Сообщение на тему русские художники пейзажисты. Зимние пейзажи от знаменитых русских художников

1) Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников. 2) ПЕЙЗА́Ж (франц.- "местность, страна "; лат.- "село, деревня") - жанр , предметом которого является изображение природы , ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде; этот жанр характерен для живописи и графики, реже встречается в скульптуре (рельеф). Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае ещё в VI веке. 3) Разновидности пейзажа (поджанры ): сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж . В особый поджанр выделяется марина – изображение морской стихии.

4) В 60-70е годы XIX в. возникает и утверждается русский национальный пейзаж , опирающийся на завоевание художников предшествующих эпох. 5) Основоположником его по праву является Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897 гг.). 6) Продолжали и развивали его традиции замечательные русские пейзажисты Федор Александрович Васильев (1850-1873гг.), Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.), Архип Иванович Куинджи (1842-1910 гг.). 7) Вершиной русского пейзажного искусства в 60-90-х годах 19 в. признано творчество Исаака Ильича Левитана (1850-1900).

В 60-х годах девятнадцатого века в России начался период формирования реалистической пейзажной живописи. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья. В это время отдельные произведения пейзажистов уже смело могли встать в ряд с картинами жанровой живописи, являвшейся в то время самым передовым искусством. Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

9) Одной из самых прославленных в истории русского пейзажа по праву считается скромная по размеру и незамысловатая по мотиву картина А.К.Саврасова “Грачи прилетели” 1872 г. А) Незатейливый пейзаж обычного русского села. Старая церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов, несколько тонких, неказистых, искривленных берез на первом плане, на которых прилетевшие грачи вьют свои гнезда – все на полотне кажется необыкновенно простым и знакомым. И как в тоже время все это чудесно! По-весеннему чист и прозрачен воздух, он как будто бы напоен влагой. Снег стал уже рыхлым, появляются проталины. В одной из них (справа) отражаются голубое небо, белые облака, кусты, тонкие деревья. Пейзаж написан нежнейшими перламутровыми сочетаниями красок, светлых, легких, прозрачных. (возможно написание эпитетов на доске). А если долго внимательно смотреть на картину, она покажется звучащей: можно услышать негромкий перезвон колоколов, весенний гомон суетливых птиц. Б) Художник И.Н.Крамской назвал пейзаж “лучшим и действительно прекрасным”, так как в нем есть “душа” русской природы, ее лиричность и задушевность. (Возможно использование плаката с написанными словами Крамского И.Н.) В) Пейзаж небольшого селения превратился в образ Родины, в образ всей России.

***В 1871 году молодым художником Федором Александровичем Васильевым после поездки по Волге была написана картина “Оттепель” . Чувство, вызываемое пейзажем, неоднозначно, сложно. Это пронизывающая душу тоска, одиночество: открытая ветрам равнина, жутким выглядит лес на фоне низкой свинцовой тучи; заброшенной, сиротливой кажется заснеженная крестьянская изба, стоящая в стороне от дороги; грустным представляется положение путника с ребенком среди безмолвной равнины, на талой дороге, по которой ни пройти, ни проехать. ***Но к чувству бесприютности присоединяется и надежда на скорое весеннее пробуждение жизни. Все же потеплело, оттаяло в природе, мороз сдался – “оттепель”. И эти, казалось бы, противоположные чувства объединяются ощущением красоты и гармонии изображенного.

Красота и гармония достигаются композицией пейзажа, в которой выдержана внутренняя соразмерность, уравновешенность всех ее частей, где центром является группа высоких деревьев, и его живописью (теплые коричневые и холодные серые тона, составляющие

10) Художник-пейзажист И.И.Шишкин – непревзойденны1 мастер в написании соснового леса . А) На картине “Сосны, освещенные солнцем” - солнце золотит прямые стволы сосен, развертывается лесная жизнь со всеми ее приметами и подробностями. Срезая рамой верхушки стволов, этот прием мы заметили и в других его работах, художник усиливает впечатление огромных деревьев, которым, кажется, не хватает места на полотне. Мощные вековые сосны даны во всей своей красоте. Каждая сосна красива по-своему, но в целом, это единый мир природы, полный жизненных сил. Чудится терпкий запах сосен, кажется, что хрустнет под ногами сосновая шишка. Очень много солнца и света исходит от этой картины. Б) Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены (медведей). В) «Рожь». Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашёл на родине , во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью. Шишкина называют “певцом русского леса”; большинство его полотен посвящено изображению лесных чащ, бора, полян. Г) Картины И.Шишкина воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет. Не задушевную тонкость, легкость и хрупкость, – то, что близко было в пейзажах средней полосы России Саврасову и Васильеву, – а ее мощь, размах, величие ценил выше всего Шишкин. Д) Именно в этих качествах русской природы он видел красоту, чувствовал ее активное положительное воздействие на человека, способное вдохновить на большие дела, на творческое созидание ради будущего родины.

