Творческие методы обсуждения в групповой деятельности. Коллективное обсуждение проблемы

«Одна голова хорошо, а две лучше» - эта известная поговорка подтверждает «плюсы» коллективного обсуждения проблем. И это неслучайно, ведь с руководителя особый спрос, тогда как в случае группового принятия решения ответственность за его воплощение в жизнь размывается.

На сегодняшний день в компаниях наиболее распространены следующие формы групповой активности:

  • совещание;
  • круглый стол;
  • конференция;
  • «мозговой штурм»;
  • дискуссия;
  • фокус-группа;
  • управленческий практикум.

Перечисленные виды коммуникации объединяет один общий принцип - синергия (от греч. syn - вместе, ergos - действующий, действие), который заключается в том, что взаимодействие двух и более индивидов дает суммирующий результат. Особенность этого эффекта в том, что он бывает гораздо сильнее, чем можно было предположить изначально. Выражаясь метафорически, в данной ситуации два плюс два равно не четыре, а заметно больше. Участники подобного взаимодействия, как правило, не предпринимают специальных попыток повлиять на качество процесса и его результаты, а преследуют собственные цели, но принцип синергии при этом все равно срабатывает.

Правила игры

Принцип синергии уже давно используется в сфере управления: менеджмент - такая область деятельности, где люди - главный ресурс, а интеллектуальные продукты, ими произведенные, - основное «топливо» для развития организации. Но чтобы добиться описанного эффекта, при использовании той или иной формы групповой активности важно соблюдать определенные правила.

Правило 1

Инициатор мероприятия -собственник или наемный управленец, задумавший использовать эффект групповой активности, должен иметь четкое представление о том, какой именно результат нужно получить и, ориентируясь на это, выбрать конкретный вид активности.

Вопрос целеполагания - один из самых актуальных в менеджменте. Особенно в случае организации групповой работы: мероприятия такого плана требуют много временных, материальных и психологических ресурсов. Четкость цели необходима для того, чтобы изменения по итогам, например, «мозгового штурма» или круглого стола, оказались именно такими, какие нужны компании.

Пример

После посещения семинара западного гуру в области бизнес-консультирования собственник сети розничных магазинов принял решение о том, что подчиненных следует «активнее вовлекать в управление компанией». С этой целью он учредил еженедельные дискуссии на актуальную на текущий момент тему. Новшество продержалось лишь четыре недели: люди встречались в заранее оговоренное время, вяло обсуждали обстановку в организации, единодушно приходили к соглашению о том, что она задана объективными обстоятельствами, и расходились по своим рабочим местам. Почему так получилось? Потому что цель была обозначена нечетко, а вид групповой активности был выбран неверно: дискуссия позволяет лишь уточнить обстановку и обменяться мнениями, но никак не стимулирует людей брать на себя больше обязательств.

Решение

Как собственнику надо было поступить в такой ситуации? Во-первых, самому проработать цель, обозначенную, «как активнее вовлекать подчиненных в управление компанией», уточнить, в чем должно проявляться такое вовлечение и, главное, для решения каких задач это нужно организации. Во-вторых, данную цель следовало донести до подчиненных, причем так, чтобы она оказалась для них достаточно привлекательной, и они захотели тратить силы и время на движение к ней. В-третьих, было необходимо выбрать (самостоятельно или обратившись к специалисту) адекватную цели форму работы. В данном случае куда более к месту, чем использованный вариант, был бы управленческий практикум. В-четвертых, стоило позаботиться о технической стороне дела: найти надежного ведущего и обговорить с ним цели и структуру мероприятия, обсудить список участников, попытаться выявить возможные подводные камни.

Как же следует поступить, если неэффективность действующего механизма стала очевидной? Во-первых, остановить его: чем дольше он работает, тем больше вреда делу. Во-вторых, уже с опытом и набитыми шишками вернуться к постановке цели. И, в-третьих, подробно описать критерии ее достижения - каких именно изменений в стиле поведения управленцев в «сухом остатке» хочет собственник.

Правило 2

Инициатору мероприятия, в идеале - в содружестве с модератором, стоит уделить особое внимание подготовительной работе -составить сценарий, сформировать группу, выбрать время проведения, организовать помещение для мероприятия и т.п.

«Мелочи» имеют большое значение. Например, неразумно собирать участников, когда они устали после рабочего дня и засыпают на ходу - инициативы от них не дождаться. Или формировать группу по принципу «кто попался под руку, того и включили в список». В неудобном, душном или холодном помещении у людей не будет физической возможности продуктивно работать. Все это негативно скажется на результате мероприятия, и пользы от него не будет.

Пример

Руководство небольшой страховой компании решило выяснить, насколько сотрудники удовлетворены условиями работы и зарплатой. В качестве инструмента для достижения цели выбрали метод фокус-групп. Однако не подумали, как потом выяснилось, о главном - как формировать группы. Они были собраны по принципу «приглашаем всех поучаствовать». Ведущей стала HR-специалист компании, у которой уже имелся опыт работы модератором на подобных мероприятиях в бытность ее фрилансером. Провели время участники прямо-таки замечательно, но результаты исследования оказались совершенно не такими, на какие надеялось руководство: ни в отношении их валидности, ни в плане эффекта синергии.

Решение

Как инициаторам мероприятия надо было поступить в такой ситуации? Во-первых, собрать больше информации о методе фокус-групп. Ведь главная его особенность как раз и состоит в том, что достоверность получаемых результатов зависит от того, как сформированы группы, - об этом написано практически в каждом учебнике, где рассматривается данная тема. И если уже очевидно - у организаторов, что называется, не хватит пороху на выполнение всех условий, при которых метод работает, лучше сразу от него отказаться. Во-вторых, обязательно нужно было ведущего - свой, даже хорошо подготовленный и очень уважаемый, человек не подходит.

Как следует поступить, когда выясняется, что мероприятие оказалось неэффективным? Во-первых, не доверять полученным результатам и не делать, базируясь на них, никаких важных выводов. Во-вторых, ни в коем случае не поднимать вопрос о том, «кто виноват» и почему не достигнуты цели, ради которых использовался метод: подобное расследование может сильно ударить по репутации руководства и HR-отдела. В-третьих, поискать другую форму групповой активности, к примеру дискуссии, на время отказавшись от метода фокус-групп.

Правило 3

Инициатору мероприятий нужно подыскать в организации или пригласить внешнего модератора и ввести его в курс дела, обсудив с ним изложенные выше правила 1 и 2. Вполне возможно, тот предложит ценные дополнения или изменения.

«Человеческий фактор», как всегда, значит многое. Если инициаторы мероприятий не позаботятся заранее о толковом ведущем, то события могут развиваться по двум сценариям:

  • если групповая работа будет более или менее структурирована, качество коммуникации все равно окажется сниженным, и потери времени практически неизбежны;
  • в группе начнется «разброд и шатания», никто никого не будет слушать, время уйдет, и все разойдутся недовольные.

Но даже если ведущий - либо профессиональный модератор, либо проверенный и имеющий опыт подобной работы сотрудник организации, предварительный инструктаж, тем не менее, обязателен. На нем необходимо разъяснить, какова на данный момент практика проведения аналогичных мероприятий в компании, к каким результатам желательно прийти, какие индивидуальные особенности конкретных участников группы надо учесть.

