окружающими грубо и нагло, то подобное отношение будет проявляться и к нему. Однако это правило далеко не всегда работает в обратную сторону.

Так, доброжелательные и вежливые люди получают в свою сторону бесконечные упреки. С чем это связано? Все дело в том, что люди, с которыми обращаются плохо и несправедливо, как правило, сами позволяют такое отношение к себе. Окружающие видят слабохарактерных индивидов и начинают управлять ими как марионетками.

Какой здесь может быть выход? Как обычно, все решает золотая середина. Человек должен быть доброжелательным и вежливым со всеми, но не ведомым. В определенных случаях особенно наглым людям все-таки стоит давать отпор. Однако происходить это должно деликатно и культурно. Не стоит обижаться, а тем более хамить. Окружающие не должны замечать неустойчивости в поведении человека: наоборот, должен быть виден крепкий внутренний стержень, который не так уж и просто сломить.

Правило открытости

Как известно, личность - понятие весьма абстрактное и относительное. Формирует это понятие лишь ближайшее окружение человека. Следовательно, желающий стать личностью индивид должен работать над собой таким образом, чтобы это заметно отражалось и на окружающих людях. Один из важнейших моментов, который здесь стоит выделить, - честность и открытость. Но как добиться этих качеств?

Все мы ошибаемся. Практически каждый с самого детства знает, что не так страшно ошибаться, гораздо страшнее - не уметь признавать свои ошибки. Почему в обществе так важно оставлять открытой свою неидеальность? Ответ очень простой. Это дает возможность людям понять, насколько человек честен с окружающими. И это действительно важно. Ведь слабыми считаются те индивиды, которые не умеют признавать свои ошибки. Более того, многие и вовсе не желают отказываться от своих неверных взглядов и убеждений. Открытый же, честный со всеми человек считается невероятно сильным и крепким по характеру. Именно такой и может именоваться личностью.

Правило независимости

Выше уже был приведен пример человека, желающего показать себя как личность при помощи хамства и наглости. Некоторые люди идут еще дальше. Вопрос о том, как становятся личностью, они понимают совершенно неправильно. Из этого следует один в корне неверный тезис: "Мне все должны".

Самое страшное здесь то, что подобные люди считают такое убеждение логически обоснованным и верным. И действительно: ранее индивид шел на поводу у большинства, многие им помыкали как могли. А стало быть, пришло время, когда все должны именно ему. Конечно же, это в корне неверно.

Сильная личность всегда независима. Это одно из основополагающих правил, которое должны запомнить все люди, желающие стать чем-то большим, чем они есть. Зависимость же всегда предполагает обратную связь. Стоит ли говорить о том, как сильно эта связь мешает на пути к самосовершенствованию?

Правило присутствия

Стоит, наконец, выделить самое важное правило для людей, задающихся вопросом о том, как становятся личностью. Звучит оно очень просто и для многих знакомо: необходимо быть здесь и сейчас.

Каждый человек должен понимать, как важно совершенствоваться в той сфере, где он находится, где ему комфортно. Нельзя сделать что-то невозможное, слишком грандиозное и непосильное. Казалось бы, все и так понятно. А ведь многие люди поступают.

Личностью можно стать, только перешагнув через себя, одномоментно и резко. Это глубоко ошибочное убеждение, от которого необходимо избавляться. Путь к личности - очень долгий, трудный и тернистый. Это всегда сложности и препятствия. Однако других вариантов здесь попросту нет.

Правило оптимизма

Это самое простое и самое важное правило. Нельзя добиться чего-то, если на лице будет угрюмая гримаса, а в душе - злоба и негатив. Сильная и смелая личность всегда оптимистичная, а потому и крепкая. Она смотрит страху в лицо и улыбается. Именно поэтому людям, собирающимся работать над собой, стоит учесть, что нельзя изменить себя без капли радости и оптимизма.

Человек становится личностью общества только тогда, когда он выходит из зоны комфорта, но это не кажется ему чем-то ужасным. Наоборот, он радуется совершению первого шага.

Человек делает себя сам. Об этом нужно знать и помнить. И не стоит ждать, что процесс личностного становления - это врожденная черта. Нужно над собой работать, притом немало. Как становятся личностью: что для этого нужно знать и делать - поговорим об этом далее.

Терминология

Изначально хочется разобраться с терминологией. Итак, что такое личность и чем она отличается от обычного Homo sapiens? Человек - это особое родовое понятие, указывающее на отношение к высшей ступени развития живого. Личность же - это индивид, который является результатом мыслительной деятельности. Важно помнить, обладает целым комплексом социально значимых элементов, которые успешно реализуются в общественной жизни.

Может ли человек не быть личностью?

Прежде чем рассматривать, как личностью, нужно отметить, что существует два мнения по поводу того, каждая ли персона может ею стать.

  1. Одни утверждают, что в и развития каждая живая единица Homo sapiens становится личностью в той или иной степени.
  2. Иная группа специалистов свидетельствует о том, что есть круг лиц, которых личностью назвать нельзя. Такие люди в процессе своего развития не развиваются, а деградируют.

То есть в качестве небольшого вывода хочется сказать о том, что, по сути, становление личности - это процесс усвоения норм и ценностей, которые актуальны для того или иного общества.

Становление личности: что нужно

Пришло время разобраться, как становятся личностью. Что же для этого нужно знать или уметь? Важно помнить, что главным в таком случае является наличие следующих моментов:

  • Самоощущение. То есть то, насколько человек чувствует в себе силы и желание улучшаться, изменяться. Тут неотрывно следует такое понятие, как уверенность в себе (не самоуверенность, которая человеку как раз и мешает стать полноценной личностью).
  • Нужно понять, что за все свои действия человек несет ответственность сам. Надо надеяться и рассчитывать только на себя, не ожидая помощи со стороны.
  • Личность - это независимый человек. Ни от иных людей, ни от обстоятельств.
  • Ну и главное, уметь признавать свои ошибки и быть гибким. Принципы - это хорошо, но нужно уметь уступать, проигрывать.