11) А.И.Куинджи - великий русский художник-пейзажист, преподаватель, - было очень много общего с Шишкиным. А) Ему тоже было свойственно эпическое восприятие природы, изображение широты и спокойной мощи ее бескрайних просторов, высокого неба, плавного течения рек, его картины также несли положительный заряд оптимизма, они наполнены мажорным звучанием, здоровой силой, Б) но в то же время пейзажи Куинджи разительно отличаются от шишкинских, да и от произведений других живописцев . В) Куинджи увлекали эффекты освещения, цветовые контрасты, контрасты света и глубоких теней , и именно эта особенность, прежде всего, определяет своеобразие его творчества. Г) Особенно ярко его колористические искания проявились в ночных пейзажах : “Украинская ночь ”, 1876 г. и Лунная ночь на Днепре” ,1880 г. Они-то и принесли громкую славу художнику, которого стали называть певцом лунной ночи. Д) Наибольший успех на выставке имела картина “Березовая роща”. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Передний план погружен в тень - так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Е)Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна. “Березовая роща” не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Архип Куинджи выработал особую, только ему присущую манеру письма, построенную на контрастах света и тени.

12) Особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу, обладал И.Левитан – русский художник-передвижник, мастер пейзажной живописи. А) Художник очень остро ощущал любовь к скромной русской природе. Б) Всмотритесь в картину “Март” . Радость весны, начала пробуждения, воскрешения природы от зимнего снега и холода. ***Художник замечательно написал высокое синее небо, играющее на пожухлом снегу сугробов, голубые, сиреневые и лиловые тени, помолодевшую сочную хвою елей и зеленовато-темные стволы осин, тянущихся к мартовским небесам и солнцу своими ветвями. От желтизны тесаных досок, которыми обиты стены домика, веет солнечной теплотой. И хотя о присутствии в нем человека говорит лишь открытая дверь и стоящая у крыльца каурая лошадка, запряженная в легкие дровни, вся картина наполнена той особой человеческой радостью, которая приходит весной. В) “С природой одною он жизнью дышал”, - эту строчку из стихотворения Баратынского Левитан привел в одном из писем, объясняя, что в слиянии человека и природы он видел смысл работы пейзажиста. ****Торжественна, празднична красота “пышного природы увяданья” (Пушкин А.С.) на полотне “Золотая осень” .Это пейзаж – настроение , в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, так знакомого всем. Еще не облетели листья на деревьях, но они уже пожелтели, порыжели, усыпают зеленую траву золотым ковром. Г) И.И.Левитан написал один из самых проникновенных пейзажей “Вечерний звон” , воплощающий мечту художника о счастье, о мире, где нет зла и торжествуют благие начала . Красиво вечернее освещение, которое румянит и золотит легкие облака и белые стены монастырских зданий.Течение реки уводит взгляд вдаль. В центре композиции окруженный осенним лесом монастырь и высокое предзакатное небо. Кажется, что на картине отдыхает и природа, и солнце, и люди под красивый звон колоколов. Д) Так, вглядываясь в картину «Владимирка» И. Левитана невольно перед глазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь. Недаром этот пейзаж был назван «историческим». Как знамение века, он несет потомкам живую боль современника, поднявшего голос в защиту угнетенных, в защиту справедливости . С жизненной правдивостью подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда, и пространство, и свет. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого становится удивительно насыщенным и звучным. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна. Ощущение непосредственности, естественности композиции усиливает реалистическую жизненность произведения и обостряет выразительность той главной мысли, которая с такой искренностью вылилась из души художника. Его глубокое сочувствие угнетенных, живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы. Е) «У омута» - одна из трех больших картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов, и входящих в так называемую "мрачную трилогию" (наряду с Владимиркой и Вечным покоем). Картина была слишком личной для художника, а потому встретила непонимание у многих. В частности, Репин сказал о ней: "Надо же, какая большая картина, и все для какого-то пейзажа!". Михаил Нестеров же, близкий друг художника, верно заметил, что Омут отражает некий глубокий личный метафизический опыт художника, которому приходилось немало бродить над пропастями нашей жизни. И.Левитан, как истинный мастер лирического пейзажа, любил писать натуру в переходный период, когда одно состояние природы сменяет другое. Вывод-обобщение. Пейзажи, созданные творцами русской художественной культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей. Каждый из художников-пейзажистов был самобытным живописцем, создавшим свой уникальный образ русской природы. Таким образом, пейзажная живопись, вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись . В условиях русской общественной жизни этого периода лучшие художники-демократы не могли ограничиваться показом только темных сторон действительности и обращались к изображению положительных, прогрессивных явлений. И это в большой мере способствовало расцвету русской пейзажной живописи конца 19-начала 20 века. В России жанр пейзажа возник гораздо позже, чем в Европе, но, несмотря на это, его развитие было стремительным. Понадобилось лишь столетие, чтобы к началу XIX века он стал самым популярным, а во второй половине XIX в. достиг своего расцвета.

