Понятие индивид отражает. Чем индивид отличается от развитой личности: определение понятий и их различия

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения. В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность». Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.

Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад. Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями. Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.

К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.

Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.

Отличия природы человека от животного:

  1. Человек изъясняется членораздельно и обладает мышлением. Из всех видов млекопитающих только человек умеет оценивать своё настоящее, думать о прошлом и будущем.

Правда, незначительной коммуникацией владеют и несколько видов обезьян, но они не могут передавать друг другу информацию об окружающих их предметах. Люди умеют в своей речи концентрироваться на главном.

  1. Человек может владеть творческой деятельностью, в частности:

— предвидеть развитие и характер некоторых природных процессов;

— выбирать роль в социуме, моделировать своё поведение в нём;

— проявлять ценностные отношения.

Поведение животных основано на инстинктах, изначально их природные действия запрограммированы.

  1. Человек оказывает влияние на окружающую среду – он способен преображать действительность и создавать культуру, то есть формировать духовные и материальные ценности.

У животных образ жизни устанавливается природой – они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

  1. Человек самостоятельно умеет производить средства для материальных благ.

Некоторые животные способны владеть естественными орудиями, но изготовить средства труда не может ни один вид млекопитающих.

Итак, человек является уникальным, духовно незавершённым, универсальным и целостным существом.

Основные характеристики:

  • Наличие сознания.
  • Уникальное строение организма.
  • Восприимчивость к труду.

Индивид – это представитель человека в единичном роде. Он является носителем социальных и психофизических черт человека.

Другими словами, индивид – это «человек в единичном числе».

Основные качества индивида:

  • Активность.
  • Стойкость к реальности, которая окружает человека.
  • Единство психофизического состояния организма.

Олицетворением качеств индивида служит личность.

В древности личность обозначало какой-то социальный лик, который брал на себя человек, когда играл различные роли в театре, то есть некая «личина».

Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям, пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые отношения с окружающим социумом.

Люди отличаются друг от друга персональными свойствами, то есть чертами присущими одному индивидууму. Определение «индивидуальные особенности» обозначает психологические и соматические (от латыни «тело») определения человека: рост и фигура, формирование скелета, окрас глаз, волос и так далее.

Индивидуальная особенность личности – это мимика лица человека. Лицо человека отображает не только анатомическую, но и психологическую специфику определённого человека. К примеру, когда выражаются: «у этого человека лукавые глаза», «у вас сознательное лицо», то имеют в виду именно особенность психологического характера, присущую конкретному индивиду.

Обобщим индивидуально — психологические особенности в четыре грани личности:

  1. Качества социального характера (моральная направленность, мировоззрение).
  2. Качества биологического характера (жизненно необходимые потребности, темперамент, задатки).
  3. Индивидуальные черты, имеющие разную психическую природу.
  4. Опыт (совокупность умений, повадок и навыков).

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

Индивид, индивидуальность, личность

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников. Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни. Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Психология индивидуальных различий

Люди друг от друга различаются по характеру. К примеру, человек с сильным темпераментом обычно имеет более привлекательный вид, чем человек с вялым темпераментом.

Характер – это утверждённое психическое свойство, которое оставляет след во всех поступках человека. Характер представляет подчинённую подструктуру личности. У взрослой личности характер зачастую уже устойчив. Что же относительно подросткового характера, то он ещё не имеет стержня.

На изменение характера влияют различные жизненные факторы.

Мифы, которые касаются характера человека:

  • Характер — это биологическое проявление у человека и его изменить невозможно.
  • Характер можно воспитать и сформировать при помощи организации особой системы влияния.
  • Национальный характер, то есть это уникальное психическое свойство зависит именно от национальности людей.

Однако, надо знать, что все мифы имеют долю правды. Основой характера биологического типа служит темперамент. Его мы получает уже от рождения.

Существуют некие стандарты, влияющие на формирование национального характера. Представители одной нации убеждены, что другим присущи определённые черты в характере. Проведя некий опрос в Германии об их отношении к французам, выяснилось: одна половина немцев убеждена, что немцам в манере поведения присуще легкомыслие, а другая считает, что – любезность и шарм.

Под чертой характера подразумевают различные специфики личности человека, изменение которых наблюдается в зависимости от действий индивида.

Разделим черты характера на некоторые группы:

Первая – черты, которые формируют психологический состав личности. Сюда можно определить – принципиальность, целеустремлённость, мужество, честность и так далее.