Пример

Руководитель столичного банка, задумав для персонала высшего и среднего звена целую серию мероприятий, ориентированных на развитие группового мышления, в качестве модератора пригласил известного бизнес-тренера. Этот специалист уже сотрудничал с банком, отзывы о его работе были самые восторженные, и, казалось бы, выбор был правильным. Но, увы, не каждый профессиональный бизнес-тренер - еще и хороший модератор: некоторые компетенции этих специалистов могут различаться. Так и оказалось в данном случае. Закономерным следствием ошибочного выбора ведущего стало превращение всех мероприятий в «театр одного актера», а поставленные руководством цели если и были достигнуты, то в весьма незначительной степени.

Решение

Как руководителю надо было поступить? Во-первых, разграничить для себя понятия «обучение» и «групповое мышление». Последнее предполагает и обучение, и самообучение, и взаимное обучение. Мероприятия, нацеленные на усиление «коллективного разума», дают эффект синергии; предсказуемость их гораздо ниже, но результат - ярче. Поэтому нужно было искать специалиста по развитию, а не только по обучению. А для этого достаточно самому руководителю побывать на тренинге или семинаре, который ведет потенциальный модератор, дабы понять, склонен ли он к тому, чтобы «становиться в центр» и активно привлекать к себе внимание, или же ориентируется на происходящее в группе, - это видно даже невооруженным глазом. Во-вторых, следовало вести аудио- и видеозапись мероприятия: к ним всегда можно вернуться. В-третьих, необходимо было вносить коррективы в событие, которое стало развиваться по сценарию «шоу»: конечно, это не слишком деликатно по отношению к бизнес-тренеру, но все же снизило бы издержки компании.

Как следует поступить теперь? Во-первых, не играть в игру, которая явно не удалась, и не называть тренинг дискуссией, мастер-класс - управленческим практикумом, а семинар - «мозговым штурмом». Во-вторых, заметив со стороны модератора «опасную» линию поведения, не стесняться, а вежливо, но твердо довести до него свои пожелания к формату его работы - раз уж это не было сделано заранее. В-третьих, запланировать и провести в ближайшем будущем - в пределах двух-трех месяцев - уже правильно организованное мероприятие.

От форм -до рисков!

Каждый вид групповой активности предназначен для решения определенных задач, а использование его сопряжено с некоторыми рисками. Соблюдение перечисленных выше трех правил, конечно, избавит инициатора изменений от большого количества затруднений, но риск совершить ошибку все равно остается. Подробнее этот вопрос рассмотрен в таблице .

У читателя может сложиться впечатление, что «куда ни кинь -всюду клин», и предусмотреть риски и заблаговременно нейтрализовать их - нереально. Отчасти это действительно так: групповая динамика, синергия, корпоративная культура, опосредованное влияние на результат мероприятия внешних факторов - все эти понятия умозрительные, и точно оценить их нельзя, а значит, вряд ли получится полноценно управлять ими. Но зато можно «взвесить» условия и обстоятельства, в которых функционирует организация. И если после этого поставленная цель окажется по-прежнему привлекательной, то следует воспользоваться той или иной формой групповой активности. «Плюсов» у «коллективного разума» гораздо больше, чем «минусов», уже потому, что люди привыкают принимать на себя ответственность за решения, найденные совместно.

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большую часть решений мы принимаем не задумываясь, потому что существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Но существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33391. СУ класса PCNC MSH-PС104. Назначение, состав, структура 31.5 KB
Конструктивно состоит из двух блоков: управления и пультового. Пульт управления имеет цветной плоскопанельный с активной TFT матрицей дисплей 121 мембранную клавиатуру и Flsh память емкостью 32 64 128 Mb. УЧПУ обеспечивает следующие технологические функции: токарная фрезерная версия ПО âMSHKCNCâ; G M T коды параметрическое программирование подпрограммы циклы; графический интерактивный режим разработки УП; графический модуль отображения траектории движения инструмента; измерительные циклы; компенсация люфтов...
33392. СУ класса PCNC MSH-TURBO-M. Назначение, состав, структура 34 KB
Основные принципы менеджмента включают в себя: принцип научности важно понимать причины несовпадения целей и результатов видеть противоречия между теорией и практикой знать свойства больших систем и методы работы в них; принцип системности и комплексности важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем входящих в организацию например как в Японии: подсистема пожизненного найма подсистема подготовки на рабочем месте подсистема ротации кадров подсистема репутаций подсистема...
33393. СУ класса PCNC NC-110. Назначение, состав, структура 32 KB
УЧПУ является многофункциональной СУ и способна управлять станками всех основных типов: токарными фрезерными расточными копировальными шлифовальными а также кузнечнопрессовым оборудованием системами термической лазерной и гидравлической резки деревообрабатывающим оборудованием. УЧПУ NC110 выполнено на базе промышленного компьютера имеющего набор периферийных модулей для управления оборудованием. Для подготовки УЧПУ к управлению оборудованием необходимо выполнить установку параметров и характеристик аппаратных и программных модулей...
33394. СУ класса PCNC «Микрос-12Т». Назначение, состав, структура 31 KB
УЧПУ Микрос12Т предназначено для модернизации и комплектации токарных станков. УЧПУ построено по архитектуре промышленного компьютера с использованием собственной операционной системы жесткого реального времени. Конструктивно УЧПУ состоит из двух блоков: управления рис. Блочная конструкция УЧПУ позволяет расположить компактный пульт управления близко к зоне обработки детали.
33395. АЛУ ОМК КР1816ВЕ51 30.5 KB
АЛУ состоит из регистра аккумулятора двух программнонедоступных регистров Т1 и Т2 предназначенных для временного хранения операндов сумматора дополнительного регистра В регистра слова состояния программы ССП схемы десятичной коррекции и схемы формирования признаков. Важной особенностью АЛУ является его способность оперировать не только байтами но и битами. Таким образом АЛУ может оперировать четырьмя типами информационных объектов: булевскими 1 бит цифровыми 4 бита байтными 8 бит и адресными 16 бит.
33396. Признаки регистра ССП КР1816ВЕ51 38.5 KB
В таблице приводится перечень флагов ССП даются их символические имена и описываются условия их формирования. Формат регистра слова состояния программы ССП Символ Позиция Наименование и назначение флага C PSW.7 Флаг переноса.6 Флаг вспомогательного переноса.
33397. Граф возможных вариантов пересылки … КР1816ВЕ51 31 KB
Возможны следующие виды пересылки: пересылка в аккумулятор из регистра и пересылка в регистр из аккумулятор; пересылка в аккумулятор прямоадресуемого байта и пересылка по прямому адресу аккумулятора; пересылка в аккумулятор байта из РДП и пересылка в РДП из аккумулятора; пересылка в регистр прямоадресуемого байта и пересылка по прямому адресу регистра; пересылка прямоадресуемого байта по прямому адресу; пересылка в аккумулятор байта из ВПД и пересылка в ВПД из аккумулятора; пересылка в аккумулятор байта из расширенной ВПД и пересылка в...
33398. Структура РПП и ВПП КР1816ВЕ51 28.5 KB
Организация памяти в микроконтроллере иллюстрируется рисунке Память программ имеет 16битовую адресную шину ее элементы адресуются с использованием счетчика команд PC или инструкций которые вырабатывают 16разрядные адреса. Память программ доступна только по чтению. ОМЭВМ не имеют команд и управляющих сигналов предназначенных для записи в память программ.
33399. Структура РПД и ВПД КР1816ВЕ51 27.5 KB
Организация памяти в микроконтроллере иллюстрируется рисунке Память данных делится на внешнюю и внутреннюю каждая из них имеет свое пространство адресов. В архитектуре MК51 пространство адресов внутренней памяти данных объединяет все внутренние программно доступные ресурсы. Это пространство размером 256 байт в свою очередь делится на пространство адресов внутреннего ОЗУ резидентная память данных РПД размером 128 байт и пространство адресов регистров специальных функций.