И.Левитан

И.Шишкин

А.Куинджи

И.Левитан. У омута.

И. Левитан. Владимирка.

И.Левитан. Март.

И.Левитан. Золотая осень.

И.Шишкин. Рожь.

И.Шишкин. Утро в сосновом лесу.

И.Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

А.Куинджи. Березовая роща.

А.Куинджи. Лунная ночь на Днепре.

А.Куинджи. Украинская ночь.

Пейза?ж- жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный), индустриальный пейзаж, по временам года.

Особую область составляет изображение морской стихии - марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

Земная поверхность

Растительность

Перспектива вида

Картина также может включать:

водоёмы (озера, моря, реки)

метеорологические образования (облака, дождь).

Пейзажи по пространственному принципу подразделяются на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые.

Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности: в изображениях сцен охоты, рыбной ловли, битв. Однако вплоть до эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства. Исключительно важное место занимает пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни. В эпоху классицизма повышается содержательность пейзажа; наряду с топографическим видовым появляются эмоционально насыщенные героический и идиллический варианты пейзажа. Ведущим жанром становится пейзаж в творчестве французских импрессионистов, работавших на рубеже XIX и XX вв.; важнейшим компонентом их произведений стала вибрирующая световоздушная среда, словно оживляющая изображенные на полотнах уголки природы.

В России пейзаж как самостоятельный жанр складывается в начале XVIII в., поначалу это чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике.

Позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и др. Значительный вклад в развитие пейзажного жанра внесли художники-передвижники (И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.), в их полотнах реалистическое изображение природы сочетается с драматическими или лирическими настроениями, с возвышенно-философским толкованием пейзажа.

В первой половине XIX в. в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, своеобразию национального пейзажа, проблемам пленэра. Романтические традиции играют важную роль в русском пейзаже середины XIX в.

У художников-романтиков пейзаж становится важным средст­вом восприятия чувства любви к родине и формирования демокра­тических умонастроений. Эта роль пейзажа характерна и для русской живописи. Наиболее ясно она выступает в искусстве И. И. Шишкина, А. Куинджи, И. И. Левитана и других. В их произ­ведениях пейзаж становится средством для выражения очень глу­бокого гражданского содержания.

В искусстве XX в. признанными мастерами пейзажа стали художники прогрессивных направлений, опирающиеся на реалистическую традицию мирового искусства. В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

Для советского пейзажа, проникнутого духом социалистического реализма, свойственны жизнеутверждающие образы, воспевающие красоту родной природы и красоту преобразованной трудом советских людей земли. Уже в 1920-е гг. зародился советский индустриальный пейзаж (Б. Н. Яковлев «Транспорт налаживается».,

Известные российские пейзажисты

Васильев, Фёдор Александрович

Куинджи, Архип Иванович

Исаак Ильич

Поленов, Василий Дмитриевич

Рерих, Николай Константинович

Саврасов, Алексей Кондратьевич

Иван Иванович

Юон, Константин Фёдорович

На страницах нашей онлайн-галереи свои портфолио разместили современные художники-пейзажисты. Их картины маслом, информацию о творческом пути, материалы работы и другие сведения вы сможете найти на персональных страницах авторов. Мы работаем, чтобы живописцам и покупателям произведений искусства было проще найти друг друга. На портале есть работы русских, американских, голландских, итальянских, испанских, польских, немецких и французских авторов. Покупатели онлайн-галереи могут рассчитывать на безопасность финансовых операций с крупными суммами.