Вторая – черты, выражающие взаимоотношения двух личностей. В эту группу можно отнести: общительность и закрытость, которая может обозначать предубеждение к окружающему социуму или внутренней сосредоточенности человека; честность или непроницаемость; корректность, тонкость, вежливость и прямолинейность.

Третья группа – черты, определяющие расположение человека к себе. Это самоосуждение и амбициозность, самоуважение, беспритязательность или тщеславие, обидчивость, эгоизм, застенчивость.

Четвёртая группа – черты, выражающие расположение человека к трудовой деятельности. Эта группа состоит из – напористости, старательности или апатии, боязни препятствий или желание к их покорению, скрупулёзность, аккуратность, исполнительность.

И в заключении можно сказать, что последовательность развития такого сочетания: человек – индивид – личность зависит, в первую очередь, от социума и среды, в которой человек развивается и, конечно же, от его генетического кода.

Индивид, индивидуальность, личность was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Структура личности (З.Фрейд, К.П.Платонов, А.В.Петровский). Биологическое и социальное в структуре личности.

3. Самосознание, «Я - концепция», образ «Я».

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности.

5. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт)

6. Мотивационно - потребностная сфера личности. Направленность.

7. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности.

8. Сознательная и бессознательная мотивация.

9. Процесс развития личности.

10. Основные теории развития личности.

Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.

Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии.

Биологическое - то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное - то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.).

В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального - «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д.

Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д.

Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором.

Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; он не tabula raza, человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида («Ни один садовник не может вырастить яблоко на дубе» - В.Г.Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всей жизни), но в разные периоды ее роль различна. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным (мозговая патология Þ индивидуальные биологические обусловленные природные черты Þ личностными чертами становятся в обществе).

Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

3. Самосознание, «Я - концепция», образ «Я».

Интерес человека к своему «Я» был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как «Я», противостоящее «другим» и неразрывно с ними связанное.

Самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я».

Образ «Я» включает 3 компонента:

1) познавательный (когнитивный) - знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

Образ «Я» - динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга в зависимости от ситуации «Я»-образов: ~ реальное «Я» ~ идеальное «Я» ~ фантастическое «Я» и т.д.

«Я-концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. «Я-концепция» выполняет 3 основные функции :

1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. Если новый опыт не вписывается в существующие представления, «Я-концепция» отвергает его, срабатывает как защитный экран («Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»).

2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр «Я-концепции », информация осмысливается и получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

3) Определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти («Я хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологии»). «Я-концепция» ориентирует поведение.

Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с «Я-концепцией» (рассогласованность между ними приводит к страданиям).

«Я-концепция» может быть позитивной или негативной. Позитивная «Я-концепция» означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.

Негативная «Я-концепция» предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между «Я-концепцией» и поведением.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя могут быть субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их «Я-концепции» (например, 40 лет - пора расцвета или старения?)

Слишком жесткая структура «Я-концепции» - это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели.

Образ «Я» - одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе «Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается болезненно.

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности .

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка всегда носит субъективный характер. Она не является постоянной, изменяясь в зависимости от обстоятельств.

Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит Þ самооценка падает).

Самооценка может быть адекватной, завышенной (в этом случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинение, тревожность).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте.

Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. Однако может быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний.

Причины этого:

1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений;

2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности;

3) очень сильная потребность в самоутверждении.

Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность. Данное состояние называется аффект неадекватности .

Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности.

Профилактика аффекта неадекватности:

1) формирование адекватной самооценки;

2) формирование глубоких и устойчивых интересов.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определенный компонент образа «Я» - самоуважение - характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует.

Самоуважение = успех/притязания

Для сохранения самоуважения нужно:

Добиться успеха (это трудно) или

Снизить уровень притязаний.

Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид . Индивид – материальная основа личности.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

1. Внешним человеческим обликом . Наиболее важное значение здесь имеют, прежде всего:

    строение тела , его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей ;

    прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.);

    особое строение гортани способной к членораздельной речи;

    отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры ;

    высоко развитая центральная нервная система и мозг ;

2. Способность к мышлению ;

3. Способность к труду .

Индивидуальность

Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. Понятие индивидуальность отражает неповторимость и уникальность качеств, свойств и способностей данной конкретной личности.

Индивидуальные качества выражают:

а) самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой , действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой , быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества).

б) целостность : это значит, что качества и свойства данной личности не делимы и не отделимы от нее, т.е. не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе.