Июль 1961 г

Наша Революция развивается так стремительно и под­ход к возникающим проблемам, должно быть, меняется настолько быстро, что опережает способность к их пониманию в определенной среде революционных орга­низаций.

Поэтому настоящим докладом, который подлежит широкому обсуждению, мы хотим дать общие направле­ния политики, которую следует проводить руководите­лям государственных предприятий в отношениях с такими рабочими и политическими объединениями, как комитеты технического совета, профсоюзы, ХУСЕИ 1 , революционные организации и т. д.

Кубинская революция, быстро пройдя первый демо­кратический антиимпериалистический этап, переросла в социалистическую, поэтому все проблемы, которые она ставила, должны изучаться с точки зрения государства, которое идет к социализму, и в свете определяющих руководящих принципов марксизма, с учетом опыта стран, уже реально строящих социализм.

При этом следует учитывать основные условия наше­го собственного национального развития и приспосабли­вать их к общей картине развития на каждом данном этапе.

Наша Революция уже миновала фазу борьбы, на которой неизбежно должны были применяться обычно жесткие меры экспроприации капиталистов, в особеннос­ти в промышленности, где было национализировано более 80 % предприятий, и этот процесс продолжается по­средством выкупа экспроприированного у тех, кто бежит из страны, покидает предприятия или уличается в соучастии с контрреволюционными элементами. Все это привело к необходимости создать государственный производственный аппарат, игнорируя при этом практи­ческое значение частного производства. В плане преду­сматриваются производственные возможности и потреб­ности в обеспечении государственных предприятий и в целом той немногочисленной группы частных пред­принимателей, которые продолжают сохраняться.

С течением времени понятие предприятия менялось. Центральный совет планирования дал следующее опре­деление предприятию, которое дословно гласит:



«Понятие общественного предприятия включает в себя все производственные объединения, производящие одинаковую или схожую продукцию или оказывающие одинаковые или схожие услуги, хотя это не исключает возможности, что в отдельных случаях по практическим соображениям общественные предприятия могут стро­иться и на других принципах интеграции».

Решение Центрального совета планирования гласит:

«Предоставить в принципе общественным предприятиям следующие полномочия:

а) заключать контракты на закупку или получение материалов (электроэнергии, сырья, смазочных матери­алов, запчастей для действующих машин);

б) заключать контракты на продажу или передачу созданной продукции;

в) заключить контракты на строительство зданий и приобретение машин и оборудования, необходимых для увеличения производственных мощностей, входящих в объединение единиц, согласно утвержденному плану капиталовложений;

г) заключать коллективные трудовые контракты и соглашения;

д) назначать, передвигать и увольнять неруководя­щий состав входящих в объединение организаций, согласуя эти вопросы с Министерством труда и руко­водствуясь утвержденным штатным расписанием;

е) определять, какие производственные единицы должны иметь бухгалтерию;

ж) разрабатывать бюджет, на основе которого пред­приятия посредством государственных ассигнований бу­дут получать необходимые фонды для обеспечения контрактов, упомянутых в пунктах а), б), г), а также передавать в национальный доход прибыль от продажи продуктов».

Как можно увидеть, государственное предприятие является объединением более или менее схожих произ­водственных единиц, которые работают, имея установ­ленный бюджет и согласно этому бюджету, определяют свои производственные задачи, подписывают контракты с целью их выполнения, заключают коллективные трудо­вые договоры и соглашения, назначают, передвигают и увольняют неруководящий состав входящих в объеди­нение организаций по согласованию с Министерством труда и заключают договоры на строительство соору­жений, закупку машин и т. д.

Администраторам каждого завода передается часть функций директора объединенного предприятия, но в отношении начальников отделов мы можем не отделять руководителей объединенного предприятия от руководи­теля заводов. В действительности объединенное пред­приятие является количественным объединением ряда заводов, но приблизительно с теми же функциями. Каковы же руководящие кадры сегодняшних предприя­тий Министерства промышленности согласно последне­му утвержденному регламенту? Начальник экономичес­кого отдела, начальник производственного отдела и начальник отдела сбыта и закупок. Три наиболее важ­ных человека, которые вместе с директором составляют исполнительную часть предприятия. Но объединенное предприятие, как и заводы, - я вновь повторю это, - не представлены только этой руководящей группой государственных служащих; есть еще две очень важные организации, которыми являются профсоюз и Техни­ческий совет. Отношения между каждой из них должны быть четко определены.

Прежде чем продолжать дальше, следует уточнить, что заводы являются собственностью всего народа, а так как народ в нашей стране представлен государством. значит, они являются собственностью государства. Ку­бинский народ поручил государству миссию руководить производством для достижения целей социалистической революции. И именно социалистический характер Кубинской революции определяет общие направления производства; отвергая анархию капиталистичес­кого производства, революция выдвигает план рацио­нального социалистического производства. Поэтому план является одной из опор социалистической системы, в которой согласовываются усилия всей страны, гармо­нично распределенные и тесно увязанные между собой.

Конечно, правительство не может диктовать нормы, составлять планы, ставить задачи без участия народа, так как в этом случае план был бы неэффективным, бюрократическим. Поэтому предприятие должно обра­титься к своим служащим и рабочим с целью привлечь их к обсуждению планов, вовлечь народ в производство и в решения производственных вопросов в такой форме, чтобы конечный результат был бы жизненно важным, итогом практических обсуждений определенных тем, которые могли бы привести к окончательным выводам. Следует добавить, что согласно действующим принци­пам руководства предприятиями в социалистических странах администратор и административный совет несут полную ответственность за возложенные на них обязательства. Это должно быть ясно, так как не может допускаться никакой небрежности со стороны адми­нистратора при исполнении функций, возложенных на него государством, функций, предоставленных ему как директору предприятия или администратору завода. Только исходя из этого основного критерия, можно начать обсуждение предложенной проблемы.

Какими должны быть отношения между админист­ратором и профсоюзами?

В заголовке этой работы уже содержится мысль, что руководство должно быть единым, при личной от­ветственности и коллективном обсуждении. Директора, мы уже говорили об этом, должны выполнять, добивать­ся выполнения общих указаний министерства; кроме того, они должны и руководить всеми этапами непо­средственного планирования, руководить организацией и составлением, реализацией и контролем всех функций и дел объединенного предприятия или в данном случае завода. Директор объединенного предприятия должен:

а) руководить сам или через компетентных служа­щих работой отделов, контор и производственных под­разделений объединенного предприятия, являясь главным ответственным лицом перед министерством за хороший ход работы;

б) руководить составлением и выполнением государ­ственного плана в части, касающейся объединенного предприятия (технико-экономический план объединен­ного предприятия);

в) следить за выполнением установленных показате­лей работы, заработной платы, контрактов, технологии, финансов, законов и постановлений, мер безопасности и гигиены труда рабочих. Следить также за правильным и эффективным использованием ресурсов, выделенных объединенному предприятию государством;

г) принимать необходимые решения внутреннего характера, направленные на улучшение работы объеди­ненного предприятия. Издавать необходимые инструк­ции по лучшей организации административной, эконо­мической, технической, производственной и коммерческой деятельности объединенного предприятия;

д) информировать, стимулировать, обучать и повы­шать способности личного состава объединенного пред­приятия, чтобы достичь более революционной, эффек­тивной и экономичной его деятельности;

е) подписывать необходимые документы обществен­ного и частного характера, однако они никоим образом не должны своим содержанием выходить за пределы, установленные в технико-экономическом плане объеди­ненного предприятия;

ж) председательствовать на административных со­ветах, комитетах и собраниях, которые проводятся для информации и координации различного рода деятель­ности объединенного предприятия;

з) сотрудничать с революционными и профсоюзны­ми организациями;

и) поддерживать активное участие трудящихся в управлении и выполнении плана.