Важно: вы можете заказать сразу несколько полотен у разных авторов. Это сэкономит время и позволит получить работы различных жанров и стилей в свою коллекцию.

Обращаем внимание: доставкой полотен занимаются курьерские службы, поэтому администрация сайта не несёт ответственности за возможные недочёты их деятельности. В большинстве случаев картины передаются в доставку без рамы, однако некоторые художники продают полотна, оформленные в багет. Напоминаем, что стоимость доставки зависит от расстояния, которое предстоит преодолеть посылке. Если вы хотите сэкономить средства на услугах курьерской службы, обратите внимание на полотна живописцев из вашего города.

Помимо живописных полотен в галерее представлены и другие произведения искусства: скульптуры, резьба, батик, керамика, ювелирные изделия.

Защита финансовых операций

Вы рассчитываете совершить покупку на крупную сумму или заказать сразу несколько пейзажей у одного художника? При оформлении заказа у живописца доступна опция "безопасная сделка".

Объединяем художников и покупателей

С нашим сайтом сотрудничает более 1500 живописцев, многие из которых принимают заказы от покупателей. Другие авторы готовы предложить авторские полотна или готовые репродукции картин. Среди арт-объектов вы сможете найти пейзаж, скульптуру или керамическое изделие, которое станет ценным дополнением коллекции.

Рассказать друзьям о портале и его возможностях!

Рады вас приветствовать на блоге о современном искусстве. Сегодня хочется поговорить о живописи, поэтому данный пост всецело посвящается пейзажам русских художников . В нем вы найдете наиболее полную информацию о творчестве Александра Афонина, Алексея Савченко и Виктора Быкова. Все они не просто талантливы, а одаренные свыше личности. Их творчество многогранно, оригинально и искусно. Они привлекают к себе внимание не только граждан русской земли, но и представителей, коллекционеров дальнего зарубежья. Написать о них коротко достаточно непростая задача, но мы постараемся сингулировать информацию, чтобы представить вашему взору только самое интересное и важное из жизни художников и их творчества. Ну что же, перейдем к пейзажам русских художников?

Пейзажи истинного русского художника Александра Афонина

Александра Афонина называют истинным русским художником, современным Шишкиным, что вполне оправдано. Он является членом Международной федерации художников ЮНЕСКО (1996 г.), удостоен звания заслуженного художника РФ, начиная с 2004 года. Художник родился в 1966 году в Курске. Начал рисовать в 12 лет. Постепенно взрослея молодого человека стали привлекать репродукции мировых шедевров живописи. Отец Павел был опорой для Александра, он ему объяснял основы рисунка, тональность. Постигая искусство «на дому», Афонин поступил в Курскую художественную школу, которую окончил в 1982.

Период с 1982 по 1986 год стал для художника переломным на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, что в этом временном промежутке Афонин получал образование в Железногорском художественном училище, именно тогда он научился профессионализму. Сегодня Александр считает данное училище одним из лучших на территории России.


Александр Павлович Афонин предпочитает писать пейзажи не с фотографии и не в кабинете, а с натуры. Художник утверждает, что копирование фотографических пейзажей - хорошая почва для деградации, в частности, потери чувства свежести и ощущения воздуха. Недаром великие мастера вроде Левитана, Саврасова, Куинджи выхаживали километры в поисках натуры.


Благодаря таланту и трудолюбию в 1989 году Афонин поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, которая в то время только начала историю своего существования. Александр окончил аспирантуру, стал доцентом академической кафедры живописи и рисунка, а также назначен заведующим пейзажной мастерской. Теперь Александр Павлович уже профессор, завкафедрой и заслуженный художник своей Родины. Художник считает, что каждый глухой уголок русской земли может и должен быть запечатленным в области высокого искусства.