Личность

Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Личность – средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она – социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Неповторимость и индивидуальное своеобразие существования человека как личности означает: каждый человек неповторим , уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно – в умственных способностях, чувствах , в своем характере , общении , труде , не говоря уже о внешнем облике и поведении .

Единство социального и индивидуального , сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей – важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

Основными элементами психической жизни личности являются побуждения , характер , способности , мировоззрение .

1. Побуждения . К побуждениям личности относят все то, что приводит ее в движение , выступает целью или мотивом человеческой деятельности. Человек обладает сознанием. Поэтому главными побудительными причинами поведения и деятельности личности выступают не бессознательные потребности, не слепой инстинкт жизни, а потребности осознанные , проявляющиеся как цели и мотивы . При этом, если иметь в виду различие природной или социокультурной основы всех человеческих побуждений, их классифицируют на:

    побуждения естественные (биологические): потребности, влечения, инстинкты, склонности, предрасположения;

    побуждения культурно-исторические или социальные : интересы, цен­­­ности, мотивы, цели, чувства, эмоции;

2. Характер – качества личности как социального существа, сформированные социальной средой, системой социальных отношений , социальным статусом и ролями .

Содержания характера составляют: иерархическая структура основных потребностей, мотивов дея­тель­ности, интересов, ценностей и целей жизни. Это то, что зависит от социальных условий жизни людей и их деятельности. Например, человек от природы обладает способностью к членораздельной речи, к мышлению и труду. Но сами по себе эти способности, будучи заложены изначально в любом человеческом индивиде, развиваются в то, что они есть лишь в определенных условиях . Для человеческого индивида такими условиями, являются общение с другими людьми и обусловленные этим общением социальные отношения . Человек сам по себе, т.е. без других людей – не более чем животное, хотя и высокоразвитое. Личинка бабочки в возможности содержит все необходимое, чтобы развиться в бабочку. Но для того, чтобы это произошло, требуются определенные условия . Если бабочку бросить в воду или муравейник – она погибнет. Если человеческого индивида (ребенка) поместить в волчью стаю, то следствием этого будет нечто мало похожее на человеческую личность.

Форма характера определяется темпераментом, от которого зависят индивидуальные особенности протекания нервных про­цессов, их сила и скорость.

3. Способности . Различают: а) естественные (то, что заложено природой: глаз художника, ухо музыканта, рука скульптора и т.п.); б) наработанные самой личностью в процессе социализации и самовоспитания .

К основным способностям личности можно отнести:

    внимание;

  • интеллект (умственные способности);

    мышление;

4. Мировоззрение .

Мировоззрение – это определенная система знаний , убеждений и ценностей жизни данной личности и обусловленный им стиль мышления .

Личность, как ее определяют социологи, – это «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения” (В.А. Ядов).

Изучение социальных качеств личности предполагает анализ трех основных аспектов ее взаимо­действия с обществом.

1) Социальное положение (статус).

2) Общая направленность внутренней жизни личности: психический склад, характер, способности, мировоззрение.

3) Социальная деятельность и сознание (самосознание ).

Основные факторы развития личности:

1) Биологическая наследственность;

2) Физическое окружение (природная среда);

3) Культура;

4) Групповой опыт;

5) Индивидуальный опыт.

Индивид – это человек, отдельно взятый из общности, которому присущи определенные биологические особенности, качества и устойчивость психических процессов. Другими словами, под этим подразумевается единичный человек, которого выделяют из социальной группы либо общества в силу некоторых специфических особенностей, совокупности свойств.

На сегодняшний день имеется множество понятий и терминов, которые имеют довольно схожее значение, однако специфические тонкости все же различают их. Под этим подразумевается, например, контекст использования слова.

Допустим, слова «бытие» и «мир» обладают сходными значениями, включая в себя совокупность всех жизненных категорий, однако первое понятие не пользуется популярностью в обыденности, чего не скажешь о его философском значении.

Суть в том, что «мир» по смыслу более узок, чего не скажешь о бытие, хотя на первый взгляд, разница минимальна. Слово «индивид» также обладает сходством по значению с другими словами: человек, субъект, личность. В рассуждениях их можно использовать все вместе, подразумевая одно и то же, но следует видеть разницу, дабы не ошибиться с контекстом. Что же подразумевается под понятием «индивид»? Кто это?