Какова же будет роль профсоюзов?

Профсоюзы имеют две различные функции, которые в революционную эпоху дополняют друг друга.

Одна из них - понять основную идею организации и задач правительства, обсудить ее на уровне конкрет­ного предприятия или завода и довести эту идею до сознания трудящихся масс, чтобы в их сознании укоре­нилось то, что нужно сделать, и чтобы это сознание и дальше с еще большей силой продвигало дело вперед.

Другая задача, кажущаяся противоположной первой, состоит в защите специфических и непосредственных интересов рабочего класса на уровне объединения или завода. Установление социалистической системы не устраняет противоречия, а только изменяет форму их разрешения. Сейчас также будут противоречия, в их разрешении профсоюз будет играть важную роль, обосновывая точку зрения трудящихся определенной отрасли для возможного удовлетворения их нужд, без ущерба общим интересам всего рабочего класса, - построению социализма и индустриализации страны в короткий срок, - когдаих нужды не расходятся с определенными нормами труда, когда они не противо­поставляются некоторым благам, завоеванным в резуль­тате профсоюзной борьбы в течение долгих лет, когда не игнорируются насущные нужды рабочих предприя­тия и когда дело касается общего обсуждения коллек­тивного трудового договора. Как совместить всю эту защиту непосредственных интересов рабочего класса с его участием в больших экономических начинаниях Правительства? Очень просто, так как между этими двумя задачами нет внутренних противоречий; Прави­тельство старается вести страну вперед, по возмож­ности более быстро, используя возможно большее количество ресурсов для блага наибольшего количества людей в наиболее короткий срок. Стремление это вели­ко, иногда это общее стремление на каком-то заводе наталкивается на практические трудности; в этом случае задача профсоюза - привести в соответствие реальные условия места работы и важные общие уста­новки развития государства. Для пояснения этой мысли приведем пример.

Предположим, что на одном промышленном пред­приятии (не будем его называть) имеется цех, вредный для здоровья; страна нуждается в продукции, для полу­чения которой приходится работать в спешном порядке, в условиях, очень вредных для здоровья. Экономические инстанции через свои организации передают просьбу директору указанного предприятия; директор хочет удвоить показатели производства, просит увеличить ко­личество рабочих часов и других самопожертвований, необходимых для увеличения производства без новых вложений, которые в этот момент сделать невозможно. Профсоюз может выступить и сказать: «Подождите, здесь от этой группы рабочих просят несоразмерных усилии, потому что работа по стольку часов вызывает такую-то болезнь, ведет к физическому износу, потому что нет минимальных условий охраны здоровья, потому что есть то или другое. Он имени рабочих, которых мы представляем, требуем, чтобы улучшились условия оп­латы труда, улучшились санитарные условия, социаль­ное страхование; все это нужно, чтобы выполнить зада­ния правительства, и в случае удовлетворения наших просьб мы обязуемся сделать это».

Естественно, мы взяли крайние случаи; администра­ция всегда учитывает условия, необходимые для выпол­нения рабочими своих заданий, имеет в виду благосос­тояние рабочих и не будет требовать от них того, что карикатурно изображено в нашем примере, но здесь как раз в общих чертах и проявляется другая задача проф­союза.

Профсоюз должен выполнять эту двойственную функцию наблюдения за условиями труда рабочих и служащих, но в то же время он должен давать революционное направление самопожертвованию или необхо­димым усилиям масс со всей честностью, на которую способны пролетарии, так как общие направления экономической политики социалистической революции определены желанием создать больше ценностей для повышения благосостояния рабочего класса, крестьян и всего народа.

Профсоюз должен хорошо знать, каковы эти направ­ления и как следует воспитывать массы для быстрейше­го достижения запланированных показателей; для этого он должен иметь доступ к управлению предприятием. До составления трудового распорядка предприятия желательно, чтобы администрация пригласила секрета­ря профсоюза на совет дирекции. Этот личный контакт даст возможность лучше оценить степень сознательнос­ти рабочих и яснее увидеть экономические задачи.

Профсоюзы тесно связаны с увеличением произво­дительности труда и трудовой дисциплиной, которые являются основополагающими факторами построения социализма. Профсоюзы также участвуют в подготовке деятельных администраторов из рабочих, повышая их технический и политический уровень.

Другой задачей профсоюзов является забота о не­посредственных материальных и духовных запросах рабочих. Согласовывая все эти запросы путем обсужде­ния и убеждения (это основной метод правильных действий), профсоюз выполнит все свои обязанности в этот период напряжения всех производительных сил.

Таким образом, отношения между директором и профсоюзом являются сердечными, гармоничными и носят характер взаимодействия, но проявляются они в разных сферах; за все, что касается административного, ответственность несет администратор, который должен применять свою власть; в области воспитания и повы­шения идеологического уровня масс профсоюзы несут большую ответственность и должны выполнять эту за­дачу с глубоким революционным чувством, подчиняя свою деятельность целям общества.

Любое противоречие должно разрешаться посредст­вом обсуждения, потому что самое сильное оружие рабочего класса - это забастовка, она является вынуж­денным оружием в разрешении классовых противоре­чий, явлением, которое не должно иметь место в об­ществе, избравшем путь построения социализма; рабо­чие забастовки на наших предприятиях будут означать громкий провал деятельности нашей администрации, а также явятся выражением, к сожалению, недостаточ­ности политического сознания рабочего класса. К счас­тью, эти отрицательные явления изжиты в нашей стране; значительно повысилась сознательность рабо­чих, и направление нашей экономической политики является правильным и имеет основную задачу - удов­летворение интересов рабочего класса в целом и каждо­го отдельного человека.

Ярким выражением нашего сегодняшнего состоя­ния, совершенно отличного от прошлого, является как раз добровольный труд рабочих, труд, возглавляемый и направляемый профсоюзами. В сознании рабочих уже твердо укоренилась идея, что невозможно отделить завод от трудящихся, что это единые вещи и что, когда трудящийся делает что-то для завода, он делает это для своего блага и для блага всего народа. Таким образом, добровольный труд сплачивает рабочих, которые пере­ходят от одного вида работы к другому, исходя из потребностей страны; по мере необходимости позволяет производить ротацию трудящихся на различных заводах или предприятиях, как это было с производством саха­ра, когда трудящиеся всех предприятий внесли свой вклад в это дело и тем самым содействовали сплочению усилий рабочего класса, претворению в жизнь важней­ших лозунгов страны.

ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ

На уровне заводов, а также в объединениях существует орган, более или менее технический, называемый Тех­ническим советом. Технический совет состоит из наибо­лее известных рабочих от каждого подразделения производства, которые, объединившись, дают советы администратору о практических мерах, которые необхо­димо принять в каждом производственном подразделе­нии.