Картины автора настолько поэтичны и пронизаны свежестью, что даже не хочется отрывать взгляд от одного полотна, дабы взглянуть на другое. Желаем вам получить море положительных эмоций во время просмотра пейзажей русского художника.

Пейзажи природы разных времен года от Алексея Савченко

Алексей Савченко довольно молодой художник, но уже узнаваемый и очень перспективный. Главная тематика его картин, созданных благодаря этюдной манере письма, - маленькие городишки, наполовину забытые деревушки, уцелевшие церквушки, словом, глубинка необъятной России. Савченко специализируется на пейзажах природы разных времен года. Как правило, его картины передают природу средней полосы РФ.

Пейзажи русского художника Алексея Савченко берут не цветом, а каким-то своенравным северным настроением. , максимум цветового реализма - пожалуй, именно это очень выразительно просматривается на авторских полотнах.


Алексей Александрович уроженец 1975 года. Ему посчастливилось родиться в чудесном историческом городе Сергиевом Посаде, жемчужине «Золотого Кольца», прежде всего, известного как место массового православного паломничества.


В 1997 Алексей получил специальность художника-оформителя, окончив Всероссийский колледж игрушки. В 2001 - факультет изобразительного искусства и народных ремесел в Московском педагогическом университете. Начиная с 2005 года - член Творческого Союза Художников России. Постоянно принимает участия на выставках профессиональных художников. Многие из его работы находятся у коллекционеров живописи России и за её пределами.

«Лес, как живой» российского художника Виктора Быкова

Виктор Александрович Быков является известным российским пейзажистом, автором множества работ, напрямую связанных с красотой и лиричностью русской природы. Художник родился в 1958 году. Заниматься живописью начал достаточно рано. В 1980 окончил художественное училище. В период с 1988 по 1993 года Виктор Быков обучался в именитой «Строгановке», которая ныне называется Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова.


Сегодня авторская манера живописи в кругах современного искусства называется натуралистическим реализмом, в былые времена прошлого века сказали бы «лес, как живой». Сочные тона в руках опытного художника дают желанный эффект живых картин. Едва соединимые линии в сочетании с фактурными густыми слоями краски, нанесенной сплошным массивом на холст, делают авторские пейзажи русского художника одновременно яркими и насыщенными деталями. Посредством этого приема достигается восторженное ощущение фантастичности картин, их сказочной бесконечности.


Пейзажи на картинах русского художника передают невероятную реалистичность, кажется, будто бы они рассказывают о природе жизни солнечных лучей и, вмести с тем, огромными объемами перемещают прозрачный воздух. Картины художника насыщены гармоничными цветами, свежими образами, настроением природы-матушки.


Восхищают его зимние , в которых тонко подобранные оттенки совершенно чудесным образом воссоздают различные природные состояния - от сопротивления мороза по весне, хрустальной свежести снежного утра до таинственного молчания позднего зимнего вечера. Снежный покров на картинах художника дает ощутить структуру снега, зернистость его стройных кристаллов.


Пейзажи русского художника Виктора Быкова популярны как в родном Отечестве, так и за его пределами (частные коллекции во Франции и Германии). Репродукции художника используются в декоративном оформлении, даже при создании схем для вышивки. И кто знает, возможно, с творчеством Виктора мы сталкиваемся гораздо чаще, нецеленаправленно, инкогнито, не придавая этому особого значения либо мысленно придаваясь мечтаниям о красочных пейзажах русской земли и её талантливых мастеров искусства.

В довершении поста посмотрите чудесное видео о классических пейзажах русских художников:

На странице представлены наиболее известные картины русских художников 19 века с названиями и описанием

Многообразная живопись русских художников начиная с начала 19 века привлекает своей оригинальностью и многогранностью в отечественном изобразительном искусстве. Мастера от живописи того времени не переставали удивлять своим неповторимым подходом к сюжету и трепетным отношением к чувствам людей, к родной природе. В 19 веке довольно часто писали портретные композиции с удивительным сочетанием эмоционального образа и эпически спокойного мотива.

Полотна русских живописцев, которые являются наиболее популярными: Александр Иванов - яркий представитель живописного библейского направления, в красках рассказывающим нам о эпизодах жизни Иисуса Христа. Карл Брюллов - популярный в свое время живописец, его направление историческая живопись, портретная тематика, романтические работы.

Маринист Иван Айвазовский, его картины великолепно и можно сказать просто непревзойденно отражают красоту моря с прозрачными накатывающимися волнами, морскими закатами и парусниками.

Отличительной разносторонностью выделяются работы знаменитого Ильи Репина, создававшего жанровые и монументальные произведения, отражающие жизнь народа. Очень живописные и масштабные картины у художника Василия Сурикова, описание русской истории - это его направление, в котором художник в красках подчеркнул эпизоды жизненного пути русского народа.

Каждый художник неповторим, например уникальный в своем стиле живописный мастер сказок и былин Виктор Васнецов - это всегда сочные и яркие, романтичные полотна, героями которых являются всем нам известные герои народных сказок. Очень живописные и масштабные картины у художника Василия Сурикова, описание русской истории - это его направление, в котором художник в красках подчеркнул эпизоды жизненного пути русского народа.

В русской живописи 19 века проявилось и такое течение, как критический реализм, подчеркивающий в сюжетах высмеивание, сатиру и юмор. Конечно это было новое течение не каждый художник мог себе это позволить. В этом направлении определились такие художники, как, Павел Федотов и Василий Перов

Свою нишу заняли и художники пейзажисты того времени, среди них Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Архип Куинджи, Василий Поленов, молодой художник Федор Васильев, живописный мастер леса, лесных полян с соснами и березами с грибами Иван Шишкин. Все они красочно и романтично отразили красоту русской природы, многообразие форм и образов которой связано с колоссальным потенциалом окружающего мира.

По словам Левитана, в каждой нотке русской природы существует неповторимая красочная палитра, отсюда и возникает огромное раздолье для творчества. Может быть, в этом и состоит загадка, что полотна, созданные на бескрайних просторах России, выделяются некоторой изысканной суровостью, но, в то же время, притягивают неброской красотой, от которой трудно отвести взгляд. Или совсем не затейливый и довольно таки не броский сюжет картина Левитана Одуванчики, как бы призывает зрителя задуматься и увидеть прекрасное в простом.

Картины русских художников это Великолепные по мастерству и во истину красивые по восприятию, поразительно точно отразили дыхание своего времени, уникальный характер народа и его стремление к прекрасному.. Их невозможно забыть всем, кому довелось увидеть их в музеях. Художники творили в различных жанрах, но все их произведения проникнуты чувством прекрасного и вечного. Поэтому в наш хлопотливый, скоростной век, когда так не хватает времени, стоит всмотреться в одну из таких картин, и вы очутитесь в прохладном оазисе спокойствия, надежды, радости и вдохновения. Отдохнув душой, вы будете готовы продолжить свой путь, смыв с себя слой ежедневных забот и ненужной суеты. Каждый человек может найти в этих произведениях не только удивительный колорит, изящество линий, но и ответ на вопрос о самом смысле жизни.


Русские художники пейзажисты

Основоположники русской пейзажной живописи: Семён Фёдорович Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев.

На протяжении всего XVIII века в русском искусстве происходит постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцы стремятся выразить поэтическую сущность пейзажа. Основоположником русской пейзажной живописи является Семен Федорович Щедрин. Его привлекают окрестности Петербурга, парки. Он создает ряд видов парков: Гатчины, Петергофа: "Вид на Большую Невку и дачу Строгановых". Фёдор Яковлевич Алексеев - один из основоположников русской пейзажной живописи. Его главная тема - городской ландшафт. Лучшие картины художника посвящены Петербургу. "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" относится к раннему периоду творчества Алексеева, когда художник, которого прочили в театральные декораторы, впервые добился признания, как пейзажист. Некоторое время перед этим он жил в Венеции, где внимательно изучал искусство знаменитого венецианца А. Каналетто, оказавшего заметное воздействие на формирование его творческого облика. Алексеев - перспективист. Для него в городском пейзаже важнее всего перспективно-пространственное построение, и конечно, "строгий, стройный вид Петербурга", как нельзя лучше отвечал художественным вкусам Алексеева. Любовно и внимательно вычерчивал художник стройные перспективы петербургских площадей и улиц с их великолепными дворцами и гранитными набережными, воспринимая при этом город живо, образно, эмоционально. Излюбленный мотив пейзажей Алексеева - Нева и её набережные. Передовая вибрацию воздуха, игру света на воде и стенах зданий, Алексеев сообщал петербургским видам своеобразную лирическую окраску, усиливая её вводом человеческих фигурок, оживляющих молчаливую пустынность стройных и величественных сооружений.

Романтические пейзажи Силивестора Феодосеевича Щедрина и И.К. Айвазовского.

Сильвестр Феодосеевич Щедрин - племянник С.Ф. Щедрина. С.Ф. Щедрина с полным основанием считают родоначальником пленёрной романтической живописи в русском искусстве. Он известен, как автор ряда небольших картин с видом Рима, Неаполя и Сорренто, привлекающих светом серебристых тонов, мягкой воздушностью и особым восприятием жизни природы и человека в ней. В сравнении с предшествующими им условно-декоративными классицистическими пейзажами XVII века они кажутся живыми "портретами" природы, списанными с натуры нелепо влюблённым в неё художником. Большую часть своей жизни Сильвестр Щедрин прожил в Италии, где и умер. Некогда старательный ученик петербургской Академии художеств, Щедрин в 1820-х годах совсем отворачивается от классицизма, ещё весьма влиятельного в Италии. Очень скоро складывается излюбленный тип щедринского пейзажа южно-приморского города. Обязательные прибрежные скалы, замыкая пространства, придают ему лирическую интимность и успокоенность: "Вид Сорренто близ Неаполя" (1828). Существенный вклад в дальнейшее развитие романтического пейзажа внес И.К. Айвазовский. Картина, изображающая море, называется мариной, а художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Самый известный маринист - Иван Константинович Айвазовский. Мудрые люди говорили, что человек никогда не устанет смотреть на воду и огонь. Вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное, его изменчивый цвет, необузданная стихия - все это стало главной темой в творчестве Айвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского - одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного света, то бурному и неиствующему. В картине "Морской берег" образ моря предстает в своей лирико-романтической интерпретации. Пейзаж наглядно демонстрирует творческий метод художника. "Морской берег" явно сочинен и написан без натуры, но воображение художника точно воссоздало типический характер морского прибрежья, состояние природы перед надвигающейся грозы.

Поэзия русской природы в живописи А.Г. Венецианова.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) не был художником-пейзажистом. Он писал картины бытового жанра, портреты простых людей. Но в его работах огромную роль играет пейзаж: "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Спящий пастушок". Художник Пушкинской поры, он сделал художественное открытие крестьянской России. Жанрист и портретист А.Г. Венецианов внес свой существенный вклад в развитие Национального русского пейзажа. Это первое в русской живописи правдивое изображение характерных мотивов среднерусского сельского пейзажа - золотых полей ржи, мягких густых трав, деревенских изгородей. Все это делает Венецианова одним из родоначальников русского лирического пейзажа.

Пейзажная живопись художников-передвижников: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи.

Во 2-ой половине XIX века (1870) в русском искусстве произошло значительное событие: создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредственно воздействовать через искусство на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Передвижники обличали социальную несправедливость, были приверженцами реализма в искусстве (правды жизни). Среди передвижников многие художники писали картины в жанре пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создавая эстетику нового реалистического пейзажа. Одно из первых мест в этом процессе принадлежит А.К. Саврасову (1830-1897).А.К. Саврасов решительно становится на новый путь в картине "Грачи прилетели" (1871). "Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасен, хотя тут же Боголюбов и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти деревья, вода и далее воздух, а душа есть только в грачах", - так описывал И.Н. Крамской свои впечатления от выставки Товарищества передвижников в 1871г., где впервые было показано ставшее затем столь знаменитым полотном Алексея Кондратьевича Саврасова. Именно этому пейзажу Саврасова суждено было сыграть выдающуюся роль в истории развития русской пейзажной живописи. Он открыл собой эпоху лирического освоения художниками русской природы. С "Грачей", по меткому выражению Крамского, начались поиски "души" русской природы в живописи. Современников поражала поэтическая проникновенность пейзажа при исключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоевание Саврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А. Коровиным. В этом видел художник специфику и своеобразие русской природы. Следует отметить еще один очень важный момент в саврасовском восприятии образа русской природы: пейзаж в картине "Грачи прилетели" неразрывно связан с жизнью русского народа, одухотворен его незримым присутствием. Образ жизни народа определяет специфику пейзажного мотива; в свою очередь природа формирует художественные и эстетические вкусы народа. В этом ярко появилась глубокая национальность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова.

Если А.К. Саврасов был ярким представителем лирического пейзажа в русском искусстве, то на другом полюсе располагается пейзажное творчество Ивана Ивановича Шишкина. Он писал большие по размерам полотна с панорамно-развернутыми видами. Русская природа у Шишкина - это природа, предназначена для богатырского народа. Его идеал - возвышенный образ русской природы. "Певец русского леса" И.И. Шишкин показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы.

В историю русской пейзажной живописи И.И. Шишкин вошел художником, воспевшим величие и богатство русской природы, могучий покой русских лесов. Имя и картины Шишкина чрезвычайно популярны. Зрителей неизменно привлекает общедоступность поэтических образов Шишкина, простота и ясность его художественного языка. В основе всех графических и живописных произведений лежит, крепкий и точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Шишкин очень много рисовал, постоянно изучал природу. Он был тщателен до педантизма в пределе деталей. Излюбленный мотив Шишкина - мотив лесного пейзажа. Художник не имел себе равных в изображении леса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина весьма разнообразно. Подлинным шедевром среди лесных пейзажей являются "Сосны, освещенные солнцем". Лесная опушка, изображенная художником, кажется действительно наполненной солнечным светом. Глядя на эту картину, зритель словно бы ощущает сухой смолистый запах хвои, летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем молодого соснового леса. Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами.

Яркий след в истории развития пейзажной живописи оставил Фёдор Александрович Васильев. "Чудо-мальчиком" называли его друзья-художники за исключительное живописное дарование. Васильев прожил мало, он умер в 23 года, но успел оставить весьма обширное художественное наследство. Творчество Васильева отмечает романтическое восприятие жизни природы.

Несколько особое место в пейзаже второй половины XIX века занимает А.И. Куинджи (1842-1910). Первые его работы были продемонстрированы на передвижных выставках. "Забытая деревня", "Чумацкий тракт"; показывают заброшенные уголки нищей России. Но затем он порывает с передвижниками и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический пейзаж, так можно определить его творчество). Куинджи показал чистую и современную природу, какая она бывает без вмешательства людей. Как прекрасен этот бесконечно длящийся летний день! Невмешательство в этот мир - единственный подарок, какой человек может сделать природе. В своих работах художник, прежде всего, стремился передать освещение, контрасты света и тени.

И.И. Левитан и его значение в русском пейзажной живописи.

Продолжателем лирического направления в русской пейзажной живописи конца XIX века был ученик А.К. Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Он заканчивает своим творчеством искания пейзажистов-передвижников. Уже первое его произведение "Осенний день. Сокольники" было куплено П.М. Третьяковым. В ранних работах он выступает как мастер камерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80-90-х гг. творчество Левитана достигает зрелости. В его пейзажах появляется импрессионистическая трактовка. В начале 90-х годов, когда Левитан работал над картиной "Владимирка", судьба заключённых в царских тюрьмах и сосланных на каторгу борцов за свободу стала актуальной темой для целого ряда передовых писателей и художников. Почти одновременно с Левитаном над ней работали художники-жанристы: С.В. Иванов, С.В. Малютин и Л.Е. Архипов. Никогда до этого социальная направленность в искусстве Левитана не выступало столь определённо. Никогда раньше не поднимался художник в своих произведениях до столь широкого идейного обобщения создаваемого им образа пейзажа.

Осенью 1898 года Левитан был приглашён руководителем пейзажного класса в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на своё крайне тяжёлое состояние здоровья, он согласился. Преподавание пейзажной живописи в училище он считал особенно важным. В Петербурге в Академии художеств среди профессоров возникло сомнение, нужно ли учить пейзажу. Левитан был против этого мнения. "Я пошёл, говорил он своим ученикам потому, что чувствую, что учить пейзажу можно и должно". Вдохновенным и неустанным трудом всей своей творческой жизни, Левитан продолжал огромной важности дело, начатое славной плеядой русских пейзажистов, усилиями, которых был создан национальный реалистический пейзаж. Причём в пейзажах Левитана более тонко и глубоко, чем в творчестве его современников, проявилась эмоциональная сила лирического пейзажа и мастерство его одухотворения. Пейзажи Левитана пробуждают в душе зрителя ту "безграничную любовь к своей родной земле", которою художник пронёс через всю жизнь.