Индивид и индивидуальность

Несмотря на схожесть в корнях, необходимо различать два этих слова. Под индивидуальностью подразумевается совокупность накопившихся в процессе развития качеств и особенностей, присущие личности.

Суть в том, что индивидом человек является по факту своего зарождения, не обладая при этом индивидуальностью, которая наращивается со временем. Эмбрион в животе матери способен реагировать на внешние раздражители: звук, свет, прикосновения.

Подразумевается свет, направленный на живот матери и прикосновения к животу. А раз зародыш обладает способностью воспринимать, то можно смело сказать, что индивидом он становится во внутриутробном состоянии. Там же возможно формирование некоторых особенностей, т. е. появление индивидуальности.

Человек


Человек – это представитель вида Homo Sapiens, являющийся результатом биологической революции. Как уже говорилось ранее, понятия «человек», «индивид» и «личность» взаимозаменяемы, но именно первое понятие кроет в себе всю человеческую сущность, обладает единством социальных, биологических и психических уровней.

Однако именно эта обобщенность породила потребность в выделении особенностей, тонкостей и специфики, что привело к появлению двух оставшихся терминов.

Человек многогранен. Об этом говорит неоднородность происходящей в нем эволюции: биологическая, социокультурная, космогенная. Вопрос о природе происхождения человека до сих пор остается открытым для исследователей. В его рамках проявляет себя религиозная позиция, гласящая о сотворении человека Богом. Однако имеются и другие догадки и мнения по этому вопросу, множество философов и ученых пытались познать человеческую сущность.

В особенности XX век подарил миру таких исследователей, как Эдмонд Гуссерль, Жак Лакан, Клод Леви-Стросс и другие. Все они писали труды, посвященные человеку, его восприятию мира, определению места в мире и познанию.

Личность

Для начала нужно сказать, что это понятие представляет собой. Термин « » глубок в своем значении и представляет значительную сложность для понимания. Для начала необходимо сказать о нем в рамках исторического контекста.

Еще в Древнем Риме под личностью понимали ритуальную маску, снятую с лица умершего хозяина дома, которую впоследствии хранили в доме. Значение слова связывалось с индивидуальными правами, именем и привилегиями, передаваемыми только по мужской линии рода. Переносясь в Древнюю Грецию, можно открыть иное значение личности – это маска, надеваемая актерами спектакля на свое лицо.

Философ Древней Греции – Теофаст, выделил целых тридцать типов личности в своем трактате «Этические характеры». Что касается России, то понятие «личность» продолжительное время знаменовало собой нечто мерзкое и оскорбительное и обозначало «личину», под которой находится настоящее лицо.

В чем же принципиальное отличие понятия «личность» от индивида? происходит под влиянием общественных отношений, внешнего окружения, культурологических особенностей и воспитания. Как социально-психологическое явление личность подразумевает значимость человека в обществе и подчеркивает его индивидуальность.

Соотношение индивида, личности и человека


Ведя речь об индивиде, необходимо подчеркнуть присущие ему характеристики: активность, устойчивость, целостность, взаимодействие с природой и ее изменение. Активность у индивида раскрывается в способности и изменении самого себя, а также в преодолении препятствий внешнего мира.

Под устойчивостью понимается сохранение основных отношений с внешним миром, а также способность к гибкости и пластичности, которые необходимы в изменчивых условиях действительности.

Целостность указывает на системность связей различных функций и механизмов, благодаря которым индивид существует в жизненном мире.

В психологии имеется ряд концепций, напрямую затрагивающих соотношение индивида и личности. К примеру, В.А. Петровский, основой теории которого являлось высказывание о единстве личности и индивида, однако не отождествляло их между друг другом.

Личность – это скорее совокупность свойств, приобретенных индивидом ввиду постоянной социогенной потребности персональной самоидентификации, благодаря которой задается взаимообусловленность трех ипостасей личностного существования:

  1. Устойчивая совокупность интраиндивидных свойств;
  2. Включенность индивида в область межиндивидных связей;
  3. Представление индивида в отношениях других людей.

Индивид и его структура

Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.

Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.

К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.

Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.

Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу

Под архетипами Юнг подразумевает универсальные психические структуры, которые находятся в человеке с рождения, они являются частью коллективного бессознательного.