Вспомогательные инструменты

Разбираясь, как становятся личностью, нужно отметить, что для этого понадобятся особые вспомогательные инструменты. Так, это специализированные книги или иные издания, различные тематические тренинги. И конечно же, очень важно общение. Для этого можно обращаться за помощью к определенным специалистам, которые помогут совладать с данным процессом. Это может быть психолог, тренер или иной человек, который умеет правильно мотивировать.

Процесс становления личности

Психологи предоставили два простых шага, которые иллюстрируют, как становятся личностью:

  1. Нужно заглянуть себе под маску. То есть обнажиться перед самим собой, понять, кем человек на самом деле является, откинув все образы. Этот поиск и есть важнейший этап становления.
  2. Переживание чувств - следующий этап. В моменты сильного эмоционального напряжения человек становится тем, кем он является на самом деле. Формирование правильного я в такие моменты - не менее важный этап.

Признаки личности

Есть ли определенные признаки, которые определяют человека как личность? Так, психологи выделяют следующие моменты:

  • Открытость новому опыту. Личность постоянно пробует что-то новое, учится и развивается в новых для себя направлениях.
  • Личности осознают возможности своего организма и полностью доверяют этому чувству. Личность знает меру во всем.
  • Полноценная личность перестает искать одобрение или оценку со стороны. Такие люди имеют так называемый внутренний локус, где и формируются личные оценочные суждения всего происходящего.

Немного о творческой личности

Очень часто людей интересует вопрос: как стать Тут, помимо работы над собой, нужна еще и толика таланта. Если это есть, просто отлично. Ведь творческая личность - это социально развитый индивид, который имеет определенные творческие способности или же просто творит. Если же природа не подарила задатка к пению или рисованию, можно с успехом заняться тем, что не требует особых навыков. Так, можно без проблем научиться вышивать по схемам, плести фенечки, браслеты или делать фигурки из оригами. Такие виды творчества имеют инструкцию, следуя которой можно самостоятельно создавать красоту.

Немного о привлекательной личности

Хочется также немного рассказать о том, как стать привлекательной личностью. Или - иными словами - харизматичной. Однако надо понять, о чем именно пойдет речь. Ведь дело не во внешней привлекательности, а в той самой харизме. То есть в комплексе таких признаков, как уверенность в себе и природная обаятельность. Как стать привлекательной личностью, что же для этого нужно делать?

  • Надо иметь толику оптимизма.
  • Важно присутствие чувства юмора.
  • Привлекательные личности - успешные люди. Это не только богачи, но и те, кто всего добился самостоятельно.
  • Ну и, конечно же, это сильные духом люди.

Немного о независимой личности

Поняв, как стать интересной личностью, нужно не забывать еще и о том, что требуется быть при этом еще и независимым человеком. Это отнюдь не означает, что надо отказываться от помощи других. Но нужно надеяться только лишь на себя, не ожидая помощи со стороны. Независимые личности имеют повлиять на которое со стороны просто невозможно. Такие люди всегда находят выход из трудной ситуации, учатся не только на своих, но и на чужих промахах. И самое главное, умеют признавать личные ошибки и извиняться.

Личность формируется в процессе деятельности и общения.

1. В процессе социализации происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания.

2. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

3. Основой формирования личности выступают общественные отношения.

4. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми – необходимое условие для становления и развития социального «Я».

5. В случае социальной изоляции индивид превращается в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли»: человек не умеет разговаривать, абстрактно мыслить, у него отсутствует самосознание и самоидентификация).

ЛИЧНОСТЬ:

1) продукт социализации и воспитания;

2) отличается самостоятельностью в поступках;

3) способна нести ответственность и решать проблемы;

4) контролирует поведение, обладает силой воли.

НЕРАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ – это

такая личность, чьё развитие не соответствует требованиям, которые общество предъявляет к человеку в данный период жизни.

ПРЕСТУПНАЯ ЛИЧНОСТЬ – это

такая личность, которая нарушает законы государства, пренебрегает нормами морали и права.

СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - это

1) человек, умеющий преодолевать внутренние и внешние препятствия для выполнения одобряемых обществом поступков,

2) для воспитания в себе положительных качеств;

3) человек, способный отказаться от личных благ во имя достижения общего блага.

НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВЛИЯЮТ:

1. Наследственность.

2. Воспитание.

3. Социальная среда: естественная (географическая) среда; общество в целом; домашняя среда (семейные традиции).

4. Образ жизни.

5. Вид деятельности.

6. Личное стремление человека к самоусовершенствованию.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЧЕЛОВЕКА:

1) целенаправленно (путём организации обучения и воспитания);

2) непреднамеренно.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1. Неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

2. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.

3. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой.

4. Социальное характеризует общественную сущность человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это

сочетание неповторимых особенностей человека (биологических, психических, социальных), составляющих его своеобразие, отличие от других (уникальность).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА


ВЫВОДЫ

1. Биологическое в человеке выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, в нервно-мозговых, электрохимических и др. процессах его организма.

2. Психическое характеризует внутренний духовный мир человека: его сознательные и бессознательные процессы, волю, переживания, темперамент, характер, память и т.д.

3. Социальное характеризует общественную сущность человека.

4. Все это находит свое воплощение в триаде: индивид, личность, индивидуальность.


Похожая информация:

  1. A) Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в деятельность