Технические советы занимаются решением револю­ционно-технических задач. Например, нужна какая-то запасная часть, машина стоит из-за ее отсутствия, инженер считает, что эта деталь должна быть доставле­на из-за границы, на это нужно полтора месяца, что эту деталь невозможно починить и поэтому нужно остано­вить машину. «Во всяком случае, - скажет инженер, - эту деталь надо доставить самолетом».

Собирается Технический совет, обращается к практи­ческому опыту всех рабочих и решает, что эту деталь можно отремонтировать на Кубе, пока прибудет новая. Ставится задача, и деталь ремонтируется. Какой харак­тер носила работа этих людей? Она была технической, но она была и революционной. Это является основной функцией Технического совета, но он же с высоты свое­го положения на заводе может очень хорошо знать, как развиваются производственные отношения, может видеть значение дисциплины труда, значение организа­ции труда, то, как понимают в различных цехах завода неправильные, ошибочные действия на том или ином определенном участке.

Итак, Технический совет является эксперименталь­ной лабораторией, в которой рабочий класс готовит себя для выполнения будущих задач всестороннего управления страной. Он должен способствовать разви­тию всех способных рабочих, стремлению к творческому росту и вместе с профсоюзами предлагать им учить­ся в различных школах, которые создаются; должен постоянно работать над повышением технического уров­ня рабочих, так как профсоюзы и революционные организации обязаны повышать их культурный и идео­логический уровень, способствуя дальнейшему развитию социалистического сознания.

Администратор является председателем Техническо­го совета. Его решение на уровне предприятия или завода окончательно, но может быть передано на рас­смотрение в высшую организацию. То есть в случае с заводом Технический совет может (да и должен это сделать) сообщить директору объединенного пред­приятия, что такой-то администратор завода совершает такие-то и такие-то действия, которые идут вразрез с политикой министерства и наносят ущерб производству, рабочим и общему ходу дел на заводе; если директор объединения не обратит внимания на это заявление, можно послать его выше, соответствующему замести­телю министра. Как видите, существует надежная гарантия, что все заявления Технического совета будут рассмотрены лицами, ответственными за проблемы производства.

В итоге Технический совет имеет целью замещение высококвалифицированных техников и улучшение усло­вий труда посредством своего революционного энтузиаз­ма. В особенности он будет работать над изучением воз­можностей изготовления запасных частей, над рациона­лизацией процесса производства, над повышением про­изводительности труда, а также будет сотрудничать с профсоюзами в работе по улучшению дисциплины труда и повышению технической грамотности рабочих. Кроме того, сейчас его насущной задачей является вместе с ответственными лицами Министерства труда и соответ­ствующих министерств разработка нормативов труда. Эти нормативы являются базой для расчета заработной платы в социалистической системе и на их основе сос­тавляется коллективный договор.

В производстве имеется один очень важный «фак­тор», который в идеологическом плане остался далеко позади политического развития страны, - это тех­ник. Техниками на Кубе, как правило, были люди, вышедшие из мелкобуржуазной среды или высших слоев населения, чьи отцы имели деньги на их обучение здесь или за границей, как правило, в Соединенных Штатах; кроме того, они были воспитаны в духе уваже­ния и преклонения перед американской техникой. После завершения учебы такой техник скорее всего проходил курс на каком-нибудь американском предприятии и шел работать часто на другое американское предприятие. Таким образом, его идеологический горизонт замыкался на практических знаниях существа дела. У него не было контактов с другим миром и для него отвратительно все то, что не является «свободной инициативой» и не дает ему возможности тоже когда-нибудь разбогатеть. И хо­тя его сегодня эксплуатируют, хотя его старший това­рищ, какой-нибудь инженер, которому уже 60 лет, про­должает прозябать в роли скромного служащего, как и раньше, несмотря на все это, он лелеет надежду и поэтому не испытывает симпатии к обобществлению предприятий. Он привык работать несколько часов в день, привык, чтобы его уважали, а может быть, и по­баивались рабочие. Он увидел, как весь окружающий мир, очень стабильный, который он видел незыблемым за все время его существования, где он жил в относи­тельных удобствах, но с нереальными возможностями сделать большой скачок к своему счастью, неожиданно рухнул.

Кроме того, рабочие завода вообще видят в техниках союзника хозяина, немилосердного человека, который заставляет больше работать, заставляет выполнять ту или иную работу, квалифицирует рабочих; с основанием или без основания рабочие переносят свою ненависть к старым хозяевам и на инженеров. Инженер чувствует это преследование и начинает искать то, что могло его ориентировать в этой обстановке, помочь ему преодо­леть кризис; вот здесь, в этой ситуации важна роль администратора. Администратор - именно тот человек, который должен оказать помощь техникам, повышать их идеологический уровень, показать им на своем при­мере в постоянных с ними беседах, что может сделать социализм, ясно изложить им правду о том, что при социализме техник имеет больше возможностей для своего развития, чем при капитализме; что, хотя на од­ном, двух или пяти примерах можно показать техников, разбогатевших при капитализме, но чтобы это случи­лось, сотни и тысячи техников должны были подвер­гаться унижениям и эксплуатации. Нужно оказать ему доверие, приблизить его к революционному процессу. Техник не запятнан первородным грехом, и нормы его поведения просто определяются воспитанием, которое он получил, общественным классом, откуда он вышел, обстановкой, в которой прошла вся его жизнь. Револю­ционный администратор должен работать, чтобы его техники оставались в стране, совершали идеологический переворот в своем сознании, который позволил бы им не только просто работать, но работать с энтузиазмом для Революции, чтобы они слились с рабочим классом, классом, который в самом ближайшем будущем призван решать судьбу страны.

Все это нужно делать, не упуская, однако, из виду, что нельзя позволять ни малейшего превышения прав со стороны техников; можно допускать все их идеологи­ческие сомнения и все выпады против существующего реального положения, но нельзя им разрешать, напри­мер, чтобы они в силу старого образа мышления плохо обращались с рабочими, отсутствовали на работе, отка­зывались отремонтировать какую-нибудь машину или работать с техниками из социалистических стран, кото­рые прибыли в составе многих технических групп, присылаемых этими странами с целью помочь нам. Задача администратора - убеждать, но убеждать твер­до, это является одной из самых деликатных сторон его повседневной работы.

Все это является задачей переходного периода; ли­цам, вышедшим из общественных классов, свергнутых в ходе борьбы, должна быть оказана помощь на тот период времени, в течение которого они перестанут себя чувствовать чужими в новом обществе и войдут в него.

В будущем новые техники выйдут из рядов рабо­чего класса и крестьянства, их слияние с Революцией будет полным и дух социалистического соревнования станет естественным делом.

Очень важно уже сегодня приложить максимальные усилия, чтобы рабочий класс шел к овладению техни­кой, так же как он семимильными шагами идет по Пути повышения своего идеологического уровня. Так быстрее можно будет овладеть контролем над аппаратом произ­водства, которое является экономической основой новой системы.

Эта совокупность революционных органов - Техни­ческий совет, профсоюзы и администрация, возглавляе­мая главным администратором, - имеет целый ряд задач и общих отношений. Задачи их в основном уже уточне­ны; что касается отношений между ними, то следует настоятельно и четко объяснить, подчеркнуть, чтобы сразу было видно, что ответственность за выполнение планов правительства несет администратор и, следова­тельно, на него падает полная ответственность за вы­полнение распоряжений правительства.

Должна существовать широкая интеграция этих ор­ганов, следует постоянно обсуждать назревшие вопросы, устанавливать постоянные связи, которые позволят обмениваться мнениями в любой момент и посовето­ваться по всем необходимым политическим и техничес­ким аспектам данной проблемы с тем, чтобы админист­ратор в последней инстанции и под свою полную ответ­ственность принял решение. Именно это и позволит конкретному заводу или предприятию идти правильным путем.

Наряду с этими органами, учрежденными, можно сказать, установочным порядком существует еще один, который имеет важное значение и является истинным выражением чаяний и мнений рабочего класса, - производственное совещание.

Производственное совещание, проводимое на демо­кратических началах, охватывает всех рабочих завода, которые свободно излагают свою точку зрения на ход производства и выполнение плана. Производственное совещание представляет собой как бы палату представи­телей, в которой обсуждаются свои собственные задачи и задачи всех служащих и рабочих.

Там должны господствовать как средство социалис­тического воспитания критика и самокритика. Они позволяют обменяться различными, иногда противопо­ложными точками зрения, что дает возможность вос­питывать администраторов в духе критического анализа их собственных задач перед всем коллективом пред­приятий, а последнему - возможность действенного контроля за выполнением администрацией своих задач.

Критика и самокритика являются основой ежеднев­ной работы, но наиболее ярко они проявляются на производственном совещании, где обсуждаются все вопросы, связанные с производством, и где работа администратора будет подвергнута экзамену и критике со стороны рабочих, которыми он руководит.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что обсуждения должны вестись не с позиции силы, а с позиции логики и здравого смысла, без рассмотрения мелочных и личных интересов. Метод «высочайших повелений» неэф­фективен. Необходимо понимание администратором того, что в обращении с рабочими нужно поступать так, чтобы они осталисьим довольны. Если же он не будет исполнять их волю, то останется вне предприятия.

Из новых органов, созданных Революцией, один является самым молодым - ХУСЕИ, который основал на востоке товарищ Рауль Кастро, и затем он был соз­дан повсюду, вплоть до провинции Матансас; его нет только в Гаване и провинции Пинар-дель-Рио. ХУСЕИ имеет две важные функции, одна из которых связана с проблемами производства на центральном уровне, а вторая - это координация связей на местном уровне. ХУСЕИ в настоящее время осуществляет функции местной политической власти. В этом качестве он дол­жен знать все, что происходит в данной местности, зоне, о которой идет речь, и даже провинции. В этом случае отношения с центральным управлением являют­ся второстепенными.

В то же время ХУСЕИ выполняет функцию специ­ального аппарата координации, наблюдения и контроля государства на местном или провинциальном уровне, и очень важно, чтобы эта функция тщательно выполня­лась. Здесь отношения должны строго осуществляться в соответствии с установленными принципами с тем, чтобы не происходило трений, не было бы бесплодной работы ХУСЕИ и его функции не возрастали бы чрез­мерно, причиняя тем самым вред делу. Следует исхо­дить из основной предпосылки, что администрация каждой отрасли производства является верховной властью этой определенной отрасли. Конфликты между местными предприятиями и организациями, принадле­жащими различным министерствам, конфликты любого характера, возникающие на уровне провинции или населенного пункта, ХУСЕИ должны разрешать в духе сотрудничества, призывая стороны к их обсуждению; ХУСЕИ не является исполнительным органом в сфере экономики и не может никогда посредством местной директивы исказить общенациональное направление, намеченное соответствующим министерством.

Необходимо установить это различие: например, конфликт между администраторами государственного предприятия, принадлежащего Министерству промыш­ленности, и другого предприятия, принадлежащего Министерству транспорта, имеющий местный характер, можно разрешить на местном уровне. ХУСЕИ, в кото­ром представлены обе эти организации, может действо­вать в духе их примирения, пытаясь установить между ними более разумные, более справедливые отношения на пользу стране. Если же происходит конфликт между администратором какого-нибудь завода и каким-нибудь служащим высшей иерархии соответствующего минис­терства, в этом случае ХУСЕИ должен воздержаться от вмешательства. Администраторы прежде всего долж­ны помнить, что в административном порядке они под­чиняются министерству, к которому относятся, это во-первых, и что отношения с ХУСЕИ являются в данном случае вторичными. То есть недопустимо, чтобы заяв­ление от рабочих и администратора на какого-либо служащего вышестоящей инстанции подавалось в про­винциальный ХУСЕИ, минуя министерство, так как в данном случае это будет нарушением административ­ного порядка.

Так же как в случае отношений профсоюзов и Тех­нического совета, отношения между руководителями заводов и ХУСЕИ провинций служат делу объединения, к которому мы все стремимся, чтобы сделать более эффективной работу администратора. Однако адми­нистратор никогда никоим образом не может отказать­ся от своих законных прав и основных обязанностей; следует сказать, что управление заводом находится под его ответственностью и за все, что происходит в процессе этого руководства, он должен отвечать перед соответ­ствующим министерством. Исходя из этих предпосылок, ХУСЕИ, в который входят представители революцион­ных организаций и административных органов, выполня­ет важную задачу: он призван координировать действия всех этих сил, сглаживать «шероховатости» и рабо­тать на общее благо, делая все для полного использования производственных возможностей страны на местном уровне.

Каковы же основные задачи администратора? Мо­жем сказать, что в этот период основной задачей явля­ется выполнение и перевыполнение плана. Как админи­стратор обеспечивает выполнение или перевыполнение плана? В основном двумя путями: за счет роста произ­водства и повышения производительности труда. Произ­водство, т. е. создание необходимой продукции для достижения намеченных задач, и производительность, т. е. ускорение процесса производства таким образом, чтобы с меньшими или с теми же самыми затратами производить больше. Можно добиться необходимой производительности посредством различных факторов: координации административных и технических сил с производительными силами, т. е. с рабочими, чтобы они глубоко усвоили идеи важности выполнения плана и повышения своего технического уровня, начиная с самого низкого.

В данный момент важную роль играет то, что поли­тическая просвещенность масс, их желание сделать больше и лучше претворяются в жизнь в ходе соревно­вания. Соревнование - одна из опор ускоренного раз­вития страны в революционный период и его основы должны досконально изучаться и обсуждаться на всех заводах с тем, чтобы всеобщие усилия привели к высо­ким показателям кубинского производства.

И все это должно делаться без ущерба качеству продукции. Напротив, качество должно быть составной частью оценки приложенных усилий. Если сегодня не­которые продукты изменили вид или вкус, в будущем мы найдем соответствующий рецепт и необходимое для этого сырье. Мы всегда должны двигаться вперед, учитывая важность качества продукции для повышения благосостояния населения, и не жертвовать качеством в угоду росту количества продукции.

Для всего этого нужно выполнить одну из наиболее важных и плодотворных задач, которая должна решать­ся в тесном сотрудничестве с директорами предприятий, членами Технического совета, профсоюзами, революци­онными организациями, а также ХУСЕИ: эта задача - формирование кадров. Формирование кадров - это основа, которая нам обеспечит будущий успех заводов, предприятий и всей страны в целом. Тот, кто сегодня сумеет пожертвовать кое-какой продукцией, нескольки­ми рабочими часами, за счет повышения производи­тельности труда в будущем с лихвой выиграет то, что теряет сегодня, может сказать, что он прекрасно понял процесс социалистического производства на предприя­тии или в государственном учреждении. Это является одной из важнейших задач, которые стоят перед нами в настоящий момент. Мы готовимся создать необходи­мые условия для того, чтобы в ближайшие годы у нас появилось большое количество способных техников. Для этого с социалистическими странами разработан подробный план, который уже находится на пути к выполнению.

Хотя человек и не может быть разложен по клеточ­кам с четкими границами, по которым его заслуги рассматриваются отдельно, а затем простым арифмети­ческим сложением выводится целое, можно сказать, что наилучшим директором предприятия или завода может быть тот, кто умеет сочетать в себе интересы развития рабочего класса и страны в целом и конкрет­ный успех своего предприятия; координирует свои действия со всеми революционными организациями;

проявляя решительность и авторитет, берет решение возникающих проблем под свою ответственность; умеет подняться на такие административные высоты, которые позволяют охватить в целом производство и непосред­ственным, личным общением дойти до масс; руководит объективно, основываясь на своих знаниях, а также увлекая других своим примером; знает теорию планиро­вания и ее проблемы, технологию производства на своем предприятии; может превзойти средний интеллек­туальный уровень и постоянно продолжать учиться, но в то же время ощущать себя членом рабочего коллек­тива и к нему обращаться за получением опыта; спо­собен забыть даже о минимальном личном интересе; выполнение законов и революционного долга ставит выше личной дружбы; умеет оценивать людей по кон­кретным делам и результатам работы, а не по их виду и словам; соединяет крепкую административную дис­циплину с революционной отвагой и инициативой; содействует техническому и политическому развитию рабочего класса, предоставляя трудящимся широкие возможности учиться. Руководитель должен оконча­тельно усвоить, что великую научную истину револю­ционного движения необходимо дополнить постоянной и целенаправленной работой, имея в виду всегда реаль­ность и, вооруженный теорией, работать ради этой реальности.

Теория и практика, решение и спор, управление и ориентация, анализ и синтез - таковы диалектические противопоставления, которыми должен владеть рево­люционный администратор.

«Трабахо» («Труд»)

Задание. Обсудить результаты, историческое значения и уроки гражданской войны в России.

Дополнительная информация

Гражданская война в России завершилась победой большевиков и их сторонников. Причинами такого результата были как значительные просчеты противников большевиков, так и осуществляемые последними походы. Война продемонстрировала, что получить и удержать власть в России, основную массу населения которой составляло крестьянство, могли лишь силы, способные обеспечить его поддержку. Противники большевизма сделать это не смогли. Они также допустили просчеты в национальных призывах, выступая за восстановление «единой и неделимой России» и отказываясь поддержать национальные движения.

Негативно влияла на «белое движение» несогласованность действий и амбициозность его лидеров, узость поддержки в обществе, попытка опираться на помощь интервентов. Именно интервенция 14 государств дала возможность большевикам использовать в своих интересах патриотические чувства населения. Победе большевиков способствовало то, что они контролировали центр России
и использовали экономические и стратегические преимущества своего положения для осуществления ими чрезвычайных мер, политика «военного коммунизма» позволило мобилизовать все ресурсы страны. Интенсивная большевистская пропаганда намерений создать справедливое общество (построить коммунизм) способствовала появлению значительного количества их сторонников, готовых отдать жизнь за светлое будущее своих детей. В то же время среди равнодушных к планам большевиков за предыдущие годы накопилась усталость от безвластия, равнодушие к происходящему в стране, стремление к восстановлению спокойствия и порядка.

Гражданская война имела огромные разрушительные последствия для России. Общие потери населения на фронтах и в тылу от голода, болезней, террора достигали 8 млн. человек. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, достигал 50 млрд. рублей золотом. Промышленное производство составляло только 4-20 % от уровня довоенной России, сельское хозяйство - 40 %. Страна была отброшена в своем развитии почти на полвека.

Главным итогом войны стало то, что после победы большевиков в гражданской войне Россия и другие советские республики оказались на пути значительных и длительных экспериментов, связанных с реализацией коммунистической модели переустройства общества.

6. Кризис большевистского режима.

Учитель

Внутриполитический кризис советских республик в начале 1920-х гг., обусловленный политикой «военного коммунизма», поставил вопрос возможности дальнейшего удержания власти большевиками. Республики были охвачены массовым повстанческим крестьянским движением (Украина, Поволжье, Кубань и Дон), забастовками рабочих. Активизировалось движение басмачей (противников советской власти) в Туркестане. Крупнейшим было восстание Е. Антонова, охватившее Воронежскую и Тамбовскую губернии. Количество участников сопротивления составляло 50-70 тыс. человек. Против отрядов Антонова воевала регулярная армия во главе с М. Тухачевским. В это же время продолжалась повстанческая борьба в Украине под руководством разных атаманов, самым известным из которых был Н. Махно.

Наиболее организованным и опасным было восстание моряков Кронштадта весной 1921 г. Наряду с экономическими требованиями восставшие выдвинули и политические: Советы - без коммунистов. Против восставших была брошена регулярная армия под командованием М. Тухачевского. Штурм Кронштадта длился десять дней.

В ряде городов состоялись забастовки. Так, западносибирские железнодорожники, организовав вооруженные отряды, захватили и держали под контролем почти всю территорию Тюменской губернии, прервав железнодорожное сообщение Сибири с центром страны.

7. Новая экономическая политика большевиков.

Коллективная работа с учебником

Задание. Проработать материал учебника (с. 200-202), сравнить политику «военного коммунизма» и нэп по плану: 1) дата введения; 2) причины введения; 3) основные мероприятия; 4) историческое значение.

Дополнительная информация

Экономический и общественно-политический кризис 1921 г. заставила правящее руководство срочно пересмотреть экономическую политику, особенно в отношении крестьянства. Переход к новой экономической политике в 1920 г. предлагал осуществить Троцкий, но его предложения заменить продразверстку налоговой системой не было поддержано. И уже весной 1921 г. Ленин смог убедить партийное руководство в необходимости изменения экономической политики.

Нэп должен был обеспечить выживание большевистского режима в условиях международной изоляции и массовых выступлений населения. Началом осуществления новой экономической политики стал Х съезд РКП(б), который в марте 1921 г. принял резолюцию «О замене продразверстки продналогом». Налог устанавливался в два раза меньше, чем размер продразверстки, предусмотренной на 1921 г. Впоследствии крестьянам было разрешено продавать излишки продукции на рынке, организовывать кооперативы, а также арендовать землю
использовать наемный труд. Соответственно в промышленности была проведена децентрализация управления, предприятия объединялись в тресты и переводились на хозяйственный расчет, некоторые предприятия возвращались прежним владельцам, вводилась сдельная оплата труда, разрешалась аренда, привлекался иностранный капитал через создание концессий и совместных предприятий.

Указанные меры способствовали возрождению рыночных отношений, фактически ликвидированных в эпоху «военного коммунизма». С целью их нормального функционирования вводилась новая система налогообложения, вводилась новая конвертируемая денежная единица - червонец, обеспеченный золотом (1 червонец равнялся 10 золотым рублям). Созревали лучшие условия для развития торговли предприятий всех форм собственности.

Но большинство большевистского руководства считало нэп временной политикой, рассчитанной на переход от капитализма к социализму, и не желало отказываться от коммунистических идей. Основные экономические рычаги оставались в его руках. Сохранялся значительный государственный сектор (тяжелая и большая часть легкой промышленности), внешняя торговля была государственной монополией, действовал единый государственный банк, государство формировало цены на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. В политической сфере РКП(б) удерживала всю полноту власти.

Основные противоречия осуществления НЭПа

ü Монополия большевиков на власть

ü Плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов

ü Курс на строительство социализма в одной отдельно взятой стране

ü Необходимость активизации внешнеполитической деятельности, усиление контактов с внешним миром

ü Необходимость осуществления индустриализации, создание мощного военно-промышленного комплекса

ü Отсутствие инвестиций в промышленность с отечественных и зарубежных источников

ü Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости

ü Усиление социальной дифференциации. Формирование «новой буржуазии» (нэпманов) и «новой аристократии» (партийно-советской номенклатуры)

Такое противоречивое положение вызвало неоднократные кризисы хлебозаотовок в 1925, 1927-1928, 1928-1929 гг. Поводом к их возникновению был отказ крестьян сдавать хлеб по заниженным ценам.

Кризисы сопровождались обострением политической борьбы в партийном руководстве между группой Бухарина, Рыкова, Томского (сторонниками сохранения и развития нэпа) и группой Сталина, Молотова, Кагановича, Ворошилова. В этой борьбе победила группа Сталина - сторонников военно-коммунистических методов управления экономикой, которые взяли курс на отказ от нэпа.

Хотя нэп не стал долгосрочной политикой, благодаря ему было восстановлено хозяйство, разрушенное в годы Первой мировой и гражданской войн. Возросло промышленное и сельскохозяйственное производство, оживились торговля и товарообмен, ослабла социальная напряженность.

8. Провозглашение СССР.

Учитель

Установление коммунистических режимов в большинстве новообразованных на территории бывшей Российской империи государств, схожих по политической системе, связанных единым народнохозяйственным комплексом и военно-политическим союзом (договоры 1919-1920 гг.), поставило на порядок дня вопрос об объединении этих новообразований. В начале 1920-х гг. разгорелась дискуссия о форме объединения. Среди многообразия мнений можно выделить два подхода к решению этой проблемы. Так, нарком национальностей И. Сталин выдвинул идею образования советской сообщества на началах автономии. То есть все советские республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономии. Такой вариант объединения получил название проекта автономизации, но его раскритиковали украинские и грузинские большевики. В условиях нарастающего конфликта между московским центром и большевиками национальных республик в полемику вмешался Ленин, который предложил создать советскую общину на началах федерации (в федерацию объединялись
равноправные республики, а не подчиненные РСФСР). Это предложение
одобрили представители всех республик.

В течение 1922 г. созывались съезды Советов Украины, Белоруссии,
Закавказья, Российской Федерации, которые подтвердили необходимость объединения равноправного федеративного союза наций. В конце декабря 1922 г. в Москве прошла конференция представителей национальных республик, которая утвердила проекты декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик и проект союзного договора 30 декабря 1922 г. состоялся І Всесоюзный съезд Советов. Основным докладчиком на нем был И. Сталин. Он ознакомил участников съезда с проектами документов и внес предложение утвердить их. Открывая обсуждение, представитель УССР М. Фрунзе предложил доработать документы, а уже после этого принять их на втором съезде Советов СССР. Съезд поддержал это предложение и создал комиссию для подготовки окончательного варианта документов. На съезде был провозглашен СССР, избран Центральный исполнительный комитет и Президиум Союза ССР, а также четыре председателя Президиума ЦИК Союза ССР, которые должны были по очереди главенствовать на заседаниях: от РСФСР - М. Калинин, от УССР - Г. Петровский, от БССР - А. Червяков, от ЗСФСР - Н. Нариманов.

Но союзный договор так никогда и не был доработан и подписан. «Комиссия 13» по доработке договора была ликвидирована. В январе 1923 г. ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию, которая подготовила проект конституции СССР. Он был утвержден на II Всесоюзном съезде Советов в январе 1924 г. Конституция содержала Декларацию и Договор об образовании СССР, который не имел ничего общего с проектом договора 1922 г. Съезд рекомендовал союзным республикам ратифицировать текст конституции, что и было сделано. Так произошло конституционное оформление СССР, о создании которого было объявлено ЦИК СССР в июле 1923 г. в «Обращении к народам и правительствам мира».

Через манипуляции Сталина союзный договор, который должен был стать международным договором между суверенными государствами, был заменен Конституцией, которая является внутренним документом.

Работа с таблицей

Рост количества союзных республик в составе СССР

ІV. Обобщение и систематизация знаний

Обсуждение результатов выполнения учащимися предварительного задания, поставленного перед началом изучения нового материала.

V. Коррекция и рефлексия. Итоги

Ø Завершение гражданской войны не способствовало стабилизации большевистского режима. Против политики «военного коммунизма» поднималась новая волна крестьянских и рабочих выступлений. Самым опасным для большевиков было восстание в Кронштадте.

Ø Под давлением обстоятельств В. Ленин настоял на введении нэпа. Большевикам пришлось пойти на значительные уступки населению, восстановив отдельные элементы рыночной экономики, в частности товарно-денежные отношения.

Ø Благодаря нэпу удалось восстановить разрушенное за годы боевых действий
хозяйство.

Ø Установка во вновь образованных на территории бывшей Российской империи государствах советской власти, пребывание у власти в них коммунистических партий, общее историческое прошлое и существование единого экономического комплекса - все это побудило советских лидеров к объединению советских республик в единую державу. После зажигательных дискуссий о форме объединения 30 декабря 1922 г. было провозглашено создание СССР.

VI. Домашнее задание

Учебник п. 11 с. 140-144, п. 19 изучить.


Похожая информация.


Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.

Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

Мозговой штурм – это способ работы группы, ориентированный на поиск вариантов решения проблемной ситуации. Главная идея метода – выдвижение наибольшего количества предложений участниками. Для участия в мозговой атаке приглашаются специалисты в различных областях знаний. Организация работы группы строится в три этапа: постановка проблемы, генерация идей, оценка и отбор наиболее удачных идей.

Постановка проблемы осуществляется руководителем групп. Он старается разъяснить суть проблемы, ее характерные проявления. Участники обсуждения стараются достигнуть четкого понимания результатов решения проблемы, задаются вопросами: кому и для чего это необходимо, что произойдет, если ничего не менять? Каждый из участников должен почувствовать важность и необходимость разрешения поставленной проблемы. Оптимизм и уверенность во много раз ускоряют процесс мышления. Руководитель формулирует и задает вопросы, контролирует процесс высказываний, следит за выполнением правил и регламента процесса.

Генерация идей происходит путем выдвижения своей идеи каждым из участников обсуждения с опорой на следующие положения:

· избегайте мысли о стандартных решениях проблемы;

· чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;

· если проблема не поддается решению в целом. попробуйте разделить ее на части;

· требуются не ваши знания, а идеи по решению проблемы;

· не ждите одобрения;

· не думайте о возможных последствиях.

При высказывании идей участниками категорически запрещается:

· делать критические замечания;

· давать промежуточные оценки;

· демонстрировать свое превосходство.

Количество идей, выдвинутых в процессе мозгового штурма, значительно больше, чем сумма вариантов, предлагаемых специалистами по отдельности. Это объясняется комбинированием идей в процессе мозгового штурма, стимулированием процесса мышления.

Длительность процесса мозгового штурма зависит от сложности решаемой задачи и находится в интервале 15-60 минут.

Оценка и отбор идей могут производиться участниками мозгового штурма или специальной группой специалистов. Заведомо неосуществимые предложения отбрасываются, а оставшиеся анализируются