Архетипов может быть бесчисленное множество, однако Юнг выделяет лишь несколько наиболее значительных: маска, тень, аниме и анимус, самость:

  1. Маска – это личина, публичное лицо, которое человек надевает на себя, выходя в общество, взаимодействуя с другими людьми. Функция маски заключается в сокрытии истинного лица, в некоторых случаях для достижения определенных целей. Опасность частого ношения маски кроется в отчуждении от истинного эмоционального опыта и характеризует человека как глупого и недалекого.
  2. Тень является полной противоположностью предыдущему архетипу. В нее входит все тайное, темное скрытое, животная составляющая, которую нельзя вытаскивать наружу в силу последующей негативной реакции со стороны общественности. Однако у тени есть и положительная составляющая – она содержит в себе творческое начало человека, элемент спонтанности и страсти.
  3. Под аниме и анимусом понимается андрогинная предрасположенность у всех людей. Другими словами, говорится о присутствии в мужчине женского начала (анима), а в женщине – мужского (анимус). К этому заключению Юнг пришел на основе наблюдений вырабатывания в мужчинах и женщинах гормонов противоположного пола.
  4. Самость – это наиболее важный архетип, вокруг которого кружатся остальные. Когда происходит интеграция всех частей человеческой души, индивид ощущает полноту и гармонию с самим собой.

Индивид и развитие

Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.

По Юнгу, важнейшая цель всей жизни индивида – это обретение себя, нахождение собственной сущности.

Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.

Заключение

Итак, индивид – это единичное человеческое существо, которое заключает в себя совокупность личностных качеств, особенностей, физиологических характеристик, психологических и биологических составляющих.

Индивид схож по значению с человеком и личностью, однако было показано то, в чем отличие этих понятий. Человек – понятие обобщенное, требующее уточнение ввиду тонкостей в разгадке человеческой сущности. А личность представляет собой социально-психологическую категорию, в которой нашли свое место качества и особенности характера индивида. Данное понятие гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, многие психоаналитики, включая Фрейда и Юнга, занимались вопросами личности, ее структурой и развитием.

Индивид всегда находится в процессе становления, стремится прийти к самости, в которой обитает гармония и единство. Индивид постоянно взаимодействует с окружающим пространством и другими индивидами, надевая на свое лицо маски.

Тайные желания человека подстегивают его на совершение экстравагантных поступков, находясь в коллективном бессознательном. Индивид является частью всего человечества, где каждый стремится к гармонии и счастью, но не каждый достигает конечной цели.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Сибстрин)


Факультет вечернего и заочного обучения


Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект»


Саяпов Ярослав

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент Л.И. Скрябина


Новосибирск 2013


Введение


Человек

Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид - наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

Личность

Индивидуальность

Субъект

Выше были приведены научные определения понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект». Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Эти понятия являются близкими, но не совпадают, их нельзя отождествлять. В своей работе я попытался рассмотреть каждое понятие отдельно и более подробно.

.Рассмотреть отдельно каждое понятие;

.Найти соотношение между понятиями.


. Человек


Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т.е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек - носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вершина развития сознания человека - его самосознание.

Оттолкнемся от этого определения. Действительно, строение тела младенца, появившегося на свет, имеет возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного и утверждается его принадлежность к человеческому роду. Как уже было выше сказано, человек - это живое биологическое существо, и как все живое, имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с внешним миром, подчиняется биологическим и физиологическим законам.

Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Он наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности и т.д. Эти свойства не передаются человеку по наследству, а формируются им в течение жизни, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести особые человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Человек - носитель сознания, а значит он осознает, так как осознанность - результат включения сознания на происходящее. В свою очередь осознанность как способ жизни - способность, умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни.

И наконец самопознание. Самопознание - это изучение человеком собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, ребенок, родившийся на свет, является человеком, так как имеет все внешние признаки Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет огромный потенциал развития. В нем заложено природой стремление совершенствования и самопознания, которые развиваются по мере его взросления.


. Индивид


Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид - наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

Итак, давайте-ка разберёмся, что значит понятие индивид. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Отсюда следует, что каждый человек является индивидом. Но так же говорится и том, что он отличается от других такими особенностями, как рост, цвет кожи, вес, цвет глаз и т. д. Так же идет речь о том, как он проявляет себя где бы то ни было, с учетом своего индивидуального развития. Действительно, людей с одинаковыми внешними данными, не бывает, так же как и людей с одинаковыми характерами. Могут быть какие - то сходства, но идеального совпадения, просто - напросто не бывает. Из вышесказанного можно заключить, что индивид - это единичный (конкретный) представитель вида "homo sapiens". Индивиды отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Другой вопрос, с какого момента человек считается индивидом. Есть мнение, что Человек рождается, а затем уже становится индивидом, но так ли это? Существуют данные, о том, что на втором месяце беременности матери у плода начинает формироваться центральная и периферическая нервная система, эмбрион начинает реагировать на боль и старается отстраниться от света, который направлен непосредственно на живот матери. Пятимесячный эмбрион способен слышать громкие звуки, реагировать на ласки и слова, пугаться или сердиться. Таким образом, поведение зародыша полностью зависит от настроения беременной матери, в результате чего на данном этапе начинается формирование эмоциональной и интеллектуальной жизни ребенка. Так, индивид развивается во внутриутробном периоде. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие индивид формируется при зарождении.


3. Личность

личностный индивид психологический

Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Человек постоянно выступает в какой-либо роли. Роль - это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Она характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Переводя на простой язык, можно сказать, что личность - это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Личность тот, кто не равен своим природным влечениями, кто может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо.

Личность тот, кто способен к сознательному руководству собственным поведением. У послушных детей встречается «стихийная нравственность»: человек, тем более ребенок, может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Так его воспитали, таковы его привычки. Но это действовал не он, а его привычки руководили им.

Личность тот, у кого есть свое Я. Большое число людей живет механически, следуя влечениям своего тела и бездумно, по шаблонам реагируя на внешние требования. Если тело с хорошими влечениями, внешние требования разумные и социальные привычки адекватные, перед нами будет вполне приличный социализированный человек. Но - не личность. У него нет своего Я.

Личностью называют того, кто не просто сильный, а внутренне сильный. Не просто человек много знающий, а человек умный. Не просто интересный в общении, а человек с богатым внутренним миром. Не просто одаренный от природы, а "self made" - человек, сделавший себя сам. Не просто удачливый, а умеющий быть успешным.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Во все времена привлекали внимание люди, которые выделялись из массы за счет своих внутренних качеств. Личность - это всегда человек, который выделяется, хотя не всякий, кто выделяется - личность. При том, что личностные особенности есть у каждого из нас, "личностью" называют не каждого. О человеке говорят с уважением: "Это - личность!" тогда, когда он выделяется среди других людей своими внутренними особенностями, делающими его достойным.

Подытожим. Из выше сказанного ясно, что Личность - это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак.

В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик, т.е. создает человека природа, а формирует его общество. В зависимости от проявления личностных качеств человека можно судить о его положительных и отрицательных нравственных и духовных качествах.

А самое главное, это то, что Личностью - не рождаются, личностью становятся! Или - не становятся...

Индивидуальность.

Индивидуальность - это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности. Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность - форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер? основные параметры индивидуальности.

Индивидуальность, так же как и личность, не проявляется в человеке, буквально, с рождения. Только что родившийся ребенок является индивидуумом, не имеющим человеческой индивидуальности, поскольку не способен на самостоятельную индивидуальную деятельности. Только с возрастом приобретается социальная личность и способность самостоятельно избирать жизненный путь и развиваться индивидуальными методами. Сущность индивидуальности заключается в самостоятельности каждого индивида и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшей ролью врожденных задатков и особенностей развития каждого индивида является опосредованность социальными факторами. В процессе динамического воздействия множества качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Само по себе развитие индивидуальности является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связаны с преобразование общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества. Под индивидуальностью понимают своеобразность каждого человека, своеобразие проявляется в совокупности особенностей личности, которые присущи только данному человеку.

Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии личности и других направлениях психологии. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Итак, выходит, что индивидуальность - это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. И она, бесспорно, не вырастает на основе биологических предпосылок или на пустом месте.


4. Субъект


Субъект - активно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Активность субъекта? способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Он может соотносить свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе жизнедеятельности в присущем именно ему направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия.


Заключение


Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект» неразрывно связаны между собой. Все они относятся, так или иначе, к человеку. Единственно, что их отличает друг от друга, так это то что каждое понятие отдельно, характеризует человека на определенном жизненном пути или каких то жизненных ситуациях. Так, например, понятие человек. Ребенок рождается, и он уже является человеком, так как имеет все его внешние признаки. Так же он является индивидуумом. В дальнейшем, при взрослении, человек становится личностью. Индивидуальность - это, можно сказать, описание личностных качеств человека или личности. Субъект - это активно действующий и познающий индивид.


Литература


1.Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. ? М.: Изд-во ЦЕНТР, 1997. ? 256 с.

2.Психология и педагогика: учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 384